Пророчества истинные и пророчества ложные.

В чем актуальность произнесенных Библейских пророчеств для современного человека, который живет в совершенно ином мире и занят иными заботами? И вообще, что такое пророчество — предсказание будущего, набор неких туманных образов или инструкция людям от Бога? Зачем оно нужно?

Ослицы и царский престол

Людям всегда хотелось заглянуть за грань ведомого: в старину они обращались к гадалкам и прорицателям, сегодня - к экстрасенсам и футурологам. В этом смысле с библейских времен ничего не изменилось: Библия, например, рассказывает как некий юноша по имени Саул, потеряв ослиц своего отца, решил отправиться к провидцу Самуилу, чтобы узнать, где их найти. Но Самуил оказался не просто провидцем, а настоящим пророком - Господь открыл ему, что именно этого неприметного паренька Он хочет сделать первым царем Израиля. Так Саул, искавший ослиц, нашел царский престол.
В этом, пожалуй, основное отличие пророчества от гадания. Обращаясь к гадалке, человек ждет ответа на вполне конкретный житейский вопрос: где ослицы, за кого выходить замуж, какие акции покупать. А пророчество само врывается в человеческую жизнь, открывая людям волю Божью о них самих и окружающем мире. Оно зачастую неудобно и нежеланно: даже Саул сначала смутился, спрятался и не хотел выходить, когда израильтяне стали призывать своего царя. Что уж говорить о тех пророчествах, которых обличают и грозят бедой!
Но значит ли это, что пророчество, как и гадание, тоже имеет только один конкретный смысл, относящийся к ближайшей перспективе? Вовсе нет. Вслушаемся в слова Исайи: Как упал ты с неба, денница*, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?». Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею (Ис 14:12-21).
О ком и о чем это? Исайя утверждает, что это сказано о царе Вавилона, самой жестокой империи того времени и наиболее страшном враге израильтян. Но эти слова пророка вспоминаются и в Новом Завете. Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10:18) - по-видимому, имея в виду именно эти слова Исайи. При этом Он однозначно называет того, кто спал с неба, сатаной. А еще всё это очень напоминает Владимира Ильича Ленина и его верных соратников: вспомним о богоборческом пафосе Ленина, и о его прижизненном и посмертном культе, и о падении основанного им общественного строя, и об истреблении ближайших соратников, и даже о том, что он до сих пор не похоронен.
Так о ком же это пророчество - о вавилонском царе, о сатане или о председателе Совнаркома? Обо всех сразу, и о каждом в отдельности. Исаия говорит о гордом и жестоком правителе-богоборце. Наиболее полное и яркое воплощение этой идеи - действительно, сатана, но, к сожалению, в мировой истории не один он пошел по этому пути. Правители Вавилона или Третьего Рейха, вожди большевизма и африканские диктаторы - в этой галерее множество имен из разных стран и эпох. Следуя за сатаной, они уподобляются ему в той или иной степени, они сами вставляют свое лицо в отверстие на холсте, как у старинных фотографов.
Пророчество говорит об истории, но воспринимает ее как окно, через которое можно взглянуть на Вечность. Или, точнее, показывает нам, какими глазами Вечность смотрит на нашу современность. Поэтому пророчество, даже однажды уже сбывшееся, остается в каком-то смысле открытым для последующих событий, которые тоже могут стать его исполнением, если совпадет духовный вектор.

Пророчество как нерв

Пророчество - это нерв Писания, подобно тому, как закон - это его скелет, а история - мышцы (не случайно в Новом Завете Ветхий обычно называют «Закон и пророки»). Нерв может передавать разные сигналы, и поэтому у пророчеств обычно бывает не менее двух смыслов: один связан с непосредственной исторической ситуацией, а другой уводит нас в далекое будущее.
Царь Иудеи (Южного царства) Ахаз беспокоился: Израиль (Северное царство) заключил союз с Сирией и готовился напасть на Иудею. Сможет ли он противостоять такому нашествию? И тут ему навстречу вышел пророк Исайя: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее (Ис 7:14-16).
Если читать это пророчество в историческом контексте, смысл его кажется вполне очевидным: некая девушка забеременеет, родит сына (вполне естественный процесс), и этот ребенок будет еще совсем маленьким, когда обоих угрожающих Ахазу царей уже не будет в живых. Возможно, речь шла о жене Ахаза (еврейское слово הםלע, альма , могло подразумевать и юную замужнюю женщину) или о ком-то, кто стоял поодаль; Исайя даже мог в этот момент показывать на нее пальцем.
Но любой, кто читает этот текст сегодня, видит в нем пророчество о рождении Иисуса Христа от Девы. Неужели евангелист Матфей (Мф 1:23) нафантазировал, когда привел это пророчество именно в таком смысле? Конечно же, нет. В этом особенность практически всех пророчеств: они обычно указывают на конкретно-исторические события, но в них содержится и нечто большее, чем сами эти события. В них Бог раскрывает, как именно Он действует в этом мире, на каком языке говорит с людьми. И когда происходит нечто похожее (не только по внешней канве, но и по сути событий), библейские авторы осмысливают это как продолжение той же самой линии пророчеств.
Можно привести пример из недавних лет. После катастрофы на Чернобыльской АЭС многим вспомнились строки из Откровения Иоанна Богослова: упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Откр 8:10-11). Дело в том, что один из видов полыни действительно называется «чернобыльник». Но значит ли это, что Иоанн Богослов писал конкретно о Чернобыльской катастрофе? Нет, конечно. Но и о ней тоже. Потому что он дал нам язык образов, говорящих о конце нашего мира. Эта катастрофа - еще один шаг к тому, что описано в Откровении, но это не означает, что не может быть какой-то иной «звезды полыни», в ином месте и в иное время.
Пророчества создают некое пространство смыслов, которое может помочь нам ориентироваться в сложных событиях человеческой истории. А может и не помочь, ведь всё, в конечном счете, зависит и от нашего прочтения тоже.

Телескопическое видение

В 13-й главе Евангелия от Марка мы читаем, что сказал Иисус, когда ученики восхищались великолепными храмовыми сооружениями: всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец… Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет… Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Мк 13:2-26).
О чем это? Очевидно, о падении Иерусалима и разрушении Храма, на месте которого римляне со временем воздвигли языческое святилище («мерзость запустения»). Город пал в 70 году от Р. Х. - от произнесения пророчества до его исполнения прошло менее полувека. Но… ведь звезды не пали тогда с неба, и Сын Человеческий не пришел во славе? Более того, не один раз с тех пор Иерусалим брали штурмом, и не один храм в нем был разрушен. Все продолжается по кругу, хотя среди первых христиан и в самом деле были очень сильны ожидания конца света: вот-вот опять придет Иисус…
Что же, пророчество не сбылось? Вовсе нет, ведь здесь, как и во многих ветхозаветных текстах, события соединяются по их внутреннему смысловому единству, а не по их хронологической смежности; тем более что для Бога тысяча лет как один день (Пс 89:5). Падение Иерусалима и разрушение Храма (который до сих пор не восстановлен, хотя евреи давно уже вернули контроль над городом) - важнейшее событие во всемирной драме, которая завершится уничтожением всего этого мира, поэтому здесь одно описывается как продолжение другого. Но мы не знаем, сколько лет разделяют эти события - две тысячи или двести миллионов лет; и сам Иисус говорил, что никто не знает ни дня, ни часа (Мф 25:13).
Такое видение, характерное для библейских пророков, иногда называют «телескопическим» - разнесенные во времени события совмещаются в тексте, как разные секции телескопа вкладываются одна в другую.

До или после?
Буквально или символически?

Бывает, что пророчество неожиданно упоминает какую-то деталь, которая кажется довольно бессмысленной в изначальном контексте, но проходит время, и вдруг… Пророк Наум, говоря о грядущем падении Ниневии, столицы ассирийского царства, вдруг сказал: речные ворота отворяются, и дворец разрушается (Наум 2:6). Что за «речные ворота», причем они здесь? В 612 году до Р.Х. войско мидян подступило к неприступным стенам Ниневии, стоящей неподалеку от берега реки Тигр. Чтобы взять город, мидяне прорыли каналы и направили течение реки прямо на стены, вода подмыла их, и они рухнули. Город достался мидянам неожиданно легко.
Иногда такие совпадения заставляют исследователей последующих времен подозревать, что на самом деле «пророчество» было сделано уже после того, как произошло описанное в нем событие. Что же… у нас, разумеется, нет справки с печатью, которая удостоверяла бы, что Наум произнес свои слова до 612 года. Но по всему тону его книги видно, что Ниневия во время произнесения этих пророчеств еще была реальной угрозой. Мы же можем отличить, написано ли обличение гитлеровского режима до или после весны 1945 года - то есть, оглядывается ли автор на свершившийся исторический факт разгрома Третьего Рейха в войне или только ожидает его.
Пророчество, при всей своей надмирности, всегда связано с исторической конкретикой. Именно это обстоятельство привело многих исследователей Библии к выводу, что главы книги Исайи, начиная с 40-й, написаны другим человеком, жившим позднее, ближе к концу вавилонского плена, который Исайя только предсказывал. В самом деле, эта глава начинается с благой вести: наказание Израиля окончено, его ждет скорое освобождение и возвращение домой. Стоило ли говорить это в тот момент, когда наказание еще даже и не начиналось, а народ спокойно сидел по домам? Это все равно, что предрекать скорое падение коммунизма в конце XIX века, как раз накануне его неожиданной победы. Конечно, пророк мог предвидеть даже отдаленное будущее, но такое прорицание скорее сбило бы с толку его слушателей.
Да и нет ничего дурного в том, что пророчества какого-то другого человека, жившего позднее, но продолжавшего ту же самую пророческую традицию, были присоединены к словам Исайи. Точно так же складывались другие библейские книги, например, Притчи Соломоновы или Псалтирь Давидова - к текстам, написанным Соломоном и Давидом, в более поздние времена были добавлены другие подобные тексты, как недвусмысленно указывают и сами эти книги. В Псалтири же есть псалом «На реках вавилонских» (Пс 136), которого Давид, живший задолго до плена, написать не мог. Не то, чтобы он не мог этого предугадать, просто это не было его личным опытом, подлинным переживанием.
Впрочем, иногда дистанция, на которой «работает» пророчество, огромна. Вслушаемся в слова благословения, которые дает Ной своим сыновьям: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:26-27). Какие народы считаются в Библии потомками трех сыновей Ноя? От Иафета произошли европейские народы, от Сима - семиты (арабы и евреи), среди которых зародились все три монотеистические религии, а от Хама, отца Ханаана - африканцы. Разве не напоминают нам слова Ноя об истории Нового времени, о колонизации, рабовладении, распространении монотеистических религий по всему миру?
Вслушаемся и в слова, которыми благословил Господь Измаила, предка арабов: он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих (Быт 16:12). А ведь вплоть до VII века от Р. Х., то есть спустя много веков после того, как это пророчество было записано в книге Бытия, не было ни огромных арабских стран, ни великой арабской культуры, ни арабского языка как языка ислама - только небольшие кочевые племена в Аравии, на краю тогдашнего мира. Конечно, и они в какой-то мере исполняли это пророчество, но в последующие века его смысл раскрылся полнее.

Мост в будущее

Есть и такие пророчества, исполнение которых, может быть, предстоит увидеть только нашим дальним потомкам - и таких в Библии очень много. Вот, например, из книги Исайи: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис 65:25). Речь явно идет о грядущем царствии Божьем… но как же понимать эти слова? Волк и лев станут вегетарианцами? Но это физиологически невозможно; более того, такой травоядный лев явно утратит всю свою «львиность». Кто-то предпочитает видеть здесь символику: мол, под разными животными имеются в виду люди, одни из которых угнетают и пожирают других. Но скорее, здесь речь идет о каком-то удивительном мире, где не будет ни зла, ни страданий, ни смерти, даже в животном мире, и где сатана (змей) будет бессилен повредить кому-либо. Видимо, это будет действительно совершенно новый мир, с новыми телами для живых существ, и сейчас мы просто не в состоянии представить себе это в деталях. Ведь пророчество их и не дает, оно только указывает на главное.
Мы называем пророчества важнейшим мостом между Ветхим и Новым Заветами, а также между ними и нашей современностью. В самом деле, евангелисты постоянно подчеркивает, что в жизни Иисуса Христа сбылись пророчества былых времен; более того - на этом строится их логика, их замысел. Но что значит «сбылись»? Ведь это не прогноз погоды, который можно проверить с помощью термометра и барометра. Нет, пророчества скорее задают вектор развития событий, и каждое из них нам еще предстоит узнать и соотнести с текстом древней книги. Верить или не верить в исполнение пророчеств - этот вопрос каждый должен решить сам, математические доказательства тут неуместны. Ведь пророчество всегда указывает на волю Божию об этом мире и человеке, а узнать и принять эту волю Божию о себе каждый человек может только сам.
Но не менее важно и другое: пророчества не прекратились, когда была поставлена последняя точка в последней книге Ветхого Завета. Новый Завет тоже полон пророчеств, продолжающих традицию пророчеств ветхозаветных. И невозможно верно понять и оценить ни жизнь современной Церкви, ни Новый Завет, если не знаешь Ветхого. Пророческий дух продолжает жить в Церкви, а сбываются эти пророчества уже в нашей жизни. Ведь мы с вами живем в ту эпоху, которая описывается в последнем пророчестве Библии, завершающем Откровение Иоанна Богослова: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:11-12).

http://www.foma.ru/article/index.php?news=1460

Самое важное, что должен знать человек в этой жизни – это познание своего Господа, который сотворил его из небытия. Самая главная цель, ради которой Аллах создал свои творения, – это поклонение Аллаху, Пречист Он и Велик!

Но как же может человек познать своего Господа должным образом? Как он может познать свои обязанности перед Ним и как он должен Ему поклоняться? Человек может найти себе помощника в решении жизненных проблем. Он может найти того, кто поможет ему вылечиться, найти того, кто поможет ему построить дом и так далее. Но он не сможет найти среди людей человека, который познакомит его со своим Господом, научит его, как поклоняться своему Господу. По той простой причине, что человек не в состоянии своим разумом понять, чего от него желает Аллах. Ведь человеческий разум даже не в состоянии понять, что от него хочет такой же человек, как он сам, пока тот не известит его о своём желании. В таком случае, как же он может угадать желание Аллаха? Эта важная миссия возлагается на посланников и пророков, избранных Аллахом донести до людей послание Аллаха, а после них – на учёных истины, наследников пророков, которые строго хранят их методы донесения и претворения истины в жизнь, идут по их следам и доводят их миссию до людей. Дело в том, что человек не может сам непосредственно получить от Аллаха его приказы и запреты, он не способен на это.

Всевышний Аллах по этому поводу сказал:

«Человеку не дано, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он — Возвышенный, Мудрый » (42, «Аш-шура»: 51).

Невозможно в этом обойтись без послов и посредников, доводящих шариат (законоположения) Аллаха до Его рабов. Эти посредники и послы и есть посланники и пророки. Ангел приносит послание Аллаха пророку или посланнику, а затем он доводит его до людей. Ангел не приносит послания Аллаха непосредственно людям, потому что мир ангелов по своей природе отличается от мира людей. Всевышний Аллах сказал:

«Аллах избирает среди ангелов и людей посланников » (22, «Аль-хаджж»: 75-й аят).

Мудрость Аллаха требует, чтобы посланник происходил из той же среды, к кому он посылается, и чтобы они знали его, ясно понимали его обращения и речи. Но если бы он отправил посланника из ангелов, то люди не смогли бы видеть его и брать от него ниспосланное.

Всевышний Аллах сказал:

«Они сказали: «Почему к нему не спускается ангел?» Если бы Мы ниспослали ангела, то решение уже было бы вынесено (Аллах наказал бы их, в случае их отвергания), после чего они не получили бы отсрочки. Если бы даже Мы ниспослали ангела, Мы все равно сделали бы его мужчиной и привели бы их в замешательство относительно того, в чем они сомневаются » (6, «Аль-ан’ам»: 8-9).

Он также сказал:

«Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам… Те, которые не надеются на встречу с Нами, говорят: «Почему к нам не ниспосланы ангелы? И почему мы не видим нашего Господа?» Они возгордились в душе и проявили великое неповиновение »(25, «Аль-фуркан»: 20-21).

Всевышний Аллах говорит:

«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение » (16, «Нахль»: 43).

Он также сказал:

«Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения » (14, «Ибрахим»: 4).

Аллах описал этих посланников и пророков такими качествами, как совершенство ума, чистота природы, правдивость в словах и делах, надёжность в донесении доверенного, чистота от всего, что порочит человеческий род, безупречность их тел от каких бы то ни было недостатков вызывающих отвращение у нормального человека. Аллах очистил их души и нрав, сделал их лучшими из людей по своим качествам, самыми чистыми душой и самыми благородными из них. Он собрал в них лучшие нравственные качества и самые превосходные манеры, даровал им знание и мудрость, благородность и щедрость, бесстрашие и справедливость… Так что они выделялись среди своих народов этими качествами.

Вот, что говорил народ пророка Салиха о нём, как сообщил нам об этом Аллах:

«Они сказали: «О Салих! Прежде ты был нашей надеждой. Неужели ты запрещаешь нам поклоняться тому, кому поклонялись наши отцы? » (11, «Худ»: 62).

Народ пророка Шуайба сказал ему:

«Они сказали: «О Шуайб! Неужели твой намаз повелевает нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы, или распоряжаться нашим имуществом не так, как мы того хотим? Ведь ты же — выдержанный, благоразумный » (11, «Худ»: 87).

Пророк Мухаммад – да благословит его Аллах и приветствует – ещё до ниспослания ему посланнической миссии был известен среди своего народа как «Амин», что значит «верный».

А его Господь описал его следующими словами:

«Воистину, твой нрав превосходен » (68, «Калам»: 4).

Посланники и пророки – лучшие из творений Аллаха, которых Он избрал для ниспослания своего послания и донесения его до людей. Всевышний сказал:

«Аллах лучше знает, кому доверить Своё послание » (6, «Ан’ам»: 124).

Он также сказал:

«Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха (Ноя), род Ибрахима (Авраама) и род Имрана » (3, «Аали Имран»: 33).

Несмотря на то, что Аллах описал этих посланников и пророков высочайшими качествами и они были известны своими выдающимися особенностями, их так же, как и всех людей, постигает голод, болезнь, они спят, едят, женятся и умирают. Аллах сказал:

«Воистину, ты смертен, и они смертны » (39, «Аз-зумар»: 30).

Он также сказал:

«Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство » (13, «Ар-ра’д»: 38).

А иногда их подвергают гонениям, убивают одних и изгоняют из своей земли других. Аллах Всевышний сказал:

«Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов » (8, «Анфаль»: 30).

Но конечный итог, победа и сила в этой и будущей жизни остаются за ними. Аллах в Коране сказал:

«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему » (22, «Аль-хаджж»: 40).

Он также сказал:

«Аллах предписал: «Победу непременно одержим Я и Мои посланники!» Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный » (58, «Муджадила»: 21).

О Всевышний Аллах, помоги нам быть на пути Твоих посланников и пророков. Амин.

В следующей статье этой серии, с позволения Аллаха, мы затронем тему пророческих знамений.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

По книге Мухаммада Ас-Сухейма
«Ислам: его основы и принципы»
Перевод и редакция редколлегии сайта
«Почему Ислам?» — .

  • См.: «Тафсиру аль-Кур’ан аль-Азым», Абуль-Фида Исмаил ибн Касир аль-Кураши, том 4-й, стр. 64.
  • См.: «Лавами’ аль-Анвар», Мухаммад Ас-Саффарийни, 2-й том, стр. 265-305 и «Ислам», Ахмад Шалаби, стр. 114.

Что же такое пророчество? Как понимать пророчество?
Все ли пророчества сбываются? Может ли Господь отменить пророчество?
Всё это очень важные вопросы и мы попробуем разобраться в них.
Эти вопросы приобретают, в настоящее время, особую актуальность, поскольку многим людям будут даны пророчества от Духа Божьего, об их призвании и их судьбе. Возможно и к вам, уважаемые посетители сайта, будут обращены слова Господа, через кого то, из Божьих служителей и вы поймёте то, что к вам обращается Господь и указывает вам ваш путь и вашу судьбу.
И что здесь важно уразуметь? Очень важно понять то, что пророчество это план для вашей жизни, или жизни народа, который Господь желает.чтобы вы, или же народ, реализовали в этой своей жизни. Но это ещё не значит то, что он будет реализован. И многие Божьи служители не смогли реализовать план, данный Господом, для их жизни, не смогли реализовать пророчество, данное им когда то. Многие служители просто ждали того момента, когда всё свершится, предназначенное им и предсказанное пророческими словами. Но время шло, а ничего не свершалось, потому что они ничего не делали для свершения пророческих слов. Господь, просто напросто, отменял это пророчество! И люди так и не поняли того, что пророчество, во многих случаях, это рубеж, который нужно взять!
Пророчества, как вы уже поняли, в большинстве своём, условны, то есть они сбываются при определённых обстоятельствах. И эти обстоятельства всегда субъективного характера. Хотя, несомненно, есть пророчества, которые сбываются и сбудутся независимо от воли и желания людей. То есть, есть пророчества, на которые субъективный фактор не действует. Например: пророчество о втором пришествии Господа. Оно состоится независимо от того, как будут развиваться события на Земле до конца дней.
Но есть пророчества, которые могут быть изменены. Таковые пророчества, предупреждающего характера, и они даются Господом для того, чтобы люди, что то изменили в своей жизни, из за угрозы свершения наказания от Господа., о котором и предупреждает пророчество. Примеров подтверждающих эту истину в Слове Божьем достаточно. И пророчество о Ниневии, о её поражении и отмена этого пророчества, и пророчество Езекии о том, что он умрёт и отмена этого пророчества и есть ещё немало примеров и в Слове Божьем и описании жизни святых людей, о предвозвещении Господом о чём то и последующая отмена предвозвещаемого.
Например: пророчества о Руси. Эти пророчества произносились святыми людьми, которые, в настоящее время, канонизированы и причислены к лику святых. Эти пророчества были разными, в разные времена. Например: пророчества о том, что Россия будет захвачена Китаем и от России останется только её центральная часть. С другой стороны, чрез святых было открыто то, что Россия распространит своё духовное влияние по всему миру и слава России будет чрезвычайной. Также о власти антихриста. Чрез одних вещалось о том, что он покорит, практически, весь мир. Чрез других - то, что Россия не покорится власти антипода Христа.
Как же это понимать? Что святые люди заблуждались? Или говорили от своего духа, выдавая свои мысли за Божьи откровения? Нет, не совсем так! Хотя, конечно, были и ошибки и в святых людей. Как говорил великий святой земли русской, Серафим Саровский, : “Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки”.
Или,слова схимомонахини Нилы:

«…матушка не раз говорила, что Господь может отложить исполнение пророчеств. Многое зависит от нас, верующих, от нашего молитвенного настроя, покаяния, от нашего подвига очищения себя». ().
То есть Господь действительно указывал, чрез святых, о разных вариантах развития грядущих событий в мире, в том числе и в России. Россия, действительно могла оказаться, большей своей территорией, под властью соседнего Китая, действительно, антипод Христа мог распространить своё влияние и на, практически, всю территорию Святой Руси. Но Господь, по милости своей, отменил таковой вариант развития событий. Но эту милость, ведь, нужно было кому то заслужить. И сонму святых, предстоящих пред Господом, и многим верующим людям, населяющим Святую Русь, по молитвах, которых и определил Господь милостивый вариант развития грядущих событий для Святой Руси.
И более того, если сильно возгорелась бы Вера, то Господь вообще бы отменил власть антихриста. То есть, антихрист есть, он рождён, и все служители ада работают на то, что бы всё устроить к его воцарению. Но при сильном возгорании Веры, антихрист так и не взошёл бы на вершину политической и духовной власти. Он метался бы в определённом кругу обстоятельств, не имея решительно никакой возможности вырваться из него. Но для этого нужно очень много молиться, каяться, уничижаться всем народам, в целом и избранному народу Святой Руси, в частности.
Вот сейчас стоит вопрос о грядущем развитии событий для Украины. Вы знаете то, что ожидает народ Украины, если он не возгорится верой и не станет на путь покаяния.
Грядёт диктаторская власть! Молите Господа об её отмене. Лучше народу впасть в руки Бога, чем в руки человеческие. Когда Господь спросил Давида, после согрешения последним, какое он выберет себе наказание.
« … так говорит Господь: три наказания Я предлагаю тебе; выбери одно себе из них, которое свершилось бы над тобой». (2-я царств.24.12).
«… быть ли голоду в стране три месяца, или чтобы ты бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжении трёх дней была моровая язва стране твоей?». (2-я царств.24.13).
И ответил Давид: «… пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на израильтян …. и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек».
(2-я царств.24.14-15).

Поэтому лучше пережить народу Украины калифорнийский грипп, или ещё какую то чуму, нежели диктаторскую власть, одержимых духом князя этого мира, людей. Потому, что в первом случае, вы можете попасть под власть людей, которые прекрасно знают анатомию и физиологию человеческого организма, и они эти знания используют с той целью, чтобы излечить вас, в крайнем случае, чтобы уменьшить ваши страдания и вашу боль. Во втором же случае, вы можете попасть под власть людей, также прекрасно знающих анатомию и физиологию человеческого организма, но эти знания они используют для того, чтобы как раз наоборот - причинить вам как можно больше боли и страданий. Что же предпочтительней?
Но это мы все приводили примеры пророчеств - предупреждений, которые отменялись Господом. Но возможен и обратный момент! Это благоприятные пророчества, которые отменялись Господом и давались другие пророчества, пророчества о наказании и взыскании.
Возьмём для примера жизненную историю первого царя израильского народа Саула. Избранный Господом, Саул был примерным человеком. Он сам пророчествовал и ему пророчествовали пророки израильского народа. (1 я Царств 10. 5- 10.10). О чём были эти пророчества? О падении Саула и отступлении от Господа и враждебном отношении Саула к Божьим служителям? Нет! Как видится, эти пророчества Саулу были о его превосходящем, высоком, жизненном пути и примерном служении Господу. Вот о чём были эти пророчества. Но … ..
Но Саул начал колебаться, в верности служения Господу, начал допускать своеволие. И тогда Господь, через Самуила и других Божьих людей, начал предупреждать Саула о том, что всё это приведёт Саула к падению, озлоблению и отступлению от Господа. Так оно и случилось!
Господь, видя то, как Саул сходит с истинного пути, сказал Самуилу:
«Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил». (1-я Царств 15. 11).
Господь отменил все предыдущие пророчества о Сауле и определил для него другой удел в жизни, и указал на него Саулу новыми пророчествами.
В одном из предыдущих своих сообщений, я сравнивал В.Ющенка с Саулом, а В.Януковича с Давидом. И продолжая развивать это сравнение, можно отметить то, что В.Ющенко, как тот же Саул, плана Божьего, для своей жизни, не исполнил.
Единственный верный выход для Ющенка это отречение от власти. Таковой была и есть воля Господа, для лидера Помаранчевой революции. И все послереволюционные годы Дух Святой работал с Ющенком, побуждая его, посредством совести, к покаянным мыслям, которые должны бы были стать руководством к действию. И это действие - уход от власти. Но В.Ющенко этого не сделал и скорее всего уже не сделает. А в этом был Божий план для его жизни - он должен бы был стать благочестивым примером для всех революционеров, в совершении покаяния и осмысления греховности революционных действий. И этот пример, во многом, послужил бы для свершения спасения украинского народа. И этот шаг был бы благословением для Ющенка.
Но он не поступил так, как должен бы был поступить раб своей совести.. А быть рабом своей совести, это значит быть рабом Божьим!
О том, что В.Ющенко нужно будет отречечся от престола, я впервые написал во время Помаранчевой революции. Когда полмиллиона людей на Майдане скандировали «Ющенко! Так!», Господь мне открыл тогда то, что власть лидера революции закончится полным фиаско, и ему нужно будет отречься от престола, как и сделал бы всякий порядочный человек. Писать и говорить тогда, об этом, было полным безумием, в глазах мирского обывателя! Тем более здесь, на Западе Украины, где я и живу. Тогда, во время революции, никто о провале и бесславном уходе В.Ющенко не писал.
Что мы можем констатировать сегодня? Действительно В. Ющенко имеет самый низкий рейтинг, из всех действующих президентов Европы и СНГ. Это полный провал его властвования! Все объективные условия для его отставки полностью свершились с абсолютной точностью. И выход из этой ситуации один - отставка! Но есть ещё субъективный фактор.
Б.Ельцин, имея намного больший уровень поддержки в обществе, так и сделал, в своё время и заслужил тем самым, уважение и любовь своего народа, потому что все поняли то, что Б.Ельцин интересы страны ставит выше своих амбиций и эгоистических желаний. Так что пример для подражания есть. И пример очень яркий!
«Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил» - так сказал Господь.
Эти слова в, какой то мере, характеризуют ситуацию и с В.Ющенком.

Время идёт особое! Время последнего дождя! Время откровений и пророчеств, которые будут даны многим людям. Молите Господа, что бы лично и к вам было сказано слово от Господа в назидание, утешение, или предупреждение и вы используйте это слово, как руководство к действию и тогда свершится многое из предвозвещенного вам.
что такое пророчество, Жалею, что поставил Я Саула царём, о отставке Ющенко

Несколько людей обустроили себе пещерку в Пензенской области и переехали в нее жить. Это событие взволновало чуть ли не всю страну.

Хотя, казалось бы, что тут такого? Разве люди не имеют права жить там, где им хочется? В конце концов, немало людей у нас в стране имеют и худшие жилища.

Конечно, понятна тревога за детей, для которых подземелье - явно не лучшее место для жизни. Однако по сравнению с некоторыми детдомами, может быть, и не худшее. Опять же, можно вспомнить целое послевоенное поколение, выросшее в землянках.

Говорят, что люди решились на перемену места жительства, доверившись словам человека, которого они уважают. И многих это ужасает, хотя, строго говоря, ничего противозаконного в этом нет. Всем нам доводилось совершать какие-то действия под влиянием советов людей, которым мы доверяем.

Иными словами, в том, что люди решили переселиться в пещерку, никакой трагедии нет.

Трагедия заключается совсем в другом - в том, что они впали в прелесть. То есть в состояние духовного заблуждения, которое грозит им вечной гибелью, если они не откажутся от него.

Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), «прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его… Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти» (О прелести, 1).

Выражается прелесть в данном случае, во-первых, в том, что они, называя себя православными христианами, доверились лжепророчеству их лидера, назначившего конец света на март 2008 года, и отвергли тем самым Христа, сказавшего: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36); и в другой раз: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).

А во-вторых, это проявилось в обещании «пензенских сидельцев» покончить собой, если их попытаются из этой пещеры эвакуировать. Любой православный христианин знает, что самоубийство - тягчайший из грехов, оскорбление Божиего дара. И то, что для этих людей проще совершить грех против Бога, чем отказаться исполнять волю их руководителя, означает, что они подпадают под слово Господне: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17: 5).

«Пензенские сидельцы» сказали: «Если мы отсюда выйдем, то духовно погибнем», хотя в действительности все обстоит прямо противоположным образом.

Люди прельстились, доверившись лжепророку. И в этом суть. Если бы они не залезали в пещеру, никто бы на это и не обратил внимания. Хотя трагедия осталась бы той же.

Некоторые высказывали мысль, будто бы в трагедии этих людей виновата Церковь. Мол, если бы была на приходах нормальная катехизация, да если бы священники были ближе к пастве, да если бы архиереи больше уделяли внимания проповеди и просвещению, то никто бы из этих людей не поверил лжепророчествам Петра Кузнецова, да и сам он, быть может, не стал бы лжепророчествовать.

Мысль эта совершенно нелепа. Конечно, все перечисленное нужно делать, но даже если бы у нас была идеальная катехизация и все священники были, как святой Иоанн Кронштадтский, а все архиереи - как святитель Иоанн Златоуст, то и тогда будут прельщенные диаволом люди. Были они и при обоих указанных святых мужах, равно как и во все времена существования Церкви.

Ибо прелесть - это реальность духовной брани, на которой подвизающиеся бывают не только победителями, но и побежденными. И через лжепророчества диавол вовлекает в прелесть особенно часто.

И Сам Господь предупреждал нас: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24: 11); «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 15).

Также и апостол Иоанн говорил: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1).

В свете этих событий кажется не лишним поговорить о том, что такое дар пророчества и как отличить истинное пророчество от ложного.

Что такое пророчество

Пророчество - это особенный дар от Бога. Пророк возвещает будущее. И это - доказательство его истинной связи с Богом. Как мы знаем, время - принадлежность нашего сотворенного мира. Мы все существуем во времени, воспринимая настоящее, прошлое и будущее. То, что в действительности произойдет, - нам не известно. Точно знает это лишь Тот, Кто находится вне времени и для Кого ясно видно и наше прошлое и настоящее, и будущее. А вне времени и мира находится лишь Тот, Кто сотворил мир и время - Бог. И тем, кто находится в непосредственном общении с Ним, то есть пророкам, Он из своего божественного знания открывает грядущее.

Именно по этому признаку в Библии предписывается отличать ложного пророка от истинного: «И сказал Господь… пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор. 18: 17, 20-22).

Любой из читателей может произнести формальное «пророчество». Например, он скажет: завтра я напишу письмо и, действительно, на следующий день напишет. Но мы прекрасно понимаем, что это не имеет никакого отношения к настоящему пророчеству. Ибо реального будущего он не знает, и завтра вполне может случиться нечто такое, что нам станет совсем не до письма.

Кстати, по этому же принципу «работают» лжепророки и гадалки, равно как и диавол, вещающий через них, - частью прогноз, а частью план наших собственных действий. Но и диавол не знает будущего, он так же, как сотворенное существо, находится «внутри» времени. Именно потому диавольские предсказания, как и людские прогнозы, всегда даются на короткосрочную перспективу. И это понятно. Легко сказать: завтра напишу письмо и написать. А вот сказать: через год напишу письмо - и сделать это, уже сложнее. Вероятность исполнения даже собственного плана становится намного меньше. А сказать: через тридцать лет напишу письмо?.. Да будем ли мы живы к тому времени? А сказать: через сто лет мой потомок напишет такое-то письмо?.. Ну, тут всякий махнет рукой, сочтя за чистую выдумку.

Можно, конечно, на манер Нострадамуса, пуститься в туманное словоплетение: «Пройдет время и великий царь напишет письмо другому царю», и под такое «пророчество» и 500 лет спустя досужие зеваки смогут подводить постфактум события своего времени: вот, направил президент Буш письмо президенту Саркози, поздравляя со вступлением в должность - значит, исполнилось древнее предсказание!

Таких мутных «пророчеств» каждый желающий может написать с десяток за пару минут. И все понимают, что никакого отношения к настоящему знанию будущего все они не имеют.

А вот в Библии существуют конкретные пророчества, детально сбывшиеся спустя столетия после того, как они были произнесены и записаны. И это одно из свидетельств ее божественного происхождения.

Наиболее важным и ярким примером являются ветхозаветные пророчества о страданиях и смерти Христа.

Сам факт: «предан смерти будет Христос» (Дан. 9: 26) и цель его: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 5). Предательство от друга так предречено: «Человек мирный со Мною, на которого Я полагался, ел хлеб Мой, поднял на Меня пяту» (Пс. 40: 10); даже называет пророк цену: «и скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою… и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» (Зах. 11: 12).

Ложные обвинения: «восстали на Меня свидетели лживые и дышат злобою» (Пс. 26: 12), молчание перед обвинителями: «а Я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» (Пс. 37: 14); насмешки и издевательства: «все, видящие Меня, ругаются надо Мною; говорят устами своими, кивая головою: “Он уповал на Господа, - пусть избавит Его, если Он угоден Ему”» (Пс. 21: 8-9); бичевание, избиение и оплевание: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты (щеки) Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругания и оплевания» (Ис. 50: 6) и у Михея - тростью будут бить по щеке Судью Израилева (см.: Мих. 5: 1).

Распятие: «псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 21: 17); «и дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс. 68: 22); «делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21: 19), «можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище» (Пс. 21: 18), «за любовь Мою враждуют они на Меня, а Я молюсь» (Пс. 108: 4): «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?» (Пс. 21: 2).

Смерть со злодеями: «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен» (Ис. 53: 12), засвидетельствованная солнечным затмением: «солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой» (Иоил. 3: 15); пронзение сердца и скорбь учеников: «и сердце Мое уязвлено во Мне» (Пс. 108: 22), «воззрят на Того, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12: 10); погребение у богатого: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53: 9).

Можно взять Евангелие и сравнить с тем, что произошло на Голгофе.

С пришествием Христа исполнились пророчества, касающиеся Его, но не все, потому как часть ветхозаветных пророчеств о Мессии относится к Его второму, славному пришествию, которое свершится перед концом мира. И Сам Господь наш Иисус Христос произносил предсказания и о судьбе Иерусалима - его завоевании римскими войсками, и о других событиях.

Например, одна женщина с алавастровым сосудом возлила благовоние на главу Иисуса, и когда апостолы вознегодовали о напрасной трате столь драгоценного благовония, то услышали: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26: 13). Эти слова содержатся в манускрипте p-64, датируемом II веком по Р.Х., когда христианство еще представляло гонимую и очень небольшую по численности группу, так что по всем людским меркам не было никакой гарантии того, что их Писание вообще сохранится, не говоря уже о том, чтобы быть проповеданным во всем мире. Тем более если вспомнить, как в начале IV века император Диоклетиан постановил по всей Римской империи изымать и уничтожать христианские книги. Он действительно намеревался покончить с христианством: «Да погибнет имя христиан», - так было написано в его указе. И однако же мы все свидетели, что слово Господа Иисуса Христа сбылось в точности, во всех деталях, причем уже много столетий спустя - когда были открыты все части света на Земле.

И теперь Библия является самой распространенной книгой в мире, ее читают на всех пяти континентах, она переведена на 2426 языков, издана общим тиражом около 6 миллиардов экземпляров, и везде, где читается Евангелие, вспоминается и женщина с алавастровым сосудом. Конкретный пример точного пророчества, которое не записано задним числом, но есть в рукописях, более древних, чем исполнение его, и в этом точном исполнении может убедиться любой.

Примеры истинных пророчеств мы находим и в книге Деяний, и в апостольских посланиях, наконец, в Новом Завете есть и целиком пророческая книга - Апокалипсис, которая вся состоит из пророчеств о грядущих событиях.

Можно указать пример и из Ветхого завета. Пророк Исайя предрекает: «и Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем…» (Ис. 13: 19-22). Во время произнесения пророчества - в VIII веке до Р. Х. - эти слова казались невероятными: Вавилон, стоявший к тому времени уже полторы тысячи лет, находился в расцвете.

Но в VI веке до Р.Х. город был захвачен и частично разрушен войсками персидского царя Кира. В IV веке до Р.Х. Вавилоном овладел Александр Македонский, который решил возродить хиреющее поселение, восстановить главный языческий храм и сделать Вавилон столицей своего царства. Однако сразу после этого решения великий полководец заболел и умер - раньше, чем даже были разобраны развалины. К I в. по Р.Х. полностью исполняется пророчество: в 116 году по Р.Х. проезжавший мимо император Траян застал здесь «лишь курганы и легенды о них».

Александр Македонский был не единственным правителем, который попытался оспорить пророчество. В конце 1980-х годов лидер Ирака Саддам Хусейн приказал подготовить проект возрождения Вавилона. Он хотел устроить здесь город с гостиницами и увеселительными заведениями, превратив его в крупнейший туристический центр Ближнего Востока. Первые работы начались в 1991 году… и в нем закончились. Из-за «Бури в пустыне». Хусейн тоже не смог воплотит свой проект в жизнь. Так мы видим буквальное исполнение слова Божия на протяжение тысяч лет, в том числе и в наше время.

Кто становится пророком?

Пророчествовать позволено тем благочестивым людям, которые сподобились от Бога дара пророчества. Как говорил апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 8-11).

В ранней Церкви было сугубое излияние даров Божиих - ибо первым христианам приходилось особенно тяжело, как и любому первопроходцу. Следующим поколениям христиан уже было во многом легче, да и духовно трудиться люди стали все меньше, а где меньше духовных трудов, там, естественно, меньше и духовных плодов. Однако дар пророчества, как и другие дары Божии, никогда не отходил от Православной Церкви, есть он и сейчас.

Пророчество - это экстраординарный дар. Вполне естественно, что сподобляются его те, кто принимает на себя экстраординарные духовные подвиги. Подвиг монашества или юродства Христа ради - как раз из таких, поэтому даже по житиям святых мы можем заметить, что среди преподобных и блаженных чаще встречается этот дар, чем среди мирян, прославленных в чине праведников.

Что касается того, как отличить подлинное пророчество от ложного, то один библейский критерий очевиден, мы его уже упомянули: сбывается ли пророчество? Вот, к примеру, порою некоторые люди, считающие себя православными, распространяют разные слухи: «Такой-то “старец” предрек, что тогда-то будет такой-то катаклизм». И вот приходит назначенное время, а никакого катаклизма нет. И тогда эти люди, чтобы оправдать конфуз, говорят: «Старец отмолил» - или еще что-то в том же духе. Но Писание нас учит другому: если кто-то предсказал, и не сбылось - то это лжепророк, достойный не почитания, а смерти. И те, кто передавали эти лжепророчества, должны покаяться как сеющие обман и ложь, вводящие соблазн. Поступят ли так «пензенские сидельцы» после мая 2008 года? Очень сомнительно.

Второй критерий, который предлагает нам Священное Писание, содержится у апостола Павла: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Так что если какое-либо пророчество противоречит Писанию и вере Церкви, то можно даже и не ждать: это уже заведомо слово не от Бога.

И здесь «пензенские сидельцы», если бы действительно были православными христианами, могли бы даже и не ждать мая 2008 года, поскольку сам факт назначения Петром Кузнецовым даты «конца света» противоречит учению Христову, переданному апостолами.

Но люди, увы, очень падки на всякого рода пророчества. Страсть ко всяческого рода предсказаниям так же, как и страсть к чудесам, - признак нездоровья духовной жизни человека.

«Желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать много сверх сил своих - это суть искушения духовные» (преподобный Исаак Сирин. Слово 79).

Почему человеку недостаточно тех пророчеств, которые содержатся в Писании, и он начинает искать другие? Потому что хочет узнать заранее, что ждет именно его и людей его местности, дабы вовремя подсуетиться: если предсказывают землетрясение - то выехать из города, если предсказывают пришествие антихриста - то заранее бежать в горы, леса или, на худой конец, в пензенскую пещеру и там, как в бункере, «переждать апокалипсис». Как гласит русская пословица, «знал бы где упаду, соломки бы подстелил». Вот и здесь то же самое желание заранее «соломки подстелить». Разумеется, проистекает это все от маловерия и от нежелания принимать волю Божию.

Настоящий христианин доверяет Богу, как дитя отцу, и не боится будущего, ибо знает, что Господь попустит совершиться только тому, что полезно, и всегда будет рядом и что Он силен избавить от любой беды лучше, чем кто бы то ни было другой. Тот же, кто желает «соломки подстелить», показывает, что больше надеется на свои действия, от Бога ему нужна только информация о будущем. Это серьезное заблуждение, и Господь предостерегал от увлечения изысканиями будущего - «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).

Какого рода пророчествам можно доверять?

Верить нужно всем пророчествам Библии. При этом нужно также помнить слова апостольские: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Пет. 1: 20). Поэтому 19 правилом VI Вселенского Собора всем христианам предписывается толковать Библию «не иначе, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях». Так что пророчества Писания в толковании святых отцов Церкви - то есть прославленных ею великих учителей - и есть то, чему мы всецело должны доверять.

Что касается предсказаний, приписываемых различным святым, то к ним следует относиться с предельной осторожностью. Подавляющее большинство популярных ныне предсказаний святых дошли до нас в пересказе других лиц. Прежде чем доверять, стоит выяснить: не допущено ли при пересказах ошибок или даже прямых подлогов? К сожалению, такое нередко случается. Уже давно известно, например, что далеко не все, что приписывается преподобному Серафиму Саровскому, действительно изрекал старец, в особенности это касается пророчеств. А еще в 1908 году последователи секты иоаннитов распространяли лжепророчества от имени святого Иоанна Кронштадтского о том, что якобы в 1910 году случится конец света. Да мы и на примере современных нам старцев видим такие печальные явления, когда люди начинают говорить от их имени собственные выдумки. То же, увы, бывало и в древности, как Господь свидетельствовал пророку Иеремии: «Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14: 14).

Однако когда предсказание содержится в достоверном сочинении святого, внимание оказать ему должно. Например, многие люди свидетельствовали, что предсказания святого Косьмы Этолийского в точности исполнились. Известны также достоверные свидетельства о прижизненных предсказаниях святого Иоанна Кронштадтского частным лицам, которые сбывались.

Мне вспоминается пророчество преподобного Антония Великого о временах, «когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него, и будут говорить: “Ты безумствуешь”, - потому что он не подобен им». Именно во второй половине ХХ века произошло всеобщее размывание традиционных нравственных ценностей, которые оставались таковыми от времен преподобного Антония до времен наших дедов, - таких, как брак, семья, верность, дом, труд, дети, нелицемерная вера, самопожертвование. И теперь человек, который их искренне в своей жизни воплощает, воспринимается современным «просвещенным» обществом как сумасшедший, изгой. Обычное дело, когда обыватели называют воцерковленного человека этим словом - только за то, что он не подобен им.

На мой взгляд, это пример исполнившегося пророчества, изреченного святым отцом за столетия до того. Есть, конечно, и другие примеры.

Однако нужно иметь в виду, что некоторые святые высказывали свои предположения о будущем не как пророчества, полученные ими непосредственно от Господа, а именно как собственные размышления.

А в особенности осторожным нужно быть относительно «пророчеств», циркулирующих в народной среде, приписываемых неопределенным старцам или даже каким-то конкретным нашим современникам. Приведу лишь один пример: как-то на Афон приехал в паломничество один румынский монах. И ему приснился сон, что в России - землетрясение. Наутро он рассказал про свой сон бывшим в том же монастыре русским паломникам. Те сообщили своим знакомым, те - еще кому-то, в итоге спустя месяц уже тысячи русских людей услышали о том, что, якобы, «афонские старцы предсказали, что такого-то числа (называлась конкретная дата) в России будет страшное землетрясение». Сотни людей поддались массовому психозу, бросая дела, уезжая, вывозя имущество… Разумеется, никакого землетрясения не случилось.

Можно вспомнить и более печальный случай: незадолго перед падением Константинополя среди греческого народа распространялись лжепророчества о том, что, якобы, когда турки ворвутся в город, то дойдут только до храма Святой Софии, откуда выйдет ангел и начнет их поражать и всех уничтожит. Поэтому во время штурма некоторые воины оставляли свои позиции и других подбивали на то, чтобы бежать в храм, где скопилось множество народу. И когда турки вошли в город и прошли беспрепятственно в храм, то стали вязать этих людей, разбирая себе в рабов, как овец. Так суеверие во лжепророчества поспособствовало гибели города и всей Византийской империи.

Кроме того, лжепророчества известны и как эффективный способ завлекать людей в секты, в том числе маскирующиеся под Православие, что мы и имеем в случае «пензенских сидельцев».

В заключение хочется напомнить слова Того, Кому на страшном суде скажут лжепророки: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?» - и услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22, 23); «Я Господь… Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью, Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников» (Ис. 44: 24-26).

Церковь несет пророческую миссию в современном мире. Пророчество указано в качестве одного из основных признаков исполнения Святым Духом (см.: Деян 2:16–18). Апостол Павел говорит, что Церковь созидается через пророчество (см.: 1 Кор 14:4), и утверждает, что все верующие призваны пророчествовать (см.: 1 Кор 14:5; 31). Согласно Новому Завету, пророчество не исключительное явление, а норма церковной жизни. Попробуем разобраться, что же такое пророчество.

Пророчество часто путают с предсказанием будущего. Но с точки зрения Писания смысл пророческого служения в том, чтобы та или иная ситуация могла открыться людям в небесной перспективе. Иными словами, в пророчестве нам открывается то, как Бог смотрит на происходящие события.

Приведу пример: во времена пророка Осии Израиль, Северное царство, переживает свой расцвет. В царствование Иеровоама II территория Северного царства достигает наибольшего размера. Экономика растет, уровень материального достатка народа приближается к своей высшей точке. Вот одно из свидетельств: «…Ефрем говорит: “однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом”» (Ос 12:8). С практической точки зрения можно было бы сказать, что Господь благословляет Свой народ, что именно в это время Израиль испытывает особое благословение. Но пророк утверждает прямо противоположное: «Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего…» (Ос 9:1).

Когда в пророчестве открывается точка зрения Всевышнего, то к людям приходит понимание и того, к каким результатам приводит та или иная ситуация. Таким образом, в пророчестве есть и элемент предсказания будущего, но, повторюсь, он не является основным.

Конечно, пророчество далеко не всегда связано с обличением. Апостол Павел пишет об этом так: «тот, кто пророчествует, обращается к людям и помогает их созиданию, дает поддержку и утешение» (1 Кор 14:3; Новый Завет. Радостная Весть / Совр. рус. пер. 2011). Другими словами, пророчество должно укреплять людей в вере, при необходимости - исправлять и направлять, а также приносить утешение и ободрение в трудные времена.

Далеко не всегда пророчество начинается со слов «Так говорит Господь». Мне лично приходилось слышать пророчества во время молитвы, проповеди или даже во время обычной беседы за чашкой чая. Вдруг из самых обычных слов складывается что-то для тебя особенное, и ты понимаешь, что сейчас с тобой говорит Господь. Думаю, многие из читателей испытывали нечто подобное. Это и есть самое настоящее пророчество!

Но мы - люди, и мы можем ошибаться. Потому любое пророчество необходимо проверять. Еще Моисей в Законе требует, чтобы израильтяне проверяли пророков (см., напр.: Вт 13:1–3). В Новом Завете требование испытывать пророчество повторяется: апостол Павел призывает «рассуждать» об услышанном пророчестве (см.: 1 Кор 14:29) и «испытывать» пророчество, принимая только «хорошее» (см.: 1 Фес 5:20–21). Как это делать практически?

Прежде всего мы должны проверять пророчество на его соответствие Писанию. У пророка Исаии по этому поводу сказано так: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис 8:20). Если кто-то говорит, что ваше супружество не от Бога, вам нужно развестись и Господь даст вам другую семью, мы можем абсолютно точно сказать, что такое «пророчество» не от Бога, поскольку в Писании есть требование хранить верность супругам. Бог не противоречит Сам Себе, а потому, если в пророчестве звучит что-то, что не соответствует Слову Божьему, такое «пророчество» можно смело забыть.

Второй критерий имеет смысл применять, если пророчество в принципе соответствует Писанию. Например, человек подходит к вам и говорит, что Бог призывает вас на миссию в Африку. Соответствует ли это Писанию? В целом да, мы призваны нести Благую Весть всем народам. Но должны ли вы лично отправляться на служение в Африку, этого в Библии не написано. Как быть?
Второй критерий - это «внутреннее свидетельство» Святого Духа в наших сердцах.

Я уверен, что каждый человек, знающий Господа, неоднократно переживал такое действие Духа в своем сердце. Слово от Господа сопровождается особым свидетельством, и сердце верующего человека знает, что с ним говорит Господь. Если же этого свидетельства нет, я рекомендую отложить такое пророчество. Возможно, оно предназначалось кому-то другому, а может быть, еще не пришло время.

Наконец, еще одна ступень проверки - это подтверждение церкви. У каждого из нас должны быть люди, с чьей помощью мы можем оценивать свою жизнь. Как правило, это наши духовные лидеры, наставники, а также люди, с которыми мы вместе служим. Хороший пример в этом отношении мы видим в жизни апостола Павла. Он не начинал свое служение (хотя уже знал, что Бог призвал его), пока его призвание не получило подтверждение со стороны лидеров церкви (см.: Деян 13:1–3). Как правило, если пророчество исходит от Бога, то не только в моем сердце будет внутреннее свидетельство, но и те люди, перед кем я держу отчет о своих делах, тоже будут иметь его. И напротив, если у этих людей нет такого подтверждения, это серьезный повод задуматься, насколько верно я понял то, что хочет сказать мне Господь.

Библия - «вернейшее пророческое слово» (2 Пет 1:19). Говоря о последних временах, она призывает нас благовествовать спасение миру. И, опираясь на ее заповеди, мы должны свидетельствовать об этом спасении словами, делами и самой своей жизнью, стремясь воплотить в ней это слово как свидетельство о Боге.