Произведения платонова никита краткое содержание.

Мать рано утром уходила в поле на работу. Отца не было, так как он ушел на фронт и не вернулся. «Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его не было и нет». Поэтому хозяином оставался один Никита, «пяти лет от роду». По дому у него было множество дел. Во-первых, мать ему наказывала не сжечь двор. Во-вторых, он должен был собрать яйца от кур. Также мальчику следовало следить за тем, чтобы чужой петух не заходил во двор и не бил своего петуха. На обед Никита не должен забыть поесть молока с хлебом, что мать оставляла на столе. А вечером она кормила его горячим ужином. «- Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, - говорила мать. - Ты умный теперь, а тут все добро наше - в избе и во дворе». Никита все прекрасно понимал и старался следовать всем указания матери. Он очень хотел, чтобы она быстрее возвращалась. Однажды, оставшись один дома, он обошел всю избу и вышел в сени. Там жужжали большие толстые мухи, в углу посередине паутины дремал паук, а воробей, перескочив через порог, искал себе «зернышко в жилой земле избы». Но их Никита уже хорошо знал, и они ему надоели. «Он хотел теперь узнать то, чего не знал». Поэтому он пошел в темный сарай, который был во дворе. Там стояла пустая бочка. «В ней, наверное, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек, днем он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал». Никита постучал кулаком по бочке, чтобы заставить того, кто спит в бочке, проснуться. Лодырю следовало идти полоть просо, чтобы получить трудодень. И при этом он не должен забывать о том, что ему нечего будет есть зимой. Сначала в ответ Никите была только тишина. Потом там скрипнула деревянная снасть. И мальчик отошел, так как понял, что тамошний житель либо повернулся на бок, либо хотел встать и погнаться за ним. Воображение мальчика рисовало то, каким мог быть житель бочки. «Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки». Недавно у матери пропали ножницы, поэтому Никита решил, что их взял этот житель, чтобы постричь себе бороду. Поэтому Никита сначала тихо попросил его вернуть ножницы, а потом пригрозил, что все равно отец вернется с войны и отберет их. Но в ответ снова была тишина. Далеко за деревней кто-то ухнул. «...Ив бочке тоже ответил ему черным страшным голосом маленький житель: я тут!» Испугавшись, Никита выбежал из сарая и посмотрел на солнце, словно прося у него защиты. «Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом». Такое солнце напомнило Никите умершего дедушку. Он также был ласков и улыбался ему, когда был живой. Поэтому Никита решил, что дедушка стал жить на солнце. За огородом находился колодец в зарослях лопухов и крапивы. Но из него давно не брали воду, так как в колхозе вырыли другой, где была хорошая вода. На дне колодца в зарослях отражались чистое небо и облака. Там, считал Никита, живут маленькие водяные люди. Он видел их облик во сне, но, когда он просыпался, они убегали от него в свой дом, колодец. «Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал». Он крикнул в колодец, обращаясь к тем, кто там живет. Вода замутилась, и кто-то оттуда чавкнул. Никита не мог даже вскрикнуть, так как голос его задрожал. И мальчик решил, что там живет великан и его дети. Тогда он посмотрел на Солнце, назвал его дедушкой и побежал домой.

Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него - живое. В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце - умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути. Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата - его отца, который пришел с фронта. Занимаясь домашними делами папа дал сыну важное задание - выпрямлять гвозди. Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.

Вывод (мое мнение)

В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения. Важна последняя мысль Платонова - труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.

краткий пересказ Платонов Никита

  1. Главная героиня произведения двадцатилетняя девушка Фрося, дочь железнодорожника. Ее муж уехал далеко и надолго. Фрося очень сильно грустит по нему, жизнь теряет для нее всякий смысл, она даже бросает курсы железнодорожной связи и сигнализации. Отец Фроси, Нефед Степанович вышел по возрасту на пенсию, но продолжает скучать по работе. Он каждый день ходит на бугор в полосе отчуждения, плачущими глазами следит за паровозами, тяжко бегущими во главе поездов. Иногда Нефед Степанович со своего высокого места кричит машинистам, указывая на их ошибки в управлении поездами. Вечерами старик возвращается уставший и просит у дочери вазелину натереть натруженные руки. Ежедневные походы старика на бугор заканчиваются тем, что его снова берут на работу в депо. Только теперь он выходит на работу реже, чем до пенсии, лишь тогда, когда требуется заменить заболевшего. Фрося, как правило, сердится на отца, на его постоянную рабочую готовность. Очень часто она выходит на перрон, думая о поезде, который увез ее мужа на Дальний Восток.

    В один из скучных и серых вечеров, гуляя по перрону, Фрося видит железнодорожных рабочих, четырех женщин и мужчину, которые несут совковые лопаты. Фрося вызывается им помочь, чтобы некоторое время забыть свою тоску по мужу. Работая в шлаковой яме, она знакомится с Натальей Буковой. Вместе с нею она получает заработанные деньги идет на танцы в клуб. Там Фросю часто приглашают танцевать, потому что она одна из немногих, кто не стесняется и умеет это делать. Танцуя с диспетчером Фрося часто кладт голову на его грудь, чем вызывает его недоумение. Когда диспетчер интересуется ее именем, Фрося заявляет, что она иностранка по имени Фро, а потом начинает плакать и убегает. Дома Фрося вновь начинает вспоминать мужа Федора и не может найти себе место от тоски по нему. Попытка вернуться на курсы железнодорожной связи не имеет успеха: микрофарады, железные сердечники и гармоники тока бессмысленны без Федора. Фрося все время ждет от него письма, но он ей не пишет. Она устраивается письмоносцем, желая самой первой получать все письма, но от Федора снова нет ни строчки.

    Однажды все же наступает день, о котором она давно мечтала: от Феди приходит телеграмма с адресом его проживания. В эту ночь Фрося не спит, а сочиняет для него ответную телеграмму. Утром она просит отца отнести телеграмму на почту, не читая ее. Старик не слушая, дочери, читает телеграмму. В ней говорится о неожиданно развившемся воспалении легких и возможной скорой смерти Фроси. Через неделю приезжает Федор. Он говорит Фросе, что еще в поезде понял, что телеграмма ложная, но из-за тоски и любви к Фросе все же приехал. Фрося очень рада, она убирает квартиру, а отца просит сходить в депо и узнать, не собираются ли его отправить в рейс. Нефед Степанович уходит. Фрося не расстается с Федором в течение двенадцати дней. На двенадцатый день она просыпается и видит, что Федора и вещей нет.

    На двенадцатый день она просыпается и видит, что Федора и вещей нет. Приходит отец и говорит, что в рейс его не вызывали, все эти дни он жил на вокзале, боясь им помешать. Так же отец добавляет, что на вокзале видел Федора, тот уехал на Дальний Восток и обещал, сделав все дела, вернуться, либо забрать к себе Фросю.

  2. Главный герой пятилетний мальчик Никита, фантазер и выдумщик. Отец у него на фронте, мама работает.Оставаясь один дома, Никита, чтобы не скучать, придумывает, что пень во дворе это вредный человечек, одуванчик это маленький младенец, баня бабушка, солнце дедушка. Еще он думал, что в бочке живет маленький человечек с синей бородой, укравший ножницы, что в норах живут змеи, которые хотели укусить мать во сне, в колодце маленькие человечки, и великан которые хотели выпить у него глаза. Потом возвращается отец с фронта, и они идут вместе работать, плотничать. В гвоздике, который Никита выпрямил сам, он увидел доброго маленького человечка. Отец тогда объяснил Никите, что вс, что делается трудом вс доброе
    1 Нравится Пожаловаться
  3. Пятилетний Никита хозяин в доме. Он живт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте. Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя вс вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге.

    Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он дат выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так:

    Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.

  4. Никита обошел двор. И везде ему видятся люди. В сарае стоит пустая бочка. Никите кажется, что там кто-то живет. Днем он спит, а ночью выходит из бочки, ест и думает. Мальчику захотелось посмотреть на это существо. В это время в бочке что-то скрипнуло. Никита испугался и убежал. Ему померещилось, что существо из бочки хочет погнаться за ним.

    Он посмотрел на солнце, в этот момент не закрытое облаками. Солнышко показалось Никите умершим дедушкой, оно было ласковым и улыбалось, как дед. Мальчик решил, что дедушка живет теперь на солнце. А за огородом, в зарослях крапивы, стоял старый колодец. Там жили, по мнению Никиты, водяные люди, и они хотели выпить его глаза, пока мальчик спал.

    Возле колодца Никите тоже было страшно, особенно, когда там что-то булькнуло. Тогда мальчик побежал к дому. Но у сарая остановился. Там были две норы. Малыш решил, что в норах живут змеи, ночью они выползут и укусят мать. Поэтому он пошел домой, принес хлеб и положил у норок.
    Страх был везде. Старый пень казался Никите человеком с сердитым лицом, стол человеком без рук. Старая баня похожа на бабушку. Но она тоже была сердитая, как и пень. Чужой петух был похож на утонувшего весной пастуха. Колья плетня тоже имели злобные лица. И все эти существа не любили Никиту. Даже изба показалась мальчику чужой теткой, очень сердитой.

  5. Мать рано утром уходила в поле на работу. Отца не было, так как он ушел на фронт и не вернулся. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его не было и нет.
    Поэтому хозяином оставался один Никита, пяти лет от роду. По дому у него было множество дел. Во-первых, мать ему наказывала не сжечь двор. Во-вторых, он должен был собрать яйца от кур. Также мальчику следовало следить за тем, чтобы чужой петух не заходил во двор и не бил своего петуха. На обед Никита не должен забыть поесть молока с хлебом, что мать оставляла на столе. А вечером она кормила его горячим ужином.
    Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, говорила мать. Ты умный теперь, а тут все добро наше в избе и во дворе.
    Никита все прекрасно понимал и старался следовать всем указания матери. Он очень хотел, чтобы она быстрее возвращалась.
    Однажды, оставшись один дома, он обошел всю избу и вышел в сени. Там жужжали большие толстые мухи, в углу посередине паутины дремал паук, а воробей, перескочив через порог, искал себе зернышко в жилой земле избы. Но их Никита уже хорошо знал, и они ему надоели. Он хотел теперь узнать то, чего не знал. Поэтому он пошел в темный сарай, который был во дворе. Там стояла пустая бочка. В ней, наверное, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек, днем он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.
    Никита постучал кулаком по бочке, чтобы заставить того, кто спит в бочке, проснуться. Лодырю следовало идти полоть просо, чтобы получить трудодень. И при этом он не должен забывать о том, что ему нечего будет есть зимой. Сначала в ответ Никите была только тишина. Потом там скрипнула деревянная снасть. И мальчик отошел, так как понял, что тамошний житель либо повернулся на бок, либо хотел встать и погнаться за ним.
    Воображение мальчика рисовало то, каким мог быть житель бочки. Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки.
    Недавно у матери пропали ножницы, поэтому Никита решил, что их взял этот житель, чтобы постричь себе бороду. Поэтому Никита сначала тихо попросил его вернуть ножницы, а потом пригрозил, что все равно отец вернется с войны и отберет их.
    Но в ответ снова была тишина. Далеко за деревней кто-то ухнул. ...Ив бочке тоже ответил ему черным страшным голосом маленький житель: я тут! Испугавшись, Никита выбежал из сарая и посмотрел на солнце, словно прося у него защиты. Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Такое солнце напомнило Никите умершего дедушку. Он также был ласков и улыбался ему, когда был живой. Поэтому Никита решил, что дедушка стал жить на солнце.
    За огородом находился колодец в зарослях лопухов и крапивы. Но из него давно не брали воду, так как в колхозе вырыли другой, где была хорошая вода.
    На дне колодца в зарослях отражались чистое небо и облака. Там, считал Никита, живут маленькие водяные люди. Он видел их облик во сне, но, когда он просыпался, они убегали от него в свой дом, колодец. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал.
    Он крикнул в колодец, обращаясь к тем, кто там живет. Вода замутилась, и кто-то оттуда чавкнул. Никита не мог даже вскрикнуть, так как голос его задрожал. И мальчик решил, что там живет великан и его дети. Тогда он посмотрел на Солнце, назвал его дедушкой и побежал домой. У сарая Никита заметил две земляные норы, в которых тоже жили тайные жители. И он вообразил, что там были змеи. Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет. Поэтому мальчик принес к норам хлеб, чтобы накормить змей и они не приползли ночью.
    На
  6. Рано утром мать Никиты уходила работать в поле, а за хозяйством следил Никита. Отец давно ушл на войну. Никита находясь дома один везде находил маленьких злых человечков в колодце, в бочке. Старый пень в огороде казался ему чьей-то головой. Даже баня казалась ему умершей бабушкой, но он как и во всех в ней видел зло. только солнце которое было похоже на никитиного умершего дедушку было доброе. И в один день вернулся отец Никиты. И они с отцом оставались дома вдвом.
  7. спасибо большое регина
  8. Главный герой пятилетний мальчик Никита, фантазер и выдумщик. Отец у него на фронте, мама работает.Оставаясь один дома, Никита, чтобы не скучать, придумывает, что пень во дворе это вредный человечек, одуванчик это маленький младенец, баня бабушка, солнце дедушка. Еще он думал, что в бочке живет маленький человечек с синей бородой, укравший ножницы, что в норах живут змеи, которые хотели укусить мать во сне, в колодце маленькие человечки, и великан которые хотели выпить у него глаза. Потом возвращается отец с фронта, и они идут вместе работать, плотничать. В гвоздике, который Никита выпрямил сам, он увидел доброго маленького человечка. Отец тогда объяснил Никите, что вс, что делается трудом вс доброе.
  9. спасибо кирилл

Мать рано утром уходила в поле на работу. От­ца не было, так как он ушел на фронт и не вер­нулся. «Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его не было и нет».

Поэтому хозяином оставался один Никита, «пяти лет от роду». По дому у него было множе­ство дел. Во-первых, мать ему наказывала не сжечь двор. Во-вторых, он должен был собрать яйца от кур. Также мальчику следовало следить за тем, чтобы чужой петух не заходил во двор и не бил своего петуха. На обед Никита не должен за­быть поесть молока с хлебом, что мать оставляла на столе. А вечером она кормила его горячим ужином.

«- Не балуй, Никитушка, отца у тебя не­ту, - говорила мать. - Ты умный теперь, а тут все добро наше - в избе и во дворе».

Никита все прекрасно понимал и старался следовать всем указания матери. Он очень хо­тел, чтобы она быстрее возвращалась.

Однажды, оставшись один дома, он обошел всю избу и вышел в сени. Там жужжали боль­шие толстые мухи, в углу посередине паутины дремал паук, а воробей, перескочив через порог, искал себе «зернышко в жилой земле избы». Но их Никита уже хорошо знал, и они ему надо­ели. «Он хотел теперь узнать то, чего не знал». Поэтому он пошел в темный сарай, который был во дворе. Там стояла пустая бочка. «В ней, на­верное, кто-нибудь жил, какой-нибудь малень­кий человек, днем он спал, а ночью выходил на­ружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал».

Никита постучал кулаком по бочке, чтобы за­ставить того, кто спит в бочке, проснуться. Ло­дырю следовало идти полоть просо, чтобы полу­чить трудодень. И при этом он не должен забывать о том, что ему нечего будет есть зимой. Сначала в ответ Никите была только тишина. Потом там скрипнула деревянная снасть. И мальчик отошел, так как понял, что тамош­ний житель либо повернулся на бок, либо хотел встать и погнаться за ним.

Воображение мальчика рисовало то, каким мог быть житель бочки. «Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки».

Недавно у матери пропали ножницы, поэтому Никита решил, что их взял этот житель, чтобы постричь себе бороду. Поэтому Никита сначала тихо попросил его вернуть ножницы, а потом пригрозил, что все равно отец вернется с войны и отберет их.

Но в ответ снова была тишина. Далеко за де­ревней кто-то ухнул. «…И в бочке тоже ответил ему черным страшным голосом маленький жи­тель: я тут!» Испугавшись, Никита выбежал из сарая и посмотрел на солнце, словно прося у не­го защиты. «Доброе солнце по-прежнему свети­ло на небе и глядело на него в ответ теплым ли­цом». Такое солнце напомнило Никите умерше­го дедушку. Он также был ласков и улыбался ему, когда был живой. Поэтому Никита решил, что дедушка стал жить на солнце.

За огородом находился колодец в зарослях ло­пухов и крапивы. Но из него давно не брали во­ду, так как в колхозе вырыли другой, где была хорошая вода.

На дне колодца в зарослях отражались чистое небо и облака. Там, считал Никита, живут ма­ленькие водяные люди. Он видел их облик во сне, но, когда он просыпался, они убегали от него в свой дом, колодец. «Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал».

Он крикнул в колодец, обращаясь к тем, кто там живет. Вода замутилась, и кто-то оттуда чав­кнул. Никита не мог даже вскрикнуть, так как голос его задрожал. И мальчик решил, что там живет великан и его дети. Тогда он посмотрел на Солнце, назвал его дедушкой и побежал домой. У сарая Никита заметил две земляные норы, в ко­торых тоже жили тайные жители. И он вообра­зил, что там были змеи. «Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет». Поэтому мальчик принес к норам хлеб, чтобы накормить змей и они не приползли но­чью.

На огороде мальчик заметил старый пень, ко­торый напоминал голову человека. «У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Ники­те». Мальчик позвал его вылезти и землю па­хать. Но тот в ответ что-то крякнул и сделал сер­дитое лицо. Никита решил его больше не тревожить.

Во всей деревне было тихо, никого нигде не слышно. Мальчик ушел в сени. «Там не было страшно, там мать недавно дома была». Никита хотел выпить молока, что оставила ему мать. Но тут он заметил, что стол тоже живое сущест­во на четырех ногах, только вот рук у него не бы­ло.

С крыльца он увидел старую баню. Она топи­лась по-черному. В ней очень любил купаться де­душка. Старая замшелая банька показалась мальчику бабушкой: у нее труба является голо­вой. «Она нарочно баня, а по правде тоже чело­век!»

