Сформулируйте 3 возможных позитивных последствия конфликтной политической. Позитивные последствия конфликта
Негативные последствия конфликта
В литературе сложилось два направления в оценке последствий конфликтов: интеграционное и диалектическое. Первое из них, которое представляет, например, известный американский ученый-экспериментатор Э. Мейо, рассматривает конфликткак дисфункциональное явление, нарушающее нормальноесуществование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Функционалистское направление акцентирует внимание на негативных последствиях конфликта. Обобщая работы различных представителей данного направления, можно ныделить следующие негативные последствия конфликтов:
♦ дестабилизация организации, порождение хаотических ианархических процессов, снижение управляемости;
♦ отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;
♦ неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;
♦ нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;
♦ ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
♦ отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.
В противоположность функционализму сторонники социологического подхода к конфликтам (их представляет, например, крупнейший современный немецкий конфликтолог Р. Да-рендорф) рассматривают их как неотъемлемый источник общественных изменений и развития. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:
♦ инициирование изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление невозможно без конфликтов;
♦ артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую проблему и создает благоприятную почву для ее решения;
♦ мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации. Очень часто назревшие вопросы, особенно те, которые касаются всей организации, не решаются Д° тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконф" ликтном, «нормальном» функционировании из уважения к организационным нормам и традициям, а также из чувства вежливости руководители и сотрудники нередко обходят острые вопросы;
♦ формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;
♦ стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;
♦ побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осознают невыгодность углубления конфликта;
♦ развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;
♦ разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;
♦ преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развитие свободомыслия, индивидуальности работника. В результате этого возрастает способность персонала к разработке оригинальных идей, нахождению оптимальных путей решения проблем организации;
♦ вовлечение обычно пассивной части сотрудников в решение организационных проблем. Это способствует личностному развитию сотрудников и служит решению целей организации;
♦ выявление неформальных групп, их лидеров и более Мелких группировок, что может быть использовано руководителем для повышения эффективности управления;
♦ выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в будущем проблем;
♦ усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы и приглушения или даже преодоления внутреннего раздора - это
нахождение общего врага, конкурента. Внешний конфликт способен погасить внутренние распри, причины которых со временем часто отпадают, утрачивают актуальность, остроту и за бываются.
Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.
План 1) 2) 3) 4) Понятие «социальный конфликт» Типология социальных конфликтов Стадии конфликта и его причины Последствия и способы разрешения социальных конфликтов
Конфликт –(от лат. “conflictus”- столкновение) – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов; - прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку; - особая форма исторического движения к новому социальному единству.
Типология социальных конфликтов 1. 2. 3. 4. Внутриличностный; Межличностный; Конфликты между личностью и группой; Межгрупповые конфликты.
Виды социальных конфликтов: По длительности - долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся. По объему - глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные. По источнику возникновения - объективные; субъективные; ложные. По используемым средствам - насильственные; ненасильственные. По форме - внутренние; внешние. По влиянию на ход развития общества - прогрессивные; регрессивные. По характеру развития - преднамеренные; спонтанные. По сферам общественной жизни - экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые. По типу отношений - внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни. По степени открытости - скрытые и открытые По положения оппонентов – вертикальные и горизонтальные
Жизненный цикл социального конфликта включает четыре стадии: 1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост напряженности в отношениях между субъектами. 2. Конфликт. 3. Попытки разрешения конфликта. 4. Завершение противостояния и послеконфликтная ступень.
Причины возникновение конфликтов 1. Акцентирование внимания не на информации, а на эмоциях. 2. Высокое внутренне напряжение, которое сбрасывается через конфликтные ситуации. 3. Эмоциональное выгорание. 4. Сплетни, как завуалированная форма агрессии. 5. Использование конфликтогенов
Конфликтогены - слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. “Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами”.
Стремление к превосходству Снисходительное отношение; Хвастовство; Категоричность; Навязывание своих советов; Перебивание собеседника; Утаивание информации; Нарушение этики, намеренные или непреднамеренные Подшучивание; Обман или попытка обмана; Напоминание…
Проявление агрессивности человек с повышенной агрессивностью, является “ходячим конфликтогеном”, поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, нежели он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо обозначает отказ от борьбы.
Проявление эгоизма Эгоизм - это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладание своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Проявление эгоизма заключается в отношении к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей.
Роль социального конфликта позитивная Информирование о наличии общих проблем Стимулирование социальных изменений Снятие психологической напряженности участников конфликта: сознание своих интересов и интересов других негативная Создание стрессовых ситуаций Нарушение порядка общественной жизни Разрушение равновесия сил, устойчивого положения
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА Разрешить конфликт - это значит: устранить конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент. Вторая формула конфликта: сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту. Каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.
Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации. Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить. Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать. Правило 4. Задавайте себе вопросы “почему? ” до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта. Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. “краткость - сестра таланта”. Конфликтная ситуация - это диагноз болезни под названием “конфликт”. Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и сознания людей. 2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный конфликт внутрь. 3) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон. 4) Социальный конфликт - это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом. 5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам - инновациям. 3 4 5
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социальные конфликты могут протекать только в форме гражданских войн. 2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество. 3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон. 4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами. 5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства. 2 3
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными. 2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства. 3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность. 4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам. 5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов. 6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются. 3 5 6
Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры. -возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве); - усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма); - выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти). - выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,
Понятие "конфликт" относится к числу часто употребляемых: конфликт в семье, конфликт поколений, конфликт на производстве, конфликт в художественном произведении, конфликт в дипломатической сфере, военный конфликт и так далее.
Конфликт - это столкновение противоречивых интересов, мнений, чувств, сил, серьезное разногласие, острый спор и борьба враждующих сторон. Конфликты охватывают все отношения человека в объективной действительности.
Конфликт вообще и политические конфликты в частности имеют очень давнюю историю изучения. Конфликт как источник движения понимали уже древнекитайские философы VII -VI веков до н. э. (ян и инь). В Древней Греции было создано учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей (Анаксимандр). А Гераклит даже сделал попытку вскрыть причину движения как борьбу противоположностей. Сходные мысли развивались Сократом, Платоном, Эпикуром, Полибием. О конфликте в обществе, как особом явлении, впервые заявил Н.Макиавелли, отметив их положительную роль в развитии общественных процессов.
Позднее много писали о политическом конфликте и его роли в развитии человеческого общества А. Смит, Г. Гегель, А. Токвиль, К. Маркс, В.И. Ленин, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Л. Козер.
Американский ученый Л.Козер считал, что обществу присуще социальное неравенство, неудовлетворенность членов общества своим настоящим положением, откуда и проистекает вечная борьба друг с другом. Социальный конфликт у Л. Козера - борьба "за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы..., в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника". Немецкий политолог Р. Дарендорф, изучая политические конфликты, создал теорию "конфликтной модели общества". Он считал, что в любом обществе социальный конфликт присутствует постоянно, поскольку общество опирается на принуждение одних в отношении других, и существует неравенство людей по отношению распределения власти, различие их интересов и устремлений. К. Боулдинг американский исследователь создал "общую теорию конфликтов". Политический конфликт, считал он, неотделим от общества, заложен в самой природе человека, который постоянно враждует с другими людьми и склонен к насилию в этой борьбе. Он подчеркивал сознательное участие индивидов в конфликтах, и разрабатывал стратегию и тактику поведения в них.
В работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленинатакже уделено большое место теории политических конфликтов. Однако проблема эта преподносится несколько упрощенно, поскольку речь идет в основном о столкновении между антагонистическими классами. Марксисты считали, что классовая борьба - закон развития человеческого общества, приведет к свержению капитализма и установлению самого справедливого общества - коммунистического, в котором не будет конфликтов.
Г. Зиммель определяет политический конфликт, как одну из форм разногласий, объединяющую противоборствующие, но взаимосвязанные стороны.
Итак, политический конфликт имеет свою специфику:
· политический конфликт характеризует область политических отношений;
· участники конфликта ведут борьбу за утверждение нужных им ценностей, за политическую власть, перераспределение ресурсов, за изменение статуса различных общественных групп и отдельных людей в системе государственной власти.
Субъектами политического конфликта являются государства, классы, социальные слои, этнические группы, фракции в парламенте, политические партии и движения, а также отдельные личности.
В современной политологии выделяются две модели конфликтов:
· плюралистическая модель, основанная на том, что политические конфликты повсеместны, неизбежны и даже необходимы в обществе;
· авторитарная (или элитарная) модель, согласно которой политические конфликты отражают противоречия между массой и элитой. Суть конфликта состоит в том, что подавляющая масса населения лишена власти и даже не имеет к ней доступа.
Итак, конфликт вечен, так как невозможно создать такую общественную систему, при которой потребности всех были бы удовлетворены полностью и одинаково . Политический конфликт неизбежно фигурирует при анализе таких явлений, как власть, государственный переворот, революция, контрреволюция, война, противоборство между государствами и их союзами.
В общественной жизни конфликты бывают:
1. национально-этническими - по поводу прав и интересов наций и этнических групп. Чаще всего такие конфликты связаны со статусом и территориальными претензиями, доминирующей идеей в которых служит суверенитет народа или этнической группы;
2. социальными - суть которых в столкновении разных позиций по поводу средств жизнеобеспечения, конкуренция в борьбе за статус, преимущества, иное распределение жизненных благ.
В наше время социальный конфликт в развитых странах приобрел новую окраску: классический классовый конфликт уже, по мнению ведущих политологов, не существует. Все социальные слои отстаивают свое благополучие, но нет организованной классовой борьбы, которая бы воплощала традиционные классовые антагонизмы. Так Р. Дарендорф считает, что социальная конфликтность ослабевает, если в наличии имеется программа реализации гражданских прав, а требованиям повышения благосостояния не придается политическая окраска;
3.политическими, то есть по поводу государственной власти, преобладания в ней, влияния на нее, увеличения авторитета в ней. Именно политические конфликты более всего интересуют политологию и политологов.
Если политический конфликт - неизбежное явление, то в чем же его причины? Самой общей причиной является неравное положение людей в обществе, где одни управляют и командуют, а другие вынуждены подчиняться и исполнять указания вышестоящих. Как справедливо отмечает американский политолог Д. Истон, "скудость преобладает во всех обществах. Это главный, исходный пункт политического анализа. Блага (ценные вещи) в количестве, достаточном для удовлетворения всех членов общества, отсутствуют... Различия и конфликты по поводу благ, предложение которых является ограниченным, неизбежны".
Политические конфликты как социальное явление объективно могут быть положительными и продуктивными и, наоборот, отрицательными и тормозящими развитие общества.
Позитивные последствия политического конфликта :
1. разрядка напряженности, когда конфликт играет роль "выхлопного клапана" или "отводного канала";
2. формирование социально необходимого равновесия;
3. стимуляция и движущая сила социальных изменений;
4. переоценка и изменение прежних, устаревших, ценностей и норм в обществе (благодаря разрешению политического конфликта);
5. усиление групповой сплоченности, более четкое осознание своих и противоположных интересов;
6. указание на новые интересы различных групп общества, реализация которых может способствовать дальнейшему развитию общества;
7. создание почвы для взаимопонимания в обществе и становления консенсуса.
Негативные последствия политического конфликта:
1. создание угрозы интеграции общества;
2.возможность приведения к расколу малоустойчивых социальных групп;
3. оказание неблагоприятного влияния на отношения внутри власти;
4. ускорение дестабилизации общества;
5. возможность роста преступности;
6. распространение незаконного хранения оружия.
Следует отметить, что разграничение позитивных и негативных последствий конфликтов весьма условно и зависит от конкретной общественной обстановки, в которых они развиваются. Только таким образом можно решить вопрос в отношении данного конфликта - это норма в развитии общества на данном этапе или отклонение от нее.
В политической литературе конфликты характеризуются также уровнем, масштабом, остротой, сферой своего возникновения. Они могут быть между странами, нациями, предприятиями, рабочими и администрацией и формируются на уровнях групп, крупных систем (или подсистем), классов, социальных слоев, на региональном, общегосударственном или глобальном уровне.
Обычно указывают три основных типа политических конфликтов:
· конфликт интересов - преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является торг вокруг дележа экономического пирога, и объема социального обеспечения. Так Россия, которая в Денвере в июне 1997 года была причислена к странам с "индустриальной демократией," является печальным примером господства групп интересов, причем худшей из этих групп является не гибкая и быстрообучаемая олигархия, а прикрывающаяся интересами народа бюрократия;
· ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран с неустойчивой властью. Эти конфликты требуют больших усилий для их разрешения, поскольку трудно поддаются компромиссу (здесь действует правило "или - или");
· конфликты идентификации - характерны для обществ, в которых происходит отождествление себя с определенной группой (этнографической, религиозной или языковой), а не с государством и обществом в целом.
Социолог С. М. Липсет отмечает, что государствам, характеризующимся наличием харизматического лидера, присуща меньшая стабильность по сравнению с другими государствами. Харизматический руководитель обычно является источником и представителем власти. При харизматическом господстве недовольство деятельностью лидера и властных структур ослабляет законность государственного строя, приводит к политическому конфликту, что может закончиться падением руководителя и его системы (например, падение харизматического руководителя Ли Сын Мана в Корее).
Наиболее значимые конфликты - те, что одновременно охватывают все уровни социальной и политической жизни, затрагивают и вовлекают максимально возможное в конкретных условиях число участников - всеобщие конфликты . Такие политические конфликты происхдят в сфере общественных отношений, связанных с проблемами сохранения или свержения власти, ее укрепления или подрыва. Меньшую значимость имеют частичные конфликты , затрагивающие лишь часть социальных общностей. Однако, при определенных условиях (нестабильность, напряженность в стране) они могут перерасти во всеобщие.
Политические конфликты по их качественным характеристикам можно разделить на конфликты с "нулевой суммой" - где позиции сторон противоположны, и поэтому победа одной из них означает поражение другой, и "с не нулевой суммой" - в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия.
Конфликты могут также быть открытыми, проявляющимися, например, в виде демонстраций, забастовок, митингов, и закрытыми (латентными), например, взаимоотношения внутри правящей элиты, между различными ветвями государственной власти.
Конфликтологи выделяют три условия возникновения конфликтов:
· наличие конфликтной ситуации;
· наличие субъектов конфликтной ситуации (личности, группы, партии);
· наличие повода для начала конфликта.
Чаще всего политический конфликт проявляется в нестабильных политических системах общества, где ставится вопрос о смене типа политической системы или замены ее отдельных элементов и отношений.
Политические конфликты имеют свою психологию развития,
связанную с поведением людей, втянутых в конфликт:
· агрессивное поведение:
· поведение, склонное к компромиссам;
· поведение, склонноек подчинению;
· уход, бегство от конфликта.
Лучшим типом поведения в конфликте считается второй. Любой тип поведения носит эмоциональный характер, что усиливает остроту конфликта.
В состав конфликта входят участники (любой человек, организация, партия и партии, если они точно знают цели и задачи конфликта), субъекты (люди и партии, способные создавать конфликтные ситуации и влиять на их ход в соответствии со своими интересами), посредники (государство, религиозные деятели и организации, выдающиеся люди, ООН, группы депутатов)
Политические конфликты чаще всего зреют долгое время и проходят в своем развитии несколько стадий: скрытая стадия, стадия напряженности, стадия антагонизма, несовместимость (собственно политический конфликт), стадия окончания - наиболее сложная стадия, поскольку от её результатов зависит заново складывающийся баланс политических сил.
Поскольку политические конфликты - непременный атрибут общества, то имеется целая система методов их разрешения. Политические конфликты возникают из конфликтных ситуаций, которые необязательно перерастают в длительные конфликты. Конфликтные ситуации политического характера поддаются урегулированию политическими же средствами, с помощью которых становится возможным избежать социальной напряженности, способствующей дальнейшему нарастанию кризиса. Если конфликтная ситуация перерастает в конфликт, то в его разрешении могут возникнуть, по мнению Р. Даля, три альтернативы: "тупик, принуждение, мирное урегулирование".
