Проповедь в великий четверг.

Страстной четверг.
Почему этот день называется таким именем? «Страсть» - это не новое слово, но в наши дни одно из его значений позабыто: «...страдание, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особенно в значении подвига, сознательное принятие на себя тяготы, мученичества...»(Словарь русского языка, В. Даль, том 4, стр. 336) По другому страсть – это страх, и по современному этот день должен называться «Страшный четверг».Что же страшного случилось в этот день?Евангелие повествует о том, что в этот день Христос с учениками совершали Ветхозаветнюю Пасху. Это была последняя вечеря Христа здесь на земле, и Он это знал.Он так же в точности до деталей знал что Ему предстоит перенести на следующий день.(Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» довольно точно показывает события тех дней)И поэтому после последней вечери Христос с учениками пошел в Гефсиманский сад, что около Иерусалима, чтобы помолиться Своему Отцу.Евангелист Матфей так описывает это событие: «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.И, отошед немного, пал на лицо Свое, молился и говорил:Отче Мой! Если возможно,да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.»(Матфей 26:36-39) А евангелист Лука добавляет: «...Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.»(Лука 22: 43-44)Почему же такие страдания? Неужели только от ужаса перед физическим истязанием?Нет конечно. Здесь сокрыто нечто большее. Дело в том, что Христос был абсолютно невиновен ни в каких грехах, более того, Он был и есть Сын Божий, Творец всего видимого и невидимого. Он пришел на землю чтобы оказать людям любовь и подарить им жизнь вечную.Он исцелял больных, кормил голодных, воскрешал мертвых и в награду за это получил ужасное истязание и позорную смерть. Его никто не заставлял и Он мог в любой момент получить помощь более чем от двенадцати легионов ангелов(Матфей 26:53), но Он добровольно занял мое и твое место на позорном кресте.Пророк Исаия так говорит об этой заместительной жертве: «...Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни;а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом.Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас.»(Исаия 53:4-7). Для чего Он это сделал? – « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоанн 3:16) Как Библия объясняет православный праздник чистый четверг?

Библия никак не объясняет праздник «Чистый четверг», скорее сам праздник пытается обратить внимание людей на определенные истины Библии. Вообще в Библии нет повеления праздновать Чистый четверг, Страстную пятницу, Сретение Господне… Все эти праздники были установлены церковью позже. Цель установления этих праздников – обратить особое внимание на определенные события из Жизни Христа, для того, чтобы люди могли знать и понимать значение этих событий лично для себя.

Известно из истории, что некоторые праздники преследовали еще одну цель. Дело в том, что когда Христианство пришло на Русь, – Русь была языческой и покланялась своим богам. Соответственно были и свои языческие праздники, которые люди праздновали испокон веков. Так вот, для того, чтобы отвратить людей от празднования языческих праздников, которые несли в себе смысл поклонения языческим богам, было решено заменить языческие праздники христианскими. Соответственно люди продолжали праздновать свои праздники, но была предпринята попытка сменить содержание праздников и повернуть взгляд людей во время празднования в сторону настоящего Бога, – Творца Вселенной. Идея была хорошей, но привела она к не очень хорошим последствиям. В результате таких действий христианство смешалось с язычеством настолько, что люди перестали видеть, где язычество, а где истина Божья. Самый Яркий пример: Праздник всех святых – это праздник поклонения духам и всякой нечестии, его попытались переименовать, но суть заменить не удалось… Люди по прежнему наряжаются во всякую нечисть и получается очень неприглядная картина: Вроде праздник святых, а празднуется будто бы праздник торжества смерти… К этому явлению относятся гадания на определенные праздники, – вроде праздник христианский, а люди совершают языческие обряды… Все это очень печально …

Теперь о сути чистого четверга.

Для начала приведу иллюстрацию: Что такое День победы? День победы – это не праздничный салют и не военный парад и даже не праздничное застолье. День победы – это день, когда была одержана победа над фашистами.

Чистый четверг, – это не помывка в бане или в ванной, это не генеральная уборка в квартире или во дворе. И все это вместе взятое даже не символ чистоты сердца, как этому многие учат. Так какое же послание несет в себе праздник Чистый четверг?

