Правила общения с провокаторами.

Многим из нас известны люди, которые как будто нарочно затевают конфликты, провоцируют ссоры и скандалы. После общения с ними остается неприятный осадок, мы чувствуем себя утомленными, разбитыми, неспособными сосредоточиться.

Провокация - действие, определенный, специально продуманный стимул, который с большой вероятностью вызовет у человека определенную реакцию.

Провокатор вынуждает нас вести себя вспыльчиво, импульсивно, демонстрировать нежелательное поведение, раскрывать личные или чужие секреты, а после, испытывать чувство вины или стыда. Чаще всего мы осознаем, что поддались на провокацию уже после совершения поступка. К тому времени наша репутация уже успела пострадать, отношения с людьми - испортиться, а настроение и самооценка - существенно снизиться.

Как защитить себя от подобных манипуляций?

Для начала просто понаблюдайте за поведением своих знакомых и вы наверняка определите провокатора и цели, которые он преследует.

1. Провокация доказывать свои достоинства.

В этом случае от вас требуется доказать, что вы не трус, не слабак, не жадный... Для этого ваши способности ставятся под сомнение, проще говоря, вас пытаются « взять на слабо» или, наоборот, усердно подчеркиваются ваши достоинства: «Ты такой смелый, ловкий и умный, что конечно сможешь незаметно...»

2. Провокация определенных мыслей, желаний, поступков.

Провокатор пытается добиться от вас выполнения определенных действий, разглашения информации. При этом он может играть на значимом и важном для вас: «Ты же мечтал иметь это» , на негативизме и сопротивлении, желая вызвать противоположную реакцию: «А ты знаешь, что этот запрет распространяется только на тебя?» , быть откровенным, открытым в надежде на ответную доверительность: «Между нами, я недолюбливаю нашего начальника. Он постоянно придирается ко мне по мелочам и хамит. А ты что думаешь об этом?»

Получить необходимую информацию можно и другими способами. Например, открыто прямо в глаза задать нетактичный вопрос или сказать явную неправду. В этом случае вы будете вынуждены опровергать или подтверждать предположения провокатора.

- А твоя жена знает где ты сейчас находишься?

- У меня нет жены.

- Понятно.

Кроме того такое поведение других людей чаще всего раздражает, а в порыве раздражения человек обычно говорит правду.

3. Провокация чувства стыда, вины.

Вас пытаются поймать на оплошности, укоряют, стыдят и принижают, побуждая таким образом заглаживать свою вину. Провокатор может выступить и в роли тирана, активно признавать свою вину, нанесенную вам обиду, приносить свои извинения, раскаиваться в содеянном. Так он вынуждает вас взять на себя часть вины, оправдываться и извиняться за то, чего вы не совершали.

Иногда люди провоцируют конфликты не осознавая этого. Например, многие, страдающие СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), бессознательно ищут ссоры, так как это стимулирует работу их мозга. Они делают это безотчетно: изначально никто не собирается устраивать конфликт. Родители детей с СДВ часто говорят, что их чада отлично умеют выводить из себя.

Понять, что вы подверглись провокации не сложно. Обычной реакцией на провокацию является недоумение, непонимание, негодование, растерянность, обида, возмущение. Если у вас остаются сомнения, спросите прямо: «Я так понимаю, что сейчас ты провоцируешь меня на то...»

Чтобы не дать негативным ощущениям овладеть вами, посмотрите вокруг, мысленно опишите то, что вы видите или перечислите окружающие вас предметы. Это позволит вам отвлечься, успокоиться, освободиться от влияния собеседника.

Для того чтобы обрести утраченное равновесие, мысленно сосчитайте до десяти или сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Постарайтесь говорить тише и спокойнее, чем ваш собеседник.

Помните, что основной задачей провокатора является нарушение вашего эмоционального равновесия. Оставаясь спокойным, вы не только обезопасите себя, но и вызовете эмоциональный дисбаланс провокатора тем, что не оправдали его ожиданий.

Наверное, каждый человек не понаслышке знает, что такое провокация, сталкивался с этим явлением. Так как же распознать, что тебя провоцируют, научиться бороться с этим явлением?

Что такое провокация?

В переводе с латинского языка слово "провокация" означает "вызов". То есть это действия, направленные на то, чтобы получить от провоцируемого какую-либо ожидаемую реакцию. У провокации может быть множество побуждений, но ее отличительной чертой всегда является то, что она не содержит прямого указания совершить ожидаемое действие.

Провокация в политике

Провокация широко применяется в политике. Когда одна из сторон не может нарушить, к примеру, международный договор, часто делается так, чтобы это сделала противоположная сторона.

Ярким примером провокации является терроризм. Террористы совершают терракты не для того, чтобы наказать конкретного человека, а затем, чтобы привлечь внимание и, возможно, изменить устоявшийся в стране режим.

Провокация в отношениях

Но метод провокации применяется не только в политике. В нашей повседневной жизни мы также очень часто сталкиваемся с этим явлением. Провокаторы встречаются везде: и в транспорте, и на работе, и в общественных местах, и даже у нас дома. Поэтому важно понимать, что такое провокация в отношениях.

