Разница между лицеем и гимназией. Школа, гимназия, лицей – чем они отличаются
Если в семье есть дети, то рано или поздно все равно будет поднят вопрос о возможности получения образования в гимназии. Это престижно, дает больше шансов на успешное поступление в высшее учебное заведение. Однако следует понимать, что ребенок будет уставать больше, останется меньше времени на отдых и здоровый сон. Поэтому перед тем как принимать окончательное решение, стоит изучить все «за» и «против» школы и гимназии, и, учитывая особенности конкретно вашего ребенка, сделать правильный выбор.
Школа представляет собой учреждение образования, процесс обучения в котором состоит из трех этапов:
- начальная школа (1-4 класс)
- базовое образование (5-9 класс)
- среднее образование (10-11 класс).
Формой организации рабочего времени является чередование уроков, длительностью 40-45 минут, и перемен (от 5 до 30 минут).
Гимназия относится к элитным учебным заведениям.
Изначально гимназия была площадкой для обучения спортивным наукам, о чем свидетельствует и название данного заведения. «Гимназия» с греческого переводится как «место для гимнастических упражнений».
Образовательная программа школы и гимназии
Программы для общеобразовательных школ во многом уступают программе для гимназии.
После 9 класса предусматривается разделение на профильное обучение.
Кроме более глубокого изучения стандартных дисциплин, в гимназиях преподают ряд общеразвивающих предметов: искусство, философия, ритмика и т.д. В результате выпускники гимназии имеют широкий кругозор, являются приятными собеседниками, умеют рассуждать и делать выводы, имеют свою точку зрения по любому вопросу и могут с честью ее отстоять, с легкостью преодолевают экзамены в ВУЗ.
Педагогический состав
Для того, чтобы школа могла обрести статус гимназии, необходимо, чтобы большая часть преподавателей имела высшую категорию, которые при этом соответствовали выбранному уровню сложности предмета.
Если в школе возможна взаимозаменяемость учителей-предметников (например, учитель истории может провести физкультуру в отсутствии физкультурника), для гимназии такая замена недопустима. Штат должен быть полностью укомплектован специалистами, и, по возможности, иметься некоторый резерв.
Иностранные языки
В обыкновенной школе, начиная с 5-6 класса, как правило преподается один иностранный язык. Гимназия должна предоставить возможность изучения как минимум двух языков, один из которых английский. Один язык преподается уже с первых классов, второй добавляется с пятого.
Материальное обеспечение
Кабинеты гимназии должны быть укомплектованы всем лабораторным и демонстрационным оборудованием, а библиотека наполнена учебной и художественной литературой. Внешнее и внутреннее состояние помещений должно находиться в достойном состоянии.
Финансирование гимназии значительно превышает финансирование школы, а соответственно, и материальная база намного лучше.
В гимназии обязательно имеется компьютерный класс с выходом в Интернет, и чаще всего не один. Для школы рекомендовано иметь компьютерный класс, но еще не во всех школах эта рекомендация реализована.
Внеклассная работа
Кроме различных секций и кружков, которые встречаются и в общеобразовательной школе, в гимназии широко распространена научная работа детей. Проводятся конференции, научные круглые столы, лекции известных научных деятелей. Ведется тесное сотрудничество с преподавателями университетов.
Выводы сайт
- Обучение в гимназии многопрофильное, по расширенной программе. Школа довольствуется общеобразовательными стандартами.
- Укомплектованность педагогами и материальной базой в гимназии 100 процентная.
- В школе достаточно обучать одному иностранному языку, в гимназии – минимум два, причем один с начальной школы.
- В гимназии ведется научная работа, сотрудничество с научными центрами. В школах достаточно спортивных секций и кружков по интересу.
Задолго до 1 сентября в глазах и на устах родителей будущих первоклашек единственный вопрос – куда? Которое из множества заведений, призванных «сеять разумное, доброе, вечное» достойно принять в свои ряды самого необыкновенно талантливого, определенно, не такого, как другие, их любимое чадо.
А выбирать есть из чего. Кроме общеобразовательных школ, привычных с давних времен, есть гимназии и лицеи. Как бы не ошибиться с выбором? Каждое из них обладает своими особенными характеристиками и совсем нелишним будет для родителей будущих школьников знать о них. Чтобы разобраться, чем они отличаются, ведь все они – учебные заведения.
Что говорят словари?
В первую очередь, учебно-воспитательное учреждение, которое должно обучать и воспитывать.
Реально под «школой» подразумевается учебное заведение, дополнительно не предусматривающее особо углубленных знаний, в каких бы то ни было дисциплинах. И все же многие из них стремятся иметь статус повыше, хотя бы до приобретения звания школы с углубленным изучением определенной дисциплины. Иногда лишь для старшеклассников создаются классы, где особое внимание уделяется отдельным дисциплинам.
