Религиозная вера, разум, свободомыслие, сомнение. Вера выше знания

Большая часть человечества глубоко уверена, что живой человек имеет душу, но ею не может обладать робот. Однако ни один из верующих не может вразумительно изложить, что таится под этим убеждением. Известно одно: душа — это понятие нематериальное! Религиозные люди утверждают, что после физической смерти она улетает в рай, если человек стремился вести себя праведно. Либо ее направляют в ад, если человек грешил и при этом совершенно не каялся за свои неблагочестивые поступки.

Что первично - разум или материя?

Ещё в самом начале прошлого столетия величайший изобретатель Никола Тесла, берущий свои знания из космоса, высказал глубокую мысль о том, что мозг — не более чем приёмная субстанция. Деятельность мозга до сих пор не исследована официальной наукой. Дилемма о первичности духа или материи бесплодно ведётся столетиями. Официально имеются два представления о сознании.

В том случае, когда дух является определением живой материи, он вторичен. Однако в космическом отношении дух представляет собой Разум Высший, создающий материю. Энергоинформационной конструкцией, имеющей невообразимые масштабы, объят весь Исходя из этого, немаловажно ответить на вопрос о том, дух человека заключается в его мозге или в Высшем Разуме. Если думать, что под духом предполагается работа человеческого мозга, то все просто, но если это деятельность Высшего Разума - дело обстоит хуже.

Исходя из того, что бессознательное — это прошлое эволюции, то Разум Высший — её будущее! Последнее является нашим стандартным, никогда не спящим, осознанием! Загадка состоит в том, чтобы обрести вечное во временном. Бескрайное — в конечном. А всеобъемлющую полноту происходящего — даже в самой тёмной частице сущего!

Отражение человека во Вселенной

Любой человек является отражением Вселенной! Это некий микромир, придерживающийся тех же законов и хранящий в себе такую же энергию. Физическая оболочка человека — это крайний носитель других тонких тел. Бесполая так называемая эфирная оболочка человека — гигантская система потоков, энергетически питающая физическое тело. Этот процесс вплотную связан с воздействием космоса, а низшая сущность приравнивает к животному миру.

Интеллект

Если существо способно к самоанализу, самокритике и сопоставляет себя с иными, такое новое осознание является уже ментальным. Разум имеет три сущности: низшая, средняя и высшая. Они, в свою очередь, основаны на инстинкте, интеллекте, интуиции. Обретение ментальной оболочки даёт приобрести те качества, которые выделяют его среди животного мира. Это размышление и интеллект! Только когда человек открывает в себе Разум Высший, он постигает суть происходящего посредством внезапного прозрения. У человека проявляется способность к состраданию и любви. Проявление этих сторон характерно для души человека.

Что такое монада?

Впрочем, существует ещё более возвышенное проявление, называемое монадой. На протяжении всей жизни оно пребывает в подсознательном состоянии, но имеется у всего человечества. Оно бессмертно! Наше мироощущение работает одновременно в трёх направлениях. В физическом плане оно выражено исключительно в поступках и действиях. В астральном проявлении — это эмоции. С точки зрения ментальности сознание выражено даже в мыслях. Впрочем, сознание не может пробудиться без материальной оболочки.

Физический уровень человека основан на пяти органах чувств, считывающих необходимую информацию с тонких вибраций всего сущего. Люди являются сложнейшими системами, состоящими из физических, эмоциональных, умственных, а порой и духовных начал. В человеке прежде всего преобладает животное начало. Однако человечество настоящего более рассудительно и нередко интуитивно. Поэтому сейчас проявление животных инстинктов ограничено исключительно экстренными ситуациями.

Стартовая ступень развития

Люди, находящиеся на низкой ступени развития, обделены волей. Интеллектуальный же уровень даёт возможность выбора. Временами встречаются люди, интеллект которых, кажется, имеет связь с Высшим Разумом. Это зачастую проповедники, испытывающие состояние единения и гармонии со всем сущим.

Совершенствование средней сущности не имеет ничего общего с духовностью. На низкой ступени развития люди лишены воли. Впрочем, мучительное состояние внутреннего выбора, который диктует нам Вселенский Разум, способно кардинально изменить жизнь. Однако постоянное воздействие разрозненного интеллекта никогда не приведёт к постижению сути мироздания. Формирование духовности нуждается в уничтожении такой преграды, как интеллект.

Вероятно, наш разум пока не способен кардинально изменить природу человека. Жизнь остерегается штампов и систем, изобретаемых нашим разумом. Она чрезвычайно сложна и буквально перенасыщена тайными возможностями. Она никогда не воспринимала даже самых положительных конструкций. Создаётся такое впечатление, что жизнь, словно наделённая какой-то извращающей сущностью, уродует и загрязняет любые творческие рвения, и даже непорочную любовь!

Высший Разум, душа, тело

Связь любого индивидуума с Высшим Разумом происходит с помощью души. Тело человека взаимосвязано с душой. К тому же она способна жить индивидуально, избавившись от своей физической оболочки. Душу нередко награждают памятью с присущими ей чертами, говорят, что она может хранить воспоминания о предыдущей жизни. В сущности, ничем подобным душа не обладает. Она является лишь крупицей Разума Высшего, устанавливающей взаимосвязь между ним и человеком. Если верить тому, что Разум Высший бессмертен, то и человеческая душа вечна!

Понятие добра и зла

В доказательство послушайте высказывания наших проповедников, кажущиеся разноречивыми. Ведь каждый может сказать, что слышал в них гармоничность, но исключительно в личном восприятии. Во все времена и повсюду со смертью Учителя и его первичных последователей всё разрушается, опошляется и элементарно исчезает.

Восточная философия уверяет, что Высший Разум (Дух) и материя имеют две противоположных стороны. Они являются основой дуализма не только в природе, но и в человеческом сознании, проявляясь в виде добра или зла. Единственно верное решение для преследуемых смертью и обессиленных злом — не избегать проблем. Находить в самом сосредоточии зла — источник божественного! Дикарство и тьма изначально не загоняются за пределы, а перестраиваются на нижних уровнях развития.

Предопределение кармы

Для современного человека понятие судьбы тесно взаимосвязано с неизменным роком. У некоторых людей даже бытует незыблемое мнение, выражающееся в банальной фразе: «Видимо, у меня судьба такая». К нему обычно прибегают люди, сбегающие от действительности. Человеческая жизнь — это бесконечная череда из индивидуальных действий и поступков.

Карма — это совокупность действий, осуществляемых человеком. Результативность этих поступков указывает на формирование человеческого характера.

В древности верили, что мечты просто так не возникают, их обязательно вкладывают в наше сознание высшие силы света или тьмы! Чтобы различать добро и зло, нужно чётко понимать, какой может быть исход у выбранного пути. Отречься от мечты издавна считалось невозможным. Человек автоматически причислялся к злым силам, потому что этим поступком он ухудшал будущее своих потомков.

Когда вы не в силах контролировать свои поступки — над вами уже вершится суд Божий. Теперь существуют только индивидуальные задачи, а высшие силы требуют быстрых, но правильных решений! Личность, которую судят, недостойна создавать своё жизненное пространство. К сожалению, участь такого человека выражается в постоянном внутреннем покаянии, рождающем смутные и неблагополучные энергии.

Никогда не стоит осваивать опыт людей, имеющих неблагополучную жизнь. Немаловажно чётко различать пространственное воздействие на человека. К тому же важно понимать, способен ли человек самостоятельно управлять ситуацией или она уже давно руководит им сама.

Тайные знания наших праотцев

Отдельные учёные неоправданно считают наших праотцев дикарями. Они несли в себе тайны Высшего Разума и обладали необъяснимой силой духа. Осмысление древнего человека значительно разнится с современным пониманием, базирующемся на материализме, логике и ощущаемых фактах. Нашим предшественникам удалось познать тайны материи, освоить параллельные измерения и получить невероятные возможности.

Среди тайных знаний, чудом сохранившихся при помощи жрецов или схожих с ними деятелей, существуют и те, которые вплотную связаны с пришедшим издалека источником. К тайным знаниям всегда причислялись Во-первых, соприкоснувшиеся с ними люди — это контактёры с Высшим Разумом.

Во-вторых, такой человек способен осознать, что настоящая жизнь имеет существенное отличие от той, которая располагается на поверхности. А люди замечают только свои потребности. Вы спросите о том, откуда знания к нам пришли? Вероятно, из соседних миров или планет. Впрочем, это отдельная тема для разговора. Поговорим лишь о степени различия этих знаний.

Возникновение тайных знаний?

На размышления о неких тайных знаниях не могут не наталкивать определённые исторические события. Особенно - глобальная катастрофа, произошедшая, скорее всего, из-за столкновения какого-то крупного небесного тела с планетой Земля. К примеру, древние майя были знакомы с конструкцией колеса и не знали железа. Впрочем, им была знакома периодичность обращения небесных светил.

Откуда им это было известно? Наверняка это те отпечатки, которые им оставил Чистый Разум и предшествующие цивилизации. Древние были знакомы не только с формой Земли, но и её габаритами. Как бы там ни было, уровень их знаний невероятно высок! И это заставляет задуматься над тем, что наша цивилизация однозначно не первая. Остаётся только разгадать, почему цивилизации погибали, и не совершать их ошибок…

Золотой век

Ещё в Древнем Египте существовала отдельная каста жрецов, управляющих самими фараонами. В подтверждение этому сохранились шумерские тексты и каменная Книга Власти, повествующие об аннунаках. Они спустились из рая и воспринимались как боги, несущие человечеству Вселенский Разум.

Иллюминаты и масоны

Правда об иллюминатах тщательно скрывается от непосвящённых. В течение множества веков название древней Мистической Ассоциации бесконечно изменялось. К тому же ей подчинены практически все президенты, короли, а также официальные религии. Средневековые инквизиторы не зря уничтожали учёных и людей, наделённых сверхспособностями.

Все процессы в истории человечества ведёт тайная власть, содержащая нерушимую иерархию. Для большей уверенности достаточно исследовать долларовую банкноту, имеющую опознавательный масонский символ в качестве всевидящего ока, венчающего пирамиду.

Ассоциация использовала великие умы в виде универсального инструмента. Среди них Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи. Считается, что иллюминаты обладают совершенно иным сознанием, которое многим кажется совершенно необъяснимым.

Дельфины и параллельный мир

Однако иногда Высший Разум открывает тайны, а природа преподносит свои необъяснимые ребусы. Возьмём, к примеру, дельфинов, которые являются нашими прямыми братьями по разуму и интеллекту! Прежде всего, наука в недоумении от устройства мозга и нервной системы дельфинов, которые сформированы лучше, чем у людей. Факт того, что язык дельфинов затмевает по своему многообразию человеческий, является неоспоримой сенсацией! Вместе с тем каждый дельфин обладает индивидуальным голосом, имеющим характерный оттенок, а также способ высказывания и манеру мышления.

Бесспорно, среди всех живых созданий, обитающих на планете Земля, лишь одно существо способно мыслить — это человек! Высший Разум выйдет на связь с любым. Это совершенно не зависит от его вероисповедания, главное, чтобы человек был искренне жаждущим и ищущим! Однако, как ни парадоксально, но астрономы иногда фиксируют в открытом космосе сигналы, схожие со свистом дельфина. И может случиться так, что люди необоснованно выискивают сородичей по разуму где-то в далёких просторах Вселенной.

В поисках ближайших миров

Возможно, стоит обратить внимание на параллельные миры, которые рядом? К примеру, прямо у нас под ногами есть муравьиные города. А пчелиные мегаполисы? Чем не иные миры? Возможно, дельфинам уже ни к чему показатели благоустроенности и всё то, что мы понимаем под культурными благами. Скорее всего, интеллект дельфинов не способен понять тех созданий, которые нередко поступают безжалостно по отношению к другим существам. Общество дельфинов — это реальный параллельный мир!

Контактёры с инопланетным разумом

Только в одной России зафиксировано около 7 тыс. контактёров, которые вступили в общение с некими невидимыми сущностями. Контактёры с Высшим Разумом придумали диковинное название для своих телепатических связей — ченнелинг.

По мнению СМИ, самый известный класс — это контактирующие с инопланетянами. Бесконечные споры, вызываемые рассказами о встречах с ними, ведутся с того времени, как сведения стали получать массовый характер. Контактёров развелось такое множество, что уже необходимо ввести новую специальность и выплачивать им зарплату! К сожалению, человек настоящего практически неспособен самостоятельно проанализировать полученную информацию.

Контактёры с Высшим Разумом

Не менее любопытны утверждения и других контактёров. Для них вера в Высший Разум превыше всего в этой жизни! Впрочем, эта категория приобрела менее глобальное распространение, чем предыдущая. Для такого типа контактёров крайне значимы физическое, духовное и энергетическое развитие. Благодаря этим критериям обуславливается вероятность вступления в связь, искусство расшифровки послания, умение правильно изложить его суть, а, главное, правильно установить, кто собственно побуждает возникновение контакта. Нередко вместо светлых сущностей на контакт выходят тёмные силы. Соответственно, их цели вызваны далеко не гуманными помыслами!

Некоторым контактёрам для связи с Высшим Разумом обязательно требуется особая техника. Остальные убеждены в том, что Высший Космический Разум изначально готов делиться с людьми своей силой и запасом знаний. Всё, что требуется от человечества, - только пойти ему навстречу! Существует мнение, что все наши помыслы, намерения, надежды и чувства попадают в неизвестную энергетическую зону. Здесь они живут, руководствуясь неизвестным нам законами. Причём в ответ на наши помыслы они могут нести как добро, так и зло, влияя на всех по-разному. Поэтому крайне важно, чем заполнены наши мысли.

Личное письмо для Бога

Если вы не знаете молитв или подходящих слов, воспользуйтесь любым древним текстом либо составьте личное послание. Люди - универсальные биологические создания! Мы все способны излучать и принимать тонкие сигналы! В тот момент, когда правильно настроены, мы можем ощутить момент прозрения и чистого счастья. Потому что Разум Миров предопределил каждому пребывать в гармонии со всем сущим.

В частности, с невидимым миром, в котором обитают всеобъемлющие Вселенские Силы, неизменно старающиеся прийти к нам на помощь! Необходимо лишь искренне попросить! Для начала у вас должен быть чистый разум! Сконцентрируйтесь на том, что вы произносите. Оставьте любые помыслы, особенно негативные. А теперь расслабляйтесь и общайтесь с великой и мощной силой напрямую! И будьте уверены, что со временем эта связь лишь окрепнет и вам станут доступны тайные знания!

Ничего нового современные религии не внесли, они так и остаются на уровне первобытного мышления, но всё так же претендуют на водительство человеческими умами

Религиозная идеология всемерно поддерживается нашим государством и многими СМИ. Возможно, этим отчасти можно объяснить, что статья профессора М. Дунаева «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник» («Аргументы и факты», 25 марта 2005 г.) написана в столь авторитарном, даже грубо-пренебрежительном, начиная уже с названия, тоне. Оставим этот тон на совести автора. Но, как известно, нельзя найти истину в споре, не выслушав обе стороны. У нас, кажется, ещё не запрещены плюрализм и свобода совести, которая провозглашается в Конституции РФ. Автор обсуждаемой статьи, подобно философам средневековья, ставит религиозную веру выше науки, то есть выше разума. Я хочу предложить альтернативную точку зрения, никому её, в отличие от М. Дунаева, не навязывая, но давая возможность читателям лишний раз взвесить все «за» и «против» в решении столь важной проблемы.

К сфере разума относится познание, дающее истинное знание, в частности знание научное. Эту сферу называют также рациональной. Рационально в сознании человека то, что согласуется с законами логики, обеспечивая тем самым достижение истинных знаний, целесообразность практических действий и их результатов. Рациональное, разумное противостоит иррациональному как противоразумному. В конечном счёте рационально, разумно то, что соответствует действительности, является её адекватным, правильным отражением и благодаря этому ведёт к практическим успехам. Можно ли считать веру результатом познания и, следовательно, видом знания? Можно ли её признавать особым, даже высшим, разумом?

В старой, классической философии понятия веры и знания строго различались. По словам Фомы Аквинского, знают то, что видимо, верят же в то, что невидимо. Конечно, сейчас знают и многое из того, что «невидимо», но, во всяком случае, вера и знания различаются, больше того, оказываются антиподами. Другой великий мыслитель, И. Кант, писал, что знания имеют достаточное объективное основание, вера же - недостаточное. Здесь также очевидно их противопоставление. Кант считал уместным умеренный и скромный тон веры, не требующей безусловного подчинения. (Взять бы эту мысль Канта на заметку нашим нынешним адептам веры!)

Как видно из слов И.В. Киреевского, цитируемых М. Дунаевым, кроме «естественного разума» существует ещё «разум верующего», более высокий. М. Дунаев, в соответствии с религиозным пониманием, делит универсум на два мира: горний и дольний. Первому отвечает духовный уровень, который доступен познанию верой. Наука же может познавать только дольний, материальный мир и не должна претендовать на большее.

Итак, существуют два мира, два вида познания, а значит, вера - это тоже знание, и два вида разума, причем, как признаёт автор, «высший» представляется «низшему» неразумием. И это понятно, ибо на «высшем» уровне законы логики не действуют. Если возможно познание «высшего мира», то как оно происходит? На этот счёт автор ничего нам не сообщает. Он только говорит, что у верующего есть ощущение «бытия в Боге». Но откуда это ощущение, каким предметом оно вызывается? Обычный ответ на это вопрос даёт, например, отец В. Чаплин в статье «Не прячьтесь от Бога» («Аргументы и факты», 2004, № 47): «Наука и религия - это две самостоятельные области познания мира. Наука пользуется наблюдениями за природой. Религия же опирается на то, что открывает нам Бог через своё слово (через Священное Писание), через чудеса».

Итак, наука опирается на объективные факты, а религия - на тексты религиозных книг. Получается порочный логический круг: в этих книгах изложены священные «знания», которым нужно верить, потому что они священные. Эти знания даны Богом? Но чем это можно доказать? Некто, например Моисей, утверждает, что с ним говорил Бог. Но не проще ли было бы предположить, что ему это приснилось? А может быть, он это сказал людям, чтобы придать высший авторитет сочинённым им самим десяти заповедям? Не очевидно ли, что предполагать иррациональные объяснения чего-либо можно лишь в том случае, когда рациональные исчерпаны? Надо вспомнить о «бритве Оккама»: здесь, как и во всех других случаях, идея богов или единого бога оказывается излишней, это та самая «дополнительная сущность», без которой, объясняя исследуемые явления, вполне можно обойтись, а потому и не следует её привлекать. В этом и одно из косвенных, но вполне убедительных свидетельств небытия бога.

Но никаких разумных аргументов в атеистической позиции В. Чаплин и М. Дунаев не признают. Атеизм, по их мнению, тоже зиждется на вере и только на вере - на вере в небытие Бога. Это - глубокое заблуждение. Утверждение о несуществовании богов или бога (в их теистическом понимании) вытекает из всей системы научных и научно-философских взглядов, да и просто здравого смысла. Не вера лежит в основе знания, а, скажем так, трудности процесса познания лежат (в частности) в основе веры.

Несколько слов о так называемых «чудесах», которые якобы доказывают существование бога. Стремясь принизить научное знание, разум, теологи то и дело ссылаются на ещё не решённые наукой проблемы. Но наука уже раскрыла множество тайн природы, дала человечеству огромные производительные силы. Спрашивается, откуда следует, что причиной великого множества религиозных «чудес» явился именно бог и не будут найдены естественные причины того, что на данный момент непонятно? Никаких доказательств на этот счёт нет и не может быть. Вера в это достигается лишь посредством внушения, знания же и разум здесь ни при чём.

В заключение ещё раз коснёмся вопроса о «разуме верующего», якобы высшем по сравнению с разумом учёного. Никакой другой «разум», кроме обычного человеческого, опирающегося на факты и строго подчинённого законам логики, в объективном естественном мире ничего не значит и, следовательно, объективно не существует. То же, что М. Дунаев называет «разумом верующего», оказывается при ближайшем рассмотрении более или менее хитрой софистикой, сотканной из логических ошибок и различных сознательных приёмов: непререкаемого тона, ссылок на «святые» авторитеты, явного или скрытого запугивания, апелляции к эмоциям, ложных обвинений в адрес науки и отдельных учёных и т.д. Все эти приёмы можно обнаружить в обсуждаемой статье. Здесь можно сказать лишь о некоторых.

Согласно автору, духовный мир может познаваться только верой, но не наукой. Но выражение «познание верой» бессмысленно. Если вы во что-то верите, то уже нечего познавать. Вера не есть орудие, средство познания, и ставить её по этому признаку рядом с разумом неправомерно.

Автор описывает нам некий горний мир. Но разве доказано, что этот мир существует, что он не является плодом особым образом настроенного воображения? Автор же категорично утверждает, что он существует, а значит, выдаёт желаемое или воображаемое за действительное, вводя таким образом в заблуждение своих читателей или слушателей (поскольку он, очевидно, то же самое говорит и своим студентам на лекциях).

Приравнивание положений веры к аксиомам в науке неправомерно, ибо аксиомы интуитивно выводятся из опыта, а затем подтверждаются теорией, если она согласуется с фактами и подкрепляется ими. Из каких фактов вытекает и какими фактами подтверждается существование «горнего мира», то есть сверхприродного «того света»? Автор голословно заявляет, что «вера» атеиста в несуществование бога (на самом деле это не вера, а здравый отказ от не способных ничего объяснить архаичных представлений) - его «произвольное допущение». Оказывается, атеист начисто лишён опыта, который есть у верующего, и поэтому он отрицает наличие такого опыта у других. На этом «основании» автор обвиняет атеизм… в обскурантизме! Вот как можно всё вывернуть наизнанку! Как говорится, с больной головы на здоровую. Если бы автор имел привычку заглядывать в словарь, он бы убедился, что обскурантизм - это «крайне враждебное отношение к просвещению и науке; мракобесие» (см. «Современный словарь иностранных слов». М., 1993. С. 418). Разве не М. Дунаев ограничивает и принижает науку, отводя ей в качестве резервации или гетто лишь «вещественный» мир и закрывая вход в мир духовный? Да, смешно было бы, если бы наука взялась изучать «горний мир» (утверждение о существовании коего не имеет объективного смысла), но именно наука изучает реальное человеческое сознание, в частности причины появления в нём фантастических, иррациональных представлений о некоем потустороннем мире. Конечно, для религии такое посягательство науки на её «святая святых» крайне нежелательно, и адепты веры воюют против этого, стремясь поставить науку «на место», что и делает М. Дунаев.

Как утверждает автор, «религия вовсе не против науки, но против научной идеологии, против претензий науки на обладание полнотою истины». Но это очевидное недоразумение, поскольку наука не претендует на «полноту истины». Она претендует на то, что открываемые ей знания в указанных пределах достоверны и надёжны (учёные говорят; воспроизводимы), поэтому их можно использовать на практике, для улучшения условий человеческого существования, и на них можно опираться в дальнейшем познании мира. Пытаться поставить науке какие-то границы - это и значит быть против неё. Как и организм, наука живёт, пока функционирует, то есть продолжает свою познавательную деятельность. Подлинной «идеологией» науки является философский материализм, точнее, научное мировоззрение, вытекающее из самой сущности научного познания и обосновывающее свойственное науке стремление к ничем не ограниченному исследованию мира во всех его проявлениях. Понятно, почему научное мировоззрение вызывает к себе враждебное отношение церкви, делающей при поддержке Министерства образования, т.е. государства, всё возможное, чтобы включить в школьные программы не научные, а вероисповедные предметы по православию. Вот это и есть обскурантизм в действии.

У автора получается, что люди, так сказать, «свыше» абсолютно разделены на две категории: на тех, кому дано испытывать «религиозный опыт», и тех, кому это не дано. Атеисты - это худшая категория, «низшая раса». Можно ли серьёзно относиться к такой «теории»? Конечно, нет! Верования бывают разными, зачастую противоречащими друг другу, но можно ли найти критерий, чтобы отличить истинные от ложных? Такого объективного критерия нет. Каждый просто скажет: мои верования истинны, потому что я их такими считаю, то есть потому что они мои. Очевидно, что подобный критерий ни для кого не обязателен. Что же это за разум, тем более «высший», если он не даёт достоверной и независящей от индивидуальных пристрастий истины? Нет, конечно, вера не является разумом, и у неё нет никаких логических оснований вступать в спор с действительным, в особенности с научным разумом. Как говорится, каждому - своё. Дело не в том, что атеисты не могут понять смысл религиозного опыта, а в том, что они в нём не нуждаются и он для них неприемлем, ибо они ясно сознают его несовместимость с разумным мышлением и научной картиной мира.

Религия возникла в первобытные времена как продукт «дологического», магического мышления, она всегда была и останется алогичной, иррациональной формой сознания, ибо такова её природа. Ничего нового современные религии не внесли, они так и остаются на уровне первобытного мышления, но всё так же претендуют на водительство человеческими умами. С точки зрения науки, это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Когда-то человек чувствовал себя в центре мира, над которым располагались сферы небесные, а его боги были непосредственно озабочены его существованием, нравственным совершенствованием и благополучием, им можно было служить и тем добиваться их особого благоволения. Сейчас учёные заглянули вглубь Вселенной на расстояния в миллиарды световых лет, Земля со всеми населяющими её существами - ничтожная пылинка по сравнению с такими масштабами… Нынешняя картина мира настолько несопоставима с детски-наивными мифами древности, что в них даже нечего и опровергать, достаточно осознать их место в истории человеческого развития. Поэтому Лаплас и Гинзбург - вовсе не «гордецы», как считает М. Дунаев, но просто трезвомыслящие люди. А вот М. Дунаев и иже с ним действительно обуяны гордыней, если полагают возможным указывать учёным, чем им следует заниматься, а чем не следует.

Религия, в данном случае православие, имеет известное социальное оправдание, поскольку она востребована частью населения - верующими, которым она необходима в качестве особого психотерапевтического средства. Она доставляет им утешение, примиряет с трудностями жизни, даёт надежду, хотя и иллюзорную. В этом же, впрочем, и её отрицательное значение, ибо она мешает им занять активную гражданскую позицию и отстаивать своё право на достойную жизнь в этом мире, на реальные счастье и справедливость. Во всяком случае, пока есть верующие, правомерно и существование религиозных институтов.

Но православие, как и любая другая конфессия, не является у нас государственной идеологией и не может, согласно Конституции РФ, навязываться гражданам в обязательном порядке. Претензия некоторых представителей церкви на то, чтобы диктовать свою волю науке и образованию не имеет под собой ни морального, ни правового, ни какого-либо другого разумного основания и является опасной для общества, ибо, если подобная тенденция возобладает, это неминуемо приведёт к существенному снижению интеллектуального потенциала общества, последствия чего будут катастрофическими. Ведь именно наука и вообще разум лежат в основе нормального существования и успешного развития любой страны, как и человечества в целом.

Попытка М. Дунаева принизить науку, чтобы защитить и возвысить веру, отталкивает здравомыслящих людей. Для науки нет и не может быть закрытых тем. Теология постоянно критикует науку. М. Дунаев хочет, чтобы эта критика была односторонней, чтобы учёные не смели и рта раскрыть, оспаривая те или иные религиозные догмы. К счастью, возврат к средневековью сейчас уже невозможен, хотя, как мы постоянно убеждаемся, попытки в этом направлении у нас делаются.

Борьба между наукой и религией неизбежна, но важно, чтобы она велась в цивилизованной, корректной форме. Остается пожелать, чтобы впредь так оно и было.

- 694.50 Кб

1) Вера выше разума. «не стремись понимать то, во что можешь верить, но верь в то, что можешь понять» Аврелий Августин

«Верю, чтобы понимать» Ансельм Кентерберийский

2) Разум выше веры. «Понимаю, чтобы верить» Пьер Абеляр

«Понимаю, но тем, кто не способен понимать, полезно верить»(теория двух истин) Аверроис (Ибн-Рушд)

3) Разум и вера не имеют ничего общего. «Верую, ибо нелепо» Квинт Септимий Тертуллиан

«Верую и понимаю» Уильям Оккам.

4) Гармония веры и разума. Фома Аквинский провозгласил тезис о гармонии разума и веры, которые не могут противоречить друг другу (а если такое противоречие обнаружено, то это значит, что мы просто ошиблись в рассуждениях). Объединяет все эти взгляды идея о том, что разум может и должен служить вере («Философия - служанка богословия»).

Подробнее;

1. Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский («Верю, чтобы понимать») и др. считали, что мы должны обладать верой для того, чтобы с помощью разума познавать мир и Творца

Человек обладает разумом и верой. Высшая истина воплощена в Откровении и дается человеку через веру, разум нужен человеку в первую очередь для того, чтобы глубже понимать истины веры. Отсюда знаменитый лозунг Ансельма, повторенный им вслед за Августином: «Верю, чтобы понимать!». Отсюда же стремление к рациональному истолкованию Откровения, воплотившееся в попытках доказать существование Бога, триединство Божие и т.д.

2. Пьер Абеляр и его последователи («Понимаю, чтобы верить») считали, что рациональное освоение мира приводит нас к вере. Исходным пунктом любого исследования Абеляр считал сомнение, и дело ученого состоит в том, чтобы, следуя путем разума, перейти от сомнения к истине. Это возможно только при последовательном и правильном применении диалектики (логики). Диалектический разум - это разум вопрошающий, находящийся в постоянном поиске, подвергающий сомнению даже утверждения Священного Писания, но с целью более глубокого его понимания. Диалектический разум, возвышающийся над обычным человеческим разумом, стремится приблизиться к Божественному Логосу. И поэтому диалектический разум способен осознать некоторые христианские истины, которые обычному разуму кажутся абсурдными (например, триединство Бога). Таким образом, разум является основой веры, отсюда знаменитый тезис Абеляра: «Понимаю, чтобы верить!» («Intelligo ut credam»).

Разум не является слугой теологии, у него имеются собственные методы и цели. Но, в конечном счете, деятельность разума, все его достижения служат более глубокому пониманию истин веры.

Абеляр: три вида разума

1) Божественный разум

2) Диалектический разум человека

3) Обычный разум человека

3. Фома Аквинский синтезировал первые две точки зрения. В частности, он провозгласил тезис о гармонии разума и веры, которые не могут противоречить друг другу (а если такое противоречие обнаружено, то это значит, что мы просто ошиблись в рассуждениях).

Знание и вера, разум и Откровение находятся в состоянии гармонии, дополняют друг друга и не противоречат друг другу. Говоря о религиозных истинах, полученных человеком через Откровение, Фома подчеркивает, что некоторые из них, например, о триединстве Бога, не доступны для человеческого разума; в этом случае человек может только верить. Другие же истины, скажем, о том, что Бог существует, вполне доступны разуму, и с помощью нашего разума мы можем их анализировать и доказывать. Но в то же время разум может ошибаться, и когда философские идеи противоречат Откровению, то, значит, философы не правы.

4. Мусульманский философ Аверроис (Ибн-Рушд) предложил для решения проблемы знания и веры теорию «двух истин». Согласно ей истины науки выше истин религии, но истины науки способны понять немногие, для всех же остальных религиозные идеи полезны, поэтому они имеют право на существование и их не стоит публично опровергать.

В своей работе «Согласие религии и философии» Ибн-Рушд выдвинул и разработал оригинальную концепцию «двух истин», или «двойственной истины», сыгравшую в дальнейшем большую роль в истории философии.

Он пишет, что Откровение не только не осуждает философские рассуждения, но, по сути дела, требует их от нас, ибо мы должны изучать природу вещей для того, чтобы воспарить мыслью к Творцу всех этих вещей. Но нельзя требовать создавать философию из ничего, философия - это древняя наука, и поскольку особую роль здесь сыграли греки, следовательно, необходимо изучать греческую философию.

Кроме того, Коран требует от нас наблюдать и истолковывать природу с помощью разума, чтобы постичь Творца. Но любое умозаключение есть результат размышления, следовательно, мы должны знать логику.

Выводы, к которым мы приходим в процессе рассуждения, могут противоречить буквальному смыслу Корана, который в таких случаях нуждается в аллегорическом истолковании.

Но если с помощью разума мы можем постичь Бога, т.е. высшую истину, то зачем нужно Откровение?

Ибн-Рушд делит людей на три класса в зависимости от того, какие аргументы они способны воспринять.

А) Простые люди, руководствующиеся воображением, а не разумом; их можно убедить только с помощью риторических аргументов. Так,какого-нибудь кочевника не убедишь философскими доводами (которые он не понимает), что нехорошо грабить и убивать других людей. Но, используя Коран (т.е. Божественное Откровение), такому кочевнику можно внушить, что за нехорошее поведение Аллах накажет еговечными муками в аду.

Б). Люди, открытые для диалектических рассуждений; они хотятбыть уверенными, что ничто из того, чему учит Откровение, не противоречит естественному разуму, и им нужны основания, почему надо верить в это, а не в то. Функция теологии в том и состоит, чтобы находить диалектические оправдания, с помощью которых картина мира и смысл человеческого бытия, данные нам в Откровении (в Коране), покажется более истинными, нежели какие-либо другие. Если бы теологии не было, эти люди остались бы и без философии (им не доступной), и без Откровения.

В). Ученые (философы), которых ничто не может удовлетворить, кроме необходимых доказательств математики и метафизики.

Ученые благодаря деятельности их разума постигают высшую истину бытия. Так, они пришли к выводу: неверно, что мир сотворен Богом из ничего, мир существует вечно, и он есть результат взаимодействия Первоформы и Первоматерии. Но, зная эту истину, философы понимают, что для всех остальных людей учение о Боге есть лучшая замена философской истины.

Отсюда следует учение о двух истинах: одна подлинная - философская, а другая - религиозная, являющаяся заменой философской для всех других людей. О философских истинах не философам лучше ничего не говорить.

5. В XIII-XV вв. теория двух истин получила распространение в Европе: Сигер Брабантский, Дуне Скот, Уильям Оккам отстаивали точки зрения, что разум и вера не имеют ничего общего и разум ничем не может помочь вере. Принцип «Бритва Оккама»: надо отбросить или отсечь, как бритвой, все фантастичесокое и сверхъестественное при объяснении действительности и понять ее безо всяких вымыслов о потустороннем и мистическом)

Особой остроты достигала полемика по вопросам: существует ли мир вечно или же он был когда-то сотворен? Бессмертна или смертна индивидуальная человеческая душа? Существует ли свобода воли или любой человеческий поступок определяется Богом?

10. Человек и государство в утопических моделях античности и эпохи Возрождения

Античность (приблизительно 5 вв. д.н.э.)

По произведениям Платона - "Государство" и "Законы" идеальная государственная система, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. К ним он относит следующие задачи:

Защита государства от врагов,

Осуществление систематического снабжения граждан,

Развитие духовной культуры общества и граждан.

В выполнении этих задач состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи, правящей миром.

П. считал, что возможно три типа идеального гос-ва: монархия, аристократия (наилучшая форма правления по П.), демократия. Им он противопоставляет их отрицательные типы: тирания, олигархия, демагогия.

Идеальное государство, согласно Платону, должно быть построено на принципе справедливости. Исходя из справедливости, каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда и нравственными задатками. Низший общественный разряд составляют производители - это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины - стражи и правители - философы.

Идеальное, а тем самым благое государство обладает следующими четырьмя добродетелями, три из которых присущи трем сословиям общества соответственно, а именно: мудрость - правителям и философам, храбрость - воинам, стражам, умеренность - всему народу. Четвертая добродетель характерна для всего государства и выражается в том, чтобы "каждый делал свое" (занимался своим делом - Платон считает, что "многоделание", т.е. стремление заниматься не свойственной его сословию деятельностью, причиняет огромный ущерб государству).

Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полное подчинение личности государству.

Аристотель отвергает проект "идеального государства" Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев.

Аристотель выделял следующие формы государства: монархию, аристократию, политию (наиболее совершенная форма – смесь аристократии и демократии) (это все нормальные формы) и тиранию, олигархию, демократию (ненормальные).

"В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина -.наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше".

Западноевропейские возрождение (15-16 вв.)

Макиавелли. Произведение «Государь» посвящено созданию благого государства, сильного и могущественного, способного противостоять натиску иноземцев. Критерии правильности государственного ведения дел является польза и успех любыми средствами. Религия и мораль должны быть подчинены политике. Идея диктатуры неограниченной власти. Для достижения поставленных высоких целей государь имеет право использовать любые средства, даже принадлежащих к числу аморальных. Государь – это разумный политик, применяющий те правила политической борьбы, которые ведут к успеху. К ним относятся, в частности, умение быть недобродетельным, использование добродетелей по мере необходимости. М. Оправдывает «великолепную месть», «доблестное предательство», жестокость и насилие, если они совершаются в интересах государства.

Томас Мор (изобретатель «Утопии»). «Утопия» - некий проект, в котором этический идеал всеобщности противостоит индивидуалистическому себялюбию и ведет к восстановлению «естества» - истинной человеческой природы. Организация производства носит семейно-ремесленный характер. Полное социальное равенство. Отсутствие денег, а следовательно, и расслоения общества на бедных и богатых.. Народ организован по семьям (численностью до 40 человек). Семьи – по филам (до 30 семей). Филом руководит филарх, 10 филами – протофиларх. (Общность имущества при сохранении патриархального родительского авторитета). Сохранение религиозных верований, но отличных от христианства. (счастье заключается в честном и порядочном удовольствии).

Проект нового общества Томмазо Кампанеллы представлял «Город Солнца». Реформа мира и освобождение от зла. Картина совершенного государства в христианско-коммунистическом ключе. В нём главенствуют священники-философы во главе с папой = идеалом.

Форма города весьма специфична: сплав идей духовного обновления, магии и астрологии. Магия – практическое искусство, основанное на идее одушевленности мира. Город имеет форму пирамиды из колец, число которых равно числу планет солнечной системы и составленных таким образом, чтобы принимать благоприятные импульсы, исходящие от неба (солнце – видимый Бог, символ Разума).

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

В данной статье я хочу познакомить вас с частью человеческого сознания, которую я называю «Высший разум». Некоторые называют эту часть «Высшее Я» или «Духовное Я».

Высший разум является энергетическим аспектом личности, который проектируется из вашего физического тела в виде антенны и соединяется с единым полем энергии.

Единое поле энергии - это именно то, что ученые надеются полностью изучить и описать в один прекрасный день Единой теорией поля, однако подходящей математической модели...

Что такое личность?
Ответ:
Нельзя назвать личностью любого человека, даже если он сам себя так величает. Личность он или нет – определяют люди, которые также не всегда справедливы в оценках. Личностями сейчас стали называть тех, кто имеет власть, деньги, яркую экстравагантную внешность, длинный язык, уверенный тон, наглый напор.

На самом деле, личность – это человек глубокого ума, хорошего образования, устоявшихся твёрдых взглядов, честных правил, чистой души. Человек, без страха...

Вопрос: Возможно ли перейти к отдаче без всякой боли и страданий?

Ответ: Да. Можно совершить такой переход без страданий, если он происходит под влиянием окружения.

Окружение способно внушить мне стремление к любой, даже самой нереальной цели.

Если все вокруг будут о ней думать – я тоже начну стремиться к ней.

И тогда мне будет совсем не трудно ценить свойство отдачи, как большое вознаграждение, вместо сегодняшнего эгоистического получения, - при условии, если окружающие будут так...

Что такое человек?

Ответ:
Человек – это совокупность данного Высшим Разумом и приобретённого личным трудом. Человек как личность во многом обязан и самому себе, собственному желанию развития, силе воли, трудолюбию, желанию узнать больше доступного, росту духовности и нравственности.

В сравнении с другими земными созданиями человек в своих поступках имеет право выбора. Поэтому человека нельзя назвать марионеткой, которой можно управлять. В большей степени человек сам определяет пути своего...

Когда мы анализируем слово разум (reason), это открывает для нас широкое поле мысли. Во первых, каждый творец добра и каждый, совершающий зло, имеет причину для поддержки своего действия. Когда два человека ссорятся, каждый говорит, что он прав, потому что у каждого есть на это своя причина.

Может быть, для третьего человека причина одного может показаться более разумной, или, возможно, он скажет, что они оба не имеют причин, а что правда и разум на его стороне. Все споры, аргументы и...

Энергетическое воздействие на тонкие тела человека осуществляется как из Космоса, так и непосредственно людьми. Рассматривая потоки космической энергии, следует в первую очередь остановиться на энергиях Абсолюта. Изучая различные гипотезы об энергетической структуре Абсолюта достаточно сложно сделать правдоподобное заключение о реальных физических механизмах его функционирования в четырехмерном пространстве - времени.

С определенной долей уверенности можно говорить лишь о том, что...

Разум. Что же это такое с космической точки зрения? Разум - это индивидуальное сознание, идущее в настоящий эволюционный момент только своим путем. Закон Космоса гласит: " Каждое сознание имеет право на свое мышление и свою точку зрения".

Этот закон именуется законом Свободной Воли. Каждое индивидуальное сознание, находящееся в любом теле, находится на своем месте, на своей эволюционной ступени. И ее опыт отличен от опыта другой сущности. Поэтому так часто мнения людей не совпадают между...

Часто люди молятся разным богам, призывают разных Учителей с просьбами о помощи и руководстве. Но почему-то забывают о том, что у каждого из нас есть свой персональный Бог – наше Высшее Я. И именно оно для нас ближе всех, именно в нем есть информация обо всех наших воплощениях и обо всех задачах и уроках этой жизни.

Именно оно знает о нашей миссии, данной на это воплощение, и о том, каким образом нам надо действовать, чтобы реализовать ее в нашей жизни. Источник - Эзотерика. Живое Знание...

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");

практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделеналогика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

Не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

Существуют только единичные и конкретно определенные веши;

Данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;

Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого - высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

Сущность (субстанция);

Количество;

Качество;

Отношение;

Положение;

Состояние;

Действие;

Страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

Реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

Потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное;

Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

6. Носителем сознания, поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

Растительная душа;

Животная душа;

Разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

По биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

Отличается от животных наличием мышления и разума;

Имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество - потребность жить в коллективе - приводит к возникновению общества - большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

7. Аристотель выделяет шесть типов государства:

Монархия;

Тирания;

Аристократия;

Крайняя олигархия;

Охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

Внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

Выделил 10 философских категорий;

Дал определение бытия через категории;

Определил сущность материи;

Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

Внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения)

    Основные этапы развития средневековой философии

1. Апологетика. (2-4 век)- это защита христианства от язычества и рационализма античной философии. Апологетика получила развитие в Древнем Риме, когда христианство было гонимым. Апологеты стремились показать величие христианства и доказать, что языческие верования нелепы, а античный рационализм неистинен. Только вера в единого бога дает человеку свет истины, спасение души и божественную благодать. Единственной философией является только теология. Христианство намного превосходит абстрактную мудрость греков и римлян, а вера и разум несовместны. Крупнейший представитель Тертуллиан (что выше: академия или церковь, Афины или Иерусалим?). Академия и Афины - символы разума; церковь и Иерусалим - символы веры. Тертуллиан также противопоставил Иисуса, как воплощение веры и Сократа, как воплощение разума. «Верую, ибо абсурдно». Разум и вера абсолютно несовместимы: то, что для разума абсурдно для веры истина. Вера принимает все, от чего отрекается разум. Вера не нуждаетсяв помощи разума и логических доказательствах.

2. Патристика(5-10 век) - это философия «отцов церкви» - наиболее авторитетных богословов. Патристика развивалась в то время, когда христианство в Европе утвердилось и, защищать его, как делали апологеты, необходимости не было. Возникла другая задача: разработать целостное христианское понимание мира и человека. В патристике был обоснован теоцентризм и его проявления в разных разделах философии. Патристика разделилась на две ветви (восточная -византийская с православной традицией - Василий Великий, Григорий Богослов и западная -латинская с католической традицией - Боэций, Аврелий Августин). Боэций перевел на латынь многие труды Аристотеля и познакомил средневековых философов с логикой Аристотеля. Главный труд - «Утешение философией» - философия не просто учение, а образ жизни; среди текучести житейских дел человеческий дух свободен; оправдание бытия, несмотря на любые страдания. Августин был крупнейшим представителем патристики и всей средневековой философии. Основные труды «Исповедь», «О граде Божьем». Как и апологеты, Августин считал, что вера выше разума. «Верую, чтобы понимать, истина может быть найдена только в откровении». Догматы веры не могут быть предметом критики со стороны разума. В отличие от апологетов Августин считал, что у разума все-таки есть роль: разум может укрепить веру путем доказательства бытия Бога. Само понятие о Боге, как совершенном существе, уже предполагает его существование. Любое понятие что-то обозначает, следовательно, если мы пользуемся понятиемБог, то и это понятие обозначает что-то реальное.

3. Схоластика. (11-14 век). 1) это идеальная философия, т.к. она преподавалась в университетах; 2) назидательная, поучающая философия; 3) это философствование в рамках толкования текста Библии; 4) тип религиозной философии, для которой характерно подчинение разума догматам веры, но при этом логические средства разума использовались для обоснования веры. Принцип схоластики - философия - служанка богословия. Схоласты считали, что знание делится на два уровня: сверхъестественное знание (Библия и принимается на веру), естественное (в трудах отцов церкви и воспринимается с помощью разума). Сократ считал, что истина человеку в готовом виде не дана, и ее надо искать; схоласты считали, что истина уже есть в Библии, следовательно, задача: надо из Библии извлечь всю полноту божественных истин и применить их к жизни людей. Толкование Библии осуществляется с помощью логики Аристотеля, в особенности применялся метод дедукции. Крупнейший представитель схоластики - Фома Аквинский; Главный труд «Сумма теологии», в нем было завершено построение христианского мировоззрения, а также обобщено развитие схоластики. Фома разработал теорию гармонии веры и разума. Разум и вера познают одно и то же - Бога, но разными путями. Вера опирается на откровение, разум - на доказательство. Поскольку цель общая, между разумом и верой должно быть согласие. Роль разума в этом союзе: он может укрепить веру. Фома выдвинул 5 доказательств бытия Бога. Если доводы разума будут противоречить догматам веры, то предпочтение отдается догматам веры. В схоластике имел место спор об универсалиях (общих понятиях). Понятия даны нам Богом или выработаны нашим собственным разумом. (ТАБЛИЦА) Фома Аквинский в данном вопросе считал, что общие понятия существуют тремя способами: до вещей в уме Бога, в вещах в качестве их сущности, после вещей в уме человека. Крайний реализм опирался на учение Платона об идеях. Крайние реалисты обосновали теорию скрытых качеств вещи. Все вещи имеют две группы качеств: видимые случайные свойства; внутренние сущности, скрытые качества, идущие от Бога. Номинализм, (особенно крайний) содержал сильную материалистическую тенденцию, а также способствовал отделению философии от богословия. Эта тенденция начала проявляться в 14 веке в поздней схоластике. Возникла идея, что философия может быть автономной от богословия (теория двойственности истины, Иоанн Дунет Скотт, Уильям Оккам). Богословие имеет своим предметом Бога, опирается на веру и откровения. Философия содержит теоретическое знание и опирается на доводы разума: философская истина не обязательно должна подчиняться богословской. Знание может иметь естественный, объективный характер и быть свободным от религиозной окраски. В дополнение к ней был обоснован принцип «Бритва Оккома»: «сущности не следует умножать без необходимости». Эта идея была направлена против теории скрытых качеств и означала, что всё непроверяемое в опыте и несоответствующее интуиции должно быть из мышления устранено. Английский философ Роджер Бэкон полагал, что главным методом познания природы должен быть эксперимент.

    Философия Августина и Ф. Аквинского

Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Первоначальная фаза (4-8 вв.) христианской философии - период патристики (от лат. pater - отец) - общее название литературы, написанной отцами церкви, защищавшими христианство от «язычников», евреев, государственной власти и античной философии.Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин, или Августин Блаженный (354-430). Его мировоззрение было теоцентрическим. Бог - высшая сущность, единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, первопричина любого существования и всех изменений в мире. Человек ничего не может изменить в своей судьбе. Августин признавал превосходство человеческой души над телом. Душа есть только у человека, душа, а не тело познает Бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения.Августин так же обосновал концепцию «Теодицеи » (оправдания Бога): Бог творит только добро. Зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю.

По Августину, чувственное познание не может нас привести к истине. Человек воспринимает божественные идеи. Отсюда Бог является наиважнейшим предметом познания и в то же время и причиной познания , он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. В проблеме о соотношения веры и разума Августин провозгласил формулу «верю, чтобы понимать ». Вера предшествовала пониманию. Истину о Боге может познать не разум, а вера.

Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории . Все происходящее в мире определяется борьбой двух царств - Царства Божьего и Царства земного . В первом царстве обитают праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором - те, которые забывают о Боге. Августин подверг критике в обществе все, что связано с земным царством. Смысл и предназначение истории - победа христианства во всемирном масштабе. Этот тезис фактически обосновывал линейную концепцию времени (прогресс) как преодоление его циклического понимания в период античности.

Этап средневековой философии от VIII до XIV-XV столетий называют эпохой схоластики (от lat. schola-школа).Задачей философии было поиск рациональных путей доказательства всего того, что провозглашала вера. Философия стала «служанкой теологии ». Метод схоластической философии - не в поиске истины, которая якобы уже дана в откровении, а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т. е. философии. Наиболее ярким и крупным представителем средневековой западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225-1274).

Главная заслуга томизма (от lat. Thomas-Фома) - разработка проблемы соотношения веры и разума в познании . В период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Фома создал учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума : и вера, и разум не исключают, а дополняют друг друга . Однако вера принимает истину, прежде всего истину о существовании Бога-творца, разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже таких истин, как бытие Бога, таинств христианской веры (например, триединство, воскресение и т. д.). Хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все. Истины сверхъестественные, такие, как божественное откровение, благая весть содержатся только в вере. Поэтому вера выше разума. Тем не менее, Фома Аквинский по сути оправдывает разум (разум подкрепляет веру), отмечая, что у неграмотного и дремучего человека и вера неистинная, ненастоящая.

Особое внимание Фома Аквинский уделял рациональным доказательствам существования Бога . Главный труд Фомы «Сумма теологии» содержит пять доказательств , которые взаимно связаны друг с другом:

1. Мир есть движение, каждая вещь имеет свой источник движения, но эта цепь не может быть бесконечной. Первопричина движения -Бог. 2 . Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная, начальная первопричина - Бог. 3. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность, которой подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость - Бог. Творец законов - Бог. 4. В мире наличествуют разные степени совершенства. Должна существовать наивысшая степень совершенства. Образец, мерило совершенства - Бог. 5. Мир целесообразен, исполнен глубинного смысла. Все в мире имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи и цели. Таким источником может быть только Бог.

Согласно томистской этике , предпосылкой нравственного поведения Аквинат считает свободу воли. Смысл жизни видится им в счастье, которое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как познание и созерцание Бога.

3. Проблема соотношения общего и отдельного .

Активное обсуждение в средневековой философии предельно широкой категории-бытия Бога, вывело на проблему соотношения общих, абстрактных понятий -универсалий, и единичных вещей: «Что такое общее? Это только слово, термин? Или же общее существует реально, само по себе?»Номиналисты (от лат. nomen - имя)-Иоанн Росцеллин, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, - считали, что истинны, значимы только конкретные понятия, отражающие отдельные, единичные вещи. Так, например, существуют отдельные белые вещи - кролик, сахар, простыня, но понятие «белизна» - лишь шевеление губ, сотрясение воздуха. Поэтому номинализм представляет собой учение, полагающее, что общее существует только в уме человека.

Философы-реалисты (от лат. realis - реальный, действительный), в частности, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский , напротив, считали, что реальны, первичны, наиболее значимы общие понятия - универсалии, а единичные вещи и соответствующие им понятия вторичны, производны от понятий общих. Универсалии существуют всюду и везде. Цвет вообще выше отдельного цвета. Человечество выше человека. Святость выше отдельного святого. Бог выше всякого отдельного существа.Позиция Фомы Аквинского, как и всей католической церкви, была обусловлена тем, что для господствующей философии исходным, базовым было общее, универсальное, предельно абстрактное понятие «Бог». Номинализм же, принижая значение универсалий, ставил под сомнение существование и роль Бога. Поэтому номиналисты жестоко преследовались католической церковью. Особую позицию в споре номинализма и реализма занимал Пьер Абеляр , утверждая, что универсалии существуют в вещах. Такую позицию назвали концептуализмом .

    Характеристика основных школ философии Возрождения.

Философия эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17).

Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.

2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.

3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).

5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е. освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да Винчи).