Презентация на тему "штольц и обломов". Обломов и штольц сравнительная характеристика Презентация штольц и обломов сравнительная характеристика таблица










«Ах, Илья, Илья!.. Нет, я не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен сделать с собой и с тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя...» (2, III) «Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут с Тарантьевым или Алексеевым, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!» (2, IV) «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда, сначала за границу, потом в деревню: похудеешь немного, перестанешь хандрить, а там сыщем и дело...» (2, IV) «...Что с тобой?.. Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен. Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет... Едем же!.. Я готов силой увезти тебя! Надо жить иначе, ты понимаешь как...» (4, IX)






Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? Познакомившись с Обломовым, сформировав представление о его индивидуальности и личностных качествах, мы можем предположить и то, каким должен быть человек, чтобы ему было по силам пробудить душу Обломова. Это должен быть человек, по масштабу личности, по душевным качествам равный Обломову, которому Обломов доверяет, близкий, дорогой его сердцу.






Образ жизни Образ жизни Различия Сходства Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в своем во­ображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». Обломов и Штольц ровесники, принадлежат одному социальному слою


Отношения с родителями Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с сыном. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих мате­рях, не в силах сдержать слезы. Их матери образец нежности, заботливости дорожили сыновьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.


Отношение к учению Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать. И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.


Отношение к службе и к обществу Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от этих сфер жизни. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе. Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.




Вывод Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения.


Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспитанию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает: глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности, способность глубоко и искренне любить. Очевидно, что Штольц это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.




Характер взаимоотношений Обломова и Штольца «Был ему (Обломову) по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искренно его одного, верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц» (1, III).


«Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей.


Притом их связывало детство и школа две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом, и в нравственном отношении, а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.


Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком» (2, II).


Вывод Очевидно, что Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения глубокая душевная привязанность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.


Домашнее задание По тексту глав 2, V; 2, VI; 2, VIII; 2, IX; 2, X составьте композицию на тему: «Обломов и Ольга: пробуждение любви»; По тексту глав 3,1; 3, Ш; 3, IV; 3, VII; 3, VIII; 3, XI; 3, XII; 4, VI составьте композицию на тему «Обломов и Ольга: несбывшиеся мечты»; Подготовьте сообщение на тему «История любви Штольца и Ольги» (главы 2, V; 4, IV; 4, VIII); Подготовьте сообщение на тему «Обломов и Агафья Матвеевна» (главы 3, II; 3, Ш; 3, VI; 4,1; 4, IX; 4, X).

«Сравнительная степень» - Аня - веселейшая из всех девчонок. Урок по теме «Степени сравнения имен прилагательных. Папуаска гордилась зверем. Составная форма. Как-то ботинок у нас уволок Менее шустрый соседский щенок. Хомяк (был) более шустрый. Аня более весёлая, чем Оля. Синтаксическая роль в предложении Клава (была) кудрявей.

«Роман Гончарова Обломов» - Дружинин А.В. Функции художественного произведения. Художественное произведение. Что представляет собой художественное произведение? Роман «ОБЛОМОВ». Служба в министерстве финансов. Какова история создания романа «Обломов»? Копирование действительности, слепок с натуры. «Обрыв». Пишет литературно-критические статьи, автобиографические произведения.

«Обломов в романе Гончарова» - Сон Обломова. Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым. Штольц. История создания романа. Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. Образ Ольги Ильинской – творческая удача И.А.Гончарова.

«Штольц и Обломов» - Обломов и Штольц.

«Обломов» - Прочитайте 1 главу и ответьте на вопрос: Ветка сирени. Обломовщина как тип жизни. И. А. Гончаров «Обломов». Что такое портрет? А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Семейное счастье Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа. Прочитайте 2 – 4 главы и ответьте на вопросы. Анализ эпизода «Сон Обломова» (глава 9).

«Роман Обломов» - Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Роман «Обыкновенная история» Илл. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: Кадр из фильма. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. Ю.С.Гершкович 1981. Ю.Гершкович 1982. В гостиной перед ужином. Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл.

Разделы: Литература

Урок-исследование “И.И.Обломов и А.Штольц ”(по роману И.А.Гончарова “Обломов”). 2 часа.

В ходе урока учащиеся смогут:

  • сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
  • выработать критерии сравнения героев романа;
  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • сделать выводы и связать их в монологическое высказывание;
  • дать самооценку учебной деятельности.

Материалы к уроку:

  • текст романа И.А.Гончарова “Обломов”,
  • учебник “Русская литература 19 века. 10 класс” Ю.В.Лебедева,
  • карточки с фамилиями героев романа и философскими понятиями “взаимосвязь”,
  • “существенные связи”,“несущественные связи”,
  • задание для исследования в группах,
  • листы бумаги А-3, маркеры.

Ход урока

1. Мотивация.

Одной из составляющих характеристики литературного героя являются его взаимоотношения с другими персонажами, что помогает во многом понять этого героя. Для продолжения работы над составлением характеристики Обломова учащимся предлагается соотнести фамилии действующих лиц романа с философскими понятиями “взаимосвязь”, “существенные связи”, “несущественные связи”. Появляется схема (см. <Приложение 1>)

Учащиеся должны обосновать своё мнение, опираясь на определение философских понятий: Ильинская и Штольц могли изменить образ жизни Обломова.

Учитель ставит вопрос: “Готов ли сам Обломов изменить свою жизнь?”. Ученики приводят цитату из романа, доказывающую, что такое желание у Обломова есть: “Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…”

На данном уроке ведётся разговор об Обломове и Штольце.

Учащимся предлагается сформулировать проблемный вопрос урока. Возможны варианты:

  1. Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?
  2. А.Штольц – антипод или двойник Обломова?

Если ученики формулируют только первый (проблемный) вопрос, учитель помогает с формулировкой второго вопроса: этот исследовательский вопрос является более конкретным и помогает ответить на проблемный вопрос урока. Учащиеся записывают в тетради тему и вопросы урока.

2. Исследование. Работа в группах.

Для ответа на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

  • воспитание,
  • цель жизни,
  • содержание деятельности,
  • отношение к женщине,
  • семейная жизнь,
  • жизненная позиция.

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

  1. выбрать критерий сравнения героев;
  2. прочитать указанные страницы романа;
  3. найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);
  4. дать ответ на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?”;
  5. сформулировать ответ на проблемный вопрос урока “ Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”;
  6. оформить рабочий лист.

Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).

3. Обмен информацией.

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов (см. <Приложение 2>).

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц – в большей степени двойник Обломова (кроме группы, работавшей с критерием “воспитание”).

5. Формулировка обобщения.

Сформулированное учащимися обобщение является ответом на проблемный вопрос урока: “Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”

6. Применение.

7. Рефлексия.

На данном этапе учащиеся подводят итоги: практическая значимость урока, самооценка деятельности, умения и навыки, применённые на уроке.

Учителем даётся оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание.

Задание является пропедевтическим, мотивационным для следующего урока.

Учащиеся дают письменный ответ на вопрос: “Любила ли Ольга Ильинская Обломова? Аргументы “за” и(или) “против”.

Слайд 2

Цель. Способствовать созданию целостного представления о нравственной и художественной значимости образов Обломова и Штольца и о способах выражения авторской позиции в тексте эпического произведения.

Слайд 3

Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова? Основные вопросы: - Как вообще можно помочь человеку достигнуть гармонии с жизнью, научиться не прятать, а открывать миру все свое интеллектуальное и духовное богатство? Что нужно предпринять, чтобы помочь человеку преодолеть апатию и вновь вернуться к полноценной жизни? - Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? К какому итогу он пришел? - Почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату.

Слайд 4

Прав ли был автор, считая, что именно такой человек, как Штольц, способен спасти Обломова? - Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? - Какими чертами автор наделил Андрея Штольца? Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова? Сопоставьте авторскую характеристику образа жизни Обломова и Штольца. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? 2. Что сближает Обломова и Штольца?

Слайд 5

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» (1, V). «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормаль­ным состоянием» (1,1). «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет... Он беспрестанно в движении...» (2, II) «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская...» (2,1) «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца. Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой» (2, II).

Слайд 6

«Он все сбирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья» (1, V). «А сам все шел да шел упрямо по избранной дороге. Не видали, чтоб он задумывался над чем-нибудь болезненно и мучительно; по-видимому, его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места» (2, II). 1. Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие - лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в"тзоем воображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». 2. Обломов и Штольц- ровесники, принадлежат одному социальному слою.

Слайд 7

Обломов и Штольц: отношения с родителями -Сопоставьте характер взаимоотношений Обломова и Штольца с их родителями. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, IX , 1, IX, 2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с Андреем. 2. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих матерях, не в силах сдержать слезы. Их матери - образец нежности, заботливости - дорожили сы­новьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

Слайд 8

Обломов и Штольц: отношение к учению -Сопоставьте информацию об отношении к учению Обломова и Штольца. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, VI;2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал, как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать. 2. И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

Слайд 9

Обломов и Штольц: отношение к службе и к обществу. -Сопоставьте информацию об отношении Обломова и Штольца к службе и роли в обществе. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, V; 2, II) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1.Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от них. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе. 2. Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.

Слайд 10

Обломов и Штольц: понимание любви - Сопоставьте характер переживаний влюбленных Обломова и Штольца -В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (2, X; ,XI; 3, VI; 4,IV; 4, VII). - Что сближает Обломова и Штольца? 1.Для Обломова любовь- потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь - труд ума и души. 2.И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

Слайд 11

Вывод. Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения. Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспита­нию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает их глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности,способность глубоко и искренно любить. Очевидно, что Штольц- это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

Слайд 12

Может быть, Обломов боялся довериться Штольцу? - Какие отношения связывали Обломова и Штольца? Выпишите слова, фразы текста, которыми автор характеризует взаимоотношения Обломова и Штольца. (I,III; 2, II) Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения - глубокая душевная привязан­ность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

Слайд 13

Может быть, Штольц ошибся в выборе средства для спасения друга? - Верное ли средство избрал Штольц для реализации своего замысла? Штольц, казалось бы, рассчитал все правильно. Любовь - чувство, вызывающее самые сильные потрясения. Если в душе человека еще остались живые чувства, любовь не позволит им дремать. Штольц был уверен, что Ольга очарует Обломова. - Оправдались ли ожидания Штольца? Обломов и Ольга: пробуждение любви

Слайд 14

1. Первые встречи,. Пробуждение чувств.(2,V) 2. Мечты Ольги. (2,V1). 3. Торжество Ольги.(2, VIII ; 2,IX;2X) Обломов и Ольга: несбывшиеся мечты 1.Первые сомнения. (3.I; III ;IV) 2. Попытки спасти счастье.(3,VII ; VIII) 3. Расставание (3,XI ; XII) 4.Неожиданное счастье (4, VI)

Слайд 15

Почему Обломов и Ольга не обрели счастье в любви? Что заставило Обломова отказаться от мечты о счастье с Ольгой? -Был ли неизбежен несчастливый финал истории любви Обломова и Ольги? Какую ошибку допустил Штольц?(Автор рассказывает в романе две истории любви, которые принесли влюбленным счастье: Штольц и Ольга и Обломов и Агафья Матвеевна.) 1.Что в судьбе героев стало тем потрясением(и потрясением ли), которое пробудило в их душах любовь? 2.Какую роль сыграли герои в судьбах своих спутниц? 3.Какими чувствами жили герои, устроив семейную жизнь? 4.Чем отличаются тишина и покой, господствующие в этих двух семействах?

Слайд 16

Слайд 17

Штольц и Ольга 1.Бескорыстная дружба (2,V ;VI) 2. Предчувствие любви (4,IV) 3.Пробуждение любви (4,IV; VIII) 4.Семейная жизнь (4,VIII) 5. Счастье (4, VIII).

Слайд 18

Обломов и Агафья Матвеевна 1.Очарование простоты.(3,II; III ;VI ; 4,I ;IX) 2. «Сладостное иго». (4,I ; IX) 3.Покой и безмятежная тишина. (4,IX) 4. «Тихий свет пролетевших семи лет».(4,X)

Слайд 19

Задумав, спасти друга, Штольц собирался увезти его с собой за границу, затем в деревню, подобрать ему настоящее, стоящее хлопот дело. -Могли увенчаться успехом задуманный Штольцем по спасению Обломова? Прочитайте сцену спора Обломова и Штольца о целях и смысле жизни.(2, IV). Как реплики Штольца помогают понять его отношение к проблемам Обломова? Аргументы Обломова Аргументы Штольца -Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! - Цельные дни…не снимаешь сапог: ноги так и зудят - У всякого свои интересы. На то жизнь…

Слайд 20

Скука, скука, скука!... Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежу у себя дома? - Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку… - Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее! - Как не жизнь? Чего тут нет? … Все разговоры по душе! Тебе никогда не понадобилось бы переезжать с квартиры – уж это одно чего стоит! И это не жизнь? - Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали. Ты философ, Илья!... Все хлопочут, только тебе ничего не нужно Да ты поэт, Илья! - Это не жизнь!.. Это… Какая-то … обломовщина…

Слайд 21

Все ищут отдыха и покоя. - Не все, и ты сам, лет десять, не то искал в жизни. - Когда-нибудь перестанешь же трудиться… Тогда когда же жить?.. Для чего же мучиться весь век? - Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Обломов развернуто аргументирует свою позицию, а Штольц не утруждает себя аргументами. Он сопереживает Обломову, но воспринимает его недостаточно серьезно. Только к концу спора Штольц искренне негодует и коротко, резко объясняет Обломову свое понимание жизни.

Слайд 22

Какую одинаковую ошибку допускают Штольц и Ольга в своих планах относительно Обломова? (2,III ;IV ;VI) Штольц и Ольга хотели превратить Обломова в человека, образ которого они создали в своем воображении. Размышляя о будущем Обломова, они планируют свою деятельность по достижению своих же целей. Однако ведущим фактором развития и совершенствования личности уже сложившегося человека является активность самого человека, и цели должны быть поставлены им самим.

Слайд 23

Прочитайте диалог Обломова и Штольца (2,IV). Как эта сцена помогает обнаружить слабые места в логике размышлений Штольца? На вопрос Обломова: «Куда?»- Штольцу нечего ответить. Такому человеку, как Обломов, действительно некуда было бежать. Лучшие качества людей обломовского типа были востребованы в реальной жизни. К тому же Обломов скорее всего прав, когда говорит, что его образ жизни признан нормой для большинства части русского общества.

Слайд 24

Каким смыслом наполняется понятие «обломовщина» в романе? (2,IV; 3,XI ; 4,IX). - Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова?

Слайд 25

1.Из текста глав 1,VI, VII, VIII; 2, IV подберите цитаты


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) (Урок литературы 6 класс) Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкогоуниверситета В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре «Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное. Никола́й Копе́рник (1473 -1543) - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