Разминка для голоса перед пением для детей. Как разогреваться перед пением

Первая часть статьи - теоретическая - вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания

  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит" , распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

Отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса . Распевки не для голоса ... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки - ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1)

"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальшь.

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно:

Вокальные упражнения нужны и начинающим, и опытным певцам, и солистам, и артистам хора. Они позволяют выработать правильное дыхание, улучшить дикцию, задействовать все возможности голосового аппарата - и получить на выходе роскошное звучание. Ежедневные распевки на долгое время сохранят ваш голос красивым и сочным.

  1. Как формируется голос?
  2. Как дышим?
  3. Тренируем диафрагму
  4. Речевой способ пения
  5. Тренируем артикуляцию
  6. Повторение – мать... чего?
  7. Как разминаться?
  8. Вокально-хоровые упражнения

Как формируется голос?

Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.

  • верхние резонаторы - полости рта и носа, а также глотка;
  • гортань и голосовые связки;
  • нижний резонатор - трахея и крупные бронхи;
  • грудная клетка и ее дыхательные мышцы;
  • диафрагма - мембрана между грудной и брюшной полостями;
  • брюшная полость и мышцы передней стенки живота (пресс).

Профессионал задействует весь голосовой аппарат и добивается богатого, сочного, разнообразного вокала. Его голос не устает, он звучит одинаково хорошо в течение длительного времени. Неопытный вокалист, напротив, поет только гортанью. Голосовые связки не могут выдерживать больших нагрузок, амплитуда их движений уменьшается, и это сразу отражается на звучании. Поэтому начинающим в первую очередь необходимо освоить вокальные упражнения на дыхание.

Как дышим?

Различают 4 типа дыхания:

  • Грудное. Основную работу на вдохе-выдохе выполняет грудная клетка, а диафрагма только следует за ней.
  • Промежуточное (грудобрюшное). К мышцам груди частично присоединяется диафрагма.
  • Брюшное (диафрагмальное). Основная нагрузка при дыхании ложится на мышцы диафрагмы, а грудная клетка не двигается. Для певца или оратора такой тип дыхания - наилучший.

Есть счастливчики, которые с рождения дышат диафрагмой. Это наследственная особенность, как цвет волос или тип телосложения. Но если вы к их числу не относитесь - не беда. Вокальные упражнения для начинающих позволяют за 2-3 недели освоить этот навык.

Тренируем диафрагму

Вокальные упражнения для тренировки дыхания нужно выполнять ежедневно, по 10 раз каждое. Простейший комплекс состоит из 7 упражнений.

  1. Выберите удобное положение тела. Опустите одну руку на живот, вторую - на нижнюю часть груди сбоку. Сделайте глубокий вдох. Следите, чтобы при этом выпячивалась брюшная стенка и расширялась нижняя часть грудной клетки (ваши руки хорошо это почувствуют). Сразу же сделайте выдох - плавный, медленный. Почувствуйте, как живот и нижние ребра вернутся в исходную позицию.
  2. Положение тела и рук прежнее. Коротко вдохните через нос, задержите дыхание на 2-4 секунды - и плавно, свободно выдохните ртом. В этом и во всех последующих упражнениях следите за движениями живота и нижней части грудной клетки.
  3. Коротко вдохните ртом и на выдохе протяжно произнесите один из гласных звуков.
  4. Произнесите на выдохе несколько гласных звуков.
  5. Считайте вслух на выдохе, стараясь довести счет до 15. Следите за тем, чтобы выдох был свободным и плавным.
  6. Считайте на выдохе в обратном порядке (от 10 до 1).
  7. Прочтите на выдохе пословицу или скороговорку.

Речевой способ пения

Долгие и упорные дыхательные тренировки нужны в том случае, если вокалист выступает в академических жанрах - например, поет в опере. Эстрадные исполнители подходят к пению с других позиций. Они применяют так называемый речевой способ - когда вокалист поет гортанью, добиваясь ее полного расслабления и неподвижности. Звук в этом случае изливается более свободно, а голосовые связки не испытывают излишнего напряжения. Для пения в речевой позиции вокальные упражнения «на дыхание» действительно не особенно актуальны. Куда важнее умение контролировать мышцы гортани.

