Суть основных положений теории когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс - это что за понятие в психологии? Теория когнитивного диссонанса Фестингера

У каждого человека существует уникальный внутренний «прибор», некий цензор, помогающий определять негативные и положительные аспекты повседневной жизни. Люди называют его «совесть». И каждый в своей жизни сталкивался с моментами (ситуациями), которые нужно решать, идя вразрез существующих правил и привитых норм поведения, чувствуя при этом внутренний дискомфорт.

Не обращая внимания на угрызения совести, люди совершают несвойственные поступки, чувствуя, что это единственно правильное решение. При этом переживая глубокое противоречие. Это и есть ответ на вопрос, что такое когнитивный диссонанс, определение которого с латинского означает «познание».

Когнитивный диссонанс: внутренний дискомфорт личности

Психологи говорят об этом синдроме, как об определенном психическом состоянии, проходящим с дискомфортом осознания собственного «Я». Данная ситуация сопровождается дисбалансом (несостыковкой) в человеческом сознании ряда противоречащих понятий либо идей.

Несмотря на такое сложное определение с когнитивным диссонансом сталкивался каждый человек в своей жизни. Порой, такое ощущение приходит по вине самой личности, но чаще синдром развивается по независящим причинам.

Родоначальники теории

Автором теории когнитивного диссонанса является американский психолог Фриц Хайдер. А полная разработка и описание синдрома принадлежит другому специалисту по психологии из США – Леону Фестингеру. Он стал основателем когнитивной психологии, которая увидела свет в 1957 году.


Леон Фестингер, автор теории когнитивного диссонанса

Толчком к созданию теории когнитивного диссонанса послужило широкое распространение всевозможных слухов после землетрясения в Индии 1934 года. Жители регионов, не пострадавших от толчков, стали распространять слухи, что следует ожидать новых, более сильных подземных сотрясений, угрожающих остальным местностям. Эти пессимистичные и абсолютно необоснованные прогнозы расползлись по всей стране.

Фестингер, изучая и пытаясь объяснить повальную веру в слухи, сделал оригинальный вывод: «Люди неосознанно стремятся к внутренней гармонии, балансу между личностными поведенческими мотивами и получаемой извне информацией» .

Иными словами, жители раздували слухи, пытались оправдать внутренний страх перед угрозой нового землетрясения, чтобы объяснить собственное иррациональное состояние.

Теоретические принципы

В теории когнитивного диссонанса Фестингером были использованы главные постулаты гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология – направление психологии, образовавшееся в Германии начала XX века. Ее представители утверждали, что человеческое восприятие мира не зависит только от совокупной суммы различных ощущений, а единичная личность не описывается через отдельные свойства. В человеческом сознании все части организуются в единое целое (гештальт).

Главные цели гештальтпсихологии – развитие осознанного мышления отдельного индивидуума, конечным шагом которой является принятия и понимание себя как личности. По мнению приверженцев этого направления, личность стремится к полной гармонии представлений о себе, окружающих их мнении и любых уже имеющихся знаний.


Главные постулаты гештальтпсихологии

Возникающее несоответствие таких представлений воспринимается личностью, как нечто очень неприятное, которое следует максимально сгладить. Когда человек сталкивается с внутренними противоречиями, у него развивается специфическая мотивация, меняющая мышление:

  • человек полностью пересматривает одно из привычных представлений;
  • либо отыскивает замену понятий в качестве новой информации, наиболее близкой к событию, спровоцировавшему внутренний дискомфорт.

В Россию термин «когнитивный диссонанс» ввел в широкий обиход Виктор Пелевин . Знаменитый автор в своих книгах описывал когнитивный диссонанс, что это простыми словами, доступными непосвященному человеку.

Это понятие сейчас используется в повседневной жизни, там, где можно обойтись выражением: «Я озадачен». Чаще внутренние конфликты, вписывающиеся в определение синдрома, возникают на фоне эмоционального, морального или религиозного несоответствия.

Гипотезы системы

Разрабатывая теорию когнитивного диссонанса, Фестингер использовал две главные гипотезы:

  1. Личность, сталкиваясь с психологическим внутренним несоответствием, будет любыми способами пытаться преодолеть дискомфорт.
  2. Беря на вооружение первую гипотезу, человек неосознанно создает вторую. Она гласит, что личность после «знакомства» с когнитивным диссонансом, всячески будет стараться избегать повторения подобных ситуаций.

То есть, когнитивный диссонанс определяет дальнейшее поведение человека. Он относится к категории мотивационных. На основании этого можно сделать вывод о сути теории.

Суть когнитивного диссонанса

Так как этот синдром является мотивационным, он имеет непосредственное влияние на развитие индивида. Такое состояние становится определяющим в поведенческих реакциях человека, влияя на его жизненную позицию, убеждения и взгляды.

Как именно отреагирует человек, столкнувшись с когнитивным диссонансом, зависит от его жизненного опыта, склада характера и наличия подобных событий в прошлом. Личность может испытывать чувство раскаяния, совершив определенный поступок. Причем угрызения совести наступают не сразу, а через промежуток времени, заставляя человека искать оправдание действиям, смягчая ощущение вины.

Проблема когнитивного диссонанса кроется в следующем факте. Личность, пытаясь разрешить внутренний дискомфорт, занимается не поиском настоящей истины, а примитивным приведением уже имеющихся знаний к одному общему знаменателю . То есть поиском первого попавшего подходящего оправдания.


Проблема когнитивного диссонанса

Фестингер не только подробно разъяснил суть теории когнитивного диссонанса, но постарался объяснить причины и пути возможного выхода из возникшей ситуации.

Причины развития синдрома

Возникновение когнитивного диссонанса можно объяснить следующими причинами:

  1. Расхождение между принятыми обществом нормами поведения и жизненных убеждений.
  2. Несоответствие полученной информации, исходящей из события, которое имеется в жизненном опыте.
  3. Несостыковка привычных человеку понятий, которыми он руководствуется, принимая определенные решения.
  4. Возникновение противоречивых идей, наличие врожденного упрямства. Когда человек не желает следовать и подчиняться принятым в обществе этическим и культурным нормам.

Как смягчить диссонанс

Это состояние провоцирует развитие стойкого внутреннего противоречия, создающего сильный дискомфорт. У некоторых, особо чувствительных людей внутренний стресс вызывает развитие бессонницы, апатию, утрату жизненного интереса .


Как избавиться от когнитивного диссонанса

Чтобы снизить дискомфорт, психолог предлагает использовать следующие способы:

  1. Изменить поведенческую линию. При ощущении, что поступок будет неправильным, идущим вразрез с убеждениями, измените тактику поведения, вплоть до полного отказа от любых действий.
  2. Изменить свое отношение (переубеждение). Чтобы снизить ощущение виновности и повысить чувство, что поступок правильный, постараться поменять личностное восприятие ситуации.
  3. Дозировать информацию. Попытаться воспринять только положительные аспекты имеющейся ситуации, при этом отсекая возможный негатив. Отрицательные эмоции следует не принимать серьезно либо постараться обойти стороной.
  4. Изучить ситуацию со всех сторон. Узнать все нюансы, факты и получить более полное восприятие, которое поможет сформировать терпимую для себя линию поведения. Ее и сделать единственно правильной.
  5. Ввести дополнительные элементы. Чтобы купировать процесс развития синдрома, попробуйте «разбавить» его каким-либо иным фактором. Главная цель – перекроить сложившуюся ситуацию в позитивном и более выгодном виде.

Жизненная ситуация

Представьте вполне обыденную ситуацию. У вас имеется хорошая работа. Приходит новый шеф, с которым не складываются служебные отношения. Появляются придирки с его стороны, некорректное поведение. Хамство директора вызывает желание избавиться от него. Но смена руководства без смены работы невозможна.

Что делать, как убрать сложившийся дискомфорт? Есть три варианта выхода:

  1. Рассчитаться и уволиться со службы.
  2. Выработать в себе умение философски относиться к хамоватому директору и перестать реагировать на его выпады.
  3. Терпеть, убедив себя в том, что потеря хорошей работы с доброжелательным, привычным коллективом и неплохой зарплатой перевешивает «минус», который представляет собой неприятный шеф.

Любой из трех вариантов решает возникшую проблему и купирует когнитивный диссонанс. Но первый создает дополнительные сложности (поиск другой работы). Этот вариант наихудший. Варианты 2 и 3 – самые щадящие, но и они требуют работы над собой.

Ученый, изучая когнитивный диссонанс и разрабатывая пути выхода из него, опирался на ряд реальных жизненных случаев . Их знание помогает понять суть ситуации и избавиться от нее «малой кровью».

Когнитивный диссонанс: примеры из жизни

Эти реальные истории, случившиеся с людьми, являются самыми типичными психологическими примерами когнитивного диссонанса.

Пример 1 . Во время II Мировой войны в одном американском лагере, где проживали японские беженцы, появились слухи о лживости американцев. Люди говорили, что, такие хорошие условия для жизни, которые существовали в лагере, американцы организовали неспроста. Их дружелюбие обманчивое, а якобы приличный быт создан специально, чтобы усыпить бдительность беженцев для облегчения расправы над ними.

Такие слухи японские беженцы распускали из-за внутреннего непонимания искренности американцев. Ведь в представлениях японцев США – страна, настроенная по отношению к Японии крайне враждебно.

Пример 2 . Взятый из басни. Всем известный сказ про виноград и хитрую голодную лисицу – яркий пример когнитивного диссонанса. Зверь очень хочет отведать виноград, но не может достать ягоды на высоко растущей лозе. Тогда лисица, пытаясь убрать возникший внутренний дискомфорт, убеждает себя, что виноград зеленый и кислый.

Пример 3 . Поговорим с заядлыми курильщиками. Все они отлично знают, что пагубная привычка негативно сказывается на здоровье, и курение нужно бросать. Но сила привычки оказывается сильнее. Человек оправдывает себя тем, что именно с ним ничего не произойдет.

Создавая внутреннюю уверенность в безопасности, курильщик приводит в пример (для успокоения) судьбы различных знаменитостей. Например, Фиделя Кастро, который дожил до преклонных лет, не выпуская из рук сигару. Курильщиком делается вывод, что вред от никотина преувеличивается – обретается внутренний покой и дискомфорт отступает.

Опасность когнитивного диссонанса

Такая особенность психологического склада человека становится на руку многим мошенникам-манипуляторам. Зная основы и суть синдрома, можно умело манипулировать людьми. Ведь личность, боясь появления внутреннего дисбаланса, способна согласиться на неприемлемые для нее поступки.

Мошенники играют в этом случае и на врожденном внутреннем тщеславии, которое имеется у каждой личности . Например, чтобы «развести» человека на деньги, следует изначально убедить его в щедрости, умело проведя предварительную беседу. А затем попросить деньги. Возникший когнитивный диссонанс играет на руку мошенникам. Жертва отдает деньги, чтобы удержать в себе уверенность в собственной доброте.

Польза когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс может стать и полезным. В этом случае нужно научиться не искать первое попавшееся оправдание в попытке заглушить внутреннее противоречие. Вместо этого спокойно размышляя, распутать весь клубочек тревожащей ситуации, превращая неудобство в мощный стимул саморазвития.

Именно так практикуют в желании познать себя дзен-буддисты. Они искусственно создают мощное состояние когнитивного диссонанса, выводя личность за рамки привычного логического восприятия событий.

Таким образом, человек приближается к «сатори» (полному пробуждению). У дзен-буддистов эта практика называется «парадоксальный притч-коан». Стоит попрактиковаться – ведь жизнь, основанная на внутренней гармонии, ведет к долголетию и процветанию.

Когнитивный диссонанс - это ощущение дискомфорта психологического характера. Переживает его человек при столкновении в его сознании двух противоречивых знаний об одном и том же событии или предмете.

Люди способны совершать не соответствующие их мыслям действия. При этом поступки противоречат убеждениям, которые входят в систему ценностей. Кроме того, возникают ситуации, при которых человек становится очевидцем каких-либо непредсказуемых событий. В этом случае человек совершает противоречащие его планам поступки. Всему виной - когнитивный диссонанс.

Примеры ситуаций можно привести следующие.

Например, человек запланировал поездку за город и уверен, что погода будет прекрасной. Однако непосредственно перед его отъездом начинается дождь. В результате человек совершает противоречащий его планам поступок - не едет за город.

В другом случае некий субъект, совершенно уверенный в бесполезности применения автоматической коробки передач, находит весьма убедительную статью о ее преимуществах. В этом случае когнитивный диссонанс, пусть и кратковременный, формируется на основании новых знаний о каком-либо предмете.

Необходимо отметить, что еще в работах древних философов начали появляться многочисленные мотивационные теории. Сегодня их существует несколько десятков. Согласно новейшим концепциям, предпочтение многими авторами отдается подходу. В русле этой теории большое значение придается человеческому сознанию и знанию.

Среди всех тезисов, выдвигаемых авторами, основным считалось убеждение, что направляющее значение в поведении индивида имеют представления, знания, а также мнения о событиях, происходящих в мире, следствиях и причинах. При этом знание не считается простым комплексом сведений. Человеческие представления, информация, которой он владеет, проектируют, программируют его поведение в будущем. Таким образом, поступки и их характер зависят не только от фиксированных человеческих потребностей. Большое значение имеют и относительно изменчивые представления о реальном мире.

Понятие «когнитивный диссонанс» предложено Леоном Фестингером. Под этим определением он понимал определенное противоречие между когнициями (двумя или более). Термин «когниция» объясняется Фестингером следующим образом: это любое мнение, знание или убеждение, которое касается среды, собственного поведения или себя.

Когнитивный диссонанс личность переживает в форме дискомфорта. Человек стремится избавиться от этого ощущения, восстановить внутреннюю гармонию.

Когнитивный диссонанс характерен также для ситуаций, когда человек принял трудное решение. В таких случаях существует необходимость выбора между альтернативными вариантами, близкими друг к другу по привлекательности. После того, как сделан выбор, личность чувствует дискомфорт, который связан с противоречиями. В частности, человек думает о том, что в избранном им варианте присутствуют негативные черты, при этом, что в отвергнутых решениях было что-то положительное. Таким образом, принятое становится частично плохим, но принятым. Отвергнутое же является частично положительным. Однако оно не принято.

Как показывают исследования последствий принятых трудных решений, после принятия, спустя время, отмечается повышение субъективной привлекательности выбранного варианта. Вместе с этим субъективная привлекательность отвергнутого решения понижается. Таким образом, индивид избавляет себя от когнитивного диссонанса, убеждая себя в том, что выбранный им вариант не слегка, а намного лучше альтернативных решений, которые были им отвергнуты.

Когнити́вный диссона́нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году . Она объясняет конфликтные ситуации, которые нередко возникают в «когнитивной структуре одного человека» . Теория ставит своей целью объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого общества.

Главные гипотезы теории

Возникновение диссонанса

Диссонанс может появиться по различным причинам :

  • из-за логического несоответствия;
  • по причине культурных обычаев;
  • в том случае, если индивидуальное мнение не входит в состав более широкого мнения;
  • из-за несоответствия прошлого опыта относительно настоящей ситуации.

В результате такого поведения происходит смена определённых установок человека (на которые ситуация так или иначе влияет), а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний .

Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок или ошибку, склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения относительно случившегося в сторону того, что происшедшее на самом деле не так страшно. Таким образом индивид «регулирует» своё мышление , чтобы уменьшить конфликт внутри себя .

Степень диссонанса

В различных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни, диссонанс может усиливаться или ослабевать - всё зависит от проблемы, которая встаёт перед человеком.

Так, степень диссонанса будет минимальной в случае, если человек, к примеру, подаст на улице деньги нищему, который (как видно) не сильно нуждается в подаянии. Наоборот, степень диссонанса во много раз увеличится в случае, если человеку предстоит серьёзный экзамен, а он не пытается к нему подготовиться .

Диссонанс может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку предстоит сделать выбор. Причём степень диссонанса будет расти в зависимости от того, насколько важен этот выбор для индивида.

Степень когнитивного диссонанса можно измерить на основании голограммы Фурье .

Ослабление диссонанса

Существование диссонанса, независимо от степени его силы, принуждает человека избавиться от него полностью, а если по каким-то причинам это сделать пока невозможно, то значительно уменьшить его. Чтобы уменьшить восприятие диссонанса, человек может прибегнуть к четырём способам:

Поясним это на конкретном примере. Например, человек - заядлый курильщик. Он получает информацию о вреде курения от врача, знакомого, из газет или из другого источника. В соответствии с полученной информацией он либо изменит своё поведение - то есть бросит курить, потому что убедился, что это слишком вредно для его здоровья, - либо он может отрицать, что курение наносит вред его организму. Он может попытаться, например, найти какую-нибудь информацию о том, что курение может быть в некоторой степени «полезно» (например, пока он курит, он не набирает лишний вес, как это бывает, когда человек бросает курить), и тем самым снизить важность отрицательной информации. Это уменьшает диссонанс между его знаниями и поступками . В третьем случае он будет стараться избегать всякой информации, подчёркивающей вред курения .

Предотвращение появления диссонанса и его избегание

В некоторых случаях индивид может предотвратить появление диссонанса (и, как следствие, внутреннего дискомфорта) тем, что попытается избежать любой информации относительно своей проблемы, вступающей в противоречие с уже имеющейся информацией.

Механизмы «фильтрации» личностно значимой для субъекта информации хорошо описывается теорией «психологических защит» (понятие введено Зигмундом Фрейдом и далее разработано его дочерью Анной Фрейд). «Сшибка», противоречие, возникающее в сознании индивида относительно глубинно, личностно значимых тем, является, по мнению З. Фрейда, основным механизмом в образовании неврозов.

Если же диссонанс уже возник, индивид может избежать его усиления путём добавления одного или нескольких когнитивных элементов «в когнитивную схему » вместо существующего негативного элемента (который и порождает диссонанс). Таким образом, индивид будет заинтересован в поиске такой информации, которая бы одобрила его выбор (решение) и, в конце концов, ослабила или полностью устранила диссонанс, избегая при этом источников информации, которые будут его увеличивать. Однако часто такое поведение индивида может привести к негативным последствиям: у человека может возникнуть страх перед диссонансом или предубеждение, что является опасным фактором, влияющим на мировоззрение индивида .

Между двумя (или более) когнитивными элементами могут существовать отношения несоответствия (диссонанса). При возникновении диссонанса индивид стремится к тому, чтобы снизить его степень, избежать или избавиться от него полностью. Это стремление оправдывается тем, что человек ставит своей целью изменение своего поведения, поиск новой информации, касающейся ситуации или объекта, породившего диссонанс .

Вполне объяснимо, что для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки согласно сложившейся ситуации, вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил. Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. Выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив даётся человеку нелегко, однако сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции»

Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работ Л.Фестингера (Festingeг L. А., 1957). Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эта теория имеет два принципиальных достоинства, отличающих хорошую теорию от плохой, научную теорию от ненаучной.

Во-первых, она исходит из "максимально общих оснований", если пользоваться выражением Эйнштейна.

Во-вторых, из этих общих оснований выведены следствия, которые могут быть подвергнуты экспериментальной проверке. В силу этих обстоятельств работы Фестингера породили огромное количество экспериментальных исследований и целых исследовательских программ, результатом чего стало открытие массы новых - порой парадоксальных - эффектов и закономерностей, представляющих как теоретический, так и практический интерес.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Состояние диссонанса между когнициями Х и Y возникает тогда, когда из когниции Х следует не Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой стороны, существует тогда, когда из Х следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае - перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота - не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки веса); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге - к изменению поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.


Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного диссонанса, - диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило, после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.

Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого. Человек, таким образом, избавляется от когнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое - вниз. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту. Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями "А" и "Б", а в итоге предпочел "Б", то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа "Б" будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних вырастет.

Теория когнитивного диссонанса . Основоположником когнитивных теорий мотивации является Л. Фестингер. Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эта теория имеет по меньшей два принципиальных достоинства. Во-первых, она исходит из «максимально общих оснований», если пользоваться выражением Эйн­штейна. Во-вторых, из этих общих оснований выведены следствия, которые могут быть подвергнуты экспериментальной проверке. В силу этих обстоятельств работы Фестингера породили огромное количество экспериментальных исследований и це­лых исследовательских программ, результатом чего стало открытие массы новых эффектов и закономерностей, представляющих как теоретический, так и практический интерес.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал не­которое противоречие между двумя или более когнициями . Когниция трактуется Фестингером достаточно широ­ко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Дис­сонанс переживается личностью как состояние дискомфорта, она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стрем­ление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отно­шения к миру.

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к из­менению отношений, а в итоге - к изменению поведения.

Теория баланса . Другим ши­роко известным примером когнитивных теорий мотивации является теория баланса Ф. Хайдера.

Хайдер описывал социальную ситуацию как совокупность элементов (людей и объектов) и связей между ними. Определенные сочетания элементов и связей являются устойчивыми, сбалансиро­ванными, другие - несбалансированными. У людей наблюдается стремление к сба­лансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям. Несбалансированные ситуации, подобно когнитивному диссонансу, вызывают чувства дискомфорта, на­пряженности и стремление привести ситуацию к сбалансированному виду. Таким об­разом, одним из источников человеческого поведения, по мнению Хайдера, является потребность в гармоничных, непротиворечивых социальных отношениях. Положе­ние дисбаланса инициирует поведение, направленное на восстановление баланса.

В качестве простейшей социальной ситуации Хайдер рассматривает систему, со­стоящую из трех элементов (триаду): субъект - другой человек - объект вместе с отношениями между ними: 1. субъект - другой человек. 2.субъект - объект. 3. другой че­ловек - объект. Объект при этом понимается весьма широко: как вещь, процесс, группа людей, предмет, идея и т. д. Отношения внутри триады могут быть положительными и отрицательными.

Также Хайдер выделил три основных способа снятия дисбаланса в отношениях:

1) изменить одно из отношений с «+» на «-» или с «-» на «+».

2) уменьшить значимость одного из отношений, т. е. свести одно из отношений к нулю.

3. дифференцировать положительное и отрицательное отношения.

29. Подходы к мотивации поведения в гуманистической психологии. Иерархия потребностей А.Маслоу.

Основатель гуманистической психологии - Абрахам Маслоу .

Основа теорий – уникальность и свобода выбора личности.

Маслоу, Абрахам:

1. Воспитание и общественные нормы принуждают людей забыть о своих чувствах и потребностях и принять навязанные другими ценности.

2. Потребности человеку «заданы» и иерархически организованы.

Иерархия потребностей (пирамида):

5 - Связанные с самоактуализацией, = потребности личной состоятельности.

4 - Связанные с уважением других и самоуважением .

3 - Связанные с любовью и приятием (потребность любить и быть любимым).

2 - Связанные с безопасностью (предсказуемость, порядок, уверенность).

1 - Базовые физиологические потребности (еда, сон, секс).

Лежащие в основании пирамиды потребности должны быть удовлетворены ранее высших, т.к. можно и не подозревать об их существовании. Чем выше человек поднимается по лестнице потребностей, тем больше гуманности и индивидуальности он будет проявлять.

Развитие личности – это повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, позволяющая человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации (ключевое слово теории).

Способствуют развитию : самоактуализация в выбранном деле, преданность ему; активная позиция по отношению к действительности; преодоление реальности, а не бегство от неё;

Два загадочных и сложных слова нередко повергали в ступор тех, кто слышал их в неожиданный момент.

— У меня возник когнитивный диссонанс!

Но что это значит? Мы разбираем и объясняем их простым языком. Вот и сейчас давайте выясним, что это все обозначает, как это запомнить и правильно употреблять.

Итак, когнитивный диссонанс происходит от двух латинских слов: cognitiо - «познание» и dissonantia - «несозвучность». Иначе говоря, это какая-то внутренняя дисгармония или отсутствие комфорта.

Когнитивный диссонанс простыми словами

Теперь давайте объясним когнитивный диссонанс простыми словами. Что это такое?

Во-первых, это психическое состояние. Во-вторых, оно сопровождается внутренним дискомфортом человека, когда он сталкивается с какими-то конфликтующими в его понимании представлениями.

Например, вы хорошо знакомы с одним человеком и даже не подозреваете, что у него есть брат-близнец. Но вот в один прекрасный день вы встречаетесь с ним, здороваетесь за руку и вдруг обнаруживаете рядом еще одного, точного такого же человека.

От неожиданности (ведь вы не знали о близнеце) у вас возникает острое противоречие внутри. Именно это психическое состояние и называется когнитивным диссонансом.

То есть, говоря простыми словами, когнитивный диссонанс характеризуется конфликтом ранее сформированных представлений о чем-либо.

Теория когнитивного диссонанса

Если вы хотите по-настоящему быть умным, а не просто козырять умными словами, то нужно знать и этимологию, и историю происхождения сложных понятий.

Итак, в 1957 американским психологом Леоном Фестингером была предложена теория когнитивного диссонанса. Это было весьма кстати, ведь с ее помощью в науке можно объяснять различные конфликтные ситуации. А это очень важно для работы с человеком, как личностью.

Данная теория изучает влияние когнитивного диссонанса на человека, его виды и способы преодоления психологического дискомфорта.

Леон Фестингер сумел даже сформулировать две гипотезы этой замечательной теории:

  1. Как только человек почувствует возникновение диссонанса, он приложит максимум усилий, чтобы преодолеть его, так как он является причиной большого внутреннего дискомфорта.
  2. Второе утверждение вытекает из первого. Человек стремится всеми силами избегать таких ситуаций, при которых когнитивный диссонанс может усиливаться.

Вот, пожалуй, и вся теория.

Примеры когнитивного диссонанса

В конце, чтобы хорошо усвоить новое умное слово, давайте приведем несколько примеров диссонанса.

Например, вы познакомились с человеком, который показался вам чрезвычайно добрым, тихим и спокойным. Он никогда не повышает голос на окружающих и ведет себя со всеми кротко, как ягненок. Мы расположены к нему именно потому, что воспринимаем его добрым и хорошим.

Но вот вы случайно встречаете его в парке, идущим с женой. Он еще нас не увидел, поэтому ведет себя предельно естественно. И тут вы с ужасом замечаете, что он кричит на свою супругу, при этом обзывает ее крайне дурными словами и делает это весьма агрессивно, размахивая руками и искажая лицо неподдельной злобой.

Вы, зная его кротким тихоней, испытываете самый настоящий когнитивный диссонанс, так как его теперешнее поведение полностью противоречит тому представлению, которое сложилось о нем ранее.

Или вот еще один пример.

Вы устроились на работу в очень крупную компанию. В ней насчитывается около 1000 сотрудников, и все имеют высокую зарплату. То есть, генеральный директор является, по сути, миллионером.

В один прекрасный день вы заходите на кухню, которая при офисе, и замечаете, как этот самый директор, управляющий колоссальными деньгами, подметает пол. Он просто решил прибрать за своими рабочими, которые немного насорили во время обеда и забыли подмести.

Тот внутренний конфликт, противоречие или же несоответствие в вашем представлении положения человека в компании и веника для уборки, будет называться когнитивным диссонансом.

Ну и последний пример.

Вы идете по улице и видите, как какой-то попрошайка сидит возле подземного перехода и просит милостыню. Вам же нужно подождать своего друга, и вы, пользуясь случаем, наблюдаете за нищим. Проходит пять минут, он внезапно поднимается, собирает все свои сумки и подаяния и направляется в свой собственный автомобиль.

Полное несоответствие представления о бомжах, владеющих машинами, спровоцирует внутри настоящий когнитивный диссонанс.

Как запомнить?

Чтобы запомнить любой сложный термин, его нужно пару раз употребить в быту. Когда вы встретитесь со своим товарищем, и он предложит вам пойти в ближайшее заведение чтобы хорошенько поесть, скажите ему, что вы в силу новых убеждений решили не есть в городских забегаловках.

После того, как он эмоционально продемонстрирует вам свое удивление, лукаво улыбнувшись, скажите:

— Что, возник когнитивный диссонанс, сэр? Пошутил я, идемте-с жрать!

Вместе с описанным в статье термином часто употребляют и другое слово, с которым рекомендуем познакомиться. Это .

Если вы любите изучать умные слова и их происхождения, а также вообще узнавать разные интересные факты, подписывайтесь в социальных сетях на сайт .