Предсказания серафима саровского. День смерти с благословения Господа

От древних величайших святых отцов житие преп. Серафима отличается, пожалуй, большей подробностью, сохранилось и множество его пророчеств, частью уже сбывшихся, частью касающихся нашего времени и вплоть до кончины века. Удивительно, но почти все его пророчества в большей или меньшей степени касаются Царской темы.

Следующим по времени после преп. Авеля Тайновидца великим пророком, который говорил о нашем Царе-Победителе, является преп. Серафим Саровский. Старший его современник, преп. Авель Тайновидец, предрёк о нём Императору Павлу I: "Видел я над землёй Русской звезду великого угодника Божия. Горит она, разгорается...".

Но "звезда от звезды разнствует во славе". Серафим Саровский - один из величайших святых всех времён и народов! Житие его можно было бы назвать жестоким, по подвигам превосходящим всякие человеческие силы, если бы не его всегдашняя необыкновенная радость и всесогревающая любовь ко всем людям, живая вода Духа, мощной рекой проистекающая из сего источника.

От древних величайших святых отцов житие преп. Серафима отличается, пожалуй, большей подробностью, сохранилось и множество его пророчеств, частью уже сбывшихся, частью касающихся нашего времени и вплоть до кончины века. Удивительно, но почти все пророчества Преподобного в большей или меньшей степени касаются Царской темы. О них и пойдёт речь в этой статье.

Многие пророчества преп. Серафима о Царе-Победителе дошли до нас, но не все. Конечно, враги Церкви что могли - уничтожали, и, я думаю, уничтожили не мало. Какие-то пророчества промыслом Божиим скрыты до времени, а какие-то прикрыты, то есть, облечены в такую форму, что, может быть, большинству православных не очевидно, что они о Царе-Победителе. Вот эти пророчества нуждаются в истолковании. Но толкование всех пророчеств о Царе составило бы целый том.

Сам Преподобный был, если можно так выразиться, великий мастер прикрывать свои пророчества, потому что знал всё, что будет дальше. Но есть и удивительно прямые пророчества, которые ничем другим не прикрыты, как только невероятностью предсказанных событий, как бы так: если поверишь - поймёшь о чём речь, а не поверишь - никогда не поймёшь, о чём предсказано. К таким относится пророчество о воскресении самого преподобного Серафима плотию до всеобщего воскресения из мёртвых, и о его проповеди всемирного покаяния.

Это пророчество зафиксировано во множестве источников: в "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" святителя Серафима Чичагова, в книге "На берегу Божией реки" С. А. Нилуса, в нескольких вариантах начала XX века того же писателя, и являющимися копиями с первоисточников Н. А. Мотовилова, в семейном архиве Флоренских. Сомневаться в том, что это пророчество самого Серафима Саровского, трудно, так как сам Преподобный множество раз говорил его Мотовилову и многим дивеевским сёстрам, и их рассказы совпадают между собой.

Вот копия сокращённая [о великой Дивеевской тайне] из семейного архива Флоренских, машинопись начала XX века:

"Будет время, когда все словеса предречений Господних, сказанные великому старцу Серафиму о судьбах 4-го жребия во вселенной Божией Матери, вполне сбудутся. Ибо по обетованию Господню воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба великий старец Серафим и пешком перейдёт из Саровской пустыни в село Дивеево - и при сонме Высочайшей Фамилии, Великокняжеской, Царской, Императорской, и русских и иностранных, безчисленного множества людей, уверив всех воскресением своим в непреложности и всех людей в конце веков всеобщего воскресения.

Понеже, наконец, там вечным опять до времени сном смерти почиет, и тогда-то, после сего вторичного батюшки отца Серафима успения, село Дивеево соделавшись Домом всемирным, просветится паче всех, не только русских, но и всех градов на свете - ибо свет веры Христовой через это воскресение из мертвых великого старца Серафима утвердится вселенной всей. Тогда с какой жадностью все обратятся ко всем источникам православным для узнания о начале и ходе сего дива истории, сего 4-го жребия вселенского Божией Матери, нового света Афонской Женской Дивеевской Горы, сего места спасения всего мiра во времена Антихриста".
Писано было Мотовиловым 8-го ноября 1867 года.

В этом пророчестве говорится, что преп. Серафим воскреснет в Сарове и перейдёт из него в село Дивеево, перейдёт же пешком и в присутствии Царя и Царской Фамилии и безчисленного множества людей. Этот Царь и есть Царь-Победитель, последний и единственный Царь, который у нас будет, о котором предсказано во множестве пророчеств. (Если Бог даст, мы потом ещё будем говорить именно о моменте явления этого Царя по пророчествам св. Севастьяна Карагандинского).


Вот та же мысль, помещённая в книге "Россия перед вторым пришествием": "Большинство дивеевских пророчеств преподобного связано, по всей вероятности, с последним Царём (во всяком случае, не с Государем Николаем II, как это до сих пор полагает большинство толкователей; приезд его в Саров в 1903 г. имел прообразовательное значение).

А вот слова самого преп. Серафима: "Вот какая радость-то будет, матушка! Какая великая радость-то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся Фамилия! Дивеево-то - Лавра будет, Вертьяново - город, а Арзамас - губерния!"

Рассказ Акулины Ивановны Малышевой (тетрадь № 1): "Пошёл вдруг батюшка, и лицо-то так и просияло у него. "А как Царская Фамилия приедет к вам, матушка, то выйдете за святые-то ворота, да распахните их широко-широко, да низко-низко поклонитесь до земли, да и скажите: "Покорно просим пожаловать, покорно просим..." - и батюшка сам три раза низко до земли поклонился. Так вот это ещё не совсем сбылось, а верую, что совершится, так никогда ничего не говорил батюшка".

Это пророчество относится не столько к дивеевским монахиням, сколько ко всей России, которая "уму-разуму научится бедою кровавою" (по слову преп. Авеля Тайновидца), покается в грехе "отречения от своего Богопомазанника", и тогда "низко-низко поклонится до земли" (по слову преп. Серафима) "Князю Великому, стоящему за сынов народа своего, Избраннику Божию, на главе Которого благословение" и скажет: "Покорно просим пожаловать, покорно просим!"

Вот о чём через простую монахиню учит Великий Серафим всю Россию!

Блаженная Прасковья Семёновна: "Царь приедет, мощи привезёт; двое у нас явятся!"

Двое мощей или двое Царей? Царей! Потому что мощей будет четверо + мощи самого Серафима Саровского.
В одной из тетрадей Мотовилова было написано: "Не то диво, что не дошли за 100 саженей до моей хижины, а то диво, что моя смерть будет подобна смерти отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Как они восстали во уверение всеобщего воскресения, так и я восстану перед последним концом и возлягу в Дивееве. Дивеево будет называться не по селу Дивеево, а по всемирному Диву".

То есть преп. Серафим воскреснет незадолго до конца света.

"Ещё батюшка сказал Марии Семёновне: "...Теперь все дивятся, что убогий Серафим занимается вами, печётся о ваших духовных и телесных нуждах; это-то что за диво? А вот будет диво, как плоть-то свою убогий Серафим принесёт в Дивеев!" Мы все думали, что батюшка Серафим посетит нас, но при жизни его это не случилось".

То есть "диво" будет состоять и в воскресении преп. Серафима, и в его переходе пешком сразу после своего воскресения из Сарова в Дивеев, а мы помним, что в этом переходе преподобного будет сопровождать Высочайшая Фамилия - Великокняжеская, Царская, Императорская (Мотовилов даже затруднялся, как эту Высочайшую Фамилию назвать, потому что она действительно последовательно будет и то, и другое, и третье).

О том, что присутствие Царской Фамилии будет составлять часть этого "дива", свидетельствует сам Преподобный: "...А как Царская-то Фамилия у нас побывает, то ведь Дивеев-то - диво будет всему свету! Села тут уже не будет, а город..."

Чтобы кто не подумал, что он говорит о приезде Царя Николая II, с Семьёй и Великими князьями, преп. Серафим прибавляет: "Села тут уже не будет, а город". А мы знаем, что до сих пор вокруг Дивеевской обители село, а не город, т. е. исполнение этого пророчества ещё впереди.

Вот более подробный рассказ об этом "диве", извлечённый С. А. Нилусом из бумаг, оставшихся после смерти Николая Александровича Мотовилова, опубликованный писателем в книге "На берегу Божьей реки" и названный им великой ДИВЕЕВСКОЙ ТАЙНОЙ: "...батюшка Серафим поведал мне следующее: - Мне, ваше боголюбие, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет.

Но так как к тому времени архиереи [русские] [вставка С. А. Нилуса. - автор] так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут, то Господу Богу благоугодно взять мощи убогого Серафима до времени от сея привременной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение седми отроков в пещере Охолонской во дни Феодосия Юнейшего.

Открыв мне, - пишет далее Мотовилов, - сию великую и страшную тайну, великий старец поведал мне, что по воскресении своем он из Сарова перейдёт в Дивеев и там откроет проповедь всемiрного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберётся народу великое множество со всех концов земли. Дивеев станет Лаврой, Вертьяново - городом, а Арзамас - губернией. И, проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нём четверо мощей и, по открытию их, сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему".

Такова великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною в собственноручных записях симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца, чина пророческого, преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея России чудотворца.

В дополнение же к этой тайне, вот что я слышал из уст 84-летней Дивеевской игумении Марии. Был я у неё в начале августа 1903-го года, вслед за прославлением преподобного Серафима и отъездом из Дивеева Царской семьи. Поздравляю её с оправданием великой её веры (матушка, построив Дивеевский собор, с 1880-года не освящала его левого придела, веруя, согласно дивеевским преданиям, что доживёт до прославления Серафима и освятит придел в святое его имя); поздравляю её, а она мне говорит:

Да, мой батюшка, Сергей Александрович, великое это чудо. Но вот будет чудо так чудо, - это когда крестный-то ход, что теперь шёл из Дивеева в Саров, пойдёт из Сарова в Дивеев, "а народу-то, - как говаривал наш угодничек-то Божий преподобный Серафим, - что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо-то чудное, диво дивное".

Как это понимать, матушка? - спросил я, на ту пору совершенно забыв тогда уже мне известную великую Дивеевскую тайну о воскресении Преподобного.

А это - кто доживёт, тот увидит, - ответила мне игумения Мария, пристально на меня взглянув и улыбнувшись.

Это было моё последнее на земле свидание с великой носительницей дивеевских преданий, той 12-й начальницей, "Ушаковой родом", на которой, по предсказанию преподобного Серафима, и устроился, с лишним 30 лет после его кончины, Дивеевский монастырь, будущая женская Лавра. Через год после этого свидания игумения Мария скончалась о Господе".

Пойдём по порядку. Преподобный Серафим прожил 73,5 года, а от Господа Бога положено ему жить гораздо более ста лет. Значит, по своём воскресении в Сарове он будет жить ещё гораздо более 26,5 лет, жить в Дивееве и проповедовать всемирное покаяние.

Далее Преподобный объясняет, что Господу Богу угодно взять его мощи до времени, а потом воскресить, не по какой другой причине, как только по причине нечестия и неверия архиереев. Каких архиереев - русских? Нет! Дело в том, что ещё задолго до революции стало действовать негласное правило, глубоко уходящее своими корнями в талмуд (в обобщённом виде откровенно выраженное в протоколах сионистских мудрецов), чтобы ни в коем случае не посвящать русских в епископы, да и вообще, чтобы они не могли занять никакое влиятельное место в Церкви. Почти полное отсутствие русских епископов послужило одной из главных причин революции, антирусский характер которой предопределил в дальнейшем их полное исчезновение.

Несколько русских, рукоположенных в епископы во время короткой послевоенной оттепели (до хрущевских гонений), уже дожили свой век. Сейчас очень маловероятно, чтобы какой-то русский пробился в епископы. Хотя Богу всё возможно. Ситуация парадоксальная - в Русской Православной Церкви давным-давно нет русских епископов! Обратите внимание, ни один святой, начиная с преп. Серафима Саровского, ни в одном пророчестве никогда не называет архиереев русскими, но либо архиереи Русской Церкви, либо архиереи земли Русской. Это уже Сергий Нилус поставил слово [русский] в квадратных скобках, надо же было как-то отличить, что это архиереи нашей поместной Церкви, а не греки или египтяне.

В чём выражается нечестие и неверие этих архиереев? Об этом яснее говорится в другом варианте того же пророчества преп. Серафима, который Сергий Нилус отдал отцу Павлу Флоренскому для снятия копий в начале XX века. Там сказано: "...так как к тому времени архиереи так онечестивятся, что даже и важнейшему догмату Христовой веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея превременныя жизни взять и затем, во утверждения догмата воскресения, воскресить меня..."

Как могут такие нечестивые архиереи, которые не верят в Воскресение Христово и во всеобщее воскресение, поверить в Чудо воскресения России? Разумеется, они будут всячески хвататься за "пораженческую" концепцию и органически не примут концепцию "Царь-Победитель".


"Помни последняя своя - во век не согрешишь" - говорили святые отцы, следовательно и наоборот: не веришь в эти три воскресения - не будешь вылазить из грехов. Так мы этих архиереев и узнаем - "по плодам".

Неужели преп. Серафим воскреснет для того, чтобы эти архиереи обратились от своего нечестия и неверия и покаялись? Нет, Бог открыл преподобному, что этого не произойдёт: "Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их".

Уклонились ещё в марте 1917 года, когда ужасающим образом попрали Божественное учение и учение Церкви о Царской власти. Попрали все клятвы и присяги, сами попали сразу под несколько церковных анафем и народ увлекли за собой в ту же пропасть. Гнев Божий частично поразил их тогда.

Конечно, среди убиенных в то время были и истинные пастыри - новомученики, которые пострадали за Царя, но таких было меньшинство, остальные пострадали за уклонение от сохранения Православия во всей его чистоте. Мученичество ещё надо заслужить. Когда теперь многих этих изменников Царю прославили в лике святых - это страшная хула на Духа Святаго.

