Проблема взаимоотношения личности и государства. Взаимодействие государства и общества Как решается проблема человек и государство

Глобальные проблемы человечества затрагивают нашу планету в целом. Поэтому их решением занимаются все народы и государства. Этот термин появился в конце 60-х годов XX века. В настоящее время существует специальная научная отрасль, которая занимается изучением и решением глобальных проблем человечества. Она носит название глобалистика.

В этой сфере работают научные специалисты различных областей: биологи, почвоведы, химики, физики, геологи. И это неслучайно, ведь глобальные проблемы человечества носят комплексный характер и их появление не зависит от какого-то одного фактора. Наоборот, очень важно учитывать экономические, политические, а также социальные изменения, происходящие в мире. От того, насколько правильно будут решаться современные глобальные проблемы человечества, зависит жизнь на планете в будущем.

Необходимо знать: некоторые из них существовали давно, другие, достаточно «молодые», связаны с тем, что люди начали негативно воздействовать на окружающий мир. Из-за этого, например, появились экологические проблемы человечества. Их можно назвать главными трудностями современного общества. Хотя сама по себе проблема загрязнения окружающей среды появилась уже давно. Все разновидности взаимодействуют друг с другом. Часто одна неприятность провоцирует возникновение другой.

Иногда бывает, что глобальные проблемы человечества удаётся решить и полностью избавиться от них. В первую очередь это касается эпидемий, которые угрожали жизни людей на всей планете и приводили к их массовой гибели, но затем они были остановлены, например, с помощью изобретённой вакцины. В то же время появляются совершенно новые проблемы, которые ране были обществу неизвестны, или уже существующие вырастают до мирового уровня, например, истощение озонового слоя. Причиной их возникновения является деятельность человека. Проблема загрязнения окружающей среды позволяет увидеть это очень чётко. Но и в других случаях ясно прослеживается тенденция влияния людей на те несчастья, которые случаются с ними и угрожают их существованию. Итак, какие проблемы человечества, имеющие планетарное значение, существуют?

Экологическая беда

К ней приводят ежедневное загрязнение окружающей среды, истощение земных и водных запасов. Все эти факторы вместе могут ускорить наступление экологической катастрофы. Человек считает себя царём природы, но в то же время не стремится сохранить её в первозданном виде. Этому мешает и индустриализация, которая идёт быстрыми темпами. Негативно воздействуя на свою среду обитания, человечество разрушает её и не задумывается над этим. Не зря разработаны нормы загрязнения, которые регулярно превышаются. В результате этого экологические проблемы человечества могут приобрести необратимый характер. Чтобы этого избежать, надо обратить внимание на сохранение флоры, фауны, попытаться сберечь биосферу нашей планеты. А для этого необходимо сделать производство и другие виды деятельности человека более экологичными, чтобы воздействие на окружающую было менее агрессивным.

Демографическая проблема

Население планеты растёт быстрыми темпами. И хотя «демографический взрыв» уже пошёл на убыль, проблема всё равно остаётся. Ухудшается ситуация с продовольствием, природными ресурсами. Их запасы уменьшаются. Одновременно возрастает негативное влияние на окружающую среду, невозможно справиться с безработицей, нищетой. Возникают трудности с образованием, здравоохранением. Решение глобальных проблем человечества такого характера взяла на себя ООН. Организация создала специальный план. Один из его пунктов - программа планирования семьи.

Разоружение

После создания ядерной бомбы, население старается избежать последствий её применения. Для этого подписываются договоры между странами о ненападении и разоружении. Принимаются законы о запрете ядерных арсеналов, прекращении торговли оружием. Президенты ведущих государств надеются таким образом избежать начала Третьей мировой войны, в результате которой, как подозревают, может быть уничтожено всё живое на Земле.

Проблема с продовольствием

В некоторых странах население испытывает недостаток продуктов питания. Особенно от голода страдают жители Африки и других третьих стран мира. Для решения этой проблемы созданы два варианта. Первый направлен на то, чтобы пастбища, поля, зоны рыболовства постепенно увеличивали свою площадь. Если следовать второму варианту, надо не увеличивать территории, а повышать продуктивность существующих. Для этого разрабатываются новейшие биотехнологии, способы мелиорации, механизации. Создаются высокоурожайные сорта растений.

