Сиддхартха гаутама учения. День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

СИДДХАРТХА ГАУТАМА (БУДДА)

(623-544 до н.э.)

Основатель одной из трех мировых религий - буддизма. Имя Будда (с санскритского – просветленный) дано его последователями. В центре буддизма – учение о “четырех благородных истинах”: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Сиддхартха был сыном правителя народа шакья в севера – восточной Индии (в настоящее время Непал) . С рождения ему была уготована судьба правителя. Правда, окончательный выбор оставался за ним.

Однажды царице Махамайя, жене царя Шуддходама приснился вещий сон: родит она сына и станет он либо правителем, либо садху (святым, отрекшимся от земного мира) . Мальчик рос в роскоши, но его никогда не выпускали за пределы дворца.

Сиддхартха женился на прекрасной царевне Яшодхаре, подарившей ему сына. Вскоре он должен был наследовать трон. Однако надеждам царя не суждено было сбыться в результате четырех знамений.

Сиддхартха решил узнать о жизни за стенами дворца и приказал вознице сопровождать его. В первый раз он увидел старика и спросил возницу, почему тот такой худой и сгорбившийся. Такой удел всех людей, без исключения…таков естественный и неизбежный итог жизни, - последовал ответ. Тогда Сиддхартха воскликнул: “Какой смысл и какая польза от юности, если все завершается столь печально?”

Когда Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного. Царевич поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей, и никто не знает как их избежать.

Третье знамение случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию. Люди несли на носилках тело умершего. Покойника в Индии не прятали от глаз людей в гробах на катафалках, и процедура сожжения тела происходила публично, причем чаще всего на пристани у реки. Сиддхартха пришел к печальному выводу: люди не могут влиять на свою судьбу. Никто не хочет стареть, но все стареют. Никто не хочет болеть, но люди болеют. Смерть неизбежна, но тогда бессмысленна жизнь.

Сиддхартха пробудился ото сна и начал постигать смысл состояния сансары, связанного со старостью, болезнями, смертью и постоянным становлением. Его поразило, что люди смирились со своей участью.

Наконец, четвертое знамение. В этот раз Сиддхартха увидел садху (святого) , ходившего по улицам с миской для подаяний. Садху – это “скиталец”, считающий, что в том мире, в котором мы живем (“царство сансары”) ,невозможно обрести свой дом.

Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену и сына, отправился на границу царства Сакья. Там он снял одежду, постриг волосы и бороду и отправился дальше уже как странник. Это событие толкуется в буддизме как “продвижение” Сиддхартхи: он отказывается от мирской жизни, предается поискам истины.

Сначала он занимается йогой. Усмирение плоти было для них необходимой предпосылкой духовного роста.

Сиддхартха занимался умерщвлением плоти в течении 6 лет. Он ограничивал себя в пище, сне, не мылся и ходил нагим. Его авторитет среди аскетов был очень высок, у него появились ученики и последователи. Говорят, что его слава распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба.

Хотя Сиддхархе и удалось поднять свое сознание на неизмеримо более высокий уровень, в конечном счете, он пришел к выводу, что она не приближает его к истине (к прекращению страдания) . Он снова начал принимать пищу, как раньше, вскоре последователи покинули его. Сиддхартха продолжал свои скитания в одиночестве, находил других учителей, но разочаровался во всех учениях.

Однажды, расположившись около реки под сенью большого дерева джамбу, позднее названного в честь события деревом бодхи (то есть деревом просветления) , Сиддхартха принял решение: “Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня не снизойдет просветление. Пусть плоть моя увянет, пусть кровь моя высохнет, но до тех пор, пока я не получу просветления, я не двинусь с этого места”.

Трудно представить, что происходит в сознании человека, который сидит неподвижно. Впрочем, это характерно для буддизма: истина обретается в молчании, и тишина значит больше, чем действие…Он сел в позу для медитации и необыкновенной сосредоточенности и контроля над своим сознанием.

Каким образом сознание может отвлекаться, красочно описано в буддийских текстах, где говориться об атаках Ямы, Господина Смерти, который понял, насколько важны осуществляемые Буддой усилия, и всячески стремился противостоять им, опираясь на свою власть. Будда должен был использовать все свое умение и призвать всю свою решимость, отважившись на подобную попытку, а это было совсем не легко. Все сомнения, колебания должны были быть отброшены. Тернистый путь внутренней борьбы был пройден – предстояла последняя битва. В ночь полнолуния в месяц весак (соответствующий маю в европейском календаре) Будда сконцентрировал свое сознание на всходящей утренней звезде, и на него снизошло просветление. Сиддхартха стал Буддой: он вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном свете. Описываемое событие называют “великим пробуждением”.

Истина открылась Будде во всем своем великолепии. Это было завершение поиска истины, которые предпринял Сиддхартха. Став Буддой, то есть абсолютно просветленным, Сиддхартха изменился. Благодаря этому великому событию на него снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение – донести истину до людей.

Сначала у него не было уверенности, что его поймут. Однако Будда все же начал излагать свое учение, впервые прочитав проповедь о дхарме в Сарнатхе, где случайно встретился со своими прежними спутниками. Первые слушатели были поражены его добродетелями. Образовалась первая буддийская община. Будда приступил к тому, что известно под названием “первой проповеди Будды” или более образно, как “первый поворот колеса Дхаммы”.

Важны не только слова, с какими Будда обратился к своим слушателям, а та уверенность, которую он вдохнул в них, и которая совершенно покорила их. Вначале пять бывших собеседников встретили его скептически – ведь это был тот самый Гаутама. Но, пораженные его уверенностью в себе, они стали приверженцами его учения.

Будда вел жизнь странствующего проповедника. С тех пор, когда на него в возрасте тридцати пяти лет снизошло просветление, он не знал покоя. Девять месяцев в году он проповедовал, переходя из одного места в другое, а три месяца, приходившиеся на период дождей, проводил в уединении.

Будда принимал пищу только раз в день. Если путь его пролегал через деревню, он принимал подаяния, затем уходил в манговую рощу на окраине деревни и обедал. После этого местные жители слушали проповеди Будды. С каждым днем сторонников его учений становилось все больше и больше, причем в его окружение входили люди из различных каст.

Его последователи образовали монашескую общину. С распространением миссионерской деятельности ордена к Будде начали приходить также и миряне, которым разрешалось следовать учению, не отрекаясь от своего положения главы семьи и хозяина дома, благодаря чему свободное сообщество стало быстро расти. Равновесие между монашеской и мирской жизнью в сангхе было одной из главных черт миссии Будды во время его проповеднической сорокалетней деятельности.

Женщинам тоже разрешалось становиться членами ордена, хотя отношение Будды к ним было неоднозначным: он признавал женщин неохотно. В ответ на вопрос своего ученика Ананды о том, как монахи должны себя вести в обществе женщин, Будда ответил: “Не разговаривать… Проявлять постоянную бдительность”. Возможно, такие наставления объяснялись его убеждением в том, что привязанность к женщине становится основным препятствием на пути к достижению нирваны. Какой бы ни была причина, эти слова дожны быть положены в основу монашеского устава (Винаи) , созданного Буддой.

Умер Будда в преклонном возрасте, отравившись пищей. Рассказывают, что он скончался в состоянии медитации, склонившись вправо и поддерживая голову рукой. Эта поза запечатлена в буддийской иконографии и трактуется как переход Будды в Паринирвану – нирвану без остатка; речь идет о состоянии, в котором он более не был подвержен перерождению. Произошло это недалеко от города Кушинагара, в лесистой местности. Умирая, Будда не назначил преемника. Казалось, он желал, чтобы сангха оставалась относительно неиерархической организацией. Перед смертью Будда, обращаясь к Ананде, сказал: “Не печалься, не плачь. Разве я не говорил тебе, что мы отделены, отрезаны от всего дорогого и любимого наи?…Ты долго служил мне, принося пользу, служил с радостью, искренне и безоговорочно, был предан мне телом, словом и мыслью. У тебя самого все хорошо получится, Ананда. Не останавливайся на достигнутом, и скоро ты будешь освобожден”.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о “четырех благородных истинах”, открывшихся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей: есть страдание; есть причина страдания; есть свобода от страдания; есть путь, ведущий к свободе от страдания. В этих истинах, согласно учителю, весь закон нравственной жизни, ведущий к высшему блаженству. Разъяснению и развитию этих положений посвящены все рассуждения и логические построения буддизма.

Рождение, болезнь, смерть, разлука с близким человеком, не исполненность желания – словом, сама жизнь во всех ее проявлениях, - вот что такое страдание. В буддизме страданием оказывается и то, что всегда считалось радостью. Родные, близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств – все это считается сковывающими человека цепями.

Таким образом, страдание выступает как единственная всеобъемлющая реальность, с которой имеет дело духовно притязательный, нравственно совершенствующийся человек.

Вторая “благородная истина” - источником страдания является само желание, не существо его, а само его наличие: “жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельстится, а именно: жажда обладать, жажда жить, жажда избыть”.

История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] Мень Александр

ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ

ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ

Шакийский отшельник. Северо–Восточная Индия, ок. 530 г. до Р.Х.

Народ видел в отшельниках носителей духовной жизни и мудрости. И именно потому, что отшельники были искателями истинной жизни, отвергавшими жизнь ложную, и пришел к ним юноша, которого они стали называть «Шакия–муни», или «Шакийский отшельник». Его имя было Сиддхарта, а фамильное прозвище Гаутама. Он родился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала. В Лумбини, неподалеку от города Капилавасту, и доныне сохранился памятник с надписью: «Здесь родился Возвышенный».

Отец Сиддхарты Шуддходана был раджой полузависимого княжества. Мать Сиддхарты умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлении. Эти сладостные мгновения врезались в его память на всю жизнь. Боги, гласит предание, незримо окружали Возвышенного и внушали ему любовь к мистической жизни.

Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Для этого он не жалел средств. «Для меня, - вспоминал впоследствии Будда, - во дворце родителя моего были устроены пруды, где цвели в изобилии водяные лилии, водяные розы и белые лотосы; благовонные одежды из тонкой ткани носил я; из тонкой ткани был тюрбан мой и верхнее и нижнее платье; днем и ночью осеняли меня белым зонтом из опасения, как бы прохлада, или зной, или пылинка, или капля росы не коснулись меня. И было у меня три дворца: один для зимнего житья, другой для летнего и третий для дождливой погоды года».

В тех редких случаях, когда царевич покидал свои сады и дворцы, по приказанию Шуд–дходаны с его пути прогоняли всех нищих и больных. Люди должны были одеваться в лучшие одежды и с радостными лицами приветствовать Сиддхарту.

Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания? Своими усилиями Шуддходана сделал только еще нежнее и уязвимее душу сына. Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей Чанной, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей.

Царевича охватило отвращение ко всему, ничто не могло возвратить безмятежного детства. Мир, жизнь оказались неприемлемыми. Это было восстание против самых основ мироздания, мятеж надысторического значения.

«И вот, - рассказывал Будда, - еще в расцвете сил, еще блестяще–темноволосым, еще среди наслаждений счастливой юности, еще в первую пору мужественного возраста, вопреки желанию моих плачущих и стенающих родителей, обривши голову и бороду, покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира».

В то время ему шел тридцатый год.

Изучив философские системы и поняв, что они не могут помочь разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам–практикам.

Целый год он жил среди них, наблюдая их сверхчеловеческие подвиги, ведя с ними беседы, размышляя об их удивительном пути. Кое–что очень понравилось ему. Одного не мог он понять: почему многие отшельники, изнуряя свою плоть, стремятся не к высшей свободе от страданий, а к лучшему возрождению в будущем или к временному блаженству среди светлых небожителей. Эти цели казались ему недостойными.

Покинув своих наставников–йогов, Гаутама уединился в джунглях, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания.

Для изнеженного аристократического юноши это было подлинным героизмом. Но он решил, что не остановится ни перед какими испытаниями ради того, чтобы достигнуть просветления и познать истинный путь спасения. Шесть долгих лет он бродил в чаще, почти ничего не ел, лицо его стало страшно, оно почернело и невероятно исхудало, кожа сморщилась, волосы выпали, он стал похож на живой скелет.

И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности Гаутама пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и он замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.

Отныне Гаутама решил отказаться от бесплодного самоистязания.

Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. С этого момента он навсегда отказался от крайностей аскетизма и признавал полезными лишь умеренные его формы.

Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.

И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Раздумья и муки, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление». Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он, мучитель мира! Вот он, «строитель дома»! Это Тришна - жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхар–те казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает, с кем нужно бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой - Просветленным.

С этого момента и до последних дней Гаутамы мы будем встречаться с удивительным воздействием его на души людей. Самые невероятные притязания, самые горделивые эпитеты по отношению к себе, провозглашение своей святости и совершенства - все это не только не вызывало возмущения у большинства его слушателей, а, напротив, обладало для них особым очарованием и притягательностью.

Однажды Будду спросили, какова посмертная участь одного великого подвижника. Он ответил лишь, что для человека, который изжил в себе тяготение к психофизическому бытию (нама–рупа), нет ни рождения, ни смерти. Таким образом, главный упор Будда делает на то, что уже здесь, при жизни, человек может обрести состояние бесстрастия, покоя, просветления, т. е. стать причастным нирване.

Можем ли мы сказать с достоверностью, что понимал сам Будда под словом «нирвана»?

Будда сравнивает нирвану с «миром и мудростью», а его ученики считали величайшей заслугой учителя это овладение страстями и обретение «дивного бессмертия».

Итак, единственная достойная человека цель - это освобождение, свобода от всего, и в том числе от самого себя. Для этой цели Будда предлагает «восьмеричную систему».

Что же заключено в «восьмеричной дороге», которую предлагает Будда? Это:

1. Правильные взгляды, т. е. взгляды, основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость, т. е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т. е. речь доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т. е. непричинение зла.

5. Правильный, т. е. мирный, честный, чистый, образ жизни.

6. Правильное усилие, т. е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т. е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т. е. верные методы созерцания и медитации.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней.

На вершине лестницы, ведущей к нирване, мы находим высшее просветление, состояние самбодхи (самадхи), когда все человеческое исчезает в человеке, когда угасает его сознание, когда оцепеневает его тело, когда над человеком не властны никакие законы, ибо он погружается в непостижимое «безветрие» нирваны. Цель достигнута: кончен поток, погас вечно трепещущий огонь.

И тут–то обнаруживается во всей своей беспощадности леденящее душу «открытие» буддизма: человек одинок, невыразимо одинок в этой жизни. Все пусто и бессмысленно. Нет Бога над нами, «в небе нет пути», некому молиться, не на кого надеяться, никто не вольет сил в слабеющего человека, который идет по своей темной стезе. Неоткуда ждать помощи. Человек, спаси себя сам! Не пустая ли это фраза? Можно ли вытянуть самого себя за волосы?

Спасение и обретение нирваны Будда обещал только аскетам, покинувшим свой дом и освободившимся от всех привязанностей. Кроме подвига личного совершенствования, монахи обязаны были заниматься усиленной пропагандой идей учителя. И, разумеется, встречая интерес и сочувствие, они не могли всех ввести в орден. Поэтому возникла проблема буддистов–мирян.

Будда решил эту проблему довольно просто. Истинными его последователями оставались монахи, а «упасаки» - миряне, принявшие его учение, - оказывались, так сказать, на положении «оглашенных», готовящихся к посвящению. В отличие от монахов мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:

1. Воздерживайся от убийства.

2. Воздерживайся от воровства.

3. Воздерживайся от блуда.

4. Воздерживайся от лжи.

5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Помимо этих заповедей, похожих на те, которые провозгласил Моисей на восемь веков раньше, «упасаки» должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену.

Вероятно, любовь к опрятности была привита Гаутаме с детства, поэтому он восстал против обыкновения аскетов своего времени ходить вечно грязными. Путешественников и в наши дни пугает вид этих диких фигур, с ног до головы покрытых пеплом, коровьим пометом и грязью. В буддийском же ордене строго следили за личной гигиеной монахов, и помещения, в которых они жили, постоянно содержались в образцовом порядке и чистоте.

