Сформулируйте 3 возможных позитивных последствия конфликтной политической. Позитивные последствия конфликта

Негативные последствия конфликта

В литературе сложилось два направления в оценке послед­ствий конфликтов: интеграционное и диалектическое. Первое из них, которое представляет, например, известный амери­канский ученый-экспериментатор Э. Мейо, рассматривает конф­ликткак дисфункциональное явление, нарушающее нормаль­ноесуществование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Функционалистское направление акцентирует внимание на негативных последствиях конфликта. Обобщая ра­боты различных представителей данного направления, можно ныделить следующие негативные последствия конфликтов:

♦ дестабилизация организации, порождение хаотических ианархических процессов, снижение управляемости;

♦ отвлечение персонала от реальных проблем и целей орга­низации, смещение этих целей в сторону групповых эгоисти­ческих интересов и обеспечения победы над противником;

♦ неудовлетворенность участников конфликта пребывани­ем в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увели­чение текучести кадров;

♦ нарастание эмоциональности и иррациональности, враж­дебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;

♦ ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;

♦ отвлечение участников конфликта от решения задач орга­низации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.

В противоположность функционализму сторонники социо­логического подхода к конфликтам (их представляет, напри­мер, крупнейший современный немецкий конфликтолог Р. Да-рендорф) рассматривают их как неотъемлемый источник обще­ственных изменений и развития. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для органи­зации результаты:

♦ инициирование изменений, обновления, прогресса. Но­вое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление невозможно без конфликтов;

♦ артикуляция, четкая формулировка и выражение интере­сов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую про­блему и создает благоприятную почву для ее решения;

♦ мобилизация внимания, интереса и ресурсов для реше­ния проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации. Очень часто назревшие вопросы, особен­но те, которые касаются всей организации, не решаются Д° тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконф" ликтном, «нормальном» функционировании из уважения к орга­низационным нормам и традициям, а также из чувства вежливости руководители и сотрудники нередко обходят острые воп­росы;


♦ формирование у участников конфликта чувства сопри­частности к принятому в его результате решению, что облег­чает его реализацию;

♦ стимулирование более продуманных и обоснованных дей­ствий для того, чтобы доказать свою правоту;

♦ побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму про­блему или ее значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осозна­ют невыгодность углубления конфликта;

♦ развитие у участников конфликта способности к сотруд­ничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согла­сию честное соперничество повышает взаимное уважение и дове­рие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;

♦ разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и пози­ций;

♦ преодоление традиций группового мышления, конфор­мизма, «синдрома покорности» и развитие свободомыслия, ин­дивидуальности работника. В результате этого возрастает спо­собность персонала к разработке оригинальных идей, нахожде­нию оптимальных путей решения проблем организации;

♦ вовлечение обычно пассивной части сотрудников в ре­шение организационных проблем. Это способствует личностно­му развитию сотрудников и служит решению целей организа­ции;

♦ выявление неформальных групп, их лидеров и более Мелких группировок, что может быть использовано руководи­телем для повышения эффективности управления;

♦ выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в буду­щем проблем;

♦ усиление групповой сплоченности в случае возникнове­ния межгрупповых конфликтов. Как известно из социальной пси­хологии, наиболее легкий способ сплочения группы и при­глушения или даже преодоления внутреннего раздора - это

нахождение общего врага, конкурента. Внешний конфликт спо­собен погасить внутренние распри, причины которых со време­нем часто отпадают, утрачивают актуальность, остроту и за бываются.

Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне кон­кретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.

План 1) 2) 3) 4) Понятие «социальный конфликт» Типология социальных конфликтов Стадии конфликта и его причины Последствия и способы разрешения социальных конфликтов

Конфликт –(от лат. “conflictus”- столкновение) – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов; - прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку; - особая форма исторического движения к новому социальному единству.

Типология социальных конфликтов 1. 2. 3. 4. Внутриличностный; Межличностный; Конфликты между личностью и группой; Межгрупповые конфликты.