Тренируем артикуляцию

Дикция - это способность ясно и четко произносить звуки, слова и предложения. Она невозможна без правильной артикуляции, то есть свободных и слаженных движений челюстей, нёба, губ, языка. Вокальные упражнения для дикции улучшают подвижность этих органов. Чтобы отработать навык, педагоги предлагают произносить отдельные звуки, слоги, слова и скороговорки, читать вслух небольшие рассказы. Все это необходимо делать, утрируя артикуляцию: например, произнося звук «у», требуется сложить губы трубочкой и вытянуть их как можно сильнее, словно стараясь кого-то поцеловать, а на звуке «и» - улыбнуться, как чеширский кот. Упражнения выполняют ежедневно в течение 20-30 минут.

Тренировка дикции, разработка резонаторов и укрепление мышц, принимающих участие в образовании красивого и мощного звука, составляют единый комплекс, который называется вокально-интонационные упражнения.

«Проснись и пой»

Следующий этап - вокальная разминка. Оговоримся сразу: рекомендация старой советской песенки для начинающих (да, впрочем, и для профессиональных) вокалистов абсолютно не применима. Петь с утра пораньше будет только человек, которому и дела до звучания голоса особого нет. Помурлыкать под нос в душе вы, конечно, можете, но не более того. Полноценно нагружать связки рекомендуют не ранее, чем через пару часов после подъема. Касается это правило не только пения как такового, но и выполняемых вами вокальных упражнений.

Начинать вокальные упражнения для голоса нужно с зарядки: сделать несколько энергичных наклонов, поворотов, приседаний, махов руками и ногами. Небольшая физическая нагрузка ускоряет течение крови, разогревает организм, повышает его готовность к работе. Затем подышите: выполните глубокие вдохи и выдохи, не забывая контролировать движение диафрагмы. И только потом можно приниматься за вокальные упражнения как таковые: выпевать звуки, гаммы и тому подобное.

Повторение – мать... чего?

Пожалуй, распевка (как иногда называют разминку голоса) является одним из не самых любимых дел для начинающих вокалистов. Но как-то изменить ситуацию, отказавшись от подобной подготовки связок, значит поставить под удар собственный голос. Именно поэтому распеваться необходимо, всегда, везде и перед каждым выступлением (репетицией, записью – нужное подчеркнуть). Что приятно – делать это можно дома, но – заблаговременно.

Так, если вам попадается аренда студии звукозаписи недорого на час-другой – смело выполняйте упражнения, которые «будят» голос дома, за полчаса-час до записи. Таким образом, вы приедете в студию уже в своей лучшей форме и сможете спеть наиболее качественно.

Как разминаться?

Итак, если важность распевки вы уяснили, а понимание, что это не бесполезное сотрясание воздуха – пришло, то приступайте! Как правило, вокальная разминка состоит из нескольких довольно типичных упражнений:

  1. «Мычите». То есть – издавайте согласный «м» в течение пары-тройки минут.
  2. Приплюсуйте к «мычанию» звук «и». При этом он не должен отличаться от вашего обычного, разговорного «иканья». Пропеть эту парочку тоже несколько минут.
  3. Добавьте гласных: а, э, о, у. Все они, «пристроившись в хвост» за слогом «ми», должны исполняться на одном дыхании, без пауз.
  4. Вспомните о других согласных – звуках «в» и «ф». Чередуя их, потренируйте связки (достаточно «раскачивать» голос в диапазоне одной-двух нот).
  5. А теперь – порычите! Но это должен быть не просто звук «р», а слог – «ро». Не забывайте, что при этом напрягать губы и язык не нужно, постарайтесь их расслабить.
  6. Наконец, пропойте небольшие слоги, открытые и закрытые, например, «мам», «но», «вав», «сам».

После такой разминки, когда вы почувствуете, что полностью владеете голосом, и любая песня зазвучит!

Вокально-хоровые упражнения

Распевка необходима не только солистам, но и певческим коллективам, особенно таким большим как хор. Вокальные упражнения позволяют взять правильное дыхание, сосредоточиться на образовании звука, разогреть голосовой аппарат. Разминка занимает 15-20 минут от общего времени репетиции и затрагивает в основном средний звуковой диапазон. Причина проста: певческий голос разогревается не быстро и достигает полного звучания только через 35-40 минут с начала разминки.

У каждого руководителя хора есть свои методы и секреты распевок. Например, один из корифеев этого искусства, П.И. Муравский, распевал артистов до 40 минут. При этом он не использовал рояль (только камертон). Музыкант добивался удивительной гладкости длинных аккордов, поразительно чистого унисона и великолепного интонирования.