Эти благоустроенные колонии, где люди жили, предаваясь размышлениям, созерцаниям и поучительным беседам, привлекали всех усталых и угнетенных. Буддийские монастыри многим казались обетованной землей, в которой можно было наконец обрести мир и свободу.

На последних часах жизни Гаутамы лежит печать непреодолимой трагичности. Он умирает не как Сократ, верящий в бессмертие, не как мученик, скрепляющий кровью свое учение и торжествующий над злом, а как человек, признавший мировое зло и подчинившийся ему. Все преходяще, все течет! Ищите в этом утешение! Вот итог…

Энергичная миссионерская деятельность монахов приводила к буддизму много новообращенных. Народ все больше тянулся к этой новой религии, которая обещала спасение независимо от касты, не отягощала избытком обрядов, проповедовала доброту и кротость.

Гаутама стремился развенчать преходящую жизнь, представить ее как царство страданий, смерти и уродства. Но его последователи посвятят себя заботам о людях и их благе на земле. Они станут трудиться над созданием буддийской культуры.

Отвергнув Бога–Творца, Будда признал природу и человека бесцельным коловращением призраков, мельканием «дхарм», нескончаемым, никому не нужным потоком. И он был прав, ибо, если нет Бога Живого, Вселенная заслуживает уничтожения, жизнь и сознающие себя личности должны исчезнуть навсегда. Это для них лучший удел.

Такова главная причина, почему религия столь возвышенная, как индийская, не могла стать преддверием к Евангелию.

И все же жизнь и проповедь Гаутамы были одним из величайших событий в истории духа.

Значение Просветленного отнюдь не исчерпывается нравственным или философским содержанием его учения. Величие Будды и его предшественников заключается в том, что они провозгласили спасение главной целью религии. Мудрец, проникнутый состраданием ко всему миру, он поистине достоин любви и благодарности человечества, хотя и не был в силах спасти его. Впрочем, кто из людей смог бы совершить это?

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

50. Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии» (Бартольд, 1992, 3). Информационный первотолчок, приведший к возникновению

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Святой Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь. Ин. 1: 1-34; Мф. 3: 1-12; Мк. 1: 1-8; Лк. 3: 1-20 Шел 779 год от основания Рима. После смерти Августа император Тиберий уже пятнадцатый год правил мировой державой. Израиль полностью подпал под власть Рима и перестал быть самостоятельным

Из книги История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий автора Элиаде Мирча

Глава IX ИНДИЯ ДО ГАУТАМЫ БУДДЫ: ОТ КОСМИЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ВЫСШЕГО ТОЖДЕСТВА "АТМАН-БРАХМАН" § 72. Морфология ведийских ритуалов Ведийская религия не знала святилища; все ритуалы исполнялись либо непосредственно в доме приносящего жертву, либо на близлежащем

Из книги Будда: его жизнь и учение автора Пишель Рихард

III. ЖИЗНЬ БУДДЫ Будда происходил, как мы видели, из благородного рода Шакъя, правившего аристократически в небольшой области на склонах непальских Гималаев. Столицей его была Капилавасту. Отец Будды назывался Шуддходана, мать его Майя, или, как ее чаще называют, Майядеви.

Из книги Каким все является автора Лама Оле Нидал

ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ БУДДЫ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БУДДЫ

Из книги Жизнь Будды Шакьямуни автора Берзин Александр

Жизнь Будды Шакьямуни Александр Берзин февраль 2005, отредактирована в апреле 2007 г.Оригинал страницы: www.berzinarchives.com

Из книги Байкальские лекции 2007. Комментарий к «Ламриму» автора Тинлей Геше Джампа

3.1.3.2.5. Осознание Будды в качестве достоверного (подлинного) существа, а собственного Гуру – в качестве Будды Этот вид осознания заключается в понимании того, что Будда вначале был как мы, обычным существом, затем, получив учение и постоянно практикуя его правильным

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Проповедь Евангелия и проповедь предопределения - части одной проповеди и потому не противоречат друг другу 36. Итак, не следует [думать], что проповедь предопределения препятствует проповеди пребывающей и преуспевающей веры, чтобы те, кому дано повиноваться, услышали

Из книги Буддизм автора Корниенко А.

Жизнь и деятельность Сиддхартхи Гаутамы Примерно две с половиной тысячи лет назад в маленьком государстве на северо-востоке Индии (территория современного Непала) произошло радостное событие: у царицы Махамайи, жены царя Шуддходама – потомка знатного рода Гаутама и

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Проповедь длиною в жизнь Жил-был один проповедник. И читал он свои проповеди незнакомым людям на улице и знакомым, к которым приходил в гости.И часто случалось так, что разговорится он с незнакомым человеком на улице, начнёт ему рассказывать о Боге, о Земле, о людях, о любви,

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Жизнь Будды Индийская культура – культура самой древней религии, претендующей на то, чтобы считаться мировой. Сиддхартха Гаутама из рода Шакья-Муни, прозванный Буддой («Просветленный»), хотел того же, что и Гильгамеш, и подобно зороастрийцам рассматривал смерть как

Из книги Том 3. У врат Молчания [Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры] автора Мень Александр

Часть III ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Глава пятнадцатая ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ГАУТАМЫ Восточная Индия около 490-483 гг. до н. э. Мгновенно, мгновенно все составленное; жизнь в нем повита смертью; все разрушается, созидаясь; блаженно притекшее к месту покоя! Маха-Суддассана, II, 42 Сколько бы мудрой осторожности ни

Из книги автора

Глава шестнадцатая ОТ ГАУТАМЫ К БУДДИЗМУ Индия между V и III вв. до н. э. Велика была скорбь учеников и почитателей Совершенного, когда они осознали, кого лишились. Но еще не стихли их горестные вопли, как послышались голоса противников Будды, видимо только и ждавших этого

Из книги автора

XXXIII Архидиакон Стефан, его проповедь и мученичество. Гонение на учеников и рассеяние их из Иерусалима. Распространение Евангелия. Проповедь Филиппа в Самарии. Симон-волхв. Обращение эфиопского евнуха. Состояние Церкви к концу царствования Тиверия Избранные диаконы,

Из книги автора

XXXVIII Ап. Павел в Афинах. Речь его в ареопаге. Жизнь и проповедь в Коринфе. Первые послания Когда корабль пристал к знаменитой афинской пристани – Пирею – и перед взором апостола язычников открылся знаменитый город, то нетрудно предположить, какой поток мыслей прошел по

Будда (Сиддхартха Гаутама)

Родился: около 563 г. до н.э. в Капилавасту (Индия). Предполагаемое место рождения Будды называется Лумбини и находится на территории нынешнего Непала. Родной город Гаутамы, Капилавасту, также располагается в современном Южном Непале.

Умер: около 483 г. до н.э. в Кушинагаре (Индия).

Основные труды: изречения Будды были собраны и записаны много лет спустя после его смерти. Сутры, составляющие часть палийской Типитаки, считаются наиболее близкими тому, о чём в действительности учил Будда.

Главные идеи:

    Жизнь в этом мире основана на страдании.

    Благие или дурные поступки человека создают карму, которая приводит к лучшему или худшему перерождению.

    Высшая цель заключается в освобождении (нирвана) из цикла перерождений.

    Нирваны можно достичь, следуя Благородному Восьмеричному Пути.

    Ко всем живым существам нужно относиться так же, как к самому себе.

    Буддист стремиться к счастью всех живых существ.

    То или иное учение можно принять лишь тогда, когда оно подтверждается личным опытом человека.

Будда принадлежал к горстке тех личностей, известных истории человечества, в которых оно достигает своего высочайшего развития. Его благородный характер, проницательный ум, любовь к человечеству и трансцендентная мудрость сделали его объектом поклонения миллионов людей. Он был философом, врачевателем душ и основателем новой религии. Его учениками и последователями были представители самых различных сословий — от нищих до царей. Основанная им религия распространилась из Индии по всей Азии; она обогащает духовную жизнь миллионов людей на протяжении более чем двадцати пяти веков. Учение Будды было столь терпимым и мягким, что обращение в буддизм не сопровождалось ни гонениями, ни пролитием крови.

Во времена Будды Индия переживала глубокие социальные перемены. Меньшие государства и территории поглощались государствами более крупными, проявлявшими имперские притязания. Ведийская религия выродилась в простое исполнение ритуалов. Общество жёстко разделилось на касты, низшие из которых несли двойное бремя: экономической эксплуатации и социального угнетения. Многие умы обратились к поискам той идеологии, которая смогла бы сделать осмысленной жизнь в столь шаткую эпоху.

Первым плодом новых интеллектуальных исканий стала философия упанишад. В этой философии Высшая реальность, стоящая за эмпирическим миром, названа Брахманом . Брахман — это трансцендентное чистое создание. Сущностью человеческого существа также является чистое сознание, именуемое Атман . Брахман и Атман тождественны. В силу неведения люди принимают за Атман тело и полагают, что с физической смертью прекращается и человеческая жизнь. Праведные и дурные поступки, совершаемые человеком, создают его карму . Хорошая карма приносит добрые плоды в этой жизни или в будущем перерождении. Плохая карма чревата дурными последствиями в будущем воплощении. Мир кармы и перевоплощений называется сансарой . Высшая цель, summum bonum (латынь) —высшее благо, — вырваться из круга сансары к окончательному освобождению, мокше (moksa ).

Многие талантливые, энергичные люди, обратившиеся к поискам новой идеологии, не были удовлетворены философией упанишад . Хотя она значительно отошла от ведийского ритуализма, но всё же путь упанишад был связан с ведийской традицией и с её ценностями. А Будда был человеком, чьи духовные поиски порывали с ведийской традицией.

СИДДХАРТХА ГАУТАМА

Будда родился около 563 г. до н.э. Его назвали Сиддхартхой (Sidhartha), что означает "Достигший цели", а его родовое имя было Гаутама (Gautama). Позже его стали называть Шакьямуни (Sakyamuni), то есть "Отшельник, мудрец из племени шакьев", поскольку он происходил из шакьев — воинственного племени, жившего в предгорьях Гималаев. Отец Гаутамы был племенным вождём, и мальчик воспитывался как царевич, в роскоши. Хотя его отец распорядился, чтобы царевич изучил все науки и искусства, подобающие его положению, от Гаутамы утаивали правду о бедствиях повседневной жизни простого человека. Следуя традиции, отец Гаутамы женил его на девушке по имени Яшодхара (Yasodhara), которая родила царевичу сына, названного Рахулой (Rahula). Но Гаутама не был удовлетворён роскошной дворцовой жизнью. Старания отца Сиддхартхи, стремившегося оградить его от суровой правды жизни, не увенчались успехом. Во время своих редких прогулок за стенами дворца Гаутама увидел старика, больного и человеческий труп. Он осознал, что старческая дряхлость, страдания, причиняемые болезням, и смерть — это неизбежные бедствия человеческой жизни. Гаутама стал задумываться над тем, можно ли жить так, чтобы одолеть страдание и прийти к душевному покою.

Поиски пути, ведущего к коренному преодолению страданий, свойственных положению человека в этом мире, стали главной движущей силой в жизни Гаутамы. Он решил отречься от трона и семьи и стать странствующим аскетом. Вначале он последовал по пути йогической медитации вместе с двумя отшельниками-брахманами . Ему удалось достичь высоких уровней медитативного сознания. Но этот путь не удовлетворял его, поскольку не отвечал главной цели его поисков. Затем он прошёл путь строжайшей аскезы. Аскеза Гаутамы была столь суровой, что он был близок к смерти. Но и этот путь не привёл его к цели.

Наконец он сел под деревом бодхи , обратясь лицом на восток, решив не покидать это место до тех пор, пока не обретёт просветления. В ночь полнолуния Гаутама прошёл через четыре ступени медитативного транса (дхьяна, dhyana ). Каждая из ступеней транса отличалась концентрацией и точным осознанием происходящего. В последнюю стражу ночи Гаутама обрёл просветление (бодхи, bodhi ) и стал Буддой (Buddha ), то есть "Просветлённым ".

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Будда узрел путь, ведущий к окончанию всех страданий и к освобождению (нирвана , nirvana ) . Теперь он раздумывал над тем, готов ли мир к столь глубокому учению; однако, в конце концов он решил проповедовать своё учение. Будда отправился в Сарнатх и прочёл свою первую проповедь в Оленьем Парке. Тогда Будде было тридцать пять лет.

Его первую проповедь называют "Первым поворотом колеса Дхармы ". Свой путь Будда назвал Срединным, поскольку отвергал и аскетизм, и гедонизм как односторонние крайности.

Есть две крайности в этом мире, о монахи, которых следует избегать странствующему монаху. Что это за крайности? Стремление к удовлетворению желаний и потакание чувственным удовольствиям, низменное, недостойное, неблагородное и бесполезное; и стремление к лишениям и самоистязанию, болезненное, неблагородное и бесполезное. Есть и Срединный путь, о монахи, открытый Татхагатой (Tathagata ) [то есть Буддой], избегающий обеих этих крайностей. Он приносит ясное знание и прозрение, он даёт мудрость и ведёт к душевному миру, пробуждению, просветлению и нирване...

"Вот, о монахи, благородная истина о страдании (духкха , duhkha ): рождение — страдание, старость — страдание, печаль, жалобы, подавленность и уныние — страдание. Общение с неприятным — страдание, разлука с приятным — страдание..."

"Вот, о монахи, благородная истина о причине страдания: это желание, приводящее к рождению, соединенное с удовольствием от похоти, находящее удовольствие там и тут, само желание удовольствия..."

"Вот, о монахи, благородная истина о прекращении страдания: прекращение желания, отрешённость, отказ, освобождение, непривязанность".

"Вот, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания, — это Благородный Восьмеричный Путь: верные взгляды, верное намерение, верная речь, верное действие, верные средства к жизни, верное усилие, верное памятование и верное сосредоточение..."

Словно хороший врач, Будда диагностировал болезнь, обнаружил её причину и предписал способ излечения от неё.

За этим диагнозом и рецептом, звучащим довольно незамысловато, лежит глубокое философское открытие. Первую часть этого открытия составляет то, что Будда называл "Тремя характеристиками бытия":

Все составляющие бытия преходящи. Всё непостоянно. Существа появляются, претерпевают изменения и исчезают. То, что мы считаем постоянным — физические объекты и люди, — не что иное, как последовательность преходящих событий. Только наши желания и потребности заставляют нас самих создавать иллюзию постоянства. Мы либо хотим завладеть предметами и людьми и удержать их, либо ненавидим их и боимся, а для этого требуется убеждение в постоянстве вещей.

Все составляющие бытия лишены своего "я". Наше величайшее заблуждение состоит в том, будто мы представляем собой неизменное эго , остающееся одним и тем же на протяжении всей жизни и даже рождающееся заново. Все привязанности, в которых есть "я" и "моё", проистекают из этого заблуждения. "Я", предполагающее постоянство личности, хочет достичь удовольствий и удержать их, накопить имущество, бояться или любить других. Но, говорит Будда, неизменного "я" не существует. "Я" — лишь условное обозначение последовательности взаимосвязанных событий.

Все составляющие бытия исполнены страдания. По мнению Будды, изменчивый, преходящий поток событий никогда не может быть источником подлинного счастья и душевного мира; напротив, он приносит страдания, потому что человеческая природа, исполненная желаний, никогда не может удовлетвориться непостоянным.

Во второй части своего философского открытия Будда переходит от указания на непостоянство к теории причинности, или к закону взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада, pratitya-samutpada ): Когда есть это, появляется и то; при возникновении этого возникает и то. Когда нет этого, не возникает и то; при исчезновении этого исчезает и то.

В своём понимании причинности Будда также последовал Срединному Пути — между сторонниками этернализма и нигилизма. Одни его современники, этерналисты, следуя учению Вед , утверждали, что человеческая личность (атман ) вечна. Будда возражал против этого учения — как потому, что оно было недоказуемо, так и потому, что оно поддерживало в человеке желания и таким образом порождало страдания. Другая крайняя позиция, нигилизм, состояла в утверждении, что всё непостоянно, причём её сторонники вообще отрицали наличие связей между событиями, относя их на счёт случайности. Будда считал и это учение ошибочным: как потому, что оно противоречит повседневной практике, так и потому, что оно исключает возможность излечения любой болезни и тем более не указывает надежного пути к спасению.

Закон взаимозависимого происхождения провозглашён Буддой — это закон Срединного Пути. Верно, что всё непостоянно, однако все события обусловлены другими и в свою очередь сами создают условия для следующих событий. Коротко говоря, каждое событие имеет свою причину и является причиной других событий. В своей "Беседе о причинно-следственной связи" Будда отмечает четыре характеристики причинности: (1) объективность, (2) необходимость, (3) неизменность и (4) обусловленность. Этот закон открылся Будде в ночь его просветления, и он стал основанием всей его системы. Не только такие характерные для его учения понятия, как непостоянство, отсутствие "я" и страдание, проистекают из закона взаимозависимого возникновения, но и его диагноз и средство исцеления от страданий, присущих человеческой жизни, также основываются на этом законе. Этот закон позволил Будде дать буддийское толкование закона кармы и цепи рождений. Будда представлял человеческое существо состоящим из пяти групп-скандх (skаndha ): (1) тело, (2) ощущения, (3) восприятие, (4) воление, (5) сознание. В любой момент времени человек представляет собой то или иное сочетание скандх. Его состояние в последующий момент времени является причинно-обусловленным следствием его предыдущего состояния. Могущественным фактором в причинно-следственной цепи является нравственное содержание поведения человека. Дурные поступки приводят к тому, что будущее положение будет менее благоприятным, тогда как добрые поступки, напротив, улучшают будущее положение человека. Таков закон кармы . Далее, эта причинно-следственная цепь не прерывается с физической смертью человека. Фактор сознания переходит в другое, вновь рождённое тело. Это новое воплощение с кармическим "остатком". Поскольку страдания человека продолжаются от одной жизни к другой, то нирвана , то есть освобождение от страданий и цепи рождений, становится его наивысшей целью.

БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

Цель практики буддизма — положить конец перевоплощениям и достичь нирваны . Важнейшей частью буддийского учения является система саморазвития личности, необходимая для достижения цели. Эта система представляет собой Благородный Восьмеричный Путь. Первые две части его — верные взгляды и верное намерение — составляют мудрость; следующие три — верная речь, верное поведение и верные средства к жизни — составляют нравственность; последние три — верное усилие, верное памятование и верное сосредоточение — составляют сосредоточение. Переход от мудрости к нравственности и сосредоточению образует восходящую спираль. Вначале человек переживает проблеск мудрости, подвигающей его к нравственности и к началу сосредоточения. В свою очередь, сосредоточение углубляет мудрость. Возросшая мудрость укрепляет нравственность, ведущую к более высоким уровням сосредоточения. В конце концов, восходящая спираль приводит к нирване.

Буддийская нравственность основывается на пяти принципах поведения. Правильное поведение требует воздержания от (1) убийства, (2) воровства, (3) распущенности, (4) лжи и (5) горячительных напитков. Верная речь означает воздержание от лжи, перемывания косточек, клеветы и бесед, способных вызвать ненависть, вражду и раздор; от резких, грубых, злобных слов и от пустой болтовни. Верные средства к жизни означают, что не следует добывать средства к существованию ремеслом, причиняющим вред другим живым существам.

Три этих фактора Благородного Восьмеричного Пути — верное действие, верная речь и верные средства к жизни — составляют нравственность. Нравственное поведение помогает вести счастливую и гармоничную жизнь как отдельному человеку, так и обществу. Это непременное основание всякого более высокого достижения.

В практике буддизма важнейшее место занимает не нравственное поведение — несмотря на всё своё значение, оно остаётся подготовительным этапом, — а медитация, в ходе которой созерцаются истины о природе Вселенной и человеческого бытия, тогда как сознание постепенно становится более отвлечённым и менее привязанным к вещам.

Одна из эффективных техник медитации называется смрити (smriti ), " памятование", то есть "самонаблюдение". Оно заключается в различительном созерцании (випашьяна, vipasyana ) телесных ощущений, эмоций и дхарм (элементов), образующих пять скандх. Например, Будда так объясняет медитационное созерцание эмоций:

Итак, о монахи, монах, переживающий приятное чувство, понимает, что он переживает приятное чувство; переживая же неприятное чувство, он понимает, что переживает неприятное чувство... он живёт, наблюдая природу возникновения чувств, наблюдая природу исчезновения чувств... так он живёт, ни к чему не привязываясь...

Похожие наставления даются относительно "памятования" телесных ощущений, мыслей и дхарм . Целью всего этого является самообладание, ведущее к прекращению привязанностей.

Просветление —это свобода от привязанностей и уравновешенность. Нет желаний, а потому нет и страдания. Будда говорил: "Ко мне пришло знание и прозрение: свобода моя неколебима, это моё последнее рождение, нового рождения уже не будет". Это и есть нирвана, цель жизни буддиста. Нирвану называли Великим Покоем, совершенством, уничтожением. Сам же Будда говорил, что нирвану невозможно описать словами.

Однажды Будду спросили, существует ли святой (то есть достигший нирваны) после своей смерти, или же не существует. Он ответил на это, что такой вопрос, равно как и подобные ему — например, "Вечен мир или не вечен?", — не способствует назиданию и потому бесполезен. Основная проблема — это проблема страдания и его прекращения. Метафизические споры лишь отвлекают от цели спасения. Будда утверждал, что человек, который считает, что сначала необходимо разрешить метафизические проблемы, а потом уже вступать на путь просветления, подобен тому, кто, будучи ранен отравленной стрелой, не позволяет хирургу извлечь её, покуда не узнает, кто выпустил эту стрелу, как его звали и т.д.

Из основателей религий Будда был единственным, кто не признавал никакого божественного авторитета ни в каком виде. Все прозрения, знания и достижения он объяснял человеческими усилиями и человеческим разумом. Его философия полностью основывается на наблюдении и рассуждении. Такие характерные черты его учения, как концепция изменчивости бытия и взаимозависимого происхождения, подтверждаются опытным путём. Его отказ от метафизических спекуляций основывается на философии здравого смысла, согласно которой подобные вопросы невозможно разрешить на основе наблюдения. Так, вопрос: "Существует ли святой после своей смерти или нет?" —он сравнивает с другим: "Уходит ли потухший огонь на север или нет?" Многие исследователи утверждали, что Будда был философом-эмпириком и позитивистом. Это сомнительное утверждение. Для Будды опыт — нечто большее, чем обычное чувственное восприятие. Будда говорит, что он наблюдал свои прошлые жизни и прежние воплощения других существ во время транса перед своим просветлением. Итак, для Будды опыт включает в себя и опыт, пережитый во время йогической медитации. Тогда возникает вопрос: считал ли он, что существует что-либо не обусловленное причинно-следственной связью и трансцендентальное? Разные ответы на этот вопрос образуют ядро двух главных школ буддизма: Тхеравады (Theravada ) и Махаяны (Mahayana ).

Тхеравадины считают, что всё обусловлено и преходяще. Нет ничего трансцендентного. Будда был свего лишь человеком — пусть и уникальным, превосходящим всех остальных. Религия Тхеравады заключается в следовании Благородному Восьмеричному Пути.

Сторонники Махаяны, напротив, считают, что необусловленное и трансцендентное существует. Только мир повседневного эмпирического опыта обусловлен и непостоянен. Слова Будды о том, что нирвана не поддаётся описаниям, они приводят в доказательство существования необусловленного. Последователи Махаяны утверждают далее, что сам Будда и многие другие святые составляют часть трансцендентального мира. На этой основе и развилась полнокровная народная буддийская религия.

Своему пути к освобождению Будда обучал в течении сорока пяти лет. Он утверждал, что лишь тот, кто оставил мир и стал монахом, может достичь цели, то есть нирваны. По настоянию Будды его последователи образовали общину, получившую название сангхи (sangha ). Но Будда проповедовал и общине мирян, многие из которых стали его последователями, оставаясь в миру. За этим стояло осознание того, что кроме непосредственной цели — достижения личной нирваны — есть и другая: счастье всего человеческого общества, а также ещё более высокая цель — счастье всех живых существ. Основная заповедь буддизма была следующей: нужно смотреть на все живые существа как на подобных тебе самому. Буддисты культивируют четыре основных чувства — дружелюбие, сострадание, благожелательную радость и беспристрастность, — относясь ко всем существам так же, как к самому себе, и памятуя о том, что великий, возвышенный, щедрый и миролюбивый человек постигает всю Вселенную.

Учение Будды рисует картину благополучного общества. Самая главная черта этого общества — отсутствие классов. Все одинаково равны перед нравственным законом. Будда одобрял республиканскую форму правления. Его собственная община (сангха ) строилась по республиканской модели. Республиканские настроения Будды ясно проявились в том, что он отказался назначить своего преемника и отрицал за собой прерогативу быть единственным настоятелем сангхи . По мнению Будды, республиканскому правительству следует часто собираться на заседания и стремиться к единодушию в своих действиях. Надлежит следовать таким принципам, как "Нужно выслушивать старейших" и "Нужно защищать женщин и девушек".

Будда ясно осознавал, что на смену республиканскому правлению приходит монархическое. Царю, Будда рекомендовал политику миротворчества. Царю следует часто советоваться с мудрецами из числа его подданных. Он должен придерживаться древних принципов, таких, как почитание старших. Обязанность царя — обеспечить защиту и безопасность не только всего общества, но даже зверей и птиц. Политика миротворчества предполагает мягкие наказания и умеренные налоги. Царь обязан наставлять своих подданных в пяти принципах добродетельного поведения: ненасилии, щедрости, половой сдержанности, правдивости и умеренности. Цаь обязан предотвращать бедность — корень многих зол, раздавать милостыню нищим. Трём экономически продуктивным классам общества следует оказывать содействие в их деятельности, приносящей материальное благополучие: крестьян нужно снабжать семенами и кормом для скота; торговцев — средствами для их начинаний; рабочим нужно платить подобающую плату. Ашока (Asoka ), правивший в 269—232 гг. до н.э, стал образцовым императором, следуя заповедям Будды.

После сорока пяти лет неустанного и активного наставничества Будда скончался в возрасте восьмидесяти лет.

"Всё, что состоит из частей, подвержено разрушению. Прилежно стремитесь к достижению цели!" Это последняя речь Совершенного.

ТАИНСТВА ВОСТОКА

Буддизм

В III в. дон. э., при царе Агиоке, буддизм стал государственной религией Индии и с тех пор начал постепенно распространяться по всему миру. Каменные скульп­туры в Дацу (Китай).

Основателем буддизма, древнейшей мировой религии, был Сиддхартха Гаутама (566/563-486 до н. э.), именуе­мый также Шакьямуни («мудрец из рода Шакьев»). Он был сыном царя, чье генеалогическое древо уходило кор­нями к легендарному правителю Гима­лаев Икшваку. Легенда гласит, что мать Сиддхартхи Майя родила его в цвету­щей роще под Капилавасту.

Бегство из дворца

С самого рождения Сиддхартха Гаутама был наделен всеми земными богатства­ми. Однако он рос в полной изоляции от внешнего мира, наслаждаясь беспеч­ной жизнью за толстыми стенами роскошного дворца. Его отцу, царю Шуддходану, брахманы предсказали, что Сиддхартха станет или владыкой мира, или великим духовным учителем, по­стигшим абсолютную истину, то есть Буддой. Второе произойдет в том слу­чае, если Сиддхартха узнает о сущест­вовании болезней, старости, смерти и страданий. Вот почему царь-отец, меч­тавший видеть сына своим престоло­наследником, всячески ограждал его от горестей этого мира. Когда пришло время, Сиддхартха же­нился. Но ему очень хотелось увидеть, что же происходит за пределами двор­ца. Четырежды принц тайком выезжал в город и каждый раз сталкивался с людскими бедами. Сначала он по­встречал больного человека, потом дряхлого старика, затем похоронную процессию и наконец аскета. И тогда принц задумался, можно ли избавить мир от болезни, старости и смерти. И не является ли путь аскезы спосо­бом преодолеть страдания и постичь истину?

Эти вопросы не давали ему покоя ни днем ни ночью. И однажды он решился на бегство. В возрасте 29 лет Сиддхарт-ха покинул дворец, отказался от всех богатств, оставил отца, жену и сына, даже не попрощавшись. Три царства проехал он со своим возничим Чандакой, пока у реки Анавамы не сбросил дорогие одежды, не побрил голову и не пошел дальше пешком, в нищенских лохмотьях.

«Пробуждение» в Бодх-Гае

Долго искал Сиддхартха Гаутама истину. Он повстречал многих знаменитых учи­телей, йогов и философов, пока наконец вместе с пятью спутниками, почитавши­ми его за приверженность строгой аске­зе, не пришел в маленькое селение Урувела на берегу реки Ниранджана, напротив сегодняшней Бодх-Гаи. После шести лет непрерывной аскезы и борь­бы с искушениями, исхудавший, похо­жий на скелет Сиддхартха постиг, что путь самоистязания и крайнего аскетиз­ма не ведет к истине, что она открывает­ся лишь в процессе созерцания и внут­реннего переживания. Он сел под дере­вом бодхи в твердой решимости не вставать, пока не достигнет духовного просветления (бодхи) и не познает исти­ну. На 49-е сутки, в майскую ночь полно­луния, в возрасте 35 лет, Гаутама «пробу­дился» и стал Буддой.

Четыре благородные истины

Во время медитации под деревом бод­хи Будде открылись «четыре бла­городные истины». Во-первых, всякое существование испол­нено страданий, все радости и удовольствия мимо­летны и не имеют устойчивой ценности. Во-вторых, у страда­ния есть причина. Это желания, страс­ти, жажда удоволь­ствий, которые ле­жат в основе при­вязанности людей к миру. При этом каж­дая частичка нашего опыта обусловлена событиями прошлых жизней, то есть кар­мой. В-третьих, можно избавиться от страда­ния, уничтожив его причину. В-четвертых, существует путь, веду­щий к уничтожению страданий, который Буд­да называл «благород­ным восьмеричным путем». Это самая сердцевина его учения

Будда — Пробужденный

Во время духовного просветления Сиддхартха Гаутама проник в сущ­ность вещей и бытия, постиг приро­ду «я». Он увидел все свои прошлые жизни и перевоплощение в другие сущности, уяснил «четыре благород­ные истины» и осознал опасность «трех главных пороков» — сладо­страстия, гордыни и невежества. А потом ему открылась высшая ис­тина — дхарма. С этого дня он стал Буддой — Пробужденным, или Про­светленным. Когда Будда в течение семи дней неподвижно сидел под деревом бодхи, дьявол Мара пытал­ся отговорить его от поде­литься откровением с людьми. Но Будда не переменил решения. В те­чение еще 45 лет он проповедовал свое учение, отворяя «врата непре­ходящего для тех, кто хочет слы­шать», и стал Саммасамбуддой («со­вершенным пробужденным»), как называют того, кто достиг Пробуж­дения самостоятельно, без по­мощи учителя, и ведет по этому пути других.

Изображение японского Буд­ды в венце из кувшинок, ме­дитирующего на цветке ло­тоса, глубоко символично. Лотос сим­волизирует в буддизме чистую сущ­ность всех вещей, которая познается в про­светлении. Фор­ма листьев и цветков этого растения позво­ляет видеть в нем также символ все­ленной, прости­рающейся во всех направ­лениях.

Первая проповедь Будды

После просветления Будда повстре­чал в оленьем парке Исипатана (ныне Сарнатх) под Бенаресом (современ­ный Варанаси) пятерых бывших спутников-аскетов, которые покинули его, когда он добровольно отказался от самоистязания. Будда обратился к ним с проповедью, содержавшей ос­новные положения будущей мировой религии — учение о четырех благород­ных истинах. Она получила название «Проповеди, повернувшей колесо уче­ния (дхармы)». Пятеро аскетов стали первыми учениками Будды Гаугамы. По сей день в память об этом верую­щие совершают ритуальный обход большой ступы, построенной на месте первой про­поведи Будды. В Бенаресской проповеди Будда утверждал, что в мире нет ни­чего вечного -все имеет начало и конец, а значит, не может быть и вечной, неиз­менной души. Он рассматривал бытие как непре­рывный поток перемен и стра­даний. С начала времен люди дви­жутся в кругово­роте перерожде­ний (сансаре). Будда не считал поиск вечного, неизменного «я» (атмана в инду­изме) средством спасения от не­постоянства ми­ра. Он, скорее, вообще отрицал идею существо­вания субстанционального «я» -и как внутренней основы личности, и как основы вселенной в форме абсолютного духа (бога). Будда учил о «не-я» (анатмане).

Определяющая образ жизни, моральные принципы и религиозную практику буддиста. Восьмеричный путь — главное звено учения Будды Гаутамы, подобно тому как Нагорная про­поведь — основа учения Христа.

Восьмеричный путь

Восьмеричный путь требует от человека правильного понимания, правильных намерений, правильных мыслей, пра­вильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правиль­ных усилий и правильной концентра­ции. Правильное понимание подразу­мевает осознание четырех благородных истин и безличности бытия. Правильные

Верующие регулярно посещают Дхамекх-ступу, религиозный центр города Сарнатха, где Будда когда-то произнес свою первую проповедь. Вознося молитвы, они движутся по часовой стрелке вокруг купольного сооружения.

Намерения означают прежде всего отречение от мирских объектов и прин­ципиальный отказ от всякого насилия. Правильная концентрация внимания -первейшая заповедь Будды. Она отно­сится к практике медитации, но должна озарять всю жизнь буддистов, предпо­лагая полный контроль над телом, чув­ствами и мышлением. Будда учил избегать крайностей. Одна крайность — это праздная жизнь, потака­ние своим желаниям, погоня за наслаж­дениями. Другая крайность — самоистя­зание, жизнь, исполненная страданий и жестких ограничений. Нужно следо­вать Срединным путем. Только он ведет к высшему знанию, прозрению, просвет­лению, умиротворению и нирване.

Нирвана — высшее блаженство

Буддисты верят, что человеческое недо­вольство обусловлено своекорыстным, бессмысленным желанием богатства и вечной жизни. Высшая цель жизни для истинного буддиста — освободиться от кармы, выйти из круговорота пере­воплощений (сансары), который за­ключает человека в иллюзорном мире страдания. Такое состояние полного освобождения от страданий, или выс­шего блаженства, называется нирва­ной. Это жизнь совершенно свободного духа, особая форма внеличностного сверхбытия, когда отдельный индивид преодолевает все свои влечения, при­вязанности и страсти, являющиеся причинами страданий, и сливается с великим «Я» вселенной. Учение Будды указывает путь к нирване.

Устное предание

Учение Будды не было записано при его жизни. Вероятно, он проповедовал на языке магадхи. Его изречения (сутры) были облечены в поэтическую форму. Их характерный признак — частые и про­странные повторения. Очевидно, это служило лучшему запоминанию сутр. Основатель буддизма заповедовал сво­им приверженцам донести его учение до всех страждущих. Таким образом, Сиддхартха Гаутама создал первую миссио­нерскую религию. Для ее успешного рас­пространения решающее значение име­ло формирование особого словесного канона, который позволил передавать учение Будды из уст в уста как можно ближе к первоисточнику.

Хинаяна

Со временем внутри буддийского уче­ния развились различные направле­ния. Самые значительные — хинаяна («малая колесница») и махаяна («вели­кая колесница»). Хинаяна, которую ее приверженцы называют тхеравада («учение старейшин»), воздерживается от каких-либо метафизических спеку­ляций. Она рассматривает мир и че­ловеческие страдания как данность и учит, что избавление от них возможно только в монашеской жизни. Хинаяна стала религией избранных, ведь лишь немногие могут позволить себе отказ от мирских и семейных уз.

Стены ступы Сваямбунатх в Катманду, столице Непала, украшены символами буддизма. Благородный восьмеричный путь, которым должен пройти каждый верующий, уподоблен устремлен­ному к небу колесу с восемью спи­цами — колесу духовного обновле­ния. Золотые олени почитаются как символы мудрости, присущей великому Будде.

На пути к просветлению Будда медитировал под деревом бодхи. Благодаря посадке побегов это дерево удалось сохранить сквозь череду столетий. Миссионеры привезли один из священных от­ростков на Шри-Ланку. С тех пор на острове почитают как самого основателя великой религии, так и его «дерево просветления».


Фрагмент настенной росписи XIX в. показывает «великое странствие», в которое принц Сиддхартха, будущий Будда, отправился из своего родного города Капилавасту. Верхом на коне он скачет прочь от всех земных благ ради внутреннего просветления. Когда Сиддхартха обрел его, исполнилось предсказа­ние мудреца Аситы, что принцу предначертано было стать великим духовным учителем.

Статуи Будды изваяны из различ­ных, как правило, очень ценных материалов. Чаще всего их делали из слоновой кости или нефрита: слоновая кость ценилась за чисто­ту цвета, нефрит — за чистоту звука. Нефрит уже в 2000 г. до н. э. был самым популярным в Китае материалом для изготовления предметов культа.

Махаяна

Более популярная махаяна учит о мно­гообразии возможных путей к спасе­нию. Она исходит из того, что в каждом человеке присутствует «природа Буд­ды», пусть даже большей частью не­узнанная, поэтому любой может рано или поздно достичь просветления, нуж­но лишь осознать и осуществить то, что ведет к нирване. Для мистиков махаяны

мир явлений и человеческие страда­ния — всего лишь иллюзия. Реальна только трансцендентная, лишенная свойств, возникшая из самой себя первопричина всего сущего. Махаяна исполнена милосердия ко всем живым созданиям. Она основана на сострада­нии и всеобъемлющей любви. Эта бла­городная концепция воплощена в идеа­ле бодхисаттвы («просветленного»).

Бодхисаттва — человек, который до­стиг просветления и тем не менее са­моотверженно отказался от оконча­тельного ухода в нирвану ради помо­щи другим. Он добровольно вернулся в круговорот перерождений, чтобы оставаться в сансаре до тех пор, пока не будут спасены все разумные суще­ства. Поступки бодхисаттвы обуслов­лены «свойством милосердия», которое связано с высочайшим уровнем познания и мудрости. Таким образом, в махаяне первостепен­ное значение приобретает не столько личное избавление от страданий, сколько идеал милосердия, помощи другому во имя всеобщего спасения. Именно в форме махаяны буддизм рас­пространился среди самых разных народов и стал мировой религией.

Дхарма

Сразу после угасания (паринирваны) Будды монахи собрались в Раджаг-рихе, где Ананда, любимый ученик Будды, слово в слово передал все на­ставления Учителя. Благодаря его ис­ключительной памяти мир получил «Сутра питаку» («Корзину бесед»), ядро буддистской доктрины. На сан­скрите учение Будды называется «дхарма». Это понятие, одно из цент­ральных в буддизме, употребляется в разных значениях. Дхарма — это великий порядок, кос­мический закон, которому подчинен наш мир. Кроме того, это учение Будды, поскольку оно провозглашает истину космического закона и ука­зывает путь к нирване. Дхарма — это проявление всего сущего, мир фено­менов, в котором выражается косми­ческий закон. В дхарме верующий обретает спасение. Буддисты пыта­ются достичь дхармы и просветле­ния с помощью медитации и духов­ной практики.

Эта скульптура изображает вхождение Будды в нирвану. На окраине деревушки Кусинара вели­кого святого настигла физическая смерть. Легенда гласит, что Учи­тель отравился несвежим мясом.


ГАУТАМА БУДДА (6–5 вв. до н.э.)

Жизнь Будды. Основатель буддизма – Будда (“Просветленный”). При рождении Будда получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи – Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти традиционные изложения, вначале передававшиеся изустно, были записаны лишь через несколько столетий после его смерти. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака , составленный около 2 в. до н.э. на языке пали (одном из наиболее древних среднеиндийских языков).

Сиддхартха родился в Капилавасту, в южной части нынешнего Непала, примерно в 6 в. до н.э. Его отец Шуддходхана, глава знатного клана Шакьев, принадлежал к касте воинов. Согласно преданиям, при рождении ребенка его родителям было предсказано, что он станет либо великим Правителем, либо Учителем Вселенной. Отец, твердо решивший, что сын должен быть его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не видел ни знамений, ни страданий мира. В результате Сиддхартха провел юные годы в роскоши, как и подобало богатому молодому человеку. Он женился на двоюродной сестре Яшодхаре, завоевав ее в состязании на ловкость и силу (сваямвара), в котором посрамил всех прочих участников. Будучи человеком, склонным к размышлениям, он вскоре устал от праздной жизни и обратился к религии. В возрасте 29 лет, вопреки стараниям отца, он все же увидел четыре знамения, которым предстояло определить его судьбу. Впервые в жизни он увидел старость (дряхлого старика), затем болезнь (человека, изнуренного болезнью), смерть (мертвое тело) и истинную безмятежность (бродячего нищенствующего монаха). В действительности увиденные Сиддхартхой люди были богами, принявшими такой вид для того, чтобы помочь Сиддхартхе стать Буддой. Сиддхартха был поначалу весьма опечален, но вскоре понял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания в мире. Страдание показалось ему тем более ужасным, что, согласно верованиям того времени, человек после смерти был обречен на все новые рождения. Следовательно, страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знамении, в безмятежной внутренней радости нищенствующего монаха, Сиддхартха прозрел свою будущую судьбу.

Даже счастливая весть о рождении сына не обрадовала его, и однажды ночью он покинул дворец и ускакал на своем верном коне Кантхаке. Сиддхартха снял дорогие одежды, переоделся в монашеское платье и вскоре поселился отшельником в лесу. Затем он присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, Сиддхартха расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни.

Однажды Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, уселся под большим деревом бо (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Сорок девять дней он сидел под деревом. Дружественные боги и духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям – Желанию, Наслаждению и Страсти – соблазнить Гаутаму эротическими танцами. Когда Мара потребовал, чтобы Сиддхартха представил доказательства своей доброты и милосердия, Гаутама коснулся рукой земли, и земля изрекла: “Я его свидетельница”.

В конце концов Мара и его демоны бежали, и утром на 49-й день Сиддхартха Гаутама познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Полностью просветленный, он достиг предельной отрешенности от мира (нирваны), которая означает прекращение страданий.

Еще 49 дней провел он в медитации под деревом, а затем отправился в Олений парк близ Бенареса, где нашел пятерых аскетов, с которыми жил в лесу. Им Будда и прочитал свою первую проповедь. Вскоре Будда приобрел множество последователей, самым любимым из которых был его двоюродный брат Ананда, и организовал общину (сангху), по сути, монашеский орден (бхикху – “нищие”). Посвященных последователей Будда наставлял в освобождении от страданий и достижении нирваны, а мирян – в нравственном образе жизни. Будда много путешествовал, на короткое время вернулся домой, чтобы обратить собственную семью и придворных. Со временем его стали называть Бхагаван (“Господин”), Татхагатха (“Так пришедший” или “Так ушедший”) и Шакьямуни (“Мудрец из рода Шакьев”).

Существует предание, что Дэвадатта, двоюродный брат Будды, задумав из ревности убить Будду, выпустил бешеного слона на тропу, по которой тот должен был пройти. Будда кротостью остановил слона, который пал перед ним на колени. На 80-м году жизни Будда не отказался от свинины, которой угостил его мирянин Чанда-кузнец, и вскоре умер.

Учения. Добуддийские учения. Эпоха, в которую жил Будда, была временем великого религиозного брожения. К 6 в. до н.э. политеистическое почитание обожествленных сил природы, унаследованное от эпохи арийского завоевания Индии (1500–800 до н.э.), оформилось в обряды жертвоприношения, совершавшиеся жрецами-брахманами. В основу культа были положены два собрания сакральной литературы, составленные жрецами: Веды , сборники древних гимнов, песнопений и литургических текстов, и Брахманы , сборники наставлений по совершению обрядов. Позднее к идеям, содержавшимся в гимнах и толкованиях, прибавилась вера в реинкарнацию, сансару и карму.

Среди последователей ведийской религии находились жрецы-брахманы, полагавшие, что раз боги и все другие существа суть проявления единой высшей реальности (Брахмана), то освобождение может принести только союз с этой реальностью. Их размышления отражены в позднейшей ведийской литературе (Упанишады , 7–6 вв. до н.э). Другие учители, отвергая авторитет Вед, предлагали иные пути и методы. Одни (адживаки и джайны) делали упор на аскезу и умерщвление плоти, другие настаивали на принятии особой доктрины, следование которой должно было обеспечить духовное освобождение.

Учение Будды, отличавшееся глубиной и высокой нравственностью, было протестом против ведийского формализма. Отвергнув авторитет как Вед, так и брахманского жречества, Будда провозгласил новый путь освобождения. Его суть изложена в его проповеди Поворот Колеса Доктрины (Дхаммачаккхаппаваттана ). Это “срединный путь” между крайностями аскетического подвижничества (казавшегося ему бессмысленным) и удовлетворением чувственных желаний (в равной степени бесполезным). По существу, этот путь заключается в том, чтобы понять “четыре благородные истины” и жить в соответствии с ними.

I. Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, оно заключается в рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с неприятным, в разъединении с приятным; в недостижении желаемого, короче говоря, во всем, что связано с существованием.

II. Благородная истина о причине страдания. Причиной страдания является страстное желание, которое приводит в новому рождению и сопровождается радостью и восторгом, ликованием от удовольствий, отыскиваемых здесь и там. Это жажда похоти, жажда существования и несуществования.

III. Благородная истина о прекращении страдания. Прекращение страданий – это прекращение желаний через отказ от них, постепенное освобождение от их власти.

IV. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Путь к прекращению страданий – это восьмеричный путь правильности, а именно правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные старания, правильный склад ума, правильная сосредоточенность. Продвижение по этому пути ведет к исчезновению желаний и освобождению от страданий.

Учение Будды отличается от ведийской традиции, которая опирается на обряды жертвоприношений богам природы. Здесь точкой опоры является уже не зависимость от действий жрецов, а внутреннее освобождение с помощью правильного образа мыслей, правильного поведения и духовной дисциплины. Учение Будды противостоит и брахманизму упанишад. Авторы упанишад, провидцы, отказались от веры в материальные жертвоприношения. Тем не менее они сохранили идею “Я” (Атмана) как неизменной, вечной сущности. Путь к освобождению из под власти неведения и перерождений они видели в слиянии всех конечных “Я” в универсальном “Я” (Атмане, который есть Брахман). Гаутама, напротив, был глубоко озабочен практической проблемой освобождения человека через нравственное и духовное очищение и выступал против идеи неизменной сущности “Я”. В этом смысле он провозглашал “Не-Я” (Ан-Атман). То, что принято называть “Я”, есть совокупность постоянно меняющихся физических и ментальных составляющих. Все находится в процессе, а следовательно, способно улучшать себя через правильные помыслы и правильные поступки. Всякое действие имеет последствия. Признавая этот “закон кармы”, изменчивое “Я” может, прилагая правильное старание уйти от побуждений к дурным поступкам и от возмездия за другие поступки в виде страдания и непрерывного круговорота рождений и смертей. Для последователя, достигшего совершенства (арахата), результатом его страраний станет нирвана, состояние безмятежного прозрения, бесстрастия и мудрости, избавление от дальнейших рождений и печали существования.

Согласно преданию, сразу после кончины Гаутамы около 500 его последователей собрались в Раджагрихе, чтобы изложить учение в том виде, в каком они его запомнили. Были сформированы доктрина и правила поведения, которыми руководствовалась монашеская община (сангха). Впоследствии это направление получило название тхеравада (“школа старейшин”). На “втором соборе” в Вайшали руководители общины объявили незаконными послабления в десяти правилах, которые практиковались местными монахами. Так произошел первый раскол. Монахи Вайшали (согласно Махавамсе , или Великой хронике Цейлона , их было 10 тысяч) вышли из старого ордена и учредили собственную секту, назвав себя махасангхиками (членами Великого ордена). По мере роста численности буддистов и распространения буддизма возникали все новые расколы. Ко временам Ашоки (3 в. до н.э) насчитывалось уже 18 различных “школ учителей”.