Спасская башня московского кремля. Спасские куранты

Подтверждение о наличии Кремлевских часов можно найти в документах 1585 г. Но, предположительно, они появились раньше: сразу по завершении постройки Спасской башни.

Вероятно, отсчет времени был иной: тогда на Руси сутки делились на «денные» и «нощные» временные периоды. Следовательно, длительность часовых промежутков изменялась через две недели. Состоящие на должности мастера-часовщики перенастраивали механизм по специально выданным таблицам о продолжительности дня и ночи, ремонтировали при поломке.

К главным башенным часам относились особенно внимательно. Но нередко возникающие пожары выводили из строя механизм, а случившийся в 1624 г. сильный пожар превратил часы в лом. Русские кузнецы-часовщики из семьи Ждан изготовили новые часы внушительного размера. Руководил работой часовой механик, англичанин Христофор Галовей, а русский мастер Кирилл Самойлов отлил для этого устройства тринадцать колоколов. На возведенном под руководством архитектора Бажена Огурцова высоком шатровом верхе были повешены колокола для курантов, перезвон которых слышался на десять верст. Точность хода придуманного Галовеем механизма напрямую зависела от обслуживающих его людей.

Появившиеся часы стали первыми русскими : по старорусскому отсчету промежутков времени они издавали специально настроенный мелодичный звон. Созданные Галовеем Спасские несколько раз подвергались восстановлению после очередных пожаров, но служили довольно долго.

Изменение отсчета времени

Единый отсчет времени по суткам был установлен в России по указанию Петра I. При этом царе английский механизм главных часов был заменен на голландский, имеющий двенадцатичасовой циферблат. Новые башенные куранты устанавливались под руководством русского часовых дел мастера Екима Гарнова. Заимствованное у голландцев часовое устройство, обслуживаемое иностранцами, вызванивавшее «ассамблейные танцы» и « тревогу», постоянно ломалось. Сильнейший пожар 1737 г. уничтожил деревянные конструкции башни, повредил установленные при Петре куранты. Колокольная музыка затихла. Спасскими часами мало интересовались, обслуживали их небрежно, когда из Москвы столица была перенесена в Санкт-Петербург.

Куранты на башне Кремля вызвали интерес у вступившей на российский престол императрицы Екатерины II. Пришедшие в совершенную негодность башенные часы по ее приказу были заменены на большие английские. Три года Фатц и русский мастер Иван Полянский занимались монтажом. Из-за безразличного отношения властей с 1770 г. в течение года над Красной площадью играла чужая мелодия про «милого Августина», нравившаяся обслуживавшему часы мастеру-немцу.

Жители Москвы смогли спасти от разрушения Спасскую башню во время войны с Наполеоном, но куранты замолчали. Возглавляемая Яковом Лебедевым группа часовщиков через три года восстановила ход главных часов, затем бесперебойно работавших на протяжении долгих лет.

Братья-датчане Бутенопы совместно с архитектором Константином Тоном обследовали куранты в середине девятнадцатого столетия. Состояние их было близко к критическому. Исправление всех неполадок было поручено русским часовых дел мастерам. Старые детали послужили основой для изготовления новых Кремлевских часов. Но искусными часовщиками была осуществлена огромная трудоемкая работа, включающая замену многих механизмов с подбором сплавов, выдерживающих влажность и резкие перепады температуры. Особое внимание мастера уделили внешнему облику новых часов, полностью изменили музыкальный узел часового механизма. Добавили колокола (теперь их стало 48) – перезвон стал мелодичнее и точнее.

Русский царь Николай Павлович повелел набрать на курантах мелодии гимна Д. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» и марша существовавшего при Петре I Преображенского полка. С перерывом в три часа над главной площадью Москвы до 1917 г. звучали эти мелодии.

Обстрел артиллерии во время штурма Кремля в период Октябрьской революции серьезно повредил Спасские часы. Они почти на год остановили свой ход. Стали восстанавливаться в 1918 г. по указанию Ленина. Слесарь Н. Беренс с сыновьями смогли быстро отремонтировать ставший важным государственный механизм. А музыкальное устройство настраивал музыкант М. Черемных, он установил для воспроизведения революционные мелодии. Утро над Красной площадью столицы каждый день начиналось с «Интернационала».

При И. Сталине изменился циферблат у Спасских курантов, было отменено звучание траурного марша. Но из-за изношенности механизма музыкальное устройство в 1938 г. было остановлено – куранты отбивали только четверти и часы.

Молчавшие более полувека куранты вновь зазвучали в 1996 г., благодаря огромной исследовательской работе, изготовлению новых колоколов. С высоты главной Кремлевской башни полились мелодии «Славься» и официального гимна России до 2000 г. «Патриотической песни» М. Глинки.

В 1999 г. был восстановлен исторический вид верхних шатровых ярусов Спасской башни, усовершенствованы многие работы и контроль за ходом часового механизма. А с боем Кремлевских курантов зазвучал гимн нашего государства.

Часы на Спасской башне сейчас представляют огромное сложное устройство. Удары молотка, действующие на механизмы колоколов, заставляют бить часы. Мелодии гимна России и хора из оперы М. Глинки «Славься» поют колокола на высокой Кремлевской звоннице под действием барабана, заставляющего трудиться и другие механизмы.

Куранты были установлены в 1851 - 1852 годах. Слово "Куранты" пришло к нам из французского языка, где Courant (курант) означает - текущий.

Механизм кремлевских курантов уникален. Вес часов около 25 тонн. Диаметр циферблата (их четыре) 6,12 метра. Высота каждой цифры на циферблате 72 см. Механизм приводится в действие тремя гирями, каждая из которых весом от 10 до 14 пудов (1 пуд = 16 кг.). Длина часовой стрелки - 2,97 метров, а минутной - 3,28 метров.

История часов на Спасской башне

Первые часы появились на Спасской башне между 1491 и 1585. В 1624-1625 Головей установил новые часы-куранты. Детали механизма для курантов были выполнены кузнецами и часовщиками из Великого Устюга Жданом, его сыном Шумилом и внуком Алексеем.

В пожаре 1626 часы сгорели, и в 1628 Головей построил вторые часы для Спасской башни. В 1654 новый пожар уничтожил и часы, и колокола, которые, падая, разрушили два свода башни.

К 1668 Спасская башня была восстановлена и на ней установлены третьи часы.

В начале 18 века Петр I решил поместить на Спасской башне новые голландские часы. В 1706 году часы были установлены, но в связи с перенесением столицы в Петербург часы постепенно пришли в негодность, а в 1737 году при очередном пожаре сгорели.

В 1763 году в были обнаружены английские курантовые часы. Часовой мастер Фатц (Фац) (специально вызванный из Германии) установил эти часы на Спасской башне к 1770 году.

В 1851-1852 годах часовые мастера братья Бутеноп установили новые часы, использовав старые детали. Часы играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Д.С. Бортнянского и «Преображенский марш» в 3, 6 и 9 часов утра. Повреждённые артиллерийским снарядом в 1917 куранты в 1918-19 были восстановлены кремлёвским слесарем Н.В. Беренсом. Художник М.М. Черемных заменил прежние мелодии на «Интернационал», начало которого куранты играли в полдень, и революционную песню «Вы жертвою пали», звучавшую в полночь.

Сейчас механизм часов полностью электрифицирован и соединён специальным подземным кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени П.К. Штернберга. Часы показывают абсолютно точное московское время.

В 1996 на Спасской башне в дополнение к колоколам были установлены металлические била, которые в 12-00 и в 00-00 вызванивают гимн Российской Федерации, а каждую четвёртую часть суток мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки.

В литературе

,

"Понедельник начинается в субботу" (1965 г.), ист. 2 гл. 3: "Я был ошеломлён и не заметил, как в руке у меня очутился стакан. Пробки грянули в щиты Джян бен Джяна, шипя полилось ледяное шампанское. Разряды смолкли, джинн перестал скулить и начал принюхиваться. В ту же секунду кремлёвские часы принялись бить двенадцать."

Изображения

Кремлевские куранты

Видео

Как устроены кремлевские куранты

Все, кто хоть раз побывал в столице России Москве и в самом ее центре – на Красной площади , любовался и знаменитой Спасской башней Московского Кремля .

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже - в 1624-1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота – самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня - квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота - 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла - герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В дальнейшем они неоднократно менялись и реставрировались. Так, в 1625 году под руководством английского мастера Христофора Галовея были сделаны новые, которые исполняли музыку. В 1705 году по указанию Петра I часы были переделаны по немецкому образцу с циферблатом на 12 часов. В 1851-1852 гг. на 8-10 ярусах установили куранты, исполняющие поочередно «Марш Преображенского Полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского. Эти мелодии звучали до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана мелодия Интернационала.

В 1999 году стрелки и цифры позолотили. Куранты стали исполнять государственный гимн России. Высота римских цифр часов составляет 0,72 метра. Длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Часы заводятся с помощью трёх электромоторов. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Циферблаты имеют диаметр 6,12 м и выходят на четыре стороны.

Звезда на Спасской башне Московского Кремля

В 1935 году Царского орла на Спасской башне сменила первая пятиконечная звезда - символ советской эпохи. Она была медная, покрыта золотом и уральскими самоцветами. Через 2 года ее сменила рубиновая звезда. Первая звезда теперь венчает шпиль Северного речного вокзала . Размах крыльев новой звезды составляет 3,75 метра. Это чуть меньше, чем у первой. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт.

Кремлевские куранты (часы на Спасской башне) , которые установлены на московского Кремля, - наверняка, самые известные башенные часы в Российской Федерации (России).

История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского - Василия - их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от .

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель - монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Когда появились часы с курантами на Спасской башне, точно неизвестно. Саму башню выстроили к 1491 году под руководством зодчего Пьеро Солари. Произошло это во время правления государя Ивана III.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов - мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов - мастер-литейщик.

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом - нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Непосредственно звон курантов на Спасской башне находился еще выше - в устроенном восьмерике.

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час - один удар, второй - два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру - 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

… чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен … более чем на 10 верст.

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля - иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года , пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года - в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Нынешние Кремлевские куранты установили в период с 1851 по 1852 годы. Механизм изготовили голландцы - братья Бутеноп, чьи мастерские располагались на Мясницкой улице, 43. Для благозвучия звона и более точного воспроизведения мелодии, к имевшейся уже звоннице добавили 24 колокола, которые демонтировали с Троицкой и Боровицкой кремлевских башен.

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии - «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

Часы на Спасской башне после Октябрьской революции

2 ноября 1917 года во время обстрела московского Кремля из артиллерийских орудий, снаряд угодил прямо в циферблат, при этом перебив одну из стрелок и разрушив механизм их вращения. Часы стали!

Восстановительные работы начались лишь в августе 1918 по личному указанию Ленина. Сначала обратились в часовые фирмы Рогинского и Буре, но отказались от их услуг из-за неподъемной цены. За работу решил взяться Николай Беренс, который работал в Кремле слесарем. Он знал этот механизм, так как его отец работал мастером у братьев Бутеноп и передал сыну свои знания.

Беренс приступил к работе вместе с художником Михаилом Михайловичем Черемных, который занялся новой партитурой для боя курантов. С большим трудом был изготовлен полутораметровый маятник весом в 32 килограмма, взамен поврежденного, изготовленного из свинца с нанесенной позолотой.

В сентябре 1918 часы на Спасской башне вновь запустили. В перезвоне курантов зазвучали «Интернационал» (в полдень) и «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (в полночь).

В 1932 году провели очередную реконструкцию: отремонтировали часы; заменили циферблат; цифры, обод, а также стрелки покрыли позолотой, израсходовав, в общей сложности, 28 килограммов благородного металла. В качестве звона оставили только фрагмент «Интернационала», который звучал и 12, и в 24 часа.

С 1938 года мелодия курантов прекратила звучать, оставили лишь ежечасный и четвертной короткий перезвон. Такое решение приняла специальная комиссия, которая признала звучание неудовлетворительным из-за изношенности механизма.

В 1941 году «Интернационал» вновь проигрывался на Спасской башне при помощи специального электро-механического привода. Правда, просуществовал он совсем недолго.

В 1944 году Сталин приказал настроить куранты и в качестве перезвона установить музыку нового гимна Советского Союза, автором которого был Александр Васильевич Александров. Работа не заладилась, и куранты Спасской башни Кремля замолчали на долгие годы.

В 1974 году провели крупную реставрацию с остановкой часов на 100 дней. Тогда разобрали и отреставрировали весь часовой механизм, заменили изношенные детали, смонтировали систему автосмазки, но куранты так и не зазвучали - до них руки просто не дошли.

В 1991 году приняли решение на Пленуме ЦК КПСС о восстановлении кремлевских курантов, но вопрос встал из-за нехватки 3 колоколов, необходимых для воспроизведения гимна СССР.

К вопросу вернулись в 1995 году, но Союз уже распался, а гимном новой России стала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки.

В 1996 году, в день инаугурации Бориса Николаевича Ельцина, после 58-летнего молчания, куранты вновь зазвучали. Недостающие для тона колокола заменили металлические била. Теперь в полночь и полдень исполнялся гимн, а каждую четверть - фрагмент оперы «Жизнь за царя» все того же композитора Глинки.

Последняя на сегодняшний день реставрация пришлась на 1999 год. Помимо восстановительных работ был изменен звон с прежнего гимна на новый, утвержденный 8 декабря 2000 года.

Интересные факты о кремлевских курантах

И напоследок, несколько слов об устройстве механизма часов и курантов на Спасской башне Кремля.

  • Общий вес - 25 тонн.
  • В приводе часового механизма используются три разновесные гири от 160 до 224 килограмм.
  • 32-килограммовый маятник длиной 1,5 метра обеспечивает точность хода часов.
  • Диаметр четырех циферблатов, расположенных с четырех сторон башни, равен 6, 12 метров.
  • Длина минутной и часовой стрелок - 3,27 и 2,97 метров, соответственно.
  • Высота цифр - 72 сантиметра.

Механизмы хода, боя четвертей и боя часов расположены на отдельных уровнях с 7 по 9 этажи. Над ними, на открытой площадке, защищенной высоким шатром, расположены 9 колоколов для отбоя четверти и большой колокол для отбоя часов. Кстати, часовой отлит еще в середине восемнадцатого столетия мастером Семеном Можжухиным.

Колокола, из-за разности размеров, могут издавать звуки в диапазоне от низкого баса до дисканта. Вес - от 320 до 2160 килограммов. В ансамбле курантов сохранились колокола, относящиеся и к 1702, и к 1628 году, отлитые в Амстердаме.

Часы на Спасской башне (кремлевские куранты) заводят дважды в сутки - в полдень и в полночь. Для этих целей используются три электромотора - отдельно для каждого из механизмов (систему внедрили еще в 1937 году). Перевод стрелок производится только вручную.

Новые статьи на сайте:

Интересное в блоге:

На существование кремлёвских часов ещё в XVI в. указывает то свидетельство, что у Спасских, Тайницких и Троицких находились на службе часовники. В 1624 г. старые часы были проданы Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 г. на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками были установлены часы. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время. Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

В 1705 г. по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы, купленные им в Голландии. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов. Однако, голландские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 г. и вовсе пришли в полную негодность.

В 1763 г. в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 г. был специально приглашен немецкий мастер Фатц. В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 г. кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских поданных братьев Иоганна и Николая Бутеноп. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г.

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 г.

2 ноября 1917 г. при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 г. по указанию Ленина („Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком“) кремлёвские куранты было решено восстановить. Для этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Он хорошо знал устройство курантов, так, как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. С большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 кг, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 г. с помощью сыновей Беренс смог запустить куранты. Художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…».

В 1932 г. был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовано 28 кг золота. В качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 г. работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную.

С 1996 г. в полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г.

Куранты занимают 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещается на 9-м этаже в специальной комнате и состоит из 4 заводных валов: один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и ещё один - для игры курантов. Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр - 0,72 м, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими. Общий вес курантов - 25 т. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 кг. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 кг. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-м ярусе звонов и состоит из 9 четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов - около 320 кг, часового - 2 160 кг.

Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и каждым колоколом. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. Ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии бывает проблематично. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Сами мелодии отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна Александрова, во втором - две строчки из хора «Славься».

Заводятся часы 2 раза в сутки. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 г. их заводят с помощью трёх электромоторов.