Виды социальных конфликтов: По длительности - долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся. По объему - глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные. По источнику возникновения - объективные; субъективные; ложные. По используемым средствам - насильственные; ненасильственные. По форме - внутренние; внешние. По влиянию на ход развития общества - прогрессивные; регрессивные. По характеру развития - преднамеренные; спонтанные. По сферам общественной жизни - экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые. По типу отношений - внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни. По степени открытости - скрытые и открытые По положения оппонентов – вертикальные и горизонтальные

Жизненный цикл социального конфликта включает четыре стадии: 1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост напряженности в отношениях между субъектами. 2. Конфликт. 3. Попытки разрешения конфликта. 4. Завершение противостояния и послеконфликтная ступень.

Причины возникновение конфликтов 1. Акцентирование внимания не на информации, а на эмоциях. 2. Высокое внутренне напряжение, которое сбрасывается через конфликтные ситуации. 3. Эмоциональное выгорание. 4. Сплетни, как завуалированная форма агрессии. 5. Использование конфликтогенов

Конфликтогены - слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. “Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами”.

Стремление к превосходству Снисходительное отношение; Хвастовство; Категоричность; Навязывание своих советов; Перебивание собеседника; Утаивание информации; Нарушение этики, намеренные или непреднамеренные Подшучивание; Обман или попытка обмана; Напоминание…

Проявление агрессивности человек с повышенной агрессивностью, является “ходячим конфликтогеном”, поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, нежели он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо обозначает отказ от борьбы.

Проявление эгоизма Эгоизм - это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладание своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Проявление эгоизма заключается в отношении к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей.

Роль социального конфликта позитивная Информирование о наличии общих проблем Стимулирование социальных изменений Снятие психологической напряженности участников конфликта: сознание своих интересов и интересов других негативная Создание стрессовых ситуаций Нарушение порядка общественной жизни Разрушение равновесия сил, устойчивого положения

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА Разрешить конфликт - это значит: устранить конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент. Вторая формула конфликта: сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту. Каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации. Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить. Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать. Правило 4. Задавайте себе вопросы “почему? ” до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта. Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. “краткость - сестра таланта”. Конфликтная ситуация - это диагноз болезни под названием “конфликт”. Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и сознания людей. 2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный конфликт внутрь. 3) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон. 4) Социальный конфликт - это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом. 5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам - инновациям. 3 4 5

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социальные конфликты могут протекать только в форме гражданских войн. 2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество. 3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон. 4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами. 5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства. 2 3

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными. 2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства. 3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность. 4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам. 5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов. 6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются. 3 5 6

Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры. -возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве); - усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма); - выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти). - выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,

Понятие "конфликт" относится к числу часто употребляемых: конфликт в семье, конфликт поколений, конфликт на произ­водстве, конфликт в художественном произведении, конфликт в дипломатической сфере, военный конфликт и так далее.

Конфликт - это столкновение противоречивых интересов, мнений, чувств, сил, серьез­ное разногласие, острый спор и борьба враждующих сторон. Конфликты охватывают все отношения человека в объективной дей­ствительности.

Конфликт вообще и политические конфликты в частности имеют очень давнюю историю изучения. Конфликт как источник движения понимали уже древнекитайские философы VII -VI веков до н. э. (ян и инь). В Древней Греции было создано учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей (Анаксимандр). А Гераклит даже сделал попытку вскрыть причину движения как борьбу противоположностей. Сходные мысли развивались Сократом, Платоном, Эпикуром, Полибием. О конфликте в обществе, как особом явлении, впервые за­явил Н.Макиавелли, отметив их положительную роль в развитии обще­ственных процессов.

Позднее много писали о политическом конфликте и его роли в развитии человеческого общества А. Смит, Г. Гегель, А. Токвиль, К. Маркс, В.И. Ленин, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Л. Козер.

Американский ученый Л.Козер считал, что обществу присуще социальное неравенство, неудовлетворенность членов общест­ва своим настоящим положением, откуда и проистекает вечная борьба друг с другом. Социальный конфликт у Л. Козера - борьба "за цен­ности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы..., в кото­рой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника". Немецкий политолог Р. Дарендорф, из­учая политические конфликты, создал теорию "конфликтной модели общества". Он считал, что в любом обществе социальный конфликт присутствует постоянно, поскольку общество опирается на принужде­ние одних в отношении других, и существует неравенство людей по от­ношению распределения власти, различие их интересов и устремлений. К. Боулдинг американский исследователь создал "общую теорию кон­фликтов". Политический конфликт, считал он, неотделим от общества, заложен в самой природе человека, который постоянно враждует с дру­гими людьми и склонен к насилию в этой борьбе. Он подчеркивал сознательное участие индивидов в конфликтах, и разрабатывал страте­гию и тактику поведения в них.

В работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленинатакже уделено большое место теории политических конфликтов. Однако проблема эта преподносится несколько упрощенно, поскольку речь идет в основном о столкновении между антагонистическими классами. Марксисты счи­тали, что классовая борьба - закон развития человеческого общества, приведет к свержению капитализма и установлению самого справедли­вого общества - коммунистического, в котором не будет конфликтов.

Г. Зиммель определяет политический конфликт, как одну из форм разно­гласий, объединяющую противоборствующие, но взаимосвязанные стороны.

Итак, политический конфликт имеет свою специфику:

· политический конфликт характеризует область политических отношений;

· участники конфликта ведут борьбу за утверждение нужных им ценностей, за политическую власть, перераспределение ресурсов, за изменение статуса различных обще­ственных групп и отдельных людей в системе государственной власти.

Субъектами политического конфликта являются государства, классы, социальные слои, этнические группы, фракции в парламенте, политические партии и движения, а также отдельные личности.

В современной политологии выделяются две модели конфликтов:

· плюралистическая модель, основанная на том, что политические конфликты повсе­местны, неизбежны и даже необходимы в обществе;

· автори­тарная (или элитарная) модель, согласно которой политические конфликты отражают противоречия между массой и элитой. Суть конфликта состоит в том, что подавляющая масса населения лишена власти и даже не имеет к ней доступа.

Итак, конфликт вечен, так как невозможно создать такую обще­ственную систему, при которой потребности всех были бы удовлетво­рены полностью и одинаково . Политический конфликт неизбежно фи­гурирует при анализе таких явлений, как власть, государственный переворот, революция, контрреволюция, война, противоборство между государствами и их союзами.

В общественной жизни конфликты бывают:

1. национально-этническими - по поводу прав и интересов наций и этнических групп. Чаще всего такие конфликты связаны со статусом и территориальными претензиями, доминирующей идеей в которых служит суверенитет на­рода или этнической группы;

2. социальными - суть которых в столк­новении разных позиций по поводу средств жизнеобеспечения, конку­ренция в борьбе за статус, преимущества, иное распределение жизнен­ных благ.

В наше время социальный конфликт в развитых стра­нах приобрел новую окраску: классический классовый конфликт уже, по мнению ведущих политологов, не существует. Все социальные слои отстаивают свое благополучие, но нет организованной классовой борьбы, которая бы воплощала традиционные классовые антагониз­мы. Так Р. Дарендорф считает, что социальная конфликтность ослабевает, если в наличии имеется программа реализации гражданских прав, а требованиям повышения благосостояния не придается политическая окраска;

3.политическими, то есть по поводу государственной власти, преобладания в ней, влияния на нее, увеличения авторитета в ней. Именно политические конфликты более всего интересуют политологию и политологов.

Если политический конфликт - неизбежное явление, то в чем же его причины? Самой общей причиной является неравное положение людей в обществе, где одни управляют и командуют, а другие вынуж­дены подчиняться и исполнять указания вышестоящих. Как справедли­во отмечает американский политолог Д. Истон, "скудость преобладает во всех обществах. Это главный, исходный пункт политического ана­лиза. Блага (ценные вещи) в количестве, достаточном для удовлетворе­ния всех членов общества, отсутствуют... Различия и конфликты по по­воду благ, предложение которых является ограниченным, неизбежны".

Политические конфликты как социальное явление объективно мо­гут быть положительными и продуктивными и, наоборот, отрицатель­ными и тормозящими развитие общества.

