Постный это.

Воцерквленные люди издревна строго соблюдают церковные посты, тем самым очищая себя и приближая к Богу. Считается, что только преодолевая физические потребности человек может вновь ощутить Божественную любовь и почувствовать связь с Богом. Такие люди знают все о том, как правильно и как важно соблюдать посты, особенно Пост Святой Четыредесятницы, что чаще называют Великим постом.

Но что же делать тому, кто никогда в своей жизни не соблюдал пост, но искренне хочет начать и не запутаться в правилах, коих не мало?

Об этом мы расскажем чуть ниже.

Великий пост длится сорок дней, плюс страстная неделя перед пасхой, в сумме получается семь недель ровно.

Святая Четыредесятница появилась в память о сорокадневном посте Иисуса Христа, что после крещения постился в пустыне, а страстная неделя есть память о последних днях Его жизни.

До Великого поста идут три подготовительные недели, чтобы легче было перейти на строгий пост.

Во время первой поста нет – она называется «сплошная седмица».

Во время второй пятница и среда – постные дни.

Во время третей проходит Масленица. Эта неделя так же называется «Сырной». Во время третей недели нельзя есть мясо, но другие продукты разрешаются. По традиции, на масленицу пекут блины и как можно больше радуются.

Во время Великого поста, в будние дни запрещено употреблять в пищу молоко, мясо, вино, рыбу, постное масло и яйца. К тому же, есть можно лишь раз в сутки.

В выходные дозволяется есть два раза в сутки и употреблять постное масло и вино. Так же советуют исключить любые увеселительные действия, как телевизор, по возможности компьютер, конечно вечеринки и танцы. И как можно больше помогать ближним.

Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. Первый день нельзя есть ничего, в остальные дни чередуется горячая пища без масла и сухоядение (хлеб, овощи, фрукты). В выходные можно позволить себе пищу с добавлением растительного масла. Суббота – память великомученика Феодора Тирона. Воскресенье – торжество Православия.

Вторая неделя не слишком отличается, разве что нет дня голодовки. Так же чередуется сухоядение и горячая пища без масла, в выходные можно употреблять растительное масло. Суббота второй недели – поминовение усопших.

Третья неделя идет рука об руку со второй, суббота так же – день поминовения усопших. Так же проходит и четвертая неделя.

В пятую неделю, в отличие от второй, третей и четвертой, в четверг разрешается рыба. В остальном все так же, но суббота на сей раз ознаменуется Похвалой Пресвятой Богородицы. Среда – Предпраздненство Благовещения Пресвятой Боговодицы. Четверг – Благовещение Пресвятой Богородицы. Пятница – собор Архангела Гавриила. Воскресенье – память преподобной

В шестую неделю, вместо пищи с растительным маслом, в субботу разрешается рыбная икра, в воскресенье рыба.

Лазарева суббота – воскрешение православного Лазаря. Воскресенье – вход Господень в Иерусалам.

В страстную седьмицу постящимся вновь придется нелегко, хотя она длится всего шесть дней. Сухоядение чередуется с горячей пищей без масла, в субботу можно позволить пищу с растительным маслом, но в пятницу запрещено есть вообще. Каждый день этой недели Великий. Четверг – воспоминание Тайной Вечери. Пятница – Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Суббота – Схождение во ад.

В Великий пост больным, беременным и детям делают послабления, но те должны много больше трудиться во благо других, дабы не отстать от прочих верующих в их стремлении приблизиться к Богу.

Как правильно поститься? У меня от поста кружится голова. Можно ли ослабить пост при слабости здоровья, тяжелом физическом труде? - Это основные вопросы, которые задают священникам люди во время Великого поста.

Великий пост, который установлен Церковью перед Пасхой, – самый строгий и продолжительный в году. Общая продолжительность поста составляет 7 недель (49 дней). По церковному уставу в эти дни нельзя вкушать мясные и молочные продукты; вкушение рыбы разрешается только на праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается вкушать рыбную икру. В субботу и воскресенье разрешается готовить пищу на постном масле. В другие дни – сухоядение, то есть без масла.

Многих людей такая строгость поста пугает, а потому они или вообще не постятся, или, ссылаясь на слабость здоровья и тяжелый труд, сводят свой пост до минимума. Другие же начинают строго следовать букве церковного устава, но быстро надрывают свое здоровье: у кого-то обостряется язвенная болезнь желудка, у кого-то повышается или падает артериальное давление, и они, по предписанию врачей, бывают вынуждены прекратить свой пост.

Почему же так происходит? Неужели Церковь накладывает на людей бремена неудобоносимые (чрезмерные требования)? Но ведь мы, христиане, все веруем, что Церковь, как любящая мать, заботится о спасении (правильном устроении жизни) всех людей.

Дело в том, что в период безбожия во многом было прервано Церковное Предание. Наше поколение, воспитанное на материализме, не знает о культуре поста. Почему-то нецерковные и даже церковные люди считают, что пост заключается в очень скудном питании одним хлебом, водой, сухариками, картошкой, капустой. А потому те, которые живут довольно бедно, когда им советуешь держать пост, дерзко заявляют: «Мы и так каждый день постимся, у нас нечего дома поесть». Также, для примера, когда наши семинаристы в постный день приезжают с миссионерским концертом в какое-то светское учебное заведение или предприятие, там их, по незнанию, начинают питать вышеуказанным «постным» набором, и они после концерта, голодные, едва добредают до родной alma mater.

В возрождающихся монастырях, духовных школах тоже часто бывает очень скудное питание, которое начальство иногда оправдывает необходимостью вести строгую аскетическую жизнь. Но такая «аскеза» не способствует увеличению числа монастырской и учащейся братии. Послушники боятся оставаться в таких монастырях, а студенты теряют всякий интерес к учебе.

Итак, исключая постом из своего рациона мясо, молоко, рыбу, которые способствуют разгорячению душевных и телесных чувств и страстей, мы должны постараться заменить их хорошими постными продуктами. Их следует заранее заготавливать на пост летом и осенью. Среди таких продуктов можно назвать различные варенья из ягод, картошку, фасоль, бобы, горох, разносолы из огурцов, помидор, кабачков, капусты. Весной на окне, даже в условиях городской квартиры, можно выращивать зелень. Это все продукты, которые мало затрагивают душевные и телесные чувства, почти не способствуют возбуждению страстей, но довольно хорошо возмещают всю затрачиваемую организмом энергию.

А что делать тем, кто не имеет возможности заготовить все эти продукты? В таком случае они могут ограничить свой пост исключением из рациона питания хотя бы мяса и молока. В следующем же году обязательно надо потрудиться для того, чтобы заготовить все необходимые на пост продукты. Если постараться, то при добром желании с Божией помощью все можно сделать.

Кроме практики, пост имеет свою теорию (идеологию). Если вы будете поститься только для себя, ради своего здоровья, то вам будет очень и очень трудно понести такой пост. В таком случае ваш пост ничем не отличается от диеты, которую назначает врач при болезни. Но если диету вы из-за болезни сможете соблюдать, то пост с таким настроением вы не сможете соблюдать, ибо вы не чувствуете никакой болезни. Поститься надо, в первую очередь, как обычно говорится, во славу Божию. Поститься надо с мыслью и болью о своих ближних, с которыми из-за страстей мы часто не можем найти общий язык, с мыслью о несчастных и обездоленных людях, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке. То есть пост должен способствовать умягчению наших злых и холодных сердец, обузданию наших душевных и телесных чувств. Пост должен увеличивать в нас меру любви к Богу и людям. Вот такой пост будет для нас приятным и спасительным.

Игумен Маркелл (Павук),ТДС

ПОСТНЫЙ [сн], -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. 1. см. пост1. 2. полн. ф. О пище: употребляемый во время поста1, не мясной, не молочный. Есть постное (сущ.). Постное масло (растительное). 3. полн. ф. Не жирный (разг.). Постная ветчина. 4. первн. Хмурый, -скучный (разг. шута.). Постная физиономия. 5. перен. О виде, внешности: нарочито скромный и добродетельный (разг. шутл.). II сущ. постность, -и, ж. (к 4 и 5 знач.).

ПОСТНЫЙ - книги

…дение поста требует значительных моральных и физических усилий. Именно поэтому постное меню должно быть разнообразным! В нашей книге собраны рецепты простых в приготовлении и очень вкусных постных блю…

…те лучшие рецепты для постного стола. Увидите, что это очень простые, вкусные и полезные блюда. Абсолютно любой сможет легко и быстро приготовить их самостоятельно. Вы узнаете современные и традиционн…

…а – это не обязательно голодание. И в пост можно питаться разнообразно и сытно! Эта книга поможет вам быстро и легко приготовить тысячу вкусных и полезных постных блюд – от салатов и закусок до выпечк…

…знаете: В чем особенность времени поста; Рецепты вкусных салатов и закусок без мяса, яиц, сметаны и майонеза; Богатый выбор постных супов; Маленькие хитрости блюд из круп. Все рецепты от…

ПОСТНЫЙ - слова близкие по значению

  • ЧЕПУХА , -и, ж. (разг.). То же, что ерунда. Говорить, нести чепуху. Ч. на постном масле (полнейшая чепуха; шутл.). Больно было? - Ч.!
  • ПОСТ , -а, м. 1. У верующих: воздержание на определенный срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию...

Изучите вопрос

Пост - это добровольное ограничение в мирских удовольствиях, с помощью которого верующие духовно отчищаются. Обычно он проходит перед значимыми праздниками (Рождеством, Пасхой и т.д.) .

При соблюдении поста, в разные дни необходимо воздерживаться от :

  • Масла
  • Молока
  • Алкоголя
  • Приготовленной пищи (сыроедение)
Кроме того, время, в которое можно есть, регулируется (например, в Великую пятницу Великого поста верующие отказываются от пищи вплоть до выноса плащаницы) .

Обратите внимание, что пост, в первую очередь, подразумевает под собой отказ от "дурных" мыслей. Если же постящийся сосредотачивается только на ограничениях в еде, он воплощает в жизнь выражение "пост без молитвы - диета", что порицается церковью.

Соблюдение поста

Обратите внимание, что резкий переход (потребление большого количества "запрещенных" продуктов и полный отказ от них на следующий день) может стать причиной серьезных проблем со здоровьем. Начинать пост необходимо медленно, постепенно отказываясь от части своего рациона.

Основная философия духовного и физического воздержания заключается в том, чтобы добровольно ограничивать себя в меру своих возможностей, не только в еде, но и в удовольствиях. Во время поста упор должен идти на покаяние и духовное воздержание, это время молитв. Если говорить о питании, цель верующего должна быть не просто в систематическом отказе от тех или иных продуктов в пищу, но в добровольном ограничении себя. Например, в некоторые дни Великого поста можно есть рыбу, однако это не значит, что это обязательно.

Важно : церковь настоятельно рекомендует не "поститься напоказ", поскольку воздержание является внутренней работой человека.

Ограничения

Строгое соблюдение поста касается только священнослужителей, мирянам, особенно по состоянию здоровья, позволены послабления.

Соблюдение поста по всей его строгости не рекомендуется :

  • Детям до 7-ми лет
  • Беременным и кормящим женщинам
  • Людям, имеющим проблемы со здоровьем (например, при наличии язвы)
Если человек не может соблюдать пост в полной мере, стоит обратиться к батюшке. В беседе он подскажет, как правильно действовать. К примеру, определенные послабления допускаются, если человек находится в командировке, в путешествии или в гостях.

Виды постов

В православии посты подразделяются на однодневные и многодневные. Однодневный пост подразумевает под собой ограничение в определенном виде пищи (мясной, рыбной или молочной) два раза в неделю - в среду и пятницу.

