Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление. Иоанно-предтеченский ставропигиальный женский монастырь

11 сентября (29 августа по ст. ст.), в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, одна из древнейших московских обителей – недавно вновь возрожденный Иоанно-Предтеченский женский монастырь – отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи, и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и брашнами людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня. Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют в сей день небесной красотой и неземным величием. Невольно вспоминаются в день убиения великого Праведника и другие невинные страдальцы, понесшие свой крест под покровом святого Иоанна Предтечи, в стенах его обители: и насильно заточаемые здесь невольницы царского рода в XVI–XVIII веках, и сонм претерпевших узы и темничное заключение новомучеников, за Христа пострадавших в ХХ столетии, когда обитель, подобно многим святыням Русского Православия, была осквернена и превращена в концлагерь, насельницы монастыря были изгнаны и отправлены в ссылку, а священники его – расстреляны или погибли в лагерях.

11 августа 2000 г. на заседании Священного Синода, проходившего в канун Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря, расположенного в самом сердце столицы. Близость к Кремлю и связь с царским домом всегда определяли судьбу монастыря с момента его основания и на протяжении столетий. Много таинственных и трагичных страниц вписано в историю Ивановской, как именовалась она прежде, Девичьей обители. Вместе со всем народом монастырь претерпевал разорения от интервентов и своих «воров и негодных людей», горел часто в московских пожарах, но всякий раз восстанавливался щедрой рукой русских царей, молитвами его святых покровителей. Многое в истории Иоанно-Предтеченской обители перекликается с судьбой уничтоженных Кремлевских святынь: Вознесенского Девичьего и Чудова мужского монастырей. Промыслом Божиим обитель святого Иоанна Предтечи сохранена от полного уничтожения для духовного обновления столицы, снова звучит в сердце Москвы «глас вопиющего в пустыне», а радость о возрождении монастыря в конце ХХ века соединилась со всецерковным торжеством прославления Новомучеников и Исповедников Российских.

Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка – старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь – «в Старых Садех». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу – содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному Самодержцу, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя.

Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых – цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском Соборе. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии 1 марта 1638 г. Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту. Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей, несомненно, привлечет благодать Божию в укреплении Русского государства, в воссоздании русских святынь, станет достойным плодом покаяния русского народа.

В начале XVII века в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре восстановлена. В первой половине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 г. и пожаром 1748 г., но в 1761 г. монастырь был возобновлен щедротами Императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». Благочестивая и религиозная императрица, носившая имя матери святого Иоанна Предтечи – праведной Елизаветы, имела намерение на склоне лет по обычаю предков постричься в монашество. С этой целью она заложила и создавала в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда собиралась удалиться. Императрица не осуществила свое намерение, но монашеский путь был уготован от Господа ее родной дочери в московской Ивановской обители, которую она назначила сама для сирот заслуженных людей.

В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси, или совершивших тяжкие преступления. Так, в ХVI веке в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале ХVII века в Смутное время в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце XVIII – начале ХIХ веков. Этой загадочной невольницей была, по преданию, родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским – известная княжна Августа Тараканова. По повелению Екатерины II в 1785 г. настоящая дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и «для блага России» пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т.к. после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX века настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 г. и похоронена была в Новоспасском монастыре – родовой усыпальнице бояр Романовых.

После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 г. Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. При монастырском храме доживали свой век четыре старицы, которые часто видели ночью в храме молящуюся с воздетыми руками схимницу. Они верили, что это блаженная Марфа Ивановская, и что ее молитвами монастырь будет непременно восстановлен.

В 1859 г. было положено начало возрождению обители по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой. Вместе со своей родственницей Марией Александровной Мазуриной она обратилась к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, свт. Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития. Летом 1859 г. Император Александр II лично утвердил проект восстановления обители. В 1860 г. после Божественной Литургии в храме св. равноап. князя Владимира, расположенного рядом с обителью, и крестного хода из Князь-Владимирского храма в монастырь при личном участии свт. Филарета были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы – небесной покровительницы Е.А. Макаровой-Зубачевой. Обитель перестраивалась в течение 20 лет строительницей монастыря М.А. Мазуриной при архипастырском попечении свт. Филарета по единому проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы. Собор напоминает шедевр западно-европейского зодчества – кафедральный Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Ни строительница монастыря, ни митрополит Филарет не дожили до открытия обители.

Торжественное освящение Иоанно-Предтеченского монастыря состоялось в октябре 1879 г. Завершить строительные работы и приискать игумению для новой обители было поручено благочинному общежительных монастырей преподобному Пимену (Мясникову). Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный, а в Москве таковых не было, только штатные, поэтому обитель была вверена попечению архимандрита Николо-Угрешского монастыря. Первую настоятельницу игумению Рафаилу с сестрами о. Пимен нашел в подмосковной Аносиной Борисо-Глебской Пустыни, которая в конце Х1Х – начале ХХ веков называлась в народе «Женской Оптиной» за то, что в ней, как и в самой Оптиной Пустыни, было развито старчество. Быстро наполнилась Ивановская обитель насельницами и стала привлекать паломников со всех концов Российской Империи.

В 1890-х гг. близ станции Марк Савеловской железной дороги Ивановской обители были предоставлены земли для хутора, получившего название Чернецово. При настоятельнице игумении Сергии (Смирновой) в 1893-95 годах на хуторе была построена деревянная церковь в честь ее небесного покровителя – прп. Сергия Радонежского. Хуторской храм обители был хорошо отделан, украшен дубовым иконостасом, имел частицы святых мощей Иоанна Крестителя и Сергия Радонежского.

К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом 1-й Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 г. Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать, как приходские, при них проживали около ста насельниц. В эти годы матушка настоятельница и монахини разоренного монастыря обращались за молитвенной помощью и духовным советом на Маросейку к старцу отцу Алексию Мечеву. В 1926 г. храмы были отобраны. Монастырский Собор св. Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елизаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства.