А праздник этот обращает внимание христиан на историю, когда Иисус омыл ноги своим ученикам. Приведу цитату из Библии, которая рассказывает об этом событии: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.» (Иоан.13:3-17)

Этим действием Иисус проиллюстрировал принцип, который Он неоднократно проповедовал своим ученикам: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Матф.20:25-28)

Сегодня люди следуют совершенно другому принципу: «Если хочешь быть больше, ты должен добиться этого любой ценой, – пройдя по головам, переступая через трупы, ты должен забраться повыше! Тогда ты будешь наверху, и другие будут служить тебе.» Это дьявольский принцип власти. В таком случае управление происходит с помощью власти, силы и подавления инакомыслящих и неудобных личностей и даже физического уничтожения соперников. Но Бог учит христиан совершенно другому.

К сожалению, даже церковь имеет в своей истории темные страницы, когда этот принцип Христа был забыт. Это привело к насилию, инквизиции и крестовым походам, насильному крещению людей и обращению в христианство против их воли. Даже христиане пытались насилием установить свою власть. Как не прискорбно говорить об этом, но сегодня многие церкви не далеко ушли от инквизиторов… Несмотря на то, что Иисус учил принципам служения друг другу, продолжает использоваться дьявольская система управления, когда один управляет – а остальные в приказном порядке должны подчиняться… Вдумайтесь в названия «Служитель церкви», «Дьякон» – переводится как «Слуга», «Пастырь», – пастух… Все они несут в себе смысл Добровольного унижения и служения другим. Но, к сожалению, многие «служители» давно уже перестали служить и стали властвовать. Мало того, некоторые церкви, достигая власти на уровне государства, не гнушаются возможностью воспользоваться ей, чтобы уничтожить, задавить всех, кто не думает, так как они. Это утверждение собственной власти за счет унижения и подавления других, – дьявольский принцип.

Иисус учит строить управления по принципу любви. Он говорит, если ты хочешь, чтобы люди тебя слушали, уважали, чтобы ты имел авторитет среди людей, – служи им, будь слугой для них, сделай все, что от тебя зависит, чтобы улучшить их жизнь. В таком случае ты станешь великим в глазах тех людей, которым ты служишь, потому что не слова дают авторитет человеку, но его действия и жизнь. Эту истину люди давно забыли, и не просто забыли, – люди презирают ее! Они говорят, я что раб что ли?! Чего ради я должен ему служить?! Кто он такой?!

Посмотрите, почему чернокожие помнят и чтят Авраама Линкольна? – Потому что он послужил им и отменил рабство. Ни его власть и подвиги заставили людей почитать его, – но забота и внимание к людям.

Нарушая этот принцип, люди разрушают как свои семьи, так и общество в целом. Когда муж в семье силой заставляет ему подчиняться – это дьявольский способ достижения управляющего положения. Но когда Мужчина служит и делает все для своей семьи и для своей любимой, чтобы она была счастлива и с ней вся его семья, – это приводит к тому, что он становится настоящим главой. Его уважают и почитают как самого главного не потому, что он заставил их, - а потому что они захотели так. В этом есть огромная разница!

Иисус помыл ноги ученикам своим, чтобы показать, что Он не пришел их подчинить себе, – но чтобы послужить им и сделать со своей стороны все самое лучшее для них.

Однажды Наполеон, находясь в ссылке, на острове святой Елены, написал: «Я пытался завоевать мир силой и у меня ничего не вышло - но Иисус без войны и армии завоевал его Любовью». Говорят, самый быстрый и самый низкий способ возвысить себя – это опустить и унизить других. Каким методом пользуешься ты?

Иисус не завоевывал мир силой, – он завоевал Его любовью, – именно по этому сегодня на планете более одного миллиарда Его последователей. Их никто не заставлял Ему служить, – они сами захотели, потому что осознали и ощутили Любовь Христа на себе. Иисус своей жизнью проиллюстрировал парадокс: Для того чтобы возвыситься – нужно добровольно унизить себя.

Если сегодня кому-то предложить такой способ достижения высокого положения – он покрутит пальцем у виска, скривится и скажет: «Это не для меня! Ничего глупее не слышал!»

Друг, я спрошу тебя: Веришь ли ты Словам Христа? Он не только сказал, что так нужно делать, – Он показал как это сделать и его жизнь является самым ярким примером применения этого принципа.

Сегодня все хотят, чтобы их уважали, ценили и любили. Друг, Иисус очень конкретно показал, как этого добиться. Он говорит: Хочешь быть большим? – Стань слугой!

Ис 61, 1-3а.6а.8b-9

Дух Господа Бога на Мне,
ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим,
послал Меня исцелять сокрушённых сердцем,
пленным освобождение и узникам открытие темницы,
проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего,
утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе,
что им вместо пепла дастся украшение,
вместо плача - елей радости,
вместо унылого духа - славная одежда.
А вы будете называться священниками Господа,
служителями Бога нашего будут именовать вас.
И воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними;
и будет известно между народами семя их, и потомство их - среди племён;
все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.

Откр 1, 4b-8

Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных.

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Се, грядёт с облаками,
и узрит Его всякое око
и те, которые пронзили Его;
и возрыдают пред Ним все племена земные.
Ей, аминь.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель.

Лк 4, 16-21

И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано:

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим,
и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,
проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение,
отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.

И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

Иисус, зная, что пришёл Его час перейти от этого мира сего к Отцу,
явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
Ин 13, 1

Сколько раз тебе приходилось расставаться!

Сколько раз ты видел, как расстаются люди, которые очень любят друг друга!

Улыбка через силу, прощальные слова, слёзы, фото, подарок на память – чтобы в какой то мере продолжить присутствие в отсутствии.

Сегодня, в Великий Четверг, входя в Триденствие, каждый из нас является свидетелем прощального события, которое произошло между Иисусом а Его учениками. Иисус, будучи Человеком и Богом, знает, что приближается время расставания, и желает оставить Апостолам, а через них – их наследникам и всем верующим совет, который касается жизни и дар, благодаря которому они всегда будут помнить о Нём.

Что делает Иисус? Какой дар и совет оставляет?

Ответы на эти вопросы даёт нам сегодняшняя литургия Слова.

Начнём с совета, который одновременно является для нас примером.

Иисус в Евангелии делает то, что пристало лишь слугам. Он омывает ноги своим ученикам. И конечно, сталкивается с сопротивлением, особенно Петра: как это – Он, Господин и Учитель, хочет им омывать ноги, это недопустимо, не принято. Но Иисус говорит: если хотите иметь част со Мною, Мне надо умыть вам ноги. А после того, говорит им: «Знаете ли, что Я сделал вам? Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». И как хочется сейчас сказать похожие слова Иисуса о Евхаристии: «Это совершайте в память обо Мне!»

Иисус даёт им и нам пример и завещание бескорыстной любви в службе другому человеку, независимо от того, кем он является, и сможет ли он отдать тебе взаимно.

Это завещание Иисус вручает Апостолам, как призвание и миссию, а через них всему миру и каждому из нас. Да любите друг друга, как я возлюбил вас! Да любите не только на словах, но прежде всего в делах. Ибо, если хотите совершать в память обо Мне, и если хотите иметь часть со Мною, вам надо подставить свои ноги, дабы вам служили, и омывать ноги другим, дабы вы им служили. Всё это для того, чтобы мы заметили силу любви, которая не возвышается, но унижается, дабы мы почувствовали, как служение укрепляет единство и любовь. И только тогда она будет чистой, искренней и верной до конца!

Этот пример и то, что сделал Иисус, вас не восхищает? Но, не думайте, что это всё! Давайте посмотрим, чем Он нас одарил.

Книга Исхода, отрывок из которой мы слышали сегодня, приближает к нам историю освобождения Богом избранного Им народа, который находится в Египте, живёт в рабстве и нищете. Хотя Бог освободил их силой мышцы своей, но сделал это видимым для человека образом, пользуясь обрядом из жизни человека. Каждая семья должна зарезать агнца и его кровью помазать косяк дверей своего дома, съесть его, и быть готовым отправиться в путь. Агнец стал пищей, а его кровь – знаком для Ангела Смерти, который в ту ночь шёл через Египет, убивая всё первородное.

Для Египтян употреблённый Евреями агнец и его кровь стали поражением, а для Избранного Народа – освобождением и радостью, ведущей к свободе. Евреи ежегодно воспоминали это освобождение торжеством Пасхи.

И эту ветхозаветную еврейскую Пасху совершает Иисус со Своими учениками, но делает её совсем новой дополняя её на кресте. Он, через свою смерть и кровь, пролитую на кресте, будет для всех верующих в Него Новым Агнцем, ведущим не как первый – к политической свободе, но к свободе от тления смерти, силы греха и сатаны; к свободе, которая через воскресение открывает нам двери Новой Земли в Царстве Его Отца. Как не назвать это наивеличайщим даром, которым Бог одарил Тебя, меня и человечество?

Вот, Иисус взял хлеб и вино и говорит слова, которые во время каждой Святой Евхаристии повторяет священник над хлебом и над чашей вина: «Примите и вкусите, ибо это есть тело Моё… Примите и пейте, ибо это есть чаша крови Моей… Это совершайте в память обо мне.

Ибо, едущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

А на следующий день, как хлеб и вино, взял в свои руки крест и на том кресте отдал жизнь Свою и Себя в руки Отца, за Тебя, за меня и за человечество. Сказанное Им во время Тайной вечери Слово воплотил на кресте.

Воплощайте слова в жизни!

Воплощайте Евхаристию в жизни!

Принимайте Тело и Кровь Иисуса, дабы получит Царство, и иметь часть с Иисусом!

Будьте одно с Иисусом, дабы мы составляли один хлеб и одно Тело через Него!

Иисус оставил нам всё необходимое для этого, и это мы воспоминаем и совершаем сегодня, завтра и всегда, когда стоим у Его алтаря!

Это Его и наша Пасха! Это наше освобождение, которое ведёт нас к полной свободе духа и тела! Аминь.

Другие проповеди этого проповедника
  • Проповедь на праздник День Единства (1969)
  • День Голгофы – это день исполнения Божьего плана спасения
  • 8-я Заповедь - Не кради
  • Божий план спасения. Закон - детоводитель ко Христу.
  • 5-я беседа о пришествии Иисуса Христа
  • Падение Давида
  • Молчание Христа
  • Условия исполнения Духом Святым
В вашем браузере отключен JavaScript

От Иоанна, 13 глава

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

1 Коринфянам, гл. 11, ст. 23-32

23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Евангелие

От Матфея, гл.26, ст. 1-20
1
Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;

От Иоанна, гл. 13, ст. 3-17
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

От Матфея, гл. 26, ст. 21-39
21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

От Луки, гл. 22, ст. 43-45
43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

От Матфея, гл. 26, ст. 40 - гл. 27, ст. 2
40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
56 Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Великий Четверг.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В 115 псалме, который знаком каждому христианину, регулярно читающему правило ко Святому Причащению, ветхозаветный пророк, царь и поэт Давид говорит: “Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову...” (Пс.115,3-4). Когда-то, в давние ветхозаветные времена, Бог повелел народу Своему в знак памяти и благодарности за избавление от египетского плена совершать праздник Пейсах – Пасху, то есть “переход”, избавление от рабства египетского, переход в свободную жизнь. И вот на пасхальной трапезе в каждой семье, в каждом доме выпивались три чаши вина: чаша горечи в память о горьких годах рабства, чаша веселия в воспоминание о чудесном избавлении от горестной работы фараону и чаша благодарения Господу за великие Его благодеяния.

Как поэт, Давид призывает свой народ благодарить Господа не только во время пасхальной трапезы, но и всегда, постоянно, за каждой трапезой призывая имя Господне и воздавая хвалу Ему. Как пророк, он непостижимым образом предсказывает установление Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии, или Причащения, на Тайной Вечери накануне Своих страданий и крестной смерти.

Таким образом, и самый переход народа Божия по дну Красного моря “немокренными стопами” и спасение людей от яростных преследователей “колесницегонителя фараона” есть, прежде всего, прообраз, предсказание о тех невероятных событиях, которые через две тысячи лет после избавления от египетского плена произойдут на земле Израиля. События эти каждому из нас известны, о них мы за каждой литургией поём в Символе веры: “…нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.”

Сын Божий вочеловечился, принял на Себя бренную человеческую плоть только для того, чтобы каждый сын человеческий получил возможность обожения, соединения с Богом, возвращения в рай. И Господь Иисус Христос перед крестными Своими страданиями рассказывает ученикам, а вместе с ними и нам всем, потому что мы тоже ученики Христовы, – каким образом можно достигнуть обожения, что нужно делать для того, чтобы соединиться со Христом не только мысленно, душевно, но сущностно, то есть всем существом своим. Как и предсказывал в своё время, сам того не подозревая, царь и пророк Давид в своём 115 псалме, Господь призывает нас приобщиться Чаши. Он произносит слова, которые вот уже две тысячи лет Церковь повторяет за каждой литургией: “Пейте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.”

Итак, чтобы соединиться с Господом, чтобы спастись, чтобы наследовать Жизнь Вечную, нужно причащаться от этой Чаши спасения. И, по слову пророка Давида, чтобы благодарить Господа за все его бесчисленные благодеяния, нужно причаститься всё той же Чаше спасения, а не терять времени в размышлениях, к какой иконе и сколько свечек нужно поставить или какой молебен и какому святому нужно заказать. То есть, конечно, и свечки к иконам ставить необходимо, и святым молебны петь “зело добро есть”, но только тогда всё это имеет смысл, когда совершает эти священнодействия христианин, то есть член Церкви Христовой. А таковым именем, в свою очередь, может именоваться только тот, кто действительно исполняет заповедь нашего Спасителя о причащении Его Тела и Крови.

Кто не выполняет этого Завета Христова, тот не христианин, что бы он ни бормотал о том, что он-де крещёный, и что крест на груди носит, и что Бог у него – кто бы мог подумать! – “внутри”. Где внутри? – вот вопрос...

И вместе с тем нужно, конечно, помнить о страшном предупреждении апостола Павла: “Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор.11.27,29,30). Я потому напоминаю вам об этом, что в святые дни Страстной седмицы и особенно сегодня, в Великий Четверг, множество людей, которые сами себя давно от Церкви отлучили, потому что по лени и нерадению не посещают храмы, не молятся за божественной литургией, годами не исповедываются, – такие вот псевдохристиане, уж не знаю почему, решают: “Надо! Давненько я в храме не был. Пойду, причащусь!” И идут, и очень удивляются и даже обижаются, когда священник им на исповеди говорит, что они отпали от Церкви и потому им, прежде чем причащаться, необходимо вернуться в Церковь, постараться вновь стать христианами. А для этого нужно следующее, – не такие уж сложные вещи. Прежде всего – приходить в храм Божий обязательно один раз в неделю, в воскресенье; чаще можно, реже – нельзя. Молиться дома, да не так, как это делает множество духовно умирающих людей, – перекрестят небрежно лоб перед сном, пробормочут: “Прости, Господи!” по привычке и на боковую; молиться дома нужно так, как Церковь велит и духовник советует. И главное – раз, а то и два раза в месяц причащаться Святых Христовых Тайн, предварительно прочитав дома всё немаленькое правило ко Святому Причащению, неделю попостившись, если нет общего поста, и, конечно, после исповеди у духовника.

Мне всегда казалось, что об этом как-то и говорить странно: каждый человек, особенно такой, который считает себя христианином, должен это знать. Куда там! Приносит мать младенца причащать, а он к Церкви не привык, ему страшно, он кричит, батюшку пуще смерти боится, а мать ему, для того чтобы успокоить, нежно так говорит: “Попей, сынок, компотику. Компотик сладенький!” Вот так, буквально. Кровь Христова, на Кресте за нас и грехи наши излитая, – сладкий компотик! Есть ли большее богохульство, совершаемое на глазах у всей Церкви, на глазах у священников? А потом мы спрашиваем, в кого наши дети такими злодеями уродились. И попробуй этой мамаше сказать, что ни она, ни её бедное чадо – уж оно-то ни в чём не виновато – не достойны, не могут причащаться! Что прежде нужно хотя бы попытаться стать христианами. Куда там! Обиды, ненависть, жалобы полетят митрополиту. И понять не хотят, что причащение – в суд и осуждение совершается. В смерть и болезнь, по слову апостола Павла. И священник не по жадности или по скверному характеру не подпускает человека к Чаше, а потому, что боится за него и жалеет его. Ведь Причастие – не орден, не знак отличия, не награда за хорошее поведение. И лишение Причастия – не наказание, не месть за поведение плохое. Иногда – и чаще всего – именно грешнику оно необходимее, нужнее. Никто ведь не пустит за штурвал самолёта пьяного лётчика – это смертельно опасно! Никто ведь не позволит хирургу грязными руками совершать полостную операцию – и это смертельно опасно! Так же опасно и причащаться человеку, который даже не попробовал приготовить свою душу к этому великому Таинству, даже не попробовал очистить, вымыть свою совесть слезами покаяния, которому даже в голову не приходит, что мыть душу раз в год – мало: душа грязью зарастёт.

Мы сегодня собрались в храме для того, чтобы исполнить завет Христов: “Сие творите в Мое воспоминание”. Давайте же вспомним, какой ценой куплена наша жизнь, Чья Кровь была излита “нас ради человек и нашего ради спасения” на Голгофе. Давайте сегодня, вот прямо сейчас ужаснёмся этой Жертве, ужаснёмся своему недостоинству и, причащаясь Святых Христовых Тайн, попросим у Спасителя нашего, чтобы Он оживил наши замёрзшие сердца, наши омертвевшие души. Соделай, Господи, да не в суд и не во осуждение будет нам причащение Святых Твоих Тайн, но во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский