Т джефферсон краткая биография. Томас Джефферсон: краткая биография, интересные факты, политическая деятельность

Томас Джефферсон третий президент Америки, был выдающимся государственным деятелем, одним из основателей США и автором проекта Декларации Независимости.

Происхождение. Образование

Дата рождения Томаса Джефферсона – 13.04.1743. Малой родиной его стал провинциальный город Шедуэлл на Юге страны, в штате Виргиния. Род матери владел богатыми плантациями, так что Джефферсон стал наследником рабов и плантаций, несмотря на то, что рабовладение противоречило его убеждениям. В детстве и юности Томас, конечно, получил очень серьезное всестороннее образование. Сначала учился в колледже, потом целенаправленно изучал юриспруденцию и наконец стал адвокатом.

Политическая деятельность

Еще будучи начинающим адвокатом, Джефферсон несколько раз избирался в палату представителей родного штата. Его памфлет «Общий обзор прав Британской Америки» прославил его как американского патриота, потому что он впервые заявил, что в британском парламенте не должно быть права на утверждение законов для колоний.

Но самое главное событие на этом этапе политической карьеры Джефферсона было избрание его членом Второго Континентального конгресса и главой комитета по созданию Декларации независимости. И хотя в комитете было пять человек, но главным идеологом и автором этого эпохального документа стал именно Томас Джефферсон.

Декларация была принята 04.07.1776. и до сих пор один из главных праздников – День Независимости – Америка отмечает 4 июля, утверждая тем самым законодательно провозглашенное право всех людей «на жизнь, свободу и стремление к счастью». Тогда ему не удалось убедить рабовладельцев-плантаторов, что этот закон относится и к неграм-рабам. Но он все же продолжал работать в этом направлении, активно продвигал земельную реформу. И ему многое удавалось.

Одной из великих заслуг Джефферсона стал его «Статут о религиозной свободе». Он был принят ценой невероятных усилий автора, и это позволило конституционно закрепить прогрессивную концепцию отделения церкви от государства. Потом – несколько лет на губернаторском посту в Виргинии, неудачное сопротивление британским войскам, едва не закончившееся для него пленом. Его действия претерпели острую критику. Это заставило Джефферсона подать в отставку.

Он был настолько разочарован, что даже принял опрометчивое решение никогда больше не занимать государственные посты. Несколько лет он занимался нейтральной работой, в частности написал фундаментальный труд «Заметки о штате Виргиния», что прославило его как энциклопедиста и ученого.

Новый этап политической карьеры

Спустя время, Джефферсон возвратился в политику, будучи вновь избранным в Континентальный конгресс. Его идеи ломали все традиции и устои. Он внес предложение о национализации земель и запрещении рабства на всех территориях западных штатов и во вновь присоединяемых в том числе. В конце концов его проект был принят.

На посту государственного секретаря президента Джорджа Вашингтона он проявил себя как великий просветитель Америки 18 века, отстаивал демократические идеи, ратовал за отмену рабства, за равные политические права для всего народа, возлагая на него надежды как на хранителя демократической государственности.

В оппозиции

Конфликт с Александром Гамильтоном, выдающимся американским политиком, вынудил Джефферсона покинуть пост госсекретаря президента и уйти в оппозицию. Он стал главой новой демократической республиканской партии и вскоре обрел широкую популярность в народе. Такая поддержка окрылила Джефферсона. Он принял предложение президента Джона Адамса стать вице-президентом США. И на этом посту он снова выступил в противовес консервативной политике Адамса, критиковал его реакционный закон об иностранцах и был против запрета на антиправительственную агитацию. Вся политическая деятельность Джефферсона была новаторской, смелой, указывающей прогрессивный цивилизационный путь не только Америке, но и всему миру.

Президент США

В 1800 г. наступил звездный час Джефферсона – он стал 3-им президентом Америки и прослужил своему народу на этом посту два срока: с 1801 по 1809 год. Стержень его политики – национальное единство. Для этого он призывал к согласию политические партии и все слои общества. Умеренность, прагматизм и новаторство соединялись в его действиях и служили на благо страны.

Он сократил армию и флот, отменил реакционные законы предыдущего президента Джона Адамса, сократил государственный долг. И если раньше он считал, что процветание страны зависит от уровня развития сельского хозяйства, то теперь он пересмотрел свои позиции и заявил, что нужно равномерно развивать, кроме земледелия, и мануфактуру, и торговлю, и судоходство, соблюдая строгое равновесие в развитии сельского хозяйства и промышленности, торговли и банков.

Во внешней политике Джефферсона можно отметить два важных события: покупка у Франции Луизианы за 15 млн. долларов, что увеличило территорию США почти в два раза, и установление дипломатических связей с Россией. Второй президентский срок Джефферсона был не таким успешным. Внутри страны созрел заговор Аарона Бэрра, который грозил расколом страны и связанными с этим международными осложнениями.

На внешнюю политику США повлияли наполеоновские войны и отсутствие взаимопонимания с Европой. Подписанный им Акт об эмбарго – запрет экспорта американских товаров в Европу не возымел предполагаемого действия, его последствия ослабили экономику страны и вызвали недовольство народа. Оставшись без народной поддержки президент постепенно свернул свою программу преобразований.

После отставки

Как человек разносторонних интересов, Джефферсон до конца жизни работал в свое удовольствие: играл на скрипке, проектировал здания, изучал философию, увлекался воздухоплаванием. В его доме всегда было много гостей. Он был известным книголюбом. В его домашнем собрании насчитывалось шесть с половиной тысяч книг. Этот фонд стал основой при создании Библиотеки Конгресса США.

Но главной гордостью Джефферсона в последние годы его жизни стал Виргинский университет, который он создал, начиная с архитектурного проекта и заканчивая разработкой программ обучения и подбором преподавателей. Умер в 1826году. На могильной плите в эпитафии, которую Джефферсон сам сочинил, сказано, что предметы его гордости – три вещи: Декларация независимости, Статут о свободе религии и Виргинский университет.

Савченко Станислав Петрович

студент 4 курса Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

Пантюхина Татьяна Викторовна

научный руководитель, канд. ист. наук, доцент Гуманитарногоинститута Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

Один из видных политических деятелей США, Т. Джефферсон был американцем в четвертом поколении. Как верно отметил один из его биографов, за Джефферсоном закрепилась репутация «писателя, естествоиспытателя, ученого и теоретика в области политики» .Он оставил след в истории не только как крупный государственный и политический деятель, но и как философ-гуманист, просветитель, лингвист, ботаник, географ, архитектор, этнограф и палеонтолог.

Томас Джефферсон родился в семье богатого вирджинского землевладельца и плантатора. В детстве он получил разностороннее образование. Уже с юных лет приобрел широкую известность в своей родной колонии. В возрасте 26 лет он был избран депутатом Вирджинской законодательной ассамблеи, в стенах которой провел около 6 лет (1769-1775 гг.). Уже там он зарекомендовал себя как противник политики метрополии, которая была направлена на безоговорочное подчинение североамериканских колоний господству Великобритании.

Джефферсон выступал активным участником освободительного движения колоний, которое вылилось в войну за независимость 1775-1783 гг.

Для понимания всей его дальнейшей деятельности стоит обратиться к его философским взглядам. По мнению профессора Джулиана Бойда, Джефферсон впитал в себя все богатства либеральных традиций современной ему западноевропейской и античной литературы . Его привлекало учение античных философов Эпикура и Демокрита о счастье людей как цели философии и их атомистический материализм, разрушавший религиозные представления. Он так же испытывал большое влияние французских просветителей и философов английской буржуазной революции .В его общественно-политических взглядахможно без труда обнаружить влияние Руссо, Монтескье, Кондорсе, Вольтера, Бэкона и Локка. С некоторыми из них он был знаком лично, портреты французских просветителей висели в его поместье Монтичелло, в вестибюле которого находился бюст Вольтера . Особенно большое влияние на формирование взглядов Джефферсона оказала философия Джона Локка с его доктриной «естественного права» на «жизнь, свободу и собственность», которая развивала и обосновывала идею права на революцию.

Теперь закончив ремарку, можно вернуться к описаниям событий непосредственно связанных с войной за независимость.

В 1774 году Джефферсон написал свой первый памфлет, правда, в виде анонимной листовки под названием «Общий взгляд на права Британской Америки» (A SummaryView of the Rights of British America). В этом памфлете он дал обоснование исконных прав английских колонистов на самоуправление в Северной Америке. Он изложил мысли объективно означавшие призыв к отделению колоний от метрополии. Главную же свою мысль он выразил следующим образом: «Британский парламент не имеет права осуществлять над нами свою власть» . Здесь нельзя не вспомнить его знаменитый афоризм: «Инакомыслие - это высшая форма патриотизма».

Вскоре после начала войны, в июне 1775 он был избран депутатом во Второй континентальный конгресс, который впоследствии принял историческое решение об отделении североамериканских колоний от Англии. Не обладая талантом оратора, Джефферсон заслужил репутацию «молчаливого депутата». Его главным инструментом воздействия было перо. Американский историк Б. Мэйло дал краткое, но весьма четкое и емкое описание главных героев войны за независимость, Джордж Вашингтон - это меч, а Томас Джефферсон - это перо американской революции .

Следующий важный документ американской революции который вышел из под пера Томаса, это «Декларации о причинах и необходимости обращения к оружию» (The Declaration of the Causes and Necessity of Taking Up Arms), документ который Второй континентальный конгресс издал 6 июля 1775 года, чтобы объяснить почему Тринадцать колоний взяли в руки оружие. Главным вопросом в данном документе являлся вопрос о цели борьбы против метрополии. Томас Джефферсон видел ее в объединении американцев и завоевании независимости во имя создания свободного, демократического государства. В нем крепло убеждение, что ни одна американская колония ничего не добьется, действуя в одиночку, и что только совместными усилиями можно противостоять диктату метрополии.

В результате своего таланта в области написания важнейших документов американской революции, не удивительно, что именно Томасу Джефферсону было поручено написание главного произведения всей американской истории - Декларации Независимости (United States Declaration of Independence) Вторым континентальным конгрессом. Не менее важно и то, что в провозглашении Декларации Джефферсон видел нечто большее, чем независимость. «Он видел в политической независимости не цель, а средство, и был гораздо более заинтересован в том, что должно последовать за формальным отделением, чем в самой акции отделения» . «Декларация Независимости, - отмечают отечественные историки Г.Н. Севостьянов и А.И. Уткин, - на века прославила Джефферсона, поставив его в один ряд с величайшими идеологами просвещения» .С этим утверждением нельзя не согласиться.

Декларация была первым в истории официальным государственным документом, который провозглашал принцип народного суверенитета как основу государственного устройства. В этом заключалось ее прогрессивное значение. «Первая декларация прав человека» - так охарактеризовал Декларацию Карл Маркс .

Теперь можно обратиться непосредственно к содержанию величайшего из документов в истории. Декларация независимости ставила точку в попытках навязать американцам колониальное угнетение. Это был манифест восставшего народа, провозгласившего право каждого человека на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Джефферсон изменил известную традиционную форму естественного права человека, принадлежавшую Дж. Локку, заменив в ней «собственность» на «стремление к счастью». Именно провозглашенное право на стремление к счастью стало святая святых этого документа, который носил в целом ярко выраженный демократический и революционный характер . Декларация обвиняла английского короля в тирании, и нарушении элементарных прав человека, и заявляла, что отныне колонии считают себя «свободными и независимыми штатами». В качестве таковых «они приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать любые акты и действия, все то, на что имеет право всякое независимое государство» .

После завершения войны за независимость он вернулся в родную Вирджинию. Он стал активно выступать в роли законодателя, а с 1779 г. становиться губернатором штата. В этот период времени он работает над трудом о своем родном штате - «Заметки о штате Вирджиния» (Notes on the State of Virginia). Он был написан не случайно, в 1780 г. секретарь дипломатической миссии Франции в США Франсуа Марбуа, разослал губернаторам штатов вопросник о природе, географии, экономике, политических и общественных порядках. Он рассчитывал, что полученные сведения дадут французам больше узнать о далекой стране, с которой Франция заключила в 1778 г. союз. Большинство губернаторов оставило эту просьбу без внимания, лишь Делавэр, Нью-Гэмпшир и Нью-Джерси ответили в кратком виде . Таким образом, Джефферсон был одним из тех, кому были непосредственно адресованы вопросы Марбуа. Впоследствии в «Автобиографии» он отмечал, что на протяжении ряда лет вел записки и собирал различные документы по естественной и гражданской истории, которых хранились у него на разрозненных листах бумаги в полном беспорядке. Запрос Марбуа стал подходящим поводом привести их в порядок. Они содержали обширный материал по американской флоре и фауне, географии, экономике, антропологии и истории. Как отмечает один из биографов Джефферсона М. Петерсон «По своему значению для американской культуры, книга Джефферсона должна считаться одним из наиболее важных литературных и философских достижений американской мысли восемнадцатого столетия» .В Заметках Джефферсон говорил о незавершенном характере преобразований в США, указывал на необходимость дальнейшей демократизации общественного строя. Он одобрил выработанную Конституционным конвентом в 1787 г. федеральную конституцию при условии ее дополнения статьями о правах человека. Конституция - это «хорошая канава», но она нуждается еще в «некоторых штрихах» в виде Билля о правах, гарантирующего основные свободы, - таково было заключении Джефферсона .

Его законодательная инициатива привела к принятию законов: об отмене права первородства, о запрете ввоза новых рабов в Вирджинию, так же он предложил законопроект об отмене смертной казни за все преступления, кроме убийства и государственной измены, однако с перевесом в один голос законопроект был отклонён. Отдельно стоит выделить закон о свободе вероисповедания, которому он сам придавал большое значение, и которому отводил одно из трех его главных дел в жизни. Он критиковал господство церкви и догматизм, выступал за отделение церкви от государства, призывал соблюдать свободу вероисповедания. Он сам придерживался принципов деизма, признававшего существование божественного первоисточника при сотворении мира, но отрицавшего дальнейшее вмешательство Бога в жизнь и дела людей и природы. Придерживаясь этого, он создал Библию в духе деизма, исключив из нее чудеса и рационально осмыслив жизнь Иисуса. Это произведение известно как «Библия Джефферсона» (The Jefferson Bible), она заканчивается погребением Иисуса после распятия - его воскресение и вознесение на небо в ней отсутствуют.

После поста губернатора, он стал послом США во Франции, и находился на этом посту 1785-1789 гг. Затем по возвращению из Европы он стал государственным секретарем в первом кабинете президента Дж. Вашингтона в 1789-1793 гг. В этот период своей политической карьеры он принимал активное участие в строительстве новой столицы США - города Вашингтона, он предложил монументальные и строгие здания по типу древнего Рима, но чтобы они воплощали могущество не империи, а республики. В это время начинают появляться зачатки складывания двухпартийной системы. Два ключевых поста в правительстве первого президента занимали Т. Джефферсон и А. Гамильтон, в будущем противники и основатели Республиканской и Федералистской партий. Вашингтон перед своим уходом с поста президента в «Прощальном обращении» к нации объявил «дух партий» злейшим врагом американского единства . В 1794 г. Тейлор опубликовал памфлет «Определение партий», в котором указывал, что «существование двух партий в Конгрессе является очевидным фактом» и что они выражают «противоположные взгляды по всем вопросам внутренней и внешней политики» .

Во время президентских выборов 1796 года, победителем стал Джон Адамс, а второе место занял Джефферсон, что автоматически его делало вице-президентом.

В 1800 последовали следующие президентские выборы, которые принято так же называть «революцией 1800 г.». На этих выборах Джефферсон опередил Адамса и стал 3-м президентом США. Он получил большинство в аграрных штатах, из среды, которой вышел сам. Впервые в истории Америки произошла передача власти представителю другой партии. В период президентства, он перестал зачитывать послания к Конгрессу на торжественном собрании, так как это проводило аналогию с речью английского короля перед парламентом, и потому отсылал послание по почте, эта практика сохранялась до 1913 года. Один из главных моментов правления связан, с так называемой Луизианской покупкой у Франции. Это приобретение вдвое увеличило территорию США на Запад, с плодородными землями долины Миссисипи. Эта покупка соответствовала его идеалу, стремление к созданию «республике мелких фермеров» .

Т. Джефферсон умер 4 июля 1826 г., в 50-летнюю годовщину принятия Декларации независимости. Можно рассматривать это как некий знак. В заранее написанной эпитафии, впоследствии выбитой на его надгробии, говориться: «Здесь похоронен Томас Джефферсон - автор Декларации Американской Независимости, Статута об установлении религиозной свободы в Вирджинии и отец-основатель Вирджинского университета. Можно сделать вывод, что именно этим трем своим деяниям он отводил главную цель своей жизни.

В 1962 г. президент Джон Кеннеди, обращаясь к участникам приема в Белом доме в честь группы лауреатов Нобелевской премии, приветствовал их словами о том, что «это самое необычное собрание талантов и человеческого знания, которые когда-либо собирались вместе в Белом доме, возможно. За исключением того случая, когда здесь обедал в одиночестве Томас Джефферсон» .

Главная заслуга Томаса Джефферсона заключается в том, что он не только служил во благо и процветание своего Отечества, где его роль, безусловно, велика и значима, но и мирового сообщества в целом, так как его деятельность и его идеи имели большое значение. У него, человека рубежа XVIII-XIX веков имелись подчас такие передовые и опережающие время политические и социальные идеалы (запрет смертной казни; веротерпимость; запрет работорговли и рабства), к которым современное общество пришло лишь не так давно.

Список литературы :

  1. Аптекер Г. История американского народа. Том 2. Американская революция 1763-1783. Пер. с англ. М., 1962. - 384 с.
  2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 16. М.: Издательство политической литературы, 1960. - 882 с.
  3. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М.: «Международные отношения», 1984. - 336 с.
  4. Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. М.: Мысль, 1976. - 392 с.
  5. Согрин B.B. К идейным истокам войны за независимость США // Вопросы истории. 1975. № 9. - с. 52-68.
  6. Хайдекинг Ю. Американские президенты. 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Р-н-Д.: Феникс, 1997 - 640 с.
  7. Boyd J.P. The Declaration of Independence: the evolution of the text as shown in facsimiles of various drafts by its author Thomas Jefferson. Princeton, 1945
  8. Cunningham N.E. Jr. In Pursuit of Reason. The Life of Thomas Jefferson. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1987,
  9. Malone D. Jefferson and his time. Boston, 1948
  10. Mayo B. Myths and men. New York, 1959
  11. Peterson M. Thomas Jefferson’s Note on the State of Virginia / Ed. by R. Runte. Vol. 7. Madison (Wisc.), 1978
  12. Schlesinger A.M. Jr. A Thousand Days. John F. Kennedy in the White House. Boston, 1965
  13. Taylor J.A Definition of Parties, or the Political Effects of the Paper System Considered. Philadelphia, 1794.
  14. The Papers of Thomas Jefferson, Vol. 1. Princeton, 1950 - 744 p.
  15. The Papers of Thomas Jefferson. Vol. 13. Princeton, 1950. - 704 p.
  16. The Papers of Thomas Jefferson. Vol. 4. Princeton, 1950 - 698 p.
  17. The Washington Papers/ Ed. S. Padover. New York, 1955.

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС (англ. Thomas Jefferson) - американский государственный и общественный деятель, 3-й президент США , архитектор.

По ма-те-рин-ской ли-нии про-ис-хо-дил из се-мьи круп-ных план-та-то-ров-ра-бо-вла-дель-цев Вир-ги-нии. По ве-ро-ис-по-ве-да-нию - уни-та-рий. По-лу-чил об-ра-зо-ва-ние в кол-лед-же Уиль-я-ма и Ма-рии, по окон-ча-нии ко-то-ро-го с 1767 года за-ни-мал-ся юри-дической прак-ти-кой. Ис-пы-тал силь-ное влия-ние идей ев-ропейского Про-све-ще-ния . В 1769-1774 годах, бу-ду-чи членом Вир-гин-ско-го за-ко-но-дательного со-б-ра-ния, ак-тив-но вклю-чил-ся в борь-бу за не-за-ви-си-мость североамериканских ко-ло-ний. В 1773 году один из ини-циа-то-ров соз-да-ния в Вир-ги-нии Кор-рес-пон-дент-ско-го комитета - ре-во-люционного ор-га-на вла-сти, обес-пе-чи-вав-ше-го так-же связь с другими ко-ло-ния-ми. В 1774 году опуб-ли-ко-вал при-нёс-ший ему ши-ро-кую из-вест-ность пам-флет «Об-щий об-зор прав Бри-тан-ской Аме-ри-ки», в ко-то-ром до-ка-зы-вал, что британский пар-ла-мент не име-ет пра-ва на-вя-зы-вать ко-ло-ни-ям при-ни-мае-мые им за-ко-ны. В 1775-1776 годах член Кон-ти-нен-таль-но-го кон-грес-са. Ав-тор Дек-ла-ра-ции не-за-ви-си-мо-сти США 1776 года , в ос-но-ву ко-то-рой по-ло-жил про-све-ти-тель-скую кон-цеп-цию су-ве-ре-ни-те-та на-ро-да, не-отъ-ем-ле-мо-го пра-ва лю-дей «на жизнь, сво-бо-ду и стрем-ле-ние к сча-стью» и на свер-же-ние ти-ра-нии. В 1776-1779 годах член Па-ла-ты пред-ста-ви-те-лей Вир-ги-нии. До-би-вал-ся про-ве-де-ния в шта-те об-щественного пре-об-ра-зо-ва-ния в ду-хе идей Про-све-ще-ния, под-го-то-вил «Вир-гин-ский ста-тут о ре-ли-ги-оз-ной сво-бо-де» (1779), по-вли-яв-ший так-же на кон-сти-ту-ции других шта-тов и спо-соб-ство-вав-ший уза-ко-не-нию Кон-сти-ту-ци-ей США от-де-ле-ния Церк-ви от го-су-дар-ст-ва, ут-вер-жде-нию сво-бо-ды ве-ро-ис-по-ве-да-ния. Под-го-то-вил собственную ре-дак-цию Но-во-го За-ве-та (т.н. Биб-лия Джеф-фер-со-на). В 1778 году раз-ра-бо-тал «Билль о все-об-щем рас-про-стра-не-нии зна-ний», в ко-то-ром про-во-дил мысль о том, что рес-пуб-ли-кан-ское прав-ле-ние ос-но-вы-ва-ет-ся на про-све-щён-но-сти гра-ж-дан, не-об-хо-ди-мой для по-ни-ма-ния ими сво-их прав и обя-зан-но-стей, и по-то-му воз-мож-ность по-лу-че-ния об-ра-зо-ва-ния долж-на быть пре-дос-тав-ле-на всем. Од-но-вре-мен-но Джефферсон пред-ла-гал вы-де-лить из об-щей мас-сы гра-ж-дан «ес-те-ст-вен-ную ари-сто-кра-тию» доб-ро-де-те-ли и та-лан-та и пре-дос-та-вить ей воз-мож-ность обу-че-ния за государственный счёт.

В 1779-1781 годах за-ни-мал долж-ность гу-бер-на-то-ра Вир-ги-нии. В ус-ло-ви-ях Вой-ны за не-за-ви-си-мость США 1775-1783 годах по-тер-пел не-уда-чу в ор-га-ни-за-ции обо-ро-ны шта-та и ед-ва не по-пал в плен к анг-ли-ча-нам. В 1781 году, на-хо-дясь в от-став-ке, ра-бо-тал над «За-мет-ка-ми о шта-те Вир-ги-ния» (опубликаованы в 1787 году), ко-то-рые при-нес-ли ему сла-ву учё-но-го-эн-цик-ло-пе-ди-ста, ис-сле-до-вал ин-дей-ские за-хо-ро-не-ния в ок-ре-ст-но-стях сво-его по-ме-стья. В 1783 году вер-нул-ся в по-ли-ти-ку и за-нял-ся за-ко-но-творческой дея-тель-но-стью в Кон-грес-се . В 1784 году пред-ло-жил Кон-грес-су про-вес-ти на-цио-на-ли-за-цию зе-мель За-па-да и за-пре-тить раб-ст-во во всех но-во-при-сое-ди-нён-ных об-лас-тях (это пред-ло-же-ние бы-ло реа-ли-зо-ва-но лишь в северо-западных шта-тах). В це-лом в во-про-се о раб-ст-ве нег-ров Джефферсон за-ни-мал про-ти-во-ре-чи-вую по-зи-цию. Осу-ж-дая ин-сти-тут раб-ст-ва как та-ко-вой, счи-тал чер-но-ко-жих не-пол-но-цен-ны-ми и не-од-но-крат-но вы-сту-пал с пред-ло-же-ния-ми о вы-се-ле-нии сво-бод-ных нег-ров за пре-де-лы США. В 1784-1789 годах на-хо-дил-ся во Фран-ции, с 1785 года в ран-ге по-сла по осо-бым по-ру-че-ни-ям. В Па-ри-же смог до-бить-ся зна-чительных ус-ту-пок для американской тор-гов-ли. В 1790 году за-нял пост государственного сек-ре-та-ря в пра-ви-тель-ст-ве Дж. Ва-шинг-то-на. Внёс зна-чительный вклад в ста-нов-ле-ние государственного де-пар-та-мен-та и ди-пло-ма-тической служ-бы США. При-вет-ст-во-вал Фран-цуз-скую ре-во-лю-цию XVIII века . Вёл ост-рую по-ле-ми-ку с ли-де-ром фе-де-ра-ли-стов, министром фи-нан-сов А. Га-миль-то-ном, пред-став-ляв-шим ин-те-ре-сы на-ро-ж-даю-щей-ся промышленной бур-жуа-зии Се-ве-ро-Вос-то-ка. В этой по-ле-ми-ке, опи-ра-ясь на идеи фи-зио-кра-тов, вы-сту-пал в за-щи-ту ин-те-ре-сов аг-ра-ри-ев (как фер-ме-ров, так и план-та-то-ров), за со-хра-не-ние сво-бод-ной тор-гов-ли, тре-бо-вал рас-ши-ре-ния прав шта-тов и стро-го-го со-блю-де-ния американским пра-ви-тель-ст-вом ней-тра-ли-те-та во внеш-ней по-ли-ти-ке. С воз-ник-но-ве-ни-ем в Кон-грес-се США оп-по-зи-ци-он-ной Га-миль-то-ну фрак-ции де-мо-кра-тов (рес-пуб-ли-кан-цев), воз-глав-ляе-мой Дж. Ме-ди-со-ном, стал её при-знан-ным ли-де-ром, а са-ма фрак-ция ста-ла име-но-вать-ся джеф-фер-со-нов-ски-ми рес-пуб-ли-кан-ца-ми. В 1793 году вы-шел в от-став-ку из-за не-со-гла-сия с по-ли-ти-кой пра-ви-тель-ст-ва Ва-шинг-то-на. По-сле вы-бо-ров 1796 года за-нял пост ви-це-пре-зи-ден-та в ад-ми-ни-ст-ра-ции фе-де-ра-ли-ста Дж. Адам-са, дав-не-го лич-но-го дру-га, но по-ли-тического оп-по-нен-та. В 1798 году, по-сле при-ня-тия фе-де-ра-ли-ста-ми за-ко-нов о на-ту-ра-ли-за-ции и из-ме-не (Джефферсон и его еди-но-мыш-лен-ни-ки счи-та-ли их ан-ти-кон-сти-ту-ци-он-ны-ми), ру-ко-во-дил под-го-тов-кой так называемых Вир-гин-ских и Кен-тук-кий-ских ре-зо-лю-ций, на-прав-лен-ных на рас-ши-ре-ние прав шта-тов (впо-след-ст-вии эти ре-зо-лю-ции рас-смат-ри-ва-лись как соз-даю-щие пред-по-сыл-ки для нул-ли-фи-ка-ции фе-де-раль-ных за-ко-нов и се-цес-сии шта-тов).

