Сектанты пятидесятники. Глава II

Необходимость реформации и постоянного духовного обновления является требованием Бога к Своему народу. Всякое деяние Бога сопровождалось сохранением верного остатка людей, которые и представляли собой Его народ. Времена внешних преследований и внутреннего язычества делали этот верный остаток достаточно малым числом.

Пробуждения умножали народ Господа и служили Его ения не были перерывом в существовании Божьего народа, он не был широко известен и популярен, но такие люди и общины были всегда. Церковь не возникла вновь с началом протестантской реформации, появлением анабаптисткого движения или пробуждением на Азуза-Стрит. Истоком Церкви является Библия и Сам Христос, но продолжение — это вся, уже почти двухтысячелетняя история Божьего народа Нового Завета. И появление движения пятидесятников не должно рассматриваться как возникновение новой церкви или деноминации, а как возврат к истокам первохристианства, к жизни и проповеди учеников Христа первого века христианства.

Доктрина, построенная на Евангельском учении рождения свыше, классических богословских трудах и традиции буквального толкования Библии и ежедневного практического применения, стали основой учения пятидесятнического движения всего мира.

Настоящая реформация и обновление являются возвращением к истокам Церкви и Апостольского учения. Классический пример этого — протестантская реформация Европы. Далее — динамичное духовное развитие и искание Евангельских Церквей. Возрождение Библейского богословия и, наконец, осознание необходимости проповеди пробуждения и востановление учения ранней Церкви о Духе Святом. Возвращение к истокам Библии становится для пятидесятнической Церкви необходимостью и ежедневным занятием.

« …ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» — Исаия 44:3.
Пятидесятничество пришло в свое время, как поздний дождь, в котором Бог излил и продолжает изливать Духа Своего на всякого жаждущего, на иссохшие и стремящиеся к полноте веры сердца. Это то, во что мы, безусловно, верим и подтверждение чему находим в Святой Библии. Начало Пятидесятнического движения было буквальным исполнением Писания и подтверждением многих доктрин.

Кто такие протестанты и пятидесятники?

Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги, и выступал против продажи индульгенций в своих знаменитых «95 тезисах» и последующих трудах. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие Церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже - баптистская, пятидесятническая и другие. Количество последователей протестантских учений в мире на сегодня приближается к числу католиков. Впервые протестанты пришли в Россию во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири, в Тобольске.

Сегодня насчитывается около двух миллионов российских протестантов, среди которых пятидесятники занимают доминирующее положение.
Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днем Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники».

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется в говорении на «иных языках» (глоссолалии). Специфическое понимание явление «говорения на иных языках» является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что это не разговор на обычных иностранных языках, а особая речь, обычно непонятная как самим говорящим, так и слушающим, - впрочем, реально существующие, но неизвестные говорящему, языки, тоже считаются проявлением этого дара. Это дар дан Богом для общения человека с Духом Святым, как об этом говорят 1-ое Послание Коринфянам 12-14 главы и другие места Библии.

Впоследствии Дух Святой наделяет верующего другими дарами, из которых пятидесятники особенно выделяют дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков. См. 1 Коринфянам 12:8-10.

Пятидесятники признают таинства - водное крещение и Вечерю Господню (причастие). Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитву о больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

В мире сегодня насчитывается более ста миллионов христиан веры евангельской пятидесятников.
Люди и движения, повлиявшие на возникновение и развитие пятидесятничества.
Пятидесятническое движение возникло на стыке XIX-XX веков в атмосфере поисков ответа на угрозу либерального христианства. Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты.

Джон Уэсли

Началом процесса, завершившегося возникновением пятидесятничества, следует считать деятельность выдающегося проповедника XVIII века Джона Уэсли, основателя церкви методистов. Во-первых, именно методизм стал тем богословским и социальным контекстом, в котором полтора столетия спустя родилось пятидесятничество. Во-вторых, именно во время проповедей Уэсли, по некоторым свидетельствам, начали происходить явления, сходные с пятидесятническими переживаниями:

«Примерно в 3 часа дня, когда мы продолжали молиться, сила Божья могучим образом сошла на нас, так что многие из нас громко кричали от изобильной радости, также падали на пол. Как только мы немного пришли в себя от страха и удивления, от присутствия Его Святого величия, мы в один голос произнесли: „Мы славим Тебя, о Боже, мы исповедуем, что Ты Господь“

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории пятидесятнического движения связан с именем известного проповедника XIX века Чарльза Финнея. Он уверовал в 21 год и стал известен, как проповедник покаяния и пробуждения. Он проповедовал в течение 50 лет в США, Англии и Шотландии, обратил ко Христу тысячи душ. Он утверждал, что человеку необходимо пережить крещение Духа Святого. У него был такой опыт и он впервые, по-настоящему употребил этот термин. Вот, как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении — не знаю, но, как только я вознамерился взять стул и сесть, как на меня излился Дух Божий. Он пронзил меня всего- переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Духом Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чем-либо подобном».
И ещё одна цитата:

«Я получил мощное Крещение Духом Святым без малейшего ожидания, не имея ни малейшей мысли об этом. Дух Святой сошёл на меня таким образом, что, казалось, пронизывал моё тело и дух, как поток текущей любви, как дыхание Божие. Никакие слова не могут описать любовь, которая была излита в мое сердце. Я громко плакал от радости и счастья и, наконец, был вынужден выразить мои чувства в громком крике»».

Дуайт Муди (Моуди)

Еще один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди. Он жил во второй половине прошлого века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. В 71 году он стал молиться о принятии крещения Духом Святым и несколько дней спустя, он пережил желаемое: « Я могу лишь сказать одно, что Бог открылся мне — и я пережил столь огромное наслаждение Его любовью, что я стал упрашивать Его, чтобы остаться подольше в Его руке». Он основал Чикагский Библейский Институт Муди и директором этого института назначил человека по имени Торрей, который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал. После проповедей Муди, создавались общины, где люди пророчествовали, говорили на иных языках, происходили исцеления и другие чудеса.
Движение Святости и Кесвикское Движение, движение исцеления и Чарльз Фокс Пархэм.

Начало связано с Чарльзом Пархэмом. Он был священником и, читая Деяния, пришел к выводу, что Христиане обладали силой, которую они утратили. Пархэм прекрасно понимал, что один не сможет найти решение, и никакому отдельно взятому человеку решить данную проблематику также не является возможным. Он решил организовать Библейскую школу, где он должен стать директором и ее учеником, чтобы в таком составе искать этого блага. В г. Топика, штат Канзас он купил дом, и написал объявление-приглашение; 40 студентов откликнулись.

В декабре Пархам должен был уехать на конференцию и дал задание ученикам. По возвращению, он обнаружил, что студенты школы, независимо друг от друга читая книгу Деяний, пришли к одному и тому же выводу: в 5 случаях, описанных в Деяниях, когда крещение получили впервые, зафиксировано говорение на языках: в день пятидесятницы, в Самарии, в Дамаске, в Кессарии, в Ефесе.

Чудо глоссолалии.

Пархам предложил молиться о получении от Бога такого крещения со знамением иных языков. На другой день они молились все утро до полудня и весь день. В особняке стояла атмосфера ожидания. В 19 часов в канун Нового 1900 года студентка Агнес Озман первой пережила крещение Духом Святым со знамением говорения на иных языках.

Это одна из дат, которую пятидесятники рассматривают как одну из исходных дат истории своего движения. Они указывают на тот день, как на первый, со дней ранней церкви, когда было взыскано крещение Святым духом, когда говорения на языках ожидали, как исходного доказательства крещения Святым Духом. Чарльз Пархам очень обрадовался, что он будет теперь проповедовать везде. Но он не дошёл и до середины Канзаса. Его нигде не приняли, встретив «в штыки» саму идею говорения на языках. В Америке невозрожденные христиане настолько жестоко относились к движению святости, что отлавливали идущих на собрание и били их палками. Чарльзу Пархаму не удалось продолжать работу в этой школе.

Уэльское пробуждение 1904-1905 гг.

Пробуждение в Уэльсе развивалось по достаточно необычному, нехарактерному сценарию. Проявились следующие ситуации: обращение в активную христианскую веру людей, ранее совершенно не интересовавшихся ею, отсутствие судебных дел вплоть до того, что городские власти символически подарили белые перчатки судьям - в знак их свободы от прямой работы. Пустовали трактиры, не слышалось больше ругательных слов, чтение бульварных романов резко сократилось, футбольные клубы (чьи игры сопровождались агрессией и драками) были распущены, театральное общество города уехало из-за резкого снижения интереса публики к театру. До декабря 1904 года насчитывалось 70000 христиан, к маю 1905 года их было уже 85000.

В середине 19 века возникло «Движение Святости», они утверждали взаимосвязь рождения свыше и освящения. У людей стал просыпаться интерес, чтобы сила Божия более могущественно действовала в церкви. Во многих случаях, по утверждению верующих, сила Духа Святого действовала так, как впоследствии была воспринята и сформулирована в пятидесятническом движении. Это и было тем состоянием Церкви, в котором появилось пятидесятническое движение.

Пробуждение на Азуза-стрит.

В 1903 году Пархам переехал в Эльдорадо Спенес и в его служении произошёл перелом. Когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. О нем разнеслась молва, как о бескорыстном человеке, через которого действует Бог. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархама стала видеть.
Через 5 лет в городе Хьюстон в штате Канзас Пархам объявил об открытии второй школы. В эту школу пришёл Уильям Сеймур - рукоположённый чернокожий служитель. В начале 1906 года Сеймур едет в Лос-Анджелес, где он встречает проповедника Франка Бартельмана, который успел подготовить почву грядущему пробуждению. 9 апреля 1906 года на одной из проповедей Сеймура, Бог начал крестить Духом Святым слушающих. Он открывает Миссию Апостольской Веры на улице Азуза, 312. Это место, на определенное время, стало центром пятидесятнического движения.
Пробуждение на Азуза-стрит продолжалось 3 года (1000 дней).

Норвежский священнослужитель епископальной методистской церкви Томас Барат, познакомившись в США с пятидесятническим учением, принял крещение Духом Святым. Он привёз весть о пятидесятничестве в Европу, Скандинавию и Прибалтику.

Краткая история Христиан веры евангельской пятидесятников в России.

Согласно имеющимся историческим сведениям первые поместные церкви христиан веры евангельской появились на территории России в начале ХХ века. Хотя на основании данных “Всемирной христианской истории” описаны случаи существования в середине ХIХ века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в Сибири со всеми характерными признаками этого учения. В основном это были ссыльные “инославные” из центральной России. Это было результатом жесткой государственной политики непрерывного преследования всех “неправославных”. Вдохновителем этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с К.Л.Победоносцевым.

Первые пятидесятнические церкви возникли в России в 1907 году на территории Финляндии, входящей в то время в состав Санкт-Петербургской губернии Российской Империи. В столице Российской империи Санкт-Петербурге общины пятидесятников появились в 1913 году. Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой войны первые миссионеры А.М.Иванов и Н.П.Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге, положив начало движению христиан веры евангельской на севере России. Практически одновременно это движение началось на западе России миссионерами П.А.Ильчуком и Т.С.Нагорным. В результате активной миссионерской деятельности начали создаваться общины в Московской, Новгородской и Вятской губерниях. В начале двадцатых годов учение пятидесятников распространилось практически по всей России.
Однако более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан веры евангельской, основанный в начале 20-х годов ХХ века Иваном Ефимовичем Воронаевым. Им был создан в начале Одесский областной, затем Всеукраинский Союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Он сумел из разрозненных общин создать единое пятидесятническое движение.

Воронаев родился в России, но после того, как он присоединился к баптистской церкви, он был вынужден уехать за границу из-за преследований со стороны православия. В США он получил крещение Духом Святым и в 1919 г. он основал в Нью-Йорке первую русскую пятидесятническую церковь. В 1920 г. он приехал в Болгарию, где за короткое время (вместе с Заплишным) основал около 18 общин. В 1924 году Союз Веры Евангельской насчитывал уже 350 общин и 80 тысяч членов. В общине города Одесса (куда к тому времени переехал Воронаев) состояло 1000 членов.
Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву. Уже к 1927 году Союз ХВЕ насчитывал свыше 350 общин с более чем с 80000 прихожан. В 1928 году отношение Советского правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХВЕ журнал “Евангелист”, издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости “покорно нести крест терпения, воздержания и унижения”. В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации, и его официальная деятельность была запрещена. В 1930 году епископ Воронаев И.Е. совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть.
Следующим по численности объединением пятидесятников были «шмидтовцы» — название дано в честь одного из руководителей движения Густава Шмидта. В 20-е годы возникли пятидесятнические общины на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей. Шмидтовские церкви до сих пор существуют там (их особенность в том, что у них нет обряда «омовения ног»). Эта школа относится к Ассамблее Бога - одной из самых крупных пятидесятнических объединений в мире.

В 1929 году состоялся первый объединенный съезд, на котором было принято название - Союз Христиан Веры Евангельской в Польше. В этом же году начал издаваться журнал «Примиритель», который редактировал Шмидт. В результате присоединения западных областей Белоруссии, Украины и государств Балтии в 1939-1940 г. пятидесятнические общины шмидтовского направления оказались на территории СССР.
В 40-е годы XX века власти страны ввели режим тоталитарного преследования христиан протестантского направления. Закрывались молитвенные дома, десятки тысяч людей были арестованы, погибли в тюрьмах и лагерях. В годы войны правительство несколько ослабило жесткую опеку над религиозной жизнью народа. В 1944 году баптисты и евангельские христиане объединились в союз, получивший название Церковь Евангельских Христиан-Баптистов (ЦЕХБ). Во главе союза стал Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ).

С 1945 по 1990 гг.

В 1945 году часть общин ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством епископов Панько И.П., Пономарчук Д.И. и Бидаша А.И.) под нажимом советских властей, присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ). Но большая часть церквей пятидесятников, продолжала действовать без регистрации, в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает Солженицын в своей книге “Архипелаг ГУЛАГ”. С момента этого объединения пятидесятники получили право собираться на служение в молитвенные дома евангельских христиан-баптистов.
За период 1945-1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников.

Конец 50-х и начало 60-х годов были ознаменованы особенно жестким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место были поставлены малообразованные люди. После появления “инструктивного письма” старшим пресвитерам, многие пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации “религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер (иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.)». Инструкция сформулировала требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к “сектантам-пятидесятникам”, объявив это религиозное направление, реакционным, практикующим изуверский культ.
Именно к концу 50-х началу 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание людей вбивалось нетерпимое отношение к “сектантам-изуверам”. Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о пятидесятниках (“Тучи над Бордском”, “Чудотворец из Бирюлево”, “Это тревожит всех”, “Апостолы без масок”). В многочисленных газетных публикациях и отдельных печатных и изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность верующих пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.И.Бедаш, И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.).

Только после 1968 года органами государственной власти “избирательно” стала допускаться независимая регистрация общин евангельских христиан пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственно религиозной деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации.
Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку в последующем Указе Президента Российской Федерации “О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий” от 14.03.96 г. за № 378, которым был “осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий”.

Все ранее осужденные пятидесятники были реабилитированы. Но не дождавшись времени религиозной свободы, более 25 тысяч пятидесятников в период 89-95 годов эмигрировали на Запад (США, Канада, Германия).
Даже несмотря на отмену известной запретной инструкции 1961 года, государство до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать свою деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд христиан веры евангельской, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников, в том числе и нерегистрированного Союза. Однако, официальному представителю нерегистрированных пятидесятников России И.П.Федотову было официально отказано в разрешении на выезд.
Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников находилось в положении “нерегистрированных” до начала 90-х годов. Только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий”, “нерегистрированные” общины пятидесятников, веря в демократические перемены общества и изменения в отношениях государства к церкви, стали легализовать свою деятельность.

Современная ситуация

В настоящее время на территории России действуют четыре основных объединения:

Российская Церковь Христиан Веры Евангельской (РЦХВЕ)
Ассамблея Бога Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (АБХВЕП)
Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (ОЦХВЕ)
Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ)

Эти четыре объединения имеют одни исторические корни. Начало разделению единого социума было положено в 1944 году на почве насильственной (со стороны государственной власти) регистрации общин и объединения с Всесоюзным Советом Евангельских христиан-баптистов (баптисты). Общины, не согласившиеся на новые условия регистрации, продолжали свою деятельность подпольно, в связи, с чем подвергались преследованиям.

В 1990 году, был созван I cъезд Союза Пятидесятников России, который принял свой устав и наименование - Союз Христиан Веры Евангельской РСФСР (позднее Российской Федерации). В 2004 году Союз ХВЕ был переименован в Российскую Церковь Христиан Веры Евангельской. В 1995 году был зарегистрирован Российский Объединенный Союз Христиан веры евангельской. В 1999 году образовалось централизованное объединение Ассамблея Бога христиан веры евангельской пятидесятников.

Пятидесятники принимают активное участие в общественной жизни страны, участвовали в разработке проекта Конституции РФ, принятой на референдуме 1993 года, подписали договор об общественном согласии, участвуют в работе Комитета по связям с религиозными организациями при президенте РФ и кабинете министров РФ. Активно занимаются благотворительностью, работают в социальной, религиозной и нравственно-духовной сфере нашего общества.

Составитель статьи: магистр теологии, пастор ЦХВЕП «Эммануил» г. Красноармейска Мунилкин Александр Александрович

Доподлинно неизвестно, когда именно появились пятидесятники. Кто они? Откуда это странное название? Многие задаются этими вопросами. Обычные ли это христиане или сектанты, чьи учения отличаются от привычных для нас догматов православия? Попробуем в этом разобраться.

Кто такие пятидесятники?

Христиане веры евангельской - именно так назывались пятидесятники у нас в России. Если же дать точное определение, то можно сказать, что это христианская секта, возникшая в США в XX веке. В своем вероучении пятидесятники исходят из мифа, взятого из Евангелия. В нем говорится о «сошествии свыше духа на апостолов» спустя 50 дней после Светлой Пасхи.

О нем в своих проповедях говорят пятидесятники. Вера людей данного религиозного течения строится на постулатах греховности человека и его спасения через сошествие на землю Духа Святого. Что важно для служения? Личная вера, преданность учению и полное отречение от всех земных благ. Часто на коллективных молениях, устраиваемых приверженцами течения, люди доводят себя до экстаза. Они утверждают, что в этот момент на них нисходит дух святой, и они при этом получают возможность «говорить на иных языках». Эта «неземная» речь дает им возможность общаться с Богом.

Как появилось течение?

Пятидесятничество как таковое возникло в начале XX веке в Северной Америке. Его идейные корни лежат в религиозно-философском течении XVIII века, называемом ривайвелизмом. У нас возникает вопрос о том, откуда появилось такое странное название «пятидесятники»? Кто они, эти люди, считающие себя отдельной ветвью христианского учения? Как уже говорилось выше, особое значение приверженцы данной религии придают Крещению Святым Духом. Во время обряда верующие испытывают, по их мнению, те же эмоции, что и апостолы при сошествии на них Святого Духа, произошедшем на 50-ые сутки после Пасхи Христовой. В Евангелии этот момент назван днём Пятидесятницы. Отсюда и название данного течения. Из Америки пятидесятничество широко распространилось в Европу и скандинавские страны. В России оно появилось накануне Первой мировой войны в 1914 году. В годы НЭПа течение активизировалось. Наибольшим влиянием пользуются следующие организации подобного толка: «Ассамблея Бога» и «Союз божьих собраний».

Пятидесятники в России

Как уже отмечалось выше, в нашей стране течение возникло в начале прошлого столетия. Первым пятидесятником в России считается немец Вильгельм Эбель. Во время своего визита в Азию в 1902 году он по дороге остановился в Риге, где основал свое представительство миссионерского общества. Первые пятидесятнические организации в России возникли в 1907 году. Проповедником нового учения был норвежский пастор Т.Барат. Новое религиозное течение быстро нашло новых приверженцев. В него вошли и баптисты, и адвентисты, и христиане… Пятидесятники уверяли своих новых членов в том, что они получили благодать Духа Святого, сошедшего на землю во имя спасения людей от грехов. Первые русские последователи общины - Н. П. Смородин и А. И. Иванов. Стоит отметить, что в России, как и в других странах, где распространено пятидесятничество, приверженцы новой религии не отличаются единством основных догматов учения. Так, например, адвентисты говорят о Священной Субботе, молокане видят смысл бытия в переселении на гору Сион - и так далее. Существует условное разделение на отдельные группы пятидесятников: смородинцы, леонтьевцы, шмидтовцы, воронаевцы и другие.

Пятидесятничество за границей

В США пятидесятничество связывают с именем Чарльза Финнея. Он уверовал в него в 21 год. Далее в течение 50 лет он проповедовал новое учение в США, Шотландии и Англии. Финней утверждал, что перед ним однажды предстал образ Иисуса Христа. Снизошедший на Чарльза Дух Святой пронзил все его тело и душу. После этого Финней уверовал и стал проповедовать, рассказывая людям об этом чуде. В данном религиозном течении еще один человек сыграл важную роль. Это Дуайт Муди. Он жил и проповедовал во второй половине XIX века. Первый свой евангелизационный поход он осуществил в 38 лет. После проповедей этого человека люди образовывали пятидесятнические общины, говорили на иных «ангельских» языках, пророчествовали, исцеляли тяжелобольных и творили другие «чудеса». Говоря об истории данного течения, нужно отметить и Чарльза Фокса Пархэма. Он решил создать некую Библейскую школу и разослать приглашения всем желающим. На его письмо откликнулось 40 студентов из штата Канзас. 1 января 1901 года все последователи и их учитель усердно молились Богу в своей школе. Студентка Ангесса Озман, желая получить духовную силу, подошла к Чарльзу и попросила учителя возложить на нее руки. В этот момент, по утверждению проповедника, на девушку снизошло чудо: она забыла родной английский язык и стала говорить на китайском. 1 января 1901 года многие приверженцы религии считают датой основания своей общины.

Пятидесятничество сегодня

В наше время данное течение в России по количеству верующих стоит на втором месте среди всех сектантских объединений. Сейчас у нас действуют три основные подобные организации:

  • Объединённая церковь христиан веры евангельской.
  • Российская церковь христиан веры евангельской (пятидесятников).
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской.

В 1995 году от Объединённой церкви христиан веры евангельской отделилась община под руководством С. В. Ряховского. Этим человеком позднее был создан Российский объединённый союз христиан веры евангельской. Существуют и другие организации подобного толка. Стоит заметить, что многие пятидесятнические общины очень активны в социальной сфере. Некоторые из них оказывают помощь детским приютам, содействуют медицинским фондам, устраивают юношеские лагеря.

Основные догматы

Во что верят пятидесятники? Кто они такие? Вопросов в связи с этим религиозным течением возникает масса. Попробуем разобраться. Приверженцы религии верят в животворящую силу Крещения Святым Духом, которая внешне проявляется в человеке способностью к говорению на других языках. Пятидесятники считают, что при достижении особого душевного состояния во время евангелизации через молитву у членов секты открывается особый дар говорить на различных языках. Кроме того, у такого человека может открыться талант к ясновидению, мудрости, чудотворениям. Важной стороной богословия секты являются так называемые «учения о благочестии», которые призывают последователей отказаться от того, что может помешать вести праведную жизнь: от курения, от алкоголя, от азартных игр, от наркотиков. Некоторые группы данного течения не признают оружия, придерживаясь доктрины «непротивления злу».

Обряды

Несмотря на закрытость и замкнутость общины, все больше людей в России приходят на собрания секты, чтобы послушать проповеди пятидесятников. Приверженцы религии признают авторитет Святого Писания. Однако они самочинно исказили Великие Таинства христианства, превратив их в более простые обряды. Неким подобием ритуала Причастия Божьего является церемония хлебопреломления, совершаемая в первое воскресенье каждого месяца. Членам секты предлагается взять с подноса кусочек хлеба и отпить глоток вина из чаши. В конце молитвы совершается обряд омовения ног, который мужчины и женщины проходят отдельно в разных комнатах. Есть у пятидесятников и свое «водное Крещение». Оно очень напоминает христианский ритуал. Но младенцев не крестят, а просто приносят на собрание для благословения. Вступающие в супружескую жизнь люди должны обязательно пройти в секте обряд бракосочетания. Причем союз с неверующим категорически запрещен. За ослушание члену общины грозит отлучение от церкви. Обряд рукоположения или елеопомазания над больными совершают христиане веры евангельской. Пятидесятники верят, что это поможет страждущим быстро восстановить силы и избавиться от «хворости». День отдыха для верующих - это воскресенье (кроме субботствующих). Как правило, в это время члены секты собираются на молитвенные сходки. Все церковные праздники (Сретение господне, Рождество, Крещение, Благовещение и так далее) отмечаются по старому стилю. Пасха приходится на пятницу Страстной седмицы.

Организация группы

Во главе секты стоит так называемый братский совет, который возглавляет пресвитер церкви. Общины же объединены в округа, каждый из них возглавляет старший пресвитер. При советской власти эта должность называлась по-другому - епископ. Вся территория СНГ пятидесятниками разделена на 32 региона, во главе каждого из которых стоит старший пресвитер.

Обыватели о движении пятидесятников

В последнее время все чаще критикуют данное движение. Люди считают, что церковь пятидесятников и их доктрины - это не более чем обман верующих. Многие называют данное образование сектой. По всей видимости, так оно и есть. Находится множество очевидцев того, как проходят собрания членов данного течения.

Люди пишут, что со стороны это выглядит как беснования загипнотизированной толпы, не замечающей вокруг себя ничего и занятой лишь усердным молением. Верующие при этом стоят на коленях и неистово кричат, обливаясь потом. Говорение на разных языках, или так называемые глоссалии, достигаемые путем усердной молитвы, представляют собой не что иное, как беспорядочное бормотание. Обряды совершаются зачастую ночью в переполненных и душных помещениях. Неудивительно, что в таких условиях в сильном нервном возбуждении у людей могут появиться галлюцинации, которые принимаются ими за «откровение Божье». Среди членов секты есть много психически больных. Главной задачей проповедников данной религии является привести каждого нового члена общины к такому неуравновешенному состоянию, когда человек не сможет адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее.

Мы ответили на основные вопросы, связанные с термином «пятидесятники». Кто они, во что верят, какие обряды совершают - обо всем было рассказано в этой статье.

И множество течений. Каждое новое разветвление – это несогласие с существующими правилами. Человек, пытаясь разобраться в непонятных ситуациях, ищет со стороны помощь и поддержку. Одни находят, другие остаются в одиночестве. В статье вы узнаете, кто такие пятидесятники. Это секта или нет? Почему их считают самыми противоречивыми и скандальными?

Как возникли пятидесятники?

Название течения произошло от праздника Троицы, которая выпадает на пятидесятый день после Пасхи. В священном писании говорится о том, что на апостолов сошел Святой Дух для того, чтобы они ходили по свету и проповедовали Евангелие. Дух Святой преподнес им дары: великую мудрость, обширные знания, способность к исцелению и пророчеству, склонность к языкам.

В 1901 году Чарльз Фокс, читая книгу "Деяния апостолов", пришел к мнению об утрате христианами характерного духовного состояния. Он открыл Библейскую школу, и студенты приметили странную особенность. Крещение Святым Духом неизменно сопровождалось разговором на иных языках и иногда исцеляло больных.

Наше время датирует Всемирное братство пятидесятников. В него входит 59 церковных союзов. Самые значительные объединения находятся на территории США и Латинской Америки. Было время преследований, и пятидесятникам пришлось присоединиться к баптистам. Но сейчас это отдельная конфессия, со своими правилами и группами.

Пятидесятники соглашаются с некоторыми учениями и отдельные моменты вносят в свои правила. Например, монтанисты. Схожесть заключается в отрицании практики богослужения. Вместо службы с молитвами проводятся собрания, проповедуется аскетический образ жизни и развивается дар пророчества.

Пятидесятники не примыкают к православной церкви, потому что имеют существенные разногласия. Одно из главных противоречий – поклонение иконам. Заповедь Божья гласит: «Не делай себе кумира».

Пятидесятники не признают молитв (обращения к святым), потому что фраза «моли за нас Бога», по их мнению, лишена смысла. Это обращение к постороннему человеку, а Бог слышит и видит все, что происходит с нами.

Пятидесятники убеждены, что любое пожелание должно неизменно быть выполненным. Иногда наши идеи противоречивы, и Бог не всегда дает все задуманное. Вполне объяснимое явление. Человек не понимает истинного назначения и придумывает неправильные пути.

Пятидесятники полагают, что чудо – ежедневное дополнение к жизни. Православные – противники многоразовых чудес. Это развивает гордыню и тщеславие. Только путем нахождения грехов и избавления от них происходит изменение в поведении человека.

Пятидесятники проповедуют теорию процветания. Приобретение богатства является необходимой частью истинной христианской жизни. Получается, что христианство – комфортное удовольствие. А как же испытания Христа и его апостолов?

Пятидесятники активно призывают к пожертвованию. Принесенные деньги контролируются счетной комиссией. Никто из прихожан не знает о конкретном количестве внесенной суммы. Отчеты производятся перед фискальными органами.

Водное крещение у пятидесятников формальное, а обряд «крещение Духом Святым» – основа культа и учения. Молитвы произносятся с поднятыми руками, что приводит к усталости, конвульсиям и судорогам.

Пятидесятники считаются сектой (откровения бывшей прихожанки)

Моление происходят на коленях. У всех закрыты глаза, наблюдаются странные неконтролируемые движения. Повторяющиеся звуки создают впечатление нереальности, возвышенности. Молитва читается долго.

Тепло, пришедшее во время собрания, убирает тяжесть в душе. Руководители собрания новичков хвалят за стойкость и выдержку. Те, возомнив себя сильной и могучей личностью, начинают поиски греховности у близких людей.

Кажется, что начинается дар предсказаний, и замечания сводятся к осуждению. Постепенно уходят друзья, и мир общения суживается. Здесь важно не потерять себя, чтобы иметь допустимый предел.

На совместных собраниях часто слышен смех и падение тела. Групповые танцы помогают расслабиться. Иногда программы, включающие пение и хореографию, напоминают развлекательное шоу. Они просто завлекают людей, не склонных к размышлению.

Сложно в современное время найти единомышленников, обладающих способностью быть открытыми, честными и справедливыми. Такие черты человеческого характера проявляются в тесном и длительном общении. Как найти свое призвание в век хаоса и коррупции? Наверное, необходимо замечать талантливых людей, влюбленных в идею.

Бог дал нам свободу, и толкование происходит у всех верующих по-разному. Часто спорят о том, что пятидесятники – это секта. Или нет? Различие не означает отвержение. Каждый выбирает то, чего не хватает. Постигая новое, вы наверняка способны отождествлять реальность и фантазию. Поэтому для мудрого и сообразительного жителя планеты Земля не страшны магические силы и влияние обычной секты.

Пятидесятники (англ. Pentecostalism) - евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма. На территории России для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской - ХВЕ или Христианами евангельской веры - ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления на территории СНГ.

Общие сведения

Пятидесятничество - одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX веке в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движении ривайвелизма (англ. revival - «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII веке среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и других стран, и в развившемся в его рамках «Движении святости» (англ. Holiness Movement).

Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днём Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники».

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках (ср. Деяния Ап. 2:4, 10:44-46, 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что есть дар говорения на иных языках, который проявляется в непроизвольном говорении на иностранных языках во время евангелизаций, также как и дар пророчествования, но имеется также и молитва Святым Духом, которая есть говорение на языках «ангельских» (ср. Римл. 8:26, Еф. 6:18).

Христиане пятидесятнических деноминаций верят, что Дух Святой также даёт дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков, согласно Библии.

Среди пятидесятников особое место имеют таинства - водное крещение и Вечеря Господня (причастие, или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

На протяжении всего времени своего существования важной стороной пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», призывающее последователей к праведной жизни на основании Священного Писания: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, к нравственности в вопросах семьи и брака, трудолюбию.

Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу» и не берут в руки оружие ни при каких условиях (как они считают, подобно Христу и апостолам, которые умерли мученической смертью, не применяя каких-либо силовых методов защиты). В годы гонений в СССР в XX веке многие из таких пятидесятников были осуждены за отказ принять присягу и взять в руки оружие (от службы в армии при этом они не отказывались).

В последние годы наблюдается рост пятидесятнических церквей по всему миру, особенно в Азии и Африке.

Предыстория

Пятидесятническое движение проявилось на территории царской России в первые годы XX века. Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты. У самих же пятидесятников существует множество печатных и рукописных документов, а также и история говорит в пользу того, что пятидесятнические проявления по типу тех, что могут быть найденными в Деяниях Апостолов, постоянно случались на протяжении истории.

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории движения связан с именем известного проповедника XIX века Чарльза Финнея (Charles Grandison Finney). Он уверовал в возрасте 21 года и стал известен как проповедник покаяния и пробуждения. Он проповедовал в течение 50 лет в США, Англии и Шотландии, обратил ко Христу тысячи душ. Он утверждал, что человеку необходимо пережить крещение Духа Святого. У него был такой опыт, и он впервые, по-настоящему употребил этот термин («baptism in the Holy Spirit»). Вот, как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Д. Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чем-либо подобном».

Дуайт Муди (Моуди)

Еще один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди (Dwight L. Moody). Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. В 71 году он стал молиться о принятии крещения Духом Святым и несколько дней спустя пережил желаемое состояние.

Я могу лишь сказать одно, что Бог открылся мне, и я пережил столь огромное наслаждение Его любовью, что стал упрашивать Его, чтобы остаться подольше в Его руке

Он основал Чикагский Библейский институт Муди (Moody Bible Institute) и директором этого института назначил человека по имени Торрей (R. A. Torrey), который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал. После проповедей Муди создавались общины, где люди пророчествовали, говорили на иных языках, проводили исцеления и другие чудеса, хотя он и не делал на этом акцента.

Движение святости и Кесвикское движение

Кесвикское движение «Higher Life» («Высшая жизнь»), получившее распространение благодаря нескольким американским проповедникам «движения святых» (Х. В. Смит и В. Е. Бордмен). Говоря о «втором благословении», они перенесли акцент с «сердечной чистоты» Уэсли на «наделение духовной силой для служения», а кроме того, много говорили о божественном исцелении как одном из самых необходимых даров церкви.

Для кесвикского образа мыслей характерно разделение верующих на «плотских» и «духовных», как это сделано в Библии с комментариями С. Скоуфилда (Scofield Reference Bible). «Плотский» или средний, христианин не пребывает в силе Духа и поэтому, живя по плоти, постоянно терпит поражение в следовании Божьим заповедям и нравственной жизни. Некоторые сторонники Кесвикского движения изображают плотского верующего «отчасти христианином». «Духовный», или нормальный, христианин, тем не менее, живет в силе Духа, постоянно одерживая победу. Авторитетные кесвикские источники утверждают, что «духовными христианами» становятся, когда уже после обращения наступает решающий момент безоговорочной капитуляции, когда верующие без остатка отдаются во власть Христа.

История

Чарльз Фокс Пархэм

Непосредственное начало пятидесятнического движения связано с Чарльзом Пархэмом. Он был священником и, читая Деяния, пришёл к выводу, что Христиане обладали секретом, который они утратили. Пархэм прекрасно понимал, что один не сможет найти решение, и никакому отдельно взятому человеку решить данную проблематику[какую?] также невозможно. Он решил организовать Библейскую школу, где он должен стать директором и её учеником, чтобы в таком составе искать этого блага. В г. Топика, штат Канзас, он купил дом «Причуда Стоуна», и написал объявление-приглашение; и на него откликнулись 40 студентов.

В декабре Пархэм должен был уехать на конференцию и дал задание ученикам. По возвращении он обнаружил, что студенты школы, независимо друг от друга читая книгу Деяний, пришли к одному и тому же выводу: в пяти случаях, описанных в Деяниях, когда крещение получили впервые, зафиксировано говорение на языках:

1. В день Пятидесятницы

2. В Самарии

3. В Дамаске

4. В Кесарии

5. В Ефесе

Пархэм предложил молиться о получении от Бога такого крещения со знамением иных языков. На другой день они молились всё утро в собрании до полудня и весь день в особняке стояла атмосфера ожидания. В 19 часов в канун Нового 1901 года студентка Агнес Озман вспомнила, что в некоторых случаях, описанных в Деяниях, на желавших получить крещение возлагали руки.

Дата 1 января 1901 года стала, таким образом, одной из дат, которую пятидесятники рассматривают как одну из ключевых в истории возникновения своего движения. Они указывают на этот день, как на первый, со времен ранней церкви, когда было взыскано крещение Святым Духом и когда говорения на языках ожидали, как исходного доказательства крещения Святым Духом. Ночью 1 января 1901 года состоялось ставшее известным всему миру служение в Библейской школе в Топеке (штат Канзас). На этом служении студентка школы Ангесса Озман, поверила в своё миссионерское призвание и пожелала получить духовную силу, подошла к преподавателю Чарльзу Пархэму и попросила возложить на неё руки, чтобы она могла принять крещения Духом Святым со знамением иных языков. Пархэм заколебался, ответив ей, что сам не говорит на иных языках. Озман настаивала, и ему ничего другого не оставалось, как в смирении возложить руки на её голову. Позже он так описал этот случай: «Едва я произнёс три дюжины фраз, как слава сошла на неё, сияние как будто окружило её голову и лицо, и она начала говорить на китайском языке и не могла говорить по английски три дня»

Пробуждение на Азуза-стрит

В 1903 году Пархэм переехал в Эльдорадо Спенес, и в его служении произошёл перелом. О нём разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархэма стала видеть.

Через 5 лет в городе Хьюстон штата Канзас Пархэм объявил об открытии второй школы. В эту школу пришёл Уильям Сеймур - рукоположённый чернокожий служитель. В начале 1906 года Сеймур едет в Лос-Анджелес, где он встречает проповедника Франка Бартельмана, который успел подготовить почву грядущему пробуждению. 9 апреля 1906 года во время одной из проповедей Сеймура слушающие стали переживать состояние, получившее название «крещение Духом Святым». Сеймур открывает Миссию апостольской веры на улице Азуза, 312. Это место на определенное время стало центром пятидесятнического движения. Пробуждение на Азуза-стрит продолжалось 3 года (1000 дней).

Норвежский священнослужитель епископальной методистской церкви Томас Балл Барат, познакомившись в США с пятидесятническим учением, принял крещение Духом Святым. Он привёз весть о пятидесятничестве в Европу, Скандинавию и Прибалтику. Самое сильное сопротивление пятидесятничество встретило в Германии. Происходящее на собраниях пятидесятнических проповедников было воспринято как действия сатаны, и, как реакция, члены ряда евангельских церквей в 1910 году составили «Берлинскую декларацию», в которой говорилось, что пятидесятническое движение имеет происхождение не от Бога, а от дьявола. Оно было приравнено к оккультизму. Германия надолго оказалась закрытой для пятидесятнического движения.

В 30-х годах Дэвид Дю Плесси (известный среди единомышленников как «мистер Пятидесятница») встретился с одним известным проповедником-пятидесятником Смитом Вигглсвортом, который сказал ему, что мощное пробуждение, связанное с излиянием Духа Святого, вскоре посетит традиционные церкви, и ему предстоит в нем участвовать. В 1948 году, когда Дю Плесси готовил одну пятидесятническую конференцию, его машина попала под поезд. Он оказался в больнице, где, по его словам, услышал голос Бога: «Время, о котором Я говорил, наступило. Я хочу, чтобы ты пошёл в другие традиционные церкви».

Так был сделан первый шаг к возникновению харизматического движения.

Пятидесятники-единственники

Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - не есть три разных личности, а один Бог, явившийся во плоти, в лице Иисуса Христа. Матфея 1:20, 1-е Тимофея 3:16)). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».

Пятидесятническое движение в России

История движения

Первые вести о крещении Духом Святым (в понимании пятидесятников) проникли в Россию через Финляндию и Прибалтику, которые входили тогда в состав Российской Империи. Первыми проповедниками пятидесятничества там были Томас Баратт (Норвегия) и Леви Петрус (Швеция). Томасс Баратт, проповедовал в Санкт-Петербурге в 1911 году. Это было самая первая волна, шедшая с севера. Однако многие люди, связанные с этим движением, после встречи с Эндрю Уршаном, представителем т. н. учения «единственников» («only Jesus»), приняли унитарианскую концепцию (они не верили в Троицу). Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа они перекрещивали «во Имя Господа Иисуса». Они известны, как единственники, или евангельские христиане в духе Апостольском.

Дальнейший импульс шёл с запада через Библейскую Школу в г. Данциге (Германия, Польша). Густав Шмидт, Артур Бергхольц, Оскар Эске проповедовали на западе Украины. Шмидтовские церкви до сих пор существуют там (их особенность в том, что у них нет обряда «омовения ног»). Эта школа относится к Ассамблее Бога - одной из самых крупных пятидесятнических объединений в мире.

Основное направление пятидесятничества в России до распада СССР было связано происхождением с деятельностью Ивана Воронаева и Василия Колтовича. Воронаев родился в России, но после присоединения к баптистской церкви был вынужден уехать за границу из-за преследований со стороны РПЦ. В США он пережил опыт крещения Духом Святым и в 1919 г. основал в Нью-Йорке первую русскую пятидесятническую церковь. В 1920 г. он приехал в Болгарию, где за короткое время (вместе с Заплишным) основал около 18 общин. В 1924 году Союз христиан веры евангельской насчитывал уже 350 общин и 80 тысяч членов. На территории СССР в общину Одессы, где Воронаев развернул активную деятельность, входило ок. 1000 членов. В 1929 году было принято новое законодательство о религиозных объединениях, многих верующих арестовали, а общины перешли на нелегальное положение и продолжали собираться тайно до образования ВСЕХБ и начала регистрации автономных общин.

Современная ситуация

Наиболее крупные пятидесятнические объединения в мире - «Объединённая пятидесятническая церковь» (англ. The United Pentecostal Church), «Церковь Бога» (англ. The Church of God) и «Ассамблеи Бога» (англ. The Assemblies of God) находятся в США и Латинской Америке. На данный момент 59 пятидесятнических деноминаций и церковных союзов входят во Всемирное пятидесятническое братство.

В настоящее время на территории России действуют три основных объединения:

  • Российская церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ)
  • Объединённая церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ)
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ)

Эти три объединения имеют одни исторические корни. Начало разделению единого социума было положено в 1944 году на почве принудительной регистрации общин и объединений вместе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов. Общины, не согласившиеся на новые условия регистрации, продолжали свою деятельность подпольно, в связи с чем подвергались преследованиям (смотри, в частности, статью Сибирская семёрка).

Наблюдаются серьёзные разночтения в богословских доктринах и практического понимания христианства традиционных пятидесятников и харизматов, часть разногласий отражена в статьях либерализм в христианстве и консерватизм в христианстве.

В 1995 от ОЦХВЕ отделилась часть общин во главе с С. В. Ряховским и был создан Российский объединённый союз христиан веры евангельской, ставший одним из основных объединений харизматических церквей России.

Также существует Объединение независимых церквей пятидесятников и отдельные независимые общины.

Пятидесятники харизматического направления очень активны в социальной сфере. К примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг», нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих.

Руководитель информационной службы «Вода живая»

«ТУЧИ НАД БОРСКОМ»

Пятидесятники» - кто они? Большинство людей, посещающих сегодня православные храмы, почти ничего не знают о них и никогда не сталкивались с ними в жизни. Информации о пятидесятниках в прессе и на телевидении крайне мало, а та, что есть, обычно носит характер некоей «страшилки». «Беснующиеся» проповедники, массы агрессивных «прозомбированных сектантов», плюс закадровый голос, вещающий об использовании «психотропных средств», «подавлении личности» и невероятных финансовых потоках, которые вращаются в «сектантском бизнесе». Естественно, что от просмотра таких публикаций и роликов у психически здорового человека возникнет отторжение к самому слову «пятидесятники». То же касается «баптистов», «евангелистов», а заодно и «иеговистов» с «мормонами» (хотя первые два течения принадлежат к христианскому миру, а вторые - уже очень далеко от него отстоят, в массовом сознании все они стоят словно бы в одном ряду).

По моим личным наблюдениям, подчас даже те из нас, кто критически относится к содержимому телеэфира, не могут избавиться от почти подсознательного ужаса перед «страшными сектантами». Например, моя покойная бабушка, образованный человек, известный врач, не сомневалась, что баптисты практикуют жертвоприношения младенцев, и рассказывала, как в больнице, где она работала, лечили женщину из баптистской общины, пытавшейся это самое жертвоприношение совершить.

Видимо, таким убеждениям есть много причин, не последняя из которых - атеистическая пропаганда прошлых лет, мощный «осадок» от которой ощущается нами и по сей день. «Союз воинствующих безбожников» и его идейные последователи немало потрудились для этого, фабрикуя яркие, запоминающиеся мифы о сектантской «кровожадности». Один из поздних вариантов такого мифа - известный многим «антирелигиозный» фильм «Тучи над Борском» 1960 года выпуска (время от времени его до сих пор транслируют центральные телеканалы). Сам по себе этот фильм - удивительная «гримаса истории». К слову, сценаристом картины является Семен Лунгин, по иронии судьбы - отец режиссера знаменитого сегодня «Острова». Среди многих популярных актеров снимался в фильме и ныне известный православный режиссер Никита Михалков: там он играет роль «попа» в «антирелигиозной» театральной постановке в школе…

Картина повествует о том, как сектанты «вовлекли в свои ряды» простодушную комсомолку Олю Рыжову. Известно, что существовало два варианта фильма: в одном сектанты назывались «пятидесятниками», в другом - «баптистами». Та или иная версия выбиралась для показа в клубах в зависимости от того, какое из «сектантских» течений больше распространено в регионе. По сценарию, старшеклассницу Олю в секту привело одиночество: не понял отец, обидели друзья, нагрубила учительница… В общине Олю приняли с распростертыми объятиями, а дальше, по словам одного из «авторитетных советских критиков», «маскируясь сладкими словами любви к ближним, сектанты проявляют звериную жестокость»: пытаются принести Олю в жертву (не совсем ясно, кому), распяв её на кресте.

Увы, подобные фальсификации имели место не только в кино. 1961 году одного из ведущих лидеров российских пятидесятников Ивана Федотова приговорили к десяти годам лишения свободы «за склонение гражданки А. Красиной к принесению в жертву своей дочери». Основанием для осуждения стал спектакль, разыгранный во время очередного собрания верующих в подмосковном лесу и исполненный по сценарию Комитета госбезопасности…

Сегодня, спустя годы, пятидесятники в России уже не подвергаются таким откровенным репрессиям. Однако стереотипы общественного мнения в отношении «опасной секты» не сильно изменились: слишком мало сведений - слишком много домыслов. В то же время бурный рост числа пятидесятников в нашей стране за последние пятнадцать лет должен заставить нас внимательнее отнестись к этому явлению. Русские пятидесятники сегодня - это более миллиона человек, более тысячи молитвенных домов, а также множество школ, печатных изданий и Интернет-порталов. Закономерно встает вопрос:

Попытки объяснить подобные явления экспансией «коварного Запада», увы, не выдерживают критики. Большинство из пятидесятнических общин в нашей стране состоят из этнических русских и управляются русскими же пасторами и пресвитерами. Изучая фамилии руководства крупнейших пятидесятнических объединений, например, в Петербурге, без труда можно убедиться в этом (Шатров, Никитин, Поляков, Котов, и так далее - ничего сколь-нибудь «заграничного»). Более того, у многих российских пятидесятников не только отцы, но и деды были членами той же или близкой по духу общины (самый яркий пример - петербургская «династия» Шатровых, представители которых уже десятки лет возглавляют общины старейшего направления российского пятидесятничества - Евангельских христиан в Духе Апостолов).

К этому следует добавить, что, за отдельными исключениями, финансовая «подпитка» церквей российских пятидесятников западными спонсорами, действительно имевшая место в «голодные» девяностые годы, сегодня практически сошла на нет. Поэтому, вне зависимости от оценки русского пятидесятничества как явления, нужно признать, что корни его - в самой России.

Пятидесятничество является одним из наиболее крупных направлений в современном протестантизме. В мире оно насчитывает более 8 миллионов приверженцев, из которых около 5 миллионов проживают в США. Единой структуры движение не имеет, в состав его входят многочисленные объединения и ассоциации с собственными лидерами, вероучительными особенностями и традициями богослужения. Общая черта всех пятидесятников в том, что они признают так называемые Дары Святого Духа, среди которых основной - это так называемое «говорение на иных языках», или глоссолалия. На практике это означает, что члены общин молятся так называемыми «иными языками» - в зависимости от направления, это могут быть как реальные иностранные языки или смесь нескольких языков, так и вообще не существующие («ангельские») языки. Также пятидесятники развивают учение о нескольких стадиях духовной эволюции человека. Первая ступень - обращение, когда человек просто обретает веру в Бога и освобождается от «личного греха». Вторая ступень - «рождение свыше» (или «освящение»), когда верующий перерождается духовно и освобождается от первородного греха. И третья - «крещение Духом Святым», когда человек получает различные «дары Святого Духа» - говорение на языках, пророчества и исцеления.

«ТАМ РУССКИЙ ДУХ»

Современное российское пятидесятничество - своего рода «кипящий котел», зона смешения и противоборства различных идей и мнений. одной стороны, в последние пятнадцать лет в нём значительно усилилось так называемое «харизматическое» крыло. Это преимущественно молодые церкви, возникшие в течение 90-х годов. Многие их пасторы получили богословское образование за пределами России. По возвращении на родину они распространяют здесь то, что уже стало привычным для пятидесятников на Западе, - «харизматический», эмоциональный стиль служения с криками, танцами и энергичным музыкальным сопровождением в стиле поп-музыки. Порой к этому набору добавляется также так называемое «богословие процветания», или учение о построении успешного бизнеса на основе Библии, и активная политическая позиция, представленная в ультра-либеральных лозунгах.

Однако это харизматическое движение сталкивается с уверенной оппозицией в среде самих российских протестантов. Наиболее ярыми его противниками являются общины традиционных российских пятидесятников, возникшие в советские времена и уходящие своими корнями в дореволюционную Россию. Они придерживаются традиционного консервативного богословия и строгого порядка в богослужении. Размежевание между этими общинами и харизматами с годами усиливается. В отличие от стран Запада, где слова «харизматы» и «пятидесятники» уже практически являются синонимами, в России - это по сути два разных религиозных течения.

Традиционное русское пятидесятничество, не желающее мириться с экспансией либерализма и глобализма - уникальный феномен российской жизни. Характерный пример таких хранителей учения предков - традиционные шатровцы, одно из направлений Евангельских христиан в Духе Апостолов (или «единственников»), с которыми мне довелось побеседовать.

Осознавая свою принадлежность к пятидесятническому вероучению, в идейном, мировоззренческом и даже бытовом плане они чётко указывают на свои отличия от западных собратьев-единственников и от западного протестантизма в целом. Все ожидания относительно про-западнической ориентации протестантов в случае с ними оказываются совершенно несостоятельными.

Так, многие из шатровцев являются не просто патриотами, но довольно радикальными «антизападниками». Руководитель союза ЕХДА, потомственный пятидесятник пастор Виктор Шатров, который сам регулярно бывает с миссионерскими целями в США, отмечает: «Наше российское пятидесятничество - более консервативное, более серьёзное, чем на Западе». По его мнению, причина тому, главным образом, - в различиях менталитета и политической культуры: «Гораздо труднее быть христианином при американских свободах и распущенном западном обществе». Демократические свободы, считает Виктор, вообще несовместимы с христианством: «Демократия - враждебный христианам строй, так как истинная власть исходит от Бога, а не от народа».

Шатровцы опровергают расхожее мнение о том, что русские пятидесятники - покорные проводники западной буржуазной культуры с её либеральными ценностями. Они открыто осуждают «дух капитализма» и однозначно отказываются признавать так называемое «богословие процветания», распространенное в большинстве церквей Америки и проникающее в некоторые российские протестантские общины. «Они проповедуют преуспевание, богатство, говорят, что христианство должно быть «веселым», «раскрепощенным», «радостным». Мы же проповедуем, что в жизни христианина может быть всё: и радости, и горести. Ради спасения человека Бог может сделать его и больным, и здоровым, и богатым, и бедным, богатство само по себе не является показателем чего бы то ни было».

На практике последователи Виктора Шатрова отличаются весьма консервативными взглядами на мораль и культуру. Члены общин одеваются подчёркнуто скромно. Женщинам не разрешается приходить на собрание в брюках и укороченных юбках, а в ряде общин, по православной традиции, практикуются и платки (к слову, во многих молитвенных домах пятидесятников до сих пор практикуется также разделение зала на «мужскую» и «женскую» части, которое не принято сегодня даже в Православной Церкви).

Особенное значение для всех пятидесятников имеют традиционные семейные ценности, что проявляется как в проповедях, так и в жизни. В обычной пятидесятнической семье в России сегодня рождается никак не меньше трех детей, а там, где возможно, - и больше. Причем такая практика существовала и в советские времена, когда многодетность не была популярной и семьи с большим количеством детей испытывали как материальные, так и всевозможные психологические сложности. Например, у ныне покойного старшего пресвитера Евангельских Христиан в Духе Апостолов Дмитрия Леонтьевича Шатрова было четырнадцать детей, и в восьмидесятые годы он официально считался самым многодетным отцом в Ленинграде.


Закономерно, что традиционные пятидесятники в России - жёсткие противники всех форм феминизма и эмансипации женщины. Естественно, что женское священство, распространённое у протестантов Европы и Америки (и даже у части лютеранских общин России), традиционными российскими пятидесятниками расценивается как крайняя форма апостасии.

Весь строй церковной жизни традиционных русских пятидесятников глубоко консервативен. «В церкви все должно быть благопристойно и чинно», - любят повторять они слова апостола Павла (1 Кор. 14, 40). Частые «говорения на языках», принятые на каждом собрании харизматов (с массовым впадением в экстаз, бурным проявлением эмоций, криками и танцами), они не приветствуют: «За общинным богослужением лучше всем говорить на общепонятном языке. А если Бог даёт тебе дар говорить иным языком, - то молись об истолкователе», - говорит Виктор Шатров. Также шатровцы, по его словам, однозначно отвергают западную рок- и поп-музыку, повсеместно вошедшую в богослужения харизматов, и введение элементов шоу в богослужение. «Музыка в храме должна звучать только степенная, спокойная, без всяких «выкриков» и «выпадов», - подчеркивает пастор.

К этому следует добавить, что само богослужение в большинстве направлений русских пятидесятников длится гораздо дольше, чем в средней европейской или американской общине: если там - 40-60 минут, то в России - два-три-четыре часа, с коленопреклонёнными молитвами и длинными проповедями.


«ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОТЕСТАНТЫ?»

На вопрос о том, не видят ли они в своей деятельности влияния русской православной культуры, русские пятидесятники отвечают по-разному. По мнению Виктора Шатрова, Православная Церковь тут «совсем ни при чем»: «Русской Православной Церкви - тысяча лет, а учению Христа - две тысячи».

Однако поводов для разговора все же немало. Помимо шатровцев, в России есть много традиционных пятидесятнических общин, строй жизни которых в чем-то напоминает православный.

Например, в отличие от западных пятидесятников-харизматов, русские пятидесятники сохраняют особое, трепетное отношение к обряду причастия (так называемого «хлебопреломления»). Богослужение с причастием - всегда особое, во время него поются наиболее торжественные гимны. Часть из пятидесятников (так называемые «омывающие») даже омывают ноги перед каждым хлебопреломлением, остальные («неомывающие») делают это только один раз в году, в Великий Четверг.

Известно также, что, как и все протестанты, пятидесятники в России развивают учение о «всеобщем священстве» и, соответственно, не признают особой сакраментальной роли за предстоятелями церквей. Однако на практике протестантские общины в России более иерархичны по своей структуре, нежели на Западе, и в ряде их объединений имеется даже понятие о епископах как о главах поместных церквей, наделённых особой духовной властью. А у церкви «федотовцев» (Объединенная Церковь христиан веры евангельской, или ОЦХВЕ, возглавляемая епископом Иваном Федотовым) существует даже своего рода «апостольское преемство». Так, все пасторы и епископы этой церкви возводят свою линию рукоположения к основателю направления - Ивану Воронаеву (отсюда ещё - «воронаевцы») - феномен, немыслимый для протестантского Запада.

Может быть, помимо сознания самих протестантов, православие приходит в их мир как своеобразный «отраженный свет», дополняя их «прямолинейное» и подчас чересчур «чёрно-белое» богословие богатством красок и орнаментов?

Фото из архива петербургской общины
Евангельских Христан в Духе Апостолов