Собор Гауди в Барселоне: все о Саграда Фамилия. Саграда Фамилия – главный храм Барселоны

Для меня Каталония, а в частности Барселона, до недавнего времени ассоциировалась с одноименным футбольным клубом и знаменитым эль-классико. И когда выпал шанс посетить с компанией это грандиозное событие, я, не раздумывая, согласился. Поскольку добирались заранее, в Барселону попали за день до матча, и у нас образовалось свободное время, чтобы познакомиться с городом. Нам сразу предложили посетить самый популярный долгострой в Испании и один из самых известных в мире. Его каталонцы, не будь они каталонцами, уже успели превратить в туристическую достопримечательность – храм Святого Семейства .

Сразу скажу, сооружение впечатляет еще при дальнем созерцании. Даже на фоне незаурядной архитектуры Барселоны он выделяется своими размерами, формами и особой, сконцентрированной энергетикой. При ближнем знакомстве он вызывает ошеломляющие чувства.

История создания Храма Святого Семейства

  • Замысел строительства храма возник еще в 1874 году и исходил от богатого книготорговца Хосепа Мария Бокабелло . Изначально было задумано, что строительство будет вестись исключительно на частные пожертвования. После сбора необходимой суммы в 1881 г. был куплен земельный участок в местности Эшампле, на тот момент отдаленной на несколько километров от городской черты.
  • Первым архитектором проекта стал Франсиско де Вильяр , под его руководством храм и был заложен. Произошло это событие в 1882 году в день Святого Иосифа, а точнее 19 марта. Де Вильяр видел будущий храм в неоготическом стиле и, исходя из этого, и планировал строительство. Но уже в конце того же года у архитектора возникли разногласия с заказчиками, и он покинул проект.
  • Работы по строительству храма Святого Семейства возглавил архитектор Антонио Гауди , которому на тот момент был 31 год, и в качестве опыта он имел всего лишь одно завершенное здание.

Существует несколько версий, почему выбор пал именно на него. Одна, романтическая, гласит – Хосепу Бокабелло приснилось, что Храм Святого Семейства построит голубоглазый блондин. Поскольку подходящих под такие признаки среди каталонцев немного, то, когда Бокабелло увидел Гауди, сразу настоял на выборе именно его. Сторонники второй, прагматичной, склоняются к тому, что выбор был вызван желанием сэкономить у заказчиков, поскольку Гауди на тот момент являлся еще малоизвестным архитектором. Как бы то ни было, Гауди следующие 43 года жизни посвятил этому проекту, а сам Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне ассоциируется именно с .

Гауди — главный создатель Храма Святого Семейства

Гауди, будучи не только архитектором, но и абстракционистом, внес кардинальные преобразования в первоначальный замысел храма. Строго говоря, он практически не имел готового проекта на бумаге, предпочитая работать спонтанно, повинуясь вдохновению. Для того чтобы постоянно контролировать процесс возведения, Антонио Гауди поселился непосредственно на территории строительства.

Главным замыслом архитектора было использование в облике будущего сооружения природных линий (деревьев, человеческого тела), которые он считал образцом совершенства.

В последние годы жизни Гауди, понимая, что не успеет воплотить и малой части задуманного, все большее внимание уделяет чертежам и эскизам, стремясь передать будущим строителям как можно больше своих идей. Поэтому в это время темпы строительства несколько снижаются.

После смерти мастера в 1926 году среди общественности Испании возникла дискуссия, стоит ли продолжать возведение храма или оставить строительство незавершенным, в память о Гауди. Причем за прекращение работ высказывались многие известные деятели искусства, в том числе Сальвадор Дали. Тем не менее, работы были продолжены, и их возглавил один из помощников Антонио Гауди Доменек Сугранес.

Существенно помешала строительству начавшаяся в 1936 году гражданская война. Причем пострадал не только храм. Было уничтожено большинство чертежей и эскизов, сделанных Гауди. Полноценные работы были возобновлены уже в 1950-х годах и продолжаются по сей день.
В 2010 году Римский Папа Бенедикт XVI во время посещения Испании освятил храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в , тем самым признав его пригодным для проведения богослужений.

Основные достопримечательности и реликвии Храма Святого Семейства

Чтобы представить себе храм Святого Семейства в Барселоне, приведу его краткое описание с фото.

  • Выполнен по форме латинского креста. Его обрамляют три портала: Рождества , Страстей Христовых и Вознесения (в настоящее время достраивается). По завершению строительства над храмом будут возвышаться 18 башен: 12 посвящены апостолам (по 4 на каждом из 3-х фасадов), 4 в честь Евангелистов (над центральным сводом), а также главная, посвященная Иисусу Христу, башня и колокольня Девы Марии. Каждый из фасадов символизирует веху жизненных деяний Христа, а размещенные на них изображения посвящены сценам на библейские сюжеты. Причем все фигуры выполнены в натуральную величину. Гауди, а затем и последующие архитекторы настолько скрупулезно выписывали каждый элемент оформления, что можно провести длительное время, рассматривая один единственный эпизод.
  • Первое, что бросается в глаза, как только заходишь внутрь храма, это множество колонн разнообразной формы . Причем они не стоят, а растут, наклоняясь, как деревья, под различным углом и впиваясь своими кронами в своды помещения.
  • Особо привлекает освещение храма . Свет проникает сквозь множество разноцветных мозаичных окон, внутри смешиваясь и приобретая необычный таинственный оттенок.
  • Алтарь Храма Святого Семейства также привлекает своей неординарностью. Он поднят над уровнем пола на два метра, и его хорошо видно из любого уголка помещения. Над алтарем, паря в воздухе, возвышается распятие под раскрытым навесом. Элементы отделки внутреннего убранства продуманы не менее тщательно, чем детали фасада, и посетитель долго не сможет сообразить, на чем сконцентрировать свое внимание.

Все подчинено четким геометрическим законам, дополняя впечатление совершенства, полученного при виде внешнего облика Саграда Фамилия.

Как добраться

Адрес храма Святого Семейства (Саграда Фамилия) Антонио Гауди: ул. Майорка (Mallorca), 401, Барселона, Каталония, .
Самостоятельно доехать до искупительного храма Святого Семейства в Барселоне вы сможете:

  • На метро – станция Саграда Фамилия (Sagrada Familia) на сиреневой и синей ветках;
  • На автобусе – одноименная остановка маршрутов №№ 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51.

Цены, акции, режим работы

Посетить храм Святого Семейства можно, купив один из входных билетов:

  • Панорамная экскурсия с посещением башен (с аудиогидом на русском языке) обойдется в 29 евро;
  • Специализированная экскурсия , посвященная Антонио Гауди, с посещением храма и дома-музея архитектора (доступен аудиогид на русском языке) стоит 24 евро;
  • Экскурсия со специализированным гидом по Саграда Фамилия будет стоить 24 евро (не предусмотрена на русском языке);
  • Индивидуальная экскурсия по базилике – 22 евро (есть аудиогид на русском);
  • Билет, рассчитанный на один час посещения храма без гида , аудиогида и посещения башен, – 15 евро.

Часы работы храма

  • В зимний сезон (с ноября по февраль) храм работает с 9 до 18 часов.
  • В межсезонье (март и октябрь) посетить Саграда Фамилия можно с 9 до 19 часов.
  • Во время летнего сезона (с апреля по сентябрь) посетителей ждут с 9 до 20 часов.
  • В праздничные дни 25.12, 26.12, 1.01 и 6.01 время работы ограничено с 9 до 14 часов.

Прекращается продажа билетов за 30 минут до закрытия.

Храм Святого Семейства — видео

Храм Святого Семейства — одна из самых главных достопримечательностей Барселоны. Самое известное творение гениального архитектора Антонио Гауди, строится уже более столетия. Это видео не может передать всех чувств, которые испытываешь, глядя на этот шедевр. Приятного просмотра!

Я остался под сильным впечатлением от посещения храма Саграда Фамилия. Но поскольку это была спонтанная экскурсия, возможно, я не в полной мере успел осознать весь масштаб этого сооружения.

В 2005 году Искупительный храм Святого Семейства был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в ноябре 2010 года папа Бенедикт XVI освятил его и провозгласил Малой папской базиликой. В тот же день церковь официально объявили готовой к ежедневным богослужениям.

Изначально проект храма принадлежал Франсиску дель Вильяру. Архитектор планировал построить ее в неоготическом стиле, но его идея воплотилась лишь на несколько процентов – он успел спроектировать огромную апсиду, состоящую из семи часовен. Вскоре после начала строительных работ по причине разногласий с заказчиками он покинул проект. В 1883 году руководство работами перешло в руки знаменитого каталонского зодчего - Антонио Гауди, который значительно изменил первоначальную концепцию будущей церкви. Все последующие годы своей жизни он работал над строительством храма Святого Семейства.

Принявшись за разработку проекта, Антонио решил не следовать стандартам неоготического архитектурного стиля. Готическими в церкви должны были быть только дух и основные формы, а во всем остальном великий архитектор полагался только на свою фантазию и своеобразный подход к архитектуре. По мере продвижения строительства храм приобретал необычный для католической церкви вид: элементы крыши были сделаны в стиле кубизма, а веретенообразные башни выглядели как песчаные замки. Обычным методом Гауди было игнорирование необходимости составления предварительных планов работ. Он делал наброски основных форм строительства, а затем по ходу работы полностью отдавался импровизации в создании конструкций и деталей. Для того чтобы контролировать рабочий процесс Антонио приходилось постоянно находится на строительной площадке, в результате чего он поселился в одной из комнат в еще недостроенном здании храма. Беспрерывно наблюдая за строительством, архитектор регулярно вмешивался в работу: у него часто возникали неожиданные идеи, которые он старательно выполнял, иногда даже жертвуя построенным, так как оно не вписывалось в новый придуманный вариант. Гауди постоянно засыпали вопросами о затянувшейся работе над проектом, на что он коротко отвечал: «Мой клиент не торопится».

По замыслу главного архитектора храм Святого Семейства должен был стать Библией, воплощенной в архитектуру. Каждый фасад посвящался одному из трех главных этапов жизни Христа на земле: Рождество, Страсти Христовы и Воскресение. Гауди решил, что все строение будет венчаться двенадцатью башнями, символизирующими двенадцать апостолов, а центральный неф украсит башня, посвященная Иисусу Христу, высота которой составит 170 метров. Интересно то, что она всего лишь на 1 метр ниже горы Монжуик – самой высокой точки Барселоны. Таким решением архитектор хотел подчеркнуть, что творение человеческих рук не может возвышаться над тем, что создал Бог.

Богатое воображение Гауди делало его творения поистине уникальными – в работе автор стремился придерживаться естественности, и храм Святого Семейства не стал исключением. По замыслу проектировщика, колонны, которые являются главным несущим элементом здания, по мере приближения к сводам разветвляются, образуя фантастическую конструкцию в виде леса. Солнечный свет, падая внутрь храма сквозь размещенные на разной высоте окна, создает ощущение того, что сквозь ветви деревьев пробивается сияние звезд. Еще одна уникальная черта сооружения – удивительная акустика, на создание которой автор потратил немало лет. Она предусматривала создание идеальной системы колоколов, приводимых в движение ветром – так, словно храм наполняется музыкой, творимой Богом. Именно по этой причине Гауди называл свое детище “органом для Господа”.

В 1926 году Антонио Гауди умер, на момент его смерти проект был завершен менее чем на 20 процентов. Последующая работа над храмом выполнялась под руководством Доминика Суграньеса. Но уже в 1936 году вторжение Гражданской войны в спокойную жизнь Испании приостановило его строительство. В военный период каталонские анархисты добрались до модели храма, разрушили ее, а также уничтожили ценные чертежи Антонио Гауди. Само здание тоже не избежало печальной участи, ему нанесли немалый урон. В 1940-х годах началось воскрешение Искупительного храма, работа над проектом возобновилась.

Планируемая дата завершения строительства храма Святого Семейства – 2026 год, столетие со дня смерти великого каталонского архитектора Антонио Гауди, автора этого грандиозного проекта, посвятившего ему значительную часть своей жизни.

После парка Гуэля мы направились ко второму величайшему творению Гауди - собору Святого Семейства, который с небольшими перерывами строится уже 130 лет.

История создания собора Саграда Фамилия

Первый камень в основание собора Святого Семейства (Саграда Фамилия) был заложен в 1882 году, и, по прошествии более чем 130 лет, постепенно становятся видны окончательные черты этого грандиозного сооружения. Собор наконец предстает перед нами в том виде, в котором его спроектировал, наверное, самый гениальный архитектор XX столетия Антонио Гауди. Сейчас это одна из самых популярных туристических достопримечательностей столицы Каталонии.

По словам одного из исследователей творческого наследия Антонио Гауди, которые он произнес, замерев от восхищения перед собором Святого Семейства: «Или человек задумал поиграть в Создателя, создавая подобные творения, или Бог играет человеком, высекая в его разуме искры таких озарений». Наиболее известный испанский собор на самом деле потрясает. Он высится над Барселоной подобно исполинской горе, в пещерах которой растут сталактиты-​колокольни, а в таинственную глубину уводят гроты-​порталы.

Весь цвет барселонской знати собрался в небольшом районе Баррио-​дель-​Поблет 19 марта 1882 года. К ним обращался облаченный в праздничные одежды епископ города, он вел свою речь неторопливо и важно: «…Да очнутся ото сна дремлющие сердца, да воссияет в небесах вера, да наступит торжество милосердия, да будет Господь милостив к нашей стране…» Завершив свой монолог, он произвел закладку первого камня в фундамент Искупительного храма, который должен был стать местом поклонения и воспевания Святого Семейства.

Первый проект подготовил Франческо дель Вильяр. Но уже спустя год на его место пришел Антонио Гауди, полностью трансформировавший первоначальный план собора, к постройке которого уже успели приступить. По замыслу дель Виляра должен был получиться неоготический храм, но при нем успели соорудить лишь крипту под апсидой.

Гауди писал: «Обычная готическая постройка - это мертвая конструкция. Она похожа на человека, чей скелет, вместо того чтобы поддерживать в гармонии все части тела, оказывается задавлен непосильной ношей плоти, и требует различных подпорок для сохранения своего существования».

В итоге Гауди заменил присущие готическому стилю стрельчатые арки на параболические; вместо массивных контрфорсов, установленных по наружному периметру вдоль стен, появились уступы с внутренней стороны, также служащие для компенсации усилия распора от сводов, но гораздо более изысканные. Благодаря тому, что поддерживающие свод колонны стремятся вверх не вертикально ровно, а под наклоном и, к тому же, еще разветвляются наверху, подобно кроне деревьев, происходит более равномерное распределение нагрузки.

Для того, чтобы еще больше сфокусировать внимание на воздушности и тяготении храма к небесам, Гауди придал внутренним колоннам спиральную форму, «вдыхая в них способность жить своей жизнью, наполненной стремлением достичь все новых высот». Архитектор отмечал: «Это станет напоминать лес. Теплое свечение будет озарять пространство сквозь окна, расположенные на разных высотах, и у вас возникнет ощущение, что это звездный свет».

Гауди задумал поистине грандиозный шедевр. Самая высокая точка собора будет находиться на высоте 170 метров, совсем немного уступая горе Монжуик, чья высота составляет 173 метра. Этим Гауди хотел отметить, что созданное человеком не может превысить творение Бога.

Несмотря на то, что Гауди являлся истым католиком и стремился возвести наглядный Дом веры, «Библию в камне», собор Святого Семейства имеет мало общего с традиционным христианским храмом. Основное сходство заключается в том, что, в соответствии с церковными канонами, собор имеет в плане форму католического креста.

Но во всем внешнем виде храма, в каждом элементе декора заложен глубокий смысл. Доминирующими элементами строения должны стать 18 башен: двенадцать посвящены апостолам, четыре более высокие - евангелистам, самая высокая башня - Иисусу Христу, а еще одна, чуть пониже, - Деве Марии. Скульптуры, барельефы, латинские надписи - все сплетаются в глубоком символизме католической веры. Например, виноградные гроздья, свисающие с маленьких башен, являются символами таинства Евхаристии.

Так выглядит план храма:

12 маленьких белых кружочков - это колокольни апостолов. Кружочки побольше с буквами - башни евангелистов: Лука, Марк, Иоанн, Матфей. Большие круги: М - башня Девы Марии; Х - башня Иисуса Христа.

В каждом из трех фасадов собора Саграда Фамилия рассказывается одна из трех главнейших Евангельских историй: Рождество, Страсти Христовы и Воскресение.

Для фасада Рождества Гауди изготавливал скульптурные композиции естественных размеров. Для достижения высокой степени натурализма в сцене избиения младенцев, мастер подготавливал гипсовые слепки с родившихся мертвыми детей. Он также брал слепки с животных, для чего ненадолго погружал их в сон, используя хлороформ.

Над фасадом Страстей работал уже не Гауди, а испанский зодчий и художник Иосиф Мария Субиракс. Его скульптуры отличаются достаточно грубыми и рублеными формами, являя собой полный контраст с плавными и естественными очертаниями творений Гауди.

Поражает не только величина запланированного собора, но и его сложнейшая инженерная конструкция. Гауди обращал внимание на каждую мельчайшую деталь и мог рассчитать необходимый вес любого камня здания. На протяжении нескольких лет Антонио Гауди изучал акустику, чтобы спроектировать идеальную композицию для колоколов, которые будут управляться дуновениями ветра. Для обеспечения лучшего акустического эффекта внутри собора обустроен просторный хор.

Великий зодчий не изменил своим традициям и не оставил исчерпывающего проекта строения, оставляя пространство для фантазии. Полностью окунувшись в строительство собора, Гауди долгое время жил фактически на стройке, непрерывно инспектируя работы, все время привнося новые идеи в живой процесс возведения храма. Постоянно погруженный в свои мысли, целиком сконцентрированный на работе, мастер вызывал недоумение у окружающих.

Задумки Гауди, непроизвольно появлявшиеся в его голове, которые он запечатлевал на небольших набросках и макетах, удается повторить только в наше время, и то благодаря использованию мощной вычислительной техники и специализированных компьютерных программ.

Внутри храма размещен музей, в котором представлены проекты и чертежи Антонио Гауди, а также различные модели будущего собора (то, что сохранилось, так как большое количество документов и материалов было уничтожено в период испанской Гражданской войны).

Таким должен предстать завершенный собор Святого Семейства:

Неизменной преградой на пути возведения собора становилась нехватка средств: такое величественное сооружение строилось только благодаря пожертвованиям жителей столицы Каталонии. Недостаток финансирования является главной причиной того, что храм превратился в долгострой. И лишь в недавнем времени в проект были вложены средства инвесторов, включая зарубежных. Но Гауди, тем не менее, отвечая на вопросы о продолжительности стройки, спокойно замечал: «Мой заказчик не торопится», имея в виду Всевышнего.

Как и у многих готических соборов средневековья стройка пережила своего зодчего. В возрасте 73 лет Антонио Гауди погиб под трамваем недалеко от храма.

После кончины Гауди возведение собора продолжили его воспитанники, затем ученики воспитанников. Гражданская война не пощадила многие планы и макеты Гауди, из-​за чего пришлось приостановить строительство, и даже возникли прения о необходимости его продолжения. Но все же работы было решено возобновить, и возглавил их Иосиф Мария Субиракс, который занялся декорированием фасада Страстей Христовых. Здесь на смену плавным и текучим линиям Гауди пришли рубленые, словно окостеневшие скульптурные формы, с одной стороны нарушая гармонию всей композиции храма, а с другой - делая особый акцент на изображаемых скорбных событиях.

Собор Святого Семейства у многих людей вызывает неоднозначные чувства, но не признавать его магическую силу и величественность невозможно. А происшествие, случившееся в день освящения собора 28 ноября 2000 года, только добавило мистики и загадочности главному храму столицы Каталонии. Именно в этот день в Барселоне разразился мощнейший ураган и с одной арки оконного проема ветром сорвало верхушку, которая с ужасным грохотом рухнула на строительную площадку. Вероятно, это событие можно было рассматривать, как дурное предзнаменование, но барселонцы оказались несуеверными людьми и собор был освящен.

Сейчас каталонцы, а также верующие и любители искусства во всем мире с надеждой следят за постройкой храма, ожидая момента завершения строительства. В наши дни на панораме Барселоны собор Святого Семейства привычно выделяется уже построенными башнями, а также окружающими их подъемными кранами, но, тем не менее, внутренние помещения храма уже доступны для посещений. Закончить стройку предполагается в 2026 году.

Поистине уникальным городом является Барселона. Достопримечательности, фотографии которых украшают страницы журналов о путешествиях, манят посетить землю Каталонии. И у любого человека, оказавшегося волею судеб в этом месте, появляется непреодолимое желание как можно больше узнать о его истории. А она, надо отметить, богатейшая! Основанная еще при римлянах, Барселона (Испания, Каталония) и ныне хранит следы всех эпох своего развития.

Культовые сооружения

На облике города неизгладимый отпечаток оставили многие столетия существования культуры христианства. Барселона достопримечательности имеет самые разные, но наибольший интерес для туристов представляют старинные церкви и храмы, расположенные в различных районах города. В готическом квартале находится самый значительный, с точки зрения религиозной жизни, храм в Барселоне - Кафедральный собор, чьей визитной карточкой выступает пасущееся около входа стадо гусей, символизирующее непорочность Святой Евлалии, покровительницы храма. Уникальным интерьером притягивает внимание туристов базилика Санта Мария дель Мар, построенная во времена расцвета мореплавания. Из любой точки города видна еще одна культовая церковь - возведенный на вершине горы Тибидабо храм Святого Сердца. Барселона, благодаря данным сооружениям, ежегодно привлекает тысячи ценителей архитектуры, но наибольшее число туристов со всех уголков мира съезжается сюда, чтобы увидеть главное сокровище города - церковь Святого Семейства, строительство которой началось в конце 19 века и продолжается по сей день. Миллионы людей на протяжении многих лет посещают Барселону, чтобы полюбоваться непревзойденным стилем Антонио Гауди.

Саграда Фамилия

Искупительный храм Святого Семейства, или который также иногда ошибочно называют собором, хотя фактически это церковь, - культурная достопримечательность не только Испании, но и всего мира. Узнаваемый силуэт постройки у туристов вызывает не меньшее восхищение, нежели Данное произведение искусства включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, несмотря на то, что строительство здания еще не закончено. Каждый год Испания (Каталония, Барселона) принимает более трех миллионов человек, желающих воочию полюбоваться храмом. Величественная Саграда Фамилия на фоне города и правда выглядит внушительно. Об истории ее возведения расскажем ниже.

Строительство храма Святого Семейства

Идея создания церкви возникла в 1874 году весьма неожиданно, вследствие пожертвования большой суммы денег. Уже в 1881-м была выкуплена земля под постройку в нескольких километрах от Барселоны. Да, изначально храм строился за пределами города, это позже Барселона настолько разрослась, что Саграда Фамилия теперь располагается в самом населенном городском районе. В марте 1882-го под руководством архитектора Ф. дель Вильяра начали закладывать фундамент здания. Тем не менее, несмотря на большое число задумок и наличие средств для строительства, в конце 1882 года архитектор участвовать в постройке отказался, по причине отсутствия между ним и заказчиком согласия. Возможно, сейчас не имела бы Барселона достопримечательности такой величины, если бы после отстранения от работы над проектом дель Вильяра к делу не подключился полный энтузиазма и сил архитектор Антонио Гауди. По его задумке, храм должен был получиться весьма ажурным, внешне напоминающим паутину, в стиле модерн. Предполагалось, что сооружение будет усыпано множеством башен, устремляющихся ввысь, а остальные внутренние и наружные декорации будут отражать отдельные элементы Евангелия, а именно рождение, распятие, воскрешение Христа, или же иные обряды католической церкви. По проекту Гауди, храм должен был быть похожим на песчаный замок, подобный тем, что любят, сидя на берегу водоема, строить дети. Задумывалось, что центральный шпиль церкви в виде креста будет иметь высоту 170 метров, что на один метр ниже высоты Монтжуика (горы в городе Барселона) - храм не должен был превосходить совершенное творение Бога.

Грандиозный замысел Гауди

История Барселоны вершилась параллельно с тем, как строилась Саграда Фамилия, ведь только фасад здания возводился в течение более, чем сорока лет. За это время город разросся, уверенно влился в промышленную эпоху и стал стремительно развиваться. Декору каждой башни Антонио Гауди уделял пристальное внимание. Над воплощением своих задумок он трудился кропотливо и не щадя себя, и многие не понимали, для чего архитектор тратит столько денег, времени и сил на строительство, ведь с земли даже не видны были верхушки башен. Гауди отвечал: «Если не увидят люди, то увидят ангелы».

Росла Барселона. Храм рос вместе с ней. Задумывалось построить три фасада: Страстей, Рождества и Славы Христа. Архитектор знал, что столь короткого периода времени, как человеческая жизнь, будет недостаточно, чтобы воплотить в реальность грандиозную идею. Ему пришлось решить, который из трех архитектурных элементов возводить первым. И сделал выбор в пользу фасада Рождества, потому как некоторые сцены распятия Христа способны были напугать жителей, а их мнение было крайне важно, ведь строительство велось только на пожертвования. В течение 1909-1910 гг. при храме построили церковно-приходскую школу, опять же по задумке Гауди. Изначально она возводилась как временное здание, поэтому в ней не было несущих стен, и легко убирались внутренние перегородки, за счет чего можно было с легкостью изменять планировку пространства. До наших дней, к сожалению, точного изображения школы не сохранилось.

Смерть архитектора

30 ноября 1925 года строительство фасада Рождества было закончено, Гауди собирался приступить к возведению остальных частей здания. За годы работы архитектора уникальную достопримечательность приобрела Барселона - храм был украшен церковными католическими скульптурами и символами, текстами из литургий и Евангелия. Все перевернул с ног на голову злополучный день 7 июня 1926 года. 73-летнего Антонио Гауди сбил трамвай, когда он шел в церковь на службу. Архитектор был одет очень бедно, его приняли за бродягу и даже не удосужились отвезти в больницу. 10 июня 1926 года, немного не дожив до 74-летия, Гауди скончался. Великого человека потеряла Барселона! Достопримечательности, созданные его руками, сегодня стремятся посетить миллионы людей, без них просто невозможно представить город. И это не только Саграда Фамилия, хотя, безусловно, она является главным творением архитектора. Здесь же он и был погребен - Гауди похоронили в еще незаконченном здании храма Святого Семейства.

Продолжая дело Антонио

Строительство церкви после смерти мастера не остановилось, его продолжил талантливый ученик архитектора - Доменек Суграньес, работавший с Гауди еще с 1902 года. Уже к 1930-му были возведены остальные два фасада, они, как и первый, были украшены росписями, текстами Священного Писания и скульптурами. Однако дальше последовали тяжелые времена. Недостаток денежных пожертвований, надвигающиеся мировые и гражданские войны привели к тому, что строительство храма было практически остановлено, вплоть до 1952 года. Затем возведение здания возобновили, но, несмотря на то, что вот уже несколько десятилетий работы ведутся непрерывно, до окончательного завершения замысла Антонио Гауди еще очень далеко. Нужно достроить четыре 120-метровые башни, посвященные евангелистам Марку, Иоанну, Матфею и Луке. На 170-метровой башне Христа, согласно задумке архитектора, следует установить крест, а на остальных четырех - виноградные гроздья, как символ Причастия. Если никаких непредвиденных обстоятельств не возникнет, и возведение будет вестись по плану, к 2026 году начавшая свое существование еще в позапрошлом столетии величайшая постройка наконец-то будет завершена. Окончания грандиозного строительства ждет не только Барселона. Храм помогают возводить люди со всего мира, пожертвования осуществляют как христиане, так и представители других конфессий. Так, в последнее время наблюдается значительный приток денежных средств из Японии.

Церковь Святого Сердца

Поистине уникальные имеет Барселона достопримечательности. Фотографы с мировыми именами приезжают сюда, чтобы запечатлеть этот одновременно и старинный, и современный город с выдающейся архитектурой. Однако не удастся составить о полного представления, если не подняться на гору Тибидабо и со смотровой площадки не насладиться потрясающими видами города. Именно здесь построен храм Святого Сердца, а над ним возвышается фигура Христа, руками обнимающего весь мир.

История и убранство церкви

В переводе с латыни название звучит как «тебе даю». Если верить преданию, именно с вершины этой горы Иисуса Христа искушал дьявол, показывая все земные красоты. Искупительный храм Сердца Христова находится на самом верху Тибидабо, поэтому виден с любого уголка Барселоны. Церковь спроектировал и начал строить в 1902 году архитектор Энрик Санье. Возведение храма в 1961 году закончил уже его сын, Жозеп.

Храм Святого Сердца оформлен в романском и В убранстве присутствуют все атрибуты данных архитектурных направлений - и треугольные вытянутые портики фасада, и розы над входами, и своеобразные окна и арки. Нижнюю крипту составляют пять нефов с эллипсоидными апсидами, они же служат платформой для верхнего помещения, куда ведут две основательные лестницы. Настоящим украшением внутреннего убранства церкви выступает разноцветная мозаика - своеобразная дань традициям искусства византийского периода. В иконах храма прослеживаются сюжетные линии из новейшей истории Испании, на них все люди представлены в современных одеждах. Готические элементы - узенькие окна, устремленные в небо башенки, заостренные арки, резные тонкие детали отделки - придают церкви невесомость и изящество, но при этом скульптурные композиции создают настроение величественной торжественности. Фасад строения украшен творениями рук каталонского мастера Эусеби Арнау - статуями святых Иакова и Георгия, а также Божьей Матери, а верхняя часть храма представлена композициями другого искусного скульптора, Жозепа Мирета. Центральный шпиль церкви увенчан золотой статуей Христа, похожей на всемирно известный монумент Искупителя в Рио-де-Жанейро. У основания скульптуры находится самая высокая в Барселоне смотровая площадка, откуда открывается захватывающий вид на бескрайнее Средиземное море и омываемую его ласковыми волнами столицу Каталонии.

Кафедральный собор (Catedral de Barcelona)

Карта достопримечательностей города обязательно включает Барселонский собор, второе название которого - собор Святого Креста и Святой Евлалии. В этот величественный храм направляют свои стопы паломники всего мира, ведь именно в нем почивают мощи святой мученицы Евлалии Барселонской, скончавшейся в возрасте 13 лет в 304 году от Рождества Христова. В 4 веке, когда жила Евлалия, на земле Каталонии царило язычество, однако девочка чтила веру в Иисуса, за что и была сожжена. Изо рта мученицы перед смертью вылетел голубь, и в то же время на палачей посыпался снег. Прошло несколько веков, и Евлалию причислили к святым и окрестили покровительницей Барселоны, в ее честь в центре готического квартала был воздвигнут главный собор города.

Catedral de Barcelona (фото представлено ниже) наполнен многими реликвиями исторических и религиозных ценностей. Его территория свой сегодняшний вид начала принимать с 1268 года, когда построили часовню. С первой половины 15 века это - неоспоримое украшение города. Строительство храма продолжалось 122 года, здание возводилось непосредственно на руинах римской базилики. Отдельные элементы, к примеру, шпиль, были выполнены значительно позже. Сегодня прибывающие в Барселону туристы могут оценить величие строения и тщательность выполнения каждой детали. По примыкающему к собору внутреннему дворику разгуливают белые гуси - это символ чистоты Евлалии. Внутри здания хранятся христианские святыни: останки Святой, покоящиеся в саркофаге, и образ Иисуса с корабля, который участвовал в битве при Лепанто. Барселонский собор является памятником искусства и истории национального значения. Святая Евлалия почитается и католиками, и православными, поэтому храм примечателен для представителей обеих конфессий. К тому же Catedral de Barcelona служит резиденцией архиепископа Барселонского.

Церковь Святой Девы Моря

Вторым по значительности религиозным зданием после в столице Каталонии признана базилика Санта Мария дель Мар. Она расположена в историческом портовом районе, квартале Рибера, где в период расцвета торговли жили моряки, купцы и дворяне. В их честь над лабиринтом средневековых тесных улочек и была воздвигнута церковь. Фундамент творения архитектора Беренгера де Монтагута был заложен в 1329 году, и уже в 1383-м строительство было завершено. Раньше, когда из-за естественных наносов море еще не отступило настолько далеко, базилика стояла у самой воды. На тимпане портика различим так называемый Деесис - фигура восседающего на троне Христа, по бокам от которого стоят на коленях Мария и Иоанн. Пожар, произошедший в 1936 году, уничтожил многие скульптурные композиции, и, кроме этих фигур, уцелели только статуи Павла и Петра. Весьма интересны фигурные изображения, которыми украшены камни свода. В первую очередь это изваяние Марии (Мадонны) над главным алтарем, в ногах которой размещена скульптура парусника, являющая собой аллегорический автограф архитектора базилики. Справа от церкви на маленькой площади сооружен мемориал в виде амфитеатра. На стенах высечено посвящение каталонцам, которые погибли во время сражения с войском Филиппа V в 1714 году.

Православный храм в Барселоне

Начиная с 2002 года, в столице Каталонии действует Русская православная церковь. Изначально богослужения проходили в часовне Санта Мария Рейна, а в определенные дни - в монастыре Монсеррат и Барселонском соборе. Однако помещений, выделенных приходу, было недостаточно для постоянно растущего количества прихожан, что поставило вопрос о поиске отдельного здания со служебными помещениями, где бы можно было установить иконостас и хранить Для этих целей в арендное пользование Русской православной церкви в 2011 году был отдан заброшенный храм Святого Георгия, построенный в неоромантическом стиле в середине двадцатого столетия. Теперь это церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - православный храм в Барселоне, куда может прийти каждый верующий, волею судьбы оказавшийся на земле Каталонии.

Прекрасная столица Каталонии – один из популярнейших туристических городов планеты. В Барселоне находится восемь объектов наследия ЮНЕСКО, шесть из которых создал великий каталонский зодчий Антонио Гауди. Недаром Барселону именуют «городом Гауди».

Его главный шедевр – Temple Expiatori de la Sagrada Família, которому архитектор отдал 44 года жизни. Искупительный храм Святого Семейства в наибольшей степени отражает уникальный талант и личные черты гения архитектуры.

Церковь имеет почётный статус Малой папской базилики. Её нередко неправомерно именуют собор Святого Семейства. Собор – название епархиальной церкви города, которой Саграда Фамилия не является.

Об архитекторе Антонио Гауди

Antonio Gaudí родился в 1852 г. Мальчик с детства болел ревматизмом, не позволявшим играть в обычные детские игры со сверстниками. Вместо этого Антонио пристрастился к длительным одиночным прогулкам на лоне каталонской природы, ставшей для него основным источником творческого вдохновения. Архитектуру часто именуют застывшей музыкой. Творения Гауди можно назвать застывшей природой.

В личном плане судьба не баловала Гауди. Он рано потерял близких родственников – малолетних братьев, затем мать и сестру. Никогда не было у Антонио и своей семьи.

В 1878 г., при получении им диплома архитектора, один из профессоров экзаменационной комиссии сказал, что Гауди – или сумасшедший, или гений. И вот тут, на заре творческой карьеры, судьба улыбнулась ему, подарив встречу с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем. Огромное богатство не мешало Гуэлю быть тонким ценителем искусства и архитектуры. Они стали настоящими друзьями, а Гауди фактически стал личным архитектором Гуэля.

Проекты, выполненные по заказам Гуэля и других, принесли Гауди широкую известность, поэтому к моменту начала работы над Саграда Фамилия его авторитет был непререкаем.

В конце жизни Гауди всецело был поглощён работой над своим главным творением, сооружаемым на народные пожертвования. Он вкладывал в строительство все заработанные средства, периодически даже ночевал в храме, стал рассеянным, не следил за собой.

Жизнь Гауди оборвалась трагически. 7 июня 1926 г. он попал под трамвай. Извозчики, не надеясь на оплату, не хотели везти «бродягу» в больницу. В итоге Гауди попал в больницу для нищих. Правда, на следующий день его узнали, и попытались спасти. Увы, драгоценное время было упущено: 10 июня Гауди умер. Так Барселона отплатила прославившему её архитектору. Его похоронили в крипте церкви, которой он отдал всего себя.

История незавершённого строительства

Строительство стартовало ещё в 1882 г. Первый проект церкви создал архитектор Вильяр. Спустя несколько месяцев он не нашёл общий язык с заказчиками, и руководство строительством поручили Гауди. Через несколько лет, к 1889 г. им была завершена начатая Вильяром крипта с украшенным рельефом Благовещения сводом. По получении неожиданного крупного пожертвования анонима, Гауди решил, сохранив планировку церкви в форме латинского креста, основательно переделать проект. Будучи религиозным человеком, он задумал в архитектурной форме выразить основные новозаветные истории. Три фасада – Рождества, Страстей Христовых и Воскресения (Славы), с устремлёнными к Богу массивными колокольнями должны были отображать евангельские сюжеты.

В 1892 г. Гауди начал проектировать северный фасад, посвящённый Рождеству. При жизни он успел завершить строительство его основной части с тремя порталами и 100-метровой башней-колокольней св. Варнавы. В 1911–23 гг. архитектор разработал проект второго фасада – Страстей, но его воздвижение началось уже после кончины Гауди. Строительство возглавил коллега – архитектор Доменек Сугранес, сотрудничавший с зодчим и при постройке других его шедевров. Суградес до смерти в 1938 г. завершил строительство трёх других башен первого фасада.

В 10-е годы XIX в. Гауди набросал эскизы фасада Славы. Следует, однако, иметь в виду, что многие детали существовали только в голове гения. Для некоторых аналогичных расчётов после его смерти пришлось прибегнуть к помощи сверхмощных компьютеров. Гражданская война прервала строительство, возобновлённое только в 1952 г. Была построена лестница фасада Рождества, и он стал подсвечиваться в тёмное время суток. Два года спустя стартовало сооружение второго фасада – Страстей.

В 1961 г. в крипте открылся музей проекта и строительства храма. В 1977 г. были сооружены все четыре колокольни фасада Страстей, декорированные скульптурами уже в XXI в. В этот же период были созданы прекрасные витражи. В 2000 г. началось сооружение последнего фасада – Славы.

В конце XX в. появились главный неф и трансепты. Уже в нашем столетии были построены средокрестия апсиды. На их основе планируется сооружение шести колоколен – 170-метровой в честь Христа, 123-метровой – Девы Марии, и четырёх башен евангелистов высотой 120 м. Основные работы предполагается закончить к столетию смерти Гауди – в 2026 г.

Архитектурные решения

Как фасады, так и внутренние помещения храма ошеломляют и восхищают безграничной фантазией своего гениального создателя.

Главный вход в храм сейчас находится в фасаде Рождества. Его четыре остроконечные башни посвящены апостолам Матвею, Симону, Иуде и Варнаве (последний относится к 70 апостолам «второго призыва»). Три портика этого фасада символизируют христианские добродетели – Веру, Надежду и Милосердие. Всё пространство портиков фасада покрыто кажущейся бесконечной вязью скульптур и барельефов, отображающих евангельские события.

Конструкция башен – открытая типа жалюзи для оптимального выхода колокольного звона. На них высечены ключевые словосочетания католической мессы – «Sanctus, Sanctus, Sanctus», «Hosanna excelsis» и «Sursum corda».

Каменная вязь портика Милосердия отображает события от обручения Марии до рождения Иисуса. В центре портика – сцена Рождества, в которой изображены Дева Мария с Младенцем, Иосиф Обручник, ясельные животные – вол и мул. По бокам от неё – сцены поклонения пастухов и волхвов. На ленте ниже высечена родословная Иисуса. Выше можно видеть сцену Благовеста с архангелом Гавриилом и Марией. Верхняя статуя портика изображает небесную коронацию вознесённой Богородицы.

По правую сторону от портика Милосердия расположен Портик Веры. Слева от дверей – визит обручённой Иосифу Марии к её родственнице Елизавете, беременной Иоанном Крестителем. Справа – работающий плотником Иисус. В центре над дверьми изображён 12-летний Иисус, толкующий Божий Закон в храме. Выше – сцены Непорочного зачатия, Принесение во храм (Сретение) с Симеоном, узревшем Спасителя в младенце Иисусе, всевидящее око как аллегория Божьего промысла, таинство Причастия.

Портик Надежды находится слева. Скульптурные композиции портика Надежды отображают бегство семьи Иосифа в Египет от Ирода, Избиение младенцев, Обручение Марии с Иосифом.

Скульптуры этого фасада лишены декоративных деталей. Крестный путь Спасителя отображает протяжённая S-образная тропа. Вдоль неё можно видеть изображения Тайной вечери, воинов, пришедших за Иисусом, поцелуй Иуды. Змей символизирует дьявола, по наущению которого Иуда Искариот предал своего Учителя. Непонятная на первый взгляд криптограмма с четырьмя строками и столбцами из цифр во всех направлениях даёт три сотни комбинаций сумм, равных числу 33 (возраста Христа).

Далее изображены Иисус с терновым венцом, римские солдаты, делящие Его одеяния, умывающий руки Пилат, сцены падения Христа под тяжестью креста, Вероника, вытирающая своим платком лицо Спасителя, римский сотник Лонгин, протыкающий копьём Иисуса на Распятии, разорванная завеса Иерусалимского храма, тайный ученик Христа Никодим и Иосиф Аримафейский, предоставивший каменную гробницу для погребения тела Иисуса, коленопреклонённая Мария Магдалена.

На бронзовых воротах фасада Страстей помещён текст Евангелий, повествующих о Страстной неделе. У ворот – натуралистическая пятиметровая статуя бичуемого Спасителя. На дверях фасада Страстей изображены моление о чаше в Гефсиманском саду и высечены отрывки текста «Божественной комедии» Данте.

Этот строящийся фасад выходит на юг, и весь день освещён солнцем. Будущий семиколонный портик – аллегория даров Святого Духа. В верхней части фасада будет изображена подсвечиваемая ночью архитектурная композиция Святой Троицы, на каменных тучах будут высечены ветхозаветные тексты, повествующие о Сотворении мира. Башни-колокольни фасада Славы будут посвящены апостолам Петру, Андрею, Иакову и Павлу.

Высота будущей центральной башни Христа с крестом будет составлять 172,5 м, что на полметра ниже горы Монжуик: ведь творение рук человеческих не должно быть выше Божьего. После постройки колокольни Христа Sagrada Familia станет высочайшим христианским храмом планеты. Всего в нём будет 18 башен. Вторая по высоте будет посвящена Деве Марии, четыре – евангелистам, и 12 – апостолам. Гауди не был бы самим собой, если бы удовольствовался обычными колоколами на башнях. Они будут трубчатыми, издающими звук при ветре. Звук будет свободно проходить через жалюзиобразную конструкцию башен.

Интерьер

Слова неспособны в полной мере передать оригинальность интерьера храма. Первое впечатление внутри – огромный сказочный залитый солнцем лес.

В интерьере нет неизвестных природе углов и явных прямых линий. Но его многочисленные геометрические фигуры имеют линейчатую поверхность, что позволяет без труда сочленять их друг с другом. При приближении к архитектурным деталям создаётся оптическая иллюзия развёртывания пространства.

Сечения несущих колонн выполнены в форме многоугольных звёзд, постепенно превращающихся в круг. В зависимости от предполагаемой нагрузки число вершин звёзд колеблется от 4 до 12. В верхней части колонны разветвляются подобно ветвям деревьев. Самые длинные и толстые колонны для пяти будущих башен в центре храма изготовлены из очень твёрдого материала – красного порфира. Остальные колонны – базальтовые.

Внутреннее освещение решено в виде проникающих через красивейшие цветные витражи лучей. Совершенно оригинален алтарь с парящим Христом, смотрящим вверх. По периметру балдахина алтаря изображены гроздья винограда, напоминая о словах Спасителя «Я есмь истинная виноградная лоза». Лестницы с обеих сторон алтаря символизируют восхождение от земли к небу. За алтарём находятся огромные органы с прекрасным звучанием.

Как добраться?

Адрес: Calle Mallorca 401. Храм Святого Семейства можно посетить с 9 до 18–20 часов. К остановке Sagrada Familia удобнее всего добраться (в рамках первоначального знакомства с достопримечательностями) или на метро веток L2 или L5.

Минуты, проведённые в Барселоне, драгоценны. Рекомендуется не тратить их на очереди, и заранее забронировать билеты на сайте знаменитого храма. Возможны пять вариантов посещения:

  • индивидуальное с аудиогидом и посещением смотровой башни за 29 EUR;
  • индивидуальное с аудиогидом и посещением музея Гауди за 24 EUR;
  • в составе групповой экскурсии (русского языка нет) за 24 EUR;
  • индивидуальное с аудиогидом за 22 EUR;
  • индивидуальное за 15 EUR.

Саграда Фамилия – архитектурное чудо, при осмотре которого лучше всего забыть об экономии, и выбрать самый подробный первый вариант. На одной из готовых башен есть смотровая площадка. Лифт доставляет посетителей до 65 м, после чего им приходится преодолеть 426 ступенек винтовой лестницы. Открывающийся вид Барселоны, шпилей и портиков храма быстро заставит забыть о тяготах подъёма.