Рассказ Рождение человека (Горький Максим). К

Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ - несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве - русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А. И. Герцена, и совершенно не было связано с современными событиями, С приходившими из России вестями о начале нового революционного подъема. Автор рассказа вспоминал об эпизоде двадцатилетней давности, на первый взгляд - бесконечно далеком не только от последних политических событий, но и от политики вообще.

И все же многочисленные слушатели, целиком поглощенные злобой дня, трудной судьбой своей Родины, никак не могли успокоиться, выражая признательность автору. Было ясно, что его новое произведение необыкновенно созвучно их думам и чувствам, всему их душевному настрою. Рассказ назывался «Рождение человека».

Эпизод, о котором вспомнил в этом рассказе М. Горький, глубоко трагичен. В страшный для России 1892-й «голодный» год, когда на краю гибели оказались миллионы крестьян, - толпы их двинулись пешком из охваченных неурожаем губерний на юг в поисках работы и хлеба. С одной из групп голодающих шел и будущий писатель. Вдруг он увидел, как отстала от других беременная крестьянка (она вынуждена была отмерять версты до последней минуты), и понял, что у нее начинаются роды.

Он не мог не прийти к ней на помощь и невольно стал «акушером». Что ждало новорожденного? Для какой жизни родился среди горя, отчаяния, голодных смертей «новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы»? «Помог ты мне - спасибо, - говорит мать своему спутнику, «проходящему», - а хорошо ли это для него, и - не знаю уж...» Этот вопрос не может ее не мучить. Отражая бушующую в душе матери бурю тревог и надежд, борются в ее глазах - глазах «синевато-серого цвета» - серый, мутный цвет боли, тоски, безнадежности и синий, как море и как небо, цвет радости, счастья, любви. И синий цвет побеждает, побеждает вера в будущее сына: «Хорошо-то как, хорошо! И так бы всё - шла, всё бы шла, до самого аж до краю света, а он бы, сынок, - рос да всё бы рос на приволье...» Не случайно именно в этом бесстрашно правдивом произведении прозвучали слова, ставшие одним из самых крылатых изречений XX века: «Превосходная должность - быть на земле человеком».

Если мы вспомним, какие настроения преобладали в литературе той поры - норы реакции, наступившей после поражения первой русской революции, - нам станет понятнее, почему рассказ «Рождение человека» произвел столь большое впечатление на своих первых слушателей, а затем и на тысячи и тысячи читателей. Леонид Андреев доказывал тогда в своей философской драме «Жизнь Человека» (ее первое действие имело особое название: «Рождение Человека и муки матери»), что страдания матерей ничем не оправданы, так как рождаемые в муках дети обречены на бесцельную и бессмысленную жизнь. Ему вторил М. П. Арцыбашев, заявляя, что лучше людям совсем не появляться на свет, чем рождаться «на жизнь несчастную и бесцельную». М. Горький гневно ответил этим писателям и всем проповедникам пессимизма в 1912 году в статье «Издалека». Но еще более ярким и убедительным ответом был написанный им тогда же рассказ «Рождение человека». Уж если люди угнетенной, многострадальной народной массы не теряют веры в жизнь, то можно ли простить безверие тем, кто призван поднимать народ па борьбу, а не подавлять его волю отчаянием?!

Спустя год, в 1913 году, В. И. Ленин возразил в статье «Рабочий класс и неомальтузианство» людям, утверждавшим, что нелепо «убеждать матерей рождать детей, чтобы их калечили... доводили до самоубийства!». Назвав подобные рассуждения мещанскими и реакционными, В. И. Ленин писал: «...«Рождать детей, чтобы их калечили»... Только для этого? Почему же не для того, чтобы они лучше, дружнее, сознательнее, решительнее нашего боролись против современных условий жизни, калечащих и губящих наше поколение??. Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят» Впоследствии М. Горький тщетно пытался узнать, как сложилась жизнь человека, которому он помог когда-то появиться на свет. Он ничего не узнал об этом, и мы ничего не знаем о судьбе того человека, но нам хорошо известна судьба его поколения. Подростком тот человек мог увидеть революцию 1905 года, а юношей участвовать в Великой Октябрьской революции; он мог стать одним из строителей первого социалистического государства и его защитником на фронтах Великой Отечественной войны; мог участвовать в героическом возрождении Родины... Ему стоило родиться!..

Источники:

  • Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с- (Б-ка классики. Сов. лит-ра)
  • Московский писатель Муравьёв получил задание от одного из журналов на написание рассказа. В нем требовалось воспеть человеческий труд.

    Писатель уже делал несколько попыток выполнить заказ, но не мог. В большом шумном городе сложно было сосредоточиться и создать что-то, стоящее внимания читателя. Писать же плохо Муравьёв не хотел.

    Тогда писатель решил пожить на даче своих знакомых в Подмосковье. Муравьёв знал, что там уже живут родственники хозяев загородного дома.

    Муравьёв приехал на поезде и отправился к месту своего временного жительства. Природа в пригороде восхищала городского жителя. Все вокруг пробуждалось от долгого зимнего сна. Настроение писателя улучшилось, и у него появилось хорошее предчувствие в том, что здесь у него получиться написать прекрасный рассказ.

    По пути к даче Муравьёв решил немного помочь весне. Он начал разбивать палкой лёд на ручье. Взрослый человек так увлекся процессом, что даже не заметил девушку, которая наблюдала за ним. Мужчина вначале засмущался, но молодая девушка посоветовала ему колоть лёд лыжной палкой. Вдвоём они принялись за дело.

    Оказалось, что эта девушка живёт на даче друзей Муравьёва и её зовут Женя. Она студентка института. Вместе с отцом, который является ботаником, девушка отдыхает за городом.

    Расспросы девушки о будущем рассказе навели писателя на мысль о его содержании. Муравьёв решил написать о том, в чем он разбирается лучше всего: о труде писателей.

    Общение с разговорчивым ботаником, отцом девушки, укрепило его в намерении описать нелёгкий труд тружеников пера и бумаги. Муравьёв сжег в печке все, что было создано им в Москве. За одну ночь автор смог написать свой рассказ.

    На следующее утро Муравьёв отправился провожать свою новую знакомую на поезд. Он сказал о своём скором отъезде в город. Девушка испугалась, что она и отец мешают работе писателя. Автор рассказа сказал, что он почти завершил свою работу. Ему было неудобно признаться Жене, что он закончил написание рассказа за одну ночь. Ещё Муравьёв постеснялся сказать молодой девушке, что она является музой, вдохновившей писателя.

    Муравьёв остался на пару дней на даче, чтобы отдохнуть и пообщаться с отцом Жени.

    Так, случайное знакомство помогло писателю выполнить его заказ для журнала.

    Картинка или рисунок Рождение рассказа

    Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Кому на Руси жить хорошо Некрасова по главам и кратчайшее

      Встретились на дороге семь временнобязанных мужчин. Стали спорить кто живет забавно, очень свободно на Руси. Пока спорили, наступил вечер, они сходили за водкой, зажгли костер и снова принялись спорить

    • Краткое содержание Весёлая семейка Николая Носова

      Паровая машина, которую сделали Мишка и Колька, взорвалась. Мишка обжег горячим паром руку. Мама нанесла ему на руку мазь, а потом выбросила в мусор паровую машину.

    • Краткое содержание Житие Александра Невского

      Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым. Однажды король Римской веры из Полуночной страны пожелал захватить территорию князя.

    • Краткое содержание Некрасов Русские женщины по главам и частям

      Княгиня Трубецкая В данной главе отчетливо видим, как в суровые зимние дни Екатерина Трубецкая отправляется вслед за своим супругом в далекую Сибирь, которого осудили за то, что он покушался на жизнь царя

    • Краткое содержание Брэдбери Ветер

      Аллин – это человек, который весьма необычен, так как вовсе не реалист, а скорее наоборот. Так как он верит в чудеса, верит в то, что на самом деле существует что-то большее, чем просто люди и жизнь на земле.

    К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа»

    Произведения Константина Георгиевича Паустовского много и охотно читают люди разного возраста. Если вы захотите узнать о его судьбе и рассказать о ней детям, то прочтите автобиографическую эпопею «Повесть о жизни», которую Паустовский писал многие годы. Все шесть автобиографических книг, которые входят в «Повесть о жизни»: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний», – волнующий литературный документ эпохи.

    Тема творчества, тема ответственности за свои дела отчетливо прослеживается в этих автобиографических произведениях. Но она звучит и во множестве других произведений. Среди них есть и такие, которые специально посвящены этой теме. Когда ученики станут постарше, вы познакомите их с «Золотой розой». В этом классе мы предлагаем проследить за процессом творчества в произведении, которое названо «Рождение рассказа».

    После его чтения можно решить вопрос о том, важен ли писателю жанр, или он стремится показать процесс творчества, который может воплотиться в произведении любого жанра.

    Наверное, ответ ясен каждому, кто прочтет рассказ. Однако тогда нужно будет ответить и на вопрос о том, почему все же описание процесса рождения художественного текста воплотилось в жанре рассказа. Среди соображений, которые высказывали ученики, были и такие своеобразные характеристики рассказа: «он не велик, однако дает возможность обстоятельного рассмотрения вопроса о творчестве»; «его композиция легко прослеживается и помогает сконцентрировать внимание на том, что автору особенно важно»; «в нем легко наблюдать за частными приемами, которые все же могут и повторяться, и варьироваться: для этого есть достаточно пространства». Нашлись даже ученики, которые с особым вниманием отнеслись к тому, как состояния природы и героя перекликаются в разные моменты повествования. Уже первая фраза: «Подмосковный зимний денек все задремывал, никак не мог проснуться после затянувшейся ночи. Кое-где на дачах горели лампы. Перепадал снег…» – может рассматриваться как взгляд человека, который никак не в силах преодолеть собственную душевную дремоту. Ведь именно он приписывает зимнему деньку такую нарочитую пассивность.

    Любители природы и ее описаний могут внимательно подумать и решить, когда же возник творческий импульс у героя рассказа, как он связан с природой и людьми.

    Едва ли можно посвятить много времени наблюдениям за героем рассказа, который никак не мог настроить себя на творческую волну. Но беседа об этих событиях по манере должна быть неторопливой. Мы поговорим о том, как он ехал в чужой дачный дом, как случайно встретил девушку из этого дома, как общение с милым и доверчивым человеком сказалось на его настроении, как развивались далее малозначительные, но все более приближающие героя к желанному состоянию события. Это намеренно неторопливая и не претендующая на многозначительность беседа – главная составляющая нашей работы с рассказом. Его центральная мысль, которую автор и не пытается предложить в четкой формулировке, – длительность и непредсказуемость пути к творчеству.

    В курсе седьмого класса мы стремимся сформировать не столько набор представлений о конкретных жанрах, сколько стремление ученика-читателя видеть, как связаны между собой форма и содержание.

    Составьте план рассказа. В какой момент про­исходит “рождение рассказа”?

    Примерный план рассказа.

    – По пути на дачу (писатель в поезде).

    – Размышление писателя о труде и его бесконечных формах.

    – Решение Муравьева завершить рабо­ту над рассказом о труде на даче.

    – Встреча с девушкой над бормочущим что-то свое ручьем.

    – Беседа с Женей и ее интерес к тому, как пишутся книги.

    – Решение писать не о труде вообще, а о своем писательском труде.

    – Создание рассказа за одну ночь.

    – Прощальная беседа с Женей.

    Решение написать свой рассказ о писательском труде приходит внезапно вслед за вопросом Жени о том, каков же писательский труд. И сам рассказ рожда­ется в одну ночь вслед за этим решением.

    Опишите “зимний денек”, максимально ис­пользуя краски, которые есть у Паустовского.

    “Зимний денек” все “задремывал”. Это был такой день, когда вот-вот начнется оттепель и “в лесных оврагах уже осторожно позванивают подо льдом родники… Значит, скоро весна!”.

    Какую роль играла природа в изменении

    на­строения героя – писателя Муравьева?

    Наблюдение за состоянием природы на­чалось еще в вагоне поезда, когда мимо окон и площадки вагона, на которую вышел Муравьев, проносилась зима. И да­лее и по пути на дачу рядом с ручьем, и при путешествии по лесной дороге, и на даче, когда он пишет свой наконец-то на­чавший писаться рассказ, он весь в стихии живой природы. Так он пишет: “Природа обладает неслыханной щедростью. Ей не жаль своих сил…” И это утверждение пе­рекликается с тем порывом творчества, ко­торый охватил Муравьева, - его вдохно­вила просыпающаяся природа и беседа с Женей, так искренне и славно заин­тересовавшейся процессом труда писателя.

    Какие вопросы студентки Жени были толчком для создания рассказа?

    Толчком для создания творческого состояния писателя был монолог Жени: “Я понимаю, как строится, например, морской корабль. Или как из-под пальцев у ткачихи выходит тонкое полотно. А вот понять, как пишутся книги, я не могу”.

    Попробуйте истолковать слова: “Нам, людям, в особенности писателям, стоит поучиться у приро­ды”. Как вы их понимаете и относите ли их и к себе также?

    Мысль о пользе общения с природой и умения у нее учиться не нова. Об этом говорили писатели разных поколений и в стихах, и в прозе. И, хотя каждый вклады­вает в эти слова свое толкование, каждый из нас понимает, что каждый шаг живого существа требует понимания природы и умения видеть ее уроки. Так, природа всегда целесообразна, она всегда следует своим законам, природа - источник вдохновения…

    Какое отношение к теме труда имеет описание “рождения рассказа”? Найдите в тексте слова авто­ра, которые были бы ответом.

    “Он писал о своем труде, великолепии и силе русского языка, о великих масте­рах слова, о том, что весь мир во всем его удивительном разнообразии должен быть повторен на страницах книг в его полной реальности, но пропущенный сквозь кристалл писательского ума и воображе­ния и потому - более ясный и осознан­ный, чем в многошумной действитель­ности”.

    Глоссарий:

    • в какой момент происходит рождение рассказа
    • план рассказа рождение рассказа
    • опишите зимний денек максимально используя краски которые есть у Паустовского
    • паустовский рождение рассказа
    • рождение рассказа

    (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

    Другие работы по этой теме:

    1. Название рассказа точно передаёт ощущение, которое остаёт­ся у читателя после знакомства с грустной историей Ионы Пота­пова. Брат Чехова Александр Павлович, прочитав заключительную сцену рассказа, написал:...
    2. В следующей фразе: “…за добро плати добром, не будь пустельгой” заключен главный смысл рассказа “Телеграмма”, написанного К. Паустовским. Эти слова Тихон говорит Манюшке, но относятся...
    3. Рождение мира “До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир”. И в этой полной темноте суще­ствовал только Род - Прародитель всего сущего на земле....