Пословицы и поговорки: значение и смысл. Красна речь поговоркой значение пословицы Что означает поговорка красна речь поговоркой

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10 г. Вольска Саратовской области»

Название проекта:

«Красна речь пословицей».

Номинация: Русский язык, литература и жизнь.

Работу выполнили :

учащиеся 6 класса

Малышева Ксения, Туртаева Ольга,

Демчук Анастасия, Чайкина Виктория

Руководитель проекта: Краснопольская

Татьяна Михайловна

2015 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Название проекта : Красна речь пословицей!
  2. Руководитель проекта : Краснопольская Татьяна

Михайловна

  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится

Работа по проекту: русский язык, литература,

воспитательная работа.

  1. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта :

Обществознание, история.

  1. Возраст учащихся, на который рассчитан проект : 7- 12 лет.
  2. Тип проекта : информационно-исследовательский
  3. Цели проекта: пополнение активного словарного запаса учащихся пословицами и поговорками; создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся; пополнение знаний о русских пословицах.

8. Задачи проекта : - расширение знаний детей о пословице как фольклорном жанре, о художественных особенностях пословиц;

Развитие творческих способностей учащихся;

Провести иследование «Пословицы в речи учащихся,учителей, родителей», проанализировать, как используются пословицы в современной речи;

Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников.

9. Вопросы проекта:

1) Введение.

2) Основная часть:

  • Из истории пословиц.
  • Тематика и художественные особенности пословиц.
  • Источники пословиц.
  • Исследовательская часть «Пословицы в современной речи».

3) Заключение.

10. Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование.

11. Актуальность проекта : Внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка. Деятельность в рамках проекта поможет пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.

12. Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап . Выбор темы проекта.

2. Организационный этап . Формирование инициативных групп.
Разработка методического, дидактического материала по теме проекта.

3 . Поисково-исследовательский этап . Сбор информации.

4. Аналитический этап . Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности.
Представление продукта: презентация проекта – результатов исследований в рамках проекта на школьном мероприятии к году литературы.

13 . Список использованных информационных ресурсов :

1. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007.

2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка».

3. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Коровина).

4. http://www.poskart.ru/ о пословице.

5. материал о пословицах.

6. http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8 материал о пословицах и поговорках.

1. Паспорт проекта……………………………………….2-3

2. Краткая аннотация……………………………………...5

3. Введение…………………………………………………..6

4. Основная часть.

  • Раздел 1. Из истории пословиц….……………………..7
  • Раздел 2 . Что же такое пословица? ………………….8
  • Раздел 3. Пословица как фольклорный жанр.

Тематика и особенности пословиц ………8-9

  • Раздел 4 . Каковы же художественные особенности

Пословицы?.........................................................................9

  • Раздел 5 . Источники пословиц………………………………….9-11
  • Раздел 6 . Пословица в современной речи……………………..11-12

5. Заключение………………………………………………..13

6. Список используемых источников и литературы………………………….………………………..13

7. Приложение…………….………………………………….14

  1. Краткая аннотация.

На уроках русского языка и литературы ученики часто встречаются с жанрами устного народного творчества: загадками, пословицами, поговорками. Учебник иногда предлагает ребятам такие вопросы и задания:

Как вы понимаете эту пословицу (поговорку)?

Какая пословица вам больше нравится и почему?

Объясните смысл этого выражения…

Придумайте рассказ по пословице.

Узнайте пословицу по её началу…

Подберите пословицы-синонимы или пословицы-антонимы.

Подобные задания для некоторых учащихся кажутся лёгкими лишь на первый взгляд. Не всем понятен переносный смысл выражений, значений некоторых слов ребята вовсе не знают, а иногда объясняют смысл пословицы совершенно неверно.

В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц – этих сгустков народной мудрости – знает наизусть каждый из нас?

Мы, ученицы 6 класса, провели исследование по теме «Красна речь пословицей» . Работа стала познавательной и увлекательной для нас самих. Нами был подобран интересный материал о пословицах, их происхождении и значении. В работе проведено исследование: узнать любимые пословицы родителей, друзей, учителей школы. В ходе работы над исследовательским проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня, их необходимо знать и изучать, использовать в своей речи.

Исследовательская работа заслуживает внимания, может быть использована и учащимися, и учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

« Что за роскошь,

Что за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей!

Что за золото!»

А.С.Пушкин

  1. Введение.

Народная мудрость - это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.

Предлагаем вашему вниманию исследовательский проект о русских пословицах.

Что такое пословица? Как зародилась пословица на Руси? Какова её история? В чём особенности русской пословицы? На эти вопросы мы постарались найти ответы.

Но главный интерес был для нас в следующем: живут ли пословицы в нашей речи, звучат ли они дома: в речи наших родителей и родных, в школе: в речи друзей и учителей. Какие пословицы употребляются чаще? Нужны ли пословицы в нашей жизни?

Все мы - для кого русский язык дорог - несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык - да горами качает!» - говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.

  1. Основная часть.

Раздел 1. Из истории пословиц.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XIIвеков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Попадаются слабые искалеченные их отголоски или плохие переводы с других языков. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В.И. Даля с Пушкиным. Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.

Раздел 2. Что же такое пословица?

Ответ на этот вопрос можно найти у самого В.И. Даля, который дает чёткое определение этому понятию: «Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - это обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми».

Произведения В.И. Даля пестрят пословицами, поговорками. Собранный Далем обширный материал заставил его сгруппировать пословицы в сборнике по рубрикам, разделам. Эти рубрики нередко объединяют противоположные явления жизни, например: «добро – зло», «радость – горе», «труд – лень»; причем всему дается в пословицах оценка.

Существует немало пословиц о самих пословицах:

«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»,

«Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица», « Пень не околица, глупая речь не пословица», « Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится».

Как видим, народ высоко ценит пословицу. Ведь пословицы дают напутствие, учат правильно поступать в разных ситуациях. Пословицы никогда не подведут, ведь в них говорится о том, что тысячи раз проверено опытом многих людей.

Раздел 3. Пословица как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц.

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Пословицы издавна передают из поколения в поколение опыт народа. Они отражают представление народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе и т.д.

Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка. «Без пословицы не проживешь», - сказано народом, и, как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места.

Например: «Куй железо, пока горячо» - эта пословица говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время - ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице есть и переносный смысл: в ней говорится не столько о самом физическом процессе - ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства.

Конечно, многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл , но некоторые потеряли свой прямой смысл и употребляются в переносном значении. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле.

О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Тематика пословиц разнообразна: многие связаны с годичным земледельческим циклом (зимние или осенние пословицы), о семье, о труде, о Родине, о матери, о дружбе, об учении, очень много пословиц о человеческих качествах: есть пословицы про лентяев, про глупцов, про невежд.

Раздел 4 . Каковы же художественные особенности пословицы?

Во-первых, пословицы кратки, в них нет ничего лишнего. Во-вторых, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов. Почти в каждой пословице есть ритм и рифма, поэтому они легко запоминаются, например:

«Стрелял в журавля, а попал в воробья»,

«Грибов ищут - по лесу рыщут»,

«Красна изба углами, а обед пирогами»,

«Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь».

В-третьих, как уже было сказано, пословица – это образное отражение действительности.

Раздел 5 . Источники пословиц.

Пословицы и поговорки - это жанры народного творчества, восходящие, по мнению ученых, к временам первобытного строя. Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнообразии. У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. Пословицы и поговорки вобрали в себя мудрость, накопленную веками; опыт десятков поколений. За пословицами и поговорками нужно идти в народ.

Прославленные русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов собирали пословицы и широко использовали их в приказах, памятках и наставлениях для солдат. Образное, символическое восприятие мира, при общении с солдатами использовал величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он пользовался огромным уважением и любовью среди солдат. За время своей службы в нижних чинах Суворов научился говорить их языком и мог просто и ясно объяснить военные премудрости. Суворовские заветы усваивались легко. Величайшим искусством Суворова было умение разговаривать со своими чудо-богатырями. "В их вкусе, в их слоге, в их языке беседовал он с ними».

Вот пример одного поучения солдатам: "Благодарю, ребята! С нами Бог! Ура, ребята, ура! Пуля дура - штык молодец! Береги пулю в дуле на два, на три дня, на целую кампанию! Стреляй редко, да метко! А штыком коли крепко!»

Многие пословицы возникли из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов . Например: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает», «По усам текло, да в рот не попало» и многие другие. Некоторые пословицы возникли из церковных книг . Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено на русский: « Бог дал, Бог и взял».
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами. Они перешли в устную речь, например из сказок А.С. Пушкина:

Я там был, мёд, пиво пил -
И усы лишь обмочил.

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Или «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (А.С. Грибоедов),

из басен И. А. Крылова:

«А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «А воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват».

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей . Например, выражение «А король-то голый!» принадлежит перу Г.Х.Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.

Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время, в годы Великой Отечественной войны, появляются и сегодня.

Раздел 6 . Пословица в современной речи.

Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, что имело значение и для последующих эпох.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи?

Мы решили провести наблюдение над речью наших родителей, одноклассников, учителей и прислушаться: какие пословицы чаще всего звучат и почему.

Предполагаемый результат: наверное, учителя используют чаще всего пословицы об учении (ведь это касается нас особенно); друзья, пожалуй, используют пословицы о дружбе; родители, должно быть, употребляют пословицы о воспитании, о каких-нибудь качествах человека.

Что же получилось? Совпали ли наши предположения с итогами исследования?

Учащимся нашего 6 класса была предложена анкета с вопросами:

Ребята наблюдали за речью своих знакомых и близких людей. Полученные данные были нами обработаны, и вот результат.

  1. Моя любимая пословица. Среди любимых пословиц были названы следующие:

«Семь раз отмерь – один раз отрежь»,

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» ,

« Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Мы выяснили, что у учеников любимые пословицы и поговорки оказались разными. По тематике чаще других встречались пословицы о труде, о дружбе.

  1. Пословицы в речи моих родителей.

Ученики назвали пословицы, которые звучат в семье: в речи пап, мам, бабушек, дедушек. Как оказалось, чаще всего звучат пословицы о труде:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделай дело – гуляй смело!», «Труд человека кормит, а лень портит», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпенье и труд всё перетрут», «Утро вечера мудренее».

Получается, что и у родителей преобладают пословицы о труде. Самой употребительной в речи родителей была пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

  1. Пословицы в речи моих друзей, одноклассников.

Кстати, эти же пословицы звучат чаще в речи одноклассников. Были названы и другие наиболее употребительные пословицы:

Об отношениях между собой: «Один за всех, и все за одного», «Старый друг лучше новых двух»;

Для характеристики некоторых качеств: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Шила в мешке не утаишь», «Чует кошка, чьё мясо съела»;

Дающие совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

  1. Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?

Наблюдения показали, что наши учителя знают много пословиц о пользе учения, чтения, про лентяев и глупцов, про правду и ложь. Самыми частыми являются пословицы об учении и учёбе:

«Повторенье – мать ученья», «Век живи, век учись»,

«Ученье – свет, а неученье – тьма», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Что написано пером, того не вырубишь топором», «Сделал дело – гуляй смело», «Поспешишь – людей насмешишь».

Почти все учителя произносят народную мудрость: «Повторенье – мать ученья». Эта пословица по частоте употребления – на первом месте

Мы увидели, что родители, учителя знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. У ребят, к сожалению, данное анкетирование вызвало небольшое затруднение, так как пришлось вспоминать те пословицы, что слышали от родителей и на уроках в школе.

Пословицы украшают нашу речь, делают её меткой, яркой, выразительной. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь: «Тише едешь…», «Не имей сто рублей…»

  1. Заключение .

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы - это живость языка, ум, начитанность говорящего. Интересно беседовать с тем, кто выражается метко, мудро, приятно слушать такую богатую речь. Пословицы и поговорки переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Такие пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям других столетий. Долгий век пословиц продолжается.

  1. Список используемых источников и литературы.

1. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007

2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка»

3. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Коровина)

4. http://www.poskart.ru/ о пословице

5. http://lubki.net/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=26 материал о пословицах

6. http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8 материал о пословицах

  1. Приложение.

Красна речь пословицей

Ход занятия

1. Сообщение темы урока

ЦОВСПОАИЛ (пословица)

2. Выставка книг с пословицами и поговорками

3.Основная часть

Что такое пословица?

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»

Объясните смысл?

(На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются пословицы.)

ЦЕЛЬ : Сегодня на уроке мы будем о них говорить, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.

Что же общего между ними?

А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)

Как сыр в масле катается. (Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка)

Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)

Решетом воду носит. (Поговорка)

Б) Русские писатели

В) Пословицы о пословицах.

Пословица недаром молвится.

(Портрет)

Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

4. Игры, конкурсы, занимательные задания.

А) Игра «Перепутаница»

Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

В) Игра «Закончи пословицу»

Чтение - лучшее………….(учение)

На безрыбье……..(и рак рыба)

Шила в мешке……(не утаишь)

Один в поле…..(не воин)

Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.

Д) Конкурс «Магические числа»

Ж) Конкурс «Собери пословицу»

Пословицы рассыпались.

(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)
(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)

(СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)

З) Конкурс «Поле чудес»

Е) Конкурс «Угадай»

Досказать пословицу

Овчинка…….(выделки не стоит)

5. Заключительная часть(рефлексия).

Что было самым интересным?

Красна речь пословицей

Ход занятия

1.Сообщение темы урока

–Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…

Ах, какая жалость - «слово рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.

ЦОВСПОАИЛ (пословица)

2.Выставка книг с пословицами и поговорками

–Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

3.Основная часть

Что такое пословица?

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»

Объясните смысл?

(На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются пословицы.)

ЦЕЛЬ: Сегодня на уроке мы будем о них говорить, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.

Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.

Что же общего между ними?

В них присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость, принадлежность к искусству слова.

Чем пословица отличается от поговорки?

(Пословица - это изречение, народная мудрость. Это всегда суждение, в

ней содержится определённый вывод, обобщение; а поговорка - просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки - как можно ярче, образнее,

охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь)

А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)

Как сыр в масле катается. (Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка)

Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)

Решетом воду носит. (Поговорка)

Б) Русские писатели

Высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитываю)

«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ

«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ

«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ

В) Пословицы о пословицах.

Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.

Пословица недаром молвится.

Пословица ведётся, словно веником метётся.

Пословица - всем делам помощница.

Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)

Когда появились пословицы и поговорки?

Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (учёные, поэты, писатели)

Таким писателем был Владимир Иванович Даль?

(Портрет)

Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургского Академии наук. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За работу (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».

4. Игры, конкурсы, занимательные задания.

(Класс делится на три команды, дети получают задания)

А) Игра «Перепутаница»

К нам приехал мальчик иностранец. Ему понравились русские пословицы и поговорки, и он их быстро выучил, но они перепутались. Помогите ему их собрать.

Что с возу упало, того не вырубишь топором.

(Что с возу упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором)

Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.

(Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня)

Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.

(Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся)

Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

(Не рой яму другому, сам в неё попадёшь)

В) Игра «Закончи пословицу»

(Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде)

Терпение и труд…………(всё перетрут)

Что посеешь,……………….(то и пожнёшь)

Чтение – свет, а……………….(неученье – тьма)

Чтение - лучшее………….(учение)

Поспешишь - ………..(людей насмешишь)

Сделал дело -……………(гуляй смело)

С волками жить……..(по-волчьи жить)

Худой мир….(лучше доброй ссоры)

На безрыбье……..(и рак рыба)

Шила в мешке……(не утаишь)

Один в поле…..(не воин)

Новый враг хуже……(старых двух)

Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.

Ввклооо бостьяя – в есл ен диотхь

Д) Конкурс «Магические числа»

Проверка домашнего задания (Один с сошкой, семеро с ложкой)

Ж) Конкурс «Собери пословицу»

Пословицы рассыпались.

(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)

(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)

(СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)

З) Конкурс «Поле чудес»

На доске квадратики, по числу букв в пословице. Командам предлагается назвать 6 букв, по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу.

УЧЕНЬЕ-СВЕТ,НЕУЧЕНИЕ-ТЬМА

Е) Конкурс «Угадай»

Досказать пословицу

Любишь……..(кататься, люби саночки возить)

Москва………(слезам не верит). Москва не сразу строилась)

Дарёному……..(коню в зубы не смотрят)

Жизнь………(прожить - не поле перейти)

Овчинка…….(выделки не стоит)

5.Заключительная часть(рефлексия).

Вот и подошло наше занятие к концу.

С чем мы сегодня знакомились на уроке?

Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить их друг друга.

Что было самым интересным?

Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?


Цели исследования: Что такое пословица? Происхождение русских пословиц. Известные собиратели русских пословиц. Тематика и художественные особенности пословицы. Пословица в современной речи. Нужны ли нам сегодня пословицы? Способы, путиисследования: Работа с теоретическим материалом (учебник, словари, материалы Интернета). Анкета для учащихся 5 в класса (вопросы и задания). Анализ анкетирования, выбор интересного материала. Создание презентации « Красна речь пословицей ». Итоги: ответ на вопрос « Нужны ли нам сегодня пословицы?» Выступление на классной конференции.


Что такое пословица? Кладезем опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: « без труда не выловишь и рыбку из пруда ». Автором их, как правило, является народ. Кто - то когда - то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что - то свое … Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять « авторские » пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг … Но значение пословиц в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Итак. что же такое пословица?












Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от XVII в. Первый такой сборник « Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту ». В него входит около двух тысяч восьмисот текстов из более ранних сборников. Петр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины XVIII в. пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники. Н. Курганов в 1769 г. выпустил книгу « Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие », где поместил около тысячи пословиц.




В 1862 году вышел сборник В. И. Даля « Пословицы русского народа », включавший уже пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике. 4- томный « Толковый словарь живого великорусского языка » (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок.


Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В. И. Даля и А. С. Пушкина. В этом немалую роль сыграли работа Даля над словарем и собирание им пословиц. Даль и позднее вспоминал о том, с каким энтузиазмом Пушкин говорил о богатстве русских пословиц. По свидетельствам современников, великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка. Александр Сергеевич и Владимир Иванович не раз делили тяготы нелегких путешествий по дорогам России, ездили по местам пугачевских походов.


ПОСЛОВИЦЫ О ПОСЛОВИЦАХ «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», «Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица», «Пень не околица, глупая речь не пословица», «Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится» «Пословица да присказка беседу красят»


Пословица как фольклорный жанр Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка. « Без пословицы не проживешь », - сказано народом, и, как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места. Многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл.




Эта пословица говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице есть и переносный смысл: в ней говорится не столько о самом физическом процессе ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства.


О труде Землю красит солнце, а человека труд. Труд человека кормит, а лень портит. Хочешь есть калачи – не лежи на печи. О Родине Своя земля и в горсти мила. Всякому мила своя сторона. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха. О семье При солнышке тепло, при матушке добро. Нет такого дружка, как родная матушка. О дружбе Крепкую дружбу топором не разрубишь. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Старый друг лучше новых двух. О природе и человеке Лето собирает, а зима поедает. Снег на полях – хлеб в закромах. Солнце пригреет, и все поспеет. Мороз не велик, стоять не велит.






Из сказок, преданий, анекдотов: « Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает », « По усам текло, да в рот не попало » Из церковных книг: « Бог дал, Бог и взял » Пословицы литературного происхождения: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. Я там был, мёд, пиво пил - И усы лишь обмочил. « А ларчик просто открывался », « А Васька слушает да ест », « А (да только) воз и ныне там », « У сильного всегда бессильный виноват ». И. А. Крылов А. С. Пушкин


Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? АНКЕТА 1. Моя любимая пословица. 2. Пословицы в речи моих родителей. 3. Пословицы в речи моих друзей, одноклассников. 4. Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?




Переносное значение 1: Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности. Переносное значение 2: Если вам что - то очень нужно, значит он должно прийти в вашу жизнь. Чтобы оно туда поместилось, нужно свободное пространство. Чтобы появилось пространство, нужно его создать. Чтобы создать пространство, нужны определенные действия. Если вы будете бездействовать (лежать, как камень) пространство не появится. И вы никогда не получите того, что хотите. Под лежачий камень вода не течёт


Н. В. Гоголь: « В них всё есть издевка, насмешка, попрек, словом всё шевелящее и задирающее за живое » А. С. Пушкин: « Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Л. Н. Толстой: «… свод глубокой житейской мудрости, которой живет народ » М. Горький: « Пословицы краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги »



Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
З а н я т и я 13–14

Ц е л и:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить
знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно
употреблять пословицы и поговорки в речи.
3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса
образными выражениями: пословицами и поговорками.
О б о р у д о в а н и е, м а т е р и а л ы, с р е д с т в а н а г л я д н о с т и: В. Даль
«Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов, Н. Ю.
Шведова «Толковый словарь русского языка»; карточки с заданием, рисунки к
пословицам.
Х о д з а н я т и я
I. Сообщение темы занятия.
а) В в о д н о е з а д а н и е.
– Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском
языке, которое называется… Ах, какая жалость – слово «рассыпалось». Ваша
задача – «собрать» главное слово нашего занятия.
Ц О В С П О А И Л (пословица).
б) В ы с т а в к а к н и г с пословицами и поговорками.
– Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана
мудрость народа.
II. Основная часть.
1. П о н я т и я «пословица» и «поговорка».
а) Уяснение понятия «пословица».
– Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с
назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С.
И. Ожегова.)
– Прочтите пословицу. (Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.)
– Объясните смысл.
б) Поговорки и пословицы обычно изучаются вместе. На практике их часто
путают. Но очень важно видеть в них отличие.