Не только святые обители, храмы Божии, праведные люди, но и святые мощи угодников Божиих претерпевали поругание и гонение в безбожное лихолетье. Около трехсот лет почивали в Ивановской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой – молитвенницы и покровительницы царствовавшей династии Романовых. В середине XIX века по благословению свт. Филарета Московского мощи блаженной при перестройке Собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу. В связи с закрытием Собора в 1926 г. мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным. Память ее празднуется в обители в день преставления 1/14 марта и в Соборе Московских святых в воскресение перед 26 августа / 8 сентября.

После окончательного закрытия священники и последние сестры с матушкой настоятельницей были изгнаны из обители. Известна судьба иерея Алексия Скворцова, бывшего прежде диаконом в монастыре. Отец Алексий был дважды арестован. Приговором тройки при УНКВД СССР по Московской области 7 июня 1938 года он был осужден и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Виновным себя не признал. Мученический венец о. Алексий принял на Бутовском полигоне 4 июля 1938 г. Документы его находятся в настоящее время в Комиссии по канонизации. Другой священник монастыря, протоиерей Иосиф Будилович, бывший до 1918 г. полковым священником, по некоторым данным погиб в лагере.

Последняя настоятельница матушка Епифания (в миру – Елизавета Дмитриевна Митюшина, вдова из купеческого сословия), пережившая разорение обители, где она приняла монашеский постриг, переехала с оставшимися сестрами на хутор. Сюда, в храм прп. Сергия Радонежского, пригласили служить отца Илариона (Удодова), который стал духовником ивановских сестер. Имя этого святого старца стало широко известно в связи с тем, что он Промыслом Божиим стал хранителем главы Преподобного Сергия Радонежского во время Великой Отечественной войны. О. Иларион начинал свой монашеский путь на Афоне в Свято-Пантелеимоновой обители по особому указанию Божией Матери. В одном из следственных дел в связи с арестом его брата Петра о. Иларион значится как «архимандрит Ивановского монастыря», так он и остался на все годы гонений старцем и окормителем Ивановских изгнанниц. В 1929 г. отец Иларион похоронил на хуторе матушку Епифанию. Хуторское хозяйство советская власть задавила налогами. В 1931 г. сестры были арестованы на монастырском хуторе и высланы в Казахстан. Отец Иларион жил при храме прп. Сергия на бывшем хуторе некоторое время один, затем был приглашен благочинным служить в Виноградово, где был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери до дня своей кончины 15 марта 1951 г. Перед войной, в конце 30-х годов, о. Иларион перенес в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы иконостас и святыни хуторского храма прп. Сергия и устроил придел в честь прп. Сергия Радонежского, тем самым приготовив место для хранения великой святыни. Отец Иларион некоторое время был братским духовником вновь открывшейся Троице-Сергиевой Лавры, но вскоре вернулся в Виноградово. Сюда к о. Илариону собрались после ссылки «ивановские сироты», здесь образовался небольшой «монастырек»: одни сестры бывали наездами, другие прислуживали при храме, некоторые из них были здесь похоронены.

Из Виноградово, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец о. Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века. В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов о. Сергий Романов служил в селе Виноградово в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад и, в том числе, будущих насельниц монастыря, приходская община храма св. князя Владимира.

С этого времени до начала 2002 года община храма св. равноап. князя Владимира при участии Московского Благотворительного Свято-Владимирского Братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители. С 1992г. в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня св. Иоанна Предтечи, где служились молебны св. Пророку. Полностью были отреставрированы бывший больничный корпус с домовым храмом прп. Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 г. на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. Летом 2001 г. к празднику Рождества Иоанна Предтечи Архивом Московской области был полностью освобожден монастырский Собор, с октября 2001 г. в нем еженедельно совершались молебны св. Иоанну Предтече.

Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества. По приглашению матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Промыслом Божиим по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2002 г. Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью.

С приездом настоятельницы обитель преобразилась и внутренне, и внешне. Пополнилась она и новыми насельницами, обрела своих прихожан.

8 сентября 2002года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись. Засияли кресты на обновленном куполе и башенках собора, а монастырская звонница каждый день возвещает о начале богослужения. Спустя 76 лет после закрытия монастырского собора, освященного в честь Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в нем вновь возносится молитва, совершается Литургия, приносится Бескровная Жертва.

Радостным событием для обители стал первый постриг сестер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II великим постом 2003 г. в день, когда монастырю была принесена в дар частица мощей свт. Николая Чудотворца, владыка Арсений, архиепископ Истринский, совершил иноческий постриг сестер, которые стояли у истоков возрождения обители.

Сразу по приезде матушки Афанасии 19 января 2002 г. монастырю были возвращены его главные святыни – иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы – святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. В советский период икона хранилась в храме свв. апп. Петра и Павла на Яузе. Ныне она находится в монастырской часовне, каждый день открытой для богомольцев. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. Возможно обруч был сделан во свидетельство чудесного исцеления. Многие чудеса и исцеления явила благодать Божия у сего образа по молитвам Проповедника покаяния уже в наше время после возвращения святыни в обитель. Неслучайно не иссякает в монастырскую часовню поток паломников, страждущих душевными и телесными недугами.

Много проблем и скорбей у такой древней и вновь молодой обители. Основную территорию с келейными корпусами, где с 1918 г. находился концлагерь ВЧК-НКВД, затем высшая школа НКВД, и поныне занимает Московский Университет МВД России. Другая проблема – нехватка средств на восстановление и реставрацию этого архитектурного памятника XVIII–XIX вв. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения. Обитель будет рада тем, кто поделится семейными воспоминаниями об истории монастыря, документами, фотографиями и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния.

