Сколько весит танк. Сколько весит танк Масса танка т 72 в тоннах

Танк Т-72

Т-72 - основной боевой танк (ОБТ), начал серийно выпускаться на заводе в Нижнем-Тагиле в 1972 году. 5 лет танк был засекречен для зарубежных стран и только в 1977 году он был показан французскому министру обороны.

На западе считали, что очередной танк это лишь усовершенствование Т-64 ,но на самом деле Т-72 представляет совершенно иную боевую машину в отличие от Т-64.

T-72 имеет мощное бронирование. Башня имеет толщину брони 27 см, лоб корпуса 22 см.

На корпусе размещены прямоугольные броневые листы, которые защищают гидравлические амортизаторы при угле обстрела до 60 °. Бак для топлива также имеет защитную юбку.

На носу танка может быть прикреплен скребок для рытья траншеи. ИК-прожектор установлен на правой стороне основного орудия, у Т-64 – на левой.

В ходовой части используется система торсионной подвески, которая традиционна для советских танков.

Т-72 имеет шесть опорных катков с каждой стороны, которые немного больше, чем те, которые используются на Т-64. Как и Т-64, Т-72 приводится в движение с помощью задней вращательной звездочки.



Вооружение

7,62 мм ПКТ пулемет спарен с пушкой и может вести огонь автоматически. На башне размещен 12,7 мм пулемет ДШКМ, но его можно использовать только из открытого люка, что делает пулеметчика мишенью для снайперов.

На башне установлена 125 мм гладкоствольная пушка 2А46, которая используется и на Т-64. Снаряды подаются из автомата заряжания карусельного типа.

Боекомплект 39 выстрелов. Боеприпасы в карусели заряжания расположены на двух уровнях, пороховой заряд ниже, снаряды выше.

Пушка стабилизирована, что позволяет танку стрелять во время движения по дороге или по пересеченной местности.

Бронирование

Т-72 имеет пакет полной ядерной и биолого-химической защиты. Внутри танка есть обшивка из свинцовых материалов для защиты от радиационных и нейтронных импульсов.

В 1982 году во время вторжения в Ливан израильской армии, танки Меркава, используя 105 мм пушку и ракеты уничтожили большое количество танков Т-72С, эксплуатируемых сирийскими танковыми войсками.

После этого, была проведена обширная программа обновления по улучшению эффективности бронирования и живучести.

За период нахождения танков на вооружении произведено 17 000 экземпляров танка Т-72 для СССР и России, а также около 13 000 для других стран мира.

Т-72 поставлялся в 15 стран Восточной Европы, на Ближний Восток и в Африку. Он производился в Чехословакии, Индии, Польше и Югославии.
В 1984 году была выпущена самая современная модификация танка Т-72Б. Этот танк отличался совершенно другой системой броневой защиты, а именно многослойной.

Двигатель

Танк Т-72 уникален своим многотопливным двигателем. На различные модели танка – устанавливались различные модификации двигателя. Так на первые танки устанавливался 12 цилиндровый V-образный двигатель B-46, который развивал мощность 780 л.с.
На Т-72Б устанавливался двигатель В-84-1, развивающий мощность 840 л.с.
Двигатель был способен работать на дизельном топливе, низкооктановом бензине, а так же на керосине.

Технические характеристики танка Т-72:


Т-72 (об. 172М) Т-72А (об. 172М-1) Т-72Б (об. 184)
Боевая масса, т 41 41.5 44.5
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперёд, мм 9,530
Длина корпуса, мм 6,860
Общая ширина, мм 3,460 3,590 3,580
Ширина по гусеницам, мм 3,370
Высота по крыше башни, мм 2,190 2,230
Объём ОУ, куб. м 2.0
Объём БО, куб. м 5.9
Объём МТО, куб. м: с топливом/без топлива 3.1/3.1
Удельная мощность, л.с./т (кВ/т) 19 (14) 18.9 (13.9)
Десантный люк в днище корпуса есть
Оборудование для самоокапывания есть
Вооружение
Марка пушки 2А46 2А46М
Калибр, мм 125
Тип ГСП ГСП-ПУ
Длина трубы ствола, мм (калибров) 6,000 (48)
Расположение противооткатных устройств несимметричное симметричное
Тип продувки канала ствола эжекционый
Наличие теплозащитного кожуха нет есть
Заряжание автоматическое или ручное
Боезапас, выстр. (в т.ч. в АЗ) 39 (22) 44 (22) 45 (22)
Тип боеприпасов БПС, КС, ОФС БПС, КС, ОФС, ТУР
Тип выстрелов раздельно-гильзовый
Стабилизатор основного вооружения, тип ЭГ – ВН и ГН ЭМ – ГН, ЭГ – ВН
Спаренный пулемёт, тип и калибр 7.62-мм пулемёт ПКТ
Боекомплект спаренного пулемёта, патронов 2,000
ЗУ, тип и калибр автономная открытая пулемётная установка с 12.7-мм пулемётом НСВ-12,7 (на Т-72 – с декабря 1974 г.)
Боекомплект ЗУ, патронов 300
Управляемое вооружение (ТУР) нет 9К120 (9М120)
Система наведения ТУР - по лучу лазера
Дальность стрельбы ТУР, м - 4,000
Система управления огнём
Макс. угол возвышения пушки, град. не менее 13.5
Макс. угол склонения пушки, град. не менее 6
Система автоматической выверки прицела нет есть
Основной прицел наводчика перископический (ЭОП) с ЛД перископический (ЭОП) с ЛД и информационным каналом управления ТУР
Стабилизация поля зрения прицела независимая по ВН, зависимая по ГН
Ночной прицел наводчика ЭО монокулярный перископический комбинированный (ЭОП) бинокулярный перископический дневно-ночной (ЭОП)
комбинированный, ЭО, бинокулярный перископический перископический комбинированный дневно-ночной (ЭОП), бинокулярный перископический
Дальномер, тип монокулярный стереоскопический ЛД
Измеряемая дальность 1,000-4,000 500-4,000
Защищённость
Бронированная защита, тип корпус – комбинированная, башня – монолитная комбинированная
Башня: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-30 гр.), мм 410 530 н/д
Эквивалент по стойкости (в секторе +/-30 гр.) в мм от БПС/КС 410/410 410/500 н/д
Корпус: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-0 гр.), мм 550 580 н/д
Эквивалент по стойкости (в секторе 0 гр.) в мм от БПС/КС 305/450 360/500 н/д
Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, гр. 68
Противокумулятивные бортовые экраны есть
Система ТДА есть
Дымовые гранатомёты есть
Динамическа защита, тип нет НДЗ (ВДЗ с 1988 г.)
Подвижность
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700 (с внешними баками; 500 без них)
Ёмкость топливных баков, л 1,200 + 400 во внешних баках
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см 0.83 0.87
Клиренс, мм 470 490
Преодолеваемый ров, м 2.6-2.8
Преодолеваемая стенка, м 0.85
Максимальный угол подъёма, гр 30
Преодолеваемый брод (с предварительной подготовкой), м 1.2 (1.8)
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м 5
Моторно-трансмиссионная установка
Двигатель, марка В-46 В-46-6 В-84М
Двигатель, тип многотопливный V-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения; угол между цилиндрами – 60 гр.
Максимальная мощность в стендовых условиях, кВ (л.с.) 574 (780) 618 (840)
Масса двигателя, кг 980 1,020
Частота вращения при максимальной мозности, об./мин 2,000
Габариты двигателя, мм: длина/ширина/высота 1,480/896/902
Ход поршня, мм 180; 186.7
Диаметр цилиндра, мм 150
Рабочий объём, л 38.88
Система наддува ПЦН
Трансмиссия, тип механическая, планетарная
КП, тип две бортовые, планетарные
Число передач вперёд/назад 7/1
МП, тип бездифференциальный
Остоновочный тормоз, тип дисковый, работающий в масле
БР, тип планетарный
Система управления движением, тип гидравлическая
Система охлаждения, тип жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором
Вентиляторы: количество и тип 1, центробежный
Система воздухоочистки 2-х ступенчатая: 1-я ступень – циклоны, 2-я ступень – беспорядночно спутанная, гофрированная проволока
Число ВО 1
Система пуска воздушная – основная, электрическая – дополнительная
Ходовая часть
Подвеска, тип индивидуальная торсионная
Амортизаторы, тип (количество) гидравлические, лопастные (6)
Гусеница, тип соединения траков последовательное
Тип шарнира гусеницы РМШ или ОМШ РМШ
Ширина колеи, мм 2,790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4,270
Ширина гусеницы, мм 580
Число траков, шт. 96 97
Число опорных катков на борт, шт. 6
Диаметр опорного катка, мм 750
Тип амортизации опорных катков наружная
Число поддерживающих катков на борт, шт. 3
Механизм натяжения, тип кривошипно-червячный
Дополнительные характеристики по другим источникам
Дымовые гранатомёты, количество и тип есть 12 х 902А «Туча» 8 х 902Б «Туча»
Допустимый крен, гр. 25
Скорострельность пушки, выстр./мин до 8
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч 40-45
Марка приборов и оборудования по другим источникам
Стабилизатор 2Э28М 2Э28М (с 1982 г. - 2Э42-2) 2Э42-2
Оборудование пожаротушения ЗЭЦ13 «Иней» с фреоновыми баллонами ЗЭЦ13 «Иней» с хладоновыми баллонами
Прицел-дальномер ТПД-2-49 ТПД-К1 1К13-49
Ночной прицел ТПН-1-49-23 ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4
Прицельный комплекс командира ТКН-3 ТКН-3В
Радиостанция Р-123М Р-173
Переговорное устройство Р-124 Р-174
Навигационная аппаратура ГПК-59
ПНВ водителя есть ТВНЕ-4Б есть

В 1973 году на вооружение Советской армии поступили новые танки, полностью отвечающие требованиям современной войны и армейским доктринам СССР.

Фото танка Т-72 «Урал»

Хоть машина и была компромиссной, но имела высокую боевую эффективность, а главное - технологичность. Этот фактор позволил производить танк в массовых количествах в случае «горячей» войны. Машина получила рабочее название Т-72 «Урал» или Объект - 172М.


Танк Т72 допустимо назвать долгожителем. Полноценное производство модели стартовало в 1973 году, а завершилось в 1992. Несмотря на то что его больше не производят, боевая машина не снята с вооружения РФ.

Проводятся модификации уже выпущенных образцов.

Последние версии Т-72Б3 почти не уступают по своим тактико-техническим параметрам Т90. За все время эксплуатации выпущено в пределах 30 000 единиц, не считая произведенные другими странами: Польшей, Югославией, Индией и т. д.

История создания танка Т-72

После внедрения в массовое производство Т-64А мгновенно обнаружились ключевые недостатки данной машины. В первую очередь проблемы с двигателем и ходовой частью. Возникали нарекания и на автомат заряжания. К примеру, чтобы механику-водителю перейти в боевое отделение требовалось отвернуть башню на 90 градусов относительно вектора движения танка и изъять часть боеукладки.

Но главной проблемой стала высокая себестоимость и трудность с наладкой выпуска на остальных заводах страны. Это была цена инноваций, примененных харьковскими инженерами.


По вышеперечисленным причинам началась разработка нового танка, схожего по боевой эффективности, но обладающего более низкой ценой и высокой технологичностью.

Год Событие
1967 Издание указа о старте разработки танка Т-72
1968 — 1969 Полевые испытания двух Т-64. Одна с В-45 с эжекционной, вторая с тем же двигателем, но с вентилируемой охладительной системой и другой ходовой частью (второй вариант представило КБ Уралвагонзавода)
1969 Уральский вариант Т-64 успешно прошел испытания. Количество зарядов в автомате заряжания сократили до 22 штук. Установили силовую установку В-46 (780 л/с). Новой машине присвоили наименование “Объект 172М”
1973 Начало серийного производства Т-72 “Урал”
1974 Поступление Объекта 172 в армейские части Советского Союза
1992 Окончание производства
2016 Начало модернизации более ранних машин до версии Т-72Б3 образца 2016 г

Если рассуждать о боевой эффективности танка, то машина прекрасно показала себя в многочисленных конфликтах 20-го века на большей часть Земли. Говоря про опыт эксплуатации в СССР и России, то это: Афганистан, Чечня, Южная Осетия. Именно эти машины являлись основой «танкового кулака», который, по мнению Советского командования, должен был дойти до Западной Европы, не считаясь с потерями.


Зарубежное производство

Т-72 стоит на вооружении 40 стран мира, но производством по лицензии занимается лишь малая часть из них. По большей части страны-эксплуататоры - это бывшие советские республики, страны Ближнего Востока, Индия, Финляндия, Польша. На текущий момент модификации «Урала» активно применяются в Сирии с обеих стороны.

Т-72 стоит на вооружении 40 стран мира.

Некоторые оптимистично настроенные издания утверждают, что экспортные «семьдесятдвойки» адекватно боролись с американскими «Абрамсами». На деле это не так. Более технических совершенные А1М1 уничтожали Т-72М1 пачками во время войны в Ираке.


Интересным фактом является возможность поставок Т-72 в Северную Корею. По некоторым источникам тамошние конструкторы, путем обратной инженерии, смогли скопировать танк и наладить производство. При этом первые модели оснащались 115-мм орудием и имели 4 членов экипажа, что говорит об отсутствии АЗ. Более поздние варианты стали им оснащаться.

Страны-производители:

Особенности конструкции

Танк Т-72 выполнен по классической советской схеме с разделением внутриброневого пространства на три части: отсек управления, боевое отделение и МТО (моторно-трансмиссионный). В передней части машины, за основной броней располагается место механика-водителя и органы управления движением.

Всего членов экипажа 3. Остальные размещены в боевом отделении в центре танка. Это командир и наводчик. В корме установлена силовая установка и элементы трансмиссии.


Там же расположен автомат заряжания орудия на 22 снаряда. В отличие от Т-64, устройство танка Т-72 не привязано к башке и не нужно разбирать часть боеукладки, чтобы добраться до отсека управления. После выстрела происходит очистка внутреннего пространства от пороховых газов, путем вытяжки вентилятором наружу.

В башне имеется люк для сброса поддона стреляной гильзы, которая сгорает во время залпа. Если в карусели АЗ закончатся снаряды, возможна зарядка пушки в ручном режиме. Эту функцию исполняет командир.

Средняя скорострельность составляет 6-8 выстрелов в минуту.

Башня приводится в действие гидравлическим и ручным приводом. В верхней левой части расположен основной люк для погрузки и выгрузки экипажа. На передней части устанавливается фонарь. Внутри башни имеются приборы наблюдения, включая прицелы, обзорные устройства, приборы ночного видения. В последних модификациях начали появляться тепловизоры. Для стабилизации используется двухплоскостной стабилизатор.


Бронезащита танка Т-72

Бронекорпус танка сварной, собирается из листов прочной катанной гомогенной стали, а также листов с комбинированной прослойкой из стеклотекстолита. Броня - дифференцированная. Имеется в виду, что она неравномерно распределена по сторонам. Это облегчает конструкцию. Такая концепция прослеживается на всех современных танках.


Самая толстая броня находится в передней части. Представляет собой две бронеплиты сходящиеся клином под разными углами:

  • угол наклона верхней лобовой детали 68 градусов, нижней - 60;
  • ВЛД в разрезе напоминает «бутерброд» из 3 слоев: верхний - 80-мм стали, средний - 105-мм стеклотекстолита, внутренний - 20-мм брони;
  • НЛД - 85-мм простой бронестали без дополнительных слоев.

Такая компоновка брони позволяет выдержать попадание подкалиберных снарядов с бронепробитием 450-мм и кумулятивных с показателем 600-мм.

Все остальное бронирование выполнено полностью с применением гомогенных листов. По бортам:

  • 80-мм листы прикрывают экипаж и боеукладку;
  • 70-мм броня закрывает МТО;
  • двойная деталь прикрывает корму танка.

В целях повышения защищенности по бортам танка навешаны 3-мм алюминиевые экраны. Основная задача - прикрытие важных частей от кумулятивных гранат и снарядов. Экраны имеют два положения: боевое и походное. В первом случае они открываются вперед под углом 60 градусов.

Впоследствии на танк стали навешивать динамическую защиту. В различных модификациях это был: Контакт-1, Контакт-5 и Реликт. Планировалась установка комплексов активной защиты (КАЗ) «Арена». Но такой модуль появится только на версиях Б3 в 2018 году. Также существовала практика наваривания дополнительных листов брони, толщиной до 30-мм.


Первые версии Т-72 имели существенный недостаток - бронирование литой башни было монолитным. В Т-72А это исправили в лобовой проекции появился комбинированный слой. В модели Т-72Б наполнитель сменили на отражающие элементы. На башне дополнительно устанавливались модули для отстрела дымовых гранат.

Вооружение

В передней части башни располагается пушка с индексом 2А26М.

  • калибр орудия - 125-мм;
  • длина составляет - 50,5 калибров.

Пушка гладкоствольная, возможен пуск управляемых ракет при помощи системы «Свирь». Основной комплект используемых снарядов состоит из подкалиберных, осколочно-фугасных и кумулятивных. Пушка обладает раздельно-гильзовым заряжанием, осуществляемым посредством АЗ или командира танка.


В качестве дополнительного вооружения выступает спаренный с пушкой пулемет 7,62-мм ПКТМ. Для подавления живой силы, легкой бронетехники и низколетящих целей используется установленный на крыше башни пулемет 12,7-мм «Утес». В целях удешевления производства системы удаленного управления не предусмотрена.

Для стрельбы командиру приходится высовываться из люка на башне, что являет недостатком.

Подвижность

Проходимость танк находилась на высоком уровне. По пересеченной местности максимальная скорость Т-72 — 30 км/ч. Ходовая часть напоминает аналогичную на Т-62. На ней имеются 3 поддерживающих катка и 6 опорный, по каждому борту. Ведущее и направляющее колесо находится в задней части. Сама подвеска индивидуальная, торсионная.

Интересное дополнение - наличие прибора для самоокапывания.

Используя это устройство, экипаж способен вырыть траншею за 30 минут. Размешался прибор на НЛД, что придавало большую защищенность.


Изначально на Т-72 устанавливался двигатель В-46, мощностью 780 л/с. Движок являлся прямым развитием знаменитого В-2, впервые примененного на Т-34. Имеет 12 цилиндров и V-образную форму.

Способен работать от дизеля, керосина и бензина.

В поздних модификациях, в устройство танка Т-72 внедрили более совершенные силовые агрегаты. Топливная система состоит из 4 внутренних баков и 5 наружных. Один внутренний бак находится в кормовой части боевого отделения, остальные - вокруг мехвода. Объем - 705 л. Такая компоновка является фирменной чертой советской танковой школы.

Внешние баки интегрированы в правую надгусеничную полку. Объем - 495 литров. В дополнение при долгих марш-бросках на танк устанавливают дополнительные баки. Их подвешивают на корме. В зависимости от размера это 400-500 литров.

Трансмиссия состоит из:

  • мультипликатора, по которому передается момент на коробку передач;
  • пары коробок передач, каждая подсоединена к фрикционам по бортам танка, что дает возможность управлять машиной;
  • планетарных передач.

Тактико-технические характеристики танка Т-72 (ТТХ)

Масса, т 46
Боевой состав танка 3 человека
Длина х Ширина х Высота х Клиренс, м 9,5 х 3,4 х 2,1 х 0,42
Бронирование корпуса: лоб х борт, мм 205 х 70 — 80
Лоб башни, мм Защищает в эквиваленте 410–1200
Гладкоствольная пушка калибром 125-мм 2А46
Дальность стрельбы, км 9,4
Дополнительное вооружение 7,62-мм ПКТМ, 12,7-мм НСВТ
V-образный 12-цлиндровый двигатель В-46 780 л/с
Максимальная скорость 35–50 км/ч
Запас хода в среднем, км 600
Объем емкостей для горючего, л 1600

Модификации

Советские и российские модификации:


Т-72 Первая серийная модель
Вариант для экспорта

Эволюционное развитие первой модели. Лучше броня, другие СУО, двигатель и т.д. Приставка К- командирский

Экспортный вариант

Модификация 1985 года. Установлена КУВ “Свирь”. Поставлена пушка 2А46М
Танк, принятый на вооружение под названием Т-90

Последняя модификация. Установлена новейшая СУО, улучшены боевые показатели, поменяли двигатель, добавили тепловизоры. В перспективе – КАЗ “Арена”

Иностранные варианты.

Еще до того, как началось серийное производство танков Т-62, главным конструктором Уральского вагонного завода Л. Н. Карцевым было предложено совершенствовать модель, установив на нее новый двигатель, более мощный, и более перспективную Именно так появился танк Т-72. Характеристика транспортного средства отмечала его как бронемашину большого размера.

Немного истории

Летом 1961 года были построены первые два экземпляра танка, причем они тестировались в ускоренном режиме - сначала на заводе, затем на полигоне. Объект отличался модернизированностью, но, несмотря на все его преимущества, заводом не было получено официальное разрешение на производство нового танка. Год за годом в модель вносились определенные изменения:

  1. Сначала был продуман экипаж танка Т-72, который состоял из трех человек - командира, наводчика и механика-водителя.
  2. Танк был оснащен пушкой с автоматом заряжания и броневой защитой на основе схемы НИИ стали.
  3. Ходовая часть модели планировалась весом не больше 40 тонн.

Но эти изменения не принимались, только были оставлены две бортовые коробки перемены передач.

Особенности компоновки танка

Т-72 - танк, отличающийся классической конструкцией, когда силовое отделение располагается на корме. Управление сосредоточено в носовой части транспортного средства, здесь же располагаются топливный бак, бак-стеллаж, щиток контрольных приборов механика-водителя, электроаппаратура.

Отделение управления состоит из сиденья механика, который и осуществляет управление танком Т-72. Над сиденьем водителя имеется люк. В шахту броневого листа установлен прибор, позволяющий вести наблюдение за ситуацией. Механик-водитель во время движения сидит, что обеспечивается продуманной конструкцией самого сиденья в днище танка.

Боевое отделение

Боевому отделению в танке оставлено место в средней части корпуса и башне, которая отделяется от силового отделения специальной перегородкой. Продуманность конструкции обеспечивает удобное перемещение членов экипажа из отделений в отделения. Удобство и эргономичность - главные отличия, которыми может похвастаться танк Т-72. Характеристика его как боевого судна также впечатляет:

  1. Танк оснащен гладкоствольной пушкой в башне 125 мм, автоматом заряжения и приборами управления огнем.
  2. Справа от пушки оборудовано место командира, а слева сидит наводчик.
  3. На пушке с правой стороны имеется пулемет ПКТ, а над ним на специальных креплениях держится базовая труба прицела-дальномера.
  4. Рабочее место командира привлекательно оснащением: оно состоит из электромашинного стопора пушки, бака вертикального наведения, радиостанции, специального аппарата, через который снаружи подключается розетка десанта, карданного привода командирской башни.
  5. Башня командира накрывается крышкой с пластинчатым торсионом.
  6. Командирская башенка оснащена двумя приборами наблюдения ТНП-160 и командирским прибором ТКН-3.

Боевое отделение также оснащено приборами и механизмами, которые обеспечивают удобство эксплуатации танка.

Силовое отделение

Кормовая часть имеет силовое отделение. Двигатель танка Т-72 располагается с левого борта, а между ним и перегородкой для мотора находится система охлаждения, масляный фильтр, клапан расширительного бачка. С правой стороны установлен очиститель воздуха. Корпус имеет кормовой лист, где располагается система охлаждения. Также силовое отделение оснащено дополнительным и основным маслобаками, которые способствуют смазке двигателя. Силовое отделение закрыто крышкой. Расход топлива танка Т-72 на 100 км следующий:

  • при движении на грунте - 260-450 л;
  • на дороге с твердым покрытием - 240 л.

Особенности корпуса

Один из самых популярных советских танков - танк Т-72. Характеристика его как боевого была бы неполной, если не описать особенности корпуса. Корпус данной модели - это жесткая коробка, которая сварена из броневых листов. Здесь располагаются носовая часть, борта, корма, днище, перегородки вентиляции и мотора, а также крыша силового отделения.

Лобовой лист - это многослойная комбинированная преграда из стали и стеклотекстолита, толщина которой обеспечивает износостойкое покрытие. Борта корпуса усилены вертикальными броневыми листами, в средней части дополнены защитными планками. Их назначение - увеличить внутренний объем корпуса и установить на них башню. По всему периметру бортов приварены кронштейны, на которые крепятся направляющие колеса.

Т-72 - популярный танк СССР, который внушал уважение всему миру. Корма его корпуса представляет собой кормовой броневой лист. В качестве защиты установлена вентиляторная перегородка. Она представляет собой спиральный кожух, оснащенный съемными передними и боковыми листами. В кожухе имеется вентилятор системы охлаждения, а основное назначение перегородки - организовывать поток воздуха. Борта танка дополнены бортовыми экранами, имеющими толщину 3 мм и выполненными из сплава алюминия. Чтобы сохранить состояние танка во время движения по трудным участкам местности, экраны можно поставить в походное положение - поджать их к боковым пылевым щиткам. Когда танк Т-72 в бою, пылевые щитки могут быть развернуты вперед под углом в 60 градусов.

Как устроена башня?

Для ее создания использована фасонная отливка из броневой стали, сверху к ней приварена крыша, а также головки, которые защищают базовую трубу прицела-дальномера. Башня отличается монолитной конструкцией, толщина стенок которой варьируется. Передняя часть оснащена амбразурой, где устанавливается пушка, боковые поверхности - дуговыми щеками, которые играют важную роль для бронировки стенок корпуса.

Справа от пушки предусмотрено наличие амбразуры, где располагается спаренный пулемет. Слева от пушки имеется кронштейн, где крепится осветитель ночного прицела в сочетании с трубкой, через которую подводится к пушке электрический привод. Левая половина крыши имеет основание люка, где располагается наводчик. гидравлическим и ручным механизмом. Все это отличает танк Т-72, характеристика которого позволяет сделать вывод о боевых качествах бронемашины.

Вооружение танка

Башня танка оснащена гладкоствольной пушкой Д-81ТМ, с ним спарен еще один пулемет, причем они стабилизированы в две плоскости наведения. Ствол пушки - это труба, которая соединяется с кожухом, муфтой, казенником и механизмом продувания. Он, в свою очередь, состоит из шести сопел. Затвор пушки отличается полуавтоматическим режимом работы. Т-72 следующая:

  • при стрельбе бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами дальность составляет 4000 м;
  • при использовании осколочно-фугасных снарядов ее значение достигает 5000 м;
  • при стрельбе ночью она равна 800 м;
  • если снаряды выстреливаются боковым уровнем с использованием осколочно-фугасным снарядов, дальность стрельбы может достигать 9400 м.

Нужно отметить, что при автоматическом заряжении пушка отличается боевой скорострельностью до 8 выстрелов в минуту, при ручном заряжении - 1-2 выстрела в минуту.

Т-72 обеспечивается монокулярным стереоскопическим прицелом-дальномером, оснащенным дополнительной независимой стабилизацией поля зрения. С помощью прицела измеряется дальность цели в диапазоне 1000-4000 м при точности в 3-5 процентов. Если стрельба ведется ночью, используется специальный ночной прицел с осветителем на основе ИК-фильтра.

Командирская башня оснащается зенитной установкой, которая позволяет стрелять по воздушным и наземным целям. В случае с Т-72 ТТХ танка следующие: по дальним воздушным целям стрельба ведется на расстоянии до 1500 м, по наземным - до 2000 м. Зенитная установка танка состоит:

  • из пулемета НСВ 12,7 мм;
  • люльки с противооткатным устройством;
  • зенитного прицела;
  • рукоятки, позволяющей наводить орудие горизонтально и вертикально;
  • магазина для снарядов;
  • уравновешивающего механизма.

Основные снаряды

Одна из мощных боевых бронемашин России всех времен - Т-72. Вооружение танка предполагает наличие следующих снарядов:

  • автомата АКМС 7,62 мм;
  • сигнального пистолета;
  • 10 ручных гранат.

Танк имеет двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор вооружения, который сочетается с оптическим прицелом-дальномером. Главные задачи этого комплекса следующие:

  1. Автоматически удерживать пушку и пулемет в определенном положении при движении танка.
  2. Наводить стабилизированную пушку и пулемет, плавно регулируя скорость наведения.
  3. Наводить нестабилизированную пушку в горизонтальной плоскости.
  4. Создавать целеуказание от командира танка к наводчику.
  5. Аварийно поворачивать башню от механика-водителя.

С помощью стабилизатора обеспечиваются угловые скорости, на основе которых наводится пушка вертикально в автоматическом режиме. С составе боекомплекта танка - 39 выстрелов к пушке, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату, 12 патронов для сигнального пистолета и 300 патронов для зенитного пулемета.

Особенности заряжения

На танке Т-72 имеется электромеханический комплекс, который автоматически заряжает пушку. Он состоит из вращающегося транспортера, механизма подъема кассет, механизма удаления поддонов, досылателя, электромашинного стопора пушки, запоминающего устройства и пульта управления.

Боевой танк СССР оснащен вращающимся транспортером, который монтирован на корпусе машины и включает в себя каркас, электромеханический привод, настил, механизм закрывания окна выдачи со створками, стопор и ручной привод. В каркасе размещаются 22 кассеты, сам он является цельной сварной конструкцией. Кассета представляет собой сваренные две трубы и нужна для размещения выстрела разных типов.

Особенности силовой установки

Устройство танка Т-72 предполагает наличие модифицированной силовой установки. Она представляет собой дизельный мотор мощностью 780 л.с., который дополнен системой жидкостного охлаждения и приводным центробежным нагнетателем. Масса двигателя составляет 980 кг, он установлен в силовом отделении. Многотопливный мотор может работать на дизеле разных марок, бензине и керосине. Но основной вид топлива - дизельное. Система питания двигателя танка состоит из 4 внутренних и 5 наружных топливных баков.

Чтобы обеспечивалась очистка воздуха, который поступает в цилиндры двигателя, танк дополнительно оснащается двухступенчатым очистителем воздуха, который удаляет пыль из пылесборника. Очистка выполняется в несколько циклов, после чего очищенный на 99,8 процентов воздух поступает в двигатель.

Устройство танка Т-72 предполагает наличие системы смазки и охлаждения. Система смазки является циркуляционной и комбинированной, а система охлаждения - жидкостной и закрытой, она дополняется принудительной циркуляцией. Специальная система подогрева разогревает двигатель и обслуживает его системы перед запуском.

Танк Т-72 оснащен механической трансмиссией с гидравлическим управлением, включающей в себя гитару и две коробки передач. Гитарой называется шестеренчатый редуктор, который передает крутящий момент к коробкам передач.

Ходовая часть и оборудование

Боевой вес танка Т-72 составляет 44,5 тонны, при этом ходовая часть - это шесть двухскатных обрезиненных опорных катков и три односкатных катка, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо с кривошипным механизмом. Танк имеет индивидуальную которая усиливается гидравлическими амортизаторами и шестью опорными катками. Гусеницы имеют мелкие звенья с числом траков в них 97.

Из дополнительных устройств на танке можно отметить радиостанцию и рассчитанное на четырех абонентов. Радиостанция работает как приемопередатчик и телефон, обеспечивая дальность связи до 20 км. Радиостанция функционирует на 1261 рабочей частоте, при этом прием и передача сигнала ведутся на общей частоте.

Защитные системы

Несмотря на то что вес танка Т-72 был внушительным, он оснащался дополнительными системами, которые защищали бронемашину от оружия массового поражения. Системы способны защитить танк и его внутреннее оснащение от ударной волны, радиации при ядерном взрыве, обеспечивая безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.

Защита от ударной волны выполняется продуманной броней, а также качественной герметизацией. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и отделения управления надежно герметизируются. Система защиты выступает в качестве световой и звуковой сигнализации, контролирует уровень радиации и избыточность давления внутри танка и наличие отравляющих веществ снаружи него.

Противопожарная система представляет собой три двухлитровых баллона, которые наполнены огнегасящим составом, а также три трубопровода, которые соединяют баллоны и отделения, и девять термодатчиков. Специальная система многократного действия служит надежной защитой от дыма. Она работает на дизельном топливе.

Из дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему для подводного вождения, которая позволяет преодолевать водные преграды на глубине 5 м и ширине до 1000 м. В состав этого оборудования входят также спасательные жилеты, противогазы, рассчитанные на всех членов экипажа.

Модификации танка Т-72

Всего за годы выпуска танк был представлен в восьми основных модификациях: и их разновидностях. Кроме того, он активно продавался за границу в такие страны, как Чехословакия, Польша, ГДР, Венгрия и Болгария. По состоянию на 2007 год эти бронемашины состояли на вооружении целого ряда стран - Азербайджана, Алжира, Вьетнама, Ливии, Македонии, Киргизии и многих других. Танк Т-72 активно использовался во многих странах как основа большого количества инженерных, специальных и боевых машин.

Т-72 - это уральский танк, который долгое время считался одним из самых мощных и надежных не только в СССР, но и в мире. Модернизированные версии до сих пор производятся во многих странах, при этом постоянно совершенствуются системы управления и силовое оборудование.

Т-72 «Урал» — самый массовый основной советский боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Советской Армии 7 августа 1973 года.
Ниже дан краткий обзор особенностей российских модификаций танка Т-72, выпускаемого УралВагонЗаводом, подготовленный на форуме pikabu.ru блогером zhuravkofff , за что ему большое спасибо.
Употребляемые сокращения: НКДЗ (Навесной Комплект Динамической Защиты), ВДЗ (Встроенная Динамическая Защита), ВЛД (Верхняя Лобовая Деталь), НЛД (Нижняя Лобовая Деталь), ТПН (Танковый Прицел Ночной), ОПТВ (Оборудование Подвойного Вождения Танка).

T-72A

Т-72Б (образца 1984 г), T-72B
принят на вооружение в 1984 г


(Т-72Б обр. 1989)


Т-72БМ (фото В.Кузьмина, )


последовательный РМШ ()


В дополнение к вышеизложеному:

Т-72Б3 - это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин.
В Алабино на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» - танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного.


Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке Т-72Б3
()

Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) - осталась открытая ЗПУ с ручным управлением. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.

Т-72Б3 на полигоне в Алабино, август 2013 (

Компоновка танка Т-72 - классическая, с кормовым расположением силового отделения. Внешне Т-72 очень напоминает танк Т-64.