Стандартные вокально хоровые упражнения включают в себя:

  • дыхательную разминку;
  • упражнения для разогрева резонаторов;
  • гаммы;
  • упражнения на длинных звуках;
  • арпеджио
  • упражнения для выравнивания гласных;
  • простые попевки-каноны;
  • упражнения на полифонию.

В младших хорах разминку дополняют вокальные упражнения для артикуляции, а также распевки, направленные на развитие гармонического слуха. Они помогают детям уверенно вести свою партию и точно попадать в заданный тон.

Надеюсь, что даже в самом насыщенном расписании Вы находите время для отработки своих навыков эффективного общения, активно практикуетесь в словесной импровизации, оттачиваете мастерство убеждающего выступления. И даже выкраиваете 5-7 минут ежедневно для речевой артикуляционной гимнастики!

А сегодня, чтобы добавить в наши тренировки разнообразия и свежести, предлагаю, как и обещал в предыдущем выпуске, изучить упражнения еще одной (как всегда – очень полезной!) разминки – для голоса. Итак, тема сегодняшнего выпуска –

Вы, конечно, помните из предыдущих выпусков, что характеристики голоса – важнейшая составляющая выступления оратора, один из «трех китов» его успеха. Голос выразительный, красиво окрашенный, богатый интонациями может творить с аудиторией чудеса, влияя на самые глубинные пласты подсознания слушателей.

В чем отличие «поставленного», тренированного голоса от простого? В подавляющем большинстве люди, не работающие с голосом профессионально, говорят «горлом» – используют только голосовые связки – и, увы, «зарабатывают» ларингиты и фарингиты. А профессионал для извлечения звука «включает» существующие в нашем организме естественные полости – их называют РЕЗОНАТОРАМИ. Одни из основных – резонаторы живота и груди, на разминке поучимся ими пользоваться.

Другая важная особенность – звучание «на опущенной гортани». При обычном повседневном говорении наша гортань обычно находится в поднятом, напряженном положении и быстро устает. Умение говорить с опущенной, расслабленной гортанью, «на зевке», помогает говорить и много дольше, и гораздо красивее. Для того, чтобы примерно ощутить, что это значит, положим ладонь на свое горло и изобразим зевок – почувствуем, что под ладонью гортань переместилась книзу. Теперь попробуем ее там оставить и сказать несколько слов. Как ощущения?

Впрочем, по этому поводу не буду пытаться отнять хлеб у профессионалов – чтобы научиться говорить с опущенной гортанью, рассылки явно недостаточно, нужен хороший тренинг постановки голоса.

На качество говорения оказывает существенное влияние и наше дыхание. Многие знают, что дышать можно по-разному. Если не вдаваться в подробности, люди используют два основных типа дыхания – грудное и диафрагмальное (его еще называют брюшным). Внешне их отличить довольно легко, можете себя проверить прямо сейчас. При грудном типе дыхания грудная клетка приподнимается на вдохе и опускается на выдохе. При диафрагмальном – на вдохе живот слегка выпячивается вперед, а на выдохе втягивается внутрь. И примите мои поздравления, если обнаружили, что дышите диафрагмально – это как раз то, что надо для хорошего голоса в целом и для качественной голосовой разминки в частности)).

Если нет – ничего страшного, диафрагмальному дыханию можно довольно быстро научиться, оно физиологично и полезно для здоровья.

Итак – нам предстоит ответственное выступление или важный разговор. Мы хотим добавить своему голосу звучности, солидности, красоты – мы делаем упражнения голосовой разминки.

Очень хорошо, если перед этим у нас нашлось хотя бы несколько минут для упражнений речевой (артикуляционной) разминки – это значительно усилит эффект воздействия разминки голосовой.

Выбираем удобную расслабленную позу – основная поза оратора вполне подойдет, но можно и сидя. Руки свободно висят вдоль туловища, плечи развернуты, подбородок чуть приподнят. Перед началом разминки делаем «контрольный заход» – негромко вслух проговариваем четыре строчки любого детского стихотворения, например – «В лесу родилась елочка» или «Наша Таня громко плачет». Проговариваем (не поем!) – и прислушиваемся к собственному голосу: как звучит, насколько глух-звонок, тих-громок и так далее. Запомнили?

Теперь приступаем к упражнениям разминки:

Представляем себя большой органной трубой или виолончельной струной

Делаем (очень желательно – ДИАФРАГМАЛЬНЫМ способом) спокойный, довольно глубокий (но не запредельный) вдох.

На выдох широко раскрываем рот и громко (ГРОМКО! ГРОМКО!!! ),душевно гудим-тянем-пропеваем звук

А-А-А-А-А – непрерывно, пока не кончится воздух. Когда он кончится, делаем еще такой же вдох – и продолжаем. Делаем 2-3 таких протяжных пропевания.

Во время «гудения» стараемся:

Если получится, опускать гортань, звучать «на зевке»;

Мысленно постоянно переводить зарождающийся в нас звук из горла в грудь и живот, чтобы он «возникал» именно там;

Держать подбородок чуть приподнятым, оставляя при этом расслабленными мышцы шеи и область горла;

Во время звучания постепенно напрягать и втягивать внутрь мышцы живота, словно выжимая воздух из живота-груди. На вдохе будет достаточно мышцы просто расслабить – и воздух войдет в легкие быстро и бесшумно.

Кстати – правильным вокалом в целом и этими упражнениями в частности можно так «прокачать» мышцы живота, что никакой фитнес не понадобится))

Время от времени в процессе гудения можно мягко прикладывать ладонь к груди. Если мы все делаем правильно, ладонь будет ощущать легкую вибрацию – значит, порядок, резонаторы резонируют)).

Закончив работу с «А», делаем небольшую паузу в 15-20 секунд, во время которой проверяем, не возникло ли в теле (особенно в области горла и шеи) непроизвольных излишних напряжений, встряхиваем мышцы, расслабляемся – и, сделав новый вдох диафрагмой, продолжаем пропевать следующий звук.

Всего звуков пять, пропеваем их в такой последовательности:

А-Э-И-У-О.

Начать можно с последовательности полегче:

А-Э-О

и постепенно переходить к полному набору. Заканчивать я рекомендую всегда самым красивым и певучим звуком О, представляя себя где-нибудь в кавказских горах за щедро накрытым столом – звук сразу становится насыщеннее и ярче)).

Закончив ряд, произнесем снова то самое четверостишие, которое декламировали перед началом разминки. Есть изменения?

Если изменения явно чувствуются – наш голос стал более густым, сочным, насыщенным – это значит, что мы в нашей голосовой разминке все сделали правильно. Если изменения пока не слишком заметны – ничего страшного. Голос – явление очень индивидуальное, тонкое. Возможно, Вам нужно позвучать в следующий раз несколько подольше или погромче – и изменения через несколько занятий обязательно появятся.

На этой позитивной и жизнеутверждающей – сильно, густо и бархатисто звучащей – ноте я призываю Вас, друзья, активно перейти от теории к практике и сразу же отработать упражнения голосовой разминки.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/

Разогрев голоса перед выступлением – обязательный процесс для певца. Без распевки голос будет звучать не так звонко. Даже у профессионального певца звук будет получаться не таким красивым, если он не разогреет голос. Разогрев голоса похож на разогрев мышц у спортсмена перед тренировкой.

Существует много видов распевки, которые используют и прививают своим ученикам преподаватели вокала. Однако у всех распевок одна основа: настроить голос посредством правильного выполнения упражнений.

Видео-урок «Уроки вокала. Разогрев голоса»

Вокальные упражнения

В обучающем видео «Уроки вокала. Разогрев голоса» певица Елизавета Бокова покажет, как необходимо построить процесс разогрева голоса. Она детально опишет основные элементы правильного пения:

  • дыхание;
  • осанка;
  • направление и выход звуков.

Опыт Е. Боковой и ее вокальные данные дают ей право компетентно советовать последовательность и виды упражнений для распевки. Она предпочитает начинать с распевок с закрытым ртом, постепенно переходя на упражнения с открытым ртом. В ее комплекс упражнений для разогрева голоса вошли итальянские распевки, которые она высоко ценит за их свойство быстро и качественно настраивать голос.

Поем вместе!

Данный видео-урок будет полезен певцам, которые следят за состоянием своего горла. Распевка необходима для красивого пения. От нее зависит не только чистота и звонкость звука, но и здоровье связок. Видео-материал построен так, что желающие могут проводить распевку вместе с Е. Боковой, следуя ее примеру.

Поговорим о разогреве перед пением... Кто-то может сказать: "Зачем всё усложнять? Я вот, например, пою для себя не разогреваясь и всё бывает нормально!" Отчасти это так, но не совсем. Когда вы просто поёте - это одно; а, например, когда вы занимаетесь вокалом или собираетесь выступать - это совершенно другое дело. Во втором случае ваш голос испытывает намного большую нагрузку (физическую либо психологическую), и разогрев, во-первых, позволит вам легче с этой нагрузкой справиться, и, во-вторых, может предотвратить получение травмы. Вы же не побежите 100-метровку не разгрев мышцы? Вот так и с вокалом.

На нашем тренинге для начинающих "Начни петь за 1 день! ", помимо прочего, есть очень классные телесные упражнения, чтобы вы могли быстро привести своё тело в состояние полной голосовой готовности и получать максимальный эффект от занятий вокалом.

Теперь ещё несколько советов:

Разогрейте мышцы тела

Так вы снимете телесные зажимы и вместе с ними зажимы гортани. Тогда все вокальные упражнения и само пение вам будут даваться легче, а голос будет звучать красивее. Время разминки и упражнения - на ваше усмотрение. Но как минимум нужно сделать вот что: поднимите руки над головой и потяните их как можно дальше; затем сделайте несколько наклонов, руками постарайтесь достать до пола (в это вся верхняя часть тела должна быть расслаблена); затем разомните плечи и шею, чтобы снять оставшееся напряжение. После этого можно приступать к вокальным упражнениям.

Проговорите слова

Выберите любую фразу, например: "один, два, три, четыре, пять". Просто произнесите её так, как вы обычно разговариваете без повышения или понижения интонации (на одной ноте). Старайтесь тщательно проговаривать слова, чтобы разогревался артикуляционный аппарат. После этого повторите ту же фразу на полтона выше. Так пройдите на несколько полутонов вверх, потом вниз, оставаясь в рамках комфортного диапазона. Полутон - это разница в звуке между двумя соседними клавишами на фортепьяно или синтезаторе (включая черные) или двумя соседними ладами на гитаре. Если у вас нет инструмента, можете использовать какую-нибудь программу, например "Пианино 3.0" Вконтакте (http://vkontakte.ru/vk_piano). "Вниз по полутонам" значит влево на пианино - более грубый звук. И, соответственно, наоборот. Это упражнение позволит вам почувствовать вибрации в груди, горле и во рту. И кроме того, иногда во время пения бывает нужно так пропеть фразу на небольшом выдохе (как речитатив).

Пройдите диапазон немым звуком

Немой звук - это когда вы тянете звук "М-м-м", не открывая рта. Во время выполнения этого упражнения почувствуйте, где в вашем теле вибрируют те или иные ноты (в животе, в груди, в голове и проч.). Начните с комфортной ноты в середине диапазона, потом пройдите вниз по полутонам, потом поднимитесь вверх (пока это комфортно для вас).

Зевание

Помните звук, который вы издаёте, когда зеваете? Мы это используем. Нужно на одном длинном протяжном зевке "проползти" голосом вниз до самой низкой ноты и вверх до максимально высокой ноты. Так зевнуть нужно несколько раз. Это очень хорошо разогревает голосовые связки, т.к. заставляет их буквально растягиваться и сжиматься как резиновые. Кроме того, ощущение зевка и это упражнение в частности, очень важно для постановки голоса и расширения диапазона (об этом будем писать в другом выпуске).

Распеваемся на гласных

Используйте такое сочетание гласных: "А Э И О У". Их нужно пропевать на одной ноте, слитно, одна гласная перетекает в другую. Каждую гласную пропевать в течение 1-2 секунд. Начните с середины диапазона, пройдите вниз потом поднимайтесь наверх до самых низких и высоких нот своего диапазона соответственно. В целом эта разминка может занять у вас минуту или несколько и позволит разработать артикуляционный аппарат и выработать кантилену ("напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии").

Упражнение на дикцию

Вообще, дикция очень важна для исполнителей. В конечно итоге, если ваши слушатели не поймут, о чем вы поёте, они не смогут по достоинству вас оценить. Поэтому снова выполняем предудущее упражнение, только вместо гласных берем какую-нибудь скороговорку, например "шла саша по шоссе и сосала сушку". Старайтесь очень тщательно выговаривать слова. Не важно, в каком музыкальном стиле вы работаете, если у вас будет отличная дикция, от этого будет только лучше.

Запишитесь в один клик!