Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Развитие игровой деятельности дошкольника

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 5
  • 7
  • 8
  • 10
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
  • 13

ВВЕДЕНИЕ

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса трех лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимоза-висимый характер. К старшему дошкольному возрасту в сов-местной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы;

принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным от-ношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство.

В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения явля-ется подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произволь-ное подражание ребенка является одним из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. На уровень овладения ребенком разными видами деятель-ности существенную роль оказывают условия его жизни и вос-питания. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, ри-сование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ро-левая игра. В результате постоянного срав-нения своего поведения с поведением другого человека у ре-бенка появляется возможность лучшего осознания самого се-бя. своего «я».Таким образом, долевая игра оказывает боль-шое влияние на формирование личности ребенка. В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются нравственные качества ребенка, чувства коллективизма, уважения к людям. Большое влияние на умственное развитие оказывает обу-чение. К началу дошкольного возраста психическое разви-тие ребенка достигает такого уровня, при котором можно фор-мировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллек-туальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности.

1.Игра как ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста, социальная сущность ее происхождения и содержания

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д. Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми.

Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В игре выделяются реальные отношения детей (между участниками игры) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).

Игра проходит различные этапы . По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры: 1) развертывание и обозначение условных предметных действий в И.; 2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами - интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.

Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

2.Структура сюжетно-ролевой игры, ее развитие. Уровни развития игры у дошкольников

Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Тема , сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

-роль (главная, второстепенная);

-игрушки , игровой материал ;

-игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком). Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»). В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

3.Виды игровой деятельности, их становление

На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры. Основное место занимает сюжетно-ролевая игра.

Ролевая игра - основная форма игры детей дошкольного возраста , возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции.

Игра с правилами - вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, «кошки-мышки». Игры с правилами занимают большое место у детей школьного возраста, перерастая во всевозможные спортивные игры -двигательные и умственные (футбол, хоккей, шахматы и др.).

Режиссерская игра - вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла игры), и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).

Дидактическая игра - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и игрой с правилами. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.

Большое внимание детской игре уделяется сторонниками психоанализа. В русле этого направления игра рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом считается, что развитие игры в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребенка (оральная стадия, анальная, фаллическая). Нарушения развития на каждой из стадий обязательно проявляются в игре. В связи с этим в рамках данного подхода большое распространение получила игровая терапия как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных тенденций и формирование адекватной системы отношений ребенка со взрослыми).

4.Общая характеристика дошкольных видов деятельности: изобразительная деятельность, конструирование, лепка, аппликация

Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики в онтогенезе. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности.

В недрах предметной деятельности формируются предпосылки других видов деятельности - игровой, продуктивной, элементов трудовой. К предметной деятельности, носящей «внешний» характер, можно отнести рисование, лепку, аппликацию, т.е. все те занятия дошкольника, которые доставляют ему наибольшее наслаждение и соответствуют его зоне ближайшего развития. Осуществляет их дошкольник, как правило, со взрослым, что позволяет ему развивать психический потенциал, психическую деятельность. И, кроме того, приобретать конкретные навыки, знания, умения, овладевать операциональной стороной деятельности. Само по себе общение со взрослым также доставляет детям радость. Творческие устремления ребенка также находят выход. Часто дети дарят любимым взрослым продукты своего творчества, с удовльствием получают похвалу, поощрение. Это связано с тем, что родители являются центром социальной ситуации развития ребенка-дошкольника, он целиком и полностью зависит от них. Продуктивная деятельность - конструктивная, изобразительная - играет большую роль в развитии ребенка-дошкольника, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядного мышления. В изобразительной деятельности ребенка тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы. Созданный им продукт - рисунок, лепная поделка и др. - в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру. Изобразительная деятельность проходит за дошкольный период большой путь развития. На четвертом году жизни у ребенка, как правило, появляются первые предметные рисунки. По рисункам ребенка можно проследить путь его психического развития, диагностировать отклонения в развитии. Все эти виды деятельности обеспечивают наряду с игрой и общением со взрослыми, родителями, полноценное психическое развитие в зоне ближайшего развития.

Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Сюжетно-ролевая игра направлена на отображение деятельности взрослых, отношений между людьми и т. п. По мере развития игры роль подлинных предметных действий быстро снижается, в игру включаются предметы-заменители, которые очень часто ребенок изготавливает своими руками с помощью взрослого. Рисование, лепка, аппликация, конструирование обеспечивают протекание важнейшей деятельности дошкольника - игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важную роль в развитии дошкольника играет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Она определяет становле-ние личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличи-вающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. Такое сотрудничество ребенка и взрослого получило название познавательного общения. Если он не встречает та-кого отношения, у ребенка возникают негативизм и упрям-ство. Лучше всего потребность в общении у дошкольника удовлетворяется в игровой деятельности.

В дошкольном возрасте возникает и другая форма обще-ния - личностная, характеризующаяся тем, что ребенок ак-тивно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется бо-лее высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения ребенок отказывается от партнерства и стано-вится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ре-бенка к обучению в школе, где ему придется слушать взросло-го, чутко впитывая все то, что ему будет говорить учитель. Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важ-но, чтобы ребенок с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудниче-ства, взаимопомощи, начала которой формируются в игровой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001;

2. Матюхина М.В., Михальчнк Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная н педагогическая психология /под ред. М. В. Гамезо -М.,1984;

3. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru.

Подобные документы

    Выявление особенностей игровой деятельности старших дошкольников. Изучение структурных компонентов сюжетно-ролевой игры. Виды и формы игры в дошкольном возрасте. Уровни развития сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2015

    Определение игровой деятельности, психологическая характеристика игры детей дошкольного возраста. Развитие игры в дошкольном возрасте, структурные компоненты игры. Генезис игровой деятельности, сюжетно–ролевая игра как вид деятельности дошкольника.

    реферат , добавлен 01.04.2014

    Ранний возраст, момент зарождения сюжетно-ролевой игры. Возникновение игры в предметной деятельности ребенка. Возникновение изобразительной игры, ее переход в сюжетно-ролевую. Первый шаг в развитии изобразительной игры. Перенос действий на новые предметы.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2009

    Структура игровой деятельности дошкольников. Уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры по Д. Эльконину (особенности игры, взятие ребенком на себя роли). Характеристика методов диагностирования игры детей. Показатели сформированности игры детей.

    реферат , добавлен 19.06.2014

    Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Игра как психолого-педагогическая категория. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Основные технологии обучения игровым действиям.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2010

    Сущность и виды игровой деятельности, ее этапы в дошкольном возрасте. Особенности и уровни сюжетно-ролевой игры. Взаимосвязь между игрушками, в которые играет ребенок и их ролью в процессе развития двигательных способностей и психологических качеств.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Сюжетно-ролевая игра как источник воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика и оценка развития дошкольников по методикам Богуславской, Смирновой и Вицлак. Воздействие игровой деятельности на становление личности ребенка дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2012

    Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Анализ сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Разработка схемы современных сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2015

    Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии. Роль игры в психическом развитии ребёнка, её польза. Экспериментальное изучение поведения детей-дошкольников во время поведения сюжетно-ролевой игры, анализ и интерпретация его результатов.

Педагогические условия и средства развития ребенка в игровой деятельности

Информационное сопровождение темы: Игра занимает важное место в жизни ребенка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).

Исследуя значение детских игр С.А. Шмаков, выделил следующие ее функции: социокультурное назначение игры, функция межнациональной коммуникации, функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики, коммуникативная функция игры, диагностическая функция игры, игротерапевтическая функция игры, функция коррекции в игре, развлекательная функция игры.

Сущность феномена игры заключается в следующих положениях(С.А. Шмаков):

  • Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и способом организации его жизни и неигровой деятельности;
  • Игра означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания;
  • Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей;
  • Игра, обладая синтетическим свойством , вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением;
  • Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому что играют;
  • Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего, будущего;
  • Игра – свобода самораскрытия , саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает на данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Им выделены основные положения, благодаря которым игру называют ведущим видом деятельности дошкольника:

  • Она удовлетворяет основные потребности ребенка

Стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;

Потребность в познании окружающего мира;

Потребность в активных движениях;

Потребность в общении.

  • В играх зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности:

Учебная деятельность:

Трудовая деятельность.

  • Игра способствует:

Формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов;

Развитию детского воображения;

Развитию способности переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этим функциями.

В педагогике существует множество определений игры. «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для этого служащие (В.Даль «Толковый словарь живого русского языка ). « Игра – занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (« Большая энциклопедия). «Игрой мы называем серию следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом… но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох (Э.Берн).

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (О.С.Газман).

Как отмечается в педагогической литературе, детские игры – явление неоднородное что позволяло ученым предпринимать неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций, дать классификацию игр.

Ф.Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

По педагогическому значению классифицировал игры К.Грос: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю – «игры обычных функций»; семейные игры, игры в охоту, ухаживания – «игры специальных функций».

Современная классификация игр выполнена С.Л. Новоселовой. Она выделила в качестве основания для классификации инициативу ребенка:

  • Игры, возникающие по инициативе детей:

Самодеятельные игры – экспериментирования;

Самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

  • Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

Досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

  • Игры, определяемые инициативой этноса: обрядовые, досуговые, тренинговые.

Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу). Н.А. Короткова выделяет специфические признаки игр с правилами и творческих игр.

Игры с правилами

Творческие игры

  1. Основа – свод формализованных правил, обязательных для всех участников.

Правила эти безличны, одинаковы для всех, стабильны на протяжении игры.

2 .Действия реальны и однозначны.

3.Всегда совместная деятельность.

4.Конечный результат есть. Это результат действий каждого играющего, соотнесенный с результатами других детей. Результат – выигрыш. Момент завершения игры определяется критериями выигрыша.

5.Процесс деятельности цикличен, каждый вид игры завершается выигрышем и возобновляется снова.

6.Тип отношений играющих – отношения состязания

1.Основа - воображаемая ситуация, которая проявляется в условных, замещающих действиях.

Все действия имеют личностный смысл, у каждого играющего свое понимание воображаемой ситуации.

2.Условные замещающие действия внешне неоднозначны.

3.Игра может носить как индивидуальный, так и совместный характер.

4. Процесс игры не имеет конечного результата, момент ее завершения определяется желанием окружающих.

5.Процесс деятельности характеризуется поступательным характером, воображаемая ситуация все время развивается.

6.Тип отношений играющих – отношения дополнительности и сопричастности.

Изучая разные подходы к классификации детских игр можно составить опорную схему игровой деятельности.

Классификационные признаки

Характеристики

Виды игр

Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения.

Функции игры

Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей.

Инициатива в возникновении игры

От ребенка. От взрослого. От других детей

Предмет игры

Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления.

По количеству играющих

Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые.

По динамике

Статичные. Малоподвижные. Подвижные.

По способу решения игровых задач

Интеллектуальные. Социальные. Двигательные.

Игровые приемы

Соревнование. Драматизации.

По степени и характеру создания

Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные.

По месту развития

В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении

По времени создания и развития

Архаичные. Традиционные. Современные. Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем.

Все исследования творческих игр (Д.Б.Эльконин, Д.Б. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова И др.) объединяет:

Оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развитие его разных содержательных сторон;

Понимание того, что игра это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность;

Представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения

Понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней, он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры.

Сюжетно-ролевые игры

На протяжении всего дошкольного возраста наиболее характерным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты называются сюжетно-ролевыми (О.С. Газман).

Как отмечают Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Но кроме сиюминутного субъективного ощущения вседозволенности, эмоционального комфорта, сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать долговременный эффект. Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить ей важное место в педагогическом процессе детского сада.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

  • Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
  • Содержание игры – это, то что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой и общественной деятельности.
  • Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Генезис игровой деятельности раскрыт в работах Д.Б.Эльконина:

1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач :

2-3 года – выбор игры определяется игрушкой, заранее не продумывается;

3-4 года – самостоятельно ставят игровые задачи, но не всегда могут понять друг друга, нуждаются в помощи взрослого;

4-5 лет- воплощение замысла происходит путем решения нескольких игровых задач, усложняются способы их решения, сами договариваются перед началом игры;

5-6 лет – замыслы игр устойчивые, развивающиеся, совместно обсуждают замысел игры, согласованность и плановость сочетается с импровизацией, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения, появляется длительная перспектива игры.

2-3 года – основное содержание действие с предметами;

3-4 года – сюжетно-отобразительная переходит в сюжетно-ролевую, отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения;

4-5 лет - отражают разнообразные взаимоотношения людей, действия с предметами отодвигаются на второй план;

5-6 лет – создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

3. Сюжет игры

2-3 года – сюжеты бытовые, немногочисленны, однообразны, неустойчивы;

3-4 года – бытовые сюжеты преобладают, но они менее статичны, чаще используют эпизоды из хорошо знакомых сказок;

4-5 лет – сюжеты развернуты и разнообразны, появляются общественные сюжеты, дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни;

5-6 лет – эпизоды из сказок, общественной жизни занимают значительное место, дети комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, сказок, фильмов, совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет.

3.Выполнение роли и взаимодействие в игре

2-3 года – начинают обозначать роль словом, дети разговаривают с игрушками как с партнерами по игре, постепенно роль партнеров переносится на сверстников, переходят к играм вдвоем;

3-4 года – берут на себя роль, но не называют себя соответственно роли, эмоционально передают ролевое поведение, развивается ролевой диалог, тяготеют к совместным играм, которые становятся более длительными;

4-5 лет – ролевой диалог, ролевое взаимодействие более длительно и содержательно, используются разнообразные средства выразительности;

5-6 лет - ролевое взаимодействие содержательно, выразительно, есть любимые роли, ролей много, через речь раскрывается сущность ролевых отношений.

4.\Игровые действия, игровые предметы

2-3 года – выполняют действия с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, заменяют действия словом, переходят к обобщенным действиям, доступна условность игры, постепенно функции играющих разделяются;

3-4 года – используют разнообразные предметные способы воспроизведения действительности, придумывают разнообразные замещения, хорошо владеют сюжетно-образными игрушками, воображаемыми предметами, предметами-заместителями;

4-5 лет – самостоятельно выбирают предметы-заместители, воображаемые предметы, легко дают им словесные обозначения;

5-6 лет - игровое действие заменяется словом, широко используется подсобный материал, по ходу игры подбирают или заменяют предметы.

5. Правила игры

2-3 года – детей привлекает само действие, правила не выполняют функцию регулятора;

3-4 года – правила регулирую последовательность действий;

4-5 лет – правила регулируют ролевые взаимоотношения, дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью, следят за выполнением правил игры другими детьми;

5-6 лет – дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

С.Л. Новоселова в своих работах определяет этапы развития сюжетно-ролевой игры:

  • Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы
  • Второй этап – отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта
  • Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей (А.П. Усова):

  • Уровень не организованного поведения , которое ведет к разрушению игр других детей
  • Уровень одиночных игр. Ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть
  • Уровень игр рядом. Дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии своей игровой целью
  • Уровень кратковременного общения . Ребенок какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу
  • Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры
  • Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий

Л.С. Выготский анализируя игровую деятельность, выделил парадоксы игры, благодаря которым она и обеспечивает развитие ребенка:

Ребенок получает в игре удовольствие, т.е. действует по линии наименьшего сопротивления, но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра – школа воли.

Игра – школа морали. Обычно ребенок переживает подчинение правилу как ситуацию отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию.

Ребенку нравится замещение предметов, но ему нравятся и натуральные предметы.

Взаимодействие реальных и игровых взаимоотношений.

Игра- деятельность творческая, но развитие игры предполагает руководство ею.

Таким образом, Л.С. Выготским был сформулирован основной закон игры: «Игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и скрытым воображаемой ситуации и роли».

Одной из важнейших проблем педагогики является проблема руководства сюжетно-ролевыми играми. В настоящее время существует несколько технологий управления и содействия сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Технология формирования игровой деятельности Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой представлена тремя направлениями руководства: обогащение представлений детей, формирование игровой деятельности, воспитание дружеских взаимоотношений и личностных качеств. По мнению авторов, основной путь воздействия на игру – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Педагог должен войти в игру, взяв на себя одну ролей, в качестве партнера.

Технология комплексного руководства игрой (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова). Данный метод составляет совокупность взаимосвязанных этапов и педагогических компонентов. Этап обеспечения педагогических условий развития игры представлен компонентами: обогащение детей знаниями и опытом деятельности, передача игровой культуры ребенку. Этап педагогической поддержки самодеятельных игр составляют компоненты: развивающая предметно-игровая среда, активизация проблемного общения взрослого с детьми. Все компоненты комплексного руководства развитием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова предложили вариант методического сопровождения к играм детей, который поможет в систематизации материала в методическом кабинете, согласно компонентам метода.

  • Планомерное обогащение знаниями и опыта деятельности

Полные тексты художественных произведений для чтения

Варианты познавательных бесед с детьми

Варианты рассказов педагога о том, что он видел или слышал, интересные истории

Возможные рассказы педагога о том, как он играл в такую же игру, когда был маленьким

  • Передача игровой культуры ребенку

Дидактические игры по выбранной теме

Варианты входа в игру и выхода из нее

Варианты постепенного самоустранения взрослого, передачи роли ведущего ребенку

Перечень ролей, которые могут быть задействованы в игре

Перечень действий, которые могут выполняться в игре

  • Развивающая предметно-игровая среда

Оформление игровых уголков

Перечень возможных атрибутов к игре

  • Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Примерные сценарии хода игры

Дидактические упражнения

Усложнение сюжетов с помощью привлечения игр-спутников

Проблемные ситуации

Технология формирования игровых умений разработана Н.А Коротковой, Н.Я. Михайленко. Они выделили п едагогические принципы организации игровой деятельности:

Педагог должен:

Играть вместе с детьми;

На каждом этапе открывать детям более сложный способ построения игры;

Ориентировать ребенка на осуществление и пояснение смысла игрового действия партнерам.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, педагог должен исходить не только из паспортного возраста детей, но и учитывать общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье.

В технологии представлены следующие этапы развития игр. Этап формирования условных игровых действий составляют условия: создание ситуаций предметного взаимодействия; создание предметно-игровой среды; формирование условных действий с игрушками; использование игровых ситуаций . На этом этапе задача педагога – сформировать у ребенка умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем и сверстником. Этап формирования ролевого поведения составляют : соответствующий подбор ролей; минимальное число игрушек; игры в «телефон»; игры по мотивам сказок; использование многоперсонажных сюжетов; ролей больше, чем участников игры . Задача педагога – развивать ролевое поведение в игре, формировать умение изменять его в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры . Этап сюжетосложения составляют условия: совместная со взрослым игра-фантазирование . Задача педагога – формировать умения ребенка выстраивать новые последовательности событий, комбинировать события в общем сюжете в процессе игры, пользоваться разноконтекстными ролями.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре педагога с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры .

Под влиянием систематического формирования игровых умений изменяется самостоятельная игра дошкольников. Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры, сюжеты становятся разнообразнее, свертываются многие действия с предметами, учащаются моменты речевого взаимодействия, возрастает число участников и их инициатива, развивается умение прислушиваться к партнерам, соединять их замыслы со своими, уменьшается количество конфликтов в игре.

Технология содействия сюжетно-ролевой игре Н.Ф. Тарловской описана в образовательной программе « Радуга».

Первый раздел программы и технологии содействия сюжетно-ролевым играм получил название «Играем вместе с детьми» (1 мл. группа). В данном разделе выделяются:

1. Игра в адаптационный период.

Цель: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, вызвать положительной отношение к детскому саду.

Содействие играм осуществляется в рамках традиционных сюжетов: «Я иду в гости с подарками» (коробочки, фантики, камешки, игрушки…); «Загляни ко мне в окошко» (я что-то покажу, чем-то угощу); «Шли, шли, что-то нашли (зонтик, кастрюльку, шарик); «Приходите ко мне в гости» (я вас буду угощать, будем весело играть, будем вместе танцевать). Специфика данных сюжетов в том, что:

  1. Все имеют ритуальное начало.
  2. Игры не длительные (5-7 минут) и эмоциональны.
  3. Идет обращение к ребенку по имени.
  4. Используются для всех одинаковые предметы.
  5. Не применяются игровые персонажи, так как идет общение с ребенком.

2. Становление целенаправленной деятельности.

Цель: Раскрыть возможности использования предметов-заместителей, научить совершать условные действия с ними, приобщить к самостоятельному поиску оригинальных способов достижения игровых целей.

Данная задача раскрывается в рамках сюжетов:

1. Кормление.

2.Поездка на транспорте.

3.В гости.

Последовательность проигрывания сюжетов представлена в данной схеме. Отличие ее от традиционной технологии заключается в том, что действия педагога сразу направлены на ребенка, а не на игрушку:

1. Игровые действия воспитателя направлены на детей («я тебя покормлю»):

В Д

2.Игровые действия детей направлены на воспитателя (ты меня покорми»):

Д В

3. Игровые действия детей направлены на игрушки (« покорми собачку»):

Д И

3. Подготовка к принятию роли.

Цель: формировать способность « превращаться в другого».

Последовательность превращений: 1) Известные животные и птицы; 2) Интересные движущиеся предметы; 3) Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты. Методика представляет собой ряд последовательных, алгоритмичных действий:

1. Воспитатель обозначает себя и входит в образ (внешний вид, среда, пища, повадки):

У меня есть; Я ем; Я живу; Я люблю.

2. Побуждение детей к принятию образа.

3. Убеждение, что ребенок принял образ.

4.Развитие сюжета.

5.Завершение сюжета.

Во 2 младшей группе в разделе «Как играть с детьми» реализуются следующие линии содействия сюжетно-ролевой игра:

  1. Продолжить работу по подготовке к принятию роли.

Цель: демонстрация социальной значимости профессии и системы присущих им целей, соотношение игровых действий с ролью.

Методика:

  • Организованное наблюдение за профессиональными действиями взрослых:

Специфика и выразительность одежды;

Набор профессиональных действий;

Яркость и выразительность техники показа профессиональных действий и речи;

Конечный результат работы;

Атрибуты для ролевой игры, которые дети получат по окончании наблюдения.

  • Наблюдение педагога за самостоятельными играми детей:

Использование игровых приемов, побуждающих принять роль;

Поощрение детей, которые обозначили свои роли атрибутами;

Эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли.

2. Обогащение ролевого поведения.

Цель: обогащение ролевого поведения игровыми целями, передача выразительных способов игровых действий, насыщение предметно-игровой среды.

Методика:

  • Принятие взрослым параллельной роли:

- наблюдение за самостоятельной игрой ребенка, анализ ее;

Восхищение игрой и уточнение в кого играет ребенок;

Получение разрешения на принятие параллельной роли;

Дублирование игровых действий ребенка, постановка собственных целей, отличных от тех, которые ребенок реализует в игре;

Повторение за ребенком 1-2 игровых действий;

Завершение игры.

  • Введение в игру ребенка новых атрибутов:

Копии;

Атрибуты, отражающие внешние знаки.

3. Расширение диапазона ролей.

Цель: знакомство с новыми ролями.

Методика:

  • Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно:

Взрослый обозначает свою роль каким-либо атрибутом и организует простейшую игровую обстановку;

Приглашает в игру 4-5 детей;

Называет свою роль и кратко поясняет, с какими игровыми действиями она связана;

Побуждает детей включиться в совместную игру;

Помогает принять новую роль;

Начинает совместную игру с известных детям игровых действий;

Предлагает детям поставить свою игровую цель;

Возвращает детей к известным игровым действиям;

Поощряет детей за участие в игре.

4. Подготовка детей к ролевому взаимодействию.

Цель: знакомство с формами ролевого взаимодействия, демонстрация образцов ролевого диалога.

Методика:

  • Совместная с детьми игра взрослого:

Демонстрация образцов содержательного ролевого диалога, отражающего социальные отношения взрослых людей на известных детям ролевых действиях

В разделе «Игры детей» в старшей группе интерес представляют следующие направления в управлении процессом развития сюжетно-ролевых игр:

  1. Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.

Цель: раскрывать содержание, связи и соотношения разыгрываемых ролей, знакомство с основными моментами организации игры, использование игры для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.

Методика:

  • Скрытое управления игрой педагогом в роли диспетчера или волшебницы:

Подсказка игровых действий;

Подсказка событийной стороны игры;

Приемы по улучшению положения детей в группе

  1. Обогащение содержания ролевой игры.

Цель: внесение и побуждение детей вносить в игры новое содержания.

Методика:

  • Обогащение педагогом событийной стороны игры в роли диспетчера;
  • Создание условий для самостоятельного придумывания детьми новых событий через тематические книжки;
  • Рассказы педагога из личного опыта организации игр:
  • Фиксация внимания детей на том, что у игры есть начало;
  • Рассказ о том, как распределяли роли и разрешали конфликты;
  • Рассказ о том, кто и что будет делать в игре;
  • Рассказ о том, как создавалась игровая обстановка;
  • Рассказ о непосредственном содержании игры;
  • Рассказ о том, как заканчивалась игра.

3. Создание игровой среды.

Игрушка

  • Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр
  • Игрушка – «материальная основа игры» (А.С. Макаренко)

Предметно-игровая среда – совокупность материальных и социальных средств, функционально моделирующих содержании.

Критерии, связанные с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие ребенка применяются, если игрушки:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры или игрушки
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетентности;
  • провоцируют ребенка на пренебрежительной или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей
  • игровой деятельности (С.Л.Новоселова )

Критерии, связанные с качествами игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка :

  • полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности;
  • дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности
  • Дидактические игры – это обучающие игры, которые направлены на усвоение, закрепление детьми знаний, умений и навыков, развитие их умственных способностей
  • Самостоятельная игра
  • Прием обучения
  • Специальное занятие
  • Сочетание познавательного содержания и игровой формы
  • Специфика структуры игры
  • - дидактическая задача
  • - игровая задача
  • - игровые действия
  • - правила
  • Игровые взаимоотношения между педагогом и детьми
  • Настольно-печатные игры
  • - лото
  • - домино
  • - парные картинки
  • - разрезные картинки
  • - лабиринты
  • - пазлы
  • Словесные игры
  • Игры с предметами и игрушками
  • Настольно-печатные игры
  • - лото
  • - домино
  • - парные картинки
  • - разрезные картинки
  • - лабиринты
  • - пазлы
  • Словесные игры
  • Музыкально-дидактические игры
  • Подготовка к проведению дидактической игры
  • Проведение игры:
  • - мотивация на игру
  • - ознакомление с содержанием, с дидактическим материалом
  • - объяснение хода и правил
  • - показ игровых действий
  • - определение роли педагога
  • - приемы активизации
  • Подведение итога, анализ

38. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Игра – форма активности, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется в контексте развития интеллектуальных операций. Постулируется, что она проходит три стадии: сенсомоторную, имеющую в своей основе упражнения, символическую, основанную на воображении различных ролей, и стадию игры по правилам, которая возникает с появлением социализированных и объективизированных символов - знаков.

Л. С. Выготским была предложена развернутая теория детской игры, в которой постулировалось следующее: игра есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных; в основе игры лежит создание мнимой ситуации, когда ребенок принимает на себя роль взрослого; во всякой игре есть правила, которым ребенок сознательно следует; в игре происходит оперирование значениями, оторванными от своих носителей, но это оперирование осуществляется во внешней форме; игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Эта теория нашла свое развитие в работах Эльконина, в которых на большом фактическом материале было показано, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни детей, но и социальна по своему внутреннему содержанию, т.е. возникает из условий жизни детей прежде всего в обществе.

С.Л. Рубинштейн видел специфику детской игры прежде всего в ее специфических мотивах, связанных с непосредственными переживаниями детьми явлений окружающего их мира.

В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Развитие игровой деятельности. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа.

Сначала, на первом году, в первой половине второго года , когда у ребёнка только ещё формируется моторика и первые его достижения заключаются в овладении собственным телом, у него появляются игры, которые иногда называются функциональными, потому что в них дело идёт только о совершенствовании собственных двигательных возможностей.

По мере того как у ребёнка формируется подлинное предметное действие , у него создаются возможности для развития конструктивных игр (строительные игры). Здесь игровой деятельностью становится уже не движение, а целенаправленное действие, производимое с предметом и направленное на предмет, осмысленное предметное действие. У него развивается осмысливание окружающих его явлений и появляются смысловые, сюжетные игры; в этих играх окружающие ребёнка предметы приобретают для него новые значения, воображаемые функции, и сам он начинает выполнять какие-то роли.

Сюжетные игры наблюдаются у младших дошкольников в возрасте 3-3,5 лет . Но сюжеты в играх младших дошкольников ещё схематичны и отрывочны. Ребёнку ещё трудно развивать свои замыслы и ещё труднее следить за замыслами другого ребёнка. У детей есть стремление играть вместе, однако они плохо понимают замыслы друг друга, поэтому, с одной стороны, происходит частая смена сюжета, изменение внутреннего содержания игры, и, с другой, связи между детьми в игре не устойчивы, не логичны и не мотивированы. Роли в игре иногда возникают, но не получают оформления.

У средних дошкольников (4 5 лет) роль и сюжет игры приобретают уже известную оформленность, хотя сохраняют ещё неустойчивость. Роль начинает приобретать ведущее, организующее значение; правила игры начинают определяться её смысловым значением; но игры ещё не устойчивы и часто быстро распадаются; у некоторых детей уже проявляется способность заинтересовывать других детей своей игрой и следить за чужим замыслом.

У старших дошкольников (6 7 лет) наблюдаются уже длительные игры с прочно сложившимся сюжетом, с выполнением правил, которые заключены в роли и обусловливаются сюжетом игры. Выбор сюжета у них менее случаен; игры определяются относительно более устойчивыми интересами.

Развитие сюжетных игр связано с умственным развитием ребёнка со способностью представить нечто, сосредоточить внимание на различных сторонах действительности, относительно самостоятельно, творчески обработать полученный материал, понять логику человеческих действий в определённой ситуации. Развитие творческой игры связано также со способностью к драматизации, к изображению материала.

Дальше всё возрастает интерес к коллективным играм. Дети чётко договариваются, кто кем будет. Игра детей по своему характеру начинает напоминать своеобразную драматизацию, где есть режиссёр (организатор игр) и актёры. Происходит сознательная и целевая подготовка игры. Подготовка к игре (изготовление игрового материала, костюмов и пр.) занимает значительное место.

Этот тип игры характерен обычно для старшей группы детского сада.

СТРУКТУРА: роли, взятые на себя играющими;игровые действия, как средства реализации этих ролей;игровое употребление предмета;реальные отношения между играющими.

В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Изучение детской игры путем наблюдения, интерпретации, позволяет осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его миром (например, игра – в основе метода лечения эмоциональных и поведенческих расстройств у детей - Игровая психотерапия).

Развитие ролевых игр не заканчивается в дошкольном возрасте. В жизни детей не только младших, но и средних классов школы эти игры занимают определённое место.

Известно, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни. И это не случайно, поскольку через игру ребенок входит в систему взаимоотношений людей в труде, на отдыхе, в семье, в коллективе.

1. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Поэтому возможно знакомство детей с этими играми, начиная с младшего возраста. Ведь они, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.

Вначале воспитатель знакомит детей и заучивает с ними прибаутки, считалки, которые делают игру более интересной, обогащают ее содержание. Все народные игры лаконичны, выразительны и доступны детям. И воспитатель видит, как малыши все свои жизненные впечатления и переживания отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т.д.).

При выборе народной игры надо учитывать такие факторы, как:

Возраст детей;

Место проведения игры;

Количество участников игры;

Атрибуты для игры;

Знание правил игры;

Выбор водящего.

Простота правил народных игр, их вариативность, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия, возможность проявлять инициативу, воображение способствуют широкой популярности этим играм. Чем разнообразнее игровые ситуации, тем интересней становится игра детям.

Чтобы пробудить интерес к играм, создать соответствующий эмоциональный настрой, в работе с детьми применяются игры-развлечения (инсценировки). Содержание игр-развлечений надо делать более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, взять из реальной, близкой ребенку действительности.

Так, после показа действий с игрушкой, можно предложить детям те же самые предметы, игрушки, чтобы они смогли подражать тому, что только что видели, а затем перенести усвоенное в самостоятельные игры.

Задача игр-развлечений – вызвать у детей интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение. Ценность обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову), т.е. играть. Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многое другое. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Воспитатель рассказывает детям о красоте, яркости, особенностях этих игрушек и постепенно подводит детей к осмыслению понятия «народная игрушка». В своем рассказе педагог может использовать детский фольклор. Например, показывая игрушечного медведя, разыгрывает потешку:

Пришел медведь к броду

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кос, кис, кис.

Вымок!

Выкис!

Высох!

Встал на колоду –

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок…

А сколько радости доставит детям игра с медведем в воде. При этом решается и педагогическое средство развития ребенка (словарная работа, развитие фонематического слуха, стремление к подражанию и воспроизведению звуков).

Наряду с песенками и потешками детей знакомят со сказками. И не надо бояться, что та или иная сказка может надоесть ребенку. От однообразия устают взрослые, а дети обожают многократные, бесконечные чтения одного и того же произведения.

2. Подвижные игры в физическом развитии детей-дошкольников.

Подвижные игры – это сознательная активно-двигательная деятельность, направленная на движение двигательных задач и выполнение игровых правил. Специфика подвижных игр – умение мгновенно изменить свою деятельность по сигналу, действовать согласно правилам игры. Правило – закон в игре.

Все подвижные игры можно разделить на две группы:

Игры с правилами;

Спортивные игры.

В группу игры с правилами вошли игры разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Здесь есть сюжетные игры, бессюжетные и игры-забавы.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, знаний об окружающей жизни, наблюдений. Это такие игры, как «Шоферы», «Летчики», «Разведчики», «Поезд» и др. В игры можно вводить некоторые особенности поведения животных: хитрость лисы, повадки хищников – волка, коршуна, щуки, быстроту зайчиков, птиц, заботливость наседки.

Сюжетные игры и правила обуславливаются характером движений играющих. В одном случае дети, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лесенку, как пожарным.

В сюжетных играх обычно все дети изображают, например, птичек, зайчиков, а один ребенок (или воспитатель) выполняет роль волка, лисы, коршуна, кота. Действия всех детей тесно взаимосвязаны, а, исполняющий роль волка, лисы, коршуна и т.д., побуждает всех играющих двигаться быстрее, энергичнее.

С помощью игр воспитатель учит детей к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учит изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: в игре «Поезд», передвигаясь друг за другом, не наталкиваться на идущего впереди; в игре «Шоферы» - тормозить на красный свет светофора; «Самолеты» - приземляться по словесному сигналу; «птички» улетают в гнездышки, если появляется кошка или пойдет дождь и т.п.

В группу «бессюжетные игры» входят – «Ловушки», «Перебежки», игры с предметами («Серсо», «Кольцеброс», «Кегли»), несложные игры-эстафеты. В этих играх воспитатель требует от детей большой самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Это связано с выполнением конкретного двигательного задания.

С маленькими детьми можно проводить несложные игры-эстафеты: «Перенеси игрушки», «Кто скорее до флажка?» и т.д. Здесь элементы соревнования побуждают детей к большой активности, проявляются различные двигательные и волевые качества (быстрота, ловкость, выдержка). А такие игры, как «Серсо», «Кольцеброс», «Школа мяча» и др., значительно отличаются от предыдущих игр. Здесь воспитатель учит выполнять более сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец. Педагог объясняет задание детям: надо обязательно попасть в цель, поймать мяч, кольцо. В этих играх уже появляются некоторые элементы индивидуального соревнования (сбить кегли, поймать как можно больше колец, выполнить больше заданий «Школы мяча»).

В своей работе с детьми дошкольного возраста воспитатель также использует игры-забавы, аттракционы. Педагог предлагает выполнять двигательные упражнения в необычных условиях (пробежать, держа в руке ложку с шариком, и не уронить его; выполнять движения с завязанными глазами – ударить по мячу, «напоить лошадку» и т.д.).

Большое место в проведении подвижных игр отводится игровым упражнениям, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в ворота» и др.). Игровые упражнения представляют собой методически правильно организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания.

В игровых упражнениях ребенок действует по указанию воспитателя, и выполнение двигательных заданий зависит от личных возможностей ребенка. Почти во все упражнения можно вносить элементы игры (например, «По мостику», «Через ручеек»). Это помогает делать их более интересными, способствует правильному и точному их выполнению. И у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком, если не получилось у кого-нибудь, воспитатель предлагает повторить еще раз.

Подвижные игры помогают ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнить какое-либо движение на физкультурном занятии, а в игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Сюжетные подвижные игры помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течении дня. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Активность детей в играх зависит от содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

3. Строительные игры с детьми дошкольного возраста.

В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.

Малыши сначала выполняют постройки индивидуально. Например, в строительном уголке дети строят кроватки из кирпичиков. Воспитатель сдвинул все кроватки в ряд – получилась спальня. Другой пример, каждый ребенок строит дорожку, а если все дорожки соединить, то получится длинная дорога, по которой могут ездить машины. Результатом этого является невольное общение детей друг с другом, во время которого они получают первые уроки общей несложной игры. Так постепенно происходит переход от индивидуальной деятельности к совместной.

В строительных играх воспитатель учит детей выполнять правила нравственного поведения: вежливость, доброжелательное отношение к товарищам, стремление делиться деталями строительного набора, положительно относиться к совместной стройке.

Используя знания, полученные на занятиях по конструированию, дети самостоятельно начали строить заборчик вокруг матрешки, домик для куклы, гараж для машины. Постепенно постройки усложняются. Например, на занятиях дети научились строить пароход, передавая основные его признаки. А в игре им понадобились и большие и маленькие пароходы, и пассажирские, и грузовые. Приходится думать, как знакомый образец парохода изменить в соответствии с новым замыслом.

В игре конструирование представляет собой динамический процесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом постройки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые им были даны на занятиях.

На занятиях каждый ребенок проявляет свою индивидуальность только в рамках тех задач, которые перед ними ставит воспитатель; в игре же дети сами выбирают тему постройки, сами придумывают конструкции, самостоятельно решают конструктивные задачи. Поэтому в играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления.

4. Творческая игра в педагогическом процессе воспитания детей младшего возраста.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это способ усвоения общественного опыта, свойственный дошкольному возрасту.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке много настоящего: действия детей реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Игра – всегда импровизация. Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства.

В отличие от взрослых, дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Опираясь на склонность детей к подражанию, воспитатель прививает им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формирует критическое мышление, целенаправленность.

Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. В игре дети учатся подчинять свои действия и мысли определенной цели, игра помогает воспитывать целенаправленность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, продавца, шофера. Ненавязчиво для детей, педагог старается влиять на содержание игры, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Из одной темы можно создать различные сюжеты, роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

В дошкольном возрасте существуют совместные режиссерские игры. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой, т.к. отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, и несут в себе элементы творчества и фантазии, включают размышления детей над тем, что близко их интересам. Включая режиссерскую игру в свою работу, воспитатель тем самым активизирует воображение, учит придумывать сюжет, соединять предметы и игрушки по смыслу.

В младшем дошкольном возрасте детей приобщают к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Здесь можно использовать зеркало, перед которым проводятся с детьми игровые упражнения типа: «Покажи, как можно рассердиться, рассмеяться, поплакать и т.д.», можно включать атрибуты из уголка ряженья.

Очень любят играть дети с природным материалом (песком, водой, камешками, палочками, шишка, ракушками и т.п.). В этих играх воспитатель знакомит детей со свойствами природных материалов (песок сыплется, из мокрого песка можно лепить, в воде плавают рыбки, уточки, кораблики, в воде моют игрушки, стирают белье и т.д.), побуждает сравнивать, различать, называть их. В игре происходит развитие разговорной речи, обогащается словарь детей.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает детям выявить свои мысли и чувства, понять переживания товарищей, согласовывать с ними свои действия.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения. Уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированности интересов ребенка. Именно в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, которые влияют на развитие творческого замысла.

Таким образом, интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. В игре происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности.

Литература:

Б.П.Никитин Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.

В.Н.Терский, О.С.Кель Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966.

Д.Б.Эльконин Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

М.Г.Яновская Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. Пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1974.

О.А.Степанова Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Некрасова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

Т.П.Войтенко «Игра, как метод обучения и личного развития»

Лидия Орлова
Виды игровой деятельности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» р. п. Красные Баки

Сообщение на РМО.

Тема : «Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте»

Подготовила : Орлова Лидия Юрьевна

Ноябрь 2016 год

Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте

Игра представляет собой особую деятельность , которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей : педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка . В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной . Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника .

Классификация игр

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу .

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

(слайд 2) : В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы

I. Творческие игры : режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом

II. Игры с правилами :

1. Подвижные игры : по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности) ; по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.) ; по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)

2. Дидактические игры :

По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна.

(слайд 3) Новая классификация детских игр, разработанная Светланой Леонидовной Новосёловой советский психолог. В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) . В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.

Выделяют три класса игр :

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка - самостоятельные игры :

Игра-экспериментирование

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями :

Игры обучающие : Дидактические Сюжетно-дидактические Подвижные

Досуговые игры : Игры-забавы Игры-развлечения Интеллектуальные Празднично-карнавальные Театрально-постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей.

(слайд 4) Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

(слайд5) Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых , воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров» , поэтому такая игра и получила название режиссерской.

(слайд6) В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

(слайд7) Помимо творческих игр существуют и другие виды игр , среди которых игры с правилами (подвижные и настольные) .(слайд8, слайд9)

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер : в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

(слайд 10) Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности

Младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

Средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

Старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация) .

(слайд11) Интеграция образовательных областей и игровой деятельности/

(слайд12) Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность , которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

(сайд 13) Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой . М., 1987.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

4. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. -М, 2003.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е издание. М., 1999.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.

6. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М. ,1989.

7. Шмаков А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. - М.: 1992.

8. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., 1975.

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 города Ейска муниципального образования.

Тема: «Зайка в гостях у детей» Цель: Создать условия для совместной музыкальной, художественно-эстетической и двигательной деятельности.

Цели:1. Развивать устную речь;обобщить и уточнить знания детей о видах транспорта;обогащать словарь. 2. Развивать умение поддерживать беседу.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.