Проблема отсутствия смысла жизни. Аргументы для части С

1. ТО, О ЧЕМ ВОТ УЖЕ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ СПОРЯТ ФИЛОСОФЫ

3. МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ ВЫМЫСЛА И ИЛЛЮЗИЕЙ СМЫСЛА ВОЗМОЖЕН ЛИ ВЫХОД

4. СЛАГАЕМЫЕ СЧАСТЬЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. ТО, О ЧЕМ ВОТ УЖЕ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ СПОРЯТ ФИЛОСОФЫ

Barba non fasit philosophum.

Борода не делает философом.

Латинский афоризм

Теоретическое осознание проблемы смысла жизни происходит на разных уровнях и средствами разных общественных дисциплин. Эта проблема поднимается в социологии, психологии, этике, эстетике, философии. К концу ХХ в. в общественных науках сложилось множество направлений, с разных точек зрения, анализирующих вопросы сущности, смысла бытия, проблемы смерти и бессмертия. Кстати говоря, проблема смерти и бессмертия считаются самыми первыми проблемами, которые в античные времена и послужили основой для рождения такой науки, как философия.

Традиционно принято считать проблему жизни и смысла прерогативой этики, которая действительно внесла, пожалуй, самый большой вклад в её развитие. По признанию большинства авторов - этиков и философов, понятие “смысла жизни” выражает не сущное, а должное, следовательно, оно изначально является внутренне “нравтсвенно” нагруженым. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности теоретического ответа на вопрос о смысле жизни, так как это вопрос жизненно-практический.

Общая и социальная психология рассматривает смысл как основу личности, центральное, организующее звено жизненного мира. Осмысленность, индивидуальность существования позволяют связать в некую целостность сознание и деятельность, сознание и бытие. В психологии же уделяется специальное внимание проблеме конечности, смертности и ее осознание как стимула к реальному выражению личности.

Начиная с середины 70-х гг. в теоретическом постижении проблемы смысла жизни произошло качественное изменение: вместе с углублением антропологического подхода, ориентированного на индивида, стали развиваться теории социально-исторического и культурного творчества человека как его жизненно-смысловой реализации. Реализация человека в культуре, ее противоречивость и неоднозначность, творческая нацеленность личности стали предметом собственно философского размышления. В соединении с глубинными историко-философскими изысканиями на новую высоту поднялись и традиционно этические исследования.

Жизнь и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморализм, осмысленность и абсурд, нигилизм и самопожертвование - эти полярные, и в своей полярности глубоко связанные “абсолюты” человеческого бытия стали предметом анализа в работах многих выдающихся философов.

Таким образом, состояние исследований о человеке и его месте в современном мире свидетельствуют об усилении исследовательского внимания к смысложизненной проблематике, широчайшем диапазоне возможных подходов и решений в рамках различных направлений. С другой стороны, сама жизнь, реальное состояние общества в условиях социальных и духовных изменений вызывают размышления о роли, назначении и смысле жизни отдельного человека в неоднозначных, требующих решительности и выбора, ситуациях.

Именно в пору “потрясений” общественного сознания становится, на мой взгляд, необходимым внимание к человеку, к его душе, разрешению вопросов, задаваемых им себе и миру: как жить; зачем жить; что делать; что есть жизнь; и самый главный вопрос - в чем смысл жизни?

Вы наверно заметите, что эти вопросы, которыми философия задается столько, сколько вообще существует, и ответов - столько, сколько людей на земле было есть и будет. Тем не менее в разные времена люди по-разному приходили к их осознанию. Я поставил перед собой задачу, при написании этой курсовой работы: попытаться понять, как и почему с такой остротой эти вопросы возникают, как и почему на них так или иначе отвечают - сейчас, на наших с вами глазах, в нашем шатком мире, привычный облик которого - повседневность,

2. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ. УТРАТА СМЫСЛА И ЖИЗНЕУТВЕРЖДЕНИЕ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ

Боже правый, неужели

Вслед за ним пройду и я

В жизнь из жизни мимо цели

Мимо смысла Бытия.

Арсений Тарковский

“Пушкинские эпиграфы»

Размышляя над проблемой смысла жизни, нельзя игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она, как проблема, может не осознаваться, но в которой она назревает именно как проблема.

Необходимость обращения к ней обусловлена, прежде всего, жизненно-практическим характером смысла жизни. В наших условиях это обращение важно также в силу сложившихся социальных обстоятельств, о которых очень точно и остро говорят современные публицисты: “У нас большинство людей озабочены, главным образом, обеспечением элементарных биологических потребностей: как добыть мясо, масло, сахар; как достать обувь, одежду; как хоть на старости лет получить крышу над головой; как прокормить, одеть, выучить, вылечить наследников... И пока что они, первичные потребности, а не добро и зло являются героями главного боя - сердца человеческого”. Из всего вышеизложеного видно, что в публицистике и художественной литературе идет разговор о быте, “вещном” воплощении повседневности. Но понятие повседневности не тождественно быту. Ощущение некоторой утраты смысла жизни в условиях трудного быта нельзя сводить к сосредоточенности именно на бытовых проблемах. Дело в том, что сама повседневность, как непосредственное, эмперическое бытие человека в мире, оказывается под час самим миром, жизненным миром индивида, организующее в нечто целостное его деятельность и сознание. Наша социальная философия, как это не покажется странным, также не оставила без внимания сферу обыденного сознания и повседневности, хотя исходила отнюдь не из критического пафоса современной публицистики, а из «гносеологической» проблематики.

В середине 70-х гг. исследователи общественного сознания зафиксировали в своих теоретических изысканиях так называемое вненаучное социальное знание, соотносяещееся с практически-духовными видами деятельности, с обыденной жизнью человека.

Содержание «вненаучного» знания понималась разными философами по-разному. Но для нас важно то, что реальная жизнь «заставила» теоретиков обратить внимание на существование в сознании общества, с одной стороны, обыденно-практического сознания, утверждающегося в повседневности, - это сознание функционировало достаточно независимо от той вульгаризированной идеологии, которая прокламировалась официальным обществознанием и политическими структурами, а с другой стороны - эстетического постижения бытия, также, по всей видимости, «самодостаточного».

В рамках данного направления исследований первостепенное место уделяется анализу непосредственно интересующего нас феномена так называемого обыденного сознания.

Известно, что сознание как осознание бытия с необходимостью сопровождает любую человеческую деятельность. Оно зарождается в процессе этой деятельности, и прежде всего - деятельности материальной «производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей… Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей», - писали К.Маркс и Ф.Энгельс в «Немецкой идеологии».

Существуя как «рефлекс» реальной практической деятельности и жизни людей, обыденное сознание «воплощается» в самом потоке жизни, в актуальных речевых высказываниях, моральных нормах, эстетических ценностях, но не имеет письменно закрепленного выражения в виде текстов или материальных продуктов деятельности.

В силу этого изучение обыденного сознания происходит, как правило, на основе его рационализации в искусстве, религии, философии, науке, морали, праве, т. е. посредством создание типологий обыденного сознания, их моделей. Непосредственной данностью «обычного» осмысления реальности являются практическое действие и актуальная языковая, речевая деятельность в их абстрактно - всеобщих характеристиках, труднопредставимых наглядно-эмпирически. Именно поэтому теоретическое изучение обычного сознания возможно подчас лишь как одновременное воссоздание и даже конструирование обыденных представлений и суждений.

Проблема обыденного сознания возникает в социальной философии неслучайно. Нельзя представлять себе дело так, что резкое увелечение числа научно-исследовательских работ по этой теме в отечественной философии обусловлено нашими специфическими социально-бытовыми трудностями. Дело в том, что в современном мире сфера повседневности в силу развития техники предельным образом стандартизируется, унифицируется и включает в свое функционирование огромные массы людей. В западной социологии сложилось целое направление исследований, так называемое социология повседневности. Первооткрыватель ее А.Шюц выделяет две основные черты повседневности - первая, устойчивость, стабильность, нормальное, обычное течение жизни, и вторая - типологическая определенность повседневности. Самое важное достижение западной так называемой понимающей социологии в отношении обыденного сознания и повседневности - это понимание внутренней целостности и специфической организованности «мышление повседневности».

Чтобы понять, о чем идет речь, придется остановить наше внимание на одном примечательном явлении современной словесности, на так называемой новой прозе. Это повести, рассказы, пьесы и «монологи», в которых «исследуются» - трудно подобрать другое слово - логика и абсурд повседневности. В результате именно такого исследования читатель вынуждается логикой - или абсурдом - рассказа поставить перед собой в первозданном виде вопрос о смысле жизни. Это роза виртуозно справляется с почти неразрешимой для теоретика проблемой конструирования, объектирования обыденного сознания. Непосредственная «вплетенность» в повседневную жизнь позволяет человеку воссоздавать в своем «обычном» знании на которые внутренние черты общественной жизнедеятельности, которые бывают скрыты от агентов специализированного духовного производства, как в силу идеологических соображений, так и в силу «давления» теоретической картины мира, которая может заслонить картину реальную. Сама повседневность, в которую обыденное сознание включено непосредственным образом, является результатом сложного, многоступенчатого опосредствования, изменений, вызванных культурой, а поскольку прошлый социальный опыт приобретенный человеком, может не соответствовать изменившимся условиям, постольку и становятся возможной смена представлений укоренившихся в обыденном сознании «с прочностью предрассудка». Именно поэтому вполне возможно и критическое восприятие казавшихся прежде незыблемыми суждений своего непосредственно опыта. Обыденное сознание настолько изменчиво и многообразно, насколько многообразна и изменчива повседневность и настолько ограничено, насколько ограничен тот фрагмент повседневности, который становится «полем» деятельности человека. При этом обыденное сознание и являет собой некую ценностно организованную целостность, которая в определенном смысле неуловима.

В условиях отчужденной жизнедеятельности сам труд, каким бы он ни был, способен порождать у человека ощущение жизненной опоры, и тщательное добросовестное выполнение работы может заменять нереализованные смысложизненные потребности. Вспомним хотя бы гоголевского Акакия Акакиевича, который самозабвенно отдавался каллиграфическому выписыванию букв в одной из бессмысленнейших чиновничьих контор, - но именно в этом умении Башмачкин чувствует себя незаменимым специалистом, что вызывает у него самоуважение. Легко ли такую жизнь признать бессмысленной, абсурдной? Видимо, повседневность способна порождать смысл не только иллюзорной, хотя для того, чтобы избавиться от иллюзорности, необходимо все-таки пережить повседневность и осознать ее узость и недостаточность.

Однако продуктивная способность человеческого сознания столь высока, а желание обрести смысл жизни так же непоколебимо, как желание и право жить, что человек непременно пытается найти выход из ситуации. Отделяя себя от обыденности и даже разрушая ее человек, однако, не всегда способен сделать дальнейший шаг именно в сторону истины и нередко попадает в ложную ситуацию выбора между воплощенным вымыслом и иллюзией смысла, т. е. Когда смыслы или вымышлены и принимаются за действительные и когда они попросту иллюзорны.

3. МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ ВЫМЫСЛА И ИЛЛЮЗИЕЙ СМЫСЛА ВОЗМОЖЕН ЛИ ВЫХОД

Быть понятым людьми пора настала,

При этом помня и о тех, кто глух.

Л.Арагон

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что обычная, земная жизнь рано или поздно подводит человека к необходимости осознать свое бытие или решить для себя проблему смысла жизни. Одновременно человек поднимается до осознания недостаточности обыденного существования или до понимания абсурдности существования, сведенного лишь к повседневности.

Итак, осознав недостаточность обыденного проживания, человек может сделать шаг в сторону общества, в сторону «гражданского бытия». Этот шаг еще более труден, нежели обретение смысла в повседневности. Хотя современная философская литература и публицистика предлагают немало различных моделей гражданского обновления в различных областях жизни, обычный человек, воспитанный годами двоемыслия, или не вполне им доверяет, или устраняется от активных переживаний назревших проблем гражданской жизни. Дело, по-видимому, в том, что социальная память крепко накрепко зафиксировала общественные ситуации, когда многочисленные попытки гражданского поведения создавали ложную дилему, вынесенную в заголовок данного раздела.

Давайте обратимся к восточной философии, в частности к учениям Лао-Цзы и Конфуция. Дело в том, что в учениях этих философов также поднимается вопрос о реальности или о вымышленности. В частности там идет рассуждение о том, возможно ли «придумать» себе новый смысл или же смысл должен появиться сам собой во время каких-то жизненных переживаний. Мне кажется, что эти тезисы не лишены смысла, поскольку жизнь не всегда «дает» нам тот смысл, который мы хотим. И в то же время нам всегда удается выбрать желаемый смысл, но мы не можем найти той дорожки, по которой нам необходимо к нему добраться. Есть даже такой афоризм: «Величайшее счастье в мире - смысл жизни обретенный в радости».

Необходимость личностно, смыслового оправдания бытия в условиях «неподлинной» реальности с неизбежностью порождает иллюзию смысла. Как можно судить по состоянию общественного сознания, в наши дни эти иллюзии оказываются необычайно прочными и надолго закрепляются в социальной памяти.

Это иллюзорной «смыслотворчество», псевдотворчество охватило все идеологические институты: достаточно вспомнить, как подхватывался претендующий на глубину, «диалектику» очередной лозунг и как он виртуозно «обыгрывался» далеко не злонамеренными деятелями науки, искусства, разрастался, укреплялся и, хотя реальной силой не обладал, сознанием не отторгался.

Конформизм, совсем не при отсутствии критической способности и здравости, выливавшейся в «разговоры на кухне», процветал и пускал глубокие корни и в сознании научном, теоретическом, в идеологии, искусстве.

Наше обществоведение, обладающее вроде бы формально-логическим единством и противоречивостью, вряд ли может претендовать на роль теории, имеющей «личностный смысл», - в нем нет проблемы смысла жизни.

При своем образовании и внедрении в сознание общества подобное «обществоведение» меньше всего задумывалось как «наука», «познание» и было, скорее, удобоваримым набором идеологических идей.

О том, что представляет собой этот комплекс, можно судить не только по школьным и вузовским учебникам, но и по всей массе научно-исследовательских работ, какая бы тема не значилась в заголовке. Более того, существуют вполне добротные попытки представить стабильные черты обществоведческого мышления в качестве «системы категорий»; при чем кропотливое и скрупулезное промывание массы частных разработок сквозь это «сито» с целью дальнейшей рациональной кладки храма из чистого золота рассматривается их авторами как фундаментально-теоритическая работа, единственно претендующая на подлинность «связи с практикой».

В одной из таких работ показано, что существует некоторая система категорий обществознания, которая мало что значила бы без выработанного ее научного аппарата, при этом система и аппарат представляются «вдохом» и «выдохом» обществознания: «Система категорий и категориальный аппарат материалистического понимания общества находятся в отношении предполагающей рефлексии, взаимного обусловленного. Образно говоря, они образуют последовательные фазы «дыхания» исторического материализма». Термин «аппарат» является находкой ученых, без которой невозможно было бы объяснить бытие исторического материализма.

Необходимо обратить Ваше внимание на то, что в жизненно-практической ситуации осмысления жизни готовые рецепты не срабатывают. Т. е. все сначала необходимо пропустить через себя, через свой внутренний мир и только потом принимать какие-то решения. При осмыслении назначения и сущности человека приходится оставить за непригодностью весь опыт художественной литературы. Вы конечно со мной не согласитесь, мол лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, но с другой стороны, времена меняются, а это значит, что нельзя все написанное в художественной литературе применять как нечто шаблонное в решениях жизненно важных задач. Необходимо также учитывать, что вы не главный герой рассказа или романа, где все заканчивается хорошо. Вы всего-навсего житель этой многострадальной планеты Земля. Вы лишь тот ходок, который пытается найти выход из лабиринта жизни. Конечно, правильное решение не всегда удается принять, и часто мы попадаем в трудные ситуации, из которых на первый взгляд, вообще нет ни какого выхода. Но это не так, выход есть всегда, просто мы еще не научились его отыскивать. А как спросите Вы найти выход из трудного положения. Зачастую выход находится там же где вход. Да это небольшая игра слов, которая присуща в целом философии, но, тем не менее, как показывает жизненный опыт, это изречение правильное. Все вышеизложенное взято из учебников по философии и психологии, поэтому очень тяжело понять, а еще труднее осмыслить все то о чем там идет речь. Но я попробую перевести все это на простой, понятный всем «Великий и могучий». Итак, можно выделить основную идею: нет шаблона или какой-нибудь системы выбора смысла жизни. Все мы должны делать сами. При чем нам необходим глубочайший анализ нашей жизни. Для того чтобы правильно выбрать себе смысл жизни необходимо представить свою будущую жизнь. Для многих из Вас покажется, что смысл - это и есть планы на будущее. Это абсолютно неверно. Смысл жизни есть то, к чему надо стремиться на протяжении всей жизни, но это похоже на цель: скажете Вы. Да, конечно есть нечто схожее между смыслом и целью. Тем не менее: цель - это конкретная задача, это та вершина на которую мы ориентируемся в нашей жизни. Смысл же есть то, на что мы ориентируемся в нашей повседневности. Смысл может меняться каждый день, а цель нет. Смысл мы можем потерять в любой ситуации, а цель, если только это настоящая цель, мы можем утратить лишь тогда, когда достигнем ее. Тогда нам придется ставить новую и с новыми силами достигать ее. Но обрести новый смысл гораздо труднее нежели обрести новую цель. В этом и есть одно из принципиальнейших различий между смыслом жизни и жизненной целью. Итак, мы подошли к решению извечной проблемы, проблемы смысла жизни и проблемы цели в жизни. Серая повседневность, те жизненные неурядицы, которые нам приходится переживать, все угнетает человека, даже самого сильного энтузиаста. Но если у человека правильно выбран смысл жизни, то этот человек никогда не потеряет присутствие духа. Когда я перебирал ворох литературы, ища что-нибудь подходяще для этой курсовой работы, я наткнулся в книге чешского автора Томана на интереснейший тест, это можно сказать игра для выбора, хотя и теоретического, смысла жизни. Но для этого нам необходимо отложить все свои насущные проблемы в стороны, и пять минут провести в полном отрешении от мира сего. Этот процесс несколько схож с медитацией. Потом нам необходимо как можно честнее выбрать те свои качества, которые вы считаете недостатками, и те - которые считаете достоинствами. Затем аналогичное попросите сделать своих близких. Они выберут те качества, которые они считают вашими достоинствами и так далее. В аннотации написано: «если у Вас преобладают недостатки - Вы либо еще не обрели достойного смысла, либо его поменяете. Если у Вас преобладают достоинства - Ваша жизненная цель должна гармонично сочетаться с вашим смыслом жизни. Если же этого нет, вам следует пересмотреть свои взгляды на жизнь. И на конец если Ваши недостатки равны достоинствам - Вы стоите на правильном пути, при чем в дальнейшем вы будете развиваться лишь в лучшую сторону. Т. е. у Вас очень хорошая сила воли и свернуть Вас с правильного пути не удастся ни кому».

Ниже я привожу примерную таблицу человеческих качеств.

Любит общество

Любит одиночество

Любит людей

Не любит людей

Коллектевист

Не достает чувства коллектевизма

Легко заводит знайомства

Трудно завести знакомство

Его все любят

Не хватает всеобщей любви

Интересуется людьми

Мало интересуется людьми

Молчаливый

Разговорчивый

Приятный в обращении с людьми

Нужно стараться быть приятнее

Умеет хорошо вести себя в обществе

Необходимо приобрести лучшие манеры

Вежливый

Мог бы быть более вежливым

Деликатный

Мог бы быть более деликатным

Приятный

Не приятный

Любезный

Остроумный

Интересный

Не интересный

Не веселый

Имеет чувство юмора

Не хватает чувство мора

Тактичный

Мог бы быть тактичнее

Не любит пререканий

Имеет склонность к пререканиям

Безкопромиссный

Ищет компромиссы

Уступчивый

Недостает чуткости

Откровенный

Замкнутый

Искренний

Неискренний

Внимательный

Невнимательный

Необидчивый

Легко обижается

Легко адаптируется

Адаптируется с трудом

Сдержанный

Несдержанный

Спокойно реагирует на критику

Не любит критики

Хорошо одевается

Мог бы больше заботится об одежде

Заботится о своей внешности

Мог бы больше заботится о внешности

Добросердечный

Недостает добросердечности

Всегда объективный

Часто не объективен

Справедливый

Несправедливый

Склонен к подчинению

Любит командовать

Добродушный

Зловредный

Доверчивый

Недоверчивый

Решительный

Нерешительный

Широкая натура

Мелочный

Терпеливый

Нетерпеливый

Альтруист

Оптимист

Пессимист

Недооценивает себя

Переоценивает себя

Скромный

Мог бы быть по скромнее

Никогда не хвастается

Хвастливый

Верит в свои силы

Слишком самоуверен

Уверенный в себе

Не уверенный в своїх силах

Компанейский

Стеснительный

Не бросает слов на ветер

Бросает слова на ветер

Спокойный

Неспокойный

Сильная индивидуальность

Слабая индивидуальность

Демократ

Уравновешенный

Не всегда уравновешенный

Принципиальный

Безпринципный

Равнодушен к славе

Славолюбивый

Слабовольный

Целеустремленный

Требовательный

Не требовательный

Без комплексов

Страдает от комплексов

Старательный

Не старательный

Не имеет гордости

Лояльный

Нетерпимый

Цель теста не подобрать нам какой-то смысл жизни, а лишь лучше познать себя, открыть все потаенные уголки своей души. Это должно помочь Вам при выборе жизненной позиции и при выборе смысла жизни. Необходимо помнить: «Смысл, выбранный правильно помагает жить, а смысл выбранный неправильно делает жизнь в тягость» - Конфуций.

В этой главе поднимался вопрос о смыслотворчестве. Однако ответить на вопрос: «Как обрести смысл, путем выбора или смысл определится сам собой?» я так и не смог. Скорее всего каждый сам должен выбрать себе путь развития. Просто-напросто не существует такой универсальной книги, которая могла бы дать ответы на все вопросы, даже философия - старейшая из наук - не может дать точного, а главное - приемлемого для каждого ответа. При выборе смысла необходимо помнить главное: смысл жизни должен быть «устойчив» к внешним воздействиям. И главное: основная цель жизни - достичь полной гармонии во всех отношениях. А гармония - это и есть счастье, о котором речь пойдет дальше.

4. СЛАГАЕМЫЕ СЧАСТЬЯ

Что счастье? Чад безумной речи?

Одна минута на пути,

Где с поцелуем жадной встречи

Слилось неслышное прости?

Или оно в дожде весеннем?

В возврате дня? В смыканье вежд?

В благах, которых мы не ценим

За неприглядность их одежд?

И.Анненский

Трудно найти человека, который бы не мечтал бы стать счастливым. Ведь проблема счастья - одна из «вечных» проблем, волнующих человечество на протяжении тысячелетий. Как писал Ф.Энгельс. «стремление к счастью прирождено человеку. Поэтому оно должно быть основой всякой морали». Его соратник К.Маркс пишет: «Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей».

Некоторые считают, что счастье - результат жизненного везения, подарок «счастливой судьбы». Подобное мнение, кстати, имеет древнюю историю. Еще римляне изображали богиню счастья Фортуну с повязкой на глазах. Да и русские пословицы и поговорки указывают на «врожденность» счастья: «не родись красивым, а родись счастливым» и даже «дуракам - счастье». Вера в удачный случай, который принесет тебе счастье жива и до сих пор. Но вместе с тем есть немало людей, убежденных, что счастье - исключительно результат их собственной активности. Не случайно бытует поговорка “Faber est suse qoisque fortunes”, что в переводе на русский означает: «каждый сам кузнец своего счастья».

Немало и таких, для кого основа счастья - престиж, слава, материальный достаток. Словом, для того, чтобы стать счастливым, надо вначале ответить на вопрос: а что же такое собственно счастье? Казалось бы, вопрос простой, да вот ответ так быстро на него не найдешь. Безусловно, сколько людей - столько мнений. Каждый будет трактовать счастье так, как понимает его сам. Но для всех, в конечном итоге, счастье - представится как какое-либо благо, будь-то материальное, духовное, или какое-нибудь другое.

Так что же такое счастье? Ведь прежде чем рассматривать пути достижения счастья, необходимо точно определить понятие, о котором пойдет речь в этом разделе.

Человечество, или лучше сказать его величайшие умы, дало немало определений счастья, которые, кстати сказать, не всегда совпадают. Однако я не буду занимать ваше внимание их подробным перечислением, а уж тем более анализом.

По определению В. Даля: счастье - вообще «все желанное, все то, что покоит и доводит человека, по его убеждениям, вкусам и привычкам его». Надо сказать, что эти три момента отметил еще И. Кант, определивший счастье как удовлетворение всех наших склонностей с точки зрения их широты, силы и продолжительности.

Казалось бы, правомерность приведенных определений не вызывает сомнения. Но лишь на первый взгляд. Ведь если встать на подобную точку зрения, то трудно объяснить довольно распространенную ситуацию, когда люди, полностью удовлетворенные жизнью, тем не менее, не считают себя счастливыми.

Очевидно, необходим еще один критерий счастья. Здесь важно учесть, что счастье - это высшее проявление реализованности смысла жизни личности. Удовлетворенность выражает лишь индивидуальную сторону смысла жизни, то есть полноту удовлетворения потребностей личности. Показателем реализованности социальной стороны смысла жизни является степень достижения человеком общественно значимых целей. На обыденном уровне это выражается в осознании им ненапрасности своей жизни.

Нередко бывают и такие случаи, когда человек понимает, что живет не напрасно, но удовлетворения жизнью так и не испытывает. Назвать по-настоящему счастливым его тоже нельзя. Подлинное счастье предполагает гармоничное слияние личного и общественного, эмоционального и рационального. С одной стороны, под счастьем подразумевается чувство удовлетворенности человека индивидуальной жизнью, с другой - понимание ее социальных результатов.

Рассмотрим подробнее удовлетворенность жизнью как внутреннюю основу счастья.

Естественно, что постоянно, в течение всей своей жизни, человек не может быть удовлетворен ею. Неизбежны какие-то периоды, когда он может ощущать себя и глубоко несчастным. Однако и они необходимы для того, чтобы более остро почувствовать радость жизни. Кроме того, радуясь и наслаждаясь отдельными сторонами нашей жизни, мы можем переносить эти чувства на всю свою жизнь и ощущать себя удовлетворенными ею.

В процессе исследования степени удовлетворенности студентов различными сторонами жизни было выделено три соответствующих типа.

Первый тип - вполне удовлетворенные жизнью - 8,7% опрошенных. Главное, что определяет их удовлетворенность жизнью, - это возможность реализовать свои планы, желания, возможность проведения досуга и хорошие материально - бытовые условия.

Второй тип - частично удовлетворенные - 34,1% опрошенных. В основе их ощущения счастья - удовлетворенность возможностями полноценного досуга и реализации своих планов, желаний, а также хорошими взаимоотношениями с окружающими. Правда, многие из них обеспокоены плохими материально - бытовыми условиями.

Третий тип - неудовлетворенные жизнью - 60,2% опрошенных. Слагаемые счастья у них те же, что и у частично удовлетворенных жизнью, но удовлетворены они указанными сторонами жизни значительно меньше. Кроме того, на их мироощущении существенно сказывается частая неудовлетворенность состоянием здоровья и взаимоотношениями с окружающими, а также отношениями в семье.

Наши исследования позволили ответить на вопрос, в какой мере влияют на ощущение счастья те или иные грани жизни. На первом месте по степени влияния на ощущение счастья находится только состояние здоровья, которое наиболее сильно воздействует на удовлетворенность человека жизнью в целом, а тем самым и на состояние счастья. На втором - взаимоотношения в семье и материально - бытовые условия. На третьем - взаимоотношения с окружающими людьми, возможности проведения досуга. И, наконец, слабее на ощущение человеком счастья влияют находящиеся на четвертом уровне возможность реализовать свои планы и желания.

В целом сегодня наблюдается довольно резкое противоречие между процессом возвышения потребностей людей, с одной стороны, и пределами их реализации, диктуемыми наличным уровнем развития производительных сил и существующей социальной структурой общества - с другой. Это существенно затрудняет достижение в массовом масштабе удовлетворенности жизнью.

Таким образом, удовлетворенность жизнью как важная сторона человеческого счастья во многом зависит от различных социальных факторов, которые оказывают порой противоположное воздействие. Однако сказанное отнюдь не умаляет значения активности самого человека для достижения им счастья.

Образно выражаясь, счастье можно сравнить с домом, который каждый строит себе сам, в соответствии со своими вкусами, привычками, наклонностями. Стены этого дома не монолитны, а складываются из своеобразных «кирпичиков» - различных приятных переживаний. Подобные переживания могут быть разной степени интенсивности - от слабого колебания настроения, некоего неясного томления чувств до всепоглощающего экстаза. Понятно, что чем более сильны эти переживания, тем более счастливым чувствует себя человек. Хотя жизнь наша не есть сплошная цепь экстазов или даже просто хорошего настроения, а их чередование с отрицательными эмоциями. Но, возникая даже не часто, такие переживания - в первую очередь максимальной степени интенсивности - дают нам ощущение остроты и наполненности жизни, ее осмысленности, радости бытия.

К сожалению, описать подобные переживания словами не просто, хотя каждый из нас неоднократно испытывал их в жизни. Вспомните приятную приподнятость или даже потрясение от созерцания удивительного пейзажа или произведения искусства, или потерю границ своей личности во время задушевной беседы, озарение истины после мучительных размышлений над решением какой-нибудь задачи, проблемы. Наконец, зарождение всепоглащающей страстной любви… Думается, многим знакомы эти или подобные переживания, заставляющие нас радоваться как дети.

Специфика таких переживаний во многом зависит от того, какая из потребностей человека лежит в их основе. В современной научной литературе существует десятки определений понятия «потребность», подчас сильно отличающихся друг от друга. Думается, нам нет нужды разбираться здесь в многообразии существующих подходов, их достоинствах и недостатках. В наиболее общем виде потребность можно определить как состояние человека, обусловлено между наличным и необходимым и побуждающее к действию по устранению данного противоречия. Любая потребность предполагает нужду в предмете. Причем он не обязательно должен быть каким-либо физическим объектом. Предметом потребности могут выступать и духовные образования и определенные отношения к действительности, как, например сочувствие, любовь к окружающим людям, стремление оказывать им помощь, поддержку, являющиеся предметом так называемой альтруистической потребности.

Это, что касается потребности. Но как эту потребность в чем-то реализовать. Есть прекрасная пословица: «приди и возьми». Но если то, что нужно «взять» недоступно, как быть тогда, ведь нельзя для своего собственного удовлетворения нарушать уже устоявшиеся моральные традиции.

В данном случае необходимо либо придумать как можно было бы обойтись без этого предмета, либо… таки взять его. При этом надо помнить, если перефразировать знаменитую пословицу: «только в любви все способы хороши».

Итак, мы пришли к выводу, что обретение счастья есть не что иное, как одна из целей жизни. И пожалуй основная. Беда лишь в том, что для каждого из нас определение этого слова разное. Можно конечно определить несколько вещей, которые составляют понятие счастья. Прежде всего - это успешная карьера, а как следствие и обретение своего места в этой жизни. Дальше, хорошая семья, а как следствие - внутренняя гармония. И конечно все мы мечтаем о детях. Ведь это цветы жизни, самое прекрасное, что оставит человек после себя.

В ЫВОДЫ

Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести их “в люди”. Другие, в частности ветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя через “огонь и воду”, остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А некоторые из молодых людей заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и смысл жизни видят в обретении богатств.

Итак, философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека разнообразное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет (“все суета сует”); другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное (“страдание”, например); третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то “положительное” - “счастье”, “нравственность” и т.д.

По моему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит абсолютизация трудностей жизни, доказывается полная зависимость человека от окружающего мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению сил человеческого духа в борьбе с действительными трудностями и противоречиями. В то же время во всякой теории имеется немалая доля истины.

Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемами свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты - это такие социальные стихии, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.

Конец ХХ века не только не сгладил, но еще больше обострил испытываемые людьми трудности и противоречия. Я полагаю, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые локальные, межнациональные войны и как следствие - миллионы жертв.

Моя позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни, в конечном итоге, не отражают всего содержания реальной и возможной жизни людей. Эти теории нельзя признать полностью истинными. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону - позитивную. Можно привести множество фактов, которые свидетельствуют: в целом жизнь действительно хороша и интересна - в ней можно быть счастливым и испытать много радостей. Немало счастья человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь, успешное окончание вуза, научные открытия, защита диссертаций и т.д. То есть я отдаю предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни - все равно что недооценивать человека и его жизнь.

Признавая смысл жизни, нельзя его сводить к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: “быть нравственным”, “быть личностью”, “быть счастливым”, “быть богатым” и т.д. По моему глубокому убеждению, такое сложное понятие, как “смысл жизни”, следует рассматривать во взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека (биосоциальная природа и осознание жизнедеятельности), его цели и идеалы, содержание его жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен. Он включает в себя нравственность, борьбу с трудностями - природными, социальными, людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческого существования. Он требует от человека способствовать сохранению и улучшению окружающей природы, развитию справедливого общества, приносить добро другим людям, постоянно развиваться и совершенствоваться в физическом, умственном, нравственно-эстетическом отношениях, действовать в соответствии с объективными законами мира. Здесь перечислены только признаки смысла жизни, его определение - дело будущего исследования.

Прочитав этот проект Вы, скорее всего, вместо того, чтобы найти ответ на интересующие Вас вопросы, получите множество новых. Если так, то могу сказать, что я достиг своей цели. Ибо у вас есть пища для ума, то есть Вам есть над чем поразмыслить. Ну а если после прочтения сего проекта Вы в чем-то не согласны со мной, ПОЗДРАВЛЯЮ. Потому что именно с собственного мнения начинается путь к формированию незаурядной личности. Остается лишь добавить: «Я мыслю, а следовательно существую».

ЛИТЕРАТУРА

1 Булатов М. А. Критические очерки по философии Канта. К., 1975.

2 Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. М., «Педагогика», 1976.

3 Петровский А. В. Общая психология М., «Просвещение», 1988

4 Практическая философия М., «Знание» 1995

5 Толстых В. И. Сократ и мы. М., Политиздат. 1986

6 Практическая философия М., «Знание» 1995

7 Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. К., Политиздат. 1990

8 Назаров О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М., «Знание». 1990

9 Булатов М. А. Критические очерки по философии Канта. К., 1975
10 Склонности и способности. Под ред. В. Н. Мясищева. Изд-во ЛГУ, 1989.
11 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АПН РСФСР, 1989.

Проблема жизненных ценностей

аргументы к сочинению

В чём заключается смысл жизни? Зачем человек рождается, живёт и умирает? Неужели лишь за тем, чтобы есть, спать, просто ходить на работу, рожать детей. Почти вся мировая литература стремится дать ответ на два взаимосвязанных философских вопроса «В чём смысл жизни?» и «Какими ценностями должен руководствоваться человек, чтобы прожить жизнь достойно?»
Жизненными ценностями называют те представления и идеи, которые становятся главными, определяющими в жизни того или иного человека. Принято выделять материальные и духовные ценности. Опираясь на них, человек строит свою жизнь, свои отношения с людьми.

Так,

жизненными ценностями представителей «фамусовского общества» стали деньги, связи с вышестоящими по чину, власть и всё, что связано с этими понятиями. В погоне за ними эти люди не останавливаются ни перед чем: подлость, лицемерие, обман, выслуживание перед начальством – всё это излюбленные приемы Фамусова и подобных ему, чтобы добиваться своей цели. Поэтому им так ненавистны свободолюбивые и независимые идеалы Чацкого. Его стремление быть полезным обществу, желание нести просвещение в массы, желание добиваться успеха в жизни только благодаря своим знаниям и умениям вызывают у них непонимание и раздражение. Непонимание в такой степени, что им проще объявить его сумасшедшим, чем хотя бы попытаться вникнуть в его мысли.
Наташе Ростовой

смысл жизни видится в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером она почти не бывает в свете, всю себя отдав мужу и детям. Но любовь и милосердие Наташи распространяются не только на свою семью. Так, она однозначно выбирает помощь раненым солдатам , находящимся временно в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, куда вот-вот войдут наполеоновские войска. Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома. Совсем другой выбор делает зять семьи Ростовых – Берг. Для него главное сейчас – нажиться, выгодно купить вещи, которые хозяева рады продать за бесценок. Он приходит к Ростовым с одной-единственной просьбой – дать ему мужиков и телегу, чтобы погрузить приглянувшиеся ему шкафчик и шифоньерку.

перед нами некий богатый человек, цель жизни которого сходна с целями великого множества людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлетов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900,Лион, Франция - 31 июля 1944) - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.

Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.
Любовь И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”.

Лев Никола́евичТолсто́й--- 1828 --- 1910 Роман «Война и мир»

Пьеру (Толстой "В. и мир") помогла выжить в плену мудрость Платона Каратаева, кот.научил его жить просто и ценить то, что имеешь: солнышко светит, дождичек идёт - всё благо. Не надо рваться, метаться в поисках счастья - живи и радуйся, будь счастлив, что живёшь. Он со всеми находил общий язык, даже с французами.

На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев.
Первых из них – граф, попавший в плен к французам как "поджигатель"и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова.
После расстрела "поджигателей", очевидцем которого стал Пьер, "в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в бога».
Встреча в балагане с Платоном Каратаевым помогла духовному возрождению Пьера:«Он почувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление своим поведением, здравым смыслом, целесообразностью поступков, умением «делать все не очень хорошо, но и не дурно». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Безухов, перенесший тяжкие страдания и страх смерти, попадает в иной мир. Он видит, как Каратаев аккуратно устроил в углу все свое "хозяйство", как к нему подбежала собачонка и стала ласкаться. Солдат заговорил о чем-то очень простом, начал бормотать молитвы. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим открытием истины жизни. Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира, получил «спокойствие и довольство собой»: «И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».
Каратаев ощущает себя частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в многочисленных пословицах и поговорках, за каждой из которых угадывается эпизод жизни Платона. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы спокойно, он готов принести себя в жертву ради благополучия семьи. Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо: он ласков с обычной бездомной собакой, помогает другим пленным, шьет рубахи для французов и искренне любуется своей работой.
Платон Каратаев становится для Пьера примером восприятия другого мира, где господствует простота и правда, любовь к человечеству.
Отношения Платона Каратаев и Пьера Безухова развивались в романе совсем ненадолго. Из-за обострившейся болезни, Каратаева расстреляли французы.
Солдат незаметно ушел из жизни, а Пьер воспринял смерть Каратаева спокойно, как должное.
Платон появился рядом с Пьером, как спаситель, в самый тяжелый момент его жизни и ушел буднично. Но, несмотря на это, личность его столь незаурядна и влияние на судьбу Пьера столь велико, что Каратаева нельзя причислить просто к эпизодическим героям романа.
Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, "одобрил-бы или не одобрил". Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева

Сочинение ЕГЭ:

Смысл жизни. Каждый из нас хотя бы однажды задумывался о том, ради чего он появился на свет. И если для кого-то целью станет накопительство, то другие посвятят себя служению более слабым, несчастным, нуждающимся в помощи. И в том, и в другом случае от нашего выбора может зависеть благополучие, судьба тех, кто нас окружает. Столь важную для современного общества проблему поиска смысла жизни ставит автор предложенного мне текста - известный религиозный философ А.И. Ильин.

Анализируя данную проблему, автор рассказывает сказку-притчу о чудаке, который был очень богат и имел всё, «что человек может себе только пожелать». Мы узнаем о том, что, несмотря на это, герой чувствовал: в жизни его не хватает самого главного. Писатель не случайно акцентирует внимание читателя на «горестном бремени», беде героя: автору необходимо показать, как похожи чудак из сказки и человек, живущий в современном мире. Важное место в тексте занимает своеобразный прогноз: с точки зрения автора, какие бы «новые и новые инструменты, средства и возможности» ни были предоставлены человеку в распоряжение, без определенной цели жизни в ней «будет отсутствовать главное». Писатель анализирует естественно-научные и технические изобретения последнего столетия и говорит о том, что это «дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная». Финальная часть - это обращение к современникам с предупреждением о бедах, которые произойдут, если человек «не отправится на поиски смысла жизни».

Позиция автора не вызывает сомнений: А.И. Ильин убежден в том, что каждому человеку необходимо найти свой смысл жизни, ведь «жизнь без смысла… становится опаснее, чем когда бы то ни было». Только в этом случае, как считает автор, «возможности созидания» не станут «средствами всеобщего разрушения».

Безусловно, я согласен с мнением философа: человек, не нашедший смысла жизни, превращает ее в существование. Кроме того, я уверен в том, что, определяя для себя приоритеты, каждый из нас должен понимать: от тех целей, которые мы ставим, может зависеть благополучие, судьба окружающих людей.
Чтобы доказать это, обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Перед нами герой, смысл жизни которого - быть тем, кому «позволено перешагнуть через кровь». Ради этой цели он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, губит ради своей идеи живую душу, отворачивается от близких людей, вызывает серьёзную обеспокоенность матери, сестры, Сони Мармеладовой, Разумихина. История Раскольникова помогает понять, что приоритеты, расставленные главным героем, повлияли и на самого Раскольникова, и на судьбы окружающих его людей.

Для того чтобы разобраться, насколько важно определить смысл жизни, обратимся к произведению Б. Васильева «Летят мои кони…». Автор рассказывает о герое, который повлиял на судьбы не одного человека, а целого города. Доктора Янсена - врача самого бедного района Смоленска - уважали за жизнь, наполненную смыслом служения людям. Своим призванием он считал преданность делу, способность жертвовать временем ради пациентов. История доктора Янсена - подтверждение того, что каждый из нас, определяя главные ценности своей жизни, обязан думать не только о себе.

Текст-притча И.А. Ильина, произведения Ф.М. Достоевского и Б. Васильева позволили мне переосмыслить свое отношение к проблеме смысла жизни. Я задумался о том, что и в двадцать первом веке человек должен чувствовать, «куда» он идёт, «зачем» ему даны огромные возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы жизненный путь не превратился в «путь руин».

Текст И.А. Ильина:

(1)В некотором городе жил один чудак… (2)Был он очень богат и имел всё из вещей, что человек может себе только пожелать. (3)Дом его украшали мраморные лестницы, персидские ковры и золочёная мебель. (4)В саду, окружавшем этот роскошный дворец, благоухали цветы, били прохладные фонтаны, заморские птицы услаждали слух своим причудливым пением.
(5)Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то самого главного, чего он даже и назвать не мог. (6)Человек решительный и отважный, он так много мог, он почти всё смел, но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мёртвой. (7)Ничто не радовало его, и богатство, всё более умножаясь, постепенно становилось для него горестным бременем.
(8)Тогда он пошёл к одной старой женщине, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы. (9)Чудак рассказал ей о своей беде, и старуха ответила ему: (10)«Отправляйся в большой мир, чтобы найти пропавшее. (11) Твоё несчастье велико: тебе не хватает главного, и, пока ты его не найдёшь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой».
(12)Эта сказка всегда приходит мне на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном кризисе. (13)Как богато человечество благами низшего порядка! (14) И будет делаться всё богаче. (15)Пространство будет побеждено, таинственные формы материи будут открыты, и ими овладеют. (16)Всё новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение, но главное отсутствует.
(17)«Как» земной жизни развивается безостановочно, но «зачем» — незаметно утрачивается. (18)Это так, как если бы человек, который страдает рассеянностью, играл в шахматы и выработал для себя дальновидный, сложный план, осуществление которого уже наполовину завершено, и вдруг он забывает свой план. (19)«Прекрасно! (20)Но для чего я всё это предпринимал? (21)Чего я, собственно, этим хотел?!» (22)Давайте вспомним о естественно-научных и технических изобретениях последнего столетия. (23)Электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон, самолёт, радио, расщепление атома. (24)Этого довольно и сверхдостаточно, чтобы создать нечто великое. (25)Выход на такой заоблачный уровень, на такие пути предполагает наличие всеобъемлющего, окрылённого, дальновидного, целенаправленного сознания, развитие искусства, несущего огромную духовно-воспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было. (27)Возможности созидания могут стать средствами всеобщего разрушения. (28)Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь мощная, неопределённая «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная во всём.
(29)Современное человечество должно хотя бы интуитивно чувствовать, «куда» оно идёт, «зачем» ему даны эти возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы творческий путь познания не превратился в путь руин. (30)Что получится, если кучка лишённых духовных корней и нравственно разнузданных «завоевателей мира» начнёт возиться с инструментами современной химии, техники и науки? (31)Несчастье современного человека велико, ибо ему не хватает главного - смысла жизни. (32)Он должен отправиться на поиски. (33)И пока он не найдёт главного, беды и опасности будут подстерегать всё чаще и чаще. (34)Несмотря на всю мощь его разума и широту его возможностей.

(По И.А. Ильину*)

Если вас волнует проблема смысла жизни, или жизнь вовсе кажется вам лишенной всякого смысла, прочтите этот небольшой пост! Хуже вам точно не будет, а лучше — очень может быть!

В чем заключается проблема смысла жизни?

А как бы вы ответили на этот вопрос? Лично я считаю, что основная проблема смысла жизни человека и все потуги его поисков происходят только от того, что человек несчастлив и неудовлетворен.

Поэтому основной смысл жизни абсолютно каждого человека в том, чтобы стать счастливым!

Не согласны? Тогда подумайте вот о чем…

Когда вы счастливы, когда вас переполняют эмоции радости, когда другие люди вокруг вас выражают вам свою искреннюю любовь и восхищение – задумываетесь ли вы о смысле жизни?

100 к 1, что нет!

А если смысл жизни каждого человека в том, чтобы быть счастливым, то основная проблема смысла жизни будет в том, как этого достичь.

Давайте разбираться!

Когда вы чувствуете себя по-настоящему счастливым? Вероятно тогда, когда получаете удовлетворение от какого-то своего дела, которое приносит пользу не только вам, но и другим.

Рассмотрим самый простой пример!

Допустим, вы умеете готовить, и приготовили на ужин какое-то потрясающе вкусное блюдо. Вечером, когда все ваши родные собрались за столом, вы угостили их этим блюдом, и каждый пришел в восторг! Будете ли вы в этот момент чувствовать себя счастливым человеком? Да!

Конечно, интенсивность счастья зависит от многих факторов, но, формула тут проста:

«Чем больше удовлетворения вы испытываете от чего-либо, чем с большим количеством людей вы способны разделить свое счастье, тем счастливее вы будете себя ощущать».

А теперь давайте снова вернемся к вопросу: «В чем заключается проблема поиска смысла жизни?»

Ответ, думаю, для вас теперь очевиден.

И в том, и в другом случае нас ожидает депрессия или другие психические расстройства.

Вспомните великого Ван Гога…

Он понял, что его призвание – быть художником, однако его картины не были популярны при жизни, выставки, которые он проводил, не пользовались успехом. Ван Гог¹ умер практически в нищете, страдая от тяжелейшей депрессии.

Ужасная статистика!

Опрос общественного мнения показал, что 95% людей не знают, в чем смысл их жизни, а 30% помышляют о самоубийстве, осознавая, что их жизнь бессмысленна!

И, действительно… Куда уж простому смертному найти смысл жизни и добиться успеха, когда такие великие люди, как Винсент Ван Гог, Уинстон Черчилль, Джоан Роулинг, Хью Лори, Джим Керри, принцесса Диана, Гвинет Пэлтроу и другие известные личности страдали от депрессии и потери смысла жизни?

Но на самом деле каждый человек может навсегда решить проблему смысла жизни, если будет следовать одному простому правилу:

«Испытывать удовлетворение от своей деятельности и делать при этом счастливыми других людей!»

Как сказано в известном мудром изречении: «Жить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы!»

Да, большинство из вас сейчас откровенно возмутится!!!

«Как я могу жить счастливо и испытывать удовлетворение, если мне приходится работать, чтобы зарабатывать деньги на жизнь. Вот если бы у меня было состояние, тогда я занимался/занималась бы тем, чего желает моя душа».

А как вы думаете, Джим Керри или принцесса Диана бедные люди?

Если вы хотите решить проблему смысла жизни и действительно начать жить счастливо, вам нужно прямо сейчас осознать – внутреннее состояние не зависит ни от количества денег, ни от того, что у вас есть или чего нет. Ваше внутреннее состояние зависит только от вас, от ваших мыслей, чувств, ощущений и способа реакции на внешний мир!

Любое событие внешнего мира, каким бы оно ни было, нейтрально. Оно становится позитивным или негативным только у вас внутри!

Представьте, что 2 человека сидят на берегу океана…

Один смотрит на воду и восторгается величием природы. Другой, смотря на эту же картину, думает про себя: «Как бессмысленно устроен этот мир, к чему в нем столько соленой воды, к чему в нем все!»

Одна и та же картина, но реакция совершенно разная. И, согласитесь, внутреннее ощущение у этих людей тоже совершенно разное.

Как решить проблему смысла жизни прямо сейчас и навсегда?

На самом деле просто.

Что бы вы ни делали, где бы ни работали, куда бы ни прикладывали усилия — старайтесь вникнуть в процесс и испытать от этого удовлетворение. Даже если у вас монотонная работа, и вы перекладываете бумажки с места на место, отдайтесь этому действию полностью, начните перекладывать бумажки ровнее, красивее, изящнее, так, как будто через минуту вам предстоит научить этому искусству другого человека…

Это поможет вам выполнить первое условие нашей формулы.

А чтобы выполнить второе условие, подумайте, какую пользу принесет кому-то ваша работа. Ведь если бы в ней не было никакого смысла, если бы она была совершенно никому не нужна, вы бы ее не делали!

Но это не все!

Вы можете значительно усилить 2-ю часть формулы (а, следовательно, и ощущение своего счастья), ежедневно делая для кого-то что-то хорошее, приятное, полезное. Это может быть все что угодно. Намеренно не буду приводить примеры, потому что вы обязательно придумаете что-то свое.

Просто возьмите за правило!

Каждый день хотя бы на мгновение делать кого-то счастливым. И каждый раз, реагируя на какую-либо ситуацию, проговорите себе:

«Ситуация нейтральна, и только я сейчас выбираю, как на нее реагировать, при этом я полностью беру на себя ответственность за свою реакцию, потому что она повлияет именно на мою жизнь!»

А на десерт…

Если вы готовы прямо сейчас сделать еще один шаг навстречу действительно счастливой жизни (один вы уже только что сделали — дочитали пост до конца), тогда прямо сейчас перейдите по ссылке ниже!

Зачем? Чтобы совершенно БЕСПЛАТНО получить свою персональную диагностику и узнать:

  • в чем заключается ваше жизненное предназначение,
  • какая миссия на вас возложена
  • какой личный дар откроет вам доступ к грандиозным возможностям,
  • какие способности есть в вашем арсенале,
  • какая сфера деятельности/бизнеса, вам подходит больше всего!

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Винсент Виллем ван Гог (30 марта 1853 - 29 июля 1890) - нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века (