Проведения педагогический эксперимент. Что такое и какие бывают педагогические эксперименты? уточняющий(проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы

Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З. Кушнер).
Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кафедра педагогики.

Методология и методы психолого-педагогических исследований.

ТЕМА: «Эксперимент как основа педагогического исследования».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Введение……………………………………………………………….….3

История экспериментальной педагогики…………………………….…4

Характеристика метода эксперимента ……………………………...6

Этапы педагогического эксперимента…………………………………..9

Заключение…………………………………………………………….…13

Список литературы……………………………………………………....14

Введение.

Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».

Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин).

Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый).

Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З. Кушнер).

Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.

История экспериментальной педагогики.

Обычно пишут, что метод эксперимента педагогика поза имствовала у естественных наук. Вряд ли это соответствует действительности. Когда в Х в. до н.э. Ликург поставил соци ально-педагогический эксперимент, естественных наук не было и в помине. А произошло тогда вот что.

Около 30 веков назад на полуострове Пелопоннес, самой южной части современной Греции, существовало могуще ственное государство Спарта. Случилось так, что трон госу дарства унаследовал несовершеннолетний сын царя Харилай. Править страной он не мог, и поэтому вся государ ственная власть перешла в руки его дяди и опекуна Ликурга.

Ликург был человеком наблюдательным. Немало време ни и сил он отдал изучению естественных явлений. Многое понял. А главное - не побоялся сделать смелые выводы из своих наблюдений.

Если верить легенде, однажды Ликург продемонстриро вал весьма показательный опыт, наглядно подтверждаю щий силу воспитания. Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Двух других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс «собачьей науки» в жизни.

Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек.

Осознав возможности, силу эксперимента, педагоги-ис следователи конца XIX - начала XX в. начинают связывать с ним большие надежды, уповая на то, что волшебным клю чом эксперимента удастся открыть двери педагогической истине. Родилось мощное исследовательское течение, по лучившее название «экспериментальная педагогика».

Толчком послужили впечатляющие эксперименты А. Си-корского по изучению умственного утомления школьников с помощью учета ошибок в диктантах (1879), Эббингауза по запоминанию материала (1885), исследования круга пред ставлений школьников, выполненные Холлом (1890), изуче ние интеллекта учеников, начатое Бине и Симоном (1900), изучение типов представлений у школьников (Штерн, Неча ев, Лай), памяти у детей (Бурдон, Ист, Мейман) и многие другие интересно задуманные и часто изящно выполненные опыты. И хотя результаты исследований значительного вли яния на педагогическую практику не оказали, была доказана возможность проникнуть с помощью эксперимента в слож нейшие проблемы воспитания.

Не осталось, кажется, ни одной области, где бы педагоги не пытались применить эксперимент, вплоть до исследова ния нравственной сферы и процессов, происходящих в кол лективах. Распространился так называемый метод опреде лений: ребенок давал определение нравственному понятию или, наоборот, называл его по признакам. Для выяснения представлений использовались также методы оценки по ступков литературных героев, метод недописанных рас сказов и басен, из которых нужно было «вывести мораль». В начале 30-х годов был широко распространен метод кол лизий, т. е. решений жизненных затруднений, из которых нужно было находить выход. Иногда для облегчения дава лись готовые решения с разными установками: враждебной, нейтральной и положительной, - одну из них надо было вы бирать. Для изучения настроений и интересов детей и под ростков применялся метод анонимных записок: в специаль ный ящик, вывешенный в школе, ребята опускали записки с интересующими их вопросами. Анализ вопросов показывал направленность интересов подростков, их настроения, уро вень развития.

Характеристика метода эксперимента.

Основой любого научно–педагогического исследования является педагогический эксперимент. При помощи педагогического эксперимента проверяется достоверность научных гипотез, выявляются связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем. Основными видами педагогического эксперимента являются естественный и лабораторный, которые имеют много подвидов.

Естественный эксперимент

Проходит без нарушения естественного учебного режима, проверяются новые учебные планы, программы, учебники. Педагогический эксперимент – это наблюдение, но специально организованное в связи с систематическими изменениями условий проведения педагогического процесса. Требует точного определения исходных данных, конкретных условий и способов обучения или материалов, подвергаемых исследованию. Необходим также разносторонний учет результатов эксперимента.

Лабораторный педагогический эксперимент

Является более строгой формой научного исследования. Из широкого педагогического контекста выделяется определенная сторона, искусственно создается обстановка, позволяющая точно контролировать результаты и манипулировать переменными величинами.

Педагогические эксперименты бывают разными.

В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:

1) констатирующий , при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;

2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательно-преобразующий , в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы;

4 ) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.

Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.

Первый проводится в естественных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Суть этого эксперимента состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов и в этом смысле носили естественный характер. Объектом естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, методы и формы обучения и воспитания.

В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.

Примером лабораторного эксперимента, который используется, прежде всего, в дидактике, может быть экспериментальное обучение одного или небольшой группы учащихся в соответствии со специально разработанной методикой. В ходе лабораторного эксперимента, что очень важно знать, отчетливее прослеживается исследуемый процесс, обеспечивается возможность более глубоких измерений, применения комплекса специальных технических средств и аппаратуры. Однако, надо знать исследователю и то, что лабораторный эксперимент упрощает педагогическую реальность тем, что он осуществляется в «чистых» условиях. Именно искусственность экспериментальной ситуации является недостатком лабораторного эксперимента. Вывод один: необходимо достаточно осторожно интерпретировать его результаты. Поэтому выясненные закономерности (зависимости, взаимосвязи) должны быть апробированы во внелабораторных условиях, именно в тех естественных ситуациях, на которые мы хотим их распространять. Это делается путем широкой проверки при помощи естественного эксперимента или других методов исследования.

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике.

Этапы педагогического эксперимента.

Этапами педагогического эксперимента является:

  1. Планирование
  2. Проведение
  3. Интерпретация результатов

Планирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), выбор факторов влияния и количество их уровней, необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном соответствии с намеченным планом.

На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.

Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо соблюдение следующих условий

  1. оптимального числа испытуемых и количества опытов
  2. надежность методик исследования
  3. учета статистической значимости различий

Взаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований. Этому также способствует активное проникновение в педагогику математических методов результатов эксперимента при помощи ЭВМ.

Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.

Исследователю очень важно уметь отслеживать процесс экспериментальной работы. Это может быть: проведение констатирующих (исходных), уточняющих, преобразующих срезов; фиксация текущих результатов в ходе осуществления гипотезы; проведение итоговых срезов; анализ положительных, а также отрицательных результатов, анализ непредвиденных и побочных результатов эксперимента.

Разработка концепций обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса;

Учет условий формирования и развития личности;

Выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний; постановка новых педагогических проблем;

Подтверждение или опровержение гипотез;

Разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов уроков);

Анализ передового опыта обучения, воспитания и т.д.

Результаты педагогического эксперимента имеют общую структуру. Она состоит из трех взаимодополняющих компонентов: объективного, преобразующего и конкретизирующего.

Объективный компонент раскрывает на разных уровнях результат, полученный в ходе исследования. Это описание может осуществляться на общенаучном или общепедагогическом уровнях и быть представлено различными типами знаний (гипотеза, классификация, концепция, методика, парадигма, направление, рекомендация, условия и т.д.).

Преобразующий компонент – раскрывает изменения, происходящие с объективным компонентом, указывает на дополнения, уточнения или другие преобразования, которые могут происходить в нём.

При определении результатов преобразующего эксперимента надо иметь в виду, например:

  1. разработал ли исследователь новый метод обучения или воспитания;
  2. определил ли условия повышения эффективности процесса обучения;
  3. выявил ли теоретические или методические принципы;
  4. предложил ли модель процесса развития;
  5. проверил ли эффективность функционирования модели воспитательной деятельности классного руководителя и т.д.

Конкретизирующий компонент уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит изменение объективного и преобразующего компонентов:

  1. конкретизация места и времени, в границах которых ведется исследование;
  2. указание необходимых условий для обучения, воспитания и развития учащегося;
  3. перечень использованных в обучении методов, принципов, способов контроля, полученных данных;
  4. уточнение подходов решения той или иной педагогической задачи.

Надо знать, что все компоненты взаимно дополняют друг друга, характеризуя с разных сторон результат исследований как единое целое.

Существенно то, что представление результата исследования в виде трех структурообразующих взаимосвязанных компонентов дает, возможность, во-первых, подойти к описанию итогов научных работ с единых методологических позиций, выявить ряд отношений, которые обычным способом трудно обнаружить; во-вторых, сформулировать и уточнить требования к описанию отдельных результатов. Например, если целью исследования становится организация какого-либо процесса (обучения, воспитания), то в задачи исследования непременно должны входить все его составляющие. Для процесса воспитания, обучения такими составляющими будут следующие: указание конечных и промежуточных целей, на достижение которых направлен процесс; характеристика содержания, методов и форм, необходимых для реализации процесса; определение условий, в которых протекает процесс и т.д. Если какой-либо из составляющих элементов пропущен, слабо отражён в задачах, то процесс (обучения, воспитания) не может быть раскрыт и содержательно описан. Следовательно, все эти элементы должны быть отражены в результатах исследования. В противном случае поставленная цель не будет достигнута.

Заключение

Таким образом, педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.

Педагогический эксперимент является комплексным методом научного исследования, который предполагает одновременное использование целого ряда других, более частных методов, таких, как наблюдение, беседа, интервью, анкетный опрос, диагностирующие контрольные работы, создание специальных ситуаций.

Педагогический эксперимент применяется для объективной доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. К числу наиболее важных условий эффективного проведения эксперимента относят следующие:

Предварительный тщательный теоретический и исторический анализ явления, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

Конкретизация гипотезы, выделение в ней новизны, необычности, противоречия с существующими мнениями, требующих экспериментального доказательства;

Четкая формулировка задач эксперимента, определение приз-наков, по которым будут изучаться явления, критериев оценки,

Корректное определение минимально необходимого числа экспериментальных объектов.

Эффективность эксперимента в значительной мере зависит и от длительности его проведения. Определить ее возможно с помощью анализа предшествующего опыта исследований.

Список литературы.

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.
  3. Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. – Тюмень, 1993.
  4. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб., 1996.
  5. Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. – Курск, 1998.
  6. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.
  7. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М.М. Поташника. – М., 1991.

Педагогический эксперимент - это научно-поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемые условия, преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количествен­ное измерение результатов изменения процесса.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Ла­бораторный эксперимент - это эксперимент, который проводится в искусственных, лабораторных условиях. Естественный эксперимент проводится в обычной для испытуемого об­становке.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперимент может быть констатирующим или формирующим . Констатирующий эксперимент - выявляет наличное состояние, существующие педагогические факты (до формирующего экс­перимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий, созидательный) эксперимент - это активное формирование чего-то.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов.

Пилотажный (предварительный) имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и он проводится в полном объеме.

Эксперимент может быть длительным и кратковременным.

При проведении педагогического эксперимента организуются как минимум две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная . Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности тех нововведений, которые включены в педагогиче­ский процесс.

Выделяют следующие этапы эксперимента :

    теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования его задач и гипотез);

    методический (разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

    собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом);

    аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

  1. Структура и логика педагогического исследования

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения. Основными критериями качества педагогических исследований являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следующей последовательностью этапов :

1 этап – общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулировка цели и задач исследования;

2 этап – выбор методологии (исходной концепции, опорных теоретических положений, единого исследовательского подхода);

3 этап – построение гипотезы исследования;

4 этап – выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования;

5 этап – организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов;

6 этап – анализ, интерпретация и оформление результатов исследования;

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

2.4.4. Эксперимент как метод педагогического исследования

Метод педагогического эксперимента предполагает совместное комплексное использование методов педагогического наблюдения, беседы, анкетирования, применения тестов и др.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Главной задачей большинства экспериментов служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания.

Метод педагогического эксперимента заключается в целенаправленном наблюдении за проявлениями тех или иных качеств, когда по плану исследования незначительно или существенно изменяются условия, в которых находится и действует испытуемый. В ходе эксперимента специально создаются ситуации, способствующие проявлению качеств военнослужащего или их формированию. В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых.

Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в педагогический процесс для его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. Эксперимент позволяет варьировать факторы, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, воспроизводить их неоднократно. Его сила в том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых условиях.

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента .

1. Естественный педагогический эксперимент проводят по плану, в обстановке обычной деятельности. Его участники не знают, что они выступают в роли испытуемых. Результаты исследования в значительной степени выражаются в описательной форме. При проведении эксперимента на фоне служебной, учебной или другой деятельности используются технические средства диагностики, сигнальные и регистрирующие устройства. Испытуемый может быть не ознакомлен с замыслом исследования, но знать, в качестве кого он участвует в эксперименте. Данные эксперимента могут поступать для обработки в ЭВМ, а результаты обработки – к исследователю, который по мере надобности может воздействовать на ситуацию или условия.

2. Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего с участием специально выделенной группы испытуемых в специально оборудованном помещении.

3. Констатирующий эксперимент направлен на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей педагогического процесса, его явлений и участников на момент проведения исследования. Исследователь при этом экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями. Полученные данные могут служить материалом как для описания ситуации сложившейся и повторяющейся быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или качеств педагогической деятельности, послужить основанием для прогнозирования развития изучаемых свойств, качеств, характеристик.

4. Формирующий эксперимент направлен на изучение явлений, качеств, характеристик непосредственно в процессе их активного формирования, реализации системы мер, выполнения специально разработанных заданий в специально созданной обстановке деятельности и общения. Формирующий эксперимент может быть направлен на развитие, например, таких качеств военнослужащих, как смелость, решительность, воля, познавательный интерес, самостоятельность, трудолюбие, инициативность, ответственность, дисциплинированность, коллективизм, общительность, командные навыки. Он ориентирован на изучение динамики развития изучаемых свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Следовательно, основная особенность формирующего эксперимента заключается в том, что сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления. В этом проявляется активная роль военной педагогики как науки, активная позиция офицера, военного педагога, реализуется единство теории, эксперимента и практики.

К условиям эффективности проведения эксперимента относятся:

предварительный теоретический анализ исследуемого явления, его истории, изучение педагогической практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;

четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и пр.;

корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения;

доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.

Проведение эксперимента предполагает три основных этапа работы .

Первый этап – подготовительный , на котором решаются следующие задачи: формулирование гипотезы, предположения, выводы о правильности которого следует проверить; выбор необходимого числа экспериментальных объектов (испытуемых, подразделений, расчетов, учебных групп, учебных заведений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор методов для изучения начального состояния экспериментального объекта: анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих воздействий.

Второй этап – непосредственное проведение эксперимента . Он должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в педагогическую практику. На этом этапе создается экспериментальная ситуация. Суть ее заключается в формировании таких внутренних и (или) внешних экспериментальных условий, в которых изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

В данном случае решаются следующие задачи: изучить начальное состояние условий, в которых проводится эксперимент; оценить состояние самих участников педагогических воздействий; сформулировать критерии эффективности предложенной системы мер; проинструктировать участников эксперимента о порядке и условиях его эффективного проведения (если эксперимент проводит не один человек); осуществить предлагаемую автором систему мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.); зафиксировать полученные на основе промежуточных срезов данные о ходе эксперимента, которые характеризуют изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер; указать затруднения и возможные типичные недостатки, которые могут возникнуть в ходе проведения эксперимента; оценить текущие затраты времени, средств и усилий.

Третий этап – завершающий , когда оцениваются результаты эксперимента: отмечаются последствия реализации экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.); характеризуются условия, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (дидактические, организационные, учебно-материальные, психологические и др.); описываются особенности участников экспериментальных воздействий и взаимодействия; предоставляются данные о затратах времени, усилий и средств; указываются границы применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

Следует отметить, что возможен и более сложный способ проведения педагогического эксперимента. Он предусматривает проверку двух или даже трех вариантов мер, чтобы выбрать демонстрирующий наилучшие результаты за меньшее время.

Эксперимент по сравнительной проверке предлагаемой системы действий включает следующие задачи:

формулирование критериев оптимальности системы мер с позиции ее результативности, затрат времени, средств и усилий;

выбор возможных вариантов решения поставленной перед экспериментатором задачи (разработка 2-3 методических подходов к рассмотрению данной учебной темы, разработка возможных вариантов проведения различных педагогических мероприятий и др.);

осуществление выбранных вариантов примерно в одних и тех же условиях (в двух примерно одинаковых по уровню подготовленности подразделениях, учебных группах и др.);

оценка результативности по каждому из вариантов эксперимента;

сравнительная оценка всех вариантов эксперимента;

выбор одного варианта, который дает наилучшие результаты при меньших затратах времени, средств и усилий, или более результативного варианта при тех же затратах.

При подготовке эксперимента необходимо определиться по двум важным вопросам:

Как осуществить репрезентативную (показательную для всей совокупности) выборку экспериментальных объектов (сколько испытуемых включать в эксперимент)?

Какова должна быть длительность эксперимента?

С одной стороны, количество испытуемых в контрольной и экспериментальной группах должно быть наибольшим. Только так удается с достаточной надежностью избежать воздействия на результат эксперимента неконтролируемых, случайных факторов, существенно искажающих их, и получить статистически надежные результаты. Но, с другой стороны, эти группы не могут быть чрезмерно большими, поскольку в противном случае существенно усложняется управление экспериментом. Однако если качество управления и контроль за ходом эксперимента достаточно эффективны, то наука и практика только выигрывают от широты исследования.

Выборка должна быть достаточно представительной, и в то же время следует сузить число экспериментальных объектов до минимально необходимого. Очень важно, чтобы экспериментальная группа была типичной и по исходному состоянию значимо не отличалась от контрольной по основным показателям.

Обычно в эксперименте принимает участие какой-то сформировавшийся коллектив – курс, группа, расчет, отделение, взвод.

При проведении педагогического исследования всегда требуется доказывать репрезентативность выборки как с точки зрения представительности всех категорий испытуемых, так и с точки зрения объективности результатов, которые могут быть получены в ходе экспериментальной работы. Следует избегать не только занижения числа выбираемых для эксперимента объектов, но также и его завышения, поскольку тогда экспериментатор чрезвычайно перегружается, недостаточно глубоко анализирует ход эксперимента и дает малодоказательные рекомендации.

Определяя необходимую длительность эксперимента, следует иметь в виду, что слишком краткий его срок приводит к необъективным научным рекомендациям, к преувеличению роли и значения отдельных педагогических факторов. Слишком длительный срок отвлекает исследователя от решения других задач, повышает трудоемкость работы.

Если в процессе проведения эксперимента изучается влияние обучения на формирование фактических знаний, необходимо охватить наиболее типичные и вариативные разделы данного предмета, а не ограничиваться одной наиболее простой темой. Если же рассматривается методика преподавания одной темы, естественно, длительность эксперимента должна распространиться на весь период ее изучения.

Когда исследуется влияние каких-то педагогических средств на развитие мышления, воли, эмоциональной, мотивационной сферы, то эксперимент должен длиться не менее года, а обычно – в течение двух лет, так как трудно обнаружить действительные изменения в психической сфере личности за короткий срок. То же самое можно сказать и о воспитании личностных качеств. Здесь, как правило, также требуется один-два года, чтобы получить существенные сдвиги. Хотя и возможен эффект от применения метода взрыва, о котором в свое время писал А. С. Макаренко, экспериментатор все равно должен продолжить наблюдение и закрепление полученного результата, чтобы доказать прочность и действенность применяемой системы мер.

Педагогический эксперимент является таким методом исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования.

Педагогический эксперимент - это своеобразно (соответственно задачам исследования) сконструированный и осуществленный педагогический процесс, включающий принципиально новые его элементы и поставлен таким образом, что дает возможность глубже, чем обычно, видеть связи между различными его сторонами и точно учитывать результаты внесенных изменений.

В широком понимании объектом педагогического эксперимента является весь педагогический процесс с его условиями, связанными с организацией специальных воздействий, идущими от преднамеренной и целенаправленной деятельности в процессе обучения и воспитания.

Педагогический эксперимент следует рассматривать как своеобразный комплекс методов, который обеспечивает убедительное подтверждение обоснованной в начале исследования гипотезы. Поэтому педагогический эксперимент должен опираться на весь арсенал методов, реализующих экспериментальный научный поиск (беседа, анкетирование, различные виды наблюдения, опросы, массовые исследования и др.). Каждый из методов в соответствии с исследовательской задачи приводит к накоплению специфического фактического материала, что обеспечивает переход от наблюдения к глубокому познанию сущности явлений и выработки практических рекомендаций. Вместе с тем эксперимент дает возможность основательнее, чем другие методы, проверить эффективность педагогических новшеств.

Предметом исследования педагогики как науки являются закономерности воспитания, обучения и образования, обеспечивающих передачу общественно-исторического опыта одним поколением другому. Эти закономерности осознаются только тогда, когда становятся известными форма, направленность и сила факторов, действующих на конечный результат воспитания и обучения. В решении этих вопросов важная роль принадлежит педагогическому эксперименту. Подготовка и разработка эксперимента требуют прежде всего осознания его целей и места в общем ходе исследования, формулирование гипотезы, с позиции которой затем ведется научный поиск.

Педагогический эксперимент чаще всего проводится в условиях реального учебного процесса, в привычной для учащихся обстановке. Доказательством правильности установленных исследователем зависимостей является, как известно, практика обучения и воспитания.

Значение педагогического эксперимента в исследовании объясняется тем, что он обеспечивает установление взаимосвязей между различными элементами и компонентами предмета исследования, приводит к накоплению данных, которые затем подвергаются анализу с помощью теоретических методов познания.

Главным условием успешного применения экспериментального метода является принципиальная возможность активной, преобразующей деятельности исследователя с изучаемым объектом.

Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация результатов в значительной степени зависят от развития педагогической теории, которая должна дать научное объяснение явлений, проверяемых в терминах и понятиях ранее изученных процессов обучения и воспитания. По отношению к предыдущему знания эксперимент имеет двойное значение: критериальное (проверочное) и эвристическое (пополняет имеющиеся знания за счет результатов проверки гипотезы).

Для успешного проведения комплексного педагогического эксперимента особенно важное значение имеет единство взглядов и действий экспериментаторов, исследующих усвоения разных учебных предметов, единое понимание содержания образования.

Педагогический эксперимент целесообразно проводить при внедрении нового содержания обучения, при исследовании эффективности тех или иных методов и приемов обучения и воспитания, используемых средств, нового оборудования, поиск эффективных приемов формирования основ профессионального мастерства, способов контроля и самоконтроля за правильностью выполнения трудовых операций, при определении физиологических и психологических показателей трудового процесса и др.

Педагогический эксперимент решает эмпирические познавательные задачи, состоящие в выявлении, тщательном изучении и точном описания сведений о исследуемые объекты. В процессе эксперимента как особого метода познания исследователь сознательно вмешивается в поведение исследуемого объекта, для чего он с помощью различных средств познания создает новые условия или варьирует ими для выявления свойств, характеристик, зависимостей и других особенностей объектов.

педагогический эксперимент могут включаться и такие методы эмпирического исследования, как наблюдение и измерение, что имеют ряд общих особенностей, а именно:

Привлекаются для изучения уже выявленных и включенных в научные исследования объектов (например, сложившиеся научные понятия, умения и навыки, содержащиеся в учебном предмете) или для выявления и фиксирования новых факторов (например, впервые введены понятия, которые рекомендуются межпредметные связи);

Обязательно предполагают те или иные практические операции как с самим исследуемым объектом, так и со средствами познания (как примеры можно назвать анализ урока по строго определенной программе, учитывающей конкретные задачи исследования; проведение занятий с учащимися по экспериментальной методической разработке; контрольные работы, проведенные для анализа знаний учащихся по теме, исследуемой с помощью данной разработки и др.);

Результаты эксперимента, наблюдений и измерений вводятся в научные исследования в виде описания выявленных фактов, что позволяет точно фиксировать полученные характеристики, состояния, связи, изменения исследуемого объекта или явления.

Эксперимент, как и наблюдение, должен быть ответом на какой-либо вопрос. Но при эксперименте, по сравнению с наблюдением, весь процесс исследования значительно строже и точнее Особую роль при этом играют объективные критерии оценок явлений.

Большие преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением метко охарактеризовал И.П. Павлов, который отметил, что наблюдение собирает предлагаемое природой, а эксперимент берет от природы то, что хочет. Эксперимент позволяет управлять явлениями по желанию исследователя.

В педагогических исследованиях наиболее распространенным является естественный эксперимент. Он происходит в привычных для тех, кого исследуют, условиях обучения или воспитания без нарушения естественного хода учебно-воспитательного процесса. Этот эксперимент сочетает в себе метод объективного наблюдения, что придает ему естественности, и метод лабораторного эксперимента, который позволяет осуществлять целенаправленное воздействие на исследуемого. Во время естественного эксперимента исследуемые окружены знакомыми (обычными) людьми и часто они не догадывается о том, что является объектом изучения. Это позволяет избежать побочного эмоционального напряжения и преднамеренных реакций. Таким образом, достигается изучения человека в природных условиях разнообразных видах деятельности (игре, учебе, труде и т. др.), что может сопровождаться беседой.

Педагогический эксперимент является разновидностью естественного, поскольку ставит целью проведение обучения в естественных (то есть для обычных учащихся или студентов) условиях по специальной программе.

К недостаткам естественного эксперимента относят трудности разделения отдельных элементов целостной деятельности и применение методов количественной обработки. Однако эти трудности можно преодолеть при условии тщательного предварительного анализа вивчаємої психической реальности, выделения единиц наблюдения и анализа, описания во время исследований с применением фото - или киносъемки объективных показателей проявления этих элементов и разработки процедуры их фиксации. В этом случае указанные трудности преодолеваются, а преимущество этого вида эксперимента повышают ценность фактического материала.

В педагогике встречается в основном четыре вида эксперимента.

1) констатирующий - определение исходных данных для дальнейшего исследования (например, начальный уровень знаний и умений учащихся по какому-то разделу программы). Данные этого вида эксперимента используются для организации следующих видов эксперимента;

2) учебный, при котором обучение проводится с введением нового фактора (новый материал, новые средства, приемы формы обучения) и определяется эффективность их применения;

3) контролирующий, с помощью которого через какой-то промежуток времени после обучающего эксперимента определяется уровень знаний, умений и навыков учащихся по материалам обучающего эксперимента;

4) сравнительный, при котором в одном классе (группе) работа ведется на одном материале (метода), в другом классе (группе) - на другом материале (метода).

При первых трех видах эксперимента под наблюдением находится лишь одна группа учеников (студентов).

Педагогический эксперимент проходит в три этапа:

1) констатирующий, цель которого - начальный контроль знаний, умений или навыков;

2) формирующий, цель которого - педагогическое влияние на особенность, что исследуется или влияние на испытанных новым фактором;

3) контролирующий, цель которого - определение эффективности проведенной формирующей работы и заключительный контроль знаний, умений и навыков.

Этот метод также требует предварительной воображения о реальности, разработки программы, выделение единиц исследования, определения объективных показателей, наличия методики формирующей работы. Анализ результатов этого метода должен делаться с известной осторожностью, ибо главным недостатком психолого-педагогического эксперимента является то, что он всегда даст положительный результат в отличие от широкой педагогической практики. Поэтому, как применение этого метода, так и интерпретация обобщения его результатов, должны делаться с учетом конкретных условий. Так, непосредственное участие экспериментатора в формуючій работе недопустима, поскольку нельзя исключить влияние его личных особенностей, статуса в глазах детей на результаты экспериментальной работы. Эту работу должны проводить учителя, работающие с детьми постоянно. Для большей достоверности результатов формирующей работы, ее следует проводить в нескольких группах, а потом сравнивать с результатами нескольких контрольных групп, в которых формирующая работа не велась, а также между опытными группами (можно применять коэффициент корреляции).

При лабораторном эксперименте ученик/студент (или некоторые ученики/студенты) изолируются от остального коллектива учащихся/студентов, чтобы обеспечить точный учет результатов эксперимента.

Педагогический эксперимент можно разделить еще на несколько разновидностей. Если за основу классификации взять количество учеников (студентов), охваченных исследованием, то можно выделить:

1) индивидуальный;

2) коллективный.

Вторым основанием классификации может служить продолжительность исследования. Если в констатирующий и контрольной серии исследователь ограничивается одноразовым "снятием" показаний, то этот эксперимент можно отнести к методу "поперечных срезов". Если констатация проводится постоянно в определенном ритме в течение длительного времени, включая и ход формующей работы, что позволяет выделить ее этапы, их последовательность во времени, то такую процедуру можно охарактеризовать как "генетический" метод исследования. Такие исследования получили название "лонгитюдных" (от англ. Long - длинный, длительный). "Лонгитюдними" называют также длительные наблюдения за одними и теми же детьми (иногда в течение всей жизни).

Наиболее распространенной формой педагогического эксперимента является сравнительный эксперимент, метод экспериментальных и контрольных классов (групп), при котором в одном классе в учебно-воспитательный процесс вводится новый фактор (экспериментальный фактор), а в другом классе этот фактор не вводится или вводится какой-либо другой фактор.

При этом важно, чтобы, за исключением факторов, которые вводятся исследователем, другие условия, влияющие на результаты учебной работы, были для тех и других классов (групп) одинаковыми.

При сравнительном дидактическом эксперименте необходимо:

1) уравнять условия учебной работы (кроме экспериментального фактора) в экспериментальных и контрольных классах (группах);

2) определить с помощью объективных методов уровень (начальный уровень) знаний, умений и навыков учащихся (студентов) в обоих классах (группах). Найти соответствующий средний показатель обоих классов Пэ и Пк;

3) провести учебную работу в экспериментальных классах с введением экспериментального фактора, а в контрольных классах без него или с введением какого-либо другого фактора;

4) снова определить уровень знаний, умений навыков учащихся (студентов) после окончания эксперимента (окончательные знания). Найти средние показатели классов (групп) Ке и Ук;

5) в обоих случаях вычесть из среднего показателя окончательных знаний средний показатель начальных знаний (Кэ - Пэ = Где Кк - Пк = Дк). Разницы показывают прирост знаний, умений или навыков в экспериментальных и контрольных классах,

6) вычислить сравнительную эффективность экспериментального фактора (Где-Дк = Д). Последняя показывает влияние нового фактора на учебный процесс или его эффективность в сравнении с каким-нибудь другим фактором.

Если у учеников нет никаких предварительных знаний о изучаемое явление или эти знания одинаковы в контрольных и экспериментальных классах, то сравнительную эффективность фактора можно найти вычитанием из среднего показателя окончательного уровня знаний экспериментального класса среднего показателя окончательного уровня контрольного класса (Кэ - Кк = Д, потому что Д = Где - Дк, а если

Пе = Пк, то Где = Кэ и Дк = Кк).

Педагогический эксперимент, конечно, строится на основе логических принципов формулировки научного умозаключения о причинно-следственных связях. Принципы эти, названные "методами", сформулировал еще в XVIII веке. английский философ Дж.С. Милль. Их пять, но в педагогике используются четыре: метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия и метод сопутствующих изменений. Попытаемся проиллюстрировать их применение в педагогическом эксперименте.

Не существует единого шаблона или схемы, с помощью которых можно было бы строить эксперимент для любой проблемы. Сама научная проблема определяет выбор типа эксперимента и конкретный план его проведения.

До общей структуры эксперимента входят: 1) субъект познания и его деятельность; 2) объект экспериментального исследования; 3) средства воздействия на исследуемый объект.

Сказанное выше относится и к педагогического эксперимента.

Чтобы осуществить педагогический эксперимент, нужно знать его основные этапы и компоненты, уметь учитывать и измерять все факторы, которые могут повлиять на его ход и результаты.

Проведение эксперимента состоит из следующих основных этапов:

1. Постановка проблемы. Формулировка общей гипотезы исследования.

2. Разработка конструкции будущего экспериментального исследования, которое должно проверить гипотезу, определения всех его компонентов (включая независимые и зависимые переменные, логический принцип их анализа, конкретный объект исследования, выборку испытуемых и их распределение в экспериментальные и контрольные группы, методику статистической обработки полученных данных, принципы их анализа). Кроме того, на этом этапе общая гипотеза исследования должна быть трансформирована в рабочую гипотезу, т. е. выражена в терминах ожидаемого состояния зависимых переменных, при котором идея эксперимента будет считаться подтвержденной.

3. Этап организационно-технической подготовки: отбор нужных экспериментальных материалов (учебных экспериментальных заданий, тестов, анкет и тому подобное), их тиражирование, практическое комплектования экспериментальных и контрольных групп.