Чужой петух появился во дворе. Никите он напомнил по лицу знакомого пастуха с бород­кой, который весной утонул в реке. Тогда тот хо­тел переплыть в половодье реку, чтобы пойти по­гулять на свадьбе. Но пастух, по мнению Никиты, не захотел быть мертвым, поэтому пре­вратился в петуха. Значит петух тоже человек, только тайный.

Тут Никита заметил желтый цветок. При­стально вглядевшись в него, он заметил в нем че­ловеческие черты: маленькие глаза, нос и «от­крытый влажный рот, пахнувший живым дыханием». И он решил посмотреть, что же вну­три цветка. «Никита сломал стебель - тело цветка - и увидел в нем молоко». И мальчик ре­шает, что это был маленький ребенок, что сосал молоко матери.

Потом Никита пошел к старой бане, чтобы по­говорить с бабушкой. «Но щербатое лицо бабуш­ки гневно ощерилось на него, как на чужого». Никита подумал, что это не может быть бабуш­кой, и ушел. Колья из плетня также не ласково встретили мальчика. Каждое из них представля­лось ему лицом неизвестного человека. И они были не только не знакомы, но и не любили его.

Он спрашивал у них, зачем они здесь живут, ведь это не их двор.

Никита подумал, что добрыми могут быть ло­пухи. «Однако и лопухи сейчас угрюмо покачи­вали большими головами и не любили его». Тог­да мальчик лег лицом на землю. «Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они ка­рябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца». Никита поднялся с земли в страхе, что везде кто-то живет. Они отовсюду смотрят на не­го чужими глазами. А кто не видит, то пытается выбраться из своего укрытия, чтобы посмотреть на него. Изба тоже стала неприветливой и слон но говорила: «У-у, непутевые, нарожали вас на свет - хлеб пшеничный даром жевать».

Никита стал просить маму поскорее вернуться домой, так как здесь полно чужих. Но мать, конечно, его не услышала. Он пошел за сараи, чтобы посмотреть на пень. Мальчик заметил, что у пня рот большой, поэтому он съест всю капусту в огороде, и матери не из чего будет варить щи зимой. Кто-то далеко за лесом позвал Максима. Но эхо ответило совершенно по-другому. Никита хотел побежать к матери в поле. Но он так испугался, что ноги стали словно чужие и не слушались его. Тогда он пополз на животе. Никита посмотрел на солнце, в поисках помощи у дедушки. «Облако застило свет, и солнца теперь не было видно». Вскоре все-таки дедушка-солнце показался из-за облака. Чувствуя его защиту, он побежал к матери.

Никита пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в тени овина на околице. Присев ненадолго, мальчик уснул и очнулся только вечером. Новый пастух гнал колхозное стадо и подсказал ему, что скорее всего его мама теперь уже дома.

Дома мама сидела за столом и смотрела на ста­рого солдата. Тот посмотрел на Никиту, потом поднял его к себе на руки. «От солдата пахло теп­лом, чем-то добрым и смирным, хлебом и зем­лей». Сначала мальчик оробел. Это был отец мальчика, который последний раз видел сына, когда тот был еще грудным ребенком. А теперь война кончилась, и он смог вернуться домой. Он обещает мальчику, что он не уйдет. «Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…»

Наутро Никита вышел во двор и сказал всем, что теперь отец с ними будет жить. Его позвал отец и спросил, с кем он говорит. Сам он в сарае рассматривал топоры, лопаты, рубанок и прочие инструменты. Взяв Никиту за руку, отец пошел с ним по двору, рассматривая, как и что стоит во дворе.

«Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне он ни в од­ном не увидел тайного человека: ни в ком не бы­ло ни глаза, ни носа, ни рта, ни злой жизни».

Колья из плетня теперь казались сухими палка­ми. Баня казалась сопревшим домиком.

Отец взял из сарая топор и стал колоть на дро­ва ветхий пень, что торчал на огороде. Тот сразу развалился и вверх поднялся только «прах ды­ма». Мальчик рассказал отцу, что пень был жи­вым, а под землей у него были ноги и пузо.

На это отец ответил: «Нет, он давно умер. Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на лу­не покойная бабушка снова живет». Никита за­метил, что на солнце живет дедушка.

Днем отец стругал доски, чтобы перестелить полы в избе. А сыну дал выпрямлять кривые гвоздики. «Никита с охотой, как большой, на­чал работать молотком. Когда он выпрямил пер­вый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей желез­ной шапки». Он спросил у отца: почему другие были злые, а этот такой добрый человек. Отец от­ветил ему, что тех он выдумал. Поэтому они не­прочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый». Никита призадумался, а потом предложил:

«- Давай все трудом работать, и все живые будут.

Давай, сынок, - согласился отец. Отец ве­рил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».

