Стартовые руки в Омаха Хай Лоу (Hi Lo). Стартовые руки в покере Пробел в конце комбинации

Введение

В данной статье
  • Важнейшие базовые концепции префлоп-игры
  • Какие стартовые руки можно разыгрывать, а какие нет?
  • Важнейшие различия между хедз-ап-банками и мультипотами

В этой части серии "Омаха для начинающих" речь пойдёт об основах префлоп-игры. Сначала вы познакомитесь с основными моментами, на которые необходимо обращать внимание при розыгрыше префлопа.

По ходу статьи мы будем подробнее останаливаться на различных категориях рук и базовых концепциях. На основе подобранных примеров мы докажем важность правильного отбора стартовых рук. Кроме этого, вы узнаете, чем отличается игра в хедз-ап-банках от игры в мультипотах.

Вдобавок в данной статье вы найдёте отдельную главу, посвящённую размерам ставок и рейзов.

Основы игры на префлопе

16432 различные стартовые руки

Всего в омахе 16432 стартовые руки, которые образуют 270725 различных возможных комбинаций.

Отсутствие чарта стартовых рук

Логично, что для омахи не существует простого чарта стартовых рук. Даже вопрос, какая рука в PLO самая лучшая, иной раз вызывает ожесточённые споры, так как качество руки определяется не только префлоп-эквити, но и играбельностью.

Неважно, предпочитаете ли вы двумастные ААКК или двумастные AAJT - обе руки очень сильны. Чарт стартовых рук был бы менее эффективен в омахе ещё и по той причине, что в этой игре итоговый результат гораздо больше зависит от постфлопа, нежели в холдеме.

Меньшая разница в эквити на префлопе

Помимо всего прочего, разница в эквити на префлопе в омахе гораздо меньше, чем в холдеме. Одна из сильнейших стартовых рук ААКК имеет лишь 65,5% эквити против случайной руки.

Анализ эквити
Борд

Эквити
Выигрыш Делёж банка
Комбинации
Рука или диапазон
Игрок 1
65,5%
65,17%
0,33%
6961
AA**
Игрок 2
34,5%
34,17%
0,33%
270725
100%

Вероятность выигрыша с карманными тузами в холдеме превышает 85%, и данное преимущество в эквити в большинстве случаев не подвергается большим изменениям. В омахе всё часто совсем наоборот. На многих флопах ААКК становится большим андердогом.

Знайте свои эквити и играбельность

Таким образом, очень важно знать своё эквити на префлопе, а также играбельность руки. Кроме этого, на многих флопах вы должны хотя бы примерно представлять своё эквити против предполагаемого диапазона оппонента.

Вы сможете запомнить все необходимые цифры, только если будете снова и снова анализировать свое эквити после сыгранной сессии и откладывать в голове определённые шаблонные ситуации, в которых вы играете с тузами бет/фолд на том или ином борде или, наоборот, можете играть на стэк.

Сбалансированный диапазон 3-бета

Большинство ошибок новичков на префлопе связано с тем, что выбирают неправильный диапазон 3-бета. Многие игроки, пришедшие из холдема, 3-бетят всех тузов и даже маргинальных королей и дам, как подсказывает им опыт, приобретённый в холдеме.

В PLO вы должны 3-бетить сбалансированный микс из сильных тузов, премиум-королей и двухмастных рук с высокой играбельностью. Для маскировки и баланса вы также можете добавить в свой спектр, например, некоторые старшие и младшие ряды.

Лимпы на CO или BU

В отличие от холдема изолирующий рейз из поздней позиции против лимпера в ранней позиции в омахе не является вашим долгом. Позиция имеет настолько большую ценность, а постфлоп-игра так важна, что ответный лимп не является ошибкой, и во многих ситуациях может даже являться наилучшим решением. Ещё одной причиной, почему вам иногда не стоит рейзить, является следующий пункт.

Меньше продолженных ставок

Делайте в омахе меньше продолженных ставок. Ваши оппоненты практически всегда так или иначе зацепились за борд, и в мультипоте вы можете полностью отказаться от блефовых контбетов.

На дистанции подобные кбеты будут лишь выбрасыванием денег на ветер. Если вы сделали рейз с рукой АА**, получили 3-х коллеров, и вышел борд 875 радугой, то вы можете особо не рассчитывать на свою комбинацию и просто играть чек/фолд.

Обзор различных стартовых рук

Типы рук: Парные комбинации

Всего в омахе существует 10725 рук с парой и 234 руки с двумя парами. Таким образом, вероятность того, что вы получите на руки готовую пару, равна приблизительно 30,4%. Двупарные руки, напротив, редки, вы будете получать их лишь в 1% случаев.

Так как в PLO вы редко будете выигрывать шоудаун, имея просто пару, ваша цель всегда состоит в том, чтобы флопнуть сет. Сет, конечно, сильная рука, но его нельзя считать комбинацией-монстром, каковым он является в техасском холдеме.

(премиум, очень сильна)

(премиум, очень сильна)

(слабые тузы, нет одномастности и связанности)

Вы должны обращать внимание на следующие вещи:

  • Одномастность делает парные комбинации сильнее.
  • Двупарные руки очень сильны (вы будете попадать на флопе в сет в 21% случаев).
  • Мелкие карманные пары в PLO очень опасны, так как вы нередко будете упираться в старшие сеты.

Типы рук: Одномастность

Одномастность также является важным фактором в омахе. Флеш-дро в PLO имеют очень большую ценность. Согласно правилам PLO, для составления флеша вы должны использовать ровно две карты одной масти из своей стартовой руки и ровно три карты борда. Соответственно, 2х2-руки, в которых по две карты одной масти, явлются наиболее ценными.

Итак, двухмастные руки являются в омахе наиболее сильными. Вероятность их прихода составляет приблизительно 13,5%.

Трёхмастные руки, очевидно, не так сильны, как двухмастные. Больше чем в половине случаев, а точнее в 75%, у вас будет именно трёхмастная рука. Тем не менее, она также даёт вам шанс собрать флеш.

Двухмастная:

Трёхмастная:

Радужная:

Отдельную категорию составляют одномастные руки, т.е. руки, в которых все 4 карты одной масти. Одномастные руки слабы, так как, с одной стороны, вы сами у себя забираете ауты на флеш, а с другой стороны, снижается вероятность, что у кого-нибудь из оппонентов также окажется флеш (конечно, желательно младше вашего).

Радужные стартовые комбинации, к сожалению, в большинстве случаев является мусором. Даже если вы получили АА, как в примере, играбельность этой руки очень сильно падает. Почти в 10% случаев вы будете получать радужную руку.

Итак, вы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Двумастные руки имеют значительно большую силу и играбельность.
  • Трёхмастные руки имеют большую ценность, чем радужные комбинации.
  • Радужные руки в большинстве своём являются мусором.
  • Одномастные руки также слабы, так как они сами у себя забирают ауты на флеш.

Типы рук: Ряды

Ряды - это та категория рук, с которой вы наиболее часто будете иметь дело в омахе. Их можно назвать самой мощной группой рук, так как они обладают высоким потенциалом на получение стрейтов и, соответственно, натсовых постфлоп-комбинаций.

Ряд в омахе - это стартовая рука, состоящая из 4-х связанных карт.

Отметим следующие основные правила:

  • Обычно ряды тем сильнее, чем старше карты, из которых они состоят. Чем старше ваши карты, тем больше шансов, что создастся ситуация, в которой у вас будет фриролл против младших карт соперника. Вдобавок всегда имеет место ценность старшей карты. Если вы соберёте две пары, то в большинстве случаев это будут старшие две пары.
  • Мелкие ряды часто не позволят вам собрать натсы.
  • Мелкие ряды можно охарактеризовать как, в первую очередь, спекулятивные руки.
  • Двухмастные ряды являются мощнейшими руками, которые кроме всего прочего имеют потенциал на получение флеша.

С рядами тесно связано такое понятие, как дэнглер. Дэнглер - это карта, которая никак не связана с остальными тремя картами в руке и не даёт вам дополнительных аутов. Например, в руке AKQ4 четвёрка является дэнглером, так как она никак не связана остальными тремя картами.

ПРИМЕР: ДЭНГЛЕР

Бок о бок с рядами идут ряды с пробелом.

Типы рук: Ряды с пробелом

Рука с пробелом(-ами) также является рядом, но, так сказать, с пропусками. В зависимости от того, в какой части ряда находится пробел, вверху, посередине или внизу, эти руки делятся на три соответствующих типа. Пробел напрямую влияет на вероятность, с которой вы получите именно натсы или натсовое дро. Чем ниже находится пробел, тем сильнее ваша рука. Если же пробел, напротив, в начале комбинации, то вы часто будете получать ненатсовые дро.

Пробел в начале комбинации:

Пробел в середине комбинации:

Пробел в конце комбинации:

С рядами (с и без пробелов) ваша цель состоит в том, чтобы флопать ВРАПы.

Врап - это рука-дро, в которой ваши стартовые карты вместе с картами борда образуют длинный ряд, в результате чего у вас появляется очень много аутов.

Hero:

Флоп:

На примере хорошо видно, что мы имеем ввиду. У вас 9875, и вышел флоп А64. 6 и 4 на флопе заполняют пробелы в вашей руке, превращая её в длинный ряд, что даёт вам огромное количество аутов: каждые 3, 5, 7 или 8 дают вам стрейт. Врапы являются очень сильными руками благодаря большому количеству аутов.

На этом мы заканчиваем рассказ о различных типах рук. При выборе стартовых комбинаций важно следующее: вам всегда хотелось бы, чтобы ваша рука могла образовывать на флопе либо сильные готовые руки, либо сильные дро, либо и то, и другое. Например, сет с натсовым флеш-дро, врап с дополнительными флеш-дро и т.д.

Префлоп: Основные концепции

Отбор стартовых рук очень важен

Ввиду того, что разница в префлоп-эквити гораздо меньше, многим может прийти в голову идея, что лузовая игра сама по себе более прибыльна, так как появляется больше возможностей для того, чтобы флопнуть действительно сильную руку, которая с точки зрения эквити очень хорошо стоит против руки оппонента.

Однако это ложное заключение, так как недостаток в эквити сохраняется на протяжение всей раздачи. Предположим, что вы заколлировали 3-бет и имеете 40% эквити против диапазона соперника. На флопе у вас часто по-прежнему будет около 40% эквити, и вы будете продолжать розыгрыш, имея достаточные пот-оддсы. То же самое на тёрне и ривере. Получается, что на каждой из улиц вы имели отрицательную величину ожидания, и сами загнали себя в убыточную ситуацию.

Выбирайте стартовые руки с умом. СолидныЙ стартовый диапазон позволит вам избежать спотов, когда против вас фрироллят.

Больше = Лучше

Больше, значит лучше, так как вы доминируете, во-первых, младшие пары, а во-вторых, младшие ряды. У вас всегда будут старшие дро, а ваши две пары будут сильнее, чем возможные две пары соперника. Если вы вместе с оппонентом попадёте в трипс, то у вас будет старший кикер.

Все эти доводы были приведены для того, чтобы доказать, что розыгрыш бродвейных карт всегда предпочтительнее, особенно в мультипотах.

Мультипот = Натсовые руки

В мультипотах всегда важно иметь дро исключительно на натсы. Как уже говорилось, вам не хотелось бы, чтобы против вас фрироллили, т.е. чтобы не складывалась ситуация, когда вы тянете 2-й натсовый флеш, а у кого-то из оппонентов на руках дро на натсовый флеш. В PLO в мультипотах даже К-хай флеш-дро часто слишком слабо для продолжения игры. Запомните это правило, оно вам сэкономит кучу денег!

Хедз-ап = Ненатсовые руки могут быть приемлемы

В хедз-ап-банках, например, в битве блайндов или 3-бет-банке вы не должны всегда обязательно класть оппонента на натсы. Здесь при определённых условиях мелкий флеш вполне может быть лучшей рукой.

Сейчас вы, возможно, возразите, что все эти рассуждения касаются игры на флопе и не имеют ничего общего с префлопом. Это не совсем так: вы должны учитывать все эти факторы уже при отборе стартовых рук на префлопе. При выборе руки всегда задумывайтесь о том, как она будет играть на различных бордах и против тех или иных оппонентов.

В отличие от техасского холдема новичкам часто бывает сложно подобрать сбалансированный диапазон 3-бета. Это связано с тем, что в омахе эти самые 3-беты действительно часто коллируются по той причине что, с одной стороны, разница в эквити на префлопе не так велика, а с другой стороны, многие руки на флопе выглядят совершенно по-другому, нежели на префлопе. Соответственно, многие игроки имеют тенденцию к тому, чтобы непременно посмотреть на флоп.

Как следствие очень важно иметь правильно подобранный диапазон 3-бета. Вы должны 3-бетить не только с АА**, но с хорошим набором из сильных тузов, двумастных королей премиум-класса, а также высоких и низких двумастных рядов. Таким образом, ваш диапазон будет сбалансирован и замаскирован, поэтому оппонент не сможет сразу положить вас на какую-либо конкретную руку.

В противоположной ситуации, когда вы видите, что соперник 3-бетит только АА, вы сами можете, фактически, играть идеально, каждый раз точно зная его руку.

Флоп:

Данный флоп достаточно неприятен для руки АА**. Если вы знаете, что оппонент 3-бетит только АА, то такой борд вы всегда можете атаковать. Если у соперника нет на руках смежных карт, которые хорошо попали в этот борд (напр., ААТ7, АА99), то на сильный экшен он часто сбросится. То же самое относится и к вам самим. Если вы будете 3-бетить только АА**, оппоненты начнут атаковать вас на таких флопах.

Если ваш диапазон 3-бета помимо АА содержит также ряды, оппонент уже не сможет вслепую блефовать на этом флопе. Если в вашем диапазоне 3-бета будет рука вроде JT97 или другие сильные ряды, то вы сможете гораздо прибыльнее разыграть свои АА.

Мультипот vs. Хедз-ап

Hero:

Flop:

Чтобы продемонстрировать важность отбора стартовых рук, приведём следующий пример на флопе. Вы всегда должны учитывать играбельность своей руки:

Вы решили разыграть двумастные J987. На флопе вы, судя по всему, попали в натсы. У вас стрейт и флеш-дро.

Многие игроки в подобной ситуации готовы бездумно запихнуть в банк весь свой стэк, но как, на самом деле, лучше сыграть?

Посмотрим ваше эквити против некоторых рук, которые будут готовы здесь играть с вами на стэк:

  • Axxx с флеш-дро: 46.92%
  • Сет с любыми другими картами: 54.99%
  • AJxx: 27.75% (AdJd**: 0,00%)
  • Сет и старшее флеш-дро: 26.54%
  • Сет, старшее флеш-дро и натсовый стрейт: 0.00%

Несмотря на то, что флоп выглядит для вас просто фантастически, ситуация не слишком приятная. Даже против относительно слабых рук, таких как флеш-дро, у вас практически койнфлип, а против более сильных рук вы чуть ли не тянете вмёртвую.

Размеры ставок

Со своими сильными руками вы всегда должны делать рейз. Стандартный размер рейза находится в пределах от 3-х ВВ до банка.

Время от времени можно подумать о том, чтобы разыграть АА** через лимп/3-бет или сыграть лимп/коллом с какой-нибудь спекулятивной рукой, чтобы сохранить банк небольшим. Это вполне нормальная опция. Однако если вы будете стандартно делать рейзы, вам будет проще разыгрывать свои руки, так как вам не нужно будет задумываться о балансе. Попробуйте сыграть и так, и так, чтобы понять, какой розыгрыш вам понятнее и комфортнее.

Другой очень важный момент мы уже отмечали выше: ваш диапазон 3-бет должен хоть каким-то образом быть сбалансирован. Делайте 3-беты не только с АА**, но с хорошим набором из сильных тузов, двумастных королей премиум-класса, а также высоких и низких двумастных рядов. Таким образом, ваш диапазон будет сбалансирован и замаскирован, поэтому оппонент не сможет сразу положить вас на какую-либо конкретную руку.

Заключение

Из данной статьи вы узнали, насколько важна правильная селекция стартовых рук для успешной игры в PLO. Ваш выбор определяется гораздо большим количеством факторов, нежели в NL Hold"em, и значительно сложнее, поэтому чарт бессмысленен.

Вам были представлены различные типы рук и указаны характерные черты, на основе которых вы можете судить о качестве стартовой руки.

Кроме этого, вы увидели, чем отличается розыгрыш банков против одного и нескольких оппонентов.

Форум:
Обсудите содержание данной статьи с другими игроками в форуме
Видео:
Омаха для начинающих - Видеосерия

Для того чтобы благополучно играть в Омаху, Вам необходимо уметь определять хорошие и плохие стартовые руки в Омахе . Омаха отличается от Холдема в первую очередь тем, что здесь не две, а четыре стартовые карты – поэтому лузовые игроки из Холдема будут чувствовать себя уверенней, чем тайтовые.

Нужно учитывать тот факт, что ценность стартовых рук в Омахе так же велика, как и в Холдеме , поэтому не нужно входить в игру с любыми картами. Например, имея на руках четыре туза или короля не нужно радоваться, так как это достаточно слабая рука даже по сравнению с 7272 – и за длинным столом её лучше сразу же сбросить.

Лучшими стартовыми руками в Омахе являются высокие и одномастные карманные пары. Например – AAKK, где тузы с королями одной масти. Так же сюда можно отнести – AAQQ, KKQQ и т.д.

Пара и одномастные коннекторы. Например, KKJ10, QQ109 и тому подобные.

Четыре подряд идущие карты. Например, 6789, JQKA. Особенно хорошо, если они ещё и одномастные – т.е. две карты одной масти и две другой.

Так же можно разыгрывать две мелкие пары (например, 2233, 4455 и т.д.), одномастные карты (например, две червы и две бубны) и связки карт, которые могут потенциально собрать стрит.

Стартовые руки в Омахе Хай Лоу

Лучшей стартовой рукой в Омахе Хай Лоу считается – A234, причём лучше всего, когда туз и любая из карт будут одной масти. Так же отличными стартерами считаются AK34, AA23, AAKK.

Хорошие стартовые руки – 2345, A233, A244, A255.

Так же можно разыгрывать 234x, где «x» - любая карта (желательно высокая). KKQQ, QQJJ, KK1010 и тому подобные – подходят, чтобы собрать сильную комбинацию. 910JQ и т.д. – хорошо подходят, чтобы собрать стрит. 23KQ – подходят как для высокой, так и для низкой комбинации.

Главное, что Вы должны учитывать в Омахе Хай Лоу – это то, что Вы должны собрать либо самую старшую комбинацию, либо самую младшую, поэтому со средней рукой лучше сброситься.

Правила омахи очень похожи на , но с рядом существенных отличий, которые и определяют совершенно другую стратегию игры. Играют за тем же столом, так же от сдачи к сдаче по часовой стрелке движется "баттон", определяющий положение "дилера", ставятся малый и большой "блайнды" (ставки вслепую). Но в омахе взакрытую игрокам сдается по четыре (а не по две) карты, после чего всё полностью аналогично холдему (хотя омаха также относится к подвиду холдем, и название Omaha Hold"em иногда мелькает, все-таки слово холдем чаще относят только к техасскому, и так мы его и будем употреблять). В таком же порядке идет торговля, сдается флоп (3 общих открытых карты), затем еще одна - тёрн, и последняя общая - ривер. При открытии общих карт проходят, точно как в холдеме, круги торговли, и оставшийся в игре и предъявивший самую сильную комбинацию забирает банк.

Однако важнейшим моментом в правилах является то, что, в отличие от холдема, где выигрышную комбинацию можно составить с использованием двух, одной или ни одной из своих закрытых карт, в омахе в игре участвуют только две свои и три общие карты. Повторю: две свои и три общие, и только так. Именно из-за этого похожие игры столь разнятся.

В Омахе вам нередко будут сдавать карманные тузы, однако вам нужно хорошенько попасть во флоп, чтобы победить. Я нередко видел как игроки делают префлоп рейз с карманными тузами в Омахе, а затем слепо ставят на флопе в надежде, что все упадут.

Я удивляюсь насколько низкие требования у игроков к стартовым рукам в Омахе. Ваши требования к своим стартовым рукам должны быть намного выше, чем у оппонентов. Стоит ли идти на флоп с Qx, если есть вероятность, что у оппонента Аx? Если вы пошли за мелким сетом, то часто можете попасть под старший сет. Если у вас нижнее стрейт дро, то всегда нужно помнить о том, что у оппонента может быть верхнее. Если вы начинаете только с хорошими руками и продолжаете розыгрыш на флопе только когда оно того стоит, то у вас всегда будет все в порядке. Одно из качеств хорошего игрока - умение ждать, даже если карта долго не идет. Вы будете проигрывать минимум и дождетесь возвращения хороших стартеров. Вы будете часто видеть как оппоненты выигрывают с полным мусором, однако успокаивайте сами себя словами "я экономлю свои деньги". За свою жизнь я сыграл множество маргинальных рук и мне порой везло, однако если вы планируете серьезно заниматься покером, то дистанция все равно вас догонит. Выигрыши приходят от хорошей игры, дисциплины и хороших карт.

Жизнь с помощью гемблинга это не постоянный выигрыш банков. Это умение проигрывать минимум, когда что-то не так и выигрывать максимум, когда удача вам улыбается. Я понимаю, что говорить об этом легко, однако, чем больше вы будете играть, тем больше будете приходить к пониманию этой простой истины.

Чтобы понять насколько правильно вы играете префлоп можно считать количество сыгранных стартовых рук. Если вы разыгрываете 50-80%, то это очень много. Вам нужно играть около 10-30% рук на полный стол.

Вам стоит задуматься об игре на МБ (Малом Блайнде). Если вы постоянно будете сбрасывать руку префлоп, то это сэкономит вам кучу денег. Если вы играете 5-10, 5 дней в неделю по 8 часов, то за 50 недель это сэкономит вам 30,000. Учитывая то, что иногда вы будете выигрывать, вы сэкономите порядка 20,000!

Вы должны понимать, что не стоит разыгрывать слабые руки, а в Омахе в позиции МБ любая рука будет более слабой. То же самое справедливо и для ранней и средней позиций. При оценки руки, вы должны не забывать о позиции.

Теперь давайте посмотрим на то, какие же руки играть на префлопе. Хороший стартер (стартовая рука) обычно уникален, то есть ни у кого другого вашей комбинации быть не может. Типичные примеры - А-хай флеш дро и большая карманная пара. Если вы поймаете нужный флоп, то вы будете знать что вы точно впереди. У 4 последовательных карт тоже неплохие шансы попасть во флоп, например 6 7 8 9 или 10 J Q K. Вероятность поймать стрейт с такой рукой относительно велика. Многие игроки могут рейзить и ререйзить с такой рукой, также как и с двумя парами типа Q Q 9 9 или J J 7 7.

С какими же начальными картами стоит вступать в игру? Однозначного ответа на этот вопрос, как и на большинство в покере, не существует. class="b">Здесь мы приведем систему для игры при большом количестве участников (8-11 человек за столом), разработанную известным американским игроком Эдвардом Хатчисоном (Edward Hutchison) с использованием математического моделирования по методу Монте-Карло. При меньшем числе игроков играть стоит несколько более агрессивно. Хотя, повторимся, она, как и любая другая система, не является истиной в последней инстанции.

Система Хатчисона оценки стартовых рук в омахе:

1. Сначала оцениваются одномастные карты. Если в руке есть две или более одномастных карт, то посчитайте пункты, исходя из значения самой старшей из них (при наличии двух мастей по две карты посчитайте для обеих):
  • при старшем A - прибавьте 4 пункта;
  • K - 3 пункта;
  • Q - 2.5 пункта;
  • J - 2 пункта;
  • 10 или 9 - 1.5 пункта;
  • любая другая - 1 пункт;
  • если все 4 карты одномастные - вычтите 2 пункта.
2. Теперь оценим влияние пар:
  • при наличии пары A - прибавляем 9 пунктов;
  • пары K - 8 пунктов;
  • пары Q - 7 пунктов;
  • пары J или 10 - 6 пунктов;
  • пары 9 - 5 пунктов;
  • любой другой - 4 пункта;
  • если одинаковых три и больше - никаких пунктов не прибавляется.
3. И наконец, возможность составления стрита. Если в руке есть карты, способные помочь получить стрит (то есть с "дырой" между ними не больше трех карт), то:
  • A с K, Q, J или 10 зарабатывают 2 пункта;
  • A с 2, 3, 4 или 5 - 1 пункт;
  • любые две карты от 2 до 6 - 2 пункта;
  • любые две карты от 6 до K - 4 пункта;
  • любые 3 карты от 6 и выше - 7 пунктов;
  • любые 4 карты от 6 и выше - 12 пунктов;
  • если промежуток между картами в одну или две - из получившейся суммы вычитаем 1 пункт;
  • если промежуток в три карты - вычитаем 2 пункта.

Подсчитываем сумму. Вступать в игру (конечно, это зависит от позиции в торговле, влияние которой, как и в холдеме, нельзя переоценить, и силы соперников) стоит при примерно 15 пунктах и больше, поднимать ставку, то есть делать рэйз - при 20 и больше.

Конечно, на первый взгляд система выглядит довольно громоздкой, но с практикой она легко запоминается. Для простоты усвоения приведем несколько примеров:

a) Самая лучшая стартовая рука в омахе - два A и два K двух мастей АКАК(игрок контролирует два старших флаша и старшие пары). В этой системе она набрала бы 27 пунктов:

  • +8, 2 раза по +4 за масти со старшим A,
  • +9 за пару A,
  • +8 за пару K,
  • +2 за A с K под стрит.

Итого 27, уверенный рейз.

b) Предположим, на руках 8989

  • +3 пункта за 2 масти от 9,
  • +5 за пару 9,
  • +4 за пару 8,
  • +4 за 9 и 8 под стрит.

Сумма 16 пунктов - играем (call).

  • +7 за пару Q,
  • +4 за пару 8,
  • +4 за стрит,
  • -2 за дыру в три карты.

Итого 13 пунктов - играем только против слабых партнеров и/или в дальней позиции.

Как и любая математическая система, эта не учитывает важнейших составляющих покера - психологии и желания выигрывать не больше банков, а больше денег. Она способна только минимизировать проигрыши. В первом примере многие опытные игроки в ряде случаев не играли бы рэйз - с целью не спугнуть остальных и постараться создать больший банк и больше выиграть. Однако новичкам система может оказаться полезной с точки зрения оценки силы своих рук. Попробуйте после игры посчитать запомнившиеся комбинации и оцените, правильно ли вы действовали в той или иной ситуации.

Будем считать, что со стартовыми руками разобрались. Открывается флоп. Как и в холдеме, в омахе это самый важный момент, и даже более важный. Ведь теперь вы знаете 7 из 9 своих потенциальных карт. И хотя часто говорят, что непредсказуемая, и на ривере можно получить , в которой используется самая слабая и, казалось, бессмысленная своя карта, это не совсем так. Конечно, выиграть может что угодно. Но чаще это "что угодно" проигрывает. Уменьшить неоправданные потери, а не выиграть каждую конкретную руку - задача любых стратегий. И, как обычно, решается она с помощью математики.

Очевидно, что если флоп "не совпал" с вашими ожиданиями и никакой комбинации или серьезной надежды на сильную комбинацию не образовалось, карты следует выкинуть (столь же очевидное исключение - все оставшиеся говорят "чек", и следующую можно посмотреть бесплатно). Предположим, что что-то получилось или наклевывается. В этом случае важнейшим понятием становятся недостающие для победы вам и/или противникам карты, так называемые . Какова вероятность получения аута - таковы и шансы на выигрыш. Конечно, для точного подсчета нужно знать, что в руках у других игроков, но достаточно обоснованные предположения можно делать и без этого.

Упрощенный пример. Положим, у вас на флопе образовался стрит с одной дырой, пар и флешовых ожиданий нет. Вы предполагаете, что при составлении полного стрита победа будет за вами, в остальных случаях выигрывает противник. На этот момент вы знаете семь карт из 52 (четыре свои и три с флопа). Вас устраивают четыре карты, "затыкающие" дыру, из оставшихся 45 - то есть 4 аута. Вероятность появления нужного аута на тёрне (четвертой общей карте) - 4/45, на ривере (пятой карте), если на тёрне не придет - 4/44. Таким образом, вероятность вашего выигрыша - чуть больше 1/6. Если размер образовавшегося банка более чем в 6 раз превышает необходимую ставку, можно рискнуть. Но учитывайте, что перед ривером, вероятно, тоже придется платить. Так что наиболее оправданное решение здесь - пас.

Естественно, реальные ситуации обычно гораздо сложнее - ведь выиграть можно и при образовавшейся паре или тройке, а можно и проиграть, собрав стрит. Однако общее правило таково - считайте ауты. Если аутов много, нужно играть. Если очевидно, что аутов много у противника, а сейчас ваше положение лучше - необходимо атаковать, то есть увеличивать ставку. Пусть испугается и сбросит. Не сбросит - так хотя бы ему эти карты достанутся недешево. А он тоже не ясновидящий, нужных аутов то в итоге может и не прийти!

Полностью формализовать игру на флопе и тёрне (после выхода четвертой карты просто наступает большая определенность - мы ждем еще всего одну, и иногда ясно, дождался ли своей оппонент) невозможно - требуется уметь "читать" противников, а это приходит только с опытом. Исходя из торговли и других признаков нужно понять, какую комбинацию имеет или пытается составить конкурент, и посчитать соотношения своих и его аутов, вероятности получения аутов вами и им, размера текущей ставки к размеру банка. Если вероятность получения выигрышной карты 15%, а необходимая ставка составляет 1/10 от имеющегося банка, то игра оправдана. Если же наоборот, то делать этого не стоит. Кажется, все просто.

На самом деле эта увлекательная игра таит в себе гораздо больше, чем можно описать в не то что статье - объемной книге, недаром их в мире выходят десятки наименований в год. Известный карточный игрок и журналист Стив Беджер (Steve Badger) на вопрос, какую из книг он рекомендовал бы начинающим игрокам в омаху, ответил: "Библию. Многие новички считают эту игру настолько непредсказуемой, что просто молятся о приходе нужной карты." Хочется надеятся, что предубеждение о непредсказуемости омахи нам в некоей степени удалось развеять этой статьей. Омаха - игра счетная, опирающаяся на математику в гораздо большей мере, чем на удачу, и классные игроки это прекрасно знают. Теперь знаете и вы. Но и доля удачи еще никому не мешала, чего вам и желаем!

Часто становятся основой прибыльных торгов. Они уберегут вас от розыгрыша пота с маргинальными картами, а также сохранят ваш стек.

Рассмотрим пример, когда лучшие стартовые руки в Техасском Холдеме имеют ключевое значение.

Ваша рука К♣Т♠, на столе К 8♠2♦. У вас два короля - топ-пара. Ваш соперник делает ставку, и вы с уверенностью отвечаете коллом. На терне дилер раздает 4♠. Игрок снова ставит, и вы поддерживаете бет. На ривере приходит 7♣, на что оппонент продолжает игру ставкой. Вы уравниваете с парой королей, рассчитывая получить банк, но на шоудауне оказывается, что у игрока К♦Q♣. При одинаковой комбинации в Техасском покере победитель определится по кикеру. В данном случае выигрыш получит оппонент с картой выше по рангу, то есть дамой.

Описанный случай встречается достаточно часто, но подобной ошибки можно избежать, если руководствоваться указанным выше перечнем и выбирать только сильные стартовые руки в Техасском Холдеме. Топ-пара - это хорошее комбо в турнире или за кэш-столом, но не нужно исключать вероятность появления аналогичной комбинации с сильным кикером у другого игрока.

Рассмотрев стартовые руки в Техасском покере, перейдем к другой покерной дисциплине - Омахе.

Стартовые руки в Омаха

Количество стартовых комбинаций карт в Омахе составляет 270275, и большинства рук до флопа, в отличие от Холдема, не имеет существенных различий. Выбирая относительно сильные стартовые руки в покере Омаха, вы не будете иметь большого преимущества даже над слабыми игроками.

Говоря об играбельности рук, стоит учитывать, следующие особенности покерной дисциплины:

  • Больше шансов попадания в борд - лучшие стартовые руки в Омахе разыгрываются на многих флопах, имея все шансы для составления дро или готовых комбо. Основная рекомендация сводится к выбору полноценных стартовых рук без дэнглеров (это термин, который используется в игре Омаха, обозначающий карту, которая портит качество стартеров и не помогает в создании готовой комбинации).
  • Однозначность. Лучшие стартовые руки в Омахе имеют два исхода - они попадают либо не попадают в борд. Поэтому на флопе вы сразу поймете, стоит ли дальше разыгрывать карманные карты или с ними лучше расстаться.
  • Натсовый потенциал стартовых рук в покере Омаха - перспективность ваших карманок собрать самые сильные комбинации.

Также как и в Холдеме, в Омахе стоит учитывать позицию. Получив информацию о действиях своих оппонентов, в поздней позиции у вас есть возможность разыгрывать не только сильные стартовые руки в покере Омаха, но и более широкий диапазон рук. Заметив, что один из игроков проявил слабость на флопе или постфлопе, вы можете намеренно отвечать на ставку оппонента, не имея сильной руки. Подобное действие в покере называется флоатом.

Шансы стартовых рук в покере

На первом этапе раздачи каждый игрок получает две карманные карты. Колода для игры в классический покер состоит из 52 карт. Учитывая это, можно посчитать общее количество стартеров - 52х51/2 = 1326, а также вероятность определенной карманной пары по формуле - 4х3/2 = 6. Основываясь на вероятности стартовых рук в покере, конкретные карманки будут приходить к вам 1 раз на 221 раздачу - 6/1326 = 1:221. А так как в игре с колодой из 52 карт можно собрать только 13 карманных карт, любая карманная пара станет вашей каждую 17-ю раздачу - 221/13 = 17.

Чтобы более точно определить вероятности стартовых рук в покере, нужно учитывать масть. Например, любые две карты разных достоинств можно получить 16 разными вариантами (одномастных и разномастных). Получить две карты одной масти получится с вероятностью 23,5%, а шансы стартовых рук в

Кто не знает чарта рук для лимитного холдема? Таблицы с небольшими вариациями появились в интернете лет 10 назад, в книгах – еще раньше. Куда сложнее обстоит вопрос с безлимитными вариантами игры, где многое зависит от соперников и того, в каком стиле будем мы вести против них игру.

Но, как бы то ни было, нам необходимо базовое понимание того, с чем следует входить в игру – что сбрасывать в пас, с чем коллировать, с чем – давить кнопку bet pot (максимально допустимый размер рэйза).

В свое время профессор покерной математики Генри Хатчисон был одним из первых, кто создал таблицу стартовых рук для омахи пот-лимит (длинный стол). Обширные результаты статистического исследования он свел в таблицу, где за определенные комбинации карт начислялись или отнимались баллы. По его методике, принятие решения на префлопе зависит от следующих факторов:

– есть ли старшие карты, и сколько? Если да, то начислите столько-то баллов;

– есть ли две одномастные карты? Если да, то начислите столько-то баллов;

– есть ли три карты одной масти? Если да, то отнимите столько-то баллов;

Таким образом, просуммировав ряд признаков, мы получим некое число. Если оно больше N, руку надо рэйзить, если больше M, но при этом меньше N, надо коллировать, прочие же должны быть сброшены в пас.

Проанализировав свой опыт игры (на момент прочтения книги Хатчисона я сыграл около 250 000 рук в омаху), я осознал, что ценность таблицы очень велика, но вместе с тем она почти не применима практически. Дело в том, что профессиональный игрок с большим опытом играет стартовые руки уже подсознательно, ориентируясь на «образ» (как раз это и есть наборы признаков, по Хатчисону) руки, и не занимается подсчетом очков. Для новичка это, наоборот, чересчур сложно.

Объединив идеи Хатчисона со своим личным опытом, а также учитывая «играбельность» руки постфлоп, я создал свою таблицу стартовых рук. Играть по ней можно на столе любой длины, настолько сильно я «завинтил» диапазоны. Флоп мы будем играть очень консервативно, учитывая, что ваши покерные баталии в омаху только начинаются. Это как временная дамба – нам надо «пощупать» игру, понять ее ход. Позже, когда мы будем говорить о разных стилях ведения игры и борьбы против конкретных оппонентов, многое изменится, и вы сами интуитивно ощутите, что таблицы в покере – это просто базовый лагерь в начале длинного и сложного восхождения.

Группа 1. Премиум-пары.

ААxx. Рэйзим первыми, на рерэйз противника переставляем еще раз – до олл-ина.

KKxx. Рэйзим первыми, коллируем рэйз до нас. Сбрасываем на рерэйз.

Пример: наша рука . На любую ставку оппонента мы делаем рэйз/рерэйз.

Группа 2. Четыре любые карты от A до 10.

Ставим первыми, коллируем рэйз. Если размер банка превышает 30 больших блайндов – пас.

Пример: наша рука . Если до нас не было рэйзов, ставим, если были, делаем колл.

Группа 3. Две пары.

В банк входим коллом. Коллируем рэйз, сбрасываем на рэйз и рерэйз, если в банке менее двух оппонентов.

Пример: наша рука , делаем колл.

Группа 4. Туз-король дабл-сьютед (AXsKXs).