Сколько весит танк. Сколько весит танк Сколько весит танк 72

Отечественный танк Т-72Б3 - это усовершенствованная модификация семьдесят второй модели, которая успешно показала себя в Афганистане. На вооружение новая боевая машина была принята в две тысячи двенадцатом году. Главным отличием от предшественника является повышенная мобильность, более мощная силовая установка, усиленная огневая мощь и модернизация заряжающей системы, позволяющая использовать самые современные боеприпасы. Также мощный боевой агрегат оснащен современными радиопередатчиками, обеспечивающими высококачественную трансляцию засекреченной и прямой связи.

Предназначение и система защиты

Т-72Б3 предназначен для выполнения различных боевых операций. Среди них:

  • ликвидация бронированной техники противника;
  • уничтожение личного вражеского состава;
  • разрушение различного типа укреплений и огневых точек;
  • сопровождение и поддержка сухопутных войск при наступлении и в обороне.

Поставленную боевую задачу машина может выполнять в любое время суток, независимо от погодных условий.

Тип брони рассматриваемой модификации обеспечивает надежную защиту экипажа. Корпус и башня изготовлены из комплексной катаной стали, в состоянии противостоять большинству бронебойных и подкалиберных снарядов, а также любым видам бронебойных пуль.

От кумулятивного поражения танк защищает специальный комплекс «Контакт-5». На башне имеется восемь гранатометов «Туча», а также может монтироваться система «Штора», защищающая от противотанковых ракет лазерного наведения.

Ходовая часть и двигатель Т-72Б3

У рассматриваемой модели были заменены гусеничные траки. По сравнению с предшественником, новый танк получил ходовые элементы с параллельным шарниром, служащим для повышения эксплуатационных показателей и увеличения ресурса движения. Трансмиссионный узел остался идентичным образцу Т-72.

Обновленный вариант оснащен более мощным многотопливным силовым агрегатом. Его мощность достигает 1130 конских сил. Мотор позволяет машине развивать скорость до шестидесяти километров в час по пересеченной местности, 70 км/ч - по шоссе. Полной заправки топливных баков хватает для преодоления пути в полтысячи километров. Танку вполне по силам водные преграды до 2,8 метра.

Устройство боевого модуля

Т-72Б3 оснащается модернизированной пушкой 2А45 М5, которая представляет собой усовершенствованную модификацию ствола Д-81М. Орудие имеет повышенную жесткость конструкции, лучшую точность.

Обоймы цапфенного типа теперь имеют клинообразное крепление. Опора откатных приспособлений расположена в задней части люльки с увеличенной горловиной на сто шестьдесят миллиметров. Этот элемент также стал на порядок жестче, а его направляющие выполнены в форме призмы. Такое решение дало возможность уменьшить фактор рассеивания при выстреле на пятнадцать процентов. Разброс снарядов при стрельбе на ходу понизился в два раза. В итоге танк Т-72Б3 стал намного точнее и быстрее поражать мишени.

Боевая машина оснащена фиксатором отражателя, позволяющего высчитать угол изгиба ствола. Информация передается на панель наводчика в цифровом формате. Это дополнительно повышает точность, отсеивая последствия всевозможных помех, периодически возникающих при боевой эксплуатации танка. Все сведения поступают в числитель баллистики, который существенно упрощает работу наводчика, позволяя быстрее навести орудие на предполагаемую цель.

Т-72Б3: вооружение

Главным орудием рассматриваемого танка является пушечная пусковая установка 2А-46М5, калибром сто двадцать пять миллиметров, боекомплект которой вмещает четыре десятка снарядов. Пушка агрегирует с современными бронебойными, кумулятивными и подкалиберными, осколочными и фугасными снарядами. Максимальная дистанция поражения достигает четырех километров.

Кроме того, боевая машина Т-72Б3 оснащается следующими типами вооружения:

  • противотанковые управляемые ракеты типа ЗВБМ-22/23;
  • пулемет марки ПКТМ, стреляющий пулями калибра 7,62 миллиметра;
  • зенитный пулемет для борьбы с воздушными летательными аппаратами (марка - НСВ, калибр - 12,7 мм).

Общий запас пулеметных патронов составляет 2750 штук.

Основной боевой танк может вести огонь несколькими типами специально разработанных, увеличенных по длине снарядов, типа «Свинец», причем обеими имеющимися вариациями. При этом повышается не только максимальное расстояние поражение мишени, но и степень пробивания брони, независимо от дистанции. Четкость заряжения новых боеприпасов обеспечивается измененным и усовершенствованным автоматическим приспособлением.

Параметры технического плана

Боевая машина Т-72Б3, характеристики которой превосходят по многим аспектам предшественника, обладает следующими основными показателями:

  • состав экипажа - три человека (командир, механик и стрелок);
  • масса в боевом состоянии - сорок шесть тонн;
  • основная пушка (калибр/марка) - 125 мм/2А45-6М5;
  • мощность силовой установки составляет 840 лошадиных сил;
  • длина корпуса (с пушкой и без) - 9,53/6,86 м;
  • запас хода - не менее пятисот километров;
  • высота машины - 2,22 м;
  • просвет дорожный - 49 сантиметров.

Также стоит отметить, что агрегат Т-72Б3, скорость которого по максимуму составляет до семидесяти километров в час, оборудован новейшими системами прицеливания, радиосвязи и пожаротушения.

Система связи

В этой сфере основной боевой танк под маркой 72Б3 во многом превосходит предшественника и многие мировые аналоги. В комплектации радиостанция на ультракоротких волнах, система «Акведук», а также независимые каналы транспортировки информации.

Благодаря подобной комплектации, танк может выполнять сеансы в трех режимах, а именно:

  • скрытом;
  • открытом;
  • секретном.

Стандартная боевая машина оснащается парой независимых передатчиков.

Отдельно стоит отметить возможности кодированной связи. Система разработана в Рязани, включает в себя выносной пульт для набора данных, правда не всегда радует стабильностью.

Тангентные элементы с индивидуальным регулятором громкости зарекомендовали себя не с самой лучшей стороны. Связано это с их хрупкостью и ненадежностью. Танкисты, тестирующие машины, нарекают на то, что старые элементы выдерживали значительные механические нагрузки, а новые образцы даже после падения с невысокой дистанции могут выйти из строя.

Оптика и прицел

На вопрос: "Танк боевой Т-72Б3 - что это за зверь?" - можно ответить по-разному. Имеются и у него слабые места. Например, разработчики оснастили машину допотопным комбинированным перископическим прицелом, который не изменился с 1991 года. Его характеристики оставляют желать лучшего.

Об этом свидетельствует тот факт, что уже на первых полевых испытаниях были зафиксированы травмы глаз у членов экипажа. Связано это с тем, что, если при выстреле вовремя не убрать голову от прицела, то кратковременная контузия наводчику обеспечена, поскольку система имеет большую отдачу. К плюсам ТКН-ЗМК можно отнести возможность перестраиваться в автоматическом режиме, в зависимости от положения башни. При этом загорается индикатор «командир», который свидетельствует о том, что прицеливание переходит под управление старшего по званию члена экипажа.

Здесь снова возникает дилемма. Если ночью наводчик будет наблюдать цель на дистанции до трех с половиной километров, то командир сможет координировать действия лишь на пять сотен метров. В аспекте наводки и видимости, особенно в ночное время, модернизированный Т-72Б3 - не самый лучший пример для подражания.

Дополнительное оснащение

ТТХ Т-72б3 включают в себя дополнительные системы, а именно:

  1. Модернизированное устройство для тушения пожаров «Иней». Оно позволяет автоматически определять и гасить участки возгорания в боевой и моторной части машины. Система имеет двукратное действие, включает себя четыре резервуара с хладагентом, определяет очаги возгорания при помощи оптических и термических индикаторов.
  2. Возможность вооружения улучшенными снарядами, а также зенитной установкой, которая лишена дистанционного управления.
  3. Водительское окошко закрывается бронированной шторой, которую открыть можно только снаружи. В бою это большой минус.