К многодневным постам относятся :

  • Рождественский пост (с 28 ноября по 7 января)
  • Великий пост (за 7 недель до Пасхи)
  • Петровский пост (с понедельника девятой недели после Пасхи до 12 июля)
  • Успенский пост (с 14 августа до 27 августа)
Это время предполагает воздержание от разной пищи в разные дни и проведение времени в молитвах и смирении. Самым строгим считается Великий пост, ведущий к Пасхе.

Календарь Великого поста

В течение 2-х месяцев Великого поста верующий подготавливается к Пасхе, очищая себя через молитвы, отказываясь от всех "дурных" мыслей, а также строго соблюдая ограничичения по питанию.

Самыми важными являются первая и последняя недели поста.

Подготовка к Пасхе предполагает полное воздержание от :

  • Молока
Во время Великого поста верующие соблюдают следующие ограничения по питанию :
  • 1 неделя :
  1. Понедельник - только вода
  2. Вторник - Пятница - сухоядение
  3. Суббота - Воскресение - разрешена пища с растительным маслом
  • 2 - 5 неделя :
  1. (разрешены только сырые овощи, фрукты, хлеб)
  2. Суббота, Воскресение - разрешена пища с растительным маслом
  • 6 неделя :
  1. Понедельник, Среда, Пятница - сухоядения (разрешены только сырые овощи, фрукты, хлеб)
  2. Вторник, Четверг - горячая пища без масла
  3. Суббота - разрешена икра
  4. Воскресение - разрешена рыба
  • 7 неделя :
  1. Понедельник - Четверг, Суббота - сухоядение (разрешены только сырые овощи, фрукты, хлеб)
  2. Пятница - ничего, кроме воды
  3. Воскресение - разрешена любая пища

Соблюдение поста в других религиях

  • Христианство
В православии и католичестве пост представляет собой духовное и физическое воздержание, но время постов и особенности потребления пищи в конфессиях различаются. В католической церкви пост состоит из дней воздержания (регламентируется количество пищи, которую можно съесть за день (1-3 приема)) и постных дней (нельзя есть мясные продукты) .
  • Ислам
Обязательным постом у мусульман является пост в месяц Рамадан (Рамазан или Ураза) . Он длится от 29 до 30 дней, в зависимости от лунного (исламского) календаря и подразумевает отказ от пищи, питья, курения, интимной близости и приема лекарств в дневное время. Кроме того необходимо ежедневно выражать намерение (ният) о том, что мусульманин будет соблюдать пост. Также в Рамадан предполагается чтение дополнительных молитв, занятие богоугодными делами и очищение мыслей.

Все остальные посты считаются дополнительными и приветствуются.

  • Иудаизм
В иудаизме приняты однодневные посты, предшествующие праздникам, в которые верующие воздерживаются от еды и питья. Как и в христианстве, физическое воздержание является средством для того, чтобы иметь возможность обдумать свои поступки и подготовиться к празднику. Самым значимым является Йом Кипур (Йом-Киппур) . Верующие не только отказываются от еды и питья, но также не пользуются горячей водой, кожаной обувью, маслами и воздерживаются от супружеской близости. К длительному посту можно отнести 3 недели траура накануне Девятого Ава, где в течение последних 7 дней нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.
  • Буддизм
В буддизме соблюдается Упасатха (Упосатха) . Это однодневный пост, который обязательно соблюдается в полнолуние и новолуние, а также, по желанию верующего, в любые другие дни. В это время строжайше запрещены воровство, убийство, ложь и прелюбодеяния, одурманивающие средства. Также принято воздержаться от физических благ (принятия пищи в неблагоприятное время или полностью, ублажения тела с помощью масел, благовоний, отдыха на широких и высоких постелях, а также увеселительных видов деятельности) .
  • Индуизм
Посты в индуизме однодневны, и не приурочены ни к каким праздникам. Верующие постятся в тот день, который считается священным для избранного ими божества. Строгих ограничений по посту нет, однако базово рекомендуется исключить ряд продуктов из рациона (рис, пшеница, пшено, бобовые, лук и чеснок) , избегать дневного сна, бритья, растирания маслом, принятия пищи из бронзовой посуды, а также встреч с пьяницами, ткачами и прачками (при соблюдении поста по всей строгости) .

Глава добродетелей - молитва, их основание - пост.
(Святитель Игнатий Брянчанинов)

- Кто первым нарушил пост?

Первыми людьми, которым было предписано воздержание в пище, были Адам и Ева. И первый во вселенной пост был не просто нарушен, но привел к тленности всего тварного мира.

- Кто явил идеальный пример поста?

Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос (сорок дней … ничего не ел в эти дни) не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься ученикам Своим (Мф.17:21; Лк.5:33-35). Святые апостолы приготовляли себя к службе постом (Деян.13:2; 14:23). Они повелели поститься всем христианам.

- Каковы сроки Великого поста?

Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 49 дней.

- В чем выражается внешний (телесный) пост?

Если говорить о внешней стороне, то пост – это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи. В современной практике – это, прежде всего, воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, молочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов, разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях.

Но все это – лишь внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, – например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей. Нельзя, кроме того, налагать узы поста на маленьких детей.

- Не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека . (Мф.15:11). Зачем тогда нужны ограничения в еде?

Пост выводит человека из зоны привычного комфорта, «покоряет тело душе, а душу подчиняет духу. Пост является важным фактором сохранения и восстановления единства души и тела. Важно, что это – не цель, а средство. Средство обновить свою духовную жизнь, открыть в себе новые источники молитвы, любви к Богу и переживания Воскресения Христова. Если человек не постился телесно, ему сложно будет глубоко пережить Страстную седмицу и Пасху, он не получит тех же удивительных духовных плодов, что и постившийся. Поэтому воздержание в пище – хоть минимальное – необходимо. Без этого поста нет. Дело в том, что очень важно Великим постом прочувствовать, что мы зависим от еды» (иерей Максим Первозванский).

Прп. Варсонофий Великий говорит: “Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста”.

- Как поститься современному человеку?

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

При всей неспособности современного человека к строгому соблюдению поста, нужно воздержанием непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

Очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и, хотя бы один раз, побывать на Литургии Преждеосвященных Даров.

Нужно заняться чтением Священного Писания. «Так же желательно поставить перед собой задачу что-то конкретное в себе исправить, например, побороть какую-то свою страсть или привычку: лень, гнев, чревоугодие – у каждого свое слабое место.

Если есть такая возможность, нужно какие-то добрые дела делать – «Нельзя только на запретах, на отрицании держаться: этого НЕ делать, того НЕ делать. Надо еще что-то делать » (иерей Максим Первозванский).

- Как во время поста воздерживаться в супружеской жизни?

Устав предполагает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне торжества двунадесятого праздника и постных среды и пятницы (то есть вечер вторника и вечер четверга), а также во время многодневных постов и дней говения - подготовки к принятию Святых Христовых Таин. Это идеальная норма. Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (Кор. 7:5-6).

«Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов» – резюмирует блаженной памяти отец Даниил Сысоев.

- Зачем Господу нужно, чтоб мы постились?

Надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. “Когда вы постились… для Меня ли вы постились? ” – говорит Господь устами пророка Захарии (7:5)

- Почему святые Апостолы не всегда соблюдали пост?

Когда фарисеи приступали к Христу и спрашивали: “Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? ” И Господь ответил им: “Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни ” (Мк. 2:18–20).

- Какова цель поста?

Основная цель поста – борьба с бесовскими силами и греховными страстями, усиленная молитва и стяжание благодати Святого Духа. “Сей же род изгоняется только молитвою и постом”, – сказал Господь Своим ученикам.

- Почему в пост люди больше злятся?

«Дело в том, что пост затрагивает дух, душу и тело человека. Говорят, что сытое брюхо даже к учению глухо – так тем более оно глухо к духовным переживаниям. Напротив, воздерживаясь в пище, мы обостряем наше духовное восприятие, как бы освобождаем место для духа. Но если мы не впускаем туда Бога, не наполняем это место молитвой, то оно наполняется страстями: свято место пусто не бывает. Человек, который не понуждает себя молиться, каяться, читать духовную литературу, посещать богослужения, рискует только обострить свои страсти: раздражительность, обидчивость, завистливость – все, что угодно, может вылезти наружу» (иерей Максим Первозванский).

Как пишет о. Александр Ельчанинов: “В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека”.

- Какие ошибки бывают при соблюдении поста?

Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.

Вторая ошибка – когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. Очень важно при этом не осуждать других. Не случайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест » (Рим. 14:3).

- Как Господь заповедовал нам проводить пост?

Господь Иисус Христос говорил: “Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим ” (Мф. 6:16–18).

- Что говорили Святые Отцы о посте?

Преподобный Исаак Сирин: «Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел… От поста и воздержания рождается в душе плод – ведение тайн Божиих… Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?»

Святитель Василий Великий: «Пост - дар древний; пост - драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2:17). А сие: не снесте - есть узаконение поста и воздержания» .

Святитель Иоанн Златоуст: «Цель поста - чистое приобщение. Для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступали к Таинству. Потому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю - не с нечистою, не с порочною совестию приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением,.. но осуждением, мучением и увеличением наказания… Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело» .

Преподобный Максим Исповедник: «Говорят, что четыре вещи изменяют телесное устроение и сообщают уму как страстные, так и бесстрастные помыслы: Ангелы, бесы, погода и образ жизни. Ангелы изменяют [это устроение] словом, бесы – прикосновением, погода – своими превратностями, образ жизни – качеством и количеством еды и пития, их излишеством или недостатком. Помимо этого, изменение телесного устроения происходит через память, слух и зрение, ибо душа первая подвергается воздействию печальных или радостных обстоятельств. И подвергнувшись воздействию их, душа, [в свою очередь], изменяет и телесное устроение, а оно, изменившись, внушает и уму [соответствующие] помыслы» .

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило... - различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел, или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа» .

Преподобный Иоанн Лествичник: «Утесняй чрево воздержанием, и заградишь тем себе уста; ибо язык берет силу от множества снедей» .

Преподобный Макарий Египетский: «Кто не борется с грехом, в том внутренний порок, разливаясь постепенно, возрастает и увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их делом» .

«Цветник духовный»: «Не поститься, значит уподобиться бессловесным, которые не знают поста. Не должно возлагать на себя поста превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста».

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума» .

«Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех» (праведный Иоанн Кронштадтский)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «С какою материнскою, нежною и святой любовию Святая Церковь хранит наши души и тела, назначив нам частые посты, которые многим кажутся по их неведению стеснением их свободы! Чрез воздержание и пост она желает дать нам самую широкую духовную свободу: ибо невоздержание порабощает дух наш телу, его страстям и похотям, да и самое тело отягчает и подвергает болезням» .

Преподобный Силуан Афонский: «Кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь» .

Преподобный Ефрем Сирин: «Возлюби прекраснейший пост – дело достойное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо; пост рождает пророков, умудряет законодателей; пост доброе предохранение для души, надежный сожитель телу, пост – оружие доблесным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; пост – доблесть во бранях; пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов, пост возводит молитву на небо; пост – матерь здравая; пост наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам; у постящихся тело честно и душа драгоценная; пост успокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас приняло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Пост – благоустройство города, благочиние торжища; пост – мир в домах; пост – попечитель и предохранитель девства; пост – путь к покаянию; пост – виновник слез; пост не любит мира, ни того, что в мире (то есть бренного мирского). Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти своей огорчения и сделанное им зло, хотя по-видимому молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают её в разбитую бочку: не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата» .