Проект на тему: "Логопедическая кладовая". Проект по логопедии (старшая группа) на тему: Логопедический проект

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Одним из важнейших направлений моей деятельности в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие - достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка.

Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Срок проведения: 9 месяцев.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;
  • разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Речевичок»;
  • составить и выпустить периодический детско-родительский журнал «Речевая полянка»;
  • создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи.

Ожидаемые результаты: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;
  • выпуск информационных листов: «Оцените речевое развитие вашего ребенка». Смотреть Приложение 2;
  • папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;
  • сбор методических материалов к картотеке и журналу; разработка мероприятий.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Речевичок». Смотреть Приложение 4.
  2. Представление картотеки: «Ваш домашний логопед» (за основу взяты «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми» Ю.Б. Жихаревой-Норкиной).
  3. Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 13.
  4. Выпуск журнала «Речевая полянка» 1 раз в 3 месяца. Смотреть Приложение 2.
  • Для любознательных родителей.
  • Беседуем и играем - речь развиваем.
  • Почитай-ка.
  • Наши руки не для скуки.
  • Анонс.

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Мероприятия: проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Речевичок».

В результате реализации проекта «Ваш домашний логопед» был достигнут желаемый результат : так по данным опроса 85% родителей стали лучше ориентироваться в вопросах речевого развития детей, 60% родителей приняли активное участие в детско-родительских мероприятиях, 95% родителей научились выполнять задания из картотеки «Ваш домашний логопед». Родителям, которые не смогли посещать клуб «Речевичок», были предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки. Смотреть Приложение 11 , Приложение 12 , информационные листы, журналы «Речевая полянка».

Список литературы:

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 2000.

Проект «Ваш домашний логопед»

Журнал «Речевая полянка»

АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

Выполнила учитель-логопед

МДОУ д\с №5 «Тополёк»

пгт. Кокуй

Злобина А. А.

Раздел I Информационная часть

1. Паспорт проекта

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект .

3. Цели и задачи проекта

4. Новизна проекта и практическая значимость

5. Предполагаемые риски

6. Ожидаемый результат

7. Эффективность данных результатов

8. Участники проекта

9. Продолжительность проекта

10. Этапы работы

11. План-схема проекта

12. Список литературы

Паспорт проекта

Название проекта «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем ». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы »

Тип проекта Краткосрочный , практико-ориентированный

Аннотация проекта

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

Проект «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем » носит открытый характер : изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы , опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета , на начало 2016 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

Актуальность

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть , но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра ».

А. С. Макаренко

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра , и становится важным направлением коррекционной работы.

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя , а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.

Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.

1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания».

Крупская Н. К.

Заниматься на логопедических занятиях , играя , весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм , поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Применение игровых методов на логопедических занятиях , интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

Все эти факты послужили разработке данного проекта . Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе , увлекая детей, их родителей и педагогов.

Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда , а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях .

1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях .

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям .

5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.

6. Распространить опыт работы через активные формы работы : интернет-ресурсы, СМИ.

Новизна проекта заключается в том , что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том , что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

Предполагаемые риски

1. Администрация не поддержит идею реализации проекта , так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.

2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта .

3. Родители не заинтересуются темой проекта , недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.

Ожидаемый результат

1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого -педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

4. Презентация проекта в форме развлечения .

Эффективность данных результатов

Положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи );

Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;

Положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;

Приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;

Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Участники проекта

Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы , родители, учитель-логопед , воспитатель, музыкальный руководитель.

Продолжительность

Продолжительность : 4 недели

Этапы работы

1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .

2. Составление плана-схемы проекта

3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями

4. Обсуждение проекта с воспитателем , музыкальным руководителем

5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала

6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи .

План-схема

работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта

1. Подготовительный –

18 января 2016 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом » (родительское собрание) – учитель-логопед

18 января 2016 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед

19 января - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед , воспитатель

20 января Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед

2. Практический -

21 января Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед

18 января-22 января – Корректировка и проведение индивидуальных и подгруповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель- логопед

25 января – 29 января – Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек : лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед , воспитатель, родители.

1 февраля – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед , музыкальный руководитель

3 февраля – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед

4 февраля - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед

5 февраля - Создание памятки для родителей «Поучай, играя » - учитель-логопед

8 февраля - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед

3. Заключительный

9 февраля - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем , развиваемся» - учитель-логопед

10 февраля - Презентация-развлечение «Мы играя , не скучаем, ещё лучше понимаем » - Учитель-логопед , муз. рук.

11 февраля - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед

12 февраля - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед

18 января – 12 февраля - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель- логопед

Список литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем , слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед . – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф , 2005.

Светлана Филиппова

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру, игровые приемы, и игрушки коррекция речевых нарушений происходит быстрее, качественнее, а поставленные задачи выполняются решаются благодаря максимальной заинтересованности ребенка, и мотивации к совместной деятельности.

В нашем детском саду закончился краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи».

Цель проекта-

развитие основ речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений,привлечение родителей к совместному изготовлению игрушек для звукоподражания, закрепления, и введения звуков в речь, также развития связной речи как на логопедических занятиях, так и в повседневной жизни.

Задачи проекта

1. Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

2. Совершенствование мелкой моторики через пальчиковые игры;

3. Повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста;

Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста;

Обогащение опыта родителей в воспитании детей.

В старшей группе №2 родители и дети приняли самое активное участие, и вот что у нас получилось:

Пальчиковые тренажеры «По дорожке я шагаю»

изготовили Булакина Даша с мамой Татьяной Николаевной. Вместе с куклой, одетой на пальчики, дети шагают по кочкам-дорожкам, автоматизируя звук, или произнося слоги, слова. Сочетание движения пальчиков и речи помогают детям в игровой форме быстрее справиться с автоматизацией.

Перчаточный Мишутка-язычок

Наш помощник при проведении артикуляционной гимнастики стал любимцем детей. Его придумали и смастерили Ярославцева Ангелина вместе с мамой. «Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. И от кончика до края покусаю. покусаю…» Движения языка и движения руки выполняются синхронно,со стихами, например, Лопата копала,

Копала, копала,

Потом улеглась,

Видно, очень устала.

(упражнение «Лопаточка»)

Замечательная змейка для вызывания и закрепления звука Ш

получилась у Бондарева Влада с мамой Анной Александровной.

Змейка ползет и шипит Ш -Ш-Ш, звук нас учит говорить Ш-Ш –Ш

Ша-ша-ша- наша змейка хороша

Шо-шо-шо- все шипим мы хорошо


Трудолюбивая пчелка Жужа,

которую изготовила Муравьева Варя вместе с мамой помогает нам закреплять звук Ж,

Пчелка Жужа собирает нектар, и повторяет свои любимые песенки-чистоговорки;

Жа-жа-жа- пчелы весело жужжат

Жу-жу--жу -я как пчелка пожужжу

Жи-жи-жи-ты мне пчелку покажи


Пальчиковый театр по сказке «Теремок»

изготовили Мананников Алеша со своей мамой

Оразова Жасмин изготовили с мамой

пальчиковый театр по сказке» Репка»


Дети с огромным удовольствием участвуют в драматизации сказок, закрепляя правильное произношение звуков и развивают связную речь.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Солнышко» Воспитатель: Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.

Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей» Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию,.

Краткосрочный проект для старше-подготовительной группы «Народные игрушки» МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» Утверждаю: Заместитель заведующего по УМР ___/О. В. Сыроватская/ Краткосрочный проект «Народная.

Краткосрочный проект «Мордовские народные игрушки» Проект «Мордовские народные игрушки» Средняя группа.

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игрушки» Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный (5 дней) Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.

«МБДОУ» 16 г. Кропоткин Еремкина Лариса Владимировна воспитатель Цель: научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.

Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» Выполнила учитель-логопед МДОУ д\с №5 «Тополёк» пгт. Кокуй Злобина А. А. Содержание: Раздел I Информационная часть 1. Паспорт проекта Раздел.

Проект

Неделя логопеда в ДОУ

«Логопедическая палитра».

Паспорт проекта

Тема проекта : «Логопедическая палитра»

Вид проекта : краткосрочный

Тип : коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.

Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Пропоганда логопедических знаний.

Задачи проекта:

  • Формирование практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
  • ознакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду, в условиях логопункта;
  • использование современных технологии в логопедической работе;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
  • побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми ;
  • вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
  • использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Актуальность проекта С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. П оэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением .

Образовательный продукт:

Презентация проведенных мероприятий,

Выставка творческих работ воспитанников и стенгазета

Буклеты для родителей

Выступление на ГМО логопедов

Этапы реализации проекта:

Предварительный. Изучение методической

литературы. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка

планов проведения недели «Логопедическая палитра».

Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

Основной. Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций.

Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей).

Итоговый. Презентация в ДОУ. Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

. Неделя логопеда в ДОУ

«Речевая палитра»

«Если сильный язычок

И ловкие пальчики,

Будут чётко говорить

Девочки и мальчики»

Дни недели

Мероприятия

Участники

Ответственные

Понедельник

Открытие недели

  • Выставка «Моя любимая буква»
  • Стенгазета «Логопед глазами детей»
  • Подгрупповое занятие

«Сказка о весёлом язычке»

(подготовительная группа)

Воспитатели

Родители

Дети

Учитнля-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Воспитатели

Вторник

  • Мастер-класс для воспитателей

«С пальчиками играем, речь развиваем»

  • Подгупповое занятие

«Игротека пальчиковых игр»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Учителя-логопеды

дети

Учителя-логопеды

Среда

  • День открытых дверей для

Родителей и воспитателей

  • Индивидуальные занятия

«В гостях у свистящей семейки»

(подготовительная группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Четверг

  • Тренинг для родителей

«Игровые упражнения для развития артикуляции и дыхания»

  • Буклеты для родителей
  • Занятия в микрогруппах

«Волшебный песок»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Пятница

Закрытие недели

ГМО «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики, как часть здоровьесберегающих технологий»:

  • Речевое развлечение

«Сюрпризы от Смешариков»

  • Сообщение «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики,

как часть здоровьесберегающих технологий»

  • Мастер-класс

« «Бионергопластика «Развивать движения

Нужно - руки и язык подружим»»

Учителя-логопеды

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды


  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.

3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.


Муниципальное образовательное учреждение

Ветлужская школа-интернат

«Давайте говорить правильно»

(социальный проект)

Руководитель проекта:

Лесникова Ирина Евгеньевна,

учитель-логопед

г. Ветлуга

201 6 г.

Актуальность проблемы ………………………………………….. 4

Цели и задачи проекта ……………………………………………. 5

Паспорт проекта…………………………………………………... 6

Этапы реализации проекта……………………………………….. 7

Мероприятия………………………………………………………. 9

Ожидаемые результаты……………………………………...…… 10

Описание проекта…………………………………………………. 11

Заключение…………………………………………………………. 14

Результаты проекта………………………………………………… 15

Список литературы………………………………………………… 16

Приложение……………………………………………………….. 17

Актуальность проекта

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Участники проекта: учитель-логопед, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе;
повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию;

Паспорт проекта

Название проекта

«Давайте говорить правильно»

Идея проекта

Логопедический проект «Давайте говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

Образовательная организация

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья

"Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида"

Индекс: 606860

Адрес: Нижегородская обл., г. Ветлуга, ул. Ленина д.48а

e-mail [email protected]

Класс, возраст учеников

1-4 класс, 7-10 лет

География проекта

606860, Нижегородская область, г. Ветлуга

Руководитель проекта

Лесникова Ирина Евгеньевна,учитель-логопед

Исполнители

учащиеся 1-4 классов и их родители

Сроки реализации

2015 – 2016 учебный год

Этапы реализации проекта:

Сроки

Этапы

Участники

сентябрь 2015 уч.года

Разработка проекта

Учащиеся 1-4

Родители учащихся 1-4 классов

октябрь 2015 г. – май 2016 года

Развитие проекта

Подведение итогов

Мероприятия по реализации проекта

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Формы и методы работы

Тема

1 этап. Подготовительный этап

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и
мой
ребёнок»

Познакомиться с родителями учащихся;
собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;
изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития

2 этап. Основной

Сентябрь

Индивидуаль-

ные консультации

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта.
Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Публикация на сайте школы «Страница логопеда"

«Нормы речевого развития детей 7 лет»
«Организация работы логопеда на школьном логопункте»

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.

Индивидуальные консультации

«План коррекционно-развивающей работы с ребёнком»

«Упражнения для развития мелкой моторики»

Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики».

Публикация на сайте

«Артикуляционная гимнастика»

Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями.

Индивидуальные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей

День открытых дверей

«Открытое занятие»

Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.

Родительское собрание

«Подведение итогов первого полугодия»

Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие

Январь, февраль, март, апрель

Мастер-класс

«Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести»

Индивидуальные консультации

«Разное»

Публикация на сайте

«Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче»

Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды.

Индивидуальные консультации

«Итоги года. Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Родительское собрание

«Итоги года»
«Работа летом»

Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах.
Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
Обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда»

«А знаете ли вы?»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей.

Заключительный этап

Мониторинг
родителей

«Анкетирование родителей»

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
Отзывы родителей предложения и замечания

Мониторинг детей

«Логопедическое обследование»

Выявление уровня речевого развития детей

Участие на МО логопедов

«Давайте говорить правильно!»

Презентация проекта

Ожидаемые результаты.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.

Описание проекта:

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:

Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

    выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

    начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";

    выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда": методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.

2 этап - основной (практический)

Задачи:

Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;

Пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

Проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;

Проведение индивидуальных консультаций;

Создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);

Презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);

Ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)

3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).


Цель:
анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

Задачи:

    Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

    Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

    Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.

Практическая значимость проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.

Заключение

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

Результаты проекта

    Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

    Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Литература

    Антонова, Т.В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка /Т.В. Антонова// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 2-6

    Васильева, И.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.Н.Васильева // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С.54-63

    Вотинова, Е.М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ/ Е.М. Вотинова, Е.М. Полюхович // Логопедия сегодня. – 2011. - №4.– С.70-74

    Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 143 с.

    Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй / Н.В. Микляева. – М.: ЭКСМО, 2006. – 205 с.

    Михеева, И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7лет с ОНР/ И.А.Михеева, С.В. Чешева. – СПб.: Питер, 2009. – 155 с.

    Успенская, Л.П. Учитесь правильно говорить / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1992. – 234 с.

Приложение

Приложение № 1

Индивидуальные консультации

Приложение № 2

Родительские собрания

Приложение №3

Открытые занятия


Приложение № 4

Домашние задания


Приложение № 5

Праздники и развлечения



Приложение № 6

Анкетирование родителей учащихся

Анкета для родителей "Речевое развитие ребенка"

1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

2. Дата рождения________________________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа.)_______________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? __________________________________________________________________10. Присутствуете ли на праздниках?____________________________________________

Приложение № 7

Уровень родительской мотивации