О недостатках

Сразу на критику напрашивается прицел и система наводки. Кроме того что используемый узел давно устарел, он еще и получил дополнение в виде французского тепловизора. В нынешнем политическом свете, такое решения является, мягко говоря, странным. К этому нужно добавить, что совершенствуя систему наведения, разработчики попытались максимально сэкономить. Об этом свидетельствует следующее:

  1. Установка хорошо зарекомендовавшего себя в девяностые, но устаревшего на это время прицела.
  2. Монтаж системы «Сосна» и «Вихрь» (не отличаются особой актуальностью).
  3. Ручной привод у зенитного пулемета.
  4. Недоработанное смотровое видеоустройство.

В итоге линия прицеливания канала ствола сильно сместились по отношению к самому прицелу, что в реальных боевых условиях существенно усложняет наводку орудия на цель.

Сами танкисты говорят о том, что наводчику стало сложнее пользоваться прицелом. Чтобы «Сосну» вывести в нормальное положение, приходится сгибаться влево, чрезмерно напрягая спинной отдел. Видеоприспособление размещено крайне неудачно. При посадке экипажа его часто разбивают ногой. Внешний оптический узел не просто закрыт крышкой, но и прикручен четырьмя болтами. В полевых условиях это реальная угроза всему экипажу танка Т-72Б3.

Положительные моменты

Ради объективности стоит отметить и плюсы рассматриваемой боевой машины:

  1. В общей комплектации остался прицел ТПД-К1, который оснастили защитой от лазерной атаки. Это позволяет при повреждении одного наводящего узла воспользоваться его аналогом.
  2. За местом наводчика смонтировали крайне необходимые приборы (датчики температуры, направления ветра, скорости воздушного потока).
  3. Возможность установки дополнительного вооружения, включая самые современные снаряды.
  4. Более мощный силовой агрегат.

Основной боевой танк Т-72 проигрывает модернизированному «собрату» по многим параметрам, однако и обновленный экземпляр показал себя не в лучшем свете.

Практические испытания

Отечественный современный танк Т-72Б3 на недавних соревнованиях по танковому биатлону в Алабино принял активное участие. Внимание специалистов акцентировалось на эксплуатационных и боевых возможностях машины. Стоит отметить, что на этих испытаниях данная модификация была впервые представлена широкой общественности.

Как это ни печально, но новинка не вызвала большого ажиотажа у очевидцев. Во-первых, по внешнему виду сложно отличить модернизированную модель и предшественника. Во-вторых, многих заинтересовал прототип Т-90А, который предположительно будет следующим образцом на вооружении российской армии.

На практике, рассматриваемая боевая машина показала неплохие результаты. Однако нельзя сказать, что она на сто процентов оправдала ожидания специалистов. Во многом это связано с конструктивными элементами в части прицеливания и наводки. Что касается тяговых качеств и маневров, здесь вопросов практически нет.

Танк отечественного производства Т-72Б3, характеристики которого указаны выше, создавался как бюджетный, но модернизированный вариант машины Т-72Б. Неудивительно, что у них много общего. Стоимость усовершенствования предшественника составила около пятидесяти двух миллионов рублей на одну единицу. Примерно половина из них идет на капитальную переделку машины, а вторая часть - на закупку и монтаж нового оборудования.

В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б получает ряд новых приборов. К основным из них относится:

  1. Многоуровневый прицел с оптическим и тепловизорным наведением «Сосна-У».
  2. Возможность использования лазерного дальномера и системы управления бронебойными ракетами.
  3. Многофункциональность операций наводчика.
  4. Улучшенный силовой агрегат.

К сожалению, при внедрении в жизнь проекта Т-72Б3, танкостроители применили неоднозначное техническое решение. Наружные части прицела «Сосна-У» расположены внутри легкобронированного кожуха, предохраняющего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой и фиксируется болтами, что предусматривает перед боем выход механика из кабины и отвинчивание крепления вручную. Стоит отметить, что существует несколько вариаций, позволяющих отбрасывать крышку, не покидая рабочего отсека. Они активно применяются как во всем мире, так и в России. Почему разработчики выбрали непрактичный вариант - остается только догадываться.

Сравнительные характеристики

Проведем аналогию базового танка и боевой машины Т-72Б3. Экипаж также состоит из трех человек, ходовые качества остались на том же уровне, присутствует встроенная динамическая защита формата «Контакт-5».

Подверглись изменениям ходовые элементы (гусеницы оснастили шарнирным параллельным элементом). Дальность и точность выстрела хоть и не кардинально, но выросла. Преодоление водных препятствий увеличилось до показателя 2,8 метра, при условии использования специальных приспособлений. Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 стал немного лучше. В отличие от предшественника, на котором использовался прожектор и активно-пассивный прицел, в рассматриваемой модели место светового элемента занял прибор ночного видения с тепловизором. Часть лобового корпуса, где находился прожектор, закрыта дополнительным бронированным модулем, что увеличивает фронтальную защиту.

Система вооружения боевой машины Т-72Б3 изменилась частично. Появился новый заряжающий автомат, агрегирующий с новыми типами снарядов. Канва основного орудия осталась прежней, как и зенитный пулемет. Также имеется турель с крупнокалиберным орудием НСВ. На нем также сказалась экономия, поскольку пулемет лишен дистанционного управления, что дополнительно снижает безопасность членов экипажа.

Что дала модернизация?

Переделка серийных танков Т-72Б в модернизированную версию Т-72Б3 позволила усилить боевой потенциал машины. Однако такое решение вызывает массу споров и рассуждений. С одной стороны, капитальный ремонт и частичное усовершенствование позволяет усилить армию при минимальных затратах. Другая точка зрения основана на том, что неэффективно и непрактично совмещать нелогичные вещи, включая крышку оптики на болтах и открытую пулеметную площадку.

В итоге недочеты могут свести на нет все объективные преимущества. Похоже на то, что разработчики просто пытались уложиться в определенную смету, поэтому и оставили столько «черных дыр». А пока только остается ждать и верить, что конструкторы учтут все ошибки и смогут их нивелировать в последующих проектах.

В завершение

На вопрос о том, сколько танков Т-72Б3 у России, ответить сложно, поскольку военные секреты редко открываются полностью. Можно предположить, что таких машин не очень много. Это связано с изначальным предназначением машины в виде экспериментального новшества. Судя по специфике производства и учитывая мнение экспертов, рассматриваемая модификация служит скорее переходной моделью между устаревшими образцами и будущими разработками. Это необходимо для того, чтобы усилить броневую мощь вооруженных сил, при этом не растрачивая финансовые средства.

Хочется верить, что выпуск новой модификации не за горами. Если она будет оснащена всеми инновационными разработками, которых в России немало, а также вберет все лучшее от предшественников, то наверняка станет одной из боеспособных в мире. К сожалению, финансовая сторона, как это часто бывает, играет превалирующую роль. Несмотря на это, отечественная военная техника с каждым годом становится совершеннее. Российские танки мало чем уступают, а во многом и превосходят зарубежные аналоги. Все-таки недаром отечественное вооружение - одно из самых грозных в мире.

Танк Т-72

Т-72 - основной боевой танк (ОБТ), начал серийно выпускаться на заводе в Нижнем-Тагиле в 1972 году. 5 лет танк был засекречен для зарубежных стран и только в 1977 году он был показан французскому министру обороны.

На западе считали, что очередной танк это лишь усовершенствование Т-64 ,но на самом деле Т-72 представляет совершенно иную боевую машину в отличие от Т-64.

T-72 имеет мощное бронирование. Башня имеет толщину брони 27 см, лоб корпуса 22 см.

На корпусе размещены прямоугольные броневые листы, которые защищают гидравлические амортизаторы при угле обстрела до 60 °. Бак для топлива также имеет защитную юбку.

На носу танка может быть прикреплен скребок для рытья траншеи. ИК-прожектор установлен на правой стороне основного орудия, у Т-64 – на левой.

В ходовой части используется система торсионной подвески, которая традиционна для советских танков.

Т-72 имеет шесть опорных катков с каждой стороны, которые немного больше, чем те, которые используются на Т-64. Как и Т-64, Т-72 приводится в движение с помощью задней вращательной звездочки.



Вооружение

7,62 мм ПКТ пулемет спарен с пушкой и может вести огонь автоматически. На башне размещен 12,7 мм пулемет ДШКМ, но его можно использовать только из открытого люка, что делает пулеметчика мишенью для снайперов.

На башне установлена 125 мм гладкоствольная пушка 2А46, которая используется и на Т-64. Снаряды подаются из автомата заряжания карусельного типа.