Выходит, что это не гнев Божий поразил их, а это особая милость Божия над ними за измену Царю, выходит, что это Дух Святой, а не дьявол двигал этими священниками-революционерами, получается, что Сам Бог - первый революционер. Что может быть страшнее такой хулы? Думаю, что церковный чин о деканонизации, до сих пор лежащий у нас без дела, при Царе-Победителе и воскресшем Серафиме очень даже понадобится. Тем более, что батюшка Серафим чётко укажет, кого он видел там, на Небе, а кого там нет и не может быть никогда. Вот одна из причин, почему Господу понадобится его воскресить. Уж при таком свидетеле, как воскресший преп. Серафим, совесть верующих будет спокойна при деканонизации ложных святых.

Если раньше архиереи и прочие духовные лица могли как-то оправдываться принципом церковной икономии, потому что за монархическое исповедание убивали, то уже лет 20 или больше за верность Царю никого не убивают, во всяком случае открыто. Наказывают - да: запрещают в священнослужении, лишают приходов, кафедр; шпионов-иуд хватает, в семинариях, духовных академиях производится соответствующая промывка мозгов на эту тему.

Система по борьбе с монархическим, то есть подлинно церковным мировоззрением, отлажена хорошо. Словом, наказывают материально - это и есть выбор между Крестом и хлебом. Да и как самое высшее духовенство, имея свои банки, заводы, спортивные клубы, будучи миллионерами и миллиардерами, с таким-то багажом, будет проповедовать народу покаяние в грехе отречения от своего Богопомазанника или неверности своему Царю? Кто Евангелие читал, тот понимает, что это невозможно.

"Три дня стоял я, - говорит Преподобный, - просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не приклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут далеко от Меня".

Потому-то, по предсказанию преп. Алексия Валаамского (†1900), записанному святителем Феофаном Полтавским: "...Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведёт порядок в Церкви Православной, удалит всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место". Сейчас-то архиереев у нас больше 200, а истинных из них останется, по пророчеству, малое исключение (в другой записи этого же пророчества: "два, мало три архиерея").

Вот тут-то воскресший Серафим и понадобится Царю-Победителю. С одной стороны, он укажет Царю на всех неистинных архиереев, с другой стороны, он будет учить новых - истинных. Истине - вот чему он будет учить их и весь народ, вероятно, больше 26,5 лет. Блаженны те архиереи, которые будут иметь такого учителя!

Александр РАДИОНОВ

словами: «Это я храню, как зеницу ока». Письмо, пожелтевшее от времени, с сильно полинявшими чернилами, было написано собственноручно святым преподобным Серафимом Саровским — Мотовилову. В письме было предсказание о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было в нем сказано и о помиловании и спасении России. Года я не могу вспомнить, так как прошло 28 лет, и память мне может изменить, да и каюсь, что не прочла с должным вниманием, так как год указывался отдельно, а спасения хотелось и избавления немедленно еще с самого начала революции. Простить себе не могу, что не списала копию с письма, но голова была так занята и мозги так уставали в поисках насущных потребностей для детей, что этим только успокаиваю и оправдываю свою недальновидность... Письмо помню хорошо».

О великой скорби


В одной из своих бесед с Мотовиловым преподобный Серафим, говоря о духовном состоянии последних христиан, оставшихся верными Богу перед концом мира, поведал нечто весьма важное во укрепление исповедников Христовых.

«И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы избранных ради не сократились оные дни, в те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на Кресте вися, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Подобное же оставление человечества благодатью Божиею должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по миновении коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей и все святые ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все, от века предопределенное в Предвечном Совете».

Что ждет Россию?


Россию невидимая рука вовлекла в стихийный круговорот невероятного страдания: события — одно страшнее другого, преступления, имени которым нет на обыкновенном языке, хаос мыслей, чувств, настроений — и над всем торжествующее царство ненависти, нечеловеческой злобы и общей муки, на кровавые клочья рвущих сердца всех, кто еще не утратил того, что прежние люди звали сердцем.

Кто живет жизнью своей Матери — Православной Церкви, тот знает, откуда и за что ниспосылаются эти муки, знает он также и к чему готовят человечество эти страдания, но... «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам, и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить, и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем...» (Апокалипсис 9, 20, 21).

Так не к этим «прочим» я теперь обращаю это слово — «дух заблуждения» так властно овладел теперь их душой, что «верить они могут только лжи», — а к тем « избран ным», ради которых должны сократиться эти дни, в подкрепление и в радость их веры: пусть к ним идет, если Богу угодно, слово мое, да не «поклонятся они зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?»

Отец Амвросий Оптинский, говоря о близости исполнения времени и объясняя 7-й стих второй главы Второго Послания к фессалоникийцам, в котором указывается признак времени явления антихриста, — той «тайны беззакония», которая «не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», — под «теперь удерживающим» разумел царя или царскую, самодержавную, ничем и никем не ограниченную власть.

Толкование великого старца, подвижника и прозорливца, еще так недавно отошедшего от нас ко Господу, живо еще в памяти всех его современников, свято чтущих и соблюдающих в своих о нем воспоминаниях каждое его даже вскользь пророненное слово.

Признак этого близкого пришествия антихриста указан и святыми отцами Православной Апостольской Церкви и истолкован ими в том же смысле.

О царской власти


Современник преподобного Серафима Саровского и его почитатель Николай Александрович Мотовилов записал о беседе своей с Саровским отшельником относительно царской власти. Записи свои Мотовилов озаглавил так:

«Копия с ответа моего Следственной Комиссии — секретно спрашивавш(е)й мнения моего о житии батюшки отца Серафима, прочитанного мною в рукописи, сочиненной бывшим иеродиаконом и поверенным Саровской пустыни, ныне же (1844 год) иеромонахом и казначеем Святыя Тро-ицко-Сергиевския лавры, отцом Сергием — написанного во Святой Саровской Пустыни 1840 года 1 или 2 сентября и сего 1844 года с 26 на 27 октября там же начавшегося переписываться мною:

«Тамбовской Духовной Консистории Чл(е)ну Соборному Ключарю, протоиерею Никифору Телятинскому и города Кадома соборному протоиерею, Иоанну Розанову. Симбирского помещика, действительного студента Николая Александрова Мотовилова «Объяснение...».

Комментируя записи Мотовилова относительно его беседы с Серафимом Саровским о царской власти, С. А. Нилу с, исследователь жизни преподобного Серафима, говорит, что слова Саровского отшельника «не без пророческого, по моему разумению, указания на события и лица, нам современные». Чтобы в этом убедился и наш читатель, приводим в точности записанное Мотовиловым в ночь с 26 на 27 октября 1844 года в Саровской пустыни:

«... а в доказательство истинной ревности по Боге приводил он (преподобный) святого пророка Илию и Гедеона и, по целым часам распространяясь о них своею боговдохновенною и усладительнейшею беседой, каждое суждение свое о них заключал применением к жизни собственно нашей и указанием на то, какие мы и в каких наиболее обстоятельствах жизни можем из житий их извлекать душеспасительные наставления. Часто поминал мне о святом царе, пророке и богоотце Давиде, и тогда приходил в необыкновенный духовный восторг. Надобно было видеть его в эти неземные минуты! Лицо его, одушевленное благодатию Духа Святого, сияло тогда подобно солнцу, и я, поистине говорю, что, глядя на него, я чувствовал лом в глазах, как бы при взгляде на солнце. Невольно приводил я на память себе лицо Моисея, только что сшедшего с Синая. Душа моя, умиротворяясь, приходила в такую тишину, исполнялась такою великою радостию, что сердце мое готово было вместить в себя не только весь род наш человеческий, но и все творение Божие, преизливаясь ко всем Божественною любовию.

«Так-то, ваше боголюбие, так, — говаривал батюшка, скача от радости (кто помнит еще сего святого старца, тот скажет, что и он его иногда видывал как бы скачущим от радости), — избрах Давида, раба Моего, мужа по сердцу моему, иже исполнит вся хотения Моя... — и прибавляя: — Блаженно царство, имеющее такого царя!»

Разъясняя же, как надобно служить царю и сколько дорожить его жизнью, он приводил в пример военачальника Давида, Авессу.

«Однажды он, — так говорил батюшка Серафим, для утоления жажды Давидовой прокрался в виду неприятельского стана к источнику и добыл воды и, несмотря на тучу стрел из неприятельского стана, пущенных в него, возвратился к нему ни в чем не вредимым, неся воду в шлеме, сохранен будучи от тучи стрел только за усердие свое к царю. Когда же что приказывал Давид, то Авесса ответствовал: «Только повели, о царю, и все будет исполнено по-твоему». Когда же царь изъявил желание сам участвовать в каком-либо кровопролитном деле для обозрения своих воинов, то Авесса умолял его о сохранении своего здравия и, останавливая его от участия в сече, говорил: «Нас много у тебя, а ты, государь, у нас один. Если бы и всех нас побили, то лишь бы ты был жив. Израиль цел и непобедим. Если же тебя не будет, что будет тогда с Израилем?..»

О восстании на Сенатской площади


Трудно усомниться в правильности предсказаний святого Серафима относительно восстания декабристов на Сенатской площади. И подтверждение этому — записи Н. А. Мотовилова:

«Батюшка отец Серафим пространно любил объясняться о сем, хваля усердие и ревность верноподданных к царю, и, желая явственнее истолковать, сколько сии две добродетели христианские угодны Господу, говаривал:

«После Православия они суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия».

Часто он от Давида переводил разговор к нашему великому государю императору и по целым часам беседовал со мною о нем и о царстве русском; жалел о зломыслящих противо всеавгустейшей особы его. Явственно говоря мне о том, что они хотели сделать, он приводил меня в ужас, а рассказывая о казни, уготовляемой им от Господа и удостоверяя меня в словах своих, прибавлял:

«Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за великого государя и целость самодержавия его, но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».

Когда же, устрашенный его рассказом, я спросить хотел о государе: что будет тогда с ним? — то он, не дав мне и выговорить, отвечал мне на мысль мою:

«А ты уж, батюшка, не о нем пекись, — его Господь сохранит: он велик перед Богом, он — в душе христианин».

И это всегда почти любимые его выражения о государе, которые он и в прочих беседах своих со мною о нем говаривал, приводя к тому и доказательство. И это я сам лично слышал из уст его и готов сказать во всеуслышание не только в России, но и целому миру, повторяя с отцом Серафимом: «Блаженны мы, что имеем такого царя!»

Кстати, не могу умолчать и о том, что, по словам келейника его, Павла, батюшка отец Серафим в день самого бунта 14 декабря 1825 года, поутру в этот день, спокойно перекладывая дрова около своей келии, вдруг стал бегать, восклицая: «Драка! Драка!»

И на вопрос отца Павла: «О чем это ты, батюшка, кричишь так?» — ответствовал: «В Петербурге бунт противу государя!» — и стал подробно объяснять, что там в это время происходило.

Восстание на Сенатской площади


Существует еще одно пророчество преподобного Серафима о восстании на Сенатской площади.

Двадцатые годы XIX века. Саровская обитель. Старец Серафим, весь проникнутый любовью, добротою, строго взирает на приближающегося к нему офицера и отказывает ему в благословении. Прозорливец знает, что тот — участник заговора будущих декабристов. «Гряди, откуда пришел», — решительно говорит ему преподобный. Подводит затем великий старец послушника своего к колодцу, вода в котором была мутной и грязной: «Так и этот человек, который приходил сюда, намеревается возмутить Россию», — произносит праведник, переживающий за судьбу русской монархии.

О царствовании императора Николая Павловича


То, что после восстания на Сенатской площади на престол взойдет Николай Павлович, преподобный Серафим также — по словам келейника его, Павла, бывшего неотлучно при преподобном — как следует из записей Мотовилова, предсказал.

Когда же, через несколько после того дней, взошел на престол ныне благополучно царствующий государь император, Николай Павлович, то батюшка отец Серафим, еще до получения о том известий, говорил:

«Ну вот, это так! Слава Богу, слава Богу! Царя богоизбранного даровал Господь земле русской! Сам Господь избрал и помазал его на царство!»

И тому же келейнику своему, Павлу, преподобный Серафим неоднократно говорил:

«Я всегда молюсь, чтобы Господь продлил жизнь его, для счастия России».

Церкви Православной жить!


На жалобы Мотовилова о том, что Православная Церковь в бедствии, что души и тела людей все больше и больше оскверняются, погрязают в разврате, что безбожие — вот удел России, преподобный Серафим отвечал ему:

«Илия Фесвитянин, жалуясь Господу на Израиля, будто весь он преклонил колено Ваалу, говорил в молитве, что уж только один он, Илия, остался верен Господу, но уже и его душу ищут изъяти... Так что же, батюшка, отвечал ему на это Господь? — Седмь тысящ мужей оставих во Израили, иже не преклониша колен Ваалу... Так, если во Израильском царстве, отпадшем от Иудейского, верного Богу, царства и пришедшем в совершенное развращение, оставалось еще седмь тысящ мужей, верных Господу, то что скажем о России? Мню я, что во Израильском царстве было тогда не более трех миллионов людей. А у нас, батюшка, в России, сколько теперь?»

На ответ Мотовилова, что, по его предположению, будет около шестидесяти миллионов, святой старец продолжал:

«В двадцать раз больше. Суди же сам, сколько теперь у нас еще обретается верных Богу! Так-то, батюшка, так-то: их же предуведе, сих и предъизбра; их же предъизбра, сих и предустави; их же предустави, сих и блюдет, сих и прославит. Так о чем же унывать-то нам?! С нами Бог! Надеющиеся на Господа, яко гора Сион, не подвижется в век живый во Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию».

На вопрос Мотовилова, что значат слова преподобного, к чему он это говорит, тот отвечал:

«К тому, — ответствовал батюшка отец Серафим, — что таким-то образом хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом, день и нощь служащих Ему. А таковы — хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедущие благочестие ею преданное, и на деле во всех случаях жизни творящие по святым заповедям Господа нашего Иисуса Христа».

Пророчество о невесте Мотовилова


Невероятно интересным является тот факт, с какой точностью (вплоть до месяца) предрек святой Серафим невесту своему великому почитателю Мотовилову. Николай Александрович, будучи сильно влюбленным в Языкову Екатерину Михайловну, дворянку, соседку его по имению, сильно просил преподобного Серафима помолиться о ней и, более того, попросить Бога, чтобы он нарек эту девушку ему в невесты.

Старец с улыбкой выслушал влюбленного юношу, задал не один вопрос относительно того, что так привлекло его друга в этой девушке и неожиданно спросил о возрасте мотовиловской избранницы. Услышав, что девушке примерно шестнадцать-семнадцать лет, старец замахал руками:

«Что Вы, батюшка, Ваше Боголюбие! Нет, нет! Вашей, от Бога Вам преднареченной невесте, теперь 8 лет и несколько месяцев, этак 3 или 4, а уж едва ли более 5 месяцев, а ведь, по новому постановлению Синода, нельзя мужчине моложе 18 лет, а девушке 16 — вступать в брак. Так не подождать ли Вам Вашей Богом преднареченной невесты этак 8 или 10 лет? А то как же Вам теперь жениться на ней?! Никак нельзя — молода еще очень».

А относительно того, чтобы просить Бога о той или иной невесте, как этого добивался от святого старца Мотовилов, отец Серафим отвечал:

«Ведь иное, Ваше Боголюбие, просить Господа Бога, чтоб Он преднарек кому невесту — как вот Вы, например, просите теперь, чтобы я, убогий, упросил Господа, чтоб Он Вам преднарек в невесты Языкову, — а иное, когда Господь уже Сам кому какую невесту преднарещи собла-гоизволил — как вот, например, для Вашего Боголюбия. Невесте Вашей теперь не более 8 лет и 3, 4 или 5 месяцев. Уж это, поверьте, в точности верно, и сам я, убогий Серафим, Вам в том свидетельствовать готов».

Разговор этот Мотовилова с Серафимом Саровским происходил в октябре 1831 года. И уж никак не мог тогда поверить и даже предположить Николай Александрович, что пророчества преподобного сбудутся. А вышло именно так: в 1840 году, спустя 9 лет после вышеописанного разговора со святым Серафимом, Мотовилов обручился с семнадцатилетней красавицей Еленой Ивановной, племянницей двух дивеевских монахинь Марии Семеновны и Прасковьи Семеновны Милюковых. Этот брак, как и предсказал преподобный, был угоден небесам — прожили Мотовилов с Еленой Ивановной в любви и согласии долгие годы, до самой старости.

Предсказание преподобного Серафима о царствовании императора Николая II

Письмо из департамента полиции

В семье царей Романовых из поколения в поколение передавалась легенда о существовании предсказания преподобного Серафима Саровского, которое относилось и к будущим царям этой фамилии. Текст предсказания предположительно был записан одним отставным генералом и, по соображениям Александра III, должен был находиться в архиве жандармского корпуса, бывшем одновременно и архивом самодержавия. Однако поиски письменного источника в указанном хранилище ни к чему не привели. И все же к моменту восхождения на престол Николая II письмо это нашли в департаменте полиции. Вот что там говорилось о судьбе последнего российского монарха:

«В начале царствования сего монарха будут несчастья и беды народные. Будет война неудачная. Настанет смута великая внутри государства, отец подымется на сына и брат на брата. Но вторая половина правления будет светлая, и жизнь государя долговременная.»

Данное предсказание преподобного Серафима было опубликовано в 1917 году после вынужденного отречения Николая II от престола государства Российского и сложения с себя верховной власти, но еще до его расстрела. Публикуя это пророчество преподобного Серафима по уникальному документу из департамента полиции, издатели, вероятно, хотели посмеяться над «несбывшимся» пророчеством: вторая половина земного правления Николая II была уже невозможна, а сам государь находился под арестом, и можно было предполагать печальное окончание его земного бытия вплоть до скорой мученической смерти.

На первый взгляд, буквальное толкование текста прорицания дает основания для иронического отношения: в конце царствования Николая II страна была ввергнута в пучину многолетней изнурительной войны, духовной смуты и революционного беспорядка — то есть предсказание сбылось как бы в зеркальном отражении, с точностью до наоборот. Далекие от христианского миросозерцания публикаторы, естественно, никак не могли ни воспринять как «светлые» последние годы правления самодержца, ни тем более «жизнь государя долговременной» в преддверии его мученической кончины.

Материалистический взгляд на окружающее не позволяет понять истинный смысл пророчества преподобного Серафима, которое истолковывается словами Апокалипсиса о вечной жизни в Новом Иерусалиме, Царстве Небесном: «Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою, ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни... И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Апокалипсис, 21, 22—27, 22, 5).

Данное пророчество преподобного Серафима подтверждается также целым рядом сходных предсказаний других угодников Божиих.

Предрек свою кончину

Еще за год до смерти отец Серафим почувствовал крайнее изнеможение. В это время он достиг 72 лет. По-прежнему подавая многим верующим благодатные исцеления и содействуя благоустройству и спасению многих даром своей прозорливости, преподобный Серафим начал теперь предрекать и о своей близкой кончине. Часто, давая кому-то наставления, он неожиданно говорил: «Мы с тобою более не увидимся». Некоторые просили позволения навестить его еще Великим постом, но он отвечал:

— Тогда двери мои затворятся, вы меня не увидите. Незадолго до кончины преподобный поручил послать некоторым близким ему лицам письма, призывая их к себе в обитель, а другим, которые не могли поспеть к нему, просил после смерти своей передать от него душеполезные советы, при этом прибавлял:

— Сами-то они меня не увидят!

В воскресенье 1 января 1833 года святой старец в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь, приложился ко всем иконам, сам поставил свечи и потом причастился по обычаю святых Христовых Тайн. По окончании литургии он простился со всеми молившимися братиями, всех благословил, целовал и, утешая, говорил:

— Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь вам венцы готовятся.

Потом святой старец приложился к святому Кресту и иконе Божией Матери и затем, обойдя вокруг престола и сделав ему обычное поклонение, вышел из алтаря северными дверями, как бы знаменуя этим, что одними вратами — путем рождения — человек входит в жизнь, а другими — вратами смерти — оставляет ее. На следующее утро сердце преподобного Серафима биться перестало.

«...Когда умру, кончина моя откроется пожаром»

Предрек святой Серафим и пожар, которым открылась его кончина. Задолго до смерти на все предостережения относительно никогда не угасавших свечей в его келье старец ответил:

— Пока я жив, пожара не будет, а когда умру, кончина моя откроется пожаром. — Так и было.

2 января часов около шести отец Павел, выходя из своей кельи на раннюю литургию, почувствовал близко запах дыма. Постучал с молитвою в двери к отцу Серафиму, но ответа не было. Когда же дверь взломали, то увидели коленопреклоненного пред малым аналоем старца (в такой позе он и умер), а рядом на столе — тлеющие холщовые вещи и книги.

«Среди лета запоете Пасху»

О будущем своих мощей


В записях Мотовилова сказано, что он часто слышал от великого старца, что тот плотью своею в Сарове лежать не будет. Набравшись смелости, Николай Александрович как-то спросил: «Как же, батюшка, Вы изволите все говорить, что Вы плотию своею лежать не будете. Нешто Вас Саровские отдадут?» И на сие батюшка, приятно на меня взглянув и улыбнувшись, изволил мне ответить следующее: «Ах, Ваше боголюбие, Ваше боголюбие. Какие вы. Уж на что царь Петр, то был царь из царей, а захотел мощи св(ятого) благоверного князя Александра Невского перенести из Владимира в Петербург, а св(ятые) мощи не пожелали, и в Петербурге их нет». — «Как же нет? Как же нет? — осмелился я возразить великому старцу. — Как же нет, когда он почивает там в Александро-Невской Лавре». — «В А(лександро)-Н(евской) Лавре, говорите Вы, — ответил мне батюшка. — Как же так, во Владимире они почивали на вскрытии, а в Петербурге под спудом. Почему же так, а потому, Ваше боголюбие, что их там нет». И, много распространившись по сему предмету, батюшка отец Серафим изволил мне открыть великую тайну. «Мне, — сказывал, — убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой веры — Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея превременныя жизни взять и затем, во утверждение догмата Воскресения, воскресить меня, и воскрешение мое будет, яко воскрешение седьми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеев, где буду проповедовать всемирное покаяние. И на сие великое чудо соберутся в Дивеев люди со всех концов земли, и там, проповедуя им покаяние, я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу. Но тогда уж настанет и конец всему». Пророческие слова святого старца сбылись — через 80 лет после его кончины, в 1903 году, в Дивееве состоялось открытие мощей преподобного, на котором присутствовала почти вся царская семья.

Предречение приезда всей царской семьи в Дивеево


На открытие мощей преподобного Серафима в Саров прибыла почти вся царская семья. Перед отправлением в обратную дорогу все заехали к Елене Ивановне Мотовиловой, у которой, было известно Николаю II, хранится для него письмо от преподобного Серафима. Это письмо старец написал, запечатал мягким хлебом, передал Николаю Александровичу Мотовилову, сказав при этом (что очень интересно) следующее:

«Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся Царская Фамилия, и Царь придет к ней.

Пусть она ему передаст». Все в точности так и случилось, как предсказал Серафим, — Николая Александровича уже не было в живых, а Елена Ивановна приезда царской семьи дождалась.

Что касается письма, то, прочтя его, царь Николай П горько плакал. Придворные успокаивали его, говорили, что несмотря на то, что преподобный Серафим святой, он может ошибаться, но государь был безутешен. Содержание этого письма осталось никому не известно. Есть только предположение, что в письме этом — найденном уже после гибели Николая II в департаменте полиции — пророчество Серафима, касающееся трагической смерти царя и его семьи.

Приезд всей царской семьи в Дивеево и прославление своих мощей пророчил преподобный Серафим и старице Евдокии Ефремовне (монахине Евпраксии). Вот что вспоминает она о своем разговоре со старцем: «Вот этот лес, что Горячев ключ-то называется, это наш лес будет, матушка! (Что и исполнилось в 1869 году.) Тут могут быть и пчелки у нас, потому что хороший приют тут будет, и вода близко, и всякий цвет... И какая радость-то будет, но мы не доживем и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет! Только и ты, матушка, не узришь, как это совершится. А будет-то он в средине двух церквей, против Казанской церкви, а тут напротив нее будут святые врата, и какая радость-то будет, какая радость-то будет!.. Хоть ты и не доживешь, как собор-то совершится, а ведь какая радость-то тогда будет! Четверо мощей будут у нас, матушка!.. Приедет к нам Царь и вся Фамилия! Дивеево-то лавра будет, Вертьяново — город, а Арзамас — губерния! Станут все приходить к нам, матушка, запираться для отдыха-то будем; станут деньги давать, только берите; в оградку станут кидать, а нам уже не нужно, много своих тогда будет, матушка!»

О будущем воскрешении


«...Господу Богу благоугодно будет взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременныя жизни и посем воскресить...» — говорил старец Н. А. Мотовилову, добавив потом, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния.

По этой причине игумения Мария 23 года не освящала левый придел в Дивеевском соборе. Она верила, что, как предсказано, доживет до прославления преподобного Серафима. И, дожив до 84 лет, освятила придел в святое его имя!

— Да, мой батюшка, Сергей Александрович, — говорила она С. А. Нилусу в августе 1903 года, — великое это чудо. Но вот будет чудо так чудо. Это когда крестный-то ход, что ныне шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, «а народу-то, — как говаривал наш Угодничек-то Божий, Преподобный Серафим — что колосьев в поле. Вот то-то будет чудо чудное, диво дивное».

— Как это понимать, матушка? — полюбопытствовал С. А. Нилус.

— А это — кто живет, тот увидит, — таков был ответ игумении Марии.

И так действительно случилось. Мощи преподобного Серафима были возвращены Церкви, перевезены из Ленинграда в Москву и, наконец, перенесены в Дивеево. Тысячи людей присутствовали при исполнении этих последних предсказаний.

«Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыпятся»


Долгие годы после смерти преподобного Серафима рассказывали о том, как на праздник Рождества Богородицы старец сказал: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыпятся». Все недоумевали — какие это такие ворота будут? Спустя много лет после кончины преподобного тайна его пророческих слов открылась. Вот что рассказывает об этом схимонахиня Маргарита:

«В 1927 году, на наш престольный праздник — Рождество Богородицы, в два часа начиналась малая вечерня. Я в звонарях была. Подошла к двери на колокольне — меня хвать сверху!.. Красна шапка — милиционер! «Стой!» — не дает открывать. — «Как «стой»? Нам уже время!». — «Вам, — говорит, — время, а нам нет».

В недельный срок монастырь был закрыт.

И разлетелись мы кто куда. А дождик лил!.. Люди на нас и Господь на нас! Сестры вспомнили: «Батюшка Серафим, вот и «Рождественские ворота»! Власти нам предложили: можете оставаться, но только не одевайте монашескую одежду, будьте как все люди. И в мастерской, где работать, чтоб икон не было, а поставьте Ленина. На это никто не согласился. Был у нас тогда тайно один архиерей. Он сказал: «Вот вас из монастыря выгонят, а монашество свое берегите».

«...Придет время, без всяких хлопот прикажут вам быть монастырем»


Сбылось еще одно из пророчеств преподобного Серафима о Дивееве. В свое время он запрещал сестрам называть Казанскую церковь, бывшую еще при нем, приходской, хотя и при жизни святого старца, и до самого закрытия в 1927 году эта церковь, в отличие от монастырских, была именно приходской. Преподобный говорил, что церковь эта будет монастырской, а Казанская, но уже мирская, будет в другом месте. Все получилось, как и предсказал преподобный Серафим. «Не хлопочите и не доискивайтесь, и не просите монастыря, — так говорил преподобный первым дивеевским сестрам, — придет время, без всяких хлопот прикажут вам быть монастырем, тогда не отказывайтесь». Как подтверждение слов преподобного, в 1988 году Дивеевский исполком неожиданно выделил для строительства церкви дом прямо над источником Казанской Божией Матери. В настоящее время в Дивееве действуют 2 церкви.

Об антихристе и дивеевской канавке


В своих записках Василий Садовский говорит: «Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке. Так, что «канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как Антихрист придет, везде пройдет, и канавки этой не перескочит!» Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами ее рубили, но батюшка Серафим переставать не велел. Когда дело не шло на лад, то приказал хоть на один аршин или хотя бы и на поларшина рыть, только бы почин сделали, а там после дороют!

Первая старшая мельничной обители Прасковья Степановна свидетельствует, что много чудного про эту канавку говорил батюшка Серафим. «Вот, матушка, — говорил он мне, — знаете, что место это Сама Царица Небесная избрала для прославления имени своего. Она всегда, во веки будет вам стена и защита, и антихрист не сможет перейти ее!»

Сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина) так вспоминает о рассуждениях преподобного Серафима относительно канавки: «О канавке говорил мне батюшка, да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! «Стопочки Царицы Небесной, матушка! — так, бывало, и задрожит весь, как это говорит-то. — Она, Матерь-то Божия, все это место обошла, матушка! Вы и землю-то когда роете, не кидайте так и никому не давайте, а к себе же в обитель, в канавку-то и складывайте! И скажу тебе, матушка, кто канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

В другом месте старица Прасковья Ивановна вспоминает о рассуждениях отца Серафима: «У вас канавку вырыть надо! — раз так-то заботливо говорит мне батюшка Серафим. — Три аршина чтобы было глубины и три аршина ширины и три же аршина вышины, воры-то и не перелезут!» — «На что, — говорю, — батюшка, нам ограда бы лучше!» — «Глупая! Глупая! — говорит, — на что канавку? Когда век-то кончится, сначала станет Антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!»

Старица Феодосия Васильевна сообщила следующее: «Страдая падучею болезнию, пришла я к батюшке Серафиму, он и говорит мне: «Ступай, радость моя, в Дивеево рыть канавку; эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что когда и Антихрист-то придет, то канавка эта не допустит его туда!» — «Батюшка, — говорю я ему, — я ведь больна, вот так-то и так-то!» Выслушав, взял он меня за плечи и, нагнув главу мою, прочитал молитву. Тут же почувствовав себя совершенно здоровою, я поступила в обитель, и болезнь не возвращалась ко мне уже более никогда».

То же самое говорил о канавке, как преграде для Антихриста, преподобный Серафим еще одной из дивеевских сестер Евдокии Трофимовне: «Вот, матушка, — начал отец Серафим, сев у источника, — скажу вам, придет время, у нас в обители все будет устроено; какой собор будет! Какая колокольня! А келии и ограда будут каменные, и во всем будет у вас изобилие!» После этого отец Серафим заплакал и сказал: «Но тогда жизнь будет краткая. Ангелы едва будут успевать брать души! А кто в обители моей будет жить, всех не оставлю; кто даже помогать будет ей, и те муки будут избавлены! Канавка же будет вам стеною до небес, и когда придет Антихрист, не возможет он перейти ее; она за вас возопиет ко Господу и стеною до небес станет и не впустит его! А колокол-то московский, который стоит на земле, около колокольни Ивана Великого, он сам придет к вам по воздуху и так загудит, что вы пробудитесь и вся вселенная услышит и удивится».

«Вот скажу тебе, — говорил мне батюшка Серафим, будет у вас два собора; первый мой-то собор холодный; куда лучше будет Саровского-то, и будут они нам завидовать! А второй-то собор, зимний Казанский, ведь церковь-то Казанскую нам отдадут! Вы и не хлопочите, придет время еще поклонятся да и отдадут ее нам. И скажу тебе, вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот этот дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас Антихрист-то; все равно как в Киеве приходили разбойники, а церковь-то поднялась на воздух; достать-то они ее не могли. Так вот и собор ваш и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать Антихрист! И при том соборе время придет такое у вас, матушка, что ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит, только три из вас примут мученье; трех Антихрист замучит! Ведь Дивеев-то диво будет, матушка, четверо мощей в Рождественской церкви у нас почивать будут!»

О конце мира


Один монах, испугавшись, что наступает конец мира и великий день второго пришествия Господня, решил спросить об этом у святого старца. Серафим понял, что монахом руководит не желание получить наставления, а всего лишь праздное любопытство, потому, не дождавшись еще вопроса, стал отвечать ему: «Радость моя! Ты много думаешь о убогом Серафиме; мне ли знать, когда будет конец миру сему и тот великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно». Монах, напуганный тем, что прозорливец угадал его вопрос, в страхе припал к ногам старца. Серафим поднял монаха и стал говорить дальше: «Господь сказал Своими пречистыми усты: о дни том и часе никтоже весть: ни ангели небесные, токмо Отец Мой Един. Яко же бо бысть во дни Ноевы: тако будет и пришествие Сына Человеческого. Якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, донего же дни в ниде Ноев ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческого!» Тяжело вздохнув, старец продолжил: Мы, живущие во грехах, далеко отступили от путей спасения; мы невоздержны, не храним постов святых; не соблюдаем ни среды, ни пятницы, едим мясо даже во святую Четыредесятницу, не думая о том, что сим нарушаем церковные и апостольские правила, гневим Господа, широко отворяя для входа в лукавое сердце свое двери страстям и порокам, а вслед за ними и казням Божиим. Исправимся, да Господь нас помилует! Возлюбим Церковь Святую и Православную, возлюбим веру, как наше твердое и благодатное ограждение; да будет правда нам в броню и благочестие в щит спасения. Ими Россия будет славна, крепка и необорима, и врата адовы не одолеют нас!»

ПРОРОЧЕСТВА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ Текст пророчеств преп. Серафима, записанный с его слов «служкой Божией Матери и Серафимовым» Н.Л. Мотовиловым и переданных С.А. Нилусу (из архива священника Павла Флоренского): «Пройдёт более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и наверх их снидет неправда пагубных замыслов их. Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит... Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил “Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня”… Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их… До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России… Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Потом настанет время, когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего, будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам, Св. Апостолам, о создании Церкви Христовой и ее правил, и заповедавшего им: “Шедше научите все народы тому, что Я заповедал вам”. Отсюда доныне сохранились дошедшие до нас правила и предания Св. Апостолов, которые разъяснены и утверждены окончательно раз навсегда их Св. Преемниками – Св. Отцами, руководимыми духом Святым на семи Вселенских Соборах. Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит, наша вера не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее... Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской... Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры – Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременныя жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние... Проповедь эта будет официально объявлена всем людям, не только русским, но и вселенским, во всесовершенное известие… Перед концом времен Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: “Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское - Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И всё это, всё верно… Когда империя русская получит сто восемьдесят миллионов в своё владение, должно ожидать явления антихриста. Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет “Москво-Петроградом”, или “Градом конца”, как именует его Господь Дух Святой, издалече всё предусматривающий. До явления антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей... Дух тьмы обещает устройство рая на земле… Среди славян и русских родится истинный антихрист-бесочеловек, сын жены блудницы Данова поколения... Но некто из русских, доживши до рождения антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит миру, что он есть истинный антихрист. Подборка цитат печатается по книге: Пророчества об антихристе и судьбах России. – М., 1997. С. 35-36; Также см.: Россия перед вторым пришествием. М., 1998. Т. 2. С. 549-550; Антихрист и Россия // Литературная Учёба, кн. 1. 1991 г. С. 133-134. Следует обратить внимание на то, что преп. Серафим Саровский отождествляет Россию последних времен с библейскими «Гогом» и «Магогогом», нашествие которых потрясёт мир в преддверии воцарения антихриста. Так в книге пророка Иезекииля (Иезек. 38-39) «Гог из земли Магог» – это «верховный князь», который является предводителем народов Роша (Роса), Мешеха (Мосха) и Фувала (Тубала) в земле Магог – «великого сборища полчищ», которые «от пределов севера» вторгнутся в обетованную землю «в последние дни… как буря» (Иезек. 39). А в Апокалипсисе о Гоге и Магоге сказано: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской» (Откр. 20: 7). Упомянутые в Священном Писании имена Мешех (Мосх) и Рош (Рос) некоторые религиозные мыслители издавна относили к Москве и России, тогда как Магог – к монголам и желтой, азиатской расе. Такая трактовка прочно вошла в православную эсхатологическую мысль, особенно после российской богоборческой революции 1917 г. Образованное на месте бывшей православной России антихристианское коммунистическое государство СССР многие святые старцы ассоциировали именно с этими апокалиптическими именами, носители которых сыграют важную роль в подготовке воцарения антихриста.

