Самые высокие статуи мира. Венера милосская

"Джорджо Вазари во вводной части к "Жизнеописаниям", говоря об искусстве древних времен, рассказывает, как часто мужчины нарушали закон, пробираясь в храмы по ночам и занимаясь любовью с изваяниями Венеры. Утром, входя в святилища, жрецы находили мраморные фигуры запятнанными". Линн Лонер.

Была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская - самая известная из всех статуй в мире, равно как и самая известная из всех картин - Мона Лиза, хранится в Лувре, и точно также своей известностью она обязана не одним своим художественным достоинствам, а мнению, можно сказать, пропаганде, французских авторитетов 19 в. Надпись гласит, что сделал ее Александр - или Агесандр, неразборчиво. Ок. 130-120 г. до н.э. Пропорции Венеры Милосской - 86х69х93 при росте 164 (в пересчете на рост 175 пропорции 93х74х99).

(Медицейская) - была раскопана в 1677 г. на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н.э. Из Рима она была перевезена во Флоренцию, город герцогов Медичи, украшением чьей коллекции она и стала, позаимствовав при этом их семейное имя. До обретения Венеры Милосской именно она считалась эталонным произведением, вызывая всеобщие восторги. С нее Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты. В Энциклопедии Дидро мы находим разбор пропорций этой женской фигуры. В период итальянских войн в числе прочих трофеев она была вывезена Наполеоном в Париж, по которому случаю даже была отчеканена медаль. Но в 1815 г. Венеру Медичи пришлось вернуть в Италию, и все восторги французских ученых переключились на Венеру Милосскую, которую никому возвращать не надо было. Для описания типа также используется эпитет "Venus pudica" - Венера Стыдливая, поскольку богиня в застенчивости пытается прикрыться - мастера Возрождения будут изображать так Еву. Фото в интерьере Уффици.


Еще одна из статуй, которых можно увидеть в Лувре, была найдена в 1651 г. на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трех разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид ее привел Франсуа Жирардон и, глядя на гравюру 17-го века, мы видим, что если бы он этого не сделал, Франция могла бы иметь целых двух "Венер Милосских". По-видимому, "Венера из Арля" восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя - Афродите Косской. История гласит, что по заказу именно жителей Коса была создана величайшая Афродита Книдская, но испугавшиеся слишком вольного решения скульптора заказчики попросили сделать им более целомудренный вариант. На Кос отправилась Афродита Косская, а на Книд - Афродита Книдская, слава, а также огромный поток любивших прекрасное эллинов, что заставило коссцев весьма пожалеть о своей ошибке.

(Aphrodite I en Kipois) - дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия - Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса. Тонкое длинное одеяние облегало ее тело. Время создания статуи - 2-я пол. 5 в. до н.э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают ее достаточно откровенно.

Найденная на территории Сев. Африки, представляет собой богиню, выходящую из воды и выжимающую волосы, так, как она была изображена на прославленной картине Апеллеса - Афродита Анадиомена (Выходящая из воды). Множество утрат все же позволяют увидеть ее прелесть. Ок. 310 г. до н.э. Хранилась в Риме, но где-то я прочитала, что президент Италии Берлускони отдал эту прекрасную вещь по месту находки - в Ливию, так как этого требовал Кадафи.

Являет нам вариант того, как могла бы выглядет Венера Милосская до своих приключений. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало - типичное для женщины использование смертоубийственного оружия. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330 - 320 гг. до н.э.

Венера Мазарини - богиню сопровождает дельфин, один из ее атрибутов, существо, которое помогло ей выйти из бездн моря. Относящаяся примерно к 100-200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г. (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем что она - одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.

Венера Сиракузская - статуя, представляющая богиню, выходящую из воды (Анадиомена), хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин, а складки одежд подобны раковине . Иногда статую также назвают Venus Landolina по имени обнаружившего ее в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina. 2 в. н.э.

Она же "Венера Дойдалсаса" - по имени создавшего ее скульптора Дойдалсаса из Вифинии, соотечественника прекрасного Антиноя . Дошла во множестве копий различной сохранности, лучшие из которых представлены в Ватикане, Неаполе, Уффици. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н.э., явный отпечаток эллинистической вздыбленности чувствуется. Иногда дополняется различными фигурами - маленьким Эротом, дельфином.

Венера Эсквилинская (Venus Esquilina) - была откопана в Риме в 1874 г., и с того момента находится в

знаменитая статуя без рук

Альтернативные описания

Планета Солнечной системы

В римской мифологии богиня любви и красоты

Советская автоматическая межпланетная станция

Ближайшая к Земле большая планета, вторая планета Солнечной системы

Женское имя

Богиня любви и красоты

Межпланетная станция

. "Безрукая" богиня

. "Любвеобильная" планета

Милосская

Милосская-скульптура С. Дали с выдвижными ящиками

Безрукая красотка из Лувра

Ближайшая к Земле планета Солнечной системы

Ближайший сосед Земли

Ближе Земли к Солнцу

Ближе от нас к Солнцу

Близкая планета

Богиня весны, любви и красоты

Богиня и планета

Богиня любви в древнеримской мифологии

Богиня любви и красоты

Богиня любви среди планет

Богиня любви у римлян

Богиня, которая может заниматься любовью без рук

Богиня, отвергшая безопасный секс

В древнеримской мифологии - богиня любви и красоты

В некоторых италийских городах эта богиня почиталась как Фрутис

Вечерняя звезда, которая вовсе не звезда

Возлюбленная Адониса и планета

Все, за малым исключением, объекты на этой планете названы женскими именами

Вторая на параде планет

Вторая планета от Солнца

Если яркость вспышки небесного тела больше яркости этой планеты, то оно называется болид, а если меньше, то - метеорит

Ж. планета, между которою и марсом земля наша обращается вкруг солнца. Раковина венерка, Venus: названия эти и следующие взяты из греческой боговщины, от имени богини любви. Венерин гребень, назв. растения, Scandix Pecten Veneris. пояс, морской слизняк, животнорастение Cestum Venerls. колесница, растение лютик, Aconitum. Венерическая болезнь, любострастная, худая, французская, сифилитическая

Женское имя

Женское имя одной из планет

Женское имя, рифмующееся с галерой

Женское имя: (латинское) имя древнеримской богини любви

Женщина из Солнечной системы

Земля Афродиты, Земля Иштар, Земля Лады - все это участки поверхности именно этой планеты

Какая древнеримская богиня соответствует греческой Афродите

Какая из богинь Древнего Рима держала в руках золотое яблоко

Какая планета известна как наиболее горячая

Какая планета управляет знаком Весов

Какая планета ярче всего сияет на небосклоне

Какую планету называют "утренней звездой"

Картина французского живописца П. Прюдона "... и Адонис"

Мать Амура

Между Меркурием и Землей

На какой планете сутки длиннее года

Наша соседка по Солнечной системе

О ней прежде думали, что это две разные планеты

Первоночально богиня плодов в Древнем Риме

Переведите на латинский "утренняя звезда"

Персонаж оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер"

Персонаж оперы немецкого композитора Р. Вагнера "Тангейзер"

Планета

Планета Солнечной системы

Планета Солнечной системы с самым маленьким эксцентриситетом орбиты

Планета Солнечной системы, которая вращается в обратную сторону

Планета любви

Планета с самой жаркой температурой

Планета, ближайший сосед Земли

Планета, где "побывала" звезда российской эстрады Маша Распутина, отмечающая сейчас свое сороколетие (06.1999)

Планета, на которой Ломоносов открыл атмосферу

Планетное женское имя

Покорение этой планеты описано в романе братьев Стругацких "Страна багровых туч"

Почти двойник Земли

Рим. богиня любви и любовной страсти. Первоначально ей поклонялись как богине садов и весеннего цветения, но со временем стали отождествлять с греческой Афродитой (мифическое)

Римская богиня любви

Российская космическая станция

Самая близкая к Земле планета

Самая прекрасная (если судить по имени) планета Солнечной системы

Скульптура Ренуара

Советская автоматическая межпланетная станция

Утренняя звезда или мать Амура

Черная пустынная планета с ядовитыми ветрами и едкими облаками, названная в честь любви

Этой богине приносила в жертву свои игрушки древнеримская девушка выходя замуж

Юлий Цезарь почитал эту богиню как прародительницу рода Юлиев

Перефразируя немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, можно сказать, что скульптура - это музыка, застывшая в камне. Пока миллионы туристов фотографируются на фоне всемирно известных шедевров Бернини, Микеланджело и Родена, мы предлагаем вам подборку из 25 менее известных, но заслуживающих внимания каменных, бронзовых и стальных изваяний.

Забавные и милые, местами странные и пугающие, они поднимают настроение прохожим и делают города, в которых находятся, немного необычнее.

1. Мустанги Лас-Колинаса в городе Ирвинг (штат Техас, США)

Это одна из самых больших скульптурных групп лошадей в мире. Она символизирует динамику и раскрепощенный дух, которые были присущи Техасу в период его освоения.

2. Раскрытие (Expansion), Нью-Йорк, США

Автор так комментирует эту скульптуру: «С момента нашего рождения мир предлагает нам готовую оболочку, в которую мы должны вписаться: номер социального страхования, пол, расу, профессию. Я подумала: что же мы есть на самом деле - эта внешняя оболочка, в которой мы живем, или то, что под ней, внутри каждого из нас? Узнаем ли мы себя, если выйдем за пределы нашего тела?»

3. Памятник неизвестному прохожему, Вроцлав, Польша

Скульптура символизирует подавление личности во времена коммунизма и подпольную антикоммунистическую деятельность поляков в 1980-х годах.

4. Лосось, Портланд, США

Портланд - это крупный портовый город, а эта рыбка привлекает посетителей в один из его самых известных ресторанов.

6. Обувь на берегу Дуная, Будапешт, Венгрия

Скульптура увековечила память евреев, убитых фашистами в Будапеште во время Второй мировой войны. Им приказали снять обувь и расстреляли у воды. Тела жертв упали в реку и были унесены течением. В напоминание о трагедии осталась только обувь.

7. Скульптура «Нет насилию» (также известная как «Завязанный узлом пистолет»), Нью-Йорк, США

Была создана шведским художником Карлом Фредриком Рейтерсвордом (Carl Fredrik Reuterswärd) в конце 1980 года в память об убийстве Джона Леннона, который был другом скульптора.

8. Вырваться из оков (Break through from your mold), Филадельфия, США

Эта композиция символизирует стремление к бессмертию. 4 фигуры - это один и тот же человек, который постепенно пробуждается ото сна, сбрасывает оковы и вырывается навстречу вечной жизни.

9. Черное привидение (Juodasis Vaiduoklis), Клайпеда, Литва

Согласно легенде, в 1595 году один из охранников замка Клайпеды увидел призрака, который предупредил охранника, что городу нужно увеличить запасы зерна и древесины. Сказав это, дух испарился. Считается, что, если подружиться со сверхъестественным существом, это принесет богатство и удачу.

10. Путешественники (Les voyageurs), Марсель, Франция

Серия скульптур француза Бруно Каталано (Bruno Catalano) была установлена в порту Марселя в 2013 году. У каждой фигуры отсутствует значительная часть тела. Остается только догадываться о причинах такой пустоты: потому ли это, что этим людям чего-то не хватает, или просто они оставили где-то часть своей души во время путешествий?

11. Мемориал Нельсона Манделы, Южная Африка

Композиция была установлена в честь 50-й годовщины ареста борца за права человека в период существования апартеида. Памятник воздвигнут там, где арестовали Манделу, и состоит из 50 стальных колонн, символизирующих тюремную решетку, за которой 8-го президента ЮАР держали в течение 27 лет.