Позитивные последствия политического конфликта :

1. разрядка напряженности, когда конфликт играет роль "выхлопного клапана" или "отводного канала";

2. формирование социально необхо­димого равновесия;

3. стимуляция и движущая сила социальных измене­ний;

4. переоценка и изменение прежних, устаревших, ценностей и норм в обществе (благодаря разрешению политического конфликта);

5. усиление групповой сплоченности, более четкое осознание своих и про­тивоположных интересов;

6. указание на новые интересы различных групп общества, реализация которых может способствовать дальней­шему развитию общества;

7. создание почвы для взаимопонимания в об­ществе и становления консенсуса.

Негативные последствия политического конфликта:

1. создание уг­розы интеграции общества;

2.возможность приведения к расколу мало­устойчивых социальных групп;

3. оказание неблагоприятного влияния на отношения внутри власти;

4. ускорение дестабилизации общества;

5. воз­можность роста преступности;

6. распространение незаконного хранения оружия.

Следует отметить, что разграничение позитивных и не­гативных последствий конфликтов весьма условно и зависит от кон­кретной общественной обстановки, в которых они развиваются. Толь­ко таким образом можно решить вопрос в отношении данного конфликта - это норма в раз­витии общества на данном этапе или отклонение от нее.

В политической литературе конфликты характеризуются также уровнем, масштабом, остротой, сферой своего возникновения. Они могут быть между странами, нациями, предприятиями, рабочими и администрацией и формируются на уровнях групп, крупных си­стем (или подсистем), классов, социальных слоев, на региональном, общегосударственном или глобальном уровне.

Обычно указывают три основных типа политических конфликтов:

· конфликт интересов - преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является торг во­круг дележа экономического пирога, и объема социального обеспечения. Так Россия, которая в Денвере в июне 1997 года была причислена к странам с "индустриальной демократией," является печальным приме­ром господства групп интересов, причем худшей из этих групп является не гибкая и быстрообучаемая олигархия, а прикрывающаяся интереса­ми народа бюрократия;

· ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран с неустойчивой властью. Эти конфликты требу­ют больших усилий для их разрешения, поскольку трудно поддаются компромиссу (здесь действует правило "или - или");

· конфликты идентификации - характерны для обществ, в которых происходит отождест­вление себя с определенной группой (этнографической, религиозной или языковой), а не с государством и обществом в целом.

Социолог С. М. Липсет отмечает, что государствам, характеризующимся наличием харизматического лидера, присуща меньшая стабильность по сравнению с другими государствами. Харизматический руководитель обычно является источником и представителем власти. При харизматическом господстве недовольство деятельностью лидера и властных структур ослабляет законность государственного строя, приводит к политическому конфликту, что может закончиться падением руководите­ля и его системы (например, падение харизматического руководителя Ли Сын Мана в Корее).

Наиболее значимые конфликты - те, что одновременно охваты­вают все уровни социальной и политической жизни, затрагивают и во­влекают максимально возможное в конкретных условиях число участ­ников - всеобщие конфликты . Такие политические конфликты происхдят в сфере общественных отношений, связанных с проблемами сохра­нения или свержения власти, ее укрепления или подрыва. Меньшую значимость имеют частичные конфликты , затрагивающие лишь часть социальных общностей. Однако, при определенных условиях (нестабильность, напряженность в стране) они могут перерасти во все­общие.

Политические конфликты по их качественным характеристикам можно разделить на конфликты с "нулевой суммой" - где позиции сторон противоположны, и поэтому победа одной из них означает поражение другой, и "с не нулевой суммой" - в которых су­ществует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия.

Конфликты могут также быть открытыми, проявляющимися, на­пример, в виде демонстраций, забастовок, митингов, и закрыты­ми (латентными), например, взаимоотношения внутри правящей элиты, между различными ветвями государственной власти.

Конфликтологи выделяют три условия возникновения конфлик­тов:

· наличие конфликтной ситуации;

· наличие субъектов конфликтной ситуации (личности, группы, партии);

· наличие повода для начала конфликта.

Чаще всего политический конфликт проявляется в нестабильных политических системах общест­ва, где ставится вопрос о смене типа политической системы или заме­ны ее отдельных элементов и отношений.

Политические конфликты имеют свою психологию развития,

свя­занную с поведением людей, втянутых в конфликт:

· агрессивное поведение:

· поведение, склонное к компромиссам;

· поведение, склонноек подчинению;

· уход, бегство от конфликта.

Лучшим типом поведения в конфликте считается второй. Любой тип поведения носит эмоциональный характер, что усиливает остроту кон­фликта.

В состав конфликта входят участники (любой человек, организа­ция, партия и партии, если они точно знают цели и задачи конфликта), субъекты (люди и партии, способные создавать конфликтные ситуации и влиять на их ход в соответствии со своими интересами), посредники (государство, религиозные деятели и организации, выдающиеся люди, ООН, группы депутатов)

Политические конфликты чаще всего зреют долгое время и про­ходят в своем развитии несколько стадий: скрытая стадия, стадия на­пряженности, стадия антагонизма, несовместимость (собственно поли­тический конфликт), стадия окончания - наиболее сложная стадия, по­скольку от её результатов зависит заново складывающийся баланс политических сил.

Поскольку политические конфликты - непременный атрибут об­щества, то имеется целая система методов их разрешения. Политиче­ские конфликты возникают из конфликтных ситуаций, которые необя­зательно перерастают в длительные конфликты. Конфликтные ситуа­ции политического характера поддаются урегулированию политическими же средствами, с помощью которых становится возможным из­бежать социальной напряженности, способствующей дальнейшему на­растанию кризиса. Если конфликтная ситуация перерастает в конфликт, то в его разрешении могут возникнуть, по мнению Р. Даля, три альтернативы: "тупик, принуждение, мирное урегулирование".

Тупик в разрешении конфликта возникает в том случае, если каждый участник политиче­ского конфликта продолжает блокировать действия другого, не в силах в то же время изменить его поведение, что ведет к дальнейшему обост­рению конфликта.

Метод принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликта, незаконных арестов наиболее распро­странен в государствах, стремящихся избежать гражданского непови­новения или даже восстания.

Нередко вооруженный конфликт возникает на межклассовой и межэтнической почве, на государственной границе в связи с нарушени­ем территориальной целостности, ущемлением суверенитета. Опасность вооруженного конфликта состоит в том, что он часто при­обретает затяжной характер и имеет тенденцию - при нерешенности его причин - к увеличению размеров и масштабов, что может привести к угрозе применения оружия массового уничтожения с непредсказуе­мыми последствиями (например, события 1990-1991 годов в зоне Персид­ского залива).

Следует отметить, что вооруженные конфликты в виде малых и больших войн всегда сопровождали челове­ческую историю. Так, за 5,5 тысяч лет на Земле было около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов, в которых погибло около 3,5 млрд. человек. И XX век - один из самых кровопролитных и разрушитель­ных: за это время произошло две мировые войны, на полях сражений которых погибло 65 млн. человек, что намного превышает число по­гибших за 19 столетий. Тем не менее, в нашем же веке в связи с изобретением ядерного оружия становится не­возможным решать спорные вопросы между государствами и народами, устранять различные противоречия с помощью военной силы, так как это может привести к уничтожению человечества и даже всего живого на Земле. Радикальный путь исключения войн и вооруженных кон­фликтов - в сокращении вооруженных сил и вооружений, проведении политики мира и мирного сосуществования.

На вопрос: «По-прежнему ли стреляют на нашей планете?» Ежегод­ник Стокгольмского независимого института дает однозначный ответ: да, стреляют, но уже не так ожесточенно,как прежде. Если в 1989 году военных очагов насчитывалось - 36, то в 1995 году уже 30, а в 1996 - 27.

В последние года удалось погасить конфликты в Боснии и Герцего­вине, в Чечне, Гватемале, Сьерра-Леоне, на Филиппинах. Но все еще неспокойно на Ближнем Востоке, тупиковая ситуация сложилась в Нагорном Карабахе и в Абхазии, а также остается очень сложной обстановка в Афганистане.

В целом на планете продолжается общая тенденция сокращения военных расходов, производства оружия и торговли им. Например, сокращения коснулись НАТО, а этот блок ныне является лидером по части ассигнования на оборону. По торговле оружием на первом месте находятся США (44%), на втором месте стоит Россия (20% всего экс­порта оружия в мире).

Вероятность мирного урегулирования конфликта возрастает, ког­да развита демократия, с политическими институтами, которые обес­печивают консультации, переговоры, что приводит в конце к консенсусу. Консенсус всегда направлен на положительный результат. Он противоположен методу голосования на основе большинства, в ре­зультате чего сохраняется напряженность, так как победа большинства ущемляет интересы меньшинства. После подобного голосования напряженность не снимается, она только принимает иную форму выра­женности и со временем может стать причиной вспышки нового кон­фликта.

Следует также рассмотреть метод снятия конфликта с помощью так называемого индифферентного подхода, заключающегося в полном безразличии, равнодушии и безучастности к проявлениям политическо­го конфликта. В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликта, ничего не делает для его разрешения, а требова­ния конфликтующих сторон остаются на бумаге и забываются. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов. Вы­шеперечисленные правила применяются при разрешении не только внутренних, но и международных конфликтов, и новейшая политиче­ская история неоднократно подтвердила такую возможность.

В заключение приведем высказывание классика мировой конфликтологии К. Боулдинга: «Конфликт есть диссонанс; понятие проти­воположное конфликту - гармония. Диссонанс может быть необходи­мым, он имеет смысл... Только продвижение конфликта к разрешению определяет его... значимость».

Вопросы для обсуждения

1. Какие определения конфликта существуют в политологии?

2. Какие ученые являются представителями конфликтологии? Охарактеризуйте их основные взгляды.

3. Какие способы разрешения политических конфликтов принято выделять? Какой способ является наиболее оптимальным?

4. Проследите развитие конфликтов в политической жизни современной России.

Литература

1. Дарендорф Р. Элементы теории политического конфликта. //Социологические исследования. 1994, №5.

2. Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума. // Социально-гуманитарные знания. 2000, №1.

3. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М., «Тандем», 2000.

4. Фельдман Д.В. Политология конфликта: учебное пособие. – М., «Стратегия», 1998.

Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»)»

2) школа (образование) дает необходимые знания;

3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Могут быть приведены и другие примеры.

С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

Пояснение.

В ответе могут быть приведены примеры:

Традиции - гостеприимство

Обычая - празднование юбилея

Церемонии - коронация

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Пояснение.

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) этническая принадлежность. Пример: В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.

2) конфессиональная принадлежность. Пример: В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.

3) территориальная принадлежность. Пример: В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.

В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.

Пояснение.

В ответе раскрывается связь социального статуса и социальной роли: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определенные модели (типы) поведения. Приводятся примеры этой зависимости.

Например, от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы.

От руководителя предприятия - ответственных решений, заботы о членах коллектива.

По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие проявления:

1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребёнка молодой отец бросил курить);

2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);

3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);

4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).

Могут быть названы другие проявления и приведены другие адекватные примеры.

С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.

Пояснение.

1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.

Возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);

Усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);

Выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).

Выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,

Могут быть приведены другие последствия, проиллюстрированные примерами.

Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим:

1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле)

2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности)

3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти)

4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания)

Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие "лифты" и примеры:

Брак. Де­вуш­ка вышла замуж за успеш­но­го бизнесмена, её со­ци­аль­ный ста­тус повысился.

Профессия. Спо­соб­ный учи­тель стал ди­рек­то­ром школы.

Армия. От­лич­ный сол­дат стал сер­жан­том и был на­зна­чен ко­ман­ди­ром отделения..

Могут быть при­ве­де­ны и иные "лифты" и при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

Назовите три признака, опре­де­ля­ю­щие этническую при­над­леж­ность индивида, и про­ил­лю­стри­руй­те каждый из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть ука­за­ны следующие при­зна­ки и примеры:

Общей тер­ри­то­рии (Русские в своем боль­шин­стве проживают в РФ.),

Общ­ность языка (В каж­дом государстве есть. го­су­дар­ствен­ный язык. это,как правило,- язык до­ми­ни­ру­ю­ще­го этноса),

обобщенность культуры. (В США боль­шин­ство жителей от­ме­ча­ют День благодарения)

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­зна­ки и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 3.

Назовите любые три ос­но­ва­ния со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дое из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие ос­но­ва­ния и примеры:

1 - Доход. (Уровень жизни круп­ных бизнесменов, бла­го­да­ря их доходам, силь­но от­ли­ча­ет­ся от уров­ня жизни ос­нов­ной массы населения.)

2 -Богатство. (У бо­га­тых людей боль­ше шан­сов дать более ка­че­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние своим детям.)

3 - Власть (имеющий власть вправе при­ни­мать законы, из­ме­нять со­ци­аль­ную струк­ту­ру общества, вли­ять на по­ли­ти­ку государства)

4 - Про­фес­сия (Человек об­ла­да­ю­щий пре­стиж­ной про­фес­си­ей по­лу­ча­ет по­вы­шен­ную зарплату, имеет воз­мож­ность про­дви­же­ния по слу­жеб­ной лестнице)

5 - Об­ра­зо­ва­ние (чем выше образование, тем боль­ше воз­мож­но­стей по­лу­чить ка­че­ствен­ные зна­ния и пре­стиж­ную профессию

Могут быть при­ве­де­ны и иные прин­ци­пы и пояснения, не ис­ка­жа­ю­щие смысла

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.

С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские знания, лич­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную ситуацию, ил­лю­стри­ру­ю­щую не­га­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся поведение. При­ве­ди­те три при­ме­ра не­фор­маль­ных не­га­тив­ных санкций, воз­мож­ных в этом случае

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие виды и примеры:

Примеры ситуаций: 1) мо­дель си­ту­а­ции, до­пу­стим:

К., со­труд­ник круп­ной ре­клам­ной фирмы, со­рвал пе­ре­го­во­ры с парт­не­ра­ми, при­чи­ной срыва ока­за­лось его при­стра­стие к лег­ким нар­ко­ти­кам.

2) три при­ме­ра санк­ций, до­пу­стим: со­труд­ни­ки фирмы осу­ди­ли его дей­ствия.

С со­труд­ником К. пе­ре­ста­ли общаться его друзья, узнав о его при­стра­стии к наркотикам

Со­труд­ни­ку К. сде­ла­ла замечание соседка, за то что он курил лег­кие наркотики на лест­нич­ной площадке.

Могут быть при­ве­де­ны и иные про­яв­ле­ния и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4.

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три вида со­ци­аль­ной мобильности.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны виды мобильности:

1) вер­ти­каль­ная вос­хо­дя­щая со­ци­аль­ная мо­биль­ность (например, по­вы­ше­ние че­ло­ве­ка в долж­но­сти и пе­ре­ход на ру­ко­во­дя­щую работу);

2) вер­ти­каль­ная нис­хо­дя­щая со­ци­аль­ная мо­биль­ность (например, ра­зо­ре­ние пред­при­ни­ма­те­ля и пре­вра­ще­ние его в наёмного рабочего);

3) го­ри­зон­таль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность (например, пе­ре­ход че­ло­ве­ка из од­но­го граж­дан­ства в другое).

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три вида со­ци­аль­ных норм.

Пояснение.

1) Пра­во­вые нормы (согласно Кон­сти­ту­ции РФ, Мест­ное са­мо­управ­ле­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции обес­пе­чи­ва­ет са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов мест­но­го значения, владение, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние му­ни­ци­паль­ной собственностью;

2) ре­ли­ги­оз­ные нормы (согласно нор­мам синтоизма, че­ло­ве­ку нужно раз­ви­вать в себе добросердечие, со­чув­ствие к окру­жа­ю­щим и спо­соб­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с ними);

3) эти­че­ские нормы (золотое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти гла­сит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы от­но­си­лись к тебе». Могут быть на­зва­ны иные нормы, при­ве­де­ны иные примеры.

Назовите любые три по­зи­тив­ные фор­маль­ные со­ци­аль­ные санк­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.

Пояснение.

Почетная грамота, го­су­дар­ствен­ные награды;

Повышение в должности;

Премирование;

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

Опишите три примера влияния искусства на воспитание детей.

Пояснение.

1. Воспитание нравственных качеств. Читая великое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», школьница Варя поняла, что такое честь, достоинство, мораль.

2. Воспитание волевых качеств. Варя занимается в музыкальной школе. Она знает, что сначала произведение будет звучать коряво, но в дальнейшем, у неё всё получится. Таким образом, воспитывается сила духа и вера в себя.

3.Воспитание моральных принципов. Алла, посмотрев детский спектакль «Морозко» в школьном театре, знает, что не в деньгах счастье, а в трудолюбии.

Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Ва­ри­ант 39. (Часть С)

В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:

1) Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;

2) Один из уроков обществознания проходил B виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны.

Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.

Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами

Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.

Пояснение.

Позитивное влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано такими примерами:

1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины; к началу передачи она открывает различные энциклопедии, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился;

2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения молодёжи;

3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

Влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано другими примерами

Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм.

Под действием обстоятельств объективного и субъективного характера последствия конфликтов могут быть следующими:

Обострение конфликта, эскалация по его характеру и интенсивности;
- углубление, расширение по сферам проявления и числу участников;
- разрешение в результате вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон;
- разрешение с участием третьей силы (арбитра), обладающей средствами морального или правового воздействия на участников конфликта;
- самоликвидация в результате исчерпания ресурсов противников;
- самоликвидация в результате исчерпания его причин или потери актуальности в силу изменившихся внешних условий;
- выигрыш в конфликте одного из участников за счет другого;
- проигрыш обеих сторон;
- осознанное разрешение конфликта самими его участниками.

Роль конфликтов в развитии общества двояка. С одной стороны, они имеют негативные последствия, важнейшими из которых являются:

Дестабилизация социальных отношений;
- неблагоприятные изменения в политике;
- человеческие и материальные потери.

В то же время, политические конфликты выполняют определенные функции:

1) содействуют интеграции общества, установлению равновесных отношений между различными группами, интегративным процессам в них через выяснение взаимных претензий и позиций сторон;

2) способствуют социальным изменениям, являясь источником развития и обновления социальных отношений через вскрытие разноплановых, противоположных интересов социальных субъектов и их осознание;

3) объединяют социальные общности и группы, в частности:

А) содействуют появлению инноваций, переоценке ценностей и норм, а также выработке новых;
б) способствуют агрегированию групповых интересов, более четкой социальной дифференциации;
в) усиливают коммуникационные возможности социальной системы на уровне внутри- и межгруппового взаимодействия, повышают адаптивность институтов общественным изменениям.

Если политический конфликт не разрешается, это может привести к политическому кризису, означающему сбой в функционировании политической системы. В зависимости от масштабов и локализации политические кризисы можно разделить на правительственные, парламентские, конституционные, общенациональные и международные.

Выбор пути разрешения конфликта зависит от конфликтующих сторон и условий их взаимодействия (расстановки сил в обществе, исторического опыта, институциональных условий для конфликтных действий, а также для возможных переговоров и консультаций).

Управление конфликтами призвано максимизировать позитивные последствия конфликтов и предотвращать или минимизировать наносимый ими ущерб. Частью механизма управления конфликтами является урегулирование конфликта - разработка и применение системы мер, направленных на снижение интенсивности и масштабов конфликта.

Методы урегулирования конфликтов зависят от целей, которые ставят инициаторы этого процесса. К общим способам предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов относятся компромисс и консенсус.

Компромисс (от. лат. compromissum) - это соглашение на основе взаимных уступок. Компромиссы бывают вынужденные и добровольные. Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами. Добровольные компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил.

Консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) - соглашение при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.

Разрешение конфликтов посредством сознательных действий противников не всегда является окончательным. Полное их исчерпание требует изменений в интересах или смены стратегий сторон. Поскольку не существует единых универсальных средств управления конфликтами, их поиск является предметом специальных научных исследований, которые осуществляются в дисциплинарных рамках теории конфликтов (конфликтологии).