Прочитать бежин луг тургенев краткое содержание. И.С

Перед вами – краткое содержание рассказа Тургенева «Бежин Луг». «Бежин Луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника», написанных в 1847-1851 годах.

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря не пылает пожаром: она различается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…»

Рассказчик охотился в лесу. Он «нашел и настрелял довольно много дичи».

После этого решил вернуться домой, однако заблудился и вышел к месту, известному под названием «Бежин луг». Там горел костер, возле которого находились крестьянские ребятишки. Они стерегли табун.

«Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков».

Охотник подсел к мальчикам.

Завязался разговор. Была удивительно прекрасная ночь. Костер был очень красив.

«Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение: пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

Автор подробно описывает мальчиков – они совершенно разные, но их объединяет много общего - строгость, уверенность в себе, трудолюбие. Мальчишки варят картошку в котелке. Идет неторопливый разговор о нечистой силе.

Федя задает вопросы Ильюше о домовом:

Ну и что ж, ты так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

В старой рольне.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты, фабричные!

Разговор о нечистой силе очень увлекает мальчишек. Затем речь заходит о Гавриле, слоботском плотнике, которого знают все мальчишки. Гаврила – угрюм и молчалив. Мальчики объясняют его характер встречей с нечистой силой.

«Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел - бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется…

А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, - а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный…»

Русалка звала Гаврилу к себе. Он сначала пошел. Но потом одумался и перекрестился. Класть крест ему было очень тяжело. Но после того, как он перекрестился, русалка уже не смеялась, а плакала. Гаврила спросил у нее: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка ответила: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на весели до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Костя продолжил:

«Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он все невеселый ходит».

Все присутствующие заинтересованы рассказом. Обсуждают, есть ли поблизости русалки.

Потом Ильюша рассказывает о том, что приключилось на Варнавицах. Там похоронен утопленник. Утоп этот человек очень давно, когда пруд был глубоким. Могила его видна до сих пор. Местный приказчик отправил псаря Ермилу на почту.

Тог задержался в городе. Обратно поехал, будучи не совсем трезвым. Когда он проезжал мимо пруда, увидел на могиле барашка. Этот барашек был очень красивый, беленький, кудрявый. Ермил решил его ваять.

Однако лошадь вела себя очень странно: таращилась, трясла головой, сопротивлялась. Но Ермил все-гаки взял барашка. Едет и везет его с собой. Смотрит Ермил па барашка и замечает, что барашек смотрит ему прямо в глаза.

Мужику стало жутко. Он стал гладить барашка и говорить: «Биша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша».

Как только мальчик рассказал эту историю, собаки вдруг вскочили и куда-то убежали, сильно притом лая. Дети испугались. Но потом оказалось, что собаки просто что-то почуяли. Павел предположил, что они почуяли волка. Мальчики продолжают разговор. Речь заходит о покойнике, старом барине. Оказывается, он часто появляется в округе и что-то ищет. Один раз дедушка Трофимыч увидел его и спросил: «Что, батюшка Иван Иваныч, изволишь искать па земле?»

Покойный барии ответил, что ищет разрыв- траву. Она ему нужна, по тому что «могила давит» и барину «хочется вон…».

Ильюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в атом году. В прошлом году баба Ульяна ходила па паперть. Ома сидела долго, но потом вдруг увидела мальчика. Он шел и не поднимал головы. Он умер весной. Затем Ульяна увидела саму себя. Федя возражает, что баба Ульяна не умерла. Но Ильюша ответил, что год еще не кончился. Если посмотреть на нее, то непонятно, «в чем душа держится».

Мальчики увидели белого голубка и предположили, что это летит на небо праведная душа.

Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша ответил, что это удивительный человек, который придет, когда наступят последние времена. Ему ничего нельзя будет сделать, он будет соблазнять народ. Тришка - это антихрист.

Во время солнечного затмения началась сильная паника. Ситуация усугубилась еще и тем, что издали все увидели человека со странной головой. Все подумали, что это идет Тришка.

«А человек- то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».

Мальчики засмеялись и приумолкли. Над рекой кричит цапля, дети обращают на ее крик внимание.

Павлуша вспоминает о том, что в яме с водой в позапрошлом году утопили Акима-лесника воры, и душа его жалуется. Поэтому, если проходить мимо, можно услышать стон.

Мальчики начинают говорить о лешем, о лягушках. Разговор увлекает их, они спорят. Павел собрался за водой. Ильюша предостерегает его, говорит, что может утащить водяной. Именно это и случилось с Акулиной после чего она сошла с ума.

Потом Костя вспоминает мальчика Васю, который утонул в реке. Его мать, Феклиста, очень любила сына. Она словно предчувствовала, что сын погибнет от воды. Утонул он как раз тогда, когда мать была рядом. С тех пор Феклиста тронулась умом.

Возвращается Павел и говорит, что слышал Васин голос. Тот звал его. Однако Павел успел уйти, даже набрал воды. Федя говорит, что звал его водяной. Ильюша замечает, что это плохая примета. Однако Павел возражает: «своей судьбы не минуешь», поэтому не стоит обращать внимания.

Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Наступает чудесное утро, которое описано очень подробно. Автор уходит от костра. Позднее автор узнал, что в том же году Павел погиб. «Он не утонул: он убился, упав с лошади». Автор с жалостью творит, что Павел был замечательным парнем.

Название произведения: Бежин луг
Иван Сергеевич Тургенев
Год написания: 1850
Жанр произведения: рассказ из цикла «Записки охотника»
Первая публикация: 1851
Главные герои: Автор-рассказчик и мальчишки-пастушки: Федя около 14, Павлуша и Илюша лет по 12, Костя где-то 10 лет, а самому младшему, Ванюше - лет 7.

Автор истории заблудился в лесу, к сумеркам он вышел к костру, разбитому группой деревенских мальчишек, что случилось с ним дальше поможет узнать краткое содержание рассказа «Бежин луг» для читательского дневника.

Сюжет

Новые знакомые разрешили рассказчику заночевать возле их костра. Мальчишки возобновили свой разговор лишь когда решили, что их взрослый гость заснул. Друзей было пятеро, их звали: Павлик, Федя, Ваня, Илюша и Костя. Ребята пугали друг друга байками про всякую нечисть: история о домовом, рассказ о встрече плотника Гаврилы с лесной русалкой, история о говорящем барашке с могилки утопленника,рассказ о покойнике-барине, гуляющем в поиске разрыв-травы, история бабы Ульяны, решившей ночью погадать на покойников и увидевшей в «списке претендентов» саму себя.

Жути нагнали мальчишки, говоря ночью о нечистой силе. Самый смелый из них Павлуша отходил от костра поглядеть, что с лошадьми один, а после и на реку за водой сходил. Оставшиеся вспомнили знакомого мальчонку-утопленника. Павлуша вернулся и сказал, что ему померещилось как тот самый мальчик его из воды к себе позвал. Не к добру такие знамения.

После этого рассказчик забылся сном. Утром поблагодарил за приют и ушёл. Спустя некоторое время до него дошла печальная весть - Павлуша погиб, расшибся, упав с лошади.

Вывод (моё мнение)

Автор представленного произведения говорит о красоте привычного окружающего мира, подчёркивает, что нужно ценить её. Делает акцент на незримой связи между природой и человеком. Только на фоне природы так легко могут найти общий язык люди разного возраста, развития и социального статуса.

В прекрасный июльский день охотился я за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Уже вечерело, когда я решил вернуться домой. Я взобрался на холм и вместо знакомых мест увидел узкую долину, напротив стеной возвышался частый осинник. Я пошёл вдоль осинника, обогнул бугор и очутился в лощине. Она имела вид котла с пологими боками, на дне её стояло несколько больших белых камней - казалось, они сползлись туда для тайного совещания. В долине было так глухо и уныло, что сердце у меня сжалось.

Я понял, что окончательно заблудился и решил идти по звёздам. Вдруг я увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Прямо подо мной в темноте горели и дымились два костра. Я понял, что зашёл на Бежин Луг. Ноги мои подкашивались от усталости. Я спустился кострам и обнаружил там ребятишек, которые вывели лошадей в ночное.

Я прилёг и стал наблюдать за мальчиками. Из разговоров я понял, что их звали Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Старшему из них, Феде, было лет 14. Это был стройный, красивый мальчик, который, судя по одежде, принадлежал к богатой семье. У Павлуши была неказистая внешность, но взгляд умный и прямой, а в голосе звучала сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражало тупую заботливость. И ему, и Павлуше было не более 12-ти лет. Костя, маленький, тщедушный мальчик лет 10, поражал задумчивым и печальным взором. Ване, прикорнувшему в сторонке, было всего лет 7.

Я притворился спящим, и мальчики продолжили разговор. Ильюша стал рассказывать о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Вдруг наверху кто-то затопал, потом стал по лестнице спускаться, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. А потом вдруг кто-то как закашляет. Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начал Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес по орехи и заблудился. Стемнело. Присел Гаврила под деревом и задремал. Проснулся он оттого, что его кто-то зовёт. Смотрит Гаврила - а на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка смеяться перестала, заплакала жалобно. Гаврила спросил, почему она плачет. Плачет она оттого, что Гаврила перекрестился - ответила русалка. Если бы он не крестился - жил бы с ней весело, а теперь и он до конца дней плакать будет. С тех пор Гаврила невесёлый ходит.

В отдалении раздался протяжный звук, в лесу отозвались тонким хохотом. Мальчишки вздрогнули и перекрестились. Ильюша рассказал историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит Ермил: на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!». А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!».

Вдруг собаки залаяли и кинулись прочь. Павлуша бросился за ними. Вскоре он вернулся и сказал, что собаки почуяли волка. Я изумился храбрости мальчика. Ильюша между тем рассказал о том, как на нечистом месте встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история была о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт; пригляделась - а это она сама, Ульяна. Потом Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начали обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказал о мальчике, которого водяной утащил под воду. Уснули ребята только к рассвету. В том же году Павел убился, упав с лошади.

Записки охотника: Бежин луг

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костёр, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков". Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал под деревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовёт, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль - о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить "Бяша, бяша". А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: "Бяша, бяша".

В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались - то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна ещё жива, Илюша отвечает, что год ещё не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что "Тришка придет". На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать - ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали па улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними - надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как её утащил на дно водяной и там "испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем - картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, но он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.