Произведение где есть руслан людмила черномор. Герои поэмы «Руслан и Людмила

«Русла́н и Людми́ла» - первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина ; волшебная сказка , вдохновлённая древнерусскими былинами .

История создания

Поэма написана в - , после выхода из Лицея ; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.

Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда » Ариосто (критики называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница », «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче , «Бахарияна» Хераскова , «Илья Муромец» Карамзина или особенно «

  1. REDIRECT Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства российского », откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рагдай , Ратмир и Фарлаф).

Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом , который, начиная с «Руслана», стал господствующей формой романтической поэмы.

Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского « ». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой) , употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».

Издание

Поэма начала печататься в «Сыне отечества » весной 1820 года в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия» (А. Ф. Воейков , начавший было журнальную публикацию нейтрально-доброжелательного разбора поэмы , в последней части отзыва под влиянием И. И. Дмитриева раскритиковал её). В переписке с Карамзиным И. И. Дмитриев сравнивает «Руслана и Людмилу» с известной ироикомической поэмой Николая Осипова «Вергилиева Енейда, вывороченная наизнанку », на что Карамзин в письме от 7 июня 1820 года отвечает:

В прежних письмах я забыл сказать тебе, что ты, по моему мнению, не отдаешь справедливости таланту или поэмке молодого Пушкина, сравнивая её с «Энеидою» Осипова: в ней есть живость, легкость, остроумие, вкус; только нет искусного расположения частей, нет или мало интереса; все сметано на живую нитку .

Особую позицию занял П. А. Катенин , упрекавший Пушкина, наоборот, в недостаточной народности и излишнем «приглаживании» русских сказок в духе французских салонных повестей. Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина.

Эпилог («Так, мира житель равнодушный…») написан Пушкиным позже, во время ссылки на Кавказ. В 1828 Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый так называемый «пролог» - формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»), усиливший условно-фольклорную окраску текста, а также сократил многие эротические эпизоды и лирические отступления . В качестве предисловия Пушкин перепечатал некоторые критические отзывы на издание 1820 года, ставшие в новой литературной обстановке уже откровенно смешными, к примеру, критическую статью малоизвестного критика, который о поэме «Руслан и Людмила» написал: представьте, мол, мужик в лаптях, в армяке вторгся в какое-то «благородное собрание» и закричал: «Здорово, ребята!» , по поводу этого случая литературный критик Вадим Кожинов отметил: «Должен сказать: бывает, что самую высокую оценку дают человеку не друзья, а враги». В 1830 году, вновь отводя в «Опровержении на критики» старые обвинения в безнравственности, поэт подчеркнул, что теперь в поэме его не устраивает, наоборот, отсутствие подлинного чувства: «Никто не заметил даже, что она холодна».

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.

История создания

Написана в 1818-1820, после выхода из Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.

Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто (критики называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).

Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который, начиная с «Руслана», стал решительно господствующей формой романтической поэмы.

Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой) употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».

Поэма начала печататься в «Сыне отечества» весной 1820 года в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия» (А. Ф. Воейков, начавший было журнальную публикацию нейтрально-доброжелательного разбора поэмы,в последней части отзыва под влиянием И. И. Дмитриева раскритиковал её). Особую позицию занял П. А. Катенин, упрекавший Пушкина, наоборот, в недостаточной народности и излишнем «приглаживании» русских сказок в духе французских салонных повестей. Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина.

Эпилог («Так, мира житель равнодушный…») написан Пушкиным позже, во время ссылки на Кавказ. В 1828 Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый так называемый «пролог» - формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»), усиливший условно-фольклорную окраску текста, а также сократил многие эротические эпизоды и лирические отступления. В качестве предисловия Пушкин перепечатал некоторые критические отзывы на издание 1820 года, ставшие в новой литературной обстановке уже откровенно смешными. В 1830 году, вновь отводя в «Опровержении на критики» старые обвинения в безнравственности, поэт подчеркнул, что теперь в поэме его не устраивает, наоборот, отсутствие подлинного чувства: «Никто не заметил даже, что она холодна».

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» . Знаменитый пролог появился во втором издании поэмы в 1828 году. В свое время поэма вызвала нарекания критиков за мужицкую грубость и «площадной» демократизм. Восемь лет спустя поэт не отступился от своих взглядов на народную сказку как источник красоты, подчеркнув главное отличие народного волшебного вымысла от вымысла в литературной сказке: мир народной фантазии бесконечен, чудесам нет ни счета, ни предела.

Пролог воспринимается как самостоятельное произведение. Принцип его построения - мозаичность. Перечисляемые образы-картины скреплены только основой сказочного, нереального мира. «Там», т.е. в сказке, все чудесно и прекрасно, даже страшное. Таинственный мир, в котором что ни шаг, то чудо, разворачивается чередой образов-картин. Поэт понимал, что «ложь» сказки требует тем не менее доверия. В этом отношении сказка есть совершенное искусство, если чистый вымысел, не имеющий как будто ничего общего с реальностью («Там чудеса...», «Там лес и дол видений полны...»), обладает могущественной силой воздействия на человека, заставляет его увидеть то, чего нет:

И я там был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный...

Заметим, что поэт несколько иронизирует над сказкой с ее наивной условностью («Там королевич мимоходом / Пленяет грозного царя...»), тем самым подчеркивая разницу между фольклором и литературой.

Каждый из образов-картин можно развернуть в отдельную сказку, а весь пролог строится как единая сказка - с присказкой, с цепочкой действий сказочных героев и концовкой.

Главный герой пролога - «кот ученый», певун и сказочник (он также герой народной сказки «Чудесные дети»). Пушкин недаром предваряет мозаику сказочных сюжетов присказкой о том, где и как рождаются на свет песни и сказки: народные вымыслы настолько необыкновенны, что не могут быть сочинены человеком, само их происхождение окутано тайной. В концовке пролога поэт встречается с чудесным котом и слушает его сказки, в том числе «Руслана и Людмилу».

Перечень чудес начинается с лешего и русалки - героев не сказки, а демонологии, т.е. таких героев, в которых народ верит. Далее открывается незнаемый мир, то ли вымышленный, то ли реальный: «Там на неведомых дорожках / Следы невиданных зверей...» И сразу же вслед за незнаемым миром совершается переход в мир собственно сказки: избушка на курьих ножках и в народной сказке имеет значение границы между полем и лесом, т.е. между двумя царствами - человеческим, в котором живет семья героя, и нечеловеческим, «иным», в котором обитает Кащей Бессмертный. «Там лес и дол видений полны...» - поэт подчеркивает близкое родство таинственной природы и волшебного вымысла, а затем «показывает» появление чуда из моря: «Там о заре прихлынут волны / На брег песчаный и пустой, / И тридцать витязей прекрасных / Чредой из вод выходят ясных, / И с ними дядька их морской...» Читатель уже готов и в самом деле «видеть» и королевича, пленяющего царя, и летящего колдуна с богатырем (глядя вместе с народом с земли), и царевну с бурым волком. Наконец, появляются самые величественные порождения простонародного воображения - Баба Яга и царь Кащей. «Там русский дух... Там Русью пахнет!» - такова высшая оценка народной сказки, вынесенная поэтом. «И я там был, и мед я пил...» - дословно приводя фольклорную концовку, автор объявляет народную поэзию источником своего собственного творчества.

Государь Владимир устраивает пир со своими сыновьями и близкими друзьями, так как у них наметился праздник великий – свадьба дочки Людочки. Все радуются свадьбе, кроме трех витязей. Так как все трое хотели бы быть на месте жениха Руслана.

Праздник заканчивается. Государь дает новобрачным благословение и их отводят в покои. Откуда ни возьмись, поднимается ветер, гремят раскаты грома, и сквозь сумрак доносится голос. После того как Руслан приходит в себя, он обнаруживает отсутствие своей молодой жены.


Когда отец узнает, что его дочь пропала, он отправляет витязей на её поиски, и тому, кто ее найдет, он обещает ее руку и сердце, и полцарства в подарок. Витязи уезжают.