Во-первых, зачастую провокатор пытается вывести вас на эмоции, заставить показать слабые стороны — гнев, страх, стыд... Вы легко можете распознать провокацию: если вы чувствуете, что общение с вашим собеседником движется отнюдь не в позитивном и конструктивном русле, и оно раз за разом вызывает у вас одни и те же негативные эмоции, задумайтесь. Возможно, вас просто провоцируют.

Постарайтесь не реагировать бурно. Остановитесь. Вдохните и выдохните. Постарайтесь проанализировать ситуацию.

Задумайтесь, почему вас так раздражают определенные слова и поступки? Провокатор может цеплять вас за самое больное — ваши страхи, проблемы с самооценкой, неприятные ситуации и т. п. Помните, что такое провокация. Не позволяйте провокатору преследовать вас и возьмите ответственность за ситуацию в свои руки.

Почему люди воюют между собой? По сути, это зависит от самих участников конфликта, того, что они из себя представляют. Не каждый конфликт - обязательно полнейшее зло. Из него можно вынести что-то важное, получить урок . В любом случае, как бы мы ни избегали «сложных» ситуаций, они все равно случаются, а значит, они необходимы и важны для нас.

- Конфликт - это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов, - объясняет психолог Минского городского психоневрологического диспансера Анастасия Хныкова . - В основе такого столкновения скрывается ситуация, которая может включать противоположные позиции сторон, или противоположные цели и средства для их достижения, или просто несовпадение интересов, желаний и т.д. Для развития конфликта необходим инцидент - какие-то действия одной из сторон, ущемление интересов другой стороны. Выделяют несколько типов конфликтных ситуаций.

Стремление к превосходству

Это ситуации, когда один человек оказывает на другого психологическое давление, стремится утвердиться за счет собственного психологического преимущества. Попытки добиться психологического преимущества над оппонентом проявляются приказом, угрозой, резкой несправедливой критикой, обвинением, насмешкой, саркастическим замечанием . Если оппонент чувствует себя в результате этого униженным, чувства, которые он испытывает в такие моменты, могут спровоцировать его на конфликт.

  • Снисходительное отношение . Преимущество, «оформленное» доброжелательностью: мол, «ничего страшного », «разве можно этого не знать? », «неужели не понятно? », «умный человек, а ведете себя... »
  • Хвастовство . Вдохновенный рассказ о своих успехах и достижениях, иногда ложных. Такие рассказы могут вызвать у слушателей зависть и раздражение, что провоцирует конфликт.
  • Навязывание советов . Советующий занимает позицию психологического преимущества. Ведь в таком случае тот, кому адресуется совет, выставляется в свете беспомощной жертвы. Многим людям это не нравится, и они могут ответить конфликтом на подобное отношение к себе.
  • Перебивание собеседника . Также может указывать на превосходство над собеседником. Тот, кто перебивает, дает понять собеседнику, что его мнение не такое уж и существенное, так что нечего выслушивать. Однако многие люди больше хотят говорить сами, чем слушать кого-то, поэтому прерывание собеседника однозначно провоцирует конфликт.
  • Категоричность, безапелляционность . Сюда относятся высказывания типа «Я считаю », «Я уверен », «Все бабы - дуры » и т.д. У собеседника при таких высказываниях нет шансов высказать свое мнение. Опять же, это означает, что нас загоняют в угол. Если же нас загоняют в угол, рождается агрессия. А зачем нам агрессия? Отчаянно и агрессивно защищаться! Вот и конфликт. Поэтому лучше пользоваться в разговоре фразами «я полагаю », «вероятно ».
  • Сокрытие информации . Это порождает состояние тревоги, поскольку информация необходима нам для выживания. Тот, кто скрывает важную информацию, рискует оказаться в центре конфликта.
  • Неэтичное поведение . Умышленное и неумышленное, которое перечеркивает общепринятые правила, нормы морали и жизненные убеждения других людей.
  • Подшучивание . Не каждый человек обладает адекватным чувством юмора, а потому чрезвычайно едкими шуточками провоцирует конфликт. Некоторые осмеянные жаждут сатисфакции.
  • Напоминание . Особенно это касается ситуаций, в которых наш оппонент понес моральные или материальные потери. Такие напоминания вызывают порой ощущение нелепой беспомощности, которое способно спровоцировать конфликт.
  • Перекладывание ответственности . Человек, который не справился с этой «переведенной» ответственностью, может переживать самые неприятные чувства, в результате чего доведет себя до состояния гнева, что и спровоцирует конфликт.
  • Обман . Или попытка обмана. Одна из самых сильных ситуаций в этом аспекте.

Проявление агрессивности

Существует категория людей с природной высокой агрессивностью . Агрессивное поведение демонстрируют подростки . Так они проявляют свое стремление к самоутверждению, протестуют против зависимости от родителей. Очень агрессивный человек сам по себе является вероятным источником конфликтов, поскольку в любой момент готов вылить свое раздражение на тех, кто рядом. Он сознательно или бессознательно решает свои внутренние проблемы за счет окружающих. Однако здесь следует обратить внимание на чувство меры : человек с агрессивностью ниже средней добьется в жизни намного меньшего, чем мог бы, а полное отсутствие агрессивности вообще граничит с отсутствием интереса к жизни и отказом от борьбы.

К ситуативной агрессивности относятся конфликты в результате агрессивного поведения, связанные с внутренними противоречиями и чувствами. Это могут быть отдельные неприятности в личной жизни, на работе, плохое настроение или самочувствие. В психологии такие состояния называются фрустрацией - состояние психики, которое возникает в результате разочарования из-за того, что не осуществилась какая-то значительная цель или потребность. Такие внутренние переживания - разочарование, напряженность, безысходность - нередко вызывают агрессивные защитные реакции, которые выливаются в конфликты.

Просто эгоизм

Эгоист добивается всего только для себя и в ущерб окружающим . Такое поведение расценивается окружающими как несправедливое, а поэтому часто становится причиной конфликтов. Кроме того, эгоист передает окружающим скрытое послание на психологическом уровне о том, что все они являются лишь инструментом для достижения его полезных целей. Вполне естественно, что такое поведение обычно вызывает обиду, раздражение и даже гнев.

Люди воюют друг с другом по разным причинам, и это неизбежно, - говорит Анастасия Хныкова. - Поэтому нам не надо учиться избегать конфликтов и споров. Нам надо учиться их решать . Это довольно тяжелая работа. Можно даже сказать, работа всей жизни. В первую очередь необходимо учиться контролировать свои эмоции . Бывают моменты, когда нас переполняет желание вылить на оппонента весь негатив, однако необходимо воздерживаться от такого желания. Если назревает конфликт из-за непонимания, то причина часто не в том, что партнер не желает прислушаться к нам, а в том, что он иначе воспринимает ситуацию. Чаще разговаривайте друг с другом, открыто говорите о своих желаниях. Ищите компромисс с учетом мнения другого человека. Как бы трудно это ни было.

Перед осенними каникулами в екатеринбургских школах проходят уроки безопасности в интернете. Основная цель таких занятий - «формирование у обучающихся устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет». Если проще - после такого урока ребенок должен научиться игнорировать троллинг, распознавать спам и бороться с вирусами, придумывать сложные пароли и не выкладывать личные данные в соцсети.

Корреспондент сайт сходил на такой урок вместе с десятиклассниками из школы №145. Как примерный ученик, он вел конспект занятия и успешно (на четверку) сдал тест единого урока после короткой лекции. Публикуем его записи, которые сегодня появятся в миллионах тетрадей страны (в 2016 г. единый урок прослушали 12,4 млн детей).

Классная работа.

Урок начинается с напоминания преподавателя: «Мы этот материал уже проходили. Сейчас повторим». То же самое утверждает организатор акции, член Совета Федерации Людмила Бокова. «Ребята, вас оторвали от учебы и общения ради повторения общеизвестных правил», - говорит она.

Правило №1: Бороться с компьютерными вирусами

  • Передаются через нелицензионную продукцию, ссылки, письма, накопители и проч.
  • Чтобы обезопасить ПК, надо скачать и постоянно обновлять антивирус, внимательно проверить отправителя и тему письма. Сообщения, которые кажутся подозрительными, нужно удалять или пересылать в службу поддержки.

Правило №2: Не допускать кражи личной информации

  • Личная информация: фото, ФИО, домашний адрес, содержание переписки, пароли и проч.
  • Основная ошибка - выкладывать всю информацию о себе в соцсетях.
  • Нужно контролировать содержание своей страницы и скрывать его от посторонних.

Правило №3: Придумывать сложные пароли

  • Дата рождения, слово, набранное транслитом, простые комбинации цифр, ФИО и т.п. не должны использоваться в качестве пароля. «Например, кто догадается, что ваш пароль - «чебурашка» с большой буквы?»
  • Чем длиннее пароль - тем лучше. Чем больше разных символов - тем еще лучше. Не используйте одинаковые пароли и постарайтесь не забыть те, которые вы напридумывали.

Определения:

Клавиатурный шпион - программа, отслеживающая ввод пользователем паролей и пин-кодов. Может использоваться злоумышленниками, которые собирают о вас информацию. Она передает все набранные на компьютере тексты, по которым легко можно определить, например, содержание письма, данные отправителя, логин и пароль к ящику.

Троллинг - провоцирование человека на агрессию с помощью нападок и неуважительных высказываний.

Защищенное соединение - шифрование данных во время работы с ресурсом. Определить, защищен ли он, можно по букве S (secure) в протоколе HTTP. Если она есть, значит соединение защищено. Не вводите данные карты на незащищенном соединении.

Правило №4: Троллей нужно игнорировать или жаловаться на них

  • Самый легкий способ борьбы с издевательствами - забанить тролля в соцсетях. Можно обратиться к администратору сайта и в полицию.
  • Тролль ищет человека с неустойчивым эмоциональным фоном. Его основная цель - добиться реакции на оскорбления и издевательства. Жертва, которая его игнорирует, ему неинтересна.

После короткой лекции нужно пройти . В результате каждый ребенок получает электронный сертификат участника. Оценка за испытание не ставится, пользователь узнает только процент правильных ответов..