Тайны тибетских лам. Далай-лама

Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.

Буддизм считается самой миролюбивой религией в мире: ни одной мировой войны не было развязано под ее флагами, никогда сторонники буддизма не пытались насаждать религию насильно. И поистине воплощением духа буддизма является Далай-лама, нравственный ориентир для всех, кто придерживается этой религии.

Кто такой Далай-лама?

В переводе с монгольского «далай лама» означает «Великий учитель» или «Океан мудрости». Но этот перевод лишь частично описывает, кто же такой Далай-лама для буддистов. Сторонники этой религии верят, что Далай-ламы — это земное воплощение идеи сострадания, они приходят в мир, чтобы служить людям. Именно Далай-ламы становятся духовными, а до недавнего времени еще и светскими правителями и лидерами Тибета — китайской провинции, долгие десятилетия борющейся за свою независимость.

«Церемониальная роль? Это не для меня. Стать кем-то вроде королевы Великобритании? Я лично очень уважаю королеву, она замечательный человек. Но сама система? Если вы принимаете церемониальную должность, вы должны что-то делать! Иначе, вы будете просто куклой. Кто-то пишет заявление, а я должен его зачитать? Кажется, это называется марионетка». (Далай-лама XIV)

В поисках ламы

Далай-ламы не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах. Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете. Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа.

Известно, что буддисты верят в реинкарнацию — повторное земное воплощение. Поэтому после смерти одного Далай-ламы они начинают поиски следующего. Обычно ребенок, в котором возрождается дух Далай-ламы, рождается в Тибете, Монголии или Китае. Но между смертью одного ламы и рождением другого может пройти несколько месяцев или лет, поэтому процесс поисков нередко затягивается.

Что же делают для того, чтобы определить направление поисков? Для этого забальзамированное тело умершего Далай-ламы сажают на трон в определенной позе и ждут, когда голова его отклонится. Это и будет направление поисков. Затем ламы ищут другие знаки, например, ждут подсказок в водах священного озера. Есть в Тибете и специальный монах-пророк, который разгадывает различные знамения.
После обнаружения ребенка, который может служить воплощением Далай-ламы, ему необходимо пройти испытания. В частности, из предложенных вещей определить те, которые принадлежали прежнему Далай-ламе. Пройдя все эти ступени, даже самый обычный ребенок может стать духовным лидером Тибета.

Так произошло и с ныне здравствующим Далай-ламой XIV, который родился в 1935 году в семье простых крестьян. А в возрасте двух лет Лхамо Дхондруп был признан Великим Далай-ламой. Он покинул родительский дом, получил новое имя Тэнзин Гьяцо и в 1950 году был возведен на престол.

Духовный лидер

Достаточно долгое время Далай-лама, как было заведено испокон веков, совмещал духовную и светскую власть, являясь единоличным правителем Тибета. К сожалению, история распорядилась так, что Далай-лама XIV уже несколько десятков лет живет в изгнании. В 1950 году армия Китая, недовольного независимостью Тибета, захватила провинцию, где в 1959 году поднялось жестокое восстание против Китая. Стараясь погасить конфликт и по возможности избежать жертв, Далай-лама XIV и многие тысячи его сторонников нашли убежище в Индии, где сегодня существует так называемая «маленькая Лхаса» (название столицы Тибета). Он сложил с себя политическое руководство Тибетом, которое перешло к премьер-министру, и, насколько это известно, ведет с Китаем переговоры о предоставлении Тибету большей автономии.

«Тибетский вопрос — это не вопрос о личной судьбе Далай-ламы. Это вопрос о шести миллионах тибетцев и их культуре. Я один из них». (Далай-лама XIV)

Биография Далай-ламы

Конечно, Далай-ламу нельзя назвать «человеком, как все», хотя иногда кажется, что это так и есть. Тем не менее, чтобы стать духовным лидером и нравственным ориентиром для буддистов всего мира, он прошел очень долгий путь.

Который начался с обучения. Тэнзин Гьяцо изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, буддийскую философию, поэзию, музыку и драматическое искусство, астрологию и словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал экзамены на степень доктора богословия. Прекрасное образование не заставило его забыть о своих корнях, и он даже подшучивает над собой: «Я родился в глубинке, там не было школы, скорее всего, без образования я стал бы крестьянином. Хотя я всегда интересовался техникой, так что был шанс стать трактористом».

Он много ездит и выступает с лекциями. Он встречается с верующими и отвечает на их вопросы. При этом организаторы его встреч подчеркивают, что Далай-лама не обращает внимания на одежду собеседника и обязательно угостит его чаем. А также рекомендует взять с собой на лекцию головной убор — часто Далай-лама общается с людьми прямо на улице и заботится о том, чтобы всем было комфортно. Он также предлагает своим сторонникам отказаться от мяса, но не настаивает на этом. А если у него выдается день без поездок и большого количества встреч, то он начинает его в 4 утра с медитации, а заканчивает около 7 вечера молитвой. Те, кто близко сталкивались с Далай-ламой, отмечают, что он очень прост в общении и молод душой. И что у него прекрасное чувство юмора.

Цитаты Далай-ламы

«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий. Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм. Это будет правильно».

«Будь добрым и сострадательным человеком. Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему».

«Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты».

Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы.

Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.

Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.

Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.

Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.

Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.

Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное.

Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта.

Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.

Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».

Тибетские ламы в России

Интересно, что загадочное искусство тибетских лам было известно и в России. Однако по большей части оно было связано с целительской деятельностью. Центром сосредоточения лам-целителей в России стала Бурятия. Оказывается, тибетские ламы занимались миссионерской деятельностью. А потому в начале ХVIII в. их взгляд был привлечен бурятскими землями, население которых исповедовало по большей части буддизм.

На этих неосвоенных территориях и возникли буддийские храмы, при которых существовали школы. Лучшие ученики данных образовательных учреждений готовились как ламы-врачеватели. При этом самые перспективные могли повысить свою квалификацию, посетив Тибет и Индию. По окончании подобной стажировки ламы-целители достигали высшего звания в своей области, именуясь «главами медицины», что можно сравнить с титулом дипломированного академика. К слову сказать, в пору возникновения тибетских храмов в Бурятии в России не было собственных медиков, даже царей лечили иностранные специалисты. И только Петр I создал при Московском университете медицинский факультет. Представительства тибетских лам в Бурятии просуществовали практически до начала ХХ в. А всероссийская известность к бурятским ламам-целителям пришла только в 1861 г. благодаря событию, получившему впоследствии наименование «читинского чуда».

Итак, с целительской практикой лам первыми столкнулись жители Читы. В то время там свирепствовала эпидемия такой страшной болезни, как брюшной тиф. Известно, что в то время эта болезнь считалась смертным приговором, поскольку никаких лекарственных препаратов от нее просто не существовало. А потому все усилия врачей были напрасными. Единственное, что они могли делать в той ситуации, - облегчать боль зараженным людям. При этом болезнь не щадила и врачей, те умирали наравне с остальным населением края. Более того, существовала реальная угроза распространения эпидемии брюшного тифа по всей территории тогдашней России. Естественно, что не обошлось и без панических настроений. Умные головы в окружении местного губернатора Муравьева-Амурского посоветовали ему искать помощи у известного в этих краях знахаря - бурята Сультима Бадмаева. Про него было известно, что он с самого детства изучал наследие тибетских врачевателей, и свои знания с успехом применял для лечения как людей, так и животных, чем завоевал широкую популярность среди местных жителей. Целителя разыскали. Естественно, что тот не мог отказать в столь трудную для людей минуту. В результате его вмешательства уже через 20 дней вспышка эпидемии была потушена. Про способ лечения не известно ничего, кроме того, что врачеватель раздавал больным какие-то мешочки с порошками. После столь успешного предприятия знахаря повезли в столицу, к царю Александру II. В благодарность за спасение жителей читинской губернии царь пообещал целителю все, что тот только пожелает, подразумевая под этим, без сомнения, денежное вознаграждение или орден. Однако каково же было удивление царя и его приближенных, когда последователь учения тибетских лам пожелал в свое распоряжение целый госпиталь, где предполагал апробировать свои познания в целительстве лам на реальных больных. Вторым желанием бурятского ламы стало получение статуса военного врача, погоны которого защитили бы лекаря от насмешек иных врачевателей с университетскими дипломами. Несмотря на негативное отношение царского окружения, Александр II со словами «Пусть покажет, что может» удовлетворил просьбу Сультима Бадмаева, который отныне стал крещеным Александром Александровичем.

Под эксперимент отвели помещение в Николаевском госпитале. Бадмаеву предложили вылечить больных с последней стадией самых страшных на тот момент болезней: рак, туберкулез и сифилис. Естественно, что за процессом лечения очень внимательно следили дипломированные медики. И… о, чудо! Больные выздоровели. Это событие тут же получило наименование «столичного чуда», которое, безусловно, затмило события в Чите. После этого эксперимента плохо говорившему по-русски лекарю было высочайше даровано звание военного медика, дававшее ему равные права с дипломированными специалистами. К тому же Бадмаеву разрешалось отныне иметь, что называется, частную практику, т. е. принимать пациентов на дому. Кроме того, он смог открыть аптеку так называемых «восточных лекарственных средств».

Прежде чем перейти к рассказу о миссионерской деятельности Александра Александровича Бадмаева и его последователей в России, стоит немного остановиться на основах теории целительского искусства тибетских лам, которая по признанию специалистов включает в себя все самые последние достижения так называемой восточной медицины. Главным руководством этой медицины считается Жуд-Ши, которое содержит такие разделы, как анатомия, эмбриология, патология, гигиена, диагностика, хирургия, физиология, фармакология, фармакогнозия и т. д. Отправной точкой данной медицинской доктрины считается энергетическая теория, известная многим из философии йогов. Основной мыслью этой теории служит то, что все земные существа заряжаются некой универсальной жизненной силой, которая исходит от Солнца. Систему каналов, по которым в организм любого человека поступает солнечная энергия, можно найти в многочисленных пособиях по теории и практике иглоукалывания. Поступающая в организм человека универсальная энергия накапливается в неких специальных центрах, называемых чакрами. Далее все достаточно просто: если солнечная энергия поступает в человеческий организм, что называется, «в достаточном количестве», то здоровью человека ничего не угрожает, если же энергии не хватает или, наоборот, ее слишком много, то человек начинает болеть.

В связи с этой «энергетической» теорией в обязанности ламы-целителя включаются две основные задачи: во-первых, выяснить, в каком именно, органе или системе наблюдается сбой энергии, а во-вторых, узнав проблему, подобрать средства или способ устранения переизбытка или дефицита энергии.

Также анализировать энергетическое состояние организма человека можно с помощью так называемого «третьего глаза». Этот способ диагностики используется приверженцами индийской школы йоги. Под «третьим глазом» понимается некий рудиментарный орган, известный также под названием шишковидная железа. Глаз расположен чуть выше переносицы, в лобной части головного мозга. Считается, что его габариты сравнимы с величиной пшеничного зерна. По теории йогов этот глаз есть у каждого человека, однако у большинства он не развит. Это положение можно исправить с помощью специальных дыхательных упражнений. Суть диагностики посредством «третьего глаза» состоит в следующих постулатах: больной орган или система организма имеют, как правило, более темный окрас, а, следовательно, и их электрический заряд иной по сравнению со здоровыми органами. Вот этот нюанс состояния человека и улавливает развитый «третий глаз», являющийся в данной ситуации своеобразным электронным датчиком.

Третьей разновидностью диагностики тибетских лекарей можно считать прощупывание пульса у больного человека. С помощью этой нехитрой технологии целители могли определить правильность движения крови по сосудам. Но и здесь требовался определенный навык, поскольку эту информацию необходимо было успеть получить в интервале между сокращениями сердечной мышцы. Этому искусству способных учеников обучали с четырехлетнего возраста. И в конце концов они могли распознавать тончайшие оттенки кровопотока. А он мог быть разным. Например, ритмичным или беспорядочным, с повторяющейся мелодикой или с нарушенным ритмом и т. д. Различают более сотни различных оттенков. Полная картина подобного набора оттенков и давала ламам-целителям представление о состоянии человеческого организма. Такой способ диагностирования в то время выглядел, конечно, на грани реальности. Однако передовая мировая медицина сегодня использует этот передатчик информации. Хотя и ныне он полон тайн и загадок. Ведь с помощью анализа движения крови можно определить не только нынешнее состояние систем организма, но и раскрыть всю историю его заболеваний с самого рождения. Хотя уже доказано, что все три вышеозначенных метода диагностики основаны на физиологических особенностях человека, в частности на проявлении скрытых возможностей мозга и рук лекаря. Интересно, что дар тибетских целителей можно сравнить с даром художественного восприятия истинного живописца, творческий взгляд которого способен различать до сорока оттенков одного цвета, не воспринимаемых, как правило, обычным обывателем, лишенным творческого видения окружающей действительности.

Интересно, что прагматичная западная медицина неоднократно пыталась освоить тайны тибетских целителей без изучения энергетической теории. Но все попытки окончились неудачей.

Есть свидетельства о том, что тибетские лекари времен завоеваний Чингисхана могли оживить воинов с ранениями сердца. А в стенах буддийских храмов скрываются тайны проведения операций на спинном мозге человека, когда опухоль можно удалить без повреждения позвонков. Древние тайны эмбриологии, известные в Тибете, позволяли получать потомков с отменным здоровьем. Кроме того, тибетские ламы владели искусством врачевания как минимум восемнадцати болезней, возбудителями которых были различного рода микробы.

Другим красочным примером борьбы «просвещенной» европейской медицины и «знахарства» тибетских лам может стать тот факт, что основным способом лечения злокачественной опухоли у европейских специалистов считался хирургический нож, тогда как в аптеке Бадмаева предлагалось средство, принимая которое дважды в день в течение 2–8 месяцев, больной мог полностью излечиться от любой стадии болезни. И стоило это средство всего 10 копеек, а значит, за весь курс выходило 12–48 рублей. Для сравнения: заработная плата рабочего в тот период истории составляла 30 рублей в месяц. Иными словами, подобное лечение было по карману человеку любого достатка.

Интересно, что препарат, который использовал последователь тибетских лам-целителей, и именовавшийся Мугбо-юлжал № 115 действовал следующим образом: он стимулировал защитные силы человеческого организма, не уничтожая больные клетки. Лечение проходило за счет рассасывания опухоли. Все известные побочные эффекты в виде тошноты, запоров, задержек мочеиспускания, потери аппетита и ухудшения крови при приеме данного препарата отсутствовали. Не было и более сильных типичных последствий, таких как метастазы, выпадение волос, нервное и физическое истощение, подавление сексуальности и т. п.

Еще более чудовищный случай произошел с вождем революции Владимиром Ильичом Лениным. Как известно, после ранения за ним наблюдали самые именитые головы мировой медицины. По заметкам исследователей, речь идет более чем о 18 профессорах, получавших за свою работу золотыми червонцами, которые в то время ценились гораздо больше доллара. Синклит из выше означенных светил медицины поставил больному вождю три противоречащих друг другу диагноза: 1) переутомление или неврастения; 2) отравление свинцом в результате нахождения в его организме двух пуль после выстрела Ф. Каплан; 3) так называемый «сифилис мозга». И, наконец, после того как у больного стали появляться симптомы лекарственного отравления, ему ставят следующий чудовищный диагноз - гастрит. При этом лечение «сифилиса мозга» состояло во введении препаратов мышьяка и соединений йода, а также во втираниях ртути(!). Для лечения «отравления свинцом» понадобилась хирургическая операция. В результате подобного лечения пышущий здоровьем человек, проводивший в свое время по 40 заседаний и принимавший до 70 посетителей, очень скоро оказался в мавзолее. После вскрытия оказалось, что правильный диагноз был плачевно прост: «распространенный атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания».

А теперь вернемся в традициям тибетской медицины. Самый заурядный целитель средней руки вылечил бы Ильича без особых хлопот. Но история цесаревича Алексея повторилась уже при советской власти, поскольку медицинское сообщество дипломированных специалистов осталось незыблемым. И, как и в истории с цесаревичем Алексеем, существовал реальный шанс спасти любимого вождя. Однако даже в монографию академика Лопухина этот эпизод не вошел.

В то время в России практиковал врач Залманов, тщательно изучивший наследие тибетских лам. Им был предложен метод лечения под названием капилляротерапия, представляющий собой прием горячих ванн со скипидаром. Эти ванны способствовали очищению сосудов и их расширению. То есть при проведении процедуры в организме человека происходила сильнейшая прокачка крови. Подобное лечение могло спасти жизнь Ленину. Однако Залманова попросту прогнали. Врач вынужден был эмигрировать в Париж, где открыл клинику, получил всемирную известность и написал книгу «Тайная мудрость организма».

Гораздо более печально сложилась судьба ламы-целителя Петра Бадмаева. За то, что он лечил членов царской семье, врача держали в подвалах ПетроЧК.

Практику лечения по методике тибетских лам продолжил племянник Петра Николай Николаевич, также ратовавший за создание клиники тибетской медицины. Однако по навету врагов перед самым открытием заветного детища в 1937 г. он был арестован и исчез. Хотя у него были определенные заслуги перед новой властью: он был полевым хирургом в Красной армии, лечил политическую элиту того времени - Куйбышева, Ворошилова, Бухарина, Горького, Алексея Толстого. Хотя потомки семьи Бадмаевых стали врачами, передать им тайну диагностирования по пульсу Николай Николаевич не успел. У них остались только архив рецептов знаменитых тибетских порошков.

Еще один советский лама-целитель - Галдан Ленхобоевич Ленхобоев. Уроженец Бурятии, он обучался в монастыре с 4 лет, постигая лекарское искусство Тибета до 16 часов в сутки. После прихода к власти коммунистов все храмы в Бурятии были разрушены, ламы расстреляны. Мальчику чудом удалось остаться в живых. Однако науку целительства он не забыл, но помогать людям ему приходилось тайком, официально работая формовщиком на заводе. Член Географического общества СССР, художник и изобретатель с мировым именем, он владел пульсовой диагностикой. Но своему предназначению ламы-целителя смог полностью отдаться лишь на пенсии. Весть о его возможностям быстро разлетелась по краю, к нему приходили больные люди. Иногда в день он успевал принять до 400 человек, ведь с помощью диагностики по пульсу на одного пациента он тратил не более 10–15 сек. Статистика свидетельствует о том, что все его диагнозы были безошибочны. Раздачей пронумерованных порошков занимались его ассистенты. Но вскоре, как это нередко бывало в советское время, обком партии прикрыл эту «богадельню», хотя сами работники этого учреждения продолжали пользоваться его услугами. Слух о чудо-лекаре дошел до Москвы. Галдан Ленхобоев стал лечить самых высших сановников политического верхушки: Р. Я. Малиновского, Г. К. Жукова, авиаконструктора А. С. Яковлева и многих других. Обращались к нему и представители московской литературнохудожественной богемы. Когда над народным целителем сгустились тучи, публицист Борис Камов, написавший в последствии книгу о тибетских ламах в России, пытался помочь Галдану Ленхобоеву, опубликовав статью о возможностях тибетских лекарей, но статью запретили. Причем запретили те самые люди из обкома и ЦК партии, которые регулярно консультировались у лекаря. Ленхобоев, как и его предшественник Петр Бадмаев, пытался открыть клинику, но, как и в первом случае, последовал категоричный отказ. И, как и в случае с Лениным, ламе-целителю не дали возможности вылечить Шостаковича, Малиновского и Жукова. Остается надеяться на то, что тибетская медицина завоюет наконец то положение, которое должно принадлежать ей по праву.

Из книги Тайны параллельных миров автора Чернобров Вадим Александрович

Привидения: ХРОНИКИ БЕЛОЙ ЛАМЫ Привидения являются только тем, кто должен их видеть А. ДЮМА-отец Громада темного замка, где нам предстояло провести ночь и проверить на себе легенды о местном духе мертвой Дамы, едва просматривалась в сгущающемся сумраке, но здесь, на улице,

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Ламы и друзы Перевод – К. Леонов Последняя работа м-ра Л. Олифанта «Страна Гилеад» привлекла к себе весьма значительное внимание. Сообщения о ней появились уже давно, но мы были вынуждены оставить этот вопрос в стороне до настоящего момента из-за недостатка места. Теперь

Из книги Шестая раса и Нибиру автора Бязырев Георгий

Из книги Магия и тайна Тибета автора Давид-Неэль Александра

ТИБЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ Все ваши мысли являются вещамиСамые грандиозные пирамиды Земли находятся в Тибете. Н.К. Рерих считал именно Тибет центром зарождения человечества и утверждал, что праотцами нашей цивилизации были - атланты. Дорогие мои читатели, мы-то с вами знаем, что

Из книги Шафранная мантия. (THE SAFRON ROBE) автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

Глава 1 Тибет и ламы – Ну, тогда договорились. Я отпускаю с вами Давасандупа в качестве переводчика. Он будет сопровождать вас в Гангток.Это что же, я разговариваю с каким-то мужчиной? Разве это низкорослое желтокожее существо, облаченное в ярко-оранжевые одежды, с

Из книги Советский оккультизм. Тайны НКВД и КГБ автора Бубличенко Михаил Михайлович

Глава 2 В гостях у ламы В Гангтоке я снова встретилась с Бермиагом Ку– шогом. Лама Энча уехал в Шигадзе, в Тибете, и вернулся только несколько месяцев спустя. Давасандупа вызвал Сино в качестве переводчика на тибетскую политическую конференцию, созванную в Индии.

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

Глава 5 Аудиенция у Далай-Ламы Меня готовят к визиту - Незабываемая встреча - Похвала Высочайшего - Неужели в такой день можно учиться? - Святой Восьмеричный Путь - Неприятный разговор - Учителя из Индии вызывают к НастоятелюМы вместе помчались по коридору,

Из книги Сверхъестественные возможности людей автора Луковкина Аурика

Николай Рерих, как перевоплощение далай-ламы пятого Теперь пришла речь рассказать о шагах советского правительства по налаживанию связей с Тибетом. Как ни печально, но активное участие в этом принял Николай Константинович Рерих. Ниже изложена краткая версия того, какую

Из книги Йога и сексуальные практики автора Дуглас Ник

ТИБЕТСКИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ В Тибете любые решения зависят от предсказаний оракула. Каждый житель Страны Снегов считает оракула руководителем своих насущных дел.Особым почетом пользуются астрологи: начиная с 1026 года без их помощи не принимается ни одно решение. Известно

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Глава 3. Проверен временем (тибетские ламы, шаманы, целители и

Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Из книги Тибетские поющие чаши и универсальная энергия Рэйки автора Огуй Виктор Олегович

В поисках ламы Вадим Карелин 25 апреля 1989 года в местечке Лхари, в Нагчу, к северу от Лхасы, в Тибете, родился Гедюн Чоки Ньима. Через шесть лет, 14 мая 1995 года, Далай-лама XIV официально провозгласил его перевоплощением Панчен-ламы X и Панчен-ламой XI Тибета. Через три дня мальчик

Из книги Далай-лама о главном автора Уэда Нориюки

Тибетские тульпа Тульпа – видимый и даже осязаемый фантом, создаваемый воображением и усилием воли медитирующего человека. Способ описан исследовательницей Александрой Дэвид-Неэль во время ее пребывания в Тибете. Данные фантомы традиционно использовались в

Из книги Аура дома автора Фад Роман Алексеевич

Из книги автора

Общественная деятельность Далай-ламы в Индии Ещё раз обойдя вокруг монастыря, мы посетили школу-интернат Tibetan Children’s Village (TCV) для тибетских детей-беженцев, расположенную примерно в четырёх километрах вверх от Дхарамсалы. Всего в Индии семь школ TCV, и школа в Дхарамсале

Из книги автора

Использование музыки для очищения пространства от негатива: тибетские поющие чаши, танталы - тибетские колокольчики, горловое пение, варган… Вы когда-нибудь задумывались о том, как музыка влияет на человека? Одна мелодия расслабляет, приводит в спокойное и хорошее

В нашем мире, в огромном потоке информации, практически каждый мог слышать о Далай-ламе, о его учениях и философии жизни. Кто же этот человек, высказывания которого цитируют по всему миру?

Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) является буддистским духовным лидером народов Монголии, Тибета, Калмыкии, Бурятии и других регионов. Долгое время он возглавлял Тибетское правительство, которое находилось в изгнании. Жизнь Далай-ламы была наполнена непростыми испытаниями и трудностями.

Детство и юность

Родился будущий Далай-лама XIV в 1935 году в семье бедных крестьян в одной из северо-восточных провинций Тибета. Имя, полученное при рождении, было Лхамо Тхондуп. Позднее, в своей автобиографии, он писал о значимости своего простого происхождения в понимании чувств и мыслей небогатых тибетцев. В возрасте двух лет Лхамо Тхондуп был признан монахами реинкарнацией своего предшественника - Далай-ламы XIII, а в четыре года он вместе с большим караваном прибыл в столицу Тибета - Лхасу.

Обучение Далай-ламы монашеским дисциплинам длилось с шести до двадцати пяти лет. Блестяще сданные экзамены ученым-монахам, позволили Далай-ламе получить высокое звание доктора буддийской философии.

Правление Тибетом

Возведение на трон Далай-ламы XIV состоялось в 1940 году в Лхасе. Тибет в те годы был независимым государством. Но уже в 1949 году правительство Китая заявило, что Тибет является частью Китайской народной республики и ввело войска на восток государства. Пытаясь сопротивляться оккупации, в 1950 году пятнадцатилетний Далай-лама стал главой тибетского государства и правительства. Это вызвало недовольство китайских властей. После военных столкновений между плохо вооруженными тибетцами и китайской армией, начались длительные переговоры. Результатом стало подписание китайско-тибетского соглашения, по которому Тибет становился частью Китая. Однако, сопротивление тибетцев не прекращалось. После подавления массового антикитайского восстания в 1959 году Далай-лама бежал из Тибета в Индию. И с тех пор он руководил Тибетским правительством в изгнании.

Деятельность Далай-ламы

Пребывая в Индии, Далай-лама не прекращал своей деятельности по возвращению свободы и независимости Тибету. С этим вопросом он обращался в Организацию Объединенных Наций, в Конгресс США с целью обратить внимание на проблемы тибетцев. Благодаря активной деятельности Далай-ламы была сохранена тибетская . На территории Индии для беженцев из Тибета была организована целая система обучения языку и культуре, открыты институты тибетских исследований и тибетских видов искусства. Его план по созданию «зоны мира» в Тибете получил в 1989 году заслуженную высокую оценку общества - Далай-лама XIV стал лауреатом Нобелевской премии мира. На сегодняшний день он имеет более восьмидесяти различных наград, почетных премий и ученых степеней. В мире опубликовано множество его книг.

Учения Далай-ламы признаны многими институтами и университетами как основа мирных решений внутригосударственных и международных конфликтов, разрешений вопросов по правам человека. Его труды базируются на важности общечеловеческих ценностей и способности достичь гармонии между людьми с различными вероисповеданиями. Многие философские высказывания Далай-ламы, его наставления по жизни хорошо изучены и часто цитируются учеными-философами.

До Далай-ламы XIV ни один из его предшественников не выезжал за пределы . Сегодня лидер буддистов является фигурой международного значения. Он активно путешествует, встречается со многими политическими лидерами, известными учеными. Выступает перед различными народами, принимает участие в межконфессиональных богослужениях. Его поездки и встречи планируются на несколько месяцев вперед. Помощь Далай-ламы XIV тибетскому народу в сохранении самобытности, религии и культуры не иссякает до сих пор.

Экология жизни.Чтобы действительно начать понимать (или хотя бы получить шанс), ему нужно сделать усилие, прекратив реагировать, и использовать освободившуюся при этом энергию для движения к пониманию.

Конечно, когда говоришь такие вещи людям в лицо, в них сразу вспыхивают клещи, и они начинают возражать. Но в этом нет правды, то есть в возражении нет истинного содержания. Это просто реакция. Как капнуть соляным раствором на амёбу, а она начнёт сжиматься. Вот и всё. Но амёба, в отличие от людей, не возражает, она честно реагирует, полностью погружена в свою обусловленность со всей очевидностью.

Человек же руководствуется в таком же, по сути, реагировании, концепцией правоты. Не правды как неискажённым отражением реальности, а именно личной правоты. Это и есть суть его реагирования. Чтобы действительно начать понимать (или хотя бы получить шанс), ему нужно сделать усилие, прекратив реагировать, и использовать освободившуюся при этом энергию для движения к пониманию.

Если вы попробуете так сделать, возможно, вы получите из слов этого тибетского ламы некий экстракт, который произведёт на вас действие катализатора для пусть небольшого, но настоящего изменения.

Просто поймите для начала, что то, о чем он говорит, присутствует в нас, поскольку мы все в целом выросли в теле европейской культуры. И все явления, указанные этим ламой, присутствуют и живут в нас, даже если концептуально (по прямому намерению или из противоречия) мы не согласны с ними. Вы можете сказать - всё это уже не так для нас, это слишком грубый взгляд. Нет, просто этот лама вытащил эти "грубые" вещи на поверхность, а в нас они скрываются под спудом, под толстым мягким слоем привычки не замечать, чему мы следуем каждую минуту. Это привычка, которую мы называем спасительным неведением. Хотя оно не спасает нас ни от чего. Итак...

"Всякий раз, когда я преподаю основы Винаи, мои студенты удивляются тому, что ложь в буддизме относится к основным чёрным деяниям. Что ложь стоит в том же ряду, что и убийство, воровство, блуд. Вы, люди Запада, отнюдь не считаете ложь чем-то очень серьёзным. Ведь есть же, по-вашему, ложь во спасение.

Вы даже убеждены, что в с е л г у т . В том числе и ламы, и священники. Вот в этом ваша беда.

В том, что вы не считаете ложь серьёзным проступком? Или в том, что лгут священники, вы спрашиваете? Во всём сразу.

Понимаете, ваши священники ни в чём не виноваты. Вы не оставили им другого выхода. Но, думаю, что именно священники заложили фундамент целого ряда неправд, на которых сейчас стоит западное общество. А что они ещё могли сделать? Они выбирали между большим и меньшим злом.

Думаю, что первопричиной всему стал Иисус.

Сейчас кто-нибудь из вас подумает: конечно, лама не может не нападать на нашу религию и на нашего учителя. Но я вовсе не нападаю. Я сокрушаюсь. Иисус, как и священники, ни в чём не виноват. Кроме одного: Он оказался слишком на вас непохож.

Вы – менеджеры, деловые люди. Иисус не был деловым человеком. Он был великим поэтом. Мечтателем. Сейчас вам кажется, что я вновь Его критикую, потому что для вас «мечтатель» – это бранное слово. Но эта критика содержится в вашем уме, а не в моём . Почему я должен считать «мечтателя» бранным словом? Я сам мечтатель своего рода. Переезд в Европу с целью проповеди Учения был очень наивен с моей стороны, а только мечтатель способен на наивные поступки.
Впрочем, я не жалею об этом переезде. Проповедь в Европе – прекрасный путь для того, чтобы стать бодхисаттвой. Бодхисаттвой Кшитигарбхой. Надеюсь, что кое-кто понял сейчас, чту я имел в виду.

Иисус был великим мечтателем, поэтом и идеалистом. Но не просто мечтателем. Думаю, что Он достиг всего, о чём мечтал. Он мечтал, что и другие достигнут этого.

А вы, европейцы, назвали себя Его учениками, поэтому вам нужно было что-то делать. Иисус, в отличие от Будды, не оставил вам никакой методики, никакого последовательного пути. Поэты не оставляют методик. Освобождения можно достичь, идя маленькими шагами. Царства Божьего можно достичь только прыжком. Или несколькими прыжками.

Прыжок первый: возлюби ближнего как самого себя . Это то, что у нас называется л о д ж о н г, развитие сострадательного сердца.

Прыжок второй: раздай всё, что имеешь, и следуй за учителем. То, к чему призывал Будда первых монахов.

Эти прыжки оказались для большинства слишком велики, а пропасти между ними – непроходимы. И вот священникам осталось только одно. Притвориться. Лгать. Лгать, будто вы уже прыгнули. Уже летите. Что имеете шансы благополучно приземлиться. В действительности, вы даже не отрывались от земли.

А чту им оставалось делать? Сказать, что никто никогда не станет подобен Иисусу? Но тогда ваша религия вообще не нужна. Тогда люди останутся, какими они были. Поэтому пришлось притворяться.

Так был заложен целый ряд неправд. Эти неправды определяют всю жизнь западного общества. Они – первое, чему начинают обучать ребёнка.

Давайте взглянем на них поближе.

Ложь первая: мир постоянно развивается. Раньше было хуже, сейчас стало лучше.

Ложь вторая: демократия – лучший общественный строй.

Ложь третья: богатство и слава есть мера того, насколько хорош человек.

Ложь четвёртая: существует вечная, идеальная любовь между мужчиной и женщиной.

Ложь пятая: между мужчиной и женщиной в духовном смысле нет никакой разницы.

Ложь шестая: вещи и слова, которыми их обозначают, – это одно и то же.

Ложь седьмая: в вашем обществе совсем мало плохих людей. А если они и появляются, их быстро наказывают.

Ложь восьмая: вы – христиане.

Я не буду говорить про каждую из этих неправд. Про демократию, например, я уже говорил. Я скажу только про некоторые.

Итак, ложь первая: общество развивается. Но, строго говоря, я не вижу никаких подтверждений тому, что общество развивается. И не оттого, что я недоброжелательный иностранец. Мне кажется, ваше общество развивалось примерно до середины XIX века. И в XIX веке оно достигло своей вершины. Это было совсем недавно, но это – уже было. Именно тогда были написаны ваши лучшие книги и ваша лучшая музыка. Конечно, сами по себе книги и музыка не показывают уровень развития общества. Важна степень сострадания. Когда я читаю Диккенса, мне кажется, что мера сочувствия, которую его герои испытывают друг к другу, уже никогда не будет вами достигнута вновь.

Развивается только техника . И вот здесь кроется ещё одна из неправд, в которые вы верите. Вы считаете, что техника – друг человека. Поверьте мне, что пулемёты, из которых стреляли по тибетским монахам, не были их друзьями.

В каждом обществе есть третья варна: вайшьи, купцы. Люди, которые любят деньги и умеют их делать. Их достаточно много. Иногда их большинство. Но все не могут быть купцами. Вы же считаете, что могут. Вы так долго убеждали солдат и священников поверить в то, что они должны быть так же богаты, как купцы, что они должны любить деньги и уметь их делать. И они поверили, в конце концов.

Теперь ваши священники и государственные служащие пытаются делать деньги. У кого-то это получается. У того, кто как следует проповедует или служит, это получается плохо. В результате эти люди чувствуют себя неполноценными. Неполноценный мужчина редко нравится женщине. От этого женщинам начинает казаться, что сильных мужчин вокруг не осталось, хотя мужчины в этом и не виноваты. Тогда женщина берёт на себя задачи мужчины и становится мужеподобной.

Или же мужчина считает, что если он заработал мало денег, он должен получить «компенсацию» в личной жизни, в виде сексуальных удовольствий. И тут мы переходим к четвёртой лжи.

Конечно, никакой вечной любви между мужчиной и женщиной нет. Есть вечное сострадание. Не знаю, как вы вообще пришли к этой идее. Может быть, Иисус и мог любить идеальной любовью, и она была вечной. Вы же притворились, что стали почти как Он. Но вы не стали.

В результате почти каждая западная девушка, которая вступает в брак, думает, что достигла цели своей жизни. Она ждёт, что её муж окажется богом. Богов среди людей мало. В результате чрезмерные надежды ведут к большому разочарованию. Мужчины обманули меня, они – не боги, думает женщина. Женщины всем лучше. Так снова возникает лесбийская любовь. В действительности мужчины не лучше и не хуже.

Мужчины д р у г и е. Мужчины и женщины – это совершенно разные, непохожие друг на друга существа. Есть много мужских мыслей, которые женщине просто неинтересны, и наоборот. Но западная женщина, обманутая ложью о духовном равенстве женщины и мужчины, меряет мужчину женской меркой. Конечно, она находит его всем хуже, ведь мужчина не может рожать детей, он менее вынослив, менее красив, и интуиция его слабее. Это всё равно, что оценивать лошадь только как машину для передвижения. Конечно, мотоцикл быстрее, прочнее. Но лошадь р а з у м н а.

Школьные учителя творят большое зло, когда ставят знак равенства между мужчинами и женщинами. Они делают и тех, и других несчастными. Они увеличивают число лесбиянок и гомосексуалистов. Но ведь вы считаете гомосексуалистов нормальным явлением, вы дали им те же права, что и обычным людям. А у нас мужеподобные женщины и женоподобные мужчины не могут быть пострижены в монахи. И для монахинь – совсем другие запреты, чем для монахов-мужчин. Если бы Будда родился среди вас в наше время, вы посадили бы Его в тюрьму за дискриминацию.

А мужчина в вашем обществе заводит несколько любовниц, вместо того чтобы завести несколько жён. Он не может завести несколько жён, ведь вы верите в то, что есть только одна вечная идеальная любовь. И поэтому, заведя любовниц, он тоже чувствует себя виноватым. Вы почти все чувствуете себя виноватыми перед тем священником, который в детстве произносил вам проповеди. Например, потому, что вам сказали, что вы, как всякий человек, должны быть богатым, любить одну женщину идеальной любовью, а также любить, как Иисус или Будда, всех людей. Но вы чувствуете, что у вас этого не получается. Поэтому религия раздражает вас. Поэтому так мало людей в западном обществе ходят теперь в церковь. Я совсем не говорю, что много жён – это хорошо. Думаю, что чем меньше, тем лучше. И всё же много жён лучше, чем много любовниц.

О своей жене мужчина заботится. А любовницу можно бросить, когда она разонравилась. Или убить. Ведь любовница – это для христианина грех, и убивая любовницу, вы думаете, что убиваете грех. Разве не так? Вы протестуете, но это именно так и есть. Вспомните «Кармен». Это ваша, европейская опера. Офицер убивает цыганку за то, что она завела любовника. В Тибете, конечно, такое тоже случается. Страсть сильна во всех народах. Но между нами и вами всё-таки есть разница.

Мы честно говорим, что в человеке есть желание, ненависть и ревность. Это плохо, но они есть, а уйти в монастырь может не каждый. Поэтому мы пытаемся связать желание, ненависть и ревность узами общественной морали. А вы говорите, что желания у мужчины к разным женщинам появиться не может. Потому, что это противоречит идеалам вечной любви, это не по-христиански. Вы делаете вид, что желания вообще нет. А оно поднимает голову и всех убивает.

А теперь шестая ложь.

Вы глубоко убеждены, что вещи и слова – одно и то же. Что слово всегда точно соответствует внутренней сути вещи. Тем более написанное слово. Думаю, что это тоже идёт от религии, ведь в начале Евангелия от Иоанна стои́т, что слово было Богом и Бог был словом. Изучай вы хотя бы основы Праджня Парамиты, вы поняли бы, что это не так. Я не спорю с Евангелием. Есть разница между Словом Евангелия и словами, которые мы произносим. Всё ваше обучение построено на словах, терминах, концептах.

Без слов вы чувствуете себя совершенно беспомощными. Как только появляется оригинальный философ или проповедник, первое, что вы делаете, – это поиск слова, термина, определения. Вы стремитесь найти ярлык. Вы думаете, что ярлыки объясняют суть вещей. Вот примеры ярлыков: Платон – идеалист. Иисус – идеалист. Буддизм – это философия, а не религия. Но эти ярлыки ничего не объясняют, совсем ничего. Ведь если Иисус – идеалист, а идеализм – это плохо, по-вашему, то ваша религия плоха.

Почему вы об этом не задумываетесь? Вы назвали буддизм философией и считаете, что уже знаете про нашу религию всё. Но разве вы почувствовали вкус буддизма? Конечно, нет, не обманывайте себя. И кто вам сказал, что буддизм – это не религия? Как будто у нас нет ни храмов, ни проповедников! Вы просто не нашли в буддизме своих стреотипов, вот и заявляете, что буддизм – это не религия, а только философия . Вам просто удобно так считать. Ведь философия, для вас, – это то, что определяет только ум, а не жизнь. Философы безобидны, они не мешают богатым быть богатыми, а бедным – бедными. Но вы ошибаетесь. Буддизм определяет жизнь. Поэтому он – религия. Ваши учёные ошибаются, даже если они доктора и профессора.

Вы, европейцы, вообще очень верите в титулы , особенно немцы. В такие, как «профессор», «учитель», «врач», «священник». Вы думаете, что самый факт называния человека профессором уже делает его мудрецом. Но с какой стати? Точно так же вы наивно верите в то, что ваши школьные учителя всегда учат добру и истине, просто потому, что они – учителя. У них есть диплом учителей. А бумага не лжёт. Когда две тысячи лет назад ваши учителя учили тому, что земля плоская, вы и тогда им верили. Ведь у них тоже были дипломы. Вы, кажется, забыли свою собственную школу, забыли, как её ненавидели. Для меня было потрясением узнать, что большинство из вас в детстве не любили своих учителей.

Если ты не любишь учителя, то зачем идти к нему?

Потому, что вы не можете не идти. Ведь вам внушили, что «учитель» – это всегда учитель, уж если у него есть диплом. Что учение – всегда добро. А вы всегда стремились к тому, чтобы привести других людей к добру, хотят они этого сами или нет. Это – черта человека Запада. Поразительна наивность взрослых людей, которые за двадцать лет успевают забыть все свои чувства и поверить в справедливых, умных и добрых учителей. Но вновь я не думаю, что вы настолько наивны. Вам просто так удобней. Ведь если школа плоха, если она несёт вашим детям зло, то, значит, вы должны что-то делать с этим, разве нет? Но что? Ведь вы никогда не учились учить сами. И разве вы сами знаете, что есть истина? Если вы будете учить своих детей сами, вы будете повторять те же самые неправды, которые повторяют школьные учителя.

Привычка все вещи обозначать словами ведёт к тому, что за словами вы не видите вещей. Образованным у вас считается не тот, кто знает вещи, а тот, кто знает все слова. Например, хорошим священником у вас называется не тот, кто интуитивно чувствует, чту есть добро и зло, а тот, кто прочёл все книги о добре и зле . Наши ламы тоже читают книги. Но они обязаны видеть то, что стоит за буквами. Если человек не видит, что стоит за буквами, то в ш е д р е, буддийском монастырском институте, он не может сдать экзамен. А в европейском институте он становится доктором наук.

И вот вы верите в ваших профессоров, учителей и священников. Но где-то внутри вы чувствуете, что они воспроизводят эти неправды, восемь видов неправд. Поэтому вы отворачиваетесь от них. Вы говорите: эта жизнь – не настоящая. Лучше я буду жить настоящей жизнью. Например, заведу любовницу.

И после всего – финальная ложь. Ложь о том, что вы являетесь христианами, то есть последователями Иисуса. Если быть последователем означает делать всё наоборот, тогда вы христиане, конечно. Я думаю, что антихристиане тоже христиане. В известном смысле, баран противоположен овце, а конь – лошади. Например, потому, что овца покорна и кротка, а баран энергичен. Вы называете себя овцами, которых пасёт Иисус. Но в действительности вы бараны, которые разбрелись по полю и забыли про то, что их кто-то пасёт. Что ж, в любом случае баран ближе к овце, чем коза. Но проблема в том, что многие из вас начинают изучать восточные религии. В результате вы становитесь неизвестно кем. Ни козой, ни овцой. Ра мэ луг мэ.

Но что же вам делать, в таком случае? Если вы слушали меня внимательно, то вы можете ответить и сами.

Перестаньте верить в слова. Слова не есть вещи. Слова произносят люди. А люди лгут. Перестаньте верить в неправды. И накрепко затворите свой слух для советов. Не верьте никому. Даже мне вы не обязаны верить. Что толку верить, если вы не понимаете?

Вера без понимания рождает фанатизм.

Откажитесь от образа святого-в-миру, который с детства вам внушали проповедники. Вы не Иисус. Вы пока не можете любить всех людей. Вы не обязаны иметь одну вечную любовь вашей жизни. Не ваш долг – быть богатым. Вы не виноваты в том, что вы не понимаете женщин, а они не понимают вас. И вам не дано право принуждать кого-либо к добру. Как вы можете, если даже не знаете, что есть добро?

А после поезжайте ближе к вещам. Куда-нибудь, где слов как можно меньше. И там дайте честную оценку самим себе. Поставьте себе диагноз. Ищите врача. Но не сидите пассивно в его ожидании.
Возьмите меч медитации и сражайтесь с теми змеями, которые жили в вашем саду под листьями неправд. Через какое-то время вы снова сможете начать читать книги.

Это буддийский путь. Предполагаю, что есть и христианский. Я не пробовал его. Разбегитесь и прыгайте через пропасть. Может быть, в полёте у вас вырастут крылья. Но вначале было бы неплохо поискать тех, кто умеет летать. Не думаю, что они есть в каждой церкви. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что я знаю способ, как отличить мастера полёта от тех, кто только говорит о полёте.

Мастер не произносит неправд. Неправды в полёте закончатся смертью. опубликовано

Дата публикации: 09.01.2015

Буддизм считается одной из древнейших религий мира. Она возникла предположительно в VI веке до нашей эры в Индии и с тех пор распространилась почти на всю Азию, но имеет последователей и в западном мире. В ней заложено религиозно - филисофское учение о духовном преображении, в котором жизнь видится "такой, какова она есть". В современном буддизме много течений и направлений.

Основное число буддистов живёт в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии: Индии, Непале, Бутане, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме, Таиланде, Японии, Корее, Монголии. Среди них около миллиона буддистских монахов.

В России также есть два традиционно буддистских региона - Калмыкия и Бурятия. А в США мода на буддизм дошла даже до Голливуда - многие известные актеры, такие, например, как Ричард Гир и Стивен Сигал, считают себя буддистами.

Далай-лама - монах из Тибета. Там в 15 веке буддизм принял форму ламаизма. Название этого направления происходит от слова "лама", означающего тибетского монаха (священника) и переводится буквально - "выше всех", подразумевая, естественно, духовную высоту.

В середине 16-го века в Тибете был установлен титул Далай-ламы, а в середине 17-го века - титул Панчен-ламы (второй по рангу лама). Вся власть сосредоточивалась в руках этих двух верховных руководителей.

В середине 16-го века Тибет, при поддержке монгольского князя, имевшего в те времена большое могущество, фактически становится самостоятельным государством. Далай Лама V становится полновластным правителем Тибета, объединяя в одном лице духовную и светскую власть. Именно этот лама стал основателем всемирно известного царского дворца и одновременно храмового комплекса Потала и по сей день являющегося основной достопримечательностью неофициальной (а наши дни) столицы Тибета города Лхасы.

Государство Тибет, несмотря на подверженность, казалось бы, самой миролюбивой религии, было очень закрытым и жестким. Попытки проникновения в него европейцев присекались - их просто убивали. В монастырях царили жестокие обычаи, когда, например, под краеугольный камень нового монастыря клали ламу-подростка. Предварительно его вводили в состояние летаргического сна и без его ведома заживо хоронили под каменной плитой.

В 16 веке оформилась теория перевоплощения высших лиц буддийской иерархии, по которой они, умирая, перевоплощаются в младенца. После смерти очередного верховного главы, находят ребенка, в которого вселилась личность умершего. Проводится процедура строгой проверки (ребёнок должен признать своими личные вещи умершего). После этого ребёнок провозглашается очередным Воплощением.

И это один из немногих примеров в современной истории человечества, когда глава государства не наследовал свой титул и не получал его в результате выбора господствующих элит или сообщества свободных граждан, а выбирался неким таинственным образом среди всего населения страны и часто происходил из бедной семьи.

В 1909 году в маленькую деревню Такцер на северо - востоке Тибета, находившуюся под контролем Китая, посетил Далай-лама XIII. Он сказал, что хотел бы вернуться туда вновь, так как ему понравилось место. В 1937 году, после его смерти, в эту деревню пришла группа лам, искавшая перерождение Далай-ламы XIII. Выбор пал на мальчика Лхамо Дхондруп, который родился 6 июля 1935 года в семье простых крестьян. Были проведены испытания и Лхамо Дхондруп был признан воплощенцем Далай-ламы XIII, став очередным, четырнадцатым и, на сегодня, последним, Далай-ламой. После длительных переговоров между правительством Тибета и местной администрацией в октябре 1939 года мальчик покинул родительский дом и направился в Лхасу.

Церемония возведения на престол Далай-ламы XIV, получившего новое имя Тэнзин Гьяцо, состоялась 22 февраля 1940 года. Святейшество Тэнзин Гьяцо обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге, проживая в своих зимней и летней резиденциях. У него было два официальных наставника. В программу входили "5 больших" и "5 малых" наук. Дальше он прошёл сложную систему обучения, в возрасте 24 лет сдав экзамены на степень Доктора богословия в трёх крупных монастырских университетах. Завершающие экзамены Тэнзин Гьяцо блестяще сдал в присутствии двадцати тысяч учёных монахов и получил звание Доктора богословия.

После китайской революции середины 20-го века китайские власти начали активную политику в отношении Тибета. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая и в 1950 году они ввели на Тибет свои войска и дали региону статус Тибетского автономного района Китая.

В марте 1959 года началось восстание против китайской оккупации в Лхасе. Произошли вооружённые столкновения между частями китайской армии и тибетским населением. Далай - Лама XIV всегда исходил из концепции ненасилия. Чтобы избежать кровопролития, он покинул Лхасу. Его самого и ещё 78 тысяч духовных последователей приняли в Индии.

Однако без кровопролития все равно не обошлось. Из-за активного сопротивления тибетцев, Китай действовал очень жестко - были уничтожены сотни тысяч монахов, с 1955 по 1970 год в Тибете были разрушены многие монастыри, была под запретом сама религия.

Это официально принятая история, получившая свое широкое распространение на Западе. Однако на этот вопрос есть и другая точка зрения. Вот что, например, пишет известный российский политический обозреватель Всеволод Овчинников, с 1953 по 1960 годы работавший спецкором газеты «Правда» в Китае:

«В 1955 году Тибет предстал моим глазам как заповедник Средневековья. Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами. Перенестись во время Марко Поло было интересно. Но больше, чем экзотика, поражала средневековая жестокость. Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался и на поистине бесчеловечных методах подавления. Я был потрясен, увидев, как трех беглых рабов сковали за шею одним ярмом, вырубленным из цельного деревянного ствола.

Китайцы начали с тактики "добрыми делами обретать друзей". Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с согласия владельцев крепостных. Растущие симпатии местных жителей, видимо, и побудили реакционные круги Тибета в 1959 году решиться на мятеж. Вооруженные выступления были подавлены. Далай-ламе и тысячам его сторонников пришлось бежать в Индию.

Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. В заоблачной Шамбале было покончено с рабством. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости. Им безвозмездно передали пашни и пастбища, на полвека освободили от налогов.

Став свободными тружениками, тибетцы сумели утроить сборы зерна, поголовье скота. Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет. Если во время моего первого приезда в Тибете насчитывалось около миллиона человек, то ныне его население приблизилось к трем миллионам. Китайцев в автономном районе - 90 тысяч (то есть всего 3 процента). Там, где полвека назад было 150 тысяч монахов, теперь насчитывается 150 тысяч школьников. В некогда поголовно неграмотном краю 86 процентов детей учатся в школе».

Так или иначе, Тибет стал проблемой в мировой политике на многие десятилетия, а его верховный правитель Дала-лама XIV покинул свою родину и живет в изгнании на севере Индии в городке Дарамсала, в скромной резиденции, откуда ведёт активную работу, выступая за взаимопонимание между народами и последователями разных религий. За эту деятельность в 1989 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Далай-лама XIV посетил множество стран и встречался с политическими деятелями, с духовенством разных религиозных конфессий, деятелями культуры, бизнесменами. Встречался с Римским Папой Павлом VI, несколько раз встретился с Римским Папой Иоанном Павлом II. Нынешний Римский Папа отказал ему во встрече, ссылаясь на отношения с Китаем. Правительство Китая очень нервно относится к встречам глав государств и различных религиозных конфессий с диссидентствующим Далай-ламой. По-сути, такая встреча неизбежно ведет к охлаждению отношений с Китаем в политической и экономической сферах. А так как Китай с годами приобретает все больший вес в мировой политике и экономике, ссориться с ним не много желающих и потому встречи с Далай-ламой на официальном уровне в мире редки и будут еще реже.

Так, несмотря на то, что Далай-лама является объектом почитания почти полутора миллионов российских буддистов, правительство России отказывает ему в визе с 2004 года. До этого времени он трижды посещал нашу страну, но, по мере того, как росла значимость российско-китайских отношений, значимость визитов Далай-ламы в Россию падала и была вовсе прекращена в 2004 году.

Далай-лама XIV издал 17 своих книг, в том числе труды по буддийской философии. Его книги и проповеди посвящены идее ненасилия и миру. В речи "Всеобщая ответственность и милосердие" (1973 г) он сказал:

«Сегодня мир стал теснее и ещё больше зависит от каждого. Национальные проблемы не могут быть решены полностью одной страной. Таким образом, если нет чувства личной ответственности за всех, существует угроза нашему выживанию. По существу, ответственность за всех - это умение чувствовать страдания других людей также, как вы чувствуете свои страдания. Следует понять, что нашими врагами тоже движет идея поисков счастья. Все живые существа хотят того же, чего хотели и мы».

Выбранный в 1995 году в качестве Панчен - ламы 6-летний мальчик был заключён в тюрьму в Китае, с тех пор о нём ничего неизвестно (такая же судьба постигла и его родителей).

И потому не ясно, будет ли выбрано Воплощение Далай-ламы XIV после его смерти, то есть сохранится ли традиция или уникальный опыт выбора и правления Тибетом Далай-ламами исчезнет навсегда.

В европейском мире многие считают Его Святейшество Далай-ламу XIV «главным буддистом всех времён и народов». В буддистском обществе положение человека определяется его духовными делами и заслугами. И потому, безусловно, буддизм будет жить и без Далай-ламы. В отличие от других религий, роль личности в нем не важна и потому буддисты не устраивают терактов за гонения на Далай-ламу, их чувства нельзя оскорбить внешними действиями. У каждого из них внутри - целая вселенная.


Последние советы раздела «Общество»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)