Развитие ребенка в играх с правилами. Специфическое развивающее значение игр с правилами

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определœенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

Учитывая зависимость отхарактера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли (ʼʼКошки- мышкиʼʼ, ʼʼМагазин сувенировʼʼ), и бессюжетные (ʼʼПалоч­ка-выручалочкаʼʼ, ʼʼЧто изменилось?ʼʼ и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та͵ выигрывать. Но данный игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определœенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчинœенным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо указывал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.

В планеморального развития Д. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеетсядвойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, ʼʼзасаленногоʼʼ ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: ʼʼПомоги Артему завязать шарфʼʼ; ʼʼПомоги Лизе убрать кубикиʼʼ. Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды (ʼʼЧье звено скорее построит дом?ʼʼ, игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре ʼʼНазови растениеʼʼ). Ценно и то, что ребенок пытаетсяса­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольниковспособности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождаетстремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

ИГРЫ С ГОТОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ И ПРАВИЛАМИ

Игры с правилами прочно вошли в жизнь детей и являются элементом детской субкультуры.

Они сопровождают жизнь ребенка от дошкольного до подросткового возраста. В последнее время игры с правилами стали активно использоваться и взрослыми, - это различные деловые, компьютерные, развивающие игры. Некоторые игры передаются из поколения в поколение («Классики», «Краски», «Казаки-разбойники» и др.), являются принадлежностью культуры определенного народа («Ладушки», «Сорока-ворона» и др. - русского; «). Несмотря на разнообразие вариантов, игры с правилами сохраняют стабильную форму и базовую структуру. Не случайно высок интерес к ним со стороны педагогов и психологов, этнографов и историков, математиков и философов.

Игры с правилами считают активной деятельностью, доставляющей детям удовольствие и радость. Это объединяет их с другими видами игр и развлечений. Многие исследователи выделяют отличительные черты игр с правилами. X. Шварцман к ним относит организованную формализованную структуру, состязательный характер, наличие критериев для определения победителя (выигравшего) и соглашение относительно правил. И. Ивич важной отличительной чертой считает наличие формализованных правил, которые носят безличный, договорной и обязательный характер для всех участников игры. Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова подчеркивают важность двух наиболее общих характеристик: формализованных правил и состязательных отношений. По их мнению специфические черты игры с правилами особенно ярко можно обнаружить при сопоставлении с сюжетно-ролевой игрой.

Игры с правилами - это всегда совместная деятельность, а сюжетно-ролевая может носить индивидуальный характер.

Отличительной особенностью игр с правилами является наличие правил, которые имеют формализованный и обязательный характер. Н.Я. Михайленко выделяет три вида правил. Первый - нормативные, которые регулируют совместную деятельность детей и позволяют реализовать в игре принцип справедливости. Второй - собственно игровые правила, определяющие действия участников игры. И третий - правила установления выигрыша или определения победителя игры. В сюжетно-ролевых играх также присутствуют правила, но они носят скрытый характер и вытекают из роли. Правила здесь связаны с пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации. Для каждого участника игры действия партнера всегда многозначны. Они могут изменяться по ходу игры.

В игре с правилами действия участников реальны и однозначны, а в сюжетно-ролевой - носят условный, замещающий характер и внешне неоднозначны.

В игре с правилами заранее задан конечный результат. Его смысл заключается в определении первенства одного из играющих, т. е. выигравшего. Оно осуществляется на основании сопоставления результатов каждого участника игры. Критерии выбора победителя закладываются в правилах, которые устанавливаются до ее начала самими детьми или взрослыми. Без них игра не может начаться. Стремление к выигрышу побуждает детей начинать игру вновь и вновь. Таким образом, выигрыш является одновременно завершающим моментом игры и началом её следующего кона. В сюжетной игре нет заранее заданного результата. В ней осуществляется поступательное развертывание сюжета, которое завершить принципиально невозможно. Окончание игры произвольно и зависит от желания детей.



В играх с правилами отношения детей носят состязательный характер, а в ролевых - соподчинения, сопричастности смыслу действий партнера в каждом шаге игры или независимые действия каждого.

По мнению Н.Я. Михайленко, центральной характеристикой игр с правилами является результат - выигрыш. В нем, как в фокусе, собираются все специфические черты данного вида игр: и состязательность, и безличное, обязательное правило, и цикличный характер деятельности. Именно выигрыш придает ей игровой характер своей неожиданностью, непредсказуемостью. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения и действий с дидактическими игрушками и материалами.

Специфическое развивающее значение игр с правилами

В психолого-педагогических исследованиях установлено значение игр с правилами для физического, умственного, сенсорного, речевого, музыкального и др. развития детей (Терехова, Л.А. Венгер, Л.В. Артемова, Н.М. Аванесова, 11111111). Оно осуществляется за счет содержания и материала, на котором строится каждая игра. Однако, особенные, отличительные черты игры с правилами позволили установить ее специфическое развивающее значение (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).



Наличие правил и обязательный характер их выполнения создают условия для развития у детей нормативной регуляции поведения. Поскольку игра является совместной деятельностью, то правила должен выполнять каждый ее участник. Состязательный характер и условия определения победителя побуждают детей контролировать соблюдение правил всеми участниками игры. А это способствует взаимной нормативной регуляции. Таким образом, осуществляется морально-нравственное развитие детей, формируется произвольность их поведения.

В играх с правилами создаются условия для проявления у дошкольников нравственных качеств личности - справедливости, честности и др. В играх с правилами возникают моральные мотивы (помочь товарищу). А.Н. Леонтьев отмечал, что «моральный момент содержится в деятельности самого ребенка, т.е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции» (). Состязательный характер отношений позволяет развивать стремление к успеху в достижении результата, умение сопоставлять свои возможности с возможностями сверстников. Соответственно, создаются условия для познания себя через других с помощью самостоятельно выработанных критериев. Таким образом игры с правилами создают условия, в которых впервые появляется самостоятельная, сознательная оценка ребенком своих возможностей, умений (А.Н. Леонтьев).

В ходе игр ребенок приобретает опыт переживания временной неудачи и принятия успеха сверстника. Этот опыт поможет ребенку достойно выходить из фрустрирующих ситуаций в дальнейшем.

В играх с правилами дети учатся взаимодействовать со сверстниками: обсуждать ход игры, распределять роли, корректировать свои действия, отстаивать мнение и т. д. Выполняя игровые правила, они осваивают типичные схемы взаимодействия игроков: одновременные и последовательно-поочередные действия, обмен функционально-распределительными действиями внутри группы и между командами. (Н.Я. Михайленко, Н.И. Кустова, Л.С. Карташова).

MicrosoftInternetExplorer4

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №17 «Семицветик»

городского округа город Фролово

Воспитатель: Жужа Надежда

Дмитриевна

г.Фролово

2016г.

Характеристика игр с правилами как совместной деятельности детей. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтомувоспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностейпроисходит, прежде всего, в игре...

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики».

В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности,умственного и физического усилия.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.

В играх с правилами действия ребёнка и его отношения с другими участниками игры определяются правилами. Игровые правила это особого рода предписания, определяющие функции и задачи каждого участника, последовательность и содержание игровых действий.

Игра с правилами – это всегда совместная деятельность детей, в отличие от сюжетной игры, она не может быть индивидуальной, она всегда предполагает партнёров. Поскольку правила в игре имеют силу закона, они должны неукоснительно выполняться всеми. Правила безличны, формализованы и обязательны для всех – независимо от того, придумывают их сами играющие (договорившись, как нужно играть), или же они уже берутся в готовом виде. Обязательность правил для всех участников связана с совместностью действий детей – только соблюдая их, дети могут играть.

Ещё одним важным отличием игры с правилом является её результат, т.е. выигрыш.Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила и превзойти (опередить) партнёров. При этом важен не результат каждого сам по себе, а его сравнение с результатами других, первенство одного из играющих, которое опять же определяется правилами (например, выигрывает тот, кто раньше прибежит, или дольше будет бегать в кругу, или кто лучше спрятался). Однако выигрышем одногозавершается только один цикл игры, но не сама игра. Каждый проигравший может в следующий раз достичь лучших результатов и выиграть. Продолжение игры – это повторение такого же цикла, который вновь заканчивается выигрышем. Цикличность, повторяемость игровых действий – ещё одна отличительная особенность игры с правилом.

Игры с правилом могут быть самые разные. В педагогике выделяютдве большие группы игр с правилами:

Подвижные игры. Типичными примерами таких игр являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр.

Дидактические. Дидактические игры, в свою очередь, делятсяна

настольные игры (лото, домино, «гусёк», шашки и др.), словесные игры («садовник», «испорченный телефон», «Съедобное-несъедобное» и пр.)

Несмотря на явные внешние различия видов игр, в каждой из них есть противоборство: поочерёдное соревнование всех играющих (как, например, в лото) или водящего и противостоящих ему участников (как в салочках и жмурках).

Игры с правилами могут быть очень простыми, включать всего одно

или два правила. Например, игра в салочки: водящий должен догонять

убегающих и осаливать их; тот, кто «осален» становится водящим. Но есть и сложные игры, основанные на целой системе правил, как бы особом своде законов игры. Такой сложной игрой являются всем известные классики. Сложная система правил имеется и в играх со скакалкой, с мячом. Все эти игры требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его решение задачи, выполнение правил.

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их

осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами - это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа - между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества - между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку "выйти" из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребенок играет в "колдунчики". Он убегает от "колдуна" и, кроме этого, может "рассалить", "оживить" уже заколдованного. Сделать это малышу бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения - особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохоехорошим, страшное смешным.

Таким образом, игра с правилами, наряду срежиссерской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, - необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте.

Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети "заболевают" видеоиграми, компьютерными играми. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.

В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы. Для взрослого же это отличная возможность наблюдать за уровнем взаимодействия и выделять некоторые тревожные знаки.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры, старшим же нравятся такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость и т.п.

В последнее время появилась тенденция к замене подвижных игр спортивными занятиями. В какой-то мере это нормально, если учитывать рост уровня физической культуры населения. Однако игра должна оставаться игрой – увлекательным разнообразным занятием. А спорт подразумевает однообразные оттачивания определенных навыков и движений. Спорт стал престижнее игры. А между тем подвижная игра отражает педагогический талант целого народа, и в ней заложено много смысла. Предположим, у нас есть мальчик, талантливо играющий в футбол в роли нападающего. Он уже вряд ли станет вратарем или защитником. Таким образом, появляется однобокость, негибкость развития. Лапта или вышибалы – это одни из любимых игр, но футбол в данном случае становится единственной.

Дидактические игры строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей, а также организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют. Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания.

Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых

действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие "наказание" за нарушение других правил и совершенно других действий. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество игр, направленных на систематизацию знаний.

В процессе дидактической игры совершенствуются познавательные процессы ребенка. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. В некоторых словесных играх совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация. В целом ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует длительной концентрации внимания, имеются специальные игры, развивающие внимание.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Дидактическая игра – это средство всестороннего развития ребенка. Причем, учитывая, что игра – это всегда увлекательное занятие, она вызывает непроизвольное внимание, что существенно облегчает восприятие новых навыков и не перегружает ребенка. Выходит, вместо того, чтобы заставлять ребенка заниматься неинтересной ему деятельностью, можно попытаться представить эту деятельность в виде увлекательной игры.

Следует отметить, что сложность игры должна возрастать по мере взросления детей. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, усложнить задачу.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Игры с правилами в противовес творческим иногда называют закрытыми, поскольку возможности дошкольника модифицировать такие игры ограничены. Большинство из этих игр разрабатывается взрослыми, которые организуют соответствующую деятельность детей.

Подвижные игры дошкольников часто называют "школой произвольности". Они привлекают детей своим динамизмом, возможностью физической активности, в то же время оказывают важное влияние на развитие их психики и личности. Подвижные игры относятся к группе игр по правилам, их компонентами выступают игровые действия, определенное оборудование (мяч, обруч, флажок и т.д.), роли и сюжет. С такими играми детей знакомят взрослые. Впоследствии дети, хорошо усвоив правила, по собственной инициативе разыгрывают их. Правила составляют важное условие проведения подвижных игр, благодаря которой от ребенка требуется соответствующая регуляция своего поведения. Приобретение навыков саморегуляции становится основой для развития у ребенка произвольности как черты его личности. Например, в игре "Волк и козлята" нужно внимательно следить за поведением и намерениями "волка", а кто этого не умеет - попадет в его лапы.

Подвижные игры оказывают развивающий влияние и на другие стороны психики и личности ребенка. В их процессе формируются важные интеллектуальные качества: наблюдательность, внимательность, воображение, память. Снижение внимательности ведет к проигрышу. Ребенок должен заранее представлять действия партнеров по игре, чтобы вовремя "спрятаться", "замереть" и другие. В течение игры нужно помнить ее правила. В подвижных играх происходит совместная игра детей, благодаря чему возникают мотивы соревнования, соперничества, стремление к лучшим результатам. Дети учатся играть в команде, то есть учитывать действия своих товарищей, их успехи и ошибки, помогать им, радоваться их успеху, переживать гордость за достигнутые результаты.

Дидактические (учебные) игры позволяют приблизить процесс обучения возрастным особенностям дошкольника. В них тесно переплетаются игровая и учебная цели, сочетается игровая и познавательная мотивация. Ребенок переживает интерес и удовольствие в процессе таких игр. Так, как и обучение, дидактическая игра позволяет обогатить знания детей и закрепить их в ходе выполнения различных игровых задач. Инициатива в таких играх изначально принадлежит взрослому, разрабатывает правила, обеспечивает игровой материал, привлекает детей к игре. Разыгрывание дидактических игр детьми под руководством взрослого выступает одновременно как особая форма взаимодействия взрослого и ребенка, имеет ведущее значение в умственном воспитании дошкольников. Дидактические игры выступают, прежде всего, "школой ума", развивая интеллектуальные процессы дошкольников: способность различать, объединять, группировать, наблюдать подобное.

В дидактический играх также присутствуют сюжет и роль, однако здесь они имеют второстепенное значение, выступают как необязательные компоненты. На первый план выходят дидактическая и игровая задачи, правила, игровые действия на основе выполнения определенных умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, аналогии), результат и дидактично игровой материал.

Для взрослого, который организует дидактическую игру, главной целью выступает - учебная. Для ребенка она скрывается за игровой. Ее привлекает возможность поиграть, получить удовольствие при выполнении определенных задач, входящих в содержание игры. В то же время с возрастом дети начинают понимать учебный эффект таких игр, их позиция в игре приобретает новое нюанса в связи со стремлением стать школьником, учиться. Чем отчетливее в дидактической игре для дошкольника выступает игровая ее сторона и чем больше обучающий эффект она обеспечивает, тем больше эта игра соответствует возрастным особенностям ребенка и тем лучше способствует обучению.

Как и любая игра, дидактическая содержит воображаемую ситуацию. Овладение мнимой ситуацией дидактической игры требует от дошкольника определенных умственных усилий, связанных с требованием отгадать, вспомнить, представить, дополнить, убрать лишнее тому подобное.

Правила дидактической игры составляют ее ведущий элемент, они четко объясняются ребенку перед началом игры, а также напоминаются в процессе ее выполнения. Уход от правил игры делает ее или неинтересной, или превращает в другие разновидности игр. Например, игра в "Растительное лото", предусматривает использование такого игрового материала, как специальные карточки, разделенные пополам, каждая половина содержит изображения различных растений. Дети должны составить лото, присоединяя карточки половинками с изображением одинаковых растений. Оговариваются требования к победителю; дети заранее знают - победит тот, кто при составлении допустит наименьшего количества ошибок. Для выполнения правил игры дети должны сравнивать изображения растений между собой, искать в них общее и отличное.

Как отмечает Г.А.Урунтаева , существуют условия, обеспечивающие соблюдение правил в дидактической игре, а именно:

Коллективная организация деятельности, игроки согласовывают свои действия и контролируют выполнение правил сверстниками;

Создание разновозрастных объединений, когда старшие дети передают свой игровой опыт младшим и выполняют роль обучающего.

Сегодня появились дидактические игры на основе компьютерных программ.

Среди компьютерных игр выделяют дидактические, реактивные развлекательные игры, игры-соревнования. Все они, по мнению В. В. Безменов, составляют группу закрытых компьютерных игр, где все компоненты закреплены достаточно жестко. В открытых, или креативных играх, отличаются компоненты, которые ребенок определяет сама. Это, прежде всего, цель игры. Открытая игра позволяет воспроизводить и развивать образ мира ребенка, побуждает детей к общению, в ней производится высокая самооценка, рефлексивные умения. Благодаря компьютеру ребенок имеет возможность видеть продукт своего воображения в игре, восстановить процесс создания игры (И. А. Ивакина).

В закрытых играх ребенок активно действует один на один с компьютером, ее деятельность носит репродуктивный характер, она отстраняется от окружающих, потому что сама игра требует от нее высокого сосредоточения. Такие закрытые игры ставят перед дошкольником ряд иерархически ускладнюваних задач, решение которых обеспечивает усвоение разнообразных знаний и правил управления компьютером, способствует развитию мышления, внимания, памяти и др., Обогащает познавательный опыт ребенка путем неоднократных упражнений с четко фиксированным результатом.

Особенностями использования компьютерных игр для детей являются следующие положения (Е. В. Зворыгина, Л. А. Яворончук) :

Компьютерные игры - средство воспитания, обучения, диагностики и психического развития детей, эффективное средство, формирования и коррекции игровой деятельности;

Компьютерные игры наряду с традиционными играми включаются в педагогический процесс детского сада;

В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях обычными средствами трудно или невозможно понять и усвоить;

Компьютерные игры требуют особой организации, могут сочетаться с самостоятельными творческими играми, быть составной частью занятий.

ВЫВОДЫ об особенностях развития игр с правилами в дошкольном возрасте:

Подвижные игры выступают "школой произвольности", формируют двигательные (моторные) качества, а также положительно влияют и на другие стороны психического развития ребенка (организаторские и коммуникативные умения, познавательные процессы, социальные эмоции)

Дидактическая игра организуется и создается взрослым специально в учебных целях, при этом обучение происходит на основе взаимосвязи игровой и дидактической задач;

Дидактическая игра служит средством формирования умственной деятельности ребенка;

Новый вид игр дошкольников - компьютерные, которые бывают открытыми и закрытыми, они открывают новые возможности в развитии дошкольника.

Теоретические основы планирования педагогического процесса в ДОУ. Значение планирования. Виды и формы планирования. Требования к планам и условия грамотного планирования. Методика планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Творческие сюжетно-ролевые игры, их основные особенности. Структура сюжетно-ролевых игр и средства изображения в игре. Задачи и разнообразные методические подходы к руководству сюжетно-ролевыми творческими играми детей дошкольного возраста.

Теория игры. Игра как основной вид самостоятельной творческой деятельности дошкольников, ее значение во всестороннем развитии личности ребенка. Происхождение игры, ее социальный характер. Классификации детских игр.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Все эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.



Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах.

Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Элоконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещение (в место людей – кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов настольными играми, а после 11 – в дочки-матери. Игру можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Анализируя игру как вид деятельности следует прежде всего изучить ее природу. В иностранной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущим как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям этапы хлебопашества, игры с животными – скотоводства и т.д.

В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Например, лото «Животные» игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводится занятие по родной речи (обогащение словарного запаса), по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавливающее детей к школе. Имеется положительный опыт обучения в игре дошкольников в детских учреждениях музыки, рисованию, иностранному языку.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?
Г. В. Плеханов доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие. В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра - образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.
В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою». К. Д. Ушинский интересно описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры. «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой - величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки». К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека». Эта мысль К. Д. Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.

В создании советской теории игры особенно велика роль Н. К. Крупской. С марксистских позиций она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей, их коммунистического воспитания.
Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Эти высказывания подтверждаются данными физиологии. И. М. Сеченов говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека - безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к подражанию.

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Н. К. Крупская выдвинула принципиально новое положение о детской игре как деятельности целенаправленной, сознательной, творческой: «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед и т. п. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята вырабатывают план, выбирают средства осуществления его... По мере развития ребят, роста их сознательности сложнее становятся цели, четче планирование, мало-помалу игра переходит в общественную работу».
Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра - способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив. Во многих статьях Н. К. Крупской указывается на органическую связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду.

Вопрос о связи игры с трудом раскрывается и в статьях А. С. Макаренко. Он доказывает, что в хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности. Это роднит игру с трудом и делает ее средством подготовки к труду. А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра - осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив. А. С. Макаренко указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе ее формировались качества будущего работника и гражданина.

Понимание игры как деятельности, определяемой социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (ГДР), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др.

Идеалистические теории, созданные в разное время и разными авторами, роднит понимание игры как деятельности, не зависимой от социальных условий. К числу таких теорий относятся биологизаторская теория немецкого психолога К. Гросса и его последователя В. Штерна, теория австрийского психолога 3. Фрейда, близкая ей теория компенсации А. Адлера и др. Все эти теории приводят к выводу, что выбор объекта подражания в игре объясняется прежде всего силой пробуждающегося инстинкта, подсознательных влечений. В свете этих теорий ребенок оказывается неполноценным существом, болезненно переживающим этот недостаток. Поскольку выбор игры зависит от бессознательных импульсов, следует лишь создавать ребенку условия для свободного выражения своего внутреннего «я», дать выход влечениям и чувствам, в том числе дурным, жестоким. Месть окружающим в игре служит для ребенка средством компенсации своих недостатков.

Подобная трактовка природы игры послужила причиной появления и развития теории «свободного» воспитания, одним из главных принципов которой является невмешательство в детскую деятельность. Советская же педагогика считает, что особенности ребенка закономерны на каждом этапе его развития и не служат признаком неполноценности. Ребенок отражает в игре то, что его интересует, волнует, радует. Он реализует свои мечты в игре.

Советская педагогика решает вопрос о происхождении и сущности игры с иных позиций: игра - социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра - сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.

Классификация детских игр.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому в педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул классификацию, положив в основу принцип дифференцированного влияния игр на развитие:

Ума (умственные игры);

Внешних органов чувств (сенсорные игры);

Движений (моторные игры).

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «...первые игры ребенка бывают всегда имитационные: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает, таким образом, известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни».

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение игр с правилами , создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами, придуманные взрослыми .

В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются "творческими ".

Творческие игры различаются:

По степени самостоятельности;

По организации и количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

По виду: игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации, строительные;

По игровому материалу.

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы - подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики».

В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

Между играми с правилами и творческими много общего : наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла и развитие сюжета. В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.

Таким образом, воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.


Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка. Это наиболее спонтанное проявление ребенка. Ей присущи основные черты: эмоциональность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. По своему характеру – это отражательная деятельность. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Однако в игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются.

Ролевая игра – источник формирования социального сознания ребенка, в ней он отождествляет себя со взрослыми, воспроизводит их функции, копирует отношения. Это форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Психологические и педагогические исследования, а также практика доказывают, что начало развития творческих способностей детей, приходится на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в "разумной творческой деятельности" ребенка. При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Основными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются:

- воображаемая ситуация - складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя играющие;

- сюжет игры – это та сфера действительности, которая отображается детьми в игре. Сюжеты игр подразделяются на следующие темы: бытовые; производственные; общественные. На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Всякая роль содержит свои правила поведения. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

Длительность сюжетной игры:

в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии.

Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение.