Потенциал и инвестиционная привлекательность региона. Сущность и значение понятия "инвестиционная привлекательность региона"

УДК 338.2 © В.А. Рубан

Привлекательность региона для населения и бизнеса

В статье рассматривается проблема обеспечения привлекательности региона.

Рассмотрены основные факторы и ресурсы привлекательности.

Ключевые слова: общественное мнение, экономическая привлекательность.

© V.A. Ruban Attractiveness of the area for the public and businesses

The problem of ensuring the attractiveness of the region. The main factors and resources of appeal.

Keywords: public opinion, the economic attractiveness.

Под привлекательностью территориально-отраслевой экономической системы автор понимает соответствие системы как требуемым запросам потребителей-субъектов системы, так и требуемым темпам роста показателей ее функционирования. Привлекательность территориально-отраслевой социально-экономической системы выражается в организации среды жизнедеятельности, направленной на получение стратегических конкурентных преимуществ.

Привлекательность системы может быть оценена в различном аспекте. Автор предлагает учитывать экономические, социальные, политические и геоэкономические составляющие привлекательности (табл. 1).

Таблица 1

Показатели оценки привлекательности территориально-отраслевой социально-экономической системы как среды жизнедеятельности

Виды привлекательности Показатели оценки

Привлекательность системы для бизнеса Привлекательность системы для населения

Экономическая Конкурентоспособность Уровень доходов

Бизнес-активность Развитие рынка

Развитие инфраструктуры Уровень накоплений

Социальная Трудовая миграция Культура

Качество трудовых ресурсов Толерантность

Демография Правопорядок

Политическая Безопасность Самореализация

Самодостаточность Ролевой статус

Стабильность Стабильность

Геоэкономическая Уникальность ресурсов Природные преференции

Логистика Рекреационные возможности

Запасы ресурсов Экология

Социальная привлекательность - это способность социально-экономических систем региона удовлетворять спрос субъектов рынка социальных услуг, и возможности реализации человеческого капитала на конкурентоспособном уровне по сравнению с другими регионами. Социальная привлекательность определяется как объективными показателями уровня и качества жизни, так и субъективными факторами территориальных преференций.

Социальная привлекательность - это способность ТОСЭС удовлетворять сегодняшним и будущим интересам общества в целом и каждого индивидуума в отдельности.

Взаимосвязь процессов, поднимающих уровень и качество жизни, выражается в развитии и использовании потенциала человека.

Очевидно, что повышение уровня жизни населения дает возможность (материальную базу) развивать личность как в образовательном, так и в культурном и эстетическом плане. При этом происходит рост качества жизни, заключающийся прежде всего в использовании накопленного потенциала личности.

Экономическая привлекательность, по мнению автора, определяется возможностью и стремлением внутренних и внешних субъектов террито-

риально-отраслевой экономической системы к активным экономическим действиям, в т. ч. к желанию вступать в партнерские отношения с другими субъектами как внутри системы, так и вне ее.

К основным экономическим факторам, определяющим привлекательность, можно отнести территориальные издержки и преференции, степень деловой активности и уровень развития инфраструктуры, которые определяют эффективность развития экономики на территории. На качество жизни воздействуют затраты и доходы субъектов рынка, а также степень развития рынка на территории.

Политическая привлекательность региона обусловлена многими факторами. Республика Бурятия - полиэтнический субъект Российской Федерации. В 1990-е и последующие годы в республике удалось сохранить взаимное понимание между основными этническими общностями, группами населения и толерантность в межнациональных отношениях. В настоящее время этнополитическая ситуация в Бурятии отличается стабильностью и устойчивостью, характеризуется благоприятным климатом и отсутствием серьезных противоречий и проявлений экстремизма.

Геоэкономическая привлекательность региона обусловлена его уникальным расположением. Республика занимает выгодное географическое положение в системе взаимоотношений Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Практически Забайкалье можно рассматривать как "транспортные ворота" России в АТР.

Экономическим ресурсом территориально-отраслевой экономической системы является совокупность экономических ресурсов территорий, имеющихся в наличии в настоящее время и формируемых в стратегической перспективе, которые могут быть использованы в процессе производства социальных услуг, предоставления их на рынок и реализации потребителям.

Автор считает, что источники привлекательности территориально-отраслевой экономической системы основаны на наличии и степени качества развития экономических ресурсов региона, которые состоят из структурной, ситуационной и процессной части (рис. 1).

В процессе развития территориально-отраслевых социально-экономических систем соотношение частей экономических ресурсов динамически изменяется.

Привлекательность системы

Структурные (производственные) Ситуационные (управленческие) Процессные (организационные)

Качество фондов - Производственные ресурсы - Природные ресурсы Качество экономики - Структура ВРП - Инвестиции Качество развития - Диверсификационное - Стратегическое

Качество кадров - Трудовые ресурсы - Интеллектуальные ресурсы Качество институтов - Нормативно-правовое - Система поддержки Качество инноваций - Технологическое - Методическое

Качество геоэкономики - Климат - Экология Качество отношений - Экономическое - Поведенческое Качество информации - Маркетинговое - Техническое

Рис. 1. Ресурсы привлекательности территориально-отраслевой социально-экономической системы

Влияние целевых долгосрочных приоритетов общества на потребление ресурсов в большинстве случаев выражается в ограничении их потребления. Причины таких ограничений могут быть различными, а именно:

Экологические ограничения на добычу некоторых ресурсов и способы добычи других ресурсов, которые удорожают стоимость ресурсов или ограничивают их применение до минимума;

Резервирование ресурсов для следующих поколений как моральная цель общества, выражается также в удорожании ресурсов, их замене либо изменении технологии их переработки (повышение эффективности);

Научно-технический прогресс через развитие технологий и повышение общего уровня экономики ставит свои ограничения на использование ресурсов, заключающиеся в замене ресурсов.

В случае, когда запасы ресурсов в экономике превышают спрос, возникает первый тип убытков от их использования, заключающийся в снижении цены на ресурсы, увеличении затрат на их хранение и других убытках. В территориально-отраслевых социально-экономических системах это является источником дисбаланса по недоиспользованию производственных мощностей, трудовых ресурсов, территории, а также удорожанию затрат на их текущее обслуживание. Эти затраты фактически переносятся на объем выпускаемого регионального продукта и, как следст-

Ж.Б. Тумунбаярова. Состояние и проблемы малого предпринимательства в Забайкальском крае

вие, к снижению уровня жизни населения, увеличению издержек для предприятий и снижению привлекательности ТОСЭС для населения и бизнеса.

Очевидно, что оплата используемых ресурсов, лежащая в основе издержек территории, не только определяет его экономическую привлекательность, но и формирует социальную привлекательность региона. При этом многое зависит от структуры издержек. Структуру себестоимости общественного продукта условно можно разделить на две составляющие: ресурсную и организационно-процессную.

Организационно-процессная составляющая отражает эффективность производственных процессов, применяемых технологий и методов организации производства. Именно баланс между этими составляющими в издержках на производство валового продукта территории будет определять ориентацию системы, т. е. целью управления издержками в программах является не просто их снижение, но и создание определенной структуры, удовлетворяющей задачам обеспечения экономической и социальной привлекательности территории.

В случае, когда запасы ресурсов в экономике ниже спроса на них, возникает второй тип убытков, связанный с увеличением цен на ресурсы, снижением выпуска продукции, производимых из данных ресурсов, необходимостью дополнительного изыскания ресурсов и, следовательно, дополнительных инвестиционных затрат. В территориально-отраслевых социально-экономических системах это является источником дисбаланса по нехватке производственных мощностей, трудовых и других ресурсов, что также снижает привлекательность системы.

Рубан Владимир Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент ФБГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления».

Ruban Vladimir Alexeevich, candidate of science in economics, assistant professor, East-Siberian State University of Technology and Management

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и основные критерии инвестиционной привлекательности отрасли экономики. Общая экономическая характеристика и инвестиционная структура Тюменской области. Разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности Тюменской области.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Сущность понятия "инвестиционная привлекательность региона". Факторы привлечения инвестиций, механизмы стимулирования. Развитие нефтегазохимического комплекса как условие повышения инвестиционной привлекательности и инвестиционно-значимых показателей.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности, инвестиционной привлекательности. Оценка инвестиционной привлекательности регионов, выявление сильных и слабых сторон. Современная практика повышения инвестиционной привлекательности отельных субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2011

    Сущность и особенности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; ее задачи, способы и источники. Социально-экономическое развитие Гомельской области. Расчет интегрального показателя инвестиционной привлекательности региона, меры по ее повышению.

    дипломная работа , добавлен 27.03.2014

    Основные понятия и сущность инвестиционной привлекательности. Регион как объект приоритетного инвестировании. Критерии и факторы оценки инвестиционной привлекательности регионов; формирование имиджа и усиление моментов узнаваемости российских территорий.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    курсовая работа , добавлен 02.02.2015

    Специфика и особенности осуществления инвестиционной деятельности в рыночных условиях. Анализ инвестиций по видам экономической деятельности. Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Ростовской области.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

Тема 4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

Инвестиционная привлекательность регионов

Инвестиционная привлекательность региона - это совокупность факторов, определяющих приток инвести­ций в регион или отток капитала.

Инвестиционная привлекательность (климат) регио­на определяется инвестиционным потенциалом и инвес­тиционным риском.

Инвестиционный потенциал региона - это потен­циальные возможности региона к развитию экономики.

Инвестиционный потенциал учитывает готовность ре­гиона к приему инвестиций с соответствующими гаран­тиями сохранности капитала и получения прибыли ин­весторами. Он включает следующие составляющие - ча­стные потенциалы:

· ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспечен­ность балансовыми запасами основных видов при­родных ресурсов);

· трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

· производственный (валовой региональный про­дукт);

· инновационный (уровень развития фундаменталь­ной, вузовской и прикладной науки с упором на внедрение ее результатов в регионе);

· институциональный (степень развития институтов рыночной экономики);

· инфраструктурный (экономико-географическое по­ложение региона и его инфраструктурная обеспе­ченность);


· финансовый (объем налоговой базы и прибыль­ность предприятий региона);

· потребительский (совокупная покупательная спо­собность населения региона).

Инвестиционный риск - это вероятность (возмож­ность) потери капитала.

Интегральный инвестиционный риск определяется экономическими, финансовыми, политическими, соци­альными, экологическими, криминальными и законо­дательными рисками.

Интегральный риск или просто инвестиционный риск рассчитывают по составляющим:

Экономический риск (тенденции в экономическом развитии региона);

Финансовый риск (степень сбалансированности ре­гионального бюджета и финансов предприятия);

Политический риск (распределение политиче­ских симпатий населения по результатам после­дних парламентских выборов, авторитетность ме­стной власти);

Социальный риск (уровень социальной напряжен­ности);

Экологический риск (уровень загрязнения окру­жающей среды, включая радиационный);

Криминальный риск (уровень преступности в ре­гионе с учетом тяжести преступлений);

Законодательный риск (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрас­ли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска исполь­зуется совокупность федеральных и региональных законов и нормативных актов относительно инве­стиций.

Интегральные показатели потенциала и риска рас­считываются как взвешенная сумма частных видов по­тенциала и частных рисков.


Потенциал региона - это доля региона в общем по­тенциале России.

Относительный уровень риска региона определяется по отношению к усредненному российскому риску. Неточности анализа интегрального потенциала и ин­тегрального риска регионов по данной методике связа­ны в основном с определением весов (долей) составляю­щих потенциала и риска.

Авторы методики наибольший вес присваивали по­требительскому, трудовому, производственному потен­циалам, законодательному, политическому и экономи­ческому рискам, наименьший вес - природно-ресурсному, финансовому и институциональному потенциалам, экологическому риску.

Инвесторы особое значение придают трудовому и по­требительскому потенциалам (это показали опросы), то есть их интересует в первую очередь качество местного труда и возможность расширения производства и продаж товаров.

Из региональных рисков инвесторы опасаются боль­ше всего законодательных и политических рисков, свя­занных между собой.

Составляющие инвестиционной привлекательности регионов

В настоящее время ведущей теорией развития, бази­рующейся на практике, стала теория конкурентных пре­имуществ региона. Последний должен максимально ис­пользовать свои природные, производственные, интел­лектуальные, технологические или иные преимущества при составлении и реализации инвестиционной страте­гии и программ своего развития. Именно теория конку­рентных преимуществ лежит в основе разработки стра­тегий, концепций и программ развития регионов РФ.

Ведущее положение в экономике РФ занимают реги­оны-доноры. Первое место по экономическому потенци­алу занимает Москва. Главное конкурентное преимуще­ство столицы страны - статус ее финансового центра. Банкам Москвы принадлежат более 80% активов всей банковской системы страны, на московских фондовых биржах обращается около 90% ценных бумаг.

Регионы можно разделить на группы по следующим показателям и признакам:

По инвестиционной привлекательности;

По инвестиционному потенциалу;


По инвестиционному интегральному риску;

По частным инвестиционным потенциалам;

По частным инвестиционным рискам;

По суммарным инвестициям и инвестициям на душу населения;

По величине ВРП региона и по его величине на душу населения;

По темпам развития экономики (темпам прироста ВРП, инвестиций, доходов населения и др.);

По типу экономики (сырьевая, индустриальная, пост­индустриальная) ;

По уровню развития человеческого потенциала и человеческого капитала;

По соотношению средней заработной платы и про­житочного минимума;

По обеспеченности региона бюджетными дохода­ми на душу населения;

По торговому потенциалу, а также по другим по­казателям.

В таблице 4.2.1 приведены валовой региональный про­дукт на душу населения, а также доля машиностроения и совокупная доля сырьевых отраслей, металлургии и электроэнергетики в структуре промышленности эконо­мически сильных и некоторых средних и отсталых ре­гионов Российской Федерации за 2002 г.

В число экономически сильных регионов входят:

Финансовый, экономический, научный, образова­тельный и культурный центр страны - г. Москва;

Северная столица - развитый (на уровне России) во всех отношениях г. Санкт-Петербург, с высо­кой долей предприятий машиностроения и высо­ких технологий, с развитыми наукой, системой образования, высокой культурой;

Самарская область - с диверсифицированной и конкурентоспособной промышленностью (маши­ностроение и металлообработка - 58,9%, хими­ческая и нефтехимическая промышленность.- 10,8%, электроэнергетика - 7,5%);

Татарстан, имеющий развитую и диверсифициро­ванную промышленность;

Регионы с повышенной долей предприятий топ­ливной и металлургической промышленностей и энергетики.

В состав средних по ВРП регионов (17000-8000 руб. на душу населения) входят регионы с разнообразными укладами экономики: от Липецкой области, где доля металлургической промышленности составляет 60%, до Воронежской области - с ее разнообразной, но в основ­ном неэффективной промышленностью с высокой добавленной стоимостью. От Кемеровской области, основу эко­номики которой составляют металлургические производ­ства и угольная промышленность, до Новосибирской и Нижегородской областей - с высокими долями пред­приятий машиностроения, высокоразвитыми системами образования и науки.

Если в качестве эталонного субъекта РФ со средним уровнем экономического развития выбрать Воронежскую область, то ВРПна душу населения в регионах-донорах окажется в 6,5-2 раза выше, чем в данной области (до­тационной).

В число наиболее бедных республик (по официаль­ным данным) входят в основном северокавказские и дру­гие окраинные национальные республики. В то же вре­мя почти каждая из этих республик имеет дорогостоя­щие футбольные команды в высшей или первой лигах первенства РФ.

Для сравнительной оценки уровня жизни населения разных стран используют ВВП или ВРП на душу насе­ления, рассчитанные по паритету покупательной способ­ности.

ВВП на душу населения в международной валюте (обычно в долларах США) определяется как отношение стоимости ВВП страны к количеству населения.

ВРП в Тюменской области примерно такой же, как ВВП в Австралии, Японии, Нидерландах. ВРП Москвы сравним с ВВП Греции и Португалии. Остальные регио­ны значительно уступают по этому показателю.

В долгосрочном периоде должны иметь преимущество в конкуренции за приток капитала регионы со значи­тельной долей обрабатывающей промышленности. Од­нако пока лидирующее положение занимают регионы с сырьевой экономикой в силу стагнации обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности.

Градация регионов по типу экономики носит услов­ный характер. Так, например, Тюменская область ос­новные доходы получает от предприятий топливной про­мышленности. В то же время в самом городе Тюмени имеет место индустриальный уклад экономики, под ко­торым понимаются производства с достаточно высокой добавленной стоимостью.

К регионам с сырьевой экономикой можно условно отнести Республику Саха (Якутия), Республику Коми, Тюменскую область и некоторые др. Экономика этих ре­гионов определяется мировыми ценами на сырьевые ресурсы. ВРП в этих регионах пока наиболее высокий в стране.

К регионам со смешанными экономиками (высокие доли как сырьевых отраслей, так и машиностроения) относятся большинство южных областей и краев Урала, Сибири и Дальнего Востока. Сюда входят Свердловская, Пермская, Челябинская области, Удмуртская Респуб­лика, Башкортостан, Оренбургская, Омская области, Красноярский край, Томская, Кемеровская области, Алтайский край, Иркутская область, Приморский, Хабаровский края и др. Экономики некоторых из этих регионов достаточно стабильны и диверсифицированы. ВРП близок по величине к ведущим регионам (Сверд­ловская, Кемеровская области, Башкортостан и др.). Они периодически или постоянно входят в число регионов-доноров.

К регионам с индустриальной экономикой относятся субъекты Федерации: Центральный, Центрально-Черно­земный, Северный, Волго-Вятский, Уральский, Повол­жский, Ростовская область.

Экономики Краснодарского и Ставропольского краев ориентированы из-за благоприятных природных усло­вий на сельскохозяйственные производства. Это их не­сомненные конкурентные преимущества в сравнении с другими регионами.

К очагам роста постиндустриальной экономики мож­но отнести Москву с ближним Подмосковьем с его фун­даментальной и прикладной наукой, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Томск и неко­торые другие крупные города с академическими цен­трами и развитыми системами науки и образования. Именно эти регионы и города представили в Правитель­ство РФ крупные и перспективные проекты и в них создаются технопарки и особые экономические зоны (ОЭЗ).

Инновационный потенциал, в рамках использованной методики, оценивался по уровню развития фундамен­тальной, вузовской и прикладной наук с учетом внедре­ния их результатов в регионе. В целом он коррелирует с инвестиционным потенциалом регионов.

На инвестиционную привлекательность региона су­щественно влияют политические риски. Они зависят: от политической стабильности; стабильности местного за­конодательства; взглядов и менталитета его элиты; поли­тических симпатий и менталитета населения; авторитета региональной власти; отношений между властями реги­она и крупнейшими муниципальными образованиями ре­гиона, между регионом и федеральным центром.

Методика, использованная агентством «Эксперт» для оценки рейтинга политического риска, базируется на показателе стабильности в регионе политической обстанов­ки, стабильности местных законов и правил для бизне­са. Поэтому высокий ранг имеют республики и нацио­нальные автономные округа зачастую с авторитарными режимами власти. В то же время субъекты РФ с высо­ким уровнем и высоким качеством ЧК, высоким инно­вационным потенциалом, высоким ВРП на душу насе­ления занимают низкие места (Москва - 35, Самарская область - 76, Санкт-Петербург - 80). Подобная мето­дика оценки политического риска учитывает роль поли­тических пристрастий губернаторов и мэров этих регио­нов, которые существенно и субъективно влияют на инвестиционный процесс. В общем рейтинге по инвести­ционному риску политический риск для сильных регио­нов компенсируется за счет других составляющих ин­тегрального риска.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России традиционно строится на основе официальной информации Росстата и статистики федеральных ведомств (Минсвязи, Минфина, Минприроды, ЦБ РФ и др.). Любой инвестор, рассматривая целесообразность вложения капитала в потенциальные объекты инвестирования, соотносит ожидаемую доходность и риск, поэтому по определению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА» региональная инвестиционная привлекательность тождественна понятию регионального инвестиционного климата, а ее критериями являются инвестиционный потенциал (объективные возможности региона) и инвестиционный риск (условия деятельности инвестора).

Другая группа исследователей определяет, что инвестиционная привлекательность является одним из результирующих показателей оценки инвестиционного климата. Так, по мнению В.В. Кирюхина , в региональном экономическом пространстве формируются инвестиционный потенциал и известная степень инвестиционного риска, которые в совокупности и образуют региональную инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность субъектов.

Т.В. Сачук , считает, что региональный инвестиционный климат позволяет сопоставить инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск, то следует говорить о существовании инвестиционной привлекательности. Инвестиционный климат региона формирующаяся на основе оценки инвестиционной привлекательности в течение продолжительного периода (более 5 лет), отражая восприятие соотношения инвестиционного потенциала и риска инвестором и определяя его мотивацию.

По определению Л. Валинуровой и О. Казаковой, инвестиционная привлекательность региона есть система определенных объективных условий, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данное территориальное экономическое пространство. Л. Гиляровский, В. Власов и Э. Крылова под инвестиционной привлекательностью понимают возможность инвестора эффективно использовать собственный и заемный капитал, размещая его между различными видами инвестиционных инструментов.

В общем смысле инвестиционная привлекательность региона

есть совокупность условий, обеспечивающих для потенциального инвестора сбалансированные уровни (значит желаемые или достаточные для принятия инвестиционного решения) доходности и риска вложения средств.

Составляющие инвестиционной привлекательности иллюстрируются на схеме (рис. 27).

Рис. 27.

Соотношение уровня дохода и риска инвестиционных проектов заметно различается по видам экономической деятельности (табл. 37). Как

видно, для иностранных инвесторов в 2013 г. наиболее привлекательными оставались нефтепереработка и металлургия.

Таблица 37

Структура иностранных инвестиций по видам деятельности (2013 г.)

Источник: Росстат

С учетом временного горизонта выделяют текущую (за отчетный год) и перспективную (прогноз на 2-3 года) региональную инвестиционную привлекательность, главным фактором которой выступает активная политика местных органов власти. Например, индекс промышленного производства в Омской области в 2014 г. составил 103,3%, что выше среднего показателя по стране (101,3%). Гранты в объеме 18,0 млн руб. на поддержку предпринимателей получили 18 муниципальных районов. Каждый предприниматель смог получить по инвестиционному договору 300 тыс. руб. Схема государственного обслуживания договора приведена на рис. 29.

В работе с бизнес-структурами принимают участие специалисты отраслевого министерства, министерства экономики и правительства Омской области, специальной комиссии по инвестиционным проектам Совета по инвестиционной деятельности при правительстве области. В качестве стимулирующих мер, кроме субсидий, реализуются льготы по аренде земли, субсидии по кредитам, налоговые, лизинг оборудования и др.

Государственный контроль и координация процедур обеспечивают успешную реализацию принятых инвестиционных проектов и формирование деловой активности в регионе.

Текущая инвестиционная привлекательность региона как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в активы региональных субъектов хозяйствования, может быть оценена. Комплексная количественная оценка проводится с помощью сводного, интегрального показателя, который формируется множеством частных факториальных положительных и отрицательных характеристик регионов, измеряемых соответствующими пока-

зателями. Источники информации - это статистические данные; научные исследования; экспертные опросы. Рассмотрим один из принятых подходов.


Рис. 28.

Используем следующие составляющие (компоненты) инвестиционного потенциала:

  • производственная компонента;
  • трудовая компонента;
  • потребительская компонента;
  • инфраструктурная компонента;
  • финансовая компонента;
  • инновационная компонента;
  • природно-ресурсная компонента;
  • туристическая компонента.

Сводный индекс инвестиционной привлекательности региона является суммой частных индексов, характеризующих уровень развития указанных компонент. Порядок расчета следующий.

  • 1. Собираются исходные статистические данные.
  • 2. Рассчитываются относительные частные показатели по компонентам потенциала:

Пу = 100% х П с / П тах, (8)

где: Щ- вычисляемый у-ый показатель /-ой компоненты потенциала, П с - значение показателя в оцениваемом регионе, П тах - максимальное значение по регионам.

3) Рассчитывается совокупный индекс компоненты потенциала:

I, = А X ЕП„ / (9)

где I- вычисляемый индекс компоненты потенциала, %, п - число показателей в потенциале, D, - вес /-той компоненты потенциала в процентах.

4) Рассчитываем сводный индекс:

Рассчитаем инвестиционный потенциал Ростовской области (табл. 37).

1. Выполним расчет индекса производственной компоненты при условии, что П тах =193,2 тыс. руб./чел. в Краснодарском крае:

П Р0 = 100% х 147,6 / 193,2 = 76,4%.

В производственной компоненте всего один показатель, поэтому

/, = 76,4% х 0,7 = 53,48%.

  • 2. Выполним расчет трудовой компоненты:
  • 2.1. Среднегодовая численность занятых в экономике (П П1ах =2418 тыс. чел.):

П,ро= 100% х 1994 / 2418 = 82,46%.

2.2. Продолжительность жизни (П тах = 70,66):

П 2Р0 = 100% х 69,54 / 70,66 = 98,41%.

2.3. Численность студентов (П тах = 493 чел.):

П ЗРО = 100% х 477 / 493 = 96,75%.

Индекс компоненты потенциала (вес 0,7):

/ 2 = 0,7(82,46 + 98,41 + 96,75) / 3 = 64,78%.

  • 3. Выполним расчет потребительской компоненты:
  • 3.1. Конечное потребление (П тах = 178,4 тыс. руб./чел.):

П п = 100% х 158,1 / 178,4 = 88,6%.

Таблица 38

Исходные данные для практической работы (статданные за 2010 г.)

Компонента

потенциала

Наименование показателя

Ростовская

Краснодарский

Волгоградская область

Астраханская

Ставропольский край

Производственная компонента (0,7)

1.1. ВРП на душу населения, тыс. руб./чел.

Трудовая

компонента

2.1. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

2.2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

2.3. Численность студентов образовательных учреждений высшего образования на 10 000 чел.

Потребительская

компонента

3.1. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения, тыс. руб./чел.

3.2 Число собственных легковых автомобилей на 1000 чел.

3.3. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, м 2

Инфраструктурная компонента (0,6)

4.1. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, тыс. км

4.2. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 м 2 территории, км

4.3. Доля телефонизированных населенных пунктов, %

Финансовая ком-

5.1. Профицит регионального бюджета, млн руб.

5.2. Поступление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, млрд руб.

5.3. Рентабельность проданных товаров, работ, услуг, %

Инновационная

компонента

6.1. Удельный вес организаций, осуществляющих инновации, в общем числе организаций,%

6.2. Число созданных передовых технологий, шт.

6.3 Доля инновационных товаров, работ, услуг, %

Природно-ресурсная компонента (0,35)

7.1 Отношение площади территории региона к площади РФ

7.2. Наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов, млрд руб.

3.2. Число автомобилей (П макс = 243,7):

П ав = 100% х 222,3 / 243,7 = 91,22%.

3.3. Площадь жилых помещений (П тах = 21,8м 2):

П жп = 100% х 21,3/21,8 = 97,71%.

Индекс потребительской компоненты потенциала (вес 0,65): / 3 = 0,65(88,6 + 91,22 + 97,71) / 3 = 60,14%.

  • 4. Выполним расчет инфраструктурной компоненты:
  • 4.1. Длина Ж/Д путей (П тах = 2088 тыс. км):

Пжд= 100% х 1841 /2088 = 88,17%.

4.2. Густота автодорог (П тах = 272 км):

П ад = 100% х 140 / 272 = 51,47%.

4.3. Доля телефонов (П тах = 100%):

П тел = 100% х 99,9 /100 = 99,9%.

Индекс инфраструктурной компоненты потенциала (вес 0,65) 1 А = 0,6(88,17 + 51,47 + 99,9) / 3 = 47,91%.

  • 5. Выполним расчет финансовой компоненты:
  • 5.1. Профицит бюджета (П тах = -10819,0 млн руб.):

П пб = 100% х 2254,2 / 10819 = 20,84%.

5.2. Поступление налогов (П тах = 141,47 млрд руб.):

Н„ = 100% х 97,74 / 141,47 = 69,09%.

5.3. Рентабельность (П, тах = 9,3%):

П р = 100% х 5,2 / 9,3 = 55,91%.

Индекс финансовой компоненты потенциала (вес 0,6):

  • 1 Ь = 0,6(20,84 + 69,09 + 55,91) / 3 = 29,17%.
  • 6. Выполним расчет инновационной компоненты:
  • 6.1. Организации (П тах = 9,9%):

П 0 = 100% х 6,6 / 9,9 = 66,67%.

6.2. Число технологий (П, тах =11):

П, = 100% х 9 / 11 =81,82%.

6.3. Доля инновационных товаров (П тах = 12,2):

П Т0В = 100% х 9,9 / 12,2 = 81,15%.

Индекс инновационной компоненты потенциала (вес 0,4):

/ 6 = 0,4(66,67 + 81,82 + 81,15) / 3 = 30,62%.

  • 7. Выполним расчет природно-ресурсной компоненты:
  • 7.1. Территория (П тах = 0,0066):

П тер = 100% х 0,0059 / 0,0066 = 89,39%.

7.2. Природные запасы (П тах = 28,84 млрд руб.):

П ш = 100% х 12,87 / 28,84 = 44,63%.

7.3. Экспертная оценка (П тах - 10 баллов):

П э = 100% х 8/ 10 = 80,0%.

Индекс природно-ресурсной компоненты потенциала (вес 0,35):

  • 1 6 = 035(89,39 + 44,63 + 80,0) / 3 = 24,97%.
  • 8. Выполним расчет туристической компоненты:
  • 8.1. Экспертная оценка (П, тах = 10 баллов):

П тур = 100% х 7 / 10 = 70%.

/ 7 - 0,05 х 70% = 3,5%.

Итак, интегральный показатель инвестиционного потенциала Ростовской области составит:

I = 53,48% + 64,78% + 60,14% + 47,91% + 29,17% +

30,62% + 24,97% + 3,5% = 314,57%.

Чтобы выполнить сопоставительную оценку, можно использовать представление об эталонном регионе, для которого значение показателя соответствует максимально возможному значению. Тогда по всем частным показателям П, = 100%, а по рассмотренным группам показателей получаем следующие значения индексов:

  • производственная компонента 100% х 0,7 = 70%;
  • трудовая компонента 100% х 0,7 = 70%;
  • потребительская компонента 100% х 0,65 = 65%;
  • инфраструктурная компонента 100% х 0,6 - 60%;
  • финансовая компонента 100% х 0,6 = 60%;
  • инновационная компонента 100% х 0,4 - 40%;
  • природно-ресурсная компонента 100% х 0,35 = 35%;
  • туристическая компонента 100% х 0,05 = 5%.

Индекс эталонного региона /= 405%. Степень соответствия Ростовской области по уровню инвестиционной привлекательности эталонному региону равна К соотв = 100% х 314,57 /405% = 77,67%. Это достаточно высокий уровень соответствия, но есть резервы роста (например, производственная компонента).

Инвестиционные решения считаются наиболее сложными по процедуре многокритериальной оценки и выбора. В отношении регионов страны основными направлениями такой оценки выступают базовые преимущества- географическое положение, природно-климатические ресурсы, население, урбанизация; бизнес-климат - государственное администрирование, инвестиционная и инновационная инфраструктуры, качество жизни; бизнес-портфель и достигаемая эффективность.

Ядро инвестиционной привлекательности состоит из инвестиционного климата и инвестиционного потенциала региона. Эффективная политика региональной власти позволяет сдерживать рыночный риск и неопределенность на допустимом уровне. Благоприятная деловая среда служит фоном для формирования высокой инвестиционной активности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и финансов

Реферат

по дисциплине «Региональная экономика» на тему:

«Инвестиционная привлекательность регионов»

Выполнила: студентка группы

ФК-41 ЭФ Ласточкина Е.П.

Проверила: к.э.н, доцент кафедры

экономики и финансов

Костромин В. Е.

г. Йошкар-Ола

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Понятие инвестиционной привлекательности региона…………………….5

2. Инвестиционный потенциал регионов………………………………………6

3. Оценка инвестиционного риска российских регионов……………………11

4. Инвестиционный климат регионов России…………………………………14

5. Методы повышения инвестиционной привлекательности региона………18

6. Маркетинг регионов как фактор повышения инвестиционной привлекательности……………………………………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………………………..….27


Введение

Одним из условий стабильного развития регионов является активизация инвестиционной деятельности, направленная на привлечение финансовых и материальных ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов, а также рациональное их использование в наиболее приоритетных отраслях экономики. Объем вовлекаемых в экономику региона инвестиций – один из критериев эффективности его функционирования. Вместе с тем существует огромный разрыв между достигнутым уровнем инвестиций в экономику российских регионов и уровнем, необходимым для обеспечения их устойчивого развития.

Создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической политики.

Можно перечислить множество макроэкономических показателей, характеризующих эффективность функционирования региональной экономики:

  • внутренний региональный продукт,
  • внешнеторговый оборот,
  • уровень капитальных вложений,
  • объем промышленного производства на душу населения,
  • уровень жизни населения,
  • уровень безработицы,
  • уровень потребительских цен,
  • среднемесячная заработная плата населения,
  • средняя обеспеченность жильем населения региона.

При оценке региональной экономики должен быть применен комплексный подход. Все вышеперечисленные факторы взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное влияние друг на друга, но все они статистические, и отдельно взятые не дают комплексной оценки экономического состояния региона.

При характеристике эффективности функционирования региональной экономики следует особо выделить показатель инвестиционной привлекательности.

Позитивное изменение вышеперечисленных показателей, в частности, и положительные тенденции развития региональной экономики в целом, напрямую зависят от уровня инвестиционной привлекательности региона. Именно степень инвестиционной привлекательности, является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития региональной экономики.

Цель работы: исследование инвестиционного потенциала и инвестиционного риска регионов России.


1.Понятие инвестиционной привлекательности региона.

Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. В свою очередь инвестиционный потенциал и риск - это агрегированное представление целой совокупности факторов. Наличие региональных инвестиционных рисков свидетельствуют о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.

Инвестиционный потенциал складывается в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций, зависящей как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал включает в себя восемь частных потенциалов:

1)ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

2)производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

3) потребительский (совокупная покупательная способность населения);

4)инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

5) трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

6)институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

7) финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);

8) инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).

Уровень инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:

·экономического (тенденции в экономическом развитии региона);

·финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

·политического (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);

·социального (уровень социальной напряженности);

·экологического (уровень загрязнения окружающей среды, включая и радиационное);

·криминального (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

·законодательного (юридические условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска учитываются как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а так же документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

Оценка инвестиционной привлекательности региона включает в себя два основных момента:

1. Инвестиционную привлекательность самого региона. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т.д.

2. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

Анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес.

2.Инвестиционный потенциал регионов.

За последние годы произошел существенный сдвиг инвестиционного потенциала из восточных регионов, несмотря на богатство ресурсов, в европейскую часть России. Это создает серьезную угрозу перспективному развитию восточных регионов.

В период между кризисами инвестиционный потенциал сместился на запад, в районы развитого сельского хозяйства и преимущественно обрабатывающей промышленности, создающей высокую добавленную стоимость. Три западных округа - Центральный, Северо-Западный и Южный - увеличили свою суммарную долю в потенциале с 53 до 56%, в то время как преимущественно сырьевые регионы - Уральский, Сибирский и Дальневосточный - снизили ее с 29,6 до 27,1% (Рисунок 1). К тому же восточные регионы по сравнению с западными в среднем имеют более высокий и растущий уровень инвестиционного риска, хоть на западе и есть достаточно высокорисковый Южный федеральный округ.

Рис. 1. Инвестиционный профиль России 1998/99–2008/09 гг.

Ситуацию возможной потери восточных регионов усугубляет и выявленная тенденция снижения инвестиционного потенциала и роста инвестиционного риска в Приволжском федеральном округе, который играет особую цементирующую роль в обеспечении территориальной целостности России. Особенно тревожат процессы, происходящие в узловом регионе Приволжского федерального округа - Самарской области, которые отражаются в прогрессирующем снижении ее инвестиционной привлекательности.

Недостаточные объемы инвестиций за прошедшее десятилетие бескризисного развития так и не позволили перестроить экономику, сделать ее современной и устойчивой к кризисам. Более четверти общего объема и почти половина прямых иностранных капиталовложений было направлено в регионы Центрального федерального округа (Рисунок 2). Напротив, несмотря на высокую долю прямых иностранных инвестиций в регионы Дальневосточного федерального округа (преимущественно в Сахалинскую область), по общему объему накопленных инвестиций в основной капитал этот округ занимает последнее место в России.

Рис. 2. Доля федеральных округов в общем объеме инвестиций в основной капитал и объеме прямых иностранных инвестиций за период 1999–2008 гг.

Сохранение существующего распределения инвестиционной привлекательности будет притягивать средства лишь в отдельные территории, отличающиеся стабильным инвестиционным климатом. Наибольшие шансы в модернизационном процессе получают Северо-Западная, Центральная и Южная, а также Приволжская зоны.

Напротив, большинство регионов, особенно на востоке страны, похоже, могут оказаться за бортом модернизации. В перспективе это грозит постепенным переходом от линейно-узлового к очаговому принципу территориального развития производительных сил в значительной части России. Предполагаемое переселение из моногородов лишь усугубит потерю освоенной территории. В этих условиях необходима специальная инвестиционная политика опережающего развития восточных и северных регионов, предусматривающая сохранение существующих и создание новых инфраструктурных коридоров, а также точек и зон приоритетного развития. При этом меры по повышению инвестиционной привлекательности, принимаемые региональными властями, должны стать частью будущих региональных программ модернизации.

В первой десятке регионов России за 2009 год по уровню инвестиционного потенциала произошло лишь одно изменение: место Самарской области занял Пермский край. При этом Самарская область устойчиво снижала свой потенциал и в представленном рейтинге оказалась на 12-м месте - самом низком за все годы рейтингования. Признаки экономического спада наметились в регионе еще в 2004 году, что объясняется затяжным кризисом АвтоВАЗа, ведущего предприятия региона. В наибольшей степени упал ранг совокупного инвестиционного потенциала в Томской и Астраханской областях. Томская область на 15 мест снизила трудовой и на шесть - потребительский потенциал. В Астраханской области сдали свои позиции сразу пять потенциалов, особенно трудовой и инновационный.

Ускорился процесс постепенной деконцентрации инвестиционного потенциала за счет снижения доли столиц и ряда крупных регионов и, напротив, высоких темпов роста потенциала малых и средних регионов. Инвестиционный потенциал заметно снизился в Московской области, Пермском крае, Белгородской области и Республике Башкортостан (Таблица 1). Уменьшили свои доли в совокупном инвестиционном потенциале России наиболее крупные восточные регионы: Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха (Якутия).

Таблица 1

Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по динамике инвестиционного потенциала

Среди лидеров в улучшении инвестиционного потенциала по сравнению с предыдущим периодом три республики Северного Кавказа - Чеченская Республика, Республика Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкарская Республика, что стало результатом стабилизации социально-экономической ситуации. При этом Кабардино-Балкария - единственный регион, который одновременно в числе лидеров рейтинга по динамике как риска, так и потенциала.

В дальнейшем можно ожидать улучшения инвестиционного климата республик Северного Кавказа. Согласно результатам ежеквартального «Бюллетеня антикризисной устойчивости регионов», выпускаемого рейтинговым агентством «Эксперт РА», эти регионы проявили в 2009 году наибольшую устойчивость к кризису. Там произошло улучшение изначально проблемной финансовой, экономической и социальной ситуации, создано значительное число рабочих мест, в разы снизилась напряженность на рынке труда, увеличился ввод в эксплуатацию нового жилья. В период кризиса произошел возврат некоторой части личных капиталов в республики Южного федерального округа из других регионов России, что также способствовало оживлению деловой активности.

Еще недавно инвесторы рассматривали в ряду наиболее привлекательных факторов инвестирования производственный, трудовой, потребительский и инфраструктурный потенциал регионов. В настоящее время лидерские позиции занимает трудовой потенциал. Дефицит квалифицированных кадров - от рабочих до ведущих сотрудников управляющего звена - во время кризиса нисколько не сократился. Более того, сегодня менеджеры компаний все чаще видят в кадровой проблеме одно из ключевых препятствий для развития бизнеса. Неудивительно, что регионы, способные обеспечить инвестора персоналом должного уровня, выигрывают конкуренцию за привлечение капиталовложений.

По мнению инвесторов, возросла значимость инфраструктурного потенциала, существенно влияющая на издержки производства в российских условиях. Понятно, что реализация проектов, связанных со строительством новых инфраструктурных объектов, в кризис крайне затруднена. Так что сейчас при определении площадки для инвестиций бизнес в большей степени ориентируется на доступность уже имеющейся инфраструктуры.

На третье место вышел финансовый потенциал, что в нынешней ситуации представляется вполне естественным.

Пока не оправдывают надежд региональных властей и не вызывают повышенного интереса у инвесторов туристический и по-прежнему монополизированный и законодательно труднодоступный природно-ресурсный потенциал. Вяло реагирует инвестор и на инновационный потенциал регионов. Но набольшее разочарование постигло инвесторов в оценке потребительского потенциала. Еще в прошлом году с высоким потребительским потенциалом населения связывались большие надежды, но теперь среди предпочтений инвесторов он передвинулся на седьмое место, и в ближайшем будущем значительного роста потребительского потенциала населения регионов не предвидится. Причин тому несколько. Во-первых, выход из кризиса, который практически достиг дна, не обещает быть быстрым. Во-вторых, пока темпы снижения потребительского потенциала от месяца к месяцу нарастают. В-третьих, на потребительский потенциал негативно влияет депопуляция, уменьшение физического числа потребителей. И наконец, в долгосрочной перспективе количество наиболее потребительски активного населения в трудоспособном возрасте будет существенно сокращаться, а подавляющая часть выходящих на пенсию в наших условиях автоматически перейдет в категорию бедных.

3.Оценка инвестиционного риска российских регионов.

Инвестиционный риск – характеристика более качественная, чем количественная, и потенциально быстро меняющаяся, так как в отличие от инвестиционного потенциала зависит от качественных составляющих (политической, социальной, экономической, экологической, криминогенной и других характеристик региональных условий инвестирования), которые, как правило, весьма динамичны.(Рисунок 3)

Кризис существенно повлиял на мнение потенциальных инвесторов о значимости различных факторов риска. Сегодня наибольшие угрозы для инвесторов - криминал и система управления, третье место сохранил социальный риск.

Выход на первый план коррупционно-криминальной составляющей инвестиционного процесса неудивителен. В кризисных условиях добросовестный инвестор и предприниматель старается сохранить бизнес посредством его оптимизации и реструктуризации, сокращения расходов, поиска новых рынков сбыта или производства новых продуктов. Коммерческие структуры, образованные региональными чиновниками, менеджмент которых укомплектован преимущественно по родственному принципу, часто оказываются негибкими и нежизнеспособными при ухудшении внешних факторов. Это подвигает региональную власть на недобросовестные, включая криминальные, методы борьбы с конкурентами. Выросло и число правонарушений экономического характера.

С другой стороны, «справедливая» система регионального управления становится решающим позитивным фактором привлечения инвестора. У значительного числа субъектов федерации есть разработанные стратегии и программы развития, позволяющие инвесторам вписаться в планы перспективного развития территории и, соответственно, получать господдержку. В ряде регионов созданы зоны особого благоприятствования для инвесторов как федерального, так и регионального уровня.

Законодательный риск утратил приоритетность в глазах инвесторов вследствие ограничения федеральной властью возможностей введения новых законодательных норм. В таких условиях некоторые субъекты федерации даже пошли на отмену собственных региональных законов об инвестиционной деятельности, считая, что все нормы уже прописаны в федеральном законе. Вместе с тем региональные власти стали более тщательно подходить к стимулированию инвесторов. В ряде регионов (Вологодская, Оренбургская, Мурманская, Ивановская, Орловская области и другие) приняты нормативные акты, предписыающие обязательное проведение оценки эффективности инвестиционных проектов в качестве условия предоставления льгот инвесторам.

Рис. 3. Экспертные веса факторов потенциала и риска

Значимость социального риска возросла в связи с продолжающимся сокращением в большинстве регионов рабочих мест, снижением доходов населения, а в ряде регионов еще и из-за неудовлетворительного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

В десятку лучших по инвестиционному риску впервые вошло сразу несколько типичных регионов с диверсифицированной экономикой и выраженными агропромышленными функциями. В результате группа лидеров обновилась на 70%. Впервые в лидерской десятке оказались Пензенская, Воронежская, Тамбовская области. Вместе с Липецкой областью эти регионы образовали новую волну типичных инвестиционно привлекательных российских регионов - относительно небольших, экономически сбалансированных, несырьевых. Их секрет в устойчивой экономической базе, основанной на сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, социальной стабильности, спокойной криминальной обстановке и грамотном управлении.

Особенно впечатляющую динамику снижения инвестиционного риска демонстрирует Воронежская область. За последние три года она поднялась с 68-го на 7-е место в рейтинге интегрального инвестиционного риска за счет улучшения всех параметров. Тамбовская область начиная с 2004 года переместилась с 57-го на 8-е место. В Пензенской области улучшились и без того неплохие параметры «гуманитарных» составляющих риска.

Новичком в группе фаворитов стала и Омская область - единственный сибирский регион, вошедший в топ-10 по риску за все годы рейтингования. За 2008 год область значительно улучшила на фоне других регионов параметры социального, финансового, управленческого, а также экономического риска.

В стан лидеров вернулись столичные регионы, а также Республика Башкортостан, что, конечно, является положительным фактором, поскольку эти регионы вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью призваны задавать стандарты инвестиционной привлекательности.

Впервые не попали в десятку лучших по инвестиционному риску Республика Татарстан и Белгородская область. Татарстан понизил свои места в рейтинге по пяти из семи видов риска, а Белгородская область - по четырем. Вышли из числа лидеров Вологодская, Нижегородская, Рязанская и Калининградская области, а также Чувашская Республика.

Несмотря на изменение предпочтений инвесторов, Липецкая область вновь подтвердила свое первенство и осталась единственным регионом с минимальным уровнем риска (рейтинговая категория А).

Среди регионов, очень сильно снизивших показатели инвестиционного риска, Новгородская и Кировская области, где новые власти освоились с управлением, а также Санкт-Петербург, завершающий модернизацию своей промышленной базы. Напротив, соседняя Ленинградская область провалились за счет высокого управленческого и социального рисков. В Калининградской области проблемы в экономической сфере повлекли за собой ухудшение финансового состояния и социального климата. В Красноярском крае помимо высокого экологического риска обострились социальные проблемы: увеличилась безработица, просроченная задолженность по заработной плате (в 5,7 раза выше среднероссийского уровня), сохранилась значительная доля бедного населения.

4.Инвестиционный климат регионов России.

Базовой характеристикой инвестиционной привлекательности территории является инвестиционный потенциал. А инвестиционный климат в свою очередь – условие реализации инвестиционного потенциала с известной степенью инвестиционного риска – ограничителя принятия инвестиционных решений.

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Величина инвестиционного потенциала определяется значениями восьми частных потенциалов региона: ресурсно-сырьевого, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового и потребительского, каждый из которых, в свою очередь, описывается совокупностью различных показателей. Ранг каждого региона определяется количественной оценкой его потенциала как доли в суммарном потенциале всех регионов нашей страны.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он является интегральным показателем, синтезирующим в себе семь частных видов рисков: экономического, финансового, политического, социального, экологического, криминального и законодательного. Ранг региона по тому или иному виду риска определяется по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, принимаемого за единицу.

Результатом методики является сформированный рейтинг, согласно которому все регионы, рассматриваемые в плоскости «потенциал - риск», распределены по следующим группам:

· максимальный потенциал - минимальный риск (1А);

· высокий потенциал - умеренный риск (1В);

· высокий потенциал - высокий риск (1С);

· средний потенциал - минимальный риск (2А);

· средний потенциал - умеренный риск (2В);

· средний потенциал - высокий риск (2С);

· низкий потенциал - минимальный риск (ЗА);

· пониженный потенциал - умеренный риск (3В1);

· пониженный потенциал - высокий риск (ЗС1);

· незначительный потенциал - умеренный риск (ЗВ2);

· незначительный потенциал - высокий риск (ЗС2);

· низкий потенциал - экстремальный риск (3D).

Категория потенциала и риска Регион
Максимальный потенциал - минимальный риск (1A)
Средний потенциал - минимальный риск (2A)
Низкий потенциал - минимальный риск (3A)
Липецкая область
Высокий потенциал - умеренный риск (1B)
Московская область
Москва
Санкт-Петербург
Краснодарский край
Свердловская область
Средний потенциал - умеренный риск (2B)
Белгородская область
Волгоградская область
Ростовская область
Республика Башкортостан
Республика Татарстан
Пермский край
Нижегородская область
Самарская область
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Челябинская область
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Пониженный потенциал - умеренный риск (3B1)
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Калужская область
Курская область
Рязанская область
Смоленская область
Тульская область
Ярославская область
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калинингpадская область
Ленинградская область
Мурманская область
Ставропольский край
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Оренбургская область
Пензенская область
Саратовская область
Ульяновская область
Тюменская область
Ямало-Ненецкий автономный округ
Алтайский край
Омская область
Томская область
Республика Саха (Якутия)
Приморский край
Хабаровский край
Незначительный потенциал - умеренный риск (3B2)
Костромская область
Орловская область
Тамбовская область
Республика Карелия
Новгородская область
Псковская область
Республика Адыгея
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Курганская область
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Хакасия
Амурская область
Максимальный потенциал - высокий риск (1C)
Средний потенциал - высокий риск (2C)
Красноярский край
Пониженный потенциал - высокий риск (3C1)
Тверская область
Республика Дагестан
Забайкальский край
Незначительный потенциал - высокий риск (3C2)
Ивановская область
Ненецкий автономный округ
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия - Алания
Астраханская область
Камчатский край
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ
Низкий потенциал - экстремальный риск (3D)
Республика Ингушетия
Чеченская Республика
Республика Тыва

Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Это структурно сбалансированные регионы. Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.

Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Это в первую очередь Красноярский край. Он имеет высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности). Эти регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны.

Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов.

Среди изменений состава рейтинговых категорий следует отметить очередной откат в категорию 2С (средний потенциал - высокий риск) Красноярского края преимущественно за счет роста социального риска. Соседнюю Иркутскую область двигают в эту категорию возросшие законодательный, управленческий и финансовый риски.

Свой инвестиционный потенциал снизили Ямало-Ненецкий автономный округ и Приморский край, а повысили до уровня среднего Белгородская и Волгоградская области.

В результате почти все регионы, кроме Липецкой области и Красноярского края, распределились по трем основным направлениям:

Первый - c высоким и средним потенциалом и умеренным риском (32 региона);

Второй - c пониженным потенциалом и умеренным риском (31 регион);

Третий -c пониженным и незначительным потенциалом и высоким или экстремальным риском (18 регионов).

Степень благоприятности инвестиционного климата является важным, если не решающим фактором при рассмотрении вопроса об инвестировании средств в тот или иной регион.

5.Методы повышения инвестиционной привлекательности региона.

Повышение роли регионов в активизации инвестиций осуществляется по нескольким направлениям.

К числу основных относятся следующие направления:

1.Развитие регионального инвестиционного законодательства. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область

2.Поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот.

3.Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т. п. Здесь также выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.

4.Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала.

5.Формирование инвестиционной инфраструктуры. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Получают развитие бизнес-центры, совершенствуется система связи и т. д. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.

В качестве методов, консолидирующих экономику региона и повышающих ее конкурентоспособность на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно рассматривать создание региональных инвестиционных корпораций (РИК) на базе отдельных муниципальных образований. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:

·низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала региона и государственной собственности;

·высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;

·отсутствие механизма привлечения инвестиций.

Предполагается, что РИК должны сконцентрировать наличествующие активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов.

В основе метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления. Сочетание горизонтальной и вертикальной составляющих механизма управления определяется индивидуальными особенностями государственного устройства. Наибольшая глубина вертикальной интеграции присуща государствам тоталитарным, с жесткой централизованной властью. Такая система значительно ограничивает экономическую самостоятельность территориальных образований, а в основе общей экономической политики устанавливает развитие отдельных отраслей (или развитие государства как единого хозяйства).

Система хозяйственного управления государств демократических - государств развитой рыночной экономики передает значительные права местному самоуправлению (муниципалитетам). Усиление горизонтальной интеграции (или децентрализации) переносит акцент государственной экономической политики на развитие регионов.

6. Маркетинг регионов как фактор повышения инвестиционной привлекательности.

Меры политики и действия органов государственного управления, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата, охватывают широкую сферу задач, начиная от обеспечения договорных обязательств и регулирования предпринимательской деятельности и заканчивая созданием инфрастуктуры и провидением политики на рынке труда. Богатый мировой опыт, однако, говорит о том, что уже давно пора расширять арсенал используемых мер воздействия на инвестиционную политику, сам регион должен принимать активное участие в привлечении инвестиций, бороться, продвигать свои инвестиционное проекты. Все это, возможно, осуществить, средствами инвестиционного маркетинга, который включает огромный перечень эффективных, современных рычагов воздействия на инвестиционный климат.

Инвестиционный маркетинг с точки зрения теории - это комплексная, программная деятельность, направленная на формирование производственно - экономических решений в области инвестиций, соответствующих реальным потребностям конечных потребителей и интересам потенциальных инвесторов. С точки зрения практики – это синтез маркетинга и реальной инвестиционной деятельности.

Именно маркетинг с его инструментарием и методиками способен четко определить круг участников инвестиционного рынка, потребности и цели реципиентов (регионов, промышленных предприятий и т.д.), инвесторов и посредников, взаимодействующих на нем, то есть наиболее эффективно свести инвестиционный спрос и инвестиционное предложение.

Применительно к промышленным предприятиям основным отличием товарного маркетинга от инвестиционного выступает масштаб производства, и бизнеса в целом. Если к внедрению маркетингового подхода в производство и сбыт, предприятия подходят лишь на определенной стадии своего развития, то к внедрению инвестиционного маркетинга путь должен начинаться еще в момент разработки идеи инвестиционного проекта.

Технологи инвестиционного маркетинга на региональном уровне с успехом применяют Китай, Индия, страны Центральной и Восточной Европы, страны Юго-Восточной Азии.

Основные методы инвестиционного маркетинга:

·Последующая опека - буквально это означает поддержку инвесторов уже пришедших в регион («послепродажное обслуживание»). Программа опеки более четко сфокусирована и ориентирована на развитие глубоких и обширных отношений с инвертором, помощь в преодолении всех последующих трудностей, которые могут возникать у инвестора.

·Взаимодействие с бизнесом. Также как программа опеки, этот вид поддержки помогает сотрудничать с бизнесом прямо и косвенно, например, через торгово-промышленные палаты или региональные ассоциации. Это приводит к лучшему взаимопониманию бизнеса и местных властей, немаловажную роль в установлении которого играют личные контакты.

·Прямые "продажи" потенциальным инвесторам. Многие регионы, занимающиеся привлечением инвесторов на свою территорию, поручают работу с определенной частью рынка отдельным сотрудникам, которые рассчитывают планомерно привлекать инвесторов. Они обладают достаточно широкими знаниями о стране, из которой они стараются привлечь инвесторов, включая язык и особенности культуры. В результаты они могут быть более успешны в оценке перспектив и влиянии на будущих инвесторов. Это особенно важно для программ, основанных на информации, полученной через местные программы опеки бизнеса.

·PR-деятельность. Статьи о регионе во влиятельных бизнес-изданиях или торговых проспектах намного более эффективны и менее дороги, чем выполненная дизайнерами реклама. Некоторые регионы организуют визиты журналистов к бизнесменам, чтобы освещать затем их работу в прессе. Другой аспект PR-работы – это мероприятия, проводимые в стране, на которую ориентирован инвестиционный маркетинг (например, организация ярких, сенсационных газетных публикаций, посвященных бизнесу).

·Проведение конференций и семинаров. Конференции и семинары предоставляют дополнительные возможности для связей с зарубежными деловыми кругами из целевых стран. Важно, чтобы персонал, который готовит конференции, хорошо владел современной ситуацией, в той сфере бизнеса проблемы, которой обсуждаются, что позволит достичь взаимопонимания с участниками конференции. Даже в случае неудачи конференции, искреннее желание узнать больше об этой отрасли бизнеса часто высоко оценивается представителями инвестора и может открыть двери для диалога о возможности размещения предприятий на предлагаемой территории.

·Телевизионная реклама. Рекламные кампании на телевидении редко используются агентствами экономического развития. Соотношение издержки/результат здесь достаточно высоко. Эффективной по стоимости альтернативой может быть реклама в самолетах, так как основная часть пассажиров – это бизнесмены, которых можно привлечь к просмотру рекламы, так как возможности для другой деятельности в полете ограничены.

·Членство в иностранных организациях. В качестве дополнения к участию в конференциях и семинарах, некоторые национальные агентства экономического развития играют активную роль в технических промышленных союзах предприятий (например, Нидерландское агентство иностранных инвестиций принимает активное участие в работе Американской ассоциации биотехнологий). Такое участие является способом усилить своего влияние на целевую отрасль бизнеса и создает благоприятные условия для поиска потенциальных инвесторов.

·Участие в выставках. Агентства экономического развития часто участвуют в торговых и промышленных выставках, используя их как средство роста взаимопонимания и сбора информации. Эта практика, несмотря на достаточно большую популярность, дорога, требует высокоинтенсивной работы, а ее результаты сравнительно ограничены по сравнению с другими методами.

·Реклама в коммерческой прессе. Такая реклама традиционно дорога, однако она четче сфокусирована на целевой аудитории, что делает ее более эффективной. Расценки на рекламу в специальных изданиях какой-либо отрасли часто бывают ниже, чем в обычной прессе. Реклама может использоваться для установления лучшего взаимопонимания и создания «бренда» региона, но это не очень эффективный путь.

·Миссии внутри региона. Примером таких миссий является поездка представителей деловых кругов (потенциальных инвесторов) для встреч с представителями региона. Такие миссии могут оказаться достаточно дорогостоящими проектами, требующими широкого гостеприимства (официальные обеды, презентации и т.д.)

·Рекламные кампании в обычной прессе. Читательская аудитория наиболее респектабельных изданий (Business Week, Fortune, Economist) охватывает тысячи людей, которые не являются целевой группой для рекламы, ориентированной на привлечение в регион инвесторов. Поэтому издержки на одного потенциального потребителя здесь очень высоки.

·Прямая переписка с инвесторами. Одним из самых неожиданных результатов обследования явилось то, что этот метод используют практически все опрошенные агентства экономического развития. Это самый целенаправленный и эффективный путь обращения к потенциальным инвесторам. Рейтинг эффективности этого метода, однако, один из самых низких, поэтому можно предположить, что прямые почтовые отправления на самом деле не попадают к чиновнику, который принимает решения по данному вопросу.

·Каталоги и справочники. Публикуется множество справочников практически для каждой отрасли бизнеса. Результаты исследования показывают, что оплаченные регионом публикации справочников не всегда дают ожидаемый результат.

И это далеко не полный арсенал действенных инструментов инвестиционного маркетинга.

Сегодня можно сказать, что и Россия на региональном уровне начинает осваивать инвестиционный маркетинг активно взаимодействовать с инвесторам, продвигать целевые инвестиционные проекты, тому есть реальные подтверждения. Омская область одной из первых начала работать с иностранными инвесторами. В настоящий момент в экономику Омской области вложили деньги предприниматели из 52 стран, что свидетельствует не только о заинтересованности иностранных фирм в работе на российском рынке, но и об определённом уровне известности региона среди иностранных инвесторов.

Каждый регион имеет массу возможностей для размещения бизнеса у себя на территории, привлечения инвестиций. Остается лишь овладеть новыми технологиями формирования привлекательных инвестиционных возможностей и создать благоприятные условия для прихода капитала из других регионов и стран.


Заключение

Международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Во все большем числе регионов местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов - лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.

Постепенное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Слабость государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне тем более усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы. Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая включает финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых напрямую относится к регионам. Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое развитие каких-то конкретных округов.

Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают Москва и Санкт-Петербург, а также регионы, обладающие мощным ресурсно-сырьевым потенциалом, то есть большинство регионов-доноров.

Хотелось бы обратить внимание на укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Имидж региона - это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом.


Список литературы.

1. Агеенко А.А. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов //Вопр. статистики. – 2003. – № 6. – С. 48–51.

2. Бурков Н.В., Заложнев А.Ю., Леонтьев С.В., Новиков Д.А., Чернышев Р.А. Механизмы финансирования программ регионального развития. М ИПУ РАН, 2002г.

3. Гранберг Г.А. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М. Экономика, 2000г.

4. Любомудров Д.В. Тезисы III Российско-Японского инвестиционного форума в Санкт-Петербурге «Проектный супермаркет» - новый механизм подготовки проектов к финансированию».

5. Мау В.А., Кузнецова О.В. Сборник статей «Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства». М. ИЭПП, 2002г.

6. Олейников Е.А. и др. Инвестиционная политика современной России. - М.: Рос. экон. акад., 2001.

7. Приказ №117 Минрегионразвития «об утверждении Методики расчета показателей и применении критериев эффективности региональных инвестиционных проектов».

8. Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова.-М.: ИНФРА-М, 2002.- С.382-422

9. Ройзман А., Гришина И., Шахназаров И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. - Инвестиции в России. №4, 2001.

10. Рудько-Силиванов В.В. О механизмах финансирования крупных региональных инфраструктурных проектов.// Деньги и кредит, №6, 2008г.