Раскаяние перед богом. В православии приветствуется пример исповеди

Инструкция

Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть примирение с Господом. Покаяние есть очищение совести». Задача, над которой приходится постоянно работать современному христианину, - жить в миру и оставаться чистым, неоскверненным миром. Плодом этой работы являются покаяние .

Исповедь и покаяние не являются синонимами. Исповедь – это одно из семи христианских таинств, в котором кающийся, свои грехи перед священником, невидимо разрешается от них Самим Господом. Таинство было установлено Спасителем, сказавшим своим Апостолам: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; кому оставите, на том останутся» (Ин20:22-23).

На деле Таинство исповеди должно завершать процесс покаяния. Покаяние – это именно процесс, не эпизод в жизни человека. Православный христианин постоянно находится в состоянии покаяния. Таинству исповеди должна предшествовать внутренняя работа. Если нет никакого внутреннего осмысления своих поступков, сокрушения о них, то исповедь становится пустословием.

Существует очень много памяток «В помощь кающимся», где перечисляются всевозможные грехи. Такими списками грехов можно пользоваться на начальном этапе, если вы не знакомы с церковной жизнью. Но не стоит формально перечислять на исповеди все, что вы выписали из такой книжки. Скрупулезное перечисление все своих грехов уводит в сторону от самой сути покаяния.

Суть покаяния – в обретении Бога. Когда человек просто понимает, что он грешный, плохой, - это не более чем просто признание своих ошибок. Другое дело, когда он при этом осознает, что ему нужен Спаситель, Христос, чтобы стать достойным своего призвания. Покаяние – это стремление становиться все лучше и лучше. Говоря о покаянии, апостол Павел сравнивает христианина со спортсменом. Он говорит: все бегут на ристалище, но победа достается тому, кто прибежит первым; вот так и мы должны стремиться достичь большего в духовной жизни. Поэтому покаяние не является результатом заниженной самооценки, а только следствием постоянного стремления к совершенству.

Что делать, если человек вовсе не ощущает себя «грешнее всех»? Ведь тогда призыв к покаянию может вызвать лишь раздражение и злость. Важно помнить, что исповедь не уничтожает человека как личность, не его достоинство. Многим сложно прийти на исповедь, преодолеть стыд перед священником. Не нужно бояться идти на исповедь, «потому что стыдно». Совесть очищается лучше всего как раз стыдом. Кроме того, стыд – лучший механизм сдерживания от дальнейшего совершения греха.

Человеку, решившему встать на путь покаяния, можно дать несколько советов. Во-первых, как бы просто это ни звучало, чаще бывайте в храме. Богослужебная жизнь, частое пребывание в храме оказывается мощным фундаментом, на котором можно строить свое покаяние. Во-вторых, попробуйте, насколько это возможно, изменить внешний уклад своей жизни. Например, уехать куда-то на несколько дней, уединиться, чтобы поразмыслить о своей жизни. Хорошо поехать в какой-нибудь уединенный монастырь, чтобы погрузиться в атмосферу тишины и молитвы.

Покаяние или исповедь - это есть таинство, при котором человек, исповедующий свои грехи священнику, через его прощение разрешается от грехов Самим Господом. Вопросом о том, батюшке, задаются многие люди, приобщающиеся к церковной жизни. Предварительная исповедь готовит душу кающегося к Великой Трапезе - Таинству Причащения.

Суть исповеди

Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. В первом случае при Крещении человек получает очищение от первородного греха прародителей Адама и Евы, а во втором кающийся омывается от своих грехов, совершенных уже после крещения. Однако от немощи своего человеческого естества люди продолжают грешить, и эти грехи отделяют их от Бога, вставая между ними преградою. Своими силами преодолеть этот барьер они не в силах. Но Таинство Покаяния помогает спастись и приобрести то обретенное при Крещении единение с Богом.

В Евангелии о покаянии сказано, что оно является необходимым условием для спасения души. Человек на протяжении всей жизни непрерывно должен бороться со своими грехами. И, несмотря на всякие поражения и падения, он не должен унывать, отчаиваться и роптать, а все время каяться и продолжать нести свой жизненный крест, который возложил на него Господь Иисус Христос.

Осознание своих грехов

В этом вопросе главное - усвоить, что в Таинстве Исповеди кающемуся человеку прощаются все его согрешения, и душа освобождается от греховных уз. В десяти заповедях, полученных Моисеем от Бога, и в девяти полученных от Господа Иисуса Христа, заключен весь нравственный и духовный закон жизни.

Поэтому перед тем как исповедаться, необходимо обратиться к своей совести и вспомнить все свои согрешения с самого детства, чтобы подготовить настоящую исповедь. Как проходит она, не каждый знает, и даже отвергает, но истинно православный христианин, побеждая свою гордыню и ложный стыд, начинает духовно распинать себя, честно и искренне признаваться в своем духовном несовершенстве. И тут важно понять, что неисповеданные грехи будут человеку определены в вечное осуждение, а покаяние - означать победу над самим собой.

Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Перед тем как исповедаться перед священником, необходимо серьезно подготовиться и осознать всю необходимость очищения души от грехов. Для этого надо примириться со всеми обидчиками и с теми, кого обидели, воздержаться от пересудов и осуждений, всяких непотребных мыслей, просматривания многочисленных развлекательных программ и чтения легковесной литературы. Лучше свободное время посвятить чтению Священного Писания и другой духовной литературы. Желательно исповедоваться немного заранее на вечернем богослужении, чтобы во время утренней Литургии уже не отвлекаться от службы и посвятить время молитвенной подготовке к святому Причащению. Но уже, в крайнем случае, можно исповедоваться утром (в основном все так и делают).

В первый раз не каждый знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке и т. д. В этом случае нужно об этом предупредить батюшку, и он все направит в нужное русло. Исповедь в первую очередь предполагает умение увидеть и осознать свои грехи, в момент высказывания их священнику не стоит оправдывать себя и перекладывать вину на другого.

Дети до 7 лет и все новокрещенные в этот день причащаются без исповеди, нельзя этого делать только женщинам, пребывающим в очищении (когда у них месячные или после родов до 40-го дня). Текст исповеди можно написать на листочке, чтобы не сбиться потом и все вспомнить.

Порядок исповеди

В церкви на исповедь обычно собирается много народа, и перед тем как подходить к батюшке, надо повернуться к людям лицом и сказать вслух: «Простите меня, грешную», и они ответят: «Бог простит, и мы прощаем». И вот уже тогда необходимо идти к исповеднику. Подойдя к аналою (высокой подставке под книгу), перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонивши голову, можно приступать к исповеди.

Ранее исповеданные грехи повторять не надо, ибо, как учит Церковь, они уже простились, но если они опять повторялись, то о них вновь надо каяться. По окончании своей исповеди необходимо выслушать слова священника и Когда он закончит - дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение своего батюшки и пойти на свое место.

О чем надо каяться

Подводя к концу тему «Исповедь. Как проходит это таинство», необходимо ознакомиться с самыми распространенными грехами в нашем современном мире.

Грехи против Бога - гордость, маловерие или неверие, отречение от Бога и Церкви, небрежное исполнение крестного знамения, неношение нательного крестика, нарушение заповедей Божиих, упоминание имени Господа всуе, небрежное исполнение непосещение церкви, молитва без усердия, разговоры и хождение в храме во время службы, вера в суеверия, обращение к экстрасенсам и гадалкам, мысли о самоубийстве и т. д.

Грехи против ближнего - огорчение родителей, грабеж и вымогательство, скупость в милостыне, жестокосердие, клевета, взяточничество, обиды, колкости и злые шутки, раздражение, гнев, пересуды, сплетни, корыстолюбие, скандалы, истерики, обиды, предательство, измена и т. д.

Грехи против самого себя - тщеславие, высокомерие, беспокойство, зависть, мстительность, стремление к земной славе и почестям, пристрастие к деньгам, чревоугодие, курение, пьянство, азартные игры, рукоблудие, блуд, излишнее внимание к своей плоти, уныние, тоска, печаль и т. д.

Бог простит любой грех, для него нет ничего невозможного, человеку надо только по-настоящему осознать свою греховные дела и искренне в них раскаяться.

Причастие

Исповедываются обычно для того, чтобы причаститься, а для этого надо несколько дней поговеть, что подразумевает молитву и пост, посещение вечернего Богослужения и прочтения дома, кроме молитв вечерних и утренних, каноны: Богородице, Ангелу Хранителю, Покаянный, к Причащению, и по возможности, а точнее, по желанию - Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, приступают к таинству натощак. После принятия Таинства Причастия надо прочитать молитвы по Святом Причащении.

Не стоит бояться идти на исповедь. Как проходит она? Об этом точную информацию можно почитать в специальных брошюрках, которые продаются в каждой церкви, в них все очень подробно описывается. А потом главное - настроиться на это верное и спасительное дело, ведь о смерти православному христианину нужно думать всегда, чтобы она не застала его врасплох - без и причастия.

Покаяться в грехах перед Богом.

Дэвид Посон

Вторая глава из книги Д. Посона «Нормальное рождение христианина».

С разрешения миссии «Гамалиил и друзья» (http://gamalielfriends.com).

Покаяние является, пожалуй, одним из наименее противоречивых из всех четырех частей посвящения, но именно по этой причине ему меньше всего уделяется внимания, да и пренебрегается чаще, чем другими.

Само слово было более понятно иудеям, чем не-иудеям. Покаяние вплетено в канву истории Израиля, в особенности во времен выхода народа из Египта, когда пророк за пророком стремились предотвратить надвигающуюся опасность, призывая народ к покаянию. Всем, кто читал Амоса 4 главу или Иеремию 18-19 главы, прекрасно известно значение слова покаяние. Возможно, по этой причине в Новом Завете его значение почти не раскрывается.

Определение покаяния как нечто большего, чем просто «чувство сожаления», стало уже почти штампом. Это переживание может передавать целое разнообразие оттенков чувств. Иногда это простое раскаяние о том, что наши действия привели к определенным последствиям для нас самих; это состояние немного сильнее, чем жалость к себе, что обнаруживает эгоистичность души человека (Каин и Исав представляют собой яркие примеры такого чувства – Быт. 4:13 и Евр. 12:17). Достойным большей похвалы будет назвать его непреодолимым чувством раскаяния за те последствия, к которым привели наши действия по отношению к другим людям, что, по крайней мере, менее эгоистично (Павел, должно быть, имел такие чувства, когда вспоминал, как он гнал церковь – ср. Деяния 9:1-2 и Филипп. 3:6). Истинное же покаяние начинается с осознания последствий наших действий для Бога (и Его Сына); это такая «благочестивая скорбь», которая сама по себе не служит покаянием, но которая может привести к нему (2 Кор. 7:9). Состояние, когда мы понимаем, что «согрешили против неба» и против других людей, и в каком-то смысле против себя (Луки 15:18, 21), можно сравнить с прозрением. Только тогда мы начинаем понимать, что мы бросили вызов власти Бога, нарушили Его законы, осквернили Его творение, пренебрегли Его благоволением, возбудили на себя Его гнев и заслужили Его осуждение. Тогда наше сожаление приобретает уже оттенок страха.

Исходя из этого эмоционального фона, интенсивность которого будет разниться в огромной степени в зависимости от индивидуального характера и состояния просвещенности человека, давайте посмотрим на истинное покаяние, к которому могут и должны привести эти душевные переживания.

Духовное покаяние затрагивает три аспекта жизни: мышление, слова и дела. Проходя через стадии ментального, словесного и практического выражения, происходит переход от «внутреннего душевного состояния» к «внешней жизни». Выражение второе без первого было бы агрессивным (пророческое увещевание гласит «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» – Иоиль 2:13). А исповедовать первое, не вспоминая о втором, значило бы лицемерить. Разобраться в этом поможет простая иллюстрация; лондонский таксист везет иностранного гостя в аэропорт Хитроу самым дальним маршрутом, чтобы заработать немного больше денег; испытав угрызения совести за то, что воспользовался неведением пассажира о реальном расстоянии до места назначения, таксист извиняется и возвращает всю стоимость проезда. Этот человек изменился – в сознании, словами и на деле; он покаялся в своем грехе.

Мышление – обличение прежних грехов
Слово «покаяться» (по-гречески «metanoeȏ») буквально означает изменить решение (или передумать). Это значит пересмотреть заново, в частности, свое прошлое поведение. Типичным примером в Новом Завете можно считать призыв Петра к собранию иудеев, чтобы они пересмотрели свое отношение к распятию Христа и осознали, что это было узаконенное убийство никого иного, как самого Мессии, Сына Божьего (Деяния 2:32-38; 3:13-19).

Покаяться значит посмотреть на вещи с точки зрения Бога, согласиться с Его мнением и признать Его вердикт. Это значит согласиться с Божьим положительным решением, и отнестись с одобрением к Его отказу. Это значит научиться говорить «Аминь» тому, что говорит Божье слово. Это иметь ясное представление о том, что такое человеческий грех по сравнению с божественной праведностью и наказание, которое неизбежно, когда они сталкиваются (Иоан. 16:8). Покаяться это прийти к «познанию истины» (2 Тим. 2:25) о Боге и о себе.

На одном уровне, такое открытие будет иметь представление в общих чертах. С одной стороны, человек начинает более глубоко осознавать, что Бог намного лучше, чем обычные представления о Нем. Господь абсолютно свят, Он абсолютно непорочен и абсолютно справедлив. С другой стороны, человек начинает осознавать с болью, что он сам гораздо хуже, чем он думал о себе раньше. Вместо мнения о себе как человеке в целом неплохом, который время от времени совершал плохие поступки (взгляд «гуманистов»), теперь человек открывает для себя, что он в целом человек нехороший, которому удалось лишь изредка сделать что-то доброе (взгляд Иисуса Христа на человеческую природу – Луки 11:13; ср. Иоан. 2:24). Более того, даже то хорошее, что он совершил, может быть неугодным для Бога, как и плохое, и требует покаяния (в Ис. 64:6 человеческая праведность описывается как «запачканная одежда» (с языка оригинала «запачканный менструальной кровью»), а в Филиппийцам 3:8 она сравнивается с человеческими экскрементами!). Открытие того факта, ч
то Бог считает самоправедность еще более противной и трудноразрешимой проблемой, чем самый тяжкий грех, становится огромным потрясением для человеческой гордости и завершает переворот в сознании как необъемлемой части истинного покаяния.

Как только человек достиг этой стадии, новый образ мышления переходит на уровень индивидуальный. Вот это и есть тот самый важный признак покаяния: то, что оно касается скорее конкретных ‘грехов’ (множественное число), чем общего ‘греха’ (единственное число). Пока абстрактное понятие ‘греха’ не будет переведено в детальное и конкретное, продвижение на следующие этапы покаяния будет довольно затруднительным. Иисус Христос пришел, чтобы спасти нас от наших грехов, не греха (Матф. 1:21). Очень важно понимать, что это те грехи, от которых нам нужно спастись.

До этих пор мы рассматривали только внутренние аспекты покаяния. Но за ними должны следовать аспекты внешние. Для кого-то покаяние происходит слышимым образом; для кого-то этот процесс становится видимым!

Исповедание прежних грехов.
Изменившееся мнение о прежних поступках должно сопровождаться измененным словесным выражением о них. Наши уста, как правило, служат средством коммуникации между нашим внутренним и внешним миром (Матф. 12:37; Мар. 7:18-23; Иак. 3:9-12).

Служение Иоанна Крестителя было сосредоточено на покаянии, которое было важно для приближающегося Царства. Водное крещение служило кульминацией или завершением этапа покаяния (Матф. 3:11; обратите внимание на важность употребленного предлога: ‘в покаяние’). Исповедание грехов (множественное число) было существенным дополнением к крещению (Матф. 3:6). Это не было формальным церковным обрядом, не единым ‘общим’ покаянием (можно исповедаться в чем-то, что не было сделано из того, что должно было быть сделано, и было сделано то, что не следовало делать, так и не вспомнив хотя бы одной конкретной вещи!). Иоанн Креститель предполагал выраженное словами публичное признание личной вины в конкретных делах. Дела тьмы должны были представлены свету перед Богом и людьми.

Такое покаяние во грехах (в отличие от греха) имеет два больших преимущества. О первом преимуществе мы уже говорили, но не будет лишним повторить снова: а именно, его частный характер. Объявление грехов предполагает в первую очередь их выявление. Неопределенные общие положения здесь просто не уместны (ну, я признаю, что я когда-то где-то согрешил; но, в конце концов, разве другие не грешат?). Реальность наших грехов считается признанной, когда сделано конкретное исповедание («Я сделал это …, и то …, и вот это ….!). Разумеется, такое саморазоблачение подразумевает подавление своей гордыни; признавать свою неправоту всегда нелегко. Тем не менее, намного лучше сделать это добровольно и сейчас, чем сделать это принудительно потом. То, что человек разоблачит сейчас, будет покрыто Божьей милостью; а что будет скрыто человеком сейчас, будет разоблачено на Божьем суде.

Второе преимущество исповедания словесного состоит в принятии ответственности. Оправдания не могут быть частью исповедание грехов; смягчающие обстоятельства не признаются. Человек признает как свою подотчетность перед Богом, так и его ответственность перед самим собой. Признать необходимость помощи (или, современным языком, «внутреннего исцеления») относительно легко; это не затрагивает наше самоуважение! Истинное исповедание это признание, что истинная проблема лежит в сознательном (вольном) грехе, а истинная нужда человека состоит в незаслуженном прощении. Исповедание грехов открывает источник для потока благодати (1 Иоан. 1:9).

Весьма полезно к словесной части исповедания грехов добавлять отречение, особенно когда грехи имели одержимый или оккультный характер. В таких случаях отречение, воплощенное в слова, возымеет исцеляющее и освобождающее действие. Толковый Оксфордский Словарь Английского Языка дает такое определение слова «отрекаться»: «оставлять, отказываться, бросать (привычку), отрекаться, отказаться от признания, ослаблять связь с чем-либо, презирать связь с чем-либо, удалять что-либо, прекращать делать что-либо, отвергать». Один школьник дал более краткое описание этого слова: «сожалеть настолько, чтобы прекратить»! Итак, мы постепенно подошли к третьему аспекту покаяния.

Дела – исправление прежних грехов.
Слова покаяния требуют подтверждения делами покаяния. Иоанн Креститель настойчиво утверждал, что крещаемые сначала должны «сотворить достойные плоды покаяния» (Луки 3:8). Когда его просили разъяснить, что именно они должны делать для этого, ответ Иоанна был конкретным и прагматичным: отдавать лишнюю одежду неимущим, с готовностью предъявлять отчет проверяющему, не обижать и не искать корысти, довольствоваться своим жалованием. Интересно отметить, что ни один из этих грехов не был «религиозного» или «духовного» характера.

Примером в служении Иисуса Христа (Луки 19:1-10) является случай с Закхеем, который не только пообещал «исправиться» в будущем, но и воздать тем, кого он обманывал в прошлом (с процентами и большей наградой): и Иисус радостно провозгласил, что вместе с Ним спасение пришло в дом Закхея.

Павел также поощрял изъявление покаяния практическим путем. «Небесное видение», которому он не воспротивился, стало служением язычникам, призывая их, «чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян.26:20).

Иоанн Креститель, Иисус Христос и Павел – все они показывают, что покаяние подразумевает исправление прошлого, если это возможно.

Часть этого процесса исправления прошлого может принять форму отрицательного воздействия. Это может быть истребление источников искушения (к примеру, Ефесяне сожгли огромное количество оккультной литературы – Деяния 19:19). Возможно, будет необходимо прекратить неправильные взаимоотношения, особенно, в случае внебрачных или гомосексуальных связей («и такими были некоторые из вас» — 1 Кор. 6:11). Пуповина, соединяющая с прошлым, должна быть перевязана и перерезана. С прошлым необходимо покончить.

Но большая часть этого процесса исправления принимает форму положительных действий, как в случае с Закхеем. Это состояние описывается словом восстановление состояния (реституция), которое означает соответствующую компенсацию потерпевшим. Прощение восстанавливает взаимоотношения с Богом таким образом, как если бы они никогда не были разрушены; что касается Бога, то с Его стороны прошлое забыто и прощено (какой чудесным образом Бог управляет Своей памятью!). Причина, по которой нам так тяжело «простить себя», состоит в отсутствии у нас способности «изгладить» воспоминания из прошлого. На уровне человеческих взаимоотношений прощение Богом не освобождает человека от обязательств перед другими людьми, будь то брачные, торговые или даже криминальные обязательства. Божья благодать склонила многих уплатить долги, восстановить брак, и даже признаться в совершении тех преступлений, за которые они не понесли наказания. Во многих случаях еще одним из плодов покаяния является примирение обиженной стороны с теми, кто нанес обиду (Матф. 5:23-24).

Все это представляет саму трудную часть настоящего покаяния. Некоторые сомневаются, способен ли грешник на такие действия при первом обращении его к Богу и полагают, что такое покаяние должно следовать за посвящением, а не быть его первым этапом. Они забывают, что божественная помощь будет всегда предоставлена любому, кто по-настоящему желает покаяться (обратите внимание, что Бог «дал» покаяние Корнилию и его дому, что позволило им «поступить по правде» еще до того, как они услышал Благую Весть – Деяния 10:35). Павлу не просто было отправить Онисима (значение его имени «полезный») назад к его хозяину, а Онисиму уезжать от Павла, да и самому Филимону принять его назад (обратите внимание, что Павел предлагает восстановить их взаимоотношения по поручению Онисима – Филимону 12-14, 19).

Если восстановление представляет собой самую трудную часть покаяния, то оно же является и самым вознаграждаемым. Когда вина заглажена, появляется глубокое облегчение (та радость, которую разделил и Искупитель, хотя у Него самого в этом не было необходимости). Радость отца от того, что вернулся его блудный сын, отразилась и на радости сына за то, что он, наконец, поступил правильно.

Такое «отвращение грехов» и возращение к Богу составляет суть слова, которое мы встречаем в Новом Завете, — «обращение». Буквальное значение слова означает повернуться вокруг, изменить направление, идти в обратном направлении. Вот почему это слово так близко по значению к слову покаяние, но особенно тесно связано с его третьим аспектом. Измененная жизнь является свидетельством покаяния, хотя это не обязательно доказывает возрождение человека (см. Главу 6). Такое свидетельство покаяния ожидалось от человека перед тем, как ему было преподано крещение – поскольку этот обряд знаменовал окончательное оставление прошлой греховной жизни и считался высшей точкой Божьего искупительного прощения (Марка 1:4; Деян. 2:38).

Даже на стихийные бедствия можно смотреть как на призыв к покаянию, так как они напоминают нам, что нам всем суждена внезапная погибель, если не покаемся в своих грехах (Луки 13:1-9). В предвосхищении ужаса грядущего суда Божьего любая жертва, принесенная ныне, имеет смысл и стоит того – те вещи, которые притягивают наши глаза, к чему тянутся наши руки, куда мы устремляем наши стопы (Матф. 5:29-30). Лучше отвернуться от грехов сейчас, чем потом от нас отвернется Бог.

Возвращение к Богу сейчас означает, что и Он может вернуться к нам! В Библии с определенной долей смелости говорится, что когда мы раскаиваемся перед Богом, то и Он раскаивается по отношению к нам! Когда это слово употребляется в отношении Бога, то оно, безусловно, используется скорее в ментальном, чем нравственном смысле — Он «изменит свое мнение» («передумает»). Если мы меняем наше мнение о наших грехах, то Бог может изменить Его мнение о нас. Одно из наиболее ярких утверждений этой мысли в Библии мы находим в словах Божьих пророку Иеремии, наблюдавшему за горшечником и глиной (Иер.18:1-10). Ни одна метафора так не была превратно понята, чем эта! Большинство толкователей высказывают мнение, что глина не играет никакой роли в том, какую конечную форму она приобретет (точка зрения, стоящая намного ближе к исламу, чем к философии иудео-христианства!). В действительности, именно глина выбирает, каким сосудом она станет. Если она не соответствует изначальному замыслу горшечника, то он принимает решение сделать из нее грубый сосуд вместо изящной чаши. Глина находится в активном и живом взаимодействии с горшечником; каждый из них воздействует друг на друга, хотя последнее слово остается за горшечником, поскольку он обладает полным контролем над ситуацией (без него глина не в состоянии ничего создать из себя). Это метафорическая картина Божьего народа, Израиля. Если народ «обратится от злых дел», Бог «отложит зло» и сделает из него красивейший сосуд, наполненный милостью; но если народ не покается, то Бог сделает из него безобразный сосуд, исполненный Его осуждения.

Поэтому именно покаяние делает возможным то, что прощение может быть даровано. Это истинно также на человеческом уровне. Иисус говорил Своим ученикам, что согрешающему брату должно сначала «выговорить», но затем простить его – семь раз в день, сорок девять раз в неделю, одна тысяча четыреста семьдесят раз в месяц … если покается (Луки 17:3-4). Точно также, Бог может «изменить Свое решение» с осуждения на милость над нами, только если мы по-настоящему покаемся в тех вещах, которые заслуживали первого, а нуждались во втором. Это сильнейший стимул, который только может иметь человек, для покаяния в своих грехах. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа» (Деян.3:19-20).

Однако, для того, чтобы сделать покаяние единственным, или даже первичным фактором, значило бы впасть в сети спасения «своими руками». В этом случае акцент бы делался на то, что человек делает для Бога, а не на том, что Бог делает для человека. Тогда звание «христианин» определялось бы на основании нравственного возрождения: «благодетельная» версия христианства, наиболее распространенная вне церкви и неведомая внутри ее!

Библия не учит нас оправданию через покаяние, но оправданию по вере. Отвращение от греха в покаянии служит надлежащей прелюдией обращения к Христу по вере, к теме которой мы и обратимся в следующей главе.

Переживали ли вы в жизни потрясение лишь от простого факта осознания, что вы что-то сделали не так? Покаяние – ключ к ответу на потребность восстановить свои отношения с Богом, прояснить их с теми, против кого был направлен поступок и обрести внутренний мир. Начните с первого шага, чтобы узнать, как прийти к покаянию и умиротворить свою душу.

Шаги

Часть 1

Примите свой грех

    Проявите смирение. Помните: можно солгать людям, но нельзя солгать себе и тем более Богу. Если вы действительно хотите покаяния, вам придется смириться и признать, что вы не всегда делаете добро. Смиритесь перед Богом и примите всем сердцем Его правоту и необходимость жить по Его слову.

    Почувствуйте Бога всем сердцем и доверьтесь Ему. Вам нужно поверить, что Бог может простить вас и помочь вам жить лучшей жизнью. Если вы не будете в это верить, вы быстро потеряете мотивацию на исправление своих ошибок. Менять привычки и исправлять ошибки – непростая задача, поэтому важно верить, что Бог рядом, иначе вы рано или поздно отступите.

    Подумайте о том, что вы сделали. Подумайте о грехах, которые вы совершили, и обо всем том, что сделали неправильно. Не ограничивайтесь крупными проступками, такими, как измена или воровство: в глазах Бога все грехи равны. Иногда полезно записать перечень своих грехов. Хотя необязательно составлять такой список в один присест. Лучше дать себе время и тщательно подойти к этой задаче.

    Поразмышляйте над тем, почему вы так поступили. Прежде чем вы раскаетесь, важно понять, почему вы сделали то, что сделали. Слепое следование Божьему слову лишь станет для Него свидетельством того, что вы не расцениваете свой поступок как грех. Подумайте обо всех тех людях, которым вы причинили боль своим грехом, а также о том, какие последствия греха вы несете в своей душе (подсказка: это вряд ли что-то хорошее!). Подумайте обо всем том зле, на которое толкает вас чувство вины. Это крайне важный шаг!

    Раскаивайтесь из верных побуждений. Убедитесь, что стремитесь к покаянию из лучших побуждений. Если вы думаете, что нужно раскаяться для того, чтобы Бог исполнил какое-то ваше желание, вы совершаете покаяние не из лучших побуждений. Покайтесь, потому что это благо для вашей души, потому что покаяние сделает вашу жизнь лучше и приятнее, а не ради приобретения каких-либо материальных благ, богатств и прочих вещей, которые вы бы хотели получить от Бога. Бог не для этого.

    Прочтите текст. Перед покаянием прочтите текст из священного Писания вашей религии. Читайте отрывки о покаянии, но не ограничивайтесь лишь ими – позвольте Божьему слову проникнуть в ваше сердце и направлять вас. Когда мы согрешаем, это происходит потому, что мы сбиваемся с пути. Вам нужно найти Божий путь для себя и вернуться на него.

    • В христианской Библии содержится множество отрывков о покаянии, включая Матфея 4:27 и Деяния 2:38 и 3:19.
    • Основной отрывок в Коране, посвященный покаянию, содержится в книге ат-Тахрим 66:8
    • Евреи могут прочесть отрывки о покаянии в книгах Осии 14:2-5, Притчи 28:13 и Левитам 5:5.

    Часть 2

    Примиритесь с Богом
    1. Проконсультируйтесь со своим духовным наставником. Ваш духовный наставник, будь то пастор, священник, имам или раввин, сможет помочь вам исповедаться и примириться с Богом. Помните, их работа заключается в том, чтобы помогать вам на пути следования за Богом! Они рады помочь и прекрасно понимают человеческое несовершенство: они не осудят вас! Даже если вы официально не состоите в их общине, у них всегда можно спросить совета, договориться о встрече, так что не беспокойтесь о необходимости просить совета у незнакомого вам наставника.

      • Не думайте, что ради покаяния вам обязательно нужно пойти в храм или синагогу или что обязательно разговаривать с наставником, чтобы Бог услышал вас. Бог слышит вас не хуже, чем религиозного представителя. Если вы хотите, можно совершить покаяние и в одиночестве.
    2. Измените свое поведение. Главное в покаянии – это изменение поведения. Вам нужно оставить грехи, в которых вы хотите раскаяться. Это сложно, мы знаем, но вы можете это сделать! Скорее всего, это займет какое-то время и без ошибок не обойтись, но если вы действительно хотите этого, вы сможете преодолеть все препятствия.

      Найдите помощь. Изменений в одиночку достигнуть трудно. Нет ничего предосудительного в том, что вам нужно чуть больше, чем просто чувство любви Бога в своем сердце! Признание того, что вы нуждаетесь в помощи, угодно Богу, поскольку это признак смирения. Вы можете присоединиться к группе поддержки, консультироваться у духовного наставника или искать помощи у врачей или других профессионалов. Помощь людей вне церкви или за пределами круга ваших единомышленников по вере не смущает Бога: Он не зря даровал им способности помогать людям!

      Постарайтесь разрешить вызванные вами проблемы. Еще одной важной частью покаяния является исправление сделанных вами ошибок. Нельзя просто извиниться и избежать последствий. Если вы что-то украли, скажите об этом человеку и верните или оплатите вещь. Если вы солгали, и кто-то из-за этого попал в переделку, вам следует сказать правду и помочь этому человеку. Если вы списали на контрольной, признайтесь учителю и спросите, что он считает нужным в данной ситуации. Сделайте все, что в ваших силах, по отношению к людям, пострадавшим от вашего проступка. И это будет угодно Богу.

      Пользуйтесь выученными в данной ситуации уроками. Извлекайте уроки из греха, с которым вы пытаетесь справиться, чтобы избежать подобных ошибок в других сферах жизни. Пусть ваши ошибки пойдут вам на пользу и помогут избежать других проблем. К примеру, если вы солгали по поводу контрольной и хотите извлечь из этого урок, не лгите в других ситуациях.

      Помогите другим не повторять ваших ошибок. Еще один способ заставить грехи служить высшей цели – это помочь другим научиться на ваших ошибках. Иногда это значит, что нужно рассказать людям о том, что вы сделали, но вы можете также помочь им в разрешении проблем, которые, в свое время, привели вас ко греху. К примеру, если ваш грех – это употребление наркотиков, станьте волонтером в одной из наркологических клиник или поддержите законодательные меры, направленные на пресечение данной проблемы в вашем регионе.

      Часть 3

      Примите прощение
      1. Живите жизнью, угодной Богу. После покаяния вам следует держаться этой возможности и трудиться для того, чтобы жить угодно Богу. В различных религиях и деноминациях разные представления о том, что именно угодно Богу, просто читайте тексты и слушайте свое сердце. Если в вашем сердце живет Бог, он приведет вас в правильному ответу.

        Станьте официально членом религиозного сообщества. Один из способов угодить Богу и помочь себе удержаться от возвращения ко греху – это стать частью сообщества верующих. К примеру, если вы христианин, примите крещение, если не делали этого раньше. Ходите регулярно на служение, жертвуйте деньги благотворительным организациям, чтобы они могли помогать другим людям и общайтесь с другими верующими на темы, связанные с жизнью с Богом. Помогайте своим собратьям и любите их, и это будет угодно Богу.

        Активно защищайте свою душу. Вам следует занять активную позицию по отношению к своей душе. Регулярно исповедуйтесь и разбирайтесь со своими грехами как можно чаще. Держитесь подальше от любых ситуаций, которые могут ввести вас в искушение, и от людей, готовых использовать вас в своих интересах. Читайте священные тексты и будьте открыты к тому, чтобы божественный свет вел вас по наилучшему из возможных для вас путей.

        Примите тот факт, что в будущем вы тоже будете ошибаться. Вы не совершенны, и ошибок вам не избежать. Бог это знает. Если и вы будете это знать, вы придете к смирению. Не теряйте сон от беспокойства о том, что вы способны совершить что-то неугодное Богу. Для Него имеет значение, прежде всего, то, что вы стараетесь и что, когда не получается, вы стремитесь исправить положение вещей.

        Живите хорошей жизнью. Грехи – это те ошибки, которыми мы причиняем боль и себе, и другим. Живя в свободе от греха, мы не только угождаем Богу и храним свои души для вечности, но и в целом делаем свою жизнь ярче и полнее. Именно поэтому так важно беспощадно разбираться с грехами. Если вы делаете нечто, что заставляет вас чувствовать себя несчастным или причиняет боль другим, остановитесь! Обретя в душе прощение, вы обретете счастье.

      • Помните, что ограничений на прощение не существует. Бог всегда будет любить вас. Ничто не может отлучить вас от Божьей любви.
      • Запомните одну вещь: именно из-за наших грехов Христос понес свои раны и страдал за зло, которое совершаем мы. Мы получаем исцеление, благодаря наказанию, которое претерпел Он, мы обретаем целостность, благодаря ударам, которые он принял на Себя за нас. (Исайя 53:5). Теперь Он готов прощать, если вы действительно изменили свой взгляд на происходящее и отвернулись от греха в поисках прощения.
      • Простите себя. Не судите себя. Есть лишь один Судья: вам обязательно нужно простить себя самого. Если вы просите прощения, но не прощаете себя сами, вы не сможете внутренне освободиться от своего проступка.
      • Смените окружение. Если что-то привело вас ко греху, измените обстоятельства: удалитесь от тех или того, кто и что привел(о) вас ко греху.
      • Осознайте, что вы единственный, кто может повлиять на ваши изменения (облекшись во всеоружие Божие). Вы можете хотеть измениться. Ваша семья или друзья могут вас просить об изменениях, но когда приходит время, только вы можете посвятить себя Богу и измениться по-настоящему.
      • Верьте в то, что изменения возможны. Так почему же не стать их свидетелем? Если вы имели пристрастие к наркотикам или иную привычку, от которой хотите избавиться, верьте, что вы сможете это сделать и ищите, если необходимо, помощи.
      • Католикам: просите у Благословенной Девы Марии молиться за вас Божьему Сыну. Он всегда слышит ее заступнические молитвы за грешников.

Одной из важнейших сторон духовной жизни является покаяние . Не всегда, однако, оно понимается православными христианами как должно. Мы попытаемся рассмотреть связанные с этим Таинством вопросы, с которыми приходится наиболее часто сталкиваться в пастырской практике.

Что такое Покаяние?

Покаяние есть Таинство, в котором христианин, раскаиваясь в своих грехах и исповедуя их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Для совершения Таинства нужны два действия: 1) раскаяние и исповедь, и 2) прощение и разрешение грехов священнослужителем, имеющим от Бога власть прощать грехи. О первом, т. е. о необходимости исповеди, мы читаем в Первом послании апостола Иоанна Богослова: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1: 9); о втором - в Евангелии от Иоанна: “Примите Духа Святаго, - сказал Господь апостолам. - Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20: 22–23).

Тут сразу можно дать ответ на часто задаваемый вопрос: зачем нужно идти к священнику рассказывать о грехах, разве недостаточно покаяться в душе, перед Богом? Нет, недостаточно. Господь дал власть прощения грехов не самому человеку при мысленной исповеди их перед Богом, а Церкви в лице апостолов и их преемников, т. е. епископов и пресвитеров. Для того, чтобы они узнали те грехи, которые от имени Господа имеют благодать прощать, им нужно их сообщить, сказать, назвать, т. е. исповедать их и засвидетельствовать перед священнослужителем свое в них раскаяние.

Грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоединение человека с Церковью. Вне Церкви, даже если человек искренне сокрушается о своих грешных делах, - разрешения от них ему взять неоткуда.

Что есть грех?

“Грех есть беззаконие”, - говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 3: 4), т. е. нарушение воли Божией, являющейся всесозидательным действием Бога, тем, на чем держится мир, все бытие. И мы знаем из Священного Писания, что воля Божия - не какая-то равнодушная всемогущая сила, но - “благая, угодная и совершенная” (Рим. 12: 2). Если мы нашими делами, мыслями, чувствами соответствуем воле Божией, любим ее, ищем ее, творим ее, - мы тем самым приобщаемся изначальной гармонии мироустройства, благу, добру, совершенству и пребываем в богоустановленном чине и порядке, соответствуем Богу и божественной жизни и приобретаем мир, спокойствие совести, внутреннее (а нередко и внешнее) благополучие, блаженство и бессмертие. Если же мы волю Божию нарушаем, то тем самым мы идем против Божия порядка мироустройства, т. е. разрушаем, портим и извращаем самих себя и мир. Апостол Иаков пишет: “Сделанный грех рождает смерть” (Иак. 1: 15).

Воля Божия открыта нам в Священном Писании, прежде всего Нового Завета . Если мы будем усердно читать и изучать эту главную книгу Церкви и применять прочитанное к себе, то сообразуем нашу жизнь с волей Божией.

Совершенный грех нарушает законы бытия - прежде всего духовные законы, и, следовательно, для человека он влечет за собою неизбежную ответственность. Если человек выйдет из окна 15-го этажа, имея желание пройти по воздуху до соседнего дома, то он упадет вниз - таковы законы физического мира; совершенно неважно, что он при этом думает и считает. Так и в духовной сфере: если человек идет против законов Божиих, то - вменяет он себе в грех это противление Богу или нет - он пожинает определенные последствия.

Любой грех извращает, меняет в худшую сторону Божий порядок, разлучает человека с Богом. Но воистину Любовь Божия превосходит всякое человеческое несовершенство и немощь. Господь Иисус Христос в Своей Церкви дал нам великое и удивительное Таинство Покаяния; и теперь, если человек осознает свой грех, кается, исповедует его и получает в Церкви разрешение от него, - то действием этого Таинства грех уничтожается, изглаживается из бытия, а душа исцеляется и получает благодатные силы на борьбу с грехом; главное же, что происходит, - восстанавливается общение между Богом и человеком.

Два вида Покаяния

Но покаяние - это не только Таинство. Покаяние есть, прежде всего, внутреннее действие, внутренняя работа человека, которая готовит и приводит его к Таинству.

Покаяние как вхождение в Церковь

Евангельская проповедь началась ни чем иным, как призывом к покаянию. “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк. 1: 15) - это первое, что сказал Господь, выйдя на проповедь. До этого к покаянию призывал святой Иоанн Предтеча, - и даже крестил в покаяние, т. е. совершал омовение водою в знак очищения от исповеданных ему грехов. Апостольская, т. е. церковная, проповедь также началась с увещевания о покаянии. После сошествия на апостолов Святого Духа, в первой же своей проповеди апостол Петр сказал: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа” (Деян. 2: 38); “Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши” (Деян. 3: 19). В Священном Писании покаяние полагается необходимым условием для обращения к Богу и для спасения. Господь говорит: “Если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк. 13: 3). Покаяние радует Бога и угодно Ему: “Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лк. 15: 7).

О чем здесь идет речь? Греческое слово “метания” (покаяние), которое стоит в оригинале во всех процитированных отрывках Нового Завета, означает буквально “передумать”, а смысл этого понятия - изменение сознания. Это слово означает нечто большее, чем просто процесс умственной деятельности, здесь имеется в виду намеренное “обращение”, в котором участвуют сердце, воля и сознание; это “изменение образа мыслей, приводящее к изменению поведения”, причем подразумевается здесь именно религиозный аспект - обращение от греха и лжи к Богу, истине и добру. Таким образом, покаяние в собственном смысле слова есть изменение сознания и решительная перемена всей своей жизни, осознание своих грехов и оставление их, обращение к Богу и устроение своей жизни на новых, евангельских началах.

Такое обращение к Богу происходит прежде всего через принятие Таинства Крещения; в наше время многие люди, крещенные в детстве, но не воспитанные, как христиане, заглушившие благодать Крещения нехристианской жизнью, входят в Церковь через Таинство Покаяния. В этом смысле оно называется “вторым Крещением” или “восстановлением, возобновлением Крещения”.

Покаяние как нравственное делание

Но вот мы с вами вошли в Церковь. Как должна теперь строиться наша жизнь? Отринув грех и соединившись с Богом, мы получили от Него в Таинствах благодатные дары, и теперь наша задача - сохранить, возрастить и приумножить их. Для этого мы должны совершать сознательное нравственное усилие над собой. Об этом говорит Господь: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11: 12). Усилие это должно быть ровным, постоянным, непрекращающимся, чтобы нам постоянно возрастать во Христе, восходить от силы в силу.

Но это идеал. В жизни такое ровное восхождение не часто встречается. Мы немощны, неспособны к такому постоянству, ко всегдашнему внутреннему напряжению; мы стяжали многие греховные привычки, которые чуть ли не срослись с нашей природой. Устроение нашей внешней жизни - совершенно нехристианское, противное благочестивой жизни; да и диавол рядом со своими искушениями. В этих условиях мы часто рассеиваемся, помрачаемся, изнемогаем, ослабеваем - и в итоге допускаем в нашу жизнь грехи. И тут снова открывается нам любовь Божия и принимает нас в Таинстве Покаяния.

О внутреннем покаянном делании

Покаяние (здесь речь идет об акте внутреннего покаяния, не о собственно Таинстве) не есть нечто аморфное, как бы некое смятенное самоукорение души. Не есть оно и некоторая внутренняя истерика. Покаяние имеет свой внутренний чин и порядок, который очень хорошо определяет святитель Феофан Затворник. Вот что он пишет.

Покаяние есть :

1) осознание своего греха пред Богом;

2) укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;

3) решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Для, скажем так, “мелких” грехов часто бывает достаточно этого внутреннего покаяния, грехи же существенные требуют уже выноса их на исповедь, потому что сердце не умиряется одним лишь прохождением указанного покаянного внутреннего делания.

Как, когда, как часто исповедовать грехи?

Но вот мы “созрели”, чтобы прийти в храм на исповедь. Сразу перед нами возникают вопросы: в чем и как, когда и как часто нам исповедоваться? Общее правило здесь такое: надо исповедаться тогда, когда есть потребность, и исповедовать то, в чем укоряет совесть, будь то дело, слово, мысль или сердечное расположение. Исповедоваться всегда нужно полно, не утаивая, не смущаясь и не стыдясь ложным стыдом “что обо мне батюшка подумает?” Для батюшки грехи - это не новость, он все это слышал сотни раз. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренно кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.

Грехи смертные, если, не дай Бог, мы их допустили, нужно исповедовать как можно скорее, не откладывая покаяние, потому что враг может нагородить множество препятствий, чтобы затянуть наш приход на исповедь, с целью ввергнуть нас в уныние и отчаяние. То же самое - и с первой исповедью. Когда человек хочет вернуться в Церковь через покаяние, как через второе Крещение, он не должен смущаться и под предлогом ложного стыда откладывать исповедь на неопределенное “потом”.

При воцерковлении наше участие в Таинстве Покаяния становится более или менее регулярным. Обычно, по традиции нашей Церкви, оно бывает перед Причастием. Дела, в которых нас укоряет совесть, нам нужно исповедовать всегда; слова - когда они вошли в разряд дел, например, когда мы кого-то словом обидели. Для помыслов бывает достаточно того акта внутреннего покаяния, о котором сказано выше; помысл отошел, и его не надо вспоминать. Но если он вспоминается сам, если он назойлив, не отходит и ранит совесть, то нужно его исповедовать, стараясь при этом проследить его причину.

Грехи нужно называть так, чтобы исповедующий священник понял, о чем идет речь, но в подробности, особенно плотских грехов, входить не нужно. Хорошо испытывать совесть заранее и записать все, потому что человек может на исповеди растеряться, смутиться и что-то забыть.

О некоторых ошибках на исповеди

Необходимо отметить несколько опасностей, которые могут нам встретиться в деле покаяния.

1. Формализация исповеди, когда исповедаться вроде нужно, а вроде и нечего, или когда мы превращаем исповедь в сухой “отчет о проделанной работе”. Здесь нужно помнить, что Таинство Исповеди есть завершение и выражение внутреннего процесса покаяния и имеет свое значение только при его условии. То есть, если мы исповедуемся без душевного покаяния, без прохождения - хоть в малой мере - указанных святителем Феофаном четырех составляющих внутреннего делания, мы подвергаемся опасности профанировать Таинство, и оно может стать нам “в суд или во осуждение”. Если человек ведет внимательную жизнь и следит за чистотой своей совести, то он ежедневно замечает в себе то, что требует очищения.

2. Есть также опасность “подмены” на исповеди, когда человек не видит своих действительных грехов, а вменяет себе грехи мнимые или грехи маловажные считает великими: комара оцеживает, верблюда поглощает, по слову Господа (Мф. 23: 24). Человек может каяться и угрызать себя, например, что съел в пост печенье с непостным ингредиентом - каким-нибудь сухим молоком, или что он не все молитвы из своего правила прочитал, - и при этом не замечать, что он годами отравляет жизнь своим ближним. Сюда же относятся часто встречаемые преуменьшения или преувеличения грехов. Преуменьшение грехов всегда связано с самооправданием. “Ничего особенного не делаю, грехи, как и у всех”, или “ну, все же так живут”. Но очевидно, что греховность нарушения заповедей Божиих ничуть не уменьшается от массовости этих нарушений... Преувеличение грехов проистекает от нежелания или неумения человека правдиво разбираться в своей жизни. “Во всем грешна”, “все обеты Крещения попрал, во всем Богу солгал...” Начинаешь разбираться - оказывается, что все же не “во всем”: поезда под откос не пускали, от Бога не отрекались... Неточность в этом вопросе опасна, ибо она приводит к неправильному взгляду на себя и на отношения с Богом и ближними.

3. Привыкание к исповеди и обесценивание ее: “Ничего, что согрешу, неважно: есть исповедь, покаюсь”. Это манипуляция Таинством, потребительское к нему отношение. Такие “игры” с Богом всегда очень плохо кончаются: Бог строго наказывает человека за такое настроение души. От этого нужно беречься, и всегда быть честным с Богом и со своей совестью.

4. Разочарование в исповеди: “Вот, я годами хожу, каюсь, а страсть не отходит, грехи одни и те же”. Это свидетельство того, что мы не смогли определить свою меру: начитавшись аскетических книжек, мы решили, что за короткое время победим наши грехи и страсти. Но на это нужны десятилетия. Кроме того, Господь может промыслительно оставлять нам некоторые немощи и страсти, чтобы мы смирялись, не уповали на себя, а искали Бога и с терпением взыскивали Его помощи.

Нужно также понимать, что грехи по своей силе бывают разными. Одни настолько вошли в наше естество, что их, подобно ржавчине, нужно долго и старательно очищать. Другие можно сравнить с грязью, в которую мы влезли, сильно запачкались, но после очищения уже больше не влезаем. Третьи, мелкие, подобны пыли, которая постепенно и незаметно собирается. Не будем ее протирать, со временем начнем задыхаться. Наконец, мы же не задаем вопрос: зачем чистить зубы, если они все равно будут грязными. С каждой искренней исповедью сила греха в нас ослабевает, а со временем, он и вовсе исчезает.

Критерий правильности покаяния

Покаянные чувства должны приносить человеку не уныние и отчаяние, не комплекс неполноценности, а благодать Святого Духа. Это не восторги, не экзальтация, не кровяное разгорячение, - благодать Святого Духа свидетельствуется в душе тонким, мирным, радостным, смиренным, тихим, прохладным, истинно духовным чувством, дающим человеку мир, любовь и свободу, - и как бы “собирающим” человека в цельное и гармоничное существо, в то, чем он должен быть по замыслу Божию. Если то, что мы считаем покаянием, приносит нашей душе смущение, тяжесть, чувство вины, внутреннюю истерику, самоедство, - значит, мы покаяние понимаем неправильно.

Покаяние не охватывает всего внутреннего делания, оно - часть его. Покаяние - это не цель духовной жизни, а, пусть и важнейшее, но - средство. Цель же духовной жизни - богообщение, и Покаяние, собственно, и восстанавливает его: вот главное, что совершается в этом Таинстве, и вот его место в духовной жизни.

Что необходимо для того, чтобы наша исповедь была глубокой, чтоб душа почувствовала легкость от сброшенной тяжести грехов? Для этого недостаточно искренности и чувства покаяния. Необходимо тщательным образом пересмотреть свою жизнь, понять, осознать то, в чем нам нужно каяться. Поэтому, когда мы готовимся к исповеди, попробуем сначала увидеть в себе те грехи, в которых нас упрекает совесть, которые лежат на поверхности нашего сознания. А дальше проверим себя согласно тому перечню грехов, который предлагает нам духовная литература. Готовясь к исповеди, не поленитесь взять лист бумаги и записать то, о чем вы должны рассказать священнику. Это поможет вам быть во время исповеди более собранными, не забыть сказать о каких-то грехах из-за волнения или действия лукавого. И священник увидит, что к Таинству Покаяния вы подготовились добросовестно.

Восемь главных страстей, которые растлевают жизнь Человека и всего общества по творениям святителя Игнатия Брянчанинова

1. Чревоугодие

Обжорство, пьянство, несоблюдение постов, тайноедение, лакомство, вообще несдержанность в еде и питье. Чрезмерная любовь к плоти, стремление к комфорту и покою, из-за что возникает самолюбие, от которого - несоблюдение верности Богу, Церкви и людям.

2. Блуд

Блудное разжжение, блудная направленность души и сердца. Принятие нечистых помыслов, рассмотрение их, услаждение ими, задержание в них. Блудные мечтания. Несдержанность чувств - зрения, особенно осязания, в чем дерзость, которая губит все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг, просмотр блудных кинофильмов и телепередач. Малакия (рукоблудие). Блуд (несохранение чистоты до брака), прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любовь к деньгам и вообще к богатству. Стремление обогатиться. Страх перед старостью, бедностью. Скупость, жадность. Немилосердие к нищим и убогим. Корыстолюбие. Разочарование в Промысле Божьем, упование на свое богатство. Чрезмерное попечение о земном. Любовь к подаркам. Воровство, присвоение чужого, небережливое отношение к чужому имуществу. Разбой. Неуплата или удержание зарплаты работникам.

4. Гнев

Вспыльчивость, раздражительность. Желание мести. Ссоры, пререкание, обиды, избиение, убийство, злопамятство, ненависть, вражда, клевета, нежелание примирения и прощения грехов.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, неблагодарение Богу за все, что случается в жизни, малодушие, трусость, нетерпимость, отсутствие самоукорения, сетование на ближнего, ропот, отречение от жизненного креста или попытка сойти с него.

6. Уныние

Безразличие к любому доброму делу, особенно к молитве. Невыполнение домашних и церковных молитв. Невнимательность и поспешность в молитве. Небрежность, неблагоговение в духовных делах. Леность к чтению духовных книг. Апатия, праздность, желание развлечений, сонливость. Частое оставление храма. Избыточное гостевание, пустословие, смехотворство. Кощунство. Забвение своих грехов. Забвение заповедей Христовых. Лишение страха Божия. Ожесточение. Отчаяние.

7. Тщеславие

Стремление к человеческой славе и почестям. Восхваление. Любовь к красивым и дорогим вещам. Самолюбование, чрезмерная забота о своей внешности, одежде, увлечение модой (относительно одежды, мебели, украшения жилья, современной техники, достижений науки, художественных вкусов и тому подобное). Стыд сознаваться в грехах на исповеди, укрывательство их перед священником. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Выставление своего ума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Унижение ближнего. Переменчивость настроения. Попустительство несправедливости. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Пренебрежение ближнему. Предпочтение себя всем. Нахальство. Помрачение ума и сердца. Хула. Неверие. Высокомерие. Неповиновение учению Церкви, невыполнение ее законов, хула и клевета на нее. Попустительство своей греховной воле. Увлечение еретической и оккультной литературой. Ложная философия. Сектантство. Атеизм. Невежество. Омертвение души. Сатанизм. Пренебрежение голосом своей совести. Ехидство. Отказ от христианского смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему.

  • Следующая: Как правильно причаститься
  • Предыдущая: