Польская танкетка tks. Lekki czolg rozpoznawczy (легкий разведывательный танк) TK

Танкетка TKS

Танкетка разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk-VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского в 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Танкетка выпускалась в четырех модификациях. ТК-3 – первый серийный вариант, клепаный, закрытый сверху бронекорпус (изготовлено 280 ед.). TKF - танкетка TK с двигателем 46 л.с. (произведено 18 шт.). TKS - улучшенная модель 1933 г. (произведено 260 шт.). TKS z nkm 20А – вооруженная 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (переоборудовано 24 ед.). Всего было выпущено 582 машин. Был разработан специальный прицеп, который мог буксироваться танкеткой. На ее базе выпускались бронедрезины, САУ и артиллерийские тягачи. Захваченные Вермахтом около 100 танкеток танкетки использовались под обозначением «l Panzerkampfwagen TK-3/TKS(p)» в качестве транспортеров и для обучения экипажей.

ТТХ танкетки: длина – 2,6 м; ширина – 1,8 м; масса – 2,4-2,6 т; высота – 1,3 м; бронирование – 4-10 мм; тип двигателя – Ford A/Polski FIAT-122 petrol engine; мощность двигателя – 40-46 л.с; удельная мощность – 17 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 46 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение — 7.92 мм пулемет wz.25 или 9-мм пулемет Browning wz.28 (боезапас — 2 тысячи патронов), с 1939 г. – 20-мм пушка; экипаж – 2 человека.

Танкетка

Официальное обозначение: TK-3, TKS
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1929 г.
Дата постройки первого прототипа: 1930 г.
Стадия завершения работ: TK-3 серийно выпускалась в 1931-1933 гг, TK-S — в 1934-1939 гг.

В 1928 году британская компания Vickers-Armstrong выпустила двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI, конструкция которой привлекла пристальное внимание военных специалистов. В середине 1929 года Польша приобрела одну такую танкетку, и она была испытана 20 июня 1929 года на полигоне Rembertow, недалеко от Варшавы. 29 июня, после всесторонних испытаний, было заказано еще 10 танкеток, наряду с пятью трейлерами и запасными частями. Заказанное вооружение прибыло в сентябре 1929 года. Сразу после этого начались широкомасштабные испытания техники. В конце концов, был сделан вывод, что танкетки обладают достаточным боевым потенциалом, и могут использоваться в составе моторизованных кавалерийских частей и как разведывательные машины. Было приобретена лицензия и началось местное производство танкеток, причем в конструкцию были внесены некоторые изменения. Главной проблемой британских танкеток была их подвеска, которая просто выматывала экипаж в дальних рейдах. Польские конструкторы поначалу модифицировали одну или две британских танкетки путем улучшения и удлинения подвески. И все же было решено производить собственный вариант танкетки на базе британской, а не модифицированный вариант оригинала.

В конце 1929 года был изготовлен прототип ТК-1 (также известный как Tek 1001 и TK wz.30 , регистрационный номер 6006), за которым последовал очень похожий прототип ТК-2 (номер 6008). Оба эти прототипа были открыты сверху и вооружались одним 7,92 мм. пулеметом wz.25 или wz.30, который мог использоваться как против наземных целей, так и против воздушных. Бронирование прототипов составляло 3-7 мм. Оба были очень похожи за исключением некоторой разницы в расположении двигателя, воздухозаборников и в подвеске. На ТК-1 стоял двигатель Ford Type A, а на TK-2 — Ford Type T. Оба прототипа были испытаны летом 1930 года в Модлине, недалеко от Варшавы. Тем не менее, в серию эти машины не пошли. Доводка танкетки продолжалась.

В 1930 году, основываясь на опыте разработки ТК-1 и ТК-2, в Урсусе (Ursus), недалеко от Варшавы, был выпущен более тяжелый и улучшенный вариант танкетки — ТК-3 (номер 6007). К марту 1931 года он был готов к испытаниям. После всесторонних тестов, 14 июля 1931 года, ТК-3 был принят на вооружение Польской Армии. Серийное производство началось в конце 1931 года.

Конструкция серийной танкетки ТК-3 сохранила множество общих черт с исходным вариантом. Ходовая часть была предельно простой и, применительно на один борт, состояла из следующих элементов: две тележки с двумя обрезиненными опорными катками каждая, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо. Мелкозвенчатая гусеничная цепь состояла из стальных траков шириной 140 мм и длиной 127 мм. Подвеска тележек с опорными катками включала листовые рессоры.

Корпус танкетки представлял собой коробку, собранную из листов броневой стали толщиной от 3 до 8 мм. Трансмиссия механического типа располагалась в передней части корпуса, в то время как двигатель, топливный бак и система охлаждения находились на корме. На танкетках TK-3 устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель Ford-A мощностью 40 л.с., который производился в Польше по лицензии. Экипаж из двух человек размещался в средней части корпуса под высокой надстройкой. Танкетка вооружалась 7,92 мм пулеметом wz.25 которым управлял командир.

Первые 15 машин изготовлялись из неброневой стали (регистрационные номера 1154-1168) и впоследствии 6 из них послужили для постройки опытных вариантов танкеток и лёгких самоходных установок. Основная серия состояла из 185 единиц (регистрационные номера 1169-1353).

В 1931 году был разработан специальный , который мог буксироваться танкеткой ТК-3. Вдобавок, была разработана целая серия других (бронированных и небронированных) прицепов (с одной или двумя осями) для перевозки различной амуниции, боеприпасов, топлива, радиооборудования и даже солдат.

Чтобы повысить мобильность танкеток и сберечь их ходовую часть инженерами фирмы Ursus в 1931 г. была разработана уникальная платформа-транспортер, названная АТ-1 (иногда встречается название Autotransport). Суть новации была в следующем: танкетка ТК-3 устанавливалась на платформу, причем её ведущие колеса соединялось посредством цепи с задним мостом транспортера. Таким нехитрым образом удалось добиться некоторого увеличения скоростных характеристик, правда выпуск АТ-1 ограничился всего несколькими экземплярами и официально эта система
на вооружение не принималась.

Более надежным оказался обычный способ транспортировки, для которого использовались грузовые автомобили Ursus A. Кроме того, было выпущено несколько транспортеров Saurer 4ВLD\4ВLDP (которые могли перевозить сразу две танкетки) и Polski Fiat 621. Правда, количество танковых транспортеров было очень небольшим — в 1936 году польская армия располагала 14 машинами типа Ursus A и всего двумя Saurer 4ВLD.

Примерно в это же время проводились испытания железнодорожной платформы, на которую можно было установить танкетку TK-3 или TK-S,
и затем использовать эту связку в составе бронепоездов.

На протяжении всего серийного производства танкеток серии ТК польские инженеры искали пути повышения огневой мощи и расширения диапазона их использования.

Одной из первых появилась модификация TKF, которая отличалась новым двигателем Polski Fiat 122А рабочим объёмом 2592 куб.см.
Он развивал мощность 42 л.с. при 2600 об\мин и тратил 70 литров топлива на 100 км по пересеченной местности и 36 литров по шоссе.
Вооружение было усилено путем замены 7,92-мм пулемета на 9-мм пулемет Browning wz.28. Всего было построено 16 (по другим данным — 20)
танкеток, после чего предпочтение было отдано более совершенному варианту TK-S . Проектные работы по обновленной модели завершились в марте 1933 г. и к маю танкетка успешно прошла испытания. От ТК-3 этот вариант “позаимствовал” ходовую часть, но двигатель установили от TKF. Изменениям подверглась бронированная рубка, форму которой изменили для более удобного размещения вооружения, а толщину брони довели до 10 мм. Ещё одним улучшением стала установка панорамного перископа конструкции капитана А.Гундлаха (A.Gundlach). Впрочем, внешне TK-3 и TK-S отличались очень мало, чего не скажешь о ТТХ. В процессе испытаний выяснилось, что потяжелевший TK-S обладает несколько снизившимися ходовыми качествами, из-за чего пришлось ввести расширенные до 170 мм гусеничные траки, а ёмкости 60-литрового топливного бака хватало на 180 км движения по шоссе, против 200 км у TK-3. Тем не менее, боевая ценность танкетки оценивалась достаточно высоко.