Здоровье

Несмотря на активное развитие медицины, появление новейших вакцин и препаратов, человечество продолжает болеть. Причём многие недуги угрожают жизни населения. Поэтому в наше время активно ведётся разработка способов лечения. В лабораториях создаются вещества современного образца для эффективной иммунизации населения. К сожалению, наиболее опасные болезни XXI века - онкология и СПИД - остаются неизлечимыми.

Проблема Мирового океана

В последнее время этот ресурс не только активно исследуют, но и используют для нужд человечества. Как показывает опыт, он может обеспечивать продовольствием, природными ископаемыми, энергией. Океан является торговым путём, способствующим восстановлению связи между странами. В то же время его запасы используются неравномерно, на его поверхности ведутся военные действия. Кроме того, он служит базой для захоронения отходов, в том числе и радиоактивных. Человечество обязано беречь богатства Мирового океана, избегать загрязнения, рационально использовать его дары.

Освоение космоса

Это пространство принадлежит всему человечеству, значит, все народы должны использовать свой научный и технический потенциал для его исследования. Для глубокого изучения космоса создаются специальные программы, в которых используют все современные достижения в этой области.

Люди знают о том, что если эти проблемы не исчезнут, планета может погибнуть. Но почему же многие не хотят ничего предпринимать, надеясь, что всё исчезнет, «рассосётся» само собой? Хотя, по правде говоря, лучше такое бездействие, чем активное уничтожение природы, загрязнение лесов, водоёмов, уничтожение животных и растений, особенно редких видов.

Невозможно понять поведения таких людей. Им не мешало бы задуматься о том, что жить, если, конечно, это будет ещё возможно, на погибающей планете придётся их детям и внукам. Не надо рассчитывать на то, что кто-то сможет избавить мир от трудностей за короткое время. Глобальные проблемы человечества могут быть решены только сообща, если всё человечество приложит к этому усилие. Угроза уничтожения в ближайшем будущем не должна пугать. Лучше всего, если она сможет простимулировать потенциал, заложенный в каждом из нас.

Не надо думать, что одному трудно справиться с мировыми проблемами. От этого кажется, что действовать бесполезно, появляются мысли о бессилии перед трудностями. Смысл в том, чтобы объединить усилия и помочь процветанию хотя бы своего города. Решить маленькие проблемы своего места обитания. А когда такой ответственностью перед собой и своей страной начнёт обладать каждый человек на Земле, масштабные, глобальные проблемы также будут решены.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

И.П. КУЙБЫШЕВА, к.биол.н., кафедра права

Взаимоотношения индивида и государства - одна из ведущих проблем политикоправовой мысли, имеющая многовековую историю. Каким бы ни было государство по своей природе, какой бы режим в нем ни господствовал, взаимоотношения человека и государства всегда представляли интерес не только теоретический, религиозный, философский, но и практически-прикладной, поскольку без учета взаимодействия государства и человека невозможно было установить в обществе порядок, необходимый для господствующей элиты или для демократически избранных правителей.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития.

Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматривается как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно является пределом такого вмешательства.

Идея гармонизации отношений личности и государства находит выражение в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерно не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством

незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение своих обязанностей перед государством и обществом.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные потребности и их удовлетворение. Это собирательная категория. Законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности Составляют ее правовой статус. Правовой статус личности, который является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, включает в себя права, свободы и обязанности, закрепленные в

Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности и участие в государственных делах. Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества.

Современный юридический статус личности в Российской Федерации характеризуется крайней неустойчивостью, слабой социально-правовой защищенностью, отсутствием надежных гарантирующих механизмов, неспособностью государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность. Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который переживает сегодня Россия. Изменилась и материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, появление рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня). Единство и стабильность правового статуса подорвано процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами. В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные законы, нарушающие основные права человека, проводятся этнические чистки. Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминальная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т. д. На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственнопсихологические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубо-

кий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.

Есть и позитивные тенденции. В настоящее время под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области. Закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества. Правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии. Осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-раздражительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности. Меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократия, справедливость. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности, составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он - средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным

формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочение его статуса, достоинства.

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами.

Главная трудность заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.

Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950). Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности. Оба

этих документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принцйпов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли й слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.

Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).

Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).

Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в нашем законодательстве, их не было раньше ни в бывшей советской Конституции, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства - защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ). При этом подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,

Деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства. Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня -это безусловная норма.

В итоге можно сказать, что в области прав и свобод человека наблюдается пусть небольшой, но все же прогресс, особенно в смысле законодательного их оформления, общественного внимания, политического и философского осмысления научных заделов и т.д. Вместе с тем, реальность такова, что эти права грубо и повсеместно нарушаются, не соблюдаются, игнорируются, слабо защищены, не обеспечены материально.

Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы- главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец-то осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником не-

довольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни. В президентском Послании Федеральному Собранию 1995 г. отмечается: «Нам удалось провозгласить многие права и свободы граждан. С гарантиями этих прав дела обстоят значительно хуже».

Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, т. к. высокие идеи и суровая действительность расходятся. «Не секрет, что Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить». В этом особенности сложившейся ситуации.

Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием. Сделать это чрезвычайно трудно, ибо, как указывается в том же Послании, «государство наше не настолько богато, чтобы все без исключения права и свободы человека и гражданина материально обеспечить на самом высоком уровне. Минимальные стандарты жизни пока не сформулированы законодательно». Государство сегодня по сути само является «банкротом», «должником», неспособным даже своевременно расплачиваться со своими гражданами за их труд.

Раздел в Основном Законе РФ о правах и свободах человека и гражданина, явля-

ется в известной мере украшением правовой системы современной России, самым полным нормативным выражением её демократических устремлений.

В целом необходимо отметить, что главное в рассматриваемой проблеме в данный момент- это не теоретическая разработка прав и свобод человека, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации, т.е. практическая сфера.

По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных интересов граждан. Новая Конституция РФ обусловила систему гарантий прав и свобод человека и гражданина. Термин «гарантий» используется в Основном Законе России не менее, чем в 18 статьях. Конституция подчеркивает, что обеспечение прав личности не является исключительной прерогативой федеральных органов. Сегодня ответственность за выполнение обязательств в сфере прав человека и гражданина в значительной мере ложится на республики и иные субъекты, входящие в состав России.

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Президент России вправе приостанавливать действий актов исполнительной власти субъектов РФ в случае нарушения ими прав свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Важную роль в вопросах охраны и защиты прав человека играет Конституцибнный Суд РФ, который по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона,

примененного юти подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4, ст. 125).

Проблема полноты и гарантированности прав и свобод человека приобрела в современном мире глобальное значение. Мировое сообщество стремиться выработать единое правило в вопросах социальной и правовой защищенности граждан, пытается унифицировать, принять единые стандарты и процедуры, способствующие признанию достоинства, присущие всем членам человеческой семьи.

В этой связи принципиально важным с точки зрения понимания общих гарантий является содержание преамбулы Международного пакта об экономических, социальных и политических правах, о том, что идеал свободной личности, свободной от страха и нужды, может быть достигнут, если только будут созданы такие условия, при которых любой человек может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами.

Следовательно, социальное государство и его законодательство призваны целенаправленно улучшать и защищать материальное благосостояние, служить задачам по обеспечению человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. - М., 1994. - С. 15.

3. Лукашева Е.А. Правовое государство, личность, законность. - М., 1997.

4. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. - Саратов, 1972.

5. Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987.

6. Общая теория прав человека / Отв. ред. Лукашева Е.А.-М., 1996.

7. Правовое государство, личность, законность. - М., 1997.

8. Теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. - М., 1996. - Лекция 11.

9. Теория государства и права / Под ред. Малько А.В. - М., 1997. Глава 11.

Особенности современного мира, входящего в XXI в., заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой - пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем.

Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству , которые не могут быть решены одним отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества , т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира; в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в-пятых, они предполагают примат международного права , т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права , осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.

Принято выделять несколько групп глобальных проблем:

  • международное сотрудничество и упрочение мира;
  • обеспечение прав и свобод человека ;
  • национальная и международная безопасность;
  • экология;
  • народонаселение или установление демографического равновесия планеты;
  • научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;
  • международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.

Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловлено и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:

  1. предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия ;
  2. обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях;
  3. преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;
  4. ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;
  5. использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;
  6. международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.

Новое мышление государственных деятелей предлагает перешагнуть через то, что мир разделяет, ради общих человеческих интересов, ради жизни на Земле. Нормализация международных отношений в экономике , в сфере информации, в экологии может быть осуществлена на основе широкой интернационализации, партнерства, поиска баланса интересов государств, так как без этого невозможна стабильность на планете. Основной исходный принцип взаимоотношений между государствами и во внутренней политике каждого государства прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, что означает коренной отход от традиционных представлений о войне и мире. В глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побежденных и неминуемо погибла бы вся цивилизация. Соответственно в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, способные гуманизировать межгосударственные отношения. В этом контексте решение глобальных проблем экономического развития, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, общества и государства - с другой. Провозглашен и осуществляется приоритет общечеловеческих ценностей, прежде всего выживания и прогрессивного развития человечества. Отсюда конверсия, закрытие ядерных полигонов, цивилизованное решение экономических и экологических проблем.

Законодательство России по глобальным проблемам приводится в соответствие с международными стандартами. Но, к сожалению, в России имеются большие трудности, связанные с Чернобылем и событиями, порожденными переходным периодом в развитии общества и государства. В результате не все государственные программы полностью финансируются, не все законодательство материально и организационно обеспечено.

По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духовно-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.

Положение дел с экологией, продовольствием, энергетическими ресурсами и т.д. диктует необходимость повышения ответственности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия претворения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объединение усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершенствования средств коммуникации на основе утверждения в международных отношениях нового политического мышления, исходящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности.

Общая теория права и государства не может акцентировать внимание на перспективах эволюции отдельных правовых систем. Эта наука ставит вопрос о судьбах права и государства вообще. И в решении его легко впасть в утопию, уйти в заоблачные дали. Если же не отрываться от мировых реалий, следует констатировать следующие моменты:

1. Все большее усложнение общественных отношений, что, естественно, диктует потребность в таких инструментах, как государство и право.

2. Глобализацию ряда проблем (о некоторых из них речь шла в предыдущих разделах), требующих в своем разрешении усиления роли права и государства.

3. Рост социальных конфликтов, предполагающих государственно-правовой инструментарий их преодоления.

4. Возросшее стремление людей к свободе, которая только и возможна в рамках права и при поддержке государственных институтов.

5. Основное направление эволюции права и государства - в сближении национальных систем в силу ограниченности земного пространства, близости народов и необходимости общих решений.

Негативное отношение к государству и неправовым законам , от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в этой связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, то именно с ними и следует связывать судьбы права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

». В этом году его темой стали проблемы взаимоотношений человека с обществом и государством и пути их разрешения. Сегодня жюри объявило имена победителей.

Номинация «Проблема»

I место
Арнольд Вебер

«Вчера я все»

«Социальная, культурная и политическая апатия в России на протяжении 2014-2015 года стала причиной парадоксальной амбивалентности молодежи. Они решили оставить общественную пустоту, личные проблемы и неспособность решить их, и отключиться. «Вчера я все» - это вера, девиз, исповедь, покаяние и обещание поколений, вынужденных жить в данный момент».

Никогда не давай людям второго шанса, а то они еще раз двенадцать сотворят х***ю

Фото: Арнольд Вебер


Четыре бара за ночь. Умеем, можем

Фото: Арнольд Вебер


И чем ты отличаешься от этих парней в белых рубашках, если из твоей головы вытащить Паланика, Уэлша и еще книг 15 из оранжевой серии? Ничем

Фото: Арнольд Вебер

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы , остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, терроризмом, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций - обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и пр. безопасности. В наше время без права и государства их решить не возможно. Здесь велика роль международного права.

1. Экологическая проблема . Она появилась в результате научно-технического прогресса. Он несёт с собой не только плюсы, но и минусы Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. Международное экологическое право играет важную роль в решении экологических проблем современности, но каждое государство, в свою очередь развивает своё экологическое законодательство, во взаимодействии с этим международным экологическим правом.

Проблемы : невозможность затормозить технический прогресс, загрязнение. Нарушено хрупкое равновесие между природой и человеком. Уничтожение природных ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Уменьшение озонового слоя, парниковый эффект, проблема шума. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.



2. Борьба с международной преступностью: В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Решить проблемуборьбы с международной преступностью, терроризмом без применения норм международного уголовного права не возможно. Разные государства имеют разные службы, но действуют на основе норм международного права. Ведь террористы действуют на территориях разных государств. Поэтому международное право здесь выходит на первый план.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями, например ИНТЕРПОЛ, принятие законов, ужесточающих ответственность за международные преступления.

3. Борьба с бедностью . Много людей умирают от голода.

4. Проблемы народонаселения ./Демографические проблемы/. В каждой стране она решается по-своему. Где-то есть прирост населения, где-то спад. Но проблема есть. Необходимо координировать усилия в области медицинского обеспечения. Население растет в геометрической прогрессии, а еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке.

5. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса.

6. Проблема информационного потока.

7. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни.

8. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план.

9. Есть опасность разрушения человеческой телесности, в связи с гигантскими нагрузками на психику человека, стрессами, засорение канцерогенами, мутантами и т.д.

Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность.


9. Гражданское общество и правовое государство

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Гражданское общество – это особое общество оно отличается своими конкретными признаками.

1. В гражданском обществе утверждается многообразие форм собственности: частная, государственная, муниципальная.

2. В гражданском обществе безусловно признаются и защищаются естественные права человека.

3. В гражданском обществе утверждается политический и идеологический плюрализм. Политический плюрализм выражается в том, что там двух, трех и многопартийная система. А идеологический в том, что нет официальной государственной идеологии. Конституция говорит о том, что ни одна идеология не может быть признана официальной. Государственной.

4. Это открытое общество, а не закрытое.

5. В нём существуют свободные СМИ, газеты, теле радио каналы и т.д.

6. В нём интерес отдельного человека (гражданина) стоит выше интересов общества.

Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Правовое государство существует в гражданском обществе. Нет гражданского общества – нет правового государства. Нет правового государства – нет гражданского общества.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков : По Решетову:

1. Разделение властей .

2. Верховенство закона . Оно вытекает из высшей юридической силы закона. Все остальные правовые акты носят подзаконный характер. Если Указ Президента будет противоречить закону, будет действовать не Указ, а закон. Если Постановление Правительства будет противоречить закону, действовать будет не Постановление, а закон. Это и есть верховенство закона.

3. Взаимная ответственность гражданина перед государством, а государства перед гражданином. У нас кое-что в лучшую сторону здесь наметилось. В советском государстве об этом речи быть не могло. Государство советов со своей партией были неприкасаемы. Главное государство и общество надо ставить на первое место. В правовом государстве интересы человека и государства ставят в равную плоскость. Если государство не выполнило своих обязательств, гражданин может привлечь его к ответственности. И граждане делают это, обращаются в европейский суд по правам человека. Заявлений наших граждан там больше, чем всех вместе взятых стран Европы. Потому, что наше государство не привыкло отвечать за свои действия перед своими гражданами.

4. Иногда в качестве признака правового государства называютприоритет прав и свобод гражданина в развитии государства.

Говорят, что правовое государство - это теория, идеал, что реально такого государства нет и быть не могло. Идеал и реальное государство никогда не совпадали, и совпасть не могут. Взяв эти признаки можно заметить, что в США есть разделение властей это реальность, есть верховенство закона, взаимная ответственность. То же в Германии, Швеции, Швейцарии. Реальное правовое государство отличается такими признаками. Мы тоже хотим построить правовое государство и идём поэтому пути.