По-сле по-бе-ды на вы-бо-рах 1800 года джеф-фер-со-нов-ских рес-пуб-ли-кан-цев всту-пил в долж-ность пре-зи-ден-та США (1801), в 1804 году пе-ре-из-бран на но-вый срок. Джефферсон был пер-вым пре-зи-ден-том, чья инау-гу-ра-ци-он-ная речь бы-ла про-из-не-се-на в строя-щей-ся но-вой сто-ли-це США - г. Ва-шинг-тон. Курс Джефферсона от-ли-чал-ся праг-ма-тиз-мом и стрем-ле-ни-ем дос-тичь ком-про-мис-са ме-ж-ду различными слоя-ми американского об-ще-ст-ва. Промышленное про-изводство, на-ря-ду с зем-ле-де-ли-ем, тор-гов-лей и су-до-ход-ст-вом, бы-ло объ-яв-ле-но им од-ной из ос-нов про-цве-та-ния США. В го-ды пре-зи-дент-ст-ва Джефферсона США при-об-ре-ли у Фран-ции Луи-зиа-ну (1803), в ре-зуль-та-те че-го тер-ри-то-рия стра-ны уве-личи-лась в 2 раза; бы-ла ор-га-ни-зо-ва-на транс-кон-ти-нен-таль-ная экс-пе-ди-ция М. Льюи-са и У. Клар-ка (1803-1806), ко-то-рая дос-тиг-ла ти-хо-оке-ан-ско-го по-бе-ре-жья и вне-сла зна-чительный вклад в изу-че-ние западных рай-онов Северной Аме-ри-ки; в 1807 году ус-та-нов-ле-ны ди-пло-ма-тических от-но-ше-ния с Рос-си-ей. Джефферсон вёл борь-бу с фе-де-ра-ли-ст-ской оп-по-зи-ци-ей за влия-ние на ор-га-ны су-деб-ной вла-сти, в 1805-1807 годах про-ти-во-дей-ст-во-вал по-пыт-ке сво-его бывшего ви-це-пре-зиден-та А. Бер-ра рас-ко-лоть США. В пе-ри-од на-по-ле-о-нов-ских войн , что-бы не до-пус-тить во-вле-че-ния США в кон-фликт ме-ж-ду ев-ропейскими дер-жа-ва-ми, до-бил-ся при-ня-тия за-ко-на об эм-бар-го (декабрь 1807), за-пре-щав-ше-го аме-ри-кан-цам вес-ти тор-гов-лю как с Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей, так и с Фран-ци-ей. Од-на-ко этот за-кон, дей-ст-во-вав-ший до 1809 года, не-га-тив-но по-вли-ял на эко-но-ми-ку США и вы-звал рост не-до-воль-ст-ва в стра-не. В конце 1807 года Джефферсон объ-я-вил об от-ка-зе от вы-дви-же-ния сво-ей кан-ди-да-ту-ры на пост пре-зи-ден-та на 3-й срок, что за-ло-жи-ло ос-но-ву важ-ной тра-ди-ции по-ли-тической жиз-ни США, со-хра-няв-шей-ся до 1940 года. В 1809 году по ис-те-че-нии сро-ка пре-зи-дент-ских пол-но-мо-чий Джефферсон ушёл из по-ли-ти-ки, од-на-ко про-дол-жал ока-зы-вать боль-шое влия-ние на ду-хов-ную и об-щественную жизнь американского об-ще-ст-ва.

По-след-ние 17 лет жиз-ни Джефферсон про-вёл в сво-ём по-ме-стье Мон-ти-сел-ло (штат Вир-ги-ния). Вёл об-шир-ную пе-ре-пис-ку, в том числе с Дж. Адам-сом. Для об-лег-че-ния пе-ре-пис-ки изо-брёл ко-пи-ро-валь-ный ап-па-рат, по-лу-чив-ший на-зва-ние по-ли-граф Джеф-фер-со-на. По-сле со-жже-ния анг-ли-ча-на-ми в хо-де анг-ло-аме-ри-кан-ской вой-ны 1812-1814 годов Ва-шинг-то-на пе-ре-дал пра-ви-тель-ст-ву зна-чительную часть сво-ей об-шир-ной биб-лио-те-ки, а так-же кол-лек-цию карт, по-ло-жив тем са-мым на-ча-ло Биб-лио-те-ке Кон-грес-са США. Стре-мясь пре-тво-рить в жизнь свою кон-цеп-цию раз-ви-тия сис-те-мы об-ра-зо-ва-ния, пред-ло-жил план ор-га-ни-за-ции Вир-гин-ско-го университета в Шар-лотс-вил-ле (при-нят в 1819 году), раз-ра-бо-тал его ус-тав и де-таль-ные учеб-ные пла-ны, сфор-ми-ро-вал про-фес-сор-ско-пре-по-да-ва-тель-ский со-став. В 1825 году из-бран пер-вым рек-то-ром это-го уни-вер-си-те-та.

Скон-чал-ся Джефферсон в день 50-ле-тия под-пи-са-ния Дек-ла-ра-ции не-за-ви-си-мо-сти США. Име-нем Джефферсона на-зва-ны го-ро-да, ре-ка и го-ры, кол-лед-жи и уни-вер-си-те-ты, пло-ща-ди и ули-цы. Его порт-рет по-ме-щён на 2-дол-ла-ро-вой банк-но-те и 5-цен-то-вой мо-не-те. К 200-ле-тию со дня ро-ж-де-ния Джефферсона в Ва-шинг-то-не от-крыт ме-мо-ри-ал.