– Что же общего между пословицей и поговоркой?
 Краткость (лаконичность).
 Устойчивость.
 Связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании
существуют только в речи).
 Принадлежность к искусству слова.
 Широкая употребляемость.
– Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это изречение,
народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определённый
вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица –
законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда
имеет переносное значение. Назначение поговорки – как можно ярче,
образнее,
охарактеризовать то или иное явление или предмет
действительности, украсить речь.)
2. Р а з д е л и т е и з р е ч е н и я на две группы. Какие это группы? (Пословицы
и поговорки.)
 Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица.)
 Как сыр в масле катается. (Поговорка.)
 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
(Пословица.)
 Готовь сани летом, а зимой телегу. (Пословица.)
 Говорит – что рублём дарит. (Поговорка.)
 Ему говорить – что к стенке горох лепить. (Поговорка.)
 Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица.)
 Решетом воду носит. (Поговорка.)
3. Р у с с к и е п и с а т е л и высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот
некоторые высказывания великих писателей.
Зачитывают заранее подготовленные дети.
а) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы
и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом
народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и
укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и
наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по
обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и
дедов».
А. Н. Толстой
которые
запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён
б) «Необозримо многообразие человеческих отношений,

дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания
людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда,
честность и обман, красота истин и уродство предрассудков».
М. А. Шолохов
в) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых –
не занятий, но наслаждений».
Л. Н. Толстой
г) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них
отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, –
словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина
до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Н. В. Гоголь
4. П о с л о в и ц ы о п о с л о в и ц а х.
Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их
смысл.
 Пословица недаром молвится.
 Пословица ведётся, словно веником метётся.
 Пословица – всем делам помощница.
5. В л а д и м и р И в а н о в и ч Д а л ь – собиратель пословиц и поговорок.
– Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ.)
– Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления
письменности.)
– Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (Учёные, поэты,
писатели.)
– Таким писателем был Владимир Иванович Даль.
Даль Владимир Иванович –
известный русский писатель,
лексикограф,
член­
корреспондент Петербургской АН.
Родился 10 ноября 1801 г. в
Екатеринославской губернии,
в
Луганском заводе. Умер в 1871
году.
этнограф,
Окончив курс в морском
корпусе, Даль несколько лет служил
во флоте, но, не вынося моря, вышел
в отставку и поступил в Дерпт­

ский университет на медицинский
факультет.
Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала с жителями разных
областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он
начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863–1866) Даль
был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863). В 1861–
1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
6. И г р ы, к о н к у р с ы, з а н и м а т е л ь н ы е з а д а н и я.
Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз
объясняют смысл пословицы.
1) Р и с у н к и к п о с л о в и ц а м.
– Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках (подготовленных дома
учащимися заранее).
2) И г р а «Перепутаница».
– К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские
пословицы и поговорки, и он быстро их выучил, но они почему­то перепутались.
Помогите человеку, назовите пословицы правильно. (Пословицы задаются по
одной каждой команде.)
 Что с возу упало, того не вырубишь топором. (Что с возу упало, то
пропало. Что написано пером, того не вырубишь топором.)
 Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь. (Не плюй в колодец,
пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
 Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра. (Хочешь есть калачи –
не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)
 Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся. (Заставь дурака Богу
молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся.)
3) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
За двумя зайцами
погонишься – ни одного
не поймаешь.

Не рой яму другому,
сам в неё попадёшь.
4) Закончи пословицу. (Начало пословицы читается поочерёдно каждой
команде.)
 Терпенье и труд … (всё перетрут).
 С волками жить – … (по­волчьи выть).
 Что посеешь, … (то и пожнёшь).
 Шила в мешке … (не утаишь).
 Ученье – свет, … (а неученье – тьма).
 Худой мир … (лучше доброй ссоры).
 Один в поле … (не воин).
 На безрыбье … (и рак рыба).
5) Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы.
Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь.
(Волков бояться – в лес не ходить.)
Тен адмы збе гняо.
(Нет дыма без огня.)
6) К о н к у р с «Магические числа».
Назовите пословицы, где встречаются числа.
Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. Не имей сто
рублей, а имей сто друзей. Сто голов – сто умов. Семь раз отмерь, один раз
отрежь. Семь бед, один ответ. Одной рукой узла не завяжешь. Один – за всех, и
все – за одного. Одна пчела много мёду не натаскает.
7) К о н к у р с «Замени пословицами».
 Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)
 Беречь время. (Делу – время, потехе – час.)
 Не ссорься. (Худой мир лучше доброй ссоры. Ссора до добра не доводит.)

 Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело.)
 Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши – держись.)
 Не торопись, делай всё аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь.
Делано наспех, делано на смех.)
8) К о н к у р с «Собери пословицу».
Командам раздаются карточки со словами в начальной форме, из них надо
сложить пословицу, изменив соответственно слова.
Молодец, овца, против, а, сам, молодец, овца, против
(Молодец против овец, а против молодца сам овца.)
Язык, язык, мёд, лёд, на, под, а
(На языке мёд, а под языком лёд.)
9) К о н к у р с «Поле чудес».
На доске чертятся квадратики. Число квадратиков по количеству букв в
пословице. Командам предлагается назвать по 5–6 букв, а потом отгадать всю
пословицу.
1­я к о м а н д а.
2­я к о м а н д а.
(Язык до Киева доведёт.)
(Повторенье – мать ученья.)
10) К о н к у р с «Угадай».
Командам задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о
какой пословице идёт речь.
 Любишь … (кататься, люби саночки возить).
 Москва … (слезам не верит. Москва не сразу строилась).
 Дарёному … (коню в зубы не смотрят).
 Не в свои … (сани не садись).
 Жизнь... (прожить – не поле перейти).
 Овчинка … (выделки не стоит).
11) К о н к у р с «Угадай пословицу».
– Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть
противоположны по смыслу: легкий – тяжелый, веселый – грустный. Перед

вами пословицы­перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова
не изменены.
Н а д о с к е:
 Новый враг хуже старых двух.
 Всё плохо, что плохо начинается.
За каждую правильно составленную пословицу дается один балл.
12) Т е а т р а л ь н ы й к о н к у р с.
Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны
угадать, о чем идет речь.
1­я к о м а н д а. Ученье – свет, неученье – тьма.
Один ученик старательно учится, читает книгу, повторяет таблицу
умножения или стихотворение, другой держит над ним макет солнца.
Лентяй спит, а за ним ученик держит чёрную бумагу и накрывает ею
лентяя.
2­я к о м а н д а. Что написано пером, того не вырубишь топором.
Один ученик пишет, другой подходит с топором и пытается вырубить, но
не получается.
III. Заключительная часть (рефлексия).
П о д в е д е н и е и т о г о в.
– Чему научились на занятиях?
– Что было самым интересным?
– Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества. Исследование их как средств выразительности и идейно-эмоциональной характерности. Определение функций пословиц и поговорок в русской речи. Использование их в произведениях великих писателей.

    реферат , добавлен 30.10.2014

    Понятие, признаки, языковые особенности разговорной речи, основная сфера ее реализации. Место разговорной речи в составе литературного и национального языка. Слоговая редукция, другие фонетические явления. Взаимодействие разговорной речи и книжных стилей.

    реферат , добавлен 20.07.2013

    Составляющие паремии, двуплановая характеристика пословиц. Явление пареомиологической омонимии и синонимии. Смысловые соответствия пословичных изречений. Связь между немецкими и русскими пословицами, трудности, возникающие при переводе на русский язык.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Письменная разговорная речь. Обмен электронными письмами программистов. Традиционное понимание разговорной речи как "разновидности устной литературной речи". Феномен речи, обладающей многими характеристиками разговорной речи в условиях Интернет-дискурса.

    реферат , добавлен 11.05.2014

    Место разговорной речи в системе языка, ее характерные особенности, проявляющиеся на разных языковых уровнях. Синтаксические особенности русского и английского разговорных языков. Граница между нормами литературного языка и тенденциями разговорной речи.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2013

    Понятие и отличительные особенности разговорной речи, ее общая характеристика и использование в литературном языке. Фонетические, морфологические, синтаксические и лексические нормы разговорной разновидности литературного языка, случаи ее применения.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2009

    Многообразие функциональных стилей русского языка. Использование языковых стереотипов при написании официальных бумаг. Функции научного стиля. Особенности морфологии разговорной речи. Эмоциональность как характерная черта публицистического стиля.