Правильно ли посещать кладбище на пасху. Можно ли ходить на кладбище в пасху

Ответ православных священников на вопрос о том, стоит ли ходить на кладбище на Пасху и пасхальные праздники, категоричен – нет. Объясняется это тем, что Пасха является основным церковным праздником, доказывающим победу жизни над смертью. В этот день не принято вспоминать усопших; напротив, следует радоваться и отмечать этот великий светлый праздник, связанный с воскрешением Иисуса Христа. Поездка на кладбище в такой день является грехом. Можно посетить это скорбное место позднее - на Красную горку.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Можно или нельзя ходить на погост на Пасху?

В Светлое Христово Воскресение многие по традиции посещают погост. Практически во всех городах в пасхальный день даже организуют специальные автобусные рейсы на кладбище, чтобы людям было проще туда добраться и разделить с усопшими родственниками светлую весть. Но православная вера не приветствует такое действие.

Священники объясняют это тем, что Пасха является праздником для любого христианина. В душе верующего человека в этот день должна быть радость, так как воскрешение Иисуса свидетельствует о том, что смерти не существует, а есть лишь переход в вечную жизнь. При посещении погоста человек начинает горевать среди могил об усопших родных и близких, вследствие чего он может усомниться в возможности духовного спасения.

После Пасхи на протяжении недели в церквях не проводят панихиды. В эти семь дней умерших людей отпевают с пасхальными песнопениями. Поэтому священники особо подчеркивают, что в этот светлый праздник нужно радоваться, а не скорбеть.

Когда можно идти на кладбище до и после Пасхи

Съездить на погост можно до Светлого Христова Воскресения. Для этого обозначены специальные дни, называемые родительскими субботами. На период Великого поста они выпадают три раза. В эти дни и рекомендуется ездить на могилы, чтобы проведать усопших.

После Пасхи кладбище посещают также в специально отведенный день. Он может называться по-разному:

  • Радоница.
  • Красная горка.
  • Проводки.

Выпадает он на вторник недели, следующей после завершения пасхальной недели. Перед тем как посетить погост, рекомендуется сначала сходить в церковь и помолиться за души умерших родственников.

Как поминают усопших в дни пасхальной недели?

Именно на Радоницу празднуют Пасху на могилах умерших родственников. Необходимо помолиться за них в храме или на кладбище. Умершему человеку не нужно ничего – ни креста, ни памятника, так как это просто дань традициям. Душа покойного постоянно нуждается только в молитве.

Существенную помощь в этом оказывает проводимое в церкви поминовение. Перед посещением погоста нужно подойти в храм к началу службы и подать записку, в которой указаны все имена покойных для их поминовения. После завершения литургии обязательно следует отслужить панихиду. Силу молитве придаст причащение поминающего в этот день. Также желательно на выходе из церкви дать нищему милостыню и попросить его помолиться об умерших родственниках.

Все привыкли к тому, что в пасхальное воскресенье люди семьями ходят на могилы усопших родственников. Муниципальные власти зачастую даже выделяют бесплатные автобусы. Однако православные христиане точно знают, почему нельзя во время Пасхи и следующей недели ходить на кладбище. Что по этому поводу говорит церковь, и каковы причины массового нарушения христианских традиций? Разберемся в этих вопросах подробнее.

Православие не одобряет посещение усопших в светлый день Пасхи. Причина этого проста - это праздник радости и веселья, время для того, чтобы отчиститься от печальных мыслей и скорби. Вот почему поминать умерших родственников в этот период неуместно. Конечно, страшным грехом это не является, но и одобрения не вызывает.

Также нельзя приходить на захоронения родных в:

  • Рождество Христово;
  • Благовещение;
  • Святую Троицу.

Церковный устав предполагает осуществить ночное богослужение в ночь перед пасхальным воскресеньем. После можно отправиться домой или в гости к родственникам с целью совместного веселья и радостного времяпровождения. Следующая неделя также считается праздничной. Несомненно, нужно помянуть усопших - это обязанность каждого христианина. Это делают даже те, кто не соблюдает всех божьих канонов.

Для посещения ушедших в иной мир специально существует Радоница, которая наступает на 9 день после празднования Пасхи. Также перед праздником, во время Великого поста, имеется еще 3 родительских дня, предназначенных для того, чтобы поминать родных и убираться на их могилах.

При особом желании всё же можно посещать усопших, если вы предварительно посетите церковную службу и получите благословение у батюшки. Помните: горевать при этом не стоит, радуйтесь светлому празднику и молитесь за упокоенных.

История традиции нарушать традицию

Все началось с того, что несколько веков назад церквей в российских деревнях было очень мало. Это вынуждало их жителей в канун Пасхи ездить на церковную службу в большие села. Этот путь занимал достаточно много времени, поэтому отправляться назад по окончанию ночного богослужения никто не спешил.

Кладбище часто располагалось там же, возле храма. Именно поэтому, чтобы не возвращаться сюда на Радоницу, прихожане навещали захоронения родственников в этот день, общались между собой и употребляли освященную на служении еду.

Во времена Советской власти разрушение храмов и церквей приобретало большие масштабы, поэтому христиане стали проводить молитвы на кладбищах. С тех пор в этот праздник многие так делают. Это стало новой традицией, ошибочно считающейся христианской.

Несмотря на то, что в наше время недостатка в монастырях нет, люди продолжают в Пасху ходить на могилы родных. Многие даже не понимают, почему поступают не по канону.

Посещать кладбища по всем правилам

Перед посещением упокоенных мест желательно прийти на службу в церковь и передать записку с именем покойных родственников для совершения поминовения в алтаре. Молитва - это то, что живой человек может дать мертвому. Даже гроб и памятник является ничем большим, чем благой традицией, от которой умершему нет никакой пользы.

Христианам следует идти на кладбище в отведенные для этого дни. При этом нужно поставить свечку и осуществить моление. Для этого приглашают священнослужителя либо четко следуют молитвослову для мирян. После этого можно заняться уборкой могилы либо помянуть родственника молчанием.

Употребление еды и алкоголя, а также окропление могильного холма водкой недопустимо. Не за тем сюда ходят. Таким образом, вы оскорбляете память умершего. Даже такой общепринятый обычай, как рюмка водки с хлебным ломтиком относится не к христианской вере, а к языческой.

Ездить на кладбища после заката не приветствуется. Не стоит надевать яркую одежду. Ноги нужно прикрывать штанами или длинной юбкой, а также закрытой обувью. Женщинам следует покрывать голову платком или другим головным убором.

Следите за своим поведением, будьте спокойны, избегайте громкого плача или смеха. Разумеется, не стоит сквернословить. Уважайте других и себя, выбрасывайте мусор и справляйте нужду в специально отведенных для этого местах. Не ступайте по могилам и не перепрыгивайте их. Не стоит хозяйничать и убираться на чужих захоронениях. Покидая кладбище, не оборачивайтесь и не возвращайтесь. Это плохая примета.

Посещайте места захоронения родных тогда, когда велит вам сердце, а не только раз в году. А при отсутствии такой возможности, сходите в церковь и поставьте свечку за упокой.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Пасха считается самым светлым христианским праздником. Именно в эти благословенные дни, наш Спаситель Иисус Христос, вознесся перед людьми, победивший смерть. Пасха — это православный праздник, обозначающий победу над самой смертью. Спаситель, воскрес после своей смерти, и показал людям дорогу в иной мир — на небеса. Именно в дни празднования священной Пасхи, в Иерусалиме происходит схождение Благодатного Огня. Это явление с нетерпением ждут миллиарды паломников, которые мечтают узреть чудо, сотворенное Богом. Существует поверье, что, Благодатный Огонь – это благословение на ещё один год человеческого бытия на земле. Когда Огонь не сойдет на землю, тогда настанет конец роду и грядет Судный День, описанный в священных писаниях Иоанна Богослова.

С давних времен, пасху христиане встречают с почестями. Существуют обычаи и традиции, соблюдаемые верующими и сегодня. Традиции включают в себя приготовление пасхальных куличей и пасхальных яиц. Так же проводятся богослужения в церквях. Перед наступлением праздника, нужно сделать уборку, очистит дом от грязи и пыли, начать приготовления к пасхальному столу. Все приготовления требуется завершить до Страстной Пятницы. Страстная Пятница считается днем, когда был убит Иисус Христос. Как говорится в священных писаниях, после казни, его тело перенесли в пещеру для последующего захоронения. Ученики Иисуса, пришедшие в пещеру для того, что бы оказать почести при захоронении, не нашли его тела. После этого, Спаситель воскрес и в течение 48 дней, он являлся своим ученикам. Отсюда и берет начало происхождения празднования Пасхи.

Светлый праздник принято встречать с радостью и благодарностью Богу, за его великодушие к человеческому роду. В период празднования пасхи есть и ограничения, которые нельзя допускать в святые дни. Одним из таких запретов является поход на кладбище. Празднование Пасхи на кладбище, не приветствуется церковнослужителями. Существуют специально отведенные церковью дни, предназначенные для посещения усопших близких на кладбище. Такой день выпадают на второе воскресенье после Пасхи, этот период именуется, как «день Родницы» . В этот день нужно приходить на кладбище, ухаживать за могилами, поминать близких людей. Этот день отведен на горесть, скорбь от утраты, близкого человека. В период празднования Святой Пасхи, нужно радоваться и веселиться, не поддаваясь чувству скорби и грусти. Поэтому на кладбище в праздничные дни ходить не стоит.

Причина того, что многие люди посещают могилы своих близких именно в этот святой праздник, кроется в истории. Ещё до прихода Советской власти. Люди, праздновали этот священный праздник исключительно участия в богослужениях, проходивших в каждой церкви. Возвращаясь, домой из церкви, люди шли через кладбища и останавливались у могил своих родных, что бы почтить их память. Там они общались с , ухаживали за могилами и даже трапезничали. В 20 веке, когда разрушилась царская власть, и наступил новый период в истории государства. Начались массовые гонения на церковь, насаждался атеизм. Многие обычаи и традиции были забыты. Многие люди стали не верующими и не чтили этот святой праздник. Однако были и те, кто остались верны православной вере. И передали свою веру, обычаи и традиции своим детям и внукам. Так, поход на кладбище на Пасху дошел до наших дней. Однако в правилах православной церкви, отмечается, что такая традиция является в корне не правильной. Посещение кладбища в Пасху, считается грехом для верующего человека, с точки зрения церкви.

Почему нельзя ходит на кладбище на Пасху: Церковное мнение

Священнослужители, отмечают, что в священных писаниях и книгах не сказано о том, что существует божественный запрет на запрет посещения кладбища на Пасху. Однако церковь придерживается твердого мнения, о том, что ходить на кладбище в этот священный праздник не стоит. Такая позиция объясняется, тем, что для посещения усопших, существуют специальные отведенные дни. Церковь не говорит о том, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху, так, как трактует это, как индивидуальный выбор каждого верующего человека. Она лишь, рекомендует делать это в определенные дни. Отмечается, что такое посещение не будет нести за собой тяжкого греха, но является нарушением правил.

Если же человек решил пойти на кладбище в дни празднования Пасхи, то священнослужители рекомендуют сначала посетить храм и помолится Спасителю. Так же говорится о том, что в эти благословенные дни нужно радоваться и не поддаваться грусти и скорби. Если человек оказался на кладбище в эти дни, то стоит вспомнить хорошие моменты и поблагодарить усопшего за то, что он сделал хорошего при жизни. Не стоит плакать и грустить, Святой праздник Пасхи отмечается и на небесах, поэтому стоит поблагодарить и возрадоваться благословению, которое дал нам Господь Бог.

В наши дни все больше людей, проводят этот священный праздник на церковных служениях. Верующих становится все больше с каждым годом. Пасха стала для православного народа, главным праздником духовного единства с Богом. Только в период этого праздника, люди общаются с Богом и проявляют великодушие к другим. Большое значение для вероисповедания имеет соблюдение основных правил празднования. Поэтому все больше людей отказывается от похода на кладбище на пасху, предпочитая посетить своих усопших близких в отведенные для этого дни.

У большого количества людей укоренилась в сознании обязательность посещения кладбища на Пасху. Причем они искренне верят в то, что это предписано церковью. В действительности все несколько иначе.

Начнем с того, что у священнослужителей негативное отношение к посещению кладбища на Пасху. Они аргументируют это тем, что на самом светлом празднике православных не должен присутствовать оттенок скорби. На протяжении пасхальной недели в церквях не происходит поминовение усопших, и панихида не служится в Светлую Седмицу.

Если человек умер на праздничной неделе, то для него устраивается отпевание по особому чину, с включением в него большое количество пасхальных песнопений. Продолжительное торжество коммунистической идеологии, запрещавшей любые религии, спровоцировало некоторое смещение некоторых традиций. И как-то забылось что имеется специальный день выделенный для посещения кладбища в честь Пасхи - Радуница, являющийся вторым вторником от христова Воскресения.

Светлое Христово Воскресение является праздником жизни, когда отмечается ее победа над смертью. Согласно православному учению смерть человека не означает конец пути для его души. Ей еще предстоит долгий путь, на протяжении сорока дней, в Царствие Небесное. Именно по этой причине не стоит посещать кладбище на Пасху, в этот день следует полностью отдаться радости.

При этом не надо забывать, что воскресенье является только первым днем Пасхи, за которым следует праздничная неделя, на протяжении которой все православные должны радоваться. А придаваться в это время грустным воспоминаниям - грех.

Конечно, забота начальников о людях может только приветствоваться, но неплохо было при этом посоветоваться о целесообразности таких поездок с представителями церкви. И если бы они это сделали, то могли узнать, что православное учение не считает правильным посещение кладбища непосредственно первый день светлого праздника Пасхи.

И все таки можно ли в Пасху ходить на кладбище

Во многих городах в день Святого воскресенья кладбища становятся местом настоящего паломничества. Когда и кем была введена эта традиция? По мнению историков утверждение, что все это началось после Октябрьской революции не имеет под собой достаточных оснований. Ее корни прослеживаются с более ранних времен.

Для жителей небольших деревень, как правило дорога до церкви была не близкой, а потому каждая поездка в нее становилась настоящим событием. Посещение храма в Пасху было обязательным для каждого члена семьи, и готовились к нему заблаговременно.

А так как рядом с церковью всегда располагалось кладбище, то заодно навещали и могилы усопших родственников. Ведь вновь совершать неблизкую и довольно дорогую поездку через неделю, чтобы помянуть упокоенных, мог себе позволить далеко не каждый.

Более популярной является версия, связанная с особенностями правления советской власти. Религию стали считать вне закона, найти специальную литературу по трактованию православных обычаев было практически невозможно. А общение со священнослужителем чтобы разобраться во всех нюансах могло вылиться в довольно серьезные неприятности. Вот люди и начали толковать пасхальные традиции в соответствии со своим видением.

Когда ходят на кладбище после пасхи

Церковный календарь говорит о втором вторнике после Пасхи (Радунице) как о дне, когда следует поминать всех усопших. Именно в этот день благую весть о воскресении Христа можно нести на кладбище, упокоившимся там родственникам и близким. Никакой другой день из Светлой Седмицы для этой цели не подходит.

В порядке полезной информации! Когда у священнослужителей спрашивают о допустимости покраски яиц на Пасху если в семье еще не закончился траур, то они дают утвердительный ответ. По некоторым суевериям для этой цели в такой ситуации может использоваться исключительно черный цвет. Церковь утверждает, что никаких цветовых ограничений не существует.

Также хочется напомнить, что на протяжении Великого поста установлены сразу три родительские субботы, в которые полагается поминать усопших, возносить за них молитвы в храмах, посещать их могилы, подготавливая их к Пасхе. Еще один нюанс. Христианские традиции не допускают оставление еды на последнем пристанище родственника. У души усопшего нет потребности в еде, а традиция эта пришла из язычества.

В заключение хотим привести стих, который нам очень понравился тем, что в нем есть ответы на все вопросы:

Не ходите на Пасху на кладбище

Не ходите на Пасху на кладбище
Ко всем тем, кого с вами уж нет.
В светлый праздник Христосуйтесь, радуйтесь,
Славьте Бога на весь белый свет!

Не ходите к усопшим родителям,
Есть другие для этого дни
Ведь хотите ли вы, не хотите ли, -
В этот день Христа видят они!

Не носите им ваши страдания,
Скорбь и слёзы, душевную боль,
Не являйтесь к ним пьяной компанией
В день, когда миром правит Любовь!

Не лишайте их праздника светлого,
Не нужны ни хвала им, ни лесть,
Души их промолчат безответные,
Но пришли вы - они тоже здесь …

В день пасхальный, порою весеннею,
Дайте ж радости всем, кто вам мил.
В Иисуса Христа Воскресение
Дорогих не тревожьте могил…

Не ходите на Пасху к родителям,
Не целуйте над ними креста.
Не печальте их в тихой обители -
В этот день они видят ХРИСТА!