Кликните на изображение, чтобы посмотреть продольный и поперечный разрезы танка Т-72

Отделение управления танка расположено в носовой части корпуса по оси. Оно ограничено справа правым топливным баком и баком-стеллажом, слева - левым топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади - вращающимся транспортером автомата заряжания. В отделении управления находится сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления подачи топлива и привода стояночного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства. В отделении управления, кроме того, находятся гирополукомпас, баллоны со сжатым воздухом и аппаратура воздушного запуска двигателя, часть боекомплекта спаренного пулемета, ящик для укладки в нерабочем положении прибора ТВНЕ-4ПА, бачок для питьевой воды, топливоподкачивающий насос БЦН-1, приборы системы защиты от ОМП и другие приборы и снаряжение.

1 - педаль остановочного тормоза; 2 - педаль сцепления; 3 - ручка стопора сиденья водителя; 4 - рукоятка привода ручной подачи топлива; 5 - гирополукомпас ГПК-59; 6 - топливораспределительный кран; 7 - защитная крышка АКБ; 8 - щит контрольных приборов механика-водителя; 9 -баллон для сжатого воздуха; 10 - выключатель батарей; 11, 19- сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса; 12 - ручка защелки педали остановочного тормоза; 13 - сигнальная лампа блокирующего устройства: 14 - аппарат ТПУА-3; 15- прибор наблюдения ТНПО-168; 16 - плафон освещения; 17- сигнальные лампы датчика критической температуры охлаждающей жидкости и вызов командира; 18 - заправочная горловина бачка системы ГПО; 20 - клапан системы запуска двигателя; 21 - манометр; 22 - рукоятка крышки люка водителя; 23 - бак-стеллаж; 24 - рычаг избирателя передач; 25 - кожух для ТНПО- 168В; 26 - рукоятка привода жалюзи; 77 - рычаг управления; 28 - педаль подачи топлива; 29 - кран системы ГПО; 30 - вентилятор.

В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО-168 с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него - две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днище корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода. Размещенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днище.

Боевое отделение танка расположено в средней части корпуса и башне, и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка, автомат заряжания и приборы управления огнем. Справа от пушки расположено рабочее место командира, слева - наводчика. Справа на пушке установлен пулемет ПКТ, а над ее люлькой на крыше башни на специальных кронштейнах - базовая труба прицела-дальномера ТПД 2-49. Перед сиденьем командира и справа по борту башни установлены: электромашинный стопор пушки; пополнительный бак вертикального наведения; радиостанция Р-123М; аппарат ТПУ А-1; аппарат А-4 для подключения наружной розетки десанта; пульт загрузки автомата заряжания; карданный привод командирской башенки. У переднего бака-стеллажа на правом борту размещен баллон системы ППО.

В крыше башни над сиденьем командира расположена командирская башенка с люком, который закрывается крышкой, имеющей пластинчатый торсион. В командирской башенке установлены два прибора наблюдения ТНП-160 и командирский прибор ТКН-3. На башенке установлен зенитный пулемет НСВ-12,7. В корме башни расположен люк для выброса поддонов, механизм подъема кассет, досылатель и элементы привода крышки люка выброса поддонов. Перед сиденьем наводчика в башне установлены: прицел-дальномер с пультом управления автоматом заряжания; ночной прицел; прибор наблюдения; подъемный механизм пушки. Слева в башне установлены: распределительный щиток; индикатор количества выстрелов; аппарат ТПУА-2; механизм поворота башни с азимутальным указателем; стопор башни; электроприборы и приборы освещения. Люк наводчика закрывается крышкой, в которой имеется лючок для установки воздухопитающей трубы ОПВТ.

В средней части корпуса установлен вращающийся транспортер автомата заряжания с редуктором и стопором. Под полом транспортера на днище боевого отделения установлено вращающееся контактное устройство ВКУ-330-1. У моторной перегородки размещен средний бак-стеллаж с боеукладкой. Между ним и правым бортом установлен подогреватель двигателя с калорифером. Над подогревателем размешена фильтровентиляционная установка (ФВУ). Кроме того, в боевом отделении расположен еще целый ряд приборов и механизмов, в том числе термодатчики и трубопроводы с распылителями системы ППО.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. Компоновка силового отделения выполнена с поперечным размещением двигателя, смещенного к левому борту. Между двигателем и моторной перегородкой размещены: расширительный бачок системы охлаждения; центробежный масляный фильтр; поплавковый клапан расширительного бачка системы питания. Между правым бортом и двигателем установлен воздухоочиститель.

Вдоль правого борта установлена гитара, передающая крутящий момент от двигателя к коробкам передач. На отдельном постаменте фундамента двигателя закреплен стартер-генератор. Конический редуктор привода вентилятора установлен на кронштейне, закрепленном на днище танка. В специальных картерах, вваренных в кормовой части корпуса с левой и правой стороны, установлены планетарные коробки передач в сборе с бортовыми передачами. На кормовом листе корпуса расположен вентилятор системы охлаждения. В силовом отделении установлены пополнительный и основной маслобаки системы смазки двигателя, а также маслобак системы смазки и гидроуправления силовой передачи. Силовое отделение закрывается крышей, состоящей из крыши над двигателем и крыши над силовой передачей. По днищу корпуса проходят торсионные валы подвески, а по бортам танка - тяги приводов управления.

Корпус танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормы, днища, а также вентиляторной и моторной перегородок и крыши над силовым отделением. Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, а также с передним листом крыши, бортами и днищем. Верхний лобовой лист корпуса наклонен под углом 68° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь - стеклотекстолит - сталь) толщиной 80+105+20 мм. Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень зашиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. При существующем угле наклона по некоторым данным она эквивалентна стальной броневой плите толщиной 500-600 мм.

1 - верхний лобовой лист; 2,3 - скобы; 4 - кронштейн ограждения фары; 5 - передний буксирный крюк; 6 - нижний лобовой лист; 7 - кронштейн балансира; 8 - подбашенная защитная планка; 9 - отбойник; 10 - выпускной патрубок; 11 - кронштейн крепления бочек; 12 - камне-отбойник; 13 - кронштейн ленты крепления бревна; 14 - задний буксирный крюк; 15, 16 -кормовые листы; 17- картер коробки передач; 18 - упор; 19 - кронштейн поддерживающего катка; 20 - кронштейн амортизатора; 21 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 22 - грязевой щиток

К верхнему наклонному листу приварены два буксирных крюка с пружинными защелками, два кронштейна ограждения фар, трубки для подвода электропроводов к фарам и габаритным фонарям, скобы для крепления и укладки буксирных тросов, кронштейны габаритных фонарей. На верхнем листе крепятся два наклонных щитка для защиты смотровых приборов механика-водителя от попадания на них грязи при движении танка. В месте соединения верхнего наклонного листа с передним листом крыши по оси танка сделан вырез, в который вварена шахта для установки прибора наблюдения механика-водителя. Сверху шахта закрыта козырьком, приваренным к корпусу. К нижнему броневому листу толщиной 85 мм, наклоненному под углом 60°, приварены бонки для установки оборудования самоокапывания и минного трала.

Борта корпуса - вертикальные броневые листы толщиной 80 мм в передней части и 70 мм в задней. В средней части бортов вварены подбашенные защитные планки для увеличения внутреннего объема корпуса и установки башни. К бортам и наклонным листам носовой части приварены кронштейны кривошипов направляющих колес. К каждому борту приварено по три кронштейна поддерживающих роликов и по два отбойника, предохраняющих полки от ударов гусениц, по одному отбойнику для очистки гусениц от грязи и посторонних предметов. К бортам приварены полки, несущие на себе наружные топливные баки и ящики с ЗИП. К полкам крепятся пылевые щитки, передние и задние грязевые щитки. В задней верхней части левого борта вварена зашита выпускного патрубка, под которой находится патрубок для направления выпускных газов.

Корма корпуса состоит из кормового броневого листа, листа кормы нижнего и картеров коробок передач. В верхней части кормового листа справа и слева приварены трубки для подвода электропроводов к габаритным фонарям, кронштейны габаритных фонарей, кронштейны лент крепления бревна самовытаскивания и кронштейны крепления бочек. В нижней части кормового листа приварены два буксирных крюка с пружинными защелками и бонки для крепления запасных траков. В буксирных крюках выполнены сквозные отверстия для осуществления жесткой сцепки при буксировке танка.

Крыша корпуса состоит из переднего и заднего броневых листов и вставок над подбашенными защитными планками, приваренных к корпусу, а также съемной части. Днище корпуса имеет корытообразную форму и состоит из трех штампованных деталей. Для увеличения жесткости и размещения торсионов в днище выполнены продольные и поперечные выштамповки. В днище корпуса, кроме того, вварены кронштейны балансиров. Перегородка, отделяющая силовое отделение от боевого, приварена к поперечной балке, бортам и днищу. Вентиляторная перегородка выполнена в виде спирального кожуха со съемными передними и боковыми листами, в котором размещается вентилятор системы охлаждения. Основное назначение вентиляторной перегородки - организация потока воздуха к выходным жалюзи в целях обеспечения заданного расхода воздуха через радиаторы системы охлаждения.

Для зашиты бортов танка от кумулятивных средств поражения предназначены бортовые экраны толщиной 3 мм, выполненные из алюминиевого сплава. Четыре правых и четыре левых бортовых экрана крепятся к надгусеничным полкам и передним откидным щиткам. Для сохранности при движении танка по лесистой и пересеченной местности бортовые экраны могут быть установлены в походное положение - поджаты к боковым пылевым щиткам. В боевом положении они разворачиваются вперед под углом 60°.

Башня танка представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша, а также правая и левая головки для защиты базовой трубы прицел-дальномера. Башня имеет монолитную конструкцию с переменной толщиной стенок. Толщина лобовой брони в секторе ±30° (по другим данным ±35°) от продольной оси танка составляет 400-410 мм при наклоне 10-25°. Толщина бортов колеблется в пределах 395-440 мм при углах наклона 20-25°. В передней части башни расположена амбразура для установки пушки. В амбразуре имеются две расточки, в которые обоймами, надетыми на цапфы люльки, устанавливается пушка. К боковым поверхностям амбразуры приварены дуговые щеки, которые в сочетании с проточками в подвижной бронировке пушки образуют лабиринт, препятствующий проникновению внутрь башни свинцовых брызг (осколков) и снижающий воздействие взрывной волны. Для крепления наружного защитного чехла пушки по бокам амбразуры приварены желобки, а ниже амбразуры - желобок со сливным отверстием.

Справа от амбразуры пушки в башне имеется амбразура для спаренного пулемета. Слева от амбразуры пушки приварены кронштейн для осветителя ночного прицела и трубка для подвода электропровода к нему (только на танках ранних выпусков). В передней части и на корме башни приварены крюки для захвата башни тросами при ее монтаже и демонтаже. Правее амбразуры пулемета приварен кронштейн фары и трубка защиты электропровода. К правой половине крыши башни приварено основание командирской башенки. В левой половине крыши башни вварены основание люка наводчика, фланец для установки ночного прицела, корпус для установки прибора наблюдения наводчика, а также выполнено отверстие для установки задней подвески прицел-дальномера. В верхней части кормы башни расположены люк для выброса поддонов, отверстие, в которое вварен фланец крепления антенны, резьбовое отверстие для монтажа розетки связи с десантом, кронштейн крепления фары.

Кроме того, в кормовой части башни приварены четыре кронштейна для крепления ящика ОПВТ, два кронштейна для укладки трубы ОПВТ и скобы для крепления брезента. По бортам башни приварены поручни для десанта. Башня устанавливается на шариковой опоре, верхний погон которой соединен с донным листом башни, а нижний погон крепится к крыше корпуса. Вращение башни осуществляется с помощью гидравлического и ручного механизмов поворота (МПБ). Гидравлический МПБ располагается в левой передней части корпуса машины, ручной - в башне, слева от места наводчика.