Смерть близкого: можно ли плакать по усопшему. Почему нельзя плакать? Кто сказал, что нельзя

А чего смерти бояться? Все умрём. Столько хороших людей уже умерло, что и нам не грех в могилу лечь.

Комфорт и безопасность изменили нас. Порог боли и чувствительности современного человека сильно отличает нас от наших даже ближайших предков, и в этом нет ничего плохого, я и сам каждое утро восхищаюсь чудом горячей воды и благодарю Бога за свет и тепло. Но мы другие. Защитив себя и обезопасив жизни свои, кое в чем мы сделались более уязвимыми, а порой и беззащитными. Факт смертности – нашей и наших близких – мы теперь переносим куда тяжелее и болезненней, нежели наши прадеды.

В старину человека с детства приучали к мысли, что ему придётся похоронить родителей. И молодые люди знали, что доведётся не просто переживать утрату родителей, но именно – похоронить и сделать это красиво и правильно. А еще было чудесное слово «досмотреть», и достоинство детей оценивалось по тому, как они утешают своих умирающих близких, как успокаивают их угасающую старость. Подумайте: с детства к этому готовили. Не боялись детей испугать или шокировать. Как готовили? Говорили о смерти спокойно, как о чём-то естественном, не смягчая ее трагичности, не врали себе и детям, не прятались от нее. Старики собирали себе на смерть, готовили рубахи и платки – в чём в гроб положат, не боялись часто причащаться, не пугались писать завещаний и – плакали, конечно же, плакали – как же без этого? Кому же охота помирать? Столько дел! Столько работы! Но плач этот был правильным, он разрешался в особый ритуал, обряд – горе избывалось, обряжаясь в погребальные обычаи и традиции.

И не только к смерти родителей готовили от юности. Муж и жена – скорее всего кто-то пойдёт к Богу раньше, и уже во время венчания люди учились разлуке. Не ведая того, наши предки приучали своих детей к одному из самых изящных духовных упражнений. Покойный Сенека, наставник умирания, советовал своим ученикам: «Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы и любимые нами» (Письма 63,15). Думать – постоянно. Пребывать в памяти смертной. Не давать суете и малодушию спрятать от нас трагичности мира. Но Сенека говорит не просто о памяти смертной вообще, об отстранённом созерцании космического закона. Это созерцание конкретно. Философ призывал к перемене самого фокуса «смертельного созерцания». Верующих часто, иногда – справедливо, укоряют в эгоизме. В созерцании своей финальности действительно есть нечто эгоцентричное. Но в том, что умру я – нет еще большой трагедии. Порой смерти ждёшь, как избавления, отрады. Но – умрут любимые мною люди. Вот это по-настоящему ужасно. Мир полон боли, несчастий, болезней, но быть живым – это так хорошо.

Когда Софокл устами одного из своих персонажей говорит «высший дар – нерождённым быть» (Эдип в Колоне 1225), слушателя и читателя пронизывает космический холод, мурашки бегут по коже, одолевает и парализует благородная метафизическая тоска – до чего эпично, глубоко, красиво! И лишь истрезвившись от этой античной стужи, начинаешь понимать ложь этих слов. Да, ко мне, непомерно эстетствующему эгоисту эта фраза подойдёт, но разве я бы хотел, чтобы никогда на свет не появился мой ясноглазый племянник, или веселые братики, моя мама, мои добрые и терпеливые друзья, разве было бы хорошо, если бы они никогда не родились? Да, мир полон боли, горя, потерь, но эти люди – украшение человечества, вместе с ними даже в этот больной мир вошли и смысл и радость, и сквозь горе мы всё же радуемся, что кто-то славный побыл на этом свете пусть даже совсем чуть-чуть. Но как же больно от мысли, что однажды им всем придётся умереть.

«Человек начинается с плача по умершему». Так говорил покойный Мераб Мамардашвили. Не с плача по себе умершему или умирающему начинается человек, а с принятия и избытия смерти своих любимых. Этому плачу в хороших семьях приобщали с детства – чтобы человек в ребенке проснулся как можно раньше, чтобы через мужественное принятие смертности своей и своих любимых с первых дней своей жизни научиться принимать, благословлять этот мир, и – сопротивляться ему. Все наши близкие и друзья, любимые и хорошие – это люди, которых мы однажды потеряем. А еще – это люди, которые потеряют нас.