Святой иеромонах Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) жил на рубеже XVIII и XIX веков и оставил после себя много пророчеств, о многих из которых до сих пор идут споры. Дело в том, что некоторые предсказания старца были записаны помещиком Николаем Мотовиловым (1809–1979 годы), который весьма почитал отец Серафима и даже был им не однажды исцелен.

Однако у современных исследователей есть обоснованное опасение, что иногда под видом пророчеств отца Серафима Мотовилов мог писать и свои собственные измышления. Особенно это касается пророчеств Серафима Саровского о будущем России и о пришествии Антихриста, так как некоторые написанные Мотовиловым предсказания отражают мысли православной интеллигенции того времени и не согласуются с традиционным православием. Однако и достоверно известные пророчества доказывают, что у святого был дар провидца, посланный ему за подвижничество Богом. Знавшие старца люди говорили, что приходившие к нему со всей России письма он никогда не вскрывал, но взглянув на конверт, диктовал ответ автору письма. После того, как отец Серафим почил, в его келье нашли десятки невскрытых писем, однако было известно, что все их авторы получили ответы.

Известно, что перед восстанием декабристов 1825 года, в Саров к святому приезжали два брата, один из которых - князь Сергей Григорьевич Волконский был заговорщиком. Старец принял только старшего брата Николая Григорьевича Репнина и благословил его, князя же Волконского не принял, замахал руками и прогнал, при этом указав старшему брату, что младший замышляет смуту, которая кончится «слезами и кровью» и посоветовал Репнину образумить родственника. Действительно, младший из братьев Волконских, герой войны 1812 года был членом тайных обществ «Южное» и «Союз благоденствия», принял участие в восстании, был арестован в январе 1826 года, осужден и приговорен к двадцати годам каторжных работ.

Срок отбывал на рудниках Забайкалья, а с 1845 года жил в Иркутске. В 1849 году, уже после смерти Святого, иеромонах Иоасаф (Толстошеев) рассказал случай, очевидцем которого стал незадолго до восстания декабристов. Отец Серафим задумчиво сидел у святого источника, когда к нему почти подбежал военный и попросил благословения.

Святой Серафим отказал военному, но тот не сдавался, пока старец не рассердился и не закричал на него: «Я тебе уже сказал: гряди туда, откуда ты пришёл!», после чего мужчина, смутившись, покинул святого. Лишь после декабрьских событий 1825 года, иеромонах понял, что благословение у святого просил один из декабристов. Отец Серафим не благоволил к революционерам и реформатором всех мастей, указывая, что первым из них был Сатана, который решил свергнуть Бога.

Своё прославление

Это предсказание в воспоминаниях передала дивеевская старица Ирина Семёновна. Ей святой Серафим говорил о том, что будет на Руси царь, который прославит его, отца Серафима, и при этом «среди лета запоют Пасху». Предсказал Святой и обширный крестный ход «народу, как колосьев в поле», который вопреки обыкновению пойдёт не из Сарова в Дивеево, а наоборот, из Дивеева в Саров. Так и случилось, в 1903 году в пору прославления мощей святого, в Саров приехал государь-император Николай II, и среди лета (государь прибыл в Саров 20 июля) действительно «запели Пасху» - то есть, от радости стали исполнять песнопение «Христос воскрес из мертвых…», а крестный ход, который возглавлял император и все высшее духовенство РПЦ, шёл из Дивеева в Саров. Предсказал святой и прославление Дивеевской обители, и её существование вплоть до Второго Пришествия Христа: «Все пройдёт и кончится. И обители уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Безкровная Жертва».

Крымскую войну

По свидетельству Алексея Гурьевича Ворошилова, отец Серафим предрёк, что вскоре на Русь «восстанут три державы и много её изнурят». События XIX века показали, что речь шла о Крымской войне, которая продлилась в 1853 по 1856 год. Против России в ней выступали Британия, Франция и Османская империя, а военные действия шли не только в Крыму, но и на Кавказе, на Балтике и Чёрном море, на Белом и Баренцевом море и даже на Камчатке и Курильских островах.

Судьбу императора

По рассказу Натальи Леонидовны Чичаговой, дочери владыки Серафима Чичагова, который был автором «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». В 1903 году император из рук жены Мотовилова Елены Ивановны получил письмо от самого святого, которое было написано им при жизни и адресовано «четвёртому царю, посетившему обитель». Прочитавший письмо государь горько заплакал, можно предположить, что в письме были предсказаны грядущие ужасные события революции, казнь царской семьи и гражданской войны.

Революцию и Гражданскую войну

Благодаря публикации в журнале Валаамского общества Америки «Русский паломник» известно свидетельство княгини Натальи Владимировны Урусовой, которая рассказала, что в 1918 году держала в руках письмо святого к Мотовилову, где он предсказывал события, которые она переживала. Это письмо ей дал граф Ольсуфьев, работавший при библиотеке Троице-Сергиевой академии. Графа вскоре убили большевики, а княгиня помнила, что кроме предсказаний ужасных событий революции в письме были и предсказания и о великом будущем страны, что её утешило.

Действительно, святой предсказал, что вскоре после его прославления начнётся кровавая смута: «Восстанут против царя и самодержавия, все восставшие погибнут, а Бог царя возвеличит…» Святой предрёк страшные времена для России: «Произойдет гибель верных отечеству людей, разграбление монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются». Но тут же Святой указывает, что Бог помилует Россию и приведет её через страдания к «великой славе».

Возрождение России

Согласно пророчеству святого, Россия начнёт возрождаться спустя сто лет после его прославления. И действительно, если учесть, что мощи святого были прославлены в 1903 году, то нужно признать правоту старца - ведь именно после 2000 года Россия действительно начала возрождаться после страшных и губительных испытаний XX века.

"Будет некогда царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого царя и самодержавия, но Бог царя возвеличит...

До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе..."

"Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременный жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние".

"Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил "Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня"…

Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их…"

"Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского... У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие - сих врата адовы не одолеют".

"Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: "Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское - Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут". И все это - все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией..."


Преподобный Серафим Саровский, 1825-32гг.