Тупик в разрешении конфликта возникает в том случае, если каждый участник политического конфликта продолжает блокировать действия другого, не в силах в то же время изменить его поведение, что ведет к дальнейшему обострению конфликта.
Метод принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликта, незаконных арестов наиболее распространен в государствах, стремящихся избежать гражданского неповиновения или даже восстания.
Нередко вооруженный конфликт возникает на межклассовой и межэтнической почве, на государственной границе в связи с нарушением территориальной целостности, ущемлением суверенитета. Опасность вооруженного конфликта состоит в том, что он часто приобретает затяжной характер и имеет тенденцию - при нерешенности его причин - к увеличению размеров и масштабов, что может привести к угрозе применения оружия массового уничтожения с непредсказуемыми последствиями (например, события 1990-1991 годов в зоне Персидского залива).
Следует отметить, что вооруженные конфликты в виде малых и больших войн всегда сопровождали человеческую историю. Так, за 5,5 тысяч лет на Земле было около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов, в которых погибло около 3,5 млрд. человек. И XX век - один из самых кровопролитных и разрушительных: за это время произошло две мировые войны, на полях сражений которых погибло 65 млн. человек, что намного превышает число погибших за 19 столетий. Тем не менее, в нашем же веке в связи с изобретением ядерного оружия становится невозможным решать спорные вопросы между государствами и народами, устранять различные противоречия с помощью военной силы, так как это может привести к уничтожению человечества и даже всего живого на Земле. Радикальный путь исключения войн и вооруженных конфликтов - в сокращении вооруженных сил и вооружений, проведении политики мира и мирного сосуществования.
На вопрос: «По-прежнему ли стреляют на нашей планете?» Ежегодник Стокгольмского независимого института дает однозначный ответ: да, стреляют, но уже не так ожесточенно,как прежде. Если в 1989 году военных очагов насчитывалось - 36, то в 1995 году уже 30, а в 1996 - 27.
В последние года удалось погасить конфликты в Боснии и Герцеговине, в Чечне, Гватемале, Сьерра-Леоне, на Филиппинах. Но все еще неспокойно на Ближнем Востоке, тупиковая ситуация сложилась в Нагорном Карабахе и в Абхазии, а также остается очень сложной обстановка в Афганистане.
В целом на планете продолжается общая тенденция сокращения военных расходов, производства оружия и торговли им. Например, сокращения коснулись НАТО, а этот блок ныне является лидером по части ассигнования на оборону. По торговле оружием на первом месте находятся США (44%), на втором месте стоит Россия (20% всего экспорта оружия в мире).
Вероятность мирного урегулирования конфликта возрастает, когда развита демократия, с политическими институтами, которые обеспечивают консультации, переговоры, что приводит в конце к консенсусу. Консенсус всегда направлен на положительный результат. Он противоположен методу голосования на основе большинства, в результате чего сохраняется напряженность, так как победа большинства ущемляет интересы меньшинства. После подобного голосования напряженность не снимается, она только принимает иную форму выраженности и со временем может стать причиной вспышки нового конфликта.
Следует также рассмотреть метод снятия конфликта с помощью так называемого индифферентного подхода, заключающегося в полном безразличии, равнодушии и безучастности к проявлениям политического конфликта. В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликта, ничего не делает для его разрешения, а требования конфликтующих сторон остаются на бумаге и забываются. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов. Вышеперечисленные правила применяются при разрешении не только внутренних, но и международных конфликтов, и новейшая политическая история неоднократно подтвердила такую возможность.
В заключение приведем высказывание классика мировой конфликтологии К. Боулдинга: «Конфликт есть диссонанс; понятие противоположное конфликту - гармония. Диссонанс может быть необходимым, он имеет смысл... Только продвижение конфликта к разрешению определяет его... значимость».
Вопросы для обсуждения
1. Какие определения конфликта существуют в политологии?
2. Какие ученые являются представителями конфликтологии? Охарактеризуйте их основные взгляды.
3. Какие способы разрешения политических конфликтов принято выделять? Какой способ является наиболее оптимальным?
4. Проследите развитие конфликтов в политической жизни современной России.
Литература
1. Дарендорф Р. Элементы теории политического конфликта. //Социологические исследования. 1994, №5.
2. Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума. // Социально-гуманитарные знания. 2000, №1.
3. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М., «Тандем», 2000.
4. Фельдман Д.В. Политология конфликта: учебное пособие. – М., «Стратегия», 1998.
Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»)»
2) школа (образование) дает необходимые знания;
3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.
Могут быть приведены и другие примеры.
С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
Пояснение.
В ответе могут быть приведены примеры:
Традиции - гостеприимство
Обычая - празднование юбилея
Церемонии - коронация
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:
1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);
3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.
Пояснение.
В ответе должны быть представлены следующие элементы:
1) этническая принадлежность. Пример: В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.
2) конфессиональная принадлежность. Пример: В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.
3) территориальная принадлежность. Пример: В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.
В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.
Пояснение.
В ответе раскрывается связь социального статуса и социальной роли: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определенные модели (типы) поведения. Приводятся примеры этой зависимости.
Например, от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы.
От руководителя предприятия - ответственных решений, заботы о членах коллектива.
По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Пояснение.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие проявления:
1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребёнка молодой отец бросил курить);
2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);
3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);
4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).
Могут быть названы другие проявления и приведены другие адекватные примеры.
С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.
Пояснение.
1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.
Возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);
Усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);
Выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).
Выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,
Могут быть приведены другие последствия, проиллюстрированные примерами.
Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле)
2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности)
3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти)
4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания)
Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие "лифты" и примеры:
Брак. Девушка вышла замуж за успешного бизнесмена, её социальный статус повысился.
Профессия. Способный учитель стал директором школы.
Армия. Отличный солдат стал сержантом и был назначен командиром отделения..
Могут быть приведены и иные "лифты" и примеры не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки и примеры:
Общей территории (Русские в своем большинстве проживают в РФ.),
Общность языка (В каждом государстве есть. государственный язык. это,как правило,- язык доминирующего этноса),
обобщенность культуры. (В США большинство жителей отмечают День благодарения)
Могут быть приведены и иные признаки и примеры, не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие основания и примеры:
1 - Доход. (Уровень жизни крупных бизнесменов, благодаря их доходам, сильно отличается от уровня жизни основной массы населения.)
2 -Богатство. (У богатых людей больше шансов дать более качественное образование своим детям.)
3 - Власть (имеющий власть вправе принимать законы, изменять социальную структуру общества, влиять на политику государства)
4 - Профессия (Человек обладающий престижной профессией получает повышенную зарплату, имеет возможность продвижения по служебной лестнице)
5 - Образование (чем выше образование, тем больше возможностей получить качественные знания и престижную профессию
Могут быть приведены и иные принципы и пояснения, не искажающие смысла
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие виды и примеры:
Примеры ситуаций: 1) модель ситуации, допустим:
К., сотрудник крупной рекламной фирмы, сорвал переговоры с партнерами, причиной срыва оказалось его пристрастие к легким наркотикам.
2) три примера санкций, допустим: сотрудники фирмы осудили его действия.
С сотрудником К. перестали общаться его друзья, узнав о его пристрастии к наркотикам
Сотруднику К. сделала замечание соседка, за то что он курил легкие наркотики на лестничной площадке.
Могут быть приведены и иные проявления и примеры, не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида социальной мобильности.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы виды мобильности:
1) вертикальная восходящая социальная мобильность (например, повышение человека в должности и переход на руководящую работу);
2) вертикальная нисходящая социальная мобильность (например, разорение предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего);
3) горизонтальная социальная мобильность (например, переход человека из одного гражданства в другое).
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида социальных норм.
Пояснение.
1) Правовые нормы (согласно Конституции РФ, Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
2) религиозные нормы (согласно нормам синтоизма, человеку нужно развивать в себе добросердечие, сочувствие к окружающим и способность взаимодействовать с ними);
3) этические нормы (золотое правило нравственности гласит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Могут быть названы иные нормы, приведены иные примеры.
Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Пояснение.
Почетная грамота, государственные награды;
Повышение в должности;
Премирование;
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 30.03.2016. Досрочная волна
Опишите три примера влияния искусства на воспитание детей.
Пояснение.
1. Воспитание нравственных качеств. Читая великое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», школьница Варя поняла, что такое честь, достоинство, мораль.
2. Воспитание волевых качеств. Варя занимается в музыкальной школе. Она знает, что сначала произведение будет звучать коряво, но в дальнейшем, у неё всё получится. Таким образом, воспитывается сила духа и вера в себя.
3.Воспитание моральных принципов. Алла, посмотрев детский спектакль «Морозко» в школьном театре, знает, что не в деньгах счастье, а в трудолюбии.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 39. (Часть С)
В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:
1) Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;
2) Один из уроков обществознания проходил B виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны.
Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.
Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.
Пояснение.
Позитивное влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано такими примерами:
1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины; к началу передачи она открывает различные энциклопедии, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился;
2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения молодёжи;
3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.
Влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано другими примерами
Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Пояснение.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм.
Под действием обстоятельств объективного и субъективного характера последствия конфликтов могут быть следующими:
Обострение конфликта, эскалация по его характеру и интенсивности;
- углубление, расширение по сферам проявления и числу участников;
- разрешение в результате вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон;
- разрешение с участием третьей силы (арбитра), обладающей средствами морального или правового воздействия на участников конфликта;
- самоликвидация в результате исчерпания ресурсов противников;
- самоликвидация в результате исчерпания его причин или потери актуальности в силу изменившихся внешних условий;
- выигрыш в конфликте одного из участников за счет другого;
- проигрыш обеих сторон;
- осознанное разрешение конфликта самими его участниками.
Роль конфликтов в развитии общества двояка. С одной стороны, они имеют негативные последствия, важнейшими из которых являются:
Дестабилизация социальных отношений;
- неблагоприятные изменения в политике;
- человеческие и материальные потери.
В то же время, политические конфликты выполняют определенные функции:
1) содействуют интеграции общества, установлению равновесных отношений между различными группами, интегративным процессам в них через выяснение взаимных претензий и позиций сторон;
2) способствуют социальным изменениям, являясь источником развития и обновления социальных отношений через вскрытие разноплановых, противоположных интересов социальных субъектов и их осознание;
3) объединяют социальные общности и группы, в частности:
А) содействуют появлению инноваций, переоценке ценностей и норм, а также выработке новых;
б) способствуют агрегированию групповых интересов, более четкой социальной дифференциации;
в) усиливают коммуникационные возможности социальной системы на уровне внутри- и межгруппового взаимодействия, повышают адаптивность институтов общественным изменениям.
Если политический конфликт не разрешается, это может привести к политическому кризису, означающему сбой в функционировании политической системы. В зависимости от масштабов и локализации политические кризисы можно разделить на правительственные, парламентские, конституционные, общенациональные и международные.
Выбор пути разрешения конфликта зависит от конфликтующих сторон и условий их взаимодействия (расстановки сил в обществе, исторического опыта, институциональных условий для конфликтных действий, а также для возможных переговоров и консультаций).
Управление конфликтами призвано максимизировать позитивные последствия конфликтов и предотвращать или минимизировать наносимый ими ущерб. Частью механизма управления конфликтами является урегулирование конфликта - разработка и применение системы мер, направленных на снижение интенсивности и масштабов конфликта.
Методы урегулирования конфликтов зависят от целей, которые ставят инициаторы этого процесса. К общим способам предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов относятся компромисс и консенсус.
Компромисс (от. лат. compromissum) - это соглашение на основе взаимных уступок. Компромиссы бывают вынужденные и добровольные. Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами. Добровольные компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил.
Консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) - соглашение при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.
Разрешение конфликтов посредством сознательных действий противников не всегда является окончательным. Полное их исчерпание требует изменений в интересах или смены стратегий сторон. Поскольку не существует единых универсальных средств управления конфликтами, их поиск является предметом специальных научных исследований, которые осуществляются в дисциплинарных рамках теории конфликтов (конфликтологии).