Понять что я гений. Как узнать гения

Мы называем отдельных людей гениями, скажем, за выдающиеся открытия в какой-то области… Между тем, до недавних пор в науке не существовало четких критериев определения гениальности. И все же по некоторым чертам можно установить, есть ли у человека по крайней мере потенциальные задатки гения. К такому выводу пришли большинство ученых мира.

Казалось бы, гениальным можно назвать человека, у которого "зашкаливает" уровень интеллекта. Но дело в том, что существует много видов интеллекта (скажем, визуально-пространственный, телесно-кинетический или музыкальный), которые невозможно "измерить" стандартными тестами IQ. Такой человек может отставать в физике или математике, но при этом проявлять выдающиеся способности к литературе, музыке, живописи или другим вещам.

Специалисты полагают, что залогом гениальности могут являться нестандартное мышление и жизненная мудрость, которая обычно приходит с опытом. Ранее считалось, что гениальность - это исключительно врожденное качество. Но это еще не все. Итак, какими же качествами должна обладать гениальная личность?

Мультипотенциальность

О таких людях говорят: "Талантливый человек талантлив во всем". Если вы превосходите окружающих сразу в нескольких областях - допустим, в математике, рисовании и спорте, то у вас есть все шансы стать гением. Но речь идет именно об исключительных талантах и навыках, а не просто о способностях.

Сверхчувствительность и сверхвосприимчивость

Эти люди воспринимают поступающую извне информацию куда более глубоко и тонко, чем большинство, и куда успешнее ее обрабатывают. Они часто уделяют внимание таким вещам, которым остальные просто не придают значения, у них прекрасная интуиция. Окружающие нередко считают такого человека слишком уж ранимым, сосредоточенным на себе и некоммуникабельным, определяя их тип как "интроверт". Однако именно эти качества способствуют глубочайшему анализу полученных внешних данных, а также защищают психику интроверта от перегрузок.

Высокая степень любознательности

Еще в детстве такие люди обожают задавать вопросы - им необходимо знать все об окружающем мире. В шесть лет их любимым времяпрепровождением может быть чтение томов энциклопедии. Не говоря уж о том, что они запоем читают книги на самую различную тематику. У них масса интересов, они любят учиться и обычно имеют по нескольку высших образований, не считая различных курсов. Причем учатся они не ради получения диплома и профессии, а ради новых знаний. Также они любят путешествия и экстрим, так как это дает им новые впечатления о мире.

Правда, им постоянно необходима "подпитка", поэтому они нередко не могут долго заниматься одним делом, находиться в одном месте или поддерживать отношения с одним человеком: в этом случае они ощущают неудовлетворенность жизнью и иногда депрессию.

Перфекционизм

Такие люди требовательны к себе и окружающим. Они все досконально отслеживают и проверяют. Могут переделывать работу по многу раз, чтобы добиться идеального результата, и того же требуют от других, поэтому с ними трудно иметь дело.

В этом есть и отрицательная составляющая. Если такой человек не добивается совершенства, то он бросает работу. Он может никогда не дописать книгу, картину, оперу, диссертацию, так как не знает, как довести свой проект до совершенства, а просто хороший результат для него неприемлем. Но некоторые люди учатся использовать энергию перфекционизма и действительно достигают высоких результатов.

Признайтесь, вы хоть раз пытались найти у себя признаки гениальности. Нет? А как же фраза: «Ну, разве я не гений?!» Сколько раз вы произносили ее, сделав что-то исключительное, до чего не додумались окружающие? Но гениальность заключается вовсе не в одной умной вещи, пришедшей на ум. Гениальность – это целый комплекс умственных, творческих и деятельных возможностей, которые выражаются в постоянном проявлении себя. Хотя вопросов в этой области очень и очень много. Кто такие гении? По каким параметрам определяют гениального человека? И можно ли воспитать в себе гениальность?

Определение и теории проявления

Понятие «гениальность» происходит от латинского genius, что означает дух, род. Определений у слова очень много, но все они сводятся к тому, что это наивысшая степень проявления человеческих умственных и духовных сил. Существует 5 теорий появления гениальности. Рассмотрим каждую из них подробно.

Биологическая

Суть теории: гении рождаются в результате особой перестройки генов. Исследования велись с разных точек зрения. Выдвигались версии, что на возможность родить гения может влиять все, что угодно, от активности сперматозоидов до силы материнского инстинкта. Сегодня ученые склоняются к мнению, что гениальность зависит не от одного гена, а от целой комбинации. Но почему тогда у гениальных родителей рождаются обычные дети. Недаром же говорят, что природа отдыхает на детях гениев. Возможно, что уникальное ДНК как-то переходит через поколения, но пока это только гипотезы.

Историческая

Эта теория по-своему отвечает на вопрос, что такое гениальность. Если современники признали твое творчество успешным и отличным от других, значит, ты вправе называться гением. Но на практике чаще бывает так, что признание человек получает не от современников, а уже спустя многие годы. Поэтому картины не особо известных в то время художников сегодня стоят миллионы долларов.

Психологическая

Суть: мозг гения уникален, благодаря самобытности человека. Т.е., сочетание свойств и качеств личности, отражение его интеллектуальных и нравственно-психологических черт и приводит к тому, что человек становится гениальным. Иначе говоря, гения отличает оригинальность. И в этом есть доля истины: почти у каждого поэта, художника или скульптора прослеживается собственный стиль.

Эзотерическая (мистическая)

Теоретики в этой области исходили из вопроса, как мыслят гении, и сделали вывод, что такой ум мог возникнуть у человека только под действием неведомых сил или некоего существа высшего рода. Это своеобразный феномен гениальности, отличительный признак гения. И создать его искусственно невозможно. Гений по эзотерической теории – ребенок высшего мира, который недоступен простому обывателю.

Патологическая

Наиболее правдивая на сегодняшний день. Гениальность в ней граничит с безумием или какими-либо психическими отклонениями. Возникла теория психопатологии из анализа биографий признанных гениев. Ведь известно, что Леонардо да Винчи страдал психическим расстройством – прокрастинацией. Он боялся откладывать важные дела на потом, но все равно постоянно отвлекался на бытовую ерунду. У Николы Тесла была фобия: он панически боялся человеческих волос. Неспроста и главного персонажа американского телесериала про ученых Шелдона Купера («Теория Большого взрыва») наделили различными странностями. Он страдал ананкастным расстройством личности, мизофобией, был ипохондриком и т.д.

Не гений ли я?

На основании различных определений гениальности и исследований на эту тему можно выделить 10 признаков того, что ты гений . Они неоднозначны, и кто-то может с этим поспорить, но если вы найдете у себя хотя бы треть, то впору говорить о своей гениальной натуре.

  1. Знание хотя бы одного иностранного языка. Особенно, если человек выучил его непроизвольно и легко. Хотя истинные гении обычно свободно говорят на нескольких языках.
  2. Высокий уровень IQ (более 150). Проверить его можно онлайн. Только, чур, не хитрить.
  3. Предпочтение кошек собакам. Те, кто больше любит спокойных домашних животных, менее общительны. Любители активных псов же, наоборот.
  4. Вы – старший ребенок в семье. Это связано не с генетикой, а с особым отношением родителей к первенцу.
  5. Вы неравнодушны к алкоголю. Никто не говорит об алкоголизме, но бокал вина за ужином или рюмка коньяка перед сном – благое дело для вас.
  6. Вы левша. Когнитивные способности у левшей выше, чем у правшей.
  7. Отличное чувство юмора. Это говорит об особенном восприятии окружающего мира и людей.
  8. Вы часто переживаете (за себя, за близких, за отдаленные вещи типа брошенных детей и т.п.)
  9. Вы лентяй. Прокрастинация присуща многим гениям.
  10. Вы сомневаетесь в своей гениальности. Действительно, мозг гения обычно отрицает эту информацию, чтобы было к чему стремиться.

Теперь вы знаете, как распознать гения в самом себе или другом человеке. Конечно, это не специфические и не характерные признаки. Поэтому не стоит впадать в крайность и на их основании делать вывод, что гений – это ленивый алкоголик-левша, который живет с кошками и занимается написанием юмористических сценариев. Но что-то гениальное в таком человеке точно есть.

Как развить?

И опять же, если основываться на признаках гениальности, кто-то может решить, что нужно начать пить или завести кошку. Гением считается человек, которого подсознательно влечет ко всему этому. В таком случае, можно ли стать гением, и как это сделать? Психология имеет ответ и на этот вопрос. Все-таки гениальность – не врожденный дар, и ее можно развивать. Еще Томас Эдисон писал, что «Гений – это только 1% вдохновения и 99% работы над собой».

Для самых целеустремленных и уверенных в себе людей психологи выделили 10 способов, как стать гением .

  1. Регулярная физическая активность. Это улучшает кровоснабжение и работу мозга.
  2. Полноценный сон. Во время отдыха мозг генерирует идеи еще более усиленно.
  3. Сбалансированное питание. Мозгу нужны определенные витамины и микроэлементы, которые есть в рыбе, мясе, сыре, овощах, фруктах, горьком шоколаде, орехах.
  4. Изучение языков. Отличная тренировка скрытых мозговых ресурсов. А знакомство с новой культурой помогает узнать много интересных вещей и пообщаться с иностранными лицами.
  5. Игра на музыкальном инструменте. Это стимуляция мелкой моторики, развитие таланта и гибкости ума.
  6. Творческий подход. Это поможет стать гениальным благодаря развитию неординарного мышления.
  7. Нейробика. Это как аэробика, только тренировать надо мозг. Попробуйте внести в свои привычные дела что-то новое. Пишите нерабочей рукой, спрячьте на неделю пульт от телевизора, освойте метод слепой печати и т.д.
  8. Умственная гимнастика. В Интернете полно логических задачек и примеров, решая которые, вы сможете развивать логику, восприятие, наблюдательность, память, внимание и скорость реакции, узнавать что-то новое.
  9. Решение сложных задач. Не бойтесь браться за те дела, которые вам поначалу кажутся невыполнимыми. Это в любом случае поможет получить опыт и развить стремление.
  10. Регулярная мозговая активность. Нельзя проводить ни одного дня в пассивных мыслях. Мозгу требуются ежедневные нагрузки для сохранения остроты ума.

Генетическая психопатология

Если взглянуть на так называемую гениальную элиту, то примерно 80-85% всех ее представителей окажутся психически неуравновешенными людьми. И у многих из них были проблемы в семье. Возьмем даже самых известных людей. У А.С. Пушкина была вспыльчивая мать. Критика Белинского В.Г. в детстве били родители. Дедушка А.А. Блока закончил жизнь в психбольнице. Отец Д.Байрона лишил себя жизни. А А.Шопенгауэр стал философом во многом благодаря своей гениальной матери, которая написала порядка 25-ти литературных сочинений. Список можно продолжать очень долго: в биографии почти каждого одаренного человека есть подобные истории.

В 30-е годы ХХ века доктором психотехнических наук Г.В. Сегалиным был введено такое понятие как «эвропатология», которое обобщало психопатологию и генетическую предрасположенность гениев. Ученый долго изучал, как становятся гениями. Сегалин был уверен, что гениальность нельзя рассматривать только с точки зрения психических отклонений. Иначе говоря, не все гении – психи, и не все психи – гении. Но на вопрос: есть ли на свете нормальные гении, Сегалин отвечает прямо. Все же, по его мнению, у гениального человека не может быть абсолютного психического здоровья.

Проблема гениальности, аргументы в пользу важности врождённых способностей противостоят техникам воспитания и обучения гениев. Где же истина? В статье рассмотрим всесторонне вопрос - природа гениальности, основные признаки гения, понятия одаренность, талант, гениальность, причины возникновения.

Каждый родитель мечтает вырастить талантливого и успешного ребёнка. Почему одни дети учатся охотно, хватают всё на лету, а другие - несмотря на старания родителей, не проявляют интерес к обучению, подготовке к школе, домашним занятиям? Какие методики развития наиболее эффективные и в чём секрет их воздействия?

Проблема гениальности, природа явления

Одаренность, гениальность часто ассоциируется с ранним развитием и врождёнными способностями. Предполагают, что ребёнок рождается гениальным или посредственным. Интересно, а если гениальный ребёнок родится и проведёт в обществе зверей, сможет ли он стать, кем должен быть - великим человеком? Конечно, нет, ребёнок развивается в процессе взаимодействия с людьми, воспитание играет ключевую роль.

"Маугли" не приспособлены к жизни в обществе, обладают повадками зверей.

А значит, природа гениальности имеет два фактора: врождённые параметры, свойства человека и среда обитания, воспитания. Во многом определяющим является влияние родителей, способы общения, какие идеи несут детям, умеют ли заинтересовать, привить любовь к познанию мира.

Часто в программах, посвящённых гениальным детям, они сами благодарят родителей, мам за помощь в обучении, понимая, что своими успехами во многом обязаны близким людям. Это обоюдный процесс - желание ребёнка и помощь родителей. Что первично - интерес, способности или воспитание, обучение?

Мудрые педагоги умеют с ранних лет заинтересовать детей, обращают внимание на явления жизни - дождь, снег, времена года, природу. А занятия проводят в игровой форме. Ребёнок воспринимает мир на эмоциональном уровне, поэтому часто сложно заставить обучаться.

Давайте определим понятие гениальность, в чём суть явления?

Гениальность - наиболее высокий уровень развития интеллекта, творческого потенциала, позволяющий делать научные открытия, предлагать новые философские концепции, создавать великие произведения искусства.

Гениальность позволяет влиять на общественный прогресс, такие люди часто опережают время, помогают в развитии общества, проявляют себя в науке, культуре, общественной деятельности. Часто такие люди являются новаторами, первооткрывателями, рационализаторами.

Что отличает гениальных людей, какие особенности поведения, психики, физиологии?

  1. Креативность мышления - нестандартный подход в решении вопросов, задач. Стремятся найти новые способы и подходы к жизни, что помогает создавать открытия в науке, технике, создании шедевров искусства.
  2. Продуктивность в определённой сфере - гении проявляются обычно в определённой сфере - искусство или наука, могут иметь математический или гуманитарный склад ума. В школе не стремятся быть отличниками, предпочитают фокусироваться на любимых предметах. Именно это удивляет: многие успешные люди даже не окончили школу или вуз, но преуспели в жизни. Так, Билл Гейтс известный программист и создатель компании Microsoft, не поступил в своё время в вуз, а Эйнштейн плохо учился в начальных классах и считался отсталым ребёнком. Максим Горький имел лишь 2 класса образования за спиной, но стал известным писателем, классиком.Поэтому задача родителей - не заставлять учиться всему, а развивать врождённые способности различными способами, давать свободу самореализации.
  3. Понимание призвания - гениальные люди чувствуют свою сферу на подсознательном уровне. Стремятся к наилучшим результатам путём проб и ошибок, никогда не сдаются. Добиваются желаемого любыми путями. Ими руководит высшая идея: сделать открытие для мира или написать полезное, интересное произведение. Но главное - не стремиться создать шедевр, а делать что-то для людей. Именно высшая цель помогает им преодолевать все препятствия на пути.Проблема гениальности, аргументы в пользу идейного мышления и стремления к самореализации.
  4. Настойчивость - гению нужна настойчивость, чтобы пробиться сквозь асфальт, оставить след в истории жизни, запомниться на века. Среди таких людей нет бесхарактерных и слабых. Они все личности с большой буквы. Мы сравниваем великих спортсменов и деятелей с гениями и талантами, но во многом они преуспевают благодаря труду и настойчивости. Так, Шварцнеггер, Майк Джордан и Уилл Смит считают свой успех результатом труда и настойчивости.
  5. Уверенность в себе - гении знают, что призваны создать что-то новое, внести вклад в общественную жизнь. Конечно, они опережают время, именно поэтому их творения не всегда признают при жизни, как с Ван Гогом, но многие блистают и при жизни, поражая окружающих музыкой, творениями, открытиями. Им присуща смелость, умение рисковать и нестандартно мыслить, понимают, что могут сделать что-то великое и новое в истории, верят в свои силы, потенциал. Никогда не думают о поражении, ищут способы найти, достичь нужного результата, как Эдисон при создании электрической лампочки.
  6. Используют интуицию - многие гении и великие люди видят пророческие сны, видения. Так, Менделееву приснилась таблица элементов, а Шопен слышал музыку во сне. Мистика? Нет, работа подсознания, которое даже в состоянии покоя, отдыха продолжает решать существующие задачи, помогая сознанию.Гении прислушиваются к внутреннему "Я", развивают интуицию, что помогает в создании шедевров. Часто музыканты говорят: "Произведение пришло ко мне свыше". Это и есть интуиция.Важно слышать внутренний голос, понимать себя и окружающий мир, не зацикливаться на рациональном мышлении, слушать интуицию. Временами гениальные люди специально переходят в состояние покоя, полудрёмы для решения сложных задач, получения вдохновения. Похоже на медитацию, не так ли? Наверное, мудрецы Востока также умели использовать внутренние резервы.
  7. Особое состояние души и врождённые способности - существует много способных и талантливых людей, а почему так мало гениев? История знает порядка 400 человек, которые признаны во всём мире гениями: Платон, Македонский, Аристотель, Моцарт, Бетховен, Эйнштейн и др. Как этим людям удалось стать лучшими?

Одна из причин - особое восприятие мира, для них нет барьеров и преград, они верят в возможность невозможного и помогают окружающим воспринимать мир иначе. Они часто прирождённые лидеры, осознающие важность своей деятельности, призвания. Такие люди выходят за рамки привычного, отличаются особым мышлением, смелостью взглядов и умением самовыражения, реализации.

Проблема гениальности, аргументы и примеры жизни гениальных людей подтверждают: врождённого таланта мало, важно обладать особыми качествами для его реализации, воплощения идей в жизнь. Как же помочь ребёнку стать гением?

Как воспитать гения

Способности, одаренность, гениальность - понятия схожие по смыслу, однако гениальность является наивысшей степенью таланта, развития человека. В 21 веке учёные, психологи, социологи активно изучают природу гениальности предлагают новые методики воспитания детей, подходы к развитию.

Гений, гениальность - эти слова овеяны тайной и кажутся недостижимыми обычному человеку, но так ли это? Любой ребёнок талантлив по определению, многие имеют способности к нескольким сферам. Почему одни становятся успешнее других, и оценки в школе не помогают в будущей жизни? Помогут найти ответы рекомендации специалистов по воспитанию гениев.


Проблема гениальности, аргументы в пользу воспитания гениев. Программа развития гениальности:

  1. Определить способности, тип мышления ребёнка - для определения способа развития и воспитания ребёнка важно понимать его способ восприятия мира, интересы, наклонности. Существуют тесты, характеристики, помогающие понять ребёнка. В книге "Как развить в ребёнке гениальность и харизму" говорится о десяти типах мышления у детей, причём у каждого свои особенности и предрасположенности.Поняв ребёнка, легче найти подход к воспитанию, определить, какие таланты развивать, какую дорогу в жизни выбрать.
  2. Помогать в развитии, не мешать - наблюдая определённые интересы, увлечения, стоит поддерживать стремления ребёнка к развитию, не мешать и не навязывать свои идеи. Главное правило: не навреди. Сколько встречается ситуаций, когда дети из - под палки занимаются спортом или ходят на кружки и в музыкальную школу.Ребёнок должен сам определить, что ему ближе по духу, в чём его скрытая сила, родители могут давать выбор, предлагать, не более.
  3. Развивать лидерство, харизму - когда ребёнок осознаёт свои преимущества и сильные стороны, то может чувствовать свою силу. Можно предложить обучать других детей, помогать отстающим в классе, проявлять таланты в обществе: выступления, соревнования, концерты.

    Лидерство - умение вести людей за собой, его развитие возможно при наличии высокой самооценки и ощущения собственной ценности. Ребёнку нужны поддержка родителей и одобрение поступков, жизненного выбора.Проблема гениальности, аргументы за развитие ребёнка, способного стать выдающимся, внести вклад в общественную жизнь. Лидерство - необходимое качество гения.

  4. Повышать уверенность в себе - развитие талантов и проявление гениальности не бывает без уверенности. Как человек заявит о себе в мире, если привык прятаться от людей, как улитка. Как помочь ребёнку развить уверенность? Вести Книгу успеха, записывать достижения, позитивные отзывы;
    При неудачах вспоминать свой жизненный опыт, у всех бывают сложные периоды, главное - не сдаваться;
    Никогда не обобщать - у сложностей есть причины, важно понять их, найти способы достижения результата;
    получать жизненный опыт - ребёнок развивает уверенность, преодолевая трудности, полезно давать возможность действовать самостоятельно, справляться сначала с простыми заданиями, позже - усложнять;
    Позитивное мышление - пример родителей незаменим, если мама не отчаивается и всегда стремится добиться желаемого в жизни, ребёнок тоже будет проще воспринимать неудачи, стремиться преуспеть в своих делах.
  5. Главное - навыки, а не зубрёжка - школа и образование нужны для выработки навыка к обучению, часто они не успевают за временем, программы не соответствуют современной жизни. Важно уметь найти нужную информацию, заниматься самообразованием. Ребёнка стоит учить полезным навыкам - поиск данных, постановка целей, планирование, достижение нужного результата.Почему преуспевают в жизни троечники? У них часто развита находчивость, креативность, раньше понимают свои наклонности и предпочтение, концентрируют внимание на собственных интересах, не тратят время на неинтересные предметы.
  6. Развивать настойчивость - для реализации талантов, достижения своих желаний, воплощения мечтаний в жизнь ребёнку понадобится настойчивость. Именно это свойство может даже из небольших задатков развиться до уровня высокого мастерства. Дети, способные упорно ежедневно заниматься любимым делом, обязательно станут лучшими, обгонят сверстников.
  7. Развивать креативность, нестандартное мышление - сейчас даже взрослые стремятся открыть творческий потенциал и научиться креативному мышлению. Зачем? Это огромное конкурентное преимущество, креативные люди способны создать новую технику, сделать открытия в науке и искусстве, находить решения там, где остальные видят лишь проблемы.Как развивать креативность?

    Слушать с ребёнком музыку, начиная с беременности, особенно полезна классика (Моцарт, Вивальди), повышает творческие способности также джаз и блюз;

    Заниматься лепкой, рисованием, поделками, помогая развить творческое начало. К тому же, работа руками стимулирует развитие мозга, речи;

    Развивать фантазию, воображение - придумать продолжение сказки, свой сюжет с известными героями, ответы на различные вопросы. Например: куда летят облака, куда идёт эта женщина, куда летит самолёт в небе? Пусть ребёнок учится придумывать и фантазировать. Можно сочинять истории, разыгрывать пантомимы. Это качество поможет находить новые подходы в жизни, мыслить иначе, чем другие.

    Проблема гениальности, аргументы за развитие нестандартного мышления, которое считается ключевым фактором отличия гениев.

  8. Свобода выбора - ребёнку стоит попробовать себя в разных занятиях, направлениях, чтобы определить, к чему больше тянет, есть способности, что интереснее, приятнее. Важно экспериментировать, пробовать - спорт, музыка, техника. Не стоит зацикливаться на поиске талантов, любой ребёнок может стать гениальным при наличии интереса к занятиями и постоянном совершенствовании умений.На определённом этапе жизни сделает выбор, может заняться серьёзно основным направлением по собственному решению. Не нужно заставлять детей, уговаривать, пусть почувствует, что ближе.
  9. Не останавливаться на достигнутом - заметив склонности к лингвистике и хорошему запоминанию слов, можно учить несколько языков. Почему только английский? Есть ещё немецкий, китайский, французский и другие языки. В будущем это будет преимуществом. Для музыкантов - полезно уметь играть на нескольких инструментах, такие специалисты также ценятся больше и могут преуспеть в концертных выступлениях или создании музыки. Универсальность и разносторонность всегда в цене. Важно уметь быстро приспосабливаться и адаптироваться в условиях жизни.
  10. Будьте объективны - не стоит реализовать в детях свои мечты, направлять в медицину или юриспруденцию, потому что у самих не получилось. Также и негативный опыт в жизни родителей не должен мешать детям. Они другие и могут преуспеть в любой сфере, близкой по духу.

Очень важно ребёнку самостоятельно выбирать профессию и жизненный путь. Ведь, когда решают родители - дети в будущем страдают от нелюбимой работы или меняют сферу деятельности спустя годы, а время уже не вернёшь. Задача родителей: вырастить счастливого и успешного ребёнка, помочь найти призвание в жизни.

Способность, гениальность можно развить и помочь ребёнку преуспеть в жизни, проявить себя, реализовать таланты. Родителям стоит учить их полезным навыкам и умениям, а креативность, уверенность и настойчивость наиболее важные из них.


Книги про гениальность, воспитание гениев

Способности, талант, гениальность помогут развить книги для родителей.

Проблема гениальности, аргументы и теории представлены в следующих книгах, которые помогут понять природу гениальности детей и взрослых:

  • "Изменчивость и гениальность" С. В. Савельев - учёный посвятил всю жизнь изучению человека, строения мозга и понимания проблемы гениальности. Он сделал свои новые открытия в понимании вопроса предрасположенности к мышлению на уровне гениальных людей, однако далеко не все люди с нужным строением становятся известными. Возможно, нужны особые свойства психики, навыки реализации способностей, мотивация и стремления?
  • "Гениальность" Ломброзо - в книге рассматривается проблема природы гениальности , а также выявляются схожесть гениальных людей и помешанных, почему? Иначе устроено строение мозга, чем у обычных людей. Может, лучше просто талантливый и развитой ребёнок, чем великий гений? А если есть странности - тоже нормально, это компенсация за особые умения. Современные учёные не поддерживают Ломброзо в полной мере, гении - это особые люди и сравнивать их с помешанными не совсем правильно. Гениальные люди могут иметь некоторые отклонения в мышлении, психике, но далеко не все сумасшедшие - гении.
  • "Гениальность: естественная история креативности" Ганс Айзенк - этот учёный из Британии делает свои выводы о природе гениальности. Он установил, что лишь в 15% случаев явление гениальности связано с физиологией и устройством мозга, а в остальных 85%, особенно творческих проявлениях - результат развития и совершенствования человека, накопления опыта. Среди особенностей гениев - сильно развитое Его, осознание собственной значимости. А значит, низкая самооценка вредит достижениям. Ганс анализирует факторы формирования и появления гениев, делает новые выводы.
  • "Гениальность в каждом из нас: генетика, талант и IQ" Дэвид Шенк - американский писатель, лектор и режиссер предлагает своё понимание природы гениев. В каждом человеке есть таланты и скрытые ресурсы, важно найти их, использовать на полную мощность. Сейчас преуспевают люди, способные выйти за рамки привычного, поверить в невозможное, а для успеха нужны: амбиции, дисциплина и упорство в достижении целей. Все эти качества можно развивать с детских лет в течение жизни. Влияние генов лишь предрасположенность, они определяют талант на 50%, остальное - личные качества и навыки человека. Идея самосовершенствования и развития помогает людям прогрессировать всю жизнь, добиваться высоких результатов.Итак, проблема природы гениальности имеет различное понимание, однако в последнее время учёные и психологи обратили внимание на баланс физиологических предрасположенностей, врождённых способностей и возможность их развития, наличие важных качеств личности. Сейчас побеждают люди, умеющие нестандартно мыслить и смело идти вперёд, постоянно обучающиеся и не отступающие перед трудностями.

Как помочь детям развить способности, стать гениальными? Среди наиболее полезных книг для воспитания талантливых детей следующая литература:

1. "Гармоничное развитие ребёнка" Глен Доман - врач Глен Доман изначально занимался развитием детей с повреждёнными участками головного мозга и сильно преуспел в этом направлении. Позже разработал методику развития здоровых детей - карточки Домана. Его ученики читают с двух-трёх лет, считают, пишут, говорят на иностранных языках. А ещё очень важно физическое развитие для активизации работы мозга - ползанье, упражнения.

Автор утверждает, что гениальность лучше развивать в младшем возрасте, с года до шести наиболее подходящий период. Возможности детей безграничны, практически все склонны к запоминанию информации, если организовать интересные занятия в игровой форме.

  1. "Раннее развитие и обучение Вашего малыша" В. Дмитриева - в книге рассказывается о методиках раннего развития, преимущественно от рождения до четырёх лет. Автор поможет определить программу обучения для малыша, подобрать подходящие методы обучения. Все дети разные, важно попробовать, что будет интересно, подойдёт ребёнку. Все занятия полезно проводить в непринужденной обстановке, без давления и принуждения.

При внимательном подходе и умении заинтересовать ребёнка всегда будет результат: раннее развитие и преимущества в будущей жизни, если ребёнок будет тянуться к знаниям. Ранний возраст наилучший для обучения - сама природа заложила механизм восприятия мира, информация впитывается и усваивается очень быстро.

  1. "Гениальность на кончиках пальцев" Т. Кислинская - талант и гениальность можно развивать с ранних лет. Отличный способ - пальчиковые игры. Психологи заметили, что стихи и песенки в сопровождении движений рук стимулируют развитие и активность мозга ребёнка.

В книге предлагается более ста игр, потешек, которые можно использовать дома или на занятиях в группах. Подобную методику применяют и Железновы, однако там больше песни и музыка, а в обычном варианте - стишки и игры. Такие занятия помогают развивать речь и мышление у детей раннего возраста.

Задатки, талант, гениальность есть в каждом ребёнке, главное - помочь ему раскрыть свой потенциал, проявлять внимание к его интересам, помогать развиваться, познавать наш удивительный мир.

Проблеск гениальности может проявляться как в раннем возрасте, так и позже, в течение жизни. Психологи определили: талант может развиваться и проявляться всю жизнь, поэтому стоит продолжать экспериментировать, развивать креативность, осваивать новые направления.

Проблема гениальности, аргументы в пользу врождённых талантов или воспитания находятся изначально в противостоянии, но на самом деле дополняют друг друга. Талантливые дети не обязательно обладают особым строением мозга, а вот среда для развития способностей необходима обязательно.

Сейчас в приоритете личные качества, умения, навыки, которые помогаем освоить детям, дать знания, которые игнорируют в школе. Ведь часто дети не понимают, зачем изучают школьные предметы, когда в жизни нужно совсем другое: умение находить решения, строить бизнес, ставить цели, а великие люди достигали многого без образования.

Задача родителей: воспитать счастливого, успешного ребёнка, поэтому не стоит зацикливаться на сверхзнаниях, золотых медалях и грамотах. Пусть живёт своей жизнью, развивает способности, таланты, сохраняя живой и пытливый ум. Родители могут лишь помогать, поддерживать, развивать самостоятельность, стремление к достижениям и самореализации.

Гениальные дети - это не самоцель, а следствие гармоничного развития, воспитания. А для этого необходимы: хорошая атмосфера в семье, взаимопонимание, доверие. Дети, чувствуя поддержку и любовь, развиваются лучше.

Желаем всем талантливых, гениальных и счастливых детей!

Что является очевидными и неочевидными признаками гениальности у человека?

Размер лба и вместимость черепной коробки, вес мозга, большое количество мужских половых гормонов, повышенное содержание мочевины крови - таковы признаки гениальности, - уверен Лев Акимович Усов, профессор Иркутского медицинского университета. - Только после смерти Мерилин Монро, узнали, что ее мозг потянул на 1422 грамма, перевесив мозг Алексея Толстого, Максима Горького и Данте Алигьери. Если бы она знала об этом, может быть, иначе распорядилась бы своим умом и талантом.

Большелобые часто впадают в депрессию

У гения обязательно должен быть высокий лоб и объемистый череп, - утверждает Лев Акимович. - Чтобы для мыслей был простор. Вот приходит ко мне на экзамен студент, я смотрю на его лоб и заранее знаю, какого ответа от него можно ожидать. Действительно, многие наши великие отличались объемной черепной коробкой. Вспомните хотя бы Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Ломоносова, Владимира Ленина, Федора Михайловича Достоевского, Екатерину Великую, Петра Первого, Александра Суворова, Ивана Тургенева и многих других. Американская кинозвезда Мерилин Монро, послав к чертям все мифы о тупости блондинок, доказала, что ее место среди гениев отнюдь не случайно. Мозг великой актрисы весил 1422 грамма, в то время как мозг Владимира Ленина весил 1340 граммов. Большое количество мозговых извилин - дар Божий. Весь вопрос в том, как мы ими распорядимся.

А самым ярким признаком гениального ума является циклотемия: способность психики переходить от полной подавленности к веселости. Почти все гении страдают от депрессий. Это похоже на шизофрению, отличие в одном - все идеи, которые рождает гений, конструктивны, - говорит Лев Акимович.

Петр I страдал подагрой

Ученые выявили прямую зависимость между повышенным содержанием мочевины в крови и активностью мозга. У половины гениев мочевина в крови была повышенной, что часто приводило их к заболеванию подагрой. Джон Мильтон, великий поэт и автор "Потерянного рая" и "Возвращенного рая", прослыл великим страдальцем. Мильтон ослеп, но он говорил, что слепота терзает его меньше, чем подагра.

По многим психическим признакам (необычайное трудолюбие, целеустремленность, решительность, упорство, постоянно и чрезвычайно напряженно работающий интеллект) Петр I почти целиком укладывается в характерологию подагрического гения. Существует версия, что он и умер от обострения подагры. Знаменитый немецкий доктор Бургав, узнав о смерти Петра, воскликнул: "Боже мой, как можно было позволить этому великому человеку умереть, если его можно было спасти грошовым лекарством!". Беседуя с другими врачами, Бургав высказал мнение, что император мог бы прожить много лет, если бы правильно лечился, не скрывал так долго свою болезнь и не прыгнул бы в воду в ноябре.

"Прячьте жен!"

Один из знаменитых ученых А.Каррель утверждает: "Половые железы интенсифицируют все физиологические, умственные и духовные виды активности. Ни один евнух не стал великим философом, великим ученым или великим преступником. Семенники повышают смелость, агрессивность и жестокость - качества, отличающие быка-драчуна от вола, тащащего плуг по полю".

Когда Юлий Цезарь, знаменитый римский полководец, въезжал в Рим, празднуя свой триумф, недруги, скрывшись в толпе, кричали: "Граждане, прячьте жен, едет лысый развратник!". На самом деле не таким уж развратником и был лысый Юлий, но вот полководцем, великим правителем, оратором и писателем был и остается в веках. Юлий Цезарь одержал много военных побед, например, в 58-51 гг. до РХ подчинил Риму всю заальпийскую Галлию. Сосредоточив в своих руках власть диктатора, консула и др., стал фактически монархом. Цезарь - автор "Записок о Галльской войне" и "Записок о гражданских войнах", да и Юлианский календарь - дело его ума.

Ярким примером гиперсексуальной личности в российской истории был Петр I. Известно, что, и умирая, Петр ожидал появления на свет последнего отпрыска. Мария Румянцева была беременна сыном, "будущим героем другого великого царствования, победоносным генералом Екатерины II, в котором каждый мог легко узнать кровь великого царя". Говорят, Румянцев-Задунайский был удачливым полководцем и даже в этом как две капли воды походил на Петра.

Но нельзя забывать и о том, что сексуальная распущенность и гиперсексуальность - вещи разные. Например, Казанова не оставил после себя ни политических трактатов, ни каких-либо других литературных произведений, не стал ни великим художником, ни музыкантом. Великий соблазнитель весь свой талант растратил на сомнительные победы.

Тот же Каррель утверждает: "Любовь возбуждает ум, если она остается неудовлетворенной. Если бы Беатриче стала возлюбленной, то, может быть, и не было бы "Божественной комедии". Жена рабочего может требовать от него ежесуточного удовлетворения. Но жена художника или философа не имеет права на такое же частое внимание. Хорошо известно, что сексуальные излишества понижают умственную активность. Для полноты достижений интеллект, по-видимому, требует как присутствия хорошо развитых половых желез, так и временного подавления сексуальных влечений".

Жанна д…Арк была наполовину мужчиной?

Медики установили, что многие гениальные женщины страдали редким заболеванием, синдромом Морриса, который стимулирует исключительное психическое и физическое развитие. Установленный факт: у спортсменок синдром Морриса обнаруживается в 600 раз чаще, чем у обычных людей. Эта аномалия очень редка среди населения (порядка 1:65 000 среди женщин). Эмоциональная устойчивость этих больных, их жизнелюбие, многообразная активность, энергия, физическая и умственная, просто поразительны.

Женщина, страдающая синдромом Морриса, - псевдогермафродит: высокая, стройная, статная, физически сильная женщина без матки, с малым влагалищем, семенниками, неменструирующая и нерожающая, но в остальном способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам. Жанна д…Арк (1412 - 1432 гг.) была высокого роста, крепко сложена, исключительно сильна, но стройна и с тонкой женственной талией, ее лицо было очень красиво. Общее телосложение отличалось несколько мужскими пропорциями. Она очень любила физические и военные упражнения, охотно носила мужскую одежду. У нее никогда не было менструаций, что позволяет через пять с половиной веков уверенно ставить Жанне д…Арк диагноз "синдрома Морриса".

Парадоксальным образом именно у выдающихся женщин часто имеется четко выраженная мужская характерология. Такова Елизавета Тюдор, Аврора Дюдеван (Жорж Санд), знаменитая теософка Блаватская. Выражается этот синдром в дисбалансе гормонов коры надпочечников с повышенным выделением андрогенов. Под их влиянием происходит переориентация психики в мужском направлении.

Синдром Марфана

Синдром Марфана, - рассказывает Лев Акимович, - это редкое уродство, выражающееся в гигантском росте, непропорционально длинных "паучьих" руках и ногах, удлиненном черепе. Синдром Марфана был у Корнея Чуковского, Шарля де Голля, Ганса Христиана Андерсена и у многих других. "Трудно представить себе что-либо более нелепое, нежели тощего гиганта Ганса Христиана Андерсена с его огромными руками и ногами перед балериной Шалль в ее гостиничном номере, танцующего сандрильону, без сапог (чтобы не шуметь), со шляпой вместо бубна в руке. Но он пробовал и это, и многое другое, прежде чем нашел себя. "Гадкий утенок не знал, в чем именно он станет лебедем"... "Паучьим" синдромом страдал и наш Корней Чуковский.

Данные о массе мозга (в граммах) известных людей

Карл Фридрих Гаусс, немецкий ученый - 2400

Оливер Кромвель, английский политик - 2300

Джордж Байрон, английский поэт - 2238

Иван Тургенев, писатель - 2012

Сергей Есенин, русский поэт - 1920

Отто Бисмарк, немецкий политик - 1800

Фридрих Шиллер, немецкий поэт - 1758

Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор - 1750

Иван Павлов, русский ученый - 1653

Иммануил Кант, немецкий философ - 1600

Дмитрий Менделеев, русский ученый - 1571

Лев Ландау, российский ученый - 1580

Лев Троцкий, политик - 1568

Иван Мичурин, русский ученый - 1522

Константин Станиславский, артист - 1505

Андрей Сахаров, ученый - 1440

Мерилин Монро, актриса - 1422

Франц Шуберт, композитор - 1420

Максим Горький, писатель - 1420

Алигьери Данте, поэт - 1420

Алексей Толстой, писатель - 1400

Давай сделаем это по-быстрому

"Сексуальные излишества понижают умственную активность. Для полноты достижений интеллекта требуется как присутствие хорошо развитых половых желез, так и временное подавление сексуальных влечений".

Самый яркий признак гениального ума

Это циклотемия - способность психики переходить от полной подавленности к веселости. Почти все гении страдают от депрессий. Это похоже на шизофрению, отличие в одном - все идеи, которые рождает гений, конструктивны.

Можно конечно пройти много тестов, но они как известно не всегда объективны... Поэтому Роберт Дилтс разработал собственные правила по которым можно определить гения, т.н признаки гения...

Свойства гениев:

1. Хорошо развитая способность к визуализации.
Зрение было основным "навигационным" инструментов гениев. "Мыслящее мыслит формы в образах" (Аристотель).

2. Создание и использование множественных связей между органами чувств (синестезия). Гениальные личности склонны использовать все остальные чувства и образовывать синестетические связи между ощущениями. Эта способность возвращает нас к истокам восприятия, свойственного детям, к истокам формирования понятий.

3. Использование множественности перспектив.
Теория относительности Эйнштейна - по своей сути описание взаимодействия различных перспектив. Поиск деталей, не вписывающихся в привычные картины мира и нахождение новой точки зрения - общая стратегия гениев.

4. Высокоразвитая способность постоянно переключаться с одной позиции восприятия на другую.
Гении обладают способностью идентифицироваться с различными позициями восприятия: первой (я сам, моя точка зрения, мои чувства), второй (другой, объект исследования, его точка зрения и чувства) и третьей (позиция стороннего наблюдателя за взаимодействием нашего "Я" и объекта).

5. Способность легко переходить с одного уровня мышления на другой и пользоваться "кусками информации" разного размера.
Гении умели работать с мелочами ("Мелочи создают совершенство, а совершенство - не мелочь" Микеланджело) и одновременно не тонули в деталях; могли видеть картину целиком, не теряя из виду ее мельчайшие компоненты, обладали уникальной способностью находить равновесие между большим и малым.

6. Поддержание обратной связи между абстрактным и конкретным.
Гении формируют стойкую и динамичную петляю братной связи между абстрактными образами и их реальным выражением, позволяющая постоянно корректировать и совершенствовать и то, и другое. Согласно Эйнштейну, единственным оправданием теории является "мера обозрения опыта, полученного от наших органов чувств, которой мы можем достичь с ее помощью".

7. Баланс мыслительных функций: Мечтатель, Реалист, Критик.
Гении не только обладают развитой способностью мечтать, но и способностями и умениями воплощать свои мечты в конкретные формы и критически относиться к своим идеям и их воплощениям. Тесла утверждал, что способность быть "тщательным" мечтателем облегчала реализацию идей и изобретений.

8. Постановка фундаментальных вопросов.
Гениям свойственно придавать большее значение вопросам, нежели ответам. Ключевой характеристикой всех гениев является их неукротимая любознательность и восторженность. Гений больше задает прямых вопросов, чем ищет "правильных" ответов. Неудача - трамплин для успешного решения.

9. Употребление метафор и аналогий.
Гении постоянно прибегают к метафорам и латеральным, или нелинейным, стратегиям мышления. Метафора или аналогия лежит в основе каждого гениального действия. Эйнштейн широко использовал метафорические конструкции: плоский мир двумерных созданий, жук, ползущий по мячику и т.д.

10. Предназначение помимо собственной личности (Миссия).
Всех гениев объединяет то, что они воспринимают свою работу служащую чему-то большему, чем они сами. Во введении к своей анатомии Леонардо смело заметил: "Я хочу делать чудеса…, даже если я буду иметь меньше покоя в жизни, чем другие люди, и мне придется долгое время жить в крайней бедности". О причинах своих занятий физикой Эйнштейн писал: "Я хочу знать мысли Бога, все остальное - детали".