Скорочтение — как и зачем читать тысячи слов в минуту. Что такое техника чтения

Быстро читать - полезный навык, необходимый современному человеку, который очень пригодится в работе, учебе или даже при чтении художественных книг. В этой статье мы научимся читать в 2-3 раза быстрее. Главное, правильно научиться работать глазами во время чтения, так как значительная часть времени тратится на перемещение глаз, задержку их и так далее.

Необходимое оборудование:

    Книга, толщиной от двухсот страниц

    Карандаш

Раскройте книгу так, чтобы она не закрывалась сама. Убедитесь, что во время упражнения никто не будет отвлекать. Уберите все, что может вас отвлечь. Засеките 20 минут на таймере.

1. Сводите к нулю количество остановок пока читаете

Пока читаете, глаза по тексту перемещаются не плавно, а прерывисто, и как понятно, следует непроизвольная остановка глаз в конце скачка.

Остановка глаз забирает много времени (от четверти до половины секунды), в сравнении с чтением.

Если Вы не ощущаете скачки при обыкновенном чтении, попробуйте закрыть один глаз, тогда они станут гораздо ощутимее.

2. Не возвращайтесь назад

Не редко случается так, что пока читает человек, упускаются моменты или фразы и чтецу приходится возвращается назад, чтобы перечитать. У некоторых получается автоматически, а получается это благодаря подсознанию, которое само возвращает на то место, где была утрачена концентрация.

При чтении 1/3 времени мы тратим на то, что возвращаемся к предыдущим словам

3. Уделите время для тренировки концентрации

Без специальных навыков скорочтения используется центральный фокус, который ограничивает восприятие слов в два раза при каждом из скачков, в отличие от чтения слов по строкам используя периферийное зрение.

4. Совершенствуйте умения отдельно друг от друга

Не совмещайте два или больше упражнений в одной тренировке, потому что это даст меньший эффект, нежели тренировка разных упражнений по отдельности. Например, скорость чтения и понимание текста нужно тренировать отдельно друг от друга. Когда тренируете скорость чтения, не нужно заострять внимание на глубоком понимании текста. Поначалу его может вообще не быть и это нормально.

Тренироваться в скорости чтения нужно на скорости, которая в 3 раза больше желаемой. Если вы хотите научиться читать со скоростью 400 слов в минуту, то нужно тренироваться на скорости 1200 слов в минуту. Это кажется чем-то запредельным и фантастическим, но оно работает.

Шаг 1: подсчет собственной скорости чтения

Для начала выберите неизвестную книгу, но не научного стиля, дабы не заморачиваться с терминологией и возможными неизвестными словами, а лучше книгу из классики.

Засеките одну минуту на таймере, не забудьте отметить начало и конец отрывка, который прочитаете. Определите среднее значение символов в строках и посчитайте количество строк. Итогом станет количество знаков в минуту.

Шаг 2: ускоритель и скорость

Выше было сказано, что значительное время тратится на паузы в тексте, но есть способ избавиться от них, а также увеличить скорость чтения.

Палец – указатель и ускоритель. Водите пальцем по тексту, чтобы облегчить себе задачу. Помните, что глаза следуют за пальцем, а не наоборот.

Тренируемся с указателем 2 минуты

Вместо пальца можно использовать карандаш или ручку. Последнее будет удобнее за счет имеющегося острия.

Цель упражнения – тратить 1 секунду на прочтение каждой строчки и не важно, поняли или нет то, что прочитали. За две минуты с такой скоростью прочтете 450 слов. Если провести тот же эксперимент без ускорителя (указателя), то результат будет меньше.

Тренируемся с указателем 3 минуты

Упражнение аналогично предыдущему, но с изменением: время чтения одной строчки – полсекунды. И снова, не имеет значение, что Вы не поняли прочитанного, потому что сейчас тренируется восприятие текста, чтобы привыкнуть к такой скорости чтения. Сохраняйте скорость на протяжении 3 минут.

Количество слов, после прочтения составит 600. Пока читаете будет мешать одно препятствие: невозможно сразу начать читать без понимания, это будет мешать и подсознательно возвращать назад, но контролируя себя, можно избавиться от этого.

Часто сбивается даже скорость карандаша, потому что мозгу тяжело адаптироваться к новому виду чтения – бесполезного чтения, мысли становятся неуправляемы. Теперь понимаете толк таких тренировок?

Шаг 3: Увеличиваем диапазон восприятия

Приведу пример с картинкой. Когда Вы рассматриваете какую-нибудь картину, то видите ее целиком и неважно, куда смотрите. Аналогично и с текстом, концентрируя внимание на одном слове – происходит захват рядом лежащих слов.

Такой навык именуется – периферийное зрение, которое в разы увеличивает размеры воспринимаемой области с текстом. Если овладеть этим навыком, то скорость чтения утраивается.

Обычно никто не использует периферийное зрение, читая каждое слово. Но можно читать всего несколько слов в предложении, остальные слова будут автоматически восприниматься периферийным зрением

Например, на картинке представлен текст, на котором четко изображенные слова – читаемые слова, а мутно отмеченные – воспринимаются периферическим зрением.

Упражнение 1. Отрабатываем технику за одну минуту

Пользуясь указателем читайте текст построчно не пропуская ни одного слова. Читайте со скоростью одна строка в секунду, даже, если поначалу будет сложно успевать прочитывать все слова в строке. Мозг быстро адаптируется и после нескольких тренировок будет успевать за вами.

Упражнение 2. Улучшаем технику еще за одну минуту

Теперь чтение начинайте со второго слова в каждой строке, и не прочитывайте последние 2 слова.

Упражнение 3. Ускоряемся на 3 минуты

Если понимание прочитанного отсутствует – ничего страшного. представленное упражнение ориентировано на восприятие, а не понимание. Сконцентрируйтесь на тексте, погрузитесь в него с головой.

Шаг 4: Еще раз проверьте скорость чтения

Засеките одну минуту и читайте максимально быстро, но так, чтобы смысл текста был понятен. Если упражнения были качественно отработаны, то скорость чтения возрастет примерно на 200% по сравнению с начальной.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, упражнения на запоминание прочитанного, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым читающим до 5000 слов в минуту.

Другие развивающие курсы

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в суперкомпьютер.

Заключение

По окончании тренировок заметите, что:Описанные упражнения поражают простотой и эффективностью. По окончании тренировок заметите, что:

    Периферийное зрение стало более обширным

    Нет возврата к предыдущим словам/фразам

    Скорость чтения увеличилась в 2-3 раза

Экология потребления. Лайфхак: Насколько больше ты бы успевал сделать, если бы мог читать весь необходимый тебе материал за 1/3 или 1/5 времени, которое уделяешь этому обычно?..

Насколько больше ты бы успевал сделать, если бы мог читать весь необходимый тебе материал за 1/3 или 1/5 времени, которое уделяешь этому обычно? Процесс скорочтения – это процесс управления мелкой моторикой. Точка.

Все, что ты прочтешь ниже, было написано несколько лет назад и сформулировано, как напыщенная проза для студентов университета Лиги Плюща, но обязательно принесет тебе существенные результаты.

Проект PX

Результаты проекта PX, единого трех-часового когнитивного эксперимента, показали общее увеличение скорости чтения на 386 процентов. Этот метод протестировали на носителях пяти языков. Даже люди, страдающие дислексией, смогли научиться читать техническую литературу со скоростью в 3000 слов в минуту (с/м) или 10 страниц в минуту. Одну страницу за шесть секунд.

Для сравнения, средняя скорость чтения в США составляет 200-300 с/м (от ½ до 1 страницы в минуту). Самый быстрочитающий процент населения читает со скоростью 400 с/м.

Зная основные принципы, по которым работает зрительная система человека, можно избавиться от ее естественных недостатков, что поможет увеличить скорость чтения и улучшить запоминание.

Чтобы выполнить упражнения и увидеть результаты, тебе понадобятся:

  • книга толщиной в 200+ страниц, которую нужно положить на ровную поверхность,
  • ручка,
  • таймер (в идеале – секундомер с будильником или кухонный таймер).

Выполняй упражнения 20 минут в течение одного сеанса.

Для начала проговорим несколько терминов и особенностей, свойственных процессу чтения.

A) Чтобы увеличить скорость чтения, нужно минимизировать количество и продолжительность фиксаций на каждой строчке

Мы читаем не по прямой линии, а скорее последовательными скачкообразными движениями (прыжками). Каждый скачок заканчивается фиксацией – временной задержкой на тексте в области, на которую ты смотришь. У нетренированных читателей каждая фиксация длится примерно ¼-1/2 секунды.

Чтобы понять, как это происходит, закрой один глаз, прикоснись пальцем к поверхности своего века, а потом начни медленно двигать другим глазом по горизонтальной линии – ты почувствуешь отчетливые скачки и периоды фиксации.

B) Чтобы увеличить скорость чтения, нужно научиться не возвращаться назад и не перечитывать

Нетренированные читатели тратят почти 30 процентов времени чтения на регрессии (сознательное перечитывание) и прыжки назад (бессознательное перечитывание текста при потере точки фиксации).

