Сочиненные предложения примеры. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами


Основные группы сложносочинённых предложений.

По союзам, которые связывают части сложного предложения, слож­носочинённые предложения делятся на три основные группы:

1) сложносочинённые предложения с с о е д и н и т е л ь н ы м и союзами (и, да, ни-ни, тоже, также , 2) сложносочинённые предложения с р а з д е л и т е л ь н ы м и союзами (или , либо, то - то, не то - не то ); 3) сложносочинённые предложения с п р о т и в и т е л- ь н ы м и союзами (но, а, да, зато, же, однако, а то, не то ).

Разные союзы выражают различные отношения между про­стыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого, например: 1) союз и может выражать одновременность явле­ний: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет , и речка подо льдом блестит (П.); 2) союз но выражает"проти­вопоставление: Я звал тебя, но ты не оглянулась. (Блок.)

Различные смысловые отношения между предложениями при их сочинении выражаются не только союзами, но часто соот­ношением глагольных форм, а также лексическими средства­ми, в частности местоимёнными словами, включаемыми во вто­рое предложение.

1) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на высоких тычинках, на сухой земле. (Т.) Со­юз и выражает последовательность явлений. Сказуемое в первом предложении (село) выражено глаголом совершенного вида, а во втором предложении - глаголом несовершенного вида (ле­жал). Эти глагольные формы позволяют указать, что после не­длительного действия возникло действие длительное.

2) и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать. (Арс.) В этом примере вто­рое предложение по смыслу является следствием первого; это его значение поддерживается местоимённым наречием потому. (Ср.: В этот день мне нездоровилось немного, и я не стал до­жидаться ужина и лёг спать.)

3) Марианна не была ребёнком, но прямотою и простотою чувства она походила на ребёнка. (Т.) Значение противопо­ставления поддерживается в этом примере отрицательной части­цей не при сказуемом первого предложения.

Сложносочинённые предложения с соединительными со­юзами.

1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновре­менность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одного действия дру­гим (Он вскрикнул во сне и проснулся, т. е. проснулся от кри­ка) и т. п. Поэтому и в сложном предложении он может со­единять части, в которых говорится об одновременности событий, или об их следовании друг за другом, или об обусловленнос­ти одного события другим. Рассмотрим примеры: 1) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт, и подруги серебряный голос нашу звонкую песню поёт. (Л. К.) (Это сложносочинён­ное предложение состоит из трёх частей; в сложном предложе­нии устанавливается одновременность явлений; одновременность выражается перечислительной интонацией, союзом и и одно­типностью глагольных форм: во всех трёх частях сказуемыми являются глаголы несовершенного вида настоящего времени.) 2) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (П.) (В этом слож­ном предложении передаётся последовательность явлений; после­довательность выражается союзом и, лексическими значени­ями глагольных форм; сказуемые выражены глаголами совер­шенного вида прошедшего времени.) 3) Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. (В этом предложе­нии передаётся последовательность явлений; последовательность выражается прежде всего сочетанием вслед за тем , а также со­юзом и.) 4) Потёмки между тем всё более сгущались, и пред­меты теряли свои контуры. (Ч.) (Вторая часть предложения име­ет значение следствия.) 5) Я вас не знаю, Дарья Михайлов­на, и потому вы мне не нравиться не можете. (Т.) (В этом примере наличие местоименного наречия потому во второй час­ти подчёркивает значение следствия.) В научной прозе вре­менная последовательность очень часто сочетается со значением следствия, например: Земля постепенно остывала, отдавала своё тепло в холодное межпланетное пространство. Наконец, её тем­пература приблизилась к 100°, и тогда водяной пар атмосфе­ры стал сгущаться в капли и в виде дождя устремился на го­рячую пустынную поверхность земли. (Опарин.) Во втором сложносочинённом предложении простое предложение, прикреп­лённое союзом и , который сочетается со словом тогда, вклю­чает последующие события, являющиеся следствием. В научной и деловой речи встречаются и сложносочинённые предложения с условно-следственным значением, например: Измените тип об­мена веществ живого тела, и вы измените наследственность. (Пер­вая часть со сказуемым в форме повелительного наклонения име­ет значение условия, а вторая - со сказуемым в форме будуще­го времени - имеет значение следствия.)

2. Значительно реже употребляется в литературном языке соединительный союз да. Он встречается преимущественно в ху­дожественной речи, например: Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке. (Н.) Он имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклор­ный оттенок.

3. Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между частями предложения, а внутри вто­рой части, при них может быть добавочный союз и .

П р и м е р ы. 1) Слезы высохли у меня на глазах, сестри­ца тоже перестала плакать. (А.) 2) Странный старичок за­говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

4. Союз ни - ни (в современном литературном языке толь­ко повторяющийся) совмещает в себе два значения: соеди­нительного союза и и усилительной частицы ни, которая употребляется в отрицательных предложениях, поэтому и союз ни - ни используется для связи отрицательных предло­жений.

Пример. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (Кр.) (Ср.: И солнца мне не виден свет, и для корней моих простору нет.)

Сложносочинённые предложения с разделительными со­юзами.

1. Союз или указывает на наличие или возможность че­го-нибудь одного из двух или из ряда явлений, а также на чередование явлений, о которых говорится в предложе­ниях.примеры. 1) Лишь изредка олень пугливый через пусты­ню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возму­тит. (Л.) 2) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. (П.)

2. Союз то - то (только повторяющийся) указывает на че­редование явлений.

П р и м е р. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома к дому по огородам.

(Кор.)

3. Союз не то - не то (только повторяющийся) указыва­ет на трудность выделить из двух или из ряда явлений одно вследствие неопределённости впечатления от каждого

Пример. Не то кому подали лошадей, не то кто новый при­ехал. (Данилевский.)

Союзы или, то - то стилистически нейтральны, предложения

с ними могут употребляться в любом стиле речи. Союзы же иль, не то - не то имеют оттенок разговорности, конструк­ции с ними более характерны для обиходно-бытового стиля

Сложносочинённые предложения с противительными со­юзами.

1. Союз а указывает, что второе явление противопола­гается первому или чем-то отличается от него.

П р и м е р ы. 1) Они проснулись-а мы спать собираемся. (Т.) 2) Мне встретились на болоте мужчина и женщина. Он шёл с косой, а она - с граблями. (Пр.)

2. Союзы но, да, зато, однако указывают, что второе явление противополагается первому. Союз да, как и соединительный союз да, имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклорный от­тенок.

П р и м е р ы. 1) Солнце село, но в лесу ещё светло. (Т.)

2) Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Дост.) 3) Горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (Т.) 4) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н.)

3. Союз же совмещает в себе два значения: противительно­го союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между частями предложений, а после первого слова во второй части предложений (особо выделяя это слово); он употребляется, как правило, для связи предложений, а не отдельных слов.

П р и м е р. Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал. (М. Г.)

4. Союзы а то, не то соответствуют по значению словам ина­че, в противном случае; предложения с ними обычно употреб­ляются в разговорно-бытовой речи.

П р и м е р ы. 1) Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет. (Остр.). 2) Правду говори, не то тебе достанется.

Присоединительное значение сочинительных союзов.

Некоторые сочи­нительные союзы (и, да, или, а, но, однако) употребляются в присоедини­тельном значении. В этом случае они присоединяют добавочные мысли, явля­ющиеся: а) следствием, выводом; б) попутным замечанием; в) чем-то неожи­данным, вдруг пришедшим в голову. Некоторые союзы, например да и, имеют только присоединительное значение. Перед союзами с присоединительным зна­чением голос понижается и делается пауза.

П р и м е р ы. 1) Взобрались ещё на одну гору, последнюю, и сразу перед ними засветился кучей огней большой, весёлый город. (Союз и присоединяет следствие.) 2) Так продолжается, пока дружно не захохочут все, и наконец он сам. (Гонч.) (Союз и в сочетании со словом наконец присоединяет заключе­ние во временной последовательности.) 3) К хозяину приходил курносый гим­назист Вячеслав Семашко, да иногда заходила барышня Птицына. (М. Г.) (Со­юз да присоединяет мысль в последовательном высказывании, но возникшую как бы после первой.) 4) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить их. (Ч.) (Специальный присоединительный со­юз да и прикрепляет добавочное замечание рассказчика, жалеющего На­деньку и сочувствующего ей.) 5) Встала перед глазами изба голодная, а в избе голодной мать хворая лежит. (Неверов.) (Союз а , по логи­ческому значению приближающийся к союзу и , присоединяет добавочную мысль, вызванную в создании вставшей перед глазами картиной избы.) 6) В доме на Полевой улице дед жил не более года, но и за это время дом приобрёл шумную славу. (М. Г,) (Союз но в сочетании с союзом и при­соединяет противоположное тому, что следует из содержания первого пред­ложения.)

Очень часто союзы с присоединительным значением присоединяют не часть сложного предложения, а новое предложение, например: 1) На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (К. С.) (Союз и присоединяет новое предложение; присоединительная связь позво­ляет выделить что-то очень удивившее и очень важное в данный момент для рассказчика, давно не видавшего освещённых окон. Ср.: На всех углах сто­ят фонари, горят полным накалом, окна освещены.) 2) Пора, дитя моё, вста­вай!.. Да ты, красавица, готова? (П.) (Союз да начинает новое вопроси­тельное предложение, вызванное чем-то неожиданным; здесь да приближается по значению к вопросительным частицам разве, неужели.)

Пояснительные предложения.

Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, со­ставляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих предложениях говорящий разъясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первой части, например:

1) Наш сад погибает, в нём хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. (Ч.) 2) Гро­за оказывает благодетельное влияние на природу, а именно : она очищает и охлаждает воздух.

Знаки препинания в сложном предложении с сочинитель­ными союзами.

Между частями предложения, связанными со­чинительными союзами, ставится з а п я т а я.

П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о бе­рег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов спал, а Марианна сидела под окном и глядела в сад. (Т.) 3) Трудишься много ты, да пользы в этом нет. (Кр.) 4) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л.) 5) Раздался сильный взрыв, однако ре­бята не растерялись. Если слово однако находится в середине предложения, то оно как вводное слово выделяется запятыми, например: Раздался сильный взрыв, ребята, однако, не расте­рялись.

Если соединяемые части являются значительно распростра­нёнными, уже имеют внутри себя запятые, то между ними ста­вится т о ч к а с з а п я т о й; точка с запятой ставится и перед таким предложением, которое хотя и не является сильно рас­пространённым, но имеет добавочный характер, менее связано с предыдущим по смыслу. В этих случаях между предложения­ми голос понижается и бывает пауза.

П р и м е р ы. 1) Почти каждый вечер они уезжали куда-ни­будь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удава­лась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, вели­чавы. (Ч.) 2) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.) 3) Ирина опять гля­дела ему прямо в лицо; но на этот раз она улыбалась. (Т.)

П р и м е р ы. 1) Стрела выходит из колчана, взвилась-и падает казак. (П.) 2) Я перешёл во вторую избу - и во вто­рой избе ни души. (Т.) 3) Я спешу туда ж - а там уже весь

город. (П.)

П р и м е ч а н и е. Запятая не ставится перед соединительными и разде­лительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий вто­ростепенный член или общее придаточное предложение, чем обусловливается тесное смысловое единство этих предложений, например:

1) По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые авто­мобили. 2) Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъ­ехала к крыльцу домика в Васильевском .(Т.)

Упражнение 115. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите со­юзы, соединяющие части сложного предложения, и отношения между этими частями; объясните расстановку знаков препинания.

1. Воздух дыш...т весенним ар...матом, и вся природа ожив­ляе...ся. (Л.) 2} Год проход...т, и Феодор воротился на свою сторонку. (П.) 3) И батареи замолчали, и барабаны застучали. (Л.) 4) Вот затр...щали барабаны - и отступили басурманы. (Л.) 5) Только кое-где м...рцали, растягив...лись и тотчас же и...чезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам. (Кор.) 6) Соловей допел свои последние песни, да и другие пев­чие птицы все перестали петь. (А.) 7) Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. (М. Г.) 8) Было темно, но я все-таки вид...л и деревья, и воду, и людей. (Ч.) 9) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влев... . (Ч.) 10) Он шутил, а я злобствовал. (П.) 11) Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 12) Отец пож...лал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. (П.) 13) Прия­тели его советовали ему жалова...ся; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступи...ся. (П.) 14) Зала...т пёс домовый, иль ветерок заш...лестит в листах темнеющей дубро­вы, иль птица робко пролетит. (Яз.) 15) То истиной дыш...т всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. Понять н...возможно её, зато н... любить н...возможно. (Л.) 16) Она была воспита...а по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, под­ружками и сенными девушками, шила золотом и н... знала гра­моты. (П.) 17) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрится в солнечном луче, а за ним поднимаются с земли кусты. (М. Г.) 18) Все её (Лизавету Ивановну) знали, и н...кто н... заме­чал. (П.)

116 . Прочитайте и озаглавьте текст, укажите сложносочинённые предло­жения с союзами и значение этих предложений; спишите, расставляя недоста­ющие знаки препинания.

Погода вначале была хорошая тихая. Кричали дрозды и по соседству в болоте что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стем­нело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизыва­ющий ветер всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу неуютно глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

(А. П. Ч е х о в.)

117. Укажите сложносочинённые предложения и их значение; спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. После этого объясните правопи­сание частиц не и ни.

I. 1) Я был резв ленив и вспыльчив но чувствителен и че­столюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. К не­счастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться. (П.) 2) Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд и за прудом село дымится и встают вдали туманы над по­лями. В аллею тёмную вхожу я сквозь кусты глядит вечерний луч и жёлтые листы шумят под робкими шагами. (Л.) 3) Остап уже занялся своим делом и давно отошёл к куреням Андрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на серд­це. (Г.) 4) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 5) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (П.) 6) Пустеет воздух птиц не слышно боле но далеко ещё до первых зимних бурь и льётся чистая и светлая лазурь на отдыхающее поле. (Тютч.) 7) По­рой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами оболь­юсь и может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыб­кою прощальной. (П.) 8) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык. (П.)

II. 1) Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дым­кой испарений. На сугревах на курганах из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые рост­ки травы медянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий доверху напитан­ный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом но уже тон­ко и певуче звенели в ярах под снегом не видимые глазу веш­ние ручейки и совсем по-весеннему чуть приметно и нежно за­зеленели в перелесках стволы тополей. (Шол.) 2) Вскоре огром­ный обоз потянулся из хутора на гору. Вышедшие на про­гон бабы долго махали уезжавшим платками а потом в степи поднялась позёмка и за снежной кипящей мглой не стало вид­но ни медленно взбиравшихся на гору подвод ни шагавших ря­дом с ними казаков. (Шол.)

118. Прочитайте, укажите сложносочинённые предложения и их значение; затем укажите обособленные члены предложения. Спишите, расставляя пропу­щенные знаки препинания. После этого объясните правописание суффиксов при­лагательных и причастий.

1) Под облаками заливая воздух серебряными звуками дро­жали жаворонки а над зеленеющими пашнями солидно и чин­но взмахивая крыльями носились грачи. (Ч.) 2) Листва не ше­велилась на деревьях кричали цикады и однообразный глухой шум моря доносившийся снизу говорил о покое. (Ч.) 3) Даль была видна как днём но уже её нежная лиловая окраска затушёванная вечерней мглой пропала и вся степь пряталась во мгле. (Ч.) 4) Из-за гряды песчаных бугров слева от них по­явилась луна обливая море серебряным блеском. Большая кроткая она медленно плыла вверх по глубокому своду неба яркий блеск звёзд бледнел и таял в её ровном мечтательном свете. (М. Г.) 5) Вёсла дружно упали в волны и баркас рванулся вперёд в широкую равнину озарённой воды. (М. Г.) 6) По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и ласко­во укрощая её злые порывы родит в ней могучие мечты. (М. Г.)

119. Прочитайте и озаглавьте текст; укажите, где сочинительные союзы со­единяют однородные члены, где - простые предложения и где - сяожносочинённые; затем укажите значение сложносочиненных предложений; спишите, рас­ставляя пропущенные запятые. Вставьте пропущенные буквы и объяснитеих правописание.

Чёрная туча совсем надвинулась и стали видны уже не з...рницы а молнии осв...щавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами и гром послышался уже над голо­вой. Все птицы пр...тихли но зато заш...лестели листья и ветер добежал до крыльца на котором с...дел Нехлюдов шевеля его волосы. Долетела одна капля другая забарабанило по лопухам железу крыши и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло и не успел Нехлюдов сосч...тать три, как страшно треснуло что-то над самой головой и ра...катилось по небу.

(Л. Н. Т о л с т о й.)

120. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните сочинительные союзы.

1) У него [Сабурова] было больше всего людей, за (то) ему и приходилось идти прямо, через всю площадь. (К. С.) 2) К сумеркам мы (до) шли (до) водораздела. Люди сильно про­голодались, лошади, то (же) нуждались в отдыхе. (Арс.) 3) Впере­ди, на пыльном поле, то (же) двигались телеги, и те (же) виднелись жёлтые снопы, и так (же) звуки телег, голосов и пе­сен доносились издали. (Л. Т.) 4) Не (то) это были вспышки далё­ких взрывов, не (то) сверкали зарницы. 5) То хлопнуло где (то), то раздался вдруг вой, то словно кто (то) прошёл по ко­ридору. (С.-Щ.) 6) Через несколько минут всё уже уснуло на селе, один только месяц так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так (же) торжественно дышало в вышине...(Г.)


Навигация

« »

Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной

Вопрос

Средство связи

Пример

Определительные

Какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Изъяснительные

Падежные

Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Обстоятельственные

Когда? Как долго?

Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

Следствия

Что из этого следует?

К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

При каком условии?

Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

Меры и степени

До какой степени?

Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

Присоединительные

что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

СПП с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  2. Части неравноправны, вторая:
  • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
  • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
  • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

  • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
  • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

СП с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

Основные виды сложных предложений.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (ССП)

простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

В ССП простые предложения равноправны.

Наступила ночь, и в домах зажглись огни.

Сложноподчиненное предложение (СПП)

простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.

Бессоюзное предложение (БСП)

простые предложения связываются без союзов, интонацией.

Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненные предложения бывают:

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

Строение СПП:

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
- придаточные предложения с однородным подчинением;
- придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
- придаточные предложения с последовательным подчинением.

Придаточные предложения с однородным подчинением.

Особенности :

2) отвечают на один и тот же вопрос;
3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

Пример :
Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

Пояснения :
1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался :
Он радовался (чему?), что праздник удался.
Он радовался (чему?), что гости довольны.
Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему ?
3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что .
Это однотипные придаточные предложения.

Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

Особенности :
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
НО!
2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.

Пример :
Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.

Пояснения :
1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть ;
НО!
2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии ? Второе – на вопрос что ?
То есть отвечают на разные вопросы.
Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

Придаточные предложения с последовательным подчинением

Особенности :
1) главному предложению подчинено одно придаточное;
2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.

Пример :
Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

Пояснение :
К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже . А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах ) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах .


ПРИМЕЧАНИЕ
: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

Знаки препинания в СПП.

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

Сложносочине́нное предложе́ние – это грамматическое, смысловое и интонационное единство, состоящее из двух или более предикативных частей, соединенных между собой интонацией и сочинительной связью, которую образуют сочинительные союзы .

В отличие от подчинительной связи, сочинительная связь соединяет грамматически равноправные предложения, которые остаются относительно независимыми друг от друга, и не одно из них не может быть компонентом другого.

Сочинительные союзы выступают как основное средство связи предикативных частей сложносочиненного предложения и по значению делятся на несколько групп: соединительные союзы, противительные союзы, разделительные союзы, присоединительные союзы, пояснительные и градационные союзы.

Сложносочиненные предложения делятся на аналогичные группы в соответствии с тем, какой союз в них использован. Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать.

Основные группы сложносочиненных предложений

1. Сложносочиненные предложения с соединительными отношениями (соединительными союзами).

К этой группе относятся союзы И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся), КАК…ТАК И.

Соединительные союзы указывают в предложении на то, что возможно каждое из описываемых событий.

Общее значение предложений с соединительными союзами – одновременность или последовательность (указание явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим). Например:

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит» (А. Пушкин) или Мы простились еще раз, и лошади поскакали (А.С. Пушкин).

Предложения, выражающие последовательность событий, могут передавать еще и причинно-следственные отношения , к примеру:

Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора (А.С. Пушкин).

2. Сложносочиненные предложения с противительными отношениями (с использованием противительных союзов).

К союзам этой группы относятся союзы НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО. Противительные союзы связаны со значением сопоставления ситуаций или со значением несоответствия – противопоставления, когда одно событие противопоставляется другому. К примеру:

3. Сложносочиненны предложения с разделительными отношениями (с разделительными союзами).

К этой группе относятся союзы ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение этих предложений – взаимоисключение и чередование. Предложения с разделительными союзами указывают на то, что возможно лишь одно явление из названных, или на чередование событий. Например:

Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она (А.С. Пушкин), Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (И.С. Тургенев) или То в избытке счастья слезы в три ручья, то душа во власти сна и забытья (Б. Пастернак), Либо рыбку съесть, либо на мель сесть (пословица).

4. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями (с присоединительными союзами). Союзы этой группы: ДА И, ПРИЧЕМ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ.

Первые два из приведенных в списке союзов указывают на добавочность информации, например.