Джефферсон внёс зна-чительный вклад в раз-ви-тие ар-хи-тек-ту-ры в США. В юно-сти са-мо-стоя-тель-но изу-чал ар-хи-тек-ту-ру (по кни-гам об ар-хи-тек-ту-ре Дж. Гиб-бса, А. Пал-ла-дио и др.), с 1767 года по собственному пла-ну стро-ил усадь-бу Мон-ти-сел-ло (пе-ре-строе-на в 1796-1809 годах; по эс-ки-зам Джефферсона вы-пол-ня-лись так-же пред-ме-ты об-ста-нов-ки). На-хо-дясь в Па-ри-же, по-зна-ко-мил-ся с ра-бо-та-ми К.Н. Ле-ду и Э.Л. Бул-ле, сблизил-ся с Ш.Л. Кле-рис-со, ув-лёк-шим его изу-че-ни-ем ан-тич-ных па-мят-ни-ков. В 1786 году со-вер-шил по-езд-ку по Ве-ли-ко-бри-та-нии для изу-че-ния пей-заж-ных пар-ков. По воз-вра-ще-нии в США уча-ст-во-вал в ра-бо-те по пла-ни-ро-ва-нию Ва-шинг-то-на (совместно с П.Ш. Лан-фа-ном) и воз-ве-де-нию Ка-пи-то-лия. Счи-та-ет-ся ос-но-во-по-лож-ни-ком рим-ско-клас-сического на-прав-ле-ния в ар-хи-тек-ту-ре об-щественных зда-ний США. В не-осу-ще-ст-в-лён-ных про-ек-тах до-мов гу-бер-на-то-ров в Уиль-ямс-бер-ге (1778-1801), в Рич-мон-де (около 1780) и пре-зи-ден-та США в Ва-шинг-то-не (1792) ис-поль-зо-вал как об-ра-зец вил-лу «Ро-тон-да» Пал-ла-дио. В рим-ско-клас-сическои сти-ле Джефферсоном бы-ли спро-ек-ти-ро-ва-ны Ка-пи-то-лий шта-та Вир-ги-ния в Рич-мон-де (1785-1799), ком-плекс зда-ний Вир-гин-ско-го университета (1817-1825). В про-ек-тах до-мов для дру-зей про-яв-лял при-вер-жен-ность пал-ла-ди-ан-ст-ву: усадь-бы Эдж-хилл (около 1798-1800), По-плер-Фо-рест (1806-1812; обе в шта-те Вир-ги-ния), Фар-минг-тон (штат Кен-тук-ки, 1809-1810) и др.

Сочинения :

The writings of Т. Jefferson. Wash., 1903-1904. Vol. 1-20;

Papers / Ed. by J. P. Boyd. Princeton, 1950-1965. Vol. 1-17;

Ав-то-био-гра-фия. За-мет-ки о шта-те Вир-ги-ния / Под ред. А. А. Фур-сен-ко. Л., 1990.

В 1760 г. Джефферсон поступил в Колледж Вильгельма и Марии, решив изучить греческий и латынь и познать основы математики. В 1762 г., оставив колледж, приступил к изучению права. Когда началась Американская революция, Джефферсон был видным адвокатом, преуспевающим плантатором, любителем чтения, науки, музыки, преданным супругом и отцом и верноподданным короны.

С 1768 по 1775 гг. Джефферсон занимался политической деятельностью в штате Виргиния. 7 июня 1776 г. член делегации Виргинии в Конгрессе Р. Ли предложил провозгласить независимость североамериканских колоний от британской короны. Текст проекта декларации независимости написал Джефферсон. В сентябре 1776 г он стал членом палаты делегатов Виргинии, а в 1779 г он был избран преемником П. Генри на посту губернатора. Невосполнимой утратой для политика явилась смерть его жены Марты в 1782 г, и он отказался от мысли когда-либо вновь занять официальный пост.

Находясь в отставке, Джефферсон составил «Записки о штате Виргиния». В1783 г. он вернулся в активную политику, стал лидером Конгресса и вновь занялся интенсивной законодательной деятельностью. Его доклад о чеканке монет (подготовленный совместно с Г. Моррисом) содержал предложение установить доллар в качестве десятичной денежной единицы.

В1784 г. Джефферсон отбыл во Францию для участия в переговорах о торговых соглашениях и в 1785 г. сменил Франклина на посту посланника. Ему удалось добиться значительных уступок для американской торговли. Он пытался договориться о поставках соли и риса во Францию и расширить потребление французских товаров в Америке. Во время дипломатической службы стал очевидцем начала Великой Французской революции.

На родину вернулся в 1789 г и получил предложение занять пост государственного секретаря в администрации Вашингтона.

Предложил чеканку национальной монеты и добился создания монетного двора. Джефферсон ушел в отставку в конце 1793 г., полный решимости больше не соглашаться ни на какие официальные посты.

Однако в 1800 г. он баллотировался в президенты, использовав в качестве политической платформы Кентуккийские резолюции. Джефферсон был первым президентом, чья инаугурация состоялась в Вашингтоне при поддержке государственного секретаря Мэдисона и министра финансов Э. Галлатина. Занимал пост президента два срока подряд - с 1801 по 1809 гг.
Приветствовал приобретение у Наполеона в 1803 г территории Луизианы и даже предложил конституционную поправку, чтобы придать законную силу этому акту.

Активно выступал против партии федералистов -объединения крупных магнатов и финансистов, отличавшихся воинственными антидемократическими устремлениями. Как глава нейтрального государства, оказавшегося в годы наполеоновских войн между двумя враждующими великими державами - Францией и Англией, Джефферсон придерживался политики мира, в сущности обреченной на провал. Незаконные реквизиции, вторжения в территориальные воды и другие нарушения, совершаемые Англией, повторялись и наполеоновской Францией. Он прибегал к дипломатическому искусству, затем - к угрозе экономического бойкота, и был вынужден, в полном отчаянии, решиться на закон 1807 г. об эмбарго, запрещавший торговлю с воюющими государствами.

После сожжения Вашингтона в войне 1812 г. Джефферсон продал правительству свою обширную библиотеку с тем, чтобы создать ядро Библиотеки Конгресса. Он принимал большое число посетителей, переписывался с известными и совершенно неизвестными людьми и изредка консультировал своих преемников-президентов.

В 1814 г. Джефферсон предложил создать государственную систему обучения. Благодаря его усилиям в 1819 г в Шарлотсвилле был официально основан Университет Виргинии. Джефферсон стал его первым ректором, разработал уникальный архитектурный проект академического городка, осуществлял руководство значительной частью учебного процесса, подыскивал компетентных педагогов за рубежом.

Т. Джефферсон - идеолог независимости США

Томас Джефферсон (1743-1826) - выдающийся американский мыслитель и государственный деятель, родился и вырос в штате Виргиния в семье богатого плантатора-землевладельца. Занимал высокие должности: в 1779-1781 гг. был губернатором штата Виргиния , в 1784- 1789 гг. - послом США во Франции, в 1790-1793 гг. - государственным секретарем в первом правительстве Джорджа Вашингтона, в 1796 г. был избран вице-президентом, а в 1800- 1808 гг. (два срока) избирался президентом США. Но показательно, что сам Джефферсон главным делом своей жизни считал не государственную деятельность, а творческую умственную работу. На каменном обелиске на могиле Джефферсона согласно его воле высечена такая эпитафия: «Здесь похоронен Томас Джефферсон - автор Декларации независимости, Статуса о религиозной свободе в Виргинии и основатель Виргинского университета».

Еще во время обучения в местном колледже, чувствуя недостаточность своих знаний, молодой Томас поставил перед собой очень непростую задачу - овладеть всеми науками, самыми передовыми теориями и доктринами. «В возрасте от девятнадцати до двадцати двух лет, - вспоминал он на склоне жизни, - когда мои сверстники увлекались скачками, охотились, ходили на балы и приемы, наконец, женились, я был погружен в книги» . Все эти годы Томас трудился ежедневно - без выходных, по 15-16 часов в сутки. Вот как выглядело расписание его занятий: с 6 до 8 часов утра он изучал естественные науки: анатомию, ботанику, зоологию, химию, географию;

с 8 до 12 дня - современное право;

с 12 до 13 часов читал произведения Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо и других знаменитостей эпохи Просвещения;

с 13 до 17 часов находился во власти творений древних историков (Плутарха, Геродота) и жизнеописаний великих правителей (Александра Македонского, Юлия Цезаря), затем переключался на чтение трудов итальянских ученых Д. Вико и Н. Макиавелли;

с 17 до 21 часа Томас позволял себе немного отдохнуть, чтобы потом обратиться к книгам об ораторском искусстве Демосфена и Цицерона, к трагедиям Шекспира, дающим ключ к познанию человеческих характеров .

Творческое усвоение знаний, заложенных в книгах, во многом определило его успешную политическую карьеру, а когда случались неудачи и отставки, он опять уходил в книги, черпая в них вдохновение и новые силы.

В 1775 г. молодой Джефферсон был избран депутатом Континентального конгресса и стал основным автором текста Декларации независимости США - великого политического документа той эпохи.

Декларация независимости - небольшой документ, в стандартном книжном формате составляет всего три с половиной страницы. Но он представлял собой нечто дотоле небывалое - программу действий для немедленного претворения в жизнь прогрессивных политических и правовых идей и учений.

В преамбуле говорится: «Когда в ходе человеческой истории для одного народа оказывается необходимым расторгнуть политические связи, соединяющие его с другим народом, и занять среди держав мира самостоятельное и независимое положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее Творца, то уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению». Далее: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» .

Идею о равенстве всех людей по природе высказали еще древнеримские философы-стоики. И хотя эта идея не могла быть осуществлена в

Римской империи, она в какой-то мере повлияла на законодательство, улучшив положение женщин и рабов. Что касается прав на жизнь, свободу и на стремление к счастью как неотъемлемых прав человека, то это утверждение идет от концепции Дж. Локка о «полной свободе человека», согласно которой все люди от рождения имеют одинаковые права - «на жизнь, свободу и частную собственность». Джефферсон, конечно, знал об этой формулировке Локка, но решил ее подкорректировать, заменив слова о частной собственности словами о стремлении к счастью. Как объяснить эту новацию? Может быть, Джефферсон вспомнил «идеальное государство» Платона, у граждан которого (философов и воинов) не было никакой частной собственности? Или на него оказали воздействие труды социалистов-утопистов Т Мора, Т. Кампанеллы, Ж. Мелье и др., видевших главную причину всех бедствий народа в частной собственности? Наверное, тут дело в другом.

Джефферсон не был противником частной собственности - ни в теории, ни на практике. В одном из писем Б. Франклину он писал, что собственность возникла в ходе исторического развития и что ее не было в «естественном состоянии», и ссылался при этом на индейские племена в Америке, не знавшие собственности. Считая естественное равенство утраченным навсегда, он полагал неосуществимым равное распределение собственности. Но высказывал свое убеждение в том, что «общество, давшее собственности жизнь, вправе ограничивать ее контрасты, как и способы ее использования» .

Что касается формулировки о праве человека на стремление к счастью, то она, не отвергая принципа частной собственности, несла в себе жизнеутверждающее начало. И это имело немаловажное значение в конкретных исторических условиях становления и развития нового государства.

Далее в Декларации независимости США следуют обвинения в адрес английского короля Георга III. Обвинений много (27!), и занимают они две страницы текста Декларации. Им предшествует общая констатация: «История правления ныне царствующего короля Великобритании - это история беспрестанных злоупотреблений и насилий, непосредственная цель которых заключается в установлении в наших штатах абсолютного деспотизма». Вот некоторые конкретные обвинения:

«король отказывался утверждать самые необходимые и полезные для общественного блага законы...

он неоднократно распускал законодательные палаты (штатов) за то, что они с мужественной твердостью противились его попыткам нарушения принадлежащих народу прав...

он подчинил судей своей воле, поставив их в исключительную зависимость от себя как в отношении срока службы, так и в отношении их окладов...

он стремился сделать военную власть независимой и поставить ее выше власти гражданской...

он пиратствовал на наших морях, опустошал наши берега, жег наши города и убивал наших соотечественников» и т.д.

В оксфордском толковом словаре «Политика», написанном ведущими английскими специалистами и изданном на русском языке в Москве в 2001 г., высказывается сомнение в правильности критики Джефферсоном исключительно короля Георга III. В словаре обращается внимание на то, что «в Декларации прямо не упоминаются ни парламент, ни министры, хотя именно они являлись основными оппонентами в спорах с колониями». Признается также, что «Георг III и его министры отличались равнодушием, недальновидностью и некомпетентностью, но едва ли были тиранами» . Не вступая в спор с уважаемыми авторами этого словаря, можно предположить, что если бы люди, подписавшие Декларацию независимости и, стало быть, принявшие ее (4 июля 1776 г.), предложили Джефферсону расширить количество обвиняемых, присовокупив к королю правительство и министров, он вряд ли стал бы возражать. Когда Джефферсон обвинял короля Георга III, он, конечно, имел в виду и правительство, и министров Великобритании.

Гораздо сложнее обстояло дело с вопросом о рабстве, точнее о торговле рабами. В проекте Декларации независимости английский король осуждался также за то, что санкционировал захват людей в «другом полушарии» (Африке), их обращение в рабство и перевозку в Америку; за то, что пресекал любую законодательную попытку «запретить или ограничить эту отвратительную торговлю людьми». Однако подавляющим большинством голосов делегатов - не только южных, но и северных штатов - этот пункт был изъят из текста Декларации.

В своей «Автобиографии» Джефферсон рассказывает о том, какие настроения господствовали тогда по этому вопросу в американском обществе. Так, С. Чейз - член Континентального конгресса, подписавший Декларацию независимости, а позже член Верховного суда США - заявлял, что «негры являются собственностью» и что они «по сути, должны считаться членами общества не более, чем скот». Другой господин (некий Гаррисон) предлагал «считать двух рабов за одного фримена», т.е. свободного работника. Он утверждал, что рабы работают хуже фрименов, и сомневался в том, что «два раба могут сделать больше одного фримена». Другие противники отмены рабства говорили, что оно «необходимо потому, что продукция, которую производят рабы, была бы слишком дорогой для рынка, если бы ее выращивали фримены» .

Нельзя не признать, что, выступая за отмену рабства, Джефферсон оказывался в весьма затруднительном положении, ибо после смерти отца в соответствии с его завещанием стал владельцем трех тысяч гектаров земли и шестидесяти рабов. Это дает определенное основание авторам оксфордского толкового словаря говорить, что Декларация независимости была написана «рабовладельцем из Виргинии, который так и не освободил собственных рабов» . Однако известно, что еще в 1769 г., когда Джефферсон был избран членом легислатуры (законодательного собрания) штата, он предпринял попытку добиться разрешения на освобождение рабов, но она была отклонена. Тогда же молодой адвокат Джефферсон, выступая в виргинском суде и защищая интересы одного мальчика-мулата, искренне и горячо обличал рабство. Ссылаясь на авторитеты, он втолковывал судьям, что все люди по природе равны и каждый человек наделен врожденным правом распоряжаться собственной личностью . Это дело Томас тогда проиграл. Но это лишь усилило его неприятие рабства.

В 1778 г. он внес в Конгресс законопроект, запрещающий дальнейший ввоз в США негров-рабов. Законопроект был принят и, как писал Джефферсон, «остановил разрастание зла, оставив его окончательное искоренение на будущие времена» . В дальнейшем он не раз подвергал критике распространенные среди белых американцев представления об умственной неполноценности негров.

Возвращаясь к анализу содержания Декларации независимости, отметим, что в ее заключительной части «торжественно во всеуслышание» объявлялось, что бывшие колонии отныне становятся «свободными и независимыми Штатами», которые вправе «объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать все другие акты и начинания».

Потерпев поражение в войне со своими колониями, Англия была вынуждена признать в 1783 г. независимость США.

После достижения независимости перед североамериканскими революционерами встал вопрос, что делать дальше, какое государство строить. Единый патриотический лагерь раскололся на две части: республиканцев во главе с Томасом Джефферсоном и федералистов (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей, Дж. Вашингтон).

Федералисты выступали за сильную центральную власть, решения которой должны были быть обязательными для каждого штата (подробнее об этом будет сказано в следующих параграфах).

Республиканцы заняли либерально-демократические позиции. Их идеология отражала настроения широких слоев мелких собственников. Они исходили из того, что Соединенные Штаты Америки должны представлять собой конфедерацию, т.е. объединение самостоятельных во всех отношениях государств, включая право выхода.

Джефферсон, конечно, понимал, что неограниченный суверенитет штатов может обернуться чем-то похожим на раздробленность и будет губительным для целостности и независимости молодой североамериканской республики. Но не удержался от того, чтобы не высказать такие афоризмы: «Овцы живут счастливее сами по себе, чем под опекой заботливого волка», т.е. центральной власти, и «То правление является лучшим, которое правит меньше». Следуя заветам Руссо, Джефферсон считал, что вся власть должна исходить от народа, служить его интересам и формироваться из его представителей. Он мечтал о создании эгалитарной фермерской республики, где не будет сверхбогатых и сверхбедных, где каждый будет иметь земельный участок, достаточный для того, чтобы накормить и одеть себя и свою семью. Эту утопическую, по существу, идею Джефферсон пронес через всю свою жизнь.

В споре республиканцев и федералистов вначале победили республиканцы. В 1775-1778 гг. были приняты конституции штатов. А в 1777 г. Континентальный конгресс выработал документ под названием «Статьи конфедерации», который был утвержден штатами в 1781 г. и фактически представлял собой первую Конституцию США. Согласно ее установкам центральная власть была представлена однопалатным конгрессом, решения которого носили скорее рекомендательный для штатов характер, чем обязательный. Должности президента не было, как и всей «вертикали» исполнительной власти.

Вот один показательный факт того периода: Континентальный конгресс отверг предложение Дж. Вашингтона ввести в армии присягу на верность США, ибо усмотрел в этом ущемление суверенитета штатов. По такой логике вещей присягать надо было на верность штату.

Конфедеративное состояние США длилось недолго. В 1787 г., когда Джефферсон был в Париже и занимался посольским делами, в США состоялся чрезвычайный Конституционный конвент представителей 13 штатов, который отменил «Статьи конфедерации» и разработал проект федеральной Конституции. Ознакомившись с проектом, Джефферсон обнаружил, что в нем отсутствуют статьи, составляющие Билль о правах. Позже авторы проекта федеральной Конституции объясняли это тем, что Билль о правах содержался в конституциях штатов, и поэтому не было необходимости повторять его в федеральной Конституции.

Джефферсон с этим не согласился. Он считал, что отсутствие в федеральной Конституции Билля о правах подрывает демократические устои всей жизни. В результате его активной деятельности (поддержанной федералистом Дж. Мэдисоном) в 1791 г. был принят Билль о правах - первые десять поправок к Конституции США, восемь из которых касались прав народа и человека, а две последних - прав штатов.

Так, первая поправка провозглашала свободу слова и печати. Джефферсон был безусловным сторонником такой свободы. Он говорил, что если бы ему предложили выбирать между правительством без газет и газетами без правительства, то он выбрал бы последнее. Более того, он выражал готовность защищать газеты в праве лгать и клеветать. Между тем в период нахождения Джефферсона на посту президента, т. е. после принятия Билля о правах, многие газеты и газетчики, действуя в интересах его политических оппонентов, позволяли себе чернить президента по всякому поводу и без повода.

Что было делать Джефферсону? «Приструнить» газеты и газетчиков значило бы нарушить Билль о правах. На это Джефферсон пойти не мог, и газеты продолжали свое черное дело.

Вторая поправка Билля о правах предоставляла народу, т.е. гражданам, право «хранить и носить оружие»; четвертая утверждала право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества; в пятой поправке подчеркивалось, что «никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства». Последняя, десятая, поправка специально оговаривала, что «полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользование которыми не возбранено отдельными штатами, остаются за штатами или за народом» .

Другой важной революционно-демократической манифестацией Джефферсона явился Билль об установлении религиозной свободы,

предполагавший свободу и равенство всех вероисповеданий, право человека выбирать себе религию или быть неверующим. Скажем сразу, сам Джефферсон не был атеистом, в чем его нередко обвиняли политические оппоненты из среды федералистов и священников англиканской церкви. Он, как и многие просвещенные люди того времени, был деистом, т.е. признавал Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося по собственным законам.

Выступая за религиозную свободу, Джефферсон выступал за отмену привилегий англиканской церкви, ее государственного статуса. Он понимал, что без установления религиозной свободы политическая свобода, политическая независимость будет неполной, ущербной, несостоятельной. В его трактовке речь шла не только о введении религиозной терпимости и упразднении самого понятия «государственная церковь», но и о свободе совести вообще. Считая единственным оружием против любых заблуждений разум и свободное исследование, он писал: «Предоставить государству право определять наше вероисповедание - это все равно что наделить его правом прописывать нам лекарство и диету. С таким же успехом можно наделить государство правом устанавливать системы в физике» . Отделенная от государства церковь получает возможность удвоить и утроить свое влияние в сфере духовной жизни человека, его морально-этического воспитания.

Джефферсон сознавал, что его программа встретит сопротивление в большинстве штатов. Поэтому он сосредоточил свои усилия на принятии этого Билля в своем родном штате, Виргинии, которая исторически отличалась большей веротерпимостью по сравнению со штатами северо-востока США (Новой Англии). В результате длительного процесса обсуждения (с 1779 по 1786 г.) Билль об установлении религиозной свободы был принят и получил силу закона