C) Используй упражнения, чтобы расширять свое горизонтальное периферическое зрение и увеличивать количество слов, которые регистрируются при каждой фиксации

Нетренированные читатели во время чтения фокусируются на центре картинки и не используют свое горизонтальное периферическое зрение, из-за чего упускают почти 50% слов во время каждой фиксации (количество слов, которое можно воспринять и «прочитать» во время каждой фиксации).

Ты:

  1. Научишься технике скорочтения.
  2. Научишься применять эту технику на большой скорости.
  3. Научишься проверять свое понимание текста.

Это отдельные шаги, и твоему организму будет проще адаптироваться к новой технике, если ты будешь заниматься ими по отдельности.

К примеру, не стоит волноваться о понимании текста, если ты тренируешь моторику, чтобы увеличивать свою скорость. Правильная последовательность это:

техника -> скорость -> понимание текста.

Тебе придется практиковать технику со скоростью в три раза выше той, с которой ты хочешь научиться читать. То есть, если сейчас ты читаешь со скоростью в 300 слов в минуту и хочешь ускориться до 900 слов в минуту, тебе придется практиковаться читать 1800 слов в минуту или 6 страниц в минуту (10 секунд на одну страницу).

Сегодня мы поговорим о двух главных технических приемах скорочтения, которые научат тебя:

  1. Как следить за текстом и задавать себе скорость чтения.
  2. Как расширить поле своего восприятия.

Первое – Определи свои исходные данные

Чтобы определить свою начальную скорость чтения, возьми книгу, с которой будешь практиковаться (пусть она лежит открытой на столе) и посчитай количество слов в 5 строчках. Раздели общее количество слов на 5. Ответ, который ты получишь - это среднее количество слов в каждой строчке.

Пример: 62 слова/5 строчек = 12.4, округленное до 12 слов в каждой строчке. После этого посчитай количество строчек на пяти страницах и раздели полученное число на 5, чтобы узнать среднее количество строчек на каждой странице. Умножь ответ на среднее количество слов в каждой строчке, и ты узнаешь среднее количество слов на каждой странице.

Пример: 154 строчки/5 страниц = 30.8, округленное до 31 строчки на странице x 12 слов в каждой строчке = 372 слова на странице.

Отметь первую строчку и начинай читать. Читай ровно минуту – не нужно читать быстрее, чем обычно. Читай так, чтобы понимать материал. По истечении одной минуты умножь число строчек на среднее количество слов в строчке, чтобы определить скорость, с которой ты читаешь на данный момент.

Второе – Как следить за текстом и задавать скорость чтения

Регрессии, прыжки назад, и длительность фиксации можно минимизировать, если использовать что-то, чтобы следить за текстом и задавать себе скорость чтения.

Пользовался ли ты ручкой или пальцем, когда считал количество слов и строчек в своей книге? Ручка может послужить вспомогательным средством, которое помогает следить за текстом и управляет эффективностью и точностью фиксации. Это позволяет не отвлекаться и очень помогает при скорочтении.

Держи ручку в доминирующей руке. Подчеркивай каждую линию (не снимай с ручки колпачок), и фиксируй глаза на кончике ручки. Это поможет тебе не только следить за текстом, но и поддерживать одинаковую скорость во время чтения и уменьшить длительность фиксаций. Можешь держать ее так, как держишь, когда пишешь, но лучше всего держать ее под рукой, вплотную прижатой к странице.

  • Техника (2 минуты): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать скорость чтения. Подчеркивай каждую строчку, фокусируясь на кончике ручки. Не нужно думать о понимании материала. Не задерживайся на одной строчке более чем на 1 секунду и увеличивай скорость с каждой новой страницей. Читай, но ни при каких обстоятельствах не трать на одну строчку больше одной секунды.
  • Скорость (3 минуты): повтори упражнение. Не трать на каждую строчку более, чем полсекунды (2 строчки за секунду). Вполне возможно, что ты ничего не поймешь. Это нормально. Поддерживай скорость и технику – ты вырабатываешь в себе рефлексы восприятия. Это упражнение на скорость, цель которого – ускорить адаптацию твоей системы. Не снижай скорость. Полсекунды на строчку в течение трех минут. Смотри на точку над ручкой и сосредоточься на технике и скорости. Сосредоточься на упражнении. Не витай в облаках.

Третье – Расширение восприятия

Даже если сфокусироваться на центральной части экрана компьютера (целевой области центральной ямки глаза), твой глаз все равно воспринимает и видит его углы. Тренируя и расширяя свое периферическое зрение, можно увеличить скорость чтения на 300 процентов.

Нетренированные читатели используют примерно половину поля своего периферического зрения. Они движутся глазами от первого слова до последнего и тратят 25-50 процентов своего времени на то, чтобы “читать” поля, на которых ничего не написано.

В качестве примера, возьмем такое предложение:

“Когда-то давным-давно студенты любили читать по четыре часа в день”.

  • Техника (1 минута): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать себе темп чтения одной строчки в секунду. Начинай со второго слова каждой строчки и заканчивай на предпоследнем слове до конца строчки. Не нужно думать о понимании материала. Не задерживайся на одной строчке более чем на 1 секунду и увеличивай скорость с каждой новой страницей. Читай, но ни при каких обстоятельствах не трать на одну строчку больше одной секунды.
  • Техника (1 минута): используй ручку, чтобы следить за текстом и задавать себе темп чтения одной строчки в секунду. Начинай с третьего слова каждой строчки, и заканчивай на третьем слове до конца строчки.
  • Скорость (3 минуты): начинай как минимум с четвертого слова каждой строчки и заканчивай на четвертом слове до ее конца. Повторяй это упражнение и не трать на одну строчку больше, чем полсекунды (2 строчки за одну секунду).

Вполне возможно, что ты ничего не поймешь. Это нормально. Поддерживай скорость и технику – ты вырабатываешь в себе рефлексы восприятия.

Это упражнение на скорость, цель которого – ускорить адаптацию твоей системы. Не снижай скорость. Полсекунды на строчку в течение трех минут. Смотри на точку над ручкой и сосредоточься на технике и скорости. Сосредоточься на упражнении. Не витай в облаках.

Четвертое – Посчитай новое количество слов в минуту

Отметь первую строчку и читай ровно минуту – пытайся читать как можно быстрее, но при этом осмысливая всю информацию. Умножь количество строчек на ранее высчитанное среднее количество слов в строчке, чтобы определить количество слов, которое ты можешь прочитать в минуту с новой скоростью.

Поздравляем – ты завершил беглый обзор принципов, которые можно использовать, чтобы ускорить человеческое когнитивное восприятие (обработку и использование информации). P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Каждая любящая мама всегда обеспокоена тем, чтобы ее сын или дочь пошел в первый класс достаточно подготовленным. Сегодня к школьникам с самого начала предъявляются довольно поэтому даже незначительное отставание малыша от его сверстников и общепризнанных норм может стать причиной его плохой успеваемости.

Особое внимание всегда уделяется умению читать, ведь новоиспеченному ученику придется поглощать огромное количество различной информации из книг и учебников, начиная с начальной школы. Если ребенок к моменту зачисления в первый класс не будет обладать этим умением вообще, или же будет читать слишком медленно, он не сможет хорошо учиться, что непременно скажется на его самооценке.

В данной статье мы расскажем вам, сколько слов в минуту должен читать первоклассник, и как можно помочь сыну или дочери, если он не достаточно быстро складывает буквы в слова.

Сколько слов в минуту должен прочитать первоклассник?

Хотя подавляющее большинство детей при зачислении в первый класс уже умеют читать простые слова, в действительности, этот навык не считается обязательным. Зато уже к окончанию первого полугодия обучения малыша в школе педагоги начнут предъявлять к нему определенные требования и выставлять оценки за то, насколько хорошо и быстро первоклассник читает. В дальнейшем, на протяжении всего периода нахождения ребенка в начальной школе, количество слов, которые он должен прочитать, будет пропорционально увеличиваться с каждой пройденной четвертью.

Сегодня в подавляющем большинстве школ к ученикам предъявляются следующие требования:

  • для первоклассника во второй четверти нормой считается чтение 20 слов в минуту;
  • в третьей четверти – 30-35 слов;
  • наконец, к окончанию учебного года первоклассник должен читать более 40 слов в минуту.

Кроме того, следует учитывать, что требования предъявляются не только к скорости «глотания» текстов, но и к его качеству. Так, ученик первого класса во время чтения должен уметь:

  • воспроизводить голосом слова, а не отдельные слоги или буквы;
  • четко произносить все звуки в словах;
  • правильно использовать смысловое ударение;
  • делать заметные паузы в нужных местах между словами и предложениями;
  • в зависимости от содержания текста изменять интонацию и выделять акцентом голоса важные моменты;
  • логически соединять прочитанные слова и предложения между собой;
  • анализировать прочитанное;
  • оценить и объяснить действия и поступки персонажей, о которых идет речь в читаемом тексте.
Как помочь ребенку читать быстрее?

От того, сколько слов в минуту читает первоклассник, зависит не только его оценка по но и способность ребенка понимать, осознавать и анализировать прочитанное. Родителям важно знать, что хорошо усваивать информацию, полученную из книг, малыш сможет только тогда, когда скорость его чтения превысит 60 слов в минуту. Именно поэтому тренировать этот навык у своего чада необходимо даже тогда, когда темп его чтения соответствует всем общепринятым нормам.

Так как многие родители упорно не желают понимать, в чем смысл проверки , я сдаюсь и публикую нормы чтения. Вместе с тем прошу внимательно прочитать не только количественную норму слов в минуту, но и мои пояснения как в таблице, так и под ней.

Нормы скорости чтения 1-4 класс*)

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту на 2 -> менее 15 (25) слов в минуту
на 3 -> 15-19 (25-34) слов
на 4 -> 20-24 (35-40) слова
на 5 -> от 25 (41) слов
на 2 -> менее 25 (40) слов в минуту
на 3 -> 25-29 (40-48) слов
на 4 -> 30-34 (49-54) слова
на 5 -> от 35 (55) слов
на 2 -> менее 40 (50) слов в минуту
на 3 -> 40-44 (50-58) слова
на 4 -> 45-49 (59-64) слов
на 5 -> от 50 (65) слов
на 2 -> менее 40 (55) слов в минуту
на 3 -> 40-49 (55-64) слов
на 4 -> 50-59 (65-69) слов
на 5 -> от 60 (70) слов
на 2 -> менее 65 (70) слов в минуту
на 3 -> 65-69 (70-79) слов
на 4 -> 70-74 (80-84) слова
на 5 -> от 75 (85) слов
на 2 -> менее 65 (85) слов в минуту
на 3 -> 65-74 (85-99) слова
на 4 -> 75-84 (100-114) слова
на 5 -> от 85 (115) слов
на 2 -> менее 70 (100) слов в минуту
на 3 -> 70-88 (100-115) слов
на 4 -> 89-94 (116-124) слова
на 5 -> от 95 (125) слов

*) Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы.

1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.

Иные параметры чтения 1-4 класс

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

Чтнение по слогам или слово полностью,

Наличие ошибок при чтении,

Количество слов в минуту,

Выразительность,

Осознанность.

можно кликнуть для увеличения

Как видите, количество прочитанных слов не является определяющим.

То есть родителям нужно понимать, что такое понятие, как скорость чтения , является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения . Проверяется способ чтения : читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком. Обязательно проверяется осознанность чтения , иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен )

Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.

Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса — ниже.

Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия. Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.

Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Эта статья - выдержка сведений из того семинара и личный опыт ускорения чтения.

Итак, «Проект PX» - это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Он проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.

Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас в связи с особенностями языка - от 120 до 180. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.

Всё, что нужно, - это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.

Подготовка

Для нашего эксперимента вам понадобится:

  • книга объёмом не менее 200 страниц;
  • ручка или карандаш;
  • таймер.

Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).

На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.

Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, которые помогут увеличить скорость чтения.

1. Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста

Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.

Каждая остановка глаз на тексте длится от ¼ до ½ секунды.

Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:

Ну как, чувствуете?

2. Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту

Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.

В среднем на сознательные и бессознательные возвраты уходит до 30% времени.

3. Улучшайте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку

Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.

4. Тренируйте навыки по отдельности

Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.

Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.

Упражнения

1. Определение начальной скорости чтения

Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40: 5 = 8 - в среднем восемь слов в строчке.

И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 × 8 = 312.

Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.

Сколько получилось? У меня чуть больше страницы - 328 слов.

2. Ориентир и скорость

Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец.

Техника (2 минуты)

Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.


Ведём кончиком карандаша по строчкам

Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания, ведь это упражнение на развитие скорости.

Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.

Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.

С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь при помощи ручки или карандаша, кажется, что зрение опережает карандаш и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.

Скорость (3 минуты)

Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше половины секунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).

Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из прочитанного, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.

За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении - не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.

Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.

3. Расширение области восприятия

Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.

Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.

Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а человек теряет от 25 до 50% времени.

Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.


Вот пример. Прочитайте это предложение:

Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.

Техника (1 минута)

Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее: начинайте с первого слова строчки и заканчивайте последним. То есть пока никакого расширения области восприятия - просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.

Техника (1 минута)

Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.

Скорость (3 минуты)

Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).

Если вы не поймёте ничего из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.

4. Проверка новой скорости

Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту - в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.

Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.

Если вы попробовали эту методику прямо сейчас, делитесь успехами в комментариях. Сколько слов в минуту получилось до и после?