Священник михаил ардов раскольник. Протоиерей Михаил Ардов vs диакон Андрей Кураев

Наблюдает вся страна. Пожилая жена артиста Гитана Аркадьевна и его 50-летняя дочь-инвалид Мария фактически оказались заперты в собственной квартире. Из-за разборок с соседом они не могут выехать даже на свою дачу. Брат артиста - писатель и настоятель храма Михаил Ардов - уверил: дела в звездном семействе действительно очень непростые.

«Дочь Маша разговаривает с трудом»

Я навещаю семью брата регулярно, - делится Михаил Ардов. - Жена его чувствует себя неважно, но старается не жаловаться на свои проблемы. А вот с дочерью Машей дела совсем плохи: она с трудом разговаривает. Но Маша - талантливая, умная, написала много сказок, стихов. Я знаю, что сейчас Гитане Аркадьевне помогают три женщины - работницы, которые готовят, убирают у них в доме. Заходит и Надежда - старшая дочь Алексея. У них с моим братом были сложные отношения из-за того, что он с ее мамой как-то рано и не очень хорошо разошелся. Конечно же это переносилось и на дочь.

Михаил Ардов - сводный брат Алексея Владимировича. У них одна мама, но разные отцы. Но воспитывались дети вместе. У Алексея и Михаила был еще младший брат Борис, который умер в 2004 году из-за цирроза печени.

Очень грустно на душе оттого, что нет ни Бориса, ни Алексея рядом, я остался один, - вздыхает 80-летний Михаил Викторович. - Когда я в последний раз видел старшего брата, у него было очень бледное лицо, я понимал, что уже немного осталось ему. Но все равно мне до сих пор трудно осознать, что его нет. Увы, он был уже не юн, 88 лет, долго хворал. Но когда начинаешь об этом думать, сразу же появляется ностальгия по тем временам, когда мы жили все вместе, когда были живы родители. Последние годы его жизни мы виделись не так часто, но всегда разговаривали о тех военных временах, когда жили с нашей мамой в эвакуации в татарском городе Бугульма. У брата смолоду было многообразие талантов, он писал замечательные картины, которые хвалили профессиональные художники. А кроме того, он сочинял хорошие стихи, их одобряла сама Анна Ахматова .

«У него было повреждено все лицо»

Когда Алексей Владимирович стал популярным, связь с семьей не утратил. Хотя делиться моментами из актерской жизни не любил. На площадках Баталову приходилось непросто.

Во время съемок фильма «Летят журавли» они с каким-то партнером боролись и Алексей прямо лицом упал на маленький узенький пенечек, - вспоминает Михаил Викторович. - У него было повреждено все лицо. Слава Богу, что брат попал к хорошему хирургу, который его вылечил. Помню, как в какой-то момент Алексей перестал быть востребованным. Но это происходило потому, что он очень придирчиво относился к сценариям. Он отказывался от многих предложений.

Кстати, сам Михаил Викторович подражать брату в выборе профессии не стал: он - священник.

Я довольно рано стал верующим человеком, - продолжает протоиерей. - А христианство запрещает любому человеку посещать различные зрелища. Но Алексей, несмотря на профессию, верил в Бога с самой юности, а к концу жизни стал стопроцентно церковным человеком. У него были знакомые священники, с которыми он часто советовался. В годовщину смерти Алексея я не смог встретиться с его семьей по причине богослужения, я весь день молился об упокоении его души.

Год, прожитый без брата, отра­зился на здоровье Михаила Ардова. А ведь этот пожилой человек заботится еще и о своей больной жене.

Я в последнее время стал очень быстро утомляться, - с грустью говорит брат Алексея Баталова. - Но свои обязанности по храму конечно же выполняю. У моей жены большие проблемы с суставами, недавно пошли осложнения. Детей у нас нет. Есть две женщины, которые помогают. Одна в доме убирает, а другая ходит по магазинам, покупает все необходимое. Так мы и живем.

Михаил Викторович Ардов (21 октября 1937, Москва) - русский писатель, публицист и мемуарист; клирик Российской православной автономной церкви, протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ; до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.

Сын писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат Алексея Баталова . В 1960 окончил факультет журналистики МГУ. Михаил Ардов был профессиональным литератором. В 1964 принял крещение. С 1967 иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980, в Вербное воскресенье, был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 рукоположён в священника митрополитом Иоанном (Вендландом); служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

Летом 1993 года Михаил Ардов вышел из юрисдикции Московской Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). С 1995 Михаил Ардов - клирик административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской Православной Автономной Церкви.

В сентябре 2006 года Михаил Ардов вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя Председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина в прямом эфире пятничной программы Авторского телевидения (АТВ) «Новое времечко»; инцидент освещался в некоторых СМИ.

Книги Михаила Ардова

«Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни» (М., 1995)
«Вокруг Ордынки» (Спб., 2000)
«Легендарная Ордынка. Портреты», (М., 2001).
Монография о графомане. Воспоминания, 2004
Всё к лучшему… М.: Б. С. Г.- Пресс, 2006. 800 с.

Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче. М.: Б. С. Г.- Пресс, 2008. 270 с.

О новой книге Михаила Ардова «Всё к лучшему»
Я отношусь к тем читателям, которые с жадностью набрасываются на любой текст, касающийся поэзии и личности Анны Ахматовой. Именно по этой причине я покупаю все книги, на обложке которых значится имя Михаила Ардова. Вдруг он ещё что-то интересное вспомнил. Первая журнальная публикация – «Легендарная Ордынка» – появилась ещё в 1994-м, потом были «Возвращение на Ордынку» и «Вокруг Ордынки». Воспоминания имели успех и вскоре вышли отдельными книгами под теми же названиями. Само слово «Ордынка» стало своеобразным паролем. Раз Ордынка, значит, Ардов, значит, Ахматова…
И вот уже 2007-й на дворе, и – новая, недавно вышедшая книга (М., «Б.С.Г.-Пресс», 4 тыс. экз.). На этот раз в заглавии обошлось без Ордынки, вместо неё на обложке – строка из Ахматовой – «Всё к лучшему…» (само стихотворение «Есть три эпохи у воспоминаний…» открывает книгу в качестве эпиграфа).
Название, даром что ахматовское, кажется неудачным. И потому, что напоминает кабаковское «Всё поправимо», и потому, что никак не соответствует, а скорее даже противоречит содержанию. Впрочем, это не важно, потому что главное на обложке не название (его не сразу и заметишь), а вынесенные на неё фамилии: Ахматова, Пастернак, Зощенко, Лев Гумилёв, Олеша, Ильф, Петров, Чуковский, Мандельштам, Арсений Тарковский, Бродский… – всего более двадцати, мелко, в столбик. И – крупно: АРДОВ.
На этот раз автор выступает не просто свидетелем и очевидцем, но и сам выходит из тени великих современников, становясь, по сути, главным героем своей книги. И хотя написана она, как и все прежние, фрагментами (во многом повторяющими публиковавшиеся ранее), теперь у этих фрагментов есть связующая нить. Это – хронология жизни самого Михаила Ардова, которому суждено было родиться в интеллигентной московской семье, с детства знать самых выдающихся людей эпохи, запросто, по-семейному общаться с ними, а потом, в зрелом уже возрасте, резко поменять образ жизни, отказавшись от занятий журналистикой и богемных компаний, принять крещение, пройти воцерковление и стать православным священником.

Судьба сама по себе необычная, даже странная. И если М.Ардов не стал писать на основе этой судьбы роман, то, наверное, потому, что в ней было слишком много реальных великих имён, а это требует, что ни говори, документального изложения. С другой стороны, сам характер его литературного дарования, унаследованный от отца – известного писателя-сатирика Виктора Ардова, – таков, что лучше всего реализуется в жанре короткой прозы – новелл, баек, анекдотов.

Читать короткую, фрагментарную прозу легко и занятно. Можно начинать с любого места (хотя в данном случае лучше читать всё подряд). Правда, фрагментов набирается аж на 800 страниц, что к концу несколько утомляет. Мемуарная часть поделена на пять больших глав – по десятилетиям, начиная с сороковых и кончая девяностыми. Поначалу (50-е – 60-е годы) повествование разворачивается на фоне литературной жизни, затем (70-е – 90-е) – на фоне жизни церковной. Об этом у Ардова тоже была уже книга – «Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни», так что и тут не обошлось без повторов.
По-хорошему, текст надо было бы разделить на два тома: один про Ордынку, другой – про церковь. На одной обложке Ардов – молодой и богемный, на другой – в бороде и рясе. И указание его духовного звания – протоиерей – уместно было бы только на той, второй, обложке, ведь ровно половина текста (об Ахматовой и др.) никакого отношения к его протоиерейству не имеет. Но тогда не получилось бы такой большой, солидной, можно сказать, «юбилейной» книги (в этом году автору исполняется 70 лет)…
Кроме мемуаров, в неё включены ещё два десятка ранних рассказов М.Ардова, нигде, по-видимому, раньше не печатавшихся. Рассказы короткие и тоже имеют под собой реальную основу, это, по сути, запись разговоров, рассказов о себе простых людей, мужчин и женщин, стариков и старушек, прихожан маленьких сельских приходов, в которых начинал в 70-х годах свою церковную службу автор. Довольно симпатичные житейские зарисовки, которые, однако, после прочтения большого массива зарисовок мемуарных воспринимаются уже с трудом, как нечто избыточное. (Может, стоило поставить их в начало книги? Но боюсь, что и в этом случае читатель раньше полез бы в мемуары, они, безусловно, притягательнее.)
Есть ещё и третий раздел книги, названный самим автором «APPENDIX». В нём зачем-то размещены: текст постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», выдержки из доклада Жданова по тому же поводу, собственная переписка М.Ардова с иерархами РПЦ, полный текст его статей в «Независимой газете» с отповедью А.Найману за его роман «Б.Б. и др.» и даже… подборка цитат из самых разных изданий по поводу скандала на Франкфуртской книжной ярмарке 2003 года, когда прототип героя вышеназванного романа публично дал А.Найману пощёчину. Таким образом, вся эта большая (повторю: 800 стр.) и разномастная книга заканчивается… цитатой из светской хроники, подписанной какой-то Милой Кузиной.
На месте редактора я бы этот «Аппендикс» вырезала вовсе, но, видно, такова уж была воля автора.

Как уже было сказано, читать новеллы и байки М.Ардова легко и занятно, особенно когда любишь их персонажей. Даже если всё это уже знаешь (читано и у самого Ардова, и у других мемуаристов), и ничего принципиально нового о великих современниках автор не сообщает, читать всё равно интересно. Тем более что, кроме «великих», в книге множество других имён и персонажей. С любовью пишет М.Ардов о профессоре А.Г. Габричевском и его жене художнице Н.А. Северцовой, об архиепископе Киприане, о псаломнице Александре Шагановой (Шурке), о своих друзьях – детях и внуках знаменитых родителей – Максиме Шостаковиче, Евгении Чуковском, Александре Нилине…
В книге много стихов. Цитируются (к случаю) известные, но есть и малоизвестные, что называется, «домашние» стихи, экспромты и эпиграммы, принадлежащие разным поэтам – от Маяковского до Бродского. А также всякого рода стихотворные шутки и штучки самого Ардова и его друзей, вроде вот этого перифраза из самой Ахматовой:

Я с тобой не буду пить вино,
Потому что ты мальчишка и г…

Любопытно сопоставлять «ахматовские» воспоминания М.Ардова с мемуарами других свидетелей и очевидцев, таких, как Л.Чуковская, Н.Мандельштам, Э.Герштейн или тот же А.Найман. Сам Ардов нередко обращается к ним, иногда – за подтверждением своих слов, иногда – чтобы их поправить или даже опровергнуть. Вот только один, но характерный пример. Широко известна фраза Ахматовой, сказанная ею в дни суда над Бродским:
– Какую биографию делают нашему рыжему!
А у Ардова она звучит иначе:
– Он (Иосиф) как будто нанял кого-то, чтобы ему делали классическую биографию.
Смысловая разница налицо. Да и стилистически что-то не то: Ахматова выражалась лаконично, афористически, а тут – какая-то неуклюжая, непохожая на ахматовские фраза.
Разумеется, автор именно свою интерпретацию считает наиболее точной и безупречной. Как же! Все эти «подруги», написавшие впоследствии мемуары, лишь приходили в дом, в котором он-то жил! Но «подруги» были гораздо ближе к Ахматовой по возрасту и по судьбе, между ними было заведомо больше понимания и доверительности. А Миша Ардов был для неё мальчик, или, как она сама говорила, «рыбёнок», сын хозяев квартиры, в которой ей приходилось жить. Конечно, все мы должны быть благодарны цепкой памяти этого «рыбёнка», сохранившей для нас образцы её живой речи, её юмора, её суждений по самым разным поводам «текущей жизни». Но в силу своего возраста и особенностей дарования Ардов-младший схватывал и запоминал, в первую очередь, самое забавное, смешное, остроумное, потому в его портретах Ахматовой, Льва Гумилёва, Пастернака и других почти отсутствует то трагическое, глубинное, что было в их жизни. Не тот жанр. Для Ардова главное завершить любой из своих мини-сюжетов, отделённых друг от друга «звёздочками», эффектной шуткой, анекдотической концовкой.
Так, довольно драматический сюжет, связанный с тяжбой о литературном наследии Ахматовой (см., например, переписку Л.К. Чуковской с В.М. Жирмунским в «Знамени» № 1 за 2007 г.), он сводит всего-навсего к высмеиванию неудачного высказывания В.Жирмунского на заседании соответствующей комиссии (членом которой был и сам М.Ардов), не касаясь при этом главного – судьбы ахматовского архива.
Или другой пример: об Н.К. Бруни Ардов пишет с неожиданным восхищением: «…как только началась панихида (по Ахматовой. – С.Ш.), Нина Константиновна извлекла из своей сумки тоненькую церковную свечку и зажгла её. И тут я понял, что она – великий человек» (?!). Со слов же Л.К. Чуковской известно, что Ахматова эту даму (дочь поэта К.Бальмонта) «не терпела, подозревала во всех смертных грехах и не пускала на порог».
Л.К. Чуковская много лет знала наизусть «Реквием» и никогда не проговорилась. А что сделал юный Миша Ардов, едва ему в руки попал текст этой вещи? Тайком от Ахматовой переписал и тут же понёс читать другим (конкретно – профессору МГУ Западову), тот дал ещё кому-то, и пошло… Хорошо, что времена уже были иные, а ведь мог очень подвести обожаемую Анну Андреевну. Лучше бы про такие «подвиги» не рассказывать, но хочется, видимо, подчеркнуть своё первенство. Чуть ли не: мир узнал «Реквием» благодаря Мише Ардову. Или: Ахматову отпевали в церкви и похоронили там, где похоронили, потому что об этом похлопотал, это место нашёл Михаил Ардов. (А в одном из интервью он сам же говорит другое: отпевание, дескать, организовал Лев Гумилёв). Да и надо ли похваляться такими заслугами – и кому, священнику?
Вообще, вот это священничество автора всё время как-то мешает чтению, его держишь в уме, и то, на что в другой книге, может, и не обратил бы внимания, тут невольно проверяешь этим обстоятельством. Пристало ли протоиерею выносить обвинения, высказывать подозрения, а то и прямые оскорбления? Вроде тех, что читаем мы в адрес Н.Я. Мандельштам (как бы ни неправа она была, но «сволочить» зачем?) или в адрес Натальи Ильиной, которую он прямо называет сексоткой, хотя, насколько я понимаю, прямых доказательств этого не существует, или в адрес Пуниных – этих, правда, никто из мемуаристов не жалует, но ты-то, ты-то, батюшка православный!
Покоробил комментарий к публичной лекции Л.Н. Гумилёва: «…всё это как-то легковесно, несолидно, этакий научный Аркадий Райкин, виртуоз на профессорской кафедре…». Вольно же «этак» комментировать, когда человека уже нет на свете!
Удивил, кстати, и довольно холодный тон автора там, где речь заходит о его родных – отце, которого он чаще называет «Ардов», матери – Н.А. Ольшевской (вот уж кто был ближе всех к Ахматовой в их семье, но как мало, да почти ничего об этом не сказано), братьях. Старший, сводный по матери брат Алексей Баталов, народный артист СССР, несколько раз упомянут, но ровным счётом ничего о нём не рассказывается (хотя и его имя вынесено на обложку), при этом автор подчёркивает, что терпеть не может… кино и театр. О младшем же брате, Борисе Ардове, только то и сказано, что он родился на свет. Зато автор не пропустил, кажется, ни одной собственной шутки, ни одной удачно сказанной им когда-либо фразы (записывает он их, что ли?). Из фрагментов, которые можно объединить словами «И тут я пошутил…», в пору составлять отдельную книжку.

Не знаю, хотел того автор или не хотел, но из всего, что он рассказывает о себе, вырастает образ человека, безусловно, наделённого и умом, и талантом, и большим чувством юмора, и – амбициями (а как без них, когда рядом столько великих людей!), но – не сумевшего эти амбиции реализовать так, как о том мечталось. Карьера журналиста не задалась, идти по стопам отца и писать всю жизнь скетчи и фельетоны он не хотел.

Между тем великие старики и старухи, среди которых он вырос, один за другим уходили в мир иной. В конце 60-х – начале 70-х тридцатилетний Михаил Ардов был, видимо, на перепутье судьбы. И очень похоже на то (да он и не скрывает), что решение его идти в священнослужители было продиктовано прежде всего поиском какого-то особого, даже оригинального пути. О вере, о Боге в этой книге трудно что-нибудь вычитать, зато прямым текстом говорится, что уйти в религию означало в те годы одну из форм протеста советской власти и советской действительности.
Любопытно, как отреагировал на новый облик Ардова И.Бродский, когда они встретились в 1995 году в Нью-Йорке. Увидев старого приятеля в рясе, он сказал:
– Какой маскарад!
Задолго до этого, ещё в середине 60-х, в Москве, отвечая на вопрос новообращённого Ардова, не думает ли и он креститься, Бродский сказал по-английски:
– I am Jew. (Я еврей).
Как ни удивительно, но и о своей церковной жизни Ардов рассказывает, не меняя ни жанра (те же байки, анекдоты), ни интонации (всё та же лёгкость, тот же юмор). Даже не знаю, хорошо это или плохо. Священники в книге «Всё к лучшему» много пьют, ругаются нехорошими словами, пишут друг на друга доносы, подсиживают начальство – всё, как у людей. Но претензии Ардова к РПЦ (проявившиеся уже в постсоветское время) лежат совсем в другой плоскости и очень напоминают претензии демократов к КПСС – покаяться в грехе (в данном случае – в грехе сотрудничества с властью). И как выходили из партии, так и Ардов – опять же в знак протеста, несогласия – вышел в 90-е годы из-под крыла РПЦ и примкнул к Русской зарубежной православной церкви (РЗПЦ). Стал выезжать за границу, общаться там с православными служителями и о многих из них хорошо написал в своей книге. Возможно, он и сам хотел бы послужить за рубежом, однако новый приход (уже под эгидой РЗПЦ) получил на Головинском кладбище в Москве. («Каменный сарай» без электричества и отопления, который использовался ранее как «ритуальный зал» и в котором пришлось из фанеры соорудить подобие иконостаса.)
Русская зарубежная церковь также не оправдала надежд протоиерея Ардова. Ведь сейчас дело идёт к объединению с РПЦ, а он, убеждённый противник всякого экуменизма, расценивает это как «падение» зарубежной церкви и рьяно выступает против.
Вот тут становится как-то не по себе. От того, что понимаешь: Михаил Ардов противопоставляет себя уже всей Русской православной церкви, и следующим его шагом должен стать, по логике вещей, новый уход, но… куда? В католичество, что ли? Кстати, он пишет, как бы между прочим, об отце Александре Мене: «…у меня есть подозрение, что он тайно принадлежал к католической Церкви». (А служил, как помним, в православной.)

Не путайте меня и Меня!
Хотя по виду мы родня,
Но в православию измене
Не уличите вы меня!

Ничего себе! Хотелось бы, конечно, фактов, а не «подозрений» и стишков, тем более что речь опять-таки идёт о человеке, которого уже нет в живых.
Не по себе становится от погружения во все эти внутрицерковные распри и разоблачения. Зачем это нам, читателям – верующим и неверующим, слабо верующим, желающим верить, желающим примкнуть к церкви? Я тут не ставлю вопрос о том, прав или не прав М.Ардов по существу. Я не могу этого знать. Я о том только говорю, что в такой книге эта полемика вряд ли уместна, а ведь получается, что, привлекая читателя дорогими для многих именами Ахматовой, Пастернака, Зощенко и др., автор втягивает нас в выяснение вопросов, о которых большинство читателей судить никак не может и, наверное, не должно.

У самого же Ардова всё в кучу, всё перемешано, и, «разобравшись» с РПЦ, он без всякого перехода начинает «разделываться» с… писателем А.Найманом (старым своим приятелем, а теперь, похоже, врагом), опускаясь с высот служения Богу до копания в окололитературных сплетнях.

Так и кажется, что светская жизнь Ардову всё же ближе, чем церковная, и манит она его, и притягивает, и потому он пишет, и пишет, и пишет – мемуары, статьи в газеты, открытые письма-отповеди провинившимся ли священникам, литераторам… Впечатление такое, что главное для него – всё записать, всё занести на бумагу, вплоть до вчерашнего удачного каламбура, придуманного за рюмкой коньяку. Даже нехорошая мысль закрадывается: а не род ли это графомании? (Кстати, одно из первых его произведений называлось «Монография графомана».) В сравнении со многими, кто теперь пишет и издаётся, Ардов, конечно, не графоман. Всё-таки талантом Бог не обделил.
Но вот интересно: что бы сказала, прочтя эту книгу, Анна Андреевна Ахматова, «духовным сыном» которой он себя считает?

Ардов Михаил Викторович
Место: рождения: Москва
Дата рождения: 1937 г. 20 век

Церковная принадлежность
Русская Православная Церковь

1964 г. 20 век -
1993 г. 20 век

Русская Православная Церковь Заграницей

1993 г. 20 век -
1995 г. 20 век

Российская Православная Автономная Церковь

1995 г. 20 век

Биография
Окончил в 1960 г. факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.
В 1964 г. крестился.
С 1967 г. иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке.
Рукоположен во диакона в 1980 г. в Вербное воскресенье в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 г. рукоположен в священника митрополитом Иоанном (Вендландом) и направлен в один из самых бедных храмов Ярославской епархии - Св. Троицкий в с. Горинское, затем служил в с. Петрове под Ярославлем. В ноябре 1986 г. уехал из Ярославской епархии и вышел за штат. Затем служил в Подмосковье - в 1987 г. получил назначение в храм в г. Егорьевске. Был близок к архиепископу Киприану (Зернову). Настоятель Св.-Троицкой церкви с. Низкого.
Летом 1993 г. вышел из юрисдикции Московской Патриархии и перешел в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). В настоящее время является клириком Российской Православной Автономной Церкви (административно независимой от РПЦЗ с 1995 г.).
Протоиерей, настоятель храма Во имя Святого Царя Мученика Николая II и всех Новомучеников и Исповедников Российских, что на Головинском кладбище в Москве (125212, Москва, Головинское шоссе, 13, храм в помещении крематория на Головинском кладбище; помещение арендуется; рег. 30 декабря 1993 г.), благочинный Московского округа Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), писатель.
Автор книг: "Мелочи архи.., прото... и просто иерейской жизни" (М., 1995), "Вокруг Ордынки" (Спб., 2000), "Легендарная Ордынка. Портреты", (М., 2001).
Все к лучшему… М.: Б.С.Г. ПРЕСС, 2006. 800 с.
Прописные истины. М., 2007. 263 с.

МИХАИЛ АРДОВ (РПАЦ): "О.Всеволод публично назвал нашу Церковь "сектой педофилов"

24.09.2006 В прямом эфире пятничной программы Авторского телевидения (АТВ) "Новое времечко" от 22 сентября случился скандал. Причем скандал неожиданный и, надо сказать, особенно неуместный по той причине, что темой передачи была беседа о Церкви и современности.

Для участия в программе в студию пригласили четырех священнослужителей, двое из которых специализируются на проповеди православия в так называемых "субсоциумах". Игумен отец Сергий (Рыбко), например, известен тем, что по благословению Патриарха проповедует среди молодежи из числа поклонников тяжелого рока, а священник-байкер Валерий Тумаров несет Слово Божие в среду байкерского движения, тем более, что и сам три десятка лет состоит в байк-группе "Мотобрат".

Двое других священнослужителей - это официальный представитель Русской Православной Церкви Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и известный православный священник, протоиерей Михаил Ардов из Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). Поэтому нетрудно понять ощущение недоумения многих верующих православных, которым интересно было послушать беседу священнослужителей о специфически новых областях, где распространяется православие, а вместо того они стали свидетелями скандала с криками, странными обвинениями и прочими атрибутами подзаборных разборок.

Одного из участвовавших в передаче священников, о Михаила Ардова, удалось оперативно разыскать, и он любезно согласился рассказать о том, что и как происходило в студии АТВ в пятницу вечером.

Портал-Credo: Так, что же, о. Михаил, стряслось, что второй день уже верующие москвичи перезваниваются между собой и гадают, что прогневало о. Всеволода Чаплина на сей раз?

о. Михаил Ардов: В последнее время я несколько озадачен поведением о. Всеволода Чаплина. По прежним временам я помнил его как человека достаточно разумного и сдержанного. Нам неоднократно приходилось вместе выступать на телевидении и по радио. И всегда он держался вполне корректно. Вспомню, хотя бы, такой момент, как однажды мы участвовали с о. Всеволодом в прямом эфире на радио "На 7 холмах" в передаче Владимира Познера. Тогда мы обсуждали основы православной культуры, и в студию с ним пришел еще и известный персонаж Кирилл Фролов по прозвищу Казя-базя. И, надо сказать, что во время того разговора, именно Казя-базя высказался о том, что, дескать, архимандрит Валентин (Русанцов) отлучен от Православной Церкви. Но о. Всеволод в тот раз по этому поводу не сказал ни слова. Бывали и другие с ним встречи, и всегда очень пристойные.

Поэтому, узнав о странном, мягко выражаясь, конфликте Чаплина с Сергеем Бычковым, я очень удивился. Потому что мне всегда казалось, что о. Всеволод человек более рассудительный.

Но, что же такого особенного произошло в этот раз?

На передачу "Новое времечко" на АТВ 22 сентября меня пригласили загодя, и я до последнего момента даже не знал, кто там будет участвовать. Уже в студии, где меня очень мило встретили, мне сказали, что в эфире будет еще два священника и, в частности, о Всеволод Чаплин. Передача состояла как бы из двух частей, где сначала шла речь о милиции и мне надо было отвечать там на вопросы. А затем, в рекламную паузу, ко мне подошла студийная сотрудница и сказала, мол, о. Всеволод Чаплин передает вам предупреждение, что он в прямом эфире объявит, что вы - самозванец.

Ну, что тут можно подумать? Я сказал ей: "Тогда передайте о. Всеволоду, что я ему отвечу...". Чуть позже, когда была следующая, более длинная, пауза, я встал со своего места и увидел о. Всеволода, который, несколько заикаясь, подтвердил: "Я буду говорить про Вас..." и т.д. Я вновь ответил, что, "говорите ради Бога, но я Вам отвечу", и нас снова рассадили по местам перед съемкой.

Может быть тема программы была острой и могла как-то спровоцировать на агрессию?

Нет, смысл передачи был задуман как размышления о проповеди в нестандартных условиях. В студии был один игумен, например, который с благословения Патриарха проповедует среди поклонников тяжелого рока. Другой - то ли священник, то ли нет - я даже и не понял, потому что он был одет в байкерскую форму со всякими нашивками и блестящими кнопками.

Но никакого разговора на тему, надо ли проповедовать среди разных маргинальных личностей, так и не прозвучало, потому что о. Всеволод передачу просто сорвал.

Ни с того ни с сего с ним случился какой-то, я бы сказал, нервический припадок. Самозванцем он меня не назвал, зато стал кричать в голос, что я представляю раскольническую группировку, которую он несколько раз поименовал "сектой педофилов". Ведущие пытались его урезонить, но ничего не помогало.

Откровенно говоря, ничего подобного я просто не ожидал, поэтому оставалось при всем этом сидеть и улыбаться. А потом, попросив позволения ответить, я сказал о. Всеволоду, что в таком случае могу сказать про него, что он сотрудник внешней разведки. В ответ о. Всеволод в диком раже закричал, что лучше быть сотрудником внешней разведки, чем в "секте педофилов"...

То есть, получается...

То есть, получается, что он прилюдно признал, что является сотрудником компетентных органов. Это, конечно, "секрет полишинеля", что весь иностранный отдел во все времена занимается совершенно известными делами.

Но не все сотрудники об этом заявляют?

Да, не все. Особенно так, как на этот раз - в прямом эфире телевидения. Трое ведущих - две дамы и один господин, надо сказать, от всего этого были в шоке. Они все старались его как-то урезонить. Режиссеры пытались эти монологи о. Всеволода хоть как-то смикшировать, но тот был совершенно невменяем. Ничего подобного я от него просто не ожидал.

Тем не менее, эфир вышел и аудитория смогла на все это полюбоваться. Но что же дальше?

У этой ситуации с обвинениями о. Всеволода, на мой взгляд, два аспекта. Первый в том, что шитый белыми нитками приговор по делу нашего владыки Валентина (Русанцова), который слепили владимирские сотрудники, уже отменен. Никакой педофилии там никогда не было, и все это давно уже широко известно. Об этом я сказал о. Всеволоду после съемки, хотя разговаривать с ним было, конечно, невозможно.
Кроме того, не скрою, что я никогда не щажу в своих выступлениях теневых и всяческих неприятных сторон в среде Московской патриархии, но никогда, ни в коем случае не касаюсь тем гомосексуализма или педофилии, хотя скандалов по этому поводу в РПЦ уйма. Мы знаем даже московского викария, который лишился своего места именно из-за педофилии, массу прочих таких же скандалов. Но это - грехи личные, сфера отвратительная, и поднимать такую - означает копаться в грязном белье, чего нормальный человек себе позволить не может.

Что же касается второго аспекта, то безусловно я мог бы сейчас получить благословение своего начальства и обратиться в суд. Все основания для того есть, потому что о. Всеволод публично, в прямом эфире назвал нашу Церковь "сектой педофилов". В Минюсте РПАЦ зарегистрирована вовсе не под таким названием, так что налицо все признаки того, что он оскорбил честь и достоинство Церкви, нарушил деловую репутацию и т.д. Но я, естественно, в таком направлении действовать не буду по многим причинам, в частности, и потому, что в определенном смысле мне его жалко. Вы понимаете, я не могу понять что произошло...
- То есть, было ощущение, что он невменяем?
- Да, у меня было именно такое ощущение, что он находился в невменяемом состоянии. И этому тоже может быть два объяснения. Или у него, как говорят, "поехала крыша". Или он получил определенное указание. Ведь, в Московской патриархии после того, как они подмяли РПЦЗ, есть такая тенденция - избавляться от всех прочих, чтоб не мешали. Это было бы конечно, гораздо худшим вариантом... Ну, а что там на самом деле было причиной этого безобразия, то, как говорится, время покажет. И Бог ему судья.
- Но вам придется, вероятно, все же доложить о происшествии своему архиерею?
- Безусловно. Буквально завтра я буду звонить владыке и рассказывать ему о том, что произошло.

Отец - Ардов (наст. фамилия - Зильберман) Виктор Ефимович, писатель.
Ардов - псевдоним. Родился 21 октября 1900 г. в Воронеже. В 1925 г. окончил экономический факультет Института народного хозяйства им. Плеханова в Стремянном пер. Автор более 40 сборников юмористических рассказов, сатирических очерков, фельетонов, киносценариев и театральных скетчей, а также ряда работ по теории и технике разговорного жанра эстрады и цирка. Сценарист фильмов: Светлый путь (1940), Счастливый рейс ("Машина 22-12") (1949). Умер в 1976 г. в Москве.
Мать - Ольшевская Нина Антоновна. Родилась в 1908 г. окончила школу-студию Станиславского, актриса МХАТа. Появилась на экране лишь дважды – в фильмах "Человек остался один" (1930) и "Я вернусь" (1935). Первый муж - Владимир Баталов.
Дети: актер Алексей Владимирович Баталов , который стал приемным сыном В.Е. Ардова;
Борис Ардов - родился в 1940 г. в Москве. После окончания Школы-студии МХАТ был приглашен актером в театр «Современник». В 1972 году закончил Высшие режиссерские курсы, работал режиссером-мультипликатором. С 1975 года преподает во ВГИКе. Доцент кафедры актерского мастерства, кандидат искусствоведения;
Михаил Ардов.

Протоиерей Всеволод Чаплин назвал священника Михаила Ардова "раскольником"

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин призвал священнослужителей и мирян отказываться от совместного участия в теле- и радиопрограммах с Михаилом Ардовым, клириком так называемой Российской православной автономной церкви (РПАЦ) - раскольнической группировки с центром в Суздале.
В беседе с корреспондентом агентства "Интерфакс" зампред ОВЦС МП рассказал, что на днях ему пришлось выступать в одной телепрограмме вместе с М. Ардовым . При этом он (В. Чаплин – Прим. ред.) изначально не был проинформирован об их совместном участии в передаче.
По словам Всеволода Чаплина, однажды он уже оказывался в подобной ситуации, и в итоге ему пришлось в прямом эфире заявить, что "этот человек (М. Ардов – Прим. ред.) принадлежит к организации, которая выдает себя за Православную церковь, но не является таковой".
"В этот раз я тоже сказал, что речь идет о секте, к руководству которой причастны осужденный педофил, некто Севастиан из Челябинска, и Валентин Русанцов - человек, которого обвинили в том же самом, однако после массированной кампании в его поддержку приговор ему был отменен", - рассказал представитель Московского Патриархата.
Он отметил, что в журналистской среде за РПАЦ закрепилось звание "секты педофилов", о чем, по словам Всеволода Чаплина, он также сообщил в прямом эфире.
"Я не имею ничего лично против господина Ардова, уважаю его таланты, однако считаю своим долгом свидетельствовать, что он является раскольником", - подчеркнул собеседник агентства.
Публичное оглашение данного факта, по его мнению, "особенно важно в тех случаях, когда он (М. Ардов – Прим. ред.) по приглашению появляется в эфире в рясе, с крестом, и при этом ни он сам, ни ведущие не говорят ничего о том, что этот человек принадлежит не к Русской православной церкви, а к этой более чем странной организации - РПАЦ".
Всеволод Чаплин призвал всех священнослужителей и мирян не ходить на эфиры с участием М. Ардова, а в том случае, если, по его словам, организаторы и ведущие программ "ставят нас перед фактом, прямо обличать эту раскольническую секту".
"Надеюсь, что руководство СМИ не будет допускать идентификации господина Ардова с Русской православной церковью", - добавил зампред ОВЦС МП.

Русской православной церкви в связи с выбором нового патриарха приковано очень большое внимание. Чем объяснить такой интерес?

Андрей Кураев: Одна из причин — общество соскучилось по непредсказуемым выборам. В данном случае есть интрига, это интересно. Вторая причина — впервые у Русской православной церкви есть возможность выбрать не просто патриарха, а свое будущее.

Михаил Ардов: Я думаю, интерес подогревается телевидением, участием первых лиц. Решат все равно в администрации президента и в каких-то властных структурах.

Разные с лица

Кто из кандидатов, на ваш взгляд, перспективнее для Церкви?

Кураев: В 90-м году все кандидаты были «семеро из ларца, одинаковы с лица». Ни общество, ни даже Церковь по большому счету их особо не различала. Сегодня, по крайней мере, четко видно, что один из кандидатов обладает яркой личностной характеристикой — это митрополит Кирилл. У него есть видение будущего Церкви, программа. А то, что у общества такой интерес к сугубо церковной, казалось бы, тематике, означает, что хотя бы отчасти Церкви удалось выйти из своего гетто и стать частью гражданского общества.

Тогда почему возникает подозрение, что все решается в Кремле?

Ардов: Например, потому, что, когда умер патриарх Алексий, Медведев немедленно прервал государственный визит. Он не на похороны ехал, он ехал в Москву, чтобы принять участие в назначении патриаршего местоблюстителя. Так мне представляется и некоторым наблюдателям также. Дело в том, что Московская патриархия, основанная в 1943 году Сталиным, Молотовым и полковником НКВД товарищем Карповым, с самого начала мыслилась как прислужница властей. Они создали РПЦ абсолютно по образу и подобию ВКП(б). Там до сих пор существует всевластное, самоформирующееся, невыборное и никому не подотчетное «митрополитбюро» и «генсек» — патриарх.

В 90-м году Алексий победил всего несколькими голосами. Значит, все-таки выборы были?

Кураев: Речь не о том, что впервые патриарх свободно избирается, а о том, что впервые свободно избирается не только патриарх, но и путь развития Церкви. В 90-м году Церковь еще не была настолько свободна, чтобы самой определять свое развитие. Сегодня мы видим четкий личностный контраст между основными кандидатами — митрополитом Кириллом и митрополитом Климентом. Контраст и интеллектуальный, и в вопросах понимания, что такое благо для Церкви.

Кого поддерживает власть?

Кураев: Очень модно сегодня считать по привычке, что Кремль будет контролировать выборы. Я задаю простой вопрос: какие у него для этого есть технические возможности? Выборы будут тайные. Чтобы контролировать тайные выборы, для этого выборщики заранее, до начала голосования, должны знать, что в стране начался Большой террор, и если будет избран не тот, кто нужен, товарищ Сталин разберется со всеми выборщиками, не вдаваясь в подробности, кто как голосовал. Сегодня все-таки, слава Богу, в стране такой атмосферы нет. Поэтому я не вижу, как кто бы то ни был — местоблюститель митрополит Кирилл или глава церковного аппарата митрополит Климент, или же товарищ Сурков, или товарищ Собянин — может контролировать тайные выборы. К тому же для государства сегодня не настолько важен контроль над религиозной жизнью, чтобы какие-то суперметодики разрабатывать. И принцип «у Кремля много башен» действует. Я упомянул Собянина — это бывший губернатор Тюменской области. А в Тюменской области архиепископ — младший брат митрополита Климента. И поэтому у семьи Капалиных (Климент + Димитрий) хорошие связи с главой путинского аппарата. А Сурков скорее, если судить по массмедиа, заинтересован в поддержке митрополита Кирилла.

Чем отличаются их программы?

Ардов: Действительно, есть между митрополитом Кириллом, к которому я отношусь очень критически, и почти всеми прочими архиереями того поколения и более старшего очень большое различие. В 50-х годах по указке КГБ во всех учебных заведениях Московской патриархии было приказано не принимать мальчиков с четверками и пятерками в аттестатах — только троечников. И вот большинство епископата нашей патриархийной Церкви и есть вот эти самые троечники. Но были, конечно, исключения, как Кирилл.

Кураев: Я только хочу уточнить, что из 180 епископов 140 стали епископами в 90-е годы. Соответственно, они в семинарии учились в 80-е, когда обращение КГБ уже не действовало, если оно и было.

Ардов: Тем не менее старшие архиереи именно такие. Митрополит Кирилл действительно человек необычайно способный — протеже очень умного митрополита Никодима (Ротова). Думаю, что Климент как раз относится к троечникам. Это серая лошадка, на которую президентской администрации, как бы сказать, легче смотреть. Потому что Кирилл очень богат, достаточно умен, но тем не менее с властями всегда ладит. Я даже придумал для него и таких прочих богачей специальное слово — «олигархиереи». Вот он главный «олигархиерей».

Тем не менее — в чем разница программ?

Кураев: Смотрите, что говорит местоблюститель в присутствии Путина и Медведева над гробом патриарха. Он говорит, что патриарх Алексий принял Церковь инвалидом слабым, но за 20 лет Церковь стала народной, стала сильной. Это очень серьезные слова. Если перевести на язык традиционно византийский — это речь патриарха Никона царю Алексею Михайловичу. То, что означало слово «Бог» для средневекового человека, означает «народ» для современного политолога. Источник власти, источник абсолютных полномочий — Бог и народ. Никон говорил — Церковь от Бога, и мы тебя помазуем. То есть Церковь выше светской власти. Собственно, то же самое сказал на современном политологическом языке митрополит Кирилл. Очень многое из того, что говорил и пробовал делать митрополит Кирилл, было связано с попыткой найти точку опоры для самостоятельной жизни Церкви в стране. Например, его идея о том, что необходимо развивать церковную экономику, ввести церковный налог. Это путь сделать Церковь экономически самостоятельной и независимой от ежегодной прихоти власть имущих. Во всех поступках и действиях митрополита Кирилла есть ставка на то, что Церковь будет самостоятельным участником политических раскладов в России. В этом смысле тактически он пугает обитателей Кремля. Но карманно-марионеточный патриарх не добавит им авторитета и не сможет в случае чего сохранить хотя бы остатки гражданской стабильности в обществе.

А Климент — карманный?

Кураев: Климент всегда делал карьеру за счет согласия на аппаратные заказы. Он человек непубличный. Он не может вести публичные дискуссии. И он провалил главный проект, который был поручен ему патриархом Алексием, — продвижение основ православной культуры в школы. Его переговоры с Министерством образования закончились тем, что министр Фурсенко просто удалил из министерства всех людей из филипповской команды, которые более или менее сочувствовали этой идее. Оказалось, что все-таки интеллигент Фурсенко — это не генерал КГБ, поэтому ресурса убеждения митрополита Климента и его команды не хватило. Очевидно, что с каждым годом все в большей степени мы будем заложниками способности патриарха вести диалог с людьми других убеждений, других религиозных взглядов.

Церковь для имиджа

Было много критики по поводу речи митрополита Кирилла на Рождество, когда он начал с разговора о кризисе, потом обратился к Медведеву: «Дмитрий Анатольевич, вы знаете, как вас поддерживает народ... » Как-то очень задело людей, что на Рождество — о кризисе…

Кураев: Об этом бы говорил и патриарх Алексий. Другое дело, что были бы, может, более округлые слова. Потом, ситуация такая, что если представитель Церкви говорит о том, что волнует светское общество, то ему ставят в вину излишнюю секуляризацию, а если не говорит, то его тоже обвинят...

Ардов: Я сначала возражу по поводу народности православия в России. Мы живем в постхристианские времена. В России не более 5% практикующих православных...

Но 70% называют себя православными!

Ардов: Мало ли кто как себя называет. На Пасху в Москве в православные храмы приходит максимум 200 тысяч человек, а тот, кто на Пасху не пошел в храм, уж точно не православный. Во всем мире так. Нам нигде не предсказано, что дальше будет золотой век, хилиазм. Поэтому надо смотреть реально. Но, к сожалению, политики очень хотят для своего имиджа использовать православную церковь, что мы и видим с 90-х годов. И вот эти холуйские речи — это позор. Мне все время люди говорят: как же это можно?! Что ж он говорит «ваше высокопревосходительство»?! Я отвечаю, что патриархия — прислужница властей. И недаром другой патриарх — Денисенко 1 довольно остроумно сказал: РПЦ МП — это Русская православная церковь Медведева-Путина.

Но речь именно о том, что митрополит Кирилл хочет сделать Церковь независимой от светской власти. Что в этом дурного?

Ардов: Я не говорю, что это дурно. Дурно то, в каком состоянии эта Церковь находится...

Кто от кого отделен

Многие считают, что близость Русской православной церкви к государству наносит ей ущерб. Не следует ли ей «отделиться » от власти?

Кураев: Должны быть определенные рамки во взаимоотношениях. Мы не против сотрудничества с государством. Но сотрудничать должны разные субъекты. Они должны оставаться разными. И должны быть определенные табу. А именно: государство не вмешивается в вероучение, в кадровые вопросы, в богослужебные вопросы, во внутреннюю жизнь Церкви. Со своей стороны, Церковь не должна вмешиваться в вопросы полицейской, экономической, внутренней жизни государства, в том числе в кадровую политику государства. А дальше, наметив эти границы, в зависимости от той или иной общественной ситуации, общественного запроса, культурной ситуации, могут решаться вопросы о том, в каких проектах возможно сотрудничество Церкви и государства.

Ардов: Я когда-то придумал такую формулу, что Церковь у нас от государства отделена, но государство от Церкви не отделено. Мое глубокое убеждение, что Церковь должна максимально дистанцироваться от власти. К нам не придут миллионы людей — придут десятки, сотни, может, тысячи. Но единственная важная функция Церкви — нравственная оценка того, что происходит, и в том числе действий власти. С этого христианство и началось. Так Иоанн Предтеча обличал царя Ирода, за что поплатился головой. Господь Иисус Христос обличал фарисеев, первосвященников...

Кураев: Все-таки апостолы не занимались обличением политики Римской империи. Что касается инцидента с Иоанном Предтечей, то отсюда выросла одна из необязательных и тем более странных трагедий в истории христианства. Иоанн Предтеча пострадал не за то, что он обличал деспотизм Ирода, а за попытку контроля над его семейной жизнью. И с той поры все конфликты православных патриархов с царями — исключительно «постельные». Ни один православный (о еретиках не говорю) русский или византийский царь не был отлучен от Церкви за беззаконие, за террор, но только за постельные дела. Увы, это не политика.

Ардов: Я впервые слышу из уст священника осуждение святого Иоанна Предтечи.

Кураев: Это не осуждение Иоанна Предтечи. Речь о менталитете церковной жизни, в котором этот поступок Иоанна Предтечи стал оправданием авторитарного контроля над семейной жизнью людей. А этот контроль в свою очередь стал одной из причин того, что мы вошли в постхристианский период истории. Красота Евангелий была отторгнута очень многими людьми из-за слишком ригористической позиции Церкви, осуждающей разводы. Вспомните бунт Василия Розанова.

Ардов: Про Василия Розанова — отдельная история. А я вам могу сказать про возмущение, которое вызывают холуйские речи в храме Христа Спасителя у простых людей. Они говорят: ну что ваш патриарх — что ж он с президентом?! Что ж он с Лужковым, который его тащил на открытие какого-то куска кольцевой дороги? Зачем он туда ехал? Но зато получил в Переделкино достаточно большое количество акров земли и все такое.

Как вы считаете, роль РПЦ будет расти или снижаться?

Кураев: Зависит от того, кого выберут патриархом. Если человека школы митрополита Климента, то это путь в позолоченное гетто. Такая, знаете, юбилейно-банкетная жизнь под маской благочестия. Но это означает отсутствие диалога с обществом, с интеллигенцией. Если выбор падет на митрополита Кирилла, тогда это путь диалога.

Ардов: С моей точки зрения, кого бы ни выбрали, роль Московской патриархии в политической жизни, в правительственных пиаркампаниях будет от года к году возрастать. А влияние Церкви на население будет уменьшаться.

Очередь к духовнику

Что должна сегодня делать Церковь, чтобы быть привлекательной для людей?

Ардов: Ну, например, поддержать бунт водителей во Владивостоке; потребовать от правительства, чтобы они продавали бензин своему населению по реальным ценам, а не так, как сейчас они продают...

Вы только что осудили митрополита Кирилла за то, что он в Рождество говорил о кризисе.

Ардов: Не надо говорить об этом в Рождество. Речь о том, что Церковь должна заступаться за людей, защищать...

Много писали о роли священника Тихона (Шевкунова), которого называли духовником Путина: к нему выстраивается очередь чиновников. Это не есть демонстрация переплетения Церкви и государства ?

Кураев: Точно так же актеры и режиссеры ищут общения с отцом Иваном Охлобыстиным, а члены Союза писателей — с отцом Михаилом Ходановым, который тоже писатель.

Вы не думаете, что они используют Тихона, чтобы лоббировать свои интересы ?

Кураев: Кто-то пробует. Это уже вопрос такта священника — распознать их. Я думаю, отец Тихон понимает свое место в жизни Путина, о чем стоит с ним говорить, о чем — нет. И ясно, что Путину, наверное, не нужен альтернативный руководитель администрации в рясе, который будет давать ему советы.

Ардов: Могу сказать только одно: Распутин умер, но дело его живет и при Путине.

Андрей Кураев — диакон, профессор Московской духовной академии. Публицист, светский и церковный ученый. Автор многих книг.

Михаил Ардов — клирик Российской православной автономной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище. Ранее — профессиональный литератор.

1 Патриарх Филарет, в миру Михаил Денисенко — бывший митрополит РПЦ; с 1995 года — Патриарх Киевский и всея Руси-Украины (Предстоятель УПЦ КП).


Бесплатная газета Метро, выпускаемая шведским медиахолдингом, в Санкт-Петербурге дурит своих читателей. В ней появилась колонка протоиреея Михаила Ардова. На груди у Михаила висит огромный крест, однако вы ошибётесь, если причислите колумниста к Русской Православной Церкви. Метро умалчивает о том, что он протоиерей не РПЦ, а РПАЦ - это Российская православная автономная церковь, неканоническая. Однако Ардов считает неканонической структурой именно РПЦ.

Оригинал взят у kimura в Протоиереи десоветизации

В последнее время буквально в геометрической прогрессии стали ускоряться процессы десоветизации. Эти процессы выливаются в очернительные информационные компании, переименования улиц и др. объектов.
Одним из мощных направлений является переосмысления деятельности генерала Власова.

Кирил Александров защищает докторскую диссертацию на теме явления коллабарационизма http://arctus.livejournal.com/106374.html .
А Вести.фм уже в мягкой форме обеляет Власова в своих якобы научных передачах http://friend.livejournal.com/2274320.html?view=74182672#t74182672 .

Также есть конкретные попытки за включение в эту борьбу православного сообщества на стороне десоветизаторов. Наш народ обладает внутренней мудростью и в общем-то понимает, что те кто якобы пришли по советскую «душу» на самом деле облизывается в стиле гитлеровского решения русского вопроса.

Давайте тезисно его разберем. Итак, вначале Ардов выражает свое восхищение по поводу творчества М.А. Булгакова. Протоиерей отмечает «Дьяволиаду», это произведение в метафорической форме можно трактовать, как отождествление дьявольщины и раннего Советского союза. Недаром Ардов проводит параллель с Кафкой и его кафкианской бюрократией.

Далее автор переходит к самому знаменитому роману писателя «Мастер и Маргарита». Сразу делает оговорку о неприятия богохульства в диалоге Иешуа Га-Ноцри с Понтием Пилатом. И переходит к разъяснению остальной части романа. Суть трактовки романа Ардовым сводится к отождествлению нечистой силы с советской властью. И только угроза репрессий помешало Булгакову напрямую сделать источником дьявольщины Лубянку или Кремль пишет автор. Задаешься вопросом, вот откуда протоиерей обладает информацией о мотивах Булгакова, тем более таких сокровенных.

Затем Ардов сводит мотив деятельности литературных «чертей» в произведении к обиде Булгакова на окружающую бюрократию, читай советскую бюрократию. И это предполагаемое формирование мотивов писателем наводит протоиерея на мысль о том, что Булгаков надеялся на то, что роман будет опубликован. Любой писатель надеется на опубликование своих произведений, это мысль публициста оригинальной не является.

Тут ведь интересно, каким образом выходил роман, какую роль сыграла в его выходе в свет жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, и кто была она сама. Более глубокое рассмотрение темы выхода произведения в свет, увлекло бы от темы поста. Интересно то, что конкретно имел в виду Ардов, когда называл свою заметку «Заведомо разрешенный шедевр», кем он был разрешен? Ответа Ардов не дает. Скажу лишь одно, что роман впервые опубликован в 1969 году в издательстве «Посев» Франкфурт-на-Майне. Издательство организовано Народно-трудовым союзом (НТС) в 1945 году в американской зоне оккупации Германии. При этом роман одновременно и антиправославный, и антикоммунистический, то есть, предельно антирусский.

Протоиерей Ардов интерпретирует роман, в духе не приемлю богохульства, но за часть отождествления нечистой силы с Советской системой, называет роман шедевром. Как одновременно в голове верующего человека может уживаться богохульство и шедевр, это вопрос открытый.

В одном из следующих номеров газеты вышел текст Ардова «Изолгавшееся перо», по поводу советской писательницы Мариэтты Шагинян. В тексте Ардов выражает свою негативную позицию в сторону писательницы, и это позиция обусловлена тем, что писательница была предана «делу Ленина-Сталина».

Центральной темой беседы был Сталин и репрессии, в беседе Шагинян защищала Сталина. Ардов «устами» своей знакомой сообщает откровенную ложь о 22 миллионах убитых. Эту ложь о миллионах убитых читают миллионы граждан, которые добираются на работу на метро. Причем эту ложь сообщает человек с православным саном, и люди могут воспринимать это, как официальную позицию Русской православной церкви (РПЦ).

Кто же такой протоирей Михаил Ардов? Родился в 1937 году в Москве. Отец Виктор Ефимович Зигберман, на литературном поприще взял псевдоним Ардов. Предками Зигберманов-Ардовых были с одной стороны сефардские евреи (общность, сформировавшаяся в Испании), а с другой немецкие. Поэтому сначала псевдоним был Сефардов, впоследствии три первых буквы растворились . Мать Нина Ольшевская, театральная советская актриса. Кстати знаменитый советский актер Алексей Баталов является родным братом по матери обсуждаемого Михаила Ардова.
В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Принял крещение в 1964 году, в 1967 иподиакон в Скоробященском храме на Ордынке. В 1980 году удостоился сана священника. В 1993 году вышел из РПЦ и вошел в РПЦЗ, стал клириком Суздальской епархии, которую возглавлял Валентин Русанцов. В 1995 году вместе Русанцовым вышел из РПЦЗ. Они создали Российскую православную свободную церковь, которая в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь. Данная церковь не является канонической.

Сам Ардов говорит о причинах своего воцерковления в эфире радио Свобода следующее:


http://www.svoboda.org/content/transcript/26842631.html

Для несведущих внутренняя эмиграция — это уклонение от участия в политической и общественной жизни государства как следствие внутреннего несогласия с господствующей идеологией; нежелание следовать задаваемым данным правилом; духовное отчуждение от государства; альтернатива реальной эмиграции. То есть побудителем к уходу в православия была не вера, а радикальное неприятие советской системы, что сподвигло убежать в иной мир.

Там же он выражает отношение к Сталину:

Ардов связывает безобразность современности с деятельностью Сталина, и в событиях на Украине виноват Сталин, во всем виноват Сталин, дотянулся проклятый. Коммунисты развалили Российскую империю, Ардов наверное запамятовал, что империя просуществовала до февральской революции 1917 года, и была переименована в республику. Мы видим, что Ардов не приемлет не только советское, но и русское. «Русского мира» для него нет, интересная постановка вопроса. А как же Пушкин: "Там русский дух , там Русью пахнет "! Просто протоиерей Ардов, поболее великого русского поэта о русскости знает. Нет для публициста и кризиса религиозной идентификации, который был обусловлен проектом «Модерн», именно это кризис вкупе с недееспособностью элиты привел к февралю. Замечу к февралю, а не к октябрю. Не было бы его, жили бы до сих пор в Российской империи. И «русский мир» Зигберман, мое личное мнение, непринимает за то, что он выбрал коммунизм.

Но продолжим цитирование:

Анализируя приведенную реплику, можно предположить, что уход из РПЦ обусловлен также отношением к Сталину. Именно Иосиф Виссарионович в 1943 году воссоздал институт патриаршества. Всвязи с этим Ардов заявляет, что РПЦ неканоническая структура. Тут сразу встает вопрос, а какая структура каноническая, при такой постановке вопроса можно не только до Петра I дойти. Далее Ардов-Зигберман сообщает интересную информацию по поводу взаимоотношений КГБ и партии в становлении Русской православной церкви. Дальнейшее раскрытие этой темы увела бы нас далеко за тематику поста. Тем не менее видно, что о конфликте «брахманов» и «кшатриев» в советской реальности протоиерей знает не понаслышке.

Итак, со страниц одной из самых массовых газет публицист, как бы выступающий от всего православного сообщества (никто не полезет разбираться, кто такой протоиерей Михаил Ардов), изливает русофобский яд на общество. И я бы на месте иерархов РПЦ задумался над этой коллизией, так как этот яд и по их душу.

Алексея Баталова не стало чуть больше года назад. Последние месяцы жизни народного артиста были омрачены не только проблемами со здоровьем – он не мог ходить, потому что повредил ногу. Кусок дачного участка, на котором сосед построил дачу, не давал спокойно спать семье Баталовых. И хотя суд обязал Вадима Эльгарта снести постройку и вернуть землю, этого до сих пор так и не случилось.

Вдова Баталова Гитана Аркадьевна и его младшая дочь Мария тяжело переживают этот затянувшийся конфликт.

Брат артиста Михаил Ардов регулярно навещает родственниц, поэтому с уверенностью говорит, что Баталовым сейчас живется очень тяжело. Из-за постоянных стрессов Гитана Аркадьевна стала хуже себя чувствовать, а 50-летняя Мария, у которой ДЦП, почти перестала говорить.

«Я навещаю семью брата регулярно. Жена его чувствует себя неважно, но старается не жаловаться на свои проблемы. А вот с дочерью Машей дела совсем плохи: она с трудом разговаривает. Но Маша – талантливая, умная, написала много сказок, стихов», - рассказал Михаил Ардов, сводный брат Алексея Баталова.

Михаил Ардов и Алексей Баталов - братья по матери. Несмотря на то, что отцы у них разные, они воспитывались в одном доме. Их было три брата – Алексей, Михаил и Борис, младший скончался в 2004. В отличие от братьев Михаил Викторович Ардов не пошел в творческую профессию, а выбрал иной путь, стал священнослужителем. Протоирею уже 80 лет, он продолжает свою службу, живет вдвоем с женой. Порой Михаил Викторович откровенно тоскует по ушедшим из жизни родственникам.

// Фото: Кадр фильма «Алексей Баталов. Он же Гоша, он же Гога...»

«Очень грустно на душе оттого, что нет ни Бориса, ни Алексея рядом, я остался один… Когда я в последний раз видел старшего брата, у него было очень бледное лицо, я понимал, что уже немного осталось ему. Но все равно мне до сих пор трудно осознать, что его нет. Увы, он был уже не юн, 88 лет, долго хворал. Но когда начинаешь об этом думать, сразу же появляется ностальгия по тем временам, когда мы жили все вместе, когда были живы родители...» – говорит Михаил Ардов.

Побывать на годовщине смерти брата Михаилу Ардову не удалось. «В годовщину смерти Алексея я не смог встретиться с его семьей по причине богослужения, я весь день молился об упокоении его души», - цитирует протоирея sobesednik.ru