Святой савва освященный в чем помогает. Молитва о здравии

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак. За молитвенные подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар чудотворения.


В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Ефимия Великого. Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.


После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.


Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.


Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.


Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: в безводном ущелье чудесным образом забил источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами: «Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего». Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды. Вода из святого источника употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды.

Преподобный Савва исцелял больных и бесноватых. Как богослов, святой Савва отличился в защите Православия против монофизитской ереси. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб (Типикон), так называемый «Иерусалимский», принятый всеми Палестинскими монастырями.

Святой Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь.

Множество чудес сотворил святой и после своей кончины. И могила Саввы считается чудотворной, а тело его не подвержено тлению.

Монастырь Саввы Освященного

На сегодняшний день в Иудейской пустыне археологами открыто и исследовано 73 монашеских поселения византийского периода – лавры и монастыри (киновии).

Слово «лавра» переводится с греческого как «дорожка». В палестинских лаврах кельи (обычно пещеры) находились на приличном расстоянии друг от друга, соединяясь горными тропинками. В лаврах монахи жили уединенно, собирались вместе только в субботу и воскресенье в центральной церкви.

В киновиях же монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали свои молитвы с ремеслом. В основном насельники плели корзины и циновки из пальм, или переписывали книги. Были у монахов и другие занятия: огородничество, ткачество, плотницкое или кузнечное дело.

Наиболее строгий образ жизни вели анахореты. Они полностью уединялись от мира, всячески истязали плоть. Кельи анахоретов можно увидеть и по сей день в ущельях вади Кельт и в вади Кедрон. По-французски такая келья называется «эрмитаж». Оказывается, Зимний дворец в Санкт-Петербурге называется Эрмитажем не случайно. Дворец строился как место уединения российских императоров для отдыха от государственных дел.

Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.

В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году.


В статье использованы материалы с сайте pravoslavie.ru.

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу († 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители († 475; память 4 марта). Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый «Иерусалимский», принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

*На русском языке издано:

Монастырские уставы, преподанные Святым Саввой своему преемнику авве Мелетию / Пер. и примеч. А. Дмитриевского // Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890. С. 171–193.*

February 2nd, 2014 , 03:57 pm

Преподобный Савва Освященный

Начал свою подвижническую деятельность с 8-летнего возраста. Юношей добывал себе пропитание плетением корзин. Затем, когда к нему стали стекаться другие ревнители пустынножительства, преподобный Савва в нескольких километрах от Иерусалима основал обитель, которая впоследствии стала знаменитой Лаврой Саввы Освященного . Будучи настоятелем обители, преподобный Савва написал первый Устав последования церковных служб, известный под названием Иерусалимский Устав, принятый во всех палестинских монастырях . Святой отличался прозорливостью, его молитвами совершались чудеса.

Преставился ко Господу в 532 году .

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом . В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна, их память 8 февраля . А в усыпальнице мощи святого Саввы в гробнице из стекла.


Мощи святого Саввы в стеклянной гробнице

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

На месте где был похоронен святой Савва, ныне стоит построена усыпальница.

Великая Лавра святого Саввы Освященного

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания , в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного , крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен . Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню », которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва .

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы , сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

Монастырь неоднократно подвергался разорению.


В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 г.

В 786 г. бедуины, после месячной осады, взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены, либо поруганы, а монахи поголовно вырезаны.

В 1187 г. после завоевания Иерусалимского королевства Саладином лавра св. Саввы опять серьезно пострадала, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.

Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры.

Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясения 1837 г.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет и ни когда не было электричества, не работает сотовая связь . Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники и России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.


Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое , поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских. В 8 веке в лавре проживало аж до 5.000 иноков !!! . Настоятелем лавры является сам Иерусалимский Патриарх.


Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень .


Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.


Мощи Св.Саввы.

В Крыму, на Украине, тоже есть большой монастырь освящённый в честь Святого Савы Освященного и находится он в Мелитополе .

К сожалению, не сохранился в полном виде в Палестине монастырь духовного наставника Саввы, Святого Ефимия Великого. Однако остались развалины монастыря в котором молился святой Савва в свои ранние годы приняв монашество.


Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, /
и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, /
и был еси светильник вселенней, /
сияя чудесы, Савво, отче наш, /
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Икона преп. Саввы Освященного

Хромолитография Н. Индутного

Императорского

Православного Палестинского Общества

Краткий вариант жизнеописания святого, часто публикуемый в церковных православных календарях, даёт общую картину о подвигах преп. Саввы.

«Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одарённый ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого . Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту , настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря) . Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта). Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году» .

Наиболее подробное житие святого, описано в 555 году в труде Кирилла Скифопольского - древнего церковного писателя, который в своих трудах основывался на свидетельствах учеников преп. Саввы. Греческий текст жития преподобного Саввы Освященного содержался в книге Кирилла Скифопольского под общим названием «Ecclesiae Graecae monumenta». В 1823 году этот труд был переведен на русский язык и опубликован в VII части «Христианского Чтения» 1823 года , а затем в 1895 году в 1-м выпуске Палестинского патерика издания . Палестинский патерик издания 1895 года, опубликован в электронном виде на официальном портале Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества .

Палестинский патерик

Обложка издания ИППО 1895 года

Фотоархив Иерусалимского отделения

Императорского Православного Палестинского Общества

Внутренняя обложка

Фотоархив Иерусалимского отделения
Императорского Православного Палестинского Общества

Удивительно описание этого древнего агиографа о победе преп. Саввы над диаволом, искушавшим его в пустыне.

«Тогда великий Савва, будучи тридцати пяти лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, поелику отцы обители скончались; посему удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда святой Герасим сиял на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самою жизнью своею пел сие Давидово изречете; се удалихся бегая и водворихся в пустыне (Пс.54:8). Там занимался он покоем, постом и непрестанными молитвами, и соответственно словам Писания: «утихните и познайте, что Я Бог» (Пс.45; 11), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так некогда в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Савва хотя сначала много устрашился, но скоро узнал, что это хитрость диавола. Почему оградившись крестным знамением и прогнавши страх, смело встал и сказал: «Хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным; потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: «се даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражью» (Лк. 10:19). Как скоро он сие произнес, то сии ядовитые животные исчезли. Также некогда явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидевши страшное приближение к нему зверя, сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлить? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога: «ибо Он сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13). Как скоро Савва произнес сии слова, то зверь стал невидим. И с того времени, Бог покорил Савве всякое ядовитое и плотоядное животное, так что, обращаясь в пустынях с сими животными, он не терпел от них никакого вреда» .

В XIX веке эту тему продолжает русский агиограф - святитель Дмитрий Ростовский в своем труде «Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного». Удивительны описания подвигов преп. Саввы в житийных минеях русского духовного писателя. Они перекликаются с житием преп. Саввы Кирилла Скифопольского и соответствуют иконографии уже современного монастыря преп. Саввы Освященного, в которой изображается преп. Савва Освященный, укрощающий льва.

«Блаженному Савве был тридцать пятый год от роду, когда он поселился в пустыне один, упражняясь в посте и непрестанных молитвах и соделывая ум свой чистым зеркалом божественных предметов. Тогда диавол начал строить против него козни. Однажды в полночь, когда святой после трудов спал на земле, диавол обратился в множество змей и скорпионов и, приблизившись к Савве, хотел устрашить его. Он же тотчас встал на молитву, произнося слова псалма Давидова: "Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем… на аспида и василиска наступишь" (Псалом 90: 5,13). При сих словах бес со своими ужасами тотчас исчез. Через несколько дней диавол обратился в страшного льва и кинулся на святого, как бы желая его съесть; бросаясь, он пятился назад, опять бросался и опять пятился назад. Видя, что зверь то бросается, то отступает, преподобный сказал ему:

Если у тебя есть от Бога власть съесть меня, то чего же ты пятишься назад? Если же - нет, то зачем ты трудишься понапрасну? Ибо силою Христа моего я осилю тебя, лев!"

И тотчас бес, явившийся в зверином виде, отбежал с позором. С этих пор Бог покорил Савве всех зверей и змей, и стал он ходить между ними, как между кроткими овцами» .

Икона преп. Саввы с образами двух львов (агресивного и смиренного)

Часовня св. Саввы Гроба св. Саввы

Французский писатель и исследователь Палестины XIX века Альфонс Курэ, в своей диссертации 1869 года под названием «Палестина под властью христианских императоров», которая была переведена на русский язык в 1894 году издательством «Русский паломник», оставил также жизнеописание подвигов святого Саввы:

«Св. Савва расположил свою лавру в тридцати стадиях к востоку от монастыря Св. Феодосия, на крутом обрыве Кедронского потока, среди многочисленных пещер, коими изобиловали окрестности этого потока. На вершине обрыва была первоначально выстроена башня и несколько ниже часовня, но вскоре им открыта была большая пещера, имевшая форму креста; проход, образованный природой, соединял ее с башней, а большое отверстие со стороны потока давало ей свет. Св. Савва, украсив внутренность пещеры, обратил ее в церковь. Отсутствие воды, чувствуемое в лавре, было чудесным образом устранено. Однажды ночью, стоя на молитве, дивный старец услышал шум в глубине ущелья и увидел дикого осла, усиленно ударявшего копытом в землю и припадавшего к вырытому углублению. Св. Савва поспешил со своими иноками к этому месту, стали рыть землю и вскоре вырвался наружу источник, доселе не иссякающий. Лавра Св. Саввы, одна почти из всех Палестинских древних обителей, по благословенно своего основателя, без перерыва продолжает существовать до наших дней, давая нам ясное представление о том, чем были известны нам лишь по рассказам древние пустынные обители. Одиннадцать лавр или монастырей, возведенных Св. Саввой и его учениками, постепенно расположились вокруг главной лавры. Самым красивым из них был монастырь Схолария, выстроенный Св. Саввой на том крутом уступе, где некогда возвышалась над всею пустыней башня Евдокии. Несколько монахов еретиков укрылись в этой башне после разгрома Maркианом Фекойского монастыря. Св. Савва возвратил их к православию, воздвиг вокруг башни монастырь и управление им поручил Иоанну Cxoларию, прославившемуся святостью жизни и давшему свое имя монастырю. Два других монастыря: Пещерный, так называемый по пещере, служившей ему церковью, и Кастелийный, воздвигнутый на развалинах древнего римского замка, образовали как бы треугольник, с вышеупомянутым монастырем Схолария.

Кедронское ущелье. Слева видны стены и строения Лавры преп. Саввы Освященного

На дне ущелья видны сточные воды канализации,

идущие с арабских деревень восточного Иерусалима со 2-й половины XX века.

До этого времени никаких сточных вод и потоков на дне ущелья не было

Карта древних византийский монастырей вокруг Лавры преп. Саввы Освященного

Но не одним наружным устройством стольких обителей прославились оба сопостника, Свв. Савва и Феодосий; еще более прославились они установлением внутреннего иноческого жития. Св. Савве принадлежит заслуга, что он собрал воедино уставы и правила, принесенные еще Св. Харитоном из Египта, установленные Св. Евфимием и Феоктистом в их монастырях, присовокупил к ним новые, вызываемые развитием иноческой жизни, и составил так называемый типик Св. Саввы, который, последовательно дополняемый и пересмотренный Свв. Софронием Иерусалимским, Иоанном Дамаскиным и Николаем Грамматиком, Константинопольским патриархом, постепенно вошел в употребление во всех Азийских церквях и в конце XV в. Благодаря стараниям Симеона Фессалоникийского, был принят за руководство для всех православных» .

В XI и XII главах своего произведения, Альфонс Курэ подчеркивает роль преподобного Саввы в уврачевании расколов, распрей и споров, возбуждаемых различными направлениями монофизитов в Восточно-Римской Империи при императоре Анастасии в начале VI века. Для чего преп. Савве пришлось лично прибыть к императору Анастасию, с просьбой от имени «Иерусалима и его патриарха, даровать мир Палестинским церквям, дабы все мы, епископы и иноки, могли свободно и спокойно молиться за твое здоровье» . А при императоре Юстиниане (526-536), 90-летнему старцу - святому Савве, удалось разоблачить заговор самаритян:

«Император, поверив наветам, обратил свой гнев против Палестинских христиан и повелел наказать их так же строго, как мятежников. Это известие повергло всю Палестину в ужас. Патриарх Петр, епископы и иноки обратились к своему испытанному заступнику и умолили св. Савву вторично отправиться в Константинополь, чтоб отвратить эту новую угрозу и добиться для разоренных первой и второй Палестины облегчения тяжелых податей. Девяностолетний старец уступил их мольбам и явился у порога того дворца, перед которым некогда стоял для ходатайствования у императора Анастасия за Халкидонский собор и патриарха Илию.

На этот раз стража не только не остановила его, но императорские гонцы вышли к нему навстречу, Константинопольский патриарх с Ефеским и Кизикским епископами сопровождали его к императору, который пал на колени при виде Святителя.

Св. Савве не трудно было разоблачить клевету Арсения. Негодующий Юстиниан велел казнить всех находящихся в Константинополе в плену самаритянских вождей восстания, закрыть все синагоги и подчинить всех самаритян исключительному законодательству, по которому доступ им к правительственным должностям был закрыт; обязанности курии были на них возложены, но без тех преимуществ, которые смягчали их тяжесть. Наконец, самаритяне были лишены права отчуждать свои имущества, не могли ни отдавать, ни получать их по наследству, завещанию или дару. Если у них не было наследников христиан, то имущество их поступало в казну. »

Также одним из наиболее важных исследований жития преп. Саввы Освященного XIX века, является труд иеромонаха Феодосия (Олтаржевского) (будущего епископа Оренбургского и Тургайского - Русской Православной Церкви), под общим названием «Палестинское монашество с IV до VI века», опубликованный в 44-м выпуске Православного Палестинского сборника в 1896 году в Санкт-Петербурге. Мы приведем это исследование жития преп. Саввы Освященного отдельной главной. Замечательный русский духовный писатель, будучи тогда еще иеромонахом, посвящает значимую часть этого исследования преп. Савве Освященному. Подводя итог своему труду, иеромонах Феодосий особо подчеркивает:

«Монастырь Саввы Освященного находился и находится как бы под особым покровительством своего основателя. Хрисанф в своем Проскинитарии говорит, что он трижды восстановлялся после неоднократных и разрушительных набегов варваров, а между тем всегда являлся наиболее почитаемым, величественным и достойным удивления среди всех палестинских монастырей. Под названием мар-Саба, древняя лавра Саввы Освященного считается доселе одной из самых достопримечательнейших Святынь Палестины и привлекает к себе паломников всех вероисповеданий» .

В 439 году. Уже в восьмилетнем возрасте он, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь. Несмотря на все старания его семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.

Однажды, работая в саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и за всю жизнь не вкусил более яблок. В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.

Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. Под началом святого Феоктиста Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».

По смерти святого Феоктиста в 469 году, Савва получил позволение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там он проводил пять дней в неделю в непрестанной молитве, без всякой пищи, занимая руки плетением пальмовых листьев, по субботам же и воскресеньям приходил в монастырь для участия в литургии и совместной трапезе. С отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья преподобный Евфимий имел обыкновение брать его с собой в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.

Проведя в отшельничестве четыре года, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.

Каждому приходящему к нему послушнику святой устраивал отдельную келью в одной из многочисленных окрестных пещер и обучал новоначальных всем премудростям пустыннического жития. После того как число его учеников очень скоро достигло 70, по молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.

Число насельников основанной преподобным лавры непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение и принести дары и пожертвования, благодаря которым монахи могли снабжать себя всем необходимым, не отвлекаясь заботами суетного мира. Несмотря на смиренный отказ преподобного принять священство, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.

Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню. Во время одного такого пребывания в безлюдных местах преподобный обосновался на холме под названием Кастеллий, где обитали бесы. Очистив это место молитвами, он основал там новый общежительный монастырь для уже испытанных в подвижнической жизни иноков (492). Для тех же, кто только недавно ушел из мира, святой Савва устроил к северу от лавры третью обитель, чтобы они обучались аскетической жизни и чтению Псалтири наизусть (493).

Преподобный позволял подвизаться в уединении лишь опытным монахам, которые приобрели навык различения и хранения помыслов, сердечное смирение и совершенное отречение от собственной воли. Юных же иноков он отправлял сперва на послушание в обитель к святому Феодосию.

В то время, когда многочисленное палестинское монашество смущалось монофизитской ересью, противной решениям Халкидонского Собора, патриарх Иерусалимский Саллюстий назначил святого Феодосия и святого Савву архимандритами и экзархами всех монастырей, находившихся в юрисдикции святого града (494): Феодосию было вверено общежительное, а Савве - отшельническое монашество, а также иноки, жившие по кельям в лаврах.

Непримиримый враг служителей ада, святой Савва всегда был кроток и снисходителен по отношению к людям. Так, когда дважды, в 490 и 503 годах, часть его братии поднимала возмущение против настоятеля, он сам добровольно покидал свой пост, не пытаясь отстоять словами либо навязать силой свою власть, и лишь по настоянию патриарха снова принимал бразды правления. Узнав о том, что 60 монахов, ушедших из-под его власти в заброшенную обитель, так называемую Новую лавру (507), находятся в крайней нужде, преподобный испросил у патриарха некоторую сумму золотом, которую сам доставил к ним и даже помог ослушникам построить церковь и организовать новый монастырь со своим собственным игуменом.

Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния Богу в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призвал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом. Преподобный продолжал и дело насаждения новых обителей в безлюдной пустыне, так что, помимо должности главы отшельников, на нем лежали обязанности духовника семи монашеских общин. Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы.

В 512 году он вместе с другими монахами был направлен в Константинополь к императору Анастасию, благосклонно относившемуся к монофизитам, дабы поддержать православную веру, а также добиться некоторых налоговых льгот для Иерусалимской Церкви. Императорская стража не желала поначалу впускать во дворец бедного и смиренного пустынника в ветхом одеянии, приняв его за нищего. Преподобный Савва произвел столь сильное впечатление на императора, что тот во время долгого пребывания святого в столице охотно призывал его к себе, наслаждаясь мудростью речей святого.

По возвращении в Палестину Савва должен был вступить в упорную борьбу с еретическим патриархом Антиохийским Севиром. Сумев вновь завлечь императора в тенета ложных учений, Севир добился в 516 году смещения святого Илии с Иерусалимской кафедры. Тогда по призыву святых Саввы и Феодосия более 6 тысяч монахов собрались вместе, дабы побудить его преемника, патриарха Иоанна, продолжать защиту решений Халкидонского Собора. Услышав об этом, император уже был готов применить силу. Тогда святой Савва направил ему от имени всех монахов Святой Земли смелую петицию.

Однако в том же 518 году Анастасий умер, и новый властитель Юстин I по милости Божией подтвердил свою приверженность Православию и распорядился внести Халкидонский Собор в святые диптихи. Святой Савва был тогда же послан в Скифополь и Кесарию, чтобы сообщить верным радостную весть о победе.

В 531 году, во время кровавого восстания самаритян, святой Савва вновь отправился в Константинополь к благоверному императору Юстиниану, дабы заручиться его помощью и покровительством. Со своей стороны, он пророчески предсказал правителю предстоящее отвоевание Рима и Африки, а также будущую славную победу над монофизитством, несторианством и оригенизмом - события, которым суждено было прославить царствование Юстиниана.

С радостью встреченный в Иерусалиме, неутомимый служитель Господень основал там монастырь Иеремии, а затем окончательно удалился в Великую лавру. Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого Мелитона (Мелита).

Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в Венецию; вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года.

Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые: Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и др. Именно здесь сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана значительная часть существующих церковных песнопений.