С момента начала серийного выпуска TK-S в феврале 1934 г. и до сентября 1939 г. было собрано около 290 машин. Первоначально была собрана предсерийная партия из 20 танкеток (регистрационные номера 1492-1511), которые изготовлялись из неброневой стали — эти машины предназначались для ознокомления и обучения личного состава польских танковых частей. Новые серийные танкетки получили следующие серии регистрационных номеров: 1512-1594 (включая 6 TK-S построенных для Эстонии), 1597-1682, 1702-1764 и 1799-1814. В процессе производства в конструкцию TK-S вносили различные мелкие улучшения, включая установку более мощного двигателя Polski FIAT-122BC (46 л.с.). Неопределенным остаётся факт выпуска ещё нескольких танкеток, имеших номера от 8890 до 8910. Две из них послужили основой для прототипов самоходной установки TK-S-D (8897) и полубронированного тягача C2P (8898).

В основном танкетки распределили между танковыми ротами, но перед войной 40 танкеток TK-S переоборудовали в бронедрезины типа ТК, часть из которых включили в состав бронепоездов. Сама дрезина представляла собой платформу с подъёмным механизмом на которую поднималась и закреплялась танкетка. Вооружение осталось прежним, но несколько ТК оснащались зенитными пулеметами Browning LMG. Полный вес дрезины составил 4150 кг. В ряде случаев две или три дрезины соединялись вместе – такие комбинации обозначались как ТК-ТК или TK-R-TK . Как можно догадаться первый вариант был чисто “танкетным”, зато второй состоял из двух дрезин типа ТК и одной типа R (с легким танком FT-17 вооруженного пушкой).

Следующий вариант, названный TKW , больше всего походил на легкий танк. Шасси снова оставили без изменений, но пулемет установили в башне, расположенной справа от места водителя, причем толщина брони доходила до 20 мм. Хотя удобства для работы стрелка были минимальными, башня позволяла вести круговой обстрел, что существенно повышало эффективность танкетки. Испытания TKW прошли вполне успешно, но в серийное производство она не пошла. В 1935 г. польское командование остановило свой выбор на проекте легкого танка 4ТР, правда, шесть TKW все же успели поступить в ограниченную эксплуатацию польской армии.

Тем не менее, мощность вооружения танкеток TK-3\TK-S по-прежнему оставалась недостаточной. В 1933-1934 гг. несколько раз
поднимался вопрос об их перевооружении пулеметами более крупного калибра. Самым подходящим вариантом казался 13,2-мм пулемет, однако для эффективной борьбы с бронетехникой вероятного противника он был также недостаточен. Тогда поступило предложение вооружить танкетки противотанковыми автоматическими пушками калибра 20-мм. В 1936 г. на рассмотрение поступило два варианта: с пушками фирмы Madsen (Дания) и Solothurn (Швейцария).

Проведенные в том же году тесты показали что оба орудия не обладают требуемой бронепробиваемостью, поэтому в июле-октябре 1938 г. на испытания поступил опытный образец TK-3, а с января 1939 г. к нему присоединились два TK-S, вооруженные польской автоматической пушкой FK-A wz.38. Именно она и была выбрана для модернизации танкеток. Планами перевооружения предполагалось, что до 30 января 1940 г. 20-мм пушками будут оснащены 110 танкеток, но до сентября 1939 г. в войска поступило всего 10 таких машин. По другим данным количество модифицированных танкеток составило от 15 до 24. Столь небольшое количество объясняется отсутствием пушек, производство которых разворачивалось весьма медленными темпами. От стандартного (пулеметного) варианта они отличались наличием шаровой установки и длинным стволом пушки, выступающим за габариты танкетки. Пушечные TK-3\TK-S поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, где они служили в качестве командирских танкеток.

Шасси танкеток ТК-3 также пытались использовать для установки на него более тяжелого орудия. Одновременно с испытаниями TKF был представлен опытный образец самоходной артиллерийской установки названный TKD , разработанный под руководством инженера Й.Лапушевского в апреле 1932 г. Первоначально планировалось, что TKD будет использоваться как САУ поддержки пехоты – с этой целью танкетку оснастили 47-мм польским орудием wz.25 “Pocisk” с боекомплектом 55 выстрелов. Оно размещалось в открытой сверху рубке, что придавало САУ некоторую схожесть с артиллерийским вариантом Т-27 оснащенного 76-мм пушкой. Испытания подтвердили пригодность танкетного шасси для установки пушечного вооружения и к середине года, путем переоборудования из обычных танкеток ТК-3 (с\н 1156-1159), было изготовлено 4 образца TKD. Поскольку мощности 47-мм пушки хватало для борьбы с легкой бронетехникой САУ переориентировали на выполнение именно этой задачи, заодно опробовав варианты с британской 47-мм пушкой Vickers и французской 37-мм Puteau. С осени 1932 г. и до конца 1933 г. TKD принимали активное участие в маневрах польской армии. Сначала полученные САУ свели в отдельный взвод, придав его кавалерийской бригаде в качестве “противотанкового резерва”, а в 1934 г. их передали 11-му экспериментальному бронедивизиону в Модлине для проведения различных испытаний. Причиной прекращения работы над TKD послужило появление варианта TK-S с 20-мм пушкой. Что касается 47-мм САУ, то в августе-сентябре 1938 г. их передали 10-й моторизованной кавалерийской бригаде и задействовали в маневрах у границе с Чехословакией. После этого эпизода судьба TKD остается неясной. Согласно некоторым источникам в последний раз две САУ были использованы при обороне Варшавы.

С 1936 г. к подобным экспериментам привлекли улучшенные TK-S. Первым появился вариант с 37-мм пушкой Peuteau, который планировали использовать в качестве противотанковой САУ. О подробностях испытаний этой танкетки данных нет.

Тем временем была предпринята очередная попытка модернизации направленная в этот раз на улучшение ходовых качеств танкетки. Модель TKS-B получила измененную ходовую часть, в которой направляющие колеса были увеличены в диаметре и опущены на поверхность. Танкетка оснащалась двигателем Polski Fiat 122АС и стандартной трансмиссией. На испытаниях, проведенных летом 1936 года, она показала максимальную скорость на около 50 км\ч, при несколько меньшем расходе толива и лучшей управляемости. Несмотря на лучшие, по сравнению с TK-S, общие результаты, танкетка TKS-B так и не стала серийной. К тому времени командование польской армией окончательно решило направить основные усилия на создания хорошо защищенных лёгких танков, параллельно продолжив выпуск TK-S для разведывательных частей с их последующей заменой. Помимо этого, планы модернизации серийных танкеток TK-S до уровня TKS-B оказались слишком дорогостоящими — фактически, за смену ходовой части предлагалось заплатить по 10.000 злотых (при стоимости всей танкетки 47.800 злотых), что в те годы было значительной суммой.

Тем не менее, удачная ходовая часть TKS-B использовалась для создания других гусеничных машин. Одной из них стал транспортер вооружения TK-SD , разработкой которого руководил Й.Лапушевский. Основным назначением этой машины была транспортировка 37-мм противотанкового орудия Bofors wz.36. Рубка TK-SD была выполнена открытой и приспособлена для перевозки 4 человек. Вооружение танкетки состояло из 37-мм пушки защищенной лобовым щитком, причем стрельбу из него можно было вести не только с танкетки, но и установив орудие на земле. В апреле 1937 г. было изготовлено два прототипа, незначительно отличавшихся формой боевой рубки. В качестве базы для первого опытного образца послужил прототип TKS-B. Поскольку возимый боекомплект был небольшим для САУ разработали специальный прицеп в котором размещалось 80 снарядов. Летом 1937 г. польское командование устроило демонстрацию TK-SD перед румынской делегацией надеясь получить заказ на экспортные поставки, однако договориться с румынами не удалось. В конце года САУ отправили в Модлин, но уже в августе 1938 г. TKS-D поступили в распоряжение 10-й моторизованной кавалерийской бригады и приняли участие во вторжение в Чехословакию. Точных данных о боевом применении прототипов САУ нет, но в первых числах сентября 1939 г. обе TK-SD участвовали в сражении в Бескидских горах. Одна из них была уничтожена 5 сентября в бою у деревни Скрыдлна (Skrzydlna), а вторая – 9 сентября у города Альбигова (Albigow).

На базе TK-S польскими инженерами в 1933 году также был разработан тягач-транспортер С2Р . Прежде всего изменениям подверглась ходовая часть, направляющее колесо которой было заметно увеличено и соприкасалось с землей, уменьшая тем самым давление на грунт. Бронированная рубка была срезана и приспособлена для перевозки 4 пехотинцев или амуниции. Серийное производство С2Р началось в 1937 г. и продолжалось вплоть до оккупации Польши. За это время успели собрать 196 тягачей, хотя в планах оставался выпуск ещё 117. В основном их использовали для транспортировки 75-мм полевых орудий или 40-мм зениток.

До сентября 1939 г. предприятие Ursus успело передать в действующую
армию не менее 500 танкеток всех модификаций. К этому времени их зарубежные аналоги Carden-Lloyd Mk.VI и Т-27 уже вывели из частей первой линии, но в Польше танкетки TK-3 и TK-S составляли основу бронетанковых сил. Ими было укомплектовано 11 разведывательных бронедивизионов (в состав которых входило по 8 бронеавтомобилей и по 13 танкеток), 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток в каждой), а также по одной
разведывательной танковой роте и одному танковому батальону входивших в состав механизированных бригад. В ходе сентябрьской кампании к ним прибавилась рота легких танков при штабе обороны Варшавы и несколько импровизированных соединений, материальная часть которых набиралась из состава трех Резервных Центров Бронетехнических Вооружений. Распределение по боевым подразделениям было следующим:

Bron Panzerna (Польские танковые войска) 11 разведывательная танковая рота (не была до конца сформирована до войны, позже взводы роты были приданы полкам Варшавской бронемоторизованной бригады) 13 TK-S. Капитан Станислав Летовски
31 отдельная разведывательная танковая рота (3 сентября придана 25 пехотной дивизии) 13 ТKS. Капитан Тадеуш Шалек
32 отдельная разведывательная танковая рота (3 сентября придана 1 кавполку корпуса охраны границ) 13 ТKS. Поручик Флориан Кажмерчак
41 отдельная разведывательная танковая рота (83 пехотный полк 30 пехотной дивизии) 13 ТК-3. Капитан Тадеуш Витановски
42 отдельная разведывательная танковая рота (Кресовская кавалерийская бригада) 13 ТК-3. Капитан Мацей Грабовски
51 отдельная разведывательная танковая рота (оперативная группа «Белско») 13 ТК-3. Капитан Казимеж Полетылло
52 отдельная разведывательная танковая рота (оперативная группа «Шленьск») 13 ТК-3. Капитан Павел Дубицки
61 отдельная разведывательная танковая рота (с 3 по 6 сентября в составе 1 горной бригады) 13 ТK-S. Капитан Владислав Чаплински
62 отдельная разведывательная танковая рота (79 пехотный полк 20 пехотной дивизии) 13 ТK-S. Капитан Станислав Шапковски
63 отдельная разведывательная танковая рота (8 пехотная дивизия) 13 ТK-S. Поручик Мечислав Косевич
71 отдельная разведывательная танковая рота (14 пехотная дивизия, 4.09. передана 17 пехотной дивизии) 13 ТК-3. Поручик Станислав Скибневски
72 отдельная разведывательная танковая рота (по планам 17 пехотная дивизия, но с 1.09. в 26 пехотной дивизии) 13 ТК-3. Поручик Лукиан Шчепановски
81 отдельная разведывательная танковая рота (по планам 15 пехотная дивизия, в реальности оперативная группа «Всхуд») 13 ТК-3. Капитан Феликс Полковски
82 отдельная разведывательная танковая рота (26 пехотная дивизия) 13 ТК-3. Поручик Евгениуш Влодковски
91 отдельная разведывательная танковая рота (10 пехотная дивизия) 13 ТК-3. Капитан Станислав Краински
92 отдельная разведывательная танковая рота (10 пехотная дивизия) 13 ТК-3. Капитан Владислав Ивановски
101 разведывательная танковая рота (в 10 моторизованной кавалерийской бригаде) 9 ТК-3 и 4 ТK-S. Поручик Здислав Земски

Итого: 133 танкетки ТК-3 и 82 TK-S

Разведывательные подразделения польских кавалерийский бригад
11 броневой дивизион Майор Стефан Маевски — TK-3 и бронеавтомобили wz.29, Mazowiecka
21 броневой дивизион Майор Станислав Глински — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Wolynska
31 броневой дивизион Капитан Бруно Бленски — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Suwalska
32 броневой дивизион Майор Станислав Шостак — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Podlaska
33 броневой дивизион Майор Владислав Любенски — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Wilenska
51 броневой дивизион Майор Хенрик Светлицки — TK3 и бронеавтомобили wz.34, Krakowska
61 броневой дивизион Капитан Альфред Вуйчицки — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Kresowa
62 броневой дивизион Капитан Жыгмунд Бродовски — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Podolska
71 броневой дивизион Капитан Казимеж Жолкевич — TK3 и бронеавтомобили wz.34-II, Wielkopolska
81 броневой дивизион Майор Францишек Шистовски — TK3 и бронеавтомобили wz.34, Pomorska
91 броневой дивизион Майор Артур Шливиньски — TK3 и бронеавтомобили wz.34, Nowogrodzka

Польские бронепоезда 1-го дивизиона

№11 «Danuta». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Болеслав Карабович
№12 «Poznanczyk». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Казимеж Маевски
№13 «General Sosnowski». 4 орудия калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Станислав Млодзяновски
№14 «Paderewski». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Ежи Желеховски
№51 «Pierwszy Marszalek». 4 орудия калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Леон Цимборски
№52 «Pilsudczyk». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК.Капитан Миколай Гончар
№53 «Smialy». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК.Капитан Мечислав Малиновски
№54 «Grozny». 1 орудий калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Ян Рыбшински
№55 «Bartosz Glowacki». 2 орудия калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Анджей Подгурски

В бой с немецкими войсками TK-S и ТК-3 пошли с 1 сентября, однако из-за тактики их использования, перенятой от французской армии, боевая эффективность танкеток оказалась невысокой. В отчетах нередко указывалось, что при использовании танкеток против пехотных частей они имели все шансы на успех, но бороться с немецкими танками, а уж тем более с противотанковой артиллерией, во встречном бою TK-S не могли. Например, 1 сентября 21-й бронедивизион при поддержке нескольких бронеавтомобилей wz.34 внезапно атаковали немцев под н.п.Мокра, обратив противника в бегство при потере всего трех машин.

С 3 по 5 сентября совместно с кавалерийскими бригадами танкетки ещё несколько раз контратаковали немцев с различной степенью успеха. Против пехоты, вооруженной только легким стрелковым вооружением TK-S действовали вполне успешно, но как только дело доходило до встреч с бронетехникой у экипажей танкеток начинались большие проблемы. Особенно резко проявлялось при этом слабость пулеметного вооружения и недостаточное бронирование. Часто можно встретить упоминания о том, что ТК-3 и TK-S вполне успешно боролись с легкими танками типа Pz.I, так как “обстрел бронебойными пулями бензобака давал неплохие результаты”. Это утверждение было справедливо только в том случае, когда танкетка находилась в засаде и её нападение было внезапным. Один из таких случаев произошел 18 сентября, когда экипаж одной TK-S с 20-мм пушкой, под командованием Романа Орлика, сумел подбить три немецких Pz.Kpfw.35(t), обладавших более мощным бронированием, нежели Pz.I. В остальных случаях бронедивизионы несли серьёзные потери. Особенно чувствительными они были при попытках прорыва из немецкого окружения у реки Свидер (13-15 сентября) и под Томашув Любельским (17-19 сентября), когда некоторые польские подразделения просто перестали существовать. Такая судьба, например, постигла танкетки и бронеавтомобили 21-й, 31-й, 32-й, 33-й и 51-й бронедивизионов, оставшихся к 20 сентября без материальной части. Последнее упоминание об использовании TK-3\TK-S относится к 27-30 сентября, когда уцелевшие боевые машины пытались прорваться к венгерской границе.

Такая же трагическая судьба постигла и бронедрезины типа ТК почти все из которых погибли, участвуя вместе с бронепоездами в
поддержке пехотных соединений. Часть дрезин была разукомплектована, так как танкетки и танки с них устанавливались не земле в
качестве ДОТов и впоследствии были уничтожены или брошены своими экипажами.

Несмотря на то, что польские танкетки TK\TK-S оказались совсем не хуже своего британского прототипа, больших экспортных поставок осуществить так и не удалось. В январе 1937 г. из Швеции поступил заказ на партию TK-S, количество которых варьировалось от 20 до 60 экземпляров плюс одна танкетка для испытаний, но как и в случае с танками 7ТР польская сторона отказалась от выполнения этого контракта.

Не удалось договориться и с испанской делегацией, которая планировала закупить 80 танкеток.

Единственной страной, куда были поставлены TK-S оказалась Эстония. В 1935 г. эстонская армия получила взвод из
6 танкеток, остававшихся на вооружении вплоть до лета 1940 г. По непроверенным данным бывшие эстонские TK-S использовались в июле 1941 г. Красной Армией против вермахта.

Осенью 1939 года, в силу сложившихся обстоятельств, несколько танкеток попало в распоряжение армии Венгрии. Это были машины из состава 10-й кавалерийской (моторизованной) бригады, которым 22-го сентября 1939 года посчастливилось прорваться на венгерскую территорию. В общей сложности под Мукачево венгры приняли одну пулеметную и четыре пушечные танкетки TK-S, а также восемь танкеток TKF и TK-3. В тот же день границу с Венгрией перешли по одной танкетке из состава 32-й отдельной разведывательной танковой роты и 21-го танкового батальна.

На начальном этапе боевых действий против СССР эти машины участия не принимали и вместе с танкетками CV3/33 использовались только для обучения. Однако, с 1942 года трофейные TKF и TK-S стали применяться против партизан на территории бывшей Югославии. Успешность их боевого применения была весьма относительной, а в марте 1944 года одна из TKF была захвачена в бою под г.Зента и сейчас является памятником. Остальные венгерские танкетки со временем были утилизированы.

Сколько танкеток попало в руки немцев сейчас сказать сложно. Много TK-3\TK-S имели повреждения и требовали ремонта, однако часть танкеток удалось захватить во вполне боеспособном состоянии. Их общее количество оценивается от 111 до 137 единиц. Захваченные танкетки были приняты на вооружение вермахтом под обозначением leichte Panzerkampfwagen TK-3/TK-S(p) и весьма интенсивно использовались вместе с трофейными тягачами С2Р в качестве транспортеров и для обучения экипажей.

Наиболее широкую известность получила Leichte Panzer Companie «Warschau», сформированная 12-го июня 1940 года специально для целей пропаганды и никогда в боевых действиях не участвовавшей. По состоянию на 6 октября 1940 года в составе роты числилось два полноценных танковых взвода, оснащенных трофейными танкетками. Некоторое время рота учатсовала в различных парадахи смотрах, однако в мае-июне 1941 года её расформировали, а технику направили в учебные подразделения.

В ноябре 1941 г. несколько танкеток TK-S (по разным данным от 6 до 18) было передано Хорватии. Танкетки были включены в состав
отдельного танкового взвода III армейского корпуса усташей, штатная численность которого не превышала 41 человека. Взвод не имел
номера и до начала 1943 г. его TK-S использовались только как учебные в Сараево и Зепце. Когда партизанская война в Югославии
достигла предела активности для борьбы с формированиями И.Б.Тито стали привлекать даже устаревшую технику.

С января по июль 1943 г. танкетки участвовали в боевых действиях против партизан близ н.п.Власеницы и Хадзичи, потеряв при этом большую половину материальной части. На 5 июля взвод все ещё имел 3 танкетки, но из-за своей малочисленности и слабости вооружения и бронирования они реальной силы не представляли. По решению хорватского командования оставшиеся TK-S были переданы 1-му батальону 5-го пехотного полка и их дальнейшая судьба неизвестна. Также есть упоминания о том, что несколько польских танкеток в декабре были переданы танковой роте Бригады Охраны Президента, однако с января 1942 г. это подразделение имело на вооружении только итальянские танкетки L3.

До сих пор не выяснена история танкеток, оказавшихся в руках Красной Армии после возвращения Западной Белоруссии и Западной Украины. По самым приблизительным данным на балансе РККА в приграничных округах насчитывалось не менее десятка TK-S и TK-3 и в июне-июле 1941 г.
их использовали против немецких войск. Например, в составе 23-й танковой дивизии 12-го механизированного корпуса числилось 340 Т-26 обр.1933\1937 гг., два двухбашенных Т-26 обр.1931г. с 37-мм пушкой, восемь двухбашенных Т-26 в пулеметном варианте, девять ХТ-26, а также две бывшие польские танкетки TK-S и семнадцать легких танков Vickers М1936 (ранее принадлежавших Литве). Танки иностранного производства использовались до войны только как учебные, но нельзя отрицать вероятность того факта, что TK-S могли снова пойти в бой на стороне РККА.

Источники:
J.Ledwoch «TK-3/TK-S» (Wydawnictwo Militaria 321)
J.Magnuski «Czołg rozpoznawczy TK (TKS)», TBiU nr 36, Warsaw, 1975

Polish tankettes TK-3 and TKS
Beutepanzer: Tankette TK-3 & TKS

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТОК
TK-3 и TK-S образца 1931-1936 гг.

TK-3
1931 г.
TKS
1933 г.
БОЕВАЯ МАССА 2430 кг 2570 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2580 2580
Ширина, мм 1780 1780
Высота, мм 1320 1320
Клиренс, мм 300 330
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-м пулемет wz.25 один 9-мм пулемет Browning wz.28 или одна 20-мм автоматическая пушка
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел панорамный перископ Гундлаха
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 8 мм
борт – 8 мм
корма — 8 мм
крыша – 5 мм
днище – 5 мм
лоб корпуса – 10 мм
борт – 10 мм
корма — 8 мм
крыша – 5 мм
днище – 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford F, бензиновый, 4-цилиндровый, жидклстного охлаждения, мощностью 40 л.с. при 2400 об\мин. Polski Fiat 122ВС, бензиновый, рабочим объёмом 2592 куб.см., мощностью 60 л.с. при 2600 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, бортовые фрикционы, ручная КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; мелкозвенчатая гусеница с шириной трака 140 мм и длиной 127 мм (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; мелкозвенчатая гусеница с шириной трака 170 мм и длиной 127 мм
СКОРОСТЬ 46 км\ч по шоссе 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км по шоссе
100 км по местности
180 км по шоссе
110 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 37° 37°
Высота стенки, м 0,43 0,43
Глубина брода, м 0,50 0,50
Ширина рва, м 1,22 1,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались не устанавливались

Танкетка ТК-3


Наиболее массовая бронированная машина польской армии в 1930-е годы. Разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского 14 июля 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Изготовлено около 600 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

ТК-3 – первый серийный вариант. Клепаный, закрытый сверху бронекорпус. Боевая масса 2,43 т. Экипаж 2 человека. Габаритные размеры: 2580x1780x1320 мм. Двигатель Ford А, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин, рабочий объем 3285 смЗ. Вооружение: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм. Боекомплект 1800 патронов. Изготовлена 301 единица.

TKD – 47-мм пушка wz.25 "Pocisk" за щитом в передней части корпуса. Боекомплект 55 артвыстрелов. Боевая масса 3 т. Переоборудованы из ТК-3 четыре единицы.

TKF – двигатель Polski FIAT 122В, 6- цилиндровый, карбюраторный, рядный.

жидкостного охлаждения: мощность 46 л.с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 2952 смЗ. Изготовлено 18 единиц.

TKS – новый бронекорпус, усовершенствованные подвеска, приборы наблюдения и установка вооружения. Изготовлено 282 единицы.

TKS z nkm 20А – 20-мм автоматическая пушка FK-A wz.38 польской конструкции. Начальная скорость 870 м/с, скорострельность 320 выстр./мин. боекомплект 250 патронов. Перевооружено 24 единицы.

На 1 сентября 1939 г. танкетки ТК и TKS состояли на вооружении броневых дивизионов кавалерийских бригад и отдельных рот разведывательных танков, находившихся в подчинении армейских штабов. Танкетки TKF имелись а составе эскадрона разведывательных танков 10- й кавалерийской бригады. Вне зависимости от названия в каждом из перечисленных подразделений было 13 танкеток. Истребители танков – боевые машины, вооруженные 20-мм пушками,- имелись в 71-м (4 шт.) и 81-м (3 шт.) дивизионах, 11-й (4 шт.) и 101-й (4 шт.) ротах разведывательных танков, эскадроне разведывательных танков 10-й кавбригады (4 шт.) и в эскадроне разведывательных танков Варшавской мотобронебригады (4 шт.). Именно эти машины и были наиболее боеспособными, так как танкетки, вооруженные пулеметами, оказывались бессильными против немецких танков.



Танкетка TKS. На этой машине, в отличие от ТК-3, пулемет Hotchkiss был размещен в шаровой установке



Танкетка TKS с 20-мм пушкой


20-мм пушки польских танкеток пробивали на дистанции 500 – 600 м броню толщиной до 20 – 25 мм, а значит, могли поражать легкие немецкие танки Pz.I и Pz.II. Наиболее успешно действовал 71-й бронедивизион, входивший в состав Великопольской кавалерийской бригады. 14 сентября 1939 г., поддерживая атаку 7-го полка конных стрелков на Брохов, танкетки дивизиона своими 20мм пушками уничтожили 3 немецких танка! Если бы перевооружение танкеток успели выполнить в полном объеме (250 – 300 единиц), то потери немцев от их огня могли быть значительно больше.

Трофейные польские танкетки Вермахтом практически не использовались. Некоторое их количество было передано союзникам Германии – Венгрии, Румынии и Хорватии. В 1938 г. шесть танкеток TKS приобрела Эстония. В 1940 г. они перешли в собственность Красной Армии. На 22 июня 1941 г. в 202-й моторизованной и 23-й танковой дивизиях 12-го механизированного корпуса имело по две танкетки этого типа. При выводе войск по боевой тревоге все они были оставлены в парках.



Танкетка TKS. На борту машины не национальная эмблема, а ротный значок


На базе танкетки в Польше выпускался легкий артиллерийский тягач С2Р.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ TKS

БОЕВАЯ МАССА, т; 2.65.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 2560, ширина – 1760, высота – 1330, клиренс – 330.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 2000 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма – 8. 10, крыша – 3. днище – 5.

ДВИГАТЕЛЬ: Polski FIAT 122ВС, 6-ципиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 46 л.с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 2952 см #179; .

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, трехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, дифференциал, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптической листовой рессоре, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения; гусеница шириной 170 мм, шаг трака 45 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.

ЗАПАС ХОДА, км: 180.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35. .38; ширина рва, м -1,1; высота стенки, м – 0,4; глубина брода, м – 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.

Роман Орлик родился в 1918 году и был студентом архитектурного факультета Варшавского университета, когда, незадолго до начала войны, был призван в армию и назначен командиром танкетки TKS с 20мм автоматической пушкой в разведвзводе 71 танкового батальона Великопольской кавалерийской бригады, в звании сержанта. Водителем его танкетки был Бронислав Закржевский. Тут, наверное, стоит рассказать, что представляла из себя «боевая машина» сержанта Орлика.

Танкетки серии TK, вооруженные пулеметом

В 1928 году британская компания Vickers-Armstrong произвела двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI. Этот проект привлек большое внимание, и в середине 1929 Польша закупила несколько Mark VI tankette. После обширных испытаний было решено, что танкетки имеют потенциал и могут быть использованы для моторизации кавалерийских подразделений и как транспортные средства разведки. Лицензия была куплена, и внутреннее производство этого проекта началось, с изменениями британского проекта (в СССР танкетка производилась под маркой Т-27). Модернизированная Mark VI tankette, имевшая броню толщиной 3-8 мм и вооруженная единственным пулеметом 7.92mm wz.25, в 1931 получила наименование TK-3 и была принята на вооружение Войском Польским. Длина танкетки - 2600 мм, ширина - 1800, высота - 1300. В 1933 был произведен опытный образец танкетки TK-3 с более толстой броней - 3-10 мм (защита против бронебойной пули малого калибра), получивший название TKS. Всего приблизительно 300 TK-3 и 390 TKS были произведены Panstwowe Zaklady Inzynierii (Национальным Машиностроительным заводом) в Урсусе около Варшавы до сентября 1939.

Танкетка TKS с 20мм автоматической пушкой

Она же, только сзади

В 1938/39 была разработана польская 20мм автоматическая пушка FK-A wz.38 L/73.5 (способная пробить 40мм броню на расстоянии 200 м), и начался процесс перевооружения некоторых TK-3 и TKS. После испытаний и дальнейших доработок, в январе 1939, опытный образец TKS вооруженный 20мм пушкой был готов. Танкетки были изменены (была перепроектирована передняя надстройка), автоматическое орудие устанавливалось в большом шаровом креплении. Было запланировано перевооружить приблизительно от 100 до 150 танкеток до 30 января 1940. Но к сентябрю 1939 было перевооружено только небольшое число (некоторые источники говорят о 10). Экипаж из 2 человек - водителя и командира - был у всех танкеток серии TK.

14 сентября 1939 года в ходе сражения у деревни Брохов, в 52 км западнее Варшавы, он подбил 3 танка из состава 36-го танкового полка 4-й танковой дивизии вермахта.

На карте в центе видны направления удара 36-го танкового полка и 2 ромбика - танкетки TKS, которые остановили его на левом фланге.
18 сентября в бою у дороги на Pociecha Орлик уничтожил 3 танка 11-го танкового полка 1-й легкой дивизии вермахта - 2 танка Pz.Kpfw. 35(t) и танк Pz.Kpfw IV (лучший на тот момент немецкий танк). Экипаж Орлика вместе с двумя другими экипажами TKS (вооружённые только пулемётами) был направлен на разведку местности вблизи лесного массива Кампинос к западу от Варшавы.

Неожиданно он услышал гул танков противника и, приказав двум другим экипажам на TKS с пулемётами (на схеме обозначены I и II) найти укрытие, сам занял позицию в засаде. Показались три немецких танка (1,2,3 на схеме). Подпустив колонну ближе, Орлик внезапно открыл огонь и уничтожил все танки противника. В этом бою Орлик, кроме того, уничтожил несколько автомашин противника и взял в плен 2 немецких танкистов. Орлик также пытался спасти экипаж Pz.Kpfw IV (2 на схеме), который загорелся, но это ему не удалось и экипаж погиб. Это был танк командира взвода лейтенанта (по другим сведениям обер-лейтенанта) Виктора IV Альбрехта фон Ратибора (принца Ратиборского).

Уничтоженный Орликом 18 сентября 1939 Pz.Kpfw IV


Стрелкой обозначено место, где TKS пробила броню немецкого танка. Толщина боковой брони Pz.Kpfw IV Ausf B (а на снимке именно эта модификация) составляла 20 мм, т.е. с расстояния 200 м была пробиваема для орудия, установленного на танкетке

На следующий день, 19 сентября, в сражении возле Sieraków Орлик контратаковал и уничтожил 7 прорвавшихся танков противника. Как минимум 6 из них были Pz.Kpfw 35(t) всё того же 11-го танкового полка.

C

Схема сражения 19 сентября. Танки, обозначенные цифрами 1,2,3,4,5,6,7 - немецкие. 3 TK - польские танкетки.

Pz.Kpfw 35(t) - трофейные чехословацкие танки, использовавшиеся вермахтом на начальном этапе войны. В частности ими была укомплектована 1-я легкая дивизия. Лобовая броня - 25 мм, бортовая - 16 мм

Таким образом, за пять дней боев экипаж Орлика и Закржевского, управляя лекгобронированной танкеткой, вывел из строя 3+3+7=13 танков противника, превосходящих TKS в вооружении и бронировании. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».

Его танкетка была одной из 2 TKS с 20мм пушкой, находившихся на вооружении 71 танкового батальона. Обе они были уничтожены в ночь с 20 на 21 сентября у Варшавы. Сержант Орлик сражался в Варшаве вплоть до её капитуляции 28 сентября, а в дальнейшем участвовал в польском Сопротивлении. После войны работал по специальности - архитектором и умер в 1982.

"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"

К началу событий 72-летней давности "панская Польша" имела довольно небольшой запас бронетехники. На 1 сентября 1939 г. в польских бронетанковых войсках (Bron Pancerna) насчитывалось 219 танкеток ТК-3, 13 TKF, 169 TKS, 120 танков 7ТР, 45 R-35, 34 Vickers Мk.Е, 45 FT-17, 8 бронеавтомобилей wz.29 и 80 wz.34. 32 танка FT-17 входили в штат бронепоездов и использовались как бронедрезины. В ходе боевых действий большая часть техники была утрачена, часть досталась в качестве трофеев вермахту и небольшая часть – Красной Армии.


Танкетка ТК-3

Разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk VI (одна из самых удачных в своём классе, экспортировалась в 16 стран мира, производилась по лицензии в Польше, СССР, Италии, Франции, чехии, Швеции и Японии). Принята на вооружение Войска Польского 14 июля 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Была первым полностью польским бронированным гусеничным транспортным средством. Изготовлено около 600 единиц.

ТТХ. Компоновка с передним расположением трансмиссионного отделения и с двигателем в средней части. Подвеска блокированная на полуэллиптической рессоре. Клепаный, закрытый сверху бронекорпус. Броня 6-8 мм. Боевая масса 2,43 т. Экипаж 2 человека (пулеме тиспользовался командиром). Габаритные размеры: 2580x1780x1320 мм. Двигатель Ford А, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. Вооружение: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм (или "Браунинг"). Боекомплект 1800 патронов. Скорость по шоссе 45 км/ч. Запас хода по шоссе 150 км.

Вариант TKS – новый бронекорпус (увеличено бронирование в гвертикальной проекции, уменьшена броня крыши и днища), усовершенствованные подвеска, приборы наблюдения и установка вооружения (пулемет размещен в шаровой установке). Боевой вес возрос до 2.57. При мощности двигателя в 42 л.с. (6-ти цилиндровый Polski Fiat) скорость упала до 40 км/ч. Боекомплект к 7.92 mm пулеметам: wz .25 - 2000 патронов, wz .30 - 2400 патронов.

Вариант TKF – двигатель Polski Fiat 122В, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения: мощность 46 л.с. Вес - 2.65 тонн.

Пушечные версии. TKD – 47-мм пушка wz.25 "Pocisk" за щитом в передней части корпуса. Боекомплект 55 артвыстрелов. Боевая масса 3 т. Переоборудованы из ТК-3 четыре единицы. TKS z nkm 20А – 20-мм автоматическая пушка FK-A wz.38 польской конструкции. Начальная скорость 870 м/с, скорострельность 320 выстр./мин. боекомплект 250 патронов. Перевооружено 24 единицы.

На базе танкетки в Польше выпускался легкий артиллерийский тягач С2Р.

Танкетки были основным видом польских бронесил. ТК-3 (выпущена 301 единица) и TKS (изготовлено 282 единицы) состояли на вооружении броневых дивизионов кавалерийских бригад и отдельных рот разведывательных танков, находившихся в подчинении армейских штабов. Танкетки TKF имелись в составе эскадрона разведывательных танков 10- й кавалерийской бригады. В каждом из перечисленных подразделений было 13 танкеток (рота).

Истребители танков, вооруженные 20-мм пушками, имелись в 71-м (4 шт.) и 81-м (3 шт.) дивизионах, 11-й (4 шт.) и 101-й (4 шт.) ротах разведывательных танков, эскадроне разведывательных танков 10-й кавбригады (4 шт.) и в эскадроне разведывательных танков Варшавской мотобронебригады (4 шт.). Именно эти машины и были наиболее боеспособными, так как танкетки, вооруженные пулеметами, оказывались бессильными против немецких танков.


Танкетка TKS с 20-мм пушкой

20-мм пушки польских танкеток FR "A" wz.38 пробивали снарядом массой 135 грамм на дистанции 200 м броню толщиной до 25 мм. Эффект усиливала их скорострельность - 750 выстрелов в минуту.

Наиболее успешно действовал 71-й бронедивизион, входивший в состав Великопольской кавалерийской бригады. 14 сентября 1939 г., поддерживая атаку 7-го полка конных стрелков на Брохов, танкетки дивизиона своими 20-мм пушками уничтожили 3 немецких танка. Если бы перевооружение танкеток успели выполнить в полном объеме (250 – 300 единиц), то потери немцев от их огня могли быть значительно больше.

Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану». Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием вместе со своим экипажем подбил 13 немецких танков (среди которых предположительно один PzKpfw IV Ausf B).

В 1938 г. шесть танкеток TKS приобрела Эстония. В 1940 г. они перешли в собственность Красной Армии. На 22 июня 1941 г. в 202-й моторизованной и 23-й танковой дивизиях 12-го механизированного корпуса имелось по две танкетки этого типа. При выводе войск по боевой тревоге все они были оставлены в парках.


Польские бронесилы занимают чехословацкое селение Йоргов во время проведения операции по аннексии чехословацких земель Спиша.

Танк 7ТР

"Семитонный польский" - единственный серийный польский танк 1930-х годов. Разработан на базе английского легкого танка Vickers Mk.E (создан фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930 году. отвергнут британской армией, широко поставлялся на экспорт - Греция, Боливия, Сиам, Китай, Финляндия, Болгария, по одному танку для демонстрации отправили в США, Японию, Италию, Румынию и Эстонию; послужил основой для производства советского танка Т-26, польского 7ТР и итальянского M11/39, которое многократно превысило выпуск базовой машины).

Из Великобритании в 1932 году были поставлены 22 двубашенные машины Vickers Mk.E mod.А

ТТХ:
Боевая масса, т: 7
Экипаж, чел.: 3
Броня, мм: 5 - 13
Вооружение: два 7,92 мм пулемёта обр 25
Боекомплект: 6600 патронов

Скорость по шоссе, км/ч: 35
Запас хода по шоссе, км: 160

И в 1933 году 16 однобашенных машин Vickers Mk.E mod.В

ТТХ:
Боевая масса, т: 8
Экипаж, чел.: 3
Броня, мм: 13
Вооружение: 47 мм пушка "Виккерс-Армстронг" обр.Е (или 37 мм "Puteaux" М1918)
один 7,92 мм пулемёт "Браунинг" обр.30 (или обр.25)
Боекомплект: 49 выстрелов, 5940 патронов
Двигатель: карбюраторный, "Армстронг-Сидли Пума", мощность 91,5 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 32
Запас хода по шоссе, км: 160

7TP обр. 1935 г.

Двубашенный пулеметный танк (он же 7TPdw). Компоновка с передним расположением трансмиссионного и задним моторного отделений. Корпус каркасного типа. Крепление броневых листов болтовое. Подвеска блокированная на листовых рессорах. Вооружение состояло либо из двух 7,92 мм пулемётов Browning wz.30, либо одного 13,2 мм пулемёта "Гочкисс" и одного 7,92 мм. Первый в мире серийный танк с дизельным двигателем. Производился на Национальном Машиностроительном заводе (Panstwowe Zaklady Inzynierii) в Урсусе около Варшавы. Выпущено 40 машин.

ТТХ
Боевая масса, т: 9,4
Экипаж, чел.: 3
Габаритные размеры, мм:
длина 4750
ширина 2400
высота 2181
клиренс 380
Броня, мм:
лоб корпуса 17
борт корпуса 17
башни 13
Боекомплект: 6000 патронов


Конструкция и форма корпуса, кроме моторного отделения, переделанного под установку дизельного двигателя, подвеска и гусеницы идентичны таковым у английского танка Vickers Mk Е. Башни несколько отличались от английских, имели другую конструкцию люков и систему вентиляции.


Появление характерных выступов на крышах башен было обусловлено верхним креплением магазинов к пулеметам Browning wz.30.

7ТР обр. 1937 г.

Однобашенный вариант танка образца 1935 г. (он же 7TPjw). На нём была установлена башня конической формы, разработанная шведской фирмой "Бофорс". Ствол спаренного пулемета закрывался броневым кожухом. Средств связи нет.

ТТХ:
Боевая масса, т: 9,4
Экипаж, чел.: 3
Броня, мм:
лоб корпуса 17
борт корпуса 17
башни 15
Вооружение: 37 мм пушка
7,92 мм пулемёт
Боекомплект: 70 выстрелов
2950 патронов
Двигатель: дизельный, "Заурер" VBLD, мощность 110 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 35
Запас хода по шоссе, км: 200

7ТР обр 1938 г.

Башня получила прямоугольную кормовую нишу, предназначенную для установки радиостанции N2C. Отличался также наличием ТПУ и гирокомпаса. Всего однобашенных танков 7ТР выпущено около 100 машин.

ТТХ:
Боевая масса, т: 9,9
Экипаж, чел.: 3
Габаритные размеры, мм:
длина 4750
ширина 2400
высота 2273
клиренс 380
Броня, мм:
лоб корпуса 17
борт корпуса 17
башни 15
Вооружение: 37 мм пушка обр.37г.
один 7,92 мм пулемёт
Боекомплект: 80 выстрелов
3960 патронов
Двигатель: дизельный, "Заурер" VBLDb
мощность 110 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 32
Запас хода по шоссе, км: 150
Преодолеваемые препятствия
угол подъема, град. – 35;
ширина рва, м – 1,8;
высота стенки, м – 0,7;
глубина брода, м -1.

На базе танка 7ТР c 1935 года серийно выпускался артиллерийский тягач С7Р.

Накануне Второй Мировой войны танками 7ТР были вооружены 1-й и 2-й батальоны легких танков (по 49 машин в каждом). Вскоре после начала войны, 4 сентября 1939 г. в Учебном центре танковых войск в Модлине была сформирована 1-я танковая рота командования обороны Варшавы. В ее состав входило 11 боевых машин. Столько же танков насчитывалось и во 2-й роте легких танков командования обороны Варшавы, сформированной чуть позже.

Танки 7ТР были лучше вооружены, чем немецкие Pz.I и Pz.II, обладали лучшей проходимостью и почти не уступали им в бронезащите. Принимали активное участие в боевых действиях, в частности, в контрударе польских войск под Пётркув-Трыбунальски, где 5 сентября 1939 г. один 7ТР из 2-го батальона легких танков подбил пять немецких танков Pz.I. Дольше всех воевали боевые машины 2-й танковой роты, оборонявшие Варшаву. Они участвовали в уличных боях вплоть до 26 сентября.


Польские танки 7ТР входят в чешский город Тешин. Октябрь 1938 года.


Бывший польский танк 7TP, захваченный немцами во Франции, найден американскими войсками в 1944 году.

Формирование польских танковых войск началось сразу после окончания Первой Мировой войны и предоставления Польше независимости от Российской Империи. Этот процесс проходил при мощной финансовой и материальной поддержке со стороны Франции. 22 марта 1919 г. 505-й французский танковый полк был преобразован в 1-й польский танковый полк. В июне первый эшелон с танками прибыл в Лодзь. В полку имелось 120 боевых машин Renault FT17 (72 пушечных и 48 пулеметных), которые в 1920 г. участвовали в боях против Красной Армии под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Потери составили 19 танков, семь из которых стали трофеями Красной Армии.

После войны Польша получила небольшое количество FT17 для восполнения потерь, и вплоть до середины 1930-х годов эти боевые машины были самыми массовыми в польской армии: на 1 июня 1936 г. их насчитывалось 174 единицы.

Работа по переделке и совершенствованию импортных образцов велась в Военно-инженерном исследовательском институте (Wojskowy Instytut Badan Inzynierii), впоследствии переименованном в Исследовательское бюро бронетанковой техники (Biuro Badan Technicznych Broni Pancernych). Здесь же создали и несколько оригинальных опытных образцов боевых машин: плавающий танк PZInz.130, легкий танк 4ТР, колесно-гусеничный танк 10ТР и другие.

ТТХ
Боевая масса, т. 6,7
Длина, мм. 4100, 4960 с «хвостом»
Ширина, мм. 1740
Высота, мм. 2140
Тип двигателя рядный, 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность, л.с. 39
Максимальная скорость, км/ч 7,8
Запас хода, км 35
Толщина брони, мм. 6-16
Экипаж 2 человека
Вооружение 37-мм пушка «Гочкисс» SA18 и 8-мм пулемет «Гочкисс» mod.1914

К началу Второй мировой войны, немецкие Pz.Kpfw.I хотя уже и уступили роль основного танка значительно более боеспособным Pz.Kpfw.II, всё ещё использовались вермахтом в значительных количествах. По состоянию на 15 августа 1939 года на вооружении Германии числились 1445 Pz.Kpfw.I Ausf.A и Ausf.B, что составляло 46,4 % всей бронетехники Панцерваффе. Поэтому даже безнадёжно устаревшие к тому времени FT-17, имевшие тем не менее пушечное вооружение, имели в бою преимущество над ним и были вполне пригодны, в условиях грамотного использования для применения в качестве истребителя танков. Бронепробиваемость орудия SA1918 составляла 12 мм на расстоянии 500 м, что позволяло поражать из засад уязвимые места немецких танков.

Свой последний бой «Рено» польской армии приняли безо всякой надежды на успех. Так, 15 сентября «Рено» перегородил ворота цитадели Брестской крепости, пытаясь остановить штурм танков Гудериана.


Увязший в грязи польский танк Renault FT-17 под Брест-Литовском

На вооружении 21-го танкового батальона были французские танки Renault R-35 (три роты по 16 танков). Лёгкий танк „Рено“ образца 1935 года составлял основу бронетанковых сил французской армии (к сентябрю 1939 года было поставлено 1070 единиц). Был разработан в 1934-35 гг в качестве нового танка сопровождения пехоты для замены устаревшего FT-17.

R-35 имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой части, трансмиссии в лобовой части, а совмещённого отделения управления и боевого - в средней части, со смещением к левому борту. Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя и командира, исполнявшего одновременно функции башенного стрелка.

ТТХ
Боевая масса, т 10,6
Длина корпуса, мм 4200
Ширина корпуса, мм 1850
Высота, мм 2376
Клиренс, мм 320
Тип брони стальная литая гомогенная
Броня, мм 10-25-40
Вооружение 37-мм полуавтоматическая пушка SA18 L/21и 7,5-мм пулемет «Рейбель»
Боекомплект пушки 116 снарядов
Тип двигателя рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 82
Скорость по шоссе, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 140
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,92
Преодолеваемые препятствия
подъём, град. 20,
стенка, м 0,5,
ров, м 1,6,
брод м 0,6

Ночью 18 сентября польский президент и Верховное командование с батальоном, вооружённым французскими танками Renault R-35 (по другим данным там же были 3 или 4 танка Hotchkiss H-39, закупленные для испытаний в 1938 году), покинули Польшу, перебравшись в Румынию, где и были интернированы. 34 польских танка были включены в состав вооружённых сил Румынии.

Существенного влияния R-35 на ход польской кампании 1939 года не оказали. В немецкой армии R-35 получил индекс PzKpfw 35R (f) или Panzerkampfwagen 731 (f). По германским стандартам R 35 был сочтён неподходящим для вооружения фронтовых частей, прежде всего из-за своей низкой скорости и слабого вооружения большинства танков, поэтому использовался в основном для контрпартизанский действий и задач охранения. R-35, используемые вермахтом и войсками СС на территории Югославии, получили сравнительно высокую оценку от использовавших его солдат, благодаря своим небольшим размерам, позволявшим использовать его на узких дорогах в горной местности.

Wz.29 - Бронеавтомобиль образца 1929 года

Первый бронеавтомобиль полностью польской разработки, wz.29 был создан конструктором Р. Гундлахом. В 1926 году механический завод "Ursus" под Варшавой приобрел лицензию на производство 2,5-тонных грузовиков итальянской фирмы SPA. Выпуск в Польше начался в 1929 году. Их также было решено использовать в качестве базы для бронеавтомобилей. Проект был готов в 1929 году. Всего выпущено около 20 бронеавтомобилей обр. 1929 года или "Ursus" ("Медведь").

Они имели массу 4,8 т, экипаж - 4-5 человек. Вооружение - 37-мм орудие SA-18 "Пюто" с плечевым упором и два 7,92-мм пулемета wz. 25 или три 7,92-мм пулемета обр. 1925 года. Боекомплект 96 снарядов в коробках по 24 выстрела.

Один пулемет размещался в левой части башни (если смотреть на бронеавтомобиль спереди), под углом 120 градусов к пушке. Командир не мог использовать пушку и пулемет одновременно. Второй пулемет находился в кормовой бронеплите, справа от сиденья заднего водителя, для стрельбы из него был нужен задний стрелок. В начале службы на броневиках устанавливался еще и третий, зенитный, пулемет в правой верхней части башни, но он был неэффективен и в середине 30-х все зенитные пулеметы были демонтированы. Боезапас пулеметов – 4032 патрона (в 16 лентах по 252 патрона). Пулеметы имели телескопические прицелы.

Бронирование - стальные плиты на заклепках из хромоникелевой стали. Форма корпуса с довольно рациональными углами наклона бронеплит. Толщина брони колебалась в пределах 4-10 мм: лоб корпуса – 7-9 мм, корма – 6-9 мм, борта и крышка двигателя - 9 мм, крыша и днище – 4 мм (более толстыми были вертикальные плиты), восьмигранная башня со всех сторон – 10 мм. Броня защищала от бронебойных пуль на дистанции свыше 300 м и от обычных пуль и осколков на любом расстоянии.

Двигатель "Ursus" мощность - 35 л. с, скорость - 35 км/ ч, дальность хода - 250 км.

Два "Урсуса" имели вместо оружия радиорупоры, за что были прозваны "броневиками-оркестрами"

Бронеавтомобиль оказался тяжелым и обладал плохой проходимостью, т. к. имел только одну пару ведущих колес (привод только на заднюю ось). Они использовались, в основном, в учебных целях. По мобилизации вошли в состав 14-го броневого дивизиона Мазовецкой кавалерийской бригады. Семь машин составляли эскадрон бронеавтомобилей 11-го танкового батальона, восьмая была машиной командира батальона – майора Стефана Маевского. Командир эскадрона бронеавтомобилей – лейтенант Мирослав Яросинский, командиры взводов – лейтенант М. Нахорский и оружейный офицер С. Воджезак.

Активно использовались в сентябрьских боях, в ходе которых все были потеряны или уничтожены экипажами.

Вечером первого сентября 1939 года 2-й взвод бронеавтомобилей пресек попытку проникновения на территорию Польши немецкого разведывательного подразделения 12-й пехотной дивизии и уничтожил все 3 немецких легких бронеавтомобиля. Было повреждено 2 польские машины Ursus.

Третьего сентября была потеряна одна машина в бою с разведывательным подразделением панцергруппы "Kempf". В этот день все бронеавтомобили эскадрона прикрывали 11-й уланский полк от атак третьего батальона полка СС "Deutschland".

Четвертого сентября 1-й взвод прикрывал 7-й уланский полк в атаке на деревню Жуки. Польские машины уничтожили 2 немецких танка PzKpfw I, пытавшихся окружить позиции улан. Лейтенант Нахорский уничтожил штабную машину с арткорректировщиком и захватил немецкие карты.

Седьмого сентября броневики Ursus, поддерживая атаку 7-го уланского полка, уничтожили 2 немецких бронеавтомобиля, потеряв один свой.

Тринадцатого сентября батальон был переброшен в расположение кавалерийской бригады. Тем временем батальону были приданы 2 бронеавтомобиля wz.34 из 61-го танкового батальона. Возле маленького городка Seroczyn (к юго-востоку от Варшавы) 1-й взвод бронеавтомобилей, следуя в авангарде батальона, столкнулся с боевым охранением группы «Штейнер». Немецкое подразделение включало мотоциклетную роту, взвод бронеавтомобилей, противотанковые и пехотные пушки. В коротком бою 2 вражеских бронеавтомобиля были уничтожены, но был потерян один Ursus (подбит противотанковой пушкой), и польское подразделение отступило.

Вскоре подтянулись основные силы противника и вошли в город, поляки отступили за реку Swider. Майор Маевский сформировал боевую группу из своего 11-го батальона, солдат из разбитых польских частей, рассеянных неподалеку, артиллерийской батареи, найденной в лесу без лошадей, и подошедшей 62-й разведывательной танковой роты. Затем поляки попытались этими силами атаковать противника на другом берегу реки, но потерпели неудачу. Бронеавтомобили пытались форсировать реку через мост, но первая же машина, въехавшая на мост, была подбита огнем противотанковой пушки, а танкетки на правом фланге завязли на заболоченном лугу. Основные силы группы «Штейнер» при поддержке танков и артиллерии заставили отступить ослабленное польское подразделение. Общие потери поляков в этом бою – 2 бронеавтомобиля wz.29, 1-2 wz.34 и несколько танкеток. Немцы понесли небольшие потери, но было на некоторое время приостановлено их наступление на Вистулу. Благодаря этому кавалерийская группа генерала Андерса смогла выйти из окружения. Вечером 11-й батальон вывел из строя разведывательное подразделение 1-й пехотной дивизии (потерявшее в бою командирскую бронемашину).

Ослабленный батальон был присоединен к частям армии «Люблин» в Люблине (здесь были сконцентрированы лучшие польские бронетанковые части – Варшавская мото-механизированная бригада). Последние бронеавтомобили были уничтожены 16 сентября возле города Zwierzyniec, т.к. они не могли проехать по неровным песчаным лесным дорогам, чтобы отступить к юго-востоку от Люблина (они погружались в песок по самую ось). К тому же танки нуждались в остатках топлива для последнего боя, произошедшего 18 сентября.

Несколько машин wz.29 могли быть отремонтированы немцами и использоваться в оккупированной Польше. Ни один бронеавтомобиль wz.29 не сохранился после войны.

Бронеавтомобиль образца 1934 года

Получен путем переделки тихоходного бронеавтомобиля образца 1928 года на шасси типа "Ситроен-Кегресс В-10" из полугусеничного в колесный. Один бронеавтомобиль был переделан и испытан в марте 1934 года на испытания, которые прошли более или менее удачно, и в сентябре было готово 11 бронеавтомобилей обр. 1934 года. При переделках и дальнейшей модернизации использовались узлы автомобиля "Польский Фиат".

На машинах обр. 34-I гусеничная ходовая часть была заменена колесной с мостом автомобиля "Польский Фиат 614", поставлен двигатель "Польский Фиат 108". На бронеавтомобиле обр. 34-II поставлен новый двигатель "Польский Фиат 108-III", а также задний мост новой усиленной конструкции, гидравлические тормоза и т. д.

Бронеавтомобили обр. 1934 года вооружались либо 37-мм пушкой (примерно третья часть), либо 7,92-мм пулеметом обр. 1925 года. Боевая масса соответственно 2,2 т и 2,1 т. Для БА обр. 34-II - 2,2 т. Экипаж - 2 человека. Бронирование - 6 мм горизонтальных и наклонных и 8 мм - вертикальных листов.

БА обр. 34-II имел двигатель мощностью 25 л. с, развивал скорость 50 км/ч (для обр. 34-1 - 55 км/ч). Дальность хода соответственно 180 и 200 км. Бронеавтомобиль мог преодолевать подъем 18°.

Организационно бронеавтомобили входили в состав эскадронов бронеавтомобилей (7 бронеавтомобилей в эскадроне), являвшихся составной частью разведывательных бронедивизионов кавалерийских бригад.

К началу Второй мировой войны бронеавтомобилями wz.34 были укомплектованы 10 бронеэскадронов, входивших в состав 21 -, 31 -, 32-, 33-, 51 -, 61 -, 62-, 71-, 81- и 91-го броневых дивизионов кавалерийских бригад Войска Польского. В результате интенсивной эксплуатации в мирное время устаревшая материальная часть эскадронов была сильно изношена. Заметного участия в боевых действиях эти машины не принимали и использовались для ведения разведки.

К завершению Польской кампании все экземпляры были либо уничтожены, либо захвачены вермахтом. До настоящего времени не уцелел ни один экземпляр Wz.34. На фото - современная реплика на базе ГАЗ-69.