Ратмир, один из витязей, уже предвкушает объятия спасенной. Фарлаф мечтает о великих подвигах. Рогдай, как всегда очень тих. Витязи прибывают к распутью, и каждый решает поехать в свою сторону. Руслан поехал отдельно, перед собой он замечает пещеру, в которой он находит старика. Старик говорит, что ожидает его давным-давно. Он сообщает жениху, что тот сможет спасти невесту, и сообщает, что похищена она Черномором. Но перед спасением ему предстоит пройти не мало трудностей, необходимо найти, где обитает Черномор и убить его.


Старик рассказывает по просьбе Руслана историю его жизни. Когда-то он работал пастухом на красивейших полях Финляндии. Он был не опытен в любви. По несчастливой случайности он полюбил Наину. Эта девушка не ответила ему взаимностью. После отказа он долго не мог найти себе утешения и ушел из родных мест. Собравши дружину, он отправился искать приключений на морских сражениях. Забыть коварную Наину ему не удалось, и он стал мечтать о приезде на родину. Через 10 лет, накопив достаточное количество богатств, он осмелился вновь просить руки этой женщины, но и в этот раз он получил отказ. Не оставляя надежды, он научился колдовству, но и здесь его постигла неудача, так как Наина оказалась перед ним в престарелом виде. Он даже не заметил, что пока он учился у мудрецов-колдунов, прошло сорок лет, и его любимой исполнилось семьдесят. Заклинание подействовало, но она ему такая старая уже была не нужна. Он узнал, что она тоже является колдуньей, и ошарашенный данной новостью убежал куда глаза глядят, а вслед он слышал проклятья своей бывшей возлюбленной.

Вот так он и попал в это глухое место, в котором обитает в полном одиночестве. Рассказы продлились до утра. Руслан собрал свои вещи и воодушевленный отправился в путь за своей возлюбленной.


Тем временем Рогдай замышляет убыть Руслана и освободить сердце Людмилы. Развернув своего жеребца, он скачет на встречу с Русланом.

Фарлафу предстояло тяжелое утро. Он проснулся и попытался позавтракать в тишине леса. Но, не успев доесть свой завтрак, заметил, как на него несется всадник. Всё бросив, он убежал. Несясь по пятам, всадник угрожал ему срубить голову За ним гнался Рогдай, который думал, что поймал Руслана, но, поняв, что это не его главный противник, он уходит.

Рогдай встречает дряхлую старуху, которая указывает ему путь к его врагу. А старая женщина помогает подняться Фарлафу и отправляет его домой, так как ему на таком страшном пути делать нечего и то, что красавица Людмила все равно станет его женой. Он делает все так, как сказала старуха.


Руслан, все еще воодушевленный, искал свою возлюбленную, но в один миг он понял, что ему приказывают остановиться и видит Рогдая, замахнувшегося на наго копьем.

В это время украденная Людмила просыпается в обители Черномора, в красивейшей комнате на очаровательной кровати. К ней подходят служанки, что бы помочь ей переодеться и заплести волосы. А чей-то прекрасный голос пел ей очаровательные песни. Но Людмиле от этого лучше не становилось, она подошла к окну и увидела, что она очень высоко, и видны ей только вершины снежных гор. Выйдя во двор, она оказалась у прекрасного сада. В грусти она садится на землю, чтобы поплакать, но перед ней появляется накрытый стол, а в воздухе витает красивая мелодия.


Людмила, сама того не замечая, наедается. Привстав с земли, она заметила, что угощения пропали. Она устала и что-то невесомое отнесло ее в покои. Людмила чувствует опасность. И, вдруг, перед ней появляются арапы, несущие в своих руках чью-то седую бороду. В конце она замечает старика. Она кричит и карлик пугается, запутавшись в собственной бороде, и его тут же уносят слуги.

Руслан бьется с Рогдаем не на жизнь, а на смерть. Руслан побеждает, а противник находит свою смерть в реке.