Однако «плач по умершему» это не просто красивый образ или стерильное духовное упражнение. У нас есть религия. Она учит нас правильному плачу по умершему, целительному плачу. Когда я только начинал служить священником, меня всегда смущали наши белорусские похороны: «профессиональные» плакальщицы, сложнейшие и разнообразнейшие ритуалы, особый панихидный распев и завывательная манера исполнять песнопения и потребность на грани одержимости «адправить пакойника» (помолиться за покойного) «як след» (как положено). Потом я понял, как же важен этот вой, эти эпические слёзы, «лишние» обряды.

Это – Белоруссия. Здесь было так много горя. В войну белорусы потеряли каждого четвертого, и, может быть, перенести нам все эти беды и помогла способность хоронить, «как положено». Не надо льстить себе: мы всего лишь люди – сколько бы вы не знали языков, какую бы изысканную литературу не читали, горе и боль, слёзы и утраты у нас у всех – человеческие. И эту боль надо уметь выплакать, провыть, прокричать.

Смерть – всегда не вовремя. Смерть застаёт нас врасплох. И нам нужно не только умом, но и самой кожей избыть это горе. Даже распоследние материалисты это, если не понимали, то чувствовали, изобретая гражданские панихиды и пресные минуты молчания. А в церкви – дым кадила, чтение бесконечных поминальных записок, столы с приношениями и запечатанная земля, и как запоют «Со святыми упокой», подхватит вся церковь этот скорбно-торжественный мотив, а потом разрешится в мужественный и трагичный мажор икоса восьмого гласа – «Сам Един еси Бессмертный, сотворивый и создавый человека». Выкричаться нам надо, пропеть, простонать сквозь слёзы и благодарную грусть. И интеллигентнейшая из русских женщин в минуту боли и утраты могла написать:

Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.

Современного человека, и, прежде всего ребенка, подростка со всех сторон ограждают от смерти, от самого факта и упоминания. Но ведь однажды ему предстоит проводить своих родителей в последний путь, и сделать он это должен «как следует». Религия есть некая культурная оформленность предельного человеческого опыта. Она дает не просто некий эмоциональный антидот, противоядие от чрезмерного потрясения, сознания необратимости, но само исполнение ритуала избывает скорбь, потому что кричим мы, плачемся Богу-Человеколюбцу, Утешителю сирот и смертников.

И Он не даёт нам ответов, как и пытливого Иова Он не уговорил, а только утешил – как? – не знаем ни мы, ни Иов. Дети, выросшие в семьях без подлинной религиозной традиции, более уязвимы, они беззащитны перед смертью, их не приучают с детства правильно переживать и осмыслять смерть и близких, и свою собственную. Наши панихиды, родительские субботы, грозные обряды, кутья, записочки и сорокоусты могут показаться ненужным усложнением, недостойным благородной евангельской истины. Но стоит ли от этого отказываться перед лицом всех наших утрат бывших и – непременно – будущих? А потому, смертнички мои, положу я в кадило побольше ладану и затяну длинную и громкую белорусскую панихиду, чтобы и живые, и мёртвые услышали и утешились скорой грядущей встречей.

На вопрос Почему говорят по умершим нельзя плакать так мы жалеем себя и этим вредим им там плохо из за этого заданный автором Xieria лучший ответ это Люди радуются-когда человек, ребенок рождается, в то время когда сам ребенок плачет, так как осознаёт, что его сознание обреченно в форму. Люди плачут когда человек "умирает",в то время как человек может радоваться (ну это уже зависит от того, как он прожил сей отрезок)
Оставьте мертвецам хоронить своих мертвецов-Иисус Христос.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему говорят по умершим нельзя плакать так мы жалеем себя и этим вредим им там плохо из за этого

Ответ от шеврон [гуру]
я слышал только то что оплакивать это хорошо


Ответ от словосочетание [новичек]
А ещё говорят, умершему легче тебя с собой забрать и там успокоить, чем смотреть как ты мучаешься за ним....


Ответ от Vinchi`s Cat [гуру]
Это наш путь и смерть только этап между мирами. Вы же не оплакиваете гостя, который покидает дом гостеприимных хозяев, пускаясь в странствие? И потом, рано или поздно близкие и друзья воплощаются в новых мирах. И не доверяйте особо книжникам, которые не знают того, о чем рассуждают. Если вдуматься, мы жалеем не ушедших, а себя. Загробный мир столь же реален, как и наш. Просто вернуться обратно невозможно.


Ответ от Впросонках [гуру]
фуфло это все, бабкины сказки для защиты людей так сказать чтоб человек от горя не сошел с ума


Ответ от Ариадна [активный]
Если интересно, как древние славяне это объясняли, то я привожу одну занятную притчу, иллюстрирущую их отношение к слезам по умершему.
"У бабы померла дочка. Баба долго плакала, мгого слез пролила и все время горевала о покойнице. Однажды она уснула и видит во сне (сон-мифологическая проекция загробного мира, мое примечание) , как идет ее дочь и тащит огромные тяжелые ведра. "Доченька, -спрашивает баба, - А что это за тяжелые ведра ты на себе несешь? " "А это, матушка, слезы, что ты по мне выплакала. " Баба проснулась и с того дня больше не плакала. "


Ответ от Ёветлана Лихацкая [гуру]
У души уже свой путь. Не надо ей мешать и притягивать обратно.
"В какой эзотерики это говориться?"...)) Ни в какой!))


Ответ от Bob Ghosh [гуру]
Когда человек знает предсмертные стадии, у него пропадает страх, и он сам
может определить их и подготовиться к смерти, сосредоточившись на имени
Бога. Каждый человек очень привязан к этой жизни. Ум подбрасывает в это
время разные мысли и появляется страстное желание жить и это желание -
причина следующего тела (жаль собаку, родишься собакой, жаль сад, родишься
деревом и т.д.). В момент смерти человек начинает верить в Бога. Человек
видит свет, исходящий от Параматмы (экспансия Бога, находящаяся в области
сердца). Когда душа движется по центральному каналу (нади), кажется, что она
движется через трубу, тоннель и в конце его виден свет. Первичный свет
(наиболее яркий) видится сразу, как только отключаются чувства. надо сразу
звать Бога по имени или с молитвой обратиться к Нему. Вторичный свет (более
тусклый) появляется, когда душа не заметила первичного и уже вышла из тела.
Это второй шанс обратиться к Богу. Параматма при этом выходит вместе с
душой.
Процесс умирания.
1. Появляется тяжесть во всем теле, внешне это выглядит как потеря контроля
за мышцами лица, за исключением глаз. Надо молиться или просто повторять имя
Бога.
2. Затем возникает ощущение очень сильного холода, озноба, переходящего в
жар. пропадает зрение. Надо читать молитву, имя Господа и готовиться к
встрече со светом.
3. Возникает ощущение, что тело одновременно кусают тысячи скорпионов, оно
рвется на части. Внешне это видно как учащение дыхания. Это тонкое тело
отделяется от грубого физического. Теперь полностью отключаются чувства, но
душа еще находиться в сердечной чакре. Надо говорить умирающему, обратившись
к нему по имени: "Не пугайся! Сейчас ты увидишь свет, надо на нем
сосредоточиться, войти в него. Моли Бога!"
Если умирающий не сумел обратиться к Богу и душа вышла из тела, он видит
свое тело и своих родственников со стороны. Видит их скорбь, их слезы,
причитания, пугаясь и теряясь при этом. Надо обязательно успокаивать
умершего, обращаясь к нему по имени: "Не бойся ничего. Забудь обо всех и обо
всем. Молись свету, который появляется перед тобой. Это твой спаситель"
Потом свет пропадает, если душа не смогла сосредоточиться и войти в него.
Она уходит в промежуточные слои на срок на 49 дней, до нового воплощения.
Все 49 дней надо говорить умершему, давая ему наставления вспомнить о Боге.
Поскольку душа в этом состоянии может прийти к вам из любой точки
пространства, как только вы ее позовете, зовите ее каждый день и давайте
наставления. Это надо делать у места, связанного с умершим (кровать, фото и
т.п.).
Обращаясь по имени говорите: "Не спеши рождаться, если увидишь безбожную
страну. признак духовной страны - много храмов. И не спеши выбирать
родителей. Просмотри их будущее и только если оно связано с духовностью,
останавливайся на этих родителях". Если не говорить об этом умершему, то
через 49 дней душа воплотится не самым лучшим образом.
Привязанность к этому миру, нежелание умирать мешает уходу души. Надо
говорить умирающему: "Не надо ни о чем жалеть, обращайся к Богу с молитвой,
громко зови Его по имени."
Проводы умирающего.
При жизни надо рассказать человеку о Кришне. А в момент умирания нельзя:
1. Беседовать на мирские темы - это вызывает привязанность к материальному,
вызывает сильное смятение и нежелание уходить.
2. Прощаться, скорбеть, рыдать - это вызывает помрачение рассудка у
умирающего.
3. Касаться тела умершего (даже брать за руку), поскольку вы можете помешать
душе выйти по каналу, предназначенному ей по карме, направив ее в другой
канал. Однако, если человек засыпает, его надо будить, трясти. Когда он
проснется, продолжать давать ему наставления.
В зависимости от уровня духовного развития, если тонкое тело выходит через
нижние врата (анус), душа воплощается в животное, средние - получает тело
человека, верхние (темя) - попадает на райские планеты. Выход через сушумну
- попадание на трансцендентный уровень.
Если человек при жизни был привязан к сексу, его тонкое тело и душа выход


http://geo-storm.ru/vechnye-voprosy/pochemu/mozhno-li-plakat-po-umershemu/

Тяжесть потери близких людей невозможно передать словами. Трудно сдерживать слезы при воспоминании о них, справляться с эмоциями и привыкать жить, когда их не будет рядом. Но почему говорят, что нельзя плакать по умершему?

По канонам православной церкви запрещается долго лить слезы по усопшим людям. В основе этого факта лежит философское отношение к смерти у христиан. Человеческие души бессмертны. А тела усопших согласно принятому обряду погребения предаются земле. Душа близкого и родного человека переходит в совершенную жизнь и получает второе рождение. Священнослужители не рекомендуют тратить энергию и силы на слезы по усопшим родственникам, а советуют уделить внимание молитвам об упокоении их душ. Такие действия помогают взять себя в руки и перестать проливать горькие слезы из-за такой трагедии.

Следующая версия ответа основана на мнении медицинских работников и психологов. Длительное депрессивное состояние, основанное на повышенной слезливости родственников умершего человека, приводит к развитию патологических состояний нервной системы. По утверждениям психологов, постоянная скорбь в течение долгих месяцев и частые слезы приводят к диагностированию серьезных психических и физических заболеваний, вплоть до потери разума и сумасшествия. Таких людей нельзя оставлять без внимания и в случае длительного депрессивного состояния обращаться за помощью квалифицированных специалистов.

Еще одна версия того, почему считается, что нельзя плакать по умершему, основана на народных приметах. Согласно таким приметам появилось утверждение о том, что повышенная слезливость родственников приводит умерших к холоду и избыточной влаге. Ведь все слезинки падают на них в ином мире, и их душам будет сложнее обрести покой. Также снятся вещие сны, в которых усопшие родственники просят перестать оплакивать их. Частые молитвы, заупокойные службы по душам близких людей, заказанные в церквях считается наилучшим выражением искренней к ним любви.

Конечно, трудно сдерживать эмоции, слезы после смерти родственников, противостоять нахлынувшему горю. Душевную боль утраты можно сравнивать со страшными физическими муками. Но покойным от этого легче не станет, а стрессовая ситуация, затяжная депрессия, состояние постоянной печали и скорби приведут к новым неприятностям, ухудшению здоровья живых родственников. Поэтому, не нужно плакать по умершему человеку. Лучше постоянно ставить свечи за упокой его души, и заказывать панихиды.

Сегодня существует множество примет и поверий, рассказывающих нам, почему нельзя плакать. Некоторые говорят, что нельзя плакать в зеркало, другие утверждают, что нельзя плакать по умершему. Как результат, наслушавшись таких советов, в следующий раз, почувствовав ком в горле и подходящие к глазам слезы, мы непроизвольно сдерживаемся - не буду плакать, нельзя ведь - говорим мы сами себе. И даже не задумываемся, а на каком собственно основании кто-то понял, что нельзя плакать в тех или иных случаях? И не совершаем ли мы ошибку, слепо доверяя таким рекомендациям, в то время, как надо бы перепроверить такую информацию? Для того чтобы разобраться, почему нельзя плакать в некоторых случаях, мы предлагаем по-иному посмотреть на слезы, почему иногда хочется поплакать, какими бывают слезы, что они несут в себе. Как всегда, сделаем все это с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Действительно ли нельзя плакать в некоторых случаях?
Что такое слезы? Почему люди плачут? Почему иногда хочется поплакать?
Почему нельзя плакать? Кто это утверждает и почему? Откуда берутся такие приметы и поверья?

Прежде чем разбираться, почему и когда можно, а когда нельзя плакать, важно понимать, что слезы бывают разными. Подавляющее число людей плачут редко, в самых стрессовых ситуациях, или вообще никогда. Мы не будет говорить о таких слезах, потому что они - просто физическая реакция тела человека на сильную боль, душевную или физическую.

Но среди нас есть особенные личности, для которых слезы - это показатель эмоций, отражение их внутренних состояния. Видя разные ситуации вокруг себя, особенно, какие-то трогательные или, наоборот, страшные, слезы наворачиваются у них на глаза, и сдержать их очень трудно. Вот именно о таких людей и их слезах и пойдет речь в этой статье.

Слезы - это выражение эмоций для людей со зрительным вектором . От природы зрительники обладают огромным диапазоном эмоций, смена которых проходит очень и очень часто. Человек может веселиться, смеяться, а потом вдруг загрустить или даже заплакать. Так же смехом или слезам зрительник может реагировать на абсолютно разные вещи, например, испуг, картинка катастрофы, страдания людей или животных, стихотворение или драма. И все эти эмоции, а также реакции организма на них, для самого зрительника наступают внезапно. Он сам так о себе и говорит: у меня часто меняется настроение.

Среди зрительних людей иногда бытует мнение, что плакать нельзя, это вредно, неприятно и противно, а также очень некрасиво. На самом деле, это правда, но лишь отчасти, потому что слезы у зрительника бывают двух разных типов. Первый из них, это так называемые слезы за себя , они вызываются страхами за себя, свою красоту, свою жизнь. Например, можно плакать в истерике, что тебя никто не любит. Или, что ты заболел, и скоро умрешь. Такой тип зрительных слез - очень тяжелый, они не дают ничего, кроме зрительной раскачки в увеличение страдания. Нельзя запретить себе плакать, но важно вовремя задумать, что такие слезы несут в себе мину замедленного действия. Истерики, нарастающее ощущение страха - это все сопровождает человека, который часто плачет о своих проблемах. Необходимо избавиться от этих состояний как можно быстрее, для улучшения своего же самочувствия. Проще сказать, чем сделать? А сделать это можно только поняв разницу между истеричными слезами и слезами сопереживательными. И тот, и другой тип слез присущи зрительным людям.

Второй тип слез - совершенно обратный первому. Это чистое, светлое состояние зрительного вектора. Это слезы за других, слезы сопереживания, сочувствия, разделения состояний человека. Такие слезы, даже если ощущаются, как боль, всегда за собой несут на следующий день облегчение, любовь к жизни и миру. Поэтому часто просто хочется поплакать - мы ищем для этого душещипательную мелодраму или грустную историю любви. Сдерживать такие слезы разными рационализациями про то, что это вредно - глупо. Наоборот, это полезное, нормально состояние для зрительника - смотреть на мир и плакать: от радости, от счастья, от сострадания.

Почему люди говорят, что плакать нельзя?

Любая народная мудрость имеет свои корни. Фольклористика - интереснейшая наука, которая дает возможность знать пословицы, поговорки, приметы. Но без системного понимания их смыслов, мы имеем всего лишь каталог мудрости, который не дает нам большого толка.

А вот рассматривая их через спектр системно-векторного мышления, открываются многие смыслы. Например, примета, что нельзя плакать перед зеркалом, дает нам понять ее создателя - человека со зрительным вектором в состоянии страха . Раскачиваясь в своих эмоциональных состояниях, он способен в зеркале увидеть все, что угодно (вплоть до черта), не зря в фильмах ужасов именно зеркало и отражение в нем используется, как один из самых страшных моментов. На самом деле, в этой примете нет ничего правдивого, кроме испуга отдельных людей.

Смысл слез всегда был загадочен для людей. Плачущий человек мог вызывать сочувствие, сострадание. "Не плачь по умершему, ни ему, ни себе не поможешь, только нервы истратишь" - рекомендация не самых зрительных людей. На самом деле именно слезы могут давать огромное облегчение для человека, находящегося в состоянии горя. Выплакаться, выговориться - то, что нужно в состоянии стресса, это прекрасное лекарство и природный антидепрессант для зрительника. Плача, мы снимаем с себя напряжение, даем освобождение нахлынувшим эмоциям, а сдерживая слезы, наоборот, оставляем проблему внутри, консервируя ее, а это значит, что рано или поздно, она прорвется или вылезет наружу психосоматическим заболеванием.