Ракетный комплекс «Точка-У» – стоит в конце истории противника. Тактический ракетный комплекс «Точка» – высочайшая точность Точка у мощность взрыва

В войска стал поступать в 1989 году .

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным - на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения , г. Петропавловск , Казахстан) , производство специальных шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады» . В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза .

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 8 до 27 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету , состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются шестью откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет круг решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также из двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали, имеющую 3 шпангоута: передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковые бугели . На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания вместе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода . На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла ; до момента старта сопло ДУ закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит -кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда, установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох . При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовлен из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония , связующее - каучук , горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой . Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

  • Пусковые установки РСЗО - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Вертолёты на посадочных площадках - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов - 1 9М79К , или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолёты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га - 3 9М79К , или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га - 4 9М79К , или 8 9М79Ф

Боевое применение

Боевые действия в Чечне

Комплекс «Точка-У» использовался 58-й общевойсковой армией для уничтожения военных объектов в Чечне в первую и вторую чеченские войны . Цели предварительно выявлялись средствами космической разведки. В частности, комплекс применялся для нанесения ударов по крупному складу вооружения и укреплённому лагерю террористов в районе Бамута , в спецоперации в селе Комсомольское в марте 2000 года:

Ещё одна попытка уйти из села - на стыке позиций 503-го полка и подразделения МВД - была сорвана благодаря применению оперативно-тактической ракеты «Точка-У». Зона сплошного поражения заняла площадь порядка 300 на 150 метров. Ракетчики сработали филигранно - удар пришёлся точно по бандитам, не затронув своих.

Южная Осетия (2008)

Комплексы применялись российской армией во время боевых действий в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года .

Украина (2014-2017)

Применялся украинской армией в вооружённом конфликте на востоке страны , в частности во время боёв за Саур-Могилу

Вторжение в Йемен (2015)

Происшествия

Украина (2000)

20 апреля 2000 года с полигона «Гончаровский», расположенного в 130 км к северу от Киева, была запущена ракета, которая после пуска отклонилась от курса и в 15:07 попала в жилой дом в г. Бровары , пробив здание с девятого по второй этаж. Погибло 3 и ранено 3 человека . По счастью, ракета была оснащена инертной головной частью, иначе жертв могло быть значительно больше. Причиной трагического инцидента Министерством обороны Украины назван отказ системы управления ракеты .

Операторы

  • Азербайджан Азербайджан - около 4 ракет 9М79, количество ПУ неизвестно, по состоянию на 2013 год
  • Армения Армения - от 6 единиц по состоянию на 2011 год
  • Белоруссия Белоруссия - 12 единиц по состоянию на 2016 год
  • Йемен Йемен - 10 единиц по состоянию на 2013 год
  • Казахстан Казахстан - 45 единиц 9К79 по состоянию на 2013 год
  • КНДР КНДР - местная копия KN-02 Toksa , ПУ на базе МАЗ-63171.
  • Россия Россия - около 300 единиц по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия - более 18 единиц по состоянию на 2013 год )
  • Украина Украина - 90 единиц по состоянию на 2013 год
  • НКР НКР - Несколько единиц по состоянию 2016 год

Снято с вооружения

Примечания

Сноски

Источники

  1. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. Справочник. - СПб. : В&К, 2001. - С. 266. - 294 с. - ISBN 5-93414-063-9 .
  2. http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
  3. В. Шестериков. Розы и ракеты // Нива. - Астана: Нива, 2007. - Вып. 4 . - С. 155-161 . Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI. 9К79 Точка - SS-21 SCARAB (неопр.) . Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.

Литература

Тактический ракетный комплекс 9К79-1 Точка-У

Разработка дивизионного ракетного комплекса “Точка” была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске. Два первых пуска управляемых ракет “Точка” были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м. В апреле 1971 года началась разработка модификации “Точка-Р”, с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров. В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 “Точка-У”. Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы. На западе комплекс получил обозначение SS-21 ” Scarab”.

Состав ракетного комплекса 9К79 (9К79-1) (см. галерею изображений машин комплекса):
Боевые средства
Ракеты:
– 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
– 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
– 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
– 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
– 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
– 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)
На вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:
АА-60 – ядерная мощностью от 10 до 100кт,
АА-86 – ядерная особой важности,
АА-92 – ядерная
9Н123Ф – осколочно-фугасная сосредоточенного действия (см. описание),
9Н123К – кассетная (см. описание),
9Н123Ф-Р – осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты. В расчетах полётного задания при наведении “Точки” на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

Испытания и эксплуатация
Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м. Комплекс “Точка-У” активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА “ТОЧКА”
Стартовая масса ракеты 2000 кг
Масса головной части 480 кг
Дальность стрельбы:
Максимальная 120 км
Минимальная 15 км
Максимальная скорость движения:
по шоссе 60 км/ч
по грунтовым дорогам 40 км/ч
по бездорожью 15 км/ч
на плаву 10 км/ч
Запас хода 650 км
Расчет 4 чел.

Воткинский машиностроительный завод
СПУ: ПО «Баррикады»

Годы производства 1973-? Годы эксплуатации 1975 - н. в. Основные эксплуатанты армия СССР
армия РФ Другие эксплуатанты Модификации Точка-Р
Точка-У ↓Все технические характеристики Изображения на Викискладе

История

Разработка была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года .

Государственные испытания дивизионного ракетного комплекса 9К79 «Точка» проведены с 1970 по 1975 годы. Официально принят на вооружение Советской Армии в 1975 году , хотя серийное производство ракет началось в 1973 году .

«Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения принята на вооружение в 1983 году.

РК 9К79-1 «Точка-У» (обозначение НАТО - Scarab B ) с увеличенной до 120 км дальностью стрельбы проходила государственные испытания с 1986 по 1988 год В войска стал поступать в 1989 году .

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным - на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения, г. Петропавловск , Казахстан) , производство специальных шасси для пусковых установок БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады» . В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза .

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 12 до 18 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету, состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются 6-ю откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет диапазон решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали имеющую 3 шпангоута - передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковых бугели . На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные ребра жесткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания и исполнительные органы системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода . На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла . Материалы использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит -кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох . Срабатывая, пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовленный из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония , связующее - каучук , горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой . Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

  • Пусковые установки РСЗО - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Вертолеты на посадочных площадках - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов - 1 9М79К , или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолеты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га - 3 9М79К , или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га - 4 9М79К , или 8 9М79Ф

Боевое применение

Чеченские войны

Комплекс «Точка-У» использовался 58-й общевойсковой армией для уничтожения военных объектов в Чечне в первую и вторую чеченские кампании . Цели предварительно выявлялись средствами космической разведки. В частности, комплекс применялся для нанесения ударов по крупному складу вооружения и укреплённому лагерю террористов в районе Бамута , в битве за село Комсомольское в марте 2000 года:

Ещё одна попытка уйти из села - на стыке позиций 503-го полка и подразделения МВД - была сорвана благодаря применению оперативно-тактической ракеты «Точка-У». Зона сплошного поражения заняла площадь порядка 300 на 150 метров. Ракетчики сработали филигранно - удар пришёлся точно по бандитам, не затронув своих.

Г. Н. Трошев, «Чеченский излом: Дневники и воспоминания»

20 апреля 2000 года с полигона «Гончаровский», расположенного в 130 км к северу от Киева, была запущена ракета, которая после пуска отклонилась от курса и в 15:07 попала в жилой дом в г. Бровары , пробив здание с девятого по второй этаж. Погибли 3 и были ранены 5 человек (по другим данным раненых было тоже трое). К счастью, ракета была оснащена инертной головной частью, иначе жертв было бы значительно больше. Причиной трагического инцидента Министерством обороны Украины назван отказ системы управления ракеты .

Комплексы применялись Российской Армией во время боевых действий в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года. .

Операторы

  • - 10 ракетных бригад по 18 ПУ в бригаде, всего - 200 единиц (ПУ) по состоянию на 2010 год. . РК были модернизированы с 2004 года (замена БАСУ), на 2011 год насчитывалось 40 небоеспособных РК, в 2012 число небоеспособных РК может увеличиться до 80, от дальнейшей модернизации РК Точка, МО отказалось.
  • Украина - 90 единиц по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 18 единиц по состоянию на 2010 год (на 1997 год, то же количество )
  • Йемен - 10 единиц по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 12 единиц по состоянию на 2010 год
  • Армения - от 6 единиц по состоянию на 2011 год
  • Азербайджан - 4 единицы по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - до 36 единиц по состоянию на 2010 год

Снято с вооружения

Примечания

Источники

  1. Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. - Волгоград: Станица-2, 2000. - С. 53-56. - 1000 экз. - ISBN 5-93567-014-3
  2. http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
  3. В. Шестериков Розы и ракеты // Нива . - Астана: Нива, 2007. - В. 4. - С. 155-161. Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI 9К79 Точка - SS-21 SCARAB . Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 14 июня 2010.
  5. Высокоточный тактический ракетный комплекс «Точка-У» КБМ
  6. 011 Ударная сила - Комплекс Непобедимого (Искандер) - на Яндекс. Видео
  7. Двигательная установка ракеты 9М79 | Ракетная техника
  8. "Точка-У" (9К79, SS-21 "Scarab"), тактический ракетный комплекс - ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
  9. Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | 9К79 Точка - SS-21 SCARAB
  10. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка», Точка-У 9К79 SS-21 «Scarab». Сайт kapyar.ru
  11. Трошев Г. Н. Чеченский излом: Дневники и воспоминания. - 2-е изд. - М .: Время, 2009. - С. 357. - (Диалог). - ISBN 978-5-9691-0471-6

Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Ракетный комплекс «Точка-У» - видео боевых стрельб

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.
На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab".

Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):

  • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
  • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
  • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
  • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
  • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
  • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)

Пусковые установки:

  • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
  • 9П129М (9П129-1М)
  • 9П129М-1

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).

Специальные транспортные средства:

  • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
  • Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)

Контейнеры:

  • 9Я234 для ракетной части и ракет
  • 9Я236 для боевой части

Аэродромно-складские тележки:

  • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
  • 9Т114 для боевой части

Средства технического обслуживания и регламентных работ:

  • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
  • регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
  • машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  • машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.

Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).

Учебно-тренировочные средства:

  • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
  • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
  • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
  • разрезной макет ракетной части 9М79.
  • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
  • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ.

Тренажеры:

  • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
  • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
  • 2У420 - тренажер оператора.
  • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
  • 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1) комплекса «Точка-У»

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части.

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

1.Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.

Внутри КПО находится:

  • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
  • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
  • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
  • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
  • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В..

Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута – передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части – 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

  • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
  • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
  • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
  • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
  • 4 рулевые машины: 9Б69 – верхние – 2шт, 9Б68 – нижние– 2шт (9Б89 – 4 шт.)

Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности – 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке.

Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

Двигательную установку.

Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

  • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
  • АА-86 - ядерная особой важности,
  • АА-92 - ядерная
  • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия,
  • 9Н123К - кассетная,
  • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

Пусковая установка 9П129М-1 комплекса "Точка-У"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса "Точка-У"

Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»

Дальность стрельбы..............минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) км
Скорость ракеты..................300-500 м/с
Стартовая масса..................2010 кг
Тяга двигателя..................9788 кгс
Время работы..................18-28 с
Подлётное время на максимальную дальность............136 с
Боевые части (БЧ).........массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуре
Время подготовки к пуску........из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)...............18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ с ракетой.......по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/ч
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)............650 км
Технический ресурс боевых машин..................15000 км
Экипаж..................4 чел.

В середине 60-х годов в Советском Союзе активно шло развитие ракетной военной техники. Ракетный бум объяснялся огромной любовью тогдашнего руководителя СССР Н. С. Хрущева к ракетам. Помимо создания огромных межконтинентальных ракет, способных в считанные минуты доставить смертоносный ядерный боезаряд через океан, в стране велись работы над созданием модификаций тактических ракет. Ракеты пришли даже в ту область военно-технического оснащения армии, где доминировала ствольная артиллерия. По мнению Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев ракеты должны были господствовать на поле боя. Следует отдать должное Никите Сергеевичу – с его подачи ракетная техника заняла достойное место в арсенале тактических средств вооружения.

Именно в тот период был заложен технологический ресурс, создана мощнейшая научно-исследовательская база ракетостроительной отрасли. В дальнейшем, советские конструкторы, используя многочисленные конструкторские наработки, сумели создать не один успешный проект, среди которых на особом счету стоит ракетный комплекс «Точка У». Это оружие явилось полной неожиданностью для американцев и их союзников по блоку НАТО. Армии стран Варшавского Договора получили в свои руки мощное и высокоточное тактическое оружие. Действительно, тактико-технические данные, которыми обладала советская разработка, делали передний край западных союзников полностью беззащитным от внезапного тактического ракетного удара.

Запад в то время не мог адекватно ответить Советскому Союзу. В Европе на смену устаревшим и слабеньким ракетным комплексам MGR-1 «Онест Джон» с дальностью полета в полсотни километров, пришли более мощные ракетные оперативно-тактические комплексы MGM-52 «Ланс». Это оружие было куда мощнее и тяжелее. Советский ТРК «Точка», серийно выпускавшийся, начиная с 1973 года, и принятый официально на вооружение в 1975 году, обладал большей мобильностью и гибкостью для использования в тактических целях. Недаром военные эксперты сравнивали советский ракетный комплекс с хирургическим скальпелем. Американская ракета была схожа на тяжелую дубину, которой пришлось вступить в единоборство с советской ракетой-рапирой, острой и молниеносной.

Еще в середине 60-х годов с подачи Министерства Обороны СССР были начаты работы по созданию проекта советской оперативно-тактической ракеты ближнего радиуса действия, способной наносить точные удары по обороне противника на глубину до 100 км. Впервые для советских средств вооружения ставка делалась не на мощность боезаряда, на достижение высокой точности попадания. Предыдущие опытные стрельбы и работы, ведущиеся в этом направлении, наглядно демонстрировали правильность выбранного курса. Военные указывали на то, что только высокоточное оружие может обеспечить необходимый результат на поле боя. Ушла в прошлое артиллерийская стрельба по площадям. Требовалось иметь в передней полосе обороны мощные тактические средства огневой поддержки, способные точечно поразить определенный объект в полосе обороны вероятного противника.

Началом старта проекта по созданию нового советского ракетного комплекса ограниченной дальности стало мартовское Решение Совета Министров СССР в 1968 году. В соответствии с требованиями, озвученными в техническом задании, в основе проекта должны были быть использованы наработки, сделанные на базе ракетного комплекса морского базирования М-11 «Шторм». В частности, для работы были использованы ракеты данной ракетной системы. Первоначально решение задачи по созданию тактического ракетного комплекса велись в КБ «Факел», которое подготовило проектную документацию для комплекса «Ястреб». В новом проекте система управления ракеты во время полета должна была бы опираться на управление с земли. Другими словами для достижения необходимой точности попадания курс ракеты требовалось постоянно корректировать.

Однако такой вариант управления и наведения не устраивал военных. Советским конструкторам потребовалось полностью изменить систему наведения ракеты на цель. Эти работы и стали причиной того, что новая разработка еще в 1965 году получила название «Точка». Инженеры оставили без изменения основные узлы и детали ракеты, установив на ней вместо радиоэлектронного блока управления полетом, более простую инерциальную систему наведения.

С 1968 года вплотную созданием нового ракетного комплекса на базе существующих рабочих проектов занялось КБ машиностроения в г. Коломна (Московская обл.). Это предприятие было конструкторской вотчиной маэстро С.П.Непобедимого, создателя лучших образцов ракетной техники.

Для справки: Под руководством С.П. Непобедимого в Советском Союзе в разное время были созданы эффективные средства вооружения. В частности, противотанковые управляемые ракеты «Шмель» и «Малютка» сожгли не одну сотню израильских танков во время военных действий на Ближнем Востоке. Советские ПЗРК «Стрела» стали на долгое время одним из основных средств ПВО сухопутных войск на уровне батальона, полка.

Перед коллективом Коломенского КБ была поставлена задача, создать ракетный комплекс, который бы обладал высокой точностью стрельбы для уничтожения малоразмерных целей. Прежде чем новое средство вооружения увидело свет, советским конструкторам пришлось пройти сложный и тернистый путь. В ходе последующей работы разработчики приняли решение отказаться от прежних конструкторских наработок, оставив без изменения саму концепцию ракетного комплекса.

Проектная документация была полностью переработана и дополнена целым рядом технических новшеств. Следует отметить, что рабочий проект, созданный коллективом Коломенского КБ, оказался приемлемым для освоения советской промышленностью. К тому же удалось добиться существенного удешевления технологической части проекта. Последующие испытания, затянувшиеся на целых 5 лет, позволили создать оружие, опередившее свое время. В данном случае произошла любопытная ситуация. Комплекс еще проходил государственные испытания, а серийное производство уже было запущено на Воткинском механическом заводе в 1973 году. Официально новый советский оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение в 1976 году.

ТРК «Точка У» — последующий шаг в развитии тактического ракетного вооружения

Принятый на вооружение Советской Армии ракетный комплекс «Точка» мог обеспечить поражение малоразмерных целей противника на расстояние до 70 км. На конечном этапе траектории полета ракеты допускалось отклонение от цели в пределах 250 м. В процессе создания нового вооружения участвовало более 120 предприятий страны различного профиля. На волгоградском заводе «Баррикады» сумели создать пусковую установку для новой ракеты, которая отличалась простотой и надежностью конструкции. Особая заслуга в деле создания нового ракетного комплекса принадлежит советским автомобилестроителям. Оперативно-тактический комплекс получил новое уникальное по своим ходовым качествам шасси, повышенной проходимости.

Полученные тактико-технические характеристики для начала удовлетворяли военных, однако в ходе последующих полевых стрельб, было выявлено следующее:

  • дальность полета ракеты не отвечала требованиям и условиям, которые присутствовали в полосе обороны;
  • точность попадания ракеты необходимо было увеличить, сведя к минимуму вероятность нанесения повреждений по прилегающей к цели территории;
  • требовалось улучшить работу системы наведения ракеты на цель, сделав ее максимально автономной во время полета.

Последующая модернизация ракетного комплекса получила название «Точка Р». Ракета стала оснащаться пассивной радиолокационной головкой наведения для противоборства с вражескими РЛС. Попытки улучшить технические характеристики ракетного комплекса простой переделкой навигационной системы и схемы управления полетом ракеты, привели к тому, что с 1983 года в серию пошла модификация ракеты «Точка Р». Назвать данный вариант модернизации успешным будет преувеличением. В дальнейшем данная разработка была снята с производства, уступив место на заводском конвейере более совершенной версии — ракетному комплексу «Точка У». Это оружие было принято на вооружение ракетно-артиллерийскими частями Советской Армии в 1989 году.

Цели и назначение модернизированной системы остались те же — уничтожение малоразмерных объектов противника в прифронтовой полосе. Ракетный комплекс состоял из следующих компонентов:

  • боевая ракета с неотделяемой боевой частью;
  • инерциальная система управления полетом ракеты;
  • пусковая установка на самоходном шасси;
  • транспортно-заряжающая установка на самоходном шасси;
  • машина автоматического контроля и испытаний;
  • машина боевого обеспечения и обслуживания.

Из оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка У» были сформированы батареи. В состав ракетно-артиллерийского дивизиона, которые были в каждой мотострелковой или танковой дивизии, входило 2-3 батареи. Таким образом, сухопутные войска получали в свое распоряжение мощное оружие дальнего боя, способное на расстоянии 100-120 км нанести противнику существенный урон. Главными целями в данном случае являлись объекты транспортной и тыловой инфраструктуры, аэродромы, объекты связи и управления.

Технические характеристики и особенности конструкции

Ракетный комплекс являлся мобильным средством огневого поражения. Пусковая установка была установлена на самоходное шасси с колесной схемой 6х6. Мощность дизельного двигателя составляла 300 л/с. В полном боевом снаряжении самоходная пусковая установка могла развить на шоссе скорость 60 км/ч. Отличительной особенностью пусковой установки являлась повышенная проходимость транспортного средства. Машина могла преодолевать вплавь водные преграды, двигаться по пересеченной местности и бездорожью.

Масса пусковой установки на колесном шасси в боевом снаряжении составлял 18 тонн. Запас хода составлял 650 км. Советские транспортеры, созданные на заводе «баррикады» имели огромный технологический ресурс – 15 тыс. км. Ракетный комплекс мог действовать в различных климатических условиях, как при низких температурах, так и в условиях жаркого климата. Управлял передвижной пусковой установкой экипаж, состоящий из 4-х человек. Для приведения ракетного комплекса в готовность к пуску, экипажу требовалось расчетного времени не более 2 минут. Запуск ракеты с марша осуществлялся спустя 15 минут, отведенных на подготовку.

Отдельного внимания заслуживает ракета 9М79, которой оснащались ракетные комплексы «Точка У». Снаряд имел длину 6400 мм при диаметре корпуса 650 мм. Общий вес снаряженной ракеты составлял 2010 кг. Их этой массы на полезную нагрузку отводилось 500 кг. Старт и полет ракеты обеспечивался работой твердотопливного ракетного двигателя, работа которого на марше имела продолжительность 28 секунд. Последующий полет снаряда осуществлялся за счет полученной инерции. За это время успевало сгореть до 800 кг топлива. Дальность полета ракеты 9М79 составляла:

  • минимум 15 км;
  • максимум 120 км;
  • максимальное отклонение от цели составляло 40 м.

Ракета оснащалась неотделяющейся боеголовкой, которая на завершающем этапе полета имела прямой угол падения. Такая особенность полета обеспечивала высокую точность попадания. В Советском Союзе ракетные комплексы «Точка У» в основном оснащались боевыми частями трех типов – тактическими ядерными боезарядами мощностью до 100 кт, осколочно-фугасными и кассетными.

Весь полет ракеты, начиная со старта и до попадания в цель, осуществлялся автономно. Нацеливание на цель осуществлялся на основе цифровых данных. Последующую работу по контролю за правильностью боевого курса выполняла инерциальная система наведения. В целом, тактико-технические характеристики ракетного комплекса «Точка У» были передовыми для своего времени, что обеспечило его длительную эксплуатацию.