Становление характера подвижника Сергия Радонежского. Литература» Тема: Идеальный образ святого в «Житии преподобного Сергия Радонежского

Сергий родился в окрестностях Ростова Великого. Родители его – бояре – жили просто, быт был приближен к крестьянскому. Мальчиком Сергия (тогда Варфоломея) посылали за лошадьми в поле.

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом. Брат Стефан учился хорошо, Варфоломею же грамота не давалась. Хотя потом Варфоломей позже обогнал своих товарищей, не в способности к наукам была его сила. «Сергий, кажется, принадлежал к тем, кому обычное дается тяжко – зато необычайное раскрыто целиком. Их гений в другой области», - пишет Б. Зайцев.

С каждым годом в Варфоломее все ярче проступают черты будущего инока. Он любит церковь и службы, читает священные книги, постится среды и пятницы. Родители беспокоились, что он слишком изнуряет себя.

Около 1330 года Сергий перебрался с Родителями в Радонеж. Он простится в монастырь. Родители уговаривают не торопиться: «Мы стары и немощны, послужи нам немного. Вот отойдем в могилу, тогда…». Сергий послушался.

У брата Сергия, Стефана, умерла жена, и он тоже принял монашество. Варфоломей навел порядок в домашних делах, завещал имущество брату Петру и двинулся вместе с ним в близлежащие леса. Начались годы отшельничества. Братья срубили «церквицу», освятили ее во имя Святой Троицы. Стефан вскоре не выдержал трудностей пустынножительства – ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один. Рядом с ним никого не было – ни брата, ни друга, ни учителя. Но он не потерял силы духа, веры. И 7 октября Варфоломей был пострижен м именем Сергий иеромонахом Митрофаном.

Лукавый не оставляет молодого отшельника, без устали искушает его, пугает. Одинокого пустынника посещают жуткие видения: страшные духи грозят изгнать его, келья вдруг наполняется змеями, за стенами – шум, жуткие крики. Но Сергий остается спокоен и терпелив. «Быть может, - пишет Зайцев, - защищало и природное спокойствие, ненадломленность, неэкстатичность. В нем решительно нет ничего болезненного. Полный дух Святой Троицы вел его суховатым. Одиноко чистым путем среди благоухания сосен и елей Радонежа».

Однажды Сергий увидел у кельи медведя, ослабевшего от голода, дал ему хлеба. Косолапый съел. Потом мишка стал навещать монаха, сделался ручным. Сергий отдавал ему половину своего куска хлеба.

Слухи же о подвижничестве Сергия росли. Стали появляться люди, и просили взять к себе. Сергий отговаривал, ведь так трудно жить в лесу. А единственным его желанием было жить и молиться посреди леса. Но Сергий уступил, не разгневался, что прервали его покой и уединение. Число братьев росло. Сергий сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь. Несмотря на то, что Сергий ел очень мало и одевался хуже всех, телесно, был очень крепок – «имел силу двух человек».

Сергий отличался скромностью и не был тщеславен. Когда братия пожелала, чтобы Сергий стал игуменом, он отказался: «Желание игуменства, - говорил, - есть начало и корень властолюбия». И лишь после того, как сам епископ велел принять игуменство, Сергий согласился.

Но многие были недовольны управлением нового игумена. Сергий запретил частную собственность, велел строить амбары, хлебопекарню, кладовые, трапезную, вести хозяйство и т.п. Некоторые после этого ушли, другие продолжали роптать. Сергий покидает братию, он удалился в леса и поселился на реке Киржач. Там он основывает новую пустынь. Сергия долго уговаривали вернуться, он в конце концов уступил.

Сергий поднял свой крест за всю Россию – благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Но благословение сразу не дал. Сначала сказал князю: «Писание учит, что если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят серебра и злата – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную подобает положить и кровь пролить. И ты, господин, отдай им и честь, и золото, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесет тебя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню».

Князь отвечал, что же пробовал, и безуспешно. А сейчас уже поздно – Мамай идет на Русь с новой ордой.

«-Если так – сказал Сергий, - его ждет погибель. А тебя – помощь, милость, слава Господа. Дмитрий опустился на колени. Сергий осенил его крестом.

Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо шепнул ему: «Ты победишь».

Великий князь заплакал, услышав слова Сергия. И двинулся с войском на Дон, навстречу Мамаю. Путь к отступлению был отрезан: победа или смерть. Вдогонку Сергий послал ему гонца с грамотой: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Святая Троица помогут!».

Пока шла битва, Сергий не прекращал молиться. Он назвал всех павших по именам и наконец сказал: «Мы победили». Сергий благословил победу над татарами. Он благословил и объединение русских земель вокруг Москвы. Сергий не писатель, не красноречивый проповедник и даже не иконописец. Он – святой плотник. «В благоухании его святости явственен аромат сосновой стружки».

Один из самых почитаемых и, главное, самых любимых русских святых. Святой покровитель Руси и русского народа во все времена. Величайший подвижник. Объединитель земли русской. Преобразователь монашества на Руси. Великий труженик, работавший с младых лет до конца своих дней.

Преподобный воплотил в себе лучшие черты национального характера русского человека, с его стремлением к созерцанию, к духовному совершенствованию, к возрастанию в вере, к внутреннему духовному росту, которое сочеталось у него с большим смирением, кротостью и трудами во славу Господа.

Первый его биограф Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой родился в селе Варницы, под Ростовом Великим, в семье боярина Кирилла и его жены Марии, людей благородных и благоверных. Был их третьим младшим сыном. При рождении получил имя Варфоломей. В мнениях ученых о дне его появления на свет существуют разночтения: от 11 июня 1313 г. до 25 августа 1325 г. Русская православная церковь считает днем его рождения 3 мая 1314 г.

Еще до его рождения с ним совершались чудеса. Однажды, когда ребенок был еще в материнской утробе, его мать была в церкви во время Божественной литургии. Она вместе с другими молящимися молча стояла в притворе, как вдруг младенец в ее утробе начал громко кричать. И так было трижды. Будущие родители обратились к иерею: что это означает? «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы», – сказал он.

В возрасте семи лет Варфоломея вместе с братьями Стефаном и Петром отдали на обучение. Братья быстро обучились грамоте, он же отставал в учении. Печалились учителя и родители, печалился он сам и горячо молился. Однажды в поле, где он пас скот, ему встретился старец, который сказал: «О грамоте, чадо, не скорби, с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». Так и произошло. Он изучил Священное Писание и навсегда проникся духом церкви и иноческого жития.

В то время Русь, раздробленная и измученная, страдала от набегов Золотой Орды. Семья некогда богатого боярина была разорена от постоянных нашествий татар и тяжких им даней. В 1328 г. Кирилл с семьей решили переселиться из Варницы в город Радонеж, куда пошли пешком (а это 60–70 км), неся свой нехитрый скарб. Перед смертью отец и мать одновременно приняли схиму в Хотьковском монастыре, где сегодня покоятся их мощи.

После смерти родителей юноша Варфоломей твердо решил посвятить свою жизнь строжайшему монашеству и пустынножитию. Он попросил Стефана помочь ему найти место пустынное. Они обошли многие леса, и полюбилось им место на холме Маковец в самой чаще глухого Радонежского бора, на берегу реки Кончуры. Помолившись, они стали рубить лес и на своих плечах таскать бревна на выбранное место. Вскоре хижина была готова. Примерно в 1335 г. они срубили небольшую деревянную церковь, которая была освящена во имя Святой Троицы. На месте ее теперь стоит храм.

Однако, не выдержав суровых тягот аскетического существования, нужды и лишений, Стефан уехал в Москву, поселившись в Богоявленском монастыре. Варфоломей же призвал к себе игумена Митрофана и принял от него монашеский постриг под именем Сергия. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и той пустыни.

Молодой монах терпением и молитвами преодолевал все трудности своей уединенной и суровой жизни. Порой его смущали демонские козни и ужасы. В лесу к нему стаями приходили волки, выли и с ревом проходили мимо. Иногда окружали его, обнюхивали, но не трогали. Приходили и медведи. Один из них повадился ходить каждый день, но не из злобы, а чтобы взять что-нибудь на пропитание. Сергий стал оставлять ему на пне еду. Медведь брал ее и уходил. Если же не находил привычного куска, то долго стоял, озираясь и упорствуя. Сергий, отличавшийся необыкновенной добротой и к людям, и к зверям, порой сам оставался голодным, а медведя кормил.

В свободное от молитв и повседневных забот дел Сергий вырезал для детишек из окрестных деревень деревянные игрушки, медведиков. По преданию, из них потом пошел знаменитый русский промысел – богородская игрушка.

Все посылавшиеся ему испытания он терпел с радостью и благодарением, никогда не протестовал, не унывал в трудностях. Монахи, прослышав про его пустынную жизнь, стали приходить к нему и предлагать помощь. Но он не только не принимал ее, но и запрещал оставаться, пока не убедился в их усердии, в том, что они смогут вынести голод, жажду, неудобства и бедность. Так вокруг Сергия собралось двенадцать монахов, каждый построил себе келью и жил, подражая Преподобному.

Постепенно в место уединенных молитв и тяжелого физического труда начали стекаться иноки со всей страны, образовав обитель, которая к 1345 г. превратилась в Троице-Сергиев монастырь, а впоследствии в Троице-Сергиеву лавру.

Помимо этого монастыря преподобный Сергий основал еще несколько: Благовещенский на Киржаче, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Его ученики Савва, Ферапонт, Кирилл и другие тоже основали более сорока монастырей: Савво-Сторожевский близ Звенигорода, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и др. А потом и ученики его учеников основали свои обители.

Святой Сергий изменил строй монашеской жизни. Он впервые установил правила общежительства, создал монастырский Устав, который запрещал монахам принимать подаяние, обязывал их жить исключительно за счет собственного труда. Монахи не должны терпеливо сидеть и ждать милости от Бога или просить у мирян на пропитание. Они должны работать денно и нощно. Сам он первым показывал пример: вставал раньше всех на работу, на службе никогда к стене не прислонялся, никто его никогда не видел ни одной минуты без дела. Он или молился, или строил, или целил, или принимал страждущих.

Слава его росла и крепла. В обитель потянулись не только монахи, но и люди вполне светские – от простых крестьян до бояр и князей.

Митрополит Алексий, глубоко уважавший радонежского игумена, перед своей смертью уговаривал его стать своим преемником. Однако у Сергия был свой особый путь, он отказался.

Великий князь Дмитрий Донской накануне битвы с ордынским ханом Мамаем с глубочайшем почтением просил у него благословения. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию. Бог и Святая Троица помогут тебе!» – напутствовал его преподобный Сергий и снарядил с ним двух иноков-богатырей: Пересвета и Ослябю.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Однажды ему явилась Божья Матерь с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители.

25 сентября 1392 г. преподобный Сергий скончался. Через тридцать лет после его кончины были обретены его святые мощи. В 1452 г. он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября, а также 5 июля, в день обретения мощей.

Сергий завещал своим инокам «иметь страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Этот завет обращен ко всем русским людям. Православный народ верит, что Сергий сокровенно ходит по народу и возносит молитву о России.

Проектор, экран.

Форма организации занятия: групповая.

  1. Повторить жанровые особенности житийной литературы.
  2. Определить особенности образа святого в жанре жития.
  3. Совершенствовать умение анализировать текст с точки зрения образа героя.
  4. Развивать умение строить устное высказывание.
  5. Воспитывать милосердие, доброту, любовь к ближнему, уважение к историческому прошлому России.

На доске:

  1. Епифаний Премудрый
  2. Троице-Сергиева Лавра
  3. Куликовская битва 8 сентября 1380 г.
  4. Князь Дмитрий Донской

Святой – 1.В религии: обладающий божественной благодатью. 2.В христианстве: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.

Идеал – совершенное воплощение чего-либо.

Предлагается план работы:

  1. Вступление. Слово учителя.
  2. Работа учащихся в группах с текстом произведения.
  3. Выступление групп.
  4. Образ святого Сергия в живописи.

Эпиграф Святой Сергий глубочайше русский, глубочайше православный.

Вступительное слово учителя (звучит колокольный звон).

В жизни каждого человека, государства есть вечные понятия: святой, святыня, священный. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?

Обращение к теме урока. Поиск ключевых слов в теме урока: “святой”, “идеальный”, “образ”, обращение к их значению. Сегодня на уроке мы обратимся к жизнеописанию святого Сергия Радонежского. Постановка целей. Запись эпиграфа.

Повторение изученных ранее понятий. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

Что такое житие? Кто является его героями? Что представляет собой жизненный путь святого?

Житие – жанр древнерусской литературы – повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости.

Задача жития – дать образцы праведной христианской жизни.

Героями жития могли быть самые разны люди: князья, горожане, крестьяне и др.

Жизненный путь святого: рождение от благочестивых родителей, в детстве трудности в учении, в отрочестве – дар благодати, период испытаний, известность, прижизненные чудеса исцеления людей, ежечасный молитвенный подвиг, дар предвидения в награду.

Групповая работа учащихся с текстом жития.

Задача: проанализировать предложенные отрывки, выявить характерные черты героя, подготовить устное выступление.

Результатом работы в группах должно стать составление схемы-кластера “Черты характера преподобного Сергия Радонежского”.

1.Какой путь выбирает для себя отрок Варфоломей после кончины родителей? Как можно объяснить его выбор?

2.Прочитайте отрывок “Родители его переселились…”. Подумайте, какая черта характера героя проявилась в его отношении к наследству

(материальным благам)?

3.Что, по-вашему, помогло монаху Сергию в преодолении трудностей? Дайте толкование слова “великодушие”, пользуясь толковым словарем.

1.Прочитайте отрывок: “Братья же, страдая от голода. Начали роптать…”. Определите его тему.

2.Какой жизненный урок преподал монахам Сергий в трудный час?

3.Какя черта характера святого проявилась в его поступке.

1.Что такое чудо? Каким образом это понятие соотносится с жизнью святого Сергия?

2.Подготовьте выразительное чтение отрывка: “Творил же преподобный наш Сергий и иные различные чудеса…”.

3.Какя черта характера героя проявилась здесь особенно ярко? Объясните.

1.Как по-новому раскрывается образ святого в отрывке: “Некий же поселянин, земледелец из дальней стороны…”.

2.Какой урок преподал Сергей поселянину? Выявите ту черту характера преподобного, которая проявилась в этом поступке.

3.Что такое смирение? Пользуясь словарем, объясните значение этого слова.

1.Прочитайте отрывок: “В тот год попущением Божием за грехи наши…”.

2.Какая страница истории нашей Родины нашла в нем свое отражение? Какую роль сыграл в победе русских воинов святой Сергий? Объясните выражение “молитвою вооружил”?

3.Какую черту характера святого вы можете выделить?

Обращение к историческому прошлому России.

Сергий Радонежский обладал даром предвидения. У него, известного на всей Руси своей святостью, решил испросить благословения Дмитрий Иванович, князь Московский, прежде чем идти на битву с Мамаем. Старец благословил великого князя Дмитрия, молитвою вооружил и о победе пророчествовал: “Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе.”. Вместе с Дмитрием старец послал на правый бой двух монахов – Пересвета и Ослаблю. На Куликовом поле 8 сентября 1380 года сошлись рано поутру русская рать и ордынское войско. “Великий князь, на помощь Божию и на молитвы святого надеясь, вступив в битву с татарами, победил их”. Преподобный Сергий, обладая прозорливостью, видел битву издали и, стоя на молитве с братией, возвестил о победе русских воинов.

Выступление групп. Составление схемы-кластера .

В результате анализа предложенных отрывков текста “Жития” учащиеся выделяют следующие черты характера Сергия: великодушие, доброта, бескорыстие, трудолюбие, долготерпение, милосердие, смирение, патриотизм, духовность, нравственная чистот

Святой Сергий предстает как воплощение черт идеальных, образцовых. Его жизнь – образец праведного пути. Герой жития идеален. Житие, как икона. Показывает образец святости, не лицо человека, а лик. И лик этот чист и прекрасен. По словам писателя Б.Зайцева, “Сергий как раз пример, любимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного”.

Обращение учащихся к эпиграфу, предваряющему урок, объяснение его смысла.

Русский – относящийся к русскому народу, его языку, национальному характеру, культуре. Православный – последователь православия.

Святой Сергий является носителем лучших черт русского характера.

Образ преподобного Сергия Радонежского в живописи.

Образ святого Сергия нашел свое яркое отражение не только в литературе. Это образ привлекал многих талантливых художников.

Сергий Радонежский особое место занимал в творчестве русского художника М.В.Нестерова. Святой был особо почитаем в семье Нестеровых. Сам художник считал, что Сергий спас его от смерти в младенчестве. Самая известная картина Нестерова с образом преподобного – “Видение отроку Варфоломею” - была написана в 1890 году. М.Нестеров предвидел, что этому полотну уготована долгая жизнь. “Жить буду не я, - говорил живописец. – Жить будет отрок Варфоломей”. Во время работы над будущей картиной М.Нестеров живет в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, посещает места, связанные с жизнью Сергия. Впервые картина была выставлена на передвижной выставке и, по словам очевидцев, “действовала ошеломляюще”. Это был настоящий триумф.

Н.К.Рерих также обращался в своем творчестве к образу святого Сергия, которому отводил особую роль спасителя, заступника России. Во всех трагических поворотах ее истории. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, - есть картина с образом Сергия Радонежского. Опираясь на традиции древнерусской иконы, вдали от Родины, Рерих пишет картину “Святой Сергий”. По словам, Е.И.Рерих, жены художника, святой явился Николаю Рериху в видении незадолго до кончины.

Обобщение, подведение итогов работы на уроке.

Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Его жизненный путь – образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. “Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем. Он ушел одной из величайших слав России. Подвиг его человечен”.(Б.Зайцев).

Проводится рефлексия.

Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему “Притягательная сила личности святого Сергия Радонежского”.

Сергий

ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
(сер. XV»Шв.)

Сергий — главный персонаж «Жития». Родился ок. 1314 или ок. 1321 г., умер в 1391 или, более вероятно, в 1392 г. Основатель и игумен Троицкого монастыря в окрестностях города Радонежа (ныне Троице-Сергиева лавра в городе Сергиевом Посаде Моск. обл.). Мирское имя С. — Варфоломей.

С. принадлежит к «чину» преподобных — святых монахов. Христианский подвит С. заключается в возрождении традиции общежительства — монашеской жизни, основанной на полном отказе от личного имущества и на совместном исполнении монахами всех забот по монастырю, в помощи нищим и убогим, в создании нового для Руси монашеского служения — пустынножительства (С. и его ученики основывают монастыри в глухих местах, а не в городах или пригородах, как прежде). С. также исполняет служение обществу, Русской земле (благословляет князя Дмитрия Ивановича на борьбу с монголо-татарами перед Куликовской битвой). Отдаленность от мира с его соблазнами сочетается в деяниях С. с молитвенным прошением о благополучии Русской земли, обращаемым к Богу, с заботой о мирянах — нищих и убогих.

С. кроток и смирен, лишен властолюбия и честолюбия; он — бессребреник и труженик, не гнушающийся исполнения тяжелой работы в монастыре. С. — твердый борец с бесовскими искушениями. Он созерцатель, молитвенно погруженный в божественные тайны и удостоенный особенного мистического дара. Ему открываются видения, отличающиеся особой глубиной.

Соединение в образе С. привязанности к уединению и пустынножительству с общественным служением, особенной смиренной и «тихой» кротости с мистическим даром отличают С. от египетских отшельников (Антония Великого и др.), палестинских святых и Феодосия Печерского, жития которых были использованы Епифанием при создании образа Троицкого игумена.

«Житие» подробно повествует о святом от его рождения до кончины. С. рождается от благочестивого ростовского боярина Кирилла и его жены Марии; он — второй из трех сыновей. Рождение святого в благочестивой, истинно христианской семье — общее место житийного жанра.

Рождение С. предваряет чудо, удостоверяющее открывающуюся позднее его святость и указывающее на мистическую значимость Троицы в жизни С.: во время литургии в храме еще не родившийся С.-Варфоломей трижды прокричал в утробе матери. Мистический смысл, символизирующий триединое Божество, имеет и рождение у Кирилла и Марии трех сыновей. Печать божественной благодати и избранничества отмечают С. еще до рождения, подобно многим греческим и русским святым: в «Житии» проводятся аналогии с пророком Иеремией, Евфимием Великим, митрополитом Петром и другими СВЯТЫМИ.

Под влиянием чуда мать советуется с отцом об обете посвятить будущего младенца Богу: так приоткрывается судьба С., ставшего монахом.

Богоизбранность С. проявляется и в его поведении в младенческом возрасте: С. отказывается от материнского молока по средам и пятницам — в постные дни недели.

Священник Михаил, крестивший С.-Варфоломея, узнав от матери младенца о совершившемся перед его рождением чуде, прозорливо считает, что ребенок — будущий великий святой, и объявляет матери младенца: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Начало жизни С.-Варфоломея как личности обозначено крещением. С. становится свидетелем совершающихся с ним чудес и после принятия монашества чудотворцем.

С.-Варфоломей, в отличие от своих братьев Стефана и Петра, с трудом научился грамоте и читал «медленно и не прилежно». Отсутствие природного дара постижения книжного знания у отрока восполняется сверхъестественно обретаемым даром. Отрок молится Богу, просит помочь выучить грамоту. Однажды он встречает священника, который дает ему вкусить нечто, похожее на маленький кусок пшеничного хлеба. После вкушения отрок получает дар понимания книг. Чудесный старец-священник беседует с родителями святого и открывает им: будущее, ожидающее сына, а затем становится невидимым. Сюжет этого чуда лежит в основе известной картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Еще в детстве С.-Варфоломей постится строгим постом, изнуряет свою плоть и с сокрушенным сердцем молится Богу о прощении своих грехов. Суровый аскетизм отрока, не достигшего, по сообщению «Жития», и двенадцати лет, вызывает возражения у матери. Мать указывает ему, что в столь юной возрасте не может быть больших грехов и что чудеса, происходившие с ним, свидетельствуют об избрании его Богом, об особенном религиозном призвании. Слова матери — первое искушение С.-Варфоломея, искушение гордыней. Святой остается чужд горделивым чувствам, он не уверен в своем призвании, но просит Бога о наставлении и подкреплении душевных сил.

Отрок С.-Варфоломей мудрый, как старец. «Старец умом, ребенок возрастом» — традиционный мотив, характеризующий святых в житиях. Поступки и помыслы С.-Варфоломея-отрока напоминают жизнь в отрочестве святого Феодосия Печерского.

Родители С.-Варфоломея переселяются из Ростова в город Радонеж к северу от Москвы. Видимой причиной переселения является разорение отца святого из-за насилий татар и московских вельмож, посланных в Ростовское княжество великим князем московским. Но внутренний смысл событий заключается в исполнении Божественного промысла, предназначившего С. быть основателем Троицкого монастыря под Радонежем. С. с родителями поселяется недалеко от места, где им будет основан монастырь.

С.-Варфоломей достигает юношеского возраста. Его братья женятся, но он отказывается исполнить просьбу родителей и вступить в брак. Он желает стать монахом, однако по просьбе родителей откладывает исполнение своего намерения. С.-Варфоломей обещает отцу и матери не покидать мир до их смерти.

Родители святого постригаются в монахи и затем умирают. С.-Варфоломей оставил принадлежащее ему имущество младшему брату Петру. Он уговорил старшего брата Стефана, принявшего монашество, поселиться в пустынном месте в чаще леса.

С.-Варфоломей и Стефан вместе решают посвятить основанную им церковь Святой Троице. В этом решении проявляется духовное родство, единомыслие братьев. Но вскоре пути братьев расходятся: Стефан не выдерживает тягот уединенной жизни в лесу и уходит в московский Богоявленский монастырь. Младший же брат, С.-Варфоломей, остается. В «Житии» молодой возраст С.-Варфоломея контрастирует с душевной твердостью святого, большей, нежели у старшего брата Стефана. Достигнув немногим более двадцати лет, святой постригается в монахи, и ему дается имя Сергий. Принятию монашеского сана предшествовало изучение монашеских порядков, приготовление к новой, жизни: «Преподобный отец наш не принял ангельский образ до тех пор, пока не изучил все монастырские дела: и монашеские порядки, и все прочее, что требуется монахам. И всегда, в любое время, с большим прилежанием и с желанием, и со слезами он молился Богу, дабы удостоиться принять ангельский образ и приобщиться к иноческой жизни». Оставшийся в лесном уединении С. побеждает похоть и другие страсти, укрощает страшного медведя, давая ему хлеб, вступает в борьбу с бесами. Борьба с бесами, стремящимися изгнать С. из леса, наполняет начальный период подвижничества С. Святость и твердость С. противопоставлены злому, вредоносному началу, заключенному в греховных страстях, воплощенному в диких зверях и"бесах. Повествование о встречах и борьбе С. с вредоносными силами разделено на три главных эпизода, подобно другим событиям его жизни. Это приход бесов с самим дьяволом в церковь перед заутреней; нападение бесов на С. в хижине святого, сопровождаемое угрозами и понуждением покинуть выбранное место; появление медведя, который, «как некий жестокий заимодавец», в течение года приходил к святому за куском хлеба.

Новый отрезок монашеской жизни С. открывает приход к нему монахов, желающих поселиться вместе со святым. С., молитвенный покой и безмолвие которого нарушают пришельцы, недоволен этим появлением и пытается их отговорить, но, испытав твердость их решения, С. дозволяет им остаться. Число этих монахов — «не больше двенадцати человек» — символично: С. и поселившиеся с ним монахи уподоблены Христу и апостолам.

Событие, означающее «начало» Троицкого монастыря и являющееся следствием прихода монахов к С., — избрание С. игуменом. Монахи трижды упрашивают С. стать настоятелем, и лишь на третий раз смиренный и любящий безмолвие и уединение С. вынужден согласиться. Троекратная просьба монахов С. принять настоятельство — новое свидетельство символического значения Святой Троицы в жизни святого. Три встречи С. со священниками предваряют пострижение в монахи, три просьбы монахов — поставление в игумены. Монашеская жизнь С. отмечена также тремя имеющими символический и провиденциальный смысл встречами. Священник Митрофан постригает С. в монашеский, сан, монахи побуждают С. принять настоятельство, игуменство, епископ Афанасий рукополагает С. в игумены.

Как игумен С. выступает в роли одновременно новатора и восстановителя старой монашеской традиции. Он получает послание от патриарха Константинопольского Филофея, который советует святому установить в монастыре общежительство. (Общежительство было впервые установлено на Руси святым Феодосием Печерским, игуменом Киево-Печерского монастыря, в начале 70-х гг. XI»Шв., но в последующие столетия эта традиция прервалась.) С. исполняет совет патриарха: «Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец».

В общежительстве, учрежденном С., воплощается христианский общественный идеал связующей монахов любви, взаимных забот друг о друге. Общежительство предполагает также помощь мирянам: нищим, увечным, больным. С. наставляет подначальных ему монахов заботиться о ближних.

Установление общежительства — деяние, в котором воплотилось предназначение С. Это событие выражает торжество христианских ценностей братской любви и помощи, оно — главное свершение С.-игумена.

Торжество христианского начала, проявившееся в учреждении общежительства, вызывает последнюю в «Житии» попытку бесовских сил сокрушить добродетели С., победить его смирение. Испытанию подвергаются братская любовь и кротость святого. Дьявол разжигает в брате С. Стефане, который вернулся в Троицкий монастырь, вражду и зависть к С. Стефан говорит. одному из монахов, что он, старший брат, а не С. должен быть по праву игуменом Троицкой обители. С., услышавший слова Стефана, ничего не говорит брату и другим монахам. Он тайно уходит из монастыря и поселяется на реке Киржач, где основывает новую обитель. Упрошенный троицкими монахами, С. возвращается на игуменство в Троицкий монастырь. Он вновь побеждает дьявольские козни, сохраняет кротость, смирение, беззлобие. Чуждый властолюбию, С. не гневается на брата. Свобода от властолюбивых и честолюбивых страстей проявляется и в других поступках С. Митрополит Алексий перед смертью (1378) просит С. согласиться стать новым русским митрополитом, но святой твердо отказывается.

С. стремится утаить присущий ему дар чудотворения. Он говорит отцу воскрешенного им ребенка, что ребенок не был мертв, но лишь «от холода ослабел». С. строго воспрещает отцу рассказывать о совершенном воскрешении.

Кроткое смирение, свобода от гнева и жестокосердия проявляются в отношении С. к подначальным монахам. Тем, кто пренебрегает ночными келейными молитвами, С. тихо и мягко напоминает о нарушении правил. С. лишен и честолюбивых страстей. Самоуничижение троицкого игумена выражено в нескольких эпизодах «Жития». Некий земледелец, наслышанный о С., приходит в монастырь увидеть его. Монахи говорят этому поселянину, что С. копает землю в огороде. «Тот в большом нетерпении не дождался, но, приникнув к щели, увидел блаженного в бедной одежде, весьма рваной и залатанной, в поте лица трудящегося. Он никак не мог подумать, что это тот, кого он хочет увидеть, которого он ищет, и никак не верил, что это тот, о котором он слышал». Монахи еще дважды говорят земледельцу, что человек, трудящийся в огороде, — прославленный игумен. Но пришелец не верит им. С., узнав от монахов о приходе этого земледельца, «с великим смирением <...> поклонился ему до земли, и с большой любовью по-христиански поцеловав его, и, благословив, весьма похвалил крестьянина, который так о нем подумал. Этот случай дает понять, сколь великое смирение внутри себя имел Сергий, ибо такого поселянина, невежду, который негодовал и гнушался им, святой сверх меры возлюбил: потому что насколько гордые почестям и похвалам радуются, настолько радуются смиренные своему бесчестию и осуждению. И не только поцеловал его, но взял его за руку преподобный и посадил справа от себя, едой и питьем насладиться предлагая ему, с честью и любовью обходился с ним».

С. не сообщает крестьянину, кто он такой. Крестьянин убеждается в правоте слов монахов, только когда к монаху в старой, рваной одежде подходит некий князь, смиренно кланяясь до земли, и бедно одетый С. начинает с князем беседу.

Другой эпизод, функция которого — свидетельство о смирении С., рассказывает о том, как игумен нанимается в плотники к монаху Даниилу и просит в плату за труд решето гнилых хлебов. Эти хлебы составляют всю дневную пищу святого.

С. достигает высшей степени святости и показывает высочайшее смирение, питаясь гнилым хлебом. Рассказ о приходе к С. крестьянина и фрагмент, повествующий о плотницкой работе С. у монаха Даниила, показывают другую черту С.— «трудничество», постоянное исполнение тяжелой работы.

Функция нескольких эпизодов «Жития» — свидетельство о прозорливости С. Монахи ропщут из-за недостатка хлеба в обители. С. просит их положиться на Бога и немного подождать. И почти сразу же некий богатый христианин присылает в монастырь удивительно сладкий хлеб, т, е. хлеб послан самим Господом.

Несколько событий в «Житии» свидетельствуют о С.-чудотворце: С. воскрешает умершего ребенка, исцеляет бесноватого вельможу и тяжело больного человека. Он выводит из земли водный источник. Три первых чуда соответствуют евангельским чудесам Христа, четвертое — чуду Моисея, совершенному в пустыне.

Урок литературы в 7 классе в разделе «Духовная литература»
Тема: Идеальный образ святого в «Житии преподобного Сергия Радонежского»
Цели урока:

  1. Повторить жанровые особенности житийной литературы

  2. Определить особенности образа святого в жанре жития

  3. Совершенствовать умения анализировать текст с точки зрения образа героя

  4. Развивать умение строить устное высказывание, работать в группе

  5. Воспитывать милосердие, доброту, любовь к ближнему, уважение к историческому прошлому России.

Словарная работа

Святой – 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. 2. В христианстве: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.

Идеал – совершенное воплощение чего-либо.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).
Этапы урока


  • Вступление.

  • Работа в группах. Анализ эпизодов текста «Жития».

  • Выступление групп. Составление кластера «Идеальные черты Сергия Радонежского в «Житии».

  • Сообщение на тему «Образ святого Сергия в живописи».

Эпиграф к уроку Святой Сергий глубочайше русский,

глубочайше православный.

Б. Зайцев

1) Вступление.

В жизни каждого человека, народа, государства есть вечные понятия: святой, святыня, священный. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?

Обращение к теме урока. Поиск ключевых слов «святой», «идеальный», «образ». Толкование их лексических значений. Целеполагание.

Русь знает немало праведников: мучеников, святителей, преподобных, затворников, пустынников). Почему же по сей день ярче других горит звезда преподобного Сергия Радонежского?

Презентация. Рассказ о святом.

2) Повторение.

Вопросы:

Что такое житие? Кто был героем этих произведений? Каков жизненный путь идеального святого?

Заполнение таблицы

3) Аналитическая работа с текстом «Жития». Работа в группах.

Задача: проанализировать эпизоды, ответить на вопросы, выявить черты характера героя, подготовить выступление. Работа предполагает обращение к толковому словарю. Результат работы – составление схемы-кластера «Черты характера святого Сергия Радонежского».
Группа № 1.

Задания и вопросы


  1. Расскажите, какой путь выбирает отрок Варфоломей после кончины родителей? Как он объясняет свой выбор?

  2. Прочитайте отрывок «Родители его переселились…». Подумайте, какие черты характера проявляет герой в своем отношении к наследству, материальным благам?

  3. Что, на ваш взгляд, помогало монаху Сергию в преодолении трудностей и физических, и моральных? Как вы понимаете значение слова «великодушие». Обратитесь к словарной статье.

Группа №2

Задания и вопросы:


  1. Прочитайте отрывок «Братья же, страдая от голода, начали роптать…». Определите его тему, озаглавьте.

  2. Какой жизненный урок преподал монахам Сергий в трудный час?

  3. Какие черты характера героя проявились в его поступке? Сформулируйте идею данного отрывка.
Группа №3

Задания и вопросы:


  1. Что, на ваш взгляд, можно назвать чудом? Обратитесь к словарной статье. Каким образом соотносится это понятие с жизнью святого Сергия?

  2. Подготовьте выразительное чтение отрывка: «Творил же преподобный наш Сергий и иные различные чудеса…». Какие чудеса совершал герой?

  3. Выявите черты характера Сергия Радонежского.

Группа № 4

Задания и вопросы:


  1. Как по-новому раскрывается образ святого в отрывке «Некий же поселянин…». Подготовьте выразительное чтение отрывка.

  2. Какой урок преподал Сергий этому человеку? Какие черты преподобный проявил особенно ярко в этом поступке?

  3. Что, по-вашему, такое смирение? Дайте толкование слова, сверяясь со словарем. Можно ли говорить о смирении Сергия?

Группа №5

Задания и вопросы:


  1. Прочитайте отрывок «Жития»: «В тот год попущением Божием за грехи наши…». Какая страница истории нашей Родины нашла в нем свое отражение? Расскажите об этом.

  2. Какую роль сыграл преподобный Сергий Радонежский в этом историческом событии? Как об этом повествует автор произведения? Что значит выражение « молитвою вооружил»? Каким чувством пронизан рассказ о подвиге героя?

  3. Какие черты характеры Сергия вы можете выделить?

4) Выступление групп. Составление кластера.

Черты характера святого :


  • Великодушие

  • Мудрость

  • Бескорыстие

  • Трудолюбие

  • Милосердие

  • Смирение

  • Сострадание

  • Патриотизм

  • Духовность

  • Нравственная чистота

Святой Сергий предстает как воплощение черт идеальных, образцовых. Его жизнь – образец праведного пути. Герой жития идеален, житие, как икона, показывает образец святости, не лицо человека, а лик. И лик преподобного Сергия Радонежского чист и прекрасен. «Сергий как раз пример, люимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного». (Борис Зайцев).
Обращение к эпиграфу урока. Определение его значения.

Русский – относящийся к русскому народу, его языку, национальному характеру, культуре.

Православный – последователь православия.

Сергий Радонежский воплощает лучшие, идеальные черты характера русского человека.
5) Сообщение учащихся на тему «Образ преподобного Сергия в живописи».

Святой Сергий занимал особое место в жизни и творчестве русского художника М.В.Нестерова. Святого Сергия особо почитали в семье Нестеровых. Сам художник верил, что святой спас его от смерти в младенчестве. Самая значительная картина Нестерова с образом преподобного – «Видение отроку Варфоломею» - была написана в 1890 году. М.Нестеров предвидел, что этому полотну уготована долгая жизнь. «Жить буду не я, говорил художник. – Жить будет отрок Варфоломей».

Во время работы над будущей картиной М.Нестеров живет в окрестностях Сергиевой Лавры, посещает места, связанные с жизнью святого, впервые картина была выставлена на передвижной выставке и, по словам очевидцев, «действовала ошеломляюще». Это был настоящий триумф художника.

Н.К.Рерих также обращался в своем творчестве к образу святого Сергия, которому отводил роль спасителя, заступника Росси во всех трагических поворотах истории. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, - есть и картина с образом Сергия Радонежского. Опираясь на традиции древнерусской иконы, Рерих пишет картину «Святой Сергий». По словам Елены Рерих, жены художника, святой Сергий явился ему незадолго перед смертью.
Вывод

Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Его жизненный путь представляет образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России. Подвиг его всечеловечен» , - писал о нем Борис Зайцев.

Домашнее задание : сочинение на тему «Притягательная сила личности святого Сергия».