Пути самосовершенствования.

Человеческая жизнь подобна рассказу, начало которого еще можно как-то представить, а вот то, что ожидает человека в конце, не всегда ясно и просто. Данную мысль с легкостью мог бы оспорить известный психолог и основатель психосоциальной концепции личности Э. Эриксон, который выделял восемь стадий в развитии и социализации человека, от рождения и до его смерти. Следует обратить внимание, что Э. Эриксон указывал на любопытную закономерность: как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично будет протекать решение и на последней стадии. Такой факт можно подтвердить и известной житейской мудростью: «понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала». Для многих людей такая житейская мудрость звучит как нечто неотвратимое, т.е. живи, как хочешь, все равно все поймешь лишь к старости и то, если доживешь. Как-то мрачно на душе становится. Но надо отдать должное и тому, что Э. Эриксон полагал, что хотя характер человека и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность к изменениям на протяжении всей жизни.

Так вот, стоит только немного призадуматься над таким «рассказом», как в голове начинают просыпаться жители серого вещества, знакомые нам всем «тараканы». И давай вести внутренний монолог в виде вопросов и ответов. Чья рука пишет рассказ? Это сам автор пишет? А может его рукой управляет другой «профессиональный авторский коллектив»? И таких вопросов возникает великое множество.

Казалось бы, «автор» сам может выбирать свою сюжетную линию «рассказа», что у него будет в центре – мелодрама, детектив, приключения, фантастика или сказка. Только от него зависит, в каком жанре «рассказа» он будет проживать свою жизнь. Но это только на первый взгляд. В один прекрасный день человек случайно, лишь на минуточку, решил прислушаться к своему внутреннему монологу и его как будто «осенило». Неужели я стал заложником такого своего «рассказа»? И пошло, поехало: А что меня не устраивает в моей жизни? Все люди живут так же, как и я. Все по одному и тому же сюжету просыпаются утром, чтобы идти на работу, а с работы опять домой (в лучшем случае) и так каждый день до пенсии. Вот только сценарии у всех людей разные. Разные «авторские руки» пишут чужие сюжетные линии. «И чем же я лучше остальных людей» – мысленно утешительно спрашивает себя человек. Что мешает мне так проживать свою жизнь «как все»? А вразумительного ответа для себя не получает. Против чего, в конце концов, протестует моя душа? Что собой представляет тот «бунтарь», который на протяжении долгих лет продолжает «сожительствовать» со мной? Почему я не являюсь хозяином своей жизни? И что следует делать с тем чувством одиночества, которое преследует меня в моей внутренней неистовой борьбе за право найти себя по-настоящему. Да, я пришел одиноким в этот мир, как свет маяка, затерявшийся на далеком мысе в безмерном водном пространстве.

Вот, примерно, так люди зачастую ведут внутреннюю баталию со своими желаниями и мыслями.

Но не стоит огорчаться! Всегда следует помнить, что человек с рождения наделен способностью и возможностью достигать внутреннего эмоционального баланса. Ему дана возможность добраться до источника зарождения подобных вопросов. И рано или поздно «тараканы в его голове приобретут долгожданное спокойствие и за это поаплодируют ему стоя».

Порой невозможно уловить, где заканчивается мотивация выживания и начинается мотивация самореализации. Психологам часто приходится сталкиваться с такими словами как самореализация, личностный рост, самосовершенствование, саморазвитие. Но, что означают эти слова на самом деле? На какой путь поставить ногу и сделать первый шаг на развилке дорог? Какой путь будет правильный и для кого? Как не задохнуться и не затеряться в обществе потребления земных благ, к которому принадлежит каждый, кто имел неосторожность появиться на свет в этом материальном мире?

У известного психолога Э.Фромма, есть такие слова, касающиеся всех людей в целом: «Необходимо создать условия, способствующие полному развитию истинных способностей и потребностей человека; необходимо, чтобы развитие собственно человеческой активности и творчества стало самоцелью». Но так ли это есть в действительности? Нам должны создавать условия или мы сами должны позаботиться о себе?

Приведу один из житейских примеров . Очень часто молодые люди, окончив высшие учебные заведения, просто имеют дипломы, которые пылятся на полках их домов. Знания есть, а что с ними делать – не знают. Подобная ситуация в наше время не редкость. Диплом на полке, каждый день работа, а чувства удовлетворения ни собой, ни работой нет. Это как зерно пшеницы, которое лежит в амбаре и ждет, когда же его посеют, пожнут, соберут и перемолотят в муку, чтобы оно превратилось, например, в хлеб. Только тогда, когда в виде хлеба зернышко сможет помочь людям удовлетворить их чувство голода, оно «исполнит свою миссию». Но если это зернышко, которое существует в реальности, не использовать по назначению, то оно рано или поздно испортится и пропадет, так и не выполнив своей «миссии».

И вот, когда все это осознается, становится очень грустно и появляется желание действовать . Главное находить в себе силы и ресурсы для непрерывного процесса саморазвития .

Для начала надо помочь себе найти и открыть все двери, ведущие к тайникам жизненной энергии. Но иногда эти двери плотно закрыты или их охраняют надежные стражи в виде различных внутренних сопротивлений реальности, которые человек придумал или приобрел. Эти «стражи» так надежно могут охранять свои позиции, что порой наносят вред своему хозяину в виде психических расстройств или соматических болезней. И возникает дилемма: человек сознательно ищет способы освобождения от этих внутренних барьеров, но бессознательно, он не хочет расставаться с ними. В такие моменты возникает внутриличностный конфликт, приносящий много негативных чувств и эмоций, с которыми человеку самому уже трудно справиться, и он ищет поддержки со стороны других людей. Именно такие косвенные признаки подсказывают, что человек готов к новому витку саморазвития. Пришло время осознать и принять тот факт, что нужно меняться. Зарождение маленького зернышка уже дает свои побеги и оно готово исполнять свое предназначение.

Иногда в такие переходные моменты следует обратиться за квалифицированной помощью. Как показывает практика, не все люди способны сами преодолеть сложности саморазвития. Потребуется специалист, способный указать и направить на путь «исцеления».

Из истории нам известно, что раньше люди в трудные минуты могли обращаться за помощью к духовным учителям или наставникам. И это понятно. История духовных наставников или духовных учителей своими корнями уходит в глубокое прошлое. Как утверждает история, первые учебные заведения возникли при храмах Древнего Египта и Древней Вавилонии для подготовки жрецов (ІІ тысячелетие до н.э.). В середине I тысячелетия в Индии и в рабовладельческих государствах Центральной и Средней Азии появились буддийские монастыри, многие из которых становились учебными заведениями. Если проследить нить развития от древности до наших дней, то возможно заметить, что школы, из которых потом выходили духовные учителя и наставники, очень напоминают современные школы по психологии и психотерапии. Названия разные, а цель одна – помочь человеку восстановить баланс между духовным и материальным бытием.

И напоследок хочу обратить внимание, что настоящее повествование задумано как размышление о ряде вопросов, которые позволяют глубже проникнуть в суть проблематики жизни простых людей. В нем проявляется авторская рефлексия на самые жизненные, но очень важные вопросы. Они присущи каждому человеку. Просто одни об этом говорят между собой за чашкой чая, другие хотят вынести их на широкий круг обсуждения, а многие просто тихонько «варятся» в своем внутреннем мире, продолжая вести свой бесконечный, но такой до боли любимый монолог…

Самоактуализация - процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже полученных знаний, навыков и умений. Самоактуализация по сути способствует человеку стать тем, кем он может и должен быть в этой жизни. Самоактуализирующаяся личность живет полной жизнью, умеет воплощать свои задумки и умения, свой внутренний потенциал в продукт деятельности. Она развивает свои достоинства и устраняет недостатки, стремится жить в гармонии со своими убеждениями. Самоактуализация есть проявление глубинной, естественной нравственности "образа Божия" в человеке. Успешность и полнота самоактуализации зависит от развития самосознания, эмпатии человека, рефлексии и мировоззрения.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста ("Я-реальное") и некоторым воображаемым его состоянием ("Я-идеальное"). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении, причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является про процесс целенаправленного развития собственной личности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Способы самосовершенствования личности

Самосовершенствование - это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий:

  • · самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.;
  • · программа совершенствования собственной личности;
  • · сила воли и закалка характера.

Бывает и так, что многие люди не знают как достичь своего идеала, или попросту не хотят этого делать, т.к. состояние стабильности без какого-либо движения в сторону развития их устраивает. Кроме того, существуют и другие проблемы самосовершенствования личности. Их изучает такая наука как акмеология. В ее ведении находятся закономерности развития человека в период зрелости и при достижении наиболее высокого уровня совершенствования именуемым акме. Иными словами акмеологические основы самосовершенствования личности заключаются в активной творческой деятельности, саморазвитии, самовоспитании и огромном желанием их достичь. Главные свойства "акме" человека - это его креативность (в качестве способности к творчеству) и профессионализм. То есть творческая направленность на созидательную деятельность.

Пути и способы самосовершенствования личности

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  • · самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);
  • · самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);
  • · программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);
  • · самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

Т.о., механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала - образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала-образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию "несовершенств" своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие "самопознающая деятельность", которое подчеркивает сложность этого процесса, его глубинный психологический резонанс: человек должен выявить и вербализовать (проговорить) свои несовершенства и сильные стороны. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, - стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху, становится таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность - результат воспитания. Механизм формирования таких противоположных качеств показан в концепции "обученной беспомощности", предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

1. Обязательно занимайтесь планированием.

Для этого заведите специальный блокнот, который постоянно будете носить с собой, записывая наиболее ценные идеи и информацию.

Составлять план на день лучше всего вечером или утром.

На первое место ставьте самые трудные дела и задания, затем менее трудные и простые.

Старайтесь комбинировать различные виды деятельности, не зацикливайтесь на одном.

2. Посещайте специальные тренинги по развитию личности, курсы, вебинары.

На самом деле, все эти мероприятия неимоверно полезны. Здесь вы сможете научиться многим тактикам и приёмам по общению с людьми, по устранению психологических проблем. Кроме того, вы сможете найти себе настоящего наставника, который будет помогать вам контролировать ваши действия на пути к желаемой цели.

3. Смотрите мотивирующие фильмы.

Мотивация - это двигатель успеха. Отсутствие мотивации приводит к ослаблению жизненного тонуса и снижению продуктивности. Поэтому нужно обязательно уделять время для того, чтобы подпитать себя необходимой мотивацией для дальнейших побед.

4. Практикуйте общение с разными людьми.

В жизни нам приходиться держать связи с различными типами людей, нередко совсем отличающихся от нас самих. Но, как известно, независимо от вкусов и предпочтений людям суждено поддерживать взаимные коммуникации, а чтобы они проходили успешно, нужно владеть определенными приемами общения, которые формируются непосредственно при практическом общении.

5. Ищите новые пути.

Вам надоело однообразное расписание? Так измените его! Найдите новые способы выполнения ваших заданий. Это улучшит ваши результаты в несколько раз.

6. Создайте список ваших главных целей.

В первую очередь, это нужно для того, чтобы постоянно напоминать себе об этом. Ведь в суете дней очень просто сбиться с пути. Лучше всего создайте несколько таких списков и положите их на самые видные места, чтобы они постоянно были в поле вашего зрения.

7. Занимайтесь духовными практиками.

Медитации, психологические приёмы релаксирования - это отличные средства для снятия стресса и повышения продуктивности работы мозга. Многие знаменитые личности практиковали йогу, цыгун, посещали святые места, что помогло им сформироваться как личность и достичь некого понимания себя. Духовное образование, безусловно, играет важную роль в развитии человека.

8. Читайте книги.

Книги помогают пополнить словарный запас, развивают мышление, тренируют концентрацию внимания. Читающие люди более спокойны и терпеливы, они способны организовывать себя для выполнения даже самой сложной работы.

9. Добивайтесь большего, чем ожидали

Не останавливайтесь на достигнутом. Ваши возможности безграничны, как и вы сами. Просто поверьте в это!

10. Будьте самим собой

Концентрируйтесь непосредственно на своей личности, не отвлекайтесь на детали. Станьте родным человеком для самого себя. Вы - это самое ценное, что у вас есть. Примите себя, полюбите себя. Только это поможет вам стать по-настоящему успешным и счастливым человеком.

Я подумал, что мой блог нуждается в еще одной вводной статье, которая бы суммировала мои основные идеи. Вы можете с ней ознакомиться, прежде чем решить, стоит ли мой блог вашего внимания или нет.

Эта статья также пригодится тем, кто уже регулярно читает мой блог и хочет получить структурированную подборку моих главных принципов. Не лишним будет еще раз подчеркнуть основную цель моего сайта.

Некоторые мои убеждения могут не соответствовать общепринятому взгляду на вещи. Это абсолютно нормально. Человеческое общество изобилует стереотипами, предрассудками и ложными идеями, которые мешают людям развиваться и достигать счастья и гармонии.

Если бы общественное устройство, а также мировоззрение каждого отдельного индивида базировались на верных принципах, которые отвечали бы соображениям гармонии и саморазвития, то общество, в целом, было бы счастливее.

Людям мешают развиваться не только их врожденные качества или судьба, но также их идеи и взгляды на жизнь.

Поэтому любое стремление к развитию личности начинается с переоценки ценностей. Для кого-то мои выводы покажутся очевидными и даже банальными. И в этом тоже нет ничего плохого. Я не стремлюсь к оригинальности. Моя миссия не удивить вас. Моя миссия – это истина.

Самые ценные и мудрые истины до ужаса банальны.

Но кто-то будет не согласен с моими мыслями. В таком случае вы сможете прочитать статьи, которые основываются на этих положениях. Эти вещи могут потребовать некоторого осмысления, поэтому, пожалуйста, уделите им внимание.

Я не собираюсь расшатывать фундамент вашего мировоззрения и критиковать ваши ценности и идеалы. Я просто постараюсь разрушить такие идеи, которые мешают вам двигаться вперед, развиваться и быть счастливыми. От этих идей вы сами будете рады избавиться.

Сам же я ничуть не сомневаюсь в истинности своих основных положений. Не потому что я в них просто поверил и полюбил их. А потому, что на них опирается опыт моих позитивных метаморфоз, которые произошли со мной за последнее время. Я могу отрицать идеи, выводы, формулы, но я не могу отрицать опыт.

Путь к гармонии и движение прочь от страдания – это центр всех моих рассуждений. Я не собираюсь навязывать вам какие-то другие цели помимо этого. Я не буду говорить, что ваша цель — это заработать как можно больше денег, стать самым успешным менеджером в своей фирме и научится соблазнять женщин или привлекать мужчин.

Эти вещи могут служить только инструментами для достижения счастья и лишь со многими оговорками! Они не могут служить конечными целями.

Многие люди не задаются вопросами, а сделает ли головокружительная карьера их счастливыми? Сможет ли она избавить их от неудовлетворенности и внутренних противоречий? Они воспринимают эту вещь как самоцель. Хотя, на мой взгляд, цель у человека одна и эта цель — счастье. Поэтому все остальные задачи в контексте саморазвития могут меня интересовать толь до тех пор, пока они служат достижению этого счастья.

Я говорю не о мимолетном удовольствии, не о временном удовлетворении или преходящем наслаждении. Я имею в виду постоянное, внутреннее состояние счастья и гармонии.

Мой сайт нацелен на то, чтобы помочь вам достичь этого состояния. Моя задача избавить вас от уныния, беспокойства, скуки, апатии, лени, неуверенности в завтрашнем дне.

Мои статьи направлены на развитие лучших человеческих качеств, внутренних свойств личности, а не только ее внешних атрибутов.

Принцип 2 – счастье – это внутреннее состояние

Счастье сильнее зависит от вашего внутреннего состояния, чем от внешних вещей. Оно зависит от восприятия действительности, мировоззрения, состояния здоровья, моральных качеств, целей, которые вы ставите перед собой.

Оно не сильно зависит от денег, страны, в которой вы живете, вида из окна вашей комнаты и стоимости вашей машины. Бесспорно, счастье связано с вещественными благами, но не настолько сильно, как многие привыкли считать.

Когда человек обрел внутреннее счастье, ему намного легче достичь внешних атрибутов этого самого счастья. Другими словами, счастливым людям намного легче добиться финансового и социального успеха, чем нытикам.

И это приводит к очень оптимистическому выводу. Раз счастье зависит от нашего внутреннего состояния, то значит, поработав над собой, мы можем счастья достичь. Ведь изменить внутреннюю реальность намного проще, чем внешнюю.