Боекомплект 39 выстрелов. Боеприпасы в карусели заряжания расположены на двух уровнях, пороховой заряд ниже, снаряды выше.

Пушка стабилизирована, что позволяет танку стрелять во время движения по дороге или по пересеченной местности.

Бронирование

Т-72 имеет пакет полной ядерной и биолого-химической защиты. Внутри танка есть обшивка из свинцовых материалов для защиты от радиационных и нейтронных импульсов.

В 1982 году во время вторжения в Ливан израильской армии, танки Меркава, используя 105 мм пушку и ракеты уничтожили большое количество танков Т-72С, эксплуатируемых сирийскими танковыми войсками.

После этого, была проведена обширная программа обновления по улучшению эффективности бронирования и живучести.

За период нахождения танков на вооружении произведено 17 000 экземпляров танка Т-72 для СССР и России, а также около 13 000 для других стран мира.

Т-72 поставлялся в 15 стран Восточной Европы, на Ближний Восток и в Африку. Он производился в Чехословакии, Индии, Польше и Югославии.
В 1984 году была выпущена самая современная модификация танка Т-72Б. Этот танк отличался совершенно другой системой броневой защиты, а именно многослойной.

Двигатель

Танк Т-72 уникален своим многотопливным двигателем. На различные модели танка – устанавливались различные модификации двигателя. Так на первые танки устанавливался 12 цилиндровый V-образный двигатель B-46, который развивал мощность 780 л.с.
На Т-72Б устанавливался двигатель В-84-1, развивающий мощность 840 л.с.
Двигатель был способен работать на дизельном топливе, низкооктановом бензине, а так же на керосине.

Технические характеристики танка Т-72:


Т-72 (об. 172М) Т-72А (об. 172М-1) Т-72Б (об. 184)
Боевая масса, т 41 41.5 44.5
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперёд, мм 9,530
Длина корпуса, мм 6,860
Общая ширина, мм 3,460 3,590 3,580
Ширина по гусеницам, мм 3,370
Высота по крыше башни, мм 2,190 2,230
Объём ОУ, куб. м 2.0
Объём БО, куб. м 5.9
Объём МТО, куб. м: с топливом/без топлива 3.1/3.1
Удельная мощность, л.с./т (кВ/т) 19 (14) 18.9 (13.9)
Десантный люк в днище корпуса есть
Оборудование для самоокапывания есть
Вооружение
Марка пушки 2А46 2А46М
Калибр, мм 125
Тип ГСП ГСП-ПУ
Длина трубы ствола, мм (калибров) 6,000 (48)
Расположение противооткатных устройств несимметричное симметричное
Тип продувки канала ствола эжекционый
Наличие теплозащитного кожуха нет есть
Заряжание автоматическое или ручное
Боезапас, выстр. (в т.ч. в АЗ) 39 (22) 44 (22) 45 (22)
Тип боеприпасов БПС, КС, ОФС БПС, КС, ОФС, ТУР
Тип выстрелов раздельно-гильзовый
Стабилизатор основного вооружения, тип ЭГ – ВН и ГН ЭМ – ГН, ЭГ – ВН
Спаренный пулемёт, тип и калибр 7.62-мм пулемёт ПКТ
Боекомплект спаренного пулемёта, патронов 2,000
ЗУ, тип и калибр автономная открытая пулемётная установка с 12.7-мм пулемётом НСВ-12,7 (на Т-72 – с декабря 1974 г.)
Боекомплект ЗУ, патронов 300
Управляемое вооружение (ТУР) нет 9К120 (9М120)
Система наведения ТУР - по лучу лазера
Дальность стрельбы ТУР, м - 4,000
Система управления огнём
Макс. угол возвышения пушки, град. не менее 13.5
Макс. угол склонения пушки, град. не менее 6
Система автоматической выверки прицела нет есть
Основной прицел наводчика перископический (ЭОП) с ЛД перископический (ЭОП) с ЛД и информационным каналом управления ТУР
Стабилизация поля зрения прицела независимая по ВН, зависимая по ГН
Ночной прицел наводчика ЭО монокулярный перископический комбинированный (ЭОП) бинокулярный перископический дневно-ночной (ЭОП)
комбинированный, ЭО, бинокулярный перископический перископический комбинированный дневно-ночной (ЭОП), бинокулярный перископический
Дальномер, тип монокулярный стереоскопический ЛД
Измеряемая дальность 1,000-4,000 500-4,000
Защищённость
Бронированная защита, тип корпус – комбинированная, башня – монолитная комбинированная
Башня: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-30 гр.), мм 410 530 н/д
Эквивалент по стойкости (в секторе +/-30 гр.) в мм от БПС/КС 410/410 410/500 н/д
Корпус: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-0 гр.), мм 550 580 н/д
Эквивалент по стойкости (в секторе 0 гр.) в мм от БПС/КС 305/450 360/500 н/д
Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, гр. 68
Противокумулятивные бортовые экраны есть
Система ТДА есть
Дымовые гранатомёты есть
Динамическа защита, тип нет НДЗ (ВДЗ с 1988 г.)
Подвижность
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700 (с внешними баками; 500 без них)
Ёмкость топливных баков, л 1,200 + 400 во внешних баках
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см 0.83 0.87
Клиренс, мм 470 490
Преодолеваемый ров, м 2.6-2.8
Преодолеваемая стенка, м 0.85
Максимальный угол подъёма, гр 30
Преодолеваемый брод (с предварительной подготовкой), м 1.2 (1.8)
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м 5
Моторно-трансмиссионная установка
Двигатель, марка В-46 В-46-6 В-84М
Двигатель, тип многотопливный V-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения; угол между цилиндрами – 60 гр.
Максимальная мощность в стендовых условиях, кВ (л.с.) 574 (780) 618 (840)
Масса двигателя, кг 980 1,020
Частота вращения при максимальной мозности, об./мин 2,000
Габариты двигателя, мм: длина/ширина/высота 1,480/896/902
Ход поршня, мм 180; 186.7
Диаметр цилиндра, мм 150
Рабочий объём, л 38.88
Система наддува ПЦН
Трансмиссия, тип механическая, планетарная
КП, тип две бортовые, планетарные
Число передач вперёд/назад 7/1
МП, тип бездифференциальный
Остоновочный тормоз, тип дисковый, работающий в масле
БР, тип планетарный
Система управления движением, тип гидравлическая
Система охлаждения, тип жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором
Вентиляторы: количество и тип 1, центробежный
Система воздухоочистки 2-х ступенчатая: 1-я ступень – циклоны, 2-я ступень – беспорядночно спутанная, гофрированная проволока
Число ВО 1
Система пуска воздушная – основная, электрическая – дополнительная
Ходовая часть
Подвеска, тип индивидуальная торсионная
Амортизаторы, тип (количество) гидравлические, лопастные (6)
Гусеница, тип соединения траков последовательное
Тип шарнира гусеницы РМШ или ОМШ РМШ
Ширина колеи, мм 2,790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4,270
Ширина гусеницы, мм 580
Число траков, шт. 96 97
Число опорных катков на борт, шт. 6
Диаметр опорного катка, мм 750
Тип амортизации опорных катков наружная
Число поддерживающих катков на борт, шт. 3
Механизм натяжения, тип кривошипно-червячный
Дополнительные характеристики по другим источникам
Дымовые гранатомёты, количество и тип есть 12 х 902А «Туча» 8 х 902Б «Туча»
Допустимый крен, гр. 25
Скорострельность пушки, выстр./мин до 8
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч 40-45
Марка приборов и оборудования по другим источникам
Стабилизатор 2Э28М 2Э28М (с 1982 г. - 2Э42-2) 2Э42-2
Оборудование пожаротушения ЗЭЦ13 «Иней» с фреоновыми баллонами ЗЭЦ13 «Иней» с хладоновыми баллонами
Прицел-дальномер ТПД-2-49 ТПД-К1 1К13-49
Ночной прицел ТПН-1-49-23 ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4
Прицельный комплекс командира ТКН-3 ТКН-3В
Радиостанция Р-123М Р-173
Переговорное устройство Р-124 Р-174
Навигационная аппаратура ГПК-59
ПНВ водителя есть ТВНЕ-4Б есть

Еще до того, как началось серийное производство танков Т-62, главным конструктором Уральского вагонного завода Л. Н. Карцевым было предложено совершенствовать модель, установив на нее новый двигатель, более мощный, и более перспективную Именно так появился танк Т-72. Характеристика транспортного средства отмечала его как бронемашину большого размера.

Немного истории

Летом 1961 года были построены первые два экземпляра танка, причем они тестировались в ускоренном режиме - сначала на заводе, затем на полигоне. Объект отличался модернизированностью, но, несмотря на все его преимущества, заводом не было получено официальное разрешение на производство нового танка. Год за годом в модель вносились определенные изменения:

  1. Сначала был продуман экипаж танка Т-72, который состоял из трех человек - командира, наводчика и механика-водителя.
  2. Танк был оснащен пушкой с автоматом заряжания и броневой защитой на основе схемы НИИ стали.
  3. Ходовая часть модели планировалась весом не больше 40 тонн.

Но эти изменения не принимались, только были оставлены две бортовые коробки перемены передач.

Особенности компоновки танка

Т-72 - танк, отличающийся классической конструкцией, когда силовое отделение располагается на корме. Управление сосредоточено в носовой части транспортного средства, здесь же располагаются топливный бак, бак-стеллаж, щиток контрольных приборов механика-водителя, электроаппаратура.

Отделение управления состоит из сиденья механика, который и осуществляет управление танком Т-72. Над сиденьем водителя имеется люк. В шахту броневого листа установлен прибор, позволяющий вести наблюдение за ситуацией. Механик-водитель во время движения сидит, что обеспечивается продуманной конструкцией самого сиденья в днище танка.

Боевое отделение

Боевому отделению в танке оставлено место в средней части корпуса и башне, которая отделяется от силового отделения специальной перегородкой. Продуманность конструкции обеспечивает удобное перемещение членов экипажа из отделений в отделения. Удобство и эргономичность - главные отличия, которыми может похвастаться танк Т-72. Характеристика его как боевого судна также впечатляет:

  1. Танк оснащен гладкоствольной пушкой в башне 125 мм, автоматом заряжения и приборами управления огнем.
  2. Справа от пушки оборудовано место командира, а слева сидит наводчик.
  3. На пушке с правой стороны имеется пулемет ПКТ, а над ним на специальных креплениях держится базовая труба прицела-дальномера.
  4. Рабочее место командира привлекательно оснащением: оно состоит из электромашинного стопора пушки, бака вертикального наведения, радиостанции, специального аппарата, через который снаружи подключается розетка десанта, карданного привода командирской башни.
  5. Башня командира накрывается крышкой с пластинчатым торсионом.
  6. Командирская башенка оснащена двумя приборами наблюдения ТНП-160 и командирским прибором ТКН-3.

Боевое отделение также оснащено приборами и механизмами, которые обеспечивают удобство эксплуатации танка.

Силовое отделение

Кормовая часть имеет силовое отделение. Двигатель танка Т-72 располагается с левого борта, а между ним и перегородкой для мотора находится система охлаждения, масляный фильтр, клапан расширительного бачка. С правой стороны установлен очиститель воздуха. Корпус имеет кормовой лист, где располагается система охлаждения. Также силовое отделение оснащено дополнительным и основным маслобаками, которые способствуют смазке двигателя. Силовое отделение закрыто крышкой. Расход топлива танка Т-72 на 100 км следующий:

  • при движении на грунте - 260-450 л;
  • на дороге с твердым покрытием - 240 л.

Особенности корпуса

Один из самых популярных советских танков - танк Т-72. Характеристика его как боевого была бы неполной, если не описать особенности корпуса. Корпус данной модели - это жесткая коробка, которая сварена из броневых листов. Здесь располагаются носовая часть, борта, корма, днище, перегородки вентиляции и мотора, а также крыша силового отделения.

Лобовой лист - это многослойная комбинированная преграда из стали и стеклотекстолита, толщина которой обеспечивает износостойкое покрытие. Борта корпуса усилены вертикальными броневыми листами, в средней части дополнены защитными планками. Их назначение - увеличить внутренний объем корпуса и установить на них башню. По всему периметру бортов приварены кронштейны, на которые крепятся направляющие колеса.

Т-72 - популярный танк СССР, который внушал уважение всему миру. Корма его корпуса представляет собой кормовой броневой лист. В качестве защиты установлена вентиляторная перегородка. Она представляет собой спиральный кожух, оснащенный съемными передними и боковыми листами. В кожухе имеется вентилятор системы охлаждения, а основное назначение перегородки - организовывать поток воздуха. Борта танка дополнены бортовыми экранами, имеющими толщину 3 мм и выполненными из сплава алюминия. Чтобы сохранить состояние танка во время движения по трудным участкам местности, экраны можно поставить в походное положение - поджать их к боковым пылевым щиткам. Когда танк Т-72 в бою, пылевые щитки могут быть развернуты вперед под углом в 60 градусов.

Как устроена башня?

Для ее создания использована фасонная отливка из броневой стали, сверху к ней приварена крыша, а также головки, которые защищают базовую трубу прицела-дальномера. Башня отличается монолитной конструкцией, толщина стенок которой варьируется. Передняя часть оснащена амбразурой, где устанавливается пушка, боковые поверхности - дуговыми щеками, которые играют важную роль для бронировки стенок корпуса.

Справа от пушки предусмотрено наличие амбразуры, где располагается спаренный пулемет. Слева от пушки имеется кронштейн, где крепится осветитель ночного прицела в сочетании с трубкой, через которую подводится к пушке электрический привод. Левая половина крыши имеет основание люка, где располагается наводчик. гидравлическим и ручным механизмом. Все это отличает танк Т-72, характеристика которого позволяет сделать вывод о боевых качествах бронемашины.

Вооружение танка

Башня танка оснащена гладкоствольной пушкой Д-81ТМ, с ним спарен еще один пулемет, причем они стабилизированы в две плоскости наведения. Ствол пушки - это труба, которая соединяется с кожухом, муфтой, казенником и механизмом продувания. Он, в свою очередь, состоит из шести сопел. Затвор пушки отличается полуавтоматическим режимом работы. Т-72 следующая:

  • при стрельбе бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами дальность составляет 4000 м;
  • при использовании осколочно-фугасных снарядов ее значение достигает 5000 м;
  • при стрельбе ночью она равна 800 м;
  • если снаряды выстреливаются боковым уровнем с использованием осколочно-фугасным снарядов, дальность стрельбы может достигать 9400 м.

Нужно отметить, что при автоматическом заряжении пушка отличается боевой скорострельностью до 8 выстрелов в минуту, при ручном заряжении - 1-2 выстрела в минуту.

Т-72 обеспечивается монокулярным стереоскопическим прицелом-дальномером, оснащенным дополнительной независимой стабилизацией поля зрения. С помощью прицела измеряется дальность цели в диапазоне 1000-4000 м при точности в 3-5 процентов. Если стрельба ведется ночью, используется специальный ночной прицел с осветителем на основе ИК-фильтра.

Командирская башня оснащается зенитной установкой, которая позволяет стрелять по воздушным и наземным целям. В случае с Т-72 ТТХ танка следующие: по дальним воздушным целям стрельба ведется на расстоянии до 1500 м, по наземным - до 2000 м. Зенитная установка танка состоит:

  • из пулемета НСВ 12,7 мм;
  • люльки с противооткатным устройством;
  • зенитного прицела;
  • рукоятки, позволяющей наводить орудие горизонтально и вертикально;
  • магазина для снарядов;
  • уравновешивающего механизма.

Основные снаряды

Одна из мощных боевых бронемашин России всех времен - Т-72. Вооружение танка предполагает наличие следующих снарядов:

  • автомата АКМС 7,62 мм;
  • сигнального пистолета;
  • 10 ручных гранат.

Танк имеет двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор вооружения, который сочетается с оптическим прицелом-дальномером. Главные задачи этого комплекса следующие:

  1. Автоматически удерживать пушку и пулемет в определенном положении при движении танка.
  2. Наводить стабилизированную пушку и пулемет, плавно регулируя скорость наведения.
  3. Наводить нестабилизированную пушку в горизонтальной плоскости.
  4. Создавать целеуказание от командира танка к наводчику.
  5. Аварийно поворачивать башню от механика-водителя.

С помощью стабилизатора обеспечиваются угловые скорости, на основе которых наводится пушка вертикально в автоматическом режиме. С составе боекомплекта танка - 39 выстрелов к пушке, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату, 12 патронов для сигнального пистолета и 300 патронов для зенитного пулемета.

Особенности заряжения

На танке Т-72 имеется электромеханический комплекс, который автоматически заряжает пушку. Он состоит из вращающегося транспортера, механизма подъема кассет, механизма удаления поддонов, досылателя, электромашинного стопора пушки, запоминающего устройства и пульта управления.

Боевой танк СССР оснащен вращающимся транспортером, который монтирован на корпусе машины и включает в себя каркас, электромеханический привод, настил, механизм закрывания окна выдачи со створками, стопор и ручной привод. В каркасе размещаются 22 кассеты, сам он является цельной сварной конструкцией. Кассета представляет собой сваренные две трубы и нужна для размещения выстрела разных типов.

Особенности силовой установки

Устройство танка Т-72 предполагает наличие модифицированной силовой установки. Она представляет собой дизельный мотор мощностью 780 л.с., который дополнен системой жидкостного охлаждения и приводным центробежным нагнетателем. Масса двигателя составляет 980 кг, он установлен в силовом отделении. Многотопливный мотор может работать на дизеле разных марок, бензине и керосине. Но основной вид топлива - дизельное. Система питания двигателя танка состоит из 4 внутренних и 5 наружных топливных баков.

Чтобы обеспечивалась очистка воздуха, который поступает в цилиндры двигателя, танк дополнительно оснащается двухступенчатым очистителем воздуха, который удаляет пыль из пылесборника. Очистка выполняется в несколько циклов, после чего очищенный на 99,8 процентов воздух поступает в двигатель.

Устройство танка Т-72 предполагает наличие системы смазки и охлаждения. Система смазки является циркуляционной и комбинированной, а система охлаждения - жидкостной и закрытой, она дополняется принудительной циркуляцией. Специальная система подогрева разогревает двигатель и обслуживает его системы перед запуском.

Танк Т-72 оснащен механической трансмиссией с гидравлическим управлением, включающей в себя гитару и две коробки передач. Гитарой называется шестеренчатый редуктор, который передает крутящий момент к коробкам передач.

Ходовая часть и оборудование

Боевой вес танка Т-72 составляет 44,5 тонны, при этом ходовая часть - это шесть двухскатных обрезиненных опорных катков и три односкатных катка, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо с кривошипным механизмом. Танк имеет индивидуальную которая усиливается гидравлическими амортизаторами и шестью опорными катками. Гусеницы имеют мелкие звенья с числом траков в них 97.

Из дополнительных устройств на танке можно отметить радиостанцию и рассчитанное на четырех абонентов. Радиостанция работает как приемопередатчик и телефон, обеспечивая дальность связи до 20 км. Радиостанция функционирует на 1261 рабочей частоте, при этом прием и передача сигнала ведутся на общей частоте.

Защитные системы

Несмотря на то что вес танка Т-72 был внушительным, он оснащался дополнительными системами, которые защищали бронемашину от оружия массового поражения. Системы способны защитить танк и его внутреннее оснащение от ударной волны, радиации при ядерном взрыве, обеспечивая безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.

Защита от ударной волны выполняется продуманной броней, а также качественной герметизацией. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и отделения управления надежно герметизируются. Система защиты выступает в качестве световой и звуковой сигнализации, контролирует уровень радиации и избыточность давления внутри танка и наличие отравляющих веществ снаружи него.

Противопожарная система представляет собой три двухлитровых баллона, которые наполнены огнегасящим составом, а также три трубопровода, которые соединяют баллоны и отделения, и девять термодатчиков. Специальная система многократного действия служит надежной защитой от дыма. Она работает на дизельном топливе.

Из дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему для подводного вождения, которая позволяет преодолевать водные преграды на глубине 5 м и ширине до 1000 м. В состав этого оборудования входят также спасательные жилеты, противогазы, рассчитанные на всех членов экипажа.

Модификации танка Т-72

Всего за годы выпуска танк был представлен в восьми основных модификациях: и их разновидностях. Кроме того, он активно продавался за границу в такие страны, как Чехословакия, Польша, ГДР, Венгрия и Болгария. По состоянию на 2007 год эти бронемашины состояли на вооружении целого ряда стран - Азербайджана, Алжира, Вьетнама, Ливии, Македонии, Киргизии и многих других. Танк Т-72 активно использовался во многих странах как основа большого количества инженерных, специальных и боевых машин.

Т-72 - это уральский танк, который долгое время считался одним из самых мощных и надежных не только в СССР, но и в мире. Модернизированные версии до сих пор производятся во многих странах, при этом постоянно совершенствуются системы управления и силовое оборудование.

Танк Т-72 – надёжная, неприхотливая и эффективная боевая машина. По распространенности он уступает разве что легендарному Т-55. Но на сегодняшний день машины, несущие службу в разных уголках планеты, устарели и морально, и физически. Кроме того, не следует упускать из виду, что изначально Т-72 создавался как единая машина для использования в самых разных климатических условиях – от Заполярья до тропиков. И, с точки зрения здравого смысла, сложно понять, зачем на машинах, отправляемых в Африку, на ошиновке опорных катков стоит морозостойкая резина (кстати – весьма недешевая), но отсутствует кондиционер.

Необходимость наличия кондиционера – требование, влияющее на боеспособность машины в гораздо более высокой степени, чем это принято считать. К примеру – согласно отчету индийских военных, тепловизионная система Catherine французского производства, установленная в танке, не способна «адекватно работать» в тропических условиях и давала многочисленные сбои. В ходе испытаний было установлено, что при достижении температуры внутри танка +50…55°С отмечено «размывание» изображения в прицеле. Причём, зачастую это может привести к необратимым повреждениям аппаратуры: на российских Т-90С, поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера, за четыре года эксплуатации вышли из строя и оказались непригодными к использованию около 80 тепловизоров. Отсутствие эффективной системы кондиционирования воздуха вызывает повышение температуры внутри танка до +60°С и выше, что не только приводит к выходу из строя электронных компонентов аппаратуры, но и физиологически делает невозможной работу экипажа.

За сорок лет, прошедших с момента создания Т-72 существенно повысились требования к динамике современного танка, а, следовательно, и к его энерговооружённости. Кроме того, в результате череды модернизаций вес машины значительно возрос – с 40 тонн на Т-72 «Урал» (объект 172М образца 1975 года) до 48 тонн на чешском T-72M4CZ. Причём процесс увеличения массы танка продолжается. С учётом этих факторов, дальнейшее использование стоящего на большинстве экспортированных Т-72 двигателя В-46-6, представляется анахронизмом – при сохранении существующей силовой установки, достижение необходимых динамических характеристик машины невозможно.

И без того ограниченный, моторесурс танкового двигателя зачастую расходуется для питания электросистем и электропотребителей танка, в условиях когда тот не находится в движении. Более того, при этом вырабатывается значительная часть возимого запаса топлива. В современной мировой «танковой моде» эту проблему решили за счёт применения вспомогательной силовой установки (ВСУ) с мощностью, существенно меньшей, чем мощность танкового двигателя, но вполне достаточной для питания основных потребителей электроэнергии. Однако, в МТО серийной «семьдесятдвойки» просто нет места для установки вышеупомянутого агрегата.

Осмыслив вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что современная модификация танка Т-72 должна иметь двигатель большей, нежели 780 л.с. мощности, но, при этом, достаточно компактный и обеспечивающий возможность размещения в заброневом пространстве машины ВСУ и части узлов кондиционера.

Специалистами ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» в сотрудничестве с ХКБД был реализован проект модернизации шасси танка Т-72Б (объект 184) путем создания нового моторно-трасмиссионного отделения и оснащения необходимым оборудованием. Проведены ОКР, выполнена модернизация образца.

Экспериментальная машина проходит ресурсные испытания. В качестве замены «старичку» В-46-6 предложен широко известный двигатель 5ТДФ, вернее, разработанная ХКБД его новая модификация – 5ТДФМА-1. Мощность новой версии двигателя составляет 1050 л.с.

Схема модернизации моторно-трансмисионного отделения танка Т-72 путём установки двигателя 5ТДФМА-1 с вентиляторной системой охлаждения (коричневым показан энергоагрегат, лиловым – блок кондиционера).

«Изюминкой» двигателей семейства 5ТДФ/6ТД является их способность сохранять мощность при повышении температуры окружающей среды до +55°С. Более того, для двигателей такого типа работа при высоких температурах – это штатный режим. Так например, эксплуатационная рекомендованная температура охлаждающей жидкости (ОЖ) для 5ТДФ составляет 80-90°С, допустимая – до +115°С, кратковременно (не более 1 часа) допустимая до +125° С.

Для примера: производительность измененной системы охлаждения двигателя повышена на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%. Достигнута 6% экономия топлива.

Созданная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Кроме того, повышение удельной мощности машины позволило повысить её защищённость за счёт установки встроенной динамической защиты башни, аналогичной применяемой в БМ «Булат».

Танк T-72 с двигателем 5TДФMA-1: основные отличия от серийного танка Т-72Б

Двигатель мощностью 1050 л.с.

Кумулятивная динамическая защита башни типа «Нож»

Кондиционер боевого отделения

Вспомогательная силовая установка

Трансмиссия с повышенным КПД.

Тактико-технические характеристики танка Т-72Б (объект 184) с двигателем 5ТДФМА-1

№ п/п

Параметр

Значение

Боевой вес, т.

Экипаж, человек

Размеры Д х Ш х В, мм

9530 х 3460 х 2226

Клиренс, мм

Двигатель, мощность л.с.

Пятицилиндровый двухтактный оппозитный с турбонаддувом 5ТДФМА-1, 1050 л.с. с валом отбора мощности на привод вентилятора

Трансмиссия

Механическая с гидроуправлением. Соосные бортовые коробки передач, планетарные, четырёхрядные, семискоростные с фрикционным включением при помощи бустеров. Постоянный привод на соосные однорядные бортовые передачи

Скорость максимальная, км/ч.

Запас хода по топливу, км

Эквивалентная бронезащита башни, мм

550 + ДЗ «Нож»

Эквивалентная бронезащита корпуса, мм

450 + ДЗ «Контакт»

Пушка, калибр мм

Гладкоствольная 2А46М – ПУ ПТУР,125 мм, с эжектором и термозащитным кожухом

Скорострельность с использованием автомата заряжания, выстр./мин.

Боекомплект, выстрелов

39, из них 22 в автомате заряжания

Типы применяемых снарядов

БОПС, ОФС, КС, ПТУР 9М119М «Рефлекс-М» (АТ-11 «Sniper-B» по классификации НАТО)

Комплекс управляемого ракетного вооружения

9К120 «Свирь»

Принцип действия системы наведения ракеты

Полуавтоматическая система управления с телеориентированием ракеты в луче лазера

Спаренный пулемёт, тип, калибр, боекомплект

ПКТ, 7,62 мм, 2000 патронов

Зенитный пулемёт, тип, калибр, боекомплект

НСВТ «Утёс»,12,7 мм, 300 патронов

Система постановки дымовых завес, кол-во и калибр мортир, применяемые гранаты.

Система «Туча-902Б», 8 мортир 82 мм, гранаты 3Д6 и 3Д17

Прицельный комплекс наводчика

1А40-1, со стабилизированным полем зрения, встроенным лазерным дальномером и танковым баллистическим вычислителем (ТБВ)

Баллистический вычислитель

1В528 на основе микропроцессора

Прицел-прибор наведения

1К13-49, для дубляжа 1А40-1 и обеспечения стрельбы управляемыми снарядами

Механизм поворота башни

Гидравлический с ручным дублированием

Стабилизатор

2Э42-2 «Жасмин»

Комбинированный (дневной/ночной). прибор наблюдения командира

ТКН-3В, электронно-оптический, перископический, бинокулярный

Ночной прибор наблюдения механика-водителя

ТВНЕ-4Б, электронно-оптический, перископический, бинокулярный

Ходовая часть

Гусеничная. 6 катков на борт

Гусеница

Металлическая с резинометаллическим шарниром, мелкозвенчатая с цевочным зацеплением

Ведущее колесо

Заднего расположения, со съёмными венцами и устройством предотвращения схода гусеницы

Опорный каток

Двухскатный с наружными резиновыми шинами, диски штампованные из алюминиевого сплава. Передние катки с дополнительным подшипником

Направляющее колесо

Двухскатное из литых дисков

Поддерживающий ролик

Однобандажный с внутренней амортизацией. Болтовое крепление к корпусу

Подвеска

Индивидуальная торсионная несоосная

Гидроамортизатор

Гидравлический лопастной на 1-х, 2-х и 6-х узлах подвески, соединён с балансиром тягой и двумя шарнирами

Радиостанция

Танковое переговорное устройство

Кондиционер

КС-4,5. Холодопроизводительность 3500 Вт, воздухопроизводительность не менее 500 куб.м/ч, диапазон поддерживаемой температуры от 18 до 30°С

Вспомогательная силовая установка, марка, мощность кВт, время непрерывной работы

ЭА-10, 10 кВт. 24 часа

Система защиты от оружия массового поражения

Фильтровентиляционная установка, прибор радиационной и химической разведки ГО-27

Оборудование для самоокапываня

Устр-во самоокапывания «Элемент»

Оборудование для подводного вождения танка

Система ОПВТ и система «Брод»

Конструктивные изменения танка Т-72Б (объект 184) с двигателем 5ТДФМА-1

В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72, путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения, незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от повышающего редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом. Комплекс конструкторских мероприятий позволил повысить производительность измененной системы охлаждения двигателя на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%, при этом достигнута 6% экономия топлива.

Предложенная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Повышение удельной мощности машины позволило повысить её защищённость за счёт установки встроенной динамической защиты башни, аналогичной применяемой в БМ «Булат».

Т-72Б «объект 184» представляет собой усовершенствованную модификацию танка Т-72А, серийное производство началось в 1984 г.

Машина оснащалась навесной динамической защитой, дизелем В-84-1 (В-84М) мощностью 840 л.с, комплексом управля-емого вооружения 9К120 «Свирь» с лазерным наведением ракеты на цель.

Уже на момент своего создания Т-72Б оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем (1А40-1).

Автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД.

Защита танка разрабатывалась с учетом испытаний в СССР израильских БПС М111 пробивавших верхнюю лобовую деталь танка Т-72А. В конструкции отказались от стеклотекстолита заменив его на конструкцию из набора стальных плит. В дальнейшем применили и т.н. «полуактивное» бронирование с «отражающими» листами.

Подвижность танка также возросла весьма незначительно (с 760 л.с. на Т-72А до 840 л.с.)

В целом рост показателей танка по защите от БПС составил 20% по сравнению с Т-72АВ, мощности двигателя - 10%. Из-за ограничений по росту массы танка и отсутствия современного двигателя, слабого потенциала самого КБ совершенствование танка Т-72А шло очень медленно. В результате в середине 80-х годов на вооружение поступил морально устаревший танк. Основным достижением новой модификации Т-72 был комплекс управляемого вооружения.

Комплекс представлял собой эффективное и простое ракетное вооружение танка, которое по характеристикам было сравнимо с «Коброй», но по конструкции и эксплуатации было значительно проще.

Компоновка

Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Компоновка полностью повторяет принятую на танках Т-72, Т-72А которая была заимствована у Т-64.


Корпус. Вид спереди справа: 1 - лист носовой верхний; 2 - бонки для установки контейнеров ДЗ; 3 - кронштейн ограждения фары; 4 - крюк буксирный передний; 5 - лист носовой нижний; 6 - кронштейн балансира.


Корпус. Вид сзади слева: 1 - планка защитная подбашенная; 2 - отбойник гусеничной ленты; 3 - патрубок выпускной; 4 - скобы и упоры для укладки тросов; 5 - балка с выходными жалюзи; 6 -кронштейн крепления бочек; 7 - кронштейн крепления ящика ЗИП тралам и кассет ПСК; 8 - кронштейн крепления бревна; 9- бонки крепления запасных траков; 10 - крышка люка вентилятора; 11 - лист кормовой; 12 - крюк буксирный; 13 — корпус аварийной розетки и габаритного фонаря; 14 - отбойник пальцев гусеницы; 15 - картер КП; 16 - упор балансира; 17 - кронштейн поддерживающего катка; 18 - кронштейн гидроамортизатора; 19 - кронштейн кривошипа направляющего колеса.