В обители Черномора слуги причесывают бороду, на пороге появляется змей, которой в мгновение ока превращается в Наину. Она предупреждает Черномора, но тот уверен в своей силе, пока его борода на месте. Змей улетает, а бородатый старик идет на поиски Людмилы в своих владениях, но больше ее не находит. Она никуда не пропала, просто спряталась под шапкой-невидимкой, которая упала при испуге Черномора.

Руслан попадает на поле боя, где разбросаны мечи и щиты рядом с костями бывших воинов. Он находит для себя снаряжение и продолжает свой путь. Недалеко он замечает холм. Но, как чуть позже оказывается, это не холм, а огромная голова воина в шлеме. Руслан разбудил голову, и та, хохоча, сдула его в поле.


Руслан бросает свое оружие и прокалывает язык воина.

Голова потеряла контроль, и Руслан со всего размаху ударил по ней. Голова воина покатилась в сторону, а на ее месте Руслан нашел шлем.


Он очень хотел добить голову, но пощадил ее и пошел дальше. Голова рассказала историю. Давно она ходила воином великаном, но у нее был злобный брат карлик. Брат поделился секретом, что убить их можно пари помощи специального меча, но как только они его нашли, то нерадивый родственник отрубил ему голову. Черномор поставил голову здесь, чтобы охранять меч.

Третий витязь Хан Ратмир по пути увидел замок, на стене которого стояла прекрасная дева. Как только он подошел ближе, то огромная толпа не менее красивых девушек роскошно встретили его.


Всю ночь Руслан проводит с головой.

Людмила проводит время, дразня рабов. Черномор не глуп, он принимает образ раненого возлюбленного и ловит нерадивую пленницу. Раздается зов рога и Черномор оставляет Людмилу в покое.


Два дня и две ночи они бились, Черномор ослаб и просил пощады. Спустившись, Руслан обрубает бороду и идет навстречу невидимой невесте. Случайно задевает шапку-невидимку с головы Людмилы и возлюбленный обнимает невесту. Старик из пещеры объясняет, что проснется она в Киеве на родной земле.

На обратном пути Руслан встречает Ратмира, который тоже нашел свое счастье с прекрасной девой. И желая друг другу счастья бывшие враги расходятся.


Наина учит Фарлафа, как убить Руслана. Фарлаф убивает спящего Руслана, и уезжает с Людмилой. Киевляне встречают новую беду - вокруг города толпы печенегов. Старик из пещеры оживляет Руслана живой и мертвой водой, также он дает Руслану колечко, которое поможет снять с возлюбленной заклятие.

Руслан немедля отправляется в Киев. Враги налегают на стены города, но в этой войне нет победителя. На утро из толпы печенегов выходит всадник. Руслан побеждает всех русских врагов, бросая мертвых злодеев у стен города.


Прибыв на место он ищет в тереме свою любимую, чтобы пробудить ее, но встречает на пути Владимира и Фарлафа. Фарлав начинает каяться, что он убил Руслана и забрал Людмилу. Руслан же, ослепленный желанием увидеть вновь свою красавицу, бежит к Людмиле и одевает кольцо. Людмила просыпается.

Поэма «Руслан и Людмила» – волшебная сказка, написанная в 1818 – 1820 годах. На создание произведения автора вдохновил русский народный фольклор, русские былины и лубочные повести. Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» насыщена элементами гротескной фантастики, просторечной лексикой и добродушной иронией автора. По мнению литературоведов, произведение является пародией на рыцарские романы и романтические баллады Жуковского.

Главные герои

Руслан – храбрый князь, жених Людмилы, спасший ее от Черномора.

Людмила – княжна, младшая дочь князя Владимира, невеста Руслана.

Черномор – горбатый карлик с длинной волшебной бородой, «полнощных обладатель гор», похитил Людмилу.

Финн – старик-волшебник, который помогал Руслану отыскать и спасти Людмилу.

Другие персонажи

Рогдай – «воитель смелый», один из соперников Руслана.

Фарлаф – «крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный», убил Руслана и похитил Людмилу.

Ратмир – «младой хазарский хан», хотел жениться на Людмиле, но влюбился в другую деву.

Наина – возлюбленная Финна, колдунья.

Князь Владимир – киевский князь, отец Людмилы.

Посвящение

Автор посвящает свое произведение «красавицам» – «царицам его души» . Поэма начинается с описания сказочного лукоморья – перед читателем раскрывается волшебный мир, где живут ученый кот, русалка, леший, Баба Яга, царь Кащей, витязи и колдуны.

Песнь первая

Князь Владимир выдает свою меньшую дочь Людмилу за «князя храброго Руслана» . Празднество в самом разгаре, гости слушают песню «сладостного певца» Баяна, прославляющего молодоженов. Однако не все веселятся, «в унынье, с пасмурным челом» сидят три витязя, соперники Руслана – Рогдай, Фарлаф, Ратмир.

После пира молодые отправились в свои покои. Неожиданно грянул гром, в комнате потемнело и «кто-то в дымной глубине / Взвился чернее мглы туманной» . Руслан в отчаянии обнаруживает, что Людмила пропала. Узнав о случившемся, князь Владимир обещает тому, кто сможет ее разыскать, руку дочери и полцарства. Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир отправляются в разные стороны на поиски Людмилы.

По пути Руслан замечает пещеру. Войдя в нее, витязь видит седого старца, читающего книгу. Старец сообщает ему, что Людмилу похитил «волшебник страшный Черномор» . Витязь остается на ночь в пещере, и старец рассказывает ему свою историю. Он был «природным финном» , пастухом, влюбленным в очень красивую и гордую девушку Наину. Однако она отказала юноше. Тогда финн отправился в далекие края и через десять лет вернулся победителем, бросив к ногам возлюбленной сокровища. Но Наина снова отказала ему. Финн решил привлечь возлюбленную чарами, много лет учился в лесах у колдунов и, наконец, смог влюбить в себя женщину. Однако с их последней встречи прошло сорок лет, и теперь перед ним была не молодая красавица, а дряхлая старуха, да еще и колдунья. Финн сбегает от воспылавшей к нему страстью женщины и с тех пор Наина возненавидела мужчину.

Песнь вторая

В это время Рогдай решает убить главного своего соперника – Руслана, и едет обратно. Фарлаф же, обедая возле ручья, увидел несущегося на него рыцаря, испугался и сбежал. Когда Рогдай, считавший, что гонится за Русланом, догнал его, то был разочарован и отпустил витязя.

По дороге Рогдай встретил старуху Наину, которая указала ему путь к Руслану на север. Явилась колдунья и Фарлафу – она посоветовала ему вернуться в Киев, так как от них «Людмила не уйдет» .

После похищения Людмила долго находилась в «тягостном забвенье» . Девушка очнулась в богатых покоях, подобных дому Шехеразады. Три девы под чудное пение заплели Людмиле косу, надели на нее перловый венец, лазурный сарафан и жемчужный пояс. Однако княжна сильно грустит и тоскует по Руслану. Ее не радует даже волшебный по красоте сад, где она проводит целый день. Ночью в ее комнату неожиданно входит «арапов длинный ряд» . Они вносят на подушках длинную бороду, принадлежавшую горбатому карлику. В испуге Людмила закричала и хотела ударить карлика, но тот, пытаясь убежать, запутался в собственной бороде. Арапы унесли его.

Руслан выезжает в чистое поле, где на него с копьем несется всадник. Это был Рогдай. Руслан побеждает соперника, и Рогдай находит свою смерть в реке.

Песнь третия

Утром к карлику Черномору прилетает крылатый змий, который «вдруг Наиной обернулся» . Женщина предлагает колдуну заключить союз, и он соглашается.

Черномор узнает, Людмила пропала – ее не было ни в палатах, ни в саду. Девушка же случайно обнаружила шапку-невидимку колдуна и теперь развлекалась, прячась от карлика и его слуг.

Руслан выезжает на поле старой битвы, усеянное костями, где подбирает для себя доспехи, но не находит достойного меча. Направляясь дальше, князь замечает в высокий холм, на котором спит огромная голова воина в шлеме. Руслан разбудил голову и она, сердясь, начала дуть на витязя. Сильный вихорь уносил Руслана назад, но он изловчился и вонзил копье в язык головы, а затем и опрокинул ее. Князь хотел «ей нос и уши обрубить» , но голова попросила не делать этого, рассказав свою историю. Она раньше принадлежала великану, которому очень завидовал его брат-карлик Черномор. Однажды Черномор узнал, что существует меч, который отрубит великану голову, а ему бороду (в которой «таилась роковая сила»). Великан раздобыл клинок, и пока брат спал, карлик отрубил ему голову, поставив ее здесь охранять меч. Голова просит Руслана забрать клинок себе и отмстить Черномору.

Песнь четвертая

Ратмир выезжает к долине и видит перед собой замок на скалах. Витязь замечает идущую по стене и поющую песнь прекрасную деву. Юный хан стучится в замок и его встречают красные девицы. Ратмир остается в замке.

Людмила же все это время бродила по владениям колдуна, тоскуя по возлюбленному. «Жестокой страстью уязвленный» Черномор решает поймать Людмилу, обернувшись раненым Русланом. Девушка бросается к возлюбленному, но обнаружив подмену, падает без чувств. Неожиданно раздается звон рога.

Песнь пятая

Как оказалось, на битву колдуна вызвал Руслан. В разгаре сражения витязь хватает Черномора за бороду и они подымаются в небо. Руслан не выпускал бороду колдуна три дня, и тот, устав спустился на землю. Тут же витязь обнажил меч и отсек бороду колдуна, после чего тот лишился волшебной силы.

Руслан возвращается во владения Черномора, но не может найти Людмилу. Горюя, витязь начинает все вокруг крушить мечом и нечаянным ударом сбивает с княжны шапку-невидимку. Руслан падает к ногам девушки, но она заколдована и спит.

Неожиданно рядом появляется добродетельный Финн. Он советует отвезти Людмилу в Киев, где княжна очнется. Витязь так и поступает.

На обратной дороге Руслан говорит голове великана, что отомстил, и она спокойно умирает. У тихой реки витязь встречает рыбака с милой девой, в котором узнает Ратмира. Бывшие соперники желают друг другу счастья.

К Фарлафу является Наина. Колдунья отводит витязя к спящему у ног Людмилы Руслану. Фарлаф «вонзает трижды хладную сталь» в грудь соперника и похищает княжну.

Песнь шестая

Фарлаф приезжает в Киев, но Людмила продолжает спать. Вскоре начинается восстание печенегов. В это время к убитому Руслану приходит Финн с мертвой и живой водой и оживляет витязя. Волшебник отправляет князя защитить Киев и дает с собой кольцо, которое поможет расколдовать Людмилу.

Руслан ведет войско и побеждает печенег. После победы князь зашел в палаты, коснулся чела Людмилы кольцом и девушка проснулась. Руслан и Людмила простили Фарлафа, а карлика приняли во дворец.

Заключение

В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин раскрывает вечный конфликт – противостояния добра и зла. Все герои произведения неоднозначны – у них есть и положительные и отрицательные стороны, однако то, по какому пути идти, выбирают они сами. В финале поэмы автор, следуя за традиционной волшебной сказкой, показывает, что добро всегда побеждает зло.

Краткий пересказ «Руслана и Людмилы» поможет ознакомиться с сюжетом произведения, а также подготовиться к уроку русской литературы.

Тест по поэме

Тест по краткому содержанию произведения Пушкина:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2306.

В Киеве большой праздник. Великий князь Владимир выдавал свою младшую дочь за князя Руслана. Все пили вино и веселились. Только три молодых витязя сидели грустные, скрывая ненависть к Руслану. Это были его соперники: Рогдай, Фарлаф и Ратмир.

В первую брачную ночь княжна Людмила была похищена таинственной силой. Разгневанный на Руслана князь издал указ: витязь, который найдёт и спасёт Людмилу, возьмёт её в жёны и получит полцарства в придачу. Руслан и его соперники отправились в путь. Вместе они добрались до Днепра и разъехались в разные стороны.

К вечеру Руслан подъехал к пещере, в которой уже много лет жил седой старец. Он рассказал Руслану о волшебнике Черноморе, который с помощью своей бороды похищал красивых девушек. И ещё одну тайну открыл ему мудрый старик: именно Руслан должен положить конец злодеяниям колдуна.

Ночью князю не спалось, и он продолжил беседу с хозяином пещеры. Старик рассказал ему свою историю. В молодости он жил в маленькой финской деревне и пас скот. У реки он встретил красавицу Наину. Гордая девушка отвергла его любовь. Тогда Финн вместе с дружиной ушёл в поход, чтобы прославить своё имя и заслужить любовь гордой девушки.

Вернувшись, он бросил к её ногам золото и драгоценные камни, добытые в сражениях. Но и в этот раз Наина отказалась от его любви. Тогда Финн, измученный страстью, отправился в лесную глушь к седым колдунам. Долгие годы он постигал тайны их колдовства. Научившись тайным заклинаниям, он вызвал к себе Наину. Но он не заметил, что прошло уже больше четырёх десятилетий. Перед ним возникла не юная красавица, а горбатая и седая старуха, вдобавок ещё и колдунья. В страхе бежал от неё старый волшебник. Наина послала вслед ему свои проклятья. С тех пор старый Финн жил в этой пещере.

Утром, после наставлений старика, Руслан отправился на север к замку Черномора. В это время Рогдай, храбрый и сильный воин, встретил Наину. Старая колдунья тоже направила его на север. Фарлафу, любителю пиров, она приказала ехать домой и ждать её сообщений.

На крутом берегу Днепра сошлись два соперника – Рогдай и Руслан. Жестокий поединок длился недолго и закончился гибелью Рогдая. А в это время Ратмир направлялся на юг. На своём пути он встретил старинный замок. На балконе он увидел девушку, которая нежным голосом пела о любви. Он вошёл в замок, где его встретили девушки. На роскошном ковре, окружённый нежной заботой молодых красавиц, он забыл о Людмиле.

Юная Людмила очнулась в незнакомом дворце. Не сразу девушка поняла, что она пленница. На следующее утро княжна познакомилась со своим похитителем. Это был карлик с длинной бородой, которую несли высокие арапы. Вся его сила заключалась в этой бороде. Княжна, увидев Черномора, подняла такой крик, что оглохший от шума старик упал и запутался в своей бороде. Арапы унесли его распутывать, а в комнате Людмилы осталась шапка колдуна, с помощью которой можно было стать невидимкой. Людмила была рада такой находке. Но Черномор был коварным и хитрым волшебником. Он обманным путём поймал девушку и усыпил её.

В степи Руслан встретил огромную голову богатыря, который был братом Черномора. Он охранял волшебный меч, с помощью которого можно было победить колдуна. После выяснения отношений богатырская голова отдала ему меч. Встретившись с Черномором в честном бою, Руслан отрубил колдуну бороду и оставил его без волшебной силы. Потом посадил карлика в мешок и привязал к коню. Спящую Людмилу он нашёл в саду, но разбудить её не смог. Вдруг он услышал голос доброго Финна, который сообщил ему, что княжна сможет очнуться от волшебного сна только в родном Киеве. Князь отправился в путь с Людмилой на руках и карликом за спиной.

Наина, затаив злобу на Финна, решила убить Руслана. Обернувшись кошкой, она отправилась за Фарлафом. Вместе они нашли спящего Руслана у высокого кургана. По приказу колдуньи Фарлаф ударил Руслана мечом в грудь, потом забрал Людмилу и с ней вернулся в Киев. Но никакие силы не смогли разбудить девушку.

Мудрый Финн отправился в таинственную долину и набрал там мёртвой и живой воды. С её помощью он оживил Руслана. Старик дал ему кольцо, с помощью которого можно было разбудить княжну. Но сначала ему нужно было прогнать печенегов от стен родного города. Молодой князь сделал так, как научил его добрый волшебник. Он разбил войска врагов и победителем вернулся домой.

От прикосновений кольца чары развеялись, и Людмила проснулась. Испуганный Фарлаф покаялся в своём злодеянии, и был прощён счастливым Русланом. Старый карлик Черномор был оставлен во дворце шутом.