4. Предварительная апробация в лабораторном эксперименте (если основной эксперимент должен иметь естественный характер) отдельных методик, использование которых предполагается (стимулирующих задач, тестов и др). Их уточнения и доработки.

5. Практическая реализация задуманной конструкции.

6. Статистическая обработка полученных данных, их анализ и объяснение. Формулировка выводов.

7. Литературное оформление результатов эксперимента для их публикации. Исходя из этого подготовка к проведению экспериментального

исследования предполагает осуществление следующих действий:

Разработку гипотезы, что подлежит экспериментальной проверке;

Составление программы экспериментальных работ;

Определение способов и приемов воздействия на объект исследования;

Обеспечение условий для осуществления процедуры экспериментальных работ;

Разработку приемов фиксирования промежуточных и конечных результатов эксперимента;

Подготовку экспериментальных средств (приборов, установок, моделей и тому подобное);

Определение и подготовку участников экспериментального исследования.

До начала эксперимента составляется план (программа) его проведения. В нем формулируются: цель и задачи эксперимента; определяют объект, подлежащий экспериментальной проверке; обосновывают объем эксперимента, количество опытов, последовательность их реализации; определяют факторы влияния на объект исследования и в какой последовательности они будут меняться в процессе эксперимента; обосновываются средства измерений; определяют способы обработки и анализа экспериментальных материалов.

Проведению эксперимента предшествует предварительно разработана его методика (совокупность мислительних и реальных операций, расположенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования). Разработка методики эксперимента предполагает соблюдение некоторых условий:

Необходимость проведения предварительного целенаправленного наблюдения за объектом исследования или явлением с целью определения исходных данных (гипотез, факторов, которые будут изучаться);

Создание условий, в которых возможно осуществить эксперимент (подбор объектов для экспериментального воздействия, устранение влияния случайных факторов);

Определение пределов измерений, которые будут осуществляться в процессе наблюдения за факторами, которые влияют на объект исследования;

Обеспечение возможности систематического наблюдения за ходом развития изучаемого явления и точные описания получаемых фактов;

Возможность проведения систематической регистрации измерений и оценивания фактов различными средствами и способами;

Возможность создания повторных ситуаций или усложненных ситуаций с целью подтверждения или отрицания ранее полученных данных;

Возможность осуществить переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученных фактических материалов.

В методике подробно раскрывается процесс эксперимента, определяется последовательность проведения необходимых измерений и наблюдений, описывается каждая экспериментальная действие с учетом выбранных для проведения эксперимента средств, обосновываются методы контроля качества экспериментальных действий, которые должны обеспечивать при минимальном (предварительно установленной) количестве измерений высокую надежность и заданную точность. Разрабатываются формы протоколов (или таблиц) для фиксации результатов наблюдений и измерений.

Важным выступает выбор методов обработки и анализа экспериментальных данных. Обработка данных состоит в систематизации всех количественных показателей (чаще всего это цифровые материалы), их классификации и последующем анализе.

в Зависимости от темы научного исследования объем эксперимента может быть различным. В лучшем случае чтобы подтвердить гипотезу исследования достаточно провести только лабораторный эксперимент. Но может быть потребность и в проведении целой серии экспериментальных исследований: предварительных (поисковых), лабораторных, опытных образцах в реальных условиях их функционирования (на производстве) и др.

До начала эксперимента тщательно и точно планируется каждый шаг его проведения.

Под планированием эксперимента понимается наиболее общая его логика. Планом эксперимента определяется характер отдельных фаз эксперимента и порядок их проведения.

При планировании педагогического эксперимента экспериментатор должен определить: 1) количество исследуемых; 2) способы отбора исследуемых; 3) шаги проведения эксперимента; 4) достоверность полученных результатов; 5) правильную их интерпретацию.

Следует подчеркнуть, что, чем более продуманно спланирован педагогический эксперимент, тем более объективные результаты дает он с самого начала. Различные дополнения и изменения в ходе эксперимента затрудняют работу экспериментатора и уменьшают объективность результатов.

План эксперимента должен включать:

1) цель и задачи эксперимента;

2) место и время проведения эксперимента и его объем;

3) характеристику участвующих в эксперименте (учеников, студентов);

4) описание материалов, используемых для эксперимента;

5) описание методики проведения эксперимента;

6) описание дополнительных переменных, способных повлиять на результаты эксперимента;

7) методику наблюдения за ходом эксперимента;

8) описание методики обработки результатов эксперимента;

9) описание методики интерпретации результатов эксперимента.

Необходимо отметить, что исследователь должен составить план эксперимента таким образом, чтобы любая другая достаточно подготовленный человек мог по нему успешно провести эксперимент. Ведь вполне понятно, что в зависимости от масштаба эксперимента, сам исследователь физически не в состоянии присутствовать во всех местах его проведения.