Учебные программы школ полностью должны соответствовать госстандартам, а дети нагружены в пределах нормативных требований. Потому у школьников остается времени достаточно, чтобы заниматься еще и в секциях и кружках.
Для поступления в школу следует сдать требуемые документы в определенное для этого время.
Среднее учебное заведение. «Места для упражнений», именно такое название носили гимназии, посещали древние греки, египтяне и сирийцы. Уже в 5 веке их стали считать общеобразовательными школами, где было организовано преподавание философии и риторики.
Сегодня гимназии относят к элитным учебным заведениям. Здесь ребенок получает не только основные знания, но также и развивается многосторонне. Ему предоставляется возможность понять и оценить реально собственные способности и интересы по разным дисциплинам, а это способно оказать неоценимую помощь в выборе будущей профессии. Потому образование здесь считается предпрофильным. Старшеклассники имеют возможность выбрать специализацию. А иногда специальные предметы даже вводятся в средних классах. Во многом отличается от школьной учебная программа, она часто авторская.
В Российской Империи такое учебное заведение относилось к привилегированны, и обучали здесь детей 6-11 лет, при этом охватывалась программа даже высшей школы, не говоря уже о средней. Здесь готовили, как правило, госчиновников.
Помимо образовательной программы лицей осуществляет подготовку по дисциплинам, соответствующим намерениям учеников по дальнейшему обучению, фактически готовят поступать в вузы, с которыми лицеи часто имеют договорные отношения, а их выпускники становятся абитуриентами этих конкретных вузов.
Образование воспитанников лицея на порядок выше, чем школьников. В ходе обучения усиленное внимание акцентируется на профильные дисциплины. Не редкость, когда читают их вузовские преподаватели.
Чем отличается лицей от гимназии?
В этих заведениях, безусловно много общих черт:
- Обучение по единым стандартам образования.
- При выпуске вручаются аттестаты единого образца.
- Набор преподавателей по конкурсну.
- Наличие спонсоров.
- Углубленное изучение предметов.
Все же существует ряд принципиальных различий:
Поступают окончившие 7-8 классов средней школы | Имеет право поступить всякий, кто окончил начальную школу |
Технический профиль | |
Готовит учеников для поступления в ВУЗ, с которым предварительно заключен договор, в котором они имеют при поступлении преимущество, а иногда становятся сразу второкурсниками | Дает хорошие теоретические знания, чтобы выпускники могли поступить в ВУЗ |
Занятия проводятся преподавателями из вуза | |
У практики приоритетное значение | Главное – теоретические знания |
Выпускник обладает знаниями и получает определенную специальность. | Ученик в старших классах выбирает профиль, наиболее для него интересный |
Авторские программы преподавания |
Любое из этих образовательных учреждений обладает своими преимуществами, дает хорошие знания и возможность своим ученикам расти как личности и как профессионалы. Сказать о каком-то одном, что оно выше, не получится. Цели у них одни и те же, хоть и добиваются их они разными способами при помощи различных форм и методов обучения.
Если ваш ребенок заканчивает 8 класс и уже точно знает, куда будет поступать, готов усердно готовиться к поступлению оставшиеся годы учебы, то стоит выбрать лицей.
Для ребенка – интеллектуала, с хорошим здоровьем, убежденного, что ему необходимо только высшее образование либо занятие наукой – это его дело, дорога в гимназию.
Чем отличается лицей от школы?
- Обучение в лицее организовано по государственной и по авторской программам, в школе же – только по государственной.
- Лицей готовит будущих абитуриентов вузов, а потому образование здесь гораздо более углубленное, чем в школе.
- Педагоги лицея сильнее, наиболее успешных школьных учителей довольно часто «переманивают».
- Ориентировка лицея – конкретная специализация, максимум же, на что может рассчитывать ученик обычной школы – это углубленное изучение нескольких предметов.
- Лицеист нагружен значительно больше, чем школьник.
- В лицей учеников принимают из старших классов, в школу – начиная с первого.
- В лицее пары, в школе – уроки по 45 минут.
Помните главное. Какое бы учреждение образования вы своему ребенку ни выбрали, оно должно помочь ему реализоваться так, как он того хочет, сделать в жизни правильный выбор. Задача учебного заведения в том и состоит.
Куда лучше отдать ребёнка в гимназию или в школу? И существует ли между ними разница?
Рано или поздно любой родитель, беспокоящийся о своём чаде, задаст себе эти вопросы, но не каждый родитель сможет на них ответить.
Конечно же, гимназия отличается от среднестатистической школы в нашей стране.
Гимназия - это элитное учебное заведение и в отличие от типичных школ, гимназий гораздо меньше.
Обычной школе получить статус гимназии достаточно сложно: в основном это связано с нехваткой квалифицированного педагогического состава, который бы смог соответствовать уровню гимназии и отсутствием достаточных средств для обеспечения школы полноценным материально-техническим оборудованием.
Но правда не стоит забывать и про то, что одно только название «гимназия» позволяет собирать с родителей в два раза больше денежных средств, чем в обычном учебном учреждении. Гимназия в первую очередь это знак качества, а за качество, как известно нужно платить.
В гимназиях дети занимаются по развивающим программам, которые помогают ребёнку легче усвоить предмет, и как следствие получить более углубленные знания. Предполагается более глубокое изучение гуманитарных предметов, особенное внимание уделяется иностранным языкам.
Если в школе достаточно знание одного иностранного языка (как правило, английский язык), учебные стандарты в гимназиях требуют знание как минимум двух иностранных языков (обычно немецкий или французский).
Причём первый иностранный язык дети изучают ещё в начальных классах, а второй язык вводится с 5-ого класса. Для достижения наибольшей эффективности изучения языка дети делятся на группы в среднем по 10 человек. Хотя бывают случаи, когда это правило нарушается, такое происходит, если в классе учится более 40 человек и их нельзя поделить больше чем на три подгруппы.
Как и в школах, технические предметы в гимназиях изучаются по стандартным учебникам и программе. А вот предметы гуманитарного профиля дети изучают по книгам с усиленной программой обучения. При этом в список изучаемых предметов входят такие предметы как мировая художественная культура, религиоведение, ритмика, филология и другие.
В гимназиях существует большое количество кружков, факультативов, которые помогут ребёнку раскрыться. Гимназии находятся в довольно близком сотрудничестве с разнообразными вузами и учреждениями культуры, поэтому жизнь гимназистов насыщена всяческими культурно-образовательными мероприятиями и событиями.
Отличается гимназия от школы и в отношении дисциплины. На сегодняшний день во всех гимназиях введена обязательная специальная форма, в которой ученики должны приходить на занятия.
Конечно же, существуют школы, в которых также введён официально-деловой стиль, но обычно это правило носит лишь рекомендательный характер. У многих гимназий есть своя символика, гимн, и даже экскурсионный автобус, чего обычная школа не может себе позволить.
Существует серьёзный контроль поведения и контроль за опрятностью гимназистов. Учитывается в гимназиях и количество «трудных» детей и тех детей, которые раньше привлекались в полицию.
Требование аккуратности распространяется не только на детей, но и на само здание гимназии. Оно должно быть чистым как снаружи, так и внутри.
Гимназия должна иметь полный, а в идеале и дополнительный резервный педагогический состав. При этом все педагоги должны быть учителями высшей категории. В гимназии не может быть только одного учителя математики или учителя физкультуры замещающего параллельно труды.
Особенное внимание при укомплектовке преподавательского состава уделяется педагогам по русскому языку и литературе, математике, иностранным языкам.
Положительным моментом в гимназиях является и то, что они оснащены сильной материально-технической базой, все кабинеты оборудованы наглядными пособиями, обязательно наличие хотя бы одного компьютерного класса с выходом в интернет. Должна быть библиотека с большим количеством учебного материала и дополнительных пособий, в том числе и на электронных носителях.
Многие гимназии проводят своеобразные вступительные экзамены для будущих учеников. Это делается с целью испытания способностей ребёнка, и проверки - сможет ли он учиться по усложнённой программе гимназии, проверяется и физическое состояние ребёнка на момент поступления.
В любом городе при департаменте образования находятся специальные комиссии, которые периодически обследуют все средние учебные заведения. Задача таких комиссий - выявление всех достоинств и недостатков учреждения, подведения итогов о том, может ли это заведение носить своё звание.
В результате такого заключения обычная школа может стать гимназией (за особые успехи), а гимназия в свою очередь может лишиться такого звания и стать школой (за промахи в обучении).
Дети, которым удалось окончить гимназию, отличаются широким кругозором отличными знаниями в таких науках как история, литература, иностранные языки, религия, политика. Такие дети могут с лёгкостью отстоять свою точку зрения и будут хорошими собеседниками.
Три буквы. Именно столько, если говорить буквально, составляет реальная разница между школой и гимназией. Так стоит ли спорить, какая форма обучения лучше? Сегодняшние выпускники гимназий с сочувствием смотрят на столкнувшихся с новацией четвероклашек. Те, как я думаю, пока не совсем понимают, то ли радоваться тому, что привычных вступительных экзаменов не будет, то ли огорчаться, поскольку привычного гимназического обучения тоже не предусмотрено. А в классы придут новенькие - запись начнется меньше чем через месяц. В том числе лоботрясы и двоечники, хулиганы и забияки - все те, от кого гимназические стены уже отвыкли.
Фото kirov-portal.ru
Думаю, еще многие помнят те времена, когда само слово «гимназия» носило какой-то имперский оттенок. Это ж дети дворян учились в гимназиях. Тогда в уме рисовался портрет этакого строгого ученика, с синими от усердия чернильными пальцами, в почти военной синей униформе. А потому термин прижился у нас не сразу. Очень долго он воспринимался как школа с плюсом - лучшая. Остальным приходилось лишь к этой планочке тянуться. Тянулись к ней и сами педагоги. Преподавать по старинке неинтересно, да и неактуально. Как однажды в беседе обозначила директор гимназии № 10 Минска Марина Ильина, современный учитель не только должен быть уверенным пользователем новых технологий, но и уметь задействовать их в учебном процессе. Способностью просто включать компьютер и печатать текст сегодня никого не удивишь.
Что помимо этого? Знание предмета, умение им заинтересовать. Впрочем, по правде говоря, хорошие учителя есть везде. Необязательно в гимназиях.
Встреча с учителем начальных классов школы № 125 Минска Николаем Шавловским, думаю, перевернула не одну детскую жизнь. В хорошем смысле. Не только потому, что в младших классах «усатый нянь» - редкость, а потому, что педагог с четвертьвековым стажем с нежностью и трепетом относится к каждому ребенку. К таким педагогам, как Николай Шавловский, идут косяком. Это тот случай, когда статус учреждения уходит на второй план. Да и, давайте откровенно, в начальную школу идут за мотивацией, любовью к учебе, а не за глубокими знаниями. Гонка за ними и за статусностью еще совсем недавно начиналась после четвертого класса. Когда родители задумывались о будущем способного чада. Чтобы эту самую мотивацию не потерять.
А иногда и не задумывались. Потому как зачастую и школа звучит не хуже. Если там есть болеющий за общее дело руководитель, который и спортивную базу наладит, и кружки интересные организует. Так, чтобы родителям не нужно было возить детей в удаленные районы города. А чтобы все, как говорится, в одном наборе - и общеобразовательная, и музыкальная школа, и спортивные секции. Как, например, в минской школе № 56. Хлопотно - да, говорит ее директор Юрий Круглик, так ведь школа для этого и строилась.
Конечно, от самого образовательного учреждения зависит многое. Но не все. Например, уровень знаний и мотивация к учебе, с которой придут к ним в классы ребята, вряд ли. Давайте скажем честно: школы больше готовы к работе с разным контингентом. В гимназиях о категории детей-двоечников просто подзабыли - много лет сюда приходили только те, кто действительно хотел учиться.
Ну да, теперь показатели успеваемости поползут вниз, а мест на олимпиадах станет чуть меньше. Но дело даже не в этом. Придется педагогам вспомнить забытые психологические приемы и снова объяснять непослушным детям, зачем нужны те или иные знания. А умники снова превратятся в «заучек» и «ботаников».
И еще. Увы, равные возможности совсем не гарантируют равный результат. Всегда будут те, кто учится, и те, кто, так сказать, отбывает повинность, какие бы возможности им ни предоставили. И совсем не важно, как будет называться учреждение, в котором они обучаются, - просто школа или элитная гимназия.
Образовательное учреждение под названием лицей принято считать привилегированным. В прошлом оно было доступно лишь детям из семей чиновников. Сейчас поступить в лицей может каждый ребенок. Основным отличием является собственная учебная программа. Лицей предоставляет ученикам на выбор программы разной предметной направленности.
Родителей учеников интересует, чем отличается лицей от школы
Образование, получаемое в лицее, приравнивается к среднему профессиональному. Выделяют несколько основных направлений подготовки:
- Физико-математическое;
- Химико-биологическое;
- Социально-экономическое;
- Филологическое.
В школе программу обучения выбирает министерство образования. Она является стандартной для всех школ. Возраст учеников составляет от 6 до 18 лет. По окончанию обучения ученикам предоставляют аттестат о полном или неполном высшем образовании.
Сравнение лицея с обычной школой
Собственная программа лицея не имеет значительных отличий относительно общих предметов. Лицеисты обязаны получить стандартные навыки и знания, определенные министерством образования. Однако в их расписании присутствуют также углубленные предметы. Это необходимо для получения специализированных знаний. Такая учебная программа даст лицеистам весомые преимущества при поступлении в высшее учебное заведение.
Нередко лицей располагается на территории университета и подготавливает будущих абитуриентов.
Ученики лицея приобретают широкий кругозор. Их образовательный уровень на порядок выше. Однако нагрузка на ребенка возрастает. В специализированном университете ему будет проще добиться успеха. Лицеисты глубже знают профильные предметы, умеют нестандартно мыслить и отстаивать свою точку зрения.
Разница в преподавательском составе
Преподавательский состав в лицее обладает всеми необходимыми навыками, чтобы донести до учеников углубленные знания. Учителя обладают высшей категорией. Педагоги высших учебных заведений участвуют в составлении учебных программ для лицеев.