Иоанно-Претеченский монастырь находится по адресу: Москва, ст. м. Китай-город, Малый Ивановский переулок, д. 2, т. 924-0150.

По понедельникам 17.00 совершается молебен св. Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием, кроме навечерий больших праздников. Часовня Иоанна Предтечи и Собор открыты ежедневно с 8.00 до 20.00.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал головную боль. У одних она пульсирующая, у других – давящая с разных сторон, третьи жалуются на острые «кинжальные» боли, а кто-то в момент приступа вспоминает дрель, молоток и другие столярно-слесарные инструменты.

Даже если боль непереносимая – не спешите глотать таблетки! По мнению медиков, для лечения хронической головной боли медикаменты малоэффективны – в лучшем случае они лишь купируют приступ. К тому же передозировка анальгетиков может подавить защитные мозговые центры и вызвать «лекарственную» головную боль. Страдания и болезни можно значительно уменьшить с помощью молитвы и веры. По древнерусскому обычаю об исцелении от головной боли молятся Иоанну Предтече.

Предтеча - значит предшествующий

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн почитается Православной Церковью как самый великий святой после Девы Марии. Его родители, священник Захария и праведная Елизавета, дожив до старости, не имели детей. Однажды Захарии в храме явился архангел Гавриил, который предсказал ему скорое рождение сына: «Наречешь его именем Иоанн. Он еще во чреве матери исполнится Святого Духа, обратит людей к Богу и подготовит их к пришествию Мессии». Пророчество архангела сбылось, и в положенный срок на свет появился Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Через шесть месяцев волхвы возвестили о Рождестве Господа Иисуса Христа, и иудейский царь Ирод Великий повелел умертвить всех младенцев младше двух лет. Елизавете с сыном пришлось покинуть родной дом и скрыться в пустыне. Захария вскоре был убит воинами Ирода за то, что отказался назвать место, где скрывался младенец Иоанн с матерью. Праведная Елизавета умерла, когда Иоанн еще был отроком. Хранимый ангелом, он вырос в пустыне, которая стала его домом, – большую часть жизни Иоанн провел в строгом посте, молитвах и уединении.

Когда сыну Захарии и Елизаветы исполнилось тридцать лет, голос Божий велел ему оставить свое убежище ради служения – наступило время пришествия Мессии. На многолюдных берегах реки Иордан Предтеча призывал людей вести праведный образ жизни: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Он переосмыслил существовавший в Иудее обряд омовения, установив покаянное крещение в Иордане. Иоанн проповедовал, что это лишь подготовка к встрече с Мессией, который примет на себя все грехи мира. И вот в один из дней Иисус пришел из Галилеи, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Духом Святым Иоанн понял, что перед ним Мессия, и назвал Его истинным Сыном Божьим и Спасителем мира.

Непродолжительное земное служение Иоанна Крестителя было прервано мученической смертью пророка. Ревнитель правды и благочестия, он обличал грешников, невзирая на звания и сановитость. «Не должно тебе иметь жену брата твоего», – так во всеуслышание святой праведник осуждал правителя Галилеи Ирода Антипу за незаконное сожительство с Иродиадой, женой его родного брата. Справедливые слова вызвали лютую ненависть со стороны Иродиады, которая задумала погубить пророка любой ценой. Так и вышло: по приказу Ирода Иоанн был брошен в темницу и казнен, а его голову принесли на блюде жестокой Иродиаде.

Отсеченную главу пророка захоронили на Елеонской горе, а тело – в городе Севастии. Последующие чудесные обретения многострадальной главы Иоанна Предтечи подарили верующим надежду на неотложную помощь этого святого при головной боли.

История, похожая на сказку

Невозможно перечесть всех тех, кого после молитв перед образом святого пророка Иоанна Предтечи перестали мучить головные боли. Вот как рассказывает о своем чудесном исцелении 70-летняя пенсионерка из Москвы Надежда Петровна Кузнецова.

– Несколько лет назад у меня начались сильнейшие приступы головной боли. Сначала боль приходила два раза в месяц. В эти дни я была совершенно недееспособна. Приступы были настолько сильными и болезненными, что у меня темнело в глазах, подкашивались ноги. Я с трудом добиралась до дома, где лежала без движения в темноте, пока не проходила боль. Потом приступы участились и стали повторяться несколько раз в неделю. Каждое новое утро проходило в мучительном ожидании: вернется ли боль сегодня? Всевозможные обследования ничего не показали, а врачи разводили руками: «Видимо, это старость, особенности организма. Пейте таблетки, избегайте стрессов, и, возможно, все нормализуется». Огромное количество лекарств лишь временно снимало боль, не избавляя меня от этих страшных приступов. Жизнь моя превратилась в кошмар, и оставалось одно – смириться и молиться Богу. Я всегда была верующим человеком, старалась жить по заповедям Христовым, помогала, как могла, ближним, ходила в церковь. Но за себя никогда не просила – все больше за родных и близких. Пришел момент, когда мне самой понадобилась помощь. Я узнала, что в Москве есть монастырь, где находится чудотворный образ Иоанна Предтечи с обручем. Эта икона обладает силой исцелять головные болезни. Многим, наверное, мой рассказ покажется розыгрышем и фальсификацией, но все мои слова – правда. После того как я посетила Иоанно-Предтеченский женский монастырь и прочитала молитву под обручем, все прошло. Приступы головной боли… исчезли безвозвратно. Вот уже целый год я живу нормальной полноценной жизнью.

Обруч Иоанна Крестителя

…Говорят, свежий воздух и движение – главные враги головной боли. Решив прогуляться до Иоанно-Предтеченского женского монастыря, я объявила настоящую войну своей мигрени. На календаре – воскресенье (не простое, а Вербное), на лицах прохожих – ожидание праздника (до Пасхи осталась всего неделя), в воздухе пахнет весной. Дорога от дома до Китай-города заняла около часа: Старый Арбат, Воздвиженка, Александровский сад, Красная площадь, Солянка – и вот передо мной Иоанно-Предтеченский, или просто Иванов, монастырь. Его главной святыней является древняя чудотворная икона с частицей мощей Иоанна Крестителя, способная врачевать болезни головы.

Иоанно-Предтеченский монастырь известен с начала XVI века. Обитель была заложена в ранние годы правления Ивана Грозного, который почитал Иоанна Крестителя как своего небесного покровителя. Близость к Кремлю сделала монастырь популярным среди московской знати – сюда приходили за молитвенной помощью, здесь устраивали фамильные захоронения, а в XVII веке он стал местом пострига попавших в опалу женщин царской семьи. Обитель не раз пострадала от пожаров и разорения, но неизменно восстанавливалась. После октябрьских событий атеистические власти закрыли Иванов монастырь, и лишь в 1992 году его возвратили Церкви, а еще через десять лет была восстановлена женская обитель.

…Перебирая в памяти полезную информацию с сайта Иванова монастыря, я вхожу в часовню Иоанна Предтечи. Здесь ощущается незримое присутствие святого праведника – его икона доминирует над окружающим пространством во всем величии и красоте. Внизу под стеклом образ украшает множество драгоценностей, нанизанных на ленту, – эти золотые цепочки, крестики, серьги и браслеты приносят верующие в благодарность за исцеление. К иконе прикреплен обруч с надписью: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Народу в часовне не много, но пока я тихо молюсь перед иконой пророка, надев на голову металлическую святыню, позади меня образуется небольшая очередь. Воистину – свято место пусто не бывает, и мне почему-то долго не хочется отсюда уходить…

И только на улице я понимаю, что голова моя уже не болит. Слава Богу!

Цифры и факты

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, еще примерно на 15% – от генетики (наследственности), а все остальное зависит от самого человека. Многолетние исследования американских ученых из Христианского медицинского товарищества (CMF) доказали, что верующие люди живут в среднем на 14 лет дольше атеистов.

Молитва Иоанну Крестителю об избавлении от головной боли

Как твое честное усекновение почтим, Иоанн святый, какими слезами восплачем, какие песни воспоем, не постигает ум и изнемогает язык! Ирод беззаконный отсек всесвятую главу твою, Предтеча Господень Иоанн, на земле; Бог же Вседержитель на небесах венчал тебя бессмертием и даровал тебе Царство Свое. Велик ты пред Богом и многое можешь испросить у Него. Поэтому, припадая, молим тебя, Креститель Христов: услышь страждущих головною болью, облегчи и утиши недуг их и утоли скорбь их, освобождая от боли и исцеляя их, да прославят они о тебе Бога во веки веков. Аминь.

В блокнот паломнику:

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Адрес: г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2

Проезд: станция метро «Китай-город» (выход к ул. Солянка), далее 5 минут пешком.

Часовня Святого Иоанна Предтечи и собор открыты ежедневно с 8.00 до 20.00.

Ирина Лазарева,

Возвращаемся к метро, едем до станции «Китай город», выход на Солянский переулок, поднимаемся по переулку в горку и за поворотом увидим толстые стены Иоанно-Предтеченского(Ивановского) женского монастыря,адрес Малый Ивановский переулок, 2, метро «Китай-город». Здесь оказывается речка Рачка была, сейчас в трубах она. Монастырь очень красив внутри,после реставрации,прямо Санкт-Петербург и еще выпечка в монастыре вкуснейшая,икона чудотворная исцеляющая головные боли с обручем,народу не много,побывать стоит, прямо в сказку попадаете,в древнюю Москву.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположен на «Ивановской горке»,которой дал своё название.Так называли возвышенность в верховьях речки Рачки, представляющую собой бровку высотой до 150 метров, обращенную к Москве-реке. Иоанно Предтеченский монастырь считается одним из древнейших в Москве. Первоначально он был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы реки - в Замоскворечье, в районе Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится влетописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-е годы после рождения у Василия III наследника - будущего царя.Иоанна Васильевича Грозного, монастырь был перенесен на Кулишки. Здесь, на новом месте, сохранив посвящение Иоанну Предтече, монастырь стал женским.
Сюда при царях Михаиле Феодоровиче, Алексее Михайловиче 29 августа в день Усекновения главы Иоанна Предтечи совершались праздничные выходы царя. В монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа. В миру - девица Дария. Схимонахиня Марфа, почитаемая ещё при жизни как духовная старица, была прославлена после кончины как местночтимая святая, известная особой помощью роженицам, заключённым, как молитвенница за Дом Романовых. Иоанно-Предтеченский монастырь служил местом заточения женщин царского рода. В первой половине XVII века здесь пребывали в заточении: царица Марья Петровна - супруга царя Василия Шуйского, Пелагея Михайловна - вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного царевича Иоанна.
Комплекс Ивановского монастыря включает в себя: собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая (1861 г., архитектор М. Д. Быковский),западный корпус келий (1760-1830 гг., архитектор М. Д. Быковский),больничный корпус (восточный) (1860-е гг., архитектор М. Д. Быковский),домовой храм преподобной Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской при больничном корпусе (1879 год, архитектор М. Д. Быковский; восстановлен в 1995 г.), северный корпус келий (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский), ограду с двумя башнями-колокольнями и порталом Святых ворот междуними (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский).

В царствование Екатерины Великой, в 1785 году в монастырь по Императорскому указу поступила монахиня Досифея (княжна АвгустаТараканова), бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским. По распоряжению императрицы Екатерины княжна была хитростью привезена из Италии и заточена в Ивановском монастыре, где было приказано содержать её в тайне, никого к ней не подпуская. Местом её заточения стали две тесные низкие комнаты келий с окнами во двор. Её время было наполнено молитвою, рукоделием и чтением духовных книг. Деньги, которые выручала она за рукоделие своё, продаваемое через келейницу, она тут же через келейницу раздавала бедным». С кончиной Екатерины II затвор монахини Досифеи стал менее строг. Её никуда не выпускали, но она получила разрешение принимать у себя. Народ узнал о благочестивой жизни, и стал ходить к старице, бывали у неё и знатные лица. Затворница Досифея, пробыв 25 лет в Ивановском монастыре, скончалась в 64 года в 1808 году, и была похоронена с большими почестями в Новоспасском монастыре подле колокольни.
С 1768 года в склепе под соборным храмом, а затем в особом застенкепод крепким караулом в Ивановском монастыре содержалась помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная под именем Салтычихи. После пожара 1812 года Ивановский монастырь было решено упразднить.
Монастырь был возобновлён в 1859 году. Возобновительницей Ивановского монастыря стала богатая вдова полковника Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачёва. В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект обновлённого комплекса зданий Ивановского монастыря.Этот проект был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Доримедонтовичу Быковскому (1801-1885 гг.), который в 1861-1878 гг. заново отстроил Ивановский монастырь в духе итальянского ренессансного зодчества.3 сентября 1860 года была совершена торжественная закладка собора Усекновения главы Иоанна Предтечи с больничным храмом Елизаветы Чудотворицы. Началась русско-турецкая война, и городские власти обратились к М. А. Мазуриной с просьбой предоставить уже отделанные корпуса под госпиталь, который и открылся здесь 7 июня 1877 года. После вселения монахинь в обитель в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих всех женских обителей Москвы.
После революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. В 1995 году в монастыре сложилась небольшая община из десяти сестер. Малое освящение и первое богослужение в Елисаветинской церкви состоялось 28 апреля 1995 года в пятницу Светлой седмицы.11 августа 2000 года по решению Синода, состоявшегося в канун прославления Собора новомучеников и исповедников Российских, был вновь открыт Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи храм соборный Иоанна был полностью освобожден от занимавшего его архива и передан верующим. 9 ноября 2002 года на куполе собора был установлен крест.
Главная святыня монастыря, древний, чудотворный образ Иоанна Предтечи, ныне возвращен на свое историческое место в соборе, а в монастырской часовне находится его чтимый список, к которому и прикреплен обруч. Обе иконы содержат частицы святых мощей Иоанна Крестителя. Иконостас и местный храмовый образ Иоанна Предтечи были написаны в 1550-1560-е г. Эта приблизительная датировка по стилю иконописания, архитектуре и другим источникам сочетается с историческим преданием об основателях монастыря, по которому он был основан или великим князем Иоанном III, ведшим масштабное каменное строительство в Москве, или матерью Иоанна IV Грозного великой княгиней Еленой Глинской, или самим Грозным, родившимся и праздновавшим день своего тезоименитства в день Усекновения главы св. Пророка Иоанна. В XVII веке обитель усердно посещали в храмовый праздник первые цари из династии Романовых: Михаил Федорович и Алексей Михайлович.
На иконе святой Пророк Иоанн Предтеча изображен в полный рост во всю высоту иконы. Образ написан на доске в коричнево-зеленых темных тонах. Иоанн Креститель стоит босыми ногами на земле прямо и смотрит строго и сосредоточенно вперед. Волосы на иконе Пророк имеет длинные, светло-каштановые, спускающиеся волнистыми космами по плечам, бороду недлинную, расходящуюся завивающимися прядями. У ног его в правом нижнем углу изображено ветвистое раскидистое зеленеющее дерево, у корней которого через разветвляющийся ствол перекинута секира. Правая рука Предтечи поднята к персям и остановилась в благословляющем жесте; левая опущенная - держит блюдо-чашу с усеченной главой св. Пророка и развернутый свиток со словами проповеди покаяния: "Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Уже бо секира при корени" Вверху иконы надпись: слева-"Агиос Иоанн"; справа - "Предтеча"
К киоту иконы Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч размером с объем головы человека, мера головы Иоанна Крестителя, который легко надевается на голову. На обруче полустертая, но различимая надпись - краткая молитва ко св. Иоанну Предтече: "Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас". С определенностью можно утверждать, что этот обруч известен со II половины XIX века. Сохранились два документальных свидетельства начала XX века о том, что обруч находился в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря, был прикреплен к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и. почитался как святыня. Есть свидетельства исцеления тяжело больных с помощью этого обруча.

Расположенный в центре Москвы, на высоком холме, Иоанно-Пред-теченский женский монастырь своей историей уходит в глубину веков. В древности здесь располагались сады, поэтому монастырь часто называли Иоанновым в Старых садах, что на Ивановской горке, на Кулишках. А у подножия монастыря, по улице Солянка, начинался тогда путь из Москвы в древние русские города во Владимир и Рязань.

Историческое предание связывает основание монастыря с именем вели-кого князя Иоанна III, развернувшего в Москве огромное, по тем временам, каменное строительство. Другая версия говорит об основании обители ма-терью Иоанна Грозного, Еленой Глинской, а может, и самим грозным царем, праздновавшим день своего тезоименитства в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Местность эта принадлежала с давних времен казне, а рядом рас-полагался Загородный Княжий двор. Не позднее середины XVI в. в монастыре был возведен каменный собор в честь Крестителя Господня Иоанна. Тогда же был написан и иконостас, часть которого ныне находится в собрании Сергиево-Посадского музея.

Первое упоминание обители в исторических документах относится к 1604 г. Монастырь существовал за счет богатых пожертвований и государевых вкладов. Посвященный одному из столпов христианства - Иоанну Пред-течи, женский монастырь в течение многих веков играл важную роль в кругу церковных праздников государева двора в Кремле.

Вот как описывается Крестный ход из Кремля с участием царя Алексея Михайловича: «Августа в 29 день 7174 года (1666 г.), на праздник Усекновения Честныя главы пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, Великий Государь изволил идти для моления в Ивановский девичий монастырь и слу-шать там молебен и литургию. А шел Великий Государь от себя (т.е. государева двора) к празднику, за образом Предтечи Иоанна, за иконою местною, которая была взята для починки и оклада к ней, Великим Государем и поставлена в Ивановском монастыре. Аза Ним, Великим Государем, шли бояре и окольни-чие, думные и ближние люди, все в праздничных одеждах. А из Ивановского монастыря Великий Государь к себе, на свой государев двор, отбыл в карете». В храмовый праздник посещали обитель и другие московские цари, особенно первые Романовы.

Обитель многие века служила местом заточения женщин из царской семьи. Здесь содержалась царица Мария Петровна, жена Василия Шуйского, вторая жена старшего сына Ивана Грозного, царевича Иоанна - Пелагея. В 1768-1801 гг. здесь находилась в заточении помещица-изуверка Д.М. Сал-тыкова (Салтычиха), известная за свои жестокие убийства 136 крепостных девушек. 25 лет пробыла в монастыре монахиня Досифея, внебрачная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского, известная как княжна Тараканова. Принцесса Августа (Дорофея в крещении) воспитывалась в семье тетки В.Г. Дграган и получила в просторечии фамилию Тараканова. Потом она была увезена в Голландию и многие годы там тайно проживала. Бесспорно, она имела большие права, чем Екатерина II, с ее немецкой кровью, чем представляла немалую угрозу царствующей императрице. Вызволенная силой из-за границы, она была пострижена в монахини. Княжну отвезли в Москву и здесь, в монастыре, она получила новое имя - Досифея. Она жила в одноэтажном домике из двух келий и много молилась. При жизни Екатери-ны II к ней никто не допускался. Ей было назначено большое государственное содержание, которое она чаще тратила на бедных. Умерла она в 1810 г. 64 лет от роду и была похоронена в Новоспасском монастыре, где покоятся останки умерших из царственного дома Романовых. Известна еще одна история про «княжну Тараканову», неудачную авантюристку, выдававшую себя за дочь Елизаветы, которая также была доставлена в Россию, где и скончалась от чахотки в 1775 г. в Петропавловской крепости.

За стенами самого Ивановского монастыря нашли упокоение многие погребенные из знатных родов Волконских, Волынских, Шаховских, Щер-батовых, Засекиных и многих других. Некрополь позднее был разорен боль-шевиками.

Неоднократно монастырь подвергался разорениям от иноверцев, осо-бенно в Смутное время. Он неоднократно погибал в пламени пожаров XVII-XVIII вв., но каждый раз вновь восстанавливался. После московского пожара 1812г., уничтожившего многие здания, монастырь был упразднен, а собор был переведен в разряд приходских. Но здесь по-прежнему 29 августа совершался престольный праздник обители. А рядом всегда открывалась «бабья нитяная и шерстяная ярмарка», ведущая свое начало с 1654 г., где крестьянки со всей Московской губернии предлагали рукоделие. Свои изделия, шитье серебром и золотом, предлагали здесь и монастырские мастерицы.

Возрождение обители началось в 1859 г. стараниями богатой купеческой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой, завещавшей значи-тельное состояние на перестройку монастыря, в поминовение покойного супруга тезоименитого Иоанну. Душеприказчицей по завещанию она на-значила жену брата - Марию Александровну Мазурину. Разборка ветхих зданий обители и старого собора начались в 1860 г. При разборке собора весь древний иконостас, кроме храмового чудотворного образа Крести-теля, был передан в училище иконописания. При разборке старого храма были обретены мощи блаженной схимонахини Марфы, отличавшейся подвижничеством, которые с благоговением потом были положены в раке, по завершению строительства уже нового храма. Ивановская обитель была перестроена в стиле неоренессанс по проекту архитектора М.Д. Быковского, с благословения святителя Филарета Московского (Дроздова). Монастырь был окружен высокими каменными стенами и разбит на прямоугольные дворы, ограниченные галереями. В центре был возведен монументальный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Закладка его произошла 3 сен-тября 1860 г., при участии Филарета, после литургии, в рядом расположенном храме равноапостольного князя Владимира и крестного хода в обитель. Тогда же произошла и закладка домового храма преподобной Елизаветы Чудотворицы, устроенного по завещанию Елизаветы Макаровой-Зубачевой в честь своей небесной покровительницы.

Преподобная Елизавета Чудотворица является покровительницей жен-ского общежительного монашества. Совсем молодой она стала настоятель-ницей монастыря Святого великомученика Георгия в Константинополе, где до этого была игуменией сестра ее отца. На настоятельство ее благословил святой Геннадий, патриарх Константинопольский (458-471). За глубокое смирение и истинно монашескую жизнь Господь сподобил ее различными дарами. Исцеляя неизлечимые болезни, изгоняя бесов, она еще и предсказы-вала многие события. Так она предсказала пожар в Константинополе в 465 г., погашенный благодаря молитвам преподобной Елизаветы и преподобного Даниила Столпника. Особую помощь она оказывала женщинам, страдавшим кровотечениями. После кончины мощи ее являли целительную силу: исцелили слепого, бесноватого, сухорукого и т.д.

Преподобная Елизавета Чудотворица со времени строительства нового храма в обители стала надежной покровительницей Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Почти 20 лет велось его новое строительство. Мона-стырь был освящен лишь 19 октября 1879 г. Древний храмовый образ Иоанна Предтечи был помещен на правом столпе у главного алтаря в построенном новом соборе. К этому времени относятся упоминания о медном обруче, прикрепленном на цепочке к киоту иконы Усекновения главы Пророка. Этот обруч, по размеру человеческой головы, и сегодня находится в часовне, но прикреплен к другой иконе - святому образу Предтечи. На обруче полустертая надпись-молитва: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас».

С чем связано происхождение подобного обруча, сокрыто от нас време-нем. Возможно, это была чья-то благодарность за исцеление. Ведь подобная практика прикрепления к образам драгоценностей и разных ценных частиц были всегда приняты в православии. К иконам издавна подвешивались дары, возможно, к ним относится и подобный образ. Мы знаем только, что он почитался в течение всего этого времени как святыня. От него и сегодня, по молитвам святому пророку, имеющего особую силу избавлять от головных болезней, происходит благодатная помощь и многочисленные исцеления, что фиксируется в монастырском архиве.

Во время войны с Турцией в 1877-1878 гг. в обители размещался госпиталь для раненых воинов.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве, и на части его территории был организован концентрационный лагерь. Собор тогда еще продолжал действовать вместе с Елизаветинской церковью до 1926 г., когда они были окончательно закрыты. Сестры монастыря были арестованы, а священник монастыря Алексий (Скворцов) в 1938 г. был расстрелян на Бу-товском полигоне НКВД. Община верующих, вместе с некоторым церковным имуществом, не реквизированным властями, перебралась в храм Святой Троицы в Серебряниках. Здесь же были и монастырские святыни: древний чудотворный образ Иоанна Предтечи и икона преподобной Елизаветы, на-писанная когда-то для нового монастырского храма и помещавшаяся в его главном алтаре. Когда и этот храм был упразднен, имущество со святынями перешло в храм Святых апостолов Петра и Павла, не закрывавшегося в годы советской власти. Промыслом Божиим этот храм стал хранителем этих ре-ликвий на многие годы. В 1980-х гг. в соборе Иоаннова монастыря находился Центральный государственный архив Московской области, а в его корпусах - жилые квартиры и швейная фабрика.

В 1992 г. сохранившийся чудом грандиозный монастырский комплекс был передан РПЦ, а в 1995 г. здесь возобновились богослужения. Скоро Свя-щенный синод РПЦ принял решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря. В 2002 г. в древнюю обитель вновь возвратились чти-мые ее святыни: иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и преподобной Елизаветы Чудотворицы.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 174-178

Ивановский 2-го класса общежительный женский монастырь на Ивановской горке

Б. Ивановский пер., ныне ул. Забелина, 4, М. Ивановский пер., 2

"Основан в XV в.".

"Основан в начале или середине XVI столетия по приказанию Ивана III или матери Ивана IV Елены Глинской".

"Назывался "Ивановский монастырь что на Кулишках, под Бором". По остроумному предположению Т. И. Молодцовой, монастырь ведет свое происхождение от первой церкви на Москве - кремлевского храма Рождества Иоанна Предтечи под Бором. В XIV в. напротив кремлевской церкви, в Замоскворечье, появился уже целый монастырь в честь Иоанна Предтечи - но уже не Рождества, а Усекновения главы (два его храма поныне стоят в Черниговском переулке). В конце XV в. сведения о нем исчезают из летописей - вероятно, тогда-то и был он перенесен на Кулишки. Доказательство тому - прозвание "под Бором", ибо на Ивановском холме никакого бора давно уже не было".

"Время основания с точностию не известно, но он существовал уже в XVI в. В 1737 г. пострадал от "троицкого" пожара 30 мая, в 1748 г. снова погорел. Возобновлен в 1761 г. на средства императрицы Елизаветы Петровны. В 1610 г. здесь пребывали в заточении: супруга царя Василия Шуйского царица Марья Петровна, насильно постриженная в иночество; вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного, царевича Иоанна, Пелагия Михайловна, в иночестве Параскева (ум. в 1620 г.); с 1785 г. инокиня Досифея, в миру принцесса Августа Тараканова (ум. в 1810 г.). С 1768 г. в склепе под соборным храмом, а затем в особом застенке под крепким караулом помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная под именем Салтычихи (ум. в 1800 г.). Здесь же были похоронены основатели секты "людей Божиих" - хлыстов - Иван Тимофеевич Суслов и преемник его Прокопий Данилович Лупкин. Трупы их были вырыты в 1739 г. по сенатскому указу и выброшены за город в поле".

О Суслове и Лупкине см. "Тайные секты" П. И. Мельникова (Андрея Печерского).

"В 1786 г. в Ивановский монастырь была по секретному повелению Екатерины II прислана неизвестная женщина знатного происхождения, нареченная в монашестве Досифеей, она пробыла здесь 25 лет, погребена же в Новоспасском монастыре, усыпальнице Романовых. Многие предполагают, что Досифея есть не кто иная, как княжна Тараканова".

"Ивановский монастырь по указу императрицы Елизаветы Петровны от 20 июня 1761 г. предназначен для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей".

Ныне (в 1990 г.) в Новоспасском монастыре сохранилась стоящая подле колокольни часовня над могилой инокини Досифеи (Августы Таракановой); она находится в запущенном состоянии. Салтычиха похоронена на кладбище Донского монастыря, памятник также сохранился, но изуродован.

"В 1812 г. перед нашествием Наполеона ризницу Ивановского монастыря отвезли в Вознесенский монастырь в Кремле для отправки в Вологду. 3-го сент. игумения Елпидофора с сестрами находилась в церкви, запершись изнутри, когда неприятели пытались взломать дверь, но не смогли. Они взломали ее 4-го сент. Все ограбили. Монахини разбежались по разным местам. 8-го сент. игумения вернулась. Монастырь был сожжен, кроме церкви, где она с несколькими монахинями и проживала".

"Сгоревший во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был после этого упразднен, церковь обращена в приходскую, а в кельях помещались чиновники и рабочие Синодальной типографии. По ходатайству высокопреосвященного Филарета митр. Московского в 1859 г. государь разрешил восстановить монастырь. Некоторые старые здания при этом были сломаны, в том числе и келии, где жила Тараканова".

"Монастырь восстановлен в 1859 г. на средства подполковницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой и освящен 19 окт. 1879 г.". "Е. А. Макарова умерла в 1858 г., оставив все состояние и долг восстановления обители жене брата М. А. Мазуриной. На закладке был митр. Филарет".

"В современном виде монастырь весь выстроен в 1861-1878 гг. по проекту известного архитектора М. Д. Быковского".

"Ивановский монастырь (1869-1878) - поразительный своей оригинальностью архитектурный ансамбль. Прямых аналогий ему нет ни в русском, ни в европейском зодчестве. Это сооружение - квинтэссенция романтизма и программное творение Быковского, призывавшего подражать примеру древних, а не повторять их формы. Здесь переплавились уроки античного и ренессансного наследия, русского классицизма и древнерусского зодчества в неповторимое, глубоко оригинальное целое".

"Возможно, что в огромном новом соборе использованы, хотя бы частично, подклеты древнего здания. Подклет современных кельям первой половины XVIII в. жилых "палаток" монастырского причта сохранился в новом здании того же назначения (Ивановский пер., 4). Корпус келий первой пол. XVIII в. вдоль западной границы, надстроенный после пожара 1812 г. вторым этажом, впоследствии включен Быковским в общий ансамбль". "В 1877 г. в монастыре был единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой воины".

"Монастырь обновлялся в 1901 г.".

"Перед собором был устроен дворик, окруженный портиками, наподобие атриумов древних христианских храмов".

Подробное описание икон и имущества монастыря в 1701 г. см. в кн..

"Иконописная школа для сестер обители, ясли для детей. Около станции Химки Николаевской жел. дор. в Московском уезде находится монастырский хутор "Чернецово". При нем деревянный храм во имя преп. Сергия Радонежского. Церковно-приходская школа. Монастырь владеет 150 дес. леса при Чернецове. В монастыре (к 1907 г. - П. П.): игумения, монахинь 20, послушниц рясофорных и проживающих на испытании 260".

"Монастырь закрыт в 1918 г. и превращен в концлагерь".

Как рассказывает москвичка Н. И. Якушева, родственник ее, по профессии подрядчик-строитель, занимался в конце 20 - нач. 30-х гг. надстройкою монастырских келий 3-м и 4-м этажами для тюремных нужд. Ему было вменено в обязанность закончить работу досрочно к очередному празднику, что заставило его обменяться недостававшими материалами с другим подрядчиком, с которым они были знакомы еще по дореволюционным временам. Стройка была закончена вовремя, но тут, на беду, появился знаменитый указ "семь восьмых" о хищениях социалистической собственности, по которому за кражу кармана зерна полагалась смертная казнь. Оба подрядчика арестованы и расстреляны, а возглавлявший стройку чин ГПУ, "обеспечивший" досрочное выполнение плана, получил к празднику орден.

В 1970-1980-х гг. в соборе монастыря шла вялая реставрация, завершившаяся вычинкой бескрестного купола с главкой к 1982 г. Почти все здания обители сохранились.

Комплекс Ивановского монастыря, состоящий из собора 1861 г. (архитектор М. Д. Быковский), западного корпуса келий 1760-1830-х гг., восточного корпуса келий 1860-х гг. (архитектор М. Д. Быковский), северного корпуса келий 1860-х гг. (М. Д. Быковский), ограды с башнями 1860-х гг. (М. Д. Быковский) и ограды по Малому Ивановскому переулку, - включен в Список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в г. Москве. В кн., несколько упреждая события, он уже в числе памятников назван.

Собор занят Центральным государственным архивом Московской области. Главный двор и окружающие его здания - Высшей юридической заочной школой МВД СССР, которая воздвигла перед храмом уродливый черный истукан в виде штыка: памятник погибшим в 1941-1945 гг. энкаведешникам. Ею же занят и надстроенный настоятельский корпус с северо-запада от собора (здесь в числе прочего находится лаборатория полевой криминалистики). Больничный корпус с церковью Елизаветы принадлежит I району эксплуатации теплосети Мосэнерго. Парадные ворота заложены, с колоколен сброшены кресты. В домах причта с юга - жилые квартиры. Несмотря на неоднократные призывы сменить арендатора монастыря, захватившие его учреждения внять им не желают.

В 1989 г. возникло движение за передачу Ивановского монастыря Независимому фонду возрождения церковного искусства для создания в нем современного Центра православного искусства с действующим собором.

К 1917 г. в монастыре было 2 храма с 4 престолами.

В 1990 г. оба они закрыты, здания сохранились.

На праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1991 г. соседнее Свято-Владимирское братство провело молебен во дворе обители.

Синодальный справочник.

Рукопись Александровского, № 131 (собор), № 892 (церковь Елисаветы).

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 503-505; библиогр.

Платонов. Москва и окрестности: Путеводитель. М., 1883.

Мельников П. П. (Андрей Печерский). Княжна Тараканова и принцесса Владимирская // Собр. соч. М., 1976. Т. 8. С. 260 (см. в этом же томе статью "Тайные секты" - о похороненных в монастыре вождях секты скопцов).

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.

Путеводитель Машкова. С. 159.

Машков И. П. Спутник зодчего по Москве. М., 1895. С. 110 - план монастыря.

Никулин Л. Мертвая зыбь. М., 1965. С. 49.

Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 210.

Шамаро А. Ивановский монастырь // Наука и жизнь. 1978. № 2.

Александровский, № 428 (собор), № 429 (церковь Елисаветы).

Материалы. С. 567.

Вся Москва: Адресная книга на 1908 г.; То же на 1916 г., отд. III.

Ивановский монастырь в Москве с видом монастырской церкви и портретом монахини Досифеи // Русские достопамятности. М., 1862. Вып. 5. 20 с.