12. De Vaartkapoen, Брюссель, Бельгия

Созданная в 1985 году, эта шутливая статуя показывает полицейского, споткнувшегося о злоумышленника, который скрывался в канализационном люке.

13. Перегон скота, Даллас, США

14. Маман (гигантский паук), Лондон, Великобритания

Бронзовая скульптура гигантского паука находится в галерее современного искусства Тейт Модерн.

15. Гиппопотамы, Тайбэй, Тайвань

16. Тонущее здание у Государственной библиотеки, Мельбурн, Австралия

17. Парк игуан, Амстердам, Нидерланды

18. Наблюдатель, Братислава, Словакия

На английском языке эта скульптура называется «Рабочий», однако ее название со словацкого переводится как «наблюдатель». Этот бронзовый сантехник наблюдает за прохожими прямо из канализационного люка. Туристы верят, что если потереть руку скульптуры, то все желания исполнятся.

19. Михай Эминеску, Онешти, Румыния

Памятник классику румынской литературы.

20. Эпизод Первой мировой войны с фигурами солдат в полный рост, Эджеабат, Турция

В годы Первой мировой войны на территории района шли сухопутные сражения Дарданелльской операции.

21. Висящий человек, Прага, Чехия

Кого бы, вы думали, изображает эта скульптура? Как ни странно, это основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Скульптор Давид Черны (David Černý) создал это произведение в ответ на вопрос о том, какую роль интеллектуалы будут играть в новом тысячелетии. По словам автора, основатель психоанализа - это воплощение интеллектуала 20-го века.

22. Келпи, Грейнджмут (Grangemouth), Великобритания

Келпи в шотландской мифологии - враждебный людям водяной дух, обитающий во многих реках и озерах. Он является в облике пасущегося у воды коня, однако может превращаться в морского ящера, и поэтому его часто ассоциируют с лох-несским чудовищем.

23. Свиньи перед торговым центром Rundle Mall, Аделаида, Австралия

Хрюшек зовут Оливер, Августа, Горацио и Трюфель.

24. Неизвестный чиновник, Рейкьявик, Исландия

Пожалуй, единственная статуя в мире, посвященная безликой бюрократической работе.

25. Хедингтонская акула, Оксфорд, Англия

Созданная скульптором Джоном Бакли акула вызвала много споров, когда впервые появилась на публике. Оксфордский городской совет попытался снять ее со здания из соображений безопасности, а затем на том основании, что он не давал разрешение на планировочные работы для установки статуи акулы. Было предложено переместить ее в местный бассейн, но многие местные жители поддержали идею оставить акулу на здании. Кстати, смысл скульптуры гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд: она была установлена ​​к 41-й годовщине падения атомной бомбы на Нагасаки. В некотором смысле акула изображает красивую, но потенциально смертельную ракету.

Нельзя сказать, что люди знают абсолютно все о настоящих шедеврах искусства, особенно если речь идет об обычных людях, а не об искусствоведах. Далеко не одна тайна скрывается в архитектурных творениях гениев своего времени. В некоторых случаях присутствует даже мистика - и все это будет интересно узнать абсолютно каждому. Почему статуя Моисея имеет рога? Куда делись руки Венеры Милосской? Были ли древние статуи изначально белыми? Или все же их окрашивали в различные цвета? Ответы на эти вопросы могут удивить вас. И чтобы их узнать, вам стоит прочитать данную статью, которая подробно рассмотрит тайны, связанные с величайшими творениями гениальных скульпторов давно минувших лет, которым удавалось из мраморного блока создать произведение искусства.

Рогатый Моисей

Микеланджело создал скульптуру Моисея с интересным элементом - парой рогов. Многие ученые-историки объясняют это как неправильную интерпретацию Библии: в «Книге Исхода» сказано, что евреям было трудно смотреть на лицо Моисея, когда он спускался с горы Синай с каменными табличками, содержащими божьи заповеди. Еврейское слово, используемое в Библии, можно перевести и как «сияние», и как «рога». Однако из контекста вполне понятно, что лицо Моисея излучало сияние, а не было обрамлено рогами.

Цветная античность

Долгое время считалось, что все древнегреческие и древнеримские статуи были просто белыми. Но в соответствии с недавними исследованиями может оказаться так, что изначально они были выкрашены разноцветными красками, которые стерлись со временем и в конце концов совсем исчезли из-за воздействия солнечного света и ветра.

Страдания Русалочки

Статуя Русалочки в Копенгагене является одной из самых неудачливых скульптур в мире, так как она очень часто становилась объектом вандализма. В ее истории имеется множество подобных моментов. Ее ломали и распиливали на куски далеко не один раз, даже сейчас вы можете увидеть на ее шее «шрамы», оставшиеся после того, как ей пришлось заменить голову. Статую обезглавливали дважды - в 1964 и в 1998 годах. В 1984 году вандалы отрезали ей правую руку, а 8 марта 2006 года статуя была найдена облитой зеленой краской, в руке у нее был фалоимитатор, а на спине было выцарапано «8 марта». В 2007 году власти города объявили, что статуя будет перенесена дальше от берега, чтобы предотвратить дальнейшие акты вандализма и попытки туристов забраться на нее.

«Поцелуй» без поцелуя

«Поцелуй» - это известный шедевр Огюста Родена, который изначально назывался «Франческа да Римини» в честь итальянской аристократки тринадцатого века, чье имя было увековечено в произведении Данте «Ад ("Божественная комедия")». Ее мужем был Джованни Малатеста, но она влюбилась в его младшего брата Паоло. Они читали историю Ланселота и Гвиневры, когда Джованни нашел их вместе и убил обоих. Скульптура показывает как Паоло держит в руках книгу, однако любовники не касаются друг друга губами. Это демонстрирует, что они не совершали греха. Более нейтральное название - «Поцелуй» - было дано статуе критиками, которые увидели ее в 1887 году.

Секрет "Мраморной вуали" Рафаэля Монти

Один взгляд на эти статуи, лица которых якобы закрыты полупрозрачной вуалью, заставляет задуматься о том, как вообще можно было это сделать из обычного камня. Секрет заключается в мраморе, который использовался для создания статуи, а конкретнее - в его структуре. Блок, из которого была создана скульптура, имел два слоя - один из них более прозрачный, чем другой. Такой мрамор найти нелегко, но он существует. Скульптор имел четкое представление о том, что он хочет получить, и о том, какой мрамор нужно искать. Монти работал над поверхностью в обычном режиме, параллельно создавая резьбу, которая отделяла обычную часть от прозрачной. В итоге получилось так, что вуаль скульптуры на самом деле выглядит прозрачной.

Идеальный Давид, сделанный из бракованного мрамора

Эта известная статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, который остался после работы другого скульптора, Агостино ди Дуччо. Он пытался работать с этим куском, но после нескольких неудачных попыток бросил его. Хотя Давид и рассматривался как идеал красоты, на самом деле он не был совершенным. В действительности оказалось, что у него было косоглазие. Это обнаружил профессор Стэнфордского университета Марк Ливой, который сканировал статую с помощью компьютерной лазерной технологии. Естественно, этот дефект незаметен людям, так как пятиметровая статуя возвышается на большом постаменте. Специалисты считают, что Микеланджело сделал это намеренно, чтобы Давид выглядел идеальным с обеих сторон.

Искусство и смерть

Самая загадочная скульптура находится на кладбище Побленоу в Барселоне. Она называется «Поцелуй смерти», и ее создатель до сих пор остается неизвестным. Предполагается, что ее создал Жауме Барба, но также есть предположения, что ее автором является Жоан Фонбернат. Эта скульптура находится в одном из дальних уголков кладбища, и именно она вдохновила Ингмара Бергмана на создание фильма «Седьмая печать», рассказывающего историю падшего рыцаря и Смерти.

Руки Венеры Милосской

Статуя Венеры Милосской является одной из самых известных в мире, она находится в Париже, в Лувре. Говорят, что греческий крестьянин обнаружил ее в 1820 году на острове Милос. Когда скульптура была обнаружена, она была разломана на две половины, но руки были на месте. В одной руке она держала яблоко, а другой придерживала свое одеяние, чтобы оно не упало на землю. Когда офицеры французского военно-морского флота увидели ее и поняли, что она имеет большую историческую ценность, статую было приказано вывезти с остров. Однако когда моряки переносили тяжелую статую на корабль, между ними разгорелся спор, в ходе которого скульптура упала, и обе ее руки откололись. Моряки были слишком измучены и отказались возвращаться и искать утерянные конечности.

Прекрасное несовершенство «Ники Самофракийской»

Эта восхитительная статуя богини Ники была найдена в 1863 году на острове Самотраки французским послом и археологом-любителем Шарлем Шампузао. Скульптура выполнена из золотого паросского мрамора, и на острове она являлась центром алтаря морским богам. Ученые говорят, что эта статуя была создана во втором веке до нашей эры для восхваления побед греческого флота. Голова и руки статуи потеряны, хотя предпринималось немало попыток восстановить их. Предполагается, что богиня держала правую руку над головой, а в ней была зажата чаша, венец или даже рога. Интересен тот факт, что любые попытки вернуть руки на месте оканчивались провалом - они лишь портили вид шедевра. И все эти провалы заставляют понять, что Победа прекрасна такой, какая она есть - ее несовершенства только дополняют ее великолепие.

Знаменитая статуя Венеры Милосской, гордость Лувра, лучшего музея Франции, была, как известно, найдена в 1820 году. Нашел ее простой греческий крестьянин по фамилии Юргос. Юргос понятия не имел об археологии. Он занимался делом: обрабатывал принадлежавший ему участок и кормил многочисленную семью. Венеру он нашел случайно. Как-то, копая свой огород, он наткнулся на каменную плиту, а затем на несколько тесаных камней. Камни эти весьма ценились на острове Милос, где жил Юргос. Местные крестьяне, не ломая себе особенно голову над их происхождением, употребляли их при постройке домов. Юргос продолжил свои раскопки. Каково же было его удивление, когда он внезапно обнаружил своего рода нишу, а в ней великолепную мраморную статую полуобнаженной женщины редкой красоты. В нише находились еще две статуэтки Гермеса, как впоследствии определили ученые, и несколько безделушек из мрамора.

Юргос понял, что ему удалось найти нечто гораздо более ценное, чем пара тесаных каменных плит. Он перенес свою находку в сарай, а затем, так во всяком случае обычно рассказывают, продал ее некоему Марцелюсу, секретарю французского посольства в Стамбуле. (Греция, в том числе и остров Милос, в ту пору была под властью турок). Маркиз де Ривьер, французский посол в Турции, послал найденную статую в дар Лувру. Так великое творение греческого скульптора Агессандра, изваянное в IV веке до нашей эры, очутилось, в конце концов, в парижском музее. Венера, которая получила название Милосской, в честь острова, где она была найдена, очень быстро приобрела громкую известность. Да и немудрено. Немного можно насчитать столь же совершенных произведений искусства античности. Огорчало только одно: это дивное изваяние, которое стало своего рода синонимом идеальной женской красоты, как Аполлон Бельведерский - мужской, имело свой изъян: у Венеры были отбиты руки. Такой - с обрубками вместо рук - ее можно и поныне увидеть в Лувре; такой она представлена и на бесчисленных репродукциях. (А также если есть хорошая вебкамера Киев , то можно полюбоваться легендарной статуей в Лувре даже не выходя из дому – через интернет).

Но вот что любопытно. Венеру Милосскую в ту пору, когда она еще находилась в сарае у Юргоса, видело несколько человек. Двое из них оставили об этом записи: французские моряки Маттерер и знаменитый впоследствии Дюмон-Дюрвилль, открывший Землю Адели в Антарктике. Кстати говоря, у Юргоса они были в один и тот же день, в один и тот же час: ведь они плавали вместе на судне, занимавшемся гидрологическими изысканиями в районе Греческого архипелага.

Спустя 22 года - в 1842 году, вспоминая об обстоятельствах, связанных с находкой Венеры, Маттерер писал: «Господин Брест рассказал нам о только что найденной одним крестьянином статуе… Мы попросили господина консула показать то место, где она была найдена. Он охотно согласился, и вскоре мы уже стояли перед нишей, сделанной из тесаных кирпичей. «В этой нише,- сказал г-н Брест,- находилась статуя. Сейчас она перенесена»… Трудно передать наше изумление, когда нашим глазам представилась великолепная статуя из мрамора. К несчастью, руки у нее были отбиты и немного поврежден кончик носа».

Но в 1821 году Дюмон-Дюрвилль в докладе Французской академии наук сообщал: «Статуя изображала женщину. В левой, поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее от бедер одеяние. Впоследствии и та, и другая рука были повреждены и в настоящее время отделены от туловища». Два рассказа, две версии. И вдобавок прямо противоположные. Кто же прав? Имела ли найденная Юргосом статуя руки или нет?

Не будем томить читателя. Маттерер несколько лет спустя вынужден был сознаться в том, что он сказал неправду. На этот раз он писал: «Когда мы с Дюмон-Дюрвиллем видели статую, ее левая рука, которой она держала яблоко, была поднята, правая же которую она держала на бедре, несколько повреждена на сгибе». В 1852 году это было подтверждено консулом Брестом. А еще двадцать лет спустя - сыном Юргоса.

Так обстояли дела. Но почему же Маттерер сказал вначале неправду? И, главное, где и когда, при каких обстоятельствах Венера Милосская потеряла свои руки? Разгадка всей этой мало кому известной истории такова (о ней сохранился рассказ в неопубликованных мемуарах Дюмон-Дюрвилля и частично у Маттерера). Дюрвилль и Маттерер не купили Венеру - она оказалась им не по средствам. Они возвратились на свой корабль. Через несколько дней судно прибыло в Стамбул. Офицеры корабля были приглашены во французское посольство. Во время приема Дюмон-Дюрвилль рассказал о находке Юргоса. Секретарь посольства Марцелюс буквально, чуть ли не в тот же день, отправляется по поручению посла на специальном судне под командованием лейтенанта Робера на остров Милос. Три дня спустя он доставил статую в Афины. Но к этому времени Венера уже была без рук. Что же случилось?

Дюмон-Дюрвилль пишет об этом так: «Насколько можно судить, крестьянин, которому надоело ждать покупателей, сбавил цену и продал ее одному местному священнику. Он хотел преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Г-н Марцелюс прибыл как раз в тот момент, когда статую уже собрались грузить на судно для отправки в Константинополь. Видя, что эта великолепная находка ускользает у него из рук, он принял все меры для того, чтобы получить ее, и священник, в конце концов, не без сопротивления, согласился уступить ее».

Но Дюрвилль не совсем точен: священник и не думал уступать статую. Наоборот, он категорически отказался ее продать. Тогда Марцелюс потребовал у Робера два десятка матросов, решив, как пишет Маттерер, освободить богиню, чего бы это ни стоило. Завязалась самая настоящая драка. В этой стычке французы одержали верх. Во время драки Венере, которую бросили на дороге и втоптали в грязь, и отбили руки. Такова неприглядная правда. Вот почему Маттерер, опасаясь дипломатического скандала,- в 1842 году все «герои» этой истории и прежде всего посол де Ривьер еще были живы,- пытался скрыть ее и лишь впоследствии описал все, как было. Вот почему так дипломатически осторожен в своих мемуарах Дюмон-Дюрвилль. Вот почему, наконец, у Венеры Милосской нет рук.