Башня: 1 - башенка командирская; 2 - надбой; 3 - крыша; 4 - корпус для установки прибора наблюдения наводчика; 5 - фланец для установки прицела 1К13-49; 6 - трубки для электропроводов;

7, 25 - кронштейны крепления фар; 8 - головка защитная прицела-дальномера; 9, 15, 18, 27 -крюки монтажные; 10 — планка; 11 -щеки дуговые; 12, 13 -желобок для крепления наружного защитного чехла пушки; 14 - кронштейн прожектора Л-4А; 16-хомут крепления коробки с боеприпасами для пулемета НСВ; 17, 19, 22, 24-кронштейны крепления ящиков ОПВТ; 20 - фланец крепления антенны; 21,

26 — копиры; 23 — люк выброса и удаления поддона; 28 -кронштейн установки пусковых установок дымовых гранат; 29 - люк наводчика; а - отверстие для задней подвески прицела—дальномера; б - расточка под цапфу; в — амбразура пулемета ПКТ; г - отверстие для установки десантной розетки.

Огневая мощь

Основным вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М. Конструкция орудия позволяет производить замену ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.


Танковая пушка 2А46М: 1 - термозащитный кожух; 2 - ствол; 3 - люлька; 4 - затвор; 5 - ограждение; 6 - подъемный механизм; 7 - тормоз откатных частей; 8 - накатник; 9 - планка; 10 - винт; 11 - проволока; 12 - компенсирующий груз; Б - зазор 8- 13 мм; В - зазор 8- 12 мм.


Стрельба ведется выстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет кумулятивную боевую часть.

Автомат заряжания аналогичен применяемому на Т-72, механизированный боекомплект составляет 22 выстрела.

Это меньше чем

и расположен в весьма уязвимом минами месте, что при подрыве выведет из строя танк без возможности восстановления


Расположение узлов A3: 1 - досылатель; 2 - механизм подъема кассет; 3 - люк выброса; 4 - ловушка; 5 - привод люка выброса; 6 - привод к улавливателю; 7 - рукоятка ручного привода к стопору ВТ; 8 - стопор ВТ электромагнитный; 9 - настил ВТ; 10 - ролик; 11 - каркас; 12 - ролик опорный; 13 - погон верхний; 14 - погон нижний; 15 - стакан; 16-кассета; 17-захват; 18 - упор поддона; 19 - рамка; 20 - электромагнитный стопор улавливателя; 21 - трос.


Циклограмма характеризует процесс полного цикла автоматического заряжания танковой пушки.

Из циклограммы видно, что для сокращения продолжительности цикла, а следовательно, для повышения технической скорострельности действие некоторых механизмов частично или полностью совмещается по времени. Например, приведение пушки к углу заряжания, ее стопорение и вращение ВТ.

На циклограмме видно, что полный цикл заряжания и выстрела при подвороте ВТ на две кассеты длится < 8 с.

Если очередные выстрелы будут находиться на линии заряжания, то техническая скорострельность будет выше, так как в этом случае полный цикл заряжания и выстрела без подворота ВТ будет > 7 с.

Боекомплект к пушке составляет 45 выстрелов и укладывается следующим образом: 22 выстрела во вращающемся транспортере автомата заряжания, 23 - в немеханизированных укладках.

В ВТ выстрелы по типам могут укладываться в любом соотношении. В немеханизированную укладку выстрелы укладываются незави-симо от их типа, за исключением мест, оговоренных особо. По мере использования боекомплекта из ВТ экипаж пополняет ВТ выстрелами из боеукладок, если позволяет обстановка, или производит заряжание пушки вручную непосредственно из боеукладок.

Выстрелы размещены:

5 снарядов в башне, из них: 2 - на вращающемся полу сзади сиденья командира, 1 - бронебойный подкалиберный на вращаю-щемся полу сзади под пушкой и 2 — бронебойных подкалибериых в нише башни за сиденьем наводчика;

18 снарядов в корпусе, из них: 3 - осколочно-фугасных или кумулятивных — в переднем баке-стеллаже, 4 - в укладке на пе-регородке МТО со стороны правого борта, 4 - в укладке на пере-городке МТО со стороны левого борта, 3 - на левом борту сзади сиденья наводчика, 1 - бронебойный подкалиберный сзади стел-лажа АБ, 3 - на левом борту сзади стеллажа АБ;

4 заряда в башне, из них: 1 - перед сиденьем командира, 2 - сзади сиденья командира, 1 - перед сиденьем наводчика;

19 зарядов в корпусе, из них: 1 — у переднего бака-стеллажа на правом борту, 3 — в переднем баке-стеллаже, 12 — в среднем баке-стеллаже у перегородки МТО и 3 — сзади стеллажа АБ.

Боекомплект к пулемету ПКТ составляет 2000 патронов (8 лент по 250 патронов в каждой).


Боекомплект к автомату АКМС-74 составляет 300 патронов, 120 из которых снаряжены в четыре магазина по 30 патронов в каждом и уложены в штатной сумке. 180 патронов находятся в ящике на правом борту башни снаружи. Ручные гранаты Ф-1 (10 шт.) уложены в пяти сумках. Боекомплект зенитного пулемета НСВ-12,7 составляет 300 пат-ронов.


Схема размещения боекомплекта:1- заряд; 2 - снаряд; 3 - коробка с патронами к пулемету ПКТ; 4 -патроны к автомату АКМС-74; 5 - сумка с ручными гранатами Ф-1; 6 - коробки для 120 патронов к пулемету НСВ-12,7; 7 - размещение патронов в ящике для патронов и вещевого имущества - 180 шт.; 8 - патронташ с патронами к сигнальному пистолету


В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Зенитный пулемет не имеет дистанционного управления, командир танка для его применения вынужден вылезать по пояс из танка, подвергая себя опасности.


Зенитно-пулеметная установка: 1 - пулемет НСВ-12,7; 2 - уравновешивающий механизм; 3 -люлька; 4 - лентосборник; 5 - коробка прицела; 6 - рукоятка взвода пулемета; 7 - цапфы; 8 - вилка; 9 - чека крепления пулемета; 10 - пружина гашения отката; 11 - зубчатый сектор люльки; 12 - зажимной винт гнезда люка; 13 - болт фиксации вилки в гнезде; 14-магазин для патронов; 15 -рукоятка вертикального наведения; 16 - рычаг спуска пулемета; 17 - стопор рукоятки; 18 - трос; 19 - клавиша спуска пулемета; 20 - рукоятка горизонтального наведения; 21 - стопор люльки; 22 - стопор среднего погона; 23 - клавиша тормоза маховика.

Прицельный комплекс 1А40-1

На танке Т-72Б устанавливается прицельный ком-плекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, используемый на танках Т-72А, с полем зрения, стабилизируемым в вертикаль-ной плоскости.


1 - прицел-дальномер (прибор управления); 2 - блок индикации; 3 - блок ввода дальности; 4 - электроблок; 5 - блок питания; 6 - защитное стекло; 7 - пластина (номограммы); 8 - одиночный комплект ЗИП; 9 - влагопоглотитель; 10 - потенциометр поправок; 11 - параллелограммный механизм.

В прицельный комплекс включен баллистический поправочник, кото-рый автоматически вводит поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и дру-гие условия стрельбы, что повышает ве-роятность попадания первым выстрелом. Однако бал-листический поправочник не учитывает все изменяю-щиеся условия стрельбы, как это происходит при на-личии в танке автоматизированной СУО с баллистиче-ским вычислителем, т.к. учитывает только суммарную поправку, которая вводится в него вручную перед на-чалом стрельбы, вычисляемую по номограммам, за-крепленным на казенной части пушки у командира танка.

Стрельба в ночных условиях ведется с использова-нием комбинированного прицела 1К13-49, который может работать в активном или пассивном режиме.

Обнаружение целей ночью в пассивном режиме (при ЕНО 0,005 ЛК) обеспечивается на дистанции не менее 500 м, в активном при подсветке цели инфракрасным прожектором - до 1200 м.


Прожектор Л-4А: 1 - основание; 2 - кронштейн; 3 - гнездо посадочное; 4 - цапфа; 5 - тяга регулируемая; 6 - тяга нерегулируемая; 7 -бонка; 8 — ось; 9 - муфта сгонная; 10, 12 - контргайки; 11 - болт установочный; 13 - винт установочный; 14 - болт; 15 - крышка задняя; 16 - рама передняя; 17 - винт; 18 - крышка защитная; 19, 21 - винты; 20 - перемычка; 22 - лампа ДК с Л-250; 23 - патрон; 24 - ИК фильтр; 25 - кольцо прижимное; 26 - болт невыпадающий; 27 - отражатель зеркальный параболический.


Прицел-прибор наведения 1К13-49

Бронирование корпуса

Верхняя деталь корпуса Т-72Б первых модификаций состояло из разнесенных преград из стали повышенной твердости. В дальнейшем применялся более сложный вариант бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка. Эквивалентная стойкость пассивной брони выросла по сравнению с Т-72А с 360 до 490 мм.


Фото сборки корпусов Т-72С в Иране. Виден пакет наполнителя ВЛД.

Начиная с 1988 года ВЛД и башня была усилена комплексом ДЗ «Контакт-V» обеспечивающего защиту не только от кумулятивных ПТС а и от БПС.


На борта Т-72 контейнеры ДЗ устанавливалась непосредственно на резинотканевые экраны. Это негативно сказывалось на ее эксплуатации, контейнеры ДЗ на бортовых экранах в ходе эксплуатации отваливались, экраны деформировались.

Уязвимые зоны

Габариты брони башни танка Т-72Б возросли по сравнению с Т-72А из-за установки массивного наполнителя. Это повело к увеличению ослабленных зон крыши башни.


Схемы ослабленных зон основного бронирования лобовой проекции Т-72Б: 1 - ослабленная зона при обстреле 100-мм БПС БМ-8; 2 - ослабленная зона при обстреле 125-мм БПС БМ-26

Стойкость ослабленных зон значительно ниже стойкости основных броневых деталей, поэтому пробитие их происходит с больших дистанций и с большим запасом бронепробиваемости, что приводит к тяжелым, часто безвозвратным поражениям боевой машины. Как показали испытания обстрелом корпуса и башни танка Т-72Б, проведенные снарядами БМ-26 с бронепробиваемостью 200 мм стальной брони средней твердости под углом 60° с дистанции 2 км и БМ-22 с бронепробиваемостью 170 мм/60° с 2 км, ослабленные зоны пробивались с дистанций:
Зона водителя (по средней линии ослабленной зоны) - 1 700 м.
Крыша башни - 3 700 м.
Командирский люк - 3 900 м.
Зона, ослабленная цапфами пушки - 1 650 м.


Амбразура пушки защищена только от бронебойной пули Б-32 калибра 12,7 мм с дистанции 100 м.

Динамическая защита

Повышение стойкости от кумулятивных боеприпасов достигнуто установкой комплекса навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах - 96.

Причем контейнеры установлены непосредственно на башню без предания им угла обеспечивающего максимально эффективную работу ДЗ.

Известно, что эффективность воздействия на кумулятивную струю устройства динамической защиты существенно зависит от угла соударения кумулятивной струи с контейнером. При углах встречи (угол отсчитывается от нормали к поверхности контейнера) 60…70 град достигается наибольшая эффективность воздействия движения металлических пластин контейнера на кумулятивную струю.

При углах встречи, близких к нормали к поверхности контейнера, устройство теряет большую часть своей эффективности и, как правило, не может обеспечить защиты основной броневой преграды от кумулятивной струи. В результате этого эффективность ДЗ установленной на башне была значительно снижена.


Встроенная универсальная ДЗ «Контакт-5»

С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-5» по данным НИИ Стали обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда М829.


Установка динамической защиты на башне: 1, 2 - блоки; 3, 4, 12, 16 - крышки; 5 - болт М8; 6 - болт М16; 7 - бонка; 8 - болт М12; 9 - прокладка; 10 - элемент динамической защиты; 11 - корпус; 13 - пулезащитная планка; 14 - ось; 15 - шплинт.

Установка динамической защиты на носовом листе танка: 1, 2 ,3, 4, 5, 6, 7, 8 - секции динамической защиты; 9, 10 - крышки; 11 - элемент;

12 - поддон; 13 - гайка, 14 - винт;15 - резиновый упор; 16, 20 - пробка; 17 - пружинная шайба; 18 - болт; 19 - про-кладка

Установка динамической защиты на борту: 1 - экраны; 2 - щитки бортовые; 3 - петля; 4 - поддон; 5 - броневая крышка; 5 - элемент; 7 - пробка;

8 - болт; 9 - торсион; 10 - ось стопора; 11 - кронштейн; 12 - пружинный шплинт; 13 - планка; 14 - ось.

Подвижность

На танке устанавливается двигатель В-84-1, представляющий собой модернизацию применяемого ранее двигателя В-46-6. Оба двигателя взаимозаменяемы по установке.

Двигатель В-84-1 отличается повышенной мощностью, дополнительным инерционным наддувом за счет разделения каждого впускного коллектора на две секции и конфигурацией поршня.

Двигатель В-84-1 многотопливный, основным топливом является дизельное. Двигатель работает также на топливах Т-1, Т-2 и ТС-1, низкооктановом бензине.

Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно его продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Лапы двигателя прикреплены к фундаменту восемью болтами с гайками. Первый левый болт и гайка удлиненные. Под лапы могут быть установлены прокладки различной толщины, с помощью которых носок коленчатого вала двигателя центрируется с ведущей шестерней гитары.

Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Общая емкость топливной системы с двумя с двумя бочками емкостью 275 л. составляет 1750 л. Емкость внутренних топливных баков составляет 705 л.


Система питания топливом: 1 - правый носовой бак; 2,4- заправочные горловины; 3, 6, 7, 11, 14 - наружные баки; 5 - передний бак-стеллаж; 8 - топливный насос подогревателя; 9 - топливный фильтр подогревателя; 10 - кран отключения наружных баков; 12 - расширительный бачок; 13 - поплавковый клапан; 15 - переходник для подключения бочек; 16 - оборудование для подключения бочек; 17 - бочки; 18 - форсунка; 19 - трубопровод высокого давления; 20 - трубопровод объединенного слива топлива из форсунок; 21 - топливный насос НК-12М; 22 - топливный фильтр тонкой очистки; 23 -топливоподкачивающий насос НТП-46; 24 - средний бак-стеллаж; 25 - топливный фильтр грубой очистки; 26 - левый носовой бак; 27 - ручной топливоподкачивающий насос; 28 - топливоподкачивающий насос БЦН-1; 29 - топливораспределительный кран; 30 - сливной штуцер; 31 - клапан выпуска воздуха; 32, 36 - шланги; 33 - штуцер; 34 -шланг слива отстоя; 35 - тройник; 37 -измеритель топлива

Средства связи

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики Т-72Б

Тактико-технические характеристики Т-72 Б

Параметр

Единица измерений

Полная масса

4 4,5+2%

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

18,876

Двигатель В-84МС

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,8 98

Температурный режим работы

°С

40…+ 4 0

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9530

корпуса

мм

6860

Ширина танка

по гусенице

мм

по съемным защитным экранам

мм

высота по крыше башни

мм

длина опорной поверхности

мм

4270

дорожный просвет

мм

428…470

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4, 18

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

1270 + 370

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Патронов:

к пулемету (7,62 мм)

шт

к пулемету (12,7 мм)

шт

Аэрозольных гранат Модернизация

Танк Т-72Б, созданный более трех десятилетий назад до сих пор остается основой танкового парка России, где разработаны программы модернизации этого танка, которые могут компенсировать его отставание от танков стран НАТО (М1А1, Леопард-2 и пр.).

Предлагается применение модернизированной пушки 2А46М5, автомата заряжания с возможностью применения БПС с повышенным удлинением, моторно-трансмиссионная установка с двигателем В-92С2 (1000л.с.), ходовой частью применяемой на Т-90А, а также динамической защиты «Реликт».


На танке предлагается установить СУО с прицелом «Сосна-У» разработки белорусского ОАО «Пеленг», прицельный комплекс 1А40-1 сохраняется в качестве резервного прицела