Срезал анализ. Василий Шукшин

Образ Глеба Капустина в рассказе Шукшина «Срезал» вызывает, как у героев, так и у самого читателя, негативные эмоции.

В самом начале произведения, автор дает отталкивающее описание мужчины. У Глеба толстые губы, неприятный взгляд, работает он на деревенской пилораме. В принципе, данный герой не сильно отличается от остальных местных жителей. Однако, почему же, в день приезда в деревню кандидата наук Журавлева, возле дома Глеба образовалась толпа? Почему именно его появления ждали «местные мужики»?

Автор объясняет данный «ажиотаж» тем, что у Капустина есть особый «дар» срезать людей. Он узнает информацию о человеке и начинает буквально «заваливать» того вопросами. Нет, ему не интересны успехи приезжих «знаменитостей». Он это делает с той целью, чтобы найти «пробелы» в знаниях опрашиваемого и прилюдно унизить человека.

Глеб относится к такому типу людей, которые очень в себе не уверенны. За счет того, что кого-то они загоняют в «угол» или по-другому – срезают, к ним приходит самоутверждение. На самом же деле, Капустин завистник и демагог. Он никогда и ни к чему не стремился, и в душе испытывал огромную ненависть к тому, кто все-таки смог уехать из деревни, получить достойное образование, устроиться на хорошую должность. Поэтому он «выливал» на них свой негатив, стараясь, «зацепить за живое» собеседника.

Односельчане считали его очень умным и образованным человеком. Однако он лишь создавал такую видимость. Весь его ум и знания сводились к чтению газет и озвучивание сплетен. Именно по этому, когда он пришел в дом, где гостил , и услышал, что тот филолог, то посчитал собеседника кандидатом философии. Глеб ошибочно посчитал эти науки схожими, но поправлять его Журавлев не стал. Он, не подозревая «злого умысла» посчитал, что у мужчины праздное любопытство.

Между тем Капустин стал задавать провокационные вопросы. Они были настолько глупыми и нелепыми, что ни кандидат, ни его супруга зачастую не могли понять их смысла. Ситуация выходила из-под контроля, Глеб начал нервничать. Из-за этого он занял позицию «контрнаступления», переходя практически на угрозы и личные оскорбления.

Несмотря на то, что в итоге «незваные гости» получили и хлеба, и зрелищ, некоторые из присутствующих понимали, всю «гнилую натуру» Капустина. Однако никто не выразил возмущения или слов защиты в адрес семьи кандидата. Боязнь «вызвать огонь на себя» останавливала мужчин, хотя некоторые в душе все же испытывали сочувствие.

Чувствуется, что Шукшин относится к персонажу с большой неприязнью. Он показывает всю его глупость и невоспитанность, однако дает понять читателю, что «похождения в гости» на этом не закончатся. Мужчина, так и продолжит «срезать» приезжих собеседников, которые превосходят его не только умом, но и более удачной жизнью.

Капустин гордился своей «особенностью», не понимая, что тем самым ломает собственную жизнь и уродует свое человеческое нутро. После очередного «среза» он еще долго напоминает окружающим, как собеседник был жалок, но многие уже понимают, что Капустин не такой уж и «герой». Понимают, но предпочитают отмалчиваться…

Нравственность есть правда.
В. Шукшин

В.М. Шукшин – замечательный писатель, яркий актер, талантливый кинорежиссер. Его жизненный путь был недолгим, но плодотворным. Шукшин — сын Алтайской земли, выходец из крестьянской семьи. Закончил 7 классов, поступил в Бийский авиатехникум. Поняв, что выбрал профессию не по вкусу, вернулся в Сростки, родное село, и стал простым колхозником, мастером на все руки. Позже служил в морфлоте, работал в сельской школе учителем. В 1954 году, определившись со своим призванием, поступил во ВГИК.

Неся службу, В. Шукшин много читал. Уже став зрелым писателем, скажет: «Книги выстраивают целые судьбы». В 1958 году появился его первый рассказ, а в 1964 – сборник.
Героями своих произведений сделал простых, искренних, открытых людей, детей земли. Шукшинским персонажам свойственна мудрость, честность, жизнь по законам, интерес к самой жизни.

Центральной персоной рассказа «Срезал» является простой мужик, Глеб Капустин. Обладает простоватой внешностью. Сорока лет отроду. Работает в колхозе на пилораме. Но «начитанный и ехидный». Его страсть – «срезать» приезжающих в гости к родственникам выходцев из деревни Новое, которые добились больших высот в городе.

Главная сцена рассказа – диалог Глеба Капустина и сына Агафьи Журавлевой. Константин Иванович – кандидат филологических наук, его жена – тоже кандидат. Читая рассказ, чувствуешь, что за столом, где идет выяснение глобально важных, с точки зрения Глеба, проблем, присутствует сам автор. Шукшин с улыбкой наблюдает, как упорно ведет свою атаку на ученого простой трудяга. Автор говорит, что и в деревне интересуются прогрессом в области техники, развитием научных знаний. Жителям деревни не безразличны жизнь и судьба других народов, их искусство, обычаи. Капустин обескураживает ученого собеседника неожиданными вопросами: о взаимоотношении души и материи; о новом философском явлении определения невесомости; о диалектике природы; о разумной жизни на Луне, о средствах общения землян с инопланетянами. Глеб с достоинством и легкой иронией говорит приезжему гостю, что у него, жителя Земли, есть голова и он разумное существо. И совсем не важно, где твой дом, в деревне или в городе. Важно быть Человеком! Быть скромным. «Почаще спускаться на Землю». Уметь разговаривать с ближним, быть проще без заносчивости. Хотя все эти сентенции не по адресу: Константин Журавлев ни перед кем не возносится, а спорить с Глебом не может не от недостатка образованности, а потому что многие высказывания оппонента лишены смысла.

Образ Глеба Капустина, выведенного в рассказе, не является ни положительным, ни отрицательным. Он вызывает одновременно и уважение как умник – самоучка, и недоумение своей агрессией. Его требовательность быть проще к приезжим почему-то не распространяется на него самого. Его наивное превосходство умиляет и смешит. Одним словом, самородок.

Василий Макарович Шукшин – необыкновенный советский писатель. Главными героями его произведений являются «чудики». Такой типаж для своих образов писатель выбрал не случайно: «В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени-эпохи, чем в каком-нибудь министре» — говорил он. И действительно перед нами простой деревенский житель, «добрый малый». Он наивен, смешон, но обладает большим добрым сердцем. Однако в рассказе «Срезал», автор и сам почудил над персонажем и сотворил злого, завистливого и заносчивого «чудика».

Под словом «срезать» главный герой подразумевал умение опустить в глазах окружающих якобы зазнавшегося успешного человека, который приехал из города, чтобы похвастаться своими достижениями и карьерой. Каждый раз Глеба Капустина приглашали односельчане на вечер к какому-то важному лицу, чтобы он, как человек умный и начитанный, объяснил, что эти граждане ни в чем толком не разбираются.

Деревенский правдоруб пускал пыль в глаза, высказывал псевдо умные сентенции, как, например, «проблема шаманизма на северных территориях». Все это он вычитывал из газет, запоминал, но не понимал, о чем говорится в статьях. Эрудит усваивал только внешнее проявление учености. Свое увлечение окунуть гостя в грязь лицом он объяснял так: «Люблю по носу щёлкнуть - не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи…». То есть, сам он своего нахальства не видел, зато охотно примечал его в каждом приезжем горожанине. Значение слова «срезал» применительно к содержанию рассказа раскрывается в обыденном смысле глагола. В селе срезали созревшие колосья. Поэтому поведение Капустина соседи так и прозвали, ссылаясь на свой повседневный опыт работы в поле.

Главные герои

  1. Глеб Капустин – обычный мужичок из деревни. Автор описывает его следующим образом: «Толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Он славится в своем окружении навыком «срезать» успешных людей, поэтому односельчане в предвкушении зрелища всегда зовут его на подобные встречи с городскими жителями, приехавшими к родне. Глеб – желчный и наглый человек, лишенный чувства такта. Он очень высокого мнения о себе и своих отрывочных знаниях, поэтому не стесняется ставить людей на место, даже если это место им не подходит.
  2. Кандидатом наук Константин Иванович Журавлев – интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием. Он приехал навестить мать вместе с семьей. Его сопровождают жена и дочь. Его никак нельзя назвать надменным или гордым, он относится к окружающим уважительно. В его поведении нет снобизма или излишнего пафоса. Поэтому он проигрывает словесный поединок с Капустиным, ведь не унижается до его хамства: не перебивает, не переводит тему, не переходит на личности.

Тема

  • В рассказе «Срезал» писатель поднимает темы деревенского невежества и падения нравов. Сельские жители не понимают, что Глеб на самом деле ничего не знает наверняка, а просто нагромождает умные слова, заученные из газет. Зато они рады увидеть, как унижают человека, который смог чего-то достичь. Это тешит их самолюбие, и они думают, что в городе все только цену себе набивают, но ничего не стоят, а вот они, труженики, действительно достойны всех городских удовольствий и возможностей. При этом ни один из них не осознает, что оскорбляет невиновного гостя.
  • Тема зависти также не остается в стороне. Главный герой завидует приезжим, оттого и пытается им навредить. Ему не дает покоя самолюбие, ведь он считает себя лучше и умнее профессоров и кандидатов наук. Но его дарование не ценят, и он решает всем доказать, что зря.
  • Образованность и культура приходят к человеку в результате длительного обучения и контакта с людьми, поэтому Журавлев, получивший эти качества, не отвечает своему обидчику той же монетой. Его отличают воспитанность и умение разбираться в людях, которые не позволяют ему «срезать» людей.
  • Проблемы

    В творчестве Шукшина довольно серьезная социальная и нравственная проблематика. Во-первых, он выдвигает на первый план недостаток образования в селе, где жители не отличают знаний от громких слов. От этого невежества они ожесточаются и не принимают чужого успеха, желают унизить и освистать действительно умного человека. Но автор винит в этом не столько их самих, сколько саму систему образования в сельской местности, которая не развивает личность, а обучает лишь механическому сельскохозяйственному труду. Во-вторых, очевиден конфликт личности и толпы, где последняя пытается изгнать из себя чужеродный элемент. Это проблема зависти, которая толкает людей на подлость. В-третьих, сам Капустин демонстрирует нелепые предрассудки и несовершенство самообразования, которые формируются в среде, неблагоприятной для совершенствования интеллекта.

    Смысл рассказа

    Основная идея в рассказе Шукшина «Срезал» – это осуждение зависти по отношению к людям, добившимся каких-то значимых высот. Ведь Глеб Капустин, используя свой подвешенный язык, но, не обладая весомыми знаниями (его кругозор был ограничен лишь обрывочными сведениями, выуженными из журнала «Вокруг света»), пытался возвысить себя над умными состоявшимися специалистами с настоящим багажом знаний. И, как казалось самому Капустину, ему это с лихвой удавалось. Смысл, заложенный автором, заключается в том, чтобы показать читателям, до какой бестактности может довести их раздутое самомнение, и как невежественному человеку сложно понять, где кончается знание и начинается словоблудие.

    Критика

    В свое время образы двух главных героев профессора-кандидата и «начитанного» деревенского жителя стали поводом для литературных полемик. Причем большое внимание уделялось обсуждению деревенского чудика, нежели профессору наук. Такой подход очевиден, ведь в поведении приехавшего кандидата невозможно найти какого-то пренебрежительного отношения к окружающим.

    Например, рецензент А. Урбан выделил на основе представленного типажа Капустина новую социальную группу «пустословов», которые появились в СССР в результате информационного бума, когда особенно развились СМИ и почта. Исследователь литературы В. Коробов, соглашаясь с Урбаном, рассуждал, что поведение Глеба не безосновательно: он мог не единожды терпеть насмешки и снобизм горожан, поэтому его месть вызвала такой отклик у односельчан. Критик В. Апухтина отметила, что главный герой, подобно религиозному фанатику, считает себя носителем высшей справедливости. Есть в нем что-то и от Раскольникова, который считал, что вправе судить других людей (об этом пишет Л. Бодрова). Литературовед В. Яранцев сравнивал Глеба со Стенькой Разиным и другими народными бунтовщиками, которые возмутились против социального неравенства. В его комическом порыве самоутвердиться рецензент угадывает стремление к высшей справедливости и преодолению культурной пропасти между городом и селом.

    Рассказ «Срезал» интересует и лингвистов, которые разбирают ораторские приемы Капустина. В них они видят агрессивное речевое поведение, характеризующееся софистическими оборотами, подтасовкой фактов, провокациями и т.д. Подробно об этом писали Н. Голев и Ю. Щербинина.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характер глеба капустина из рассказа срезал, помогите пожалуйста, срочно надо? и получил лучший ответ

Ответ от Мила С[гуру]
Герой рассказа - Глеб Капустин. «Начитанный и ехидный», - говорит о нем автор. Глеб Капустин взял на себя миссию устраивать экзамен приезжающим в деревню интеллигентам. На первый взгляд может показаться, что главное в рассказе - торжество простого сельского жителя, эрудированного и умного, над зазнавшимися, напы­щенными горожанами, которых деревенский мужик легко ставит в тупик своими умными вопросами. «У Глеба Капустина находили даже некоторые привле­кательные черты: смелость, напористость», - пишет исследователь О. Румянцева. Однако вдумчивому чи­тателю нетрудно разглядеть между строк рассказа подлинную авторскую задумку, проблему, над кото­рой он заставляет поразмышлять своего читателя. Из деревни Новой, как сообщает автор, «много вы­шло знатных людей». Их-то успешное настоящее и не дает покоя Глебу Капустину. Его жизнь ничем не при­мечательна. Зависть терзает героя. Его единственное желание - показать всем и каждому, что он, Глеб Ка­пустин, не только ничем не хуже, но и образованней, умнее, сообразительней некоторых. А их высокие «титулы» ничего не стоят. «Коршуном взмыл», - так описывает торжество героя в одном из эпизодов автор, и характеристика эта очень красноречива. Глеб де­монстрирует скорее не подлинную начитанность, а хищнические, варварские повадки. Кандидат Константин Иванович, заехавший погос­тить в село к старухе-матери, встречает односельчан радостно. Теплые чувства вызывают у кандидата вос­поминания о детстве. Сердце его наполнено любовью ко всему и всем окружающим. Но Глеб Капустин, как обычно, бросается в атаку. Считая себя образован­ным, он ставит между тем перед кандидатом нелепые, бессмысленные вопросы: о первичности духа и мате­рии, о том, как определяет современная философия понятие невесомости, о шаманизме в отдельных рай­онах Севера и т. д. Не получив вразумительного отве­та, герой торжествует, считая свою партию выигран­ной, а интеллигента поставленным на место. «Люблю по носу щелкать - не задирайся выше ватерли­нии! » - так квалифицирует свои действия сам Капустин. Поведение его непонятно ни кандидату, ни его Вале. Их дружелюбие и гостеприимство не нахо­дят отклика в сердце незваного гостя. К Глебовым повадкам все привыкли, некоторые даже с нетерпением ждали случая вновь посмеяться над «невежеством» «заносчивого» "горожанина. Одна­ко, когда Капустин в очередной раз «срезал» , «в голо­се мужиков слышалась даже как бы жалость к канди­датам, сочувствие». Глеб продолжал удивлять, изум­лять, восхищать их. Но любить его они не любили, потому что, как пишет Шукшин, «Глеб жесток, а жес­токость никто, никогда, нигде не любил еще». Не лю­бит жестокости и писатель. В рассказе «Срезал» он бичует ее, высмеивая невежество и зазнайство самого Глеба Капустина.

«Срезал»


Рассказ «Срезал» чрезвычайно важен для понимания авторского мировоззрения. Известно, что В.М. Шукшин придавал ему особое значение. В центре произведения - фигура Глеба Капустина - начитанного и ехидного мужика. Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними силой интеллекта.

Завязкой сюжета рассказа является приезд к старухе Агафье Журавлевой сына Константина Ивановича. Он кандидат наук, жена его - тоже, а дочка - школьница. В подарок матери привозят они то, что в их понимании необходимо для деревенской жизни: электрический самовар, халат и деревянные ложки.

Среди жителей деревни было немало людей, которые сделали карьеру и считались знатными (один полковник, два летчика, врач, корреспондент). К этой категории можно отнести и кандидата наук Журавлева. Непременным ритуалом приезда таких людей в родную деревню был их рассказ о своей жизни. При этом они шли на общение с народом с открытой душой, видя в земляках искренний интерес к себе. Глеб же любил устраивать из таких встреч целый спектакль, ожидая удачного момента, чтобы «срезать» зазнавшегося, по его мнению, человека, например, найти ошибку в суждении или уличить в незнании какого-нибудь важного исторического факта.

Ретроспективный рассказ Шукшина о споре Глеба с полковником по поводу того, кто велел поджечь Москву в 1812 году, уже является своеобразным намеком на драматическую развязку сюжета. Амбициозное желание Капустина срезать кандидата, как называют Журавлева в рассказе, возникает уже в момент, когда он узнает о приезде Константина Ивановича. «Голой рукой не возьмешь», - заявляет он. Мужики же его подзадоривают, надеясь посмотреть на очередной спектакль. «Так ведет опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь», - комментирует В.М. Шукшин их поведение.

Ничего не подозревающий кандидат встречает гостей радостно, по-дружески. В повествовании начинает звучать определенная двусмысленность: с одной стороны, Журавлев - кандидат наук, а с другой - кандидат на очередное «срезание», жертва, которая еще не знает, какой поединок ей вскоре предстоит выдержать.

Вместо общих воспоминаний о детстве Капустин начинает беседу на философские темы. Журавлев пытается уклониться от дискуссии, отшучивается, но в планы Глеба это не входит. Словно клещ, впившийся в горло, или коршун, камнем падающий на добычу, начинает он доказывать Журавлеву, что не тянет интеллект того на кандидатскую зарплату, что никакой он не мыслитель, каким его считают, что не заслужил он того положения в обществе, которое имеет. А вот провинциалы, над ущербностью которых они с женой готовы посмеяться, ни в чем не уступят по части интеллекта, хоть и не отмечены учеными степенями.

В разговоре с Журавлевыми Капустин открыто объявляет им цель своих скандальных обвинений: «Люблю по носу щелкнуть - не задирайся выше ватерлинии». Символичны в этой связи фамилии героев: Журавлевы парят где-то высоко, составляя общественную элиту, а Капустин так и не оторвался от своего огорода. Справедливо ли это?

Разумеется, в споре с Журавлевым Капустин не прав как по форме, так и по содержанию. В его тирадах, обращенных к Константину Ивановичу, больше изощренных оскорблений и обвинений, чем рациональных идей и здравых мыслей. А уж устраивать весь этот спектакль перед человеком, к которому пришел в гости, совсем неуместно. Однако в позиции Капустина немало здравого смысла: совершая открытия и создавая новые книги, представители науки нередко просто прикрываются словами о народном благе, забывая о том, как живет народ на самом деле и что изменится в его реальной тяжелой и приземленной жизни от этих статей и открытий.

Рассказ В.М. Шукшина заставляет общество внимательнее относиться к интеллектуальному потенциалу русского человека, подчеркивает необходимость поставить заслон на пути создания псевдоискусства, так называемой массовой культуры, на деле распространяющей дурной вкус и интеллектуальную убогость. В.М. Шукшин своим произведением прежде всего «по носу щелкнул» любителей разговаривать с народом с позиции знати и кичиться своим высоким положением. Писатель еще раз заставляет нас вспомнить, что социальный статус, помимо благ и привилегий, накладывает на человека определенные обязанности. Прежде всего он должен ему соответствовать во всех отношениях. Для этого надо постоянно работать над собой, расти в профессиональном и творческом плане, а не упиваться прежними заслугами.