Придаточные уступки примеры из художественной литературы. Урок сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, условия

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение - называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему? Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошёл ещё вчера вечером (Ф. Сологуб) - средство связи - союз хотя. Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врождённого благородства (И. Ильф и Е. Петров) - средство связи - союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) - средство связи - союзное слово сколько, являющееся обстоятельством. Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов: Как ни странно,новид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров). И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин). СПП с придаточными сравнения Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы: Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой) Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились,точноон хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой). В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни. Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, т. е. зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена: «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) - сравнительный оборот, обстоятельство. Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем - тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия: И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков). В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем. Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями - сравнительные или сопоставительные: Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).

СПП с придаточными уступительными

Придаточные уступительные указывают на факт, противоречащий содержанию главной части; событие, о котором говорится в придаточной части, должно было бы привести к результатам, проти­воположным тем, о которых говорится в главной, но не привело, то естьсодержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части предложения: Я уговорил Шакро идти берегом, хотя это был длиннейший путь (М. Г.).

Придаточные уступительные присоединяются к главной части одним из уступительных союзов (хотя; несмотря на то что; невзи­рая на то что; пускай; пусть; даром что) или сочетаниями относительных наречий как, сколько с частицей ни.

И зависимости от того, чем именно присоединяется придаточная часть к главной, находятся оттенки уступительного значения.

Наиболее широкое уступительное значение выражается и пред­ложениях с союзами хотя; несмотря на то, что : Он выглядит опрятным и чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев). В таких слу­чаях придаточная часть занимает постпозицию.

Если же придаточная часть с теми же союзами занимает препози­цию, то в сложном предложении выражаются уступительно-противительные отношения. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда главная часть имеет при себе противительный союз но или однако : Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, однако я скрыл это от всех (Л. Толстой); Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (Короленко). Предложения этого типа можно считать переходными (между подчинением и сочи­нением).

Придаточные части с союзами пусть, пускай имеют оттенок «созна­тельного допущения». Например: Пускай тебе взгрустнется даже, ты головы не опускай (Лебедев-Кумач). Придаточные с этими союзами употребляются обычно в препозиции.

Придаточные же, присоединяемые при помощи сочетаний как ни, сколько ни, отчетливо выражают обобщительно-уступительное (или усилительно-уступительное) значение: Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжелых переживаний, но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение (Шолохов); Но сколько Саша ни думал, ничего ему не приходило в голову (Попов).

Противопоставление сообщений главной и придаточной частей предложения, имеющееся в сложных предложениях с придаточными уступительными, роднит их со ССП с противительными отношениями. Однако составные части последних более равноправны, в них нет оттенка обусловленности. Ср.: Было темно, но мы не прекратили поисков. – Хотя было темно, мы не прекратили поисков.

Среди сложных предложений с уступительной придаточной выделяются такие, которые указывают на предельное проявление того, о чем в них сообщается, они называются обобщенно-уступительными. Ср.: Хотя утро было прекрасное, но мы выехали в поле не так рано (Акс.). - Как ни прекрасно было утро, но мы выехали в поле не так рано. Во втором предложении придаточная часть сообщает, что признак доведен до предела, и, несмотря на это, результат получается противоположный тому, которого следовало ожидать.

Обобщенно-уступительные предложения имеют в своем составе местоименные слова как, где, куда, кто, что, сколько и т.п. с частицей ни: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежды про нее свой толк все к худу клонят (Кр.); Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна (Л. Т.).

Примечание. Те же сочетания могут входить в состав придаточных частей предложений, конкретизирующих обобщенный член главной части предложения. Такие предложения не являются уступительными, в них невозможна замена усилительного оборота с ни союзом хотя: Куда ни обратишь взоры, везде встретишь или воды, или камни (Бат.).

С помощью частицы все равно и вводного слова правда, синтаксически специализированных слов, уступительный оттенок значения вносится в различные типы СПП, ССП и БСС: Убьют ли его завтра утром, или посмеются над ним, то есть оставят ему эту жизнь, он все равно погиб, Убьет ли себя со стыда и отчаянья эта опозоренная женщина, или будет влачить свое жалкое существование, она все равно погибла (Чехов).

Несвободные конструкции . Есть несколько несво­бодных моделей, характерных для живой разговорной речи. Значение уступки в них выражено не столь явно – осложнено другими значе­ниями. Союз в них близок к частице и выступает в форме хоть (может опускаться, перемещаться).

а) В препозитивных придаточных и в главных сказуемые выражены формой повелительного наклонения. Например: Хоть горшком на­зови, только в печку не ставь (Пословица). В таких предложе­ниях выражается согласие с одним действием ради того, чтобы другое не было (или было) осуществлено. Ср.: Хоть совсем ничего не делай, только мне не мешай; Хоть всю ночь не спи, но сделай и др. Наличие противительного союза или частицы только, выступающей здесь как ограничительно-противительный союз, также обязательно для таких предложений.

б) В придаточных – повелительное наклонение, а в главных – изъявительное (обычно форма будущего времени): Хоть ты им обезьянку изобрети, не удивятся (Н. Успенский). Прида­точные имеют в таких предложениях оттенок, близкий к значению, выраженному в предложениях со словами даже если: содержат в себе указание на крайние, гиперболические условия, препятствующие действию главных, но не могущие отменить это действие. Фразеологизированные обороты не являются придаточными, а представляют собой экспрессивные формы усиления утверждения или отрицания: хоть убей, хоть , умри, хоть режь : Хоть убей, следа не видно; сбились мы. (Пушкин).

Урок №39. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, условия. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:

    показать особенности СПП с придаточными уступительными и условными;

    научить различать придаточные уступки и условия от других видов придаточных;

    совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

    развивать речь обучающихся.

    воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

    Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Работа у доски.

Из упр. 128 выписать 2 предложения с придаточными времени и произвести синтаксический разбор. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить.

III. Орфографическая работа. (Взаимопроверка).

Интересная картина – подлинник; репродукция работы; совершенная копия; оригинал красивее копии; оригинальный язык; принять решение; принял участие; приняла гостей; приняло в соответствии с уставом; приняли единогласно.

2. Работа в паре : Расставьте знаки препинания, определить вид придаточных.

1. Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан. 2. Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. (К.Паустовский) 3. Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин) 4. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский) 5. Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский) 6. Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкину)

Проверьте себя (на мультимедийной доске): Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. – придаточное образа действия. к а к?

Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. - придаточное цели с какой целью?

Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последедовских полях не кипела работа. - придаточное определительное к а к о й?

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. – придаточное изъяснительное ч т о?

Надо всегда выступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. - придаточное цели. с какой целью?

Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. - придаточное причины по какой причине?

III. Сообщение темы и цели урока .

IV. Изучение нового материала.

1. Вопросы и задания.

– Какое значение имеют сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия? (Общее значение обусловленности.)

– Рассмотрите таблицу на с. 84-85 учебника § 19. Назовите виды предложений со значением обусловленности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки и условия. (Постановка цели и задач урока обучающимися)

Работа с таблицей (у каждого на парте)

Средства связи:

Союзы:

Союзные слова:

хотя (хоть)

сколько ни

несмотря на

несмотря на то что

даром что

Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.

В качестве средства связи могут выступать союзы если, коли, кабы, ежели, когда в значении если , как в значении если и раз в значении если .

В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после главного предложения.

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его.

Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.

Придаточные уступки с ообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.

Маленькая Варя выпрашивала конфеты (несмотря на что?), несмотря на то, что они вредны для зубов.

Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи придаточных уступки с главной частью предложения могут являться союзы хотя, пусть, пускай . А также несмотря на то что, невзирая на то что и даже даром что .

Придаточное предложение уступки

Назовите придаточное; определите вид придаточного

Когда уже все расселись, в огромном розовом театре потухли сразу все лампочки. Он остановился там, где горел костер. Как только рассвело, мы прибыли на вокзал. Когда мне хорошо, или наоборот, больно, я всегда вспоминаю эту джазовую мелодию. Мы пошли в сторону леса, куда указал нам старик.

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Ежели Раз Когда (= если) Коли Когда бы

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя. Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась.

Физпауза.

Игра«Продолжи предложение»:

СПП с придаточным условия

Мне бы хотелось встретиться с тобой в субботу, если…

Ты выиграл бы конкурс, ежели…

Команда выйдет в финал, если…

Ты не получил бы плохую оценку, когда бы (= если бы)….

СПП с придаточным уступки

Продолжите СПП с придаточным уступки

Мы прекрасно провели время, несмотря на то…

Он пришел на занятие, хотя…

Вы не достигните результата, как ни…

Физпауза для глаз.

V. Закрепление, систематизация, применение.

1.Работа по упр.133(1-3предложение), 134 (1-3)

2. Упр. 135 (1-4предложение).

3. Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания: (работа в парах)

    (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

    (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

    Куй железо, пока не остыло.

    Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

    Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

    Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч.

4 . Конструирование СПП с придаточным условия и уступки (устно):

А) дополните главные предложения придаточными условия:

Приятно отдохнуть за городом…

Машина … может прослужить ещё лет десять.

Б) дополните придаточные условия главными предложениями:

Если идти ночью по незнакомой дороге …

Если завтра музей будет открыт…

В) дополните незаконченные предложения:

Настроение у всех превосходное, несмотря на то что…

В марте обычно снег тает, хотя…

Тестовое задание.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ». Задание. Прочитайте текст, объясните орфографию и пунктуацию, определите тему и основную мысль текста.

VI. Выводы по уроку. Рефлексия.

Используя начало, создайте 2 предложения, применяя знания, полученные на уроке, определите вид придаточных, составьте схемы:

Я понял, что…

Несмотря на то что

Несколько человек зачитывают, объясняют.

VII. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VIII. Домашнее задание.

    Выучит правила на стр. 84-85, § 19, для 1группы: упр. № 134 (5-6), 135 (5-7).

    Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными уступки и условия или составить сказку о придаточных уступки и условия.

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

  1. показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  2. развивать речь обучающихся.
  3. воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал.
  2. Плакаты.

На доске:

  1. Число, тема урока.
  2. Схемы.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

1. Работа над ошибками по предыдущей теме урока в проверенной учителем работе.

Пока выполняется РНО, обучающиеся, получившие отметку “5”, работают по карточкам:

Выполните пунктуационный разбор.

Любовь и дружество до вас 1
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

2. Опрос теории по теме: “СПП”.

Какие предложения мы с Вами изучаем?

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие основные группы они делятся?

Какие из них мы изучаем сейчас?

Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.

1. Данная строфа из произведения А. С. Пушкина “Во глубине сибирских руд” предлагается для разбора в кн. см.: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М: ВАКО, 2007.

(Во время ответов обучающихся на доске появляется схема)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки (в схеме появляется запись “уступки”) или по - другому уступительными (учитель указкой показывает на запись темы урока на доске).

Запишем число и тему урока.

IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски)

Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять.

(Акцент: слово “гулять” не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему)

Петя помыл посуду?

Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять?

Он ждал уступки?

Слово учителя: “Это СПП с придаточным уступки”.

Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик).

Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл.

Объясните выбор написания частиц не и ни.

В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли?

Значит какое это придаточное?

Дверь открыли, уступили? А Пете уступили?

Слово учителя: “В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет”.

Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному?

На какой вопрос они отвечают?

(На доске появляется плакат:

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)

При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки?

Какими союзами можно заменить союз хотя?

(аналогично с союзным словом во 2 предложении)

(Плакат дополняется следующей записью:

Средства связи:

2. Запишем и разберем следующее предложение.

Хотя путник и не знал дороги, но все- таки вышел к поселку.

Замените придаточное уступки деепричастным оборотом.

Сделайте пунктуационный разбор.

Какое из данных предложений точнее выражает значение уступки?

Какие еще придаточные могут быть синонимичны деепричастным оборотам?

3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам).

1. , (несмотря на то что…).

2. (Как ни …), .

3. [ ,(хотя…), ]

Запишите любое из составленных предложений в тетрадь.

Что еще мы можем сказать о придаточных уступки?

V. Закрепление, систематизация, применение.

Работа по раздаточному материалу.

Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.
  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.
  3. Куй железо, пока не остыло.
  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.
  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.
  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч…

1. Выпишите СПП предложение с уступительным придаточным, раскройте скобки, расставьте, если надо, пропущенные знаки препинания (проверка).

(Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо)

2. Работа по вариантам:

I вариант работает с первым предложением;

II вариант – со вторым предложением.

(При коллективной проверке акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении).

3. Постройте схемы оставшихся предложений.

Какие еще предложения встретились?

Во время работы по вариантам и составлении схем сильный учащийся работает у доски со следующим предложением:

Не смотря на то, что лежало на столе, он взял яблоко.

(При коллективной проверке делается акцент: это СПП с придаточным изъяснительным, “не смотря” пишется раздельно, перед “что” в сочетании “не смотря на то, что” ставится запятая).

VI. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание.

  1. Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с уступительными придаточными.
  2. Стр. 77, упр. № 176 (II) (Русский язык: учебник для 9-ых классов общеобразовательных учреждений/[С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.]. – 28-е изд. – М: Просвещение, 2006.).

Придаточные уступки отвечают на вопрос "вопреки чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ДАРОМ ЧТО, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. Несмотря на то что ласточка не была ездовой птицей, она согласилась перевезти Дюймовочку в страну эльфов.

Возможна постановка запятой внутри союза НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, но он все равно остается единым союзом. Если придаточное в препозиции, союз не расчленяется.

Есть еще разновидность придаточного уступки - обобщенно-уступительные предложения, в которых подчеркивается неопровержимость сообщаемого в главной части, несмотря на убедительность аргументов, содержащихся в придаточной. В этом типе используются союзные слова ЧТО, КТО, КАКОЙ, СКОЛЬКО, ГДЕ и другие в сочетании с частицей НИ: Кто ни предлагал Дюймовочке брак, она всем отказывала. Девочка не могла убедить себя в необходимости брака с кротом, что бы она себе ни говорила.

СПП с придаточными сравнительными

Придаточные сравнительные отвечают на вопрос "подобно чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО, БУДТО БЫ и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной, но чаще будет в постпозиции. Крылышки шли Дюймовочке, как будто она родилась вместе с ними. Крот и мышь стояли неподвижно и смотрели на улетающую Дюймовочку, будто хотели запомнить её навсегда.

В этом типе придаточного тоже есть разновидности.

Во-первых, выделяются сравнительные компаративные - предложения, где придаточная часть вводится союзами ЧЕМ, НЕЖЕЛИ и присоединяется присловно к словам "иной", "другой", "по-иному", "по-другому", "иначе". С высоты птичьего полета земля казалась иной, чем Дюймовочка привыкла видеть её. Крот воспринимал мир иначе, нежели видим его мы.

Во-вторых, выделяются придаточные сопоставительные с союзами ПО МЕРЕ ТОГО КАК (нерасчлененный), ЧЕМТЕМ. В этих предложениях части сопоставлены друг с другом более тесно, чем просто в сравнительных предложениях, сопоставляемые ситуации влияют одна на другую: По мере того как Дюймовочка и ласточка подлетали к стране эльфов, все больше пахло диковинными цветами (это же предложение может использовать союз ЧЕМТЕМ, первая часть часть включит часть ЧЕМ и будет придаточной) .