Нет, я не проповедую солипсизм или уход в нирвану. Я не призываю отключиться от внешнего мира и создать уютный мирок внутри себя. Я просто хочу, чтобы вы нашли источник счастья, прежде всего, в себе, а не занимались его судорожными поисками повсюду за пределами своего я.

Принцип 3 – Счастья можно достичь

Счастье – это не абстрактная идея. Это состояние, которого можно достичь, работая над собой.

Принцип 4 – Быть счастливым сложнее, чем быть несчастным

Принцип – 5 — Причины наших проблем в нас самих

Этот принцип, отчасти повторяет и дополняет принцип о том, что счастье зависит от нас самих, но только это касается не счастья, как такового, а человеческих проблем.

Многие проблемы человека, связаны не с самими свойствами внешней действительности, а с его восприятием этой действительности.

Далеко не все проблемы можно решить переменой обстановки, сменой любовных партнеров и новыми покупками. Эти вещи могут только замаскировать проблему. Но чтобы ее решить, потребуется что-то изменить внутри себя.

Принцип 6 – страсти ведут к страданию

Я не являюсь представителем ни одной религии. Я не верю в Бога. Но я согласен с некоторыми религиозными учениями в том, что деструктивные желания, страсти, такие как, зависть, гордыня, похоть, жажда власти, жестокость, злоба – вредны для человека и ведут к страданию, зависимости и отсутствию свободы.

Многие люди считают, что злиться, испытывать тщеславие – это нормально и естественно. Я не отношу себя к этим людям. Я уверен в том, что страсти порабощают человека, лишают его воли и трезвого рассудка и, в конце концов, делают его несчастным.

Также как быть счастливым сложнее, чем быть несчастным, стать добрым, сострадательным, терпимым, волевым и смелым намного труднее, чем быть трусливым, завистливым, тщеславным, ленивым и злым.

Для того чтобы развить в себе положительные качества требуется сила, усердие и дисциплина. Плохие качества не требуют ничего. Стоит только пустить личность на волю случая, отдать ее на произвол примитивным желаниям, подчиниться судьбе, моде, навязанному мнению и внешним обстоятельствам, ослабить свою волю, отпустить свой разум, как личность сама устремиться к пороку, к несвободе, к страданию.

Как я разделяю плохие качества и хорошие? Очень просто! Хорошие качества – это такие качества, развитие которых ведут к счастью и свободе. Плохие качества, отрицательные эмоции, страсти и пороки тянут нас к страданию и рабству.

Более того, я считаю, что:

Принцип 7 – от отрицательных эмоций можно избавиться

Многие люди скажут: «без черного не бывает белого, негативные эмоции – часть нас самих. Если мы избавимся от негативных эмоций, то не сможем испытывать положительные чувства!»

Это очень убедительно звучит в теории, и я бы сам поверил этому утверждению, если бы мой опыт не доказывал обратного.

С тех пор как я начал заниматься саморазвитием, я стал испытывать меньше неприятных эмоций и больше позитивных. Я не ношу розовые очки, я просто стал менее подвержен стрессу и чужому негативному влиянию. Я больше обращаю внимания на хорошие стороны жизни, чем на плохие. Мое настроение всегда приподнято, и я чувствую себя отлично!

Я верю в то, что деструктивные страсти не являются частью нашего истинного я. Этими . Также возможно от них избавиться.

Принцип 8 – Человек несет ответственность за то, какой он есть

Каждая личность сама выбирает путь своего развития. В том, что человек является несчастным, невежественным, ленивым, неудачливым виноват в основном он сам, а не его родители, не его страна, не его окружение.

Взять полную ответственность на себя – это мужественный поступок. Но кому-то он может показаться отчаянным, из-за того, что, на первый взгляд, он ведет к бесконечному самообвинению.

Нет, взять ответственность на себя, это не значит постоянно ругать себя во всех неудачах и пребывать в унынии из-за собственного несовершенства.

Перестать винить во всем внешние обстоятельства и других людей, это значит, осознать что:

Принцип 9 – Человек может изменить себя сам

Если мы сами несем ответственность за то, какими мы являемся, значит, мы можем, самостоятельно определить, каким будет наше развитие, а не бросить его на волю судьбы!

Из немного жестокой, на первый взгляд, концепции о личной ответственности выводится жизнеутверждающая и вдохновляющая идея о личной свободе!

Мы сами можем изменить себя, несмотря на врожденные особенности!

Мнение о врожденной предопределенности нашего характера, на мой взгляд, слишком преувеличено. Человек действительно рождается с каким-то заданным набором параметров, но эти параметры не настолько сильно определяют его развитие, как многие привыкли думать.

Не бывает людей ленивых, честолюбивых, эмоциональных от природы. Большинство личностных качеств формируется при жизни. Многие свойства нашей личности, которые мы считаем врожденными, на самом деле, являются лишь привычками, которые каждый из нас сможет разрушить, если приложит достаточно усилий.

Все мы не идеальны, но каждый из нас может измениться, стать в чем-то лучше. Я верю в то, что у каждого человека, независимо от его врожденных особенностей есть потенциал для саморазвития.

Принцип 10 – Саморазвитие — это сложно

Мой сайт – это не сборник готовых идей, усвоив которые, вы сразу обретете желаемые счастье и свободу. Саморазвитие – это нелегко. Оно подразумевает много проделанной работы, практики. Тот, кто предлагает быстрые способы по достижению гармонии, скорее всего шарлатан.

Быстрых способов самосовершенствования не бывает. Путь саморазвития – это постоянная работа и борьба. В этой борьбе вы часто будете одерживать поражения. Не все приходит сразу.

Я могу помочь вам разрушить стереотипы, которые мешают вас развиваться, навести на правильные мысли и научить эффективным практикам.

Я даю первоначальный толчок, но остальную работу вы должны проделать сами. Я не могу вас заставить что-то делать, я не могу гарантировать, что все будет легко. Многое зависит от вас самих.

Заключение

Эти принципы – основа всех моих рассуждений и мыслей, представленных в виде статей на этом блоге. Коротко их можно обобщить в следующей формулировке. Цель саморазвития личности – индивидуальное и общее счастье. Счастье также как и несчастье каждого из нас зависят от нас самих. Мы сами решаем, будем мы счастливы или несчастны, умны или глупы, ленивы или дисциплинированны. У нас есть свобода сделать из себя таких людей, которыми мы себя хотим видеть.

Эти принципы задают общие ориентиры, а ответы на вопросы, как добиться счастья, в чем заключается работа над собой, как развить свои лучшие качества, как избавиться от страдания вы можете увидеть в статьях в моем блоге.

Самосовершенствование - сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Самосовершенствование не приходит самопроизвольно. Оно начинается с осмысления себя и своего места в окружающем мире, отношения к миру и ценностям, принятым в нем, нахождение расхождений между этими ценностями и присущими личности свойствами и качествами.

Самосовершенствование (или работа над собой) - необходимое условие развития человека. Механизмами осуществления самосовершенствования выступают внутренние (естественно-природные потребности, влечения, желания и т.д.) и внешние (социальные - стремление к счастью, постижению истины, свободе, собственности и т.д.) стимулы.

Движущей силой самосовершенствования являются возникшие потребности личности. Последние проявляются, как правило, не ранее подросткового периода, ибо процесс самосовершенствования требует определенного развития для возникновения мысли о необходимости изменении в себе самом.

Существуют три основных формы самосовершенствования:
- приспособление («подведение» себя под определенные нормы и треоования);
- подражание (копирование определенной модели или ее части);
- самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием:
- желание признания себя как личности;
- примеры окружающих;
- оценка окружающих;
- правильно организованный процесс воспитания.

Самопознание - изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: «Мечту достигают упорным трудом», «Победи себя, если хочешь победить других», «Иди вперед и не сдавайся» и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

Достижение цели в ходе выполнения программы самовоспитания возможно при применении ряда методов самовоспитания.

Самосовершенствование при условии правильного проведения самоанализа является непрерывным процессом. Чем более совершенствуется человек, тем более осознает он свое несовершенство. Но это не является основанием для отказа от работы над собой. В связи с этим Сальвадор Дали писал: «Стремись к совершенству, но высшего совер-шействатебе никогда не достигнуть».

Совершенство конкретных личностей приводит к совершенству окружающего мира в целом.