В рассказе Платонова «Никита» встречается былевое и фантастическое начало. Быль, как правило, повествует о том, что было в действи­тельности. Фантастика же рассказывает о нере­альных предметах. Все, что видит мальчик, су­ществует на самом деле. Это и плетень, и пень, и изба, и баня, и даже солнышко. Однако они словно оживают под пристальным взглядом Ни­киты. И наполняются какими-то существами, которые возникают в воображении ребенка. Так появляется фантастическое начало в произведе­нии. Но в конце рассказа отец ставит четкую границу между фантастикой и вымыслом. То, что было придумано - не прочно, а то к чему приложил свои усилия, становится очень твер­дой основой и никогда не исчезнет.

Все непонятые обитатели, возникающие в во­ображении Никиты, становятся неотъемлемой частью природы. Они остаются ее органичными составляющими и очень хорошо чувствуют себя в своей среде. Сам Никита очень близок природе, так как только он видит все те живые существа населяющие ее. И природа, пусть лишь в вообра­жении мальчика, оживает и одухотворяется.

И эта ожившая «фантастическая» природа живет по тем же законам, что и обыкновенные люди. Таким образом жизнь перед Никитой на уровне природных «проявлений» предстает как борьба добра и зла, смена радости и грусти, стра­дания и счастья. Никита открывает для себя но­вый мир за порогом избы, жителей которой он уже хорошо знал. Сначала все привлекает и при­тягивает его внимание, но со временем волшеб­ные существа становятся враждебными для не­го. Например, когда все вдруг становится страшным Никите, только солнце приходит на помощь и согревает своим теплом. В конце рас­сказа и неприметный кривой гвоздик оживает под руками маленького и умелого мальчика и становится для него новым открывшимся сча­стьем.

Однако отец находит другие объяснения оживлению природы в глазах своего сына. И по­лучается, что только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих лю­дей, предметы. И если по жизни человек сохра­нит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь.

Сегодня он популярен, даже в учебной программе по литературе изучается Андрей Платонов. "Никита" - краткий рассказ этого писателя, который рекомендуется для младшего школьного возраста.

Канули в Лету времена, когда на этого человека, ныне признанного классика, была объявлена травля, ведомая верноподданными деятелями литературы. Когда человек, создающий настоящие национальные духовные ценности, вынужден был жить на зарплату жены. Когда его сына, чтобы доставить побольше страданий отцу, под надуманным предлогом посадили в тюрьму. Когда отец забрал своего сына, больного туберкулезом, умирать домой, заразился и умер сам. Не потому ли так трогательно и по-отцовски пишет свой рассказ Платонов? Он не идет путем булгаковской сатиры. Но в неправильных с точки зрения построения фраз строках Платонова чувствуется драматизм настоящей художественной силы.

Кто, как не писатель, в силах соединить вымысел и реальность дивным кружевом своей фантазии? Как ни странно, но в XX железном веке среди вала заказной советской литературы были настоящие творцы, подобные Андрею Платонову, страдающие, но идущие против течения, несущие терновый венец продолжателей дела Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Бытовые сказки - что это?

Сколько фантазии и любви к людям должен иметь волшебник слова, пишущий бытовые сказки! Все это в полной мере отражает даже краткое содержание. "Никита" Платонова Андрея Платоновича (предмет изложения данной статьи) позволяет ощутить глубину и силу таланта автора. Писатель много работал над своим уникальным авторским изложением, "самодельным", "нескладным", но удивительно трогательным. В его сказках-рассказах нет волшебников и фей, там нет супергероев. Они заселены обычными людьми, вовсе не идеальными. Однако прочитавшие их все-таки признают, что произведения Платонова волшебны по-своему, особой магией добра, которая намного сильней, чем самое "навороченное" колдовство.

Платоновский стиль

Своеобразный платоновский язык изложения, перевитый лексическим, грамматическим нестандартом, присущим детской речи, как-то поразительно целостно создает картину единого мира, окружающего человека. Вы прочувствуете это, прочитав краткое содержание. "Никита" Платонова оставлает впечатление, будто мир рассказа - цельный, живой, причем в нем "все связано со всем".

За кажущейся простотой изложения и примитивностью сюжета просматривается глубина и мудрость Андрея Платонова, воспринимающего мир через призму так же многослойно и многогранно, как классики золотого периода русской литературы конца XIX века.

Художественные особенности повествования

Главный герой платоновского рассказа - пятилетний мальчишка Никита. Его отец призван на войну, а мать с утра и до позднего вечера зарабатывает трудодни, чтобы прокормить себя и ребенка. Яркие впечатления необделенного фантазией ребенка составляют для этого рассказа краткое содержание. "Никита" Платонова приводит читателя к осознанию драматического контраста между нарисованным фантазией ребенка одушевленным миром и миром фактическим: серым, нищенским, убогим. За кружевом авторской фантазии, создающим целостность повествования, трогающего чувства читателя, проглядывает и суровый реализм, и страдания простых людей от необустроенности их жизни.

Главный герой

С чего начать излагать краткое содержание? Никита Платонова щедро делится с читателями своим образным видением окружающего мира. В нем смешались вымысел и реальность. Однако имеются также и штрихи реализма в восприятии мира ребенком.

Мать, работая в поле с утра до вечера, не может даже накормить его завтраком и полноценным обедом. Никита настолько самостоятелен, насколько может быть таковым пятилетний парнишка. Он твердо знает и выполняет свои ежедневные "дела": не сжечь дом, собрать куриные яйца, защитить "своего" петуха от соседнего петуха-драчуна, не забыть пообедать молоком с хлебом... Горячую пищу Никита получает раз в день лишь вечером, когда мама приходит с работы. Впрочем, повествование автора настолько увлекает, что нищета оказывается завуалированной ширмами детских фантазий. Именно их богатство в первую очередь и показывает в своем рассказе "Никита" Платонов. Отзывы читателей о произведении писателя отображают усиление интереса к его творчеству, что он актуален и востребован.

Созерцание вместо воспитания

С одной стороны, ребенок растет, как стебелек в поле, практически без воспитания, но с другой, в мальчике уже заложено главное в жизни. Он любит свою маму, чувствует ответственность за "наше хозяйство", помнит своего покойного дедушку, трогательно, по-детски ассоциируя его с ласковым солнышком.

Никита вспоминает, как ранее он довольствовался созерцанием мух, воробьев, пауков. Поскольку некому из взрослых уделить ему внимание, то ребенок изучает предмет, одушевляя его. При этом он переносит на него все, что он знает о мире взрослых. Например, бочку, стоящую в сарае, он считает местом, где днем скрывался мужичок маленького роста, причем непременно с бородой. Не иначе, чтобы бороду эту подстричь, он намедни стянул у матушки мальчика ножницы. Вообще говоря, он недалекий. Спит днем, в то время как следует полоть просо. Ведь иначе колхозный счетовод не зачтет ему трудодень, и хлебушка, соответственно, у мужичка не будет. Явно вписал намек на колхозный уклад жизни села в рассказ "Никита" Платонов. Отзывы властей на такую смелость этой творческой личности были однозначны - "кулацкий прихвостень", а Иосиф Сталин был еще лаконичней - "сволочь".

Ожившие предметы вокруг дома

Вернемся к сюжету рассказа... Итак, от бочки малыш убежал. Достаточно было вдали раздаться "уханью". К слову, почему-то человечки, которыми фантазия мальчика населяла различные объекты, например колодец, почти всегда вредные. "Колодязные", например, жители, естественно, нафантазированные мальцом, - толстенькие, ростиком с воробья, мокрые и агрессивные, такие вполне могут выпить глаза у спящих ребят. Почему же фантазия ребенка обретает пугающие формы? Причина психологична: только неблагоприятный для комфортной жизни людей климат в стране мог пробудить в сознании детей подобные ассоциации.

Рассказ Платонова «Никита» повествует, что куда бы малыш ни пошел, преследуют его какие-то придуманные им сущности. Возможно, они змееподобные, живущие в норах. Они посреди ночи могут и приползти в их избушку и подло ужалят его или маму во сне. Рассказ Платонова "Никита" дальше выводит паренька в огород, где торчит пень, напоминающий голову, выглядывающую из земли. От этой головы также идет угроза, но другого рода. Пень-голова вполне может съесть всю капусту в огороде, оставив паренька и его маму без щей в холодную и голодную зиму. Заброшенная банька, в которой когда-то "по-черному" парился покойный дедушка, напоминает злую изогнутую старуху.

Мальчик испугался не на шутку. К грани нервного потрясения подводит его Платонов. Рассказ «Никита» далее доводит страхи мальчишки до их апогея. Когда после встречи с пнем-головой он прилег на землю и прижался ухом к ней, то услышал там какие-то голоса. «Да они - вездесущи!» - подумал паренек о людях, обитающих под землей. Теперь даже родная изба показалась ему враждебно ворчащей. Даже она не любила и его и маму за то, что ущерб от них, ведь сколько хлеба пшеничного тратится на них!

Сердце ребенка интуитивно ощущает враждебность окружающего мира.

Отец вернулся

Однако есть кто-то, кто спасает малыша от этой вездесущей враждебности, считает Платонов. Рассказ «Никита» погружает мальчишку в спасательные лучи дедушки-солнца. Возможно, так душа покойного деда оберегает своего внука. Малыш, обласканный лучами солнышка, успокаивается и идет домой, к маме, ждущей его с ужином. Он открывает входную дверь и видит, что мама дома не одна, с ней какой-то старый солдат. Это вернувшийся с войны отец. Короткими, но меткими штрихами, показывающими исстрадавшуюся душу любящего отца ("пора о тебе с матерью думать", "век буду с тобой вековать"), создает его цельный и глубокий образ Платонов ("Никита"). Главные герои - сын, мать, отец - снова вместе.

Отец - есть отец...

Как мальчик воспринял отца, которого, в принципе, и не помнил? Его папа уходил на фронт, когда тот был еще грудным ребеночком. Он поверил этому "старому дядьке". Душа паренька вошла в родственный резонанс с душой отца. Он поверил ему и доверился, как верит сын отцу, он почувствовал, что их семья, наконец, стала полной. Как показывает все это писатель? Не многочисленными сентиментальными словоизлияниями, а опять одним коротким, точным штрихом художника. Мальчик вышел на улицу и сказал всем, что теперь с ними будет жить отец. Как просто и талантливо пишет рассказ Платонов! "Никита", главные герои которого цельные, глубокие, созданы лаконично и исчерпывающе, словом, мастерски, стал "визитной карточкой" автора.

Отцовское воспитание

Теперь по-другому почувствовал себя главный герой рассказа. Конечно, растущему мальчишке не хватало отца. Ведь в воспитании будущего мужчины должна принимать участие не только мать. Если любовь матери всегда безотчетна, запрограммирована самой природой, любовь отца всегда предметна, социально-ориентирована. Мы приближаемся к ответу на вопрос о том, чему учит рассказ Платонова "Никита". Первым делом, вернувшись домой, папа мальчика осмотрел различные инструменты. Однако вскоре мы убеждаемся, что он не только хозяин, но и воспитатель. Мальчик, под руководством отца вбивший первый свой гвоздь, замечает, что тот напоминает доброго человечка. Паренек обрадован и удивлен - наконец, существо доброе!

Созданное трудом доброе и вечное

Отец способствует формированию у сына оценок себя и мира вокруг. Именно об этом пишет Платонов ("Никита"). Главная мысль, которую доносит он, вернувшийся с фронта, своему ребенку, заключается в том, что все, созданное трудом, доброе. Поэтому труд важен. А увиденное и дофантазированное непрочно, поэтому часто ассоциируется со злом. Вот так, немудреными простыми словами он очерчивает для сына приоритеты в дальнейшей жизни.

Не зря образ отца доносит писатель до читателя через отношение к работе. Это неслучайно. Отец самого Андрея Платоновича, машинист паровоза Климентов Платон Фирсович, воспитавший из него настоящего труженика, не просто уважал труд. Ему дважды присваивали звание Героя Труда. Возможно, словами своего отца украсил рассказ Платонов ("Никита"). Главная мысль рассказа касается важности установления своеобразной границы между вымыслом и результатами труда. Созданное руками человека прочно, надежно, служит ему во благо.

Доброе сердце

Добрый гвоздь-человечек стал тем краеугольным камнем, который поменял сознание Никиты. Вместе с тем отец предупреждает своим пояснением возможный вопрос сына: "Хорош или плох созданный им мир фантазии?" Причина - в отзывчивости и милосердии мальчика, щедро наполняющего жизнью окружающие предметы и природу. Отец одобряет это свойство его натуры, считая, что, сохранив его, сын сбережет и свою доброту на долгие годы дальнейшей жизни. Эти отцовские суждения глубоко гуманны и мудры по своей сути, ведь человек сухой, лишенный фантазии, как правило, также лишен и человечности.

Анализ рассказа Платонова «Никита» также ценен с позиции формирования в сознании пятилетнего мальчика понятий мужской субкультуры, направленности его интересов, понимания главного направления своего развития через труд.

Это произведение, как и все творческое наследие писателя, стало доступным для широкой читательской аудитории лишь в середине 80-х годов.

Вывод

Читатели данного произведения, конечно же, чувствуют, насколько глубоко сживается со своими персонажами автор. Даже краткое содержание рассказа Платонова "Никита" дает понять, каким глубоким писателем, настоящим инженером человеческих душ был Платонов. Принципиально отказавшись от партийной идейности, он в основу каждого своего произведения ставил личность человека.

Андрей Платонович мечтал, чтобы все были богатыми и счастливыми. В революции же он видел обнищание и оболванивание людей, а в войне - их ожесточение.

К тому же он не умел лгать, не желал писать пафосно. Его лучшие произведения не печатались советскими издательствами, он их "писал в стол". Однако у него, несомненно, был свой неповторимый стиль.