Статуя августа из прима порта. Статуя Августа

cicerone2007 wrote in September 1st, 2009

На мой взгляд, одна из самых удачных научно-популярных книг по истории Древнего Рима – «Императорский Рим в лицах» Е.В.Федоровой. Я помню еще первое издание, когда книга выходила в издательстве Московского университета. То, что появилось в издательстве «Слово» в 2002 году, похоже, сокращенный вариант. Книга Е.В.Федоровой – своеобразная хрестоматия, доступная и увлекательная. Главное достоинство книги в том, что после знакомства с ней хочется самому взять в руки Тацита или Светония и поискать новые, более качественные воспроизведения римских портретов. Попробую это сделать.


Самый замечательный портрет императора Августа находится в Римском национальном музее (палаццо Массимо). Это – работа великого скульптора. Точнее, голова, поскольку статуя составная, из разных сортов мрамора, и все остальное мог выполнить другой мастер. Портрет поразителен по глубине и убедительности. Глядя на него, веришь, что именно таким красивым и глубоко чувствующим был этот человек. И хочется повторять вслед за Горацием:

«Множество, Цезарь, трудов тяжелых выносишь один ты:
Рима державу оружьем хранишь, добронравием красишь,
Лечишь законами ты <…>
Почести только тебе уделяем мы щедро при жизни,
Ставим тебе алтари, чтобы клясться тобою, как богом,
Веря - ничто не взойдет тебе равное и не всходило.
Мудрый, однако, в одном и правый народ твой, что отдал
Он предпочтенье тебе пред вождями и Рима и греков,
Прочее мерит не так же разумно, не тою же мерой…»

(Квинт Гораций Флакк. Послания. Книга вторая. Пер. Н. С. Гинцбурга
http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt)

Портрет поразительно живой. Использованы все возможности круглой пластики: меняется наша точка зрения – меняется лицо Августа. Все построено на нюансах: едва проступают морщины, слегка сдвинуты брови, чуть-чуть подняты уголки губ. Нужно сделать усилие над собой, чтобы ощутить идеализацию образа: она достигается тем, что все индивидуальное в облике слегка подправляется, возраст не акцентируется. И в результате мы видим абсолютно спокойного и уверенного в своей правоте человека. Август – вне времени, он духовно сложнее и выше нас. Считается, что в этом портрете он изображен в виде верховного жреца. На нем тога, Август представлен приносящим жертву, в правой руке у него находилась чаша для возлияний:

Гай Светоний Транквилл так характеризовал эту сферу деятельности первого императора: «Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями. Так, за один раз он принес в дар святилищу Юпитера Капитолийского шестнадцать тысяч фунтов золота и на пятьдесят миллионов сестерциев жемчуга и драгоценных камней.
В сане великого понтифика <…> он велел собрать отовсюду и сжечь все пророческие книги, греческие и латинские, ходившие в народе безымянно или под сомнительными именами, числом свыше двух тысяч. Сохранил он только Сивиллины книги, но и те с отбором; их он поместил в двух позолоченных ларцах под основанием храма Аполлона Палатинского. Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед. Он увеличил и количество жрецов, и почтение к ним, и льготы, в особенности для весталок <…> Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий <…> Ларов на перепутьях он повелел дважды в год украшать весенними и летними цветами».
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm

Октавиан постепенно шел к власти. Он был усыновлен Юлием Цезарем, и, вступая в борьбу за Рим после гибели отца от рук заговорщиков, был осторожен и помнил о его судьбе. Август стремился сохранить видимость республиканских порядков, но, занимая один за другим ключевые посты в государстве, он сконцентрировал власть в одних руках. Вот как описывает это в «Анналах» Публий Корнелий Тацит.
Чтобы понять этот отрывок, нужно знать, что Брут и Кассий – это убийцы Юлия Цезаря, «Цезарем» здесь историк именует Октавиана, а проскрипциями назывались списки лиц, объявленных вне закона, и физическое уничтожение этих людей.

«Когда после гибели Брута и Кассия республиканское войско перестало существовать и когда Помпей был разбит у Сицилии, отстранен от дел Лепид, умер Антоний, не осталось и у юлианской партии другого вождя, кроме Цезаря, который, отказавшись от звания триумвира, именуя себя консулом и якобы довольствуясь трибунскою властью для защиты прав простого народа, сначала покорил своими щедротами воинов, раздачами хлеба - толпу и всех вместе - сладостными благами мира, а затем, набираясь мало-помалу силы, начал подменять собою сенат, магистратов и законы, не встречая в этом противодействия, так как наиболее непримиримые пали в сражениях и от проскрипций, а остальные из знати, осыпанные им в меру их готовности к раболепию богатством и почестями и возвысившиеся благодаря новым порядкам, предпочитали безопасное настоящее исполненному опасностей прошлому. Не тяготились новым положением дел и провинции: ведь по причине соперничества знати и алчности магистратов доверие к власти, которой располагали сенат и народ, было подорвано, и законы, нарушаемые насилием, происками, наконец, подкупом, ни для кого не были надежною защитой».
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm

Изначально понятие «император» относилось к командующему войском. Именно в этой ипостаси запечатлен Август в замечательной статуе, найденной в середине 19 века при раскопках виллы Ливии в Прима Порта. http://cicerone2007.livejournal.com/14130.html
Сейчас эта статуя находится в собрании Ватиканских музеев:


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2457

«Образцовому полководцу, - писал Светоний об Октавиане,- по его мнению, меньше всего пристало быть торопливым и опрометчивым. Поэтому он часто повторял изречения: «Спеши не торопясь», «Осторожный полководец лучше безрассудного» и «Лучше сделать поудачней, чем затеять побыстрей».
Поэтому же он никогда не начинал сражение или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок, - никакая добыча не возместит потери.
Высшие и почетнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные. Консульство он захватил на двадцатом году, подступив к Риму с легионами, как неприятель, и через послов потребовав этого сана от имени войска; а когда сенат заколебался, центурион Корнелий, глава посольства, откинув плащ и показав на рукоять меча, сказал в глаза сенаторам: «Вот кто сделает его консулом, если не сделаете вы!»
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2851

Из описания в путеводителе по Ватиканским музеям: «Его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире. Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV?) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха августовской политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация?) <…> Это копия, сделанная, вероятно, для Ливии после смерти Августа (14 г. н. э.), с бронзовой статуи, установленной в честь Августа вскоре после 20 г. до н. э.»
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=427

Амурчик на дельфине у ног Августа – чрезвычайно важная деталь. Это намек на божественное происхождение рода Юлиев, которые вели свою родословную от любовной связи Венеры и троянца Анхиза.


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2861

Третья портретная статуя Августа, которая находится в Эрмитаже, характеризует следующую ступень в сложении культа императора, или, по выражению Тацита, «все возраставшее пресмыкательство пред ним». Хотя официальное обожествление Августа состоялось после его смерти, но храмы, посвященные ему, появились еще при жизни императора. «Богам не осталось никаких почестей, после того как он пожелал, чтобы его изображения в храмах были почитаемы фламинами и жрецами как божества»
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm


http://www.hermitagemuseum.org/

«Эрмитажная статуя, созданная при преемниках Августа в первой половине I в., представляет принцепса в образе сидящего на троне Юпитера – верховного божества римлян. Образцом для композиции послужила статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, греческого скульптора V в. до н.э. Черты молодого лица идеализированы. "Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, так как в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми. Статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом "августовского классицизма" – направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой.
Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании изображений императора в образе сидящего на троне Юпитера, встречающихся на античных монетах и резных камнях».
http://www.hermitagemuseum.org/


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=401

Обожествленный Август – лишь напоминание о конкретном человеке, поэтому хочется опять вернуться к текстам римских историков. Вот как Светоний описывает внешность первого императора: « С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причесывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам, а когда стриг или брил бороду, то одновременно что-нибудь читал или даже писал. Лицо его было спокойным и ясным, говорил ли он или молчал: один из галльских вождей даже признавался среди своих, что именно это поколебало его и остановило, когда он собирался при переходе через Альпы, приблизившись под предлогом разговора, столкнуть Августа в пропасть. Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца. Впрочем, к старости он стал хуже видеть левым глазом. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся, уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого, <…> но это скрывалось соразмерным и стройным сложением и было заметно лишь рядом с более рослыми людьми».


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=403

Какие качества подчёркиваются в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Какие чувства эти образы вызывают? ДОНАТЕЛЛО. СТАТУЯ КОНДОТЬЕРА ГАТТАМЕЛАТЫ. ПАДУЯ

Двор московских царей становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты. Д. Левицкий. Екатерина II Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства - архитектуре, музыке, живописи.

В «Слове о погибели Русской земли» сказано: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, - князьями грозными. . . всем ты преисполнена, земля Русская!» Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества. Икона. Шитье. Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати» . Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль.

Антонио Вивальди 1678 -1741 Концерт «Весна» из цикла «Времена года» 1 часть. «Весна грядёт!» Весна грядёт! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Вдруг набегаю бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. 2 часть. «Сон крестьянина» Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грёз. Спит пастушок за день устав, И тявкает чуть слышно пес. А. Г. Венецианов. Спящий пастушок. 1780 3 часть. «Танец-пастораль» Пастушеской волынки звук Разносится, гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.

Форма - сумма приёмов, выразительных и изобразительных средств для создания образа в любом виде искусства В изобразительном искусстве форма - это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе» . А. Джакометти. Паук А. Джакометти. Кошка

Дмитровский собор Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . .

ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЮДЕЙ Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья Леонардо Да Винчи. Мона Лиза Леонардо Да Винчи. Витрувианский человек

ВКЛЮЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом Сальвадор дали. Предчувствие гражданской войны

Итак, согласно книге доктора искусствоведения, профессора Глеба Ивановича Соколова «Искусство Древнего Рима», к цитатам из которой мы обращаемся не в первый раз, «панцирь Августа украшают рельефы с сюжетами, выбранными не случайно, но напоминающими о военных победах полководца над Галлией, Испанией и Парфией.

Мы продолжаем разговор о скульптуре Древнего Рима и сегодня снова будем освещать тему . О значении и роли данной пластической формы в интерьере современного загородного дома с дворцовым стилем мы уже говорили. В конце прошлой беседы мы стали описывать одну из статуй Августа из Прима Порта и пообещали рассказать сегодня о рельефе, украшающем панцирь правителя. Данное описание поможет домовладельцам сориентироваться в вопросе обустройства помещений в дворцовом (античном, классицистическом) стиле.

Римский легионер, а возможно, бог Марс или, в виде него, сам Август, запечатлен на панцире в момент возвращения ему некогда захваченного парфянами знака военного отличия римского легиона — серебряного орла, прикреплявшегося к древку. Римский воин стоит в шлеме, сапогах, с переброшенным через плечо плащом. Парфянин в покорной позе, но гордый и недовольный, подносит римлянину древко с серебряным орлом на вершине. У ног воина сидит волк — священное животное Марса, послушное хозяину, но настороженное и готовое, если понадобится, броситься на парфянина. Под ногами римского воина и парфянина изображены небольшие участки почвы: скульптор хотел уверить зрителя, что его герои не парят в воздухе, а прочно стоят на земле».

Более подробно об этом решении композиции мы поговорим в следующий раз.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: teachhistory.at, belorys-kh.livejournal, belorys-kh.livejournal, ancient-ru.livejournal, realgad.livejournal

Статуя Августа из Примы Порты.(Древнеримский скульптурный портрет)

Неизвестный римский скульптор

Высота 202 см.

Последняя четв. I в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло.

· Более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта.

· Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной.

· Облик Августа идеализирован в соответствии с канонами классической красоты.

· Голова идентифицирует фигуру в качестве Августа, который изображен в позе adlocutio: его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире:

Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха Августовой политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация). Единственное украшение на задней части панциря - схематическое изображение трофея. Опорная нога поддерживается фигурой амура верхом на дельфине (намек на Венеру, прародительницу рода Юлиев, к которому принадлежал Август). Босые ноги императора соответствуют героизированной трактовке субъекта (положение ног было заимствовано у Дорифора).

· Подпорку, необходимую для многих мраморных статуй, скульптор сделал в виде Амура, сидящего на дельфине. Амур и дельфин являются символами богини Венеры, от нее вел свое происхождение род Юлиев, к которому принадлежал Август. (Октавиа́н А́вгуст – внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию).Введение в композицию этих изображений подчеркивало его божественное происхождение.

· В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.

23. Алтарь Агенобарба. Характеристика произведения.



Рельефы алтаря Гнея Домиция Агенобарба.

Жеpтвопpиношение пеpед цензом.

Моpские божества из свадебного поезда Нептуна и Амфитpиты.

Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

115-100 гг. до н.э.

Лувр. Париж

Государственное античное собрание, Мюнхен

· Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н.э.), датиpуется 35-32 гг. до н.э. В хpаме, как сообщает Плиний Стаpший, находилась скульптуpная гpуппа, изобpажающая моpских существ, тpитонов и неpеид, pаботы знаменитого гpеческого скульптоpа Скопаса. Пеpед хpамом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый - в Лувp. Немецкий ученый Адольф Фуpтвенглеp отнес мюнхенские и паpижский pельефы к декоpу алтаpя Домиция Агенобаpба.

· На тpех стоpонах алтаpя пpедставлены сцены с изобpажениями моpских божеств, четвеpтая же укpашена pельефом со сценой жеpтвопpиношения пеpед цензом, тематически и стилистически абсолютно выпадающей из контекста пpедыдущих. В последнее вpемя на основании анализа стиля изобpажений пpедполагается, что памятник относится к более pаннему вpемени, сочетая в себе две pазличные стилистические тенденции.

· Жертвоприношение перед цензом

На pельефе, в несколько суховатой и пpоизачески точной манеpе, пpедставлена сцена жеpтвопpиношения пеpед цензом. Цензом называлась запись имущества pимских гpаждан, pезультаты котоpой опpеделяли их участие в войске и пpаво голосования в наpодном собpании. Цензоp ведет запись на покpытых воском табличках, к нему напpавляются гpаждане, дающие показания, пеpед началом ценза совеpшают жеpтвопpиношение богам.

В центpальной части pельефа изобpажен алтаpь, слева от котоpого в величественной позе, напоминающей статуи бога войны Маpса, стоит полководец, в котоpом pанее видели Домиция Агенобаpба; рядом с ним жpецы и их помощники, игpающие на музыкальных инстpументах. Взоp военачальника обpащен в стоpону пpоцессии жеpтвенных животных - suovetaurilia, пpиносимых обычно в искупительную жеpтву пеpед началом или после окончания военной кампании. Пpедписанный pитуалом поpядок пpинесения животных в жеpтву: вначале свинья, затем овца, наконец - бык, здесь полностью изменен: пеpвым изобpажен бык; веpоятно это сделано ради сохpанения композиционной целостности pельефа. (сp. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины.

· Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Пpедполагается, что мастеp pельефов с изобpажением моpских божеств и свадебного поезда Посейдона и Амфитpиты если и не был гpеком, то, по кpайне меpе, был достаточно хоpошо знаком с эллинистическими pельефами Гpеции и Малой Азии и, возможно, обучался в одной из гpеческих мастеpских.

24. Колизней. Общая характеристика.

· Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени (одновременно являлся и цирком, и театром, и стадионом).

· Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев

· Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

· Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 1 56Х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.

· Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров); в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

· С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал.- травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. "Каркасная" структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.

· Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решени я тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца.

· Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордернойаркады . Если посмотреть на Колизей снаружи, то можно увидеть, что он состоит как бы из четырех этажей. Три первых этажа на фасаде представляют собой сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом. На втором и третьем этажах между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов. Таким образом, этот амфитеатр имел 240 арок. Следует заметить, что в 80 арках первого этажа скульптур не было вообще, так как через эти арки зрители проходили внутрь Колизея.

· Кроме того, между окнами по фасаду на всех трех этажах были установлены колонны с капителями). На первом этаже колонны исполнены в дорическом стиле, на втором - в ионическом, а на третьем - в коринфском стиле.

25. Колонна Трояна. Общая характеристика.

· Колонна Траяна - колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.

· Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

· В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

· Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101-102 и 105-106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь - женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

· Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов - как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

26.Панеон. Общая характеристика

· Пантео́н (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες - все и θεός - бог) - «храм всех богов» в Риме,

памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

· Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

· Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет.

· Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась - во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

· В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

· Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

27.Характеристика конного памятника Марка Аврелия

Конная статуя Марка Аврелия.

Бронза. 160-170-е гг.

Рим, Капитолийские музеи.

· Бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев.

· Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на Капитолии.

· Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест оратора, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы*. Вместе с тем Марк Аврелий изображен как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах - сандалии.

· Лицо Марка Аврелия, несомненно, индивидуальное, с немного выступающими скулами и выпуклыми глазами, несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода даны глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты верхними веками.

· Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

· В два раза превышает натуральную величину.

28. Арка Тита. Характеристика памятника.

Страна - Италия

Город - Рим

Дата постройки - 81 год

· Триумфальная арка Тита (итал. Arco di Tito) - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э.

· Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

· Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н. э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.

· Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

· Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.

· Героем для постройки арки стал император Тит. В ходе Иудейской войны 66-70 годов ему удалось захватить Иерусалим. Правда, строительство было завершено после смерти императора в 81 году при Домициане. Находясь на возвышенности, ее белый облик отлично сочетается с цветом неба. Интересно подобраны и просмотры через арку - с одной стороны виден Колизей, с другой стороны открывается вид на Римский форум.

· В средние века часть триумфальной арки императора Тита в Риме подвергается разрушению. Реставрацию монумента по инициативе папы Пия VII провели в 1821 году. Новая часть арки была достроена уже не из мрамора, а из травертина. Также реставрация дополнила арку еще одной надписью, подтверждающей проведение работ Пием VII.

29.Колонна Адриана. Характеристика произведения.

30.Арка Константина. Характеристика произведения.

Страна: Италия

Город: Рим

Строительство: 312-315 годы

· Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis.

· Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

· Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии).

· Это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

· Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м.

· Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Декор

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

1. Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

2. Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение - к лету 315.

3. Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

Аттик (декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом)

· На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161-180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169-175).

· По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца.

· По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

· На вершине каждой колонны находятся фигуры даков(группа фракийских племён. Центральная область расселения даков располагалась севернее нижнего течения Дуная (на территории современной Румынии и Молдавии), взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

Основная часть

· 8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора.

· Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

· Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана.

По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу,

по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот.

С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

· При Константине также был создан рельефный фриз(декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения ), иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной - выступления перед народом и раздачи денег.

«История искусства стран Западной Европы средних веков»

1.Особенности развития раннехристианского искусства.

Основные типы храмов раннехристианского искусства.

Система декорирования храмов.

Раннехристианское искусство - период искусства в истории, от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI-VII веках.

В 323 г. н. э. Константин Великий принял судьбоносное решение, последствия которого ощущаются по сей день - он повелел перенести столицу империи в греческий город Византии, известный после этого как Константинополь (ныне Стамбул).

Император предпринял такой шаг осознавая рост стратегического и экономического значения восточных провинций. Перенос столицы был также связан с тем, что отныне основанием и краеугольным камнем империи должно было стать христианство.

Константин едва ли смог бы предвидеть, что такое изменение местопребывания императора приведет к расколу всего государства . Однако не прошло и ста лет, как раздел империи стал свершившимся фактом, хотя императоры, правившие в Константинополе, не спешили расстаться с притязаниями на западные провинции. Последние, управляемые императорами Западной Римской империи, вскоре были захвачены вторгшимися германскими племенами. К концу VI в. на ее территории исчезли последние остатки власти римлян. Восточная империя, впоследствии получившая название Византийской, выдержала удары варваров, а при императоре Юстиниане (527-565) стала опять могущественной и стабильной.

Раздел империи вскоре повлек за собой и религиозный раскол. Во времена Константина римский епископ, или, как его называли римский папа, был общепризнанным главой всех христиан; влияние его кафедры было следствием авторитета ее основателя, Св. апостола Петра. Однако различия между восточным и западным христианством постепенно накапливались, углублялись, а когда возникли расхождения в доктрине, то разрыв между католицизмом и православием, возглавляемый римским папой и константинопольским патриархом, стал неизбежен. Разногласия являлись действительно глубокими.

Католическая церковь к тому времени была независима от какой бы то ни было государственной власти; в соответствии со своей идеологией всемирной церкви она превратилась в наднациональный институт.Православная же церковь основывалась на союзе светской и духовной властей, представляемых императором и патриархом, причем первый назначал второго. Здесь видно продолжение имевшей место еще в Древнем Египте и на Ближнем Востоке традиции сакральной царской власти, но в христианской адаптации. Византийские императоры в отличие от своих предшественников-язычников не могли притязать на статус богов, но они приняли на себя роль главы как церкви, так и государства.

Термин «раннехристианское искусство» строго говоря относится не к определенному стилю, а к любому произведению искусства в области христианской культуры, созданному до разделения церквей, или, примерно, к первым пяти векам нашей эры.

Термин «византийское искусство», с другой стороны, обозначает не только искусство восточной части Римской империи, но и специфический стиль. Поскольку этот стиль вырос из определенных тенденций, возникновение которых можно отнести к правлению Константина и даже более раннему времени, то очевидно, что четких различий между раннехристианским и византийскимискусством не существует . Так, правление Юстиниана называют первым «золотым веком» византийского искусства. Однако, созданные на средства казны памятники, особенно находящиеся в Италии, можно рассматривать в зависимости от точки зрения как раннехристианские, либо как византийские.

Пройдет немного времени, и политико-религиозные расхождения между Востоком и Западом породят также художественные различия. В Западной Европе кельтские и германские народы выступят в роли наследников позднеантичной цивилизации, частью которой является раннехристианское искусство, и трансформируют его в искусство средневековое. Напротив, Восток не испытает подобного перелома. В Византии поздняя античность проживет еще долгую жизнь, только греческие и восточные элементы выступят на передний план за счет уменьшения значения собственно римского наследия. Поэтому византийская цивилизация так никогда и не станет в полном смысле средневековой.

Вплоть до правления Константина Великого мало что можно с уверенностью сказать о христианском искусстве. Единственным достаточно полным источником соответствующих сведений служат росписи римских катакомб, где находятся захоронения ранних христиан. Но это, по-видимому, лишь одна из существовавших в то время разновидностей христианского искусства. Тогда Рим еще не был главным центром христианства. В больших городах Северной Африки и Ближнего Востока, таких как Александрия и Антиохия, существовали более старые и многочисленные христианские общины. Возможно, там христианское искусство развивалось в русле иных художественных традиций, но от него мало что сохранилось. Если нехватка материалов по восточным провинциям Римской империи мешает проследить тенденции развития христианского искусства в раннюю пору его существования, то сохранившаяся катакомбная живопись достаточно полно рассказывает нам о духовной жизни создавших ее общин.

Август из Прима-Порта. I век Мрамор. Высота 2,04 Музей Кьярамонти, Ватикан

Времена с I века до нашей эры по IV век нашей эры римской истории явились временами развития скульптурного портрета. Изучение анатомического строения лица и человеческого тела, познания особенностей пропорций и пластики, заимствованных у греков, довели этот жанр до совершенства. В эпоху Республик, по решению сената, устанавливались скульптуры великих граждан, а в эпоху Империй искусство портрета стало эксплуатироваться с целью создания величия образам правителей и превратилось в один из инструментов имперской пропаганды.

В 1863 году на вилле Ливии была найдена копия статуи императора Августа. Бронзовый оригинал по заказу сената был изготовлен в 20 году до нашей эры.
Август предпочитал, чтоб его называли не императором, а принцепсом. То есть равным среди равных. Поэтому, для демонстрации простоты, подчёркивания равенства с плебсом он изображён босоногим, а голова его, не увенчана никакими атрибутами верховной власти. Август был невысок и прихрамывал, но придуманный образ требовал красоты и мощи. Все эти качества скульптор продемонстрировал в оголённых до бедра ногах.

Покровительницей рода Юлиев считалась Венера. И подставка рядом с опорной ногой выполнена в виде ныряющего дельфина с сидящим на нём амуром (атрибуты Венеры). В отличии от скульптуры Венеры Медицейской роль амура здесь другая. Он служит связующим звеном между причиной рождения Венеры и нашим героем.

Считается, что памятник изготовлен по случаю дипломатической победы римлян над парфянами. Об этом говорит рельефная группа в центре панциря, с изображением парфянина возвращающего римскому полководцу захваченный знак легиона. Ещё знаками побед над прочими варварами служат аллегорические изображения по бокам панциря испанской и германской провинции. «Верхнюю его часть украшает изображение бога Гелиоса, потому, что тот знал все обо всех и, следовательно, помещен был здесь для того, чтобы чистота помыслов принцепса ни у кого не вызывала сомнений. Изображенные ниже богини Аврора и Селена должны были символизировать вечное процветание Рима, наступившее при Августе». Поднятая рука показывает путь в светлое будущее, а поочередно согнутые к себе пальцы руки (каждый согнутый палец – это новое завоевание) демонстрируют, что только с ним народ добьётся благополучие и богатства.
В другую руку вставлен Императорский скипетр, говорящий о том, что власть тверда и непоколебима. Перекинутый через руку плащ символизирует народ, который якобы нависает над властью и контролирует её действия.

Используемая информация.