Скорочтение — как и зачем читать тысячи слов в минуту. Нормативы скорости чтения Почему стоит обращать внимание именно на литературу для внеклассного чтения

Источник: Википедия

Алекса́ндр Се́лькирк - шотландский моряк, проведший 4 года и 4 месяца (в 1704-1709 годах) на необитаемом острове Мас-а-Тьерра (ныне - Робинзон-Крузо в состав архипелага Хуан-Фернандеса) в Тихом океане в 640 километрах от побережья Чили. Послужил прототипом Робинзона Крузо - литературного героя романа Даниеля Дефо.

27-летний боцман судна «Сэнк пор», которое входило в состав флотилии под командованием Уильяма Дампира, в 1704 году отправился к берегам Южной Америки. Вспыльчивый и своенравный, он постоянно вступал в конфликты с капитаном судна Страдлингом. После очередной ссоры, которая произошла возле острова Мас-а-Тьерра, Селькирк потребовал, чтобы его высадили; капитан немедленно удовлетворил его требование. Правда, позже моряк просил капитана отменить свое распоряжение, но тот был неумолим, и Селькирк смог покинуть остров только более чем через четыре года.

У Александра Селькирка были некоторые вещи, необходимые для выживания: топор, ружьё, запас пороха и др. Страдая от одиночества, Селькирк привыкал к острову и приобретал постепенно необходимые навыки выживания. Поначалу его рацион был скудным - он питался моллюсками, но со временем освоился и обнаружил на острове одичавших домашних коз. Когда-то здесь жили люди, привёзшие с собой этих животных, но после того, как они покинули остров - козы одичали. Он охотился на них, тем самым добавив в свой рацион столь необходимое для него мясо. Вскоре Селькирк приручил их и получал от них молоко. Из растительных культур он обнаружил дикие репу, капусту и черный перец, а также некоторые ягоды.

Опасность для него представляли крысы, но на его счастье на острове жили и дикие кошки, ранее привезённые людьми. В их компании он мог спать спокойно, не боясь грызунов.

Селькирк построил себе две хижины из пименты лекарственной. Его запасы пороха подошли к концу, и он был вынужден охотиться на коз без ружья. Преследуя их, он как-то раз так увлёкся своей погоней, что не заметил обрыв, с которого упал и провалялся так какое-то время, чудом выжив.

Чтобы не забыть английскую речь, он постоянно читал вслух Библию. Не сказать, чтобы он был набожным человеком - так он слышал человеческой голос. Когда его одежда стала изнашиваться, он стал использовать для неё козьи шкуры. Будучи сыном кожевника, Селькирк хорошо знал, как нужно выделывать шкуры. После того как его ботинки износились, он не стал делать себе новые, потому что его ноги, загрубевшие от мозолей, позволяли ходить без обуви. Также он нашёл старые обручи от бочек и смог изготовить из них подобие ножа.

Однажды на остров прибыли два судна, оказавшиеся испанскими, а Англия и Испания в те времена были врагами. Селькирка могли арестовать или вовсе убить, так как он был капером, и он принял нелёгкое для себя решение спрятаться от них.

Спасение пришло к нему 1 февраля 1709 года. Это было английское судно «Герцог», с капитаном Вудсом Роджерсом, который назвал Селькирка губернатором острова.

Многие из вас слышали о скорочтении, курсах и методиках, помогающих читать быстрее и воспринимать большие объемы информации в короткие сроки. Сейчас я расскажу вам, как за несколько минут начать читать со скоростью 300 слов в минуту. Речь пойдет о технологии RSVP (Rapid serial visual presentation), что в переводе на русский означает “Быстрый последовательный визуальный показ”.

Суть состоит в быстром показе текста в определенной области экрана, обычно в центре. При этом слова предстают последовательно, одно за другим. Читая таким образом, у человека попросту нет возможности задуматься, отвлечься или вернуться на предыдущую строку, так как слова на экране меняются очень быстро. Это сокращает время чтения, ибо мы тратим около 1/6 от общего времени на возвраты к предыдущим абзацам и страницам.

Подобный способ восприятия информации позволяет моментально повысить скорость чтения, как минимум, в 2 раза. Все приложения подобного рода имеют функцию настройки скорости показа слов (обычно от 100 до 1000 слов в минуту). По своему опыту, первый раз использовав такой подход, я без труда читал тексты со скоростью 300-400 слов в минуту, при том, что средняя скорость чтения современного человека ~200 слов в минуту. Далее все зависит от вашего желания и целеустремленности.

Такой вариант идеально подходит для чтения и восприятия публицистической и художественной литературы, однако чтение научных и технических текстов с обильным наличием формул, графиков и диаграмм будет весьма затруднительным.

На данный момент разработано достаточно приложений, как десктопных и браузерных, так и мобильных. Я расскажу о самых интересных.

Velocity - Speed Reader
Одно из лучших приложений в своем роде. Поддерживает чтение статей из Pocket и Instapaper. Имеет встроенный браузер и локальное хранилище, куда можно загрузить любую книгу или статью, например.txt формата.

Платформа: iOS
Стоимость: $2.99
Скачать в AppStore

ReadQuick - Speed Reader for iOS
Это приложение имеет схожий функционал с Velocity и в добавок поддерживает чтение статей из Readability. Единственным недостатком является цена.

Платформа: iOS
Стоимость: $9.99
Скачать в AppStore

Outread - Speed Reading
Разработчики данного приложения использовали иной подход к показу текста. Он заполняет весь экран, так же, как в iBooks, а весь процесс чтения напоминает караоке.

Платформа: iOS
Стоимость: $2.99
Скачать в AppStore

Spritz
Spritz - это не приложение, это больше похоже на расширение для браузера, хоть и не является таковым в классическом понимании. Все, что вам нужно для работы, так это создать закладку в Favorites Bar вашего браузера со специальной страницы сайта разработчика. Поддерживаются все современные браузеры, за исключением Opera.

Браузер: Google Chrome, Safari, EE, Firefox
Стоимость: Бесплатно
Скачать

Reedy
На этот раз мы имеем полноценное расширение для браузера, однако исключительно для Google Chrome. Работает оно схожим образом со Spritz. Нужно выделить текст и нажать Alt+S. Далее начнется показ.

Браузер: Google Chrome
Стоимость: Бесплатно
Скачать

Итог

На мой взгляд, Velocity и Spritz являются наиболее интересными и комфортными приложениями. Первым я пользуюсь на протяжение нескольких месяцев и полностью доволен результатом. А какой выбор сделаете вы? Какое приложение используете сейчас?

Экология потребления. Лайфхак: Насколько больше ты бы успевал сделать, если бы мог читать весь необходимый тебе материал за 1/3 или 1/5 времени, которое уделяешь этому обычно?..

Насколько больше ты бы успевал сделать, если бы мог читать весь необходимый тебе материал за 1/3 или 1/5 времени, которое уделяешь этому обычно? Процесс скорочтения – это процесс управления мелкой моторикой. Точка.

Все, что ты прочтешь ниже, было написано несколько лет назад и сформулировано, как напыщенная проза для студентов университета Лиги Плюща, но обязательно принесет тебе существенные результаты.

Проект PX

Результаты проекта PX, единого трех-часового когнитивного эксперимента, показали общее увеличение скорости чтения на 386 процентов. Этот метод протестировали на носителях пяти языков. Даже люди, страдающие дислексией, смогли научиться читать техническую литературу со скоростью в 3000 слов в минуту (с/м) или 10 страниц в минуту. Одну страницу за шесть секунд.

Для сравнения, средняя скорость чтения в США составляет 200-300 с/м (от ½ до 1 страницы в минуту). Самый быстрочитающий процент населения читает со скоростью 400 с/м.

Зная основные принципы, по которым работает зрительная система человека, можно избавиться от ее естественных недостатков, что поможет увеличить скорость чтения и улучшить запоминание.

Чтобы выполнить упражнения и увидеть результаты, тебе понадобятся:

  • книга толщиной в 200+ страниц, которую нужно положить на ровную поверхность,
  • ручка,
  • таймер (в идеале – секундомер с будильником или кухонный таймер).

Выполняй упражнения 20 минут в течение одного сеанса.

Для начала проговорим несколько терминов и особенностей, свойственных процессу чтения.

A) Чтобы увеличить скорость чтения, нужно минимизировать количество и продолжительность фиксаций на каждой строчке

Мы читаем не по прямой линии, а скорее последовательными скачкообразными движениями (прыжками). Каждый скачок заканчивается фиксацией – временной задержкой на тексте в области, на которую ты смотришь. У нетренированных читателей каждая фиксация длится примерно ¼-1/2 секунды.

Чтобы понять, как это происходит, закрой один глаз, прикоснись пальцем к поверхности своего века, а потом начни медленно двигать другим глазом по горизонтальной линии – ты почувствуешь отчетливые скачки и периоды фиксации.

B) Чтобы увеличить скорость чтения, нужно научиться не возвращаться назад и не перечитывать

Нетренированные читатели тратят почти 30 процентов времени чтения на регрессии (сознательное перечитывание) и прыжки назад (бессознательное перечитывание текста при потере точки фиксации).

C) Используй упражнения, чтобы расширять свое горизонтальное периферическое зрение и увеличивать количество слов, которые регистрируются при каждой фиксации

Нетренированные читатели во время чтения фокусируются на центре картинки и не используют свое горизонтальное периферическое зрение, из-за чего упускают почти 50% слов во время каждой фиксации (количество слов, которое можно воспринять и «прочитать» во время каждой фиксации).

Ты:

  1. Научишься технике скорочтения.
  2. Научишься применять эту технику на большой скорости.
  3. Научишься проверять свое понимание текста.

Это отдельные шаги, и твоему организму будет проще адаптироваться к новой технике, если ты будешь заниматься ими по отдельности.

К примеру, не стоит волноваться о понимании текста, если ты тренируешь моторику, чтобы увеличивать свою скорость. Правильная последовательность это:

техника -> скорость -> понимание текста.

Тебе придется практиковать технику со скоростью в три раза выше той, с которой ты хочешь научиться читать. То есть, если сейчас ты читаешь со скоростью в 300 слов в минуту и хочешь ускориться до 900 слов в минуту, тебе придется практиковаться читать 1800 слов в минуту или 6 страниц в минуту (10 секунд на одну страницу).

Сегодня мы поговорим о двух главных технических приемах скорочтения, которые научат тебя:

  1. Как следить за текстом и задавать себе скорость чтения.
  2. Как расширить поле своего восприятия.

Первое – Определи свои исходные данные

Чтобы определить свою начальную скорость чтения, возьми книгу, с которой будешь практиковаться (пусть она лежит открытой на столе) и посчитай количество слов в 5 строчках. Раздели общее количество слов на 5. Ответ, который ты получишь - это среднее количество слов в каждой строчке.

Пример: 62 слова/5 строчек = 12.4, округленное до 12 слов в каждой строчке. После этого посчитай количество строчек на пяти страницах и раздели полученное число на 5, чтобы узнать среднее количество строчек на каждой странице. Умножь ответ на среднее количество слов в каждой строчке, и ты узнаешь среднее количество слов на каждой странице.

Пример: 154 строчки/5 страниц = 30.8, округленное до 31 строчки на странице x 12 слов в каждой строчке = 372 слова на странице.

Отметь первую строчку и начинай читать. Читай ровно минуту – не нужно читать быстрее, чем обычно. Читай так, чтобы понимать материал. По истечении одной минуты умножь число строчек на среднее количество слов в строчке, чтобы определить скорость, с которой ты читаешь на данный момент.

Второе – Как следить за текстом и задавать скорость чтения

Регрессии, прыжки назад, и длительность фиксации можно минимизировать, если использовать что-то, чтобы следить за текстом и задавать себе скорость чтения.

Пользовался ли ты ручкой или пальцем, когда считал количество слов и строчек в своей книге? Ручка может послужить вспомогательным средством, которое помогает следить за текстом и управляет эффективностью и точностью фиксации. Это позволяет не отвлекаться и очень помогает при скорочтении.

Держи ручку в доминирующей руке. Подчеркивай каждую линию (не снимай с ручки колпачок), и фиксируй глаза на кончике ручки. Это поможет тебе не только следить за текстом, но и поддерживать одинаковую скорость во время чтения и уменьшить длительность фиксаций. Можешь держать ее так, как держишь, когда пишешь, но лучше всего держать ее под рукой, вплотную прижатой к странице.

  • Техника (2 минуты): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать скорость чтения. Подчеркивай каждую строчку, фокусируясь на кончике ручки. Не нужно думать о понимании материала. Не задерживайся на одной строчке более чем на 1 секунду и увеличивай скорость с каждой новой страницей. Читай, но ни при каких обстоятельствах не трать на одну строчку больше одной секунды.
  • Скорость (3 минуты): повтори упражнение. Не трать на каждую строчку более, чем полсекунды (2 строчки за секунду). Вполне возможно, что ты ничего не поймешь. Это нормально. Поддерживай скорость и технику – ты вырабатываешь в себе рефлексы восприятия. Это упражнение на скорость, цель которого – ускорить адаптацию твоей системы. Не снижай скорость. Полсекунды на строчку в течение трех минут. Смотри на точку над ручкой и сосредоточься на технике и скорости. Сосредоточься на упражнении. Не витай в облаках.

Третье – Расширение восприятия

Даже если сфокусироваться на центральной части экрана компьютера (целевой области центральной ямки глаза), твой глаз все равно воспринимает и видит его углы. Тренируя и расширяя свое периферическое зрение, можно увеличить скорость чтения на 300 процентов.

Нетренированные читатели используют примерно половину поля своего периферического зрения. Они движутся глазами от первого слова до последнего и тратят 25-50 процентов своего времени на то, чтобы “читать” поля, на которых ничего не написано.

В качестве примера, возьмем такое предложение:

“Когда-то давным-давно студенты любили читать по четыре часа в день”.

  • Техника (1 минута): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать себе темп чтения одной строчки в секунду. Начинай со второго слова каждой строчки и заканчивай на предпоследнем слове до конца строчки. Не нужно думать о понимании материала. Не задерживайся на одной строчке более чем на 1 секунду и увеличивай скорость с каждой новой страницей. Читай, но ни при каких обстоятельствах не трать на одну строчку больше одной секунды.
  • Техника (1 минута): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать себе темп чтения одной строчки в секунду. Начинай с третьего слова каждой строчки, и заканчивай на третьем слове до конца строчки.
  • Скорость (3 минуты): начинай как минимум с четвертого слова каждой строчки и заканчивай на четвертом слове до ее конца. Повторяй это упражнение и не трать на одну строчку больше, чем полсекунды (2 строчки за одну секунду).

Вполне возможно, что ты ничего не поймешь. Это нормально. Поддерживай скорость и технику – ты вырабатываешь в себе рефлексы восприятия.

Это упражнение на скорость, цель которого – ускорить адаптацию твоей системы. Не снижай скорость. Полсекунды на строчку в течение трех минут. Смотри на точку над ручкой и сосредоточься на технике и скорости. Сосредоточься на упражнении. Не витай в облаках.

Четвертое – Посчитай новое количество слов в минуту

Отметь первую строчку и читай ровно минуту – пытайся читать как можно быстрее, но при этом осмысливая всю информацию. Умножь количество строчек на ранее высчитанное среднее количество слов в строчке, чтобы определить количество слов, которое ты можешь прочитать в минуту с новой скоростью.

Поздравляем – ты завершил беглый обзор принципов, которые можно использовать, чтобы ускорить человеческое когнитивное восприятие (обработку и использование информации). P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Количество прочитанных слов - один из показателей, по которым определяют уровень развития маленького ребенка. Вы можете помочь своему малышу развить скорость чтения.

Сколько слов в минуту должен читать первоклассник

К приходу в школу бывшей детсадовец должен уметь считать до 20, определять геометрические фигуры и знать растения, которые растут в его местности. А вот требований к чтению для будущего школьника нет.

Такие требования возникают только во время учебы. Впервые скорость чтения проверяют через полгода после начала обучения. В советские времена к концу первого класса ребенок должен был читать не менее 47 слов в минуту, чтобы получить «отлично», сейчас этот показатель снизили до 40 слов.

Какая норма чтения в начальной школе

В Европе оценивают не скорость чтения, а другие показатели. Российское образование также постепенно к этому движется. Сейчас учителя учитывают следующие показатели:

  • выразительность чтения и умение расставлять логические паузы;
  • осознание сути прочитанного;
  • умение соединять логические части прочитанного;
  • способность анализировать текст;
  • воспроизведение целостных слов, а не букв или слогов;
  • четкость произношения звуков.

Впрочем, скорость чтения пока все равно измеряют и ставят за нее оценки. Ко второй четверти первоклашка должен читать более 20 слов в минуту на оценку «5», к третьей – более 36 слов, к четвертой – более 40 слов. Для оценки «4» достаточно 16, 26 и 31 слова соответственно.

Как научить ребенка читать к 1 классу

Если вы хотите, чтобы ребенок быстро и хорошо читал в начальной школе, начинайте обучать его этому заранее. Вот несколько упражнений для дошколят, которые повысят скорость чтения:

  • Соревнование. Предложите малышу посоревноваться, кто сможет прочитать текст быстрее. Засеките время и по очереди прочитайте текст на скорость. После этого вместе проанализируйте, кто из вас какие ошибки допустил.
  • Изменение темпа чтения. Учите малыша читать в разном темпе. Сначала пусть прочитает текст очень быстро, затем медленно и выразительно.
  • Чтение с помехами. Соорудите из бумаги своего рода маятник и водите им по странице перед читающим ребенком. Это поможет ему воспринимать весь текст целиком, а не отдельные его части. Также такое упражнение тренирует фантазию, ведь ребенку нужно додумывать те части текста, которые он не видит.

Не волнуйтесь, если ваш малыш читает медленнее, чем нужно. Прививайте ему любовь к литературе, и тогда он обязательно научится читать быстро, выразительно и осознанно.

Залогом успешного обучения ребенка является умение читать, которое формируется фактически всю начальную школу, а у многих этот навык развивается и далее. Некоторые продолжают его тренировать и в зрелом возрасте, что позволяет им быстрее прочитать материал одинаковой сложности и объема на разных этапах собственной жизни.

Не синонимична скорости восприятия текста, так как выражается еще и в степени его осмысления. Особо важна она для развития такой характеристики, как техника чтения, 1 класс. Нормативы устанавливаются достаточно щадящие, так как любые сложные навыки развиваются в течение долгого времени.

Что такое техника чтения

1 класс (нормативы будут приведены в таблице) является очень ответственным периодом в жизни ребенка. Ведь если не научиться в этом возрасте читать, далее это сделать будет значительно труднее. Многие дети уже идут в школу, умея читать, что позволяет им с отличием проходить все проверки. Те же, кто не умеет читать до первого класса, как правило, получают оценку ниже, так что настоятельно рекомендуется обучать ребенка восприятию несложных текстов с самого раннего возраста.

Техника чтения (1 класс): нормативы, которые были установлены государством, не включают в себя только Важно понимать, что хоть в таблице приводится только этот показатель, надо учитывать и другие критерии.

Осознанность чтения

Данный параметр определяет, как ребенок воспринимает и запоминает прочитанное. Осознаность чтения зависит не только от способностей ребенка, но и содержания отрывка. Желательно для проверки этой составляющей техники чтения использовать несложные тексты, в которых мало длинных предложений. А оценка пусть выставляется на фоне остальных.

Скорость чтения

Это важный параметр, поэтому он и обозначен в качестве основного. Чем быстрее человек прочитывает материал, тем больше у него будет свободного времени после учебы и выполнения необходимого домашнего задания в дальнейшем. Следовательно, ему будет легче заставить себя работать, так как ему не составит особого труда выучить параграф. Фактически одно свойство дополняет другое, поэтому для эффективного запоминания материала нужно как уметь быстро воспринимать текст, так и понимать его смысл.

Способ чтения

Для взрослых людей данный показатель не входит в технику чтения, но вот для детей он очень важен. То, читает ребенок по слогам материал или способен видеть целое слово или часть фразы, показывает степень усвоения навыка. Конечно, взрослые люди воспринимают несколько слов одновременно с помощью периферического зрения, но данное умение уже непосредственно влияет на предыдущий показатель. Следовательно, он характеризует не умение читать, а только количество затрачиваемого на это времени.

Выразительность чтения

Техника чтения 1 класс (нормативы по ФГОС) предусматривают и следующий критерий техники чтения. Выражается он в таких показателях:

  • Использование пауз, которые помогают переварить слушающему человеку и самому читающему все то, что было сказано ранее. Когда ребенок учится читать про себя, паузы никуда не деваются, интонационно выделяя значимые фрагменты текста, что настраивает мозг на их улучшенное восприятие.
  • Нахождение нужной интонации. Эта задача непроста по той причине, что ребенку нужно одновременно охватить куски текста глазами, проанализировать их эмоциональную насыщенность и подумать, какая интонация лучше всего подходит для них.
  • Верная постановка ударения. Очень часто из-за отсутствия этого умения слушать текст становится невозможно, или же он начинает неправильно восприниматься. То же самое, между прочим, касается и пауз. Та известная фраза "казнить нельзя помиловать" меняет свой смысл не только от местонахождения запятой, но и от правильной паузы.

Как видим, существует очень много факторов, влияющих на такой параметр, как техника чтения.

1 класс: нормативы по Занкову

В начале первого класса оценки за учебу не выставляются. Следовательно, если есть проверка техники чтения учащегося, она производится только для анализа прогресса. Во второй половине учебного года ребенок должен мастерски читать по слогам небольшие предложения, а также уметь слушать. Еще он должен демонстрировать осмысление текста: отвечать на вопросы, заданные преподавателями, и вкратце пересказывать прочитанное.

Но последнее действие не всегда характеризует технику чтения ребенка, так как способность к ораторскому мастерству может быть хорошей, а мысли маленькие дети не умеют формулировать так, как это делает даже плохо говорящий взрослый. Поэтому умение пересказать текст должно быть только дополнительной характеристикой, связанной с таким понятием, как техника чтения (1 класс, нормативы).

2014 год (программа) и новые редакции нормативов: таблица

Рассмотрим, какие нормы скорости чтения должны соблюдаться для выставления определенной оценки.

Как улучшить технику чтения у ребенка

Техника чтения, 1 класс - нормативы и правила - это хорошо, но как же достичь высоких результатов? Для ребенка, который только научился читать, стать отличником в этом аспекте достаточно затруднительно. Для развития техники нужно ребенку выполнять такие упражнения:

  • Ежедневное чтение вслух дома текстов разной сложности. Это могут быть и знакомые стихи, и интересные новые книги. Школьных уроков чтения для повышения скорости явно недостаточно.
  • Чтение наоборот. Это очень полезное упражнение, которое учит ребенка объединять буквы в слова и читать даже такие термины, о которых он никогда не слышал и понятия не имеет, как должны они выглядеть в тексте.

Также для повышения эффективности чтения можно пробовать воспринимать материал